ПИСЬМО Госстроя РФ от 28.05.1998 n АБ-20-214/12 О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТОИМОСТИ ПРЕДМЕТА ПОДРЯДНЫХ ТОРГОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ЖИЛИЩНОЙ И СТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
ПИСЬМО
от 28 мая 1998 г. N АБ-20-214/12
О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТОИМОСТИ
ПРЕДМЕТА ПОДРЯДНЫХ ТОРГОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Государственный комитет Российской Федерации по жилищной и строительной политике сообщает, что с 01.06.98 вводятся в действие "Методические рекомендации по определению стоимости предмета подрядных торгов в строительстве" (далее - Методические рекомендации).
Методические рекомендации предназначены для использования в практической деятельности всеми участниками инвестиционного процесса для определения стоимости строительства при подготовке и проведении подрядных торгов по объектам, финансируемым из бюджетных средств и других источников финансирования.
В Методических рекомендациях приводятся конкретные примеры определения стоимости предмета торгов, в том числе при отсутствии проектно - сметной документации.
Методические рекомендации разработаны в соответствии с действующими в Российской Федерации нормативно - методическими документами в области сметного ценообразования и нормирования, а также по организации и проведению подрядных торгов.
Разработчик Методических рекомендаций - Межрегиональный центр по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов Госстроя России.
Первый заместитель
Председателя Госстроя России
А.А.БАБЕНКО



Введены в действие с 01.06.98
письмом Государственного комитета
Российской Федерации по жилищной
и строительной политике
от 28 мая 1998 г. N АБ-20-214/12
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТОИМОСТИ ПРЕДМЕТА
ПОДРЯДНЫХ ТОРГОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
АННОТАЦИЯ
Методические рекомендации по определению стоимости предмета подрядных торгов в строительстве разработаны Межрегиональным центром по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов Госстроя России под руководством Управления совершенствования ценообразования и сметного нормирования в строительстве Госстроя России при участии ЦНИИЭУС и Управления стройпрограмм Госстроя России.
Рассмотрены и рекомендованы к применению Межведомственной комиссией по подрядным торгам при Госстрое России (протокол от 27 марта 1998 г. N 10) и НТС по ценообразованию в строительстве Госстроя России (протокол от 31 марта 1998 г. N 1)
Методические рекомендации предназначены для использования при подготовке и проведении подрядных торгов на объектах, финансируемых из бюджетных средств, и рекомендуются для применения на объектах, финансируемых из других источников. Могут быть использованы всеми субъектами инвестиционной деятельности, в том числе заказчиками (инвесторами), организаторами торгов, тендерными комитетами всех уровней, подрядными и субподрядными организациями, независимо от правовых форм, форм собственности и др.
Предложения и замечания по содержанию Методических рекомендаций просьба направлять по адресу: 117987, Москва, ГСП-1, ул. Строителей, д. 8, корп. 2, Межрегиональный центр по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов Госстроя России.
Настоящие Методические рекомендации не могут быть полностью или частично воспроизведены, тиражированы и распространены в качестве официального издания без разрешения Госстроя России.
ВВЕДЕНИЕ
Подрядные торги получают все более широкое распространение при осуществлении капитального строительства. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1993 г. N 812 "Об утверждении Основных положении порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных нужд в Российской Федерации" распределение заказов на вновь начинаемое строительство производится только на конкурсной основе, главным образом через проведение подрядных торгов.
При наличии обоснований инвестиций (предпроектных проработок), проектно - сметной или тендерной документации у заказчика строительства (застройщика) не возникает трудностей в определении стоимости предмета подрядных торгов. Он имеет определенные стоимостные ориентиры по намечаемому им строительству (реконструкции, расширению, техническому перевооружению, капитальному ремонту) объектов и может с большой долей уверенности располагать имеющимися в его распоряжении средствами.
При отсутствии соответствующей документации, на основе которой возможно определение размера средств необходимых для инвестирования того или иного объекта с определенными техническими параметрами, перед заказчиком встает проблема определения стоимости строительства на предварительном этапе.
Целью настоящих Методических рекомендаций является оказание помощи заинтересованным организациям в определении предполагаемой стоимости предмета подрядных торгов в строительстве, когда в их распоряжении имеется предпроектная или проектно - сметная документация и когда она отсутствует.
2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2.1. Методические рекомендации по определению стоимости предмета торгов и строительстве (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с:
- Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. N 305;
- Положением о подрядных торгах в Российской Федерации, утвержденным Госкомимуществом и Госстроем России 13 апреля 1993 г. N 660-р/18-7;
- основными положениями порядка организации и проведения подрядных торгов (конкурсов) на строительство объектов (выполнение строительно - монтажных работ) для государственных нужд, утвержденными Госстроем России 6 мая 1997 г. N БЕ-18-9 и согласованными Минэкономики России 6 мая 1997 г. N АС-158;
- во исполнение решения коллегии Госстроя России (протокол N 22 от 24.12.97).
При разработке Методических рекомендаций за основу приняты действующие в Российской Федерации нормативные документы в области сметного ценообразования и нормирования, имеющаяся справочно - информационная база укрупненных показателей стоимости строительства, индексов цен и программные средства составления смет, а также действующие нормативные документы в области организации и проведения подрядных торгов по состоянию на 1 января 1998 года.
2.2. Настоящие Методические рекомендации предназначаются для использования их в практической деятельности:
- структурными подразделениями инвестора, заказчика, организаторами подрядных торгов, ответственными за подготовку, организацию и проведение подрядных торгов;
- проектными и консультационными организациями, осуществляющими по заданию инвестора, заказчика, организатора торгов разработку технической части тендерной документации и оценку рыночной стоимости предмета подрядных торгов;
- тендерными комитетами (конкурсными комиссиями), осуществляющими подготовку и утверждение тендерной (конкурсной) документации и все процедуры подрядных торгов;
- экспертами, привлекаемыми для комплексной оценки оферт и подготовки предложении по выбору победителя подрядных торгов;
- другими группами специалистов, вовлеченными в процесс подготовки, организации и проведения подрядных торгов.
Настоящие Методические рекомендации состоят из 5 глав, содержат методики и примеры расчетов оценки предмета подрядных торгов в строительстве.
2.3. Методическими рекомендациями предусматривается определение стоимости предмета подрядных торгов в строительстве в базисном, текущем и в прогнозном уровне цен:
- при наличии предпроектной и проектно - сметной документации;
- при отсутствии таковой документации.
В Методических рекомендациях приводится перечень сметно - нормативных и других документов, применяемых при определении стоимости предмета подрядных торгов.
2.4. Выбор конкретного метода определения стоимости предмета подрядных торгов в строительстве может зависеть от ряда факторов, в частности от:
- наличия и качества разработанной проектно - сметной документации на строительство;
- уникальности предлагаемого объекта строительства;
- уровня организации строительного производства в регионе намечаемого строительства;
- уровня и качества региональной сметно - нормативной базы, учета в ней современного состояния строительных технологий, привязки нормативной базы к местным условиям и соответствия ее действующему законодательству;
- вида организации подрядных торгов;
- целей, которые ставит перед собой организатор торгов в области стоимости строительства, сроков и других условий.
2.5. Результаты определения стоимости предмета торгов рекомендуется использовать в качестве основы для:
- обсуждения уровня ценовых предложений претендентов;
- определения затрат па проведение подрядных торгов;
- определения величины снижения стоимости строительства от проведения подрядного торга (конкурса), если цена, предложенная победителем торга (конкурса), ниже оценочной стоимости инвестора;
- принятия решения об аннулировании результатов торгов или о проведении повторного торга в случае, если ценовые предложения претендента существенно превышают по величине инвесторскую оценочную стоимость и не компенсируются экономическими преимуществами от реализации альтернативных предложений претендентов по ускорению сроков строительства, снижению затрат на эксплуатацию сооружаемых объектов
2.6. При оценке стоимости предмета подрядных торгов в строительстве рекомендуется руководствоваться следующими принципами:
- стоимость должна определяться строго по кругу продукции, работ и затрат будущего подрядчика, с учетом сроков календарного графика строительства, определенных в технической части тендерной документации по данному предмету торгов (эта стоимость не совпадает со стоимостью в инвесторской смете заказчика (застройщика);
- оценка должна выполняться в том же уровне цен, в котором условиями торга (конкурса) предлагается претендентам представить свои ценовые предложения;
- стоимость должна определяться на уровне среднерыночной стоимости строительства, складывающейся в данном регионе (городе, территориальной зоне);
- результаты оценки должны представляться в виде таблицы с распределением оценочной стоимости по элементам предмета торга (зданиям, сооружениям, укрупненным конструктивным элементам), комплексам работ и затрат, то есть в том же виде, в котором по условиям торга предложено претендентам представить свои ценовые предложения.
2.7. Распределение стоимости по конструктивным элементам объекта рекомендуется использовать на этапе рассмотрения оферт претендентов для оценки степени полноты учета и обоснованности величин, составляющих ценового предложения и, в том числе, для выявления случаев необоснованного занижения (демпинга) цен.
2.8. По каждому предмету торга (конкурса) его организатор и привлекаемая к определению стоимости строительства организация выбирают наиболее приемлемый метод определения стоимости с учетом степени проработки технических решений и сметной документации по предмету торга, наличия информации о стоимости объектов - аналогов и комплексов работ.
3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОИМОСТИ ПРЕДМЕТА
ПОДРЯДНЫХ ТОРГОВ ПРИ НАЛИЧИИ ПРЕДПРОЕКТНОЙ
И ПРОЕКТНО - СМЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
3.1. Общий порядок определения стоимости
3.1.1. В условиях рыночных отношений определение стоимости строительной продукции осуществляется инвестором (заказчиком) и подрядчиком на равноправной основе в процессе заключения договора подряда (контракта) на строительство, в том числе при подрядных торгах.
Для определения стоимости в ходе подготовки предложений по свободным (договорным) ценам на строительную продукцию составляются:
- при разработке обоснований инвестиций (предпроектных проработок) и проектно - сметной документации по заказу инвестора - ИНВЕСТОРСКИЕ СМЕТЫ (РАСЧЕТЫ, КАЛЬКУЛЯЦИИ ИЗДЕРЖЕК);
- при подготовке договора (контракта), в том числе и в случае проведения подрядных торгов, когда разработана ТЕНДЕРНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ, РАСЧЕТЫ (СМЕТЫ, КАЛЬКУЛЯЦИИ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА) ПОДРЯДЧИКА.
При этом следует иметь ввиду, что стоимости, определенные инвесторской сметой и сметой подрядчика могут не совпадать, т.к. в смете подрядчика не учитываются затраты, которые несет инвестор (заказчик - застройщик), в т.ч.:
- затраты по отводу и освоению застраиваемой территории; компенсации за сносимые здания, сооружения, насаждения; плата за землю; возмещение убытков, причиненных пользователям земли, возмещение потерь сельскохозяйственной продукции и др.:
- научно - исследовательские работы; часть средств на премирование за ввод в действие объекта; оплата услуг региональных центров по ценообразованию в строительстве (РЦЦС) и т.п.;
- содержание дирекции (технический надзор) строящегося предприятия (учреждения);
- подготовка эксплуатационных кадров;
- проектные и изыскательские работы, авторский надзор.
Кроме того, как правило, в обязанности заказчика (застройщик) входит приобретение оборудования (отдельная графа в сводном сметном расчете), что составляет значительную часть средств в составе инвесторской сметы.
Сметы (расчеты) инвестора и подрядчика могут составляться различными методами, выбор которых осуществляется в каждом конкретном случае в зависимости от договорных условий и общей экономической ситуации.
При определении стоимости строительства в составе предпроектной и проектно - сметной документации следует руководствоваться нормативно - методическими документами, приведенными в Прил. 1 к настоящим Методическим рекомендациям, основными из которых являются:
"Порядок определения стоимости строительства и свободных договорных цен на строительную продукцию в условиях развития рыночных отношений", (далее - "Порядок определения стоимости..."), введенный в действие письмом Госстроя России от 29 декабря 1993 г. N 12-349;
"Свод правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно - сметной документации (СП 81-01-94)", введенный в действие письмом Минстроя России от 29.12.94 N ВБ-12-276. (далее - "Свод правил... (СП81-01-94)").
3.1.2. Основанием для определения стоимости строительства служат:
- обоснования инвестиций (предпроектные проработки);
- проект и рабочая документация (РД), включая чертежи, ведомости объемов строительных и монтажных работ, спецификации и ведомости на оборудование, основные решения по организации и очередности строительства, принятые в проекте организации строительства, пояснительные записки к проектным материалам;
- действующие сметные (в том числе ресурсные) нормативы, а также отпускные цены на оборудование, мебель и инвентарь;
- отдельные, относящиеся к соответствующей стройке, решения центральных и других органов государственного управления.
3.1.3. В условиях рыночных

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госгортехнадзора РФ от 28.05.1998 n 33 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОЙ ИНСТРУКЦИИ ДЛЯ НАЛАДЧИКОВ ПРИБОРОВ БЕЗОПАСНОСТИ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ (вместе с ПРОТОКОЛОМ от 14.05.1998, ТИПОВОЙ ИНСТРУКЦИЕЙ... РД 10-208-98)  »
Постановления и Указы »
Читайте также