МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ОСТАТОЧНОЙ СТОИМОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С УЧЕТОМ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ. Р-03112194-0376-98 (утв. Минтрансом РФ 10.12.1998) (с изм. от 21.02.2005)


Утверждаю
Руководитель Департамента
автомобильного транспорта
Министерства транспорта
Российской Федерации
Г.П.НИКОЛАЕВ
10 декабря 1998 года
Срок действия -
с 1 января 1999 года
по 31 декабря 2004 года
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ
ОСТАТОЧНОЙ СТОИМОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
С УЧЕТОМ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
Р-03112194-0376-98
(с изм., внесенными письмом Минтранса РФ
от 21.02.2005 N 02-ЕМ-5/203-ис)
Методика оценки остаточной стоимости транспортных средств с учетом технического состояния утверждена Руководителем Департамента автомобильного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации Г.П. Николаевым 10 декабря 1998 г.
Срок действия: начало 01.01.1999, окончание 31.12.2004.
Разработана Государственным научно - исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ) - Головным методическим и учебным центром Системы добровольной сертификации услуг по оценке автотранспортных средств и объектов отрасли автомобильного транспорта "СЕРТОЦАТ".
1. Общие положения
1.1. Настоящая методика устанавливает общие положения, принципы и методы, на основе которых рекомендуется проведение оценки остаточной стоимости транспортных средств при купле - продаже, в том числе аукционной, при наследовании, дарении, залоге, лизинге, в процессе приватизации, при сделках с транспортными средствами, находящимися в собственности государства, оформлении транспортных средств в качестве вклада в уставный капитал предприятия, выделении вклада участника общества (акционера) при выходе из общества, при реорганизации и ликвидации общества, при страховании, при заключении брачных контрактов, разделе имущества (транспортных средств) в судебном порядке, при заключении договоров мены и бартерных сделках с транспортными средствами, при конфискации, списании и утилизации транспортных средств, а также для других целей оценки.
1.2. Документ регламентирует проведение работ по оценке остаточной стоимости транспортных средств на единой методической основе, что обеспечивает достоверность, точность, воспроизводимость, доказательность и объективность результатов оценки и создает необходимые условия для защиты прав потребителей услуг по оценке транспортных средств в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
1.3. Методика предусматривает проведение расчетов остаточной стоимости транспортного средства с учетом износа, уровня безотказности и долговечности, замены базовых агрегатов, переоборудования, разукомплектации, эксплуатационных дефектов. Методика регламентирует как проведение расчетов по оценке остаточной стоимости транспортных средств, так и сбор и обработку информации, необходимой для проведения указанных расчетов.
1.4. Результаты, получаемые при использовании данной методики, действительны для условий конкретных товарных рынков транспортных средств, запасных частей к транспортным средствам, материалов для ремонта, услуг по ремонту транспортных средств на территории Российской Федерации (место оценки транспортного средства). Границы товарных рынков указанных видов продукции и услуг определяются в соответствии с документом [7]. Методика содержит большой объем справочных материалов, позволяющих провести оценку остаточной стоимости транспортных средств для условий Российской Федерации. Кроме того, в документе содержатся необходимые данные по эксплуатации транспортных средств за рубежом.
1.5. Документ разработан с учетом требований законодательства Российской Федерации на основе результатов научных исследований, обработки большого объема статистических данных по рынкам транспортных средств в Российской Федерации, анализа действующей нормативной и методической документации по вопросам эксплуатации транспортных средств, анализа практического опыта оценки транспортных средств, а также на основе анализа зарубежного опыта в сфере оценки транспортных средств.
1.6. Документ предназначен для использования экспертами по оценке транспортных средств при оценке остаточной стоимости транспортных средств, при подготовке и переподготовке экспертов по оценке транспортных средств, а также в качестве нормативного документа Системы добровольной сертификации услуг по оценке автотранспортных средств и объектов отрасли автомобильного транспорта "СЕРТОЦАТ" [18], на соответствие требованиям которого проводится сертификация услуг по оценке автотранспортных средств.
1.7. В случаях, когда рекомендации методики носят качественный характер или допускают принятие решений в определенном диапазоне, окончательное решение принимается экспертом по оценке транспортных средств.
2. Определения
Оценочная деятельность - деятельность, направленная на установление рыночной или иной стоимости в отношении транспортного средства.
Транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. В состав транспортных средств входят механические транспортные средства, прицепы, мопеды, велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.
Механическое транспортное средство - транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. В состав механических транспортных средств входят автотранспортные средства, мототранспортные средства, троллейбусы, трамваи, любые тракторы, самоходные машины.
Автотранспортное средство - механическое транспортное средство, имеющее массу в снаряженном состоянии более 400 кг. Подразделяются на пассажирские, грузовые и специальные. В состав пассажирских автотранспортных средств входят легковые автомобили и автобусы. К грузовым автотранспортным средствам относятся грузовые автомобили, в том числе специализированные. К специальным автотранспортным средствам относятся автомобили со специальным оборудованием, предназначенным для выполнения различных, преимущественно нетранспортных, работ.
Легковой автомобиль - автотранспортное средство предназначенное для перевозки пассажиров и имеющее не более 8 мест для сидения, не считая места водителя.
Автобус - автотранспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и имеющее более 8 мест для сидения, не считая места водителя.
Грузовой автомобиль - автотранспортное средство, предназначенное для перевозки грузов. Грузовые автомобили подразделяются на бортовые автомобили, в том числе с прицепом (бортовой тягач), автомобильные тягачи с полуприцепом (седельный тягач), самосвалы и специализированные автомобили.
Специализированный автомобиль - грузовой автомобиль, в том числе с полуприцепом или прицепом (прицепами), предназначенный для перевозки определенных видов грузов и оборудованный для этого специальным кузовом и (или) приспособлениями. К специализированным относятся автомобили с фургонами (общего назначения, изотермические, рефрижераторы, для хлеба, для мебели, для одежды, для животных и т.п.) или цистернами (для жидких и сыпучих грузов), контейнеровозы, автомобили со сменными (съемными) кузовами, автомобили, оборудованные для перевозки длинномерных грузов, тяжеловозы, панелевозы, блоковозы, фермовозы, плитовозы, балковозы, сантехкабиновозы, автомобили, оборудованные для перевозки строительных смесей и растворов, автомобилевозы и т.д.
Специальный автомобиль - автомобиль, предназначенный для выполнения специальных функций (в основном в стационарных условиях) и оборудованный специальным оборудованием для выполнения указанных функций. К специальным относятся пожарные автомобили, автокраны, автобетоносмесители, коммунальные машины и т.д.
Прицеп (полуприцеп) - транспортное средство без двигателя, используемое в сцепке с механическим транспортным средством.
Мотоцикл - двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом и без него. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг.
Мопед - двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/час. К мопеду приравниваются велосипеды с двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.
Внедорожное транспортное средство - транспортное средство, предназначенное в основном для использования вне дорог общей сети.
Дорожно - строительная техника - транспортные средства, предназначенные для строительства и ремонта автомобильных дорог. В состав дорожно - строительной техники входят экскаваторы, погрузчики фронтальные, скреперы, автогрейдеры, бульдозеры, асфальтоукладчики, дорожные катки, маркировочные машины, фрезы дорожные, ремонтеры дорог и т.д.
Рыночная стоимость - наиболее вероятная цена, по которой транспортное средство может быть отчуждено на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:
- одна из сторон сделки не обязана отчуждать транспортное средство, а другая сторона не обязана принимать исполнение;
- стороны сделки хорошо осведомлены о транспортном средстве как предмете сделки и действуют в своих интересах;
- транспортное средство представлено на открытый рынок в форме публичной оферты. Публичной офертой признается содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется;
- цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за транспортное средство и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;
- платеж за транспортное средство выражен в денежной форме.
Рыночная стоимость на первичном рынке - рыночная стоимость транспортных средств, которые впервые предлагаются к продаже.
Рыночная стоимость на вторичном рынке - рыночная стоимость транспортных средств, прошедших государственную регистрацию и предлагаемых к продаже (подержанных транспортных средств).
Остаточная стоимость - стоимость транспортного средства на дату оценки в месте оценки с учетом износа, технического состояния, а также других факторов, оказывающих влияние на стоимость транспортного средства.
Относительная остаточная стоимость - отношение остаточной стоимости транспортного средства к стоимости нового аналогичного транспортного средства на дату оценки в месте оценки.
Остаточная восстановительная стоимость - стоимость транспортных средств после переоценки с учетом начисленного износа. Числящаяся в бухгалтерском учете сумма износа подлежит индексации по коэффициенту пересчета, равному индексу изменения стоимости транспортных средств при ее пересчете в восстановительную стоимость. Остаточная восстановительная стоимость представляет из себя разницу между новой восстановительной стоимостью и проиндексированной суммой износа.
Стоимость ремонта (восстановления) - стоимость устранения отказов, неисправностей и эксплуатационных дефектов транспортных средств, включающая в себя трудовые и материальные затраты, накладные расходы, налоги и другие обязательные платежи, а также прибыль.
Утилизационная стоимость - стоимость выработавших свой ресурс и списываемых транспортных средств, а также транспортных средств, не подлежащих восстановлению после полученных повреждений в результате аварии, стихийного бедствия и других внешних причин. Утилизационная стоимость транспортного средства включает в себя стоимость всех его агрегатов, узлов, систем и деталей, как достигших предельного состояния вследствие полного износа или повреждения и реализуемых по цене металлолома, так и еще годных для использования, в том числе после ремонта или восстановления.
Скраповая стоимость - стоимость выработавших свой ресурс и списываемых транспортных средств, а также транспортных средств, не подлежащих восстановлению после полученных повреждений в результате аварии, стихийного бедствия и других внешних причин, при условии, что все агрегаты, узлы и детали транспортного средства подлежат переработке в металлолом.
Дата оценки - дата, на которую определяется остаточная стоимость.
Место оценки - точное географическое наименование места, находящегося в границах конкретных товарных рынков транспортных средств, запасных частей к транспортным средствам, материалов для ремонта и услуг по ремонту транспортных средств на территории Российской Федерации, для условий которых проводится оценка остаточной стоимости транспортного средства. Определяется заказчиком проведения оценки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Предельное состояние - состояние транспортного средства, при котором невозможна его дальнейшая эксплуатация по конструктивным, техническим, экономическим критериям или критериям безопасности, которые устанавливаются нормативно - технической документацией.
Износ - в оценочной деятельности относительная потеря стоимости транспортного средства в процессе эксплуатации из-за физического и морального износа.
Физический износ - относительная потеря стоимости транспортного средства из-за изменения его технического состояния в процессе эксплуатации, приводящего к ухудшению функциональных и эксплуатационных характеристик транспортного средства. Основными причинами физического износа транспортных средств являются изнашивание, пластические деформации, усталостные разрушения, коррозия, изменение физико - химических свойств конструктивных материалов.
Моральный износ - относительная потеря стоимости транспортного средства из-за снижения его полезности для осведомленного покупателя под влиянием факторов, к которым относятся достижения научно - технического прогресса в автомобилестроении, ограничения, накладываемые государственным регулированием на производство, импорт, товарные рынки и эксплуатацию транспортных средств, окончание производства транспортных средств, прекращение производства запасных частей к ним и т.д.
Заказчики (потребители услуг) - Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, юридические и физические лица, использующие, приобретающие, заказывающие либо имеющие намерение воспользоваться услугами по оценке транспортных средств.
Оценщик (исполнитель услуг) - юридическое лицо (предприятие, организация, учреждение и т.д.) или гражданин - предприниматель (зарегистрированный в установленном порядке и осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), оказывающие услуги по оценке транспортных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Эксперт по оценке - физическое лицо, имеющее в соответствии с законодательством Российской Федерации документы о получении им профессиональных знаний в области оценки транспортных средств и непосредственно выполняющее работы по оценке транспортного средства.
Услуга по оценке - комплекс работ, выполняемых оценщиком (исполнителем услуг) по удовлетворению потребности заказчика в знании рыночной или иной стоимости в отношении транспортного средства.
Отчет об оценке - документ, содержащий обоснованное и доказательное изложение результатов оценки транспортного средства в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Является предметом договора между заказчиком и оценщиком транспортных средств.
3. Оценка остаточной стоимости
3.1. Общие методические принципы
3.1.1. В общем случае расчет остаточной стоимости транспортного средства проводится по формуле:
С при С > С
ост ост ут
С = { (1)
ост С при С <= С ,
ут ост ут
где:
С - остаточная стоимость транспортного средства в месте
ост
оценки на дату оценки в период от даты производства до вывода из
эксплуатации (списания), тыс. руб.;
С - утилизационная стоимость транспортного средства в месте
ут
оценки на дату оценки, тыс. руб.
3.1.2. Дата производства (выпуска) транспортного средства определяется по данным регистрационных документов (паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства и т.п.), по данным идентификационного номера (VIN), по данным справочников и т.д.
3.1.3. Вывод из эксплуатации транспортного средства осуществляется при достижении им предельного состояния. Технические критерии предельного состояния, при достижении которых автотранспортные средства направляются в капитальный ремонт или списываются, определены "Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта" [8]. Автобусы и легковые автомобили направляются в капитальный ремонт (списываются) при необходимости капитального ремонта (замены) кузова. Грузовые автомобили направляются в капитальный ремонт (списываются) при необходимости капитального ремонта (замены) рамы, кабины, а также не менее трех других агрегатов в любом их сочетании.
3.1.4. Нормативной документацией, регламентирующей техническую эксплуатацию транспортных средств, могут устанавливаться экономические и иные критерии предельного состояния, при достижении которых транспортное средство может быть списано (направлено в капитальный ремонт).
3.1.5. Капитальный ремонт полнокомплектных транспортных средств конкретного семейства не проводится, если это установлено второй (нормативной) частью Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта по этому семейству транспортных средств.
3.2. Расчет остаточной стоимости
3.2.1. Расчет остаточной стоимости транспортного средства С
ост
в месте оценки на дату оценки в период от даты производства до
вывода из эксплуатации (списания) проводится по формуле:
а
И - И
баз n а ф i w сн Иф уст
С = {С + SUM С x (-------) - SUM [С x (1 - ---) + З ] +
ост ост i=1 i 100 l=1 l 100 l
доз
И И
s доз пер t s аз ф
+ SUM (С + З ) x (1 - --- ) - SUM С x (1 - ---)} x
t=1 t t 100 t=1 t 100
доп
И И
м m доп j
x (1 - ---) + SUM С x (1 - --- ) - С , (2)
100 j=1 j 100 эд
где:
баз
С - остаточная стоимость неразукомплектованного
ост
транспортного средства в работоспособном состоянии, на котором не
производились замена агрегатов и переоборудование, а также
отсутствуют неисправности и эксплуатационные дефекты, на дату
оценки в месте оценки, тыс. руб.;
n - число агрегатов (узлов, систем, механизмов) базовой
комплектации, замененных на аналогичные, на дату оценки, ед.;
а
С - стоимость нового i-го агрегата (узла, системы, механизма)
i
базовой комплектации, установленного при замене аналогичного
агрегата, на дату оценки в месте оценки, тыс. руб.;
И - физический износ транспортного средства на дату оценки,
ф
%;
а
И - физический износ i-го агрегата (узла, системы, механизма)
i
базовой комплектации, установленного при замене аналогичного
агрегата, на дату оценки, %;
w - общее количество агрегатов (узлов, систем, элементов)
базовой комплектации, отсутствующих на транспортном средстве на
дату оценки в результате его разукомплектации (кроме замененных
при переоборудовании), ед.;
сн
С - стоимость нового l-го агрегата (узла, системы, элемента)
l
базовой комплектации, отсутствующего на транспортном средстве в
результате его разукомплектации (кроме замененных при
переоборудовании), на дату оценки в месте оценки, тыс. руб.;
уст
З - затраты на установку l-го агрегата (узла, системы,
l
элемента) базовой комплектации, отсутствующего на транспортном
средстве в результате его разукомплектации, на дату оценки в месте
оценки, тыс. руб.;
s - количество оборудования, дополнительно установленного при
переоборудовании транспортного средства взамен агрегатов (узлов,
систем, механизмов) базовой комплектации, на дату оценки, ед.;
доз
С - стоимость нового t-го оборудования, дополнительно
t
установленного при переоборудовании транспортного средства взамен
агрегатов (узлов, систем, механизмов) базовой комплектации, на
дату оценки в месте оценки, тыс. руб.;
пер
З - затраты на переоборудование транспортного средства при
t
замене агрегата (узла, системы, механизма) базовой комплектации на
дополнительно установленное t-ое оборудование, на дату оценки в
месте оценки, тыс. руб.;
доз
И - физический износ t-го оборудования, дополнительно
t
установленного при переоборудовании транспортного средства взамен
агрегатов (узлов, систем, механизмов) базовой комплектации, на
дату оценки, %;
аз
С - стоимость нового агрегата (узла, системы, механизма)
t
базовой комплектации, который заменен при переоборудовании
транспортного средства на t-ое оборудование, на дату оценки в
месте оценки, тыс. руб.;
И - моральный износ транспортного средства на дату оценки, %;
м
m - количество оборудования, дополнительно установленного при
переоборудовании транспортного средства без замены агрегатов
(узлов, систем, механизмов) базовой комплектации, на дату оценки,
ед.;
доп
С - стоимость нового j-го оборудования, дополнительно
j
установленного при переоборудовании транспортного средства без
замены агрегатов (узлов, систем, механизмов) базовой комплектации,
включая затраты на установку, на дату оценки в месте оценки, тыс.
руб.;
доп
И - физический износу j-го оборудования, дополнительно
j
установленного при переоборудовании транспортного средства без
замены агрегатов (узлов, систем, механизмов) базовой комплектации,
на дату оценки, %;
С - стоимость устранения отказов, неисправностей и
эд
эксплуатационных дефектов на дату оценки в месте оценки, тыс. руб.
баз
3.2.2. Определение остаточной стоимости С
ост
неразукомплектованного транспортного средства в работоспособном
состоянии, на котором не производились замена агрегатов и
переоборудование, а также отсутствуют неисправности и
эксплуатационные дефекты, проводится рыночным методом (методом
сравнительных продаж) и расчетными методами.
3.2.2.1. Рыночный метод (метод сравнительных продаж) основывается на определении статистическим выборочным методом рыночной стоимости транспортного средства данной марки, аналогичного возраста и пробега на вторичном рынке транспортных средств на дату оценки в месте оценки. В качестве исходной информации для определения рыночной стоимости могут быть использованы данные торгующих организаций (автомагазинов, дилеров, автосалонов, автоцентров и т.д.), осуществляющих продажу транспортных средств в соответствии с требованиями документа [5], периодических и справочных изданий, органов государственной статистики и т.д.
баз
Расчет С при использовании рыночного метода проводится по
ост
формуле:
k под
SUM С
баз r=1 r
С = --------, (3)
ост k
где:
под
С - r-ое значение рыночной стоимости подержанного
r
транспортного средства на дату оценки в полученной выборке, тыс.
руб.;
k - объем выборки значений стоимости подержанного
транспортного средства.
Значение стоимости, рассчитанное по формуле (3), принимается в
баз
качестве С при условии, что выборка значений стоимости
ост
транспортного средства однородна. Степень однородности выборки
значений стоимости транспортного средства характеризуется
величиной коэффициента вариации, который рассчитывается по
формуле:
_____________________
/ k под
/ SUM С
/ k под r=1 r 2
/ SUM (С - ---------)
/ r=1 r k
/ -----------------------
/ k - 1
эпсилон = -----------------------------. (4)
k под
SUM С
r=1 r
---------
k
Совокупность значений стоимости транспортного средства в
выборке считается однородной при значении коэффициента вариации не
более 0,3.
баз
Пример расчета С рыночным методом приведен в Приложении 1.
ост
баз
3.2.2.2. Определение остаточной стоимости С
ост
неразукомплектованного транспортного средства в работоспособном
состоянии, на котором не производились замена агрегатов и
переоборудование, а также отсутствуют неисправности и
эксплуатационные дефекты, расчетным методом проводится по формуле:
И
баз ф
С = С x (1 - ---), (5)
ост о 100
где: С - значение стоимости нового транспортного средства
о
базовой комплектации на дату оценки в месте оценки, тыс. руб.
3.2.2.2.1. Оценка стоимости нового транспортного средства
базовой комплектации может проводиться прямыми и косвенными
методами.
3.2.2.2.1.1. В качестве прямого метода при оценке стоимости
нового транспортного средства базовой комплектации Со используется
рыночный метод, который основывается на определении статистическим
выборочным методом рыночной стоимости нового транспортного
средства данной марки на первичном рынке транспортных средств на
дату оценки в месте оценки. В качестве исходной информации при
определении рыночной стоимости могут быть использованы данные
торгующих организаций (автомагазинов, дилеров, автосалонов,
автоцентров и т.д.), осуществляющих продажу транспортных средств в
соответствии с требованиями документа [5], периодических и
справочных изданий, органов государственной статистики и т.д.
Расчет стоимости С и оценка однородности выборки проводятся
о
баз
соответственно по формулам (3) и (4) аналогично расчету С .
ост
Пример определения стоимости нового транспортного средства базовой
комплектации С рыночным методом на дату оценки приведен в
о
Приложении 1.
3.2.2.2.1.2. Определение стоимости нового транспортного
средства базовой комплектации С косвенными методами проводится в
о
следующих случаях:
а) транспортное средство на дату оценки выпускается, но данные
о его рыночной стоимости на первичном рынке отсутствуют;
б) транспортное средство на дату оценки снято с производства;
в) дата оценки остаточной стоимости транспортного средства не
совпадает с датой проведения оценки (составления отчета об
оценке).
В случае "а" оценка стоимости нового транспортного средства
базовой комплектации С осуществляется косвенным методом
о
"стоимость / мощность", в соответствии с которым расчет стоимости
проводится по формуле:
X
0 Y
С = С x (----) , (6)
о 1 X
1
где:
С - известная стоимость нового транспортного средства,
1
которое является аналогом оцениваемого транспортного средства, на
дату оценки в месте оценки, тыс. руб.;
X , X - значения функциональной или конструктивно -
0 1
технической характеристики X, зависящей от вида транспортного
средства, соответственно оцениваемого транспортного средства и
аналога оцениваемого транспортного средства;
Y - показатель степени, значение которого зависит от вида
транспортного средства.
В Приложении 2 приведены значения и характеристики параметров
формулы (6) для расчета стоимости различных видов транспортных
средств косвенным методом, а также примеры расчета по указанной
формуле.
В случае "б" стоимость нового транспортного средства базовой
комплектации С , снятого на дату оценки с производства,
о
рассчитывается путем приведения его стоимости к стоимости новых
транспортных средств аналогичного типа, выпускаемых на дату
оценки, по формуле:
вып
С = К x С , (7)
о вып о
где:
К - коэффициент приведения стоимости нового транспортного
вып
средства, снятого на дату оценки с производства, к стоимости
нового транспортного средства, выпускаемого на дату оценки;
вып
С - стоимость нового транспортного средства на дату оценки
о
в месте оценки, выпускаемого на дату оценки, тыс. руб.
Коэффициенты приведения стоимости новых транспортных средств,
снятых на дату оценки с производства, к стоимости новых
транспортных средств, выпускаемых на дату оценки, приведены в
Приложении 3.
В случае "в" расчет стоимости нового транспортного средства
базовой комплектации С на дату, отличную от даты проведения
о
оценки, проводится на основе индексного метода по формуле:
баз
С = С x I , (8)
о о t
где:
баз
С - стоимость нового транспортного средства на базисную
о
дату в месте оценки, тыс. руб.;
I - значение стоимостного индекса транспортного средства на
t
дату оценки;
t - дата оценки.
Индексы изменения цен по наиболее массовым моделям грузовых
автомобилей, легковых автомобилей и автобусов приведены в
Приложении 4. В качестве базисной даты при расчете стоимостных
индексов транспортных средств принят 1990 год или дата начала
производства (для транспортных средств, выпуск которых начат после
1990 года). Метод индексов может применяться также для
прогнозирования изменения цен на транспортные средства.
3.2.2.2.2. Расчет физического износа транспортного средства И
ф
проводится следующими методами: метод расчета физического износа с
контролем технического состояния; нормативный метод с
корректированием; расчетный метод с учетом возраста и пробега с
начала эксплуатации; метод амортизационных начислений.
Метод расчета физического износа с контролем технического состояния целесообразно применять при наличии у оценщика возможности проведения инструментального контроля (диагностики) технического состояния транспортного средства, для которого нормативно - технической документацией установлен норматив пробега (срока службы) до списания.
Нормативный метод с корректированием целесообразно применять для оценки физического износа транспортных средств, для которых нормативно - технической документацией установлены нормативы пробега (срока службы) до списания и имеется информация о факторах, влияющих на нормативный пробег (срок службы).
Расчетный метод с учетом возраста и пробега с начала эксплуатации целесообразно применять для оценки физического износа транспортных средств, по которым нормативно - технической документацией не установлены нормативы пробега (срока службы) до списания.
Метод амортизационных начислений целесообразно применять в отдельных случаях для оценки физического износа транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам.
3.2.2.2.2.1. Метод расчета физического износа с контролем технического состояния является наиболее точным и обоснованным. Если нормативно - технической документацией для транспортного средства установлен нормативный пробег до списания (капитального ремонта), то расчет физического износа проводится по формуле:
L
эф
И = ---- x 100%, (9)
ф L
н
где:
L - эффективный пробег транспортного средства с начала
эф
эксплуатации на дату оценки, тыс. км;
L - нормативный пробег до списания (капитального ремонта)
н
транспортного средства, тыс. км.
Если нормативно - технической документацией для транспортного
средства установлен нормативный срок службы до списания
(капитального ремонта), то расчет физического износа проводится по
формуле:
T
эф
И = --- x 100%, (10)
ф T
н
где:
T - эффективный возраст транспортного средства на дату
эф
оценки, лет (моточасов);
T - нормативный срок службы до списания (капитального
н
ремонта) транспортного средства, лет (моточасов).
Значения эффективного пробега (возраста) на дату оценки определяются по результатам инструментального контроля (диагностики) технического состояния транспортного средства. При инструментальном контроле определяются фактические значения диагностических параметров по основным агрегатам и узлам транспортного средства, которые сравниваются с начальными и предельно допустимыми значениями указанных параметров. По результатам их комплексной оценки определяется уровень фактического технического состояния транспортного средства и соответствующее указанному уровню значение пробега (возраста), которое принимается в качестве эффективного пробега (возраста). При инструментальном контроле транспортное средство также проверяется на соответствие требованиям безопасности дорожного движения. Результаты контроля (диагностики) фиксируются в диагностической карте, которая должна быть приведена в приложении к отчету об оценке. Рекомендации по проведению инструментального контроля (диагностики) технического состояния транспортных средств, значения диагностических параметров, а также требования к техническому состоянию транспортных средств приведены в нормативных документах [9, 10].
Значения нормативных пробегов до списания (капитального ремонта) автотранспортных средств приведены в Приложении 5.
3.2.2.2.2.2. Расчет физического износа транспортного средства, для которого нормативно - технической документацией установлен нормативный пробег до списания (капитального ремонта), нормативным методом с корректированием проводится по формуле:
L
ф
И = ----------------- x 100%, (11)
ф L x K x K x K
н 1 2 3
где: L - фактический пробег с начала эксплуатации
ф
транспортного средства на дату оценки, тыс. км.
Расчет физического износа транспортного средства, для которого
нормативно - технической документацией установлен нормативный срок
службы до списания (капитального ремонта), нормативным методом с
корректированием проводится по формуле:
T
ф
И = ----------------- x 100%, (12)
ф T x K x K x K
н 1 2 3
где:
T - фактический возраст (срок службы) транспортного средства
ф
на дату оценки, лет (моточас);
K - коэффициент корректирования нормативного пробега
1
(нормативного срока службы) до списания в зависимости от условий
эксплуатации;
K - коэффициент корректирования нормативного пробега
2
(нормативного срока службы) до списания в зависимости от
модификации транспортного средства и организации его работы;
K - коэффициент корректирования нормативного пробега
3
(нормативного срока службы) до списания в зависимости от природно
- климатических условий.
Фактический пробег L транспортного средства с начала
ф
эксплуатации на дату оценки определяется по спидометру. Если
спидометровое оборудование неисправно или его состояние не
соответствует требованиям нормативного документа [11], фактический
пробег с начала эксплуатации определяется расчетным путем.
Для легковых автомобилей отечественного производства (Россия и СССР), эксплуатировавшихся только в Российской Федерации, расчет фактического пробега с начала эксплуатации проводится на основе данных Приложения 6 (таблица П6.1).
Расчет пробега с начала эксплуатации легковых автомобилей импортного производства, эксплуатировавшихся только в Российской Федерации, производится на основе данных Приложения 6 (таблица П6.2).
Для легковых автомобилей - такси отечественного и импортного производства среднегодовой пробег принимается равным 90 тыс. км.
Расчет пробега с начала эксплуатации легковых автомобилей, частично эксплуатировавшихся за рубежом, проводится на основе данных Приложения 6 (таблицы П6.1, П6.2, П6.3 и П6.7) по формуле:
бета згр лямбда рф
L = SUM L + SUM L , (13)
ф i=1 i i=бета+1 i
где:
бета - продолжительность эксплуатации легкового автомобиля за
рубежом, лет;
згр
L - среднегодовой пробег легкового автомобиля за рубежом
i
для i-го года эксплуатации (определяется по данным таблицы П6.3
или таблицы П6.7 Приложения 6), тыс. км;
лямбда - возраст легкового автомобиля на дату оценки, лет;
рф
L - среднегодовой пробег легкового автомобиля в Российской
i
Федерации для i-го года эксплуатации (определяется по данным
таблицы П6.1 или таблицы П6.2 Приложения 6).
Для отечественных грузовых автомобилей и грузовых автомобилей
импортного производства, эксплуатировавшихся только в Российской
Федерации, фактический пробег с начала эксплуатации рассчитывается
по формуле:
рф рф
L x лямбда
г m j j
L = T x SUM --------------, (14)
ф рф j=1 100
где:
г
T - продолжительность эксплуатации грузового отечественного
рф
или импортного автомобиля в Российской Федерации на дату оценки,
лет;
m - количество видов перевозок, на которых использовался
грузовой отечественный или импортный автомобиль в Российской
Федерации;
рф
L - среднегодовой пробег грузового отечественного или
j
импортного автомобиля для j-го вида перевозок в Российской
Федерации, тыс. км;
рф
лямбда - доля пробега грузового отечественного или
j
импортного автомобиля для j-го вида перевозок, %.
Среднегодовой пробег грузового отечественного автомобиля L
j
для j-го вида перевозок определяется по данным Приложения 6
(таблица П6.4). Для грузового автомобиля импортного производства
среднегодовой пробег также определяется в соответствии с данными
Приложения 6 (таблица П6.4) на основе выбора отечественного
аналога грузового автомобиля. Доля пробега грузового
отечественного или импортного автомобиля лямбда для j-го вида
j
перевозок определяется на основе данных, указанных в справке,
представляемой и заверяемой заказчиком услуг по оценке.
Для грузовых автомобилей, эксплуатировавшихся частично за
рубежом, фактический пробег с начала эксплуатации рассчитывается
по формуле:
згр згр згр рф
L x лямбда L x лямбда
г d l l г m j j
L = T x SUM ---------------- + T x SUM ---------------, (15)
ф згр l=1 100 рф j=1 100
где:
г
T - продолжительность эксплуатации грузового автомобиля за
згр
рубежом, лет;
d - количество видов перевозок, на которых использовался
грузовой автомобиль за рубежом;
згр
L - среднегодовой пробег грузового автомобиля за рубежом
l
для l-го вида перевозок, тыс. км;
згр
лямбда - доля пробега грузового автомобиля для l-го вида
l
перевозок за рубежом.
згр
Среднегодовой пробег грузового автомобиля L для l-го вида
l
перевозок в Германии определяется по данным Приложения 6 (таблица
згр
П6.5). Доля пробега грузового автомобиля лямбда для l-го вида
l
перевозок в Германии определяется на основе данных, указанных в
справке, представляемой и заверяемой заказчиком услуг по оценке.
згр
Среднегодовой пробег грузового автомобиля L для других стран
l
без учета вида перевозок определяется по данным Приложения 6
(таблица П6.7).
Для отечественных автобусов и автобусов импортного
производства, эксплуатировавшихся только в Российской Федерации,
фактический пробег с начала эксплуатации рассчитывается по
формуле:
рф рф
L x лямбда
а h f f
L = T x SUM --------------, (16)
ф рф f=1 100
где:
а
T - продолжительность эксплуатации отечественного или
рф
импортного автобуса в Российской Федерации на дату оценки, лет;
h - количество видов перевозок, на которых использовался
отечественный или импортный автобус в Российской Федерации;
рф
L - среднегодовой пробег отечественного или импортного
f
автобуса для f-го вида перевозок в Российской Федерации, тыс.
км;
рф
лямбда - доля пробега отечественного или импортного автобуса
f
для f-го вида перевозок, %.
Среднегодовой пробег отечественного или импортного автобуса
рф
L для f-го вида перевозок в Российской Федерации определяется
f
по данным Приложения 6 (таблица П6.6). Доля пробега
рф
отечественного или импортного автобуса лямбда для f-го вида
f
перевозок определяется на основе данных, указанных в справке,
представляемой и заверяемой заказчиком услуг по оценке.
Среднегодовой пробег маршрутных микроавтобусов и троллейбусов
принимается равным 50 тыс. км.
Для автобусов, эксплуатировавшихся частично за рубежом,
фактический пробег с начала эксплуатации рассчитывается по
формуле:
згр згр рф рф
L x лямбда L x лямбда
а x g g а m j j
L = T x SUM ---------------- + T x SUM --------------, (17)
ф згр g=1 100 рф j=1 100
где:
а
T - продолжительность эксплуатации автобуса за рубежом,
згр
лет;
x - количество видов перевозок, на которых использовался
автобус за рубежом;
згр
L - среднегодовой пробег автобуса за рубежом для g-го вида
g
перевозок, тыс. км;
згр
лямбда - доля пробега автобуса для g-го вида перевозок за
g
рубежом.
згр
Среднегодовой пробег автобуса L для g-го вида перевозок
g
в Германии принимается равным: для городских и пригородных
перевозок - 65 тыс. км, для туристических перевозок - 95 тыс. км,
для междугородних перевозок - 135 тыс. км. Доля пробега автобуса
згр
лямбда для g-го вида перевозок определяется на основе данных,
g
указанных в справке, представляемой и заверяемой заказчиком услуг
згр
по оценке. Среднегодовой пробег автобуса L для других стран без
g
учета вида перевозок определяется по данным Приложения 6 (таблица
П6.7).
При определении фактического пробега с начала эксплуатации
специальных транспортных средств рассчитывается дополнительная
составляющая пробега, учитывающая работу их двигателя для привода
в действие специального навесного оборудования в стационарных
условиях. Указанная составляющая прибавляется к пробегу,
определенному по спидометру, и рассчитывается по формуле:
ДЕЛЬТА L = тау x k , (18)
сп L
где:
тау - фактическая наработка двигателя специального
транспортного средства при его работе в стационарных условиях для
приведения в действие специального оборудования на дату оценки,
моточас;
k - коэффициент приведения наработки двигателя в стационарных
L
условиях к пробегу транспортного средства, км/моточас.
Наработка двигателя специального транспортного средства, используемого в стационарных условиях для привода в действие специальной техники или оборудования, на дату оценки определяется по счетчику моточасов или на основании справки, представляемой и заверяемой заказчиком услуг по оценке транспортного средства. Значения коэффициентов приведения наработки двигателя в стационарных условиях к пробегу для специальных транспортных средств представлены в таблице 1.
Таблица 1
КОЭФФИЦИЕНТЫ ПРИВЕДЕНИЯ
НАРАБОТКИ ДВИГАТЕЛЯ В СТАЦИОНАРНЫХ УСЛОВИЯХ
К ПРОБЕГУ СПЕЦИАЛЬНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
-------------------------------------------------T---------------¬
¦ Тип транспортного средства ¦Коэффициент k ,¦
¦ ¦ L ¦
¦ ¦ км/моточас ¦
+------------------------------------------------+---------------+
¦Грузовые автомобили и автобусы ¦ 25 ¦
+------------------------------------------------+---------------+
¦Пожарные автомобили ¦ 50 ¦
+------------------------------------------------+---------------+
¦Гусеничные машины, специальные колесные шасси и ¦ ¦
¦тягачи ¦ 15 ¦
+------------------------------------------------+---------------+
¦Трактора колесные ¦ 10 ¦
+------------------------------------------------+---------------+
¦Трактора гусеничные ¦ 5 ¦
L------------------------------------------------+----------------
Фактическое значение пробега с начала эксплуатации специального транспортного средства, у которого измерение фактической наработки конструктивно предусмотрено только в моточасах, может быть рассчитано по формуле (18) через фактическое значение наработки.
При расчете фактического пробега с начала эксплуатации мототранспортных средств их среднегодовой пробег в Российской Федерации принимается равным 10 тыс. км. В общем случае, учитывающем частичную эксплуатацию мототранспортного средства за рубежом, пробег мототранспортного средства с начала эксплуатации рассчитывается по формуле:
м м м
L = T x L + 10 x T , (19)
ф згр згр рф
где:
м
T - продолжительность эксплуатации мототранспортного
згр
средства за рубежом, лет;
м
L - среднегодовой пробег мототранспортного средства за
згр
рубежом, тыс. км;
м
T - продолжительность эксплуатации мототранспортного
рф
средства в Российской Федерации, лет.
Среднегодовой пробег мототранспортного средства за рубежом
м
L определяется по данным Приложения 6 (таблица П6.7).
згр
Возраст транспортного средства на дату оценки определяется по
регистрационным документам.
В Приложении 6 приведены примеры расчета фактического пробега
с начала эксплуатации для различных видов транспортных средств.
Величина коэффициентов K , K , K установлена положением [8].
1 2 3
Коэффициент K имеет следующие значения: для первой категории
1
условий эксплуатации - 1,0; для второй - 0,9; для третьей - 0,8;
для четвертой - 0,7; для пятой - 0,6. Категория условий
эксплуатации определяется в соответствии с классификацией условий
эксплуатации, приведенной в Приложении 7, в зависимости от вида
дорожного покрытия, рельефа местности и условий движения
транспортных средств.
Коэффициент K имеет следующие значения: базовый автомобиль -
2
1,00; седельный тягач - 0,95; автомобиль с одним прицепом - 0,90;
автомобиль с двумя прицепами или автомобиль - самосвал при работе
на плечах ездки свыше 5 км - 0,85; автомобиль - самосвал с одним
прицепом или при работе на коротких плечах ездки (до 5 км) - 0,80;
автомобили - самосвалы с двумя прицепами - 0,75.
Коэффициент K имеет следующие значения для районов с
3
различным видом климата: умеренно теплый, умеренно теплый влажный,
теплый влажный - 1,1; умеренный - 1,0; жаркий сухой, очень жаркий
сухой, умеренно холодный - 0,9; холодный - 0,8; очень холодный -
0,7. Для районов с высокой агрессивностью окружающей среды по
отношению к автомобилям (в основном побережье морей и океанов), а
также при постоянном использовании автомобилей при перевозке
химических грузов, вызывающих интенсивную коррозию деталей,
значение коэффициента K снижается на 10%. Районирование
3
территории России по климатическому признаку приведено в
Приложении 8.
3.2.2.2.2.3. Расчет физического износа с учетом возраста и
пробега транспортного средства с начала эксплуатации проводится по
формуле:
-ОМЕГА
И = 100 x (1 - e ), (20)
ф
где:
e - основание натуральных логарифмов, е ~= 2,72;
ОМЕГА - функция, зависящая от возраста и фактического пробега
транспортного средства с начала эксплуатации.
Вид функции ОМЕГА для различных видов транспортных средств
определяется в соответствии с таблицей 2.
Таблица 2
ПАРАМЕТРИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ФУНКЦИИ ОМЕГА,
ЗАВИСЯЩЕЙ ОТ ФАКТИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА T
ф
И ФАКТИЧЕСКОГО ПРОБЕГА С НАЧАЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ L ,
ф
ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
---T----------------------------T--------------------------------¬
¦N ¦ Вид транспортного средства ¦ Вид зависимости ОМЕГА ¦
+--+----------------------------+--------------------------------+
¦1 ¦Легковые автомобили ¦ОМЕГА = 0,07 x T + 0,0035 x L ¦
¦ ¦отечественные ¦ ф ф ¦
+--+----------------------------+--------------------------------+
¦2 ¦Грузовые бортовые автомобили¦ОМЕГА = 0,1 x T + 0,003 x L ¦
¦ ¦отечественные ¦ ф ф ¦
+--+----------------------------+--------------------------------+
¦3 ¦Тягачи отечественные ¦ОМЕГА = 0,09 x T + 0,002 x L ¦
¦ ¦ ¦ ф ф ¦
+--+----------------------------+--------------------------------+
¦4 ¦Самосвалы отечественные ¦ОМЕГА = 0,15 x T + 0,0025 x L ¦
¦ ¦ ¦ ф ф ¦
+--+----------------------------+--------------------------------+
¦5 ¦Специализированные ¦ОМЕГА = 0,14 x T + 0,002 x L ¦
¦ ¦отечественные ¦ ф ф ¦
+--+----------------------------+--------------------------------+
¦6 ¦Автобусы отечественные ¦ОМЕГА = 0,16 x T + 0,001 x L ¦
¦ ¦ ¦ ф ф ¦
+--+----------------------------+--------------------------------+
¦7 ¦Легковые автомобили европей-¦ОМЕГА = 0,05 x T + 0,0025 x L ¦
¦ ¦ского производства ¦ ф ф ¦
+--+----------------------------+--------------------------------+
¦8 ¦Легковые автомобили амери- ¦ОМЕГА = 0,055 x T + 0,003 x L ¦
¦ ¦канского производства ¦ ф ф ¦
+--+----------------------------+--------------------------------+
¦9 ¦Легковые автомобили азиатс- ¦ОМЕГА = 0,065 x T + 0,0032 x L ¦
¦ ¦кого производства (кроме ¦ ф ф¦
¦ ¦Японии) ¦ ¦
+--+----------------------------+--------------------------------+
¦10¦Легковые автомобили произ- ¦ОМЕГА = 0,045 x T + 0,002 x L ¦
¦ ¦водства Японии ¦ ф ф ¦
+--+----------------------------+--------------------------------+
¦11¦Грузовые автомобили зару- ¦ОМЕГА = 0,09 x T + 0,002 x L ¦
¦ ¦бежного производства ¦ ф ф ¦
+--+----------------------------+--------------------------------+
¦12¦Автобусы зарубежного произ- ¦ОМЕГА = 0,12 x T + 0,001 x L ¦
¦ ¦водства ¦ ф ф ¦
L--+----------------------------+---------------------------------
В Приложении 9 приведена таблица, позволяющая проводить расчет физического износа транспортного средства для различных значений ОМЕГА по формуле (20) без средств вычислительной техники. В Приложении 9 также приведены примеры расчета физического износа транспортного средства данным методом.
При расчете по формуле (20) физического износа транспортных средств, используемых в автошколах для подготовки водителей, рассчитанное значение ОМЕГА увеличивается на 20%.
Определение физического износа дорожно - строительной техники производится в зависимости от возраста в соответствии с данными таблицы 3.
Таблица 3
ВЕЛИЧИНА ФИЗИЧЕСКОГО ИЗНОСА
ДОРОЖНО - СТРОИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ, %
-----------------------------------T-----------------------------¬
¦ Вид техники ¦ Возраст, лет ¦
¦ +--T--T--T--T--T--T--T--T--T--+
¦ ¦ 1¦ 2¦ 3¦ 4¦ 5¦ 6¦ 7¦ 8¦ 9¦10¦
+----------------------------------+--+--+--+--+--+--+--+--+--+--+
¦Автогрейдеры ¦ 6¦18¦33¦40¦60¦72¦85¦90¦98¦99¦
+----------------------------------+--+--+--+--+--+--+--+--+--+--+
¦Погрузчики фронтальные одноков- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦шовые ¦ 8¦22¦29¦46¦52¦68¦75¦88¦95¦96¦
+----------------------------------+--+--+--+--+--+--+--+--+--+--+
¦Экскаваторы одноковшовые ¦ 4¦ 8¦12¦15¦30¦54¦67¦75¦88¦95¦
+----------------------------------+--+--+--+--+--+--+--+--+--+--+
¦Дорожные катки ¦ 4¦ 8¦12¦18¦39¦50¦75¦85¦95¦97¦
+----------------------------------+--+--+--+--+--+--+--+--+--+--+
¦Прочая дорожно - строительная ¦ 5¦ 8¦16¦28¦44¦62¦76¦87¦94¦96¦
¦техника ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L----------------------------------+--+--+--+--+--+--+--+--+--+---
Физический износ гусеничных тракторов устанавливается равным 12% в год, колесных тракторов - 10% в год независимо от пробега. Физический износ прицепов для легковых автомобилей и жилых автомобилей (типа автомобиль - дача) устанавливается равным 8% в год независимо от пробега.
3.2.2.2.2.4. При наличии информации только о продолжительности эксплуатации или только о пробеге с начала эксплуатации транспортного средства, являющегося собственностью юридического лица, физический износ транспортных средств может быть рассчитан в соответствии с нормами амортизации, приведенными в приложении 10 <*>. Расчет в данном случае проводится по формулам:
L
И = N x L , (21)
ф АМ ф
Т
И = N x Т , (22)
ф АМ ф
где:
L
N - норма амортизационных отчислений по пробегу, %/1000 км
АМ
пробега;
Т
N - годовая норма амортизационных отчислений, %/год.
АМ
--------------------------------
<*> Не приводится.
3.2.3. При определении остаточной стоимости транспортного
средства учет замены агрегатов базовой комплектации на аналогичные
проводится при условии, что замена произведена на агрегаты той же
модели. Рекомендуется учитывать замену основных агрегатов,
стоимость которых в новом состоянии на дату оценки в месте оценки
баз
составляет не менее 5% от С , а также замену шин и
ост
аккумуляторов. Замена должна быть документально или фактически
подтверждена (запись в паспорте транспортного средства для
номерных агрегатов, оплаченный заказ - наряд предприятия по
техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, запись в
сервисной книжке, маркировка предприятия - изготовителя даты
выпуска агрегата или узла более поздняя, чем дата выпуска
транспортного средства и т.п.).
3.2.3.1. Расчет стоимости нового агрегата (узла, системы,
а
механизма) базовой комплектации С , установленного при замене
i
аналогичного агрегата, на дату оценки проводится рыночным
методом, который основывается на определении рыночной стоимости
нового агрегата на дату оценки в месте оценки статистическим
выборочным методом. В качестве исходной информации при определении
рыночной стоимости могут быть использованы данные торгующих
организаций (автомагазинов, автосалонов, автоцентров и т.д.),

ПРИКАЗ Минкультуры РФ от 17.12.1999 n 859 (ред. от 21.02.2005) ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УСТАВА ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА  »
Постановления и Указы »
Читайте также