РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 06.02.2004 n ГКПИ04-142 <О ГРАЖДАНСКОМ ДЕЛЕ ПО ЗАЯВЛЕНИЮ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ ПАРТИЯ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ И ГЕРАЩЕНКО В.В.>


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 6 февраля 2004 г. N ГКПИ 04-142
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего -
судьи Верховного Суда РФ Романенкова Н.С.,
при секретаре Баенском А.А.,
с участием прокурора Воскобойниковой Е.Л.
и адвоката Лукьянова Д.М.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению политической партии "Партия российских регионов" и Геращенко Виктора Владимировича о признании незаконным Постановления ЦИК России от 22 января 2004 г. N 80/679-4 об отказе в регистрации Геращенко В.В. кандидатом на должность Президента РФ,
установил:
политическая партия "Партия российских регионов" и Геращенко Виктор Владимирович обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании незаконным решения ЦИК России об отказе в регистрации кандидатом на должность Президента РФ Геращенко Виктора Владимировича (Постановление ЦИК России от 22 января 2004 г. N 80/679-4).
Как указывают заявители, Постановление ЦИК России об отказе в регистрации Геращенко В.В. кандидатом на должность Президента РФ без сбора подписей избирателей является незаконным и необоснованным.
В суде адвокат Лукьянов Д.М., представляющий интересы заявителей, Геращенко В.В., представители "Партии российских регионов" Рогозин Д.О., Скоков Ю.В., Вдовенко В.З., Серебряков В.В. поддержали заявленные требования и пояснили, что Партия российских регионов выдвинула кандидатом на должность Президента РФ Геращенко В.В. ЦИК России обязана зарегистрировать кандидата без сбора подписей избирателей.
Представители заинтересованного лица ЦИК России Гришина И.Е., Казьмин В.И. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что Постановление об отказе в регистрации кандидата на должность Президента РФ Геращенко В.В. принято в соответствии с Федеральным законом "О выборах Президента Российской Федерации".
Выслушав объяснения адвоката Лукьянова Д.М., представляющего интересы заявителей, Геращенко В.В., представителей "Партии российских регионов" Рогозина Д.О., Скокова Ю.В., Вдовенко В.З., Серебрякова В.В., представителей заинтересованного лица ЦИК России Гришиной И.Е., Казьмина В.И., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Воскобойниковой Е.Л., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не позднее чем через 10 дней после приема необходимых для регистрации кандидата документов обязана принять решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в его регистрации.
Как установлено в судебном заседании, "Партия российских регионов" 12 января 2004 г. обратилась в ЦИК России с заявлением о регистрации Геращенко В.В. кандидатом на должность Президента РФ (л.д. 49). Постановлением от 22 января 2004 г. N 80/679-4 Центральная избирательная комиссия Российской Федерации отказала в регистрации Виктору Владимировичу Геращенко, выдвинутому политической партией "Партия российских регионов", кандидатом на должность Президента Российской Федерации, т.к. кандидатом не были представлены подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата (л.д. 7-8).
Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" в пункте 1 статьи 36 устанавливает обязанность сбора не менее двух миллионов подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата.
Согласно пункту 2 статьи 36 настоящего Федерального закона не собирают подписи в поддержку выдвинутых ими кандидатов политическая партия, федеральный список которой допущен к распределению депутатских мандатов, а также избирательный блок, состоящий из тех же политических партий и иных общероссийских общественных объединений, что и избирательный блок, федеральный список кандидатов которого допущен к распределению депутатских мандатов.
Доводы заявителей о том, что федеральный список кандидатов в депутаты Партии российских регионов по итогам голосования был допущен к распределению мандатов депутатов Государственной Думы четвертого созыва, не соответствуют фактическим обстоятельствам.
Из соглашения о создании избирательного блока для совместного участия в выборах депутатов Государственной Думы четвертого созыва от 14 сентября 2003 г. следует, что Партия российских регионов на выборах депутатов Государственной Думы, состоявшихся 7 декабря 2003 г., выступала в составе избирательного блока "Родина".
Из содержания пункта 2 статьи 40 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" следует, что федеральный список кандидатов выдвигается избирательным блоком, а партии и иные общероссийские общественные объединения, входящие в него, лишь предлагают кандидатуры к выдвижению в составе федерального списка кандидатов избирательного блока.
Под федеральным списком кандидатов, допущенным к распределению депутатских мандатов, понимается федеральный список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов на основании официально опубликованных результатов ближайших предшествующих выборам Президента Российской Федерации выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации при условии, что официальное опубликование указанных результатов состоялось раньше представления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации документов, необходимых для регистрации кандидата (п. 2 ст. 36 ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации").
Согласно Постановлению ЦИК России от 19 декабря 2003 г. N 71/615-4 "Об установлении общих результатов выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва", официально опубликованному 20 декабря 2003 г., к распределению депутатских мандатов по федеральному избирательному округу допущен избирательный блок "Родина", а не федеральный список кандидатов политической партии "Партия российских регионов".
Федеральный закон "О политических партиях" в статье 36 "Участие политических партий в выборах и референдумах" определяет, что политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти.
Партия российских регионов реализовала свое право и на заседании внеочередного съезда 21 декабря 2003 г. выдвинула кандидатом на должность Президента РФ Геращенко В.В. (л.д. 95).
Вопрос о регистрации кандидата либо об отказе в его регистрации законодательством о выборах Президента Российской Федерации отнесен к полномочиям Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 22 января 2004 г. N 80/679-4 об отказе в регистрации кандидата, выдвинутого политической партией "Партия российских регионов", принято в соответствии с законом, т.к. данная партия не может рассматриваться как партия, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов, а избирательный блок "Родина" кандидата на должность Президента РФ Геращенко В.В. не выдвигал.
То обстоятельство, что Высший Совет избирательного блока "Родина" решением от 30 декабря 2003 г. дал согласие и полномочия Партии российских регионов на выдвижение кандидатом на должность Президента РФ Геращенко В.В., не является основанием для удовлетворения заявленных требований. Статьей 30 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" регламентировано участие избирательных блоков в выборах Президента Российской Федерации и дача согласия избирательного блока, созданного для совместного участия в выборах депутатов Государственной Думы, не освобождает Партию российских регионов следовать предписаниям закона об обязательном сборе подписей избирателей в поддержку выдвинутого ею кандидата на должность Президента РФ.
Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о регистрации кандидатом на должность Президента РФ Геращенко В.В., как об этом просят заявители, не соответствовало бы как законодательству о выборах Президента Российской Федерации, так и Федеральному закону "О политических партиях", гарантирующему равенство политических партий перед законом.
Решение ЦИК России является правомочным.
В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации рассмотрела особое мнение члена комиссии.
Учитывая, что решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации об отказе в регистрации кандидата принято в соответствии с законом, в пределах полномочий федерального государственного органа, организующего подготовку и проведение выборов, и не нарушает права и свободы политической партии "Партия российских регионов" и Геращенко В.В., суд отказывает в удовлетворении заявления.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 261 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление политической партии "Партия российских регионов" и Геращенко Виктора Владимировича о признании незаконным Постановления ЦИК России от 22 января 2004 г. N 80/679-4 об отказе в регистрации Геращенко Виктору Владимировичу кандидатом на должность Президента Российской Федерации оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 5 дней со дня принятия судом решения.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Центризбиркома РФ от 06.02.2004 n 83/703-4 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В РЕГЛАМЕНТ ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ ПРИ ПЕРЕВОДЕ ГАС ВЫБОРЫ В РЕЖИМ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ЭТОМ РЕЖИМЕ  »
Постановления и Указы »
Читайте также