РАСПОРЯЖЕНИЕ Минтранса РФ от 13.01.2004 n НА-54-р О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ


МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 13 января 2004 г. N НА-54-р
О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА
ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
Во исполнение Постановления Совета ГСГА от 18 июля 2002 г. N 5 "О мерах по улучшению условий и охраны труда в гражданской авиации" предлагаю:
1. Рекомендовать руководителям организаций гражданской авиации проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда членов экипажей гражданских воздушных судов в соответствии с прилагаемыми "Методическими рекомендациями по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда членов экипажей воздушных судов гражданской авиации".
2. Контроль за применением настоящего распоряжения возложить на руководителя Управления персонала и учебных заведений гражданской авиации В.Е. Егорова.
Первый заместитель Министра
А.В.НЕРАДЬКО



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА
ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящие "Методические рекомендации по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда членов экипажей ВС ГА" (далее - Рекомендации) разработаны на основании:
- Федерального закона от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ "Трудовой кодекс Российской Федерации";
- Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации";
- Постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14 марта 1997 г. N 12 "О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда";
- Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации";
- Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
- Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554.
1.2. В целях настоящих Рекомендаций используются следующие основные термины, определения и сокращения:
аттестация рабочих мест по условиям труда - система анализа и оценки рабочих мест для проведения оздоровительных мероприятий, ознакомления работающих с условиями труда, для подтверждения или отмены права предоставления компенсаций и льгот работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда;
безопасность - отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба;
безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы;
безопасность труда - состояние условий труда, при котором исключено воздействие на работающих опасных и вредных производственных факторов;
вредные условия труда - условия труда, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и (или) его потомство;
вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию;
гигиена труда - система обеспечения здоровья работающих в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия;
гигиенические нормативы условий труда - уровни вредных производственных факторов, которые при ежедневной (кроме выходных дней) работе, но не более 40 часов в неделю в течение всего рабочего стажа, не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений;
соблюдение гигиенических нормативов условий труда не исключает нарушение здоровья у сверхчувствительных лиц;
допустимые условия труда - условия труда, характеризующиеся такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают уровней, установленных гигиеническими нормативами для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятного воздействия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работающих и их потомство;
опасные (экстремальные) условия труда - условия труда, характеризующиеся такими уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений;
опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме;
оптимальные условия труда - такие условия, при которых сохраняется не только здоровье работающих, но и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности;
охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия;
постоянное рабочее место - место, на котором работник находится большую часть своего рабочего времени (более 50% или более 2 часов непрерывно); если при этом работа осуществляется в различных пунктах рабочей зоны, постоянным рабочим местом считается вся рабочая зона;
рабочее место - место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя;
рабочая зона - пространство, ограниченное по высоте 2 м над уровнем пола или площадки, на которых находятся места постоянного или непостоянного (временного) пребывания работающих;
травмобезопасность - соответствие рабочих мест требованиям безопасности труда, исключающим травмирование работающих в условиях, установленных нормативными правовыми актами по охране труда;
тяжелые работы - работы, отражающие преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма, выполнение которых связано с вовлечением более чем 2/3 мышечной массы человека;
условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника;
экипаж воздушного судна - экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников);
состав экипажа воздушного судна определенного типа устанавливается в соответствии с требованиями к летной эксплуатации воздушного судна данного типа;
ГКСЭН России - Госкомсанэпиднадзор России;
ГН - гигиенические нормативы;
ГОСТ - государственный стандарт;
МР - методические рекомендации;
МУ - методические указания;
МУК - методические указания по контролю;
ПДУ - предельно допустимый уровень;
ПДК - предельно допустимая концентрация;
СанПиН - санитарные правила и нормы;
СНиП - строительные нормы и правила;
СП - санитарные правила;
ОБУВ - ориентировочные безопасные уровни воздействия веществ в воздухе рабочей зоны;
ОСТ - отраслевой стандарт.
1.3. Рекомендации устанавливают цели, принципы и правила проведения аттестации рабочих мест членов экипажа ВС ГА по условиям труда, а также порядок оформления и использования результатов аттестации в организациях гражданской авиации (далее - ГА) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Рекомендации предусматривают проведение оценки условий труда инструментальными, лабораторными и эргономическими методами исследований.
1.4. В целях аттестации рабочих мест членов экипажа ВС ГА в организациях ГА целесообразно выделить следующие рабочие места:
- расположенные на борту воздушного судна ГА;
- находящиеся в наземных объектах и производственных помещениях:
штабные помещения летных отрядов (эскадрилий), помещения оформления полетной документации, залы для летно-штурманской предполетной подготовки, классы учебно-тренировочных отрядов, помещения летных тренажеров, профилактории и комнаты отдыха, стоянки ВС и пр.
В целях настоящих Рекомендаций основным рабочим местом членов экипажа ВС ГА следует считать воздушное судно.
Аттестацию рабочих мест членов экипажа на борту воздушного судна по условиям труда рекомендуется выполнять на каждом типе ВС ГА (с учетом модификаций, наработки планера и двигателей). Полученные результаты допускается использовать при аттестации рабочих мест членов экипажа аналогичных воздушных судов данного типа.
Аттестацию рабочих мест членов экипажа, расположенных в наземных объектах и производственных помещениях, рекомендуется выполнять организациям ГА самостоятельно в соответствии с Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14 марта 1997 г. N 12 "О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда" (далее - Положение).
1.5. Аттестация рабочих мест по условиям труда членов экипажей на борту ВС ГА включает гигиеническую оценку существующих условий и характера труда, оценку травмобезопасности рабочих мест членов экипажа воздушного судна и учет обеспеченности летного состава средствами индивидуальной защиты. Оценка условий труда включает анализ опасных и вредных факторов производственной среды. Информация о наличии опасных факторов и значении показателей вредных факторов является исходным материалом, на основании которого принимаются решения по повышению безопасности и оздоровлению условий труда.
Примерный перечень факторов производственной среды, воздействующих на здоровье людей на борту ВС ГА, при выполнении технологических процессов приводится в разделе 2 настоящих Рекомендаций.
При проведении аттестации рабочих мест по условиям труда на борту ВС ГА необходимо установить воздействие этих факторов на здоровье и работоспособность членов экипажа воздушного судна, определить значение показателя того или иного фактора и его соответствие нормам, регламентируемым государственными и отраслевыми стандартами, СНиПами, санитарными правилами, отраслевыми нормативными документами, федеральными авиационными правилами.
1.6. Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с настоящими Рекомендациями, могут использоваться в целях:
- разработки и проведения мероприятий по охране и условиям труда в соответствии с действующими межотраслевыми и отраслевыми нормативными правовыми документами;
- решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, установлении диагноза профзаболевания, в том числе при решении споров, разногласий в судебном порядке;
- оценки ВС ГА на соответствие требованиям по охране труда;
- обоснования предоставления компенсаций членам экипажей ВС ГА в предусмотренном законодательством порядке;
- рассмотрения вопроса о прекращении (приостановлении) эксплуатации воздушного судна, изменения технологий, представляющих непосредственную угрозу для жизни или здоровья членов экипажей ВС ГА;
- включения в трудовой договор (контракт) условий труда членов экипажей гражданских воздушных судов;
- ознакомления членов экипажей ВС ГА с условиями труда на рабочих местах;
- составления статистической отчетности о состоянии условий труда и компенсациях за работу во вредных и опасных условиях труда по форме 1-Т (условия труда);
- применения предусмотренных законом санкций (мер воздействия) к виновным должностным лицам в связи с нарушением законодательства об охране труда.
1.7. Сроки проведения аттестации рекомендуется устанавливать исходя из изменения условий и характера труда. Наиболее оптимально проводить оценку условий труда не реже одного раза в 5 лет с момента выполнения последних измерений параметров опасных и вредных производственных факторов.
Рекомендуется выполнять переаттестацию рабочих мест после капитального ремонта и (или) модернизации ВС, а также по требованию органов государственной экспертизы условий труда в случае выявления нарушений при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда. Результаты переаттестации оформляются в виде приложения по соответствующим позициям к карте аттестации рабочего места по условиям труда (приложение 4 к Положению).
1.8. Измерения параметров опасных и вредных производственных факторов, определение показателей тяжести и напряженности трудового процесса осуществляют лаборатории организаций ГА, имеющих соответствующее разрешение на проведение этих работ. При отсутствии в организации ГА необходимых для этого технических средств и нормативно-справочной базы к проведению названных измерений могут в установленном порядке привлекаться центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора, лаборатории органов государственной экспертизы условий труда, другие испытательные лаборатории, аккредитованные (аттестованные) на право проведения указанных измерений.
1.9. Рекомендуется допускать к проведению исследований на борту ВС ГА в испытательных и рейсовых полетах специалистов:
- допущенных по состоянию здоровья к участию в летных испытаниях и прошедших предполетный медицинский осмотр;
- знающих устройство, работу, эксплуатацию бортовых систем жизнеобеспечения и сдавших, в установленном порядке, зачет по бортовому техническому оборудованию;
- прошедших аварийно-спасательную подготовку и имеющих практические навыки по оказанию медицинской помощи в экстремальной ситуации.
1.10. Аттестация рабочих мест по условиям труда может проводиться непосредственно организациями ГА, имеющими аттестованные лаборатории или иными аккредитованными организациями (научно-исследовательскими институтами и пр.), привлекаемыми организациями ГА на договорных условиях.
1.11. По типам ВС ГА, включая их модификации, рекомендуется составлять гигиенический паспорт условий труда на рабочем месте членов экипажа ВС ГА (Приложение 1 к настоящим Рекомендациям).
1.12. Оценку травмобезопасности рабочих мест и обеспеченности членов экипажей ВС ГА средствами индивидуальной защиты рекомендуется проводить в организациях ГА самостоятельно или по их заявкам сторонними организациями, имеющими разрешение органов государственной экспертизы условий труда на право проведения указанных работ.
1.13. При проведении аттестации рабочих мест по условиям труда членов экипажей ВС ГА рекомендуется использовать нормативные акты по перечню, приведенному в Приложении 2 настоящих Рекомендаций.
2. ПРОВЕДЕНИЕ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА
2.1. Определение фактических значений опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах.
2.1.1. При аттестации рабочего места по условиям труда оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте опасные и вредные производственные факторы:
а) физические факторы:
- температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловое излучение;
- неионизирующие электромагнитные поля и излучения;
- электростатические поля;
- электромагнитные излучения радиочастотного диапазона;
- электромагнитные излучения оптического диапазона (в т.ч. лазерное и ультрафиолетовое);
- ионизирующие излучения;
- производственный шум, ультразвук, инфразвук;
- вибрация (локальная, общая);
- аэрозоли (пыли) преимущественно фиброгенного действия;
- естественное освещение (отсутствие или недостаточность);
- искусственное освещение (недостаточная освещенность, прямая и отраженная слепящая блескость, пульсация освещенности);
- электрически заряженные частицы воздуха - аэроионы;
б) химические факторы:
- токсические вещества различного агрегатного состояния, способные вызвать какие-либо неблагоприятные воздействия на организм;
- некоторые вещества биологической природы, получаемые химическим синтезом, для контроля которых используют методы химического анализа;
в) биологические факторы:
- микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в препаратах, патогенные микроорганизмы;
г) тяжесть и напряженность трудового процесса:
- физическая динамическая нагрузка;
- масса поднимаемого и перемещаемого груза;
- общее число стереотипных рабочих движений;
- величина статической нагрузки;
- форма рабочей позы;
- степень наклона корпуса;
- перемещения в пространстве;
- интеллектуальные нагрузки;
- сенсорные нагрузки;
- эмоциональные нагрузки;
- степень монотонности нагрузок;
- режим работы.
2.1.2. Уровни опасных и вредных производственных факторов определяются на основе инструментальных измерений, а также специальных расчетов и обоснований. Инструментальные измерения физических, химических, биологических и психофизиологических факторов, эргономические исследования выполняются в процессе работы членов экипажа ВС ГА в соответствии с технологическим регламентом, при исправных и эффективно действующих средствах коллективной и индивидуальной защиты.
2.1.3. Исследования проводятся до и после запуска двигателей, при работе вспомогательной силовой установки (далее - ВСУ) и на всех этапах полета в эксплуатационном и, в случае необходимости, специально оговоренном режиме. При этом используются методы (методики) контроля, предусмотренные соответствующими ГОСТами и (или) другими нормативными документами, утвержденными в установленном порядке.
В Приложении 3 к настоящим Рекомендациям приведена примерная программа проведения гигиенических исследований в кабинах воздушных судов в летных и наземных условиях.
2.1.4. При проведении измерений необходимо использовать средства измерений, указанные в нормативных документах на методы измерений.
2.1.5. Применяемые средства измерений метрологически аттестуются и проходят государственную поверку в установленные сроки.
2.1.6. Не следует использовать для измерений или отбора проб воздуха на борту ВС ГА приборы и (или) поглотительные растворы, содержащие ртуть, агрессивные, воспламеняющиеся и токсичные летучие вещества.
2.1.7. Инструментальные измерения уровней производственных факторов оформляются протоколами. Форма протоколов устанавливается нормативными документами, определяющими порядок проведения измерений уровней показателей того или иного фактора. В каждом случае в протоколах приводятся следующие данные:
- наименование и бортовой (заводской) номер воздушного судна;
- наименование и номера двигателей и вспомогательной силовой установки;
- наработка планера и двигателей ВС, сроки капитального ремонта;
- тип применяемого топлива и смазочных масел;
- дата проведения измерений;
- наименование организации (или ее подразделения), привлеченной к выполнению измерений, подпись ответственного лица, печать;
- наименование измеряемого производственного фактора;
- средство измерения (наименование прибора, инструмента, дата поверки и номер свидетельства о поверке);
- метод проведения измерений с указанием нормативного документа, на основании которого проводится измерение;
- место проведения измерения;
- этап (режим) полета, фактические значения измеряемого параметра;
- должность, фамилия, инициалы и подписи работника, проводившего измерения;
- фамилия, инициалы и подпись командира ВС ГА.
Аналогичные сведения указываются при оформлении протоколов определения тяжести и напряженности трудового процесса.
2.2. Оценка условий труда по показателям тяжести и напряженности трудового процесса.
2.2.1. Оценка условий труда на рабочих местах членов экипажей ВС ГА по показателям тяжести и напряженности трудового процесса и степени вредности условий труда производится в соответствии с "Руководством Р 2.2.755-99. Гигиенические критерии оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса".
2.2.2. Результаты оценки состояния условий труда отражаются в гигиеническом паспорте условий труда на рабочем месте членов экипажа ВС ГА (Приложение 1 к настоящим Рекомендациям).
В гигиенический паспорт условий труда включаются только те факторы, которые имеются на рабочих местах членов экипажа данного типа ВС ГА.
2.2.3. По каждому фактору определяется класс условий труда, в соответствии с "Руководством Р 2.2.755-99", и степень его вредности в баллах (Хст) по таблице 2.1. При этом в качестве основного значения фактора принимаются показатели горизонтального полета (ГП), указанные в графе 6 Приложения 1 к настоящим Рекомендациям.
Таблица 2.1
-----------------------------------------------T-----------------¬
¦ Классы условий труда ¦Степень вредности¦
¦ ¦ в баллах (Хст) ¦
+----------------------------------------------+-----------------+
¦Оптимальные условия труда ¦ 0 ¦
+----------------------------------------------+-----------------+
¦Допустимые условия труда ¦ 1 ¦
+----------------------------------------------+-----------------+
¦Вредные условия труда 1 степени ¦ 2 ¦
+----------------------------------------------+-----------------+
¦Вредные условия труда 2 степени ¦ 3 ¦
+----------------------------------------------+-----------------+
¦Вредные условия труда 3 степени ¦ 4 ¦
+----------------------------------------------+-----------------+
¦Вредные условия труда 4 степени ¦ 5 ¦
+----------------------------------------------+-----------------+
¦Опасные (экстремальные) условия труда ¦ 6 ¦
L----------------------------------------------+------------------
Количество баллов по каждому значимому фактору проставляется в гигиеническом паспорте условий труда (графа 8). При этом для оценки влияния фактора на состояние условий труда должна учитываться продолжительность его воздействия на членов экипажа ВС ГА в полете: для чего баллы, определенные в соответствии со степенью вредности фактора, корректируются по формуле:
Хфакт = Хст x Т,
где:
Хфакт - показатель фактического воздействия фактора на работника (указывается в графе 10 гигиенического паспорта условий труда);
Хст - степень вредности фактора, установленная по показателям "Руководства Р 2.2.755-99" и по таблице 2.1 (указывается в графе 8 гигиенического паспорта...);
Т - отношение времени действия фактора к продолжительности рабочей смены (суточного налета) (указывается в графе 9 гигиенического паспорта...). Если время действия этого фактора составляет более 90% рабочей смены (суточного налета), то Т = 1.
Для факторов "тяжесть трудового процесса" и "напряженность трудового процесса" корректировка по времени не производится, так как приведенные в "Гигиенических критериях оценки условий труда..." нормативы даны относительно продолжительности всей смены (суточного налета).
Обобщенная оценка условий труда на рабочем месте определяется как среднеарифметический показатель (Хср), представляющий собой совокупность оценок по каждому фактору.
Таким образом, для количественной оценки в баллах состояния условий труда на рабочем месте необходимо сложить все баллы по графе 10 гигиенического паспорта условий труда и разделить на количество оцениваемых опасных и вредных производственных факторов:
Хср = (Хфакт1 + Хфакт2 + ... + ХфактN) / N,
где:
Хср - обобщенный балл оценки условий труда на рабочем месте;
N - количество оцениваемых опасных и вредных производственных факторов.
2.2.4. При отсутствии на рабочих местах членов экипажей ВС ГА опасных и вредных производственных факторов или соответствии их фактических значений оптимальным (Хср = 0) или допустимым величинам (Хср <= 1), а также при выполнении требований по травмобезопасности (п. 2.3) и обеспеченности членов экипажей ВС средствами индивидуальной защиты (п. 2.4) считается, что условия труда на рабочих местах членов экипажей ВС ГА отвечают гигиеническим требованиям и требованиям безопасности. Рабочее место признается аттестованным.
2.2.5. В случаях, когда на рабочих местах членов экипажей ВС ГА фактические значения опасных и вредных производственных факторов превышают существующие нормы или требования по травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты не соответствуют существующим нормам, условия труда на таком рабочем месте считаются вредными (1 < Хср <= 5) и (или) опасными (5 < Хср <= 6).
2.2.6. Оценка фактического состояния условий труда на рабочих местах членов экипажей ВС ГА выполняется в организации ГА на основании результатов измерения параметров опасных и вредных производственных факторов, определения показателей тяжести и напряженности трудового процесса по типам ВС ГА (и их модификациям) и состоит из оценки:
- степени вредности и опасности производственного фактора на основании гигиенического паспорта условий труда на рабочем месте членов экипажа данного типа ВС ГА;
- степени травмобезопасности;
- обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты, а также эффективности этих средств.
2.2.7. Результаты оценки фактического состояния условий труда на рабочем месте членов экипажей ВС ГА заносятся в карту аттестации рабочих мест по условиям труда (приложение 3 Положения), в которой аттестационной комиссией организации ГА дается заключение о результатах аттестации.
2.2.8. Карта аттестации рабочих мест по условиям труда заполняется в организации ГА в соответствии с приложением 4 к Положению.
Карта аттестации предназначена для:
- комплексной оценки существующих условий и содержания труда на рабочем месте или группы аналогичных (типовых) рабочих мест;
- оценки травмобезопасности;
- выявления рабочих мест, не соответствующих нормам, правилам и стандартам безопасности труда;
- обоснования предоставления компенсаций за неблагоприятные условия труда (доплаты к тарифным ставкам, дополнительный отпуск, сокращенная рабочая неделя, пенсии на льготных условиях);
- разработка мероприятий, направленных на улучшение условий труда и сохранение здоровья работников;
- ознакомления работников при приеме на работу с условиями труда, их влиянием на здоровье и необходимых средствах индивидуальной защиты.
2.2.9. В том случае, если условия труда членов экипажа ВС ГА признаны вредными, рабочее место признается условно аттестованным и вносятся предложения по приведению его в соответствие с нормативно-правовыми актами по охране труда в план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации ГА.
При оценке рабочих мест в организации ГА на соответствие требованиям по охране труда условно аттестованное рабочее место считается как неаттестованное.
2.2.10. Если условия труда членов экипажа ВС ГА считаются опасными, рабочее место признается неаттестованным и подлежит незамедлительному переоснащению или ликвидации.
2.3. Оценка травмобезопасности рабочих мест.
2.3.1. Травмобезопасность рабочих мест членов экипажей определяется на этапах сертификации ВС. При получении сертификата летной годности ВС ГА может считаться травмобезопасным.
2.3.2. Основными объектами оценки травмобезопасности рабочих мест членов экипажа ВС ГА являются:
- воздушное судно;
- приспособления и инструменты;
- обеспеченность средствами обучения и инструктажа.
2.3.3. Оценка воздушного судна, приспособлений и инструмента выполняется на основе действующих и распространяющихся на них нормативных актов по охране труда (государственных и отраслевых стандартов безопасности труда, межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, санитарных норм и правил, гигиенических нормативов и др.).
2.3.4. При оценке травмобезопасности рабочих мест членов экипажа ВС ГА рекомендуется контролировать:
- состояние технологических люков, панелей пола и потолка;
- исправность запирающих устройств, фиксаторов, блокировок, элементов, обеспечивающих прочность и жесткость герметизирующих конструкций, люков, дверей и пр.;
- наличие и соответствие нормативным требованиям сигнальной окраски и знаков безопасности;
- наличие и работоспособность сигнализаторов нарушения нормального функционирования систем ВС ГА;
- соответствие размеров проходов в кабинах ВС нормативным требованиям;
- наличие аварийно-спасательного оборудования и плавсредств, надежность их крепления в установленных местах;
- исправность и сроки годности ручных бортовых огнетушителей;
- укомплектованность бортовых медицинских аптечек;
- наличие кислородных масок, герметичность и работоспособность системы подачи кислорода;
- исправность работы механизма стопорения кресел членов экипажа ВС ГА;
- отсутствие повреждений привязных ремней и исправность замка ремня;
- наличие и исправность механизмов крепления переносного технологического оборудования (контейнеров, электрокипятильников и др.), груза и багажа;
- работоспособность аварийного освещения;
- защищенность электрооборудования, электропроводки от механических воздействий, грызунов и насекомых, проникновения растворителей и моющих средств;
- наличие инструкций по охране труда и соответствие их нормативным документам.
2.3.5. При оценке травмобезопасности рабочих мест проверяется наличие, правильность ведения и соблюдение требований нормативных документов в части обеспечения безопасности труда, инструкций по охране труда для членов экипажа ВС ГА и др.
2.3.6. Оценка травмобезопасности проводится путем проверки соответствия воздушного судна, приспособлений и инструмента, а также средств обучения и инструктажа требованиям нормативных правовых актов.
2.3.7. В организациях ГА при определении травмобезопасности рабочих мест членов экипажа ВС ГА оцениваются используемые экипажем приспособления и инструменты, а также обеспеченность средствами обучения и инструктажа.
Полученные результаты оформляются протоколом в соответствии с приложением 6 к Постановлению. В пункте 2 протокола указываются:
- в графе 2 "Нормативные требования безопасности к рабочему месту" только такие требования, которые относятся к факторам травмобезопасности;
- в графе 3 "Наличие" - фактическое состояние безопасности труда на рабочем месте (установленные устройства и приспособления, направленные на обеспечение безопасности труда на рабочем месте, в том числе собственного изготовления);
- в графе 4 "Соответствие нормативным правовым актам по охране труда" - краткая оценка соответствия фактического состояния безопасности труда на рабочем месте требованиям нормативной документации;
- в графе 5 "Необходимые мероприятия" - мероприятия по выполнению данного нормативного требования безопасности к рабочему месту с целью обеспечения соответствия фактического состояния нормативному.
В соответствии с классификацией условий труда по травмобезопасности (приложение 8 к Постановлению) устанавливается класс опасности или дается заключение о полноте соответствия рабочего места требованиям безопасности.
По результатам оценки травмобезопасности рабочих мест членов экипажа ВС ГА в протоколе проводятся краткие выводы. В них указывается, каким пунктам норм, правил и стандартов не соответствует оцениваемое рабочее место, а также указываются должности, фамилии, имена, отчества и подписи лиц, проводивших оценку.
Краткие выводы результатов оценки травмобезопасности рабочего места вносятся и в карту аттестации рабочих мест членов экипажа ВС ГА по условиям труда.
2.4. Оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.
2.4.1. По каждому рабочему месту определяется обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты, а также эффективность этих средств.
2.4.2. Оценка обеспеченности членов экипажа ВС ГА средствами индивидуальной защиты осуществляется посредством сопоставления фактически выданных средств с нормами, определенными:
- Постановлением Минтруда России от 25 декабря 1997 г. N 66 (Приложение N 2 "Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам гражданской авиации");
- Постановлением Минтруда России от 29 декабря 1997 г. N 68 (Приложение N 1 "Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам организаций авиационной и оборонной промышленности");
- Постановлением Минтруда России от 18 декабря 1998 г. N 51 "Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты";
- другими нормативными документами (ГОСТ, ТУ и т.д.).
2.4.3. При оценке обеспеченности членов экипажа ВС ГА средствами индивидуальной защиты одновременно производится оценка соответствия выданных средств индивидуальной защиты фактическому состоянию условий труда на рабочем месте, а также производится контроль их качества.
2.4.4. Оценка обеспечения членов экипажа ВС ГА средствами индивидуальной защиты оформляется в виде протокола согласно приложению 7 к Положению.
3. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ АТТЕСТАЦИИ
РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА
3.1. По результатам аттестации рабочих мест по условиям труда в организации ГА рекомендуется заполнять:
- ведомость рабочих мест (РМ) членов экипажа ВС ГА и результатов их аттестации по условиям труда в организации ГА, в которую включаются сведения об аттестуемых рабочих местах и условиях труда на них, количестве занятых в этих условиях работниках, обеспеченности их средствами индивидуальной защиты (приложение 9 к Положению);
- сводную ведомость рабочих мест (РМ) членов экипажа ВС ГА и результатов их аттестации по условиям труда в организации ГА, где указывается количество рабочих мест по структурным подразделениям и в целом по организации, количество рабочих мест, на которых проведена аттестация с распределением их по классам условий труда, количество работников, занятых на рабочих местах, на которых проведена аттестация, сведения об обеспечении работников средствами индивидуальной защиты (приложение 10 к Положению).
3.2. Результаты работы аттестационной комиссии организации оформляются протоколом аттестации рабочих мест членов экипажа ВС ГА по условиям труда (приложение 12 к Положению). К протоколу прилагаются:
- карты аттестации рабочих мест членов экипажа ВС ГА по условиям труда;
- ведомости рабочих мест (РМ) членов экипажа ВС ГА и результатов их аттестации по условиям труда в подразделениях;
- сводная ведомость рабочих мест (РМ) членов экипажа ВС ГА и результатов их аттестации по условиям труда в организации ГА;
- план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда членов экипажа ВС ГА в организации ГА (приложение 11 к Положению).
4. РЕАЛИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ АТТЕСТАЦИИ
РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА
4.1. Рекомендации по разработке плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда членов экипажей ВС ГА.
4.1.1. По результатам аттестации рабочих мест членов экипажей ВС ГА по условиям труда аттестационной комиссией организации ГА с учетом предложений, поступивших от подразделений и отдельных работников, разрабатывается план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда.
4.1.2. В плане рекомендуется предусмотреть мероприятия по применению средств индивидуальной и коллективной защиты, оздоровительные мероприятия, а также мероприятия по охране и организации труда.
Превышение гигиенических нормативов, связанное с особенностями профессиональной деятельности членов экипажей ВС ГА и регламентированное отраслевыми, национальными или международными актами, может быть основанием для рационализации режимов труда и отдыха и дополнительных мер социальной защиты.
4.1.3. В плане целесообразно указать источники финансирования мероприятий, сроки исполнения и исполнителей. План должен предусматривать приведение всех рабочих мест членов экипажей ВС ГА в соответствие с требованиями по охране труда.
4.1.4. План подписывается председателем аттестационной комиссии и после согласования с комитетом (комиссией) по охране труда, а также профессиональными союзами утверждается руководителем организации ГА и (при необходимости) включается в коллективный договор.
4.2. По завершении работы по аттестации рабочих мест по условиям труда руководителю организации ГА целесообразно издать приказ, в котором дается оценка проведенной работы и утверждаются ее результаты.
4.3. С учетом результатов аттестации рабочих мест членов экипажей ВС ГА по условиям труда аттестационная комиссия разрабатывает предложения о порядке подготовки воздушного судна, организации ГА (или ее подразделений) к их оценке на соответствие требованиям по охране труда и намечает мероприятия, конкретизирующие содержание такой подготовки. Наименования профессий и должностей членов экипажей ВС ГА приводятся (при необходимости) в соответствии с требованиями "Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР)" (Постановление Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 367).
4.4. Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда могут быть основой для создания базы данных существующих условий труда членов экипажей ВС ГА в организации ГА.
4.5. На основании базы данных руководитель организации ГА может регулярно рассматривать на совместных заседаниях с профсоюзным комитетом (уполномоченными представителями профсоюзного комитета или трудового коллектива) вопросы выполнения мероприятий по охране труда, состояние охраны труда в организации ГА (или ее подразделениях) и информировать членов экипажей ВС ГА о принимаемых мерах.
4.6. Результаты аттестации рекомендуется использовать для:
- составления государственной статистической отчетности о состоянии условий труда членов экипажей ВС ГА, компенсациях за работу с вредными и опасными условиями труда, производственном травматизме, профессиональной заболеваемости;
- рассмотрения вопроса о прекращении (приостановлении) эксплуатации ВС;
- применения санкций (мер воздействия) к виновным должностным лицам в связи с нарушением законодательства об охране труда.
4.7. Информацию о результатах аттестации рабочих мест рекомендуется доводить до сведения членов экипажей ВС ГА.
4.8. Согласно Положению документы по аттестации рабочих мест членов экипажей ВС ГА по условиям труда являются материалами строгой отчетности и подлежат хранению в течение 45 лет.
5. ХАРАКТЕРИСТИКА ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ,
ПОДЛЕЖАЩИХ ОЦЕНКЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ
МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА ДЛЯ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ ВС ГА
5.1. В кабинах воздушных судов на рабочих местах членов экипажей ВС ГА нормируются следующие оптимальные и допустимые показатели микроклимата: температура, относительная влажность и скорость движения воздуха, а также температура ограждающих поверхностей. На этапе горизонтального полета во всех ожидаемых условиях эксплуатации параметры микроклимата должны соответствовать величинам, указанным в таблице 5.1.
Таблица 5.1
ПАРАМЕТРЫ МИКРОКЛИМАТА ДЛЯ КАБИН ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
----------------------T-------------T--------------T-------------¬
¦ Зона измерения ¦ Температура ¦Относительная ¦Скорость дви-¦
¦ ¦ воздуха T, ¦ влажность, % ¦жения возду- ¦
¦ ¦ град. C ¦ ¦ха, м/сек. ¦
+---------------------+-------------+--------------+-------------+
¦ Оптимальные параметры микроклимата для кабин воздушных судов ¦
+---------------------T-------------T--------------T-------------+
¦Кабина летного экипа-¦21,0 - 24,0 ¦40,0 - 60,0 ¦не более 0,15¦
¦жа ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+-------------+--------------+-------------+
¦Пассажирская кабина ¦21,0 - 24,0 ¦40,0 - 60,0 ¦не более 0,10¦
+---------------------+-------------+--------------+-------------+
¦Грузовая кабина, бу- ¦21,0 - 24,0 ¦40,0 - 60,0 ¦не более 0,20¦
¦фет-кухня ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+-------------+--------------+-------------+
¦ Допустимые параметры микроклимата для кабин воздушных судов ¦
+---------------------T-------------T--------------T-------------+
¦Кабина летного экипа-¦20,0 - 25,0 ¦30,0 - 70,0 ¦не более 0,30¦
¦жа ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+-------------+--------------+-------------+
¦Пассажирская кабина ¦20,0 - 25,0 ¦не нормируется¦не более 0,40¦
+---------------------+-------------+--------------+-------------+
¦Грузовая кабина, бу- ¦17,0 - 25,0 ¦30,0 - 70,0 ¦не более 0,40¦
¦фет-кухня ¦ ¦ ¦ ¦
L---------------------+-------------+--------------+--------------
Примечание. Минимальная относительная влажность воздуха соответствует максимальной температуре воздуха, максимальная относительная влажность воздуха соответствует минимальной температуре воздуха.
5.2. Температура ограждающих поверхностей:
- при соблюдении оптимальных норм микроклимата не должна отличаться от температуры воздуха более чем на 2 град. C;
- при обеспечении допустимых норм микроклимата не должна отличаться от температуры воздуха не более чем на 5 град. C;
- предельная температура ограждающих поверхностей не менее +5 град. C и не более +45 град. C.
5.3. Перепад температур по высоте рабочей зоны допускается не более 3 град. C, а по горизонтали - не более 4 град. C.
5.4. Величина барометрического давления для ВС ГА с гермокабинами, независимо от высоты полета, не должна быть менее 567 мм рт.ст. (2400 м).
5.5. Скорость изменения барометрического давления в гермокабине на всех режимах полета допускается не более 0,18 мм рт.ст. в секунду.
5.6. На всех ВС ГА с негерметичными кабинами и высотами полетов более 3000 м экипаж и пассажиры должны быть обеспечены кислородом.
5.7. Содержание вредных химических веществ и пыли в воздухе кабин, на рабочих местах членов экипажей ВС ГА, при различных типах используемых систем вентиляции и кондиционирования, в том числе и при частичной рециркуляции в пассажирских кабинах, не должно превышать ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны.
При одновременном присутствии в воздухе кабин нескольких вредных веществ однонаправленного действия (в соответствии с требованиями и рекомендациями Гигиенических нормативов ГН 2.1.6.1338-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест") сумма отношений фактических концентраций каждого из них в воздухе к их ПДК не должна превышать единицы.
Минимальный перечень веществ, рекомендуемых для контроля в воздухе кабин воздушных судов, представлен в таблице 5.2.
Таблица 5.2
МИНИМАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВЕЩЕСТВ,
РЕКОМЕНДУЕМЫХ ДЛЯ КОНТРОЛЯ В ВОЗДУХЕ КАБИН
ВОЗДУШНЫХ СУДОВ НА СООТВЕТСТВИЕ ПДК
----T-----------------------------------------------T------------¬
¦ N ¦ Вещества ¦ ПДК, ¦
¦п/п¦ ¦(мг/куб. м) ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦1. ¦Углерода оксид ¦ 20,0 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦2. ¦Азота оксиды (в пересчете на азота диоксид) ¦ 5,0 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦3. ¦Акролеин ¦ 0,2 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦4. ¦Формальдегид ¦ 0,5 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦5. ¦Аэрозоль синтетических смазочных масел ¦ 2,0 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦6. ¦Аэрозоль минеральных смазочных масел ¦ 5,0 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦7. ¦Алифатические углеводороды C10 - C100 ¦ 300,0 ¦
¦ ¦(в пересчете на углерод) ¦ ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦8. ¦Бензол ¦ 5,0 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦9. ¦Толуол ¦ 50,0 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦10.¦Ацетон ¦ 200,0 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦11.¦Фенол ¦ 0,3 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦12.¦Диоктилсебацинат ¦ 10,0 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦13.¦Трикрезилфосфат ¦ 0,5 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦14.¦Водород фтористый (в пересчете на фтор) ¦ 0,1 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦15.¦Ангидрид сернистый ¦ 10,0 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦16.¦Озон ¦ 0,1 ¦
+---+-----------------------------------------------+------------+
¦17.¦Аммиак ¦ 20,0 ¦
L---+-----------------------------------------------+-------------
5.8. Содержание углерода диоксида (CO2) в воздухе кабин воздушных судов не должно превышать 0,1%.
5.9. Содержание легких отрицательных и положительных аэроионов на рабочих местах членов экипажей ВС ГА должно соответствовать санитарно-гигиеническим нормам допустимых уровней ионизации воздуха, представленным в таблице 5.3.
Таблица 5.3
НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ИОНИЗАЦИИ
ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ КАБИН ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
-----------T-------------------------------T---------------------¬
¦ Уровни ¦Число ионов в 1 куб. см воздуха¦Показатель полярности¦
¦ +---------------T---------------+ П = [(n+) - (n-)] / ¦
¦ ¦ n+ ¦ n- ¦ [(n+) + (n-)] ¦
+----------+---------------+---------------+---------------------+
¦Оптималь- ¦ 1500 - 3000 ¦ 3000 - 5000 ¦ -0,05 - 0,00 ¦
¦ный ¦ ¦ ¦ ¦
+----------+---------------+---------------+---------------------+
¦Допустимый¦ 400 - 50000 ¦ 600 - 50000 ¦ -0,20 - +0,05 ¦
L----------+---------------+---------------+----------------------
5.10. Оптимальные и допустимые уровни звукового давления в октавных полосах частот, уровни звука и эквивалентные уровни звука на рабочих местах членов экипажей воздушных судов гражданской авиации не должны превышать величин, указанных в таблице 5.4.
Таблица 5.4
ОПТИМАЛЬНЫЕ И ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ
ЗВУКОВОГО ДАВЛЕНИЯ, УРОВНИ ЗВУКА И ЭКВИВАЛЕНТНЫЕ
УРОВНИ ЗВУКА НА РАБОЧИХ МЕСТАХ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ
ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
---------T----------------------------------------T--------------¬
¦Нормиру-¦Октавные полосы со среднегеометрическими¦Эквивалентный ¦
¦емый па-¦ частотами, Гц ¦уровень звука,¦
¦раметр: +----T--T---T---T---T----T----T----T-----+ дБА ¦
¦уровни ¦31,5¦63¦125¦250¦500¦1000¦2000¦4000¦8000 ¦ ¦
¦звука, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦дБ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+----+--+---+---+---+----+----+----+-----+--------------+
¦Опти- ¦96 ¦83¦74 ¦68 ¦63 ¦60 ¦57 ¦55 ¦54 ¦65 ¦
¦мальные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+----+--+---+---+---+----+----+----+-----+--------------+
¦Допус- ¦107 ¦95¦87 ¦82 ¦78 ¦75 ¦73 ¦71 ¦69 ¦80 ¦
¦тимые ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--------+----+--+---+---+---+----+----+----+-----+---------------
5.11. Допустимые уровни ультразвукового давления на рабочих местах членов экипажей воздушных судов не должны превышать величин, представленных в таблице 5.5.
Таблица 5.5
ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ
ЗВУКОВОГО ДАВЛЕНИЯ УЛЬТРАЗВУКА НА РАБОЧИХ
МЕСТАХ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
---------T-------------------------------------------------------¬
¦Нормиру-¦ Третьоктавные полосы со среднегеометрическими ¦
¦емый па-¦ частотами, кГц ¦
¦раметр: +----T-----T------T------T------T-----T-----T-----T-----+
¦уровни ¦12,5¦ 16 ¦ 20 ¦ 25 ¦ 31 ¦ 40 ¦ 63 ¦ 80 ¦ 100 ¦
¦ультра- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦звука, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦дБ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+----+-----+------+------+------+-----+-----+-----+-----+
¦Допус- ¦80 ¦90 ¦100 ¦105 ¦110 ¦110 ¦110 ¦110 ¦110 ¦
¦тимые ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--------+----+-----+------+------+------+-----+-----+-----+------
5.12. Допустимые уровни инфразвукового давления на рабочих местах членов экипажей воздушных судов не должны превышать величин, представленных в таблице 5.6.
Таблица 5.6
ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ
ИНФРАЗВУКОВОГО ДАВЛЕНИЯ НА РАБОЧИХ МЕСТАХ
ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
---------T----------------------------------------T--------------¬
¦Нормиру-¦Октавные полосы со среднегеометрическими¦Общий уровень ¦
¦емый па-¦ частотами, Гц ¦звукового дав-¦
¦раметр: +-----------T-------T---------T----------+ления, дБ ¦
¦уровни ¦ 2 ¦ 4 ¦ 8 ¦ 16 ¦ ¦
¦инфра- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦звука, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦дБ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------+-----------+-------+---------+----------+--------------+
¦Допус- ¦105 ¦105 ¦105 ¦105 ¦110 ¦
¦тимые ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--------+-----------+-------+---------+----------+---------------
5.13. Предельно допустимые уровни общей вибрации на рабочих местах членов экипажей воздушных судов гражданской авиации не должны превышать величин, указанных в таблице 5.7.
Таблица 5.7
УРОВНИ
ОБЩЕЙ ВИБРАЦИИ В ТРЕТЬОКТАВНЫХ ПОЛОСАХ ЧАСТОТ
НА РАБОЧИХ МЕСТАХ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
-----------------------------------------------------------------¬
¦ Допустимые значения виброускорения ¦
+---------T---------------------------T--------------------------+
¦ Частоты ¦ самолеты ¦ вертолеты ¦
¦ +------------T--------------+------------T-------------+
¦ ¦вертикаль- ¦горизонталь- ¦вертикаль- ¦горизонталь- ¦
¦ ¦ная, дБ ¦ная, дБ ¦ная, дБ ¦ная, дБ ¦
+---------+------------+--------------+------------+-------------+
¦ 1,60 ¦ 114 ¦ 107 ¦ 116 ¦ 109 ¦
+---------+------------+--------------+------------+-------------+
¦ 2,00 ¦ 113 ¦ 107 ¦ 115 ¦ 109 ¦
+---------+------------+--------------+------------+-------------+
¦ 2,50 ¦ 112 ¦ 109 ¦ 114 ¦ 111 ¦
+---------+------------+--------------+------------+-------------+
¦ 3,15 ¦ 111 ¦ 111 ¦ 113 ¦ 113 ¦
+---------+------------+--------------+------------+-------------+
¦ 4,00 ¦ 110 ¦ 110 ¦ 112 ¦ 112 ¦
+---------+------------+--------------+------------+-------------+
¦ 5,00 ¦ 110 ¦ 110 ¦ 112 ¦ 112 ¦
+---------+------------+--------------+------------+-------------+
¦ 6,30 ¦ 110 ¦ 110 ¦ 112 ¦ 112 ¦
+---------+------------+--------------+------------+-------------+
¦ 8,00 ¦ 110 ¦ 110 ¦ 112 ¦ 114 ¦
+---------+------------+--------------+------------+-------------+
¦ 10,00 ¦ 112 ¦ 112 ¦ 114 ¦ 116 ¦
+---------+------------+--------------+------------+-------------+
¦ 12,50 ¦ 114 ¦ 114 ¦ 116 ¦ 118 ¦
+---------+------------+--------------+------------+-------------+
¦ 16,00 ¦ 116 ¦ 116 ¦ 118 ¦ 120 ¦
+---------+------------+--------------+------------+-------------+
¦ 20,00 ¦ 118 ¦ 118 ¦ 120 ¦ 122 ¦
+---------+------------+--------------+------------+-------------+
¦ 25,00 ¦ 120 ¦ 120 ¦ 122 ¦ 124 ¦
+---------+------------+--------------+------------+-------------+
¦ 31,50 ¦ 122 ¦ 122 ¦ 124 ¦ 126 ¦
+---------+------------+--------------+------------+-------------+
¦ 40,00 ¦ 124 ¦ 124 ¦ 126 ¦ 128 ¦
+---------+------------+--------------+------------+-------------+
¦ 50,00 ¦ 126 ¦ 126 ¦ 128 ¦ 130 ¦
+---------+------------+--------------+------------+-------------+
¦ 63,00 ¦ 128 ¦ 128 ¦ 130 ¦ 132 ¦
+---------+------------+--------------+------------+-------------+
¦ 80,00 ¦ 130 ¦ 130 ¦ 132 ¦ 134 ¦
+---------+------------+--------------+------------+-------------+
¦ 100,00 ¦ 132 ¦ 132 ¦ ¦ ¦
+---------+------------+--------------+------------+-------------+
¦ 125,00 ¦ 134 ¦ 134 ¦ ¦ ¦
+---------+------------+--------------+------------+-------------+
¦ 160,00 ¦ 136 ¦ 136 ¦ ¦ ¦
L---------+------------+--------------+------------+--------------
5.14. На рабочих местах членов экипажей ВС ГА ПДУ энергетических нагрузок для летного состава от радиосвязных устройств по электрической и магнитной составляющей суммарно в периоды от запуска двигателей до их остановки в течение рабочего дня не должны превышать величин, представленных в таблице 5.8.
Таблица 5.8
ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ НАГРУЗОК И НАПРЯЖЕННОСТИ
ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ПОЛЕЙ ОТ РАДИОСВЯЗНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
---------------------T-------------------------------------------¬
¦ Параметр ¦Предельные значения в диапазоне частот, МГц¦
¦ +--------------T-------------T--------------+
¦ ¦ 0,3 - 3,0 ¦ 3,0 - 30,0 ¦ 30,0 - 300,0 ¦
+--------------------+--------------+-------------+--------------+
¦Напряженность поля, ¦ 500 ¦ 300 ¦ 80 ¦
¦В/м ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+--------------+-------------+--------------+
¦Энергетическая наг- ¦ 20000 ¦ 7000 ¦ 800 ¦
¦ 2 ¦ ¦ ¦ ¦
¦рузка, (В/м) x ч ¦ ¦ ¦ ¦
L--------------------+--------------+-------------+---------------
5.15. ПДУ напряженности магнитного поля и энергетической
нагрузки магнитной составляющей устанавливаются равными 50 А/м и
2
200 (В/м) x ч соответственно.
5.16. В диапазоне сверхвысоких частот (СВЧ) 300,0 МГц - 300,0 ГГц воздействие электромагнитной энергии на членов экипажей ВС ГА следует оценивать по уровню плотности потока энергии (ППЭ) и энергетической нагрузке (ППЭ за определенное время воздействия).
5.17. Уровень плотности потока СВЧ-энергии (ППЭ) на рабочих местах членов экипажа, с учетом того, что летный состав относится к категории лиц, профессионально не связанных с обслуживанием источников СВЧ-излучения, а режим облучения носит прерывистый, непостоянный характер, не должен превышать 500 мкВт/см.
5.18. СВЧ-излучение на рабочих местах членов экипажей ВС ГА в полете суммируется из излучения от нескольких источников - бортовых и наземных и изменяется в зависимости от зоны и высоты полета. Уровень СВЧ-облучения следует оценивать суммой энергетических нагрузок (ЭНсумм.) на организм за отдельные периоды облучения:
ЭНсумм. = 1 + 2 + ... + N,
Полученная суммарная энергетическая нагрузка не должна превышать 1000 мкВт x час/см.
5.19. На рабочих местах членов экипажа самолетов, выполняющих полеты на высотах более 6000 м, а также в случаях наличия в кабине экипажа источников рентгеновского излучения ППЭ СВЧ не должна превышать 100 мкВт/кв. см при указанной в пп. 5.18 предельно допустимой энергетической нагрузке.
5.20. Эквивалентная доза космического облучения на рабочих местах членов экипажей ВС ГА в полетах не должна превышать 5 мЗв (0,5 Бэр) в год.
5.21. Напряженность электростатического поля на рабочих местах членов экипажей ВС ГА не должна превышать следующих величин:
- менее 1-го часа - 60 кВ/м;
- от 1,1 часа до 12 часов - из расчета: 60 кВ/м, деленное на полетное время.
5.22. Освещенность рабочих поверхностей в кабине экипажей должна соответствовать величинам, указанным в таблице 5.9.
Таблица 5.9
НОРМЫ
ОСВЕЩЕННОСТИ НА РАБОЧИХ МЕСТАХ ЧЛЕНОВ
ЭКИПАЖЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
--------------------------------------------T----------T---------¬
¦ Рабочая поверхность ¦Освещен- ¦Равномер-¦
¦ ¦ность, лк,¦ность ос-¦
¦ ¦не менее ¦вещения ¦
+-------------------------------------------+----------+---------+
¦Надписи на щитках и пультах управления ¦ 27,0 ¦ 1:10 ¦
+-------------------------------------------+----------+---------+
¦Подсветка шкал основных пилотажно-навигаци-¦ 2,7 ¦ - ¦
¦онных приборов, стрелки и элементы навига- ¦ ¦ ¦
¦ции ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------+----------+---------+
¦Приборные доски пилотов для считывания ин- ¦ 300,0 ¦ 1:3 ¦
¦формации при пролете грозовой облачности ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------+----------+---------+
¦Рабочие столики членов летного экипажа ¦ 300,0 ¦ 1:3 ¦
¦(штурман, бортинженер, бортрадист) ¦ ¦ ¦
L-------------------------------------------+----------+----------
5.23. Устройство и размещение осветительных приборов должны исключать возможность ослепления пилота и появления световых бликов на остеклении приборов и фонаря кабины.
5.24. Для подсвета приборных досок, пультов и других органов управления, на которых шкалы и обозначения покрыты светящимся составом, в кабине экипажа должны быть оборудованы ультрафиолетовые светильники. Светящаяся масса при облучении ультрафиолетом должна иметь ярко-зеленый цвет, за исключением аварийных сигналов, принимающих красную или оранжевую окраску.
5.25. Обзор из кабины самолета при горизонтальном полете должен быть следующим:
- вперед - вниз от линии горизонта - 15 град.;
- вниз - в стороны в передней полусфере - не менее 35 град.;
- вниз - вдоль крыла - 8 град.;
- в верхней и задней полусфере - полный объем.



Приложение 1
ГИГИЕНИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ
УСЛОВИЙ ТРУДА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА ВС ГА
(форма)
N _____
"__" __________________ 200_ г.
Наименование (тип и его модификация) воздушного судна ____________
__________________________________________________________________
Наименование двигателей и вспомогательной силовой установки ______
__________________________________________________________________
Наработка планера и двигателей ВС ________________________________
__________________________________________________________________
Тип применяемого топлива и смазочных масел _______________________
__________________________________________________________________
Количество членов экипажа данного ВС ГА __________________________
----T----------------T------T----------------------T----T-T------¬
¦ N ¦ Факторы <*> ¦Норма-¦Фактическое значение ¦Хст,¦Т¦Хфакт,¦
¦п/п¦ ¦тив ¦фактора на этапе поле-¦балл¦ ¦ балл ¦
¦ ¦ ¦(ПДК, ¦та ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ПДУ) +---T------T--T--------+ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦фон¦взлет,¦ГП¦сниже- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦набор ¦ ¦ние, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦высоты¦ ¦посадка ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------+------+---+------+--+--------+----+-+------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦6 ¦ 7 ¦ 8 ¦9¦ 10 ¦
+---+----------------+------+---+------+--+--------+----+-+------+
¦1 ¦Вредные вещества¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------+------+---+------+--+--------+----+-+------+
¦2 ¦Аэрозоли ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------+------+---+------+--+--------+----+-+------+
¦3 ¦Биологические ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------+------+---+------+--+--------+----+-+------+
¦4 ¦Шум ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------+------+---+------+--+--------+----+-+------+
¦5 ¦Вибрация локаль-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------+------+---+------+--+--------+----+-+------+
¦6 ¦Вибрация общая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------+------+---+------+--+--------+----+-+------+
¦7 ¦Инфразвук ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------+------+---+------+--+--------+----+-+------+
¦8 ¦Ультразвук ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------+------+---+------+--+--------+----+-+------+
¦9 ¦Электромагнитные¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦излучения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------+------+---+------+--+--------+----+-+------+
¦10 ¦Ионизирующие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

ПРИКАЗ Минфина РФ от 13.01.2004 n 3н О ПРОДЛЕНИИ НА 2004 ГОД СРОКА ДЕЙСТВИЯ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ СОСТАВЛЕНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ГОДОВОГО БУХГАЛТЕРСКОГО ОТЧЕТА ОБ ИСПОЛНЕНИИ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2000 ГОД, УТВЕРЖДЕННОЙ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 15 МАРТА 2001 Г. n 23Н, И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИЛОЖЕНИЯ К УКАЗАННОЙ ИНСТРУКЦИИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также