ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.12.2001 n 848 (с изм. от 21.10.2004) О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ МОДЕРНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ (2002 - 2010 ГОДЫ)


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 декабря 2001 г. N 848
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
"МОДЕРНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
(2002 - 2010 ГОДЫ)"
(с изм., внесенными распоряжением Правительства РФ
от 21.10.2004 N 1355-р)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)" (далее именуется - Программа), представленную Министерством транспорта Российской Федерации и Министерством путей сообщения Российской Федерации.
2. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации ежегодно, начиная с 2002 года, включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.
Установить, что финансирование отдельных мероприятий Программы подлежит ежегодно уточнению с учетом возможностей федерального бюджета.
3. Министерству финансов Российской Федерации, Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерству промышленности, науки и технологий Российской Федерации предусматривать ежегодно, начиная с 2002 года, выделение средств на реализацию Программы, в том числе на обеспечение деятельности органов текущего управления реализацией Программы.
4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять участие в реализации Программы с осуществлением расходов на эти цели в пределах средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ



Утверждена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 5 декабря 2001 г. N 848
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"МОДЕРНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
(2002 - 2010 ГОДЫ)"
(с изм., внесенными распоряжением Правительства РФ
от 21.10.2004 N 1355-р)
ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "МОДЕРНИЗАЦИЯ
ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ (2002 - 2010 ГОДЫ)"
Наименование - Федеральная целевая программа
Программы "Модернизация транспортной системы России
(2002 - 2010 годы)"
Основание для - распоряжение Правительства Российской
разработки Программы Федерации от 16 февраля 2001 г. N 232-р
------------------------------------------------------------------
Распоряжением Правительства РФ от 21.10.2004 N 1355-р
определены:
Минтранс России - государственным заказчиком - координатором
Программы;
Росжелдор - государственным заказчиком подпрограммы
"Железнодорожный транспорт";
Росавтодор - государственным заказчиком подпрограмм
"Автомобильные дороги", "Безопасность дорожного движения";
Росавиация - государственным заказчиком подпрограмм
"Гражданская авиация", "Единая система организации воздушного
движения";
Росморречфлот - государственным заказчиком подпрограмм
"Морской транспорт", "Внутренний водный транспорт", "Внутренние
водные пути";
Росжелдор, Росморречфлот, Росавтодор и Росавиация -
государственными заказчиками подпрограммы "Международные
транспортные коридоры";
Минтранс России - государственным заказчиком подпрограмм
"Реформирование пассажирского транспорта общего пользования",
"Информатизация". Государственные - Министерство транспорта Российской
заказчики Программы Федерации (государственный заказчик -
координатор), Министерство путей сообщения
Российской Федерации
Основные разработчики - головные исполнители (генеральные
Программы разработчики):
государственное предприятие "Научный центр
по комплексным транспортным проблемам";
Государственный институт технико -
экономических изысканий и проектирования
железнодорожного транспорта.
Соисполнители:
Государственный проектно - изыскательский
научно - исследовательский институт
морского транспорта, Центральный научно -
исследовательский институт экономики
водного транспорта, Научно -
исследовательский институт автомобильного
транспорта, Дорожный проектно -
изыскательский и научно -
исследовательский институт,
Государственный научно - исследовательский
институт гражданской авиации,
Государственный научно - исследовательский
институт аэронавигации, Научно -
исследовательский институт городского
электрического транспорта, Главный
вычислительный центр Министерства
транспорта Российской Федерации, Центр
стратегии и совершенствования управления
транспортным комплексом, Российский
научно - исследовательский институт
железнодорожного транспорта, Московский
государственный университет путей
сообщения, Российский научно -
исследовательский и проектно -
конструкторский институт информации,
автоматизации и связи
Цели и задачи - целью Программы является повышение
Программы сбалансированности, эффективности и
безопасности функционирования транспортной
системы, обеспечивающей жизненно важные
национальные интересы страны.
Для достижения указанной цели необходимо
решить следующие основные задачи:
повышение уровня координации деятельности
органов, обеспечивающих функционирование и
развитие транспорта;
совершенствование транспортной
инфраструктуры, улучшение использования
существующих мощностей;
оснащение всех видов транспорта
современными техническими средствами;
модернизация транспортных технологий, в
том числе использование и
совершенствование прогрессивных
перевозочных систем;
формирование и развитие на территории
России международных транспортных
коридоров;
комплексная информатизация транспорта на
основе использования современных
телекоммуникационных и навигационных
систем;
совершенствование нормативной правовой
базы, регламентирующей транспортную
деятельность;
научное обеспечение развития транспорта;
повышение инвестиционной привлекательности
транспортной системы
Сроки и этапы - Программа разработана на 2002 - 2010 годы.
реализации Программы На первом этапе (2002 - 2005 годы)
развитие транспортной системы будет
ориентировано на более эффективное
использование имеющихся мощностей, на
втором этапе (2006 - 2010 годы) должно
быть обеспечено ускоренное развитие
транспортной системы, направленное на
значительное повышение эффективности и
качества транспортного обслуживания
Перечень подпрограмм - в состав Программы входят следующие
подпрограммы:
"Железнодорожный транспорт",
"Автомобильные дороги", "Гражданская
авиация", "Единая система организации
воздушного движения", "Морской транспорт",
"Внутренний водный транспорт", "Внутренние
водные пути", "Реформирование
пассажирского транспорта общего
пользования", "Безопасность дорожного
движения", "Информатизация" и
"Международные транспортные коридоры"
Исполнители - предприятия, организации и учреждения
подпрограмм и транспорта и смежных отраслей экономики,
основных мероприятий определяемые на конкурсной основе в
соответствии с Федеральным законом
"О конкурсах на размещение заказов на
поставки товаров, выполнение работ,
оказание услуг для государственных нужд"
Объемы и источники - общий объем финансирования мероприятий
финансирования Программы составляет 4646,3 млрд. рублей.
Расходы федерального бюджета
предусматриваются в размере 882,5 млрд.
рублей, расходы бюджетов субъектов
Российской Федерации - 1385,8 млрд. рублей
и финансирование расходов из внебюджетных
источников - 2378 млрд. рублей.
По целевому назначению общая потребность в
ресурсном обеспечении распределяется
следующим образом: капитальные расходы на
реализацию инвестиционных проектов
составляют 3969,9 млрд. рублей, расходы на
научно - исследовательские и опытно -
конструкторские работы - 19,3 млрд.
рублей, расходы на прочие нужды - 657,2
млрд. рублей
Ожидаемые конечные - общественная эффективность за период
результаты реализации жизненных циклов проектов Программы
Программы оценивается в 1,6 трлн. рублей,
коммерческая - 551,6 млрд. рублей,
бюджетная - 1,2 трлн. рублей. На
железнодорожном транспорте износ основных
производственных фондов снизится до 37 -
39 процентов, будет расширен полигон
электрификации с доведением доли
грузооборота, осуществляемого посредством
электротяги, до 80 - 83 процентов,
скоростное движение пассажирских поездов
будет организовано на линиях общей
протяженностью 8 тыс. километров,
себестоимость перевозок снизится на 10 -
12 процентов по сравнению с уровнем 2000
года.
Протяженность автомобильных дорог общего
пользования с твердым покрытием увеличится
на 20 процентов и достигнет 640 тыс.
километров, протяженность многополосных
автомобильных дорог увеличится в 2 раза
(до 8 тыс. километров). Будет обеспечена
связь почти 8 тыс. населенных пунктов с
дорожной сетью общего пользования. По
федеральным автодорогам будет
ликвидирован, а по территориальным
значительно сокращен разрыв между
фактическими и требуемыми расходами на
ремонт дорог.
В гражданской авиации удельный вес объемов
перевозок, выполняемых на воздушных судах
отечественного производства нового
поколения, достигнет 85 процентов, за счет
применения более экономичных двигателей
удельный расход авиатоплива снизится на 22
процента, за счет совершенствования
организации воздушного движения скорость
доставки пассажиров повысится на 10
процентов, оснащенность объектов наземной
инфраструктуры достигнет 85 процентов
нормы.
На пассажирском транспорте общего
пользования будет улучшено качество услуг,
наполняемость салонов в часы пик будет
постепенно снижена с 8 человек на 1 кв.
метр до 5 - 6, повысится регулярность
движения, увеличится на 10 - 15 процентов
средняя эксплуатационная скорость
перевозок пассажиров и снизится на 13 - 15
процентов их себестоимость.
На морском транспорте увеличится с 11,7
млн. тонн до 14,4 млн. тонн тоннаж флота,
контролируемого Россией, средний возраст
транспортных судов под отечественным
флагом снизится с 19 до 13 лет, доля
российских морских портов в обеспечении
внешнеторговых и транзитных перевозок
возрастет с 70 процентов до 95 процентов.
На внутреннем водном транспорте повысятся
темпы обновления транспортного грузового и
пассажирского флота, будет
интенсифицирован процесс интеграции в
современные товаропроводящие системы.
Структура речного флота будет приведена в
соответствие с прогнозируемыми объемами,
составом и географией грузопотоков, прежде
всего для обеспечения внешнеторговых
перевозок и завоза грузов в районы
Крайнего Севера, часть имеющихся мощностей
речных портов будет переориентирована на
обеспечение интермодальных перевозок.
На внутренних водных путях будет
обеспечена безопасность и надежность
функционирования судоходных
гидротехнических сооружений, что позволит
значительно снизить риск крупномасштабных
техногенных катастроф в густонаселенных
приречных районах европейской части
страны, уменьшить масштабы и последствия
затопления паводковыми водами в отдельных
регионах страны, повысить эффективность
судоходства, прежде всего при обеспечении
внешнеторговых и транзитных перевозок.
Формирование международных транспортных
коридоров на территории России, прежде
всего евро - азиатских коридоров "Север -
Юг" и "Транссиб", позволит повысить
качество транспортного обслуживания при
осуществлении экспортно - импортных и
транзитных перевозок, сократить расходы и
время доставки грузов на 20 - 30
процентов, увеличить объемы транзитных
перевозок по территории России, в том
числе контейнеров - до 300 - 400 тыс.
единиц в год, в результате чего доходы
отечественных транспортных и операторских
компаний возрастут на 2 - 3 млрд. долларов
США в год.
Модернизация транспортной системы позволит
создать дополнительные рабочие места для
более чем 200 тыс. человек в транспортной
отрасли и обеспечить работой более 2 млн.
человек в смежных отраслях экономики -
машиностроении, строительстве и др.
Выполнение программных мероприятий
позволит на 12 - 15 процентов уменьшить
выбросы в атмосферу вредных веществ при
эксплуатации пассажирского транспорта, на
7 процентов сократить выбросы в атмосферу
вредных веществ от стационарных источников
магистрального железнодорожного
транспорта, снизить на 25 - 30 процентов
негативное влияние автомобильных дорог на
население и придорожные экосистемы
Система организации - контроль за исполнением мероприятий
контроля за Программы осуществляют государственные
исполнением Программы заказчики - Министерство транспорта
Российской Федерации и Министерство путей
сообщения Российской Федерации.
Контрольные функции осуществляют также
Министерство экономического развития и
торговли Российской Федерации,
Министерство промышленности, науки и
технологий Российской Федерации,
Министерство финансов Российской Федерации
и Главное контрольное управление
Президента Российской Федерации.
Ежегодные и ежеквартальные отчеты о
выполнении Программы представляются в
установленном порядке в Государственный
комитет Российской Федерации по
статистике. Оценка выполнения Программы
осуществляется ежегодно по плановым и
фактически достигнутым результатам
1. Введение
Федеральная целевая программа "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)" (далее именуется - Программа) разработана во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 г. N 232-р.
Программа содержит перечень, характеристики и механизм реализации мероприятий по развитию транспортной системы страны на период до 2010 года, необходимых для ее устойчивой и эффективной работы и предусматривающих согласованное развитие всех видов транспорта общего пользования как составных частей единой транспортной системы.
Модернизация транспортной системы страны рассматривается как первый этап реализации стратегической цели государственной транспортной политики и первостепенная задача в области транспорта, решение которой создаст предпосылки для расширения внутренних и внешних хозяйственных связей и возможностей использования населением всех видов сообщений, а также для привлечения на транспортные коммуникации России транзитных перевозок третьих стран.
Разработка и реализация Программы позволят комплексно подойти к развитию наземных, водных и воздушных транспортных систем, обеспечить их согласованное развитие и функционирование и, соответственно, более эффективное использование финансовых и материальных ресурсов. Процесс модернизации транспортной системы России окажет существенное влияние на социально - экономическое развитие всех регионов России.
Проект Программы подготовлен в соответствии с порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594.
Структурно Программа состоит из сводной части (головной том, пояснительная записка, бизнес - план) и 11 подпрограмм, сформированных по отраслевому и функциональному признакам <*>.
--------------------------------
<*> Полное описание Программы представлено в 14 книгах. Подпрограммы, пояснительная записка и бизнес - план не прилагаются.
Исходными установками для разработки Программы явились положения Основных направлений социально - экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу, Концепции государственной транспортной политики Российской Федерации, одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 1997 г. N 1143, и Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.
Головными разработчиками проекта Программы являются Научный центр по комплексным транспортным проблемам Министерства транспорта Российской Федерации и Государственный институт технико - экономических изысканий и проектирования железнодорожного транспорта Министерства путей сообщения Российской Федерации.
В разработке проекта Программы также участвовали:
по линии Министерства транспорта Российской Федерации - Государственный проектно - изыскательский научно - исследовательский институт морского транспорта, Центральный научно - исследовательский институт экономики водного транспорта, Научно - исследовательский институт автомобильного транспорта, Дорожный проектно - изыскательский и научно - исследовательский институт, Государственный научно - исследовательский институт гражданской авиации, Государственный научно - исследовательский институт аэронавигации, Научно - исследовательский институт городского электрического транспорта, Главный вычислительный центр Министерства транспорта Российской Федерации, Центр стратегии и совершенствования управления транспортным комплексом;
по линии Министерства путей сообщения Российской Федерации - Российский научно - исследовательский институт железнодорожного транспорта, Московский государственный университет путей сообщения, Российский научно - исследовательский и проектно - конструкторский институт информации, автоматизации и связи;
Институт системного анализа Российской академии наук, Центральный экономико - математический институт Российской академии наук, Государственный университет управления, Фонд экономики переходного периода, Российская академия государственной службы, Институт проблем транспорта и логистики, Совет по изучению производительных сил и экономического сотрудничества Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Российской академии наук.
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Экономическая стратегия Правительства Российской Федерации, намеченная в Основных направлениях социально - экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу, определяет транспортную систему России как важнейшую составную часть производственной инфраструктуры, а ее развитие - как одну из приоритетных задач государственной деятельности.
Создание динамично развивающейся, устойчиво функционирующей и сбалансированной национальной транспортной системы является необходимым условием стабилизации и подъема экономики, обеспечения целостности страны, повышения уровня жизни.
В условиях реформирования экономики усиливается взаимосвязь развития транспорта с развитием других отраслей хозяйства и социальной сферы, которая не только определяет требования к транспорту в отношении направлений, объемов и качества перевозок, но и возможности его развития, поскольку от объемов перевозок зависят доходы транспортных предприятий, являющиеся в современных условиях основным источником инвестиций. Удешевление и ускорение грузовых перевозок стимулируют расширение транспортно - экономических связей, а удешевление, ускорение и повышение качества пассажирского сообщения приводят к росту мобильности населения и улучшению условий его жизни.
Таким образом, развитие и модернизация транспорта являются факторами, стимулирующими социально - экономическое развитие страны, укрепляющими ее федерализм и территориальную целостность.
Роль транспорта еще более повышается в условиях глобализации мировой экономики, приводящей к значительному увеличению межгосударственных хозяйственных связей.
В период экономических реформ были разработаны федеральные и отраслевые целевые программы развития всех видов транспорта, реализация которых должна была обеспечить эффективное удовлетворение потребностей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров в рыночных условиях.
В 1997 году Правительством Российской Федерации одобрена Концепция государственной транспортной политики Российской Федерации, содержащая конкретные направления стратегии развития транспортной системы и основные вопросы развития и работы транспортной отрасли в новых хозяйственных условиях, решение которых способствовало внедрению современных экономических механизмов на рынке транспортных услуг, а также обеспечению согласованности деятельности всех федеральных и территориальных органов государственной власти, органов местного самоуправления, транспортных и других предприятий.
Наряду с изменением отношений собственности и формированием рынка транспортных услуг в годы реформ осуществлялось совершенствование системы управления транспортом и законодательно - правовой базы, регламентирующей транспортную деятельность.
Однако эти меры в должной мере не улучшили ситуацию. Перевод транспортной отрасли на коммерческую основу и сокращение выделяемых ей государственных инвестиций существенно обострили проблемы развития отрасли.
Уменьшение доходов транспортных предприятий из-за резкого спада объемов перевозок при одновременном росте цен на необходимые им технические средства и материалы, топливо и энергию привели к существенному замедлению обновления основных фондов всех видов транспорта и ухудшению их состояния.
Развитие транспорта в последние годы осуществлялось в соответствии с отдельными целевыми федеральными и отраслевыми Программами ("Дороги России", "Возрождение торгового флота России", "Внутренние водные пути" и др.). Однако эти программы, разработанные без должной увязки друг с другом, ориентированные в основном на федеральный бюджет и не обеспеченные ресурсами, выполнялись с большим отставанием. К настоящему времени выполнение программ составляет от 18 до 57 процентов.
Вследствие этого на транспорте накопилось много нерешенных проблем, которые могут стать тормозом в осуществлении социально - экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу.
Основные фонды всех видов транспорта обновляются недостаточными темпами, их износ достиг 55 - 70 процентов и продолжает увеличиваться.
Финансово - экономические механизмы, в том числе обеспечивающие воспроизводство основных фондов и инновации, недостаточно эффективны и не в полной мере адаптированы к особенностям транспорта.
Значительно снизились мобильность населения и доступность для него транспортных услуг, в том числе из-за неудовлетворительного состояния материально - технической базы транспортного комплекса, что вызывает дополнительную социальную напряженность в обществе.
Недостаточен уровень межотраслевой и межрегиональной координации в развитии транспортной инфраструктуры, что ведет к нерациональному расходованию ресурсов и снижению эффективности работы.
Транспортные технологии не отвечают современным требованиям эффективного функционирования транспорта в условиях рынка, не получили достаточного развития интермодальные перевозки, широко распространенные в развитых странах мира.
Низок уровень информатизации транспортных процессов и информационного взаимодействия транспорта с другими отраслями экономики, что мешает интеграции в мировую коммуникационную систему.
Слабо реализуются выгоды географического положения Российской Федерации и возможности ее транспортных коммуникаций для доставки транзитных грузов третьих стран, в первую очередь грузов азиатско - европейского направления.
Недостаточно научное обеспечение функционирования и развития транспортной системы.
Помимо указанных общих проблем, имеются также специфические проблемы развития отдельных видов транспорта.
На железнодорожном транспорте:
существующая система управления производственной деятельностью и организация эксплуатационной работы не отвечают современным требованиям и препятствуют повышению эффективности работы транспорта;
недостаточен уровень взаимодействия с другими видами транспорта, и прежде всего с морским транспортом; не находят должного развития интермодальные перевозки;
за период с 1993 года износ основных производственных фондов возрос с 33,6 процента до 56,7 процента;
неадекватное сокращение в 1992 - 1998 годах объемов перевозок (на 48 процентов) и численности персонала, занятого на перевозках (на 13 процентов), привело к сокращению производительности труда на 41 процент, в связи с чем приведение численности трудящихся в соответствие с объемами перевозок является одной из актуальных задач;
недостаточен уровень механизации работ по обслуживанию инфраструктуры железнодорожного транспорта.
В дорожном хозяйстве:
по всем удельным показателям развития сети автомобильных дорог общего пользования Россия значительно уступает зарубежным странам, развитие дорожной сети не соответствует темпам автомобилизации страны;
не завершено формирование опорной сети федеральных автомобильных дорог, особенно в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока;
все более резко проявляется дефицит пропускной способности федеральной дорожной сети, в первую очередь на подходах к крупным городам и транспортным узлам страны;
низкий технический уровень дорог обусловливает увеличение себестоимости перевозок в 1,5 раза, а расхода горючего - на 30 процентов по отношению к аналогичным показателям развитых зарубежных стран;
из-за плохих дорожных условий в дорожно - транспортных происшествиях ежегодно погибают 2 тыс. человек и получают ранения 9 тыс. человек;
не обеспечена связь по автодорогам с твердым покрытием 39 тыс. населенных пунктов, в которых проживает более 10 млн. человек.
На морском транспорте:
продолжается сокращение общего числа судов и тоннажа, а также старение флота, зарегистрированного в российских национальных реестрах (около 60 процентов российского флота зарегистрировано под иностранными флагами, средний возраст судов под отечественным флагом достиг 19 лет);
сохраняется тенденция к строительству судов, их регистрации и осуществлению судоходного бизнеса за рубежом;
специализация и оснащенность российских торговых портов не соответствуют сложившимся и перспективным структуре и объемам внешнеторговых и транзитных грузопотоков, в результате чего около 30 процентов российских внешнеторговых грузов отправляется через иностранные порты;
недостаточными темпами осуществляется обновление флота ледоколов, буксиров и спасательных судов, что снижает надежность транспортного обслуживания и создает проблемы обеспечения безопасности мореплавания.
На внутреннем водном транспорте:
ряд судоходных гидротехнических сооружений, создающих потенциальную угрозу возникновения техногенных катастроф, находится в неудовлетворительном состоянии;
структура речного флота не в полной мере отвечает потребностям обеспечения внутренних и внешнеторговых перевозок.
В гражданской авиации:
услугами гражданской авиации в силу неблагоприятного соотношения авиатарифов и среднедушевого дохода пользуется в настоящее время не более 3 процентов населения, в результате чего гражданская авиация фактически перестала быть массовым видом транспорта;
парк воздушных судов морально и физически устарел, его основу составляют воздушные суда, отстающие по своим характеристикам от зарубежных аналогов;
недоиспользуются возможности воздушного пространства Российской Федерации для транзитных полетов воздушных судов зарубежных авиакомпаний;
на рынке авиаперевозок сложились условия конкуренции, дестабилизирующие работу авиакомпаний и ограничивающие их инвестиционные возможности;
в стране действует избыточное количество международных аэропортов, что ведет к нерациональному расходованию средств бюджетов различных уровней;
нестабильно функционируют аэропорты в ряде районов, где авиация является основным или безальтернативным видом транспорта.
На пассажирском транспорте общего пользования:
снижаются темпы пополнения и обновления парков транспортных средств;
значительная часть объектов инфраструктуры общественного транспорта предельно изношена и морально устарела;
технический уровень производимых в Российской Федерации автобусов не отвечает требованиям экономичности, безопасности и уровню воздействия на окружающую среду;
система правовых и экономических отношений в области общественного пассажирского транспорта не упорядочена и не стимулирует технического обновления и привлечения частного капитала.
Для решения указанных проблем необходимо принять неотложные меры по преодолению сложившихся в развитии транспортной отрасли негативных тенденций.
Техническое перевооружение транспорта в сложившихся условиях является ключевой задачей. Без него нельзя добиться существенного улучшения использования транспортного потенциала страны и эффективного обслуживания экономики и населения, а также обеспечить в полной мере безопасность перевозок и охрану окружающей среды.
Обновление и пополнение парков транспортных средств предпочтительно осуществлять за счет техники отечественного производства, что необходимо для обеспечения национальной безопасности страны и уменьшения ее зависимости от закупок транспортной техники за рубежом.
В связи с этим требуется осуществление соответствующих мероприятий в отраслях промышленности, производящих транспортные средства и другую необходимую технику.
При этом наряду с выпуском уже освоенных отечественной промышленностью прогрессивных типов транспортных средств необходимо также продолжить разработку и обеспечить серийное производство новых перспективных типов транспортных средств, имеющих более высокий коэффициент полезного действия, потребляющих меньше энергоресурсов, более полно удовлетворяющих требования по безопасности перевозок и охране окружающей среды.
Необходимо обновить парки транспортных средств всех видов транспорта, пополнить их прогрессивными типами локомотивов, вагонов, автомобилей, морских и речных судов, самолетов, обеспечить их соответствие прогнозируемой потребности в перевозках. При этом важно обеспечить рациональную структуру этих парков по мощности, грузоподъемности, пассажировместимости, специализации, виду потребляемого топлива и другим параметрам.
Необходимо также улучшить состояние и техническую оснащенность объектов инфраструктуры, привести их в соответствие с современными требованиями, ликвидировать имеющиеся узкие места, увеличить пропускную и провозную способность звеньев, ограничивающих перевозки, создать условия для полной реализации технических возможностей современных подвижных средств. Комплекс дополнительных работ на отечественной транспортной сети необходимо выполнить в связи с формированием на территории России международных транспортных коридоров.
На железнодорожном транспорте предстоит продолжить электрификацию участков, работающих на тепловозной тяге, усилить подходы к морским портам, на ряде магистральных направлений выполнить работы, связанные с включением их в состав международных транспортных коридоров.
Большие работы предстоит осуществить на сети автомобильных дорог. Предстоит реконструировать многие автомобильные магистрали, улучшить их дорожные покрытия, построить обходы населенных пунктов, развязки в разных уровнях и различные объекты дорожного сервиса, увеличить протяженность дорог общего пользования с твердым покрытием.
Для обеспечения надежного и безопасного функционирования гражданской авиации необходимы масштабные реструктуризация и модернизация объектов ее наземной производственной базы, развитие и оснащение этой базы современным оборудованием в соответствии с установленными нормативами.
На внутренних водных путях нуждаются в срочной реконструкции устройства и оснащения судоходных шлюзов на многих гидротехнических сооружениях Волжско - Камского бассейна и сибирских реках, необходимо увеличить объемы путевых работ по поддержанию судоходных условий на эксплуатируемых реках, повысить перерабатывающую способность ряда устьевых портов.
Для эффективного освоения прогнозируемых объемов перевозок морским транспортом и уменьшения грузопотоков, следующих в настоящее время через порты сопредельных стран, необходимы существенное наращивание мощности перегрузочных комплексов в отечественных морских портах и модернизация погрузочно - разгрузочного оборудования в этих портах.
Наряду с совершенствованием перевозочного процесса, выполняемого по традиционной технологии, должны получить широкое применение новые прогрессивные технологии перевозок, использующие последние достижения науки и техники.
Для обеспечения согласованного функционирования всех видов транспорта важное значение будет иметь совершенствование информационного обеспечения транспортной отрасли, в том числе информационного обеспечения функций государственного управления транспортом, информационного сопровождения перевозок, информационного обслуживания пользователей транспорта.
Меры по повышению технического уровня транспорта должны быть дополнены и подкреплены мероприятиями организационного, экономического и административного характера, позволяющими улучшить управление перевозочным процессом и другой деятельностью транспортных предприятий, для чего предусматривается разработка соответствующей нормативной правовой базы.
Большое значение будут иметь указанные мероприятия для решения таких общетранспортных проблем, как повышение безопасности работы транспорта, формирование на территории России международных транспортных коридоров.
Реализация этих мероприятий позволит успешно решить задачи по техническому перевооружению транспорта, что связано с крупными капиталовложениями и требует максимальной мобилизации и эффективного использования инвестиционных ресурсов, концентрации их на решающих направлениях.
Значительная роль в техническом перевооружении и повышении эффективности транспортной системы принадлежит научному обеспечению.
Для выбора перспективных типов транспортных средств, более совершенных в конструктивном отношении и в то же время более полно отвечающих эксплуатационным и социальным требованиям, предстоит выполнить большой комплекс исследований по обоснованию рациональных параметров этих средств.
Систематические исследования необходимы и для прогнозных оценок спроса на перевозки грузов и пассажиров, являющегося основой для принятия большинства решений по вопросам развития транспорта, а также для обоснования многих экономических и организационных мероприятий, связанных с реформированием транспорта и его работой в рыночных условиях.
Таким образом, проблема модернизации транспортной системы России представляет собой широкий круг взаимосвязанных технических, экономических и организационных вопросов, решение которых должно опираться на научные разработки и учитывать:
соответствие развития транспорта общим направлениям социально - экономического развития страны, что необходимо для своевременного удовлетворения спроса на перевозки пассажиров и грузов;
опережающее развитие транспортной отрасли по сравнению с другими отраслями экономики, что позволит смягчить ограничения, накладываемые транспортом на производство, сферу обращения и социальную сферу;
согласованное развитие всех видов транспорта общего пользования, обеспечивающее их гармоничное сочетание на рынке транспортных услуг и рациональное участие в перевозках, что должно обеспечить снижение транспортных издержек;
общие закономерности формирования транспортных систем (пропорциональность развития транспортного хозяйства, рациональные схемы транспортной сети, оптимальные режимы работы и т.д.), что должно обеспечить высокую эффективность инвестиций.
Наиболее эффективно проблема модернизации транспортной системы может быть решена только при условии рассмотрения всех видов транспорта общего пользования как составных частей единой транспортной системы и определения необходимых мер по их развитию на основе единой методики и общих исходных данных. Это определяет необходимость разработки федеральной целевой программы, предусматривающей масштабную модернизацию транспортной системы страны.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 г. N 232-р Министерству транспорта Российской Федерации и Министерству путей сообщения Российской Федерации было поручено разработать Федеральную целевую программу "Модернизация транспортной системы России", которая должна, сохранив преемственность, заменить действующие программы и учесть новые перспективные разработки в этой области, обеспечить комплексный подход к развитию наземных, водных и воздушных транспортных систем, позволяющий более эффективно использовать финансовые, материальные и трудовые ресурсы.
Учитывая значительную инерционность транспортной системы, Программа разработана на достаточно длительный срок - 2002 - 2010 годы.
Программа полностью соответствует приоритетам социально - экономического развития страны на среднесрочную перспективу. Реализация Программы направлена на:
развитие транспортной инфраструктуры для обеспечения прогнозируемого спроса на перевозки во внутреннем и международном сообщениях, снижения транспортной составляющей в цене продукции, а также обеспечения условий для интеграции России в мировую систему коммуникаций и стандартов;
осуществление мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности и сохранения окружающей среды, включая предотвращение чрезвычайных ситуаций техногенного и социального характера, создание условий для улучшения качества жизни населения (по параметрам окружающей среды и состояния здоровья);
содействие инновационному развитию экономики, выходу на внутренний и мировые рынки товаров и услуг, закрепление на отдельных сегментах этих рынков, увеличение доли производства высокотехнологичных товаров и услуг в структуре экономики посредством снижения транспортной составляющей в цене продукции, привлечения к выполнению заказов по осуществлению современных транспортных проектов отечественных промышленных и строительных предприятий и организаций, увеличения экспорта транспортных услуг благодаря формированию и развитию международных транспортных коридоров, проведения комплекса научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ;
создание условий для преодоления социально - экономического отставания отдельных регионов России;
формирование правового пространства, адекватного современным запросам экономики и потребностям модернизации транспортной системы России;
сохранение и развитие системы профессионального образования, соответствующей потребностям развития транспортной системы с учетом ее модернизации.
Программно - целевой метод, применяемый для решения проблемы модернизации транспортной системы страны, основывается на следующих критериях:
модернизация транспортной системы является одной из приоритетных задач развития экономики страны, определенных в Основных направлениях социально - экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу;
в общем объеме затрат на реализацию программных мероприятий основную долю составляют средства, направляемые на капитальные вложения и финансирование научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ;
проблема модернизации транспортной системы носит комплексный характер, что выражается в необходимости государственного регулирования, непосредственном участии в решении поставленных задач федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, необходимости высокой степени координации функционирования и развития отдельных видов транспорта;
участие в ее реализации широкого круга транспортных предприятий и предприятий других отраслей экономики России, иностранных инвесторов, финансовых, научных и проектных организаций;
предусматриваемая Программой модернизация транспортной системы страны возможна лишь при объединении усилий Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства путей сообщения Российской Федерации при тесном взаимодействии с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации, Министерством иностранных дел Российской Федерации, Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, Федеральной пограничной службой Российской Федерации и другими федеральными органами исполнительной власти;
решение поставленных в Программе задач носит долговременный характер, что обусловлено необходимостью изменения качественного состояния транспортной системы России, значительными масштабами работ, большой продолжительностью реализации основных мероприятий, наличием существенного временного лага между осуществлением затрат и получением требуемых результатов;
в соответствии с целями Программы в качестве количественных результатов реализации рассматриваются объемы перевозок грузов и пассажиров и другие показатели, характеризующие удовлетворение платежеспособного спроса на транспортные услуги, показатели изменения технических и экономических параметров функционирования транспортной системы страны, а также натуральные показатели по вводам мощностей и объектов транспортной инфраструктуры;
реализация мероприятий Программы даст значительный мультипликативный эффект как в самой транспортной системе, так и в других отраслях экономики России, а также в социальной сфере;
реализация Программы невозможна без государственной поддержки как в форме инвестиций из федерального бюджета, так и в форме государственного регулирования, поддержки развития транспортной системы на международном уровне и др. Объемы финансирования в рамках государственной поддержки увязаны с возможностями федерального бюджета исходя из предварительных оценок Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации на перспективу.
3. Основные цели и задачи, сроки и этапы
реализации Программы
Модернизация транспортной системы относится к приоритетным задачам государственного регулирования в Российской Федерации и должна обеспечить благоприятные условия для развития экономики и социальной сферы страны, эффективное функционирование производства и рынка, снижение транспортных издержек, создать необходимые предпосылки для интеграции России в международное производственное, информационное, транспортное и торговое сообщество.
Целью Программы является повышение сбалансированности, эффективности и безопасности транспортной системы, обеспечивающей жизненно важные интересы страны.
Реализация этой цели приведет к:
улучшению качества транспортного обслуживания (повышению скорости и комфортности перевозок пассажиров, своевременности перевозок и сохранности грузов);
повышению уровня безопасности транспортной деятельности и снижению негативного влияния транспорта на окружающую среду;
повышению доступности российских территорий и транспортных услуг для населения и хозяйствующих субъектов;
снижению транспортной составляющей в цене товаров и услуг;
увеличению эффективности работы транспорта за счет снижения его ресурсоемкости;
повышению конкурентоспособности отечественных транспортных организаций на международном и внутреннем рынках транспортных услуг;
последовательной интеграции транспорта России в европейскую и мировую транспортные системы с учетом национальных интересов страны.
Для достижения указанной цели в рамках реализации Программы необходимо решить следующие основные задачи:
повышение уровня координации функционирования и развития видов транспорта;
совершенствование транспортной инфраструктуры, улучшение использования существующих мощностей;
обеспечение всех видов транспорта современными техническими средствами;
модернизация транспортных технологий, в том числе использование прогрессивных перевозочных систем;
формирование и развитие на территории России международных транспортных коридоров;
комплексная информатизация транспорта на основе использования современных телекоммуникационных и навигационных систем;
совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей транспортную деятельность;
научное обеспечение развития транспорта;
повышение инвестиционной привлекательности транспортной системы.
Система программных мероприятий, сформированная в соответствии с изложенными целями и основными задачами, включает в себя инвестиционные проекты и организационные меры. Программные мероприятия учитывают также требования по обеспечению экономической безопасности страны в части, зависящей от транспорта, предусматривающие:
транспортное обеспечение жизненно важных потребностей экономики страны, Вооруженных Сил Российской Федерации и населения в перевозках (как в обычных, так и в экстремальных условиях);
сохранение экономического единства Российской Федерации путем создания условий для развития транспортно - экономических связей между ее регионами;
уменьшение зависимости страны от использования транспортных средств и инфраструктуры других стран, а также от поставок зарубежных технических средств для отечественного транспорта;
защиту интересов российских перевозчиков и производителей транспортных средств, а также внутреннего транспортного рынка.
Реализацию Программы предусматривается осуществить в два этапа.
На первом этапе (2002 - 2005 годы) развитие транспортной системы будет ориентировано на более эффективное использование имеющихся мощностей, на втором этапе (2006 - 2010 годы) должно быть обеспечено ускоренное развитие транспортной системы, направленное на значительное повышение эффективности и качества транспортного обслуживания.
Указанные выше цели и основные задачи Программы являются общими для всей транспортной системы России.
С учетом специфики подпрограмм они конкретизируются следующим образом.
На железнодорожном транспорте предусматривается:
поэтапное обновление и модернизация основных производственных фондов федерального железнодорожного транспорта, повышение безопасности движения и качественного обеспечения платежеспособного спроса на перевозки пассажиров и грузов;
внедрение информационно - управляющих систем, модернизация устройств автоматики, телемеханики, связи и энергоснабжения;
оптимизация эксплуатационной работы сети и совершенствование управления перевозочным процессом, создание единого центра управления перевозками и 7 региональных центров;
расширение полигона электрификации с доведением доли грузооборота, осуществляемого с применением электротяги, до 80 - 83 процентов;
снижение себестоимости перевозок на 10 - 12 процентов по сравнению с уровнем 2000 года;
реконструкция и модернизация железнодорожных линий общей протяженностью более 8 тыс. километров для организации скоростного движения пассажирских поездов со скоростью 160 - 200 км/час;
реконструкция и развитие пограничных железнодорожных станций для обеспечения беспрепятственного пропуска поездов в международном сообщении и создания условий для проведения пограничного и таможенного досмотра, усиление железнодорожных подходов к существующим и строящимся морским портам;
рационализация взаимодействия с другими видами транспорта, развитие интермодальных перевозок и совершенствование информационного обеспечения.
Целевыми показателями подпрограммы являются:
--------------T-------T-------T------T------T------T------T------¬
¦ Показатели ¦Единица¦ 2000 ¦ 2002 ¦ 2003 ¦ 2004 ¦ 2005 ¦ 2010 ¦
¦ ¦измере-¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦
¦ ¦ния ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------+-------+-------+------+------+------+------+------+
¦Отправление ¦млн. ¦1042,6 ¦1145,8¦1208,8¦1289,2¦1328,3¦1533,3¦
¦грузов ¦тонн ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Грузооборот ¦млрд. ¦1351,9 ¦1505,7¦1588,5¦1667,9¦1743 ¦2014 ¦
¦ ¦т-км ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Пассажирообо-¦млрд. ¦ 167,1 ¦ 176,5¦ 179,8¦ 183,2¦ 186,7¦ 202,8¦
¦рот ¦пасс. -¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦км ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦в том числе ¦ -"- ¦ 116,2 ¦ 124 ¦ 126,8¦ 129,7¦ 132,7¦ 146,3¦
¦в дальнем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦следовании ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Износ основ- ¦процен-¦ 56,7 ¦ 54,9¦ 52,7¦ 49,9¦ 47,3¦ 37 -¦
¦ных производ-¦тов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 39 ¦
¦ственных фон-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦дов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Себестоимость¦коп./10¦ 124,58¦ 145,2¦ 134,8¦ 125,4¦ 117,1¦ 110 -¦
¦перевозок ¦приве- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 112 ¦
¦ ¦денных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦т-км ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-------------+-------+-------+------+------+------+------+-------
Для достижения поставленных в подпрограмме целей должны быть осуществлены следующие мероприятия:
-----------------T-------T-------T-------------------------------¬
¦ Показатели ¦Единица¦ 2002 -¦ В том числе ¦
¦ ¦измере-¦ 2010 +------T----T----T------T-------+
¦ ¦ния ¦ годы -¦ 2002 ¦2003¦2004¦ 2005 ¦ 2006 -¦
¦ ¦ ¦ всего ¦ год ¦год ¦год ¦ год ¦ 2010 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ годы ¦
+----------------+-------+-------+------+----+----+------+-------+
¦ Поставки подвижного состава: ¦
+----------------T-------T-------T------T----T----T------T-------+
¦электровозы ¦единиц ¦ 2673 ¦ 177 ¦ 255¦ 253¦ 283 ¦ 1705 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦тепловозы ¦единиц ¦ 5743 ¦ 280 ¦ 382¦ 445¦ 561 ¦ 4075 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦грузовые вагоны ¦ тыс. ¦ 340,5¦ 17,9¦ 22¦ 25¦ 40,9¦ 234,7¦
¦ ¦единиц ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦пассажирские ¦единиц ¦11480 ¦ 820 ¦ 970¦1090¦1140 ¦ 7460 ¦
¦вагоны ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦вагоны электро- ¦ -"- ¦ 9410 ¦ 974 ¦1012¦1182¦1154 ¦ 5088 ¦
¦поездов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦вагоны дизель - ¦ -"- ¦ 2332 ¦ 102 ¦ 160¦ 221¦ 316 ¦ 1533 ¦
¦поездов и авто- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦мотрис ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦путевые машины и¦ -"- ¦ 3141 ¦ 213 ¦ 228¦ 248¦ 324 ¦ 2128 ¦
¦моторельсовый ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦транспорт ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+-------+-------+------+----+----+------+-------+
¦ Ввод основных мощностей: ¦
+----------------T-------T-------T------T----T----T------T-------+
¦строительство ¦ км ¦ 1105 ¦ 140 ¦ 320¦ - ¦ - ¦ 645 ¦
¦новых железнодо-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦рожных линий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦строительство ¦ -"- ¦ 435 ¦ - ¦ 4¦ 38¦ 132 ¦ 261 ¦
¦дополнительных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦главных путей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦электрификация ¦ -"- ¦ 6902 ¦1326 ¦ 525¦1083¦ 524 ¦ 3444 ¦
¦железнодорожных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦линий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦реконструкция ¦ -"- ¦ 5840 ¦ - ¦ - ¦ - ¦2599 ¦ 3241 ¦
¦линий для орга- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦низации скорост-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ного движения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦пассажирских ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦поездов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦реконструкция и ¦ км ¦16915 ¦2030 ¦1995¦1590¦1800 ¦ 9500 ¦
¦модернизация ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦устройств авто- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦блокировки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦модернизация и ¦ -"- ¦20146 ¦2592 ¦2636¦2014¦1904 ¦ 11000 ¦
¦строительство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦диспетчерской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦централизации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L----------------+-------+-------+------+----+----+------+--------
В области модернизации автомобильных дорог будет осуществлено:
приоритетное финансирование модернизации, ремонта и содержания автомобильных дорог;
развитие сети местных автомобильных дорог для обеспечения связи населенных пунктов с дорожной сетью общего пользования и решения социальных проблем сельского населения;
совершенствование системы управления дорожным хозяйством на федеральном и региональном уровнях;
повышение качества дорожных работ на основе внедрения новейших достижений научно - технического прогресса, опережающего развития отечественного дорожного машиностроения и дорожно - строительной индустрии, в том числе с привлечением к решению этой проблемы предприятий оборонной промышленности;
развитие рынка дорожных работ, повышение качественного уровня конкуренции за счет более широкого внедрения конкурсной системы предоставления подрядов.
Целевыми показателями подпрограммы являются:
(тыс. км)
------------------------------T-----------T----------T-----------¬
¦ Показатели ¦ 2000 год ¦ 2005 год ¦ 2010 год ¦
+-----------------------------+-----------+----------+-----------+
¦Протяженность ¦ 584,4 ¦ 620 ¦ 670 ¦
¦автомобильных дорог общего ¦ ¦ ¦ ¦
¦пользования - всего ¦ ¦ ¦ ¦
¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦
¦с капитальным типом покрытия ¦ 360,6 ¦ 390 ¦ 428 ¦
¦с переходным типом покрытия ¦ 171,8 ¦ 185 ¦ 212 ¦
¦грунтовых ¦ 52 ¦ 45 ¦ 30 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Протяженность ¦ 46,3 ¦ 47 ¦ 50 ¦
¦федеральных автомобильных ¦ ¦ ¦ ¦
¦дорог - всего ¦ ¦ ¦ ¦
¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦
¦с капитальным типом покрытия ¦ 42,3 ¦ 44 ¦ 48 ¦
¦с переходным типом покрытия ¦ 3,7 ¦ 2,8 ¦ 2 ¦
¦грунтовых ¦ 0,3 ¦ 0,2 ¦ - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Протяженность ¦ 538,1 ¦ 573 ¦ 620 ¦
¦территориальных автомобильных¦ ¦ ¦ ¦
¦дорог - всего ¦ ¦ ¦ ¦
¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦
¦с капитальным типом покрытия ¦ 318,3 ¦ 346 ¦ 380 ¦
¦с переходным типом покрытия ¦ 168,1 ¦ 182,2 ¦ 210 ¦
¦грунтовых ¦ 51,7 ¦ 44,8 ¦ 30 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Протяженность многополосных ¦ 4,3 ¦ 5,7 ¦ 8 ¦
¦автомобильных дорог ¦ ¦ ¦ ¦
L-----------------------------+-----------+----------+------------
Для достижения поставленных в подпрограмме целей должны быть осуществлены следующие мероприятия:
(тыс. км)
-------------------------------T------T--------------------------¬
¦ Показатели ¦2002 -¦ В том числе ¦
¦

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 17.11.2001 n 796 (ред. от 29.12.2001, с изм. от 21.10.2004) О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНАЯ ЭКОНОМИКА НА 2002 - 2005 ГОДЫ И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2010 ГОДА  »
Постановления и Указы »
Читайте также