РАСПОРЯЖЕНИЕ Ространснадзора от 10.11.2004 n АН-92-р(фс) ОБ АВИАЦИОННОМ ПРОИСШЕСТВИИ С ВЕРТОЛЕТОМ МИ-8Т ra-24622


МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 10 ноября 2004 г. N АН-92-р(фс)
ОБ АВИАЦИОННОМ ПРОИСШЕСТВИИ
С ВЕРТОЛЕТОМ МИ-8Т RA-24622
14 сентября 2004 г. перед началом полетов с площадки туристского лагеря, расположенной в 40 километрах севернее КТА Нижняя Пеша Ненецкого автономного округа, произошло опрокидывание на левый борт вертолета Ми-8Т RA-24622. В результате на воздушном судне были разрушены хвостовая и концевая балки, лопасти и втулка несущего винта, повреждены главный редуктор, подредукторная рама и трансмиссия. Экипаж и авиатехник, находившиеся на борту, не пострадали. Пассажиров на борту не было. Обломком лопасти несущего винта был смертельно травмирован турист, находившийся в палатке-столовой. Четыре других туриста получили травмы различной степени тяжести.
Вертолет Ми-8Т RA-24622 принадлежит ОАО "2-й Архангельский ОАО". Экипаж в составе командира воздушного судна С.А. Варзугина, второго пилота В.Ю. Рогова и бортмеханика Н.Н. Хотенова выполнял полеты с целью доставки туристов к местам рыбной ловли.
13.09.2004 после посадки вертолета на площадку для ночевки, перед выключением авиагоризонтов и двигателей по данным СAPПП-12ДМ вертолет имел левый крен 2,5°. Посадочная площадка представляла собой размокшую тундровую поверхность. По объяснению бортмеханика: "Так как шел дождь, для подстраховки под подкосы основных стоек шасси подложили бревна".
В день происшествия 14.09.2004 экипаж имел задание на перевозку группы туристов к новому месту рыбалки. На момент происшествия согласно расчетам, фактическим данным аэропорта Нижняя Пеша и показаниям свидетелей скорость ветра с направлением 250 градусов составляла 10 м/сек. с порывами 14 м/сек., что превышало ограничения РЛЭ. По объяснениям членов экипажа, после запуска двигателей КВС принял решение развернуть вертолет против ветра, при этом направление и скорость ветра экипаж не учитывал. Так как вертолет подкосами основных стоек жестко опирался на подложенные деревянный брус и бревно, а колеса вертолета были заблокированы в грунте, то вертолет, до определенного момента, не мог перемещаться и разворачиваться от меняющихся по величине сил и моментов и, следовательно, КВС не мог действовать органами управления вертолета адекватно происходящему процессу раскрутки НВ. К концу ввода коррекции и выходу НВ на рабочие обороты из-за увеличивающегося опрокидывающего момента вертолета, недостаточной прочности грунта рабочей поверхности площадки и действия порывистого ветра в правый борт левый крен вертолета по показаниям САРПП-12ДМ достиг 3°. В данном случае, как этого требует п. 4.14.18 Предупреждения, п. 2 РЛЭ Ми-8Т, экипаж двигатель не выключил и после выхода НВ на рабочие обороты KBС стал увеличивать общий шаг НВ. При достижении общего шага НВ 3,3° левый крен вертолета достиг 4° и в дальнейшем вертолет начал резко крениться на левый борт. В результате соударения лопастей НВ о грунт вертолет развернулся влево на 50° и опрокинулся на левый борт.
25.08.2004 аналогичное авиационное происшествие произошло в ФГУП "Нарьян-Марский ОАО" Архангельского МТУ ВТ Минтранса России с вертолетом Ми-8Т RA-25141. Накануне вечером экипаж в составе командира воздушного судна Я.Н. Меньшакова, второго пилота О.А. Белозерова и бортмеханика С.Е. Бойкова произвел посадку на площадку, подобранную с воздуха в районе метеостанции с А-23° и Д-144 от г. Нарьян-Мар, и остался на ночевку. Площадка представляла собой оттаявший грунт глубиной до 40 см, ниже находилась вечная мерзлота. Грунт был покрыт мхом высотой от 7 см до 16 см. За время стоянки вертолета ночью левая стойка шасси увязла в грунте на глубину около 1/3 диаметра колеса. Утром 25.08.2004 по заявке заказчика планировался вылет в г. Нарьян-Мар. Ветер с направлением 180° - 200° и скоростью 8 м/сек., порывы 12 м/сек., не позволял выполнить взлет с курсом стоянки вертолета. Для производства взлета экипаж принял решение развернуть вертолет против ветра, запустил двигатели и увеличил обороты НВ до 96%. При попытке развернуть вертолет началось кренение влево с последующим опусканием "носа". В дальнейшем произошло касание лопастями НВ поверхности площадки с последующим соударением с хвостовой балкой. В процессе разрушения хвостовой балки возник пожар. Экипаж и пассажиры покинули воздушное судно, которое затем полностью сгорело. Расследование по данному авиационному происшествию продолжается.
Два аналогичных авиационных происшествия в течение одного месяца свидетельствуют о некачественной профилактической работе руководства Архангельского МТУ ВТ Минтранса России и неудовлетворительном контроле за организацией летной работы в подконтрольных Архангельскому МТУ авиапредприятиях.
Причиной авиационного происшествия с вертолетом Ми-8Т RA-24622 явилось сочетание следующих факторов:
- в нарушение п. 2.6.7 РЛЭ вертолета Ми-8Т полеты были организованы командованием летного отряда на посадочную площадку, прочность грунта которой не соответствовала установленным требованиям;
- в Инструкции по производству полетов на данной площадке (утверждена КЛО 22.07.2003) не указаны требования к прочности грунта при базировании на ней воздушных судов;
- в нарушение п. 10.1.12 НПП ГА-85 и РЛЭ вертолета Ми-8Т п. 2.6.7 работы по обеспечению длительной стоянки вертолета и оборудованию посадочной площадки твердым покрытием выполнены не были. При заключении договора на выполнение работ заказчику эти необходимые требования также были не выдвинуты;
- попытка экипажа выполнить разворот вертолета при боковом ветре, выходящем за пределы летных ограничений, предусмотренных п. 2.5.2 РЛЭ вертолета Ми-8Т;
- несвоевременные действия КВС по выключению двигателей, предусмотренные п. 4.14.18 Предупреждения, п. 2 РЛЭ вертолета Ми-8Т, после увеличения крена более 3°;
- низкий уровень профилактической работы командно-летного состава ОАО "2-й Архангельский объединенный авиаотряд" (меры профилактического характера после авиационного происшествия в Нарьян-Марском авиапредприятии приняты не были).
В целях исключения подобных случаев предлагаю:
1. Руководителям территориальных органов воздушного транспорта Минтранса России:
1.1. Настоящее распоряжение довести до руководителей подконтрольных авиапредприятий, эксплуатирующих вертолеты.
1.2. Запретить в подконтрольных авиапредприятиях базирование и ночевки вертолетов в летнее время на площадках, не соответствующих установленным требованиям п. 2.6.7 РЛЭ Ми-8Т.
2. Руководителям авиапредприятий:
2.1. Настоящее распоряжение изучить со всем летным составом, персоналом инженерно-технической службы и специалистами аэродромной службы, выполняющими полеты на вертолетах.
2.2. Организовать с летным составом, выполняющим полеты на вертолетах, теоретические занятия на тему "Аэродинамическое обоснование летных ограничений вертолетов" в соответствии с разделами 2.5 и 4.14 РЛЭ Ми-8Т.
2.3. При проведении сезонной подготовки особое внимание уделить на знание летным составом вертолетов эксплуатационных ограничений, установленных правил выполнения полетов в условиях попутно-бокового ветра. Провести разовую тренировку летного состава по выполнению взлета (посадки) в естественных условиях при попутно-боковом ветре.
2.4. Потребовать от летного состава при выполнении полетов на площадки с малопрочным грунтом неукоснительного выполнения требований пунктов 4.14.17, 4.14.18 РЛЭ Ми-8Т.
2.5. Командно-летному составу авиапредприятий совместно со специалистами аэродромной службы провести облет и проверку состояния вертолетных площадок (использующихся для выполнения полетов вертолетов) на предмет их пригодности и соответствия "Инструкциям по производству полетов".
Руководитель
А.В.НЕРАДЬКО

ПРИКАЗ МВД РФ от 10.11.2004 n 730 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРУКТУРЫ ЦЕНТРАЛЬНОГО АППАРАТА МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также