<ПИСЬМО> Минобразования РФ от 17.02.2004 n 256/25-5 ОБ ОХРАНЕ ПРАВ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ И ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 февраля 2004 г. N 256/25-5
ОБ ОХРАНЕ ПРАВ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ
И ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ
В Министерство образования Российской Федерации в августе 2003 г. поступило Представление Генеральной прокуратуры Российской Федерации о нарушениях законодательства в отношении воспитанников детских домов и школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Красноярском крае. Основные нарушения касаются недостаточного финансирования детских интернатных учреждений, незаконного использования денежных средств воспитанников, фактов жестокого обращения с детьми, несоблюдения санитарно-гигиенических требований и т.д.
В ноябре - декабре 2003 г. и в феврале 2004 г. Министерством осуществлена проверка работы по охране прав воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Татарстан, Красноярском крае, Астраханской, Воронежской и Ленинградской областях.
В ходе проверки проанализирована деятельность органов управления образованием вышеназванных субъектов Российской Федерации в области охраны прав воспитанников интернатных учреждений и состояние работы в этой сфере в 29 интернатных учреждениях.
Органами управления образованием, образовательными учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных субъектов Российской Федерации проводится работа по обеспечению прав и законных интересов воспитанников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, созданию оптимальных условий для их жизнедеятельности и развития.
Вместе с тем итоги данной проверки, представления органов прокуратуры по результатам проверок ряда субъектов Российской Федерации по исполнению законодательства в отношении воспитанников детских домов и школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и оперативная информация, поступающая в Минобразование России, свидетельствуют о серьезных недостатках в работе по охране прав детей данной категории.
Финансирование детских домов и школ-интернатов осуществляется не в полном объеме. Недостаточно выделяется финансовых средств из соответствующих бюджетов на питание воспитанников, обеспечение их одеждой, обувью и мягким инвентарем. Неблагоприятная ситуация в обеспечении воспитанников питанием сложилась в Чувашской Республике, Красноярском крае, Ивановской, Иркутской, Калужской, Кировской, Костромской, Нижегородской, Рязанской, Тамбовской областях, Усть-Ордынском Бурятском автономном округе. При стоимости натуральных норм питания воспитанников, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 20.06.92 N 409, в среднем по Российской Федерации для детей школьного возраста 72 руб. 78 копеек в день в вышеназванных субъектах Российской Федерации расходы на питание в муниципальных интернатных учреждениях финансируются на сумму от 24 до 50 рублей. Не выполняются нормы потребления мяса, рыбы, кисломолочных продуктов, соков, фруктов.
Стоимость обеспечения одеждой, обувью и мягким инвентарем (далее - мягким инвентарем) в среднем по Российской Федерации для воспитанников дошкольного возраста составляет: для вновь прибывших воспитанников - 15 тыс. 843 рубля; на пополнение - 9 тыс. 737 руб.; для воспитанников школьного возраста - 22 тыс. 968 руб. в год. Фактически же на эти цели в большинстве субъектов Российской Федерации выделяется около 3 тысяч рублей в год. В 2003 году на обеспечение мягким инвентарем детскому дому - школе N 2 имени С.И. Здоровцева Астраханской области из средств областного бюджета было выделено 2543 рубля. Для воспитанников не всегда приобретается одежда и обувь с учетом современной моды и индивидуального вкуса.
Недостаточно выделяется финансовых средств на приобретение медикаментов. В Красноярском крае детскому дому N 2, детскому дому - школе N 107 в 2003 г. выделено 50% от потребности.
В интернатных учреждениях не выделяются или же выделяются в недостаточном количестве денежные средства на личные расходы воспитанников. В соответствии с вышеуказанным Постановлением Правительства Российской Федерации размер денежных средств, выдаваемых детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на их личные нужды определяется администрацией учреждения. В детском доме "Родничок", г. Волхов Ленинградской области, на личные нужды воспитанников выделяется всего 10 рублей в месяц на одного ребенка.
Допускается неправомерное использование денежных средств с личных счетов воспитанников, поступающих в виде алиментов и пенсий по утере кормильца, на приобретение воспитанникам одежды и продуктов питания. В детском доме и школе-интернате Манского района Красноярского края 50% поступивших алиментов и пенсий израсходованы на приобретение воспитанникам одежды, обуви и другие цели.
Имеют место факты жестокого обращения с детьми. В Красноярском крае прокурорской проверкой выявлен случай изнасилования воспитанницы школы-интерната.
Недостаточная работа проводится по предотвращению самовольных уходов воспитанников из интернатных учреждений. За 2003 год из детских домов и школ-интернатов самовольно ушли более 3000 воспитанников. Оказавшись за пределами интернатного учреждения, воспитанники вовлекаются в криминальные структуры, подвергаются эксплуатации, в том числе сексуальной. Подобные случаи выявлены во Владимирской, Нижегородской, Смоленской областях и ряде других субъектов Российской Федерации.
Не во всех интернатных учреждениях создаются условия для общения воспитанников с близкими родственниками. Воспитанники не обеспечиваются конвертами для переписки. Во многих интернатных учреждениях ряда субъектов Российской Федерации (Красноярский край, Астраханская, Ленинградская области) не созданы гостевые комнаты.
Недостаточная работа проводится по получению детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, конкурентоспособного образования. Основная часть выпускников после получения общего (основного или среднего (полного)) поступает в учреждения начального профессионального образования (Республика Татарстан, Красноярский край, Астраханская, Воронежская, Ленинградская области и другие). В течение 2001 - 2003 годов из 540 выпускников детских домов и школ-интернатов Воронежской области, продолживших образование, 428 (79,2%) выпускников поступили в учреждения начального профессионального образования.
Органами местного самоуправления не обеспечивается право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ отдельного жилого помещения. По оперативным данным, в 2003 году в выделении отдельного жилого помещения нуждалось 23,5 тыс. детей данной категории, в том числе в Новосибирской области - 1499 чел., в Саратовской области - 613 чел., Иркутской области - 371 чел., в Ставропольском крае - 300 чел., в Ленинградской области - 246 человек. Органами управления образованием субъектов Российской Федерации, образовательными учреждениями Красноярского края, Астраханской, Воронежской, Ленинградской, Саратовской областей и ряда других субъектов Российской Федерации слабо проводится работа по созданию социальных гостиниц при интернатных учреждениях, в которых могли бы проживать выпускники до получения ими жилого помещения.
Учитывая вышеизложенное, Министерство рекомендует:
Усилить контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в части охраны прав воспитанников детских домов и школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Провести проверки образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обратив особое внимание на:
обеспечение воспитанников питанием, одеждой, обувью и мягким инвентарем в соответствии с федеральными нормами (Постановление Правительства Российской Федерации "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 20 июня 1992 г. N 409 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации "О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 14 мая 2001 г. N 374), выполнение материальных норм обеспечения выпускников (как при выпуске из интернатного учреждения, так и по завершении обучения в учреждении профессионального образования);
выявление фактов жестокого обращения с детьми, случаев самовольных уходов воспитанников из детских домов и школ-интернатов;
обеспечение выпускников детских домов и школ-интернатов отдельным жилым помещением, получение ими профессионального образования, трудоустройство.
Проводить работу по обучению персонала навыкам распознавания фактов жестокого обращения с детьми.
Обеспечивать выделение воспитанникам денежных средств на личные расходы.
Продолжить работу по созданию в интернатных учреждениях условий для общения воспитанников с близкими родственниками.
Создавать социальные гостиницы при детских домах и школах-интернатах.
Активизировать работу по обеспечению выпускников детских домов и школ-интернатов отдельным жилым помещением.
Справки о результатах проверок представить в Министерство (Управление социально-педагогической поддержки и реабилитации детей) до 1 мая 2004 г. для подготовки коллегии Минобразования России.
Заместитель Министра
Е.Е.ЧЕПУРНЫХ

ПРИКАЗ Минобразования РФ от 17.02.2004 n 697 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММ КАНДИДАТСКИХ ЭКЗАМЕНОВ  »
Постановления и Указы »
Читайте также