ПРОТОКОЛ заседания Центризбиркома РФ от 06.02.2004 n 83-1-4 (Выписка) О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ГОЛОСОВАНИЯ В МЕСТАХ ВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЕЙ НА ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРОТОКОЛ
от 6 февраля 2004 г. N 83-1-4
О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ГОЛОСОВАНИЯ В МЕСТАХ
ВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЕЙ НА ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Выписка)
В соответствии с пунктом 4 статьи 19 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации решила:
1. Одобрить Рекомендации по организации голосования в местах временного пребывания избирателей на выборах Президента Российской Федерации (прилагаются).
2. Направить Рекомендации в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся места временного пребывания избирателей.
3. Опубликовать настоящую выписку из протокола заседания в "Российской газете" и журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".
Секретарь Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
О.К.ЗАСТРОЖНАЯ


Приложение
к выписке из протокола
заседания Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
от 6 февраля 2004 г. N 83-1-4
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ГОЛОСОВАНИЯ В МЕСТАХ ВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ
ИЗБИРАТЕЛЕЙ НА ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Содержание понятия "место пребывания граждан" раскрывается в статье 2 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". Федеральными законами "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и "О выборах Президента Российской Федерации" определен также перечень мест временного пребывания избирателей. Согласно пункту 5 статьи 26 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) к местам временного пребывания избирателей относятся больницы, санатории, дома отдыха, места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и другие места, в которых избиратели временно пребывают.
1. Образование избирательных участков
Избирательные участки в местах временного пребывания образуются в соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 25 Федерального закона территориальной избирательной комиссией. Избирательные участки образуются не позднее 23 января 2004 года с учетом местных и иных условий и исходя из необходимости создания максимальных удобств для избирателей.
В исключительных случаях по согласованию с избирательной комиссией субъекта Российской Федерации избирательные участки в местах временного пребывания могут образовываться не позднее 8 марта 2004 года.
Администрации организаций, в которых избиратели временно пребывают, должны принимать участие в решении вопроса о целесообразности образования избирательных участков в местах временного пребывания с учетом положения пункта 3 статьи 25 Федерального закона, согласно которому на территории каждого избирательного участка должно быть зарегистрировано не более 3000 избирателей. При решении вопросов образования избирательных участков в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых следует также принимать во внимание необходимость создания соответствующих условий для реализации этой категорией граждан своих избирательных прав, а также специфику деятельности указанных учреждений как режимных объектов с учетом требований положений Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Если в местах временного пребывания избирателей избирательные участки не образуются, организация голосования находящихся в них граждан Российской Федерации осуществляется на общих избирательных участках, на территории которых находятся соответствующие учреждения.
2. Составление списков избирателей
Составление списков избирателей, а также включение граждан в список избирателей и исключение из него в местах временного пребывания осуществляется в соответствии с требованиями пунктов 2, 5 и 13 статьи 26 и пунктов 6 и 11 статьи 27 Федерального закона.
Если избиратели, находящиеся в местах временного пребывания, голосуют на общих избирательных участках, то списки избирателей составляются территориальной избирательной комиссией не позднее 16 февраля 2004 года на основании сведений об избирателях, представляемых руководителем организации, в которой избиратели временно пребывают.
Если избирательные участки образуются в местах временного пребывания избирателей, то списки избирателей составляются соответствующей участковой избирательной комиссией не позднее 13 марта 2004 года на основании сведений об избирателях, представляемых руководителем организации, в которой избиратель временно пребывает.
Избиратели, находящиеся в день голосования в местах временного пребывания, включаются в список избирателей на основании паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и открепительного удостоверения для голосования на выборах Президента Российской Федерации (далее - открепительное удостоверение).
Документ, заменяющий паспорт гражданина, - это документ, удостоверяющий личность гражданина, выданный уполномоченным государственным органом. Перечень документов, заменяющих паспорт гражданина, содержится в пункте 16 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Форма справки, выдаваемой гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (абзац 6 пункта 16 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"), и порядок выдачи такой справки утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2003 г. N 391 "О порядке выдачи гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, справки для участия в выборах или референдуме" и совместным распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 25 сентября 2003 г. N 292/724/1/23 "Об утверждении формы справки, выдаваемой для участия в выборах или в референдуме гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых" (приложение N 1 - не приводится). Организация изготовления бланков справок возложена на начальников мест содержания под стражей.
Руководители организаций, в которых избиратели временно пребывают, должны обеспечить своевременное представление сведений об избирателях в соответствующие территориальные (в случае голосования избирателей, находящихся в местах временного пребывания, на общих избирательных участках) либо участковые избирательные комиссии (если избирательные участки образованы в местах временного пребывания). В этой связи руководитель организации, в которой избиратели временно пребывают, должен иметь сведения о наличии у каждого лица, включаемого в список избирателей, паспорта или документа, его заменяющего, которыми удостоверяется личность гражданина Российской Федерации, а также открепительного удостоверения. Руководители, представляющие сведения об избирателях, в соответствии с требованиями федерального законодательства несут ответственность за достоверность, полный объем соответствующих сведений и своевременность их передачи.
Администрации учреждений, где содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, помимо вышеперечисленных мер, необходимо провести проверку наличия имеющихся в личных делах подозреваемых или обвиняемых паспортов или заменяющих их документов. Если паспорт гражданина или заменяющий его документ находится в уголовном деле, необходимо запросить документ, удостоверяющий личность гражданина, в соответствующем следственном подразделении либо суде с учетом требований пункта 21 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации" (в ред. Постановлений Правительства Российской Федерации от 25.09.1999 N 1091, от 05.01.2001 N 7, от 22.01.2002 N 32, от 02.07.2003 N 392, от 23.01.2004 N 35), согласно которому паспорт лица, заключенного под стражу, временно изымается органом предварительного следствия или судом и приобщается к личному делу указанного лица.
При отсутствии у гражданина паспорта либо документа, его заменяющего, администрацией учреждения принимаются меры по установлению его личности, гражданства и постоянного места жительства на основании иных документов, удостоверяющих личность этого гражданина, в том числе на основании информации, имеющейся в его личном деле, и документов, дополнительно полученных из органов внутренних дел. На основании собранной информации о личности гражданина и его гражданстве администрация учреждения, в котором данное лицо содержится под стражей, принимает решение о выдаче ему ранее указанной справки установленной формы для участия в выборах.
Если в личном деле гражданина и документах, представленных органами внутренних дел, данных о регистрации содержащегося под стражей гражданина по месту постоянного жительства не имеется, однако имеются документы, подтверждающие гражданство Российской Федерации, то этот гражданин включается в список избирателей на избирательном участке по месту его временного пребывания без открепительного удостоверения.
Избиратель, находящийся в месте временного пребывания, не имевший возможности получить открепительное удостоверение, в соответствии с пунктом 6 статьи 27 Федерального закона может быть решением участковой избирательной комиссии включен в список избирателей по личному письменному заявлению (приложение N 2 - не приводится). Заявление должно быть подано в территориальную либо участковую избирательную комиссию не позднее 6 марта 2004 года.
Территориальной либо участковой избирательной комиссии в целях передачи информации в участковую избирательную комиссию, где данный избиратель включен в список избирателей по месту его жительства, следует осуществить следующие действия.
Участковая избирательная комиссия, принявшая решение о включении избирателей, находящихся в месте временного пребывания, в список избирателей по их личным письменным заявлениям, обязана незамедлительно принять необходимые меры для передачи в вышестоящую территориальную избирательную комиссию уведомления о включении избирателей в список избирателей по месту их временного пребывания по установленной форме (приложение N 3 - не приводится). Территориальная избирательная комиссия, получившая такое уведомление от участковой избирательной комиссии, устанавливает, находится ли место жительства каждого из избирателей на территории данного субъекта Российской Федерации.
Если место жительства избирателя находится на территории этого же субъекта Российской Федерации, то территориальная избирательная комиссия, получившая уведомление, незамедлительно направляет соответствующее уведомление в территориальную избирательную комиссию, сформированную на территории, где проживает данный избиратель, которая, в свою очередь, направляет соответствующее уведомление в участковую избирательную комиссию по месту жительства избирателя, где он включен в список избирателей.
Если место жительства избирателя находится на территории другого субъекта Российской Федерации, то территориальная избирательная комиссия, получившая уведомление о включении его в список избирателей по месту временного пребывания, незамедлительно направляет его в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, на территории которого она расположена. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, получившая уведомление, обязана установить, на территории какого субъекта Российской Федерации находится место жительства избирателя, и незамедлительно направить соответствующее уведомление в избирательную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации.
Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства избирателя, получившая уведомление, должна установить, на территории какой административно-территориальной единицы либо муниципального образования проживает данный избиратель и незамедлительно направить уведомление о включении его в список избирателей по месту временного пребывания в соответствующую территориальную избирательную комиссию. Территориальная избирательная комиссия, получившая такое уведомление от избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, обязана незамедлительно направить соответствующее уведомление в участковую избирательную комиссию, где избиратель включен в список избирателей по месту его жительства.
При реализации избирательными комиссиями различных уровней указанной процедуры следует учитывать следующее.
Уведомления, направляемые из участковой избирательной комиссии, включившей избирателя в список избирателей по месту его временного пребывания, в вышестоящую территориальную избирательную комиссию, из территориальной избирательной комиссии в другую территориальную избирательную комиссию в границах одного субъекта Российской Федерации, могут быть переданы непосредственно либо направлены факсом или телеграммой.
Уведомления из территориальной избирательной комиссии в нижестоящую участковую избирательную комиссию, где избиратель должен быть исключен из списка избирателей по месту его жительства, передаются непосредственно без использования технических средств передачи информации. На уведомлении должна быть печать территориальной избирательной комиссии и подпись председателя, заместителя председателя или секретаря этой комиссии.
Передача уведомлений из территориальной избирательной комиссии в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, равно как и передача уведомлений из одной избирательной комиссии субъекта Российской Федерации в другую и от них - в соответствующие территориальные избирательные комиссии, может быть осуществлена также непосредственно или с использованием электронной почты ГАС "Выборы", факса либо телеграфа.
Если текст уведомления передается телеграфом, то телеграмма должна быть заверена печатью и подписью председателя соответствующей избирательной комиссии. В телеграмме текст уведомления (за исключением данных об избирателе) целесообразно давать в сокращенном (телеграфном) виде в соответствии с примерным образцом уведомления (приложение N 4 - не приводится).
После получения уведомления из соответствующей территориальной избирательной комиссии участковая избирательная комиссия, сформированная на избирательном участке, на территории которого находится место жительства избирателя, включенного в список избирателей по месту его временного пребывания, исключает данного избирателя из списка избирателей и вносит в графу "Особые отметки" списка избирателей отметку "Исключен из списка избирателей в связи с включением в список избирателей на избирательном участке N ___" с указанием наименования субъекта Российской Федерации. При этом в списке избирателей ставится дата (число, месяц, год) исключения гражданина Российской Федерации из списка избирателей. Запись в списке избирателей заверяется подписью председателя участковой избирательной комиссии, а поступившее уведомление приобщается к списку избирателей.
Избиратель, который был исключен из списка избирателей соответствующего участка по месту жительства на основании уведомления о включении его в список избирателей по месту временного пребывания, на данных выборах Президента Российской Федерации не учитывается при подсчете числа зарегистрированных избирателей при составлении протокола соответствующей участковой избирательной комиссии об итогах голосования.
В целях сохранения информации о передаче и получении уведомлений о включении избирателей по их личному заявлению в список избирателей по месту их временного пребывания избирательные комиссии различных уровней делают соответствующие записи в журналах регистрации входящих и исходящих документов.
3. Формирование участковых избирательных комиссий
Формирование участковых избирательных комиссий на избирательных участках, образованных в местах временного пребывания, осуществляется в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктами 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона, а также статьей 27 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Участковые избирательные комиссии формируются в срок не ранее 12 февраля 2004 года и не позднее 14 февраля 2004 года вышестоящей территориальной избирательной комиссией. При этом руководителям организаций, в которых избиратели временно пребывают, совместно с территориальными избирательными комиссиями, взаимодействуя с соответствующими субъектами, которым Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предоставлено право внесения предложений о кандидатурах в состав участковых избирательных комиссий, необходимо способствовать включению в состав участковых избирательных комиссий представителей администрации и сотрудников мест временного пребывания. Эти лица наряду с выполнением обязанностей, возлагаемых на членов комиссии, смогут обеспечить соответствующий режим и соблюдение правил внутреннего распорядка в организации, где избиратели временно пребывают. При этом следует помнить, что государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной трети от общего числа членов участковой избирательной комиссии.
Включение представителей администрации и сотрудников мест временного пребывания в состав участковых избирательных комиссий целесообразно не только в случаях образования избирательных участков в местах временного пребывания, но и в случаях организации голосования граждан, находящихся в местах временного пребывания, на общих избирательных участках, на территории которых находятся соответствующие организации. Это позволит обеспечить более профессиональное и оперативное решение вопросов голосования граждан вне помещения для голосования, то есть непосредственно в учреждении, в котором избиратели временно пребывают, с использованием переносных ящиков для голосования.
4. Получение открепительного удостоверения
Гражданин Российской Федерации, который будет находиться в день голосования в месте временного пребывания и не будет иметь возможность прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей, вправе получить в соответствующей территориальной (в период с 28 января по 17 февраля 2004 года) либо участковой (с 18 февраля по 13 марта 2004 года, а также в период со дня назначения Центральной избирательной комиссией Российской Федерации повторного голосования до дня, предшествующего дню повторного голосования) открепительное удостоверение (в случае проведения повторного голосования - открепительное удостоверение без отрывного талона) и принять участие в голосовании на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования.
Соответствующая избирательная комиссия на основании письменного заявления избирателя (приложение N 5 - не приводится) с указанием причины, по которой ему требуется открепительное удостоверение, выдает открепительное удостоверение лично избирателю либо его представителю на основании нотариально удостоверенной доверенности либо на основании доверенности, которая приравнивается к нотариально удостоверенной с учетом положений статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 68 Федерального закона (приложение N 6 - не приводится).
О получении открепительного удостоверения избиратель либо его представитель расписывается в реестре выдачи открепительных удостоверений (в территориальной избирательной комиссии) либо в списке избирателей (в участковой избирательной комиссии), указав серию и номер (номер) своего паспорта или заменяющего его документа. При этом избиратель исключается из списка избирателей соответствующего участка на данных выборах Президента Российской Федерации и не учитывается при подсчете числа зарегистрированных избирателей при составлении протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования.
По предъявлении открепительного удостоверения в день голосования избиратель должен быть включен в список избирателей на любом избирательном участке. При проведении голосования на общих выборах Президента Российской Федерации у избирателя, предъявившего открепительное удостоверение, изымается отрывной талон, а в случае проведения повторного голосования - открепительное удостоверение.
Избиратель, получая на основании открепительного удостоверения избирательный бюллетень, указывает в списке избирателей адрес своего места жительства.
В целях обеспечения гарантий избирательных прав граждан Российской Федерации, находящихся в местах временного пребывания, администрации организаций, где граждане временно пребывают, совместно с избирательными комиссиями необходимо заблаговременно организовать разъяснительную работу по вопросам участия этих граждан в выборах Президента Российской Федерации и порядка реализации ими своего активного избирательного права.
Администрация организаций должна оказывать содействие находящимся в местах временного пребывания и желающим принять участие в выборах гражданам в подготовке доверенности и оформлении заявления в соответствующую избирательную комиссию, заверять доверенности и предоставлять возможность своевременно передавать указанные документы на имя представителя гражданина, в том числе по почте, а получив открепительное удостоверение от его представителя, уведомить об этом гражданина, находящегося в месте временного пребывания. При этом работу по отправлению личных заявлений граждан, находящихся в местах временного пребывания, и заверенных доверенностей на получение открепительных удостоверений их доверенными лицами целесообразно организовать таким образом, чтобы эти документы могли быть переданы представителем гражданина в соответствующую территориальную избирательную комиссию в период выдачи ею открепительных удостоверений, то есть с 28 января по 17 февраля 2004 года.
5. Организация голосования граждан
Российской Федерации, находящихся в местах временного
пребывания, на избирательных участках, образованных
в местах временного пребывания избирателей
При голосовании граждан Российской Федерации, находящихся в местах временного пребывания, на избирательных участках, образованных в местах временного пребывания избирателей, применяются положения статьи 69 Федерального закона с учетом порядка доступа в помещение для голосования, предусмотренного пунктами 1 и 7 статьи 23 Федерального закона. При этом голосование на избирательных участках, образованных в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, осуществляется также исходя из положений Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", касающихся обеспечения порядка и условий содержания под стражей указанной категории лиц и режимных особенностей функционирования мест содержания под стражей.
6. Организация голосования граждан
Российской Федерации, находящихся в местах временного
пребывания, на общем избирательном участке
Голосование граждан Российской Федерации, находящихся в местах временного пребывания, на общем избирательном участке осуществляется в соответствии с порядком голосования в день голосования вне помещения для голосования, предусмотренным статьей 71, с соблюдением требований статьи 69 и с учетом порядка доступа в помещение для голосования, предусмотренного пунктами 1 и 7 статьи 23 Федерального закона.
Голосование вне помещения для голосования проводится в день голосования на основании письменного заявления или устного обращения избирателя (в том числе переданного при содействии других лиц) о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Заявление (обращение) может быть подано (сделано) избирателем в любое время после формирования участковой избирательной комиссии, но не позднее чем за четыре часа до окончания времени голосования. В письменном заявлении (устном обращении) избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования должна быть изложена причина, по которой избиратель не может прибыть в помещение для голосования.
По прибытии членов участковой избирательной комиссии к избирателю обращение избирателя подтверждается письменным заявлением. Сотрудники организаций, где избиратели временно пребывают, должны организовать передачу письменных или устных заявлений граждан в участковые избирательные комиссии.
Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, проводящие голосование вне помещения для голосования по заявлениям (обращениям) избирателей, должны иметь при себе, помимо всего перечисленного в пункте 8 статьи 71 Федерального закона, специальный реестр, в котором регистрируются все указанные заявления (обращения), либо заверенную выписку из него, содержащую необходимые данные об избирателях и запись о поступивших заявлениях (обращениях) избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, проводящие голосование вне помещения для голосования по заявлениям (обращениям) избирателей, вправе выдать избирательные бюллетени только тем избирателям, заявления (обращения) которых зарегистрированы в реестре.
На письменном заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования избиратель указывает серию и номер (номер) своего паспорта или заменяющего его документа, адрес места жительства и удостоверяет получение избирательного бюллетеня своей подписью.
Серия и номер (номер) паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, избирателя, проголосовавшего вне помещения для голосования, вносятся в список избирателей членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, выезжавшими по заявлениям (обращениям) избирателей. Одновременно в соответствующей (соответствующих) графе (графах) списка избирателей делается отметка "Голосовал вне помещения для голосования", а также ставятся подписи указанных членов участковой избирательной комиссии.
7. Гласность в деятельности избирательных комиссий
Согласно пункту 7 статьи 23 Федерального закона всем членам участковой избирательной комиссии, вышестоящих избирательных комиссий, зарегистрированному кандидату, или его доверенному лицу, или его уполномоченному представителю по финансовым вопросам, а также наблюдателям должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования на избирательном участке, образованном в месте временного пребывания. При выполнении этого требования в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений должна учитываться специфика функционирования этих учреждений и наличие в них пропускного режима.

ОФИЦИАЛЬНОЕ СООБЩЕНИЕ ЦБ РФ от 06.02.2004 <О СТАВКЕ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ БАНКОВ В ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ>  »
Постановления и Указы »
Читайте также