<ПИСЬМО> Ространснадзора от 11.11.2004 n 8.15-1448 ИНФОРМАЦИЯ О СЕРЬЕЗНОМ АВИАЦИОННОМ ИНЦИДЕНТЕ С САМОЛЕТОМ ИЛ-76ТД 4k-az31


МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА
ПИСЬМО
от 11 ноября 2004 г. N 8.15-1448
ИНФОРМАЦИЯ О СЕРЬЕЗНОМ АВИАЦИОННОМ ИНЦИДЕНТЕ
С САМОЛЕТОМ ИЛ-76ТД 4K-AZ31
14.09.2004 экипаж самолета Ил-76ТД 4K-AZ31 авиакомпании "Silk Way" Азербайджанской Республики в составе КВС Малиева А.П., второго пилота Джумаева Р.И., штурмана Алиева Р.М., бортинженера Кавкази В.К., бортрадиста Мухортова Б.Д., бортоператора Гамидова Ш.Б. выполнял полет по маршруту Баку - Эйндховен (Голландия). Взлетный вес самолета составлял 175 т, центровка 27% САХ, что не выходило за установленные ограничения.
На 11-й минуте полета, в режиме набора высоты, на высоте около 3000 метров произошел отказ двигателя 3-й СУ из-за разрушения вала турбины низкого давления в основании галтельного перехода центральной части вала к фланцу крепления диска 3-й ступени турбины, что привело к его раскрутке и разрушению. Процесс разрушения носил скоротечный характер без предупредительных признаков и сигнализации экипажу.
Нелокализованное разрушение турбины 3-й СУ привело к разрушению корпуса 3-го двигателя в районе турбины низкого давления, топливно-масляного радиатора 4-го двигателя, трубопровода топливной системы 3-го и 4-го двигателей, правого борта фюзеляжа в районе 29 - 31 шпангоутов и носка средней части крыла, в результате чего пробита гидравлическая трубка высокого давления и деформирован трубопровод низкого давления. Повреждение трубопроводов топливной системы двигателей разлетающимися деталями ТНД привело к возникновению пожара внутри двигателя 3 СУ и подкапотном пространстве на двигателях 3 и 4 СУ.
Падение оборотов двигателей 3-й и 4-й СУ произошло практически одновременно, сработала сигнализация "Пожар" на главном табло, красное сигнальное табло места пожара "Пож. в гонд." 3-го двигателя. При этом был слышен металлический удар. Через 20 секунд после отказа 3-й СУ произошло падение давления во 2-й ГС.
С началом появления особой ситуации в полете и до посадки активное пилотирование ВС выполнял КВС. Он принял решение о выполнении посадки на аэродроме вылета и через 11 секунд после возникновения особой ситуации приступил к выполнению левого разворота. Диспетчерская служба УВД Международного аэропорта Гейдар Алиев (Баку) обеспечила внеочередной заход на посадку с обратным курсом.
Бортовой инженер ВС Кавкази В.К. доложил о пожаре на 3-м двигателе и установил, что огнетушитель 1-й очереди пожаротушения разрядился в подкапотное пространство двигателя 3-й СУ автоматически.
Табло "Пожар", "Пож. в гонд." продолжали гореть, поэтому бортинженер вручную разрядил огнетушитель 2-й очереди пожаротушения в подкапотное пространство двигателя 3-й СУ. Примерно через 30 секунд вновь сработало табло "Пожар", свидетельствовавшее о пожаре на 4-м двигателе.
Бортовой инженер выключил двигатель 4-й СУ и разрядил огнетушитель 3-й очереди пожаротушения в подкапотное пространство двигателя.
Экипаж произвел выпуск шасси от основной гидросистемы и от ручки аварийного выпуска. В процессе захода на посадку была выпущена механизация в положение: предкрылки 25°, закрылки 30°. Посадочный вес ВС составил 171,1 т, центровка 27,5% САХ. Пролет района внешнего маркера, расположенного на удалении 4250 метров, был выполнен на высоте 280 метров (с превышением в 50 метров) и скорости 300 км/ч. Посадка на двух работающих двигателях была выполнена через 16 минут после отказа двигателей. На пробеге был включен реверс 1 и 2 двигателей. Данный режим работы двигателей использовался до конца пробега.
За время эксплуатации двигателей Д-3ОКП/КП-2 было зафиксировано 2 случая разрушения вала ТНД, приведшие к инциденту 14.12.1988 с самолетом Ил-76 ЦУ МВС и катастрофе 17.10.1989 самолета Ил-76 ВТА ВВС. Разрушение вала ТНД происходило в зоне межвального роликоподшипника (передняя опора ТНД) из-за разрушения самого межвального подшипника, сопровождающегося заклинением маслоуплотнительной втулки на валу ротора высокого давления и трением ее внутренней поверхности о вал ротора низкого давления.
Разрушение вала ТНД в основании галтельного перехода 3-й ступени турбины встретилось впервые и является производственным дефектом. Предварительное заключение по результатам исследования фрагмента вала ТНД указывает на усталость металла в месте разрушения вала.
Комиссия продолжает работу.
Предлагаю:
1. Руководителям территориальных органов ВТ Минтранса России довести настоящую информацию до руководителей подконтрольных организаций гражданской авиации.
2. Руководителям авиапредприятий и авиакомпаний:
2.1. Изучить со всем летным и инженерно-техническим составом обстоятельства серьезного инцидента с самолетом Ил-76ТД 4K-AZ31 в аэропорту Баку.
2.2. Совместно с руководителями УТЦ при очередных тренировках экипажей на тренажерах предусмотреть отработку действий при пожаре двигателя, пожаре на ВС и отказе более чем одного двигателей.
Начальник Управления инспекции
по безопасности полетов
В.А.РУДАКОВ

УКАЗ Президента РФ от 11.11.2004 n 1431 О НАЗНАЧЕНИИ ОРЛОВЦА М.И. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ И ПОЛНОМОЧНЫМ ПОСЛОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ ГАИТИ ПО СОВМЕСТИТЕЛЬСТВУ  »
Постановления и Указы »
Читайте также