РАСПОРЯЖЕНИЕ Ространснадзора от 14.03.2005 n АН-49-р(фс) О КАТАСТРОФЕ ВЕРТОЛЕТА МИ-8Т ra-22791


МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 14 марта 2005 г. N АН-49-р(фс)
О КАТАСТРОФЕ ВЕРТОЛЕТА МИ-8Т RA-22791
4 ноября 2004 года днем, при взлете с посадочной площадки промбазы "Югорская" (2 км юго-восточнее аэропорта Ханты-Мансийск), произошла катастрофа вертолета Ми-8Т RA-22791, принадлежавшего ЗАО "Хантыавиа" Приобского МТУ ВТ Минтранса России. На борту ВС находилось 16 служебных пассажиров "заказчика".
В результате авиационного происшествия вертолет получил серьезные повреждения. 13 пассажиров и члены экипажа получили травмы различной степени тяжести. Один пассажир при транспортировке его в больницу скончался.
Экипаж вертолета в составе: командир вертолета А.Н. Шевелев (линейный пилот 1 класса ГА, общий налет - 13670 часов, налет на данном типе - 10515 часов, налет в качестве КВС - 6210 часов), второй пилот В.В. Лозицкий (линейный пилот 2 класса ГА, общий налет - 2026 часов, на данном типе - 2026 часов), бортмеханик О.Л. Сафронов (бортмеханик 3 класса ГА, общий налет - 760 часов, на данном типе - 182 часа) выполнял транспортно-связной полет по маршруту: Ханты-Мансийск - промбаза "Югорская" - район нп Батово - промбаза "Югорская" - подбаза "Назымская" - район нп Согом - Ханты-Мансийск с целью перевозки вахты и служебного груза с площадки промбазы "Югорская" в нп Батово. Все необходимые процедуры, связанные с проверками теоретических знаний и практических навыков экипажа, были проведены своевременно. Профессиональная подготовка членов экипажа соответствовала требованиям нормативных документов.
Фактическая погода, наблюдаемая в аэропорту Ханты-Мансийск, перед взлетом была: ветер 170° - 2 м/сек., видимость 2900 м, ливневой снег, нижняя граница облаков 210 м, температура минус 3 °С, высота снежного покрова составляла 24 см. Погода соответствовала минимуму КВС и виду выполняемых авиационных работ.
Экипаж произвел взлет и перелетел на площадку промбазы "Югорская", где была произведена посадка служебных пассажиров и загрузка в вертолет служебного груза и личных вещей пассажиров. Загрузка проводилась в спешке, с нарушением установленных требований РЛЭ вертолета Ми-8Т. Фактический вес вертолета перед взлетом составлял 11984 кг, что больше на 784 кг предельно допустимого веса, предусмотренного РЛЭ вертолета Ми-8Т для взлета вне зоны влияния "воздушной подушки" для данных условий, и на 284 кг - для взлета в зоне влияния "воздушной подушки". КВС для увеличения эффективной мощности двигателей и улучшения тяговых характеристик НВ в нарушение п. 7.14.2 РЛЭ вертолета Ми-8Т за 3 мин. до взлета выключил ПОС двигателей.
Контрольное висение в нарушение требований РЛЭ не производилось. Взлет выполнялся в зоне влияния "воздушной подушки". В начале разгона скорости вертолет попал в зону интенсивного снежного вихря. Члены экипажа визуальный контакт с заснеженной поверхностью площадки осуществляли благодаря наличию на ней естественных наземных ориентиров, которые позволяли КВС и второму пилоту визуально выдерживать высоту и направление взлета.
При приближении вертолета к обрывистому берегу протоки командир вертолета потерял визуальный контакт с наземными ориентирами и принял решение о прекращении взлета. Вертолет, перемещаясь над руслом протоки, столкнулся с землей на скорости около 30 км/час при левом крене 7°, опрокинулся на левый борт и получил серьезные повреждения.
Причиной катастрофы явилось:
- превышение предельно допустимого взлетного веса вертолета для конкретных условий взлета, что не позволило выполнить безопасный взлет вне зоны влияния "воздушной подушки";
- попытка выполнения взлета с использованием влияния "воздушной подушки" при свежевыпавшем снеге в условиях образования снежного вихря, в результате чего командиром вертолета был потерян визуальный контакт с наземными ориентирами и произошло столкновение вертолета с земной поверхностью.
Предлагаю:
1. Руководителям территориальных органов госавианадзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта довести настоящее распоряжение до руководителей подконтрольных организаций гражданской авиации.
2. Руководителям авиапредприятий, эксплуатирующих вертолеты:
2.1. Обстоятельства и причину катастрофы с вертолетом Ми-8Т RA-22791 изучить с летным и инженерно-техническим составом вертолетных подразделений.
2.2. Повторно изучить с летным составом:
- Инструкцию МГА N 66/И от 01.12.1986 "О порядке оформления перевозок пассажиров, багажа и грузов на ВС при выполнении работ в народном хозяйстве";
- п. 4.9 РЛЭ вертолета Ми-8Т "Особенности полетов на пыльных, песчаных и заснеженных площадках";
- Инструкцию по взаимодействию и технологию работы членов экипажа вертолета Ми-8Т.
2.3. При базировании вертолетов в аэропортах требовать от представителей "заказчика" производить загрузку вертолетов через службу организации перевозок аэропортов с соблюдением всех установленных нормативными документами технологических процедур загрузки и оформления грузов.
Руководитель
А.В.НЕРАДЬКО

ПРИКАЗ Минфина РФ от 14.03.2005 n 37н ОБ ОТМЕНЕ ПРИКАЗА МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 31.01.2005 n 12Н О СПИСАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВНУТРЕННЕГО ДОЛГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ГКО/ОФЗ СО СРОКАМИ ПОГАШЕНИЯ ДО 31 ДЕКАБРЯ 1999 ГОДА  »
Постановления и Указы »
Читайте также