ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 17.11.2001 n 796 О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНАЯ ЭКОНОМИКА НА 2002 - 2005 ГОДЫ И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2010 ГОДА


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 ноября 2001 г. N 796
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
"ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНАЯ ЭКОНОМИКА" НА 2002 - 2005 ГОДЫ
И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2010 ГОДА
В целях снижения энергоемкости отраслей экономики России и удовлетворения потребностей страны в энергоносителях Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу "Энергоэффективная экономика" на 2002 - 2005 годы и на перспективу до 2010 года (далее именуется - Программа).
2. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Министерству промышленности, науки и технологий Российской Федерации при формировании проектов федерального бюджета на 2002 - 2010 годы включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета, и уточнять ежегодно объемы выделяемых на ее реализацию ассигнований с учетом возможностей федерального бюджета.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять участие в финансировании Программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ



Утверждена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 ноября 2001 г. N 796
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНАЯ ЭКОНОМИКА"
НА 2002 - 2005 ГОДЫ И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2010 ГОДА
ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНАЯ ЭКОНОМИКА" НА 2002 - 2005 ГОДЫ
И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2010 ГОДА
Наименование - Федеральная целевая программа
Программы "Энергоэффективная экономика" на 2002 -
2005 годы и на перспективу до 2010 года
Основание и дата - распоряжение Правительства Российской
принятия Федерации от 22 января 2001 г. N 83-р
решения о разработке
Программы
Государственный - Министерство энергетики Российской
заказчик - Федерации
координатор
Программы
Государственные - Министерство Российской Федерации
заказчики подпрограмм по атомной энергии, Министерство
и разделов Программы промышленности, науки и технологий
Российской Федерации, Министерство
сельского хозяйства Российской Федерации,
Министерство транспорта Российской
Федерации, Министерство путей сообщения
Российской Федерации, Государственный
комитет Российской Федерации по
строительству и жилищно - коммунальному
комплексу
Основные разработчики - Министерство энергетики Российской
Программы Федерации, Министерство Российской
Федерации по атомной энергии, Министерство
промышленности, науки и технологий
Российской Федерации, Министерство
сельского хозяйства Российской Федерации,
Министерство транспорта Российской
Федерации, Министерство путей сообщения
Российской Федерации, Государственный
комитет Российской Федерации по
строительству и жилищно - коммунальному
комплексу, проектные и научные организации
Основные цели и - реализация основных положений
задачи Программы энергетической стратегии России;
перевод экономики России на
энергосберегающий путь развития за счет
всемерного использования энергосберегающих
технологий и оборудования, надежное
обеспечение энергоносителями отраслей
экономики;
снижение издержек производства в
энергетическом секторе, в том числе на
транспорте, при переработке и
использовании топливно - энергетических
ресурсов потребителями;
снижение негативного воздействия
энергетического сектора на окружающую
природную среду;
сохранение и расширение экспортного
потенциала топливно - энергетического
комплекса
Сроки и этапы - первый этап - 2002 - 2005 годы;
реализации Программы второй этап - 2006 - 2010 годы
Перечень подпрограмм, - Подпрограмма "Энергоэффективность топливно
основных мероприятий - энергетического комплекса"
и их государственные (государственный заказчик - Министерство
заказчики энергетики Российской Федерации) включает
в себя следующие разделы:
нефтедобывающий комплекс;
модернизация нефтеперерабатывающей
промышленности;
модернизация и повышение надежности
магистральных нефтепроводов и
нефтепродуктопроводов;
газовая отрасль;
угольная промышленность;
электроэнергетика (в части мероприятий
по строительству зон затопления
гидроэлектростанций государственным
заказчиком является Государственный
комитет Российской Федерации по
строительству и жилищно - коммунальному
комплексу);
эффективное энергообеспечение регионов, в
том числе северных и приравненных к ним
территорий, на основе использования
нетрадиционных возобновляемых источников
энергии и местных видов топлива;
создание высокоэффективного и
импортозамещающего оборудования и
материалов для топливно - энергетического
комплекса;
экологические аспекты энергоэффективного
развития топливно - энергетического
комплекса, включая ресурсосберегающую
переработку золошлаковых отходов тепловых
электростанций и снижение выбросов
парниковых газов;
организационные мероприятия и мониторинг
Программы
Подпрограмма "Безопасность и развитие
атомной энергетики" (государственный
заказчик - Министерство Российской
Федерации по атомной энергии) включает в
себя следующие разделы:
безопасность действующих атомных
электростанций;
строительство атомных электростанций;
продление ресурса энергоблоков атомных
электростанций первого и второго
поколений;
снятие атомных электростанций с
эксплуатации;
топливообеспечение атомных электростанций;
разработка кадастра перспективных площадок
для размещения атомных электростанций;
обращение с облученным ядерным топливом и
отходами атомных электростанций;
инновационная ядерная энергетическая
технология с реактором и топливным циклом
естественной безопасности;
механизм реализации и управления
подпрограммой
Подпрограмма "Энергоэффективность в сфере
потребления" включает в себя следующие
разделы:
энергоэффективность энергоемких отраслей
промышленности (государственный заказчик -
Министерство промышленности, науки и
технологий Российской Федерации);
энергоэффективность в сельском хозяйстве
(государственный заказчик - Министерство
сельского хозяйства Российской Федерации);
энергоэффективность в жилищно -
коммунальном хозяйстве (государственный
заказчик - Государственный комитет
Российской Федерации по строительству и
жилищно - коммунальному комплексу);
энергоэффективность на транспорте
(государственный заказчик - Министерство
транспорта Российской Федерации, в части
мероприятий в сфере железнодорожного
транспорта - Министерство путей сообщения
Российской Федерации);
энергоэффективность в организациях
(учреждениях) федеральной бюджетной сферы
(государственный заказчик - Министерство
энергетики Российской Федерации);
энергосбережение в отраслях топливно -
энергетического комплекса (государственный
заказчик - Министерство энергетики
Российской Федерации)
Исполнители - определяются на конкурсной основе
программных
мероприятий
Объемы и источники - всего на реализацию Программы требуется
финансирования 7004,66 млрд. рублей,
Программы из них за счет средств федерального
бюджета - 50,26 млрд. рублей,
в том числе:
2002 - 2005 годы - 12,34 млрд. рублей,
2006 - 2010 годы - 37,92 млрд. рублей:
(млрд. рублей)
------------------T-----------T-----------¬
¦ ¦2002 - 2005¦2006 - 2010¦
¦ ¦ годы ¦ годы ¦
+-----------------+-----------+-----------+
¦Всего ¦ 2958,671 ¦ 4045,989 ¦
¦в том числе по ¦ ¦ ¦
¦государственным ¦ ¦ ¦
¦заказчикам: ¦ ¦ ¦
¦Минэнерго России ¦ 2703,901 ¦ 3690,349 ¦
¦Минатом России ¦ 181,66 ¦ 286,16 ¦
¦Минпромнауки ¦ 34,68 ¦ 33,4 ¦
¦России ¦ ¦ ¦
¦Минсельхоз России¦ 4,1 ¦ 4,02 ¦
¦Минтранс России ¦ 3,76 ¦ 4,21 ¦
¦МПС России ¦ 5,24 ¦ 3,8 ¦
¦Госстрой России ¦ 25,33 ¦ 24,05 ¦
L-----------------+-----------+------------
Объемы финансирования мероприятий
Программы в 2002 - 2005 годах уточняются
при разработке прогнозов социально -
экономического развития страны и
федерального бюджета.
Государственные заказчики ежегодно
уточняют и согласовывают перечень
первоочередных проектов и мероприятий,
намеченных к финансированию,
руководствуясь Постановлением
Правительства Российской Федерации от
11 октября 2001 г. N 714 и иными
нормативными правовыми актами
Система контроля за - государственные заказчики обеспечивают
выполнением Программы создание и функционирование многоуровневой
системы планирования, учета и контроля
хода выполнения программных мероприятий в
соответствии с Постановлением
Правительства Российской Федерации от
26 июня 1995 г. N 594
Ожидаемые конечные - реализация Программы позволит преодолеть
результаты реализации негативные тенденции в развитии отраслей
Программы топливно - энергетического комплекса и
обеспечить:
а) достижение необходимых уровней добычи и
производства топливно - энергетических
ресурсов:
----------------------T--------T---------¬
¦ ¦ к 2005 ¦ к 2010 ¦
¦ ¦ году ¦ году ¦
+---------------------+--------+---------+
¦добыча нефти с ¦ 360 ¦360 - 370¦
¦газовым конденсатом ¦ ¦ ¦
¦(млн. тонн) ¦ ¦ ¦
¦добыча газа ¦ 620 ¦ 635 ¦
¦(млрд. куб. м) ¦ ¦ ¦
¦добыча угля ¦ 300 ¦ 335 ¦
¦(млн. тонн) ¦ ¦ ¦
¦производство ¦ 1008,8 ¦ 1158,9 ¦
¦электроэнергии ¦ ¦ ¦
¦(млрд. кВт.ч) ¦ ¦ ¦
L---------------------+--------+----------
б) производство первичных топливно -
энергетических ресурсов (к 2005 году -
1543,4 млн. тонн условного топлива, к 2010
году - 1602 - 1618 млн. тонн условного
топлива);
в) перевод экономики страны на
энергосберегающий путь развития и
достижение экономии топливно -
энергетических ресурсов за счет
использования современных технологий (в
2002 - 2005 годах - 143 - 156 млн. тонн
условного топлива, в 2006 - 2010 годах -
152 - 169 млн. тонн условного топлива);
г) обеспечение безопасной эксплуатации
атомных электростанций;
д) снижение энергоемкости ВВП в 2005 году
на 13,4 процента и в 2010 году на 26
процентов по отношению к 2000 году;
е) поэтапное перевооружение отраслей
топливно - энергетического комплекса и
обновление до 2010 года оборудования:
в нефтяной отрасли - на 50 процентов;
в нефтеперерабатывающей промышленности -
на 70 процентов;
в сфере нефте- и нефтепродуктопроводного
транспорта - на 45 процентов;
в газовой отрасли - на 40 процентов;
в угольной отрасли - на 30 процентов;
в электроэнергетике - на 30 процентов;
ж) сокращение вредных выбросов в атмосферу
и уменьшение загрязнения окружающей среды;
з) сохранение и расширение экспортного
потенциала топливно - энергетического
комплекса;
и) увеличение рабочих мест на 199 тыс.
человек.
I. Обоснование необходимости разработки
Программы и организация ее выполнения
В 2000 году Правительством Российской Федерации были одобрены Основные положения энергетической стратегии России на период до 2020 года (протокол заседания Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2000 г. N 39), а также стратегия развития атомной энергетики России на первую половину XXI века (протокол заседания Правительства Российской Федерации от 25 мая 2000 г. N 17). Разработка указанных документов была обусловлена сложившимся положением в отраслях топливно - энергетического комплекса (далее именуется - ТЭК) и возникшими в экономике страны проблемами, что потребовало переоценки перспективной роли и места ТЭК на разных этапах развития экономики.
С целью реализации Основных положений энергетической стратегии России на период до 2020 года, а именно снижения энергоемкости отраслей экономики и обеспечения устойчивого удовлетворения потребностей страны в энергоносителях, распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 января 2001 г. N 83-р соответствующим федеральным органам исполнительной власти поручена разработка Федеральной целевой программы "Энергоэффективная экономика" на 2002 - 2005 годы и на перспективу до 2010 года (далее именуется - Программа).
В 90-х годах в отраслях ТЭК накапливались нерешенные проблемы, которые состоят в следующем:
сводные финансовые и экономические показатели всех отраслей ТЭК в период с 1992 года по 2000 год были хуже прогнозных оценок, которые были намечены в Основных направлениях энергетической политики Российской Федерации на период до 2010 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 1995 г. N 472;
не создан благоприятный инвестиционный климат, в результате чего объем годовых инвестиций в ТЭК за эти годы снизился более чем в 3 раза;
не произошло снижение энергоемкости экономики страны, которая практически стабилизировалась на уровне, превышающем на 20 процентов и без того высокие дореформенные показатели;
диспропорции в ценовой и налоговой политике государства привели к нарушению условий самофинансирования хозяйственной и инвестиционной деятельности большинства отраслей ТЭК и к деформациям структуры спроса на энергоносители;
не удалось добиться технического перевооружения электроэнергетики (включая атомную) и угольной промышленности;
не сформировалась целостная система законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность организаций ТЭК.
Программа призвана обеспечить реализацию энергетической стратегии государства и предусматривает участие федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в разработке и реализации мероприятий, направленных на решение проблем ТЭК и обеспечение его сбалансированного развития.
Целевая направленность Программы определяется необходимостью решения задач, связанных с низкой энергоэффективностью экономики страны, и как следствие - с высокими издержками общества на свое энергообеспечение, необходимостью устойчивого энергоснабжения населения и экономики страны, снижения техногенной нагрузки ТЭК на окружающую среду, сохранения энергетической безопасности России.
Предусматривается создание социально ориентированного конкурентоспособного топливно - энергетического сектора экономики, основанного на рыночных условиях хозяйствования, и снижение энергоемкости валового национального продукта за счет структурных и технологических изменений в энергопроизводящих и энергопотребляющих отраслях.
Законодательной основой разработки Программы являются Федеральные законы "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" и "О государственном прогнозировании и программах социально - экономического развития Российской Федерации", Указ Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд", Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд".
II. Основные цели, задачи, сроки и этапы
реализации Программы
Целями Программы являются:
повышение эффективности использования топливно - энергетических ресурсов и создание необходимых условий для перевода экономики на энергосберегающий путь развития;
устойчивое обеспечение населения и экономики энергоносителями;
создание надежной сырьевой базы и обеспечение устойчивого развития ТЭК в условиях формирования рыночных отношений;
поддержание на достаточном уровне экспортного потенциала ТЭК, повышение эффективности экспорта топливно - энергетических ресурсов;
уменьшение негативного воздействия ТЭК на окружающую среду;
обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации.
Программа включает в себя мероприятия, нацеленные на решение следующих задач:
перевод экономики страны на энергосберегающий путь развития с обеспечением разумных энергетических потребностей общества при приоритете потребностей населения в различных видах энергоресурсов;
повышение эффективности энергопроизводства путем реконструкции и технического перевооружения отраслей ТЭК на новой технологической основе;
развитие глубокой переработки и комплексного использования топливно - энергетических ресурсов;
использование местных видов топлива;
развитие нетрадиционной энергетики;
ускоренное развитие угольной промышленности;
развитие атомной энергетики с обеспечением безопасности действующих атомных электростанций и создание нового поколения безопасных ядерных энергетических установок;
создание высокоэффективного и импортозамещающего оборудования и материалов для ТЭК и использование отечественных научно - технических достижений для ускорения технического перевооружения действующих и создания новых объектов энергетики;
снижение вредного воздействия на окружающую среду объектов ТЭК и оздоровление экологической обстановки в добывающих и энергопроизводящих регионах;
повышение уровня рационального использования топлива и энергии за счет широкого использования энергосберегающих технологий и оборудования потребителями топливно - энергетических ресурсов в различных секторах экономики;
создание и организация серийного производства установок малой энергетики, в том числе для использования гидроэнергетических ресурсов, солнечной, ветровой, геотермальной энергии и других нетрадиционных источников энергии.
Главным средством достижения поставленных целей станет формирование энергетического рынка с приемлемым для потребителей соотношением цен на мазут, уголь и природный газ и развитие межотраслевой и внутриотраслевой конкуренции на этом рынке.
Программа предусматривает достижение значительного мультипликативного эффекта, который заключается в снижении энергоемкости внутреннего валового продукта и является обобщающим показателем энергоэффективности во всех сферах экономики и коммунально - бытовом секторе.
Реализацию программных мероприятий намечено осуществить посредством проведения энергосберегающей, энергетической и инвестиционной политики, в том числе путем проведения ценовой и налоговой реформ, формирования внутреннего энергетического рынка, реализации комплекса мер государственного воздействия на процессы структурной перестройки отраслей ТЭК и создания благоприятного инвестиционного климата в стране.
Программа является межотраслевой и реализуется в два этапа:
I этап - 2002 - 2005 годы;
II этап - 2006 - 2010 годы.
На I этапе будут осуществляться меры, направленные на углубление структурных реформ и укрепление рыночных начал в энергетическом секторе, преодоление диспропорций переходного периода, в том числе меры:
по надежному топливо- и энергоснабжению энергодефицитных регионов в осенне - зимние периоды;
по проведению структурных реформ в электроэнергетике и газовой отрасли, завершению реструктуризации угольной промышленности;
по насыщению внутреннего рынка отечественным высокотехнологичным оборудованием, материалами и конструкциями для отраслей ТЭК;
по созданию и организации серийного производства установок малой и нетрадиционной энергетики;
по модернизации действующих атомных электростанций с целью безопасной и эффективной эксплуатации;
по продлению ресурса энергоблоков;
по расконсервации, строительству и вводу в действие энергоблоков с высокой и средней степенью готовности;
по завершению оснащения потребителей приборами и системами учета и регулирования расхода энергоресурсов и реализации высокоэффективных, быстроокупаемых и малозатратных энергосберегающих проектов.
На II этапе главными задачами являются:
максимально возможное ускорение обновления материально - технической базы;
повышение эффективности и конкурентоспособности производства;
повышение топливно - энергетического потенциала действующих атомных электростанций;
подготовка к выводу из эксплуатации энергоблоков, выработавших ресурс;
повышение энергетической эффективности производства на основе внедрения новых высокоэффективных технологических процессов и оборудования.
III. Система программных мероприятий
Программа состоит из трех Подпрограмм:
"Энергоэффективность топливно - энергетического комплекса";
"Безопасность и развитие атомной энергетики";
"Энергоэффективность в сфере потребления".
1. Подпрограмма "Энергоэффективность топливно -
энергетического комплекса"
Подпрограмма состоит из разделов, в которых предусмотрен комплекс мероприятий, направленный на устойчивое развитие отраслей ТЭК.
Раздел "Нефтедобывающий комплекс"
Мероприятия раздела направлены на обеспечение технического перевооружения организаций нефтедобывающей промышленности, увеличение нефтеотдачи пластов, своевременное освоение новых месторождений и снижение технологических потерь углеводородного сырья при его добыче.
Для дальнейшего наращивания объемов добычи нефти в период до 2005 года предусматривается освоение около 100 новых нефтяных и нефтегазовых месторождений в Западной Сибири, Пермской области, Республике Коми, Ненецком автономном округе, Калининградской области, Поволжье, Восточной Сибири, Сахалинской области и на Северном Кавказе.
В 2005 году суммарная добыча нефти по новым месторождениям должна быть доведена до 14,4 млн. тонн против 0,6 млн. тонн в 2002 году. Для этого потребуется увеличить объем эксплуатационного бурения с 9,18 млн. погонных метров в 2001 году до 12,43 млн. погонных метров в 2005 году, а с целью укрепления сырьевой базы увеличить объем разведочного бурения с 1,65 млн. погонных метров до 2,43 млн. погонных метров в 2005 году. В 2002 - 2005 годах должно быть введено в эксплуатацию 16713 нефтяных скважин, а в 2006 - 2010 годах - 20028 скважин.
В 2002 - 2005 годах и в период до 2010 года необходимо произвести техническое перевооружение нефтяной отрасли, обновить парк основного бурового, промыслового оборудования и технических средств, а также установок и оборудования для повышения нефтеотдачи пластов, в первую очередь буровых станков различного класса, станков - качалок разной производительности и фонтанной арматуры.
Важным мероприятием является сокращение простаивающего фонда нефтяных скважин, который в 2000 году составил 24,3 процента эксплуатационного фонда. Прогнозируется в 2002 - 2005 годах за счет наращивания объемов капитального ремонта скважин ввести в эксплуатацию около 45 тыс. скважин с суммарной добычей нефти за этот период около 72 млн. тонн.
Для увеличения нефтеотдачи пластов необходим комплекс мер, включающий применение наиболее перспективных технологий и методов, использование которых обеспечит рост дебита скважин в 1,2 - 5 раз и увеличение нефтеотдачи пластов на 5 - 20 процентов и более в зависимости от применяемого способа разработки. За счет использования третичных методов прогнозируется добывать нефти 41,7 млн. тонн в 2002 году и 47,2 млн. тонн - в 2005 году, а в 2010 году - 50,4 млн. тонн.
В 2000 году в целом по отрасли коэффициент технологических потерь нефти составил 0,616 процента объема добычи, или порядка 2 млн. тонн. В связи с этим необходимо широкое использование в производстве технико - технологических мероприятий для минимизации промысловых технологических потерь, что позволит в 2002 - 2005 годах суммарно снизить потери на 0,6 млн. тонн и в 2006 - 2010 годах - на 1,7 млн. тонн нефтяного сырья.
Несмотря на прогнозируемый рост добычи нефтяного сырья в период до 2010 года (до 360 - 370 млн. тонн), в 2002 - 2005 годах предусматривается сокращение численности промышленно - производственного персонала на 27 тыс. человек, но при этом производительность труда должна возрасти в среднем на 12 процентов, а себестоимость продукции снизиться почти на 13 процентов.
Раздел "Модернизация нефтеперерабатывающей
промышленности"
Предусматривается реализация комплекса мероприятий по реконструкции нефтеперерабатывающих мощностей с целью углубления переработки нефти, увеличения производства высококачественных нефтепродуктов и снижения затрат на их производство.
В период до 2005 года предусматривается ввод новых установок, позволяющих повысить глубину переработки нефти, суммарной мощностью около 30 млн. тонн и 15 млн. тонн мощностей, повышающих качество нефтепродуктов, а в 2006 - 2010 годах - соответственно около 10 млн. тонн и 9 млн. тонн. Кроме того, до 2005 года намечается ввод новых мощностей по первичной переработке 15,5 млн. тонн нефти.
В результате глубина переработки нефти в целом по отрасли составит 73 процента в 2005 году и 75 процентов в 2010 году при объемах первичной переработки соответственно 200 млн. тонн и 210 млн. тонн. В таком случае представляется возможным произвести достаточное количество нефтепродуктов для внутреннего рынка и обеспечить их экспорт.
Реализация указанных мероприятий обеспечит снижение выбросов вредных веществ в окружающую среду, снижение энергетических и материальных затрат при производстве продукции.
Прекращение производства высокосернистых топлив позволит снизить выбросы в атмосферу оксидов серы почти в два раза, а внедрение современных крупнотоннажных процессов переработки нефти - снизить безвозвратные потери на 0,1 - 0,2 процента объема перерабатываемой нефти.
За счет использования высокоактивных и селективных катализаторов и экономичного современного оборудования в перерабатывающем производстве потребление топлива, тепла и электроэнергии может быть снижено в целом по отрасли на 5 млн. тонн условного топлива в год.
В результате намечаемой реконструкции нефтеперерабатывающей промышленности суммарная энергоемкость перерабатывающего производства снизится с 10,4 процента в 2001 году до 7,9 процента в 2005 году и до 7 процентов в 2010 году в нефтяном эквиваленте.
Раздел "Модернизация и повышение надежности
магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов"
Предусматривается реализовать мероприятия по повышению эффективности использования системы магистральных трубопроводов, их надежности и экологической безопасности за счет нового строительства и модернизации нефте- и нефтепродуктопроводов, в том числе по следующим направлениям: диагностика, повышение надежности линейной части, резервуарных парков, нефтеперекачивающих станций, электроснабжение объектов магистральных нефтепроводов, метрологическое обеспечение, внедрение автоматики и телемеханики и повышение экологической безопасности.
В 2002 - 2005 годах намечается строительство нефтепроводов Харьяга - Уса, Россия - Китай (1-й этап) и новых нефтепроводов от отдельных нефтяных месторождений в Ненецком автономном округе в район Харьяги; реконструкция и расширение Балтийской трубопроводной системы, резервуарного парка на нефтебазе Грушевая, действующих нефтеперекачивающих станций на участке нефтепроводов Омск - Иркутск и Красноярск - Иркутск, нефтепроводов Усть - Балык - Нижневартовск и Нижневартовск - Курган - Куйбышев, нефтепровода Дружба-1 на участке Лопатино - Никольское.
В 2006 - 2010 годах предполагается строительство нефтепровода Россия - Китай (2-й этап) и реконструкция нефтепровода Игольско - Таловое - Парабель.
До 2005 года предусматривается техническое перевооружение существующей транспортной системы открытого акционерного общества "АК "Транснефтепродукт", строительство нефтепродуктопровода Пермь - Альметьевск - Запад.
В 2006 - 2010 годах предусматривается строительство нефтепродуктопровода Кстово - Ярославль - Кириши - Приморск протяженностью 1197 километров и производительностью около 10 млн. тонн в год. В южном направлении предусматривается строительство нефтепродуктопровода Сызрань - Саратов - Волгоград - Новороссийск протяженностью 1600 километров и производительностью около 10 млн. тонн в год и завершение строительства нефтепродуктопровода Пермь - Альметьевск - Запад.
Раздел "Газовая отрасль"
Предусматривается реализация мероприятий, направленных на техническое перевооружение производственных объектов по добыче и транспортировке газа, совершенствование структуры газопотребления и рациональное использование газа, а также на освоение новых месторождений.
В 2002 - 2005 годах намечается освоение и ввод в разработку Заполярного, Ен - Яхинского, Вынгаяхинского, Песцового, Восточно - Таркосалинского, Еты - Пуровского и Харампурского месторождений в Надым - Пур - Тазовском районе с суммарной добычей газа к концу периода до 96 млрд. куб. метров в год. Кроме того, в этот период будут проводиться разведочные работы с целью подготовки к разработке Ямальских, Каменномысского и Северокаменномысского месторождений для подачи газа к газопроводам Ямбурга. В Республике Коми будут введены в разработку Югид - Соплесское, Печорогородское и Западно - Печорогородское месторождения, а в Ненецком автономном округе - газоконденсатные залежи Лаявожского месторождения.
Необходимо будет построить газопроводы из Соболевского района до г. Петропавловск - Камчатский в Камчатской области, Нюксеница - Архангельск, Средневилюйское газоконденсатное месторождение - Мастах - Берге - Якутск (3-я нитка) в Республике Саха (Якутия), Сахалин - Комсомольск - на - Амуре - Хабаровск и три нитки газопровода Заполярное - Новый Уренгой.
В 2006 - 2010 годах для достижения уровня добычи газа в объеме 635 млрд. куб. метров предусматривается освоение и разработка Губкинского, Юрхаровского, Берегового и Южно - Русского месторождений в Надым - Пур - Тазовском районе с суммарной добычей газа в 2010 году около 200 млрд. куб. метров. В Красноярском крае будет освоено Пеляткинское месторождение с доведением добычи газа в 2010 году до 3,5 млрд. куб. метров и в Иркутской области - Ковыктинское месторождение с добычей газа в 2010 году до 20 млрд. куб. метров. Предусматривается освоение Штокмановского месторождения на условиях соглашения о разделе продукции с доведением добычи газа в 2010 году до 60 млрд. куб. метров. Освоение Ковыктинского и Штокмановского месторождений потребует строительства соответствующих газопроводов.
Для достижения намечаемого уровня добычи газа потребуется пробурить около 3000 тыс. метров скважин эксплуатационного бурения, в том числе 1550 тыс. метров - в 2002 - 2005 годах, и ввести в эксплуатацию более 2000 новых газовых скважин, из них 1236 скважин - в 2002 - 2005 годах.
С целью укрепления сырьевой базы предусматривается разведочное бурение в объеме около 2000 тыс. метров, из них 770 тыс. метров - в 2002 - 2005 годах.
В период до 2005 года будет проводиться замена 550 газоперекачивающих агрегатов на газотранспортных системах на новые экономичные агрегаты повышенной мощности, а также модернизация 437 газоперекачивающих агрегатов. За счет реализации этих мероприятий может быть сэкономлено около 5 млрд. куб. метров газа в год. В целом же экономия газа в период до 2005 года за счет реализации различных мероприятий по всем подотраслям, включая выработку тепла собственными котельными, составит около 11 млрд. куб. метров в год.
В рассматриваемый период потребуется замена 23 тыс. километров магистральных газопроводов и строительство 22 тыс. километров новых магистральных газопроводов и межсистемных перемычек.
Будет продолжена газификация российских регионов, в том числе крупных промышленных центров в южной части Западной и Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Общий прирост сети распределительных газопроводов составит 75 - 80 тыс. километров за пятилетие, из них более 75 процентов - в сельской местности.
Раздел "Угольная промышленность"
Предусматривается реализовать мероприятия по дальнейшему развитию добычи угля и углеобогащению, комплексной переработке угольного сырья, снижению затрат и повышению качества угольной продукции, а также завершению реструктуризации угольной отрасли с целью улучшения финансового состояния организаций и оздоровления природной среды угольных регионов.
В 2002 - 2005 годах потребуется ввод 49,33 млн. тонн мощностей по добыче угля (шахты - 16,18 млн. тонн и разрезы - 33,15 млн. тонн) и 3,3 млн. тонн мощностей по переработке угля. При этом предусматриваются реконструкция 9 действующих шахт, строительство 10 новых шахт, строительство 47 угольных разрезов и участков открытых работ, реконструкция двух обогатительных фабрик и строительство одной новой фабрики. Основной объем ввода новых мощностей приходится на Кузнецкий бассейн - 21,2 млн. тонн, Канско - Ачинский бассейн - 11,6 млн. тонн, на месторождения Дальнего Востока - 9,8 млн. тонн и Северного Кавказа - 1 млн. тонн.
В 2006 - 2010 годах необходимо ввести 43,9 млн. тонн новых мощностей по добыче угля (шахты - 15,1 млн. тонн и разрезы - 28,8 млн. тонн) и 3,1 млн. тонн мощностей по переработке угля. В этот период продолжатся реконструкция и расширение 5 шахт и начнется строительство новых 8 шахт, 22 угольных разрезов и одной обогатительной фабрики. Как и в предыдущий период, основной ввод новых мощностей будет в Кузбассе - 16,1 млн. тонн, в Канско - Ачинском бассейне - 12,8 млн. тонн, на Дальнем Востоке - 8,5 млн. тонн и на Северном Кавказе - 2,3 млн. тонн.
Раздел "Электроэнергетика"
Для обеспечения растущих потребностей экономики страны в период до 2010 года предусматривается рост производства электроэнергии на 2 - 3 процента в год.
В 2002 - 2005 годах намечается ввод генерирующих мощностей на тепловых электростанциях - 5535 МВт и на гидроэлектростанциях - 2548,8 МВт.
В период до 2005 года должны быть внедрены: парогазовые установки на Северо - Западной ТЭЦ, Калининградской ТЭЦ-2, Конаковской, Псковской и Ивановской ГРЭС; газотурбинные установки на Ивановской ГРЭС и ГРЭС-3 Мосэнерго; котлы с циркулирующим кипящим слоем на Несветай и Черепетской ГРЭС; котлы для сжигания твердых топлив с улучшенной экологической характеристикой на Минусинской ТЭЦ; головные энергоблоки мощностью 330 МВт на Каширской и Рязанской ГРЭС.
В 2006 - 2010 годах предусматривается ввод генерирующих мощностей на тепловых электростанциях - 16414 МВт, на гидроэлектростанциях - 10681 МВт.
В период до 2010 года предполагается использование технологий парогазовых и газотурбинных установок при сооружении новых крупных ТЭС, при расширении и технологическом перевооружении действующих ТЭС: Конаковской, Щекинской и Заинской ГРЭС, Сургутской ГРЭС-1, Тюменской ТЭЦ-1 и Губкинской ТЭЦ.
Дальнейшее развитие гидроэнергетики связано со строительством Бурейской, Нижне - Бурейской, Усть - Среднеканской, Богучанской, Аушигерской, Советской, Ирганайской, Зеленчукской, Зарамагских ГЭС и Вилюйской ГЭС-3.
Сооружение гидроэлектростанций требует дополнительных затрат на проведение работ по обустройству зон затопления, в связи с чем в Программе предусмотрена реализация соответствующих мероприятий.
Кроме того, Программой предусматривается начало строительства ряда новых гидроэлектростанций как базы для будущего развития: каскада низконапорных гидроэлектростанций средней мощности на р. Зее (Амурская область), каскада гидроузлов на р. Учур (Южная Якутия), каскада гидроузлов на р. Нижней Ангаре (Красноярский край) и гидроаккумулирующей электростанции в Московской области.
Первоочередными объектами технического перевооружения будут Волжская, Волгоградская, Камская, Угличская, Рыбинская, Волховская, Нижне - Свирская, Усть - Хантайская, Цимлянская ГЭС и Нива ГЭС-2.
В 2006 - 2010 годах намечена реконструкция действующих гидроэлектростанций: Нижне - Свирской, Верхне - Свирской и Нарвской, Серебрянской ГЭС-1, Ондской, Маткожненской, Святогорской, Янискосской, Раякосской, Братской, Мамаканской, Лесогорской, Ириклинской и Нива ГЭС-3.
В период до 2005 года помимо реконструкции действующих линий электропередачи предусмотрено строительство новых линий федерального значения.
Предусматривается разработка концепции реконструкции и технического перевооружения электросетей в сельской местности с развитием строительства средних и малых по мощности электростанций различного типа, прежде всего с использованием парогазовых и газотурбинных установок, мини - гидроэлектростанций, а также других установок на возобновляемых источниках энергии для электроснабжения сельских потребителей, включая геотермальные теплоэлектростанции на островных территориях.
В целях совершенствования функционирования электроэнергетики намечено реализовать мероприятия, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2001 г. N 526 "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации". Реализация мероприятий по реструктуризации электроэнергетики позволит уменьшить расходы федерального бюджета, создать во всех регионах России, в которых организация рынка технически реализуема и экономически целесообразна, эффективно работающий рынок электроэнергии, функционирующий на принципах конкурентного ценообразования и исключающий дискриминацию его участников.
Раздел "Эффективное энергообеспечение регионов,
в том числе северных и приравненных к ним территорий,
на основе использования нетрадиционных возобновляемых
источников энергии и местных видов топлива"
Предусматривается реализация комплекса мероприятий по повышению надежности энергообеспечения энергодефицитных регионов, в том числе за счет:
замещения в 2005 году органического топлива всеми видами возобновляемых источников энергии в объеме 2 млн. тонн условного топлива, в том числе замещение привозного органического топлива в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях в объеме 1 млн. тонн условного топлива;
замещения фрезерным торфом дальнепривозных и менее экономичных видов топлива на действующих тепловых электростанциях и в котельных, запроектированных и построенных на местной торфяной топливной базе, в объеме 0,4 млн. тонн условного топлива;
ввода к 2005 году энергетических комплексов с использованием нетрадиционных возобновляемых источников энергии установленной электрической и тепловой мощностью до 100 МВт и 150 Гкал/ч соответственно и к 2010 году - до 800 МВт и 1000 Гкал/ч соответственно с доведением годового производства электроэнергии до 3,9 млрд. кВт.ч и тепловой энергии до 6,1 млн. Гкал.
В результате реализации намеченных мероприятий предусматривается улучшить условия труда и быта более 10 млн. человек, проживающих на территориях с децентрализованным энергообеспечением и в районах с нестабильным энергоснабжением, в том числе в сельских, горных и северных районах.
С этой целью предусматривается расширение сети топливных складов на 16 единиц и увеличение производства следующих видов местного топлива к 2010 году:
торфяных брикетов - на 0,56 млн. тонн (0,33 млн. тонн условного топлива);
торфа кускового - на 0,31 млн. тонн (0,13 млн. тонн условного топлива);
торфа фрезерного топливного - на 2 млн. тонн (1,1 млн. тонн условного топлива);
дров - на 0,28 млн. куб. метров (0,07 млн. тонн условного топлива).
Для увеличения объема производства в лесотопливных и топливных организациях намечается создание и развитие до 2010 года 42 организаций по производству и сбыту топлива населению и организациям социальной сферы.
Развитие указанных производств позволит увеличить в таежных, сельских и поселковых районах количество рабочих мест в целом по отрасли на 20 тысяч к 2005 году и на 30 тысяч к 2010 году.
Раздел "Создание высокоэффективного и импортозамещающего
оборудования и материалов для ТЭК"
Предусматривается решение комплекса научно - технических проблем и создание нового поколения отечественных технологий, оборудования и технических средств для технического перевооружения отраслей ТЭК.
В связи с этим предусматривается насыщение внутреннего рынка конкурентоспособным оборудованием российского производства, техническими средствами и материалами и, кроме того, расширение их экспорта на мировой рынок.
В нефтедобывающей промышленности намечается создание оборудования и материалов для повышения нефтеотдачи трудноизвлекаемых запасов. Выбранные для разработки и внедрения высокоэффективные технологии эксплуатации месторождений и методы воздействия на пласт позволят увеличить дебиты нефтяных скважин в среднем по отрасли в 1,5 - 2 раза, в 2 - 3 раза - низкодебитных и простаивающих скважин, а также увеличить нефтеотдачу пласта в 1,1 - 1,5 раза.
Мероприятия в области нефтепереработки направлены на обеспечение реконструкции и модернизации действующих нефтеперерабатывающих заводов с вводом мощностей по углублению переработки нефтяного сырья (до 75 процентов в среднем по отрасли к 2010 году) и повышение качества нефтепродуктов за счет развития прогрессивных технологий, которые также позволят рационально использовать природные ресурсы и снизить удельные затраты на единицу объема продукции.
В газовой отрасли предусматривается разработка технологий и создание оборудования для повышения коэффициента извлечения газового конденсата и газа на месторождениях с низкопроницаемыми коллекторами, а также технологий и оборудования для комплексной переработки газового сырья сложного состава в целях полного извлечения ценных химических компонентов.
Для освоения ресурсов углеводородного сырья на шельфах арктических морей и Дальнего Востока предусмотрена разработка специальных технологий добычи и переработки, а также создание соответствующего оборудования и инфраструктуры в указанных регионах для транспортировки сырья на внутренний и внешний рынки.
В целях повышения эффективности функционирования и развития трубопроводной транспортировки нефти, газа и нефтепродуктов предусмотрены научно - технические мероприятия по ранней диагностике, своевременной реновации и модернизации трубопроводных систем, а также по выпуску необходимого оборудования и материалов.
Мероприятия в угольной промышленности направлены на снижение затрат при добыче и обогащении угольного сырья и улучшение качества угольной продукции. Реализация этих мероприятий позволит при открытом способе добычи увеличить производительность труда в 2 - 4 раза, снизить потери угля на 10 - 20 процентов и себестоимость 1 тонны угля в 1,5 раза, а при подземном (шахтном) способе увеличить нагрузку на очистной забой в 1,5 - 2 раза, повысить производительность труда рабочих в 2 - 2,5 раза и уменьшить себестоимость добычи угля в 1,5 раза.
Для углей обводненных месторождений предусмотрена комплексная технология приготовления, транспортирования, хранения и сжигания водоугольной суспензии.
В целях улучшения потребительских свойств угольной продукции на основе создания принципиально новых схем глубокого обогащения крупного и мелкого угля и повторного обогащения отсевов предусматривается снижение зольности угля в среднем в 1,5 - 2 раза, углеотходов при обогащении - в 1,2 - 1,5 раза, содержание серы - в 1,1 - 5 раз, повышение теплотворной способности - на 5 - 10 процентов и повышение выпуска концентрата до 50 процентов и более.
Предусмотрена разработка технологии термической переработки угля для получения высококалорийного твердого, жидкого и газообразного топлива, а также химических продуктов.
Планируется освоение новых технологий по добыче метана из угольных пластов и расширение использования сопутствующих полезных ископаемых (в том числе редких элементов) и отходов обогащения угля.
Мероприятия в электроэнергетике предусматривают существенные изменения структуры мощностей тепловых электрических станций по типам электростанций и видам используемого топлива. Приоритетным направлением является развитие экологически чистых электростанций в результате использования вместо паротурбинных установок тепловых электрических станций, применяющих парогазовые установки на газе, а далее - и на угле, что позволит повысить их коэффициент полезного действия до 55 - 60 процентов.
Предполагается осуществить техническое перевооружение газовых теплоэлектроцентралей и кумулятивных электрических станций путем их надстройки конвертированными газотурбинными установками, использование твердотопливных элементов в газотурбинных установках, создание установок по сжиганию угля в котлах с кипящим слоем под давлением и с внутрицикловой газификацией угля.
Мероприятия в сфере теплоснабжения направлены на создание новых и модернизацию существующих топливосжигающих устройств, обеспечивающих эффективное сжигание угля, в том числе низкосортных и местных видов топлива, создание и широкое внедрение систем автоматического регулирования теплоснабжения, приборов учета, контроля отпуска и распределения тепла, приборов диагностики тепловых сетей.
Для расширения сферы использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии предусматривается создание оборудования для микрогидроэлектростанций, геотермальных теплоэлектростанций, ветровых энергетических установок малой и большой мощности, преобразования солнечного излучения, эффективного использования в энергетических целях органосодержащих твердых отходов, производства водорода и его использования в качестве энергоносителя, использования твердооксидных топливных элементов и создания комбинированных энергосистем на базе блочного и блочно - модульного подхода.
Раздел "Экологические аспекты энергоэффективного
развития ТЭК, включая ресурсосберегающую переработку
золошлаковых отходов тепловых электростанций
и снижение выбросов парниковых газов"
Предусматривается обеспечить выполнение мероприятий, направленных на обеспечение экологической безопасности деятельности предприятий ТЭК и охраны окружающей среды.
Предполагается, что объем выбросов вредных веществ в атмосферу в 2002 - 2005 годах сократится на 1530 тыс. тонн, в 2006 - 2010 годах - на 2537 тыс. тонн, сброс загрязненных сточных вод уменьшится в 2002 - 2005 годах на 395 млн. куб. метров, в 2006 - 2010 годах - на 618 млн. куб. метров. Удельные выбросы вредных веществ в атмосферу на единицу добываемого сырья, его переработку, транспорт и потребление будут снижаться на 2 - 3 процента в год.
Предусматривается реализовать мероприятия по утилизации золошлаковых отходов, что позволит увеличить их переработку с 3 млн. тонн в 2000 году до 6 - 8 млн. тонн в 2005 году и за счет этого в 2002 - 2005 годах сэкономить до 3,4 млн. тонн цемента и до 5 млн. тонн природных инертных материалов. В 2006 - 2010 годах переработка золошлаковых отходов может быть доведена до 40 млн. тонн, что позволит сэкономить до 15 млн. тонн цемента и до 20 млн. тонн природных инертных материалов. При этом будут сокращены вредные выбросы в атмосферу на 10 процентов до 2005 года и на 20 процентов до 2010 года. Кроме того, планируется улучшить экологическую обстановку в 40 районах страны, а также широко использовать дешевые строительные материалы и конструкции на основе золошлаковых отходов, включая строительство автодорог и объектов малоэтажного строительства. Для этого предусматривается завершение строительства и ввод в эксплуатацию специальных установок по переработке золошлаковых отходов и создание новых установок для тепловых электростанций (Черепетской, Смоленской, Рязанской, Каширской, Беловской, Рефтинской и Несветай ГРЭС, Иркутской ТЭЦ-7, Челябинской ТЭЦ-2, Алексинской и Минусинской ТЭЦ, ТЭЦ-22 Мосэнерго).
Выполнение основных мероприятий по снижению выбросов парниковых газов станет важнейшим этапом реализации в России положений Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата и одним из факторов, способствующих привлечению инвестиций в российскую экономику.
Реализация разработанных мероприятий приведет к сокращению выбросов парниковых газов к 2005 году до 80 млн. тонн CO2 эквивалента в год, а к 2010 году - до 330 млн. тонн CO2 эквивалента в год.
Раздел "Организационные мероприятия
и мониторинг Программы"
В целях контроля за ходом разработки, утверждения и реализации программных мероприятий и обеспечением их качественного выполнения с учетом совершенствования законодательства Российской Федерации предусматривается проведение комплекса мер, направленных на решение следующих задач:
1) реализация энергетической стратегии, включающая:
разработку нормативных документов, определяющих содержание и организацию работ по контролю за реализацией положений энергетической стратегии;
разработку нормативных документов, определяющих параметры и показатели информационных ресурсов ТЭК;
информационно - аналитическое обеспечение оперативной и стратегической оценки и прогнозирования состояния ТЭК;
2) правовое, методическое и нормативно - техническое обеспечение Программы, направленное на:
разработку и реализацию мер по нормативному обеспечению государственного регулирования в сфере ТЭК, включая разработку проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов;
совершенствование нормативных правовых основ экологической и промышленной безопасности, охраны труда в организациях ТЭК, а также совершенствование нормативно - технических документов по стандартизации, метрологии и сертификации;
3) организация системы управления, информационное обеспечение и мониторинг реализации Программы с использованием:
программно - целевых методов управления как на стадии разработки, так и на стадии реализации;
административных механизмов управления и контроля, осуществляемых в пределах полномочий государственных заказчиков и органов управления Программой;
механизма заключения государственных контрактов, определяющего формы и условия взаимодействия, обязательства и ответственность участников Программы;
конкурсов на поставку продукции для федеральных государственных нужд, на привлечение инвесторов, подрядно - строительных организаций и исполнителей конкретных проектов и мероприятий;
наблюдения за выполнением программных мероприятий и заданий, эффективным и целевым использованием финансовых средств на основе сбора, обработки, анализа информации с применением современных технических средств и базы данных.
2. Подпрограмма "Безопасность и развитие
атомной энергетики"
В рамках подпрограммы предусматривается проведение комплекса мероприятий по продлению эксплуатационного ресурса действующих энергоблоков, по достройке энергоблоков высокой и средней степени готовности, по обращению с облученным ядерным топливом и отходами атомных электростанций, по разработке качественно новых перспективных энергоблоков на принципах естественной безопасности, разработке кадастра перспективных площадок для размещения новых атомных электростанций, по снятию атомных электростанций с эксплуатации, по топливообеспечению и безопасности действующих атомных электростанций, а также по доведению до коммерческой реализации атомных электростанций с реакторами нового поколения и строительству новых энергоблоков (задел), ввод которых предполагается после 2010 года. Кроме того, предусматривается строительство ряда энергоблоков относительно небольшой мощности (от 1 до 50 МВт) в качестве автономных источников децентрализованного электро- и теплоснабжения в удаленных районах.
Развитие атомной энергетики предусматривается осуществлять поэтапно.
На первом этапе (2002 - 2005 годы) основными мероприятиями являются модернизация действующих атомных электростанций в целях продолжения безопасной и эффективной их эксплуатации; продление срока службы энергоблоков, выработавших ресурс; расконсервация, строительство и ввод в действие энергоблоков высокой и средней степени готовности, разработка кадастра перспективных площадок для размещения атомных электростанций; реконструкция и создание новых производств ядерно - топливного цикла, реконструкция "мокрых" хранилищ облученного ядерного топлива; модернизация и продление срока службы 11 энергоблоков действующих атомных электростанций после исчерпания назначенного ресурса; обеспечение прироста мощности атомных электростанций на 3 ГВт к 2005 году за счет начатого и расконсервированного строительства (выработка электроэнергии к 2005 году должна составить 174 млрд. кВт.ч).
На втором этапе (2006 - 2010 годы) планируется повышение топливно - энергетического потенциала действующих атомных электростанций за счет увеличения коэффициента использования установленной мощности и продления срока их эксплуатации, наращивание мощностей на базе энергоблоков нового поколения; подготовка к выводу из эксплуатации энергоблоков, выработавших срок службы; разработка технологии замкнутого топливного цикла с радиационно - эквивалентным захоронением радиоактивных отходов и технологической поддержкой режима нераспространения, разработка новых энергоблоков на принципах естественной безопасности. Планируется завершение реконструкции производства ядерно - топливного цикла, строительство "сухого" хранилища облученного ядерного топлива и модернизация радиохимического производства на федеральном государственном унитарном предприятии "Производственное объединение "Маяк".
Предусматривается обеспечить безопасную и эффективную эксплуатацию действующих энергоблоков с коэффициентом использования установленной мощности на уровне 80 процентов и продление срока службы энергоблоков первого поколения на 10 лет; прирост мощностей атомных электростанций к 2010 году на 4,81 ГВт и доведение выработки электроэнергии к 2010 году до 212 млрд. кВт.ч; подготовку к выводу из эксплуатации энергоблоков, выработавших свой ресурс, создание заделов новых мощностей для воспроизводства выбывающих мощностей энергоблоков первого поколения до 6 ГВт после 2010 года и дальнейшего роста мощностей атомной энергетики на 5 - 6 ГВт с доведением доли выработки электроэнергии на атомных электростанциях к 2020 году до 25 процентов по стране и до 40 процентов в ее европейской части.
Главным условием реализации мероприятий подпрограммы является обеспечение мер экологической безопасности, включая оценку воздействия атомных электростанций на окружающую среду. При этом предусматривается разработка новых требований по безопасности атомной энергетики с учетом российского и международного опыта, а также нормативных документов МАГАТЭ.
3. Подпрограмма "Энергоэффективность
в сфере потребления"
Подпрограмма включает 6 разделов, касающихся основных потребителей энергоресурсов.
Раздел "Энергоэффективность энергоемких
отраслей промышленности"
Предусматривается проведение комплекса программных мероприятий, направленных на реализацию имеющегося потенциала энергосбережения в промышленности путем создания правовых, экономических и технических механизмов, стимулирующих энергосбережение и позволяющих снизить себестоимость производимой продукции, повысить ее конкурентоспособность.
В результате реализации намеченных в разделе мероприятий экономия в промышленной сфере (черная и цветная металлургия, химия и нефтехимия, машиностроение и металлообработка, стройматериалы, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно - бумажная, легкая и пищевая промышленность) составит 49 - 52 млн. тонн условного топлива в 2002 - 2005 годах и 50 - 54 млн. тонн условного топлива в 2006 - 2010 годах.
Раздел "Энергоэффективность в сельском хозяйстве"
Предусматривается проведение мероприятий, направленных на снижение энергоемкости сельскохозяйственного производства и повышение конкурентоспособности его продукции путем технического переоснащения систем энергообеспечения отрасли, внедрения прогрессивных технологий переработки сельскохозяйственной продукции и совершенствования механизма стимулирования энергосбережения.
В качестве первоочередных мер предусматриваются мероприятия по совершенствованию структуры топливно - энергетического баланса в отрасли, созданию правовой и методической базы энергосбережения, реализации быстроокупаемых общепромышленных энергосберегающих проектов и специальных инвестиционных проектов по развитию сельскохозяйственного производства.
Предполагается сэкономить в сельском хозяйстве в 2002 - 2005 годах 5,5 - 6,5 млн. тонн условного топлива, в 2006 - 2010 годах - 6 - 7 млн. тонн условного топлива.
Раздел "Энергоэффективность в жилищно -
коммунальном хозяйстве"
Мероприятия раздела направлены на повышение качества предоставляемых населению услуг и надежности энергообеспечения в жилищно - коммунальной сфере. Ожидается снижение расходов бюджетов всех уровней на функционирование коммунально - бытовых организаций и затрат населения на оплату отопления, электро- и водоснабжения за счет сокращения непроизводственных расходов и потерь энергоресурсов и воды.
Планируется реализовать комплекс финансово - экономических и организационных мероприятий, направленных на своевременное обеспечение жилищно - коммунального хозяйства сезонными и текущими запасами топлива.
Основными направлениями повышения энергоэффективности потребления в жилищно - коммунальном хозяйстве являются выполнение малозатратных мероприятий, направленных на ликвидацию причин неэффективной эксплуатации энергетического оборудования и инженерных сетей; реализация быстроокупаемых общепромышленных энергосберегающих технологий и специальных инвестиционных проектов, связанных с коммунально - бытовой сферой, с учетом особенностей регионов.
Предполагается в 2002 - 2005 годах сэкономить 35 - 38 млн. тонн условного топлива энергоресурсов стоимостью около 24 млрд. рублей (в ценах 2001 года). В этом случае экономический эффект после компенсации затрат на создание энергосберегающих мощностей может составить около 14 млрд. рублей. В 2006 - 2010 годах экономия топливно - энергетических ресурсов в жилищно - коммунальном хозяйстве в целом по стране может достигнуть около 38 млн. тонн условного топлива.
Раздел "Энергоэффективность на транспорте"
Железнодорожный транспорт
В результате реализации программных мероприятий предполагается снизить эксплуатационные расходы на приобретение топлива, тепловой и электрической энергии и уменьшить долю затрат на топливно - энергетические ресурсы в общих эксплуатационных расходах железнодорожного транспорта.
Дл

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 08.11.2001 n 780 (с изм. от 21.10.2004) О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЕ ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ РОССИИ НА 2002 - 2005 ГОДЫ  »
Постановления и Указы »
Читайте также