ПРИКАЗ МПР РФ от 31.03.2004 n 309 ОБ ИТОГАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧЕТА ЛЕСНОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЛЕСОВ, НЕ ВХОДЯЩИХ В ЛЕСНОЙ ФОНД, ПО СОСТОЯНИЮ НА 1 ЯНВАРЯ 2003 ГОДА


МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 31 марта 2004 г. N 309
ОБ ИТОГАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧЕТА ЛЕСНОГО ФОНДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЛЕСОВ, НЕ ВХОДЯЩИХ В ЛЕСНОЙ ФОНД,
ПО СОСТОЯНИЮ НА 1 ЯНВАРЯ 2003 ГОДА
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.1997 N 611 и Приказом МПР России от 20.08.2002 N 536 главными управлениями (управлениями) природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по субъектам Российской Федерации, государственными природными заповедниками, национальными парками, федеральными органами исполнительной власти проведен государственный учет лесного фонда Российской Федерации и лесов, не входящих в лесной фонд, по состоянию на 1 января 2003 года.
Итоги учета свидетельствуют о сохранении тенденции улучшения основных его показателей (в целом по России возросли площадь покрытых лесной растительностью земель, площади и запасы твердолиственных насаждений, увеличились общий запас древесины в насаждениях, лесистость) при наличии ряда негативных моментов, на которые органам управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации необходимо обратить серьезное внимание.
По результатам государственного учета лесного фонда приказываю:
1. Утвердить итоги государственного учета лесного фонда Российской Федерации и лесов, не входящих в лесной фонд, по состоянию на 1 января 2003 года (Приложение).
2. Руководителям органов управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации, государственных природных заповедников, национальных парков:
провести детальный анализ итогов государственного учета лесного фонда по состоянию на 1 января 2003 года по каждому лесхозу, государственному природному заповеднику, национальному парку, установить конкретные причины отрицательных изменений в лесном фонде, разработать и осуществить мероприятия по устранению выявленных недостатков;
усилить контроль за качеством и своевременностью внесения работниками лесхозов, государственных природных заповедников, национальных парков текущих изменений в документацию государственного учета лесного фонда.
3. ФГУП "Рослесинфорг" (Фомченков), ФГУ "ВНИИЛМ" (Родин) в срок до 01.05.2004 подготовить к изданию справочник "Лесной фонд России (по данным государственного учета лесного фонда по состоянию на 1 января 2003 года)".
4. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.
Министр
Ю.П.ТРУТНЕВ


Приложение
к Приказу МПР России
от 31 марта 2004 г. N 309
ИТОГИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧЕТА ЛЕСНОГО ФОНДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЛЕСОВ, НЕ ВХОДЯЩИХ В ЛЕСНОЙ ФОНД,
ПО СОСТОЯНИЮ НА 01.01.2003
Очередной государственный учет лесного фонда Российской Федерации и лесов, не входящих в лесной фонд, по состоянию на 1 января 2003 года проведен в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.97 N 611, Приказом МПР России от 20.08.02 N 536 и "Инструкцией о порядке ведения государственного учета лесного фонда", утвержденной Приказом Рослесхоза от 30.05.97 N 72.
Свод данных государственного учета лесного фонда по России и федеральным округам, а также контроль и проверка данных лесхозов, территориальных органов управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации, государственных природных заповедников, национальных парков, министерств и ведомств осуществлены ФГУП "Рослесинфорг".
Итоги государственного учета лесного фонда свидетельствуют о сохранении тенденции улучшения основных его показателей.
По результатам учета положительная динамика лесного фонда отмечается в Республиках Карелия, Алтай и Башкортостан, Алтайском крае, Мурманской, Читинской областях.
Имеются и негативные моменты, такие как сокращение площади покрытых лесной растительностью земель и хвойных насаждений, увеличение площади не покрытых лесной растительностью земель (Республика Тыва, Хабаровский край, Магаданская область, Корякский и Чукотский автономные округа), ухудшение качественного состояния дубрав (Краснодарский край, Тульская, Калужская, Московская области), на которые органам управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации необходимо обратить серьезное внимание.
По состоянию на 1 января 2003 года общая площадь лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, в Российской Федерации определена в 1179,0 млн. га с запасом 82,1 млрд. куб. метров, в том числе лесной фонд - 1173,0 млн. га с запасом 81,5 млрд. куб. метров. Покрытые лесной растительностью земли занимают площадь 776,1 млн. га, или 65,8% от всей учитываемой площади, в том числе в лесном фонде - 771,8 млн. гектаров.
За межучетный период 1998 - 2003 годов общая учитываемая площадь лесного фонда Российской Федерации и лесов, не входящих в лесной фонд, увеличилась на 0,5 млн. га, покрытые лесной растительностью земли на указанной площади возросли на 1,8 млн. га. Общая площадь земель лесного фонда за межучетный период увеличилась на 0,8 млн. га, покрытые лесной растительностью земли лесного фонда возросли на 2,0 млн. гектаров.
Площадь участков лесного фонда, в границах которых лесхозы Министерства природных ресурсов Российской Федерации осуществляют функции государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, составляет 1132,3 млн. га, или 96,5% площади земель лесного фонда, с запасом древесины 76,1 млрд. куб. метров.
Остальной лесной фонд находился в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (3,5%), Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации (0,03%).
Среди лесов, не входящих в лесной фонд, 4,7 млн. га занимают леса, расположенные на землях обороны, и 1,2 млн. га - городские леса (леса, расположенные на землях городских поселений).
По сравнению с 1998 годом, общая площадь участков лесного фонда, в границах которых лесхозы МПР России осуществляют функции государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, увеличилась на 3,3 млн. га (0,3%) в основном за счет приемки земель от других пользователей (в целях корректного сравнения показателей учетов 1998 и 2003 годов по 1998 году брались суммарные данные по Рослесхозу и Госкомэкологии России, т.к. в 2001 году государственные природные заповедники, национальные и природные парки, ранее находившиеся в ведении указанных ведомств, были включены в состав МПР России). Площадь покрытых лесной растительностью земель за межучетный период возросла на 3,6 млн. гектаров и составила 733,1 млн. га.
Площадь покрытых лесной растительностью земель составляет 64,7% от общей площади земель лесного фонда, что на 1,2% выше, чем в 1998 году. За межучетный период их площадь возросла на 3,6 млн. гектаров и составила 733,1 млн. га.
Площадь не покрытых лесной растительностью земель сократилась на 0,7 млн. гектаров. Наибольшее сокращение площади не покрытых лесной растительностью земель за пятилетие произошло по следующим категориям: вырубки - на 1,4 млн. га, естественные редины - на 0,4 млн. га, прогалины и пустыри - на 0,2 млн. га. За счет увеличения площади гарей и уменьшения площадей естественных редин фонд лесовосстановления увеличился на 0,5 млн. га, или на 1,5%.
К лесам I группы отнесено 22% площади лесного фонда, ко II - около 6%, к III - 72%.
В лесах I группы наиболее значительно возросла площадь противоэрозионных лесов (на 0,5 млн. га), лесов зеленых зон поселений и хозяйственных объектов (на 0,4 млн. га), особо ценных лесных массивов (на 0,2 млн. га).
Несколько увеличилась площадь сосняков (на 0,7 млн. га, или на 0,6%).
Доля хвойных лесов с наиболее высокой продуктивностью с классом бонитета II и выше в целом по России увеличилась с 5,8% до 6,2%, что является положительным фактором.
Площадь твердолиственных насаждений в целом по России увеличилась на 0,2 млн. га, или 1,0%.
Возможные для эксплуатации леса занимают площадь 329,8 млн. га.
В межучетный период 1998 - 2003 гг. площадь лесного фонда, загрязненного радионуклидами, уточнена в размере 1,2 млн. га.
За период 1998 - 2003 гг. общий запас древесины в насаждениях в целом по Российской Федерации увеличился на 0,4 млрд. куб. м, твердолиственных - вырос на 0,1 млрд. куб. м., мягколиственных - увеличился на 0,7 млрд. куб. метров.
Общий средний прирост насаждений за межучетный период увеличился на 40 млн. куб. метров и составил 924 млн. куб. метров.
Процент лесистости в целом по России за межучетный период увеличился на 0,1% и составил 45,4 процента. В Европейско-Уральской части лесистость определена в размере 39,4%, что на 0,3% выше, чем в 1998 году, что является результатом успешной работы органов управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации по лесовосстановлению (созданию лесных культур и содействию естественному возобновлению леса).
Площади и запасы хвойных лесов сократились за пятилетие соответственно на 1,2 млн. га и на 0,4 млрд. куб. м, в основном за счет лиственницы и в меньшей степени - ели и кедра. Уменьшение площади хвойных пород произошло, в основном, в результате пожаров и стихийных бедствий и вырубки насаждений, а также введения нового порядка таксации, который ужесточил требования к определению преобладающей породы. Поскольку участие кедра и лиственницы в составе насаждений, как правило, меньше, чем сосны, то новый порядок таксации обусловил снижение площади древостоев лиственницы и кедра. Снизилась и доля хвойных насаждений в покрытых лесной растительностью землях (с 78,6% в 1998 году до 78,1% в 2003 году), что указывает на ухудшение породного состава лесов. Указанное снижение произошло в основном в азиатской части России за счет сокращения площадей лиственницы (Магаданская область - на 1181,9 тыс. га, или на 14,8%, Хабаровский край - на 738,7 тыс. га, или на 2,5%, Чукотский АО - на 81,7 тыс. га, или на 4,7%, Агинский Бурятский АО - на 75,8 тыс. га, или на 29,1%), ели (Хабаровский край - на 759,8 тыс. га, или на 9,4%, Красноярский край - на 100,6 тыс. га, или на 1,7%, Архангельская область - на 125,0 тыс. га, или на 1,1%, Вологодская область - на 65,4 тыс. га, или на 3,0%, Кировская область - 50,6 тыс. га, или на 2,9%) и в незначительной степени кедра (Ханты-Мансийский АО - на 303,7 тыс. га, или на 6,7%, Иркутская область - на 58,7 тыс. га, или 0,8%).
Отмечается ухудшение качественного состояния дубрав в результате уменьшения площадей дуба высокоствольного на 85,3 тыс. га, или на 2,3%. Площади же, занятые низкоствольным дубом, увеличились на 89,7 тыс. га, или на 2,9%, и в целом по России площадь дубрав увеличилась на 4,4 тыс. га. Наибольшее сокращение площадей высокоствольного дуба произошло в Краснодарском крае (на 59,3 тыс. га, или на 18%), в Тульской области (на 8,6 тыс. га, или на 12,5%), в Курской области (на 7,3 тыс. га, или на 11,3%), в Калужской области (на 2,7 тыс. га, или на 14%), в Московской области (на 2,8 тыс. га, или на 16%), в Рязанской области (на 2,5 тыс. га, или на 6%). Из-за увеличения площади низкоствольных дубрав уменьшилась доля твердолиственных лесов с высокой продуктивностью с классом бонитета II и выше с 15,4% до 10,3%.
Доля мягколиственных пород за межучетный период 1998 - 2003 гг. возросла на 0,6% за счет роста площадей березы и осины. Определенную роль в этом сыграла приемка лесов от сельскохозяйственных организаций Минсельхоза России, где преобладают мягколиственные насаждения.
В возрастной структуре за последнее пятилетие существенных изменений не произошло. Динамика за длительный период в европейско-уральской части показывает продолжающееся снижение процента площади спелых и перестойных хвойных и накопление в этой возрастной группе мягколиственных насаждений. В ряде областей накопление спелых и перестойных насаждений объясняется ограничением или запретом проведения рубок главного пользования. За межучетный период 1998 - 2003 годов площадь спелых и перестойных мягколиственных насаждений возросла на 2334,8 тыс. га, или на 5,1%, спелых и перестойных твердолиственных на 166,1 тыс. га, или на 1,7%, что является нежелательным фактором. Накопление спелого леса отмечается в Московской области (хвойные увеличились на 35,8 тыс. га, или на 40,3%, твердолиственные - на 1,2 тыс. га, или 15,2%, мягколиственные - на 91,5 тыс. га, или 33,9%), Вологодской области (мягколиственные увеличились на 170,7 тыс. га, или 13,3%), Красноярском крае (мягколиственные - на 203,2 тыс. га, или 3,1%), Новосибирской области (мягколитвенные - на 41,3 тыс. га, или 5,6%). Увеличение площадей и запасов спелых и перестойных насаждений частично объясняется приемкой лесов от других землепользователей, где преобладают мягколиственные насаждения.
В ряде субъектов Российской Федерации допущена значительная гибель лесных культур. Так, в Кировской области погибло 54,3 тыс. га лесных культур, созданных до 1998 года, в Красноярском крае - 30,9 тыс. га, в Тульской области - 11,4 тыс. га, в Вологодской - 16,5 тыс. га, Свердловской - 18,4 тыс. га, Иркутской - 15,3 тыс. га. Значительная гибель культур, созданных за межучетный период, отмечена в Волгоградской (7,0 тыс. га), Ростовской (4,6 тыс. га), Амурской (2,3 тыс. га), Ярославской областях (2,1 тыс. га). Среди основных причин гибели лесных культур - пожары и стихийные бедствия и заглушение нежелательной древесной растительностью.
Данные государственного учета лесного фонда за период 1998 - 2003 гг. в целом по России свидетельствуют о тенденции улучшения основных показателей лесного фонда. Достигнута основная цель проведения государственных учетов лесного фонда - выполнена актуализация информации о состоянии лесного фонда, выявлены позитивные и негативные изменения, что создает основу для своевременной корректировки программ и планов лесохозяйственной деятельности в целом по России и по субъектам Российской Федерации.

ТЕЛЕТАЙПОГРАММА ГТК РФ от 31.03.2004 n ТФ-973 <О НЕПРИНЯТИИ БАНКОВСКИХ ГАРАНТИЙ ОТ ОАО АКБ ПРОБИЗНЕСБАНК>  »
Постановления и Указы »
Читайте также