ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 08.11.2001 n 780 (с изм. от 21.10.2004) О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЕ ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ РОССИИ НА 2002 - 2005 ГОДЫ


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 ноября 2001 г. N 780
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ПОВЫШЕНИЕ ПЛОДОРОДИЯ
ПОЧВ РОССИИ НА 2002 - 2005 ГОДЫ"
(с изм., внесенными распоряжением Правительства РФ
от 21.10.2004 N 1355-р)
Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу "Повышение плодородия почв России на 2002 - 2005 годы".
Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Министерству промышленности, науки и технологий Российской Федерации ежегодно уточнять объемы ассигнований, выделяемых на реализацию указанной Программы, с учетом возможностей федерального бюджета.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ



Утверждена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 8 ноября 2001 г. N 780
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ПОВЫШЕНИЕ ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ РОССИИ
НА 2002 - 2005 годы"
(с изм., внесенными распоряжением Правительства РФ
от 21.10.2004 N 1355-р)
ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ ПЛОДОРОДИЯ
ПОЧВ РОССИИ НА 2002 - 2005 ГОДЫ"
Наименование - Федеральная целевая программа
Программы "Повышение плодородия почв России
на 2002 - 2005 годы"
Дата принятия - распоряжение Правительства Российской
решения о разработке Федерации от 15 февраля 2001 г. N 223-р
Программы
------------------------------------------------------------------
Распоряжением Правительства РФ от 21.10.2004 N 1355-р
государственным заказчиком Программы определен Россельхоз. Государственный - Министерство сельского хозяйства
заказчик Программы Российской Федерации
Основные - Министерство сельского хозяйства
разработчики Российской Федерации;
Программы Министерство экономического развития
и торговли Российской Федерации;
Российская академия сельскохозяйственных
наук;
государственное предприятие
"Специализированный научный центр
"Госэкомелиовод" (с участием Центрального
научно - исследовательского института
агрохимического обслуживания
сельского хозяйства, Всероссийского
научно - исследовательского института
агролесомелиорации, Всероссийского
научно - исследовательского и проектно -
технологического института химизации
сельского хозяйства, Всероссийского
научно - исследовательского,
конструкторского, проектно -
технологического института органических
удобрений и торфа)
Цель и задачи - целью Программы является сохранение и
Программы воспроизводство плодородия почв,
рациональное использование природных
ресурсов, в том числе
сельскохозяйственных угодий, и создание
на этой основе условий роста
производства сельскохозяйственной
продукции для укрепления
продовольственной независимости страны
- задачи Программы:
обеспечить условия для снижения
интенсивности сработки почвы, сохранения
и воспроизводства ее плодородия;
предотвратить выбытие
сельскохозяйственных угодий из оборота;
повысить степень использования
биоклиматического потенциала страны и
стабилизировать сельскохозяйственное
производство;
улучшить экологическое состояние и
повысить устойчивость агросферы к
природно - антропогенным нагрузкам;
сформировать экономический и правовой
механизм повышения заинтересованности и
ответственности за воспроизводство
плодородия почв;
обеспечить оптимальный учет природно -
климатических и других условий,
характерных для разных регионов;
увеличить количество рабочих мест
в сельскохозяйственном производстве
и повысить жизненный уровень населения
Ожидаемые конечные - увеличение плодородия почв на
результаты сельскохозяйственных угодиях на 2,5 - 3
реализации Программы балла, а на пашне на 4,5 - 5 балла и
производства зерна, кормов, льна,
риса, семян, плодоовощной и другой
продукции до 115 - 120 млн. тонн зерновых
единиц, что обеспечит в основном
внутренние потребности страны;
сохранение до 4 млн. гектаров
сельскохозяйственных земель;
обеспечение дополнительными рабочими
местами свыше 250 тыс. человек;
совершенствование землеустройства,
внедрение прогрессивных систем
земледелия и технологий;
осуществление комплекса агрохимических
мероприятий по известкованию,
фосфоритованию, гипсованию, мелиоративной
обработке солонцов, внесению 14,7 млн.
тонн минеральных удобрений и 660 млн.
тонн органических удобрений;
проведение гидромелиоративных работ
на общей площади свыше 500 тыс. гектаров,
культуртехнических работ на 340 тыс.
гектаров, строительство противоэрозионных
и других гидротехнических сооружений;
создание и реконструкция полезащитных,
пастбищезащитных, фитомелиоративных
насаждений на площади более 384 тыс.
гектаров;
повышение технологического и технического
уровня и информационного обеспечения
намеченных Программой мероприятий;
создание правовой и экономической базы
повышения плодородия сельскохозяйственных
земель;
подготовка и повышение квалификации
кадров
Исполнители - предприятия сельского, лесного хозяйства
Программы и сельхозхимии, землеустроительные,
водохозяйственные организации, научно -
исследовательские и проектно -
изыскательские институты, химические,
машиностроительные предприятия, высшие
и средние учебные заведения
(на конкурсной основе)
Объемы и источники - на реализацию Программы требуется
финансирования 163,6 млрд. рублей, в том числе за счет
средств федерального бюджета 19,35 млрд.
рублей, из них капитальные вложения -
1,5 млрд. рублей, НИОКР - 0,08 млрд.
рублей, прочие расходы - 17,77 млрд.
рублей, за счет бюджетов субъектов
Российской Федерации - 37,42 млрд.
рублей и за счет внебюджетных средств -
106,85 млрд. рублей.
Срок окупаемости Программы - 2,5 года
Организация - Министерство сельского хозяйства
реализации Программы Российской Федерации как государственный
и контроль за ее заказчик, его территориальные органы
исполнением в области мелиорации земель, федеральные
учреждения, осуществляющие
межрегиональные функции, органы
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации (на основе
соглашений, заключаемых ими и
Министерством сельского хозяйства
Российской Федерации) обеспечивают
реализацию программных мероприятий на
основе государственных контрактов
(договоров), заключаемых с исполнителями,
определяемыми на конкурсной основе;
контроль за реализацией Программы в
целом и региональных программ
осуществляется Министерством сельского
хозяйства Российской Федерации
и органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации
в порядке, определяемом соглашениями
с ними;
Министерство сельского хозяйства
Российской Федерации совместно с
Государственным комитетом Российской
Федерации по статистике в установленном
порядке обобщает и анализирует
статистическую отчетность и представляет
в Правительство Российской Федерации
доклады о ходе реализации Программы
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Основным условием обеспечения стабильного развития агропромышленного комплекса страны и важнейшим источником расширения сельскохозяйственного производства является сохранение, воспроизводство и рациональное использование плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Плодородие почвы во взаимодействии с другими природными факторами составляет основу производительной силы земли, влияющей на эффективность производства сельскохозяйственной продукции и ее себестоимость.
Сохранение почвенного плодородия земель и его рациональное использование при хозяйственной деятельности имеет огромное значение. Почвенное плодородие, являясь естественным условием интенсификации земледелия, способствует росту урожайности и валовых сборов сельскохозяйственных культур, имеет важное природоохранное значение, увеличивая ценность земель сельскохозяйственного назначения не только как объектов производственной деятельности, но и как компонентов биосферы. Состояние почвенного плодородия напрямую связано с продовольственной безопасностью страны.
Экстенсивное использование плодородия почв уже вызвало снижение валовых сборов основных сельскохозяйственных культур и усилило зависимость сельского хозяйства от погодных условий.
В 2000 году завершилось действие Государственной комплексной программы повышения плодородия почв России и Федеральной целевой программы стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996 - 2000 годы. Но цели, определенные этими программами, не были достигнуты. Главной причиной неудовлетворительного выполнения намеченных мероприятий явилось недостаточное и несвоевременное финансирование их из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и недостаточное участие хозяйств - землепользователей. Анализ современного состояния природной среды и сельскохозяйственного производства, оценка динамики изменения качественных показателей земель дают основание говорить о том, что тенденция снижения плодородия почв и ухудшения общей экологической обстановки в агропромышленном комплексе сохраняется и может привести к возникновению кризисной ситуации в сфере АПК.
Продолжают действовать следующие негативные процессы:
дальнейшее сокращение общей площади сельскохозяйственных угодий;
уменьшение площади орошаемых и осушенных земель, ухудшение их мелиоративного состояния и хозяйственного использования;
нарастание отрицательного баланса гумуса на пашне (до 1 - 3 тонн на гектар в год);
усиление процессов эрозии и опустынивания;
загрязнение почв тяжелыми металлами, радионуклидами;
увеличение площадей с сильнокислыми почвами, на которых ограничивается сельскохозяйственное производство;
интенсивное развитие заболачивания и подтопления земель, зарастания их древесно - кустарниковой растительностью, ухудшения естественных лугов и пастбищ.
Указанные негативные процессы приведут к резкому сокращению площади сельскохозяйственных угодий, к ухудшению водно - физических, физико - химических свойств почв и снижению их плодородия. В ближайшие 10 - 15 лет плодородие почв может снизиться до естественного, а урожайность зерновых до 8 - 10 центнеров с гектара.
Экологическая устойчивость природных систем в результате развития указанных процессов значительно понизится.
Исходя из социально - экономической политики страны на ближайший период для преодоления критического положения необходимо проведение упреждающих мероприятий.
Федеральные законы "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" и "О мелиорации земель" определили необходимость иметь федеральные целевые программы обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Проблема воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения имеет общегосударственное значение и требует комплексного решения.
Это возможно только на основе программно - целевого метода, обеспечивающего внедрение передовых технологий, системного подхода к экономическому обоснованию и механизму реализации, увязку имеющихся ресурсов с организацией исполнения.
II. Основные цели и задачи, сроки и этапы
реализации Программы
Для определения дальнейших действий в области плодородия земель сельскохозяйственного назначения разработана Федеральная целевая программа "Повышение плодородия почв России на 2002 - 2005 годы" (далее именуется - Программа), которая формирует основные направления и содержание необходимых мероприятий, конкретные сроки и механизмы их реализации.
Программа разработана на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2001 г. N 223-р в соответствии с основными направлениями социально - экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу, Федеральными законами "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", "О мелиорации земель", "Об охране окружающей природной среды", Водным кодексом Российской Федерации и с учетом Основных направлений агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации на 2001 - 2010 гг. и ряда других нормативных правовых документов.
Целями Программы являются обеспечение сохранения и воспроизводства плодородия почв, рациональное использование природных ресурсов, в том числе сельскохозяйственных угодий, и создание на этой основе условий роста производства сельскохозяйственной продукции для укрепления продовольственной независимости страны.
Это тесно увязывается с общим улучшением экономической и экологической обстановки в агропромышленном комплексе страны. Стабилизация почвенного плодородия позволит в значительной мере отказаться от импорта продовольствия, создать условия для интенсификации использования основного средства сельскохозяйственного производства - земли.
Исходя из целей Программы определены следующие задачи:
обеспечение условий для снижения интенсивности сработки, сохранения и воспроизводства плодородия почв;
предотвращение выбытия сельскохозяйственных угодий из оборота;
повышение степени использования биоклиматического потенциала страны и стабилизация сельскохозяйственного производства;
улучшение экологического состояния, повышение устойчивости агросферы к природно - антропогенным нагрузкам;
формирование экономического и правового механизма повышения заинтересованности и ответственности за воспроизводство плодородия почв;
оптимальный учет природно - климатических и других условий, характерных для разных регионов;
увеличение количества рабочих мест в сельскохозяйственном производстве и повышение жизненного уровня населения.
В соответствии с Основными направлениями агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации на 2001 - 2010 гг. Программа предусматривает оказание государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей при проведении единой технологической политики в области мелиорации земель и выполнении агрохимических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, культуртехнических, организационно - хозяйственных мероприятий и других работ. В качестве первоочередных мер для преодоления спада производства в сельском хозяйстве намечается проведение комплекса агрохимических мероприятий и работ по строительству и реконструкции оросительных и осушительных систем.
Только при комплексном осуществлении всех этих мероприятий с учетом основных требований агроландшафтной системы земледелия и в увязке с землеустройством территории можно обеспечить максимальный эффект. Это является стратегическим направлением в агропродовольственной политике.
Программа имеет межотраслевой и межведомственный характер.
В Программе предусмотрены прежде всего средства на затраты капитального характера, связанные с долгосрочными вложениями в гидромелиоративные и агролесомелиоративные мероприятия, создание производственной базы эксплуатационных водохозяйственных организаций, а также на известкование, фосфоритование, гипсование. Предусмотрены средства на проведение фундаментальных научно - исследовательских работ, а также на субсидирование части затрат на приобретение минеральных удобрений.
Программа исходит из реально складывающихся возможностей экономики страны с учетом преимущественного привлечения средств субъектов Российской Федерации и средств хозяйств. При этом мероприятия, предусмотренные в ней, не могут быть ограничены только рассматриваемым периодом. Проблема воспроизводства плодородия почв является постоянной заботой общества.
III. Система программных мероприятий
Система мероприятий, предусматриваемых Программой, представляет собой комплекс взаимоувязанных технических, организационных, технологических, хозяйственных и экологических мероприятий, направленных на эффективное использование земли и повышение плодородия почв. Эти мероприятия имеют финансовое, материально - техническое, научное, информационное и кадровое обеспечение.
Комплекс мер воздействия на сохранение и воспроизводство плодородия включает в себя:
освоение современных систем земледелия и землеустройства;
агрохимические мероприятия;
агролесомелиоративные и фитомелиоративные мероприятия;
гидромелиоративные и культуртехнические мероприятия.
Системы земледелия и землеустройство
Эффективное применение всех средств повышения плодородия почв возможно только при наличии в каждом хозяйстве научно обоснованной эколого - ландшафтной системы земледелия, соответствующей рекомендациям мировой и российской сельскохозяйственной науки.
Такие системы являются надежным средством сохранения природных агроресурсов и обеспечения устойчивого земледелия. Они позволяют успешно решать задачи сохранения и воспроизводства почв, увеличения производства сельскохозяйственной продукции при сокращении затрат, улучшения экологической обстановки.
С учетом опыта создания современной модели эколого - ландшафтной системы земледелия в Воронежской области Программой предусмотрено в качестве пилотного проекта освоение этой системы в хозяйствах Воронежской области. Соответствующие мероприятия и объемы финансирования из федерального бюджета, бюджета области и внебюджетных источников отражены в региональной программе повышения плодородия почв и учтены в настоящей Программе. Предусматривается провести в плановом порядке внутрихозяйственное землеустройство с учетом внедрения эколого - ландшафтной системы земледелия, изменения условий разработки севооборотов и структуры посевных площадей. Соответствующие работы будут проведены в 390 хозяйствах.
Важным звеном Программы являются схемы и проекты землеустройства, позволяющие учитывать конкретные условия землепользования, его почвенно - климатические ресурсы, ландшафт используемых земель и на этой основе дифференцированно определять по каждому хозяйству комплекс взаимоувязанных сбалансированных мероприятий по использованию и охране земель, повышению плодородия почв, формированию экологически безопасных агроландшафтов. Проекты землеустройства предусматривают применение оптимального комплекса мероприятий с наиболее экономным и адаптированным к ландшафту расходованием ресурсов.
Схемы и проекты землеустройства представляют собой механизм реализации региональных программ на уровне районов, землепользователей, землевладельцев и собственников земли. Через указанные схемы и проекты обеспечивается внедрение сбалансированных эколого - ландшафтных систем земледелия, агролесомелиоративных, гидромелиоративных, культуртехнических и иных мероприятий, направленных на повышение и сохранение плодородия почв.
Особо важное значение приобретает землеустройство в условиях проведения земельной реформы, сопровождаемой большими объемами перераспределения земли.
Весьма важным элементом проектов землеустройства на ландшафтной основе являются агротехнологии, соблюдение которых обеспечивает оптимальную окупаемость затрат. В то же время нарушение агротехнологий приводит не только к недобору урожаев сельскохозяйственных культур, но и способствует возникновению негативных экологических ситуаций.
Необходимо вводить почвозащитные севообороты и технологии возделывания сельскохозяйственных культур на основе минимизации обработки почв, внедрять ее безотвальную обработку с учетом почвенно - климатических условий конкретных регионов, осваивать технологические приемы снижения отрицательного воздействия на почву технических средств, приводящего к уплотнению и разрушению структуры почв, и обеспечить применение всего комплекса агрохимических приемов.
Агрохимическое и эколого - токсикологическое
обследование земель
Проведение комплекса агротехнических, агрохимических, гидромелиоративных, фитосанитарных, противоэрозионных и культуртехнических мероприятий требует объективной и постоянно обновляемой информации о состоянии почвенного плодородия. Для оценки состояния и динамики агрохимических характеристик сельскохозяйственных угодий (пашни, многолетних насаждений, кормовых угодий, залежи) предусматривается проводить систематическое крупномасштабное агрохимическое обследование земель сельскохозяйственного назначения, которое является частью общего мониторинга состояния этих земель.
Основными задачами мониторинга состояния земель являются:
своевременное выявление изменений состояния плодородия сельскохозяйственных угодий;
оценка, прогноз и разработка рекомендаций по эффективному использованию земель сельскохозяйственного назначения, предупреждению и устранению последствий негативных процессов;
информационное обеспечение земельного кадастра и государственного контроля почвенного плодородия и охраны земель.
Агрохимическое и эколого - токсилогическое обследование сельскохозяйственных угодий намечается в следующих объемах:
2002 год - 22 млн. гектаров;
2003 год - 24 млн. гектаров;
2004 год - 26 млн. гектаров;
2005 год - 28 млн. гектаров;
Всего - 100 млн. гектаров.
Результаты агрохимического обследования станут базой для разработки проектно - технологической документации и рекомендаций по применению минеральных и органических удобрений, химических мелиорантов.
Предполагается обеспечить 5 - 6-летний цикл агрохимического обследования пахотных земель, в том числе 3 - 5-летний цикл для орошаемой пашни.
Применение органических удобрений
В настоящее время в среднем ежегодно в пахотных почвах минерализуется 64 млн. тонн гумуса, а восполняется только 27, дефицит составляет 37 млн. тонн. Только для его покрытия необходимо внести в почву при сложившейся структуре посевных площадей свыше 600 млн. тонн органических удобрений. В ряде регионов страны в структуре органических удобрений большое место вновь займет торф и сапропель. Применение торфа предусматривается в виде компостов.
------------------------T------------T---------------------------¬
¦ Вид ¦ Объем ¦ В том числе ¦
¦ удобрения ¦ внесения - +------T------T------T------+
¦ ¦ всего ¦ 2002 ¦ 2003 ¦ 2004 ¦ 2005 ¦
¦ ¦(млн. тонн) ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦
+-----------------------+------------+------+------+------+------+
¦Органические удобрения ¦ 660 ¦ 120 ¦ 145 ¦ 190 ¦ 205 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Торф и сапропель ¦ 37 ¦ 5 ¦ 7 ¦ 10 ¦ 15 ¦
L-----------------------+------------+------+------+------+-------
В ближайшей перспективе одним из реальных и экономически выгодных путей, обеспечивающих приостановление падения плодородия почв и увеличение производства сельскохозяйственной продукции, наряду с применением средств химизации станет интенсификация биологизации земледелия, которая предполагает помимо более полного использования всех ресурсов традиционных органических удобрений и биологического азота внедрение почвозащитных севооборотов, сидератов, запашку излишков соломы.
К 2005 году планируемые площади под сидератами составят 4 млн. гектаров, что обеспечит получение 90 млн. тонн зеленых удобрений. Кроме удобрительного назначения сидераты позволяют успешно бороться с эрозией и засолением почв, болезнями, вредителями и сорняками, получать экологически чистую продукцию, прежде всего для детского питания.
Известкование кислых почв
Одним из важных показателей плодородия почв является степень их кислотности.
В настоящее время известкования требует около 40 млн. гектаров земель.
В первоочередном порядке предусматривается проведение известкования 8 млн. гектаров кислых почв, в том числе:
2002 год - 800 тыс. гектаров;
2003 год - 1400 тыс. гектаров;
2004 год - 2300 тыс. гектаров;
2005 год - 3500 тыс. гектаров.
Основные объемы известкования намечается выполнить в Нечерноземной зоне, Центрально - Черноземных областях и на Дальнем Востоке.
Средние нормы внесения известковых удобрений в тоннах CaCO3 на гектар рассчитаны с учетом агроэкологических особенностей почв, подлежащих известкованию, и составляют 5,3 тонны на гектар. На сильнокислых почвах - не менее 8 тонн на гектар. Для выполнения Программы потребуется 42,6 млн. тонн известковых удобрений (в действующем веществе).
Работы по известкованию будут проводиться только по проектам, разрабатываемым проектно - изыскательскими организациями государственной агрохимической службы.
Применение минеральных удобрений
Потребность в минеральных удобрениях в несколько раз превышает то количество, которое применяется в настоящее время. Однако в сложившихся экономических условиях сельское хозяйство пока не может выйти на оптимальные объемы. Предусматривается постепенный рост применения минеральных удобрений исходя из реальных финансовых и организационно - технических возможностей. Объемы применения минеральных удобрений предполагается увеличить в 2 раза:
2002 год - 2,5 млн. тонн в действующем веществе (д.в.);
2003 год - 3,2 млн. тонн в д.в.;
2004 год - 4 млн. тонн в д.в.;
2005 год - 5 млн. тонн в д.в.;
Всего - 14,7 млн. тонн в д.в.
Минеральные удобрения вносятся при подкормке озимых культур, под посевы зерновых культур в форме аммофоса, нитроаммофоски, нитрофоски и азофоски и для подкормки озимых зерновых культур, а также под другие культуры, которые хорошо окупают затраты на их применение: лен - долгунец, сахарная свекла, подсолнечник, картофель и овощи.
Фосфорные и калийные удобрения под зерновые культуры предусматривается вносить на почвах с очень низким, низким и средним содержанием этих элементов. В целях экономии средств намечается переход от ежегодного к периодическому внесению таких удобрений с применением фосфоритной муки и хлористого калия.
Планируемые объемы применения удобрений в комплексе с другими мероприятиями дадут возможность стабильно получать урожайность зерновых культур в среднем по стране до 14 - 15 центнеров с гектара и увеличить производство зерна и другой сельскохозяйственной продукции. Каждый килограмм действующего вещества (NPK) должен дать 4 - 6 килограммов прибавки зерна. Однако баланс азота и калия по-прежнему будет складываться со значительным превышением выноса над внесением.
Фосфоритование почв
В первую очередь фосфоритованию подлежат почвы, имеющие низкую обеспеченность подвижным фосфором в сочетании с повышенной кислотностью. Площадь пашни, на которой необходимо провести фосфоритование, в ближайшей перспективе составляет 6,2 млн. гектаров, в том числе на 1,2 млн. гектаров пашни необходимо провести эти работы в первоочередном порядке для создания уравновешенного баланса фосфора.
Программа предусматривает увеличение объема работ по фосфоритованию почв:
2002 год - 150 тыс. гектаров;
2003 год - 230 тыс. гектаров;
2004 год - 320 тыс. гектаров;
2005 год - 500 тыс. гектаров;
Всего - 1200 тыс. гектаров.
Мощности действующих предприятий позволяют увеличить производство фосфоритной муки до 500 тыс. тонн в действующем веществе в год. Резервы для увеличения ее производства имеются на предприятиях Брянской, Кировской, Московской и других областей.
Гипсование и мелиоративная обработка солонцовых земель
Солонцовые земли занимают 27,7 млн. гектаров (14,8 процента) сельскохозяйственных угодий, в том числе пашни 12,4 млн. гектаров (11 процентов). По уровню засоленности, морфологическому строению они характеризуются большим разнообразием и требуют дифференцированных приемов мелиорации. Важнейшими методами мелиорации солонцовых почв являются гипсование и мелиоративная обработка. Первоочередность выполнения работ определяется экономическими и экологическими критериями, предусматривающими наиболее высокую отдачу вложенных в мелиорацию средств, а также повышение экологической устойчивости всего агроландшафта, включающего мелиорируемые земли. К таким объектам относятся как орошаемые солонцовые, так и богарные земли, используемые для возделывания наиболее ценных сельскохозяйственных культур.
Минимальная площадь земель, на которых предусматривается осуществить в 2002 - 2005 годах работы, составит: гипсование - 140 тыс. гектаров, мелиоративная обработка - 185 тыс. гектаров.
ОБЪЕМЫ ГИПСОВАНИЯ СОЛОНЦОВЫХ ПОЧВ
И МЕЛИОРАТИВНОЙ ОБРАБОТКИ
тыс. га
------------------T----------T-----------T-----------T-----------¬
¦ Вид работ ¦ 2002 год ¦ 2003 год ¦ 2004 год ¦ 2005 год ¦
+-----------------+----------+-----------+-----------+-----------+
¦Гипсование ¦ 15 ¦ 25 ¦ 40 ¦ 60 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Мелиоративная ¦ 25 ¦ 35 ¦ 50 ¦ 75 ¦
¦обработка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-----------------+----------+-----------+-----------+------------
Реабилитация сельскохозяйственных угодий,
загрязненных радионуклидами вследствие
чернобыльской катастрофы
Необходимость проведения защитных мероприятий в районах Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областей, наиболее пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, будет сохраняться до 2050 года. Без проведения этих мероприятий получение сельскохозяйственной продукции, соответствующей санитарным нормам, невозможно.
В целях обеспечения производства кормов и продукции животноводства, отвечающих требованиям нормативов, необходимо проведение агрохимических мероприятий (внесение повышенных доз калийных удобрений, известкование и фосфоритование кислых почв) и коренное улучшение лугов и пастбищ, загрязненных радионуклидами. Общая площадь угодий с плотностями загрязнения свыше 5 Ки/кв. км составляет 324,9 тыс. гектаров.
Внесение повышенных доз калийных удобрений обеспечивает снижение поступления радионуклидов в продукцию растениеводства до 2 раз. Ежегодно нуждаются во внесении повышенных доз калия 48,05 тыс. гектаров. Затраты на эти работы составят 12600 тыс. рублей в год.
Известкование и фосфоритование кислых почв позволяет снизить переход радионуклидов из почвы в продукцию растениеводства в 1,5 раза. Эффект от его проведения отмечается в течение 3 - 4 лет.
Ежегодно нуждаются в известковании и фосфоритовании 26,1 тыс. гектаров. Затраты составят 41700 тыс. рублей.
Коренное улучшение сенокосов и пастбищ является основным реабилитационным мероприятием и позволяет снизить переход радионуклидов из почвы в корма в 6 - 8 раз. Эффект от проведения соответствующих мероприятий отмечается в течение 6 - 10 лет. Планируется ежегодно проводить работы по коренному улучшению на площади 2500 гектаров. Затраты составят 12500 тыс. рублей в год.
Гидромелиорация и культуртехнические работы
Оросительная и осушительная мелиорация, культуртехнические и противоэрозионные работы в сочетании с агрохимическими мероприятиями являются одним из важных факторов обеспечения воспроизводства плодородия почв. На мелиорированных землях предусматривается в первую очередь производство кормов для животноводства, развитие семеноводства, производство риса, овощей, фруктов, хмеля, льна и других наиболее ценных культур.
Оросительная и осушительная мелиорация
На орошаемых и осушенных землях активизируются все биологические процессы: накапливаются фитомасса и растительные остатки, усиливается деятельность микроорганизмов, увеличивается энергетический потенциал почвы благодаря оптимальным условиям увлажненности. На этих землях обеспечивается наибольшая эффективность применения удобрений и других мелиоративных мероприятий.
По состоянию на 1 января 2001 г. в Российской Федерации имеется 4,5 млн. гектаров орошаемых и 4,6 млн. гектаров осушенных земель.
Около 80 процентов всех мелиоративных систем построено до 1986 года.
На основании паспортизации мелиоративных систем региональными сельскохозяйственными и водохозяйственными органами совместно разработаны предложения и определены объемы работ по реконструкции, восстановлению и ремонту этих систем, магистральных каналов и гидротехнических сооружений.
Оросительные системы на площади 1,7 млн. гектаров требуют комплексной реконструкции. На площади более 600 тыс. гектаров - создания или восстановления дренажной сети.
Из 47 тыс. единиц дождевальной техники, предусмотренных проектами, в наличии имеется всего 29 тыс. дождевальных машин, из них 70 процентов с истекшим сроком амортизации. Из-за этого ежегодно значительные площади не поливаются.
Основной задачей на период до 2005 года являются реконструкция, ремонт и надежная эксплуатация существующих оросительных систем, увеличение поливаемой площади.
В целях эффективного использования имеющегося потенциала предусматривается прежде всего реконструкция и восстановление работоспособности систем и сооружений, относящихся к федеральной собственности и обеспечивающих функционирование значительных площадей орошаемых земель.
В первоочередном порядке предусматривается восстановление мелиоративной сети и поливной техники в эффективно использующих мелиорированные земли хозяйствах - землепользователях, в которых требуется проведение работ только по отдельным элементам системы.
Важнейшим условием осуществления восстановительных мероприятий является заинтересованность хозяйств в использовании мелиорированных земель и способность их участвовать в долевом финансировании этих работ.
Целесообразно развивать орошение на местном стоке и обезвреженными сточными водами животноводческих комплексов с применением низконапорных дождевальных машин.
С учетом возможностей финансирования реконструкция и восстановление оросительных систем намечены в первоочередном порядке на площади 296 тыс. гектаров, включая строительство и переустройство закрытого дренажа и замену существующих трубопроводов. Наибольший объем работ по реконструкции и восстановлению оросительных систем предусматривается на Северном Кавказе и в Поволжье.
На многих системах требуется провести мероприятия по повышению водообеспеченности с учетом совершенствования режимов орошения, а также по борьбе с подтоплением.
Новые оросительные системы намечается создать на площади 28 тыс. гектаров в основном для выращивания овощей.
Восстановление и реконструкцию осушительных систем требуется провести на площади 900 тыс. гектаров. Программой предусматривается первоочередное проведение этих работ на 161 тыс. гектаров и строительство новых осушительных систем на площади 23 тыс. гектаров.
На значительных площадях существующие осушительные системы не обеспечивают нормальное мелиоративное состояние земель, что не позволяет своевременно проводить посев культур и уборку урожая.
В первую очередь предусматривается проведение работ по регулированию водоприемников и увеличению их пропускной способности, воссозданию дамб и других сооружений для предотвращения затопления и подтопления территорий на системах и сооружениях федерального значения, обеспечивающих осушение пойменных земель, наиболее интенсивно используемых в сельскохозяйственном производстве.
Для создания оптимального водно - воздушного режима на осушенных землях в самых неблагоприятных погодных условиях предусматривается восстановление или замена вышедших из строя открытой осушительной сети и закрытого дренажа, повышение его водоприемной способности, осуществление агромелиоративных мероприятий по дополнительному регулированию поверхностного стока, в том числе за счет соблюдения агротехнических требований.
В комплексе с работами на осушительных системах предусматривается окультуривание земель, включая создание культурных пастбищных угодий, дополнительное увлажнение осушенных земель в засушливые периоды.
В ряде хозяйств предусматривается проведение мелиоративных мероприятий на рыбохозяйственных водоемах.
Культуртехническая мелиорация
Культуртехническая мелиорация земель состоит из комплекса мелиоративных мероприятий по коренному улучшению земель, включающих в себя расчистку земель от древесной и травяной растительности, кочек, камней, пней и мха, что способствует вовлечению в оборот ранее не используемых или заброшенных земель, улучшению конфигурации полей, севооборотов.
К культуртехническим работам относится также глубокое рыхление, пескование, плантаж и первичное окультуривание земель.
Особое значение придается проведению комплекса этих мероприятий на ранее осушенных землях, а также работ, связанных с закладкой многолетних плодово - ягодных насаждений, хмельников и уходом за ними.
При относительно небольших затратах культуртехнические работы значительно повышают экономическую и экологическую эффективность плодородия почв и являются одним из основных условий предотвращения выбытия сельскохозяйственных угодий из оборота.
Намечается проведение этих работ на площади 340 тыс. гектаров.
Эксплуатация мелиоративных систем
Для обеспечения надежного функционирования оросительных и осушительных систем, своевременной подачи воды на орошение и отвода избыточной влаги предусматривается комплекс ремонтно - эксплуатационных работ на государственных системах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности и в собственности юридических и физических лиц.
В этот комплекс входят капитальные, текущие и аварийные ремонтные работы, уходные (регламентные) работы, осуществление мониторинга и государственного контроля за состоянием мелиорированных земель, ведение учета и паспортизации мелиоративных систем.
Предусмотренные в Программе объемы этих работ позволят обеспечивать нормальную эксплуатацию насосных станций и гидроузлов, систематическое поддержание в рабочем состоянии каналов, коллекторов, дренажной сети и гидротехнических сооружений, работу дождевальной техники и на этой основе улучшение мелиоративного состояния орошаемых и осушенных земель.
Учитывая значимость орошения земель для производства риса, специфичность и сложность рисовых систем, предусматривается осуществление комплекса ремонтно - эксплуатационных мероприятий на этих системах в Республике Дагестан, Республике Калмыкия, в Краснодарском и Приморском краях, Астраханской и Ростовской областях.
Осуществление комплекса мероприятий позволит вовлечь в активный оборот не менее 700 тыс. гектаров мелиорированных земель.
Противоэрозионные мероприятия, рекультивация
нарушенных и опустыненных земель
Одной из самых острых проблем земледелия в Российской Федерации в настоящее время является прогрессирующая деградация почвенного покрова. В результате эрозии почв сельскохозяйственные земли деградированы и практически утратили плодородие на площади около 38 млн. гектаров. На Северном Кавказе практически все сельскохозяйственные угодья являются эродированными и эрозионно - опасными. В Поволжье, на Южном Урале и в Западной Сибири не менее 25 процентов пашни подвержено эрозии. Эрозионные процессы в последние годы усилились в ряде регионов страны.
Действенным способом борьбы с водной эрозией и образованием оврагов является строительство водохранилищ по балкам и в устьях оврагов. Для борьбы со смывом почв используют валы ограждения, щелевание, кротование.
Для решения указанной проблемы предусматривается:
провести террасирование крутых склонов, осуществить реконструкцию и ремонт противоэрозионных гидротехнических сооружений;
выполнить работы по выполаживанию склонов оврагов, промоин;
осуществить строительство водозадерживающих валов и плотин, водонаправляющих, водосбросных и донных противоэрозионных сооружений.
На реализацию комплекса противоэрозионных гидротехнических мероприятий направляется 423 млн. рублей.
В наибольшей степени деградационные процессы проявляются в республиках Калмыкия, Дагестан, Ставропольском крае и Астраханской области на территории, объединенной географическим названием Черные земли и Кизлярские пастбища и занимающей площадь 5,5 млн. гектаров.
Программой предусмотрено проведение фитомелиоративных работ на Черных землях и Кизлярских пастбищах в период 2002 - 2004 годов на площади 120 тыс. гектаров. На реализацию этого мероприятия направляется 684 млн. рублей, что позволит предотвратить рост площади деградированных земель региона.
Кроме того, Программой предусмотрена также рекультивация нарушенных при разработке торфоболот земель, имеющих высокий потенциал плодородия.
Общий объем финансирования мероприятий по рекультивации нарушенных земель составляет 1,2 млрд. рублей.
ОБЪЕМ ГИДРОМЕЛИОРАТИВНЫХ, КУЛЬТУРТЕХНИЧЕСКИХ
И ПРОТИВОЭРОЗИОННЫХ РАБОТ
-------------------------T-----T--------T------------------------¬
¦ Виды работ ¦Еди- ¦ Объем -¦ В том числе ¦
¦ ¦ница ¦ всего +------T-----T-----T-----+
¦ ¦изме-¦ ¦ 2002 ¦ 2003¦ 2004¦ 2005¦
¦ ¦рения¦ ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦
+------------------------+-----+--------+------+-----+-----+-----+
¦1. Реконструкция и ¦тыс. ¦ 296 ¦ 40 ¦ 60 ¦ 90 ¦ 106 ¦
¦ восстановление ¦га ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ оросительных систем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2. Реконструкция и ¦тыс. ¦ 161 ¦ 30 ¦ 40 ¦ 43 ¦ 48 ¦
¦ восстановление ¦га ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ осушительных систем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3. Орошение земель ¦тыс. ¦ 28 ¦ 4 ¦ 6 ¦ 8 ¦ 10 ¦
¦ ¦га ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4. Осушение земель ¦тыс. ¦ 23 ¦ 3 ¦ 5 ¦ 7 ¦ 8 ¦
¦ ¦га ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦5. Культуртехнические ¦тыс. ¦ 340 ¦ 55 ¦ 85 ¦ 90 ¦ 110 ¦
¦ работы ¦га ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦6. Строительство ¦млн. ¦ 423 ¦ 65 ¦ 100 ¦ 111 ¦ 147 ¦
¦ противоэрозионных ¦руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ гидротехнических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ сооружений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦7. Рекультивация ¦млн. ¦ 1197 ¦ 276 ¦ 290 ¦ 305 ¦ 326 ¦
¦ нарушенных земель, ¦руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ в том числе Черных ¦ ¦ 684 ¦ 160 ¦ 165 ¦ 175 ¦ 184 ¦
¦ земель и Кизлярских ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ пастбищ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦8. Развитие базы ¦млн. ¦ 1700 ¦ 400 ¦ 400 ¦ 430 ¦ 470 ¦
¦ эксплуатации ¦руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ водохозяйственных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ организаций и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ приобретение техники ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦9. Вовлечение в оборот ¦тыс. ¦ 700 ¦ 175 ¦ 175 ¦ 175 ¦ 175 ¦
¦ мелиорированных ¦га ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ земель, не ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ используемых по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ организационно - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ хозяйственным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ причинам, увеличение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ их продуктивности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L------------------------+-----+--------+------+-----+-----+------
Агролесомелиоративные мероприятия
Важнейшее значение для предотвращения эрозии почв имеют агролесомелиоративные мероприятия. Их следует рассматривать как многофункциональный, долговременный фактор охраны окружающей среды.
Защитные лесные насаждения повышают биоклиматический потенциал прилегающих земель. Под их защитой создаются условия для земледелия, возрастает эффективность севооборотов по сравнению с открытым полем, на 2,5 - 19,3 балла повышается бонитет почв, на защищенных территориях значительно улучшается гидротермический режим, более чем в 4 раза сокращается поверхностный сток, в 3 раза увеличивается поглощение излишков углекислого и других парниковых газов, оптимизируются процессы почвообразования, чище и полноводнее становятся реки и водоемы, богаче и разнообразнее флора и фауна.
Средняя урожайность сельскохозяйственных культур под защитой лесных полос выше, чем на открытых полях для зерновых на 18 - 23 процента, технических - 20 - 26 процентов, кормовых - 29 - 41 процент.
Неоценимо экологическое и социальное значение защитных лесных насаждений для малолесных районов. Здесь улучшается комфортность проживания населения. Их эффективность значительно возрастает в комплексе с гидротехническими, агротехническими и другими приемами. Научно обоснованная потребность во всех видах лесных насаждений определена в объеме 14 млн. гектаров. Имеется только 3,2 млн. гектаров.
В целях получения максимального эффекта от защитного лесоразведения предусматривается в 2002 - 2005 годах:
заложить защитные лесные насаждения на площади 383 тыс. гектаров, в том числе 305 тыс. гектаров полезащитных (ветрорегулирующих) лесных полос, 67 тыс. гектаров противоэрозионных стокорегулирующих лесонасаждений на пашне, по оврагам и балкам и 11 тыс. гектаров пастбищезащитных фитомелиоративных насаждений;
осуществить реконструкцию и ремонт существующих лесных насаждений на площади 0,8 тыс. гектаров и проведение рубок ухода на площади 10 тыс. гектаров;
сосредоточить основной объем работ по защитному лесоразведению в регионах Северного Кавказа, Центрально - Черноземного района, Среднего и Нижнего Поволжья, Южного Урала, в Новосибирской, Омской областях и в Алтайском крае как наиболее подверженных деградации почв, в первую очередь для защиты орошаемых земель;
провести в течение 2002 - 2004 гг. инвентаризацию защитных лесонасаждений, созданных на землях сельскохозяйственного назначения. На основе полученных материалов разработать и осуществить, начиная с 2004 года, меры, направленные на повышение эффективности созданных защитных насаждений.
ОБЪЕМ АГРОЛЕСОМЕЛИОРАТИВНЫХ РАБОТ
-----------------------T---------T-------------------------------¬
¦ ¦ Объем - ¦ В том числе ¦
¦ ¦ всего +-------T-------T-------T-------+
¦ ¦(тыс. га ¦ 2002 ¦ 2003 ¦ 2004 ¦ 2005 ¦
¦ ¦-------- ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦
¦ ¦ млн. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ рублей) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+---------+-------+-------+-------+-------+
¦1. Создание защитных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ лесных насаждений: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ полезащитных ¦ 305 ¦ 63 ¦ 68 ¦ 89 ¦ 85 ¦
¦ ¦ ---- ¦ --- ¦ --- ¦ --- ¦ --- ¦
¦ ¦ 2608 ¦ 541 ¦ 581 ¦ 760 ¦ 726 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ противоэрозионных ¦ 67 ¦ 9 ¦ 18 ¦ 19 ¦ 21 ¦
¦ ¦ --- ¦ -- ¦ --- ¦ --- ¦ --- ¦
¦ ¦ 515 ¦ 69 ¦ 139 ¦ 146 ¦ 161 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ пастбищезащитных ¦ 11 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 3 ¦ 3 ¦
¦ фитомелиоративных ¦ -- ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦ 26 ¦ 5 ¦ 7 ¦ 7 ¦ 7 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2. Рубки ухода ¦ 10 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 3 ¦
¦ ¦ -- ¦ - ¦ - ¦ -- ¦ -- ¦
¦ ¦ 40 ¦ 8 ¦ 8 ¦ 12 ¦ 12 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3. Реконструкция ¦ 0,8 ¦ 0,2 ¦ 0,2 ¦ 0,2 ¦ 0,2 ¦
¦ лесных ¦ --- ¦ --- ¦ --- ¦ --- ¦ --- ¦
¦ защитных ¦ 32 ¦ 8 ¦ 8 ¦ 8 ¦ 8 ¦
¦ насаждений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L----------------------+---------+-------+-------+-------+--------
Под защитой лесных насаждений дополнительно окажется около 4 млн. гектаров сельскохозяйственных угодий.
Генеральным заказчиком по проектированию и созданию всех защитных лесных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Работы по агролесомелиорации осуществляются предприятиями лесного хозяйства.
Прогнозируемый результат осуществления
программных мероприятий
Выполнение намеченных Программой мероприятий обеспечит повышение плодородия почв, динамический прирост сельскохозяйственной продукции, сокращение выбытия сельхозугодий и создание новых рабочих мест, что должно привести к получению следующих результатов:
на общей площади сельскохозяйственных угодий плодородие почв повысится на 2 - 2,5 балла, а на пашне - 4,5 - 5 балла;
за счет проведения культуртехнических мероприятий, создания гидротехнических сооружений, овражно - балочных лесных, пастбищезащитных фитомелиоративных и лесозащитных насаждений, рекультивации нарушенных земель будет предотвращено выбытие из сельхозоборота около 4 млн. гектаров;
намеченный рост объема агрохимических работ и связанное с ним увеличение количества технических средств для внесения удобрений обеспечит создание дополнительно свыше 180 тыс. рабочих мест в существующих предприятиях сельхозхимии и непосредственно в хозяйствах, в водохозяйственных строительных и эксплуатационных организациях, где объемы водохозяйственных работ возрастают в 3 - 4 раза, - около 65 тыс. рабочих мест и в организациях лесного хозяйства - до 5 тыс. мест;
прирост сельскохозяйственной продукции, определенный на основании многолетних наблюдений, данных научно - исследовательских и проектно - изыскательских институтов, характеризуется следующими данными:
РАСЧЕТ
ПРИРОСТА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ ПО ПРОГРАММЕ
---------------T-----T------T-------T---------------------------T------¬
¦Мероприятия, ¦Объем¦При- ¦При- ¦ В том числе: ¦За ¦
¦обеспечивающие¦работ¦рост ¦рост - +------T------T------T------+преде-¦
¦прирост сель- ¦ ¦ц.к.е.¦всего ¦ 2002 ¦ 2003 ¦ 2004 ¦ 2005 ¦лами ¦
¦скохозяйствен-¦ ¦на ¦(млн. ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦2005 ¦
¦ной продукции ¦ ¦едини-¦тонн ¦ ¦ ¦ ¦ ¦года ¦
¦ ¦ ¦цу из-¦кормо- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦мере- ¦вых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ния ¦единиц)¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦объема¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------+-----+------+-------+------+------+------+------+------+
¦1. Внесение ¦660 ¦ 0,2 ¦ 30 ¦ 2,4 ¦ 5,3 ¦ 9,1 ¦13,2 ¦19,88 ¦
¦органических ¦млн. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦удобрений ¦тонн ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2. Известкова-¦8 ¦ 5 ¦ 7,75 ¦ 0,4 ¦ 1,1 ¦ 2,25 ¦ 4 ¦16,25 ¦
¦ние ¦млн. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦га ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3. Фосфорито- ¦1,2 ¦ 5 ¦ 1,24 ¦ 0,075¦ 0,19 ¦ 0,36 ¦ 0,64 ¦ 1,76 ¦
¦вание ¦млн. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦га ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4. Гипсование ¦140 ¦ 3 ¦ 0,083¦ 0,005¦ 0,012¦ 0,024¦ 0,042¦ 0,167¦
¦ ¦тыс. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦га ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦5. Внесение ¦14,7 ¦40 ¦ 58,8 ¦10 ¦12,8 ¦16,0 ¦20 ¦ - ¦
¦минеральных ¦млн. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦удобрений ¦тонн ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦д.в. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦6. Мелиоратив-¦185 ¦ 2,5 ¦ 0,1 ¦ 0,01 ¦ 0,01 ¦ 0,03 ¦ 0,05 ¦ 0,1 ¦
¦ная обработка ¦тыс. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦солонцов ¦га ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦7. Вовлечение ¦700 ¦ 3,7 ¦ 6,5 ¦ 0,65 ¦ 1,3 ¦ 1,95 ¦ 2,6 ¦ 6,6 ¦
¦в оборот мели-¦тыс. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦орированных ¦га ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦земель, не ис-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦пользуемых по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦организацион- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦но - хозяй- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ственным при- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦чинам, и уве- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦личение их ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦продуктивности¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦8. Реконструк-¦296 ¦ 2,4 ¦ 1,56 ¦ 0,102¦ 0,246¦ 0,471¦ 0,741¦ 5,9 ¦
¦ция и восста- ¦тыс. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦новление ¦га ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦оросительных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦систем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦9. Реконструк-¦161 ¦ 1,5 ¦ 0,58 ¦ 0,05 ¦ 0,11 ¦ 0,17 ¦ 0,25 ¦ 1,51 ¦
¦ция и восста- ¦тыс. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦новление ¦га ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦осушительных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦систем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦10. Орошение ¦28 ¦ 3,96 ¦ 0,24 ¦ 0,02 ¦ 0,04 ¦ 0,07 ¦ 0,11 ¦ 0,62 ¦
¦земель ¦тыс. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦га ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦11. Осушение ¦23 ¦ 2,25 ¦ 0,13 ¦ 0,01 ¦ 0,02 ¦ 0,04 ¦ 0,06 ¦ 0,03 ¦
¦земель ¦тыс. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦га ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦12. Культур- ¦340 ¦ 7,5 ¦ 0,56 ¦ 0,04 ¦ 0,1 ¦ 0,17 ¦ 0,25 ¦ 1,5 ¦
¦технические ¦тыс. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦работы ¦га ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦13. Рекульти- ¦210 ¦ 1,3 ¦ 0,1 ¦ 0,01 ¦ 0,02 ¦ 0,09 ¦ 0,04 ¦ 0,2 ¦
¦вация нарушен-¦тыс. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ных земель ¦га ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦14. Строи- ¦423 ¦ 3,5 ¦ 0,27 ¦ 0,02 ¦ 0,05 ¦ 0,09 ¦ 0,11 ¦ 0,7 ¦
¦тельство ¦тыс. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦противоэро- ¦руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦зионных гид- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ротехнических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦сооружений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦15. Полезащит-¦305 ¦ 4 ¦ 0,23 ¦ 0,02 ¦ 0,04 ¦ 0,07 ¦ 0,1 ¦ 2,7 ¦
¦ные лесные ¦тыс. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦насаждения ¦га ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦16. Противо- ¦67 ¦ 2 ¦ 0,1 ¦ 0,01 ¦ 0,02 ¦ 0,03 ¦ 0,04 ¦ 0,95 ¦
¦эрозионные ¦тыс. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦овражно - ба- ¦га ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦лочные лесные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦насаждения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦17. Пастбище- ¦11 ¦ 3 ¦ 0,1 ¦ 0,01 ¦ 0,02 ¦ 0,03 ¦ 0,04 ¦ 0,35 ¦
¦защитные, фи- ¦тыс. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦томелиоратив- ¦га ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ные насаждения¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Итого ¦ ¦ ¦108,368¦13,832¦21,378¦30,885¦42,273¦59,217¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦То же в зерно-¦ ¦ ¦119,2 ¦15,2 ¦23,5 ¦34 ¦46,5 ¦65,1 ¦
¦вых единицах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--------------+-----+------+-------+------+------+------+------+-------
Как следует из приведенных данных, за счет реализации Программы можно будет получить свыше 65 млн. тонн зерновых единиц по окончании ее реализации, так как такие факторы, как известкование, внесение органических удобрений, гидро- и агролесомелиорация, будут действовать в течение длительного периода.
Ежегодный прирост продукции обеспечивается за счет проведения предусмотренных в Программе работ в намеченном объеме и при условии соответствующего их финансирования.
Большое социальное значение Программы состоит в том, что за счет проведения гидромелиоративных работ улучшится водообеспечение сельского населения и сельскохозяйственного производства. Реализация Программы будет способствовать общему повышению уровня жизни на селе.
IV. Ресурсное обеспечение реализации Программы
Ресурсное обеспечение Программы включает в себя финансовое, материально - техническое, научное, кадровое и информационное обеспечение.
Финансовое обеспечение
Потребность в средствах и источниках финансирования для обеспечения объема работ, намеченных Программой, определе

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 13.11.2001 n 790 (с изм. от 21.10.2004) О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И БОРЬБА С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА (2002 - 2006 ГОДЫ)  »
Постановления и Указы »
Читайте также