ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 27.06.2001 n 483 (ред. от 06.09.2004) О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РУССКИЙ ЯЗЫК НА 2002 - 2005 ГОДЫ


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июня 2001 г. N 483
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РУССКИЙ ЯЗЫК"
НА 2002 - 2005 ГОДЫ
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 25.11.2003 N 712,
от 06.09.2004 N 459)
В целях осуществления целенаправленной политики поддержки русского языка Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу "Русский язык" на 2002 - 2005 годы (далее именуется - Программа).
2. Утвердить государственным заказчиком Программы Федеральное агентство по образованию.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.09.2004 N 459)
3. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству образования и науки Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проектов федерального бюджета на 2002 - 2005 годы предусматривать выделение средств на реализацию Программы с ежегодным уточнением объемов ассигнований.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.09.2004 N 459)
4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и утвердить мероприятия по формированию и внедрению социально значимых направлений поддержки русского языка в регионах.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ



Утверждена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 27 июня 2001 г. N 483
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РУССКИЙ ЯЗЫК" НА 2002 - 2005 ГОДЫ
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 25.11.2003 N 712,
от 06.09.2004 N 459)
ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РУССКИЙ ЯЗЫК"
НА 2002 - 2005 ГОДЫ
Наименование - Федеральная целевая программа "Русский язык"
Программы на 2002 - 2005 годы
Основание для - распоряжение Правительства Российской
разработки Федерации от 5 января 2001 г. N 12-р
Программы
Государственный - Федеральное агентство по образованию
заказчик
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.09.2004 N 459)
Основные - Министерство образования Российской
разработчики Федерации, Министерство по делам федерации,
Программы национальной и миграционной политики
Российской Федерации, Российская академия
наук, Российская академия образования,
Московский государственный университет
имени М.В. Ломоносова
Цель Программы - сохранение духовного, художественного,
научного и культурного достояния России
Задачи Программы - развитие и распространение русского языка
как государственного языка Российской
Федерации;
развитие русского языка как национального
языка русского народа;
укрепление позиций русского языка как
средства межнационального общения народов
России, государств - участников СНГ и
стран Балтии;
расширение влияния русского языка в сфере
международного общения;
обновление содержания и методов обучения
русскому языку;
усиление роли русского языка в сфере
образования;
разработка комплекса мер по пропаганде
русского языка и русской культуры с
помощью средств массовой информации
Сроки реализации - 2002 - 2005 годы
Программы
Части и разделы - часть I. Научно-исследовательские работы
Программы
(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.11.2003 N 712)
Разделы:
1. Русский язык как государственный язык
Российской Федерации. Государственная
политика в области русского языка
2. Русский язык как национальный язык
русского народа, основа его художественной
литературы и духовной культуры
3. Русский язык как мировой язык
Часть II. Прочие нужды
Разделы:
1. Подготовка и повышение квалификации
преподавателей русского языка как
иностранного
2. Организация семинаров, конференций,
совещаний, олимпиад
3. Подготовка изданий и просветительская
деятельность в области русского языка и
литературы
4. Пропаганда русского языка в средствах
массовой информации
5. Меры, направленные на сохранение позиций
русского языка в России и за рубежом
6. Организационно-методическое сопровождение
Программы
(введено Постановлением Правительства РФ от 25.11.2003 N 712)
Объемы и источники - на 2002 - 2005 годы всего - 165180 тыс.
финансирования рублей, из них: средства федерального
бюджета - 128140 тыс. рублей, средства
бюджетов субъектов Российской Федерации -
15440 тыс. рублей, внебюджетные средства -
21600 тыс. рублей
в том числе:
выделено в 2002 году 20380 тыс. рублей,
из них:
на научно-исследовательские работы -
7090 тыс. рублей, в том числе средства
федерального бюджета - 1400 тыс. рублей,
средства бюджетов субъектов Российской
Федерации - 2940 тыс. рублей, внебюджетные
средства - 2750 тыс. рублей;
на прочие нужды - 13290 тыс. рублей, в том
числе средства федерального бюджета -
10890 тыс. рублей, средства бюджетов
субъектов Российской Федерации - 1000 тыс.
рублей, внебюджетные средства 1400 тыс.
рублей;
предусмотрено на 2003 год 39818 тыс. рублей,
из них:
на научно-исследовательские работы -
7018 тыс. рублей, в том числе средства
федерального бюджета - 1568 тыс. рублей,
средства бюджетов субъектов Российской
Федерации - 2700 тыс. рублей, внебюджетные
средства - 2750 тыс. рублей;
на прочие нужды - 32800 тыс. рублей, в том
числе средства федерального бюджета -
30000 тыс. рублей, средства бюджетов
субъектов Российской Федерации - 1400 тыс.
рублей, внебюджетные средства - 1400 тыс.
рублей;
предусмотрено на 2004 - 2005 годы 104982
тыс. рублей, из них:
на научно-исследовательские работы - 13182
тыс. рублей, в том числе средства
федерального бюджета - 4282 тыс. рублей,
средства бюджетов субъектов Российской
Федерации - 5400 тыс. рублей, внебюджетные
средства - 3500 тыс. рублей;
на прочие нужды - 91800 тыс. рублей, в том
числе средства федерального бюджета - 80000
тыс. рублей, средства бюджетов субъектов
Российской Федерации - 2000 тыс. рублей,
внебюджетные средства - 9800 тыс. рублей
(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.11.2003 N 712)
Ожидаемые - новый свод правил современного русского
результаты языка;
реализации разработка словарной и грамматической
Программы кодификации русского языка;
аналитические доклады по вопросу
функционирования русского языка как
межнационального;
разработка новых технологий обучения
русскому языку, создание нового поколения
учебников;
разработка языковых квалификационных
требований по использованию русского языка
должностными лицами и государственными
служащими;
разработка стандартов в области контроля
качества владения нормами русского
литературного языка, подготовка типовых
тестовых материалов;
разработка документов по международной
сертификации уровней владения русским
языком в соответствии с требованиями
Совета Европы и ЮНЕСКО;
выпуск нового поколения учебно-методической
литературы;
создание и освоение современных методов
преподавания русского языка в средней и
высшей школе в России и в странах ближнего
и дальнего зарубежья;
получение сведений о реальной языковой
ситуации в России;
составление научного прогноза развития
межъязыковых отношений в стране;
разработка теории языковой политики в
многонациональном государстве;
разработка законодательной базы,
регулирующей функционирование русского
языка как государственного;
издание новых образцов научной,
популярной и справочной литературы по
русскому языку;
подготовка справочников, словарей, текстов
с культурологическим комментарием,
направленных на сохранение русской
духовности в системе образования;
подготовка вузовских программ по
современному русскому языку, его истории,
диалектологии, стилистике, истории
русского литературного языка и культуре
речи;
разработка курсов дистанционного обучения
русскому языку как иностранному;
создание гибких моделей обучения русскому
языку как иностранному;
подготовка нового поколения программ,
учебников и учебных пособий по русскому
языку как иностранному;
создание цикла передач на телевидении и
радио, пропагандирующих русский язык и
русскую культуру;
разработка региональных программ "Русский
язык", входящих в общую систему мероприятий
Система - определяется Федеральным агентством
организации по образованию
контроля за
исполнением
Программы
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.09.2004 N 459)
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения народов России и государств - участников СНГ, одним из шести официальных и рабочих языков Организации Объединенных Наций, принадлежит к самым распространенным в мире языкам. Русский язык играет важную роль в обеспечении консолидации, единства и культурного развития народов России, в осуществлении сотрудничества с народами государств - участников СНГ и стран Балтии, с мировым сообществом в целом.
Основой языковой политики, включая политику в области образования, является стратегия сохранения и упрочения сбалансированного национально-русского и русско-национального двуязычия, при котором обеспечивается знание русского языка как государственного всем населением Российской Федерации, поощряется изучение национальных языков населением ее республик и создаются условия для гармоничного взаимодействия русского языка с другими языками Российской Федерации.
Русский язык, выполняя интеграционную функцию, является важным средством укрепления государственности, обеспечения культурного и хозяйственного развития страны.
В наши дни трудно не заметить снижения культуры речи в языке художественной литературы и журналистики, в средствах массовой информации, в публичных выступлениях, в бытовом общении. Русская речь страдает от внедрения в нее вульгарных, а иногда и просто непристойных выражений, она засоряется жаргонными словами и оборотами. Нормы литературного языка не соблюдаются, слова - паразиты, неоправданные иноязычные заимствования все чаще встречаются в речи ведущих теле- и радиопередач.
Обучение русскому языку и литературе в образовательных учреждениях всех типов и видов решающим образом влияет на реальную грамотность населения и культуру речи общества в целом. Однако выпускники школ и даже вузов не обладают самыми необходимыми знаниями и навыками в орфографии, пунктуации, устной речи.
Преподаватели русского языка и литературы в школах и вузах (особенно национальных) ощущают нехватку учебно-методической литературы. Из-за недостатка средств не обеспечивается необходимый объем научно-методической работы в области русского языка и словесности. Не хватает словарей и справочников, крайне мало публикуется памятников русской письменности и культуры, произведений русской классической литературы. Между тем в условиях нынешней языковой ситуации исключительно важно осуществить издание академических собраний сочинений классиков русской литературы, что поможет сохранению и исследованию богатых выразительных возможностей русского литературного языка.
Распространение русского языка за рубежом является важным направлением международной политики Российской Федерации. Но современное положение русского языка в мире, его функционирование за пределами России вызывают самую серьезную озабоченность.
В странах Центральной и Восточной Европы русский язык практически исключен из учебных программ высших и средних учебных заведений. Резко сократилось число учителей и преподавателей русского языка, прекратили свою деятельность многие образовательные центры, основной задачей которых являлось оказание научно-методической помощи зарубежным русистам. Сокращается число российских преподавателей, направляемых для работы в учебные заведения стран Азии, Африки и Латинской Америки. Отделения и кафедры русского языка в зарубежных странах практически не получают методической и материально-технической помощи из России. Число изучающих русский язык в этих странах существенно уменьшилось. В ряде государств-участников СНГ и стран Балтии вытеснение русского языка из государственных учебных программ исключает возможность его организованного изучения. Свертывание обучения на русском языке усиливает социальную напряженность. Нельзя забывать о необходимости государственной поддержки со стороны России стремления многих миллионов русских, проживающих в государствах-участниках СНГ и странах Балтии, сохранить русскую культуру.
Необходимо также отметить резкое сокращение теле- и радиовещания на русском языке, ограничение информационного, образовательного и культурного пространства в связи с вытеснением русского языка из печатных и электронных средств массовой информации.
В настоящее время в большинстве стран ближнего зарубежья использование русского языка как средства межнационального общения сохраняется в основном за счет созданной в предшествующие годы базы, которая, не имея внутренней и внешней поддержки, постепенно разрушается.
Качество преподавания русского языка в зарубежных учебных заведениях не всегда отвечает современным требованиям. Существующие формы повышения квалификации не обеспечивают потребности в национальных кадрах преподавателей русского языка.
На территории России традиционно сложившейся нормой является двуязычие и многоязычие, что служило и служит источником взаимного обогащения языков и культур. Государственная политика России в языковой сфере исходит из основополагающего принципа равноправия всех языков независимо от их правового статуса, а также численности и характера расселения носителей языка.
В связи с этим чрезвычайно важно осознание того, что будучи национальным достоянием общества язык должен охраняться и поддерживаться государством. Языковая политика как часть государственной политики должна быть направлена на обеспечение оптимального функционирования языков во всех сферах общества, их дальнейшего развития и взаимодействия.
Федеральная целевая программа "Русский язык" на 2002 - 2005 годы (далее именуется - Программа) нацелена на обновление языковой политики, на составление среднесрочных и краткосрочных программ разных уровней (федеральных, республиканских, местных, межгосударственных).
2. Цель и задачи реализации Программы
Целью Программы является сохранение духовного, художественного, научного и культурного достояния России.
Программа призвана решать задачи федерального уровня и
государственного значения:
(абзац в ред. Постановления Правительства РФ от 25.11.2003 N 712)
развитие и распространение русского языка как государственного языка Российской Федерации;
развитие русского языка как национального языка русского народа;
укрепление позиций русского языка как средства межнационального общения народов России, государств - участников СНГ и стран Балтии;
расширение влияния русского языка в сфере международного общения;
обновление содержания и методов обучения русскому языку;
усиление роли русского языка в сфере образования;
разработка комплекса мер по пропаганде с помощью средств массовой информации русского языка и русской культуры;
сохранение единого культурного пространства.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 25.11.2003 N 712)
Предусмотренная Программой система мероприятий направлена на решение указанных задач.
Опыт реализации программы по русскому языку в 1996 - 2001 годах показал, что абсолютное большинство проектов и мероприятий, выполнение которых было начато, дало первые положительные результаты. В 2002 - 2005 годах необходимо продолжить работу по созданию предпосылок для бесконфликтного функционирования русского языка в условиях двуязычия, по обеспечению преподавания русского языка в школах и вузах на базе новых учебников и новейших образовательных технологий, по содействию консолидации и культурному развитию народов России, а также по распространению русского языка за рубежом.
3. Программные мероприятия
Система программных мероприятий состоит из двух частей: "Научно-исследовательские работы" и "Прочие нужды".
(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.11.2003 N 712)
Первая часть "Научно-исследовательские работы" включает три раздела:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.11.2003 N 712)
русский язык как государственный язык Российской Федерации. Государственная политика в области русского языка;
русский язык как национальный язык русского народа, основа его художественной литературы и духовной культуры;
русский язык как мировой язык.
Каждый раздел содержит тематические подразделы, предусматривающие реализацию научно-исследовательских проектов.
Первая часть предусматривает проведение фундаментальных исследований, связанных с функционированием русского языка в различных сферах жизнедеятельности общества, в целях создания теоретических и учебно-методических основ развития русского языка как государственного, как языка межнационального общения, как иностранного языка.
На основе проведенных исследований предполагается разработать теоретические основы языковой политики в России на современном этапе и создать новое поколение учебной, методической и справочной литературы для разных категорий обучающихся.
Во второй части "Прочие нужды" предусматриваются повышение квалификации преподавателей русского языка как иностранного, проведение семинаров, конференций, олимпиад по проблемам русского языка и литературы, подготовка опытных образцов программ и учебно-методических пособий по русскому языку и литературе для разных категорий обучающихся, пропаганда русского языка в средствах массовой информации.
В 2004 - 2005 годах предусматривается осуществление общественно значимых мероприятий:
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 25.11.2003 N 712)
проведение семинаров для преподавателей, работающих в высших учебных заведениях государств - участников СНГ и стран Балтии, преподавателей русского языка, обучающих детей соотечественников в Федеративной Республике Германия, российско-французского семинара по вопросам языковой политики и языковой нормы, международных конференций по проблемам русского языка и литературы, совещаний преподавателей, работающих в российских центрах науки и культуры за рубежом;
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 25.11.2003 N 712)
проведение международной и ежегодных всероссийских олимпиад школьников, международных олимпиад школьников государств - участников СНГ и стран Балтии по русскому языку, конкурсов российских школьников и студентов, изучающих французский язык, и французских школьников и студентов, изучающих русский язык, на лучшее знание языка и страны изучаемого языка, а также мероприятий, приуроченных к Пушкинским дням, международных фестивалей, конкурсов по русскому языку и литературе, конкурсов "За образцовое владение русским языком в профессиональной деятельности";
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 25.11.2003 N 712)
организация повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного (граждан Российской Федерации), преподавателей русского языка, работающих за рубежом, с учетом условий организации образовательного процесса в разных странах, в том числе на основе дистанционных образовательных технологий;
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 25.11.2003 N 712)
издание учебно-методической литературы по русскому языку для обучающихся за рубежом;
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 25.11.2003 N 712)
создание банков данных о русском языке, русской литературе и культуре;
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 25.11.2003 N 712)
подготовка теле- и радиопередач по проблемам русского языка и литературы;
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 25.11.2003 N 712)
оказание поддержки деятельности Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы и Общества преподавателей русского языка и литературы по проведению общественно значимых мероприятий общероссийского и международного уровней.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 25.11.2003 N 712)
4. Ресурсное обеспечение Программы
(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.11.2003 N 712)
Финансирование Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных средств.
Общий объем ассигнований на финансирование Программы в 2002 - 2005 годах составляет 165180 тыс. рублей, в том числе 128140 тыс. рублей - за счет средств федерального бюджета, 15440 тыс. рублей - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и 21600 тыс. рублей - за счет внебюджетных средств.
Объемы финансирования уточняются ежегодно при формировании федерального бюджета.
5. Механизм реализации Программы
Реализация Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных средств.
Реализация Программы за счет средств федерального бюджета осуществляется на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых в установленном порядке Федеральным агентством по образованию - государственным заказчиком с исполнителями программных мероприятий.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.09.2004 N 459)
Отбор проектов в рамках программных мероприятий осуществляется по конкурсу.
Исполнители программных мероприятий определяются в соответствии с Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд".
Финансирование Программы за счет средств федерального бюджета в соответствии с утвержденными ассигнованиями на очередной финансовый год осуществляется в установленном порядке через государственного заказчика.
Реализация Программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется на основе соглашений, заключаемых ежегодно Федеральным агентством по образованию с каждым участвующим в реализации Программы субъектом Российской Федерации в соответствии с общим соглашением о сотрудничестве, заключенным ранее в установленном порядке.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.09.2004 N 459)
Реализация Программы за счет внебюджетных средств осуществляется путем использования собственных средств вузов, участвующих в мероприятиях Программы.
Механизм реализации Программы предусматривает формирование ежегодно рабочих документов: плана проведения конкурсов на исполнение программных мероприятий, государственных контрактов (договоров), заключаемых с исполнителями программных мероприятий по итогам конкурсов.
Федеральное агентство по образованию отвечает за реализацию Программы в целом, обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств федерального бюджета, разрабатывает и представляет в установленном порядке бюджетную заявку на ассигнования из федерального бюджета для финансирования Программы на очередной финансовый год, а также подготавливает доклад о ходе реализации Программы за отчетный год.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.09.2004 N 459)
Абзац исключен. - Постановление Правительства РФ от 25.11.2003 N 712.
Государственный заказчик информирует Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации обо всех заключенных с исполнителями Программы государственных контрактах (договорах), об их финансировании из федерального бюджета, внебюджетных источников, бюджетов субъектов Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.09.2004 N 459)
Корректировка Программы, в том числе включение в нее новых мероприятий, а также продление срока ее реализации осуществляются в установленном порядке по предложению государственного заказчика Программы.
6. Управление реализацией Программы и контроль
за ходом ее выполнения
Текущее управление и контроль за исполнением и реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком - Федеральным агентством по образованию.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 25.11.2003 N 712, от 06.09.2004 N 459)
Руководителем Программы является Министр образования Российской Федерации, который несет персональную ответственность за ее реализацию, конечные результаты, целевое и эффективное использование выделенных на выполнение Программы финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией Программы, возглавляет научно-координационный совет Программы (далее - совет).
(абзац в ред. Постановления Правительства РФ от 25.11.2003 N 712)
Совет является коллегиальным совещательным органом, в состав которого включаются представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и образовательных учреждений, авторитетные ученые. Совет участвует в выборе научных и научно-методических направлений исследований, формировании мероприятий Программы, проведении оценки полноты и комплексности исследований и мероприятий и подготовке рекомендаций о дальнейшем использовании результатов этих работ.
(абзац в ред. Постановления Правительства РФ от 25.11.2003 N 712)
Ход выполнения Программы в целом и составляющих ее мероприятий периодически рассматривается на заседаниях коллегии Федерального агентства по образованию, в подготовке которых принимают участие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и представители субъектов Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.09.2004 N 459)
Государственный заказчик Программы совместно с Федеральной службой государственной статистики организует ведение статистической отчетности по реализации Программы, а также направляет доклады о ходе работ по Программе и эффективности использования финансовых средств в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.09.2004 N 459)
С учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств Федеральное агентство по образованию уточняет целевые показатели, в том числе включает (исключает) программные мероприятия, а также затраты по выполнению мероприятий и механизм реализации Программы.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.09.2004 N 459)
7. Оценка эффективности реализации Программы
В результате реализации Программы будет:
улучшаться ситуация в области распространения русского языка, являющегося государственным языком Российской Федерации, на основе научных данных о функционировании русского языка как межнационального, данных об уровне и качестве владения русским языком в многонациональной среде и данных о взаимоотношении русского языка и национальных языков России;
обеспечено совершенствование законодательства по вопросам русского языка как государственного и соответствующих законов субъектов Российской Федерации;
внедрена методика тестового контроля за уровнем владения русским языком государственными служащими;
повышена речевая культура в средствах массовой информации, публичных выступлениях на основе разработанного нового свода правил русской орфографии, орфоэпии и пунктуации;
создано новое поколение учебно-методической литературы по русскому языку и программ для подготовки и переподготовки преподавателей русского языка;
усовершенствован образовательный процесс в школах и вузах на основе использования нового поколения учебно-методической литературы по русскому языку, новых технологий, включая дистанционные;
создана система подготовки и переподготовки преподавателей русского языка;
возрастать интерес к русскому языку у учащихся и студентов за счет проведения российских и международных ежегодных олимпиад, ежегодного общероссийского Праздника русского языка, литературы и культуры, приуроченного к Пушкинским дням;
разработана научно - теоретическая база энциклопедии русской словесности;
укреплена позиция русского языка как средства международного общения народов России, государств - участников СНГ и стран Балтии за счет регулярного проведения конференций по проблемам русского языка, разработки программ для преподавателей русского языка и литературы в школах, преподавание в которых ведется на русском языке, выпуска соответствующих учебников по обучению русскому языку как иностранному и выработки требований по аттестации преподавателей русского языка как иностранного;
активизирована деятельность средств массовой информации по освещению проблем русского языка и русской культуры.



МЕРОПРИЯТИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РУССКИЙ ЯЗЫК"
НА 2002 - 2005 ГОДЫ
(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.11.2003 N 712)
(тыс. рублей)
----------------------T---------T----------------------------------T---------------------¬
¦ ¦Источник ¦ Объем финансирования ¦ Ожидаемые результаты¦
¦ ¦финанси- +------T---------------------------+ ¦
¦ ¦рования ¦2002 -¦ в том числе ¦ ¦
¦ ¦ ¦ 2005 +-----T-----T-------T-------+ ¦
¦ ¦ ¦годы -¦2002 ¦2003 ¦ 2004 ¦ 2005 ¦ ¦
¦ ¦ ¦всего ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ ¦
+---------------------+---------+------+-----+-----+-------+-------+---------------------+
¦ Часть I. Научно-исследовательские работы ¦
¦ ¦
¦ 1. Русский язык как государственный язык ¦
¦ Российской Федерации. ¦
¦ Государственная политика в области ¦
¦ русского языка ¦
¦ ¦
¦ Развитие русского языка как государственного ¦
¦ языка Российской Федерации ¦
+---------------------T---------T------T-----T-----T-------T-------T---------------------+
¦1. Разработка норм ¦федераль-¦ 100¦ 100¦ - ¦ - ¦ - ¦подготовка новых пра-¦
¦грамматической коди- ¦ный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦вил русской орфогра- ¦
¦фикации русского язы-¦бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦фии, орфоэпии, пунк- ¦
¦ка. Совершенствование¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦туации и рекомендаций¦
¦правил русской орфо- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦по грамматической ко-¦
¦графии, орфоэпии и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦дификации русского ¦
¦пунктуации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦языка ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2. Анализ российского¦федераль-¦ 230¦ - ¦ 60¦ 75 ¦ 95 ¦подготовка аналити- ¦
¦и зарубежного законо-¦ный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ческих докладов по ¦
¦дательства по вопро- ¦бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦вопросам языковой по-¦
¦сам языковой полити- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦литики, комментариев ¦
¦ки. Исследование нор-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦к законодательным ак-¦
¦мативных правовых ак-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦там стран Балтии по ¦
¦тов по вопросам рус- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦вопросам русского ¦
¦ского языка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦языка (по странам) ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3. Исследование сос- ¦федераль-¦ 911¦ 265¦ 121¦ 230 ¦ 295 ¦составление обзоров ¦
¦тояния и функциониро-¦ный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦по вопросам функцио- ¦
¦вания русского языка ¦бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦нирования русского ¦
¦в субъектах Российс- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦языка как межнацио- ¦
¦кой Федерации. Разра-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦нального; подготовка ¦
¦ботка языковой поли- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦информации об уровне ¦
¦тики в многонацио- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и качестве владения ¦
¦нальном государстве. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦русским языком в мно-¦
¦Проведение этносоцио-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦гонациональной среде;¦
¦логических исследова-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦проведение этносоцио-¦
¦ний в области функци-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦логических исследова-¦
¦онирования русского ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ний в области взаимо-¦
¦языка в условиях мно-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦отношений русского ¦
¦гоязычия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦языка и национальных ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦языков в Российской ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Федерации ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4. Разработка регио- ¦средства ¦ 2000¦ 500¦ 500¦ 500 ¦ 500 ¦создание региональных¦
¦нальных программ по ¦бюджетов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦программ по русскому ¦
¦русскому языку ¦субъектов¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦языку ¦
¦ ¦Россий- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ской Фе- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дерации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Итого ¦ ¦ 3241¦ 865¦ 681¦ 805 ¦ 890 ¦ ¦
¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦средства федерального¦ ¦ 1241¦ 365¦ 181¦ 305 ¦ 390 ¦ ¦
¦бюджета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦средства бюджетов ¦ ¦ 2000¦ 500¦ 500¦ 500 ¦ 500 ¦ ¦
¦субъектов Российской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Федерации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+---------+------+-----+-----+-------+-------+---------------------+
¦ Оценка качества и уровня владения русским языком ¦
+---------------------T---------T------T-----T-----T-------T-------T---------------------+
¦5. Разработка языко- ¦федераль-¦ 619¦ 140¦ 139¦ 150 ¦ 190 ¦подготовка требований¦
¦вых квалификационных ¦ный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦к владению русским ¦
¦требований по исполь-¦бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦языком государствен- ¦
¦зованию русского язы-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ными служащими и ¦
¦ка государственными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦практикума по культу-¦
¦служащими ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ре речи для государ- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ственных служащих ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦6. Разработка стан- ¦федераль-¦ 212¦ 110¦ 102¦ - ¦ - ¦подготовка учебных ¦
¦дартов в области ¦ный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦тестовых материалов ¦
¦контроля качества ¦бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦по культуре русской ¦
¦владения русским ли- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦речи ¦
¦тературным языком. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Подготовка типовых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦тестовых материалов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦7. Разработка доку- ¦федераль-¦ 459¦ - ¦ 139¦ 135 ¦ 185 ¦подготовка концепции ¦
¦ментов по международ-¦ный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦создания уровней тес-¦
¦ной сертификации ¦бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦тирования русского ¦
¦уровней владения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦языка как иностранно-¦
¦русским языком в со- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦го, лингводидактичес-¦
¦ответствии с требова-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦кого описания, систе-¦
¦ниями Совета Европы и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦мы требований и мини-¦
¦ЮНЕСКО ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦мумов указанных уров-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ней ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Итого ¦ ¦1290 ¦ 250¦ 380¦ 285 ¦ 375 ¦ ¦
¦в том числе средства ¦ ¦1290 ¦ 250¦ 380¦ 285 ¦ 375 ¦ ¦
¦федерального бюджета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+---------+------+-----+-----+-------+-------+---------------------+
¦ 2. Русский язык как национальный язык русского народа, ¦
¦ основа его художественной литературы ¦
¦ и духовной культуры ¦
¦ ¦
¦ Исследования в области русского языка и культуры речи ¦
+---------------------T---------T------T-----T-----T-------T-------T---------------------+
¦8. Исследования по ¦федераль-¦ 392¦ 50¦ 92¦ 110 ¦ 140 ¦подготовка научных ¦
¦истории русского язы-¦ный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦публикаций, посвящен-¦
¦ка, способствующие ¦бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ных различным хроно- ¦
¦развитию русского на-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦логическим периодам ¦
¦ционального самосоз- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦развития русского ¦
¦нания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦языка ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Итого ¦ ¦ 392¦ 50¦ 92¦ 110 ¦ 140 ¦ ¦
¦в том числе средства ¦ ¦ 392¦ 50¦ 92¦ 110 ¦ 140 ¦ ¦
¦федерального бюджета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+---------+------+-----+-----+-------+-------+---------------------+
¦ Исследования в области художественной литературы ¦
¦ и духовной культуры русского народа ¦
+---------------------T---------T------T-----T-----T-------T-------T---------------------+
¦9. Литературовед- ¦внебюд- ¦ 6000¦ 2000¦ 2000¦ 2000 ¦ - ¦подготовка научных ¦
¦ческие исследования ¦жетные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦обзоров, статей, мо- ¦
¦в области класси- ¦средства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦нографий по класси- ¦
¦ческой русской ли- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ческой русской лите- ¦
¦тературы. Обобщение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ратуре и русской ¦
¦опыта русской школы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦школе художественно- ¦
¦художественного пе- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦го перевода ¦
¦ревода и дальнейшее ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ее развитие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦10. Разработка ин- ¦федераль-¦ 778¦ 150¦ 139¦ 99 ¦ 390 ¦создание банка дан- ¦
¦формационного и ¦ный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ных о русской лите- ¦
¦программного обес- ¦бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ратуре и культуре ¦
¦печения для форми- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦рования базы данных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦по русской литера- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦туре и культуре ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦11. Разработка ¦федераль-¦ 350¦ - ¦ 92¦ 70,8¦ 187,2¦создание историко- ¦
¦культурологических ¦ный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦культурологических ¦
¦комментариев к про- ¦бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦комментариев к произ-¦
¦изведениям русской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ведениям русской ¦
¦классической лите- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦классической литера- ¦
¦ратуры ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦туры для общеобразо- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦вательных учреждений ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Российской Федерации ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦12. Разработка новых ¦федераль-¦ 150¦ 150¦ - ¦ - ¦ - ¦формирование новых ¦
¦программ по современ-¦ный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦программ по современ-¦
¦ному русскому языку, ¦бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ному русскому языку с¦
¦его истории и диалек-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦учетом последних дос-¦
¦тологии, стилистике, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦тижений науки (для ¦
¦истории русского ли- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦языковых факультетов ¦
¦тературного языка, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦высших учебных заве- ¦
¦культуре речи для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦дений) ¦
¦высших учебных заве- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦дений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Итого ¦ ¦ 7278¦ 2300¦ 2231¦ 2169,8¦ 577,2¦ ¦
¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦средства федерального¦ ¦ 1278¦ 300¦ 231¦ 169,8¦ 577,2¦ ¦
¦бюджета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦внебюджетные средства¦ ¦ 6000¦ 2000¦ 2000¦ 2000 ¦ - ¦ ¦
+---------------------+---------+------+-----+-----+-------+-------+---------------------+
¦ Русский язык в системе среднего и высшего образования ¦
+---------------------T---------T------T-----T-----T-------T-------T---------------------+
¦13. Экспертиза совре-¦средства ¦ 840¦ 240¦ 200¦ 200 ¦ 200 ¦унификация концепций ¦
¦менных концепций язы-¦бюджетов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦языкового образования¦
¦кового образования в ¦субъектов¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦в русских и нацио- ¦
¦вузах и общеобразова-¦Россий- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦нальных общеобразова-¦
¦тельных учреждениях в¦ской Фе- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦тельных учреждениях ¦
¦соответствии с требо-¦дерации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Российской Федерации ¦
¦ваниями государствен-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ных образовательных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦стандартов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦14. Экспертиза дейс- ¦средства ¦ 4000¦ 1000¦ 1000¦ 1000 ¦ 1000 ¦подготовка экспери- ¦
¦твующих и разработка ¦бюджетов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ментальных концепций ¦
¦экспериментальных ¦субъектов¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦учебной литературы ¦
¦концепций учебной ли-¦Россий- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦нового поколения для ¦
¦тературы нового поко-¦ской Фе- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦общеобразовательных ¦
¦ления для общеобразо-¦дерации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦учреждений Российской¦
¦вательных учреждений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Федерации (русский ¦
¦Российской Федерации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦язык и литература) ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦15. Разработка прог- ¦внебюд- ¦ 800¦ 150¦ 150¦ 150 ¦ 350 ¦формирование учебно- ¦
¦рамм преподавания ¦жетные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦методических программ¦
¦русского языка и ли- ¦средства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦преподавания русского¦
¦тературы в школах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦языка и литературы в ¦
¦русской диаспоры ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦школах русской диас- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦поры ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦16. Разработка кон- ¦средства ¦ 4000¦ 1000¦ 1000¦ 1000 ¦ 1000 ¦создание эксперимен- ¦
¦цепций языкового об- ¦бюджетов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦тальных программ ¦
¦разования и подготов-¦субъектов¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦русского языка для ¦
¦ка экспериментальных ¦Россий- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦национальных общеоб- ¦
¦образовательных прог-¦ской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦разовательных учреж- ¦
¦рамм русского языка ¦Федерации¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦дений России ¦
¦для национальных об- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦щеобразовательных уч-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦реждений России ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦17. Подготовка обра- ¦средства ¦ 200¦ 200¦ - ¦ - ¦ - ¦формирование новых ¦
¦зовательных программ ¦бюджетов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦образовательных прог-¦
¦по русскому языку и ¦субъектов¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦рамм в области рус- ¦
¦литературе в соот- ¦Россий- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ской словесности ¦
¦ветствии с планируе- ¦ской Фе- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦мым переходом школь- ¦дерации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ной образовательной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦системы на 12-летнее ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦обучение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦18. Разработка курсов¦внебюд- ¦ 2200¦ 600¦ 600¦ 600 ¦ 400 ¦создание курсов дис- ¦
¦дистанционного обуче-¦жетные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦танционного обучения ¦
¦ния русскому языку, ¦средства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦русскому языку, лите-¦
¦литературе и культуре¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ратуре и культуре ¦
¦России ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦России ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Итого ¦ ¦ 12040¦ 3190¦ 2950¦ 2950 ¦ 2950 ¦ ¦
¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦средства бюджетов ¦ ¦ 9040¦ 2440¦ 2200¦ 2200 ¦ 2200 ¦ ¦
¦субъектов Российской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Федерации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦внебюджетные средства¦ ¦ 3000¦ 750¦ 750¦ 750 ¦ 750 ¦ ¦
+---------------------+---------+------+-----+-----+-------+-------+---------------------+
¦ Русский язык в средствах массовой информации ¦
+---------------------T---------T------T-----T-----T-------T-------T---------------------+
¦19. Научно-методичес-¦федераль-¦ 310¦ 50¦ 100¦ 75 ¦ 85 ¦разработка научно-ме-¦
¦кие рекомендации по ¦ный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦тодических рекоменда-¦
¦русскому языку и ¦бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ций по совершенство- ¦
¦культуре речи для ра-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ванию функционирова- ¦
¦ботников средств мас-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ния русского языка в ¦
¦совой информации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦средствах массовой ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦информации, практику-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ма по культуре речи ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦для работников ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦средств массовой ин- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦формации ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦20. Анализ влияния ¦федераль-¦ 280¦ 50¦ 70¦ 75 ¦ 85 ¦подготовка научных ¦
¦средств массовой ин- ¦ный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦публикаций по изуче- ¦
¦формации на процесс ¦бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦нию тенденций влияния¦
¦обучения русскому ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦языка средств массо- ¦
¦языку ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦вой информации на ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦процесс обучения ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦русскому языку ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦21. Использование ¦федераль-¦ 230¦ - ¦ 50¦ 75 ¦ 105 ¦подготовка аналити- ¦
¦средств массовой ин- ¦ный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ческих обзоров состо-¦
¦формации для пропа- ¦бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦яния русскоязычных ¦
¦ганды русского языка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦средств массовой ин- ¦
¦и русской культуры за¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦формации в странах ¦
¦рубежом в условиях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Балтии (по странам) ¦
¦новой геополитической¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ситуации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Итого ¦ ¦ 820¦ 100¦ 220¦ 225 ¦ 275 ¦ ¦
¦в том числе средства ¦ ¦ 820¦ 100¦ 220¦ 225 ¦ 275 ¦ ¦
¦федерального бюджета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+---------+------+-----+-----+-------+-------+---------------------+
¦ 3. Русский язык как мировой язык ¦
¦ ¦
¦ Исследования в области обучения русскому ¦
¦ языку как иностранному ¦
+---------------------T---------T------T-----T-----T-------T-------T---------------------+
¦22. Исследования в ¦федераль-¦ 450¦ 125¦ 125¦ 90 ¦ 110 ¦подготовка аналити- ¦
¦области функциониро- ¦ный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ческих обзоров и мо- ¦
¦вания русского языка ¦бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦нографий по функцио- ¦
¦и национально-языко- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦нированию русского ¦
¦вых процессов в госу-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦языка в государст- ¦
¦дарствах - участниках¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦вах - участниках СНГ ¦
¦СНГ и странах Балтии.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и странах Балтии ¦
¦Русский язык в кон- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦тексте интеграционных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦процессов в государ- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ствах - участниках ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦СНГ и странах Балтии ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦23. Разработка новых ¦федераль-¦ 500¦ 50¦ 60¦ 165 ¦ 225 ¦создание дистанцион- ¦
¦методов обучения рус-¦ный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ных курсов по обуче- ¦
¦скому языку как ино- ¦бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦нию русскому языку ¦
¦странному, в том чис-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦как иностранному ¦
¦ле с учетом целей и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦задач дистанционного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦обучения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Итого ¦ ¦ 950¦ 175¦ 185¦ 255 ¦ 335 ¦ ¦
¦в том числе средства ¦ ¦ 950¦ 175¦ 185¦ 255 ¦ 335 ¦ ¦
¦федерального бюджета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+---------+------+-----+-----+-------+-------+---------------------+
¦ Русский язык как средство ознакомления ¦
¦ с культурой России ¦
+---------------------T---------T------T-----T-----T-------T-------T---------------------+
¦24. Изучение социо- ¦федераль-¦ 110¦ - ¦ - ¦ 50 ¦ 60 ¦подготовка научных ¦
¦лингвистического и ¦ный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦публикаций по социо- ¦
¦культурологического ¦бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦лингвистическим и ¦
¦аспектов функциониро-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦культурологическим ¦
¦вания русского языка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦аспектам функциониро-¦
¦как языка международ-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦вания русского языка ¦
¦ного общения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦как языка международ-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ного общения (в от- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦дельных государст- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦вах - участниках СНГ)¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦25. Разработка гибких¦федераль-¦ 100¦ 50¦ 50¦ - ¦ - ¦создание гибких моде-¦
¦моделей языкового об-¦ный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦лей обучения русскому¦
¦разования в соответ- ¦бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦языку ¦
¦ствии с требованиями ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦мировых образователь-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ных систем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦26. Лингвокультуроло-¦федераль-¦ 240¦ 50¦ 50¦ 70 ¦ 70 ¦формирование лингво- ¦
¦гическое описание ¦ный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦культурологического ¦
¦русского языка ¦бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦тезауруса русского ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦языка ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Итого ¦ ¦ 450¦ 100¦ 100¦ 120 ¦ 130 ¦ ¦
¦в том числе средства ¦ ¦ 450¦ 100¦ 100¦ 120 ¦ 130 ¦ ¦
¦федерального бюджета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+---------+------+-----+-----+-------+-------+---------------------+
¦ Русский язык в системе образования иностранных граждан ¦
¦ и соотечественников, живущих за рубежом

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 27.06.2001 n 483 (ред. от 25.11.2003) О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РУССКИЙ ЯЗЫК НА 2002 - 2005 ГОДЫ  »
Постановления и Указы »
Читайте также