ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 08.11.2001 n 779 (ред. от 13.11.2002, с изм. от 21.10.2004) ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ НАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА НА 2002 - 2006 ГОДЫ


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 ноября 2001 г. N 779
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"НАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА"
НА 2002 - 2006 ГОДЫ
(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.11.2002 N 816,
с изм., внесенными распоряжением Правительства РФ
от 21.10.2004 N 1355-р)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу "Национальная технологическая база" на 2002 - 2006 годы (далее именуется - Программа). Распоряжением Правительства РФ от 21.10.2004 N 1355-р государственным заказчиком - координатором Программы определено Минпромэнерго России. 2. Министерству промышленности, науки и технологий Российской Федерации - государственному заказчику - координатору Программы обеспечить организацию работ по выполнению мероприятий Программы.
3. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Министерству промышленности, науки и технологий Российской Федерации при формировании проектов федерального бюджета на 2002 - 2006 годы включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.
Установить, что в ходе реализации Программы отдельные мероприятия и объемы их финансирования подлежат ежегодно корректировке с учетом возможностей федерального бюджета.
4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации оказывать содействие государственным заказчикам Программы в ее реализации.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ



Утверждена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 8 ноября 2001 г. N 779
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"НАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА"
НА 2002 - 2006 ГОДЫ
(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.11.2002 N 816,
с изм., внесенными распоряжением Правительства РФ
от 21.10.2004 N 1355-р)

ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "НАЦИОНАЛЬНАЯ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА" НА 2002 - 2006 ГОДЫ
Наименование - Федеральная целевая программа "Национальная
Программы технологическая база" на 2002 - 2006 годы
Наименование, дата и - распоряжение Правительства Российской
номер решения о Федерации от 26 апреля 2001 г. N 591-р
разработке
Программы
------------------------------------------------------------------
Распоряжением Правительства РФ от 21.10.2004 N 1355-р
определены:
Минпромэнерго России - государственным заказчиком -
координатором Программы;
Росатом, Роспром, Роскосмос, Рособразование, Роснаука,
Россвязь, Росинформтехнология и Росстрой - государственными
заказчиками Программы. Государственные - Министерство промышленности, науки и
заказчики технологий Российской Федерации -
Программы государственный заказчик - координатор,
государственные заказчики: Министерство
Российской Федерации по атомной энергии,
Министерство образования Российской
Федерации, Министерство природных
ресурсов Российской Федерации,
Министерство Российской Федерации по
связи и информатизации, Государственный
комитет Российской Федерации по
стандартизации и метрологии,
Государственный комитет Российской
Федерации по строительству и
жилищно-коммунальному комплексу,
Российское авиационно-космическое
агентство, Российское агентство по
боеприпасам, Российское агентство по
обычным вооружениям, Российское
агентство по системам управления,
Российское агентство по судостроению
Основные - Министерство промышленности, науки и
разработчики технологий Российской Федерации,
Программы Российская академия наук, Министерство
Российской Федерации по атомной энергии,
Министерство образования Российской
Федерации, Министерство природных
ресурсов Российской Федерации,
Государственный комитет Российской
Федерации по строительству и
жилищно-коммунальному комплексу, Российское
авиационно-космическое агентство,
Российское агентство по боеприпасам,
Российское агентство по обычным
вооружениям, Российское агентство по
системам управления, Российское агентство
по судостроению, государственное
унитарное предприятие "Государственный
центр системных исследований"
Цель Программы - развитие национальной технологической
базы, способной обеспечить разработку и
производство конкурентоспособной
наукоемкой продукции для решения
приоритетных задач в области
социально-экономического развития и
национальной безопасности России
Основные задачи - разработка промышленных технологий,
Программы критически важных для обеспечения
разработки и производства
конкурентоспособной наукоемкой продукции;
технологическое перевооружение
отечественной промышленности на основе
передовых технологий;
создание научно-технологического
задела;
разработка технологий подготовки и
повышение профессионального уровня кадров
для высокотехнологичных отраслей
промышленности;
активизация процессов коммерциализации
новых технологий
Срок реализации - 2002 - 2006 годы
Программы
Перечень основных - проведение научно-исследовательских и
мероприятий опытно-конструкторских работ по
Программы разработке базовых критических технологий
и системных технологий межотраслевого
значения (технологий новых материалов,
электронной компонентной базы, технологий
вычислительных систем, технологий
телекоммуникаций, технологий
радиотехнических систем, технологий
оптоэлектронных, лазерных и инфракрасных
систем, технологий информационных систем,
ядерных технологий нового поколения,
технологий промышленного оборудования,
технологий перспективных двигательных
установок, технологий в области
энергетики и энергосбережения, химических
технологий и катализа, технологий
спецхимии и энергонасыщенных материалов,
биотехнологий, технологий транспортных
систем, уникальных технологий
экспериментальной отработки и испытаний,
технологий обеспечения устойчивой и
экологически чистой среды обитания,
технологий подготовки кадров для
национальной технологической базы);
реализация комплекса мер, направленных на
повышение конкурентоспособности
отечественных технологий, продукции и их
научно-технического уровня на основе
внедрения международных стандартов
качества и сертификации;
проведение прогнозных исследований,
мониторинг состояния, выявление проблем
сохранения и развития технологий
Исполнители - научные и промышленные организации
мероприятий России, отбираемые на конкурсной основе в
Программы соответствии с Федеральным законом "О
конкурсах на размещение заказов на
поставки товаров, выполнение работ,
оказание услуг для государственных нужд"
Объемы и источники - всего на 2003 - 2006 годы - 15056,5 млн.
финансирования рублей (в ценах 2003 года), в том числе:
Программы а) за счет средств федерального бюджета -
8701,4 млн. рублей, из них:
на научно-исследовательские и
опытно-конструкторские работы - 6355,1 млн.
рублей;
на капитальные вложения - 2183,6 млн.
рублей;
на прочие нужды - 162,7 млн. рублей;
б) за счет средств внебюджетных
источников - 6355,1 млн. рублей.
Всего в 2002 году - 2460,3 млн. рублей
(в ценах 2002 года), в том числе:
а) за счет средств федерального бюджета -
1460,3 млн. рублей, из них:
на научно-исследовательские и
опытно-конструкторские работы - 1000 млн.
рублей;
на капитальные вложения - 460,3 млн.
рублей;
б) за счет средств внебюджетных
источников - 1000 млн. рублей.
Объемы и источники финансирования
программных мероприятий ежегодно
уточняются исходя из реальных
возможностей экономики и федерального
бюджета на соответствующий год
Контроль за - контроль за реализацией Программы
исполнением осуществляет государственный
Программы заказчик-координатор - Министерство
промышленности, науки и технологий
Российской Федерации совместно с другими
государственными заказчиками Программы
Ожидаемые конечные - создание современной технологической
результаты базы, необходимой для разработки и
реализации производства высокотехнологичной,
Программы наукоемкой продукции мирового уровня в
области важнейших технических систем
(воздушного, морского и наземного
транспорта, ракетно-космической
техники, машиностроительного,
энергетического оборудования,
вычислительной техники, систем
управления, связи и информации),
медицинской техники, оборудования и
изделий медицинского назначения и
лекарственных средств, обеспечивающей в
целом технологические аспекты
национальной безопасности
России, возможности для равноправного
международного сотрудничества в сфере
развития технологий, увеличение доли
высокотехнологичной продукции и услуг в
структуре экономики;
сохранение и создание более 850 тыс.
рабочих мест на отечественных
предприятиях высокотехнологичных отраслей
промышленности;
формирование научных и технологических
предпосылок для кардинального изменения
структуры экспорта в пользу наукоемкой
продукции с увеличением ее доли в 2 - 2,5
раза за счет резкого повышения
потребительских свойств и
конкурентоспособности выпускаемой
продукции, закрепления традиционных и
освоения новых сегментов мирового рынка
Экономическая - в 2002 - 2006 годах налоги, поступающие в
эффективность федеральный бюджет, составят 38622,7 млн.
Программы рублей, что превысит размер инвестиций за
тот же период и создаст бюджетный эффект
в размере 29399,5 млн. рублей;
индекс доходности инвестиций
(рентабельность) бюджетных ассигнований
составит 4,19, а срок окупаемости
бюджетных ассигнований (период возврата)
- около 1 года, что свидетельствует о
высокой эффективности Программы
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Федеральная целевая программа "Национальная технологическая база" на 2002 - 2006 годы (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2001 г. N 591-р с учетом полученных в 1996 - 2000 годах результатов реализации Федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" (1996 - 2005 годы), утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 г. N 986.
Работы по указанной Федеральной целевой программе начались в 1996 году. Основные исполнители работ на базе имеющегося задела приступили к выполнению первоочередных научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ, имеющих определяющее значение для сохранения и развития в приоритетном порядке отечественных технологических разработок. Указанные работы финансировались за счет консолидации части бюджетных средств, выделяемых на поддержку государственных научных центров, а также за счет их собственных средств.
Однако в дальнейшем темпы развертывания работ резко снизились в связи с недостаточным уровнем финансирования. В целом в 1996 - 2000 годах из федерального бюджета на эти цели было выделено менее 5 процентов запланированного объема средств. По этой причине многие из начатых разработок были приостановлены, объемы работ практически по всем направлениям указанной Федеральной целевой программы значительно сокращены. Тем не менее, несмотря на сложные экономические условия, по ряду технологических направлений к настоящему времени удалось получить достаточно значимые результаты:
разработаны и внедрены в промышленное производство высококачественные композиционные материалы на основе углеродных волокон конструкционного назначения. Их использование позволило создать уникальные конструкции крыла самолета С-37, что на 30 процентов снизило массу крыла и в 1,5 - 2 раза увеличило ресурс высоконагруженных элементов конструкции самолета;
впервые в России разработаны конструкция, базовый технологический маршрут и технологические процессы изготовления монохромных электролюминесцентных полимерных плоских индикаторов (экранов) с высокими функциональными характеристиками, не уступающие лучшим мировым образцам, маршрутные технологии сверхбольших интегральных схем уровня 0,5 мкм, создан 6-координатный станочный модуль бездефектного микрошлифования электронных материалов;
разработаны и экспериментально подтверждены принципиальные технологические основы создания полупроводниковых и твердотельных лазеров с диодной накачкой и их элементной базы;
разработаны основы технологии создания геоинформационных систем нового поколения на основе сложноструктурированных баз данных дистанционного зондирования и принципов виртуальной реальности;
созданы технологии производства прецизионных реакторных и конструкционных материалов на основе циркония для оболочек твэлов и других элементов и узлов действующих и разрабатываемых реакторов атомных электростанций, позволяющие увеличить срок службы и повысить безопасность атомных электростанций;
разработаны базовые основы экологически безопасной технологии очистки оружейного плутония, включая иммобилизацию высокоактивных отходов в минералоподобные матричные системы, пригодные для длительного контролируемого хранения;
создана промышленная технология и разработан технический проект установки для дезинфекции питьевой воды и очистки сточных вод с использованием ускорителя электронов, обладающей уникальными характеристиками по производительности, сроку службы и стоимости обработки вод;
разработаны технологии биосинтеза рекомбинантного белка терапевтического назначения NEF-вируса иммунодефицита человека в биореакторах нового поколения;
по всем основным технологическим направлениям выполнены работы по созданию научно-технического задела, включая разработку базовых основ, расчетно-теоретическое и экспериментальное обоснование, что позволяет при обеспечении достаточного финансирования работ перейти к этапу создания опытных промышленных технологий, предназначенных для непосредственного использования при производстве конкурентоспособной наукоемкой продукции нового поколения.
С учетом новых требований, предъявляемых к федеральным целевым программам, потребовалось внести существенные изменения в концепцию и содержание Программы. В соответствии с протоколом совещания в Правительстве Российской Федерации от 9 октября 2000 г. в составе Программы должны быть предусмотрены технологические направления, ранее включенные в отдельные Федеральные целевые программы: "Российские верфи", "Развитие электронной техники в России", "Создание технических средств связи, телевидения и радиовещания", "Разработка и применение технологий двойного назначения "Спецхимия".
Программа разработана с учетом этих требований и на основе одобренных Правительством Российской Федерации приоритетов и критериев формирования федеральных целевых программ, предлагаемых к финансированию за счет средств федерального бюджета на 2002 год.
Программа изменена и дополнена в соответствии с утвержденными Президентом Российской Федерации 11 апреля 2002 г. Основами политики Российской Федерации в области развития электронной компонентной базы на период до 2010 года и дальнейшую перспективу и протоколом совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации, президиума Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям, утвержденным Президентом Российской Федерации от 30 марта 2002 г. N Пр-575.
Программа учитывает особенности современной международной и внутренней ситуации и исходит из необходимости не допустить отставания от мирового уровня в развитии критических технологий в области важнейших видов наукоемкой продукции.
В Программе используются понятия, которые означают следующее:
"технология" - совокупность научно-технических знаний, процессов, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при разработке, производстве или эксплуатации продукции;
"базовая технология" - технология, лежащая в основе создания широкого спектра наукоемкой продукции и прямо не связанная с каким-либо видом конкретных технических систем;
"критическая технология" - технология, разработка и использование которой обеспечивают интересы государства в сфере национальной безопасности, экономического и социального развития;
"национальная технологическая база" - совокупность технологий, важнейших научно-производственных комплексов и интеллектуального потенциала производственного персонала, владеющего, развивающего и реализующего технологии в приоритетных областях науки, техники и промышленности, обеспечивающих жизнедеятельность и безопасность страны.
Технологическая оснащенность государства всегда являлась одной из важнейших задач, так как национальные интересы России самым непосредственным образом определяются развитием национальной технологической базы.
Достижение приоритетных долгосрочных целей национальной политики требует решения ряда крупнейших экономических и научно-технических задач, связанных с коренной перестройкой промышленности. Существенные изменения в связи с этим должны произойти в системе образования, подготовки и повышения квалификации кадров. В макроэкономическом плане необходимо кардинальным образом изменить структуру энергетического баланса, энергоемкость промышленности, структуру и эффективность трудовых ресурсов, резко повысить фондоотдачу. Эти проблемы в мировой практике решаются за счет внедрения новейших технологий и их достаточно быстрого обновления.
Обладание передовыми технологиями является важнейшим фактором развития национальной экономики и обеспечения национальной безопасности любой страны. Преимущество страны в технологической сфере обеспечивает ей приоритетные позиции на мировых рынках и одновременно увеличивает ее оборонный потенциал, позволяя компенсировать за счет применения высоких технологий диктуемое экономическими потребностями сокращение сил и средств вооруженной борьбы.
Программа направлена на решение следующих основных задач:
1) создание передовой технологической базы высокотехнологичных отраслей реального сектора экономики, в том числе:
разработка новых технологий, обеспечивающих конкурентоспособность производимой продукции, высокую производительность производственных процессов и гарантированные потребительские качества продукции;
снижение ресурсоемкости и энергоемкости отечественных производств;
разработка новых технических принципов создания машин и производств будущего;
повышение уровня импортозамещения и обеспечение независимости отечественной промышленности от импортных технологий;
увеличение доли продукции с высокой степенью переработки для преодоления сырьевого уклона в производственной структуре экономики;
обеспечение гибкости производств для быстрого приспособления (переориентации) их к новой рыночной конъюнктуре;
2) информатизация общества, совершенствование средств телекоммуникаций;
3) повышение жизненного уровня и обеспечение здоровья нации;
4) обеспечение безопасности функционирования сложных технических систем;
5) создание транспортной инфраструктуры будущего;
6) обеспечение экологической чистоты производств и комфортной среды обитания;
7) совершенствование подготовки кадров в интересах развития экономики.
Процесс развития базовых технологий в разных странах неравномерен. В настоящее время США, объединенная Западная Европа, Канада и Япония являются представителями высокоразвитых в технологическом отношении стран. Большая группа государств стремится овладеть современными технологиями. Ряд стран Восточной и Юго-Восточной Азии добились значительных успехов на этом направлении. По такому пути идут и развивающиеся страны.
Программа исходит из того, что в настоящее время в России нет ни возможности, ни необходимости создавать все технологии собственными силами. Необходимо использовать технологические достижения других развитых стран, включиться в международное технологическое пространство на правах равного партнера, то есть предложить собственные технологические достижения и при этом найти свою технологическую нишу. Для этого надо иметь достаточно высокий национальный технологический уровень.
Обороноспособность страны требует определенной технологической независимости от внешних рынков. Поэтому, опираясь на международное сотрудничество и разделение труда, необходимо иметь возможность создавать целый ряд технологий, которые, с одной стороны, гарантируют требуемый уровень обороноспособности, а с другой стороны, обеспечивают конкурентоспособность российских товаров на внутреннем и международном рынках.
Сравнительный анализ технического уровня развития в России базовых и критических технологий по отношению к уровню развития подобных технологий в США и других странах показывает, что практически по всем технологиям в настоящее время наблюдается отставание от мирового уровня. Вместе с тем уровень ряда отечественных технологий пока еще не уступает аналогичным зарубежным.
Для успешного решения задачи подъема отечественной промышленности как главного фактора устойчивого роста экономики страны необходима современная, динамично развивающаяся технологическая база, обеспечивающая создание и производство конкурентоспособной наукоемкой продукции, способной со временем занять передовые позиции в экономике страны и стать основным источником пополнения федерального бюджета. Опыт стран Запада подтверждает, что наличие передовых наукоемких технологий является важнейшим фактором обеспечения национальной безопасности и развития экономики страны. Передовые в технологическом отношении страны, обладающие мощным частным промышленным сектором, который вкладывает значительные средства в развитие наукоемких технологий, имеют также приоритетные государственные программы развития базовых и критических технологий.
Для России государственная поддержка - это важнейший путь сохранения и развития наукоемкой технологической базы. В нашей стране, несмотря на реализуемые федеральные целевые программы технологической направленности и выделение на них значительных бюджетных средств, состояние технологической базы продолжает ухудшаться. Накопленный ранее технологический потенциал разрушается. Технологическое отставание от передовых стран по отдельным направлениям достигло критического предела.
Основная причина такого положения заключается в том, что большинство программ промышленно-технологического профиля, финансируемых из федерального бюджета, в значительной степени были ориентированы на создание конкретных видов конечной продукции, базирующихся, как правило, на уже имеющихся технологических достижениях. В развитие же собственно технологий, особенно базовых, лежащих в основе широкого спектра наукоемкой продукции и определяющих ее новые, перспективные свойства, существенные средства практически не вкладывались, что замедляло их развитие и ограничивало возможности создания в перспективе новой конкурентоспособной продукции.
Реализация основных положений технологической политики России, направленной на достижение приоритетных целей социально-экономического развития страны в условиях жестких финансовых и других ресурсных ограничений, требует сосредоточения усилий на развитии и государственной поддержке в первую очередь критически важных для кардинального перевооружения экономики технологий. Именно такой подход положен в основу формирования системы мероприятий Программы.
Программа должна формироваться и реализовываться как составная часть единого комплекса федеральных целевых программ на 2002 - 2006 годы, обеспечивающего развитие реального сектора экономики и включающего в себя такие Программы, как "Национальная технологическая база" на 2002 - 2006 годы, "Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники" на 2002 - 2006 годы и "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса" на 2002 - 2006 годы.
При этом результаты фундаментальных исследований и разработок по Программе "Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники" на 2002 - 2006 годы будут составлять основу для разработки промышленных базовых технологий, предусмотренных в Программе. В свою очередь, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию важнейших системных технологий межотраслевого значения, ведущиеся в рамках Программы, приведут к созданию необходимого технологического базиса для реализации инвестиционных проектов развития отраслей промышленности, а также для технологического перевооружения преобразуемых и вновь создаваемых в рамках Программы "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса" на 2002 - 2006 годы предприятий и корпораций.
Для обеспечения взаимодействия при реализации всех программ и исключения дублирования отдельных работ при государственном заказчике-координаторе создается центральный координирующий орган - президиум координационных советов по федеральным целевым программам, возглавляемый Министром промышленности, науки и технологий Российской Федерации.
Программа будет реализовываться на основе следующих принципов:
комплексность решения наиболее актуальных проблем научно-технического и технологического развития страны;
сосредоточение основных усилий на развитии критических технологий, имеющих межотраслевое значение для повышения технологического уровня и конкурентоспособности отечественной промышленности;
непрерывность инновационного цикла, реализуемого на основе кооперации исполнителей, от фундаментальных исследований и разработки экспериментальных критических технологий до опытно-конструкторской разработки опытных промышленных технологий, предназначенных для создания образцов наукоемкой продукции нового поколения;
гибкость выбора конкретных проектов, реализуемых в рамках Программы, возможность межотраслевого маневра бюджетными средствами и их концентрации на приоритетных направлениях для обеспечения наибольшей эффективности Программы;
обеспечение эффективного управления реализацией Программы и контроля за целевым использованием выделенных средств;
конкурсный отбор проектов для реализации в рамках Программы с целью обеспечения наибольшей ее эффективности;
создание условий для продуктивного сотрудничества государства и частного бизнеса, основанных на сочетании экономических интересов и соблюдении взаимных обязательств.
2. Цель, задачи и сроки выполнения Программы
Целью Программы является развитие национальной технологической базы, способной обеспечить создание и производство конкурентоспособной наукоемкой продукции для решения приоритетных задач социально-экономического развития и обеспечения безопасности государства.
Для реализации указанной цели требуется выполнение ряда следующих краткосрочных и долгосрочных задач:
разработка промышленных технологий, необходимых для обеспечения разработки и производства конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынке наукоемкой продукции;
технологическое перевооружение отечественной промышленности на основе передовых технологий мирового уровня;
создание научно-технологического задела;
подготовка и повышение профессионального уровня кадров в сфере науки и производства;
активизация процессов коммерциализации новых технологий.
Целевые установки Программы, ее основные задачи, состав программных мероприятий направлены в конечном итоге на повышение конкурентоспособности отечественной наукоемкой продукции и обеспечение на этой основе выхода на внутренний и мировые рынки высокотехнологичной продукции и услуг.
Достижение целей Программы осуществляется путем скоординированного выполнения комплекса взаимоувязанных программных мероприятий, ни одно из которых не может быть успешно выполнено автономно, вне связи и без опоры на достижения, получаемые в процессе реализации других мероприятий. В результате общий эффект от реализации Программы существенно превосходит сумму результатов выполнения ее отдельных мероприятий. Каждое программное мероприятие представляет собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских и других работ, требующих значительных ресурсных и временных затрат, и не может быть выполнено в результате разовых или краткосрочных действий.
В Программе предусмотрена система количественных показателей, позволяющих оценить степень соответствия результатов ее реализации поставленным целям, в том числе:
показатели социально-экономической эффективности (количество сохраняемых и создаваемых новых рабочих мест, в том числе по регионам и отраслям, доля высокотехнологичной наукоемкой продукции в структуре экспорта, бюджетный эффект, срок окупаемости инвестиций);
показатели научно-технического уровня технологий (по каждому технологическому направлению Программы заданы характеристики уровня развития технологий по отношению к мировому уровню, которые должны быть достигнуты в результате реализации Программы);
технико-экономические показатели основных видов продукции на базе технологий, разрабатываемых в рамках Программы.
Программа выполняется в 2002 - 2006 годах в один этап.
3. Система программных мероприятий
Программные мероприятия включают в себя работы по следующим разделам:
технологии новых материалов;
электронная компонентная база;
технологии вычислительных систем;
технологии телекоммуникаций;
технологии радиотехнических систем;
технологии оптоэлектронных, лазерных и инфракрасных систем;
технологии информационных систем;
ядерные технологии нового поколения;
технологии промышленного оборудования;
технологии перспективных двигательных установок;
технологии энергетики и энергосбережения;
химические технологии и катализ;
технологии спецхимии и энергонасыщенных материалов;
биотехнологии;
технологии транспортных систем;
уникальные технологии экспериментальной отработки и испытаний;
технологии обеспечения устойчивой и экологически чистой среды обитания;
технологии подготовки кадров для национальной технологической базы;
комплекс мер, направленных на повышение конкурентоспособности отечественных технологий, продукции и их научно-технического уровня на основе внедрения международных стандартов качества и сертификации;
прогнозные исследования, мониторинг состояния, выявление проблем сохранения и развития технологий.
Основу программных мероприятий составляют 18 технологических направлений (разделов Программы). В совокупности мероприятия Программы охватывают все приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации, утвержденные Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 г. (N Пр-577), и предусматривают проведение работ по развитию 40 из 52 критических технологий, включенных в утвержденный Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 г. (N Пр-578) перечень критических технологий Российской Федерации.
Перечень мероприятий Программы представлен в Приложении N 1.
Технологии новых материалов
Основные цели осуществления мероприятий этого раздела состоят в удержании приоритетных позиций в области высокопрочных конструкционных материалов, преодолении опасного отставания от передовых стран по ряду важнейших направлений современного материаловедения, сохранении и наращивании отечественного научно-технического потенциала в этой области.
Мероприятия раздела соответствуют приоритетному направлению развития науки, технологий и техники Российской Федерации "Новые материалы и химические технологии" и предусматривают работы по развитию включенных в перечень критических технологий Российской Федерации технологий "Керамические и стекломатериалы", "Металлы и сплавы со специальными свойствами", "Полимеры и композиты" в части разработки и освоения технологий перспективных материалов широкой номенклатуры от традиционных конструкционных сплавов с существенно более высокими показателями до новейших неравновесных и "интеллектуальных" материалов с качественно новыми свойствами, в том числе:
высокопрочных коррозионностойких и жаропрочных материалов на основе сталей, титановых и алюминиевых сплавов и композитов для перспективного оборудования ТЭК, морской и авиакосмической техники нового поколения, атомной энергетики и медицины (направления работ 1 - 6 и 10 Приложения N 1), обеспечивающих резкое повышение потребительских качеств и конкурентоспособности продукции на мировом рынке;
принципиально новых многофункциональных покрытий (направление работ 7 Приложения N 1), позволяющих обеспечить длительное (до 30 - 40 лет) сохранение работоспособности и эксплуатационных качеств машиностроительных деталей и конструкций транспортных средств, нефтегазопроводов, буровых платформ и другой техники;
новых интерметаллических материалов и композиций, полимерных и термопластичных композиционных материалов с регулируемыми многофункциональными свойствами, обеспечивающих повышение физико-механических характеристик и снижение массогабаритных параметров конструкций автомобилей, судовых энергоустановок и агрегатов авиационной и ракетно-космической техники, оптических приборов, появление которых будет способствовать ликвидации зависимости российских производителей от импортных поставок таких материалов (направления работ 8, 9, 11 и 12 Приложения N 1).
Практическое освоение технологий позволит решить комплекс важных народнохозяйственных проблем, в том числе создать решающие предпосылки для сохранения приоритета страны в ряде важнейших областей техники (снижение веса конструкций авиационной и космической техники на 30 - 50 процентов, увеличение ресурса конструкций бурового оборудования в 4 - 7 раз и др.), повысить функциональные свойства и конкурентоспособность машиностроительной продукции, включая глубоководные инженерные сооружения, новейшие экологичные системы для автотранспорта, конструктивные элементы нефте- и газодобывающего, горнорудного и химического оборудования, новых элементов с высоким уровнем свойств для компьютерных, радиотехнических и приборных комплексов нового поколения, новых видов экологически чистых источников энергии, сохранить созданный в предыдущие годы в России материаловедческий научно-технический потенциал.
Освоение результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по этому разделу требует совершенствования экспериментально-стендового оборудования, а также технического перевооружения предприятий для внедрения новых технологий. Для этих целей предусматривается выделение капитальных вложений на модернизацию комплексов технологического оборудования для создания новых конструкционных и функциональных материалов и на организацию производства микропорошков и изделий из них (направления работ 13 и 14 Приложения N 1).
Электронная компонентная база
Мероприятия данного раздела соответствуют приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации "Информационно-телекоммуникационные технологии и электроника", "Космические и авиационные технологии", "Новые материалы и химические технологии", "Перспективные вооружения, военная и специальная техника" и предусматривают работы по развитию включенных в перечень критических технологий Российской Федерации технологий "Материалы для микро- и наноэлектроники", "Микросистемная техника", "Опто-, радио- и акустоэлектроника, оптическая и сверхвысокочастотная связь", "Прецизионные и нанометрические технологии обработки, сборки, контроля", "Элементная база микроэлектроники, наноэлектроники и квантовых компьютеров".
Стратегической целью этого раздела является развитие прорывных электронных технологий, и в первую очередь разработка высококачественных элементов микроэлектроники, акусто- и магнитоэлектроники, оптоэлектронной, лазерной и инфракрасной техники для создания перспективных образцов систем, обеспечения их эффективности и надежности. Для достижения этой цели актуален переход на новые технологические принципы проектирования и разработки, ориентированные на применение сложнофункциональных (СФ) блоков и на их основе - сверхбольших интегральных схем (СБИС) "система на кристалле" и требующие постоянного взаимодействия и объединения научно-технологических потенциалов разработчиков элементной базы и разработчиков электронных систем.
Главными направлениями мероприятий в области создания электронной компонентной базы, включенных в этот раздел, являются:
разработка методологии проектирования современной элементной компонентной базы, основанной на новых СБИС "система на кристалле", создания информационной базы библиотечных элементов и СФ-блоков (направления работ 35, 36, 37, 39, 40, 42, 91 и 92 Приложения N 1);
разработка функционально полной номенклатуры электронной компонентной базы, необходимой для комплектации действующих и вновь разрабатываемых образцов серийно выпускаемых систем (направления работ 38, 41 и 89 Приложения N 1);
разработка и сопровождение нормативно - технических документов, направленных на обеспечение требуемой радиационной и электромагнитной стойкости, стандартизации, унификации, качества и надежности СФ-блоков и СБИС "система на кристалле" на их основе (направления работ 93 - 96 Приложения N 1).
Состояние и уровень развития оптоэлектронных, лазерных и ИК-технологий, во многом определяющих технический прогресс в науке и промышленности, технологическую независимость и военную безопасность государства, в свою очередь, зависят от качества промышленного освоения компонентной базы, используемой в оптико-электронных, лазерных и инфракрасных системах и приборах.
Данным разделом Программы предусматривается проведение работ по наиболее актуальным направлениям развития этой компонентной базы, по которым за последние десятилетия Россия отстала от наиболее развитых стран мира, в том числе по разработке:
схемотехнических, физико-технологических, конструктивных, материаловедческих и метрологических решений, обеспечивающих создание высокочувствительных фотоприемников и фотоприемных устройств в ближнем, среднем и дальнем ИК-диапазонах (1,3 - 2,5; 3 - 5; 8 - 12 мкм), включая многорядные высокочувствительные приемники со встроенной охлаждаемой электронной системой накопления и обработки сигналов, мультиплексоры, микросхемные малошумящие операционные усилители, неохлаждаемые болометрические матрицы, микрокриогенные и термоэлектрические охладители для фотоприемников и фотоприемных устройств;
унифицированного ряда фотоприемников и фотоприемных устройств для волоконно-оптических линий связи;
мощных полупроводниковых одиночных и матричных лазеров, твердотельных лазерных модулей, лазеров с полупроводниковой накачкой, газовых лазеров УФ- и ИК-диапазонов, микролазеров на основе оптического волокна, элементной базы для лазерных локаторов, высокоэффективных отражателей и другой компонентной базы лазерной техники;
оптического, в том числе активного, волокна, волоконно-оптических элементов, волоконных планарных и канальных структур из различных материалов, волокна УФ-диапазона с повышенными оптическими и механическими характеристиками для диагностики плазмы;
электронно-оптических преобразователей нового поколения, фотокатодов и микроканальных пластин для них;
полупроводниковых индикаторов на базе антистоксовых люминофоров, работающих совместно с приборами ночного видения;
рецептур новых оптических сред и технологий получения особо чистых веществ для их производства;
материалов для новых типов многослойных защитных и просветляющих покрытий на оптических деталях, оптических клеев, многослойных светофильтров для ИК-области спектра;
функциональных модулей усиления и цифровой обработки сигналов изображений, управляемых интерференционных тонкопленочных элементов, акустоуправляемых и светоуправляемых жидкокристаллических устройств;
УФ-объектива для фотолитографии с разрешением 0,15 - 0,18 мкм и специального стекла для него.
Выполнение предусмотренных работ (направление работ подраздела 7 раздела II Приложения N 1) должно создать технологический базис для развития новых направлений в оптоэлектронике, лазерной и инфракрасной технике.
Кроме того, важными направлениями работ в области развития электронных технологий, включенных в этот раздел, являются:
разработка базовых технологий проектирования, изготовления и создания необходимых производств сверхскоростных и сверхбольших интегральных схем уровня 0,1 - 0,25 мкм (направления работ 15, 17, 99 - 101 Приложения N 1);
разработка технологий производства микромеханических элементов
и создание нанотехнологических комплексов для наноэлементов и
терабитных микромеханических запоминающих устройств, что позволит
создать принципиально новую микросистемную технику с
использованием искусственного интеллекта, а также разработать СБИС
9
с уровнем интеграции до 10 бит/кв. см (направления работ
подраздела 2 раздела II Приложения N 1);
разработка акустоэлектронных технологий и компонентов, в том числе интегрированных датчиков, фильтров, преобразователей и других компонентов перспективных электронных систем (направления работ подраздела 3 раздела II Приложения N 1);
разработка новых и совершенствование действующих базовых технологических процессов создания вакуумной и твердотельной СВЧ-техники для создания высокоточных систем и принципиально новых образцов современной аппаратуры (направления работ подраздела 4 раздела II Приложения N 1);
разработка технологий производства новых поколений акустоэлектронных и магнитоэлектронных устройств с минимальными размерами элементов 0,5 - 0,7 мкм, обеспечивающих создание унифицированных комплексов сверхвысокой производительности и достижение мирового уровня при создании мультимедиа- и телекоммуникационной техники (направления работ подраздела 3 раздела II Приложения N 1);
создание базовых технологий оборудования, материалов и метрологических средств контроля производства новых поколений резисторов, конденсаторов, коммутирующих и коммутационных изделий, герконов, что позволит разработать новую радиоэлектронную аппаратуру с тактико-техническими характеристиками, соответствующими мировому уровню (направления работ подраздела 8 раздела II Приложения N 1).
Для реализации указанных работ предложена система первоочередных инвестиционных проектов, внедрение которых позволит создать современную инфраструктуру проектирования и производства высокоинтегрированной электронной компонентной базы, необходимой для существующих и перспективных радиоэлектронных систем и комплексов (направления работ 97 - 103 Приложения N 1).
Технологии вычислительных систем
Мероприятия данного раздела соответствуют приоритетному направлению развития науки, технологий и техники Российской Федерации "Информационно-телекоммуникационные технологии и электроника" и предусматривают проведение работ по развитию включенной в перечень критических технологий Российской Федерации технологии "Высокопроизводительные вычислительные системы".
В этом разделе планируются мероприятия по разработке:
технологий производства и монтажа электронных модулей на частоте 800 - 1200 МГц (направление работ 104 Приложения N 1), что необходимо для создания современных конкурентоспособных электронных устройств вычислительной техники и средств автоматизации с повышением при этом их качества и снижением себестоимости;
технологий создания компьютеров и вычислительных комплексов высокой и сверхвысокой производительности, нейрокомпьютеров, перспективных операционных систем и систем управления базами данных для аппаратных платформ (направления работ 105 - 108 Приложения N 1). Эти технологии позволят создать интегрированные открытые компьютерные среды для проектирования системных и прикладных программных продуктов, обеспечивающих поддержку концептуального проектирования программ, методологии RAD, коллективного проектирования, а также реализовать новейшие модели взаимодействия "человек - компьютер", обеспечить высокую степень защиты информации, функционирование в реальном масштабе времени, а также возможность реализации многопроцессорного и многопотокового режимов работы, создать технологические основы для развития индустрии программирования, обеспечения системных и прикладных программных продуктов следующего поколения, конкурентоспособных как на российском, так и на мировом рынках, обеспечения паритетного участия российских производителей в международном разделении труда в части системных программных средств, обеспечить технологическую независимость России в области производства и применения суперкомпьютеров и специализированных вычислительных комплексов, необходимых для решения важнейших задач национальной безопасности и защиты интересов Российской Федерации.
Технологии телекоммуникаций
Мероприятия данного раздела соответствуют приоритетному направлению развития науки, технологий и техники Российской Федерации "Информационно-телекоммуникационные технологии" и включают работы по развитию включенных в перечень критических технологий Российской Федерации технологий "Информационно-телекоммуникационные системы", "Опто-, радио- и акустоэлектроника, оптическая и сверхвысокочастотная связь".
Предусмотрено проведение работ по разработке перспективных технологий телекоммуникационного оборудования, включающих в себя:
технологии создания интегрированных систем и комплексов связи, в том числе спутниковой с цифровой обработкой информации на борту космических аппаратов и многолучевыми антеннами, цифровой и аналого-цифровой радиорелейной связи, радиосвязи и передачи данных для стационарных и подвижных авиационных, морских и сухопутных объектов (направление работ 109 Приложения N 1), что позволит сократить в телекоммуникационных системах номенклатуру программно-аппаратных средств в 1,5 раза, внедрить низкоэнергетические станции спутниковой связи для предоставления мультимедийных услуг и обеспечить информационную совместимость стационарных и мобильных систем и комплексов связи;
технологии создания цифровых высокоскоростных систем и комплексов передачи информации по волоконно-оптическим линиям связи на основе разрабатываемого оборудования синхронной цифровой иерархии, аппаратуры цифровых сетей с интеграцией служб на основе АТМ- и мультимедиатехнологий, аппаратуры абонентского доступа, в том числе для обеспечения связью сельских и территориально удаленных районов, аппаратуры подвижной связи для обеспечения связью муниципальных служб, скорой помощи, аварийных служб и т.п., что позволит увеличить в 1,5 - 2 раза объем отечественной телекоммуникационной техники на внутреннем рынке и сократить закупку импортного оборудования (направление работ 110 Приложения N 1);
технологии создания систем и комплексов цифрового телевизионного и радиовещания по общеевропейским стандартам, включая профессиональные студийные и передающие комплексы и аппаратуру технологического телевидения, передвижные репортажные телевизионные станции, цифровые телевизионные приемники с функциями интерактивного терминала (направления работ 111 - 114 Приложения N 1), что позволит обеспечить развитие рынка телекоммуникационных услуг в Российской Федерации и внедрение в России цифрового телевизионного и радиовещания;
технологии создания метрологического радиоизмерительного оборудования, включая универсальные автоматизированные комплексы на основе магистрально-модульной архитектуры, приборы для контроля параметров и оценки качества каналов связи, с целью сохранения отечественного сектора производства современного конкурентоспособного радиоизмерительного оборудования, в том числе для обеспечения потребностей радиоэлектронных систем и комплексов при их разработке, производстве и эксплуатации (направление работ 115 Приложения N 1).
Освоение результатов указанных технологий требует проведения модернизации стендовой базы для обеспечения испытаний волоконно-оптических линий связи (направление работ 116 Приложения N 1).
Основные мероприятия Программы в области телекоммуникаций соответствуют основным положениям Доктрины информационной безопасности Российской Федерации.
Реализация указанных мероприятий позволит сократить отставание России от ведущих зарубежных стран в данной области, снизить объем импорта телекоммуникационного оборудования и укрепить информационную безопасность страны.
Технологии радиотехнических систем
Мероприятия данного раздела соответствуют приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации "Информационно-телекоммуникационные технологии и электроника", "Космические и авиационные технологии", "Новые транспортные технологии", "Перспективные вооружения, военная и специальная техника" и предусматривают работы по развитию включенных в перечень критических технологий Российской Федерации технологий "Авиационная и ракетно-космическая техника с использованием новых технических решений", "Безопасность движения, управление транспортом, интермодальные перевозки и логистические системы", "Опто", радио- и акустоэлектроника, оптическая и сверхвысокочастотная связь".
Предусмотрено проведение работ в области технологий радиотехнических систем, включающих создание нового поколения высокоточных помехозащищенных радиолокационных средств, в том числе радиолокационных станций с твердотельными активными фазированными решетками, обеспечивающих создание нового поколения средств с уникальными функциональными свойствами для повышения эффективности и конкурентоспособности перспективных образцов авиационной и ракетно-космической техники, обеспечения информационной защиты наземных, морских, воздушных и космических объектов, а также создание радиоэлектронных систем мониторинга состояния окружающей среды, аппаратуры подповерхностной локации, обнаружения и пресечения незаконного перемещения наркотических средств, высокоэффективных систем подводного наблюдения на базе гидроакустических антенн нового поколения, металловолоконных пластин и систем звуковидения для многоуровневой мультистатической системы подводного наблюдения в целях национального и международного мониторинга ядерных испытаний, землетрясений и стартов баллистических ракет, оснащения перспективных систем аппаратурой звуковидения в мутных и слабопрозрачных средах (направления работ 117 - 128 Приложения N 1).
Внедрение результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, предусмотренных в этом разделе, требует совершенствования экспериментально-стендового оборудования, а также технического перевооружения предприятий для использования вновь создаваемых технологий. В этих целях предусматривается выделение капитальных вложений на создание мощностей по выпуску газоразрядных индикаторных панелей (направление работ 129 Приложения N 1).
Технологии оптоэлектронных, лазерных
и инфракрасных систем
Мероприятия данного раздела предусматривают проведение работ по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации "Информационно-телекоммуникационные технологии и электроника", "Космические и авиационные технологии", "Новые материалы и химические технологии", "Перспективные вооружения, военная и специальная техника" и предусматривают работы по развитию включенных в перечень критических технологий Российской Федерации технологий "Авиационная и ракетно-космическая техника с использованием новых технических решений", "Опто-, радио- и акустоэлектроника, оптическая и сверхвысокочастотная связь", "Лазерные и электронно-ионно-плазменные технологии".
В разделе предусматривается разработка:
технологий создания и производства твердотельных лазеров с диодной накачкой, в том числе лазеров с безопасной для глаз длиной волны и широкодиапазонного перестраиваемого по длинам волн фемтосекундного лазерного комплекса. Твердотельные лазеры с диодной накачкой имеют широкие перспективы применения в дальнометрии, системах связи, управления, навигации, измерительной технике, микроэлектронике, в лазерной размерной обработке, плавлении и сварке различных материалов, поверхностном упрочнении инструмента, в системах регистрации, обработки и передачи информации, лазерной терапии и хирургии, в системах экологического мониторинга, в перспективных системах вооружения (направление работ 130 Приложения N 1);
технологий промышленного производства новых марок оптического стекла для различных диапазонов спектра, в том числе лазерных стекол, кристаллов, оптической керамики и полимерных материалов, а также технологии нанесения защитных оптических покрытий (направление работ 131 Приложения N 1). Это позволит использовать новые оптические материалы при разработке и производстве оптических, оптико-электронных, лазерных и инфракрасных систем и приборов двойного назначения;
технологий создания ряда оптических приборов нового поколения для решения широкого спектра задач общепромышленного и научного характера, в том числе для медицины и мониторинга окружающей среды (направление работ 132 Приложения N 1);
технологий и оборудования для автоматизированной обработки различных оптических материалов и получения прецизионных оптических деталей, в том числе асферической оптики, широкое внедрение которой в промышленности позволит резко снизить трудоемкость в оптических производствах и сократить технологические циклы изготовления оптических приборов (направление работ 133 Приложения N 1);
технологий производства высоконадежных твердотельных лазеров и высокоточных лазерных гироскопов на базе сложных полупроводниковых композиций с низкими оптическими потерями и интегральных управляемых излучательных матриц, а также диэлектрических отражающих и просветляющих покрытий (направление работ 134 Приложения N 1);
технологий управления излучением мощных лазеров на основе методов линейной и нелинейной адаптивной оптики (направление работ 135 Приложения N 1).
Работы по этому разделу позволят разработать технологии создания новых оптоэлектронных, лазерных и инфракрасных систем двойного назначения, создать предпосылки для поддержания паритета России в области лазерной техники и сократить отставание от передовых стран по тепловизионной и инфракрасной технике, создать различные универсальные оптико-электронные приборы общепромышленного назначения нового поколения для решения целого ряда задач, в том числе для измерения линейных и угловых величин, приборы с повышенной надежностью, точностью и производительностью, с автоматическим управлением и обработкой результатов измерений на основе достижений оптики, вычислительной, полупроводниковой и лазерной техники, а также обеспечить производство конкурентоспособной продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Освоение результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по этому разделу требует совершенствования экспериментально-стендового оборудования, а также технического перевооружения предприятий для внедрения новых технологий. Для этих целей предусматривается выделение капитальных вложений на организацию серийного производства фотоприемников на основе p-i-n фотодиодов для лазерной техники, модернизацию комплекса светотехнического испытания и трассового комплекса для проведения испытаний лазерных систем (направления работ 137 - 140 Приложения N 1).
Технологии информационных систем
Работы по данному разделу соответствуют приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации "Космические и авиационные технологии", "Новые транспортные технологии", "Перспективные вооружения, военная и специальная техника", "Производственные технологии" и предусматривают проведение работ по развитию включенных в перечень критических технологий Российской Федерации технологий "Распознавание образов и анализ изображений", "Безопасность движения, управление транспортом, интермодальные перевозки и логистические системы", "Информационная интеграция и системная поддержка жизненного цикла продукции (CALS-, CAD-CAM-, CAE-технологии)", "Искусственный интеллект", "Компьютерное моделирование", "Мониторинг окружающей среды".
Работы по данному разделу позволяют разработать:
технологии мониторинга, трехмерного дистанционного зондирования с автоматическим обнаружением и распознаванием наземных и воздушных объектов (информационно-лазерные технологии, технологии синтезированного стереовидения, технологии автоматического анализа сцен), основанные на эффекте слияния видеоинформации, получаемой от устройств различной физической природы. Полученные результаты могут быть использованы для построения интеллектуальных автоматизированных и автоматических систем дистанционного зондирования нового поколения - космических, авиационных, наземных (направление работ 141 Приложения N 1);
технологии обработки сигналов и видеоинформации. Интеллектуальные измерительные комплексы на базе обработки видеоинформации позволят создавать текстурированные метрические модели рельефных объектов, входящих в состав сложных сцен наблюдения. Промышленный выпуск комплексов бесконтактных измерений обеспечит повышение производительности труда на участках производства, связанных с измерениями, повысит квалификацию персонала, что будет являться базой для увеличения объема производства, сохранения валютных резервов, замещения импортной техники отечественной (направление работ 142 Приложения N 1);
технологии имитационного моделирования сложных социально-технических систем (направление работ 143 Приложения N 1);
технологии создания интерфейса "человек - машина" на основе систем виртуальной реальности. Результаты работ могут быть использованы в системах обучения, тренажа, при принятии решений в целях повышения качества управления объектами и процессами различного уровня (направление работ 144 Приложения N 1);
технологии электронного сопровождения наукоемкой продукции на всех этапах жизненного цикла на основе CALS-стандартов (направление работ 145 Приложения N 1);
технологии для систем анализа ситуаций, принятия решений, прогнозирования и управления (направления работ 146 и 147 Приложения N 1).
Создание и широкое использование технологий, разработка которых предусмотрена в этом разделе, обеспечат:
включение отечественных производителей в международную кооперацию при проектировании и производстве сложной наукоемкой продукции;
создание современных геоинформационных систем широкого назначения, экономичное и оперативное составление ресурсных кадастров с высокой точностью;
оптимальное построение промышленно-технических и природоохранных комплексов;
создание интеллектуальных транспортных систем, измерительных комплексов, интеллектуальной робототехники;
эффективную организацию процессов проектирования, производства и технической эксплуатации сложной наукоемкой техники, повышение качества выпускаемой продукции, резкое сокращение сроков и стоимости ее создания, снижение эксплуатационных затрат;
создание национальных и региональных ресурсных кадастров и систем электронного картографирования и прогнозирования добычи полезных ископаемых, поддержание общественного порядка и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, возможность исследования динамики экологической обстановки;
создание интерактивных программно-технических комплексов имитационного моделирования, обеспечивающих оптимальное построение и функционирование промышленно-технических, народнохозяйственных, природоохранных и других комплексов;
создание различных типов систем, использующих технологии виртуальной реальности в различных областях народного хозяйства;
создание нового поколения тренажеров и эффективных обучающих машин.
Освоение результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, предусмотренных в разделе, требует совершенствования экспериментально-стендового оборудования, а также технического перевооружения предприятий для использования новых технологий. В этих целях предусматривается выделение капитальных вложений на создание производственных мощностей по выпуску радионавигационных устройств с использованием новых технологий

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 08.11.2001 n 779 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ НАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА НА 2002 - 2006 ГОДЫ  »
Постановления и Указы »
Читайте также