ОТРАСЛЕВОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО УЧРЕЖДЕНИЯМ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2004 - 2006 ГОДЫ (Заключено 26.12.2003) (Зарегистрировано Минтрудом РФ 02.02.2004 n 573-ВЯ) (вместе с ПРИМЕРНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ О РЕЖИМЕ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, СОГЛАШЕНИЕМ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СТУДЕНЧЕСКОГО КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 25.03.2003)


ОТРАСЛЕВОЕ СОГЛАШЕНИЕ
ПО УЧРЕЖДЕНИЯМ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2004 - 2006 ГОДЫ
1. Общие положения
------------------------------------------------------------------
Пункты 1.1, 1.2 данного Соглашения, по заключению Минтруда РФ, не соответствуют действующему Трудовому кодексу РФ (письмо Минтруда РФ от 02.02.2004 N 573-ВЯ) и в связи с этим не подлежат уведомительной регистрации в части студентов и обучающихся. 1.1. Настоящее Отраслевое соглашение (далее - Соглашение) заключено на федеральном уровне в соответствии с законодательством Российской Федерации и определяет согласованные позиции сторон по обеспечению стабильной и эффективной деятельности образовательных учреждений, научных и иных организаций, входящих в систему Министерства образования Российской Федерации (далее - учреждения).
Соглашение является правовым актом, устанавливающим общие принципы регулирования социально-трудовых отношений в сфере образования и связанных с ними экономических отношений, а также определяет общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работников образования и науки.
Соглашение основывается на Конституции Российской Федерации, Трудовом кодексе Российской Федерации, Законах Российской Федерации "Об образовании" и "О занятости населения в Российской Федерации", Федеральных законах "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", "Об основах охраны труда в Российской Федерации", "О науке и научно-технической политике", Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2002 - 2004 годы и иных нормативных правовых актах.
Соглашение обязательно к применению при заключении отраслевых соглашений на региональном и территориальном уровнях, коллективных договоров, соглашений в учреждениях, трудовых договоров с работниками учреждений и при разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров.
1.2. Сторонами Соглашения (далее - стороны) являются:
работники учреждений, а также обучающиеся в образовательных учреждениях профессионального образования (далее - работники) в лице их представителя - Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации (далее - Профсоюз);
работодатели в лице их представителя - Министерства образования Российской Федерации (далее - Минобразование России).
1.3. Действие Соглашения распространяется на всех работодателей и работников учреждений, первичные профсоюзные организации которых входят в Профсоюз, а также на работников учреждений, профсоюзные организации которых уполномочили Профсоюз представлять их интересы и заключить данное Соглашение, за исключением учреждений, указанных в Приложении N 1 к настоящему Соглашению.
1.4. Стороны согласились в том, что:
1.4.1. Соглашения на региональном и территориальном уровнях устанавливают для работников условия и оплату труда, социальные льготы и гарантии, связанные с территориальными особенностями, в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая законодательство субъектов Российской Федерации, настоящим Соглашением и не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством, соглашениями.
1.4.2. В целях регулирования социально-трудовых и иных связанных с ними отношений между работниками и работодателями в учреждении заключается коллективный договор, соглашение.
В коллективном договоре, соглашении с учетом особенностей деятельности учреждения и его финансовых возможностей могут устанавливаться дополнительные социальные льготы, гарантии и преимущества для работников, более благоприятные условия труда по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, настоящим Соглашением, региональными и территориальными соглашениями.
1.4.3. В течение срока действия Соглашения стороны вправе вносить дополнения и изменения в него на основе взаимной договоренности. При наступлении условий, требующих дополнения или изменения настоящего Соглашения, заинтересованная сторона направляет другой стороне письменное уведомление о начале ведения переговоров в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Соглашением.
1.4.4. Стороны не вправе в течение срока действия Соглашения в одностороннем порядке прекратить выполнение принятых на себя обязательств.
В случае реорганизации (изменения правового статуса) сторон Соглашения права и обязательства сторон по настоящему Соглашению переходят к их правопреемникам и сохраняются до заключения нового соглашения или внесения изменений и дополнений в настоящее Соглашение.
Представители сторон несут ответственность за уклонение от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению Соглашения, непредоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением Соглашения, нарушение или невыполнение обязательств, предусмотренных Соглашением, другие противоправные действия (бездействие) в соответствии с федеральным законом.
1.5. Контроль за выполнением Соглашения на всех уровнях осуществляется сторонами Соглашения и их представителями, а также соответствующими органами по труду.
Текущий контроль за выполнением Соглашения осуществляет Отраслевая комиссия по регулированию социально-трудовых отношений в порядке, установленном сторонами Соглашения.
Стороны ежегодно разрабатывают и утверждают план мероприятий по выполнению Соглашения с указанием конкретных сроков и ответственных лиц.
Информация о выполнении настоящего Соглашения ежегодно рассматривается на совместном заседании коллегии Минобразования России и Президиума ЦК профсоюза и доводится до сведения органов управления образованием субъектов Российской Федерации, территориальных и первичных организаций Профсоюза, учреждений.
1.6. Стороны доводят текст Соглашения до органов управления образованием, учреждений, территориальных и первичных организаций Профсоюза для его реализации.
Текст Соглашения публикуется в журнале "Вестник образования" и газете "Мой Профсоюз" в двухнедельный срок после его подписания.
1.7. Соглашение вступает в силу с момента подписания и действует по 31 декабря 2006 года.
Коллективные переговоры по разработке и заключению нового Соглашения должны быть начаты не позднее 1 октября 2006 года. Пункт 1.8 данного Соглашения, по заключению Минтруда РФ, не соответствует действующему Трудовому кодексу РФ (письмо Минтруда РФ от 02.02.2004 N 573-ВЯ) и в связи с этим не подлежит уведомительной регистрации в части студентов и обучающихся. 1.8. Соглашение открыто для присоединения к нему работников, обучающихся в образовательных учреждениях профессионального образования, работодателей, не уполномочивших ранее стороны для его заключения, а также для учреждений и органов управления образованием и наукой другой ведомственной принадлежности при условии заключения соответствующих соглашений с Минобразованием России и Профсоюзом.
2. Социальное партнерство
и координация действий сторон Соглашения
2.1. В целях развития социального партнерства стороны обязуются:
2.1.1. Создать на равноправной и постоянной основе Отраслевую комиссию по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Отраслевая комиссия) для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов соглашений и их заключения, разработки и утверждения ежегодных планов мероприятий по выполнению соглашения, а также для осуществления текущего контроля за ходом выполнения соглашения (не реже одного раза в полугодие).
Отраслевая комиссия вправе разрешать разногласия и спорные вопросы по толкованию и выполнению положений Соглашения.
Состав Отраслевой комиссии определяется сторонами. Срок полномочий Отраслевой комиссии - пять лет.
2.1.2. Проводить взаимные консультации (переговоры) по вопросам разработки и реализации социально-экономической политики в отрасли, федеральных программ в сфере образования, по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий социально-трудовых прав работников учреждений, совершенствования ведомственной нормативной правовой базы и по другим социально значимым вопросам.
2.1.3. Обеспечивать участие представителей другой стороны Соглашения в работе своих руководящих органов при рассмотрении вопросов, связанных с содержанием Соглашения и его выполнением; предоставлять другой стороне полную, достоверную и своевременную информацию о принимаемых решениях, затрагивающих социально-трудовые, экономические права и профессиональные интересы работников.
Органам управления образованием, учреждениям, профсоюзным организациям рекомендуется осуществлять аналогичный порядок взаимодействия в части предоставления полной, достоверной и своевременной информации о принимаемых решениях, затрагивающих социально-трудовые, экономические права и профессиональные интересы работников.
2.1.4. Минобразование России при принятии приказов, распоряжений, положений и других ведомственных нормативных правовых актов и иных документов, содержащих нормы трудового права, учитывает положения настоящего Соглашения.
Минобразование России в предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и настоящим Соглашением случаях заблаговременно направляет в Профсоюз проекты нормативных правовых актов, вносимых в Правительство Российской Федерации, и ведомственных нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые, экономические права и профессиональные интересы работников, принимает ведомственные нормативные правовые акты по согласованию с Профсоюзом.
Органам управления образованием, учреждениям, профсоюзным организациям рекомендуется осуществлять аналогичный порядок подготовки, прохождения и принятия нормативных правовых актов, других правовых актов, затрагивающих социально-трудовые, экономические права и профессиональные интересы работников.
При этом порядок согласования может конкретизироваться в региональных и территориальных соглашениях, коллективных договорах, соглашениях.
2.1.5. Содействовать осуществлению в учреждениях в случаях, предусмотренных законодательством, установления либо изменения условий труда и иных социально-экономических условий по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом. Представители работодателей и выборных профсоюзных органов учреждений должны оперативно обеспечивать друг друга получаемой нормативной информацией по этим вопросам.
2.1.6. В целях предоставления работникам учреждений федерального подчинения дополнительных социальных гарантий и льгот, обеспечения поддержки и развития их учебной, научной, производственной и социальной базы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов считать целесообразным продолжить практику заключения соглашений между соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальными организациями Профсоюза, способствовать распространению их положительного опыта.
2.1.7. Осуществлять систематический анализ, обобщение опыта заключенных региональных соглашений и коллективных договоров образовательных учреждений, подчиненных Минобразованию России, а также контроль за состоянием и эффективностью договорного регулирования социально-трудовых отношений в отдельных субъектах Российской Федерации, по федеральным округам и в отрасли в целом. Создать отраслевую лабораторию для автоматизации анализа территориальных соглашений и коллективных договоров, заключаемых в образовательных учреждениях разного типа.
2.1.8. Урегулирование возникающих разногласий в ходе коллективных переговоров осуществлять в порядке, установленном трудовым законодательством.
2.2. Стороны согласились регулярно освещать в средствах массовой информации, в том числе в отраслевых и профсоюзных печатных изданиях, в Интернете промежуточные и итоговые результаты выполнения Соглашения, иных соглашений и коллективных договоров учреждений.
2.3. Стороны в своих действиях при рассмотрении вопросов социально-экономического положения работников образования и науки учитывают положения Рекомендаций ЮНЕСКО/МОТ "О положении учителей" 1966 года, "О статусе научных работников" 1974 года и Рекомендаций ЮНЕСКО "О статусе преподавательских кадров высших учебных заведений" 1997 года. Пункт 2.4 данного Соглашения, по заключению Минтруда РФ, не соответствует действующему Трудовому кодексу РФ (письмо Минтруда РФ от 02.02.2004 N 573-ВЯ) и в связи с этим не подлежит уведомительной регистрации в части студентов и обучающихся. 2.4. Стороны согласились, что договоренности между обучающимися в образовательных учреждениях профессионального образования и образовательными учреждениями по вопросам обеспечения защиты их прав и интересов являются соглашениями, прилагаемыми к коллективным договорам образовательных учреждений.
Вопросы взаимодействия Студенческого координационного совета Профсоюза и Минобразования России определяются отдельным Соглашением, которое является Приложением к настоящему Соглашению (Приложение N 3).
3. Трудовые отношения
3.1. Стороны при регулировании трудовых отношений исходят из того, что:
3.1.1. Трудовой договор с работниками учреждений заключается на неопределенный срок. Заключение срочного трудового договора допускается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а также в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Трудовой договор на определенный срок до пяти лет заключается с научно-педагогическими работниками в высших учебных заведениях. Заключению срочного трудового договора при замещении должностей научно-педагогических работников, за исключением должностей декана факультета и заведующего кафедрой, предшествует конкурсный отбор.
Конкурсный отбор претендентов проводится в соответствии с Положением о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации, утвержденным Приказом Минобразования России от 26 ноября 2002 г. N 4114 (зарегистрирован Минюстом России 27 декабря 2002 г., регистрационный N 4084), уставом и (или) локальным актом учреждения.
Должности декана факультета и заведующего кафедрой являются выборными. Порядок выборов на указанные должности определяется уставами высших учебных заведений.
3.1.2. С руководителями образовательных учреждений трудовой договор заключается на срок (неопределенный или определенный до пяти лет), установленный уставом учреждения или соглашением сторон.
Заключение срочного трудового договора с руководителем (кроме руководителей, избираемых на должность) может быть обусловлено только достаточными к тому основаниями, вызванными условиями выполнения работы. Пункт 3.1.3 данного Соглашения, по заключению Минтруда РФ, не соответствует действующему Трудовому кодексу РФ (письмо Минтруда РФ от 02.02.2004 N 573-ВЯ) и в связи с этим не подлежит уведомительной регистрации в части студентов и обучающихся. 3.1.3. Отношения между учреждением и обучающимися определяются законодательством Российской Федерации, уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего распорядка, правилами проживания обучающихся в общежитии, приложением к коллективному договору или самостоятельным соглашением профсоюзной организации студентов с учреждением, иными локальными актами.
3.2. Содержание трудового договора, порядок его заключения и расторжения определяются в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
Стороны трудового договора определяют его условия с учетом положений соответствующих нормативных правовых актов, регионального и территориального соглашений, коллективного договора, устава и иных локальных актов учреждения.
Условия трудового договора, снижающие уровень прав и гарантий работника, установленный трудовым законодательством, настоящим Соглашением, иными соглашениями и коллективным договором, являются недействительными и не могут применяться. Пункт 3.3 данного Соглашения, по заключению Минтруда РФ, не соответствует действующему Трудовому кодексу РФ (письмо Минтруда РФ от 02.02.2004 N 573-ВЯ) и в связи с этим не подлежит уведомительной регистрации в части студентов и обучающихся. 3.3. Работодатель обязан при заключении трудового договора с работником ознакомить его под роспись с уставом учреждения, настоящим Соглашением, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка и иными локальными нормативными актами, действующими в учреждении и относящимися к трудовой функции работника.
Учреждение при зачислении обучающегося обязано ознакомить его под роспись с уставом учреждения, настоящим Соглашением, коллективным договором, соглашением, правилами внутреннего распорядка и иными локальными актами, действующими в учреждении.
3.4. Минобразование России обязуется совместно с Профсоюзом разработать:
рекомендации об особенностях регулирования трудовых отношений с работниками, занимающими выборные должности (декан, заведующий кафедрой, директор НИИ, заведующий отделом (лабораторией) НИИ);
рекомендации о порядке планирования учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава;
примерную форму трудового договора с учителем.
4. Обязательства в области экономики
и управления образованием
4.1. Стороны считают целесообразным совместно разрабатывать и вносить на рассмотрение Правительства Российской Федерации, соответствующих федеральных органов исполнительной власти предложения по: Пункты 4.1.1, 4.1.2 данного Соглашения, по заключению Минтруда РФ, не соответствуют действующему Трудовому кодексу РФ (письмо Минтруда РФ от 02.02.2004 N 573-ВЯ) и в связи с этим не подлежат уведомительной регистрации в части студентов и обучающихся. 4.1.1. Выделению в проектах федеральных законов о федеральном бюджете на очередной финансовый год ассигнований на оплату труда и социальные выплаты работникам, стипендии и социальные выплаты обучающимся, ежегодное повышение (индексацию) их размеров, обеспечение предусмотренных законодательством социальных гарантий, на охрану труда и другие статьи расходов, связанных с обеспечением нормальных условий труда работников и учебой обучающихся.
4.1.2. Повышению эффективности контроля за исполнением федерального бюджета в части расходов на заработную плату, стипендии, иные выплаты работникам и обучающимся, охрану труда, а также в части своевременного и в полном объеме направления средств финансовой поддержки из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для обеспечения конституционных гарантий права граждан на образование, а также по другим статьям расходов на образование.
4.1.3. Обеспечению реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, нормативных правовых актов, предусматривающих осуществление мер по обеспечению системы образования высококвалифицированными кадрами, их экономической, социальной и иной поддержки государством и обществом.
4.1.4. Обеспечению своевременного и в полном объеме снабжения топливно-энергетическими и водными ресурсами образовательных учреждений разных типов и видов.
4.1.5. Государственному регулированию для учреждений тарифов на оплату теплоэнергоснабжения, других коммунальных и прочих услуг.
4.1.6. Запрещению отключения водо-, газо-, тепло-, энергоснабжения образовательных учреждений, научных организаций из-за неуплаты коммунальных платежей в случае задержки перечисления соответствующих бюджетных средств.
4.1.7. Освобождению образовательных учреждений, научных организаций от штрафных санкций и взыскания пени по всем видам платежей в случае задержки перечислений им бюджетных средств (за весь период задержки).
4.1.8. Формированию системы социальных норм и нормативов в сфере образования.
4.2. Стороны считают целесообразным совместно добиваться: Пункт 4.2.1 данного Соглашения, по заключению Минтруда РФ, не соответствует действующему Трудовому кодексу РФ (письмо Минтруда РФ от 02.02.2004 N 573-ВЯ) и в связи с этим не подлежит уведомительной регистрации в части студентов и обучающихся. 4.2.1. Выполнения Закона Российской Федерации "Об образовании" и Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", других нормативных правовых актов в части оплаты труда работников учреждений и стипендий обучающихся, социальных выплат и компенсаций работникам и обучающимся.
4.2.2. Разрешения проблем управления и распоряжения государственной и муниципальной собственностью учреждений.
4.2.3. Льготного налогообложения физических и юридических лиц, направляющих свои средства на реализацию уставных задач и целей образовательных учреждений, научных организаций, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
4.2.4. Освобождения средств образовательных учреждений, научных организаций независимо от источников их получения от всех видов налогов, сборов и пошлин при условии направления их на реализацию собственных уставных задач.
4.2.5. Обеспечения налоговых льгот для образовательных учреждений, научных организаций, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Пункт 4.2.6 данного Соглашения, по заключению Минтруда РФ, не соответствует действующему Трудовому кодексу РФ (письмо Минтруда РФ от 02.02.2004 N 573-ВЯ) и в связи с этим не подлежит уведомительной регистрации в части студентов и обучающихся. 4.2.6. Компенсации потерь учреждениям, работникам и обучающимся в связи с задержкой выплаты заработной платы, стипендий, социальных выплат и компенсаций, ассигнований на оплату коммунальных и иных услуг.
4.2.7. Определения механизма реализации государственных социальных гарантий и льгот работникам.
4.2.8. Распространения порядка лицензирования и аккредитации научных учреждений на научные структурные подразделения вузов.
4.2.9. Недопущения нарушений установленных федеральными законами прав образовательных учреждений в сфере их экономической автономии со стороны налоговых, финансовых и иных контролирующих государственных органов.
4.2.10. Обеспечения гарантий получения гражданами образования, в том числе общедоступного и бесплатного, в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования.
4.2.11. Своевременного и полного финансирования подведомственных Минобразованию России учреждений по утвержденным в федеральном бюджете статьям расходов экономической бюджетной классификации, включая статьи расходов социальной направленности. Пункты 4.2.12, 4.2.13 данного Соглашения, по заключению Минтруда РФ, не соответствуют действующему Трудовому кодексу РФ (письмо Минтруда РФ от 02.02.2004 N 573-ВЯ) и в связи с этим не подлежат уведомительной регистрации в части студентов и обучающихся. 4.2.12. Совместно с органами управления образованием, территориальными и первичными организациями Профсоюза целевого использования государственными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления ассигнований из бюджетов всех уровней, выделяемых на образование и, прежде всего, на погашение задолженности по выплате зарплаты работникам, стипендий студентам, социальным выплатам; своевременного и полного текущего бюджетного финансирования учреждений в соответствии с утвержденными бюджетами, обращаясь при необходимости в региональные отделения федерального казначейства, финансовые, судебные органы, органы прокуратуры, органы по труду, к полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах, а также в Правительство Российской Федерации.
4.2.13. Установления государственных минимальных социальных стандартов в области образования в целях обеспечения достаточного уровня их финансирования, в том числе в части расходов на оплату труда, стипендии, социальные выплаты работникам, обучающимся, воспитанникам.
4.2.14. Определения на федеральном уровне порядка предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
4.2.15. Внесения изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в целях обеспечения выполнения положения федеральных законов об образовании, устанавливающих, что не использованные в текущем году (квартале, месяце) финансовые средства не могут быть изъяты у образовательного учреждения или зачтены учредителем в объем его финансирования на следующий год (квартал, месяц).
4.2.16. Внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и другие нормативные правовые акты о признании целевого характера использования средств в пределах экономии фонда оплаты труда по смете учреждения, направляемых на оказание материальной помощи работникам.
4.2.17. Соблюдения предусмотренного Законом Российской Федерации "Об образовании", Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" права образовательных учреждений самостоятельно разрабатывать и утверждать смету по использованию внебюджетных средств.
4.2.18. Доведения до учреждений федерального подчинения годовых объемов финансирования по кварталам и месяцам по всем статьям расходов экономической бюджетной классификации после их утверждения Минфином России и открытия финансирования не позднее 5 числа текущего месяца для обеспечения выплаты работникам заработной платы не реже 2 раз в месяц.
4.2.19. Создания в отрасли в соответствии с Федеральным законом "Об объединениях работодателей" полномочных объединений работодателей.
4.2.20. Ответственности руководителей органов государственной власти и местного самоуправления, представителей работодателя (материальной, административной, дисциплинарной, уголовной) за обеспечение полного и своевременного финансирования учреждений, соблюдение трудового законодательства, обеспечение социальных гарантий и льгот работникам.
4.2.21. Повсеместного выполнения норм законодательства в части оплаты за проживание в студенческих общежитиях, выплаты в полном объеме пособий обучающимся - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, инвалидам, пострадавшим в результате аварий, техногенных катастроф и др. Пункты 4.2.22, 4.2.23, 4.2.24 данного Соглашения, по заключению Минтруда РФ, не соответствуют действующему Трудовому кодексу РФ (письмо Минтруда РФ от 02.02.2004 N 573-ВЯ) и в связи с этим не подлежат уведомительной регистрации в части студентов и обучающихся. 4.2.22. Распространения в рамках законодательства Российской Федерации на аспирантов высших учебных заведений льгот и гарантий, предусмотренных для студентов вузов.
4.2.23. Расширения привлечения студентов, аспирантов и докторантов образовательных учреждений к выполнению научно-исследовательских работ и оказания помощи в реализации практических проектов с выделением дополнительных целевых средств из федерального бюджета на научные стажировки студентов, аспирантов и докторантов, проведение студенческих научных и учебных конференций, семинаров, симпозиумов и т.п.
4.2.24. Финансирования из бюджетов субъектов Российской Федерации расходов на организацию образовательного процесса, в том числе на заработную плату в муниципальных общеобразовательных учреждениях; включения в бюджеты субъектов Российской Федерации утвержденных в законодательном порядке субвенций, направляемых муниципальным бюджетам для финансирования расходов на организацию образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях.
4.3. Стороны обмениваются оперативной информацией о задолженности образовательным учреждениям по поступающим средствам из бюджетов разных уровней и принимают меры по ее ликвидации. Пункт 4.4 данного Соглашения, по заключению Минтруда РФ, не соответствует действующему Трудовому кодексу РФ (письмо Минтруда РФ от 02.02.2004 N 573-ВЯ) и в связи с этим не подлежит уведомительной регистрации в части студентов и обучающихся. 4.4. Стороны согласились осуществлять совместные действия и контроль за соблюдением законодательства в части:
- запрета на приватизацию государственных и муниципальных образовательных учреждений и запрета на их перепрофилирование при изменении их организационно-правовых форм; недопущения ликвидации, перепрофилирования и передачи объектов социальной инфраструктуры учреждений профессионального образования в ведение органов местного самоуправления;
- недопущения снижения уровня социальных гарантий работников и обучающихся при передаче учреждений начального и среднего профессионального образования федерального подчинения в ведение субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
- недопущения взимания платы с обучающихся за счет бюджетных средств, выделяемых в соответствии с установленным государственным заказом на подготовку кадров за счет средств федерального бюджета и бюджетов других уровней, за ликвидацию академической задолженности, различные пересдачи контрольных работ, зачетов, экзаменов, лабораторных, практических работ; за пользование библиотекой, получение студенческих билетов, зачетных книжек и другие услуги, относящиеся к основной образовательной деятельности образовательных учреждений.
4.5. Минобразование России разрабатывает и согласовывает с Профсоюзом рекомендации по совершенствованию деятельности органов управления образованием, принимает меры по упорядочению компетенции органов управления образованием, централизованных бухгалтерий, других учреждений, организаций и предприятий в системе образования, обслуживающих образовательные учреждения.
4.6. Стороны рекомендуют представителям работодателей учреждений:
4.6.1. Устанавливать надбавки к ставкам заработной платы (должностным окладам) работников, награжденных ведомственными наградами, в том числе действовавшими до 1995 года, за счет собственных средств учреждения, в том числе за счет экономии фонда оплаты труда, что закрепляется в коллективном договоре и других локальных нормативных актах.
4.6.2. При принятии решения об изменении подчиненности объектов социально-культурной сферы, при передаче в аренду зданий, помещений, сооружений, оборудования, находящихся в оперативном управлении учреждений:
- учитывать мнение коллектива работников или по его поручению выборного профсоюзного органа в целях предотвращения ухудшения условий труда и быта работников;
- предусматривать в коллективном договоре (в отдельном приложении к нему) размеры и порядок использования полученных и остающихся в распоряжении учреждения средств, в том числе внебюджетных.
4.6.3. Обеспечивать выделение внебюджетных средств на обеспечение социальной защиты работников, определять направления использования этих средств с участием профсоюзных организаций учреждений. Пункт 4.7 данного Соглашения, по заключению Минтруда РФ, не соответствует действующему Трудовому кодексу РФ (письмо Минтруда РФ от 02.02.2004 N 573-ВЯ) и в связи с этим не подлежит уведомительной регистрации в части студентов и обучающихся. 4.7. Руководство Минобразования России проводит ежеквартальные встречи со Студенческим координационным советом профсоюза для обсуждения проблем студенчества, выработки мер и путей их решения.
5. Оплата труда и нормы труда. Стипендиальное обеспечение
5.1. В целях сохранения единого образовательного пространства, повышения социального статуса работника образования, престижа педагогической профессии и мотивации труда стороны добиваются:
5.1.1. Определения конкретных этапов и последовательного приближения оплаты труда работников образования к уровням, предусмотренным законодательством Российской Федерации в области образования.
5.1.2. Сохранения федеральных государственных гарантий:
- размеров ставок заработной платы (должностных окладов), единого порядка и сроков повышения (индексации) заработной платы для работников образовательных учреждений соответствующих профессионально-квалификационных групп на всей территории Российской Федерации;
- гарантий и компенсаций работникам организаций и учреждений Минобразования России, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, установленных законодательством Российской Федерации.
5.1.3. Введения надбавок за продолжительность непрерывной работы всем категориям работников образовательных учреждений всех типов и видов, а также в целях стимулирования труда педагогических работников из числа выпускников учреждений высшего и среднего профессионального образования доплат на первые три года работы в образовательных учреждениях.
5.1.4. Расширения диапазона дифференциации размеров должностных окладов (ставок) и повышения уровня оплаты труда педагогических, научно-педагогических и других работников высшей квалификации, в том числе за наличие почетных званий и иных государственных наград.
5.1.5. Сохранения размеров и условий повышения (в процентах) ставок заработной платы и должностных окладов работников за работу в сельской местности, а также за работу в образовательных учреждениях с детьми, имеющими отклонения в развитии, детьми, нуждающимися в длительном лечении, и по другим основаниям, предусмотренным законодательством. Пункты 5.1.6, 5.1.7 данного Соглашения, по заключению Минтруда РФ, не соответствуют действующему Трудовому кодексу РФ (письмо Минтруда РФ от 02.02.2004 N 573-ВЯ) и в связи с этим не подлежат уведомительной регистрации в части студентов и обучающихся. 5.1.6. Совершенствования системы стипендиального обеспечения обучающихся в целях последовательного приближения размеров стипендий к уровню прожиточного минимума, совершенствования системы мер адресной поддержки студентов и аспирантов.
5.1.7. Выплаты надбавок к стипендиям студентов, обучающихся по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах, в размере 15% от минимального размера стипендии в соответствии с действующим законодательством за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.
5.2. Стороны считают, что:
5.2.1. Для педагогических работников наполняемость классов, групп, установленная типовыми положениями о соответствующих типах и видах образовательных учреждений, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и с учетом санитарных правил и норм, является предельной наполняемостью и нормой обслуживания в конкретном классе, группе, за часы работы в которых оплата осуществляется из установленной ставки заработной платы. Превышение количества обучающихся, воспитанников в классе, группе компенсируется педагогическому работнику установлением соответствующей доплаты, как это предусмотрено при расширении зон обслуживания или увеличении объема выполняемой работы. Размер такой доплаты учреждение определяет самостоятельно в коллективном договоре.
5.2.2. Органам управления образованием и территориальным организациям Профсоюза необходимо добиваться формирования фонда оплаты труда для работников государственных и муниципальных образовательных учреждений общего образования с учетом:
- ассигнований на установление компенсационных доплат, стимулирующих надбавок, премирование работников в размере не ниже 25 процентов фонда оплаты труда, сформированного исходя из ставок заработной платы (должностных окладов) с учетом повышений и компенсационных выплат для всех типов и видов образовательных учреждений;
- дополнительных средств на оплату труда работников за превышение наполняемости классов, групп, предусмотренной типовыми положениями.
5.2.3. Оплата труда учителей и других педагогических работников образовательных учреждений, осуществляющих в соответствии с медицинским заключением индивидуальное обучение на дому детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, должна осуществляться за счет средств, предусматриваемых на эти цели, не допуская практику организации этой работы из средств экономии образовательного учреждения.
5.3. Стороны при регулировании вопросов обеспечения гарантий по оплате труда для отдельных категорий педагогических работников исходят из того, что:
5.3.1. Не допускается выплата заработной платы в размере ниже ставки заработной платы учителям, не имеющим полной учебной нагрузки, в случаях, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений", при условии их догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой (ведение кружковой работы, в том числе предметных кружков, воспитательная работа в группе продленного дня, работа по замене отсутствующих учителей, проведение занятий на дому с обучающимися, не посещающими образовательное учреждение по медицинским показаниям, работа по классному руководству и (или) проверке письменных работ, работа по организации внеурочной работы по физическому воспитанию обучающихся).
Учителя предупреждаются об отсутствии возможности обеспечения их полной учебной нагрузкой и о формах догрузки другой педагогической работой до установленной им полной нормы не позднее чем за два месяца.
5.3.2. Выплата заработной платы в размере ниже ставки заработной платы учителям 1-х классов при применении в оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к требованиям школы в первые два месяца учебного года "ступенчатого" метода наращивания учебной нагрузки, а также использования динамической паузы не допускается.
5.3.3. В случае уменьшения у учителей общеобразовательных учреждений и преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования в течение учебного года учебной нагрузки по не зависящим от них причинам по сравнению с учебной нагрузкой, установленной на начало учебного года, трудовые отношения с указанными работниками с их согласия продолжаются и за ними сохраняется до конца учебного года заработная плата в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений".
Рекомендовать органам управления образованием, образовательным учреждениям не осуществлять в течение учебного года в образовательных учреждениях организационно-штатные мероприятия, которые могут повлечь высвобождение всех категорий педагогических работников до окончания учебного года по этим причинам.
5.4. Стороны договорились:
5.4.1. Применять в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, порядок исчисления заработной платы, предусмотренный Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной Приказом Минпроса СССР от 16.05.85 N 94 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 08.06.90), Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников профессионально-технических учебных заведений, утвержденной Госпрофобром СССР 31.12.76 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 17.10.85), Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников средних специальных учебных заведений, утвержденной Приказом Минвуза СССР от 27.08.87 N 605 (с изменениями и дополнениями), рекомендациями по их применению, а также иными нормами действующего законодательства.
5.4.2. В случае организации и проведения Профсоюзом забастовки на уровне отрасли ввиду невыполнения или нарушения условий настоящего Соглашения добиваться выплаты работникам, участвовавшим в забастовке, заработной платы в полном объеме.
5.4.3. Рекомендовать органам управления образованием и работодателям сохранять за работниками, участвовавшими в забастовке из-за невыполнения коллективных договоров и соглашений по вине работодателя или учредителей, а также за работниками, приостановившими работу в порядке, предусмотренном статьей 142 Трудового кодекса Российской Федерации, заработную плату в полном размере, что закрепляется в коллективных договорах и соглашениях.
5.4.4. Принимать упреждающие меры в целях недопущения нарушений в оплате труда, в том числе при замещении отсутствующих работников с учетом уровня квалификации замещающего работника.
5.4.5. В целях снижения социальной напряженности в учреждениях прилагать совместные усилия для обеспечения объективности и широкой гласности в вопросах, касающихся порядка установления и размеров оплаты труда.
5.4.6. Принять участие в проведении анализа уровня оплаты труда и условий жизни работников образования в субъектах Российской Федерации с высоким уровнем заработной платы в промышленности, прожиточного минимума и стоимости потребительской корзины; в разработке рекомендаций для государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по сближению уровней материального обеспечения работающих в бюджетной сфере и во внебюджетном секторе экономики.
6. Рабочее время и время отдыха
6.1. Стороны при регулировании вопросов рабочего времени и времени отдыха исходят из того, что:
6.1.1. В соответствии с законодательством Российской Федерации для педагогических работников учреждений устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю за одну ставку заработной платы (должностной оклад). В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда конкретная продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений".
6.1.2. Режим рабочего времени учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования и тренеров-преподавателей (далее - педагогические работники, ведущие преподавательскую работу), состоящего при выполнении должностных обязанностей из нормируемой его части и части рабочего времени, не имеющего четких границ, устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, принимаемыми в порядке, предусмотренном в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами.
6.2. В целях упорядочения режима рабочего времени работников образовательных учреждений стороны обязуются совместно разработать и утвердить Положение о режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений, а до его утверждения договорились руководствоваться Примерным положением о режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений, которое прилагается к настоящему Соглашению (Приложение N 2).
6.3. Привлечение отдельных работников образовательных учреждений к работе в выходные и праздничные дни допускается в исключительных случаях, предусмотренных трудовым законодательством, с согласия работников, выборного профсоюзного органа по письменному приказу (распоряжению) представителя работодателя.
Работа в выходной и нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере. По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит. Пункт 6.4 данного Соглашения, по заключению Минтруда РФ, не соответствует действующему Трудовому кодексу РФ (письмо Минтруда РФ от 02.02.2004 N 573-ВЯ) и в связи с этим не подлежит уведомительной регистрации в части студентов и обучающихся. 6.4. В учреждениях профессионального образования при составлении учебных планов должны соблюдаться требования нормативных документов, предусматривающих, в частности, установление максимальной еженедельной аудиторной нагрузки на студента - 36 часов и предельно допустимого суммарного количества экзаменов и зачетов в одну сессию - 12.
6.5. Предоставление ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков осуществляется, как правило, по окончании учебного года в летний период в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем по согласованию с выборным профсоюзным органом учреждения не позднее чем за две недели до наступления календарного года, с учетом необходимости обеспечения нормальной работы учреждения и благоприятных условий для отдыха работников.
Разделение отпуска, предоставление отпуска по частям, перенос отпуска полностью или частично на другой год работодателем, а также отзыв из отпуска допускается только с согласия работника и выборного профсоюзного органа.
Оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала.
Ежегодный отпуск должен быть перенесен на другой срок по соглашению между работником и работодателем в случаях, предусмотренных законодательством, в том числе если работнику своевременно не была произведена оплата за время этого отпуска либо работник был предупрежден о времени начала отпуска позднее чем за две недели до его начала.
6.6. При предоставлении ежегодного отпуска учителям, преподавателям и другим педагогическим работникам за первый год работы в каникулярный период до истечения шести месяцев его продолжительность должна соответствовать установленной для этих должностей продолжительности и оплачиваться в полном размере.
Исчисление продолжительности отпуска пропорционально проработанному времени осуществляется только в случае выплаты денежной компенсации при увольнении. Учителям и преподавателям, проработавшим в рабочем году не менее 10 месяцев, денежная компенсация за неиспользованный отпуск выплачивается исходя из установленной продолжительности отпуска.
6.7. Работникам учреждений с ненормированным рабочим днем, включая руководителей учреждений, руководителей структурных подразделений, предоставляется ежегодный дополнительный отпуск.
Перечень категорий работников, эпизодически привлекаемых к выполнению своих трудовых функций за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, а также продолжительность ежегодного дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день, составляющая не менее 3 календарных дней, предусматриваются коллективным договором, правилами внутреннего трудового учреждения в зависимости от объема работы, степени напряженности труда, возможности работника выполнять свои трудовые функции за пределами нормальной продолжительности рабочего времени и других условий.
6.8. Учреждение с учетом производственных и финансовых возможностей может предоставлять работникам дополнительные оплачиваемые отпуска за счет имеющихся собственных средств, которые присоединяются к ежегодному основному отпуску. Условия предоставления и длительность дополнительных оплачиваемых отпусков предусматриваются в коллективном договоре.
6.9. Работникам может быть предоставлен отпуск по семейным обстоятельствам (собственная свадьбы или свадьба детей, рождение ребенка, уход за больными членами семьи, смерть членов семьи и другие уважительные причины) на условиях, предусмотренных в коллективных договорах, соглашениях.
6.10. Стороны договорились:
6.10.1. Утвердить примерные правила внутреннего трудового распорядка (правила внутреннего распорядка) для разных типов образовательных учреждений.
6.10.2. Направить в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации предложения по снижению до 18 часов в неделю нормы часов преподавательской работы за ставку заработной платы учителям начальных классов образовательных учреждений общего образования, до 30 часов в неделю - нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы воспитателям дошкольных образовательных учреждений общего назначения, а также дошкольных групп общеобразовательных учреждений и учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
6.11. Стороны считают необходимым рекомендовать органам управления образованием и территориальным организациям Профсоюза установить порядок и условия предоставления длительного отпуска сроком до одного года педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
7. Кадровая политика. Гарантии содействия
занятости и переобучения работников
7.1. Стороны договорились в целях определения единой кадровой политики в отрасли разработать и добиваться реализации в рамках Федеральной программы развития образования подпрограммы "Педагогические кадры России", предусмотрев в ней вопросы определения потребности в педагогических кадрах на перспективу, их подготовки, трудоустройства, профессионального развития, создания необходимых условий труда и содействия занятости работников образования, переобучения и трудоустройства высвобождаемых работников и др.
7.2. Минобразование России добивается выделения в федеральных законах о федеральных бюджетах на 2004 - 2006 годы ассигнований, необходимых для подготовки и реализации подпрограммы "Педагогические кадры России".
7.3. Стороны признают необходимым рекомендовать органам управления образованием, территориальным организациям Профсоюза совместно с государственными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:
7.3.1. Ежегодно проводить мониторинг кадрового обеспечения образовательных учреждений для формирования базы данных регионов о наличии педагогических кадров и потребности в них с учетом возрастного состава, текучести кадров, фактической учебной нагрузки, дефицита кадров по предметам (специальностям).
7.3.2. Предусмотреть разработку на региональном и территориальном уровнях программ развития кадрового потенциала образовательных учреждений, предусмотрев в них вопросы определения потребности в педагогических кадрах на перспективу, подготовки, трудоустройства и закрепления выпускников учреждений профессионального педагогического образования в образовательных учреждениях, профессионального развития педагогических работников, создания необходимых условий их труда, содействия занятости работников, переобучения и трудоустройства высвобождаемых работников и др.
7.3.3. При проведении в рамках модернизации российского образования федеральных, региональных и территориальных экспериментов (по апробации новой структуры и содержания образования и др.), сопровождающихся в том числе подготовкой преподавания новых дисциплин, предусматривать в нормативных правовых актах порядок финансирования мер за счет средств соответствующих бюджетов, обеспечивающих педагогическим и руководящим работникам, участвующим в экспериментах, повышение квалификации, оснащение эксперимента техническими средствами, средствами коммуникации, учебно-наглядными пособиями и других мер, установление доплат и надбавок к заработной плате в целях стимулирования повышения качества и эффективности труда. Пункт 7.3.4 данного Соглашения, по заключению Минтруда РФ, не соответствует действующему Трудовому кодексу РФ (письмо Минтруда РФ от 02.02.2004 N 573-ВЯ) и в связи с этим не подлежит уведомительной регистрации в части студентов и обучающихся. 7.3.4. Разрабатывать и предусматривать в соглашениях и коллективных договорах меры по:
- развитию системы обучения, повышению профессионального уровня и переподготовке высвобождаемых работников;
- обеспечению студентов вторичной занятостью в свободное от учебы время через молодежные биржи труда, центры занятости, через службы занятости студентов в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
- использованию целевой контрактной подготовки учителей, воспитателей для образовательных учреждений;
- расширению сети общеобразовательных учреждений с классами, спрофилированными на последующее обучение в педагогических вузах и колледжах; совершенствованию совместно с педагогическими вузами и колледжами деятельности по профориентации и профотбору потенциальных студентов в общеобразовательных учреждениях;
- трудоустройству выпускников учреждений профессионального педагогического образования, оказанию эффективной помощи молодым педагогам в профессиональной и социальной адаптации к деятельности в образовательных учреждениях.
7.4. Стороны считают необходимым рекомендовать образовательным учреждениям профессионального образования создать в структуре управления учреждением подразделение, занимающееся вопросами занятости и трудоустройства выпускников.
Минобразованию России предусмотреть в соответствующем ведомственном нормативном правовом акте наличие такого подразделения условием аккредитации образовательных учреждений высшего профессионального образования.
7.5. Стороны договорились, что к массовому высвобождению работников в отрасли относится увольнение 10 и более процентов работников в течение 90 календарных дней в учреждении.
В случае массового высвобождения работников, возникшего в связи с ликвидацией учреждения, а также сокращением объемов его деятельности, представитель работодателя своевременно не менее чем за 3 месяца и в полном объеме представляет органам службы занятости, соответствующему выборному профсоюзному органу информацию о возможных массовых увольнениях работников, числе, категориях работников и сроках, в течение которых намечено их осуществить.
7.6. Стороны рекомендуют предусматривать в соглашениях и коллективных договорах обязательства по:
- определению более льготных критериев массового высвобождения работников отрасли с учетом специфики социально-экономической и кадровой ситуации в субъекте Российской Федерации и особенностей деятельности учреждений;
- планированию работодателями средств для полной или частичной компенсации органам службы занятости затрат на опережающее обучение высвобождаемых работников учреждений;
- финансированию учреждений для выплаты компенсаций высвобождающимся работникам.
7.7. Минобразование России для обеспечения повышения квалификации педагогических работников учреждений не реже чем один раз в пять лет:
- принимает меры по ускорению реализации Программы модернизации педагогического образования, утвержденной Приказом Минобразования России от 1 апреля 2003 г. N 1313;
- добивается включения в федеральный бюджет необходимых на эти цели расходов для учреждений федерального подчинения;
- рекомендует органам управления образованием предусматривать при формировании бюджета соответствующего уровня средства, необходимые для планового повышения квалификации педагогических работников.
7.8. Минобразование России совместно с органами управления образованием, работодателями:
7.8.1. Содействуют осуществлению следующих мер, направленных на обеспечение занятости высвобождающихся работников:
- создание внутриотраслевого банка данных о потребностях в педагогических кадрах;
- обеспечение условий для переезда работников на новое место работы с предоставлением им жилья (условий его льготного приобретения), оплатой проезда работников и членов их семей, других льгот (по договоренности сторон);
- проведение упреждающей переподготовки кадров, перемещения их внутри учреждений на освободившиеся рабочие места;
- развитие временной и сезонной занятости работников;
- применение с согласия работника в качестве временной меры, альтернативной увольнению, режима неполного рабочего времени (неполного рабочего дня, неполной рабочей недели) и других мер в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- создание кадрового резерва работников ведущих профессий, временно используемых на других работах в связи с высвобождением в результате сокращения численности или штата работников с доплатой до среднего заработка по прежней работе и обеспечением условий для поддержания их профессионального уровня на срок до 6 месяцев;
- использование возможности досрочного (до двух лет) выхода высвобождающихся работников на пенсию в соответствии с заключением службы занятости.
7.8.2. В целях поддержки работников, высвобождаемых из учреждений в связи с сокращением численности или штата работников, ликвидацией или реорганизацией учреждений, обеспечивают осуществление следующих мер:
- предупреждение работника о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата не менее чем за 3 месяца;
- по договоренности сторон трудового договора предоставление в период после предупреждения об увольнении оплачиваемого времени для самостоятельного поиска работы на условиях, предусмотренных в коллективном договоре.
7.9. Стороны рекомендуют работодателям и соответствующим профсоюзным органам при заключении коллективных договоров гарантировать работникам, высвобождаемым в связи с сокращением численности или штата, сохранение очереди на улучшение жилья (улучшение жилищных условий) по прежнему месту работы, а также возможность пользования лечебными и дошкольными образовательными учреждениями на равных с работающими условиях.
7.10. Стороны договорились совместно разрабатывать нормативные правовые акты по вопросам совершенствования порядка аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, а также по вопросам, связанным с иными социально-трудовыми правами работников учреждений.
7.11. Стороны признают необходимым: Пункт 7.11.1 данного Соглашения, по заключению Минтруда РФ, не соответствует действующему Трудовому кодексу РФ (письмо Минтруда РФ от 02.02.2004 N 573-ВЯ) и в связи с этим не подлежит уведомительной регистрации в части студентов и обучающихся. 7.11.1. Не допускать отчисления студентов без согласования со студенческой (объединенной) профсоюзной организацией (за исключением случаев академической неуспеваемости или вступившего в силу решения суда).
7.11.2. При совершенствовании порядка аттестации педагогических и руководящих работников сохранять:
- принцип добровольности прохождения аттестации;
- действующую трехуровневую систему аттестационных комиссий;
- бесплатность прохождения аттестации для работников государственных и муниципальных образовательных учреждений;
- порядок установления размеров ставок заработной платы (окладов) за присвоенную квалификационную категорию независимо от стажа педагогической работы и уровня образования.
7.11.3. Предусматривать в соглашениях, коллективных договорах продление до одного года действия имеющихся квалификационных категорий педагогическим и руководящим работникам в случаях:
- наличия задолженности по заработной плате;
- возобновления педагогической работы после ее прекращения в связи с ликвидацией образовательного учреждения или выходом на пенсию независимо от ее вида;
- временной нетрудоспособности;
- нахождения в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком;
- нахождения в командировке на работе по специальности за рубежом;
- нахождения в отпуске, предусмотренном пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", и в других случаях.
7.11.4. Предусматривать в соглашениях и коллективных договорах особые (упрощенные) формы аттестации для победителей и лауреатов всероссийских и региональных профессиональных конкурсов, для педагогических и руководящих работников, имеющих государственные или ведомственные награды, почетные звания, ученую степень.
7.11.5. Совершенствовать по согласованию с профсоюзными органами систему повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, создавать необходимые условия при проведении аттестации, разрабатывать соответствующие рекомендации. Пункт 7.11.6 данного Соглашения, по заключению Минтруда РФ, не соответствует действующему Трудовому кодексу РФ (письмо Минтруда РФ от 02.02.2004 N 573-ВЯ) и в связи с этим не подлежит уведомительной регистрации в части студентов и обучающихся. 7.11.6. Содействовать и оказывать методическую помощь при проведении региональных конкурсов педагогического мастерства, а также финансовую помощь при организации и проведении всероссийских конкурсов "Учитель года", "Лидер в образовании" и др., конкурсов "Лучшая школа России", "Студенческий лидер".
8. Социальные гарантии, льготы, компенсации
8.1. Стороны исходят из того, что:
8.1.1. Педагогическим работникам, в том числе работающим на условиях совместительства или выполняющим педагогическую работу в том же образовательном учреждении без занятия штатной должности, помимо основной работы, а также руководящим работникам, деятельность которых связана с образовательным процессом, должна выплачиваться ежемесячно денежная компенсация для обеспечения их книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, независимо от нахождения их в отпуске, нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, периода временной нетрудоспособности и отсутствия по другим уважительным причинам, а также независимо от объема учебной нагрузки. Пункты 8.1.2, 8.1.3 данного Соглашения, по заключению Минтруда РФ, не соответствуют действующему Трудовому кодексу РФ (письмо Минтруда РФ от 02.02.2004 N 573-ВЯ) и в связи с этим не подлежат уведомительной регистрации в части студентов и обучающихся. 8.1.2. Образовательное учреждение в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", Федеральным законом "О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации" самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, использует по своему усмотрению в соответствии с уставом учреждения финансовые средства, закрепленные за ним учредителем или являющиеся его собственностью.
Экономия бюджетных, так и внебюджетных средств по смете расходов в соответствии с коллективным договором может направляться на:
- премирование, выплату надбавок работникам, улучшение условий труда и быта, удешевление стоимости общественного питания, организацию отдыха работников, их семей, обучающихся, мероприятия по охране здоровья и другие социальные нужды работников и их детей, студентов и при этом израсходованные на указанные цели средства не должны быть классифицированы как нецелевое использование бюджетных средств;
- укрепление материально-технической базы, содержание зданий и сооружений, капитальный ремонт, благоустройство территорий и другие производственные нужды, а также долевое участие в строительстве жилья работникам.
Премирование работников, установление надбавок к ставкам заработной платы и должностным окладам производятся в пределах экономии фонда оплаты труда по смете учреждения и предусматриваются в коллективном договоре, не имеют ограничений по видам доплат, надбавок и их размерам.
8.1.3. В целях недопущения нецелевого расходования средств стипендиального фонда студентов и аспирантов, средств на оказание помощи нуждающимся студентам, а также средств, выделенных на организацию культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы со студентами, их санаторно-курортного лечения и отдыха, направление расходования финансовых средств согласовывается со студенческой (объединенной) профсоюзной организацией.
8.1.4. Работники системы образования, в том числе беженцы и вынужденные переселенцы из других регионов России, стран СНГ и Балтии, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), пенсионеры, ранее работавшие в системе образования, пользуются льготами по жилищно-коммунальным услугам и другими льготами, установленными законодательством Российской Федерации и решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
8.1.5. Работники системы образования пользуются льготами и компенсациями в организациях и учреждениях Минобразования России, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, установленными законодательством Российской Федерации.
8.2. Стороны обязуются добиваться:
- повышения пенсии научно-педагогическим работникам образовательных учреждений до уровня 75% заработной платы по основному месту работы;
- внесения необходимых изменений и дополнений в порядок и условия назначения досрочно трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью;
- реализации положения Национальной доктрины образования в Российской Федерации по созданию отраслевой профессиональной пенсионной системы с обязательным участием средств бюджетов всех уровней и иных источников;
- сохранения существующего уровня прав и гарантий в сфере предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг работникам образовательных учреждений на всей территории Российской Федерации.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госстандарта РФ от 02.02.2004 n 48-ст ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также