ПРИКАЗ МНС РФ от 05.08.2002 n БГ-3-10/411 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОРЯДКУ ВЕДЕНИЯ В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ КАРТОЧЕК ЛИЦЕВЫХ СЧЕТОВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ, ПЛАТЕЛЬЩИКОВ СБОРОВ И НАЛОГОВЫХ АГЕНТОВ


МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПРИКАЗ
от 5 августа 2002 г. N БГ-3-10/411
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ПОРЯДКУ ВЕДЕНИЯ В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ КАРТОЧЕК
ЛИЦЕВЫХ СЧЕТОВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ, ПЛАТЕЛЬЩИКОВ
СБОРОВ И НАЛОГОВЫХ АГЕНТОВ
В целях обеспечения надлежащего первичного учета и контроля за поступлением налогов (сборов) и других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Рекомендации по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.
2. Признать утратившими силу:
Инструкцию N 26 "О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно - бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей", утвержденную Приказом Госналогслужбы России от 15.04.1994 N ВГ-3-13/23;
Приказ Госналогслужбы России от 01.09.1995 N ВГ-3-13/59 "О внесении изменений в Приказ Государственной налоговой службы Российской Федерации от 15.04.1994 N ВГ-3-13/23";
Приказ Госналогслужбы России от 20.11.1995 N ВГ-3-13/80 "О дополнении Инструкции N 26 "О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно - бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей".
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра Российской Федерации по налогам и сборам Ф.К. Садыгова.
Министр Российской Федерации
по налогам и сборам
Г.И.БУКАЕВ



Утверждены
Приказом МНС России
от 5 августа 2002 г. N БГ-3-10/411
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОРЯДКУ ВЕДЕНИЯ В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ КАРТОЧЕК
ЛИЦЕВЫХ СЧЕТОВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ, ПЛАТЕЛЬЩИКОВ
СБОРОВ И НАЛОГОВЫХ АГЕНТОВ
Рекомендации разработаны на основании законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и бюджетного законодательства Российской Федерации.
I. Общие положения
1. Настоящие Рекомендации устанавливают порядок отражения в карточках лицевых счетов по налогу (сбору, взносу) (форма N 6, далее - КЛС) всех операций, связанных с расчетами налогоплательщиков (плательщиков сборов), налоговых агентов с бюджетами всех уровней Российской Федерации.
КЛС является документом, в котором фиксируются:
- исчисленные налогоплательщиками и начисленные налоговыми органами, иными уполномоченными органами к уплате (доплате) суммы налогов, сборов, установленных законодательством о налогах и сборах;
- уплаченные и поступившие в бюджет суммы налогов и сборов;
- отсроченные (рассроченные), приостановленные к взысканию и реструктурируемые суммы налогов, сборов и иных обязательных платежей;
- начисленные за несвоевременную или неполную уплату налогов и сборов и уплаченные суммы пеней;
- начисленные и уплаченные суммы процентов за пользование бюджетными средствами;
- доначисленные (уменьшенные) по результатам налоговой проверки суммы налогов (сборов), пеней;
- исчисленные налогоплательщиком к уменьшению суммы налогов и сборов;
- возвраты или зачеты излишне уплаченных или взысканных сумм налогов и сборов;
- возмещение налога на добавленную стоимость в порядке возврата или зачета;
- начисленные и возмещенные налогоплательщикам суммы процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов (сборов), а также за несвоевременное возмещение налога на добавленную стоимость.
Налоговые органы обязаны вести КЛС по каждому налогоплательщику и по каждому налогу или сбору, установленному законодательством о налогах и сборах. Если налогоплательщик также является налоговым агентом, то по такому налогоплательщику открывается дополнительная(ые) КЛС с признаком "Налоговый агент".
Налоговые органы также обязаны вести реестры (форма N 25) поступлений, возвратов, зачетов и выплат, вспомогательные книги, журналы и реестры, обеспечивающие полный учет поступающих в налоговые органы документов, подтверждающих правомерность проведения в КЛС начислений, проведение операций, перечисленных в настоящем пункте.
2. Постановка на учет налогоплательщиков (плательщиков сборов), налоговых агентов осуществляется в соответствии с порядком, установленным статьями 83, 84, 144 и 335 Налогового кодекса Российской Федерации.
После постановки на учет или снятия с учета налогоплательщиков налоговые органы передают в органы федерального казначейства информацию в соответствии с совместным Приказом Министерства финансов Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21.02.2001 N 14н/БГ-3-09/51 "Об утверждении порядка обмена информацией между территориальными органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации в ходе исполнения федерального бюджета по доходам и налоговыми органами" для осуществления функций, возложенных на них бюджетным законодательством.
3. По каждому налогоплательщику (плательщику сборов), налоговому агенту КЛС открываются в налоговом органе по месту постановки на учет при наличии обязанности по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
4. Налоговые органы, осуществляющие ведение КЛС вручную (при отсутствии автоматизированной обработки данных КЛС), все записи в книгах, журналах учета, реестрах и КЛС производят чернилами или пастой шариковой ручки на основании первичных документов, подтверждающих их достоверность, и в хронологическом порядке. Записи должны вестись аккуратно, помарки и подчистки записей не допускаются.
Книги по учету бланков строгой отчетности должны быть пронумерованы, прошнурованы, подписаны руководителем налогового органа и скреплены печатью.
5. Исправление ошибок, допущенных налоговыми органами при ведении КЛС, производится путем проведения операции "сторно".
Ошибочная запись в КЛС сторнируется и в комментарии делается запись "Сторно операции от __ (указывается дата занесения неверной записи)". После чего заносятся правильные данные. Сторнирование ошибочной записи и занесение правильных данных производятся в КЛС по дате обнаружения ошибки и внесения соответствующих исправлений. Не допускается нарушение хронологии ведения записей в КЛС.
В случае ведения КЛС на бумажных носителях после сторнирования ошибочной записи и занесения правильных данных на полях против соответствующей строки делается пометка "исправлено" за подписью лица, производившего исправление, с указанием даты исправления и оснований, по которым вносится исправление.
Проведение в КЛС операций "к доплате" или "к уменьшению" на основании представленных налогоплательщиками (плательщиками сборов), налоговыми агентами дополнений и изменений налоговых деклараций (расчетов) за соответствующие отчетные (налоговые) периоды также осуществляется в хронологическом порядке.
В случае ошибочного занесения записи в КЛС другого налогоплательщика (плательщика сбора), налогового агента или в КЛС по другому налогу (сбору, взносу) применяется аналогичная операция исправления ошибок. При этом указывается, куда перенесены данные, и делается отметка о дате проведения операции. В другой КЛС указывается, откуда перенесены записи. На полях против соответствующей строки делается пометка "перенесено в карточку лицевого счета по налогу..." за подписью лица, проводившего такую операцию, с указанием даты и оснований, по которым проводится эта операция.
6. В зависимости от закрепленных приказом руководителя налогового органа функциональных обязанностей работниками соответствующих отделов ведутся реестры, книги и журналы учета КЛС и составляется отчетность по формам, утверждаемым приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам на каждый отчетный год в установленном порядке.
7. Принципы учета налогов, сборов и иных обязательных платежей, а также порядок исправления выявленных ошибок, установленные настоящими Рекомендациями, сохраняют свое значение в полном объеме как в условиях ручного ведения КЛС, так и в режиме автоматизированной обработки данных КЛС. При автоматизированной обработке данных КЛС формы журналов учета, реестров, ведомостей могут быть изменены и заменены выходными формами программного обеспечения, которые обязаны содержать все установленные настоящими Рекомендациями показатели и реквизиты.
При ведении КЛС в автоматизированном режиме на 1 января каждого года делается копия всей информационной базы данных за год на магнитные носители и архивируется. По окончании архивирования базы данных КЛС составляется "Протокол о проведении архивирования базы данных на 1 января текущего года" за подписью руководителя налогового органа, начальника отдела, ответственного за архивирование базы данных. Архивированные базы данных КЛС на магнитных носителях подлежат хранению в несгораемом шкафу в течение 5 лет.
Архивированные данные КЛС ликвидированных или реорганизованных организаций на магнитных носителях и КЛС на бумажных носителях хранятся в налоговом органе в течение 5 лет с даты ликвидации или реорганизации организации, по физическому лицу - в течение 3 лет с даты снятия с учета в налоговом органе.
В течение года на каждое первое число месяца делаются резервные копии информационной базы данных на магнитных носителях, которые хранятся в течение текущего года.
В конце рабочего дня после разноски в КЛС начисленных и поступивших сумм платежей делается резервная копия информационной базы данных за день на магнитных носителях, которая хранится в течение двух дней.
8. При автоматизированной обработке информации должны использоваться программные средства разграничения доступа, которые позволяют обеспечить:
- определение состава пользователей, имеющих право доступа обращения к системе баз данных и хранящейся в ней информации;
- определение и изменение паролей пользователей;
- идентификацию и проверку подлинности пользователя при каждом его входе в систему;
- определение и изменение полномочий (функций) пользователей в системе;
- идентификацию действий пользователей по добавлению или изменению информации, хранящейся в системе;
- использование средств автоматизированного аудита действий пользователей, защиты целостности архивных копий документов с использованием электронно - цифровой подписи (далее - ЭЦП), а также шифрования информации на носителях.
9. КЛС содержат сведения, относящиеся к служебной тайне налоговых органов. Документы и носители, содержащие такую информацию, подлежат защите в установленном порядке.
10. Функциональные обязанности по ведению КЛС должны быть определены соответствующим приказом руководителя налогового органа. Указанным приказом должны быть определены структурные подразделения, отвечающие за своевременность и полноту проведения начислений, занесения информации из платежных документов в КЛС, своевременность проведения в КЛС решений об изменении сроков уплаты, правильность ведения учета доходов бюджетов и внебюджетных фондов, сохранность всех документов, подтверждающих факт начислений, уплат, возвратов и зачетов.
11. Работники отделов, осуществляющие контроль за доходами бюджетов и взаимодействие с органами федерального казначейства, финансовыми органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, несут ответственность за правильность ведения учета доходов бюджетов и внебюджетных фондов, а также за сохранность всех документов, являющихся основанием для проведения соответствующих операций в КЛС.
Учет доходов бюджетов и внебюджетных фондов ведется в соответствии с Классификацией доходов бюджетов Российской Федерации, утвержденной Приказом Минфина России от 25 мая 1999 г. N 38н, с изменениями и дополнениями.
Работники отделов, ответственных за формирование статистической налоговой отчетности, обеспечивают достоверность данных форм отчетности, закрепленных за данным подразделением в соответствии с функциональными обязанностями, утвержденными руководителем налогового органа.
12. Копии КЛС на бумажных носителях предоставляются подразделением, осуществляющим администрирование базы данных КЛС, правоохранительным, судебным органам, судебным приставам - исполнителям по мотивированным запросам в соответствии с установленным порядком после соответствующей проверки КЛС работниками, ответственными за ввод начисленных и уплаченных сумм. Копии (распечатки) КЛС в указанных случаях направляются с сопроводительным письмом с грифом ДСП или передаются официальному представителю поименованных органов под подпись. На копиях (распечатках) КЛС ставится дата и подпись начальника отдела, предоставляющего данные копии (распечатки).
Копии (распечатки) КЛС предоставляются также должностным лицам вышестоящего налогового органа в ходе проверок налоговых органов вышестоящими налоговыми органами в период осуществления проверки, а также специалистам, осуществляющим выездные налоговые проверки в пределах их компетенции, в соответствии с утвержденными должностными инструкциями. На передаваемой копии (распечатке) проставляется дата и подпись начальника отдела, осуществляющего передачу данных КЛС. Копия КЛС выдается проверяющему лицу под подпись.
В случае ведения КЛС на бумажных носителях копии КЛС передаются работниками, ответственными за ведение КЛС, в соответствующие отделы налогового органа на основании служебной записки, в которой указывается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП), период, за который необходимо представить информацию, перечень налогов (сборов) и обоснование для выдачи информации, содержащейся в КЛС.
Сводные отчетные данные по налогам и сборам предоставляются органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и иным внешним пользователям в рамках заключенных соглашений и приказов по взаимодействию и обмену информацией в порядке, определяемом законодательством и соглашением между указанными органами и налоговыми органами.
II. Порядок открытия карточек лицевых счетов
налогоплательщиков, плательщиков сборов (организаций
и индивидуальных предпринимателей) и налоговых агентов
(организаций и индивидуальных предпринимателей)
1. Открытие КЛС вновь созданных, реорганизованных организаций или переданных из другого налогового органа организаций и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей осуществляется только после завершения процедуры постановки их на учет в налоговом органе, присвоения им ИНН и КПП.
На основании учредительных документов отделами налогообложения юридических лиц и отделами контроля за налогообложением физических лиц совместно с юридическим отделом налогового органа определяется предварительный перечень налогов (сборов), обязательных к уплате конкретным налогоплательщиком, а также перечень льгот, предоставленных налогоплательщику (указывается код льготы в соответствии с "Ведомственным классификатором налоговых льгот", утвержденным Приказом Госналогслужбы России от 23.03.98 N АП-3-14/53). Указанная информация представляется в отдел по учету налогоплательщиков для включения в базу данных информационных ресурсов по учету налогоплательщиков, а также в отдел, осуществляющий администрирование базы данных КЛС, для открытия КЛС с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора, т.е. с момента представления налогоплательщиком налоговых деклараций (расчетов), или уплаты налога (сбора), или других обстоятельств, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Первоначальные сведения о налогоплательщиках (плательщиках сборов), включая сведения о предоставленных им льготах по налогам (сборам) и присвоенных ИНН и КПП, включаются в единую автоматизированную информационную систему обработки данных налоговых органов (АИС "Налог").
КЛС (форма N 6) по соответствующим видам налогов (сборов) открываются по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства индивидуальных предпринимателей, месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению, по месту нахождения участка недр.
По результатам постановки налогоплательщика на учет в налоговом органе для целей учета платежей по налогам и сборам должны открываться отдельные КЛС по каждому территориально обособленному объекту налогообложения одного типа.
Так, наличие у одной организации нескольких объектов налогообложения одного типа (например, нескольких земельных участков или других видов имущества, находящихся на территории разных муниципальных образований) является основанием для ведения в налоговых органах отдельных КЛС по каждому объекту налогообложения конкретного типа, характеризующегося принадлежностью к территории определенного муниципального образования с определенным кодом ОКАТО, на территории которого мобилизуются денежные средства от уплаты налога (сбора).
В каждой КЛС должны быть указаны ИНН, КПП налогоплательщика (плательщика сборов), код Классификации доходов бюджетов Российской Федерации (КБК) и ОКАТО.
В случае поступления платежей от налогоплательщиков (плательщиков сборов), налоговых агентов, не состоящих на учете в данном налоговом органе, КЛС не открываются, информация по ним заносится в ведомость невыясненных платежных документов по форме N 48 до установления всех реквизитов налогоплательщика или ввода информации в базу данных информационных ресурсов по учету налогоплательщиков.
До выяснения всех необходимых реквизитов указанные платежи относятся к невыясненным поступлениям.
2. КЛС открываются на каждый год:
- по действующим организациям и индивидуальным предпринимателям - с начала года;
- по вновь созданным, реорганизованным организациям или переданным из другого налогового органа организациям и вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателям - с момента их постановки на учет в данном налоговом органе.
III. Документы, на основании которых
в карточках лицевых счетов налогоплательщиков,
плательщиков сборов (организаций и индивидуальных
предпринимателей) и налоговых агентов (организаций
и индивидуальных предпринимателей) отражаются
исчисленные к уплате (доплате, уменьшению,
возмещению) суммы налогов и сборов
Исчисление сумм налогов (сборов) и других обязательных платежей производится налогоплательщиками (плательщиками сборов), налоговыми агентами - организациями и индивидуальными предпринимателями или соответствующими органами, на которые законодательством возложена обязанность исчисления сумм платежей, подлежащих уплате.
1. Начисление (доначисление, уменьшение) сумм налогов и сборов в КЛС проводится подразделениями налоговых органов, которые в соответствии с приказом руководителя налогового органа отвечают за своевременность и полноту проведения начислений в КЛС.
Проведение в КЛС начисленных к уплате (доплате, уменьшению) сумм налога (сбора), пени и штрафов осуществляется на основании следующих документов:
- налоговых деклараций (расчетов);
- дубликатов патентов на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектом малого предпринимательства;
- заявлений налогоплательщиков о дополнении и изменении налоговых деклараций с приложением уточненных (дополнительных) налоговых деклараций (расчетов);
- решений о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по результатам рассмотрения материалов налоговых проверок;
- решений об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки;
- судебных актов об изменении начисленных сумм;
- решений вышестоящих налоговых органов по ранее принятым решениям нижестоящих налоговых органов по результатам рассмотрения материалов налоговых проверок;
- иных документов.
Исчисленные к уплате суммы налогов и сборов проводятся в КЛС по мере поступления налоговых деклараций (расчетов) от налогоплательщиков (плательщиков сборов), налоговых агентов по установленному законодательством о налогах и сборах сроку того отчетного (налогового) периода, за который представлена налоговая декларация (расчет).
Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сборов), налогового агента по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной по установленной форме, и обязан по просьбе налогоплательщика (плательщика сборов), налогового агента проставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее представления. При получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган обязан передать налогоплательщику (плательщику сборов), налоговому агенту квитанцию о приемке в электронном виде. При отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи следует руководствоваться положениями Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденного Приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169.
Исчисленные к уплате суммы налогов (сборов) по первоначальным декларациям (расчетам) проводятся по установленному законодательством сроку. Указанные начисления могут быть проведены в КЛС досрочно (до наступления установленного срока) при условии досрочной уплаты налогов (сборов) за этот же отчетный (налоговый) период. Исчисленные суммы налогов (сборов) по уточненным (дополнительным) налоговым декларациям (расчетам), которые являются вторичными по отношению к первоначальной налоговой декларации (расчету), проводятся в КЛС не позднее пяти рабочих дней со дня получения (регистрации в налоговом органе) указанных документов. В случае поступления первоначальной налоговой декларации (расчета) за соответствующий отчетный (налоговый) период в налоговый орган после установленного срока уплаты налога (сбора) за этот период начисление сумм налогов (сборов) по указанной декларации проводится в КЛС не позднее пяти рабочих дней со дня ее получения (регистрации в налоговом органе).
В случае, если первоначальная налоговая декларация (расчет) за соответствующий отчетный (налоговый) период предполагает уменьшение подлежащих к уплате сумм налога, такой расчет проводится в КЛС не позднее пяти рабочих дней со дня регистрации в налоговом органе, по дате представления (регистрации) в налоговый орган. При этом следует иметь в виду, что если в последующем налогоплательщиком (плательщиком сборов), налоговым агентом по этому же сроку будет представлена уточненная (дополнительная) налоговая декларация (расчет) к доплате или в ходе налоговой проверки будет выявлен факт занижения первоначально исчисленных к уплате сумм налогов (сборов), необходимо произвести доначисление пени не только за период со дня, следующего за установленным законодательством о налогах и сборах сроком уплаты налога (сбора) по дату его фактической уплаты, но и за период со дня проведения в КЛС уменьшения начислений до установленного срока уплаты налога (сбора) включительно.
Представленные в налоговый орган документы о суммах налога (сбора), подлежащих уплате, регистрируются работниками подразделений налогового органа, проводящими их принятие и камеральную проверку, в журнале регистрации принятых к учету налоговых деклараций (расчетов) налогоплательщиков (плательщиков сборов), налоговых агентов по налогу (форма N 34). Начисленные к уплате суммы налогов (сборов) проводятся в КЛС работниками отделов, осуществляющих проверку указанных начислений.
По тем решениям налоговых органов по результатам налоговых проверок, по которым имеются вступившие в законную силу судебные акты, необходимые изменения проводятся в КЛС работниками налогового органа, проводящими налоговые проверки, в срок не позднее трех дней с даты поступления (регистрации в налоговом органе) указанного судебного акта.
Решения по результатам налоговых проверок, а также изменения по судебным актам регистрируются в реестре по форме N 35.
2. В случае представления налогоплательщиком уточненной (дополнительной) налоговой декларации (расчета) за предыдущие отчетные (налоговые) периоды суммы доначисленного (уменьшенного) налогоплательщиком налога (сбора) проводятся в КЛС не позднее пяти рабочих дней с даты регистрации этой декларации (расчета) в налоговом органе по дате регистрации в налоговом органе, независимо от того, проведена или нет ее камеральная проверка.
При этом в автоматизированном режиме одновременно осуществляется расчет сумм пени, подлежащих доплате или списанию по уточненной (дополнительной) налоговой декларации (расчету) за предыдущие отчетные (налоговые) периоды.
Суммы пени, подлежащие к доплате или списанию за истекший период, проводятся в КЛС одновременно с доначисленной или уменьшенной суммой налога (сбора). Начисление или списание пеней на сумму доначисленного или уменьшенного налога (сбора) осуществляется с учетом имеющихся недоимок или переплат по данному налогу. Наличие переплат по другим налогам в расчет не принимается.
Уточненной (дополнительной) налоговой декларацией (расчетом) является налоговая декларация, представленная налогоплательщиком взамен ранее представленной в соответствии с установленными законодательством о налогах и сборах сроками за соответствующий отчетный (налоговый) период в случае обнаружения им в поданной налоговой декларации (расчете) неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению (завышению) суммы налога (сбора), подлежащей уплате.
По дополнительным (уточненным) налоговым декларациям (расчетам) в КЛС проводится разница к доплате или уменьшению между первоначальной и дополнительной (уточненной) налоговой декларацией (расчетом).
Если налогоплательщиком представлена уточненная (дополнительная) налоговая декларация (расчет), предполагающая доначисление (уменьшение) налога (сбора) за текущий отчетный период (месяц, квартал), по которому в налоговый орган в соответствии с установленными законодательством сроками ранее уже была представлена налоговая декларация (расчет), данные которой еще не проведены в КЛС и по которой еще не наступил установленный срок уплаты налога (сбора), то в КЛС проводится сальдированная сумма начислений, т.е. с учетом данных уточненной (дополнительной) налоговой декларации (расчета).
Если налогоплательщиком представлена уточненная (дополнительная) налоговая декларация (расчет) к доплате или уменьшению по отношению к первоначальной налоговой декларации (расчету) после истечения установленного срока уплаты налога (сбора) за соответствующий отчетный (налоговый) период, то доначисление или уменьшение сумм налога (сбора) проводится в КЛС отдельной записью. При этом дата записи операции по начислениям должна в обязательном порядке соответствовать дате фактического ввода данных уточненной (дополнительной) налоговой декларации (расчета) в КЛС. Датой документа по уточненным (дополнительным) налоговым декларациям (расчетам) для налоговых органов считается дата получения (регистрации) уточненной (дополнительной) налоговой декларации (расчета) налоговым органом.
3. Пени на дополнительно начисленные в ходе налоговой проверки суммы налога (сбора), а также налоговые санкции по актам выездных налоговых проверок проводятся в КЛС на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа одновременно с доначисленными суммами налога (сбора) по дате решения руководителя (его заместителя) налогового органа. Проводка в КЛС доначисленных по результатам налоговых проверок сумм налога (сбора), пеней и налоговых санкций осуществляется не позднее пяти рабочих дней с даты подписания соответствующего решения руководителем (его заместителем) налогового органа.
При передаче указанного решения в отдел, в функциональные обязанности которого входит проведение в КЛС начисленных к уплате сумм налогов (сборов) по результатам рассмотрения материалов выездных налоговых проверок, должна быть указана дата, по которую начислены пени, сумма которых указана в решении.
Для сохранения непрерывности временного периода, за который производится начисление пеней, их дальнейшее начисление на сумму налога (сбора) к доплате производится в автоматизированном режиме, начиная со следующего дня за той датой, по которую начислены пени, отраженные в решении руководителя налогового органа, по день фактической уплаты доначисленной суммы налога (сбора) включительно.
4. Пени и налоговые санкции, начисленные по результатам камеральных проверок, проводятся в КЛС одновременно с доначисленными суммами налога (сбора).
Начисление пени на доначисленную сумму налога (сбора) по результатам камеральной налоговой проверки производится со следующего дня за установленным сроком уплаты налога (сбора) по день фактической уплаты доначисленной суммы налога (сбора) включительно.
5. Начисление пени на сумму налога (сбора), подлежащую доплате, производится с учетом имеющихся переплат и недоимок в соответствующие отчетные (налоговые) периоды по этому же налогу (сбору). Наличие переплат по другим налогам (сборам) не принимается в расчет при исчислении пени на сумму недоимки по тому налогу (сбору), по которому представлен уточненный расчет к доплате или по которому в ходе налоговой проверки выявлены суммы налога (сбора), подлежащие к доплате.
По налогу на прибыль, налогу на игорный бизнес и единому налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, по которым перечисление в различные уровни бюджета осуществляется отдельными платежными поручениями, пени на недоимку по одному бюджету начисляются независимо от имеющихся переплат по другому бюджету.
Проводка в КЛС уточненных (дополнительных) налоговых деклараций (расчетов) к доплате (уменьшению) и сумм доначисленных или списанных пеней осуществляется работниками отделов, осуществляющих камеральную проверку указанных налоговых деклараций (расчетов).
6. В поле КЛС, предназначенном для комментариев, по показателю "Срок уплаты" указывается дата установленного срока уплаты налога по первоначальной налоговой декларации (расчету) за тот отчетный (налоговый) период, по которому вносятся исправления. В показателе "Наименование операции" указывается: "по перерасчету, расчет N 2 (3, 4 и т.д.) по сроку ________".
7. С 1 января 1999 года при начислении или списании пеней, начисленных на сумму налога (сбора), подлежащего доплате или уменьшению за предыдущие периоды, применяется процентная ставка пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.
Во избежание двойного сложения пеней при осуществлении пересчета пеней по уточненным (дополнительным) налоговым декларациям (расчетам) к уменьшению за период с 01.01.99 до 13.08.99 необходимо учитывать суммы ранее сложенных пеней в соответствии с Приказом МНС России от 03.09.99 N АП-3-09/290.
8. При расчете общей суммы начисленных к уплате налогов (сборов) и пеней по текущему году суммы налогов и пеней по перерасчетам, произведенным в результате представления уточненных (дополнительных) налоговых деклараций (расчетов) и проведения в КЛС результатов налоговых проверок, включаются в начисления текущего года.
9. Доначисление или сложение пеней на доначисленную или уменьшенную сумму налога (сбора) производится с 01.01.99 со следующего дня за установленным сроком уплаты налога (сбора), т.е. в том же порядке, в котором производилось первоначальное начисление пеней.
10. Сальдо расчетов с бюджетом по состоянию на 1 января текущего года и на даты, предшествующие дате проведения в КЛС данных уточненных (дополнительных) налоговых деклараций (расчетов), изменению не подлежат.
Данные налоговых деклараций (расчетов) к уменьшению могут быть проведены в КЛС в течение трех лет со дня уплаты налога (сбора) по первоначальной налоговой декларации (расчету).
IV. Документы, на основании которых
в карточках лицевых счетов налогоплательщиков,
плательщиков сборов (организаций и индивидуальных
предпринимателей) и налоговых агентов (организаций
и индивидуальных предпринимателей) отражаются
уплаченные (возвращенные) и зачисленные
в бюджет или внебюджетные фонды суммы
налогов и сборов
1. Документы, поступающие из органов федерального казначейства, финансовых органов субъектов Российской Федерации и финансовых органов муниципальных образований, на основании которых в КЛС проводятся уплаченные, зачтенные или возвращенные суммы налоговых платежей:
- копии платежных поручений налогоплательщика на бумажном носителе или полноформатные электронные платежные документы, имеющие юридическую силу, - в случае, если в регионе применяется система электронных платежей;
- копии квитанций кредитных организаций об уплате, если налоговые платежи осуществляются наличными денежными средствами через их отделения;
- копии инкассовых поручений налоговых органов на бумажном носителе или полноформатные электронные платежные документы, имеющие юридическую силу, - в случае, если в регионе применяется система электронных платежей;
- копии мемориальных ордеров о частичной уплате;
- почтовые извещения (документ, выдаваемый организацией связи, свидетельствующий о перечислении средств);
- исполненные заключения налогового органа по форме N 21 о зачете или возврате платежей с приложением копий платежных документов финансовых органов;
- иные платежные документы, подтверждающие погашение задолженности по платежам в бюджет (внебюджетные фонды).
У индивидуальных предпринимателей, имеющих ИНН, отражение уплаченных в бюджет или возмещенных из бюджета сумм платежей производится на основании вышеназванных документов.
Учет сумм налогов (сборов), удержанных налоговым агентом (источником выплаты доходов) с доходов физических (юридических) лиц и перечисленных налоговыми агентами в бюджет, осуществляется в отдельной КЛС с признаком "Налоговый агент".
2. Сводный реестр о поступлении доходов с приложением справок по видам доходов и копий платежных документов, зачисляемых непосредственно на балансовые счета 40201, 40204 "Средства бюджетов субъектов Российской Федерации" и "Средства местных бюджетов", представляется финансовыми органами на основании совместных приказов либо соглашений о взаимодействии с соответствующими органами.
V. Порядок учета в карточках
лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков
сборов (организаций и индивидуальных предпринимателей)
и налоговых агентов (организаций и индивидуальных
предпринимателей) платежей, поступивших на
соответствующие счета по учету доходов
бюджета или внебюджетного фонда
1. Записи о поступлении платежей в КЛС заносятся работниками структурных подразделений, ответственных за ввод данных, не позднее трех рабочих дней с момента получения платежных документов, указанных в разделе IV настоящих Рекомендаций.
На справках по видам доходов органов федерального казначейства, финансовых органов, к которым приложены платежные документы, необходимо делать отметку об исполнении (дата и подпись исполнителя).
2. При электронной обработке документов, когда налоговые органы получают полноформатные электронные платежные документы, распечатка электронных документов не производится. Отметка об исполнении (дата, сумма, подпись исполнителя) делается на сводном реестре к выпискам банковских счетов. Работник налогового органа, ответственный за ввод данных, должен проверить:
- правильность зачисления налога (сбора) или иного обязательного платежа и отнесения уплаченных сумм на соответствующие подразделы Классификации доходов бюджетов Российской Федерации;
- соответствие указанных статей и подстатей классификации, на которые следует перечислить названный в платежном документе налог (сбор) или иной обязательный платеж;
- соответствие реквизитов плательщика, указанных в платежных документах, данным базы налоговых органов по учету налогоплательщиков;
- правильность заполнения поля платежного документа "Назначение платежа" в соответствии с согласованным с Банком России совместным Приказом МНС России, ГТК России и Минфина России от 01.10.2001 N БГ-3-10/373/961/80н "Об утверждении Правил указания информации в полях "Плательщик", "Получатель" и "Назначение платежа" расчетных документов на перечисление платежей на счета по учету доходов и средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также взыскание недоимок, пеней и штрафов" (зарегистрирован в Минюсте России 05.12.2001 N 3070).
3. Информация о суммах денежных средств, поступивших от налогоплательщика (плательщика сборов), налогового агента в уплату налога (сбора) или иных обязательных платежей по правильно оформленным платежным документам, разносится в КЛС строго в соответствии с назначением платежа, указанным в платежном документе.
Не подлежат отражению в КЛС суммы налогов, сборов и других обязательных платежей, уплаченные одним налогоплательщиком за другого налогоплательщика, за исключением случаев, установленных законодательством о налогах и сборах.
Если в платежном документе при наличии кода бюджетной классификации (КБК) налогоплательщиком (плательщиком сборов), налоговым агентом не указан вид платежа (налог, пени, штраф) и по какому сроку уплаты произведен этот платеж, то:
а) при наличии задолженности указанные средства засчитываются налоговым органом в следующем порядке:
- в погашение недоимки прошлых лет по этому же налогу;
- в погашение недоимки по текущим платежам по этому же налогу;
- в погашение задолженности по пени по тому налогу, по которому оформлен платежный документ;
- в погашение задолженности по налоговым санкциям, если имеется судебный акт, вступивший в законную силу, о взыскании указанной налоговой санкции;
б) при отсутствии задолженности - относятся к текущим платежам по этому же налогу.
Информация о сумме денежных средств, поступившей по инкассовому поручению налогового органа, разносится в КЛС строго в соответствии с видами платежей, указанными в инкассовом поручении налогового органа.
В КЛС информация из платежных документов разносится строго в соответствии с выпиской органов федерального казначейства, финансового органа.
Если органом федерального казначейства сумма налога по конкретному платежному документу ошибочно учтена по другому коду бюджетной классификации либо ошибочно зачислена по другому бюджетному счету, налоговые органы на следующий рабочий день после выявления ошибки направляют органам федерального казначейства или финансовым органам Сводное уведомление налогового органа о невозможности отражения платежей в КЛС по форме N 54 (далее - Сводное уведомление) вместе с копиями платежных документов для исправления проводок. Сводное уведомление составляется в двух экземплярах. Один экземпляр вместе с копиями платежных документов передается органу федерального казначейства для исполнения. Второй экземпляр Сводного уведомления с отметкой органа федерального казначейства о принятии к исполнению хранится в налоговом органе. Суммы ошибочных платежей, отраженные в Сводном уведомлении, должны учитываться при ежедневном контроле занесения платежей.
После получения сведений из органов федерального казначейства об осуществлении исправлений уточненные суммы заносятся в КЛС, а в Сводном уведомлении делается соответствующая запись о проведенном исправлении.
VI. Порядок открытия карточек лицевых счетов
физических лиц
1. Открытие КЛС физических лиц производится после завершения процедуры постановки физического лица на учет в налоговом органе и присвоения ему ИНН.
Для идентификации платежа в КЛС обязательно наличие следующих показателей: ИНН, КБК, код ОКАТО.
В случае, если физическое лицо, состоящее на учете в налоговом органе, имеет несколько объектов недвижимости, транспортных средств в пределах одного района, но в различных муниципальных образованиях, открывается несколько КЛС по одному налогу, но с различными кодами ОКАТО по каждому объекту недвижимости или транспортному средству.
Сведения о налогоплательщиках - физических лицах (включая сведения о льготах по налогам) и присвоенных им ИНН (при их наличии) и номерах КЛС включаются в единую автоматизированную информационную систему обработки данных налоговой службы (АИС "Налог").
КЛС по соответствующим налогам (сборам) открываются по месту жительства физического лица, месту нахождения принадлежащих ему недвижимого имущества и транспортных средств.
Открытие КЛС физических лиц, поставленных на учет в налоговых органах, производится:
- при проведении в КЛС операции "начислено" на основании налоговых уведомлений (корешков налоговых уведомлений по налогу с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения и т.д.), направленных органами местного самоуправления и приложенных к реестру налоговых уведомлений (форма N 17);
- при занесении в КЛС исчисленных к уплате сумм по представленным налоговым декларациям;
- при наличии сведений по форме справки о доходах физического лица 2-НДФЛ (например, при передаче на взыскание сумм налога на доходы, невозможного к удержанию у источника выплаты).
Исчисленные к уплате суммы налоговых платежей в КЛС физических лиц заносятся работниками налоговых органов, осуществляющими контроль за налогообложением физических лиц, или работниками соответствующих структурных подразделений, осуществляющих ввод исчисленных к уплате сумм налоговых платежей в КЛС.
Представленные в налоговые органы налоговые декларации физического лица регистрируются в журнале учета деклараций о доходах физических лиц (форма N 20), который ведется отдельно по категориям налогоплательщиков (индивидуальные предприниматели, частнопрактикующие нотариусы) для предоставления налоговых вычетов и т.д. в электронном виде или на бумажном носителе.
Уплаченные физическими лицами суммы налогов (сборов) и других обязательных платежей заносятся в КЛС работниками отделов, в функциональные обязанности которых входит контроль за поступлением доходов от уплаты физическими лицами налогов, или структурными подразделениями, осуществляющими ввод информации в КЛС.
В случае, если налогоплательщики, которым предоставлена земля в границах сельских населенных пунктов или земля, переданная в ведение органов местного самоуправления, уплачивают земельный налог и платежи за пользование лесным фондом непосредственно в бюджет органа местного самоуправления, КЛС по учету исчисленных и уплаченных сумм налогов ведутся указанными органами.
Органы местного самоуправления также ведут КЛС по учету исчисленных и уплаченных сумм налога на имущество с физических лиц, от которых принимают указанные платежи, если указанные платежи не уплачиваются и не учитываются налоговым органом по месту жительства физического лица.
КЛС физического лица по земельному налогу за земельные участки, которые находятся в их собственности (владении, пользовании, распоряжении) в пределах городской, поселковой черты, в границах района (за исключением земель, переданных в ведение органов местного самоуправления), ведутся налоговыми органами.
В случае, если место нахождения объекта налогообложения (земельного участка, иного недвижимого имущества, транспортного средства) у физического лица отлично от места его жительства, КЛС по налогу открывается в налоговом органе по месту нахождения объекта налогообложения.
VII. Документы, на основании которых
в карточках лицевых счетов физических лиц
отражаются исчисленные к уплате суммы налогов
(сборов) и порядок их учета
1. В КЛС физических лиц исчисленные к уплате суммы налогов (сборов) и иных обязательных платежей отражаются на основании следующих документов:
- документов, полученных из органов, осуществляющих регистрацию недвижимого имущества (земельные участки, строения) и транспортных средств, а также на основании представляемых нотариусами и иными должностными лицами в налоговый орган по месту открытия наследства или по месту нахождения имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, справок о выдаче свидетельств о праве на наследство или удостоверении договоров дарения и др.;
- налоговых деклараций;
- решений по результатам рассмотрения материалов налоговых проверок;
- судебных актов об освобождении от уплаты налоговых платежей;
- отчетов органов управления лесным хозяйством об исчисленных суммах платежей за пользование лесным фондом и других платежей и отчетности сборщиков налогов;
- сведений по форме справки о доходах физического лица 2-НДФЛ.
2. Документом, на основании которого в КЛС производятся записи об увеличении первоначально исчисленных налоговыми органами сумм налогов (доначисленных сумм), является дополнительное налоговое уведомление, которое направляется в дополнение к ранее направленному, а также решение руководителя налогового органа по результатам налоговой проверки.
3. Документом, на основании которого в КЛС производятся записи об увеличении, уменьшении или полном сложении исчисленных сумм налогов, а также восстановление неправильно сложенных сумм налогов, является Ведомость по учету изменений сумм налоговых платежей по форме N 18 (далее - Ведомость по форме N 18), утвержденная руководителем налогового органа. В Ведомости по форме N 18 указываются причины, на основании которых произведено доначисление, уменьшение, сложение или восстановление начисленных сумм налогов (сборов) и иных обязательных платежей.
Реестрам налоговых уведомлений (форма N 17) и Ведомостям по форме N 18 присваиваются сквозные номера с начала года. Они должны содержать итоговую сумму доначисленных (сложенных) налогов (сборов) и иных обязательных платежей, подпись работника о том, что указанные суммы занесены в КЛС, и дату занесения.
4. В случае неуплаты налогов (сборов) и иных обязательных платежей в установленные законодательством о налогах и сборах и указанные в налоговом уведомлении сроки работники отдела контроля за налогообложением физических лиц в установленные сроки направляют требование об уплате налога, в котором указывают сумму недоимки, а также пеней, начисленных на эту недоимку за каждый календарный день просрочки, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах сроком уплаты, на момент направления требования, а также указывают срок исполнения требования.
VIII. Документы, на основании которых в карточках
лицевых счетов физических лиц отражаются суммы налогов
(сборов), уплаченные в бюджет или внебюджетный фонд,
и порядок их учета
Суммы налогов (сборов), уплаченные в бюджет физическими лицами, проводятся в КЛС на основании следующих документов:
- платежного документа по форме N ПД (налог);
- платежного документа по форме N ПД-4сб (налог);
- копии квитанции по форме N 24, выданной налогоплательщику, а также отчетов органов местного самоуправления "Об исполнении бюджета", выписку из которых за предшествующий отчетному месяц финансовые органы ежемесячно обязаны направлять в налоговый орган;
- сопроводительной ведомости, составляемой органом местного самоуправления для сдачи или пересылки по почте принятых сумм в учреждения банков;
- талонов почтовых переводов (при уплате платежей через учреждения почтовой связи);
- копий платежных документов (одновременно с выписками из КЛС, которые ведутся органами местного самоуправления) по налогам, держателями счетов которых являются органы местного самоуправления;
- копий квитанций по форме N 24, выданных органом местного самоуправления, если прием от физических лиц земельного налога, налога на имущество и платежей за пользование лесным фондом осуществляют указанные органы, а КЛС по этим налогоплательщикам ведутся в налоговых органах;
- копий квитанций по форме N 24, выданных налоговыми органами налогоплательщикам, а также копий документов, подтверждающих сдачу сумм этих платежей налоговыми органами в кредитные организации;
- исполненных органами федерального казначейства и финансовыми органами заключений налогового органа по форме N 21 с приложением копий платежных документов;
- копий платежных документов о перечислении денежных средств, вырученных от реализации арестованного имущества по вступившим в законную силу судебным актам, уполномоченным органом.
Прием копий квитанций по форме N 24, выданных налогоплательщикам, КЛС которых ведутся в налоговых органах, производится работником отдела, осуществляющего ведение КЛС физических лиц, который обязан:
а) проверить соответствие серий и номеров сдаваемых копий квитанций с сериями и номерами квитанций, выданных органами местного самоуправления;
б) сверить соответствие сумм, отраженных в копиях квитанций, с суммами, отраженными в описях и сопроводительных ведомостях за соответствующий период, составляемых органами местного самоуправления;
в) произвести записи по соответствующим графам КЛС финансового органа местного самоуправления по форме N 31.
Платежные документы по приему налогов (сборов) наличными денежными средствами, составляемые налогоплательщиками и кредитными организациями (квитанция формы N ПД (налог) и формы N ПД-4сб (налог)), направляются в соответствующий орган федерального казначейства.
IX. Порядок ведения реестра поступлений, возвратов,
зачетов и выплат
1. Для учета поступающих в доходы бюджетов Российской Федерации сумм денежных средств, а также возвращенных из бюджета платежей и выплат налоговыми органами ведется реестр поступлений, возвратов, зачетов и выплат (форма N 25). Сводный реестр формируется на основании отдельных реестров учета поступлений, возвратов, зачетов и выплат по форме N 25 (1 - 3):
- осуществляемых на счета по учету доходов, распределяемых органами федерального казначейства (счет N 40101) (форма N 25-1);
- осуществляемых в иностранной валюте (в рублевом эквиваленте) налогоплательщиками (плательщиками сборов), налоговыми агентами и поступающих на счета ГУФКа, открытые во Внешторгбанке России, и на счета финансовых органов субъектов Российской Федерации (форма N 25-2);
- осуществляемых на счета, открытые финансовым органам субъектов Российской Федерации (форма N 25-3).
2. Реестр по форме N 25 ведется на бумажном носителе или в автоматизированном режиме по данным органов федерального казначейства, финансовых органов субъектов Российской Федерации, в разрезе КБК.
Записи в реестрах поступлений, возвратов, зачетов и выплат платежей производятся ежедневно на основании сводного реестра поступивших доходов по счету N 40101 и ведомостей органов федерального казначейства, а также данных соответствующих финансовых органов субъектов Российской Федерации.
3. При перечислении платежей в бюджеты организациями и физическими лицами, не состоящими на учете в данном налоговом органе, указанные суммы заносятся в реестр по учету поступлений и возвратов по налогам, сборам и иным платежам, по которым не ведутся лицевые счета (форма N 11). Должностные лица отделов, в функциональные обязанности которых входит контроль за доходами бюджетов, обязаны незамедлительно в письменной форме уведомить о таких фактах органы федерального казначейства или финансовые органы субъектов Российской Федерации. После выяснения назначения платежа соответствующая информация направляется в органы федерального казначейства или финансовые органы для последующего направления платежей по назначению указанными органами.
4. При поступлении денежных средств от налогоплательщика (плательщика сборов), налогового агента, ранее состоявшего на учете в данном налоговом органе, по которому КЛС закрыты и вместе с информацией о сальдо расчетов с бюджетом переданы в другой налоговый орган, налоговые органы не позднее трех рабочих дней после поступления копий платежных документов налогоплательщика направляют в финансовые органы субъекта Российской Федерации или органы федерального казначейства письменное уведомление с указанием нового места постановки на учет с приложением копий платежных документов, поступивших не по назначению. Одновременно налоговый орган доводит до налогоплательщика указание о необходимости правильного оформления платежных документов.
5. Суммы платежей, поступившие на счета по учету доходов бюджетов без подтверждающих документов, до получения соответствующих платежных документов относятся к невыясненным поступлениям.
Все невыясненные платежи разносятся в ведомость невыясненных платежных документов (форма N 48).
6. Итоги поступлений, возвратов, зачетов и выплат с начала года подводятся в реестре по форме N 25 ежедневно при записях сумм поступлений и возвратов.
7. Работниками отдела, ответственного за ввод данных, ежедневно производится выверка данных о поступлениях в бюджет и возвратах (выплатах) из бюджета, отраженных в реестре по форме N 25, с данными органов федерального казначейства и финансовых органов. Указанная выверка ежемесячно оформляется актом сверки (форма N 53) вне зависимости от наличия расхождений между данными налоговых органов, органов федерального казначейства, финансовых органов субъекта Российской Федерации и муниципальных образований.
8. Для организации работы по учету платежей, принимаемых органами местного самоуправления от населения, и включения данных сумм в реестр по форме N 25 налоговые органы на основании соглашений с органами местного самоуправления об обмене информацией утверждают совместные приказы о порядке взаимодействия в целях координации совместной работы по обеспечению полноты поступления налогов и сборов в бюджеты субъекта Российской Федерации. В указанных приказах регламентируются:
- порядок ведения КЛС в органах местного самоуправления;
- порядок документооборота в процессе учета доходов бюджетов, в том числе в электронном виде;
- процедура получения налоговыми органами необходимых сведений о зачисленных в местные бюджеты средствах, сроки и порядок представления сопроводительных ведомостей, передаваемых учреждениями банка в финансовые органы;
- порядок передачи документов, подтверждающих перечисление денежных средств в местные бюджеты, от органов местного самоуправления, сборщиков налогов, как в безналичной, так и в наличной форме.
9. Для организации работы по учету сумм денежных средств, списанных с расчетных счетов налогоплательщиков (плательщиков сборов), налоговых агентов кредитными организациями, обслуживающими расчетные счета плательщика, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов Российской Федерации, ведется журнал учета денежных средств, списанных с расчетных счетов налогоплательщиков банками, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов.
X. Порядок учета в карточках лицевых счетов
операций зачета и возврата
Возврат налогоплательщикам (плательщикам сборов), налоговым агентам излишне уплаченных или взысканных сумм налогов и других обязательных платежей из бюджета или внебюджетного фонда производится при условии фактического зачисления указанных сумм на счета по учету доходов бюджетов или внебюджетных фондов.
1. Сумма платежей, поступившая в размерах, превышающих начисленные к уплате суммы, считается переплатой.
Не считаются переплатой:
- суммы, внесенные налогоплательщиками (плательщиками сборов), налоговыми агентами в счет платежей, уплата которых производится авансовыми перечислениями или в виде платы за патент до представления налоговой декларации (расчета) по данному виду налога (сбора), а также предварительная оплата, которая осуществляется до представления налоговой декларации (расчета) за истекший отчетный (налоговый) период;
- денежные средства налогоплательщиков (плательщиков сборов), налоговых агентов, не перечисленные банком на счета по учету доходов бюджетов и внебюджетных фондов в связи с отсутствием средств на корреспондентском счете банка.
2. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику (плательщику сборов), налоговому агенту о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта.
3. Операция зачета переплат по одному налогу в погашение задолженности по другим налогам (сборам) проводится налоговым органом как по заявлению налогоплательщика (плательщика сборов), налогового агента, так и самостоятельно налоговым органом в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации.
О всех проведенных операциях по зачету переплат, осуществленных без заявления налогоплательщика (плательщика сборов), налогового агента, налоговые органы в соответствии со статьями 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации уведомляют налогоплательщика (плательщика сборов), налогового агента не позднее двух недель со дня утверждения руководителем (его заместителем) налогового органа заключения по форме N 21.
О проведенном зачете подлежащих возмещению сумм налога на добавленную стоимость в соответствии с положениями пункта 4 статьи 176 части второй Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган уведомляет налогоплательщика в письменной форме в течение 10 дней, считая со дня, следующего за днем проведения такого зачета.
4. При оформлении заключения по форме N 21 на зачет переплаты по налогам (сборам), зачисляемым на балансовый счет N 40101 "Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы", указывается полная сумма переплаты по налогу (сбору), направляемая в погашение задолженности по другим налогам (сборам), поступающим на указанный счет.
Не производится погашение задолженности по налогам (сборам), если переплата образовалась в КЛС того же юридического лица, но как налогового агента, и наоборот.
5. Если налогоплательщик (плательщик сборов), налоговый агент в заявлении предъявляет требование о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм налоговых платежей, то заключение по форме N 21 оформляется только после соответствующей проверки состояния расчетов с бюджетами по всем налогам (сборам) и иным обязательным платежам (пени, проценты, а также налоговые санкции, по которым имеются судебные акты, вступившие в законную силу, о взыскании указанных санкций).
При наличии задолженности по налоговым платежам предварительно производится зачет переплаты в погашение указанной задолженности. Возврату подлежит остаток незачтенной суммы переплаты.
6. Заявление о возврате (зачете) излишне уплаченных сумм налога (сбора) может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
7. Налоговый орган обязан проверить соответствие указанных в заявлении сумм переплаты с начисленными и уплаченными суммами налога (сбора) или иных обязательных платежей в КЛС (с учетом начисленных и уплаченных сумм пеней, процентов и налоговых санкций).
В двухдневный срок с даты регистрации заявления налогоплательщика (плательщика сбора), налогового агента о зачете или возврате копия заявления и сальдо расчетов налогоплательщика (плательщика сбора), налогового агента передается отделом взыскания задолженности в отдел учета, отчетности, анализа и прогнозирования для подтверждения правильного отражения в КЛС поступивших сумм налоговых платежей в соответствии с видом и назначением платежа и в отдел камеральных проверок для проверки начисленных к уплате сумм налогов (сборов) или иных обязательных платежей. Начальники соответствующих отделов при отсутствии расхождений с КЛС визируют справку о состоянии расчетов с бюджетом и возвращают ее в отдел взыскания задолженности.
В случае наличия расхождений по заявленной налогоплательщиком (плательщиком сборов), налоговым агентом к возврату или зачету сумме переплаты или сумме задолженности по налоговым платежам, в счет которой направляется переплата, копия первоначально представленного заявления возвращается налоговым органом налогоплательщику (плательщику сбора), налоговому агенту без исполнения с приложением сальдо расчетов с бюджетами и внебюджетными фондами и предложением провести выверку расчетов с бюджетом.
По результатам выверки оформляется акт по форме N 23.
В случае несогласия налогоплательщика (плательщика сборов), налогового агента с данными налогового органа также составляется акт сверки расчетов с бюджетами по форме N 23.
После урегулирования разногласий по суммам переплаты или задолженности налогоплательщик (плательщик сборов), налоговый агент представляет в налоговый орган новое заявление о возврате (зачете) излишне уплаченных сумм налогов (сборов) и иных обязательных платежей.
При отсутствии расхождений между суммами, заявленными налогоплательщиком (плательщиком сборов), налоговым агентом к зачету или возврату, и данными КЛС этого налогоплательщика (плательщика сбора), налогового агента налоговый орган выносит решение о зачете или возврате в виде заключения по форме N 21 и направляет его на исполнение в орган федерального казначейства, финансовый орган субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Заключение по форме N 21 оформляется отделами взыскания задолженности.
Выписанные заключения по форме N 21 регистрируются в журнале учета выписанных заключений на зачет переплат, возврат на расчетный счет плательщика (форма N 41).
8. Уточненные (дополнительные) налоговые декларации (расчеты), представленные налогоплательщиком (плательщиком сборов), налоговым агентом взамен ранее представленных за соответствующий отчетный (налоговый) период, перед рассмотрением вопроса о зачете или возврате в обязательном порядке проверяются в ходе камеральной проверки отделами камеральной проверки.
9. В тех территориальных налоговых органах, в которых отсутствует электронный документооборот с органами федерального казначейства и финансовыми органами субъектов Российской Федерации, заключения по форме N 21 выписываются в 3 экземплярах и передаются руководителю (его заместителю) налогового органа для утверждения. Первый экземпляр заключения утверждается руководителем (его заместителем) налогового органа с указанием даты утверждения и скрепляется гербовой печатью налогового органа, после чего оформляются реестры (форма N 40) в двух экземплярах. Один экземпляр реестра вместе с первыми экземплярами заключений передаются на исполнение соответственно органу федерального казначейства, финансовому органу субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Вторые экземпляры заключений по форме N 21 направляются налогоплательщикам (плательщикам сборов), налоговым агентам.
Второй экземпляр реестра с отметкой органа федерального казначейства, финансового органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о принятии заключений вместе с третьими экземплярами заключений, заявлением налогоплательщика (плательщика сбора), налогового агента о зачете или возврате и сальдо расчетов с бюджетами хранятся в налоговом органе.
Документооборот при проведении операций зачета (возврата) излишне уплаченных (взысканных) сумм налога (сбора) между управлениями федерального казначейства (УФК) и управлениями МНС России по субъектам Российской Федерации (УМНС) в условиях функционирования Единого казначейского счета (ЕКС) осуществляется в следующем порядке.
Инспекция МНС России (ИМНС) не позднее дня, следующего за днем вынесения решений о зачете или возврате, направляет в УМНС России заключения по форме N 21 на бумажном носителе или в электронном виде с электронно - цифровой подписью руководителя ИМНС с приложением реестра переданных заключений. При получении заключения по форме N 21 и реестра по форме N 40 в электронном виде УМНС России распечатывает их в двух экземплярах. Первые экземпляры распечатанных УМНС России заключений по форме N 21 заверяются подписью руководителя и гербовой печатью УМНС России. Два экземпляра заключений, полученных из ИМНС России, и один экземпляр реестра по форме N 40 не позднее дня, следующего за днем их получения от ИМНС России, направляются на исполнение в УФК.
Исполненные заключения по форме N 21 с соответствующими платежными поручениями из УФК передаются в УМНС. Проверенные заключения вместе с платежными поручениями, оформленными УФК, возвращаются в ИМНС по месту учета организации.
На всех этапах прохождения заключений по форме N 21, включая получение платежных документов, подтверждающих исполнение заключений по форме N 21, осуществляется сверка с реестром (форма N 40) и проставление соответствующих отметок о получении, передаче заключений, их возврате в связи с отказом исполнения или исполнением УФК. При полном или час

ПРИКАЗ Росспорта от 15.09.2004 n 226 О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО КАЛЕНДАРНОГО ПЛАНА ВСЕРОССИЙСКИХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА 2005 ГОД  »
Постановления и Указы »
Читайте также