<ИНФОРМАЦИЯ> ЦБ РФ АНАЛИТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ К ПЛАТЕЖНОМУ БАЛАНСУ И ВНЕШНЕМУ ДОЛГУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЯНВАРЕ - ИЮНЕ 2004 ГОДА


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ
АНАЛИТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ К ПЛАТЕЖНОМУ БАЛАНСУ
И ВНЕШНЕМУ ДОЛГУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В ЯНВАРЕ - ИЮНЕ 2004 ГОДА
I. ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС
СЧЕТ ТЕКУЩИХ ОПЕРАЦИЙ
Положительное сальдо по счету текущих операций в январе - июне 2004 года увеличилось относительно I полугодия 2003 года на 21% и составило 23,9 млрд. долларов США.
СООТНОШЕНИЕ БАЗОВЫХ ПАРАМЕТРОВ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА
В I ПОЛУГОДИЯХ 1996 - 2004 ГГ. <*> (МЛРД. ДОЛЛАРОВ США)
------------------------------------
<*> Диаграмма не приводится.
Внешнеторговый оборот вырос на четверть - до 121,2 млрд. долларов. Экспорт товаров достиг 79 млрд. долларов, импорт - 42,1 млрд. долларов. Сальдо торгового баланса увеличилось на 28% и составило 36,9 млрд. долларов (28,9 млрд. долларов).
Условия внешней торговли для Российской Федерации улучшились по большинству товарных позиций. В среднем рост экспортных цен превысил увеличение импортных на 12 процентных пунктов.
ВЛИЯНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ФАКТОРОВ НА ИЗМЕНЕНИЕ
ТОРГОВОГО БАЛАНСА РОССИИ В I ПОЛУГОДИИ 2004 ГОДА
(К СООТВЕТСТВУЮЩЕМУ ПЕРИОДУ ПРЕДЫДУЩЕГО ГОДА)
(млрд. долларов США)
-------------------------T-------------T-------------------------¬
¦ ¦ Всего ¦ В том числе за счет ¦
¦ ¦(прирост (+),¦ изменения: ¦
¦ ¦снижение (-))+------------------T------+
¦ ¦ ¦физических объемов¦ цен ¦
+------------------------+-------------+------------------+------+
¦Экспорт товаров ¦ 16,2 ¦ 5,5 ¦ 10,7 ¦
+------------------------+-------------+------------------+------+
¦Импорт товаров ¦ 8,2 ¦ 5,3 ¦ 2,9 ¦
+------------------------+-------------+------------------+------+
¦Внешнеторговый оборот ¦ 24,4 ¦ 10,8 ¦ 13,6 ¦
+------------------------+-------------+------------------+------+
¦Сальдо торгового баланса¦ 8,0 ¦ 0,2 ¦ 7,8 ¦
L------------------------+-------------+------------------+-------
Экспорт товаров вырос на 26%. Две наиболее важные товарные группы составили основу его прироста: топливно-энергетические товары (на 56%), а также металлы и изделия из них (на 34%).
Суммарная доля нефти, нефтепродуктов и природного газа в стоимости товарного экспорта почти не изменилась (55% в I полугодии 2004 года против 56% в сопоставимом периоде). Однако внутри группы произошли заметные структурные изменения: удельный вес сырой нефти вырос с 28 до 31%, компенсируя тем самым уменьшение доли нефтепродуктов (на 0,6%) и природного газа (на 3%).
Наблюдались самые высокие с 1992 года темпы роста мировых цен на металлы. Это явилось основной причиной того, что удельный вес второй по значимости товарной группы в структуре российского экспорта - металлы и изделия из них - увеличился с 14 до 18%. Стоимость их вывоза возросла почти на 60%, преимущественно за счет экспорта черных металлов в страны дальнего зарубежья.
ДИНАМИКА МИРОВЫХ ЦЕН
НА МЕТАЛЛЫ В I ПОЛУГОДИЯХ 1992 - 2004 ГГ. <*>
(В % К СООТВЕТСТВУЮЩЕМУ ПЕРИОДУ)
------------------------------------
<*> Диаграмма не приводится.
Доли экспорта машин и оборудования (9%), химической продукции (7%), а также древесины (4%) в суммарном объеме экспорта товаров из Российской Федерации сохранились на уровне базисного периода.
Наибольший отрицательный вклад в динамику экспорта был получен за счет снижения на 16% стоимости продовольственных товаров и сырья для их производства в основном из-за сокращения экспортных поставок зерновых культур.
ТОВАРНАЯ СТРУКТУРА ЭКСПОРТА
В I ПОЛУГОДИЯХ 2000 - 2004 ГГ. <*> (В % К ИТОГУ)
------------------------------------
<*> Диаграмма не приводится.
Среди стран дальнего зарубежья - крупнейших импортеров российских товаров лидирующие позиции, как и годом ранее, занимали Нидерланды (9% экспорта), Германия (8%) и Китай (7%). При этом доля топливно-энергетических товаров и металлов в суммарном объеме экспорта в эти страны увеличилась с 75 до 80%, а их вклад в прирост суммарного экспорта по итогам I полугодия 2004 года превысил 90%.
ОСНОВНЫЕ ИМПОРТЕРЫ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ТОВАРОВ
ИЗ РОССИИ В I ПОЛУГОДИИ 2004 ГОДА <*> (В % К ИТОГУ)
------------------------------------
<*> Диаграмма не приводится.
Среди стран СНГ основными покупателями российских товаров оставались Белоруссия, Украина (по 6%) и Казахстан (3%). Несмотря на некоторое снижение доли товаров ТЭК и металлов в стоимостном объеме вывоза в эти страны, их вклад в прирост суммарного экспорта по-прежнему превышал 50%.
Импорт товаров вырос на 24%, в первую очередь за счет увеличения стоимостных объемов ввоза машин, оборудования и механизмов (на 45%). Их доля в общем объеме ввозимой продукции увеличилась с 36 до 40%, а стоимость - в 1,4 раза. Половина прироста была получена за счет расширения поставок средств наземного транспорта (их стоимость увеличилась в 1,9 раза), оставшиеся 50% - по группе, включающей ядерные реакторы, электрические машины и прочее оборудование (в 1,3 раза).
Сокращение физических объемов закупок мясных продуктов и сахара и как следствие - снижение их стоимостных объемов (на 9 и 25% соответственно) проявились в уменьшении доли продовольственных товаров и сырья для их производства в общем объеме поставляемых из-за рубежа товаров с 22 до 19%.
Удельный вес третьей по значимости позиции в товарной структуре российского импорта - продукция химической и связанных с ней отраслей - составил 16%, что практически соответствует уровню соответствующего периода предыдущего года.
ТОВАРНАЯ СТРУКТУРА ИМПОРТА
В I ПОЛУГОДИЯХ 2000 - 2004 ГГ. <*> (В % К ИТОГУ)
------------------------------------
<*> Диаграмма не приводится.
Среди стран дальнего зарубежья основными поставщиками товаров в Россию являлись Германия (14%), Китай (6%) и Япония (5%). Последняя впервые вошла в тройку ведущих контрагентов. Причинами более чем двукратного роста импорта товаров из этой страны стало многократное увеличение закупок труб из черных металлов и ввоза легковых автомобилей.
Среди стран СНГ сохранили свои позиции Белоруссия (9%), Украина (8%) и Казахстан (5%).
Оборот международных услуг в I полугодии 2004 года вырос на 27% и составил 23,4 млрд. долларов, в том числе со странами дальнего зарубежья - 19,7 млрд. долларов, со странами СНГ - 3,7 млрд. долларов.
СТРУКТУРА ЭКСПОРТА И ИМПОРТА УСЛУГ
В I ПОЛУГОДИИ 2004 ГОДА <*> (В % К ИТОГУ)
------------------------------------
<*> Диаграмма не приводится.
Отрицательное сальдо баланса услуг по сравнению с I полугодием 2003 года увеличилось на 31%.
Экспорт услуг вырос на 26% (до 8,9 млрд. долларов). Наибольшая часть прироста приходилась на транспортные (38%), деловые, профессиональные и технические услуги (22%), а также на услуги по статье "Поездки" (21%).
Предоставление транспортных услуг расширилось на 25% (3,5 млрд. долларов). В их структуре доминирующее положение занимали грузовые перевозки (1,6 млрд. долларов), стоимость вспомогательных и дополнительных транспортных услуг составила 1,1 млрд. долларов, пассажирских перевозок - 0,8 млрд. долларов.
Экспорт услуг, связанных с личными и деловыми поездками, оценивался в 2,2 млрд. долларов. Темп прироста показателя (22%) существенно превышал соответствующий индикатор годичной давности (6%). При этом, поскольку численность иностранных граждан, посетивших Россию, по сравнению с базисным периодом выросла незначительно, практически весь прирост был связан с увеличением цен на потребляемые ими услуги.
Среди прочих категорий наблюдалось уменьшение экспорта в сфере государственных услуг (на 18%), роялти и лицензионных платежей (на 41%).
Импорт услуг составил 14,5 млрд. долларов, что превышает аналогичный показатель 2003 года на 28%. Основной объем занимали услуги, связанные с поездками российских граждан за рубеж (45%), деловые, профессиональные и технические (16%), транспортные (11%), а также строительные услуги (10%).
Повышение уровня жизни населения способствовало росту количества выездов российских граждан с туристическими целями (более чем на треть). В результате стоимость услуг, связанных с визитами личного характера, с учетом умеренного роста средних расходов на них увеличилась на 1,3 млрд. долларов, обеспечив более 90% прироста импорта по статье "Поездки", достигшего 6,6 млрд. долларов.
Прирост импорта услуг транспорта составил 22%. Динамика показателя определялась в первую очередь увеличением стоимости грузовых и пассажирских перевозок, преимущественно воздушным транспортом. Последнее было обусловлено ростом тарифов на авиаперевозки вследствие повышения платы за обслуживание в зарубежных аэропортах и цен на закупаемое у нерезидентов топливо.
Высокие темпы роста импорта наблюдались также по страховым услугам (в 2 раза), услугам в сфере культуры и отдыха (в 1,8 раза), роялти и лицензионным платежам (в 1,8 раза).
Отрицательный баланс оплаты труда оценивался в 0,3 млрд. долларов. Выплаты временно работающим в стране нерезидентам увеличились с 0,4 до 0,7 млрд. долларов. За счет расширения их численности сумма выплаченных доходов приросла на 37%, в результате роста заработной платы - на 35%.
Более умеренно повышались доходы, полученные россиянами, трудоустроенными за рубежом: по сравнению с I полугодием 2003 года они выросли на 7% и составили 0,4 млрд. долларов. Имел место рост средней заработной платы (на 13%) на фоне сокращения количества работающих российских граждан. Дефицит баланса инвестиционных доходов увеличился относительно базового периода на 45%. Сумма доходов, подлежащая выплате нерезидентам, превышала объем доходов, начисленных к получению, на 6,8 млрд. долларов (4,7 млрд. долларов - в I полугодии 2003 года).
Отрицательная величина баланса доходов государственного сектора по сравнению с I полугодием 2003 года не изменилась (1,2 млрд. долларов).
Сальдо доходов органов денежно-кредитного регулирования оставалось положительным - 0,5 млрд. долларов (0,4 млрд. долларов).
Объем доходов, начисленных к получению частным сектором, существенно снизился (с 4,1 до 1,6 млрд. долларов), в то время как обязательства по выплате инвестиционных доходов практически не изменились и оценивались по итогам отчетного периода в 7,7 млрд. долларов (7,9 млрд. долларов). Последнее было связано с интенсивным наращиванием иностранных обязательств банков и нефинансовых предприятий на протяжении двух предшествующих лет. В итоге отрицательный баланс доходов частного сектора вырос в 1,6 раза (с 3,8 до 6,1 млрд. долларов). По банковскому сектору его величина оценивалась в 0,3 млрд. долларов, по предприятиям реального сектора - в 5,8 млрд. долларов.
СЧЕТ ОПЕРАЦИЙ С КАПИТАЛОМ И ФИНАНСОВЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ
Счет операций с капиталом
Отрицательное сальдо капитальных трансфертов по итогам января - июня 2004 года равнялось 0,9 млрд. долларов.
Объем трансфертов, связанных с прощением задолженности иностранных государств перед Российской Федерацией, был на 0,6 млрд. долларов выше суммы, на которую в рамках реструктуризации были списаны обязательства органов государственного управления перед нерезидентами.
Баланс трансфертов, связанных с международной миграцией, оставался отрицательным, его величина оценивалась на уровне базового периода - 0,3 млрд. долларов. Объем вывезенных из страны ресурсов в форме имущества и финансовых средств оценивался в 0,5 млрд. долларов, стоимость ввезенных ресурсов не превышала 0,2 млрд. долларов. В I полугодии 2004 года сохранялась тенденция к сокращению численности мигрантов, как выехавших из страны, так и въехавших. Количество эмигрантов уменьшилось на 15%, иммигрантов - на 30%. При этом в разрезе регионов структура миграционных потоков не изменилась: подавляющее большинство иммигрантов - выходцы из стран СНГ, в то время как численность выехавших граждан распределялась поровну между странами дальнего и ближнего зарубежья.
Финансовый счет
Отрицательное сальдо финансового счета (без учета резервных активов и операций, связанных с прощением долга) равнялось 10,7 млрд. долларов <*>.
------------------------------------
<*> Здесь и далее приведены данные без учета прощения долга.
Объем поступившего в страну иностранного капитала оценивался в 12,5 млрд. долларов, что на треть выше уровня января - июня 2004 года (9,4 млрд. долларов).
СТРУКТУРА ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ В ЯНВАРЕ - ИЮНЕ 1997 - 2004 ГГ.
(ЧИСТЫЙ ПРИРОСТ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПЕРЕД НЕРЕЗИДЕНТАМИ
БЕЗ УЧЕТА ПРОЩЕНИЯ ДОЛГА)
(млрд. долларов США)
----------------T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T------¬
¦ Вид ¦1997 ¦1998 ¦1999 ¦2000 ¦2001 ¦2002 ¦2003 ¦ 2004 ¦
¦ инвестиций ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦
+---------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Прямые ¦ 1,8¦ 1,1¦ 1,4 ¦ 1,0 ¦ 1,3 ¦ 1,7 ¦ 6,6 ¦ 5,4 ¦
+---------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Портфельные <*>¦ 14,0¦ 8,7¦-0,2 ¦-0,9 ¦-0,1 ¦ 0,7 ¦-4,6 ¦ 2,7 ¦
+---------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Прочие ¦ 7,5¦ 6,8¦ 0,2 ¦-1,0 ¦-0,2 ¦ 1,6 ¦ 7,4 ¦ 4,4 ¦
+---------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+------+
¦Всего ¦ 23,3¦ 16,6¦ 1,4 ¦-0,9 ¦ 1,0 ¦ 4,0 ¦ 9,4 ¦ 12,5 ¦
L---------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-------
------------------------------------
<*> Включая финансовые производные.
Знак "-" означает нетто-снижение обязательств перед нерезидентами.
Обязательства органов государственного управления с учетом погашения задолженности перед МВФ снизились на 2,3 млрд. долларов (в сопоставимом периоде - на 6,7 млрд. долларов).
Привлечение новых займов осуществлялось в рамках кредитных линий, открытых международными финансовыми организациями, а также по двусторонним межправительственным соглашениям (по 0,2 млрд. долларов).
За счет операций на вторичном рынке обязательства перед нерезидентами в форме государственных долговых ценных бумаг возросли на 2 млрд. долларов.
Реструктурирована значительная сумма задолженности бывшего СССР, включая обязательства перед Международным банком экономического сотрудничества (МБЭС) и Международным инвестиционным банком (МИБ).
По новому российскому долгу в погашение основной суммы выплачено 3,4 млрд. долларов. Из них по 1,3 млрд. долларов приходилось на платежи по кредитам международных финансовых организаций и задолженности в форме государственных

ПРИКАЗ Минфина РФ n 98Н, ФНС РФ n САЭ-3-13/23 от 04.11.2004 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ОТ 16 ОКТЯБРЯ 2003 Г. n 94Н/БГ-3-13/543 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРУКТУРЫ И ФОРМАТОВ ЭЛЕКТРОННЫХ СООБЩЕНИЙ ПРИ ОБМЕНЕ ИНФОРМАЦИЕЙ МЕЖДУ УПРАВЛЕНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА МИНФИНА РОССИИ ПО СУБЪЕКТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯМИ МНС РОССИИ ПО СУБЪЕКТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также