<ПИСЬМО> Госналогслужбы РФ от 28.07.1998 n СШ-6-05/477 О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СТРАХОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В 1997 ГОДУ


ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 июля 1998 г. N СШ-6-05/477
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ
НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СТРАХОВЫМИ
ОРГАНИЗАЦИЯМИ В 1997 ГОДУ
В соответствии с пунктом 7 Национального плана проверок налогоплательщиков на 1998 год, утвержденного Государственной налоговой службой Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой налоговой полиции Российской Федерации, органами налоговой службы произведена проверка соблюдения налогового законодательства страховыми организациями в 1997 году.
Государственная налоговая служба Российской Федерации направляет для сведения и руководства в работе Справку о результатах проверок соблюдения налогового законодательства страховыми организациями в 1997 году.
Заместитель
Руководителя Госналогслужбы
Российской Федерации -
Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
С.С.ШТАРЕВ



Приложение
СПРАВКА
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ
НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СТРАХОВЫМИ
ОРГАНИЗАЦИЯМИ В 1997 ГОДУ
В соответствии с пунктом 7 Национального плана проверок налогоплательщиков на 1998 год, утвержденного руководителем Госналогслужбы России по согласованию с Федеральной службой налоговой полиции Российской Федерации, Управлением налогообложения финансово - кредитных институтов была организована проверка правильности исчисления и своевременного перечисления в бюджет налога на прибыль страховыми организациями и их филиалами (далее - организации).
Примерная программа проверок соблюдения налогового законодательства страховыми организациями за 1997 год была направлена в ГНИ 89 субъектов РФ и в ГНИ по городу и космодрому Байконур. Материалы проверок получены из 86 ГНИ. По информации ГНИ Корякского, Ненецкого, Эвенкийского автономных округов и ГНИ по городу и космодрому Байконур страховые организации на налоговом учете не состоят.
Анализ представленных материалов проверок показал, что по состоянию на 1 января 1998 года в налоговых органах были зарегистрированы 7672 страховые организации и их филиалы, являющиеся налогоплательщиками по законодательству (далее - налогоплательщики). Проверка проводилась в 1514 организациях, что составляет 20% от общего числа стоящих на налоговом учете.
Таблица N 1
ДИНАМИКА КОЛИЧЕСТВА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ
----------T----------T--------------T------------T---------------¬
¦На 01.01.¦ Кол-во ¦ Отклонение ¦В том числе ¦ Доля ¦
¦ ¦ налого- ¦от предыдущего¦юридических ¦ юридических ¦
¦ ¦ платель- ¦ периода ¦ лиц ¦ лиц в общем ¦
¦ ¦ щиков ¦ ¦ ¦ числе налого- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ плательщиков,¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в % ¦
+---------+----------+--------------+------------+---------------+
¦ 1993 ¦ 5719 ¦ данных нет ¦ 1858 ¦ 32,5 ¦
¦ 1994 ¦ 8335 ¦ +2616 ¦ 2742 ¦ 32,8 ¦
¦ 1995 ¦ 9585 ¦ +1250 ¦ 2745 ¦ 28,6 ¦
¦ 1996 ¦ 8411 ¦ -1174 ¦ 3075 ¦ 36,6 ¦
¦ 1997 ¦ 7740 ¦ -674 ¦ 2358 ¦ 30,5 ¦
¦ 1998 ¦ 7672 ¦ -68 ¦ 2334 ¦ 30,4 ¦
L---------+----------+--------------+------------+----------------
Наибольшее число налогоплательщиков (3731, или 50,2% от общего числа состоящих на налоговом учете) зарегистрировано в ГНИ по г. Москве, г. Санкт - Петербургу, Московской, Ростовской, Челябинской, Свердловской, Новосибирской, Самарской, Саратовской, Кемеровской областям, Краснодарскому краю. Удельный вес налоговых поступлений от этих регионов составляет 53,2% налоговых поступлений от страховых организаций.
В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к дальнейшему сокращению числа налогоплательщиков. По имеющимся данным, на 01.01.98 3180 организаций не осуществляют страховую деятельность или не представляют отчеты в налоговую инспекцию. Наибольшее число таких налогоплательщиков в следующих субъектах Российской Федерации:
Таблица N 2
НАИБОЛЬШЕЕ КОЛИЧЕСТВО
НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ, НЕ ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ СТРАХОВУЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИЛИ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЮЩИХ ОТЧЕТЫ
В НАЛОГОВУЮ ИНСПЕКЦИЮ
---------------------T---------T------------T--------------------¬
¦ Субъекты ¦ Всего ¦ Количество ¦ Отношение числа ¦
¦ ¦ состоит ¦ налог-ков, ¦ налог-ков, не ¦
¦ ¦на налог.¦не осущест- ¦ осуществляющих ¦
¦ ¦ учете ¦вляющих свою¦ деятельность или ¦
¦ ¦ органи- ¦деятельность¦ не представляющих ¦
¦ ¦заций на ¦или не пред-¦ отчетность в 1997 ¦
¦ ¦01.01.98 ¦ ставляющих ¦ к 1996 г. (%) ¦
¦ ¦ ¦ отчетность ¦ ¦
¦ ¦ ¦на 01.01.98 ¦ ¦
+--------------------+---------+------------+--------------------+
¦г. Москва ¦ 1504 ¦ 601 ¦ 162 ¦
¦Московская обл. ¦ 371 ¦ 146 ¦ 221 ¦
¦г. Санкт - Петербург¦ 326 ¦ 158 ¦ данных нет ¦
¦Челябинская обл. ¦ 239 ¦ 103 ¦ 112 ¦
¦Ростовская обл. ¦ 232 ¦ 154 ¦ 115 ¦
¦Краснодарский край ¦ 212 ¦ 81 ¦ 106 ¦
¦Саратовская обл. ¦ 150 ¦ 108 ¦ 174 ¦
¦Тюменская обл. ¦ 139 ¦ 70 ¦ 108 ¦
¦Тульская обл. ¦ 109 ¦ 33 ¦ 138 ¦
L--------------------+---------+------------+---------------------
Всего в 1997 году общие налоговые поступления в бюджетную систему РФ от страховых организаций составили 1080685,0 тыс. руб. <*>, или 0,2% в общем объеме налоговых поступлений, в том числе в федеральный бюджет - 289515,0 тыс. руб.
--------------------------------
<*> Все суммы указаны с учетом деноминации.
Из общей суммы поступлений в федеральный бюджет налог на прибыль составил 65309,0 тыс. руб. или 0,45%.
Таблица N 3
УДЕЛЬНЫЙ ВЕС НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ
-------T--------------------T-------------------T----------------¬
¦ Годы ¦ Общие налоговые ¦ Налоговые ¦ Удельный вес, ¦
¦ ¦ поступления ¦ поступления ¦ в % ¦
¦ ¦ в бюджеты всех ¦ от страховых ¦ ¦
¦ ¦ уровней, тыс. руб. ¦ организаций, ¦ ¦
¦ ¦ ¦ тыс. руб. ¦ ¦
+------+--------------------+-------------------+----------------+
¦ 1996 ¦ 477339964,0 ¦ 943924,0 ¦ 0,2 ¦
¦ 1997 ¦ 582123849,0 ¦ 1080685,0 ¦ 0,2 ¦
L------+--------------------+-------------------+-----------------
Наибольшие налоговые поступления в 1997 году имели место в следующих субъектах Российской Федерации:
Таблица N 4
УДЕЛЬНЫЙ ВЕС НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ ОТ СТРАХОВЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ОТДЕЛЬНЫМ СУБЪЕКТАМ РФ
----T--------------------T--------T--------T---------T-----------¬
¦ N ¦ Наименование ¦ Кол-во ¦Удельный¦Факт-кие ¦ Удельный ¦
¦п/п¦ субъекта ¦налого- ¦ вес в ¦налоговые¦ вес в ¦
¦ ¦ ¦платель-¦ общем ¦ поступ- ¦ объеме ¦
¦ ¦ ¦ щиков ¦ кол-ве ¦ ления, ¦ налоговых ¦
¦ ¦ ¦ ¦налого- ¦тыс. руб.¦поступлений¦
¦ ¦ ¦ ¦платель-¦ ¦от страх-х ¦
¦ ¦ ¦ ¦ щиков, ¦ ¦ орг-й, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ в % ¦ ¦ в % ¦
+---+--------------------+--------+--------+---------+-----------+
¦ ¦Итого ¦ 3731 ¦ 50,2 ¦575844,0 ¦ 53,2 ¦
+---+--------------------+--------+--------+---------+-----------+
¦1. ¦г. Москва ¦ 1504 ¦ 19,6 ¦331646,0 ¦ 30,7 ¦
¦2. ¦г. Санкт - Петербург¦ 326 ¦ 4,2 ¦ 35714,0 ¦ 3,3 ¦
¦3. ¦Московская обл. ¦ 371 ¦ 4,8 ¦ 29368,0 ¦ 2,7 ¦
¦4. ¦Свердловская обл. ¦ 171 ¦ 2,2 ¦ 28179,0 ¦ 2,6 ¦
¦5. ¦Пермская обл. ¦ 122 ¦ 1,6 ¦ 22934,0 ¦ 2,1 ¦
¦6 ¦Самарская обл. ¦ 188 ¦ 2,5 ¦ 25936,0 ¦ 2,4 ¦
¦7. ¦Кемеровская обл. ¦ 176 ¦ 2,3 ¦ 22094,0 ¦ 2,0 ¦
¦8 ¦Краснодарский край ¦ 212 ¦ 2,8 ¦ 21947,0 ¦ 2,0 ¦
¦9. ¦Новосибирская обл. ¦ 162 ¦ 2,1 ¦ 18114,0 ¦ 1,7 ¦
¦10.¦Челябинская обл. ¦ 239 ¦ 3,1 ¦ 17621,0 ¦ 1,6 ¦
¦11.¦Ростовская обл. ¦ 232 ¦ 3,0 ¦ 13927,0 ¦ 1,3 ¦
¦12.¦Саратовская обл. ¦ 150 ¦ 2,0 ¦ 8364,0 ¦ 0,7 ¦
L---+--------------------+--------+--------+---------+------------
Проверкой предусматривалось - определение правильности формирования финансовых результатов деятельности страховщиков, формирование налогооблагаемой базы для расчета налога на прибыль, выявление налоговых нарушений.
Доходы проверенных организаций в 1997 году составили 10577492,0 тыс. руб.
Таблица N 5
СТРУКТУРА ДОХОДОВ
-----T----------------------------------T--------------T---------¬
¦ N ¦ Статьи доходов ¦ Тыс. руб. ¦% к итогу¦
¦п/п ¦ ¦ ¦ ¦
+----+----------------------------------+--------------+---------+
¦ ¦ Доходы - всего ¦ 10577492,0 ¦ 100,0 ¦
¦ ¦ в том числе: ¦ ¦ ¦
¦ 1. ¦ Доходы от страховой деятельности ¦ 9567070,4 ¦ 90,5 ¦
¦ 2. ¦ Доходы от инвестирования ¦ 969947,6 ¦ 9,1 ¦
¦ 3. ¦ Доходы от иной деятельности ¦ 40472,0 ¦ 0,4 ¦
L----+----------------------------------+--------------+----------
Наибольший удельный вес в составе доходов занимают доходы от страховой деятельности - 90,5%.
Наиболее характерными нарушениями при формировании дохода страховщиками являются: завышение суммы изменений страховых резервов, занижение суммы поступивших страховых платежей, невключение в состав доходов сумм, полученных от реализации ценных бумаг и основных средств, доходов, полученных от совместной деятельности.
В результате проверок были отмечены факты занижения доходов на общую сумму 7648,0 тыс. рублей.
Так, ГНИ по Новосибирской области выявлено занижение доходов у 9 налогоплательщиков из 28 проверенных на общую сумму 1116,9 тыс. руб., в том числе в результате завышения суммы изменения страховых резервов на 733,2 тыс. руб. (или 65% от общей суммы заниженных доходов), неправомерного отнесения выплат к страховым на сумму 347,7 тыс. руб. (или 31%), неполного отражения в бухгалтерском учете суммы реализации основных средств на 23,0 тыс. руб. (или 2%).
ГНИ по Иркутской области были отмечены факты занижения доходов на общую сумму 161,0 тыс. руб. у 6 налогоплательщиков из 34 проверенных. При проверке СК "Диана" установлено, что в результате завышения изменения страховых резервов сумма заниженных доходов составила 154,0 тыс. руб.
В результате неправильного формирования страховых резервов САО "Росгосстрах - Татарстан" занизило доходы на сумму 351 тыс. руб., а СК "Санология" (Новосибирская обл.) на 80,8 тыс. руб.
ГНИ по г. Санкт - Петербургу было установлено занижение суммы доходов у 2 налогоплательщиков в сумме 281,1 тыс. руб. Так, СК "Первая титульная страховая компания" в нарушение ст. 2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с изменениями и дополнениями) занизила доход от внереализационных операций на сумму 265,0 тыс. руб.
Занижение суммы доходов в ОАО "Северная страховая бассейновая компания" (Архангельская обл.) составило 29,0 тыс. руб. в связи с необоснованным формированием страховых резервов по договорам страхования, по которым закончен срок действия.
Занижение налогооблагаемой базы для определения налога на пользователей автомобильных дорог, а также налога на содержание жилфонда и объектов социально - культурной сферы в САО "Росгосстрах - Ростов" (Ростовская обл.) составило 45,4 тыс. руб. за счет неправомерных выплат по досрочно прекращенному договору коллективного страхования жизни. Песчанокопский филиал этой организации допустил занижение выручки на сумму 70,0 тыс. руб.
ГНИ по Тюменской области выявила в СК "Аско - Тюмень - ЛТД" занижение выручки, для расчета налога на пользователей автодорог, на 67,0 тыс. руб. и для расчета налога на содержание жилфонда - 22,7 тыс. руб.
Вместе с тем следует отметить, что фактов занижения доходов у налогоплательщиков, проверенных ГНИ по Калининградской, Костромской, Курской, Тверской, Тамбовской областям, выявлено не было.
Общая сумма расходов по проверенным организациям составила в 1997 году 9339405,8 тыс. руб., или 88,3% к сумме полученных доходов.
Таблица N 6
СТРУКТУРА РАСХОДОВ
-----T----------------------------------T---------T------T-------¬
¦ ¦ Состав расходов ¦Тыс. руб.¦В % к ¦ В % к ¦
¦ ¦ ¦ ¦итогу ¦ доходу¦
+----+----------------------------------+---------+------+-------+
¦ ¦ВСЕГО РАСХОДОВ ¦9339405,8¦100 ¦ 88,3 ¦
+----+----------------------------------+---------+------+-------+
¦ ¦Расходы по страховой деятельности:¦7608325,3¦ 81,4 ¦ 71,8 ¦
¦1.1.¦Выплаты страховых сумм, всего ¦4248295,2¦ 45,5 ¦ 40,2 ¦
¦ ¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ - по рисковым видам страхования,¦2321472,9¦ 24,9 ¦ 22,0 ¦
¦ ¦ - по страхованию жизни ¦1926822,2¦ 20,6 ¦ 18,2 ¦
¦1.2.¦Возмещение доли страховых выплат ¦ 88067,4¦ 0,9 ¦ 0,8 ¦
¦ ¦по договорам, принятым ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в перестрахование ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.3.¦Страховые взносы по договорам, ¦1161921 ¦ 12,4 ¦ 10,9 ¦
¦ ¦переданным в перестрахование: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ в том числе: ¦ 85068,8¦ 0,9 ¦ 0,8 ¦
¦ ¦ за пределы Российской Федерации ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.4.¦Расходы на ведение дела, всего ¦2110042,1¦ 22,6 ¦ 19,9 ¦

<ПИСЬМО> Госналогслужбы РФ от 28.07.1998 n КВ-6-10/476@ <О ПОЛОЖЕНИИ ОБ УПРАВЛЕНИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОНОПОЛИИ НА АЛКОГОЛЬНУЮ ПРОДУКЦИЮ И НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В ЭТОЙ СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ТИПОВОМ ПОЛОЖЕНИИ О СТРУКТУРНОМ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОНОПОЛИИ НА АЛКОГОЛЬНУЮ ПРОДУКЦИЮ И НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В ЭТОЙ СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ ПО СУБЪЕКТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ>  »
Постановления и Указы »
Читайте также