ПОСТАНОВЛЕНИЕ Главного государственного санитарного врача РФ от 16.12.2004 n 10 О СОСТОЯНИИ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ВИРУСНЫМ ГЕПАТИТОМ А И МЕРАХ ПО ЕЕ СНИЖЕНИЮ


ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 декабря 2004 г. N 10
О СОСТОЯНИИ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ВИРУСНЫМ
ГЕПАТИТОМ А И МЕРАХ ПО ЕЕ СНИЖЕНИЮ
Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г. Онищенко, проанализировав состояние заболеваемости вирусным гепатитом А и эффективность применяемых мер по ее снижению, установил, что в проведении профилактических и противоэпидемических мероприятий имеют место существенные недостатки.
Несмотря на снижение заболеваемости этой инфекцией в Российской Федерации в 2003 году, эпидемиологическая обстановка остается напряженной. За 10 месяцев текущего года в целом в стране отмечен рост вирусного гепатита А, зарегистрировано 31800 случаев заболевания, показатель составил 22 на 100 тыс. населения, в Республиках Дагестан и Тыва, Карачаево-Черкесской Республике, Амурской и Ивановской областях - 50 - 83, Тверской области - 108, Калининградской области - 247, Эвенкийском автономном округе - 154 на 100 тыс. населения.
Неблагоприятным прогностическим признаком является значительно возросшее количество вспышек вирусного гепатита А, в основном водного характера. В 2003 году зарегистрировано 15 вспышек с числом пострадавших 690 человек, за 11 месяцев 2004 года - 21 вспышка с числом пострадавших 1631 человек, из них 771 ребенок.
Наиболее крупные вспышки зарегистрированы в городе Пскове и поселке Баргузин Республики Бурятия (соответственно 586 и 145 пострадавших). Участились вспышки вирусного гепатита А в школах и других образовательных учреждениях.
Основной причиной высокого уровня заболеваемости вирусным гепатитом А являются серьезные недостатки в обеспечении населения доброкачественной питьевой водой, 19% проб воды, поступающей потребителю из разводящей сети, не отвечают гигиеническим требованиям по санитарно-химическим показателям и 7,6% по микробиологическим показателям. Из общего числа источников нецентрализованного питьевого водоснабжения более 22,2% не отвечает государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
По-прежнему наибольшей проблемой остается водоснабжение населения из поверхностных водоемов, на долю которых приходится 70% от общего числа водоисточников, при этом половина из них не отвечают санитарным правилам из-за отсутствия организованных зон санитарной охраны.
Высокие уровни несоответствия воды водоисточников по микробиологическим показателям водоемов I категории регистрируются в Хабаровском (56,5%), Ставропольском (36,7%) и Краснодарском (30,5%) краях; Республиках Дагестан (49,3%) и Саха (Якутия) (37,3%), Карачаево-Черкесской Республике (38,3%), Ханты-Мансийском АО (47,8%); Владимирской (50,0%), Ивановской (48,5%), Кировской (46,7%), Московской (43,9%), Архангельской (38,8%), Кемеровской (36,4%), Самарской (30,9%), Нижегородской (30,7%) областях.
В связи с этим особое значение имеют применяемые технологии водоподготовки, которые в основном не соответствуют качеству воды в водоисточнике. Особенно неблагополучная ситуация в сельской местности, где 43,3% водопроводов не имеют полного комплекса очистных сооружений, а 30,6% подают воду без должного обеззараживания. Городские водопроводы в 27,3% также не имеют полного комплекса очистных сооружений и в 6% - обеззараживающих установок.
К факторам, оказывающим негативное влияние на качество питьевой воды, относится высокая (более 70%) изношенность разводящих сетей, обуславливающих аварийные ситуации.
В связи с неудовлетворительной материально-технической базой водоканалов аварии своевременно не устраняются, промывка и дезинфекция участка водопровода после устранения аварии не проводится, что ведет к подаче населению воды негарантированного качества.
Микробное и вирусное загрязнение питьевой воды как централизованного, так и нецентрализованного водоснабжения создает риск возникновения заболеваний населения кишечными инфекциями, прежде всего вирусным гепатитом А.
Вместе с тем следует отметить недостаточный объем и несвоевременное проведение противоэпидемических мероприятий. Так, в 2003 году в целом по стране было привито лишь 187 тыс. населения. Низким остается охват населения вакцинацией по эпидемиологическим показаниям даже в субъектах Российской Федерации с высоким уровнем заболеваемости вирусным гепатитом А, так, в 2003 году было привито в Республике Дагестан лишь 320 человек, Республике Тыва - 390 человек, Карачаево-Черкесской Республике - 84 человека, Амурской области - 4980 человек, Тверской области - 480 человек, Ивановской области - 9 человек, в Эвенкийском автономном округе прививки не проводились. Приведенный объем профилактических прививок не мог повлиять на эпидемиологическую ситуацию, о чем свидетельствуют уровни заболеваемости в указанных субъектах Российской Федерации в 2004 году. Не улучшилась ситуация с проведением прививок и в 2004 году, в настоящее время закуплена лишь 171 тысяча доз вакцины против гепатита А.
Как показало расследование вспышек гепатита А в образовательных учреждениях, распространению инфекции способствовали нарушения питьевого режима, поздняя изоляция больных, несвоевременное проведение противоэпидемических мероприятий, вакцинации и гамма-глобулинопрофилактики.
В целях предупреждения дальнейшего роста заболеваемости вирусным гепатитом А и охраны здоровья населения Российской Федерации и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ, ст. 51 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650), Федеральным законом "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" от 17.09.1998 N 157-ФЗ, ст. 7, 9 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 38, ст. 4736), постановляю:
1. Главам администраций субъектов Российской Федерации рекомендовать:
1.1. Активизировать работу по разработке и утверждению региональных программ по улучшению питьевого водоснабжения населения.
1.2. Проводить работу по использованию подземных (пресных) вод для централизованного питьевого водоснабжения населения с внедрением современных технологий водоподготовки.
1.3. Обеспечить своевременное проведение ремонтно-профилактических работ на водопроводно-канализационных сооружениях.
1.4. Предусмотреть выделение необходимых ассигнований на закупку вакцин против вирусного гепатита А для иммунизации лиц из групп высокого риска заражения и по эпидемическим показаниям, особенно в Республиках Дагестан, Тыва и Бурятия, Карачаево-Черкесской Республике, Амурской, Ивановской, Тверской, Калининградской, Псковской областях, Эвенкийском автономном округе и других территориях с повышенным уровнем заболеваемости.
1.5. Потребовать от руководителей лечебно-профилактических учреждений обеспечение своевременной диагностики, лечения и проведения необходимых профилактических мероприятий в очагах вирусного гепатита А с целью предотвращения распространения инфекции.
2. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, главным государственным санитарным врачам по субъектам Российской Федерации:
2.1. Провести анализ эпидемиологической обстановки по вирусному гепатиту А, определить численность групп высокого риска заражения по вирусному гепатиту А.
2.2. Внести в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения о выделении ассигнований на проведение прививок для групп высокого риска заражения и по эпидемическим показаниям в соответствии со сложившейся эпидемиологической обстановкой.
3. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации организовать повышение квалификации медицинских работников по вопросам диагностики, лечения и профилактики вирусного гепатита А.
4. Главным государственным санитарным врачам по субъектам Российской Федерации:
4.1. Осуществлять действенный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за обеспечением населения питьевой водой должного качества.
4.2. Организовывать и проводить профилактические и противоэпидемические мероприятия по вирусному гепатиту А, в первую очередь на территориях с высоким уровнем заболеваемости.
4.3. Усилить контроль за выполнением требований по предотвращению и устранению загрязнения воды водоемов, используемых населением для питьевого, хозяйственно-бытового и рекреационного водопользования.
4.4. Внедрить систему санитарно-гигиенического мониторинга и методологии оценки риска влияния качества питьевой воды на здоровье населения с последующей разработкой профилактических мероприятий на основе полученных результатов.
4.5. Повысить требовательность к технологиям водоподготовки в соответствии с региональными особенностями питьевой воды.
4.6. Регулярно информировать органы исполнительной власти и местного самоуправления и население о качестве питьевой воды, об эпидемиологической ситуации по вирусному гепатиту А и мерах личной и общественной профилактики.
4.7. Применять меры административного принуждения при нарушении санитарных правил физическими и юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Контроль за выполнением возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Л.П. Гульченко.
Г.Г.ОНИЩЕНКО

РАЗЪЯСНЕНИЕ ПО ВОПРОСАМ ПРИМЕНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ НОРМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НПБ 104-03 СИСТЕМЫ ОПОВЕЩЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЭВАКУАЦИЕЙ ЛЮДЕЙ ПРИ ПОЖАРАХ В ЗДАНИЯХ И СООРУЖЕНИЯХ (утв. ГУГПС МЧС РФ)  »
Постановления и Указы »
Читайте также