ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 25.09.2001 n 690 (с изм. от 21.10.2004) О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ СЕЙСМОБЕЗОПАСНОСТЬ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ (2002 - 2010 ГОДЫ)


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 сентября 2001 г. N 690
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СЕЙСМОБЕЗОПАСНОСТЬ
ТЕРРИТОРИИ РОССИИ" (2002 - 2010 ГОДЫ)
(с изм., внесенными распоряжением Правительства РФ
от 21.10.2004 N 1355-р)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу "Сейсмобезопасность территории России" (2002 - 2010 годы).
Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Министерству промышленности, науки и технологий Российской Федерации при формировании проектов федерального бюджета на 2002 - 2010 годы включать указанную Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета, и уточнять ежегодно размер выделяемых ассигнований с учетом возможностей федерального бюджета.
2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых будут реализовываться мероприятия Программы, указанной в пункте 1 настоящего Постановления, предусматривать при подготовке проектов соответствующих бюджетов выделение средств на осуществление таких мероприятий.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ



Утверждена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 25 сентября 2001 г. N 690
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"СЕЙСМОБЕЗОПАСНОСТЬ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ"
(2002 - 2010 годы)
(с изм., внесенными распоряжением Правительства РФ
от 21.10.2004 N 1355-р)
ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СЕЙСМОБЕЗОПАСНОСТЬ
ТЕРРИТОРИИ РОССИИ" (2002 - 2010 ГОДЫ)
Наименование - Федеральная целевая программа
Программы "Сейсмобезопасность территории России"
(2002 - 2010 годы)
Основание для - распоряжение Правительства Российской
разработки Федерации от 26 марта 2001 г. N 424-р
Программы
------------------------------------------------------------------
Распоряжением Правительства РФ от 21.10.2004 N 1355-р
государственным заказчиком Программы определен Росстрой. Государственный - Государственный комитет Российской
заказчик Программы Федерации по строительству и жилищно -
коммунальному комплексу
Основной - Государственный комитет Российской
разработчик Федерации по строительству и жилищно -
Программы коммунальному комплексу
Цели и задачи - целями Программы являются максимальное
Программы повышение сейсмической безопасности
населения, снижение социального,
экономического, экологического риска в
сейсмически опасных районах Российской
Федерации, уменьшение ущерба от
разрушительных землетрясений путем усиления
и реконструкции существующих сооружений, а
также подготовки городов, других населенных
пунктов, транспортных, энергетических и
иных объектов и магистралей к сильным
землетрясениям.
Основными задачами Программы являются:
осуществление мероприятий по сейсмоусилению
наиболее ответственных и несейсмостойких
сооружений и разработка необходимых
градостроительных мероприятий с целью
максимального снижения сейсмического риска,
начиная с наиболее сейсмически опасных
районов;
проведение обследования и паспортизации
зданий и сооружений в сейсмоопасных
районах;
создание и развитие научно - методической
базы в области оценки сейсмической
опасности территорий путем развития общего
сейсмического районирования, сейсмического
микрорайонирования территорий городов и
других населенных пунктов, уточнения
моделей сейсмических воздействий на здания
и сооружения;
формирование нормативной базы для
осуществления работы по обеспечению
сейсмической надежности строящихся и
эксплуатируемых жилых, общественных,
промышленных зданий, энергетических,
транспортных сооружений;
создание научно - методической базы для
осуществления деятельности по снижению
сейсмической уязвимости существующих
сооружений и населенных пунктов;
разработка инновационных технологий
сейсмоизоляции и новых систем сейсмозащиты
зданий и сооружений, их оснований и
фундаментов;
создание экспериментальной базы для
исследования новых эффективных систем
сейсмической защиты сооружений, мониторинга
зданий и сооружений во время сильных
землетрясений;
развитие системы информационного
обеспечения управления сейсмическим риском
и смягчением последствий сильных
землетрясений;
совершенствование системы подготовки
специалистов по управлению сейсмическим
риском и подготовки населения и городов к
сейсмическим бедствиям
Сроки и этапы - 2002 - 2010 годы, в том числе:
реализации I этап - 2002 - 2005 годы;
Программы II этап - 2006 - 2010 годы
Основные - усиление недостаточно сейсмостойких
программные сооружений в сейсмоопасных районах;
мероприятия создание и реализация научно - методической
и правовой базы Программы
Объем и источники - общий объем финансирования Программы
финансирования составляет 28783,9 млн. рублей, в том
Программы числе за счет средств федерального бюджета -
3535,1 млн. рублей (включая капитальные
вложения - 3443,1 млн. рублей и научно -
исследовательские и опытно -
конструкторские работы - 92 млн. рублей) и
за счет бюджетов субъектов Российской
Федерации и внебюджетных источников -
25248,7 млн. рублей
Ожидаемые конечные - уточнение характеристик сейсмической
результаты опасности и сейсмического риска для
реализации наиболее опасных в сейсмическом отношении
Программы территорий, включая уточнение риска от
вторичного воздействия природного и
техногенного характера;
усиление существующих несейсмостойких
сооружений;
разработка нормативной правовой базы в
области проектирования, строительства,
усиления конструкций зданий и сооружений;
формирование экономических механизмов
повышения уровня сейсмической безопасности
населения и снижения сейсмического риска;
развитие системы информационного
обеспечения управления сейсмическим риском;
развитие системы подготовки специалистов и
населения к действиям в условиях сильного
землетрясения;
снижение затрат на ликвидацию последствий
землетрясений
Управление - организация управления и контроль за
реализацией и исполнением Программы возлагаются на
контроль за Государственный комитет Российской
исполнением Федерации по строительству и жилищно -
Программы коммунальному комплексу. Информация о ходе
выполнения Программы и об использовании
средств федерального и местных бюджетов
представляется исполнителями в
установленном порядке.
1. Введение
Федеральная целевая программа "Сейсмобезопасность территории России" (2002 - 2010 годы) (в дальнейшем именуется - Программа) разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2001 г. N 424-р.
Целями Программы являются повышение сейсмической безопасности населения, снижение социального, экономического и экологического риска в сейсмически опасных районах России, снижение ущерба от разрушительных землетрясений.
Приоритетными направлениями реализации программных мероприятий являются:
обеспечение сейсмостойкости эксплуатируемых зданий и сооружений;
формирование правовой основы обеспечения сейсмической безопасности населения;
внедрение в практику современных методов и технических средств обеспечения сейсмостойкости;
совершенствование научных методов и технологий сейсмостойкости при осуществлении строительства и эксплуатации зданий и сооружений.
При разработке Программы учитывались результаты выполнения Федеральных целевых программ "Сейсмобезопасность Республики Бурятия на 1999 - 2000 годы и на период до 2010 года", Комплексной программы работ по обеспечению сейсмостойкости объектов народного хозяйства Камчатской области на 1995 - 1999 годы "Сейсмозащита", продленной до 2005 года, а также Программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года".
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Необходимость разработки и реализации Программы определяется тем, что:
более 50 процентов территории России подвержены влиянию землетрясений, вызывающих катастрофический или серьезный ущерб;
напряженность в обеспечении населения жильем с соответствующей инфраструктурой особенно велика на сейсмоопасных территориях - Камчатке, Сахалине, в Бурятии, Прибайкалье и особенно на Северном Кавказе, где сильные землетрясения, как правило, вызывали не только миллиардные ущербы, ранения и гибель людей, но и социальные потрясения;
катастрофические землетрясения ведут к нищете, болезням, безработице, ставят под угрозу социальные программы, реализуемые в стране;
на сейсмоопасных территориях проходят многие важные коммуникации страны (транспорт, газовые и нефтяные магистрали), находятся гидростанции, атомные электростанции и другие объекты, разрушение которых ведет к экологической деградации территорий и гибели людей;
за все годы истории СССР и Российской Федерации в стране не были реализованы общегосударственные программы по сейсмической безопасности, в результате чего десятки миллионов человек на сейсмоопасных территориях живут в домах, характеризующихся дефицитом сейсмостойкости в 2 - 3 балла. В стране нет системы страхования от последствий землетрясений.
В основе работ по оценке сейсмической опасности и сейсмического риска используются современные карты общего сейсмического районирования территории Российской Федерации. Эти карты позволяют более достоверно оценивать степень сейсмической опасности и планировать "сейсмическую перспективу", а также определять приемлемый уровень сейсмического риска.
Вместе с тем существенное увеличение площадей территорий повышенной сейсмической опасности по сравнению с прежними представлениями, принципиально новый дифференцированный подход к оценке сейсмической опасности, а также сохраняющаяся неопределенность из-за недостатка сейсмологических сведений становятся весомыми аргументами необходимости проведения масштабных работ по уточнению региональной сейсмичности, детальному объектному и сейсмическому микрорайонированию с целью использования полученных данных для проведения мероприятий по повышению сейсмической безопасности и защиты объектов различного назначения на территории Российской Федерации.
Детальное сейсмическое районирование имеет своей задачей выявление или уточнение сейсмогенерирующих зон, сейсмические события в которых представляют опасность для конкретных объектов (городов, населенных пунктов, крупных промышленных и энергетических объектов и т.д.). Такие карты для крупных территорий разрабатываются редко, поскольку эти работы в полном объеме требуют больших затрат и длительного времени. Значительно чаще выполняется объектное детальное сейсмическое районирование или уточнение исходной сейсмичности для конкретных объектов. В настоящее время эти важные виды работ по оценке сейсмической опасности имеют слабую нормативно - методическую базу.
Сейсмическое микрорайонирование позволяет учесть влияние разнообразных местных грунтово - геологических условий на прогнозируемые сейсмические воздействия. Карты сейсмического микрорайонирования служат основой для оценки сейсмической опасности строительной площадки и должны содержать всю необходимую информацию для проектирования эффективной сейсмозащиты зданий и сооружений. Существующая нормативно - методическая и техническая база сейсмического микрорайонирования в настоящее время существенно устарела и нуждается в значительном обновлении.
Поскольку значительная часть территории Российской Федерации характеризуется высоким или повышенным уровнем сейсмического риска, а развитие опасных геологических процессов природного и природно - техногенного характера усугубляет возможные разрушительные последствия землетрясений, необходимость сохранения жизни и здоровья людей, предотвращения или снижения уровня материальных потерь и ущерба окружающей среде определяет комплексную задачу: обеспечить сейсмическую безопасность населения и устойчивость материально - технических объектов в пределах показателей приемлемого риска, значения которого должны быть дифференцированы по регионам Российской Федерации.
Высокий уровень сейсмического риска определяется в значительной степени высокой сейсмической уязвимостью, то есть недостаточной сейсмостойкостью части построенных гражданских, промышленных, гидротехнических и других сооружений, а также неготовностью к землетрясениям большинства населенных пунктов.
В ряде субъектов Российской Федерации, по приближенным оценкам, от 60 до 90 процентов зданий и других сооружений должны быть отнесены к несейсмостойким, то есть сейсмически уязвимым.
Недостаточная надежность сейсмологического прогноза является принципиально неустранимой в ближайшие десятилетия, поскольку природа сейсмической деятельности крайне сложна, не до конца понята и недостаточно исследована, несмотря на несомненные и значительные достижения мировой и отечественной сейсмологии. Кроме того, проблема усложняется в связи с крупномасштабной деятельностью человека (добыча ископаемых, строительство гидротехнических сооружений, водохранилищ и т.д.), которая влияет на природу и человека как непосредственно, так и через провоцирование природных сейсмоявлений на напряженных участках земной коры.
Поэтому в будущем можно ожидать не только землетрясений в пределах интенсивности, прогнозируемой картами общего сейсмического районирования, но и землетрясений более высокой интенсивности, превышающей расчетные сейсмические воздействия на сооружения. Это обстоятельство следует учитывать при разработке и выполнении всех программных мероприятий.
Таким образом, проблема обеспечения сейсмической безопасности является комплексной, требующей межведомственных решений и согласований, оценки и прогноза не только прямого, но и косвенного ущерба, реализации большого числа многоуровневых задач в масштабах страны. Основным методом решения указанных задач является программно - целевой метод.
Программой предусмотрено формирование правовой и нормативно - технической базы для обеспечения надежности строящихся и эксплуатируемых жилых, общественных и промышленных зданий, энергетических и транспортных сооружений.
3. Цели и основные задачи Программы
Целями Программы являются максимальное повышение сейсмической безопасности, снижение социального, экономического, экологического риска в сейсмически опасных районах Российской Федерации, снижение ущербов от разрушительных землетрясений путем усиления и реконструкции существующих сооружений, а также подготовки городов и других населенных пунктов, транспортных и энергетических сооружений, трубопроводов к сильным землетрясениям.
Основными задачами Программы являются:
1) осуществление мероприятий по сейсмоусилению наиболее важных сооружений и разработка необходимых градостроительных мероприятий с целью максимального снижения сейсмического риска, начиная с наиболее сейсмически опасных районов;
2) проведение обследования и паспортизации зданий и сооружений в сейсмоопасных районах;
3) создание и развитие научно - методической базы, механизмов реализации нормативных документов по оценке сейсмической опасности территорий;
4) формирование нормативной базы для обеспечения сейсмической надежности строящихся и эксплуатируемых жилых, общественных, промышленных зданий, энергетических и транспортных сооружений;
5) разработка научно - методической базы для снижения сейсмической уязвимости существующих сооружений и населенных пунктов;
6) разработка инновационных технологий сейсмоизоляции и других новых систем сейсмозащиты зданий и сооружений, их оснований и фундаментов;
7) создание экспериментальной базы для исследования новых эффективных систем сейсмической защиты сооружений, мониторинга зданий и сооружений при их эксплуатации и во время сильных землетрясений;
8) развитие системы информационного обеспечения управления сейсмическим риском и деятельности по смягчению последствий сильных землетрясений;
9) совершенствование системы подготовки специалистов по управлению сейсмическим риском и системы подготовки населения и городов к сейсмическим бедствиям.
4. Сроки и основные этапы выполнения Программы
Предусмотрено, что Программа будет реализована в течение 9 лет в 2 этапа.
На первом этапе (2002 - 2005 годы) в наиболее сейсмоопасных регионах предусматриваются проведение обследований и паспортизация таких объектов, как школы, больницы, гидросооружения и т.д., а также будут усилены сооружения, имеющие наибольший дефицит сейсмостойкости, наиболее важные в социальном отношении и с точки зрения ликвидации последствий землетрясений. Предусматривается осуществить мероприятия, которые дадут результаты в ближайшей перспективе. Будет систематизирована и получит дальнейшее развитие нормативно - техническая и правовая база, воссоздана и обновлена экспериментальная основа исследований по сейсмостойкости сооружений. Будут разработаны методические, экономические и организационные основы и механизмы для реализации программных мероприятий в полном объеме.
На втором этапе (2006 - 2010 годы) планируются полномасштабная реализация основных мероприятий Программы, массовая паспортизация объектов и усиление зданий и сооружений. При необходимости может осуществляться корректировка мероприятий Программы. При корректировке будут учитываться фактические объемы финансирования, показатели, позволяющие определить порядок достижения целей и решения программных задач.
5. Система программных мероприятий
Обеспечение усиления объектов в наиболее
сейсмоопасных регионах
В рамках Программы будет осуществлен комплекс взаимосвязанных и скоординированных мероприятий по снижению сейсмического риска и повышению безопасности населения посредством усиления недостаточно сейсмостойких сооружений в наиболее сейсмоопасных регионах. Результаты экспертной оценки уровня сейсмической опасности и сейсмического риска на территориях субъектов Российской Федерации представлены в таблице.
Таблица
------------------------------------------------------T----------¬
¦ ¦Индекс ¦
¦ ¦сейсмичес-¦
¦ ¦кого риска¦
¦ ¦<*> ¦
+-----------------------------------------------------+----------+
¦ Группа I ¦
+-----------------------------------------------------T----------+
¦1. Краснодарский край ¦ 9 ¦
¦2. Камчатская область ¦ 8 ¦
¦3. Сахалинская область ¦ 8 ¦
¦4. Республика Дагестан ¦ 7 ¦
¦5. Республика Бурятия ¦ 5 ¦
¦6. Республика Северная Осетия - Алания ¦ 3,5 ¦
¦7. Иркутская область ¦ 2,5 ¦
¦8. Кабардино - Балкарская Республика ¦ 2 ¦
¦9. Ингушская Республика ¦ 1,8 ¦
¦10. Карачаево - Черкесская Республика ¦ 1,8 ¦
¦11. Республика Тыва ¦ 1,8 ¦
+-----------------------------------------------------+----------+
¦ Группа II ¦
+-----------------------------------------------------T----------+
¦12. Ставропольский край ¦ 1,6 ¦
¦13. Красноярский край ¦ 1,5 ¦
¦14. Кемеровская область ¦ 1,45 ¦
¦15. Алтайский край ¦ 1,4 ¦
¦16. Приморский край ¦ 1,4 ¦
¦17. Хабаровский край ¦ 1,3 ¦
¦18. Читинская область ¦ 1,25 ¦
¦19. Чеченская Республика ¦ 1,15 ¦
¦20. Республика Саха (Якутия) ¦ 1 ¦
¦21. Амурская область ¦ 0,9 ¦
¦22. Республика Адыгея ¦ 0,8 ¦
¦23. Республика Хакасия ¦ 0,75 ¦
¦24. Республика Алтай ¦ 0,65 ¦
¦25. Еврейская автономная область ¦ 0,6 ¦
¦26. Магаданская область ¦ 0,59 ¦
¦27. Усть - Ордынский Бурятский автономный округ ¦ 0,25 ¦
¦28. Чукотский автономный округ ¦ 0,1 ¦
¦29. Корякский автономный округ ¦ 0,08 ¦
L-----------------------------------------------------+-----------
--------------------------------
<*> Индекс сейсмического риска характеризует необходимый объем антисейсмических усилений, учитывает сейсмическую опасность, сейсмический риск и численность населения наиболее крупных населенных пунктов.
Субъекты Российской Федерации классифицированы в зависимости от индекса сейсмического риска и подразделяются на 2 группы. При определении регионов и объектов для первоочередного сейсмоусиления основными факторами являются сейсмическая опасность и плотность населения. Учитывались также степень фактической сейсмической уязвимости застройки и дефицит сейсмостойкости на данной территории.
Группа I включает 11 субъектов Российской Федерации - регионы наиболее высокой сейсмической опасности и сейсмического риска. Многие города и крупные населенные пункты этих регионов расположены на территориях с сейсмичностью 9 и 10 баллов.
Краснодарский край занимает площадь 76 тыс. кв. км, численность населения составляет 5006,7 тыс. человек, в том числе городского - 2663,9 тыс. человек. Программой предусмотрено усилить около 1600 объектов, в первую очередь в городах Новороссийск, Туапсе, Сочи, Тамань, Анапа, Геленджик.
Особенностью региона является высокая плотность населения Черноморского побережья Кавказа (с многократным увеличением населения в районе Большого Сочи в летний период).
Камчатская область занимает площадь 472,3 тыс. кв. км, численность населения составляет 389,1 тыс. человек, в том числе городского - 315,1 тыс. человек. Программой предусмотрено усилить примерно 270 объектов, в первую очередь в городах Петропавловск - Камчатский, Елизово, Ключи.
Особенностями региона являются сложное геологическое строение полуострова, а также наличие опасных природных процессов и явлений (кроме землетрясений): вулканы, цунами, морские приливы, наводнения.
Сахалинская область занимает площадь 87,1 тыс. кв. км, численность населения составляет 598,6 тыс. человек, в том числе городского - 518,1 тыс. человек. Программой предусмотрено усилить около 460 объектов, в первую очередь в городах Южно - Сахалинск, Александровск - Сахалинский, Невельск, Оха, Поронайск, Углегорск, Холмск, Курильск, Макаров, Северо - Курильск, Красногорск, Чехов.
Особенностями региона являются его островной характер, непосредственная близость островов к разрывам и разломам краевой зоны Тихого океана с большой и постоянной сейсмической и вулканической активностью, а также открытость для тропических циклонов и северных холодных ветров.
Республика Дагестан занимает площадь 50,3 тыс. кв. км, численность населения составляет 2142,7 тыс. человек, в том числе городского - 860,3 тыс. человек. Программой предусмотрено усилить около 690 объектов, в первую очередь в городах Махачкала, Буйнакск, Дагестанские Огни, Дербент, Избербаш, Каспийск, Кизилюрт, Хасавюрт, Кизляр.
Особенностью региона является наличие морского побережья и горных районов.
Республика Бурятия занимает площадь 351,3 тыс. кв. км, численность населения составляет 1031,9 тыс. человек, в том числе городского - 616,8 тыс. человек. Программой предусмотрено усилить 485 объектов, в первую очередь в городах Улан - Удэ, Северобайкальск, Бабушкин.
Особенностью региона является наличие зоны озера Байкал и развитой промышленной инфраструктуры, а также наличие горных районов.
Северная Осетия - Алания занимает площадь 8 тыс. кв. км, численность населения составляет 670,1 тыс. человек, в том числе городского - 452,2 тыс. человек. Программой предусмотрено усилить более 400 объектов, в первую очередь в городах Владикавказ, Алагир, Ардон, Дигора, Беслан.
Особенностью региона является горный характер местности при высокой плотности населения.
Иркутская область занимает площадь 767,9 тыс. кв. км, численность населения составляет 2742,1 тыс. человек, в том числе городского - 2183,6 тыс. человек. Программой предусмотрено усилить около 860 объектов, в первую очередь в городах Иркутск, Шелехов, Байкальск, Слюдянка, Ангарск, Усолье - Сибирское, Черемхово, Тулун.
Особенностями региона являются обширная береговая зона озера Байкал, а также каскад гидроэлектростанций и развитая промышленная инфраструктура области.
Кабардино - Балкарская Республика занимает площадь 12,5 тыс. кв. км, численность населения составляет 785,5 тыс. человек, в том числе городского - 448 тыс. человек. Программой предусмотрено усилить 330 объектов, в первую очередь в городах Нальчик, Прохладный, Терек, Нарткала, Тырныауз.
Особенностью региона является горный рельеф местности.
Республика Ингушетия занимает площадь 19,3 тыс. кв. км (вместе с Чеченской Республикой), численность населения составляет 314,9 тыс. человек, в том числе городского - 133,2 тыс. человек. Программой предусмотрено усилить около 125 объектов, в первую очередь в городах Назрань, Малгобек, Карабулак.
Особенностью региона является горный рельеф местности.
Карачаево - Черкесская Республика занимает площадь 14,1 тыс. кв. км, численность населения составляет 431,3 тыс. человек, в том числе городского - 189,7 тыс. человек. Программой предусмотрено усилить более 20 объектов, в первую очередь в городах Черкесск, Теберда.
Особенностью региона является горный рельеф местности.
Республика Тыва занимает площадь 170,5 тыс. кв. км, численность населения составляет 310,9 тыс. человек, в том числе городского - 149 тыс. человек. Программой предусмотрено усилить 145 объектов, в первую очередь в городах Кызыл, Ак - Довурак, Чадан, Шагонар. Особенностью региона является значительная урбанизация сейсмоактивных территорий.
Группа II регионов имеет прогнозируемую сейсмическую интенсивность 7 - 8 баллов и ниже. В эту же группу входит несколько регионов, где могут происходить и более сильные землетрясения, но либо с невысокой вероятностью, либо на территориях, где плотность населения сравнительно невысока.
Программой предусмотрено, что средства из федерального бюджета используются для проведения первоочередных работ по сейсмоусилению объектов в регионах Российской Федерации начиная с наиболее сейсмоопасных (группа I).
Средства из бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников используются для сейсмоусиления объектов 29 субъектов Российской Федерации.
При проектировании и реализации проектов сейсмоусиления предусматривается экспертиза проектов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 г. N 1008 "О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации".
Проведение комплекса научно - исследовательских работ,
направленных на создание научно - методической базы
Создание научно - методической базы и системы нормативных документов по оценке сейсмической опасности территорий и нормированию сейсмических воздействий включает в себя:
научное сопровождение карт общего сейсмического районирования;
уточнение исходной информации по сейсмичности для крупных городов, ответственных промышленных, энергетических и транспортных объектов;
разработку карт сейсмического микрорайонирования для городов, урбанизированных территорий, площадок размещения крупных промышленных, энергетических и транспортных объектов, включая крупные плотины, аэропорты, морские порты и т.п.; развитие методов инженерных изысканий;
разработку расчетных моделей сейсмических воздействий.
Предполагается осуществить:
разработку нормативных документов по проектированию новых, усилению и реконструкции существующих зданий и сооружений;
разработку эффективных систем сейсмозащиты гражданских и промышленных сооружений, инновационных технологий, системы сейсмоизоляции для снижения сейсмического риска;
уточнение научно обоснованных методов оценки сейсмической уязвимости и сейсмостойкости существующих сооружений;
разработку методики паспортизации зданий и сооружений;
разработку эффективных методов усиления и восстановления существующих зданий и сооружений;
создание на федеральном уровне экспериментальной базы, включая крупные сейсмические платформы, вибростенды, для исследований сейсмостойкости крупных моделей и фрагментов натурных сооружений, в том числе на базе конверсии оборонных отраслей; создание федерального экспериментального центра для исследований сейсмостойкости сооружений на базе экспериментальных стендов Министерства обороны Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно - коммунальному комплексу;
создание региональных экспериментальных центров (камчатского, северокавказского, сахалинского) для исследования сейсмостойкости зданий и иных сооружений, в том числе зданий из местных строительных материалов;
разработку и реализацию новых высокосейсмостойких, энергосберегающих конструкций гражданских и промышленных зданий с применением местных строительных материалов;
разработку новых конструкций и нормативных документов по сейсмостойким фундаментам и основаниям, по транспортным сооружениям (аэропорты, морские порты, мосты, дороги, трубопроводы), усилению и реконструкции эксплуатируемых транспортных сооружений, по энергетическим сооружениям (гидростанции, тепловые станции, плотины, трансформаторные подстанции, сети), по инженерным сетям в сейсмически опасных районах;
разработку и реализацию системы сейсмометрического мониторинга для оперативной оценки состояния сооружений при землетрясении и для уточнения методов расчета сооружений, в том числе путем установки на зданиях и сооружениях инженерно - сейсмометрических станций, включающихся в автоматическом режиме при землетрясении;
разработку нормативных документов по сертификации и лицензированию в области сейсмостойкого строительства;
паспортизацию существующих сооружений;
научно - техническое сопровождение работ по усилению существующих сооружений.
Проведение работ по повышению сейсмической безопасности городов и других населенных пунктов включает в себя:
разработку и совершенствование методов оценки и прогноза сейсмического риска, включая прямой и косвенный риски, и технологий их снижения;
разработку нормативных документов по подготовке населенных пунктов к землетрясениям, по снижению сейсмической уязвимости урбанизированных территорий;
разработку сценариев землетрясений с учетом последних сейсмических катастроф;
разработку и реализацию программ снижения сейсмической уязвимости существующих городов и других населенных пунктов, снижения сейсмического, а также экономического, социального и экологического риска.
Совершенствование нормативной правовой и информационной базы с целью обеспечения сейсмической безопасности предполагает:
формирование и совершенствование законодательной базы по сейсмической безопасности;
разработку нормативных правовых документов по страховой деятельности.
При реализации Программы необходимо осуществлять координацию работ с исполнителями других федеральных программ, а также международное сотрудничество в области сейсмостойкого строительства.
6. Ресурсное обеспечение Программы
Реализация Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников.
За счет средств федерального бюджета планируется финансировать:
осуществление первоочередных мероприятий в относительно крупных населенных пунктах, расположенных в наиболее сейсмоопасных районах (9 - 10 баллов), в том числе усиление наиболее сейсмически уязвимых сооружений;
проведение наиболее важных научно - исследовательских, опытно - конструкторских и технологических работ;
разработку государственных стандартов, нормативных правовых, организационных и методических документов, обеспечивающих функционирование единой государственной системы обеспечения сейсмической безопасности;
создание и совершенствование средств технического, информационного и программно - математического обеспечения управления единой государственной системой обеспечения сейсмической безопасности;
подготовка специалистов для обеспечения деятельности органов управления и контроля единой государственной системы обеспечения сейсмической безопасности.
За счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации планируется финансировать:
осуществление мероприятий в относительно крупных населенных пунктах, расположенных в сейсмоопасных районах (7 баллов и более), в том числе паспортизации и усиления сейсмически уязвимых сооружений;
разработку и реализацию мер по снижению рисков, наиболее характерных для конкретного субъекта Российской Федерации;
осуществление выборочной (по представителям) и сплошной паспортизации зданий и сооружений, расположенных на территории субъекта Российской Федерации;
разработку и реализацию планов усиления зданий и сооружений, включая оценку объектов по ответственности и степени важности для ликвидации последствий землетрясений;
подготовку населения к действиям при землетрясениях;
создание и пополнение резервов материальных ресурсов для ликвидации последствий землетрясений в субъектах Российской Федерации.
Мероприятия Программы с указанием источников финансирования представлены в Приложениях N 1, 2, 3 и 4 .
7. Механизм реализации Программы
Государственным заказчиком Программы является Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно - коммунальному комплексу.
Государственные заказы на выполнение программных мероприятий размещаются посредством заключения государственных контрактов (договоров).
Отбор исполнителей программных мероприятий происходит на конкурсной основе из числа строительных, проектных и научно - исследовательских организаций федерального и регионального уровней. При этом отбор объектов и реализация проектов производятся в соответствии с порядком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", и утвержденными в его развитие нормативными правовыми актами.
Вопросы, имеющие межведомственный характер и важное общегосударственное значение, рассматриваются Межведомственной комиссией по сейсмическому районированию и сейсмостойкому строительству по представлению Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно - коммунальному комплексу.
Выполнение Программы в регионах планируется осуществлять посредством:
формирования (начиная с наиболее сейсмоопасных регионов) комплексных групп специалистов местных и центральных административных и строительных организаций для реализации Программы с использованием существующей нормативной правовой базы;
развертывания скоординированных по срокам и ресурсам программных мероприятий;
создания системы отработки, учета и отчетности на региональном и федеральном уровнях;
формирования предложений по нормативному правовому обеспечению программных мероприятий.
8. Организация управления и контроль
за реализацией Программы
Государственный заказчик осуществляет управление выполнением Программы, обеспечение необходимого научно - технического уровня ее основных мероприятий и контроль за реализацией Программы в соответствии с Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд".
Осуществление работы в регионах (начиная с наиболее сейсмоопасных) планируется и реализуется через соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Определение организаций и предприятий, ответственных за выполнение программных мероприятий, их документальное и техническое оснащение осуществляются с привлечением специалистов центральных институтов, предприятий и учреждений строительного направления уже на первом этапе реализации Программы. Полномасштабное развертывание в регионах работ по Программе планируется в начале второго этапа.
Государственный заказчик осуществляет координацию и взаимодействие с исполнителями других федеральных программ, а также организует рациональное использование международного обмена по Программе.
9. Оценка эффективности социально - экономических
и экологических последствий реализации Программы.
Создание новых рабочих мест
Уроки землетрясений в Турции, на Тайване и в Индии еще раз показывают, что сильное землетрясение может стать социальной и экономической катастрофой в масштабе целой страны.
Около 25 процентов территории Российской Федерации с населением более 20 млн. человек может подвергаться землетрясениям 7 баллов и выше. В районах Северного Кавказа, Сахалина, Камчатки, Курильских островов и Прибайкалья прогнозируются землетрясения интенсивностью 9 баллов и более. Площадь сейсмоопасных районов от 6 до 10 баллов составляет в Российской Федерации 6,4 млн. кв. км. В сейсмически опасных районах России расположено 330 населенных пунктов.
В районе г. г. Сочи, Грозный, Петропавловск - Камчатский, в Прибайкалье и на других густонаселенных территориях Российской Федерации согласно сейсмологическим прогнозам может произойти землетрясение интенсивностью 9 баллов и выше, то есть сопоставимое по масштабам с землетрясением в г. Спитак (Армения, 7 декабря 1988 г.), когда погибло 35 тыс. человек, а материальный ущерб превысил 10 млрд. долларов США.
Растут ожидаемые потери от землетрясений в связи с происходящей урбанизацией территории России, строительством крупных инженерных сооружений (атомные станции, химические комбинаты, высотные плотины и т.п.), разрушение которых может привести к возникновению экологических катастроф. Возрастающую опасность представляют собой землетрясения, вызванные техногенными воздействиями на земную кору, созданием водохранилищ, добычей нефти, газа и твердых полезных ископаемых, закачкой жидких промышленных отходов и так далее.
Реализация Программы позволит, по предварительным оценкам, на 40 - 50 процентов уменьшить потери населения от землетрясений, а в некоторых случаях полностью избежать потерь, в том числе от вторичных эффектов землетрясений.
Затраты на антисейсмическую защиту населения в результате выполнения Программы будут снижены.
Расчетный срок окупаемости затрат на программные мероприятия составит 3,5 - 4 года.
Реализация Программы позволит сохранить и создать около 20 - 30 тыс. рабочих мест.



Приложение N 1
к Федеральной целевой программе
"Сейсмобезопасность территории России"
(2002 - 2010 годы)
МЕРОПРИЯТИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"СЕЙСМОБЕЗОПАСНОСТЬ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ"
(2002 - 2010 ГОДЫ), ФИНАНСИРУЕМЫЕ ЗА СЧЕТ
СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
(млн. рублей, в ценах 2002 года)
----------------------T-----------T---------------------------------¬
¦ Наименование ¦Срок реали-¦ Объем финансирования ¦
¦ мероприятия ¦зации ме- +------T------------T-------------+
¦ ¦роприятия ¦2002 -¦ в том числе¦ направления ¦
¦ ¦ ¦2010 ¦ <*> ¦ расходов ¦
¦ ¦ ¦годы, +-----T------+-------T-----+
¦ ¦ ¦всего ¦2002 ¦2006 -¦капи- ¦НИОКР¦
¦ ¦ ¦ ¦ - ¦2010 ¦тальные¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦2005 ¦годы ¦вложе- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦годы ¦ ¦ния ¦ ¦
+---------------------+-----------+------+-----+------+-------+-----+
¦I. Обеспечение сей- ¦ ¦3443,1¦495 ¦2948,1¦ 3443,1¦ - ¦
¦смоусиления зданий и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦сооружений в сейсмо- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦опасных регионах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ Группа I ¦2002 - 2010¦1876,1¦495 ¦1381,1¦ 1876,1¦ - ¦
¦ ¦ годы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Краснодарский край ¦ ¦ 516,7¦128,1¦ 388,6¦ 516,7¦ - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Камчатская область ¦ ¦ 162,6¦ 67,2¦ 95,4¦ 162,6¦ - ¦
¦<**> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Сахалинская область ¦ ¦ 218,1¦ 50,3¦ 167,8¦ 218,1¦ - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Республика Дагестан ¦ ¦ 242,3¦ 62,7¦ 179,6¦ 242,3¦ - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Республика Бурятия ¦ ¦ 160,3¦ 41,9¦ 118,4¦ 160,3¦ - ¦
¦<**> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Республика Северная ¦ ¦ 152,8¦ 40,5¦ 112,3¦ 152,8¦ - ¦
¦Осетия - Алания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Иркутская область ¦ ¦ 226,4¦ 47,7¦ 178,7¦ 226,4¦ - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Кабардино - Балкар- ¦ ¦ 100 ¦ 24 ¦ 76 ¦ 100 ¦ - ¦
¦ская Республика ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Республика Ингушетия ¦ ¦ 36,3¦ 8,7¦ 27,6¦ 36,3¦ - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Карачаево - Черкес- ¦ ¦ 14,8¦ 12,4¦ 2,4¦ 14,8¦ - ¦
¦ская Республика ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Республика Тыва ¦ ¦ 45,8¦ 11,5¦ 34,3¦ 45,8¦ - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ Группа II ¦2006 - 2010¦1567 ¦ - ¦1567 ¦ 1567 ¦ - ¦
¦ ¦ годы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Ставропольский край ¦ ¦ 148,6¦ - ¦ 148,6¦ 148,6¦ - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Красноярский край ¦ ¦ 139,3¦ - ¦ 139,3¦ 139,3¦ - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Кемеровская область ¦ ¦ 134,7¦ - ¦ 134,7¦ 134,7¦ - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Алтайский край ¦ ¦ 130 ¦ - ¦ 130 ¦ 130 ¦ - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Приморский край ¦ ¦ 130 ¦ - ¦ 130 ¦ 130 ¦ - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Хабаровский край ¦ ¦ 120,8¦ - ¦ 120,8¦ 120,8¦ - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Читинская область ¦ ¦ 116,1¦ - ¦ 116,1¦ 116,1¦ - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Чеченская Республика ¦ ¦ 106,8¦ - ¦ 106,8¦ 106,8¦ - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Республика Саха (Яку-¦ ¦ 92,9¦ - ¦ 92,9¦ 92,9¦ - ¦
¦тия) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Амурская область ¦ ¦ 83,6¦ - ¦ 83,6¦ 83,6¦ - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Республика Адыгея ¦ ¦ 74,3¦ - ¦ 74,3¦ 74,3¦ - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Республика Хакасия ¦ ¦ 69,7¦ - ¦ 69,7¦ 69,7¦ - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Республика Алтай ¦ ¦ 60,4¦ - ¦ 60,4¦ 60,4¦ - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Еврейская автономная ¦ ¦ 55,7¦ - ¦ 55,7¦ 55,7¦ - ¦
¦область ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Магаданская область ¦ ¦ 54,8¦ - ¦ 54,8¦ 54,8¦ - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Усть - Ордынский Бу- ¦ ¦ 23,2¦ - ¦ 23,2¦ 23,2¦ - ¦
¦рятский автономный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦округ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Чукотский автономный ¦ ¦ 13,9¦ - ¦ 13,9¦ 13,9¦ - ¦
¦округ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Корякский автономный ¦ ¦ 12,1¦ - ¦ 12,1¦ 12,1¦ - ¦
¦округ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦II. Проведение научно¦ ¦ 92 ¦ 48,8¦ 43,2¦ 1,5¦ 90,5¦
¦- исследовательских и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦опытно - конструктор-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ских работ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1. Оценка сейсмичес- ¦2002 - 2010¦ 26,6¦ 22,1¦ 4,5¦ - ¦ 26,6¦
¦кой опасности терри- ¦ годы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦торий: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1) научное сопровож- ¦2002 - 2010¦ 6,4¦ 1,9¦ 4,5¦ - ¦ 6,4¦
¦дение карт общего ¦ годы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦сейсмического райони-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦рования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(предоставление ис- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ходных сейсмологичес-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ких данных на основе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦карт общего сейсми- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ческого районирования¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦для обеспечения работ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦по уточнению сейсми- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ческой опасности. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Уточнение каталога ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦землетрясений на тер-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ритории Российской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Федерации и сопре- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦дельных территориях) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2) уточнение исходной¦2002 - 2005¦ 4,6¦ 4,6¦ - ¦ - ¦ 4,6¦
¦сейсмичности для ¦ годы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦крупных населенных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦пунктов и ответствен-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ных промышленных объ-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ектов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(создание научно - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦методических основ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦исходной сейсмичнос- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ти, разработка норма-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦тивно - методических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦документов) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3) разработка карт ¦2002 - 2005¦ 13,8¦ 13,8¦ - ¦ - ¦ 13,8¦
¦сейсмического микро- ¦ годы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦районирования для го-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦родов, населенных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦пунктов и территорий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦размещения ответ- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ственных промышленных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦объектов. Развитие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦методов инженерных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦изысканий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(совершенствование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦научно - методических¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦основ сейсмического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦микрорайонирования, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦оценки и прогноза ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦вторичных сейсмичес- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ких опасностей при- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦родного и техногенно-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦го характера, оценки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦разрывных тектоничес-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ких нарушений, разра-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ботка нормативно - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦методических докумен-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦тов) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4) разработка расчет-¦2002 - 2005¦ 1,8¦ 1,8¦ - ¦ - ¦ 1,8¦
¦ных моделей сейсми- ¦ годы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ческих воздействий на¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦здания и сооружения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(разработка норматив-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦но - методических до-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦кументов по расчетным¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦моделям сейсмических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦воздействий на здания¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦и сооружения) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2. Обеспечение сейс- ¦2002 - 2010¦ 38,6¦ 14,6¦ 24 ¦ 1,5¦ 37,1¦
¦мической безопасности¦ годы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦зданий и сооружений: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1) разработка и со- ¦2002 - 2010¦ 1,8¦ 0,6¦ 1,2¦ - ¦ 1,8¦
¦вершенствование сис- ¦ годы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦темы нормативных до- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦кументов с учетом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦последствий разруши- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦тельных землетрясений¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2) обеспечение сейс- ¦2002 - 2010¦ 27,1¦ 8,2¦ 18,9¦ 1,5¦ 25,6¦
¦мической безопасности¦ годы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦гражданских и промыш-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ленных сооружений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦разработка системы ¦2002 - 2010¦ 6 ¦ 1,8¦ 4,2¦ - ¦ 6 ¦
¦нормативных докумен- ¦ годы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦тов по проектированию¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦новых, усилению и ре-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦конструкции существу-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ющих зданий и соору- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦жений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦разработка новых эф- ¦2002 - 2010¦ 6 ¦ 1,8¦ 4,2¦ - ¦ 6 ¦
¦фективных систем ¦ годы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦сейсмозащиты граж- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦данских и промышлен- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ных сооружений повы- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦шенной сейсмостойкос-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ти для нового строи- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦тельства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(разработка эффектив-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ных систем сейсмоза- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦щиты гражданских и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦промышленных сооруже-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ний повышенной сейс- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦мостойкости и иннова-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ционных технологий, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦системы сейсмоизоля- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ции для снижения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦сейсмического риска ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦при расчетных и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦сверхрасчетных сейс- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦мических воздействи- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ях; разработка и реа-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦лизация новых высоко-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦сейсмостойких, энер- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦госберегающих конс- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦труктивных систем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦гражданских и промыш-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ленных зданий с при- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦менением местных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦строительных материа-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦лов, разработка сис- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦темы нормативных до- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦кументов по проекти- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦рованию сейсмостойких¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦фундаментов и основа-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ний) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦проведение сейсмомет-¦2002 - 2010¦ 4,1¦ 1,3¦ 2,8¦ 0,6¦ 3,5¦
¦рического мониторинга¦ годы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦с целью эксперимен- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦тального уточнения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦расчетных моделей со-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦оружений (разработка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦современных экспери- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ментальных методов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦оценки сейсмостойкос-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ти существующих соо- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ружений, организация ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦сейсмометрического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦мониторинга и опреде-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ление структуры инже-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦нерно - сейсмометри- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ческих станций) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦совершенствование ме-¦2002 - 2010¦ 5,0¦ 1,5¦ 3,5¦ 0,9¦ 4,1¦
¦тодики и развитие ¦ годы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦нормативной базы пас-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦портизации строитель-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ных сооружений (соз- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦дание федеральной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦экспериментальной ба-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦зы и федерального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦экспериментального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦центра для исследова-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ний по сейсмостойкос-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ти сооружений на базе¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦экспериментальных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦стендов Министерства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦обороны Российской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Федерации и Государс-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦твенного комитета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Российской Федерации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦по строительству и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦жилищно - коммуналь- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ному комплексу. Раз- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦витие и реализация ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦методической базы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦паспортизации зданий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦и сооружений) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3) обеспечение транс-¦2002 - 2010¦ 3,7¦ 1,9¦ 1,8¦ - ¦ 3,7¦
¦портной доступности ¦ годы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦сейсмоопасных терри- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦торий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦оценка состояния ¦2002 - 2010¦ 0,9¦ 0,3¦ 0,6¦ - ¦ 0,9¦
¦тра

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.09.2001 n 660 (ред. от 03.07.2003, с изм. от 21.10.2004) О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ НА 2002 - 2006 ГОДЫ  »
Постановления и Указы »
Читайте также