ДОКЛАД Уполномоченного по правам человека в РФ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2003 ГОДУ


ДОКЛАД
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО
ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В 2003 ГОДУ
(ИЗЛОЖЕНИЕ)
Настоящий доклад подготовлен в соответствии с пунктом 1 ст. 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" и направлен Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, в Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации. В докладе отражена деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации О.О. Миронова, занимавшего эту должность до 13 февраля 2004 года.
Положение дел с правами человека в стране продолжает оставаться сложным. По-прежнему происходят серьезные нарушения гражданских, политических, социально-экономических прав и свобод. Проблемой, непосредственно затрагивающей интересы человека, права на охрану здоровья и на жизнь, является состояние окружающей среды.
Проблема прав человека пока еще не воспринята большинством населения как приоритетная. Опросы общественного мнения свидетельствуют о том, что подавляющее большинство наших сограждан имеет весьма нечеткое представление о своих правах и тем более о формах и методах их защиты.
За годы деятельности (1998 - 2003) Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации было рассмотрено более 155 тыс. жалоб и обращений граждан, поступивших из всех регионов России, стран СНГ и Балтии и ряда других государств.
Связано это прежде всего с уровнем имеющейся информации о существовании и возможностях нового института внесудебной защиты граждан, с уровнем восприятия населением степени нарушения своих конституционных прав, осознанием необходимости их правовой защиты.
Наибольшее количество обращений поступило из Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодарского и Ставропольского краев, Московской, Ростовской, Челябинской, Свердловской, Тверской областей.
В обращениях граждан к Уполномоченному отражен весь спектр проблем современной жизни российского общества.
Самое большое число жалоб содержат просьбы о защите гражданских (личных прав) граждан - 57,8 процента от общего числа поступивших обращений. Среди них жалобы на нарушение права на жизнь, на неприкосновенность личности, права на свободу от пыток, жестокого обращения, жалобы на действия милиции; на нарушение права на справедливое судебное разбирательство и права на равную защиту закона; на нарушения прав осужденных при исполнении наказания в виде лишения свободы; о нарушениях прав на гражданство, на свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства.
Что касается защиты политических прав (1,5 процента от общего числа обращений), то заявители сообщали о нарушении прав народов на самоопределение, реабилитацию репрессированных и депортированных народов; о нарушениях прав на участие в управлении делами государства на федеральном и муниципальном уровне, избирательных прав, а также о нарушении основных политических свобод - права на свободу мысли, слова и печати, совести, религии и убеждений.
Несоблюдение экономических прав заявителей (16 процентов всех обращений) выражается в нарушениях права собственности; нарушениях законодательства о предпринимательстве; прав трудящихся на труд, на справедливые и благоприятные условия труда, права на равную оплату за равный труд, на защиту от безработицы.
Значительная часть обращений к Уполномоченному по поводу соблюдения социальных прав граждан (всего 24,2 процента от общего количества поступивших обращений) посвящена защите прав человека на достойные условия жизни, достаточный уровень жизни, проблемам жилья, нарушениям пенсионного законодательства, а также нарушениям прав лиц, нуждающихся в особой социальной защите, - матерей, детей, инвалидов и умственно отсталых лиц, беженцев.
Реализацию культурных прав заявители связывают с защитой своего права на образование, с правом на участие в культурной жизни, с охраной памятников истории и культуры, культурно-просветительских учреждений, прав этнических меньшинств, авторских прав.
Принято к рассмотрению, в том числе совместно с другими государственными организациями, в соответствии с их компетенцией, 31,7 процента жалоб. Принято к рассмотрению с разъяснением заявителю правовых средств защиты нарушенных прав 54,4 процента обращений. Направлен заявителю после ознакомления мотивированный отказ в рассмотрении жалобы - 11,7 процента случаев.
По жалобам, принятым к рассмотрению Уполномоченным, удалось восстановить нарушенные права по каждому пятому обращению заявителей.
В докладе на основе поступающих к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации жалоб и обращений, иных источников характеризуется положение дел с соблюдением в стране основополагающих прав и свобод человека и гражданина, гарантируемых Международными пактами о гражданских и политических правах, об экономических, социальных и культурных правах, другими международными договорами, Конституцией Российской Федерации.
Гражданские (личные) права
Право на жизнь - первейшее право человека, зафиксированное в международно-правовых документах и конституциях многих стран мира: каждый имеет право на жизнь, никто не может быть произвольно лишен жизни (Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Конституция Российской Федерации).
Это право включает в себя не только право на физическое существование, а также право не подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому и бесчеловечному обращению или наказанию, право на социальное обеспечение, охрану здоровья, право на благоприятную окружающую среду, право на труд в условиях безопасности и гигиены. Эти права так или иначе дополняют фундаментальное право на жизнь, обеспечивая его эффективную реализацию.
Однако право на жизнь является наиболее уязвимым и нарушаемым в современном мире. В результате вооруженных конфликтов, террористических актов, природных и техногенных катастроф гибнут тысячи людей.
В год Россия теряет до 100 тысяч человек, из которых 38 тысяч - жертвы убийц, более 60 тысяч - пропавшие без вести ("Ваше право", N 44 2003 года).
По количеству совершаемых убийств Россия занимает второе место в мире после Колумбии: 221 на 100000 взрослого населения ("Ваше право", N 48 2003 года).
По-прежнему остается высоким уровень травматизма и гибели граждан при прохождении военной службы. Потери армии в ходе проведения контртеррористической операции в Чеченской Республике за период с 1994 года составили около 9 тыс. убитыми и более 30 тыс. ранеными ("Московский комсомолец", 17 февраля 2003 года). По словам Министра обороны Российской Федерации, сегодняшние потери войск в Чечне - около трех человек в неделю.
По данным Главной военной прокуратуры, за 9 месяцев 2003 года не в ходе боевых действий погибло около 1200 солдат, прапорщиков и офицеров. Жизни военнослужащих уносят дорожно-транспортные происшествия, неосторожное обращение с оружием, казарменное хулиганство, самоубийства, пренебрежение элементарными требованиями безопасности при обращении с боевой техникой.
Юристы и психологи уже говорят о новом виде "юношеских забав" - истязаниях и убийствах бездомных. В г. Мурманске в один день были зверски убиты тремя юношами (14, 15 и 16 лет) четверо бездомных граждан ("Мир новостей", 21 октября 2003 года).
Применительно к праву на жизнь весьма актуальна проблема отмены смертной казни. Здесь всегда будут существовать аргументы "за" и "против". Так, обоснованием для отмены смертной казни являются случаи вынесения приговоров в отношении невиновных. Серьезным аргументом за сохранение смертной казни является то обстоятельство, что общество может защитить себя и своих членов от опаснейших преступлений, только сохранив для них реальную угрозу лишения жизни. Некоторых только это может остановить перед совершением тяжких преступлений.
Но остаются не исполненные обязательства, принятые Россией при вступлении в Совет Европы. Не ратифицирован Протокол N 6 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, касающийся отмены смертной казни. Но это компетенция Федерального Собрания - парламента Российской Федерации и ему принимать решение по данной проблеме.
Право на достоинство - это право на уважение. Оно также предполагает, что никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство обращению и наказанию.
Российская Федерация не является членом Европейского Союза. Но есть документы, которые дают новое видение проблемы. Так, в Хартии Европейского Союза об основных правах первая глава посвящена именно понятию человеческого достоинства. И лишь статья 2 Хартии говорит о праве на жизнь. Этим как бы подчеркивается, что не просто жизнь-существование, а достойная жизнь отвечает современным требованиям демократии и цивилизации.
Это право запрещает превращать человека в объект воздействия со стороны государства и подвергать его обращению, которое принципиально ставит под вопрос его качества как личности. Право на достоинство является неотъемлемым правом личности и не подлежит ограничению даже в условиях чрезвычайного положения.
Тем не менее в практике деятельности государственных органов соблюдение права на человеческое достоинство является одной из серьезнейших проблем. Эти правонарушения совершаются прежде всего сотрудниками правоохранительных органов. Пытки, жестокое и насильственное обращение, избиение подозреваемых и обвиняемых, угрозы в их адрес и в адрес родственников - далеко не полный перечень способов воздействия, подавляющих личность.
Анализ ситуации, проведенный Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и уполномоченными по правам человека в субъектах России, свидетельствует о том, что проблема нарушений прав человека в органах внутренних дел приобрела всероссийский масштаб. От общего количества жалоб, поступающих в аппарат Уполномоченного, 30 процентов составляют жалобы на действия сотрудников милиции, совершенные при проведении оперативно-розыскных мероприятий, в ходе производства дознания и предварительного следствия.
К Уполномоченному обратился адвокат Н. с жалобой на действия сотрудников дорожно-патрульной службы и отдела внутренних дел "Войковский" г. Москвы (вх. N Н-358). Адвокат вместе с коллегой П. возвращался с работы на своем автомобиле, которым управлял П. Сотрудники ГИБДД, остановив машину, необоснованно изъяли у заявителя водительское удостоверение и другие документы. В ответ на отказ подписать протокол об административном правонарушении Н. был доставлен в ОВД "Войковский", а затем в вытрезвитель, где в отношении него было применено насилие, пытки и причинен вред здоровью.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой г. Москвы по обращению Уполномоченного, Головинской межрайонной прокуратурой г. Москвы в отношении сотрудников милиции возбуждено и расследуется уголовное дело.
Уже само пребывание человека в изоляторах временного содержания и следственных изоляторах по своим условиям можно охарактеризовать как жестокое обращение, умаление его достоинства. Это и переполненные камеры, и отсутствие спальных мест и свежего воздуха, ненадлежащая медицинская помощь. В результате проверок, проводимых Уполномоченным, выявлены серьезные нарушения условий содержания людей в изоляторе временного содержания Алейского ГРОВД Алтайского края (вх. N М-816); в изоляторе временного содержания при УВД г. Сочи (вх. N Б-774); в изоляторе временного содержания при УВД г. Братска Иркутской области (вх. N С-612); в изоляторе временного содержания при Лихославльском ОВД Тверской области (вх. N С-252); в изоляторе временного содержания Щелковского УВД (вх. N Б-1044).
В период нахождения в медицинском вытрезвителе при Вахитовском районном управлении внутренних дел г. Казани милиционерами был избит студент Казанского государственного университета гражданин С., который в результате черепно-мозговой травмы потерял память. Заявитель был вынужден длительное время находиться на лечении и не смог должным образом продолжать учебу. После вмешательства Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан решением суда в пользу С. взыскана денежная сумма за нанесение материального ущерба и морального вреда. (Р.Г. Вагизов, Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан в 2002 году, Казань, 2003 г., стр. 65.)
Выявлены вопиющие нарушения в отношении воспитанников Пажгинской школы-интерната N 2 Сыктывдинского района. В заведении администрацией школы-интерната был организован карцер для содержания учащихся. На основании поступившего заявления от общественных организаций Уполномоченным по правам человека в Республике Коми была образована рабочая комиссия из представителей Министерства образования и высшей школы Республики Коми, Министерства здравоохранения Республики Коми, администрации муниципального образования "Сыктывдинский район", общественности и журналистов и произведена проверка. Выяснилось, что в здании жилого корпуса при изоляторе для больных детей в помещении бывшего туалета оборудована комната площадью 1,5 x 2 метра, где наказывали детей. В результате Уполномоченным эта ситуация была квалифицирована как нарушение администрацией школы-интерната N 2 норм Международных принципов Декларации прав ребенка 1959 года, Конвенции о правах ребенка 1989 года.
Уполномоченный по правам человека в Республике Коми сделал официальное заключение по факту нарушения прав и свобод воспитанников Пажгинской школы-интерната N 2. Директор и преподаватель школы-интерната N 2 были освобождены от занимаемой должности. Прокуратурой Сыктывдинского района в отношении данных лиц возбуждено уголовное дело. (Л.М. Вокуев, Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Коми, г. Сыктывкар, 2003 г., стр. 31 - 32.)
По-прежнему в армии, на флоте, в пограничных и внутренних войсках много случаев казарменного хулиганства. Гражданка Ш., мать военнослужащего по призыву П., жаловалась на то, что ее сын был избит группой военнослужащих в/ч 3186 (вх. N Ш-543). Последствия избиения - П. признан негодным к военной службе. Уголовное дело по факту избиения было расследовано неполно и прекращено за отсутствием состава преступления. После обращения Уполномоченного в Главную военную прокуратуру дело было возобновлено производством.
Справедливой можно признать позицию Главного военного прокурора, считающего, что причина преступлений против личности в армейской среде кроется в отсутствии четкой государственной идеологии и правовой составляющей этой идеологии, которые должны присутствовать в армии. ("Красная звезда", 14 января 2003 г.)
Зачастую офицеры младшего командного звена оказываются недостаточно подготовленными, в первую очередь в правовом отношении. В работе командования, воспитательных органов в последние годы отсутствует в должной мере профилактика правонарушений. На низкий уровень воспитательной работы в войсках указывает и Министр обороны Российской Федерации: "Причина побегов - в нежелании конкретных командиров интересоваться тем, что происходит у них в казарме". Однако обвинять в существующем положении только армейских офицеров было бы неправильно. Истоки преступных явлений в армейской среде кроются в самом обществе. Исчезли с экранов ТВ серьезные воспитательные передачи на военную тему, такие как "Служу Отечеству". Зато с тех же экранов не сходят образы "обаятельных" бандитов и аферистов.
Статистика свидетельствует, что государство привлекает к исполнению конституционного долга по защите Отечества и направляет в казармы далеко не самую подготовленную и достойную часть молодежи. По данным Главного организационно-мобилизационного управления Минобороны России, весной 2003 года военные комиссариаты смогли призвать на военную службу только 10,3 процента молодых людей от общего числа состоящих на воинском учете и подлежащих призыву. Из призванных на военную службу в 2003 году нигде не работали и не учились до призыва - 34,9 процента; не имели основного общего образования - 21,7 процента; имели ограничения по состоянию здоровья - 53,4 процента; воспитывались одним родителем - 19,5 процента; состояли на учете в органах внутренних дел - 6 процентов; имели снятую или погашенную судимость - 5,1 процента.
Пока будет сохраняться такая ситуация, нарушения прав граждан на жизнь и личную неприкосновенность при прохождении военной службы будут продолжаться. Соблюдение прав людей в погонах - проблема не армии, а всего общества.
Право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей. Никто не должен быть лишен свободы иначе, как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом.
Право на свободу и личную неприкосновенность - важнейшее право человека. Неприкосновенность может быть как физическая (жизнь, здоровье человека), так и моральная, духовная (честь, достоинство личности).
Право на свободу и личную неприкосновенность обеспечивается государственными институтами. Уровень реализации права на свободу и личную неприкосновенность, его защиты и гарантированности нормами права является важным показателем демократизации общества, необходимой предпосылкой становления и формирования правового государства.
Нарушением права на свободу и личную неприкосновенность применительно к сфере уголовного судопроизводства можно считать незаконное задержание и заключение под стражу, необоснованный личный обыск, нарушение сроков содержания в следственных изоляторах и в местах лишения свободы.
Гражданка Б. обратилась с жалобой на действия сотрудников Унечского районного отдела внутренних дел Брянской области в связи с незаконным задержанием ее несовершеннолетней дочери М. (вх. N Б-296). Девочка около 24 часов провела в отделении милиции и более 6 часов - в приемнике-распределителе. У М. изъяли сотовый телефон, не разрешили позвонить родным, в ночное время проводили допрос, который сопровождался угрозами и издевательствами. В ходе проверки, проведенной прокуратурой Брянской области по обращению Уполномоченного, по факту превышения полномочий должностными лицами возбуждено уголовное дело.
Жалоба осужденного Л., находящегося в учреждении ЮФ-326/6, касалась неприменения администрацией учреждения к нему акта амнистии, объявленной Постановлением Государственной Думы 26 мая 2000 года, и отказа прокуратуры в удовлетворении его заявлений (вх. N К-2076). После обращения Уполномоченного прокуратурой Камчатской области были повторно рассмотрены материалы о применении акта амнистии и внесено представление в адрес начальника учреждения ЮФ-326/6 об устранении нарушений закона. К. был освобожден. Однако осужденный незаконно содержался в местах лишения свободы в течение целых полутора лет.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации установил, что с 1 июля 2002 года решение о заключении человека под стражу в России принимается только судом.
Это дало надежду на реальное изменение существующего положения в сфере ограничения прав личности на предварительном расследовании. И действительно, первоначальные результаты судебного рассмотрения ходатайств о заключении под стражу оправдывали ожидания. За первые четыре месяца со дня вступления в силу нового Кодекса численность содержащихся в следственных изоляторах уменьшилась на 43,2 тыс. человек.
Однако дальнейшая правоприменительная практика стала характеризоваться неуклонным ростом числа лиц, заключенных под стражу, теперь уже по решению суда. Среднемесячный прирост вновь заключенных под стражу за первые четыре месяца 2003 года составил 6,7 процента. На 1 мая 2003 года численность подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы Минюста России, увеличилась на 12,4 тыс. человек и составила 147,3 тыс. человек.
Растет число решений суда о заключении под стражу лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений небольшой и средней тяжести. В сравнении с июлем 2002 года их количество в июле 2003 года увеличилось практически вдвое. В настоящее время число лиц, заключенных под стражу за преступления небольшой и средней тяжести, составляет от 20 до 25 процентов. Больше чем в два раза возросло число арестованных несовершеннолетних. Складывается впечатление, что изменение процедуры заключения под стражу не только не усилило процессуальных гарантий защиты прав личности, но, напротив, сделало лишение обвиняемого свободы правилом.
По этому поводу Уполномоченный обратился к Генеральному прокурору Российской Федерации и к Председателю Верховного Суда Российской Федерации. Органам прокуратуры и судебной власти необходимо активнее реагировать на проблему соблюдения прав личности на свободу и личную неприкосновенность. Существенную помощь здесь может оказать зарубежный и международный опыт судопроизводства. Согласно Международному пакту о гражданских и политических правах содержание под стражей лиц, ожидающих судебного разбирательства, не должно быть общим правилом.
Зачастую под видом обеспечения личной безопасности осужденных к ним необоснованно применяют меры дисциплинарного взыскания в форме водворения в штрафной изолятор на недопустимо длительный срок.
Осужденный П., отбывающий наказание в учреждении АВ-261/4, обратился с жалобой на действия администрации учреждения, не обеспечивающей должным образом его безопасность и тем самым нарушающей его права (вх. N П-586). В ходе проверки, проведенной после обращения Уполномоченного прокуратурой Магаданской области, выяснилось, что для обеспечения личной безопасности П. он был помещен в штрафной изолятор, где находился более 200 суток, - согласно действующему уголовно-исполнительному законодательству срок содержания в штрафном изоляторе по указанным основаниям не может превышать 90 суток. В случае безуспешности принимаемых мер по обеспечению личной безопасности осужденного начальником исправительного учреждения должно было быть принято решение о его переводе в другое исправительное учреждение. Прокуратурой области было внесено представление в УИН Минюста России по Магаданской области об устранении нарушений законодательства и о принятии мер по обеспечению безопасности осужденного. К должностным лицам, допустившим нарушения, применены меры дисциплинарного воздействия.
Право на неприкосновенность частной жизни и сохранение ее тайны предполагает возможность человека контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера.
Во многих конституциях и международных договорах неприкосновенность частной жизни рассматривается как неотъемлемое право человека. Суды, включая Европейский Суд по правам человека, неоднократно давали определение этого права. Судебная практика отметила, что понятие "частная жизнь" объединяет ряд факторов, среди которых недопустимость вмешательства в личные дела человека, подслушивания и перехвата телефонных переговоров, вскрытия корреспонденции; распространения ложных порочащих сведений, использования имени или изображения лица в интересах того, кто его использует.
Уважение семейной жизни предполагает невозможность произвольного вмешательства официальных органов в отношения между членами семьи. Не допускается незаконное создание препятствий в осуществлении семейных отношений: запрет на общение, насильственная разлука, огласка подробностей семейной жизни.
Конституция Российской Федерации, закрепляя за человеком право на неприкосновенность частной жизни, предполагает создание системы законодательства, направленного на обеспечение интересов личности и ее права активно защищать себя от незаконных попыток государственных органов, преступных групп, других граждан и их сообществ собирать информацию, хранить ее и распространять. Раскрытие данных, касающихся человека, возможно лишь по решению компетентных органов (судов, прокуратуры). Конституция Российской Федерации устанавливает право на неприкосновенность жилища, а также закрепляет положение, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений, и положение о том, что никто не может быть принужден к указанию своей национальности. Все это тесно связано с правом на неприкосновенность частной жизни, что обеспечивает права и свободы человека в различных сферах общественной жизни.
В 2002 году в результате вмешательства Уполномоченного было прекращено уголовное преследование в отношении жителя города Твери С., который обвинялся в совершении особо тяжкого преступления. Об этом говорилось в Докладе о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2002 году. С. был освобожден из-под стражи, восстановлен на работе, от имени прокуратуры ему было принесено официальное извинение. Однако в 2003 году мать реабилитированного С. вновь обратилась к Уполномоченному с просьбой оказать содействие в компенсации морального вреда, причиненного ее сыну (вх. N С-220).
Поскольку С. обратился с иском о компенсации ему морального вреда самостоятельно, Уполномоченный по данному гражданскому делу направил свое заключение, где он выступил в защиту неимущественных прав С. и выразил свою позицию о необходимости удовлетворения иска в полном объеме. Решением суда иск был удовлетворен на сумму 50 тыс. рублей.
Одновременно Уполномоченный лично передал в Центральный районный суд г. Твери исковое заявление к прокуратуре и Управлению внутренних дел Тверской области, а также к Минфину России в защиту нарушенных прав родителей С. В иске содержалась просьба признать нарушение прав родителей С. на доступ к информации, на уважение семейной жизни, на честь и достоинство, на доброе имя, на неприкосновенность жилища в период незаконного уголовного преследования их сына, и взыскать в их пользу денежную компенсацию за причиненный им моральный вред. Насильственная разлука с сыном в течение трех месяцев вследствие незаконного ареста последнего нарушила личное неимущественное право родителей на уважение семейной жизни.
Сторона ответчиков иск признала частично, полагая, что если родителям и причиняется моральный вред при нарушении личных неимущественных прав их сына, то права на его компенсацию они все равно не имеют, так как сами не заключались под стражу и не подвергались уголовному преследованию.
В качестве юридического обоснования своего иска Уполномоченный сослался непосредственно на статью 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В связи с отсутствием в судебной практике Российской Федерации критериев определения семейной жизни, доказывание обоснованности исковых требований в ходе судебного разбирательства осуществлялось в соответствии с положениями, сформулированными Европейским Судом по правам человека. Эти доказательства были восприняты Центральным районным судом г. Твери, который признал нарушенным право родителей С. на уважение семейной жизни и взыскал в их пользу в качестве компенсации морального вреда по 5 тыс. рублей. Коллегия по гражданским делам Тверского областного суда, рассматривавшая дело в кассационной инстанции по жалобе Уполномоченного, увеличила размер взысканной суммы до 10 тыс. рублей каждому из родителей.
Неприкосновенность жилища представляет собой одну из основных гарантий права на неприкосновенность частной жизни. Согласно Всеобщей декларации прав человека никто не может подвергаться произвольному посягательству на неприкосновенность жилища и каждый имеет право на защиту закона от таких посягательств.
Конституция Российской Федерации, закрепляя принцип неприкосновенности жилища, устанавливает, что проникновение в жилище против воли проживающих там лиц возможно в случаях, предусмотренных законом, например при обыске или выемке, производимых в жилище. Действующий Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации предусмотрел получение судебного разрешения на производство следственных действий. Эти нормы вступают в силу с 1 января 2004 года. (До этого времени для их производства требовалась санкция прокурора.) Такой порядок усиливает гарантии прав личности.
Гражданка П. обратилась с жалобой на непринятие мер правоохранительными органами Свердловской области по факту незаконного вскрытия и проникновения в ее квартиру сотрудников УВД г. Новоуральска (вх. N ПР-П-22). После обращения Уполномоченного в Генпрокуратуру Российской Федерации прокурором г. Новоуральска в отношении двух сотрудников милиции возбуждено уголовное дело за превышение ими должностных полномочий.
В 2002 году Уполномоченный по правам человека в Пермской области обратил внимание на положение дел в сфере сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия. Были предприняты конкретные меры по даче соответствующими органами правовой оценки сложившейся ситуации.
Учитывая монополизм ОАО "Уралсвязьинформ" либо его преимущественное положение в сфере предоставления гражданам услуг как проводной, так и беспроводной связи, с целью уяснения мер, принимаемых ОАО для защиты информации, которая стала его достоянием в силу заключения договора с гражданином, региональным Уполномоченным был направлен запрос.
Информационная база абонентов городской телефонной сети ОАО "Уралсвязьинформ" в г. Перми, содержащая телефоны и адреса предприятий, организаций, учреждений и частных лиц, находится в Сервисном центре, контроль по ограничению доступа к базе данных осуществляет специальное подразделение, занимающееся защитой информации связи.
В связи с этим необходимо отметить следующие моменты:
- до сих пор существует практика незаконного использования информационных баз, содержащих сведения о частной жизни граждан (фамилии, имена, отчества, домашние адреса, домашние телефоны, даты рождения), в политических и иных узкокорыстных целях;
- несмотря на многочисленные нарушения права граждан на неприкосновенность частной жизни, правоохранительными органами не используются возможности как по профилактике данного рода нарушений, так и по пресечению нарушений путем привлечения к административной, уголовной и иной ответственности лиц и организаций, распространяющих незаконными способами сведения о частной жизни граждан;
- граждане в силу ряда субъективных и объективных причин не обращаются в суд с исками об установлении нарушения права на неприкосновенность частной жизни.
Судя по наличию контрафактной продукции, а именно: электронных носителей, содержащих сведения о домашних адресах и телефонах граждан, государственными органами, ОАО "Уралсвязьинформ", Пермской ГТС, в должной мере не обеспечивается сохранность информации.
Можно утверждать, что обязательным пунктом договора о предоставлении услуг связи (как городской, так и сотовой) должен стать пункт о согласии, либо несогласии гражданина на размещение его домашнего (личного) телефона в открытых информационных справочниках, информационных базах.
В ноябре 2002 года между Уполномоченным по правам человека в Пермской области и Генеральным директором ОАО "Уралсвязьинформ" В. Рыбакиным было подписано Соглашение о необходимости учета мнения граждан относительно возможности публикации сведений, содержащих фамилии, имена, отчества, домашние адреса и номера их домашних телефонов в печатных и электронных справочниках, издаваемых ОАО "Уралсвязьинформ" для открытого доступа. (С.Н. Матвеев, Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Пермской области в 2002 году, Пермь, 2003, стр. 23 - 25.)
Право на гражданство. Гражданство является важнейшим правовым институтом, определяющим взаимоотношения человека с государством, а также первоосновой правового статуса личности. Обусловлено это прежде всего тем, что закрепленный законодательством страны объем взаимных - государства и гражданина - прав, обязанностей, ответственности основан непосредственно на признании и соблюдении основных прав и свобод личности. Однако права, законные интересы, обязанности могут быть реализованы в полной мере только при наличии гражданства.
Всеобщая декларация прав человека провозглашает право каждого человека на гражданство. Ряд важных принципов установлен в Конвенции ООН о сокращении безгражданства 1961 года, а также в Европейской Конвенции о гражданстве. До настоящего времени Россия подписала только Европейскую Конвенцию о гражданстве (1997 год). Однако она еще не ратифицирована.
В Конституции Российской Федерации нормы, регулирующие гражданство, отнесены к основам конституционного строя. Поэтому ожидалось, что реализация права на гражданство России будет основываться на соблюдении общепринятых норм международного права, уважительном отношении к соотечественникам, прибывшим в Россию на постоянное проживание.
Однако правоприменительная практика выявила многочисленные недостатки Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ. По информации Главного паспортно-визового управления (ГПВУ) МВД России, до вступления в силу Закона в среднем российское гражданство ежегодно приобретало 300 - 400 тыс. человек. В первом полугодии 2003 года гражданство Российской Федерации получило всего 213 человек.
О трудностях при получении российского гражданства, о необходимости внести изменения в указанный Закон говорилось в многочисленных выступлениях Уполномоченного. Инициативы нашли отражение в ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2003 году. Президент предложил внести в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" соответствующие изменения.
Анализ обращений, пришедших с момента вступления в силу названного Закона, свидетельствует о том, что существенные просчеты отрицательно сказались на соблюдении прав и социальной защищенности отдельных групп населения России и ряда категорий иностранных граждан и лиц без гражданства, переселенцев из республик бывшего СССР. Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года, во время которой россиян впервые спросили о гражданстве, показывают: из 145,2 млн. человек постоянного населения России 142,5 млн. являются российскими гражданами, 1 млн. - гражданами других государств и 400 тыс. человек - лицами без гражданства, не указали свое гражданство 1,3 млн. человек.
Продолжающие поступать обращения от пожилых людей, в том числе ветеранов и инвалидов ВОВ, свидетельствуют о том, что ветераны и инвалиды, возвратившись в Россию для постоянного проживания в 1993 - 2000 годах, так и не смогли - по различным обстоятельствам - оформить приобретение российского гражданства в упрощенном (регистрационном) порядке, предусмотренном действующим на тот период Законом Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" 1991 года.
В письме к Председателю Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации О. Кутафину Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации отметил, что вызывает тревогу судьба пожилых людей, инвалидов, не способных самостоятельно защитить свои права. Тем более что подавляющее большинство заявителей оказались в настоящее время лицами без гражданства по не зависящим от них причинам. Уполномоченный предложил разработать методические рекомендации о приобретении этой категорией лиц российского гражданства в упрощенном порядке.
О проблеме восстановления в гражданстве этой категории соотечественников говорилось и в обращении Уполномоченного к Президенту Российской Федерации.
Из-за отсутствия комплексного подхода к вопросам регистрации по месту жительства на территории России и приобретения российского гражданства возникла ситуация, когда часть населения России юридически не оформила свою принадлежность к гражданству. Однако фактически в течение многих лет эти люди имели те же права, что и граждане России, - участвовали в выборах в федеральные и региональные органы государственной власти, а также исполняли одинаковые обязанности.
Имеют место факты, когда лица, которым в настоящее время паспортно-визовая служба отказывает в выдаче паспорта гражданина России, ранее в той же самой службе получали заграничные паспорта.
Особое внимание еще раз следует обратить на то, что большинство заявителей являются участниками ВОВ и трудового фронта, это люди преклонного возраста, инвалиды. Они прошли войну, отдавали свои силы послевоенному восстановлению разрушенной экономики страны, а в настоящее время оказались лицами без гражданства, без родины. По истечении срока действия паспортов граждан СССР образца 1974 года эти люди могут лишиться средств к существованию, так как до сих пор не решен вопрос их дальнейшего пенсионного, медицинского и иных видов социального обеспечения.
Активная позиция Уполномоченного по восстановлению прав соотечественников в немалой степени способствовала внесению кардинальных изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации". Принятый 11 сентября 2003 года Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" учел практически все замечания Уполномоченного. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2003 г. N 731 урегулировало вопросы, связанные с признанием действительным паспорта гражданина СССР образца 1974 года для некоторых категорий граждан и лиц без гражданства.
Проживающая в Москве с декабря 1992 года 83-летняя гражданка М., ветеран ВОВ, получила на свое заявление ответ из паспортно-визового управления (ПВУ) ГУВД г. Москвы (вх. N М-703). В нем говорилось, что являясь лицом без гражданства, она о приобретении гражданства России может ходатайствовать только после оформления вида на жительство. Аргументировало свой ответ ПВУ ГУВД г. Москвы так: хотя М. и родилась на территории РСФСР, но произошло это раньше 30 декабря 1922 года и образования СССР. В связи с этим Постановление Конституционного Суда Российской Федерации "По делу о проверке конституционности пункта "г" статьи 18 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" в связи с жалобой А.Б. Смирнова" от 16 мая 1996 г. N 12-П на нее не распространяется.
После обращения Уполномоченного в Главное паспортно-визовое управление МВД России права М. были восстановлены. Ей выдан российский паспорт.
В течение 2003 года к Уполномоченному поступали обращения от лиц, имевших в прошлом гражданство СССР, проживавших ранее за пределами России и приобретших российское гражданство через дипломатические представительства и консульские учреждения России в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, об оказании помощи в преодолении сложностей при обмене паспортов образца 1974 года на новые паспорта.
Проблемы при обмене паспортов у этой категории граждан возникали в связи с необходимостью проведения проверки принадлежности к гражданству Российской Федерации, вызванной выявленными органами МВД России фактами подделки печатей консульских учреждений Российской Федерации. Несмотря на то, что соответствующая информационная база МИД России передана МВД России, по-прежнему не соблюдаются сроки проведения проверки принадлежности к гражданству России.
С момента вступления в силу Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" Уполномоченный четыре раза обращался в судебные органы в защиту прав соотечественников с жалобами на бездействие паспортно-визовых служб. В результате появились положительные решения, принятые в досудебном порядке. И решения эти были приняты в рамках действующего законодательства.
Отсутствие признания своей вины государственными органами и как следствие этого непринятие мер административного воздействия в отношении должностных лиц поощряет вседозволенность и безнаказанность чиновников, а также ведет к повторению аналогичных правонарушений.
К сожалению, в Федеральном законе "О гражданстве Российской Федерации" в определении понятия "гражданство" уже не было таких слов, как "ответственность, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека", которые имели место в Законе Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" 1991 года.
Необходимо еще раз напомнить чиновникам, что право на гражданство является важной составной частью основ правового статуса личности, а реализация этого права накладывает на государство обязанность обеспечивать и защищать закрепленные в Конституции Российской Федерации права и свободы личности.
Право на свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства означает возможность граждан по своему усмотрению избирать место жительства и место пребывания.
Имеют место обращения, пришедшие к Уполномоченному, связанные с нарушениями со стороны органов внутренних дел в ходе временной и постоянной регистрации. Некоторые граждане обращались по поводу нарушения их права на свободу передвижения иностранными государствами (невыдача виз, отказ в воссоединении семей и так далее).
Серьезной проблемой в 2003 году стал беспрепятственный въезд российских граждан в Калининградскую область и выезд оттуда. После появления сообщений в СМИ о нарушениях прав российских граждан со времени введения 1 июля 2003 года нового порядка транзита в Калининградскую область через Литовскую Республику Уполномоченный посетил район российско-белорусской и литовской границы (контрольно-пропускные пункты Гудогай и Каменный Лог).
После встреч с представителями властей Республики Беларусь и Литовской Республики, посольств и консульских служб России в Белоруссии и Литве обстановка на железной дороге быстро нормализовалась. В то же время серьезную озабоченность вызвала ситуация на шоссейном переходном пункте Каменный Лог, где к 8 июля скопилось около 100 российских грузовиков, водители которых покинули Калининградскую область до 1 июля и не имели соответствующих документов (загранпаспортов, литовских виз), необходимых для возвращения. Российские граждане, лишенные элементарных условий для существования, четверо суток провели у дороги. Благодаря действиям Уполномоченного по согласованию работы российских, белорусских и литовских консульских служб обстановку удалось быстро урегулировать, и уже на следующий день грузовики были пропущены транзитом через Литву по упрощенным "свидетельствам на возвращение".
Свобода совести и вероисповедания включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов.
Основополагающие принципы этой нормы, помимо международно-правовых документов, нашли свое отражение в Конституции Российской Федерации, в российском законодательстве. Каждому человеку гарантируется свобода совести и вероисповедания. В Конституции закреплены важные для утверждения религиозной свободы принципы: равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его отношения к религии; неотчуждаемость прав и свобод и принадлежность их каждому от рождения; неприкосновенность частной жизни граждан; запрет на пропаганду и агитацию, возбуждающие религиозную ненависть или пропагандирующие религиозное превосходство; право на получение и распространение информации любым законным способом; право на альтернативную гражданскую службу в связи с вероисповеданием гражданина.
В настоящее время в России, по данным Минюста России, действует более 23 тыс. религиозных организаций шестидесяти различных направлений. Среди них местные общества и централизованные религиозные организации, религиозные центры и монастыри, духовно-образовательные учреждения и миссии, братства и сестричества. Религиозные организации органично включены в общественную жизнь. В России созданы правовые и организационные условия для реализации гражданами права на свободу совести. Нормативное закрепление принципов свободы совести и светского государства само по себе не является гарантией их реального воплощения и соблюдения. От государства требуется ежедневное и ежечасное обеспечение прав и свобод граждан в реальной жизни, более того - это его обязанность.
Вместе с тем остаются проблемы обеспечения настоящего права. В 2003 году к Уполномоченному поступила информация о 150 случаях нарушения прав верующих и религиозных объединений, имевших место в 40 субъектах Российской Федерации. В числе заявителей представители православных, мусульманских, католических, протестантских организаций, а также так называемых "новых" религиозных движений и культов. Чаще речь шла о вопросах возвращения, строительства и ремонте культовых зданий; распространении в СМИ недостоверных или порочащих сведений о деятельности отдельных религиозных организаций; разжигании религиозной нетерпимости и пропаганде религиозного превосходства; о воспрепятствовании социальной, культурно-просветительной и благотворительной деятельности религиозных организаций.
Уполномоченным в федеральные министерства, ведомства и правоохранительные органы, в органы власти субъектов Федерации и местного самоуправления было направлено около 200 запросов по известным фактам нарушения прав человека.
К рассмотрению было принято 80 жалоб. В остальных случаях гражданам были разъяснены средства, которые они вправе использовать для защиты своих прав и свобод.
Анализ жалоб свидетельствует, что зачастую в основе конфликтов, возникающих между властными инстанциями и верующими, лежит не отсутствие соответствующей правовой базы, а нежелание должностных лиц исполнять законы или их субъективная трактовка. Подобная позиция ведет к осложнению ситуации, к противостоянию между гражданами. Летом 2003 года в г. Лиски Воронежской области сотрудниками муниципальных служб и милиции была насильно прекращена акция-концерт "Ты - не мишень для наркотиков", проводимая Центром Духовного служения христиан веры евангельской. О проведении мероприятия заранее была извещена районная и городская администрация. В день открытия программы организаторам было вручено предписание городской администрации о демонтаже и переносе шатра и палатки, в которых уже проводились мероприятия с участием 80 человек. Представители городской власти с помощью муниципальных служб и милиции начали разбирать палатки, что вызвало противодействие со стороны верующих. Несколько человек было избито, некоторые граждане были задержаны и направлены в отделение милиции. (Интернет-сайт Общероссийской правозащитной организации "Славянский правовой центр".) Общественное мероприятие, которое могло бы принести несомненную пользу, обернулось конфронтацией между местными органами власти и верующими.
Об аналогичных событиях, нередко сопровождаемых незаконным пикетированием мест богослужений и мероприятий религиозных объединений, с использованием транспарантов с оскорбительными текстами, раздачей листовок, содержащих необъективную информацию, сообщали верующие из Санкт-Петербурга, ряда городов и районов Свердловской области.
О поджогах и повреждениях молитвенных домов, вандализме на кладбищах, хулиганстве и антисемитских проявлениях, правонарушениях, совершаемых во время молитвенных собраний, нападениях на священнослужителей писали Уполномоченному верующие из Москвы и Санкт-Петербурга, Чувашской и Мордовской Республик, Республик Татарстан и Башкортостан, Вологодской, Воронежской, Московской и Тюменской областей. В г. Набережные Челны 17 - 18 июля 2003 года было разрушено здание возводимого храма святой мученицы Татьяны (вх. N КЛ-1854).
Уполномоченный обращался в администрации и правоохранительные органы субъектов Российской Федерации с предложениями о проведении тщательного расследования обстоятельств нарушения прав граждан. И лишь в отдельных случаях некоторые лица понесли дисциплинарную или административную ответственность.
За пять лет на имя Уполномоченного поступило несколько десятков заявлений от руководителей религиозных организаций с просьбой оказать содействие в расследовании правонарушений в отношении служителей культа, верующих. В большинстве случаев уголовные дела, хотя и возбуждались, и расследовались, однако логического завершения не имели. И это уже тенденция. Лишь малое число уголовных дел доводилось до суда, и правонарушители понесли наказание.
В г. Чебоксары в молитвенном доме христиан адвентистов седьмого дня были совершены ограбление и убийство (вх. N КЛ-496). По поручению Уполномоченного в правоохранительные органы Чувашской Республики были направлены обращения. К чести работников следственных органов можно сказать, что они довели расследование до конца. 6 мая 2003 г. Калининский районный суд г. Чебоксары вынес обвинительный приговор в отношении трех граждан.
Болезненны вопросы возвращения ранее национализированных или изъятых в административном порядке культовых зданий, предоставления земельных участков под строительство новых. Правда, с момента введения в действие в 1993 году распоряжения Президента Российской Федерации "О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества" несколько тысяч культовых зданий возвращены верующим.
Однако почти десять лет не решается вопрос о возвращении костела католической общине в г. Туле (вх. N КЛ-1). Молитвенные собрания в течение всего этого времени проводятся в помещении бывшего гаража. В 1995 году губернатор Тульской области своим постановлением обязал вывести из костела располагавшуюся там организацию и возвратить его католической общине. Но решение не выполнено. Верующие безрезультатно обращались в федеральные и местные органы власти. После обращения Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации к губернатору Тульской области, в Минюст России, к главе администрации г. Тулы обстановка изменилась: здание костела освобождено, но решение о возвращении его верующим пока не принято.
Органы местного самоуправления неоправданно затягивают разрешение подобных вопросов. Иногда до разрешения конфликтной ситуации власти сносят "спорные" здания. После многолетних попыток мусульманской общины в г. Тюмени возвратить себе историческую мечеть, городские власти не нашли ничего лучшего, как снести здание. Это вызвало резкое недовольство верующих.
Не менее острой проблемой является строительство или переоборудование зданий под молитвенные цели для нужд не столь многочисленных религиозных объединений. В Москве законно действующему обществу Сознания Кришны для проведения молитвенных собраний было отведено помещение в доме, относящемся к ветхому фонду. Верующие просили городские власти выделить территорию для строительства за счет своих средств нового культового здания. В письме мэру Москвы Ю. Лужкову Уполномоченный, к которому обратились верующие, просил способствовать решению вопроса (вх. N КЛ-2363). Земельный участок для строительства культового здания в конце концов был им выдан.
Важным направлением деятельности Уполномоченного в сфере свободы совести является правовое просвещение государственных служащих.
По инициативе Уполномоченного и при поддержке администраций ряда субъектов Российской Федерации, общероссийских неправительственных правозащитных и общественных организаций в 2003 году было проведено три межрегиональных научно-практических семинара - в Красноярске, Владивостоке и Волгограде. В них приняли участие более 300 человек - государственные чиновники, муниципальные служащие, правозащитники, сотрудники территориальных органов юстиции и правоохранительных органов, религиоведы, журналисты, религиозные деятели из субъектов Российской Федерации.
Для государства задача состоит сегодня в продолжение той конструктивной линии, что наметилась в последние годы и привела к существенным положительным изменениям в осуществлении свободы совести и вероисповедания. В России, большинство населения которой исповедует православие, столетиями сосуществовали различные религии, народы и культуры. Именно из этого многообразия и складывалась российская цивилизация. Важным фактором, как для ее сохранения, так и для поступательного развития гражданского общества с высоким уровнем обеспечения прав человека, является стабильность межнациональных и межрелигиозных отношений, искоренение фактов необоснованных ограничений прав на свободу совести и законных прав религиозных объединений.
Право на справедливое судебное разбирательство есть доступ к независимому суду, справедливое публичное рассмотрение дела в разумный срок.
Право на справедливое судебное разбирательство является общепризнанным. Оно неразрывно связано с правом на эффективное восстановление нарушенных прав и признанием того, что наиболее действенным органом, способным обеспечить такое восстановление, является суд. Право на судебную защиту включает в себя и другие права, а именно право на доступ к суду, на бесплатную правовую помощь, право требовать исполнения решений суда. Указанное право включает в себя и право на защиту от незаконных и необоснованных действий самой судебной системы, а также от судебных ошибок - это право обжаловать решения и определения суда.
Оперативность правосудия связана с эффективностью защиты прав граждан и в этом смысле должна рассматриваться как право человека на то, чтобы его дело было рассмотрено без неоправданной задержки в разумный срок.
Подсудимый Г. обратился с жалобой на неправомерное продление сроков содержания под стражей, а также длительное нерассмотрение уголовного дела, находящегося в производстве с марта 2001 года в Саянском городском суде (вх. N Г-367). Судебное разбирательство откладывалось более 20 раз и при этом судья каждый раз ограничивалась принятием решения о продлении Г. срока содержания под стражей. Уполномоченный обратился с ходатайством в Иркутский областной суд об устранении нарушения. Судья М. предупреждена о дисциплинарной ответственности за волокиту. Уголовное дело в отношении Г. рассмотрено Саянским городским судом по существу 17 июня 2003 года.
По данным Председателя Высшей квалификационной коллегии судей России В. Кузнецова, в 2002 году 34 должностных лица были досрочно лишены полномочий, 116 судей привлечены к дисциплинарной ответственности в виде предупреждений, в том числе и за фальсификацию судебных актов (www.svoboda.org, 10 сентября 2003 года).
Подобная ситуация нередко складывается и на стадии предварительного расследования, когда в результате ненадлежащего отношения следователей (дознавателей) к своим должностным обязанностям сроки следствия затягиваются.
Супруги Х. обратились с жалобой на длительное расследование уголовного дела, возбужденного 2 апреля 2001 года прокуратурой г. Белгорода по факту смерти их 20-летней дочери Л. Лечил пациентку главный врач ООО "Докторъ", не имеющий лицензии на право врачебной деятельности (вх. N Х-93). Уголовное дело неоднократно прекращалось за отсутствием состава преступления. После обращения Уполномоченного в Генпрокуратуру России в апреле 2003 года расследование было возобновлено, проведена повторная судебно-медицинская экспертиза и врачу было предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 235 УК РФ ("незаконное занятие частной медицинской практикой"). Врач осужден к трем с половиной годам лишения свободы.
Случаи воспрепятствования праву на доступ к правосудию встречаются в форме отказа в принятии заявлений о готовящихся или совершенных преступлениях, нарушении сроков и порядка рассмотрения этих заявлений, нерассмотрение их в уголовно-процессуальном порядке.
В 2003 году после рассмотрения обращений Уполномоченного возбуждено 17 уголовных дел, из них 7 - по статье 286 УК РФ ("Превышение должностных полномочий"), 1 - по статье 285 ("Злоупотребление должностными полномочиями"), 1 - по статье 293 ("Халатность"). Отменено 65 постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, 32 постановления о приостановлении предварительного следствия. По ряду дел, связанных с розыском без вести пропавших, проведены необходимые оперативно-розыскные мероприятия.
Эффективность проводимой в стране судебной реформы, направленной на защиту человека и гражданина, будет обеспечена только в том случае, если квалифицированная юридическая помощь станет доступной для населения. Зачастую, если адвокат работает по уголовному делу по назначению, без оплаты его услуг, он фактически клиента не защищает. И даже в случаях внесения гонорара адвокат может провести дело без особых усилий, так как не отвечает за конечный результат.
Совершенно справедливо заметила Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Т. Мерзлякова, что необходим механизм контроля за адвокатской деятельностью.
До недавнего времени не могли воспользоваться юридической помощью со стороны адвоката осужденные, находящиеся в штрафных изоляторах (ШИЗО) и помещениях камерного типа (ПКТ), поскольку согласно Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации были запрещены свидания с заключенными, на которых наложены такие взыскания. Воспрепятствование общению адвоката и осужденного - часть политики, направленной на то, чтобы подавить человека. Осужденный Ш. обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение права осужденного на получение юридической помощи. В своем заключении Уполномоченный поддержал позицию заявителя. С ней согласился и Конституционный Суд в своем Постановлении от 26 декабря 2003 года, согласно которому адвокаты могут и должны посещать ШИЗО и ПКТ по первому требованию своих клиентов.
Действующий Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации также нарушает права потерпевших на получение квалифицированной юридической помощи. Согласно Кодексу представителями потерпевших или гражданских истцов могут быть только адвокаты. Это нарушает принцип состязательности процесса и равенства прав участников. Так, многие родственники потерпевших по делам о погибших в армии военнослужащих нуждаются в профессиональной защите в суде. Однако большинство из них не могут оплатить услуги адвоката и благодаря новому Кодексу не могут воспользоваться бесплатной помощью правозащитников. В связи с этим Уполномоченный в ноябре 2003 года обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина законом, примененным в уголовном деле по факту гибели военнослужащего С., в отношении его матери, признанной потерпевшей. Женщине следователь военной прокуратуры и мировой судья 251 судебного участка Ступинского судебного района Московской области отказали в допуске в качестве ее представителей профессиональных юристов из Межрегионального общественного благотворительного фонда "Право матери". Усматривая нарушение части 1 статьи 45 УПК РФ - права потерпевшего на доступ к правосудию путем свободного получения бесплатной юридической помощи профессионального юриста общественного объединения, Уполномоченный поставил вопрос о признании положения о предоставлении права на участие в качестве представителя потерпевшего только адвокату, не соответствующим Конституции Российской Федерации.
В крупных городах должны быть созданы специальные консультации по обслуживанию юристами людей с доходами ниже прожиточного минимума. Первые шаги в этом направлении принимает Московская городская Дума, где на рассмотрении находится проект Закона "О защите права малоимущих на получение квалифицированной юридической помощи", предусматривающий оплату услуг защитника исключительно из городского бюджета ("Ваше право", N 40, 2003 г.).
Политические права
Под политическими правами и свободами понимаются: право на объединение, на проведение митингов, собраний и демонстраций, на участие в управлении делами государства, право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления и так далее.
Право на объединение представляет собой право образовывать любые объединения граждан в рамках требований закона. Конституция Российской Федерации закрепляет политические права и свободы человека и гражданина.
Конституция Российской Федерации определяет, что каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Гарантируется свобода деятельности общественных объединений. Конституция запрещает принуждать к вступлению в какое-либо объединение или пребывать в нем.
Надо отметить, что статья 22 Международного пакта о гражданских и политических правах предусматривает возможность законных ограничений в этой сфере для лиц, входящих в состав вооруженных сил и полиции.
В связи с этим Федеральный закон "О статусе военнослужащих" разрешил военнослужащим состоять только в тех общественных объединениях, которые не преследуют политических целей, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении служебных обязанностей. Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" такое право закреплено и для прокуроров. Этого же требует для судей и Федеральный закон "О статусе судей в Российской Федерации".
Условия реализации права на объединение определены Федеральным законом "Об общественных объединениях". Понятие "объединения граждан" включает в себя различные формирования граждан. Однако, как правило, с правом на объединения связывают сферу общественно-политических интересов.
Одной из форм общественных объединений граждан является профсоюз. В последние годы роль профсоюзов заметно снизилась. Главным образом это связано с изменением трудового законодательства и снижением возможностей профсоюзных организаций. Согласно новому Трудовому кодексу Российской Федерации при принятии решений о сокращении численности или штата работников и возможном расторжении трудовых договоров с работниками работодатель обязан сообщить об этом профсоюзному органу. Однако мнение профсоюза по данным вопросам не является для работодателя обязательным. Помимо этого, в организациях негосударственных форм собственности создание профсоюзов не поощряется работодателями. Интерес работников к вступлению в профсоюз снижается. В то же время, профсоюзы способствуют улучшению положения работников при заключении коллективных договоров с работодателем, путем закрепления в них соответствующих положений.
Право граждан участвовать в управлении делами государства обеспечивает включение граждан в сферу принятия и осуществления государственных решений путем их волеизъявления на выборах, референдумах, а также непосредственное участие в работе органов государственной власти и местного самоуправления.
Конституция Российской Федерации закрепляет большой спектр политических прав граждан России, в том числе устанавливает положение о том, что граждане России имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. В отличие от многих зарубежных конституций, Конституция России не содержит специальной главы об избирательном праве.
УК РФ устанавливает уголовную ответственность за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, а также за фальсификацию избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет голосов.
Практика отечественных избирательных кампаний свидетельствует о том, что ряд участников избирательного процесса нарушает демократические принципы проведения выборов и конституционные права и свободы граждан. Выборы зачастую проходят под большим давлением со стороны финансово-бюрократических сил и подконтрольных им средств массовой информации, что они во многом теряют свободный характер. Подлинно свободные демократические выборы предопределяют право любых лиц, отвечающих установленным избирательным законодательством условиям и выполнивших предусмотренные им требования, участвовать в выборах в качестве кандидатов, и право других лиц свободно выражать свое отношение к ним, голосуя "за" или "против".
Важной составляющей системы демократического общественного устройства, формой самоорганизации людей является местное самоуправление. В России в настоящее время активно проводится реформирование системы местного самоуправления. Организация муниципальных выборов и сами выборы - это всегда политическая борьба. В ряде субъектов Российской Федерации широко распространены и используются "грязные" избирательные технологии, недозволенные способы ведения избирательных кампаний, основанные на дезинформации избирателей и психологическом давлении на них, подкупе, применении угроз, насильственных действий в отношении как избирателей, так и кандидатов, их доверенных лиц.
Нередки случаи использования кандидатами в депутаты незаконных методов агитации, в частности, дискредитации конкурента (вх. N ПР-Х-16). Пресса опубликовала материал, где обвинила зарегистрированного кандидата в депутаты Х., главврача районной больницы, в создании преступной группы, занимающейся трансплантацией человеческих органов и продажей донорских материалов за рубеж.
В ходе проверки, проведенной Прокуратурой Московской области по обращению Уполномоченного, установлено, что по факту распространения заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство Х., было возбуждено уголовное дело. Однако на определенном этапе следствие было приостановлено. После обращения Уполномоченного постановление о приостановлении предварительного следствия было отменено, а дело направлено для производства дополнительного расследо

ПРИКАЗ МПР РФ от 10.02.2004 n 108 О ПОРЯДКЕ СОСТАВЛЕНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ СМЕТ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ МПР РОССИИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также