МАТЕРИАЛЫ ПО КЛАССИФИКАЦИИ от 15.07.1998 n МКПА-46 РЕЦЕНЗИЯ НА ПРОЕКТ КЛАССИФИКАЦИИ ПРАВОВЫХ АКТОВ ОТ 28.04.98, РАЗРАБОТАННЫЙ АО КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС ПО ЗАКАЗУ РОССИЙСКОГО ФОНДА ПРАВОВЫХ РЕФОРМ (К.ю.н. В.Ф.Воробьев, А.Ю.Аккуратнова, д.ю.н., профессор В.В.Лазарев)


15 июля 1998 г. N МКПА-46
РЕЦЕНЗИЯ
НА ПРОЕКТ КЛАССИФИКАЦИИ ПРАВОВЫХ АКТОВ,
РАЗРАБОТАННЫЙ АО "КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС"
ПО ЗАКАЗУ РОССИЙСКОГО ФОНДА ПРАВОВЫХ РЕФОРМ
Представленный проект является продуктом длительной работы большого коллектива специалистов и в целом заслуживает одобрения в качестве полноценной основы для создания стандарта в области классификации правовых актов.
Следует поддержать попытку авторов найти некие объективные критерии рубрикации (предмет правового регулирования, набор имеющихся нормативных актов). Следует согласиться и с общей установкой - поставить на первое место среди потребителей правовой информации лиц с юридическим образованием.
Положительно воспринимается также ориентация проекта не только на правоприменителя, но и, прежде всего, на законодателя. Последнему предстоит большая работа в "джунглях права" с тем, чтобы провести всеобъемлющую систематизацию законодательства. Создание стандарта в информационном поиске и систематизация законодательства могут вестись параллельно. Стремление к тому, чтобы классификация происходила по содержательному, а не по формальному принципу, дает возможность решать широкий круг вопросов, не ограничиваясь ознакомительными и правоприменительными задачами. Хорошо, если удастся установить соответствие между рубриками Классификатора и разделами схемы свода законов.
Предметный Классификатор позволяет включать в информационный массив акты судебной практики и принципиальные положения доктрины.
Замечания и пожелания общего характера можно свести к следующему.
Во-первых, есть необходимость ввести специальный раздел Классификатора "Правовые акты о правовых актах", в котором выделялись бы такие рубрики, как:
- подготовка правовых актов
- действие правовых актов
- опубликование правовых актов
- правила юридической техники.
Во-вторых, по возможности в наименование разделов ввести указание не только не предмет правового регулирования, но и на отрасль права ("Труд. Трудовое право", "Семья. Семейное право" и т.п.).
В-третьих, было бы целесообразно разделить раздел 14 на два с учетом того, что вопросы безопасности стали предметом более активного правового регулирования, а экономическая или экологическая безопасность становятся едва ли не самыми актуальными.
В-четвертых, следует вновь обсудить раздел 12 "Правосудие". В силу разных соображений конституционное судопроизводство должно уйти в первый раздел. Совершенно инородным является в нем п. 12.5 "Нотариат".
В-пятых, раздел 15 должен включать в себя рубрику "Международное частное право". Если есть необходимость в соответствующей рубрике (с другим наименованием) в разделе 3, необходимо дать ссылку (ссылку следует дать и на п. 8.8). Кстати, в разделе 15 чаще следует использовать ссылки на другие разделы.
В-шестых, в Классификаторе пока не просматривается информация о наиболее принципиальных индивидуально - правовых актах палат Федерального Собрания, Президента и Правительства.
В-седьмых, в Классификаторе не просматривается информация об актах местного самоуправления и вообще п. 1.13 нуждается в том, чтобы его развернуть по возможности полнее.
Трудно понять авторов Классификатора (см. Общую схему..., п. 6.3), когда они выделяют "типы правовых актов", поскольку основания Классификации совершенно разные (по характеру акта; по источнику; по органу, принявшему акт). Там же неясно изложено (см. п. 7.2) место кодифицированных актов в структуре Классификатора, а главное - не просматривается оно в самом Классификаторе.
Авторы правильно руководствуются принципом минимизации дублирования рубрик. Однако следует смягчить "жесткость конструкции Классификатора" рубриками "Прочие..." и "Иные вопросы...". Резервных позиций в Классификаторе пока мало. Такой позицией могла бы быть рубрика "Суды присяжных", которым пока места не нашлось.
Замечания к отдельным разделам
Содержание первого раздела "Конституционный строй" наиболее полно, по сравнению с другими вариантами классификаторов, отражает круг вопросов, возникающих при изменении и дополнении Конституций, Уставов субъектов Российской Федерации. Пункт 1.2 выгодно дополнен такими подпунктами, как 1.2.1.3 "Использование наименования Российская Федерация - Россия" и пп. 1.2.2.3 "Использование наименований субъектов Российской Федерации", так как эти вопросы в настоящее время актуальны.
Вместе с тем, и в данном проекте Классификатора неполно учтены ряд очень важных направлений организации правоохранительной деятельности. И, как показывает практика, не в полной мере охвачен тот круг вопросов, который возникает при поиске конкретного узкопрофильного документа. Так, в предложенном проекте Классификатора совсем не отражено муниципальное право и, соответственно, в пункте 1.13 "Местное самоуправление в Российской Федерации" - муниципальная служба.
Пункт 1.4 "Территория" нуждается в дальнейшей конкретизации и включении, например, наименования "Государственная граница", необходима ссылка на п. 15.3 порядка". Возможно, именно здесь должен быть пункт "Административно - территориальное устройство" и ссылка "см. п. 1.7.5".
Пункт 1.5.1 Гражданство, раскрыт полно и широко, однако возможно дополнить его подпунктом "Реабилитация лиц, подвергшихся незаконным политическим репрессиям".
Пункт 1.6 "Права и свободы человека и гражданина" требует ссылки на пункт 15.10 "Международная защита прав человека". Однако представлять так широко этот пункт, может быть, не имеет смысла, перечисляя конституционные нормы.
В пункте 1.7.4 "Основные направления государственной политики и федеральные программы Российской Федерации" возможно сделать ссылку на пункт 7.5.5 "Государственная поддержка регионов".
Пункт 1.8 перенести в раздел 15.
Пункт 1.14 "Законодательство об общественных объединениях" возможно дополнить подпунктами "Общественные объединения в сфере охраны правопорядка", "Религиозные объединения", отослав к п. 3.3.6.
Из пункта 1.15 "Государственные награды. Высшие степени и знаки отличия. Почетные звания. Знаки, значки" следовало бы выделить в отдельный подпункт - "Знаки. Значки", так как в системе правоохранительных органов и ряде других эти вопросы имеют особое значение. А также наслоение информации в одном пункте может затруднить поиск документов. При этом такие пункты, как "Праздники. Памятные даты. Юбилеи" (п. 1.17) и "Увековечение памяти выдающихся людей, исторических событий" (1.18) объединяет общее значение, но они необоснованно, по нашему мнению, представлены как два самостоятельных пункта. То же можно сказать по поводу разделения государственных наград и государственных премий.
В пункте 2.1.1 "Правительство Российской Федерации - высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации" не отражены органы при Правительстве РФ. Так, например, отсутствуют такие подпункты, как "Комитеты", "Советы", "Комиссии". Необходимо выделить "Аппарат Правительства".
Подпункт 2.2.3 "Делопроизводство" включает в себя широкий спектр деятельности и для удобства пользователей компьютерными информационно - справочными системами его необходимо раскрыть более конкретно, а по своему значению, скорее всего, он ближе к обслуживающей сфере, а не к разделу "Основы государственного управления". Его возможно дополнить следующими вопросами: учет и регистрация корреспонденции, контроль за исполнением документов, сроки исполнения, формирование и хранение дел, сроки хранения документов, обеспечение режима секретности. А также подпункт 2.5 "Обращения, заявления и жалобы граждан" может быть также включен в этот подпункт, или быть следующим за ним.
Подпункт 2.3.1 "Государственные программы, заказы" возможно дополнить или выделить следующим отдельным подпунктом "Государственный материальный резерв".
Подпункт 2.3.4 "Стандартизация и сертификация" можно дополнить словами "Качество продукции, маркировка".
Подпункт 2.3.5 "Лицензирование отдельных видов деятельности" возможно дополнить подпунктом "Порядок продажи, хранения и использования оружия. Лицензионно - разрешительная система".
Подпункт 2.6.1.3 "Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях" необходимо изложить в следующей редакции "Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях".
Пункт 3.8 "Гражданское право" возможно дополнить "Государственные реестр прав на недвижимое имущество".
Подпункт 3.10.1 возможно дополнить подпунктом "Аукцион".
В подпункте 3.10.8.2 "Перевозка грузов", а также 4.6.8 необходимо отразить такой вопрос как возникновение правоотношений при транзите грузов через территории других государств, а также выделить подпункт "Специальные перевозки".
В пункте 4.8 "Торговля" не отражены такие виды торговли как ярмарки, аукционы, конкурсы.
Пункт 3.11 "Жилищное право" для быстроты поиска документов возможно дополнить такими позициями, как "дополнительная жилая площадь, бронирование жилых помещений, ответственность за нарушение жилищного законодательства", а также подробнее раскрыть пункт 4.11 "Жилищно - коммунальное хозяйство".
В пункте 11.3 "Образование" не отражены следующие позиции:
- образование в учреждениях уголовно - исполнительной системы;
- учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
- права и социальная защита обучающихся и воспитанников;
- стипендии, льготы;
- учебники и учебные пособия;
- каникулы, летний отдых;
- учебные центры, курсы повышения квалификации (со ссылкой на п. 9.2.5);
- сборы в учебных заведениях правоохранительных органов.
В подпункте 11.2.6. "Медицинские учреждения" не отражены медицинские учреждения системы МВД России.
Подпункт 12.8.1. "Учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы" не конкретизирован. В него могут войти такие позиции:
- исправительные колонии, колонии - поселения;
- воспитательные колонии;
- следственные изоляторы, тюрьмы;
- производственная деятельность;
- материально - техническое обеспечение и финансирование;
- режим в исправительных учреждениях;
- основания и порядок освобождения из исправительных учреждений (по отбытии срока наказания, по болезни, условно - досрочное, по амнистии, помилованию);
- особенности содержания в исправительных учреждениях осужденных женщин;
- пожизненное лишение свободы, смертная казнь;
- условия содержания осужденных, социальная помощь лицам, освобождаемым из исправительных учреждений, осужденных условно и осужденных, в отношении которых исполнение приговора к лишению свободы отсрочено.
Пункт 13 "Оборона" - не отражены такие аспекты военной службы, как прикомандирование военнослужащих к другим федеральным органам исполнительной власти, воинские звания, военная форма одежды, знаки различия, знаки отличия, вопросы международного военного сотрудничества. Участие войск в миротворческих миссиях.
Пункт 14, "Безопасность и охрана правопорядка", если его оставлять не разделенным, целесообразно изложить несколько в другом порядке:
14.1. Общие вопросы;
14.2. Охрана государственных границ;
14.3. Внешняя разведка;
14.4. Федеральная служба безопасности;
14.5. Чрезвычайное положение, чрезвычайные ситуации;
14.6. Государственная тайна;
14.7. Милиция;
14.8. Муниципальные органы охраны общественного порядка;
14.9. Внутренние войска МВД России;
14.10. Государственная противопожарная служба. Пожарная охрана;
14.11. Паспортная система, регистрация по месту пребывания и по месту жительства (см. 2.4.5)
14.12. Государственная автодорожная инспекция. Безопасность дорожного движения.
14.13. Порядок въезда в РФ и выезда из нее.
14.14. Частная детективная и охранная деятельность.
14.15. Порядок продажи, хранения и использования оружия. Лицензионно - разрешительная система (см. 2.3.5 и 2.4.6)
14.16. Другие вопросы безопасности и охраны правопорядка
Общий вывод
Проект Классификатора правовых актов, разработанный АО "Консультант Плюс", заслуживает поддержки. Он посвящен весьма актуальным проблемам наведения должного порядка в работе по систематизации нормативно - правовых актов Российской Федерации.
Предлагаемый проект при его окончательной доработке позволит получить полную и точную информацию о законодательных и подзаконных актах. В связи с наличием в настоящее время множества компьютерных справочно - правовых систем появление данного Классификатора является актуальным следствием необходимости в обобщении огромного массива правовой информации в целях улучшения качества поиска правовых актов.
Начальник Правового управления
Главного штаба МВД России,
генерал - майор милиции,
кандидат юридических наук
В.Ф.ВОРОБЬЕВ
Инспектор по особым поручениям
Правового управления
Главного штаба МВД России,
подполковник милиции
А.Ю.АККУРАТНОВА
Член Экспертного совета
Правового управления
Главного штаба МВД России,
доктор юридических наук,
профессор
В.В.ЛАЗАРЕВ
15 июля 1998 года

МАТЕРИАЛЫ ПО КЛАССИФИКАЦИИ от 15.07.1998 n МКПА-45 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО СТРУКТУРЕ РАЗДЕЛА 5 ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО (П.П. 5.1 - 5.6) (Т.П.Лазарева)  »
Постановления и Указы »
Читайте также