РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 03.03.2004 n ГКПИ04-353 <О ГРАЖДАНСКОМ ДЕЛЕ ПО ЗАЯВЛЕНИЮ СВЕРДЛОВСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ ЛИБЕРАЛЬНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИИ (ЛДПР)>


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 3 марта 2004 г. N ГКПИ 04-353
Именем Российской Федерации
Верховный Суд РФ в составе:
председательствующего -
судьи Верховного Суда РФ Редченко Ю.Д.,
при секретаре Чистякове А.В.,
с участием прокурора Гончаровой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Свердловского регионального отделения политической партии "Либерально-демократическая партия России (ЛДПР)" об отмене Постановления Центральной избирательной комиссии РФ от 20 февраля 2004 г. N 90/746-4 "О жалобе Регионального отделения политической партии "Российская партия пенсионеров" в Свердловской области" на Постановление Избирательной комиссии Свердловской области от 10 февраля 2004 г. N 81,
установил:
заявитель обратился в Верховный Суд РФ с указанным выше требованием, сославшись на то, что оспариваемое Постановление Центральной избирательной комиссии РФ не соответствует требованиям избирательного законодательства РФ и нарушает права избирательного объединения Свердловского регионального отделения политической партии "Либерально-демократическая партия России (ЛДПР)".
В судебном заседании представитель заявителя Литвинов А.А. заявленное требование поддержал.
Привлеченный в качестве заинтересованного лица представитель Избирательной комиссии Свердловской области Буртов И.А. данное требование также поддержал.
Представители Центральной избирательной комиссии РФ Гришина И.Е. и Регионального отделения политической партии "Российская партия пенсионеров" в Свердловской области Штивельберг Ф.Б. и Артюх Е.П. с предъявленным требованием не согласились и просили об оставлении его без удовлетворения, сославшись на то, что у Избирательной комиссии Свердловской области не имелось законных оснований для отказа в регистрации списка кандидатов в депутаты Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области, выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение политической партии "Российская партия пенсионеров" в Свердловской области", и поэтому Центральная избирательная комиссия РФ правомерно отменила данное Постановление названной Избирательной комиссии.
Выслушав объяснения представителя заявителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Гончаровой Н.Ю., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 3 ст. 261 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение Избирательной комиссии является законным.
Как установлено судом, Постановлением Избирательной комиссии Свердловской области от 10 февраля 2004 г. N 81 было отказано в регистрации списка кандидатов в депутаты Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области, выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение политической партии "Российская партия пенсионеров" в Свердловской области".
Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 20 февраля 2004 г. N 90/746-4 по жалобе Регионального отделения политической партии "Российская партия пенсионеров" указанное выше Постановление Избирательной комиссии Свердловской области отменено.
Этим же Постановлением ЦИК РФ зарегистрирован заверенный Избирательной комиссией Свердловской области список кандидатов в депутаты Областной Думы, выдвинутый избирательным объединением "Региональное отделение политической партии "Российская партия пенсионеров" в Свердловской области" в количестве 10 кандидатов.
По утверждению представителей Центральной избирательной комиссии РФ и избирательного объединения отделения политической партии "Российская партия пенсионеров", оспариваемое заявителем Постановление принято Центральной избирательной комиссией РФ в пределах своих полномочий и с соблюдением требований действующего законодательства Российской Федерации.
Полагают, что Избирательная комиссия Свердловской области без достаточных оснований направила на почерковедческое исследование материалы, связанные с проведением конференции Регионального отделения политической партии "Российская партия пенсионеров", поскольку осуществление такой проверки со стороны избирательных комиссий законом не предусмотрено.
Избирательные комиссии, по их мнению, вправе проводить проверку только необходимых для регистрации кандидатов документов, которые указаны в законе.
Кроме того, вывод Избирательной комиссии области об отсутствии полномочий у 18 делегатов конференции, сделанный на основании экспертного исследования их подписей в регистрационных листах конференции и протоколах общих собраний местных отделений партии, опровергается собственноручными нотариально заверенными заявлениями данных делегатов, подтверждающих свое участие в конференции и действительность своих подписей как в листах регистрации, так и в протоколах собраний.
Эти утверждения представителей ЦИК РФ и отделения партии "Российская партия пенсионеров" материалами дела не опровергнуты.
Не представлено каких-либо убедительных данных в их опровержение и представителем заявителя, и представителем Избирательной комиссии Свердловской области.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что предусмотренных законом оснований для отмены оспариваемого Постановления Центральной избирательной комиссии РФ не имеется.
Довод представителей заявителя о том, что выдвижение списка кандидатов в депутаты Областной Думы из избирательного объединения "Региональное отделение политической партии "Российская партия пенсионеров" в Свердловской области" произведено на конференции отделения партии в отсутствии необходимого для этого кворума, а поэтому Избирательной комиссией Свердловской области обоснованно отказано в регистрации данного списка кандидатов, не может быть признан обоснованным.
Основанием для вывода об отсутствии кворума на конференции отделения названной партии от 20 января 2004 г. послужили данные экспертного исследования подписей участников конференции, согласно которому в 5 случаях подписи участников исполнены неустановленными лицами, а в 6 случаях подписи председателей и секретарей собраний местных отделений, на которых были избраны 13 делегатов, также исполнены неустановленными лицами, что, по мнению комиссии, свидетельствует о подделке избирательных документов, представляемых для выдвижения списков кандидатов в депутаты, и об отсутствии необходимого кворума (22 делегата).
Между тем вывод о неправомочности 13 делегатов конференции, выявленных в результате проверки протоколов собраний местных отделений партии, сделан без законных к тому оснований.
В частности, в соответствии с п. 18 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав..." избирательная комиссия обязана проверить соответствие порядка выдвижения списка кандидатов требованиям закона и принять решение о регистрации списка кандидатов либо об отказе в регистрации.
При рассмотрении жалобы Регионального отделения "Российская партия пенсионеров" Центральная избирательная комиссия РФ, по мнению суда, пришла к обоснованному выводу о том, что Избирательная комиссия области при проверке порядка выдвижения политической партией списка кандидатов в депутаты вышла за пределы полномочий, предоставленных ей п. 18 ст. 38 названного выше Федерального закона, поскольку данный Закон не предусматривает возможности проверки протоколов собраний местных отделений партии и направления на почерковедческое исследование подписей, содержащихся в данных протоколах.
Не вправе была Избирательная комиссия области входить и в обсуждение вопроса о порядке выдвижения делегатов на собраниях местных отделений партии, поскольку разрешение данного вопроса Федеральным законом "О политических партиях" отнесено к компетенции самих политических партий и государственные органы не наделены полномочиями вмешиваться в их внутрипартийную деятельность.
Кроме того, давая оценку проведенному экспертному исследованию подписей присутствующих на конференции отделения партии "Российская партия пенсионеров" делегатов, чьи подписи признаны фактически недействительными, суд при наличии личных письменных заявлений от этих делегатов, подтверждающих свои подписи и участие в конференции, не может согласиться с данными этого исследования и в этой связи с выводом Избирательной комиссии Свердловской области о проведении Региональным отделением политической партии "Российская партия пенсионеров" конференции по выдвижению списка кандидатов в отсутствии необходимого кворума.
При этом каких-либо оснований сомневаться в объективности заявлений делегатов в подтверждение своих подписей в регистрационных листах и протоколах собраний и их участии в проведении конференции у суда не имеется.
Учитывая, что в судебном заседании не установлено доказательств, с достоверностью подтверждающих факт проведения "Региональным отделением политической партии "Российская партия пенсионеров" конференции по выдвижению списка кандидатов Областной Думы от 20 января 2004 года в отсутствии необходимого кворума, суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого Постановления Центральной избирательной комиссии РФ и отсутствии оснований для его отмены.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 и п. 2 ст. 261 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление избирательного объединения Свердловского регионального отделения политической партии "Либерально-демократическая партия России (ЛДПР)" об отмене Постановления Центральной избирательной комиссии РФ от 20 февраля 2004 г. N 90/746-4 оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 5 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий,
Судья Верховного Суда РФ
Ю.Д.РЕДЧЕНКО

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФЭК РФ от 03.03.2004 n 17-э/7 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРЕДЕЛЬНЫХ УРОВНЕЙ ТАРИФОВ НА УСЛУГИ ПО ПЕРЕДАЧЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ ПО СЕТЯМ ОАО ТАМБОВЭНЕРГО  »
Постановления и Указы »
Читайте также