ПРИКАЗ МВД РФ от 27.06.2003 n 484 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПОДГОТОВКИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В ЦЕНТРАЛЬНОМ АППАРАТЕ МВД РОССИИ


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 27 июня 2003 г. N 484
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПОДГОТОВКИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
В ЦЕНТРАЛЬНОМ АППАРАТЕ МВД РОССИИ
В целях совершенствования правовой работы в системе МВД России и повышения ее эффективности приказываю:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 августа 2003 года:
1.1. Правила подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате Министерства внутренних дел Российской Федерации (Приложение N 1).
1.2. Образцы оформления проектов нормативных правовых актов Министерства внутренних дел Российской Федерации (Приложение N 2).
2. Первым заместителям (заместителям) начальников служб, Следственного комитета, главнокомандующего внутренними войсками, начальникам главных управлений, управлений и иных подразделений МВД России:
2.1. Обеспечить изучение и выполнение подчиненными сотрудниками и военнослужащими утвержденных настоящим Приказом документов.
3. Установить, что в системе МВД России запрещается издание актов управления, содержащих правовые нормы, в виде распоряжений, писем, телеграмм, телефонограмм, указаний, протоколов, актов, заключений, планов и других служебных документов.
4. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителей Министра по курируемым направлениям деятельности.
Министр
Б.ГРЫЗЛОВ



Приложение N 1
к Приказу МВД России
от 27 июня 2003 г. N 484
ПРАВИЛА
ПОДГОТОВКИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
В ЦЕНТРАЛЬНОМ АППАРАТЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1. Настоящие Правила определяют единый порядок организации и осуществления ведомственного нормотворчества в центральном аппарате Министерства внутренних дел Российской Федерации <*> в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации <**>.
------------------------------------
<*> Далее - "МВД России" или "Министерство".
<**> Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 33, ст. 3895; N 50, ст. 5689; 1998, N 47, ст. 5771; 1999, N 8, ст. 1026).
Настоящие Правила распространяются также на подготовку в центральном аппарате МВД России проектов федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации с учетом особенностей, установленных нормативными правовыми актами для подготовки законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации <*>.
------------------------------------
<*> См. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2001 г. N 576 "Об утверждении основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 32, ст. 3335), Регламент Правительства Российской Федерации в редакции, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2000 г. N 760 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 41, ст. 4091).
2. Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме должностным лицом Министерства в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм, рассчитанных на многократное применение и относительно неопределенный круг лиц.
3. Правомочия МВД России по изданию нормативных правовых актов установлены Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации <*>, другими законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
------------------------------------
<*> Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 1996 г. N 1039 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1966, N 30, ст. 3605; 1997, N 36, ст. 4133; 1998, N 17, ст. 1915; N 22, ст. 2413; N 43, ст. 5333; 1999, N 50, ст. 6197; 2001, N 3, ст. 220).
4. Правом издания нормативных правовых актов в МВД России обладает Министр внутренних дел Российской Федерации или лицо, исполняющее его обязанности <*>.
------------------------------------
<*> Далее - "Министр".
Министр издает нормативные правовые акты по всем вопросам, относящимся к компетенции МВД России.
5. Заместители Министра, руководители подразделений МВД России имеют право издавать нормативные правовые акты лишь в случаях, прямо предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
6. Министерством могут быть изданы нормативные правовые акты совместно или по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями <*>.
------------------------------------
<*> В случаях, когда МВД России является головным разработчиком межведомственного нормативного правового акта, проект этого акта подготавливается с учетом требований настоящих Правил.
7. Нормативные правовые акты, издаваемые Министерством совместно или по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, подписываются (утверждаются) Министром.
8. Персональную ответственность за организацию нормотворческой деятельности, своевременную и качественную подготовку проектов нормативных правовых актов несут руководители соответствующих подразделений Министерства, а за состояние нормотворческой работы по курируемым направлениям деятельности МВД России в целом - заместители Министра в соответствии с их полномочиями.
9. Координация и контроль за нормотворческой деятельностью в центральном аппарате МВД России возлагаются на Главное правовое управление МВД России <*>.
------------------------------------
<*> Далее - "ГПУ МВД России".
II. Виды нормативных правовых актов,
издаваемых МВД России
10. Министерством нормативные правовые акты издаются в виде приказов, директив, положений, уставов, инструкций, правил, наставлений и иных нормативных правовых актов <*>.
------------------------------------
<*> Далее - "нормативные правовые акты".
11. Издаваемые Министерством положения, уставы, инструкции, наставления, правила и иные нормативные правовые акты (кроме директив) утверждаются приказами МВД России.
12. Приказ издается по наиболее важным вопросам функционирования органов внутренних дел Российской Федерации <*>, внутренних войск МВД России <**>, включая определение их задач и функций, правовое регулирование различных направлений оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности, прохождения службы в органах внутренних дел и военной службы во внутренних войсках.
------------------------------------
<*> Далее - "органы внутренних дел".
<**> Далее - "внутренние войска".
13. Директива содержит нормативные предписания, определяющие перспективы развития органов внутренних дел и внутренних войск, основные направления их деятельности на конкретный период времени.
14. Статусные документы органов внутренних дел, их структурных подразделений, предприятий, учреждений и организаций издаются в виде положений и уставов.
Положение устанавливает статус, определяет задачи и функции, права, порядок деятельности органа внутренних дел или его структурного подразделения, органа управления, соединения и воинской части внутренних войск.
Устав определяет статус, цели, порядок и характер деятельности предприятия, учреждения и организации.
Положение издается также в целях нормативного регулирования конкретных видов деятельности, осуществляемых органами внутренних дел и внутренними войсками.
15. Инструкции и правила регулируют основные виды (формы) оперативно-служебной деятельности и порядок ее осуществления конкретными категориями сотрудников (военнослужащих).
Инструкция содержит нормы, устанавливающие, кем, в каком порядке, какими способами и методами должен осуществляться тот или иной вид деятельности.
Правила устанавливают порядок осуществления отдельного вида деятельности.
16. В наставлении излагаются нормы о порядке действия конкретных подсистем (органов) в той или иной ситуации, а также определяется порядок реализации и исполнения соответствующих прав и обязанностей.
17. Исходя из особенностей целей и предмета правового регулирования в МВД России могут издаваться и иные виды нормативных правовых актов.
III. Планирование нормотворческой деятельности
в МВД России
18. Основаниями для издания ведомственных нормативных правовых актов являются:
18.1. Положения Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, обязательства Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, нормы федеральных конституционных законов, федеральных законов.
18.2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации.
18.3. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации.
18.4. План законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации.
18.5. Поручения Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
18.6. Решения коллегии МВД России, оперативных совещаний при Министре и заместителях Министра.
18.7. Распоряжения и поручения Министра и его заместителей.
18.8. Планы работы МВД России или подразделений МВД России.
18.9. Инициатива подразделений МВД России.
19. Подготовка проектов нормативных правовых актов отражается как в виде отдельных планов, самостоятельных разделов планирующих документов Министерства (подразделений МВД России), так и в виде отдельных приложений к соответствующим планирующим документам.
20. В проектах планирующих документов, касающихся нормотворческой деятельности, учитываются предложения подразделений Министерства, органов, предприятий и учреждений системы МВД России, других федеральных органов государственной власти, иных государственных органов и организаций, научно-исследовательских и образовательных учреждений, а также предложения, высказанные в средствах массовой информации, в письмах, заявлениях и обращениях граждан и юридических лиц.
21. Планирование подготовки проектов нормативных правовых актов осуществляется с учетом:
приведения нормативных правовых актов в соответствие с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, а также обязательствами Российской Федерации в соответствии с международными договорами в области охраны прав и свобод человека и гражданина, борьбы с правонарушениями;
приоритетности нормативного урегулирования основных видов деятельности органов внутренних дел и внутренних войск законодательными, президентскими и правительственными нормативными правовыми актами;
сосредоточения усилий на разработке комплексных нормативных правовых актов, сведения до минимума количества частных нормативных правовых актов;
устранения пробелов и других выявленных недостатков, имеющихся в правовом регулировании организации и деятельности органов внутренних дел и внутренних войск.
22. Все проекты планирующих документов, содержащие положения о нормотворческой деятельности (либо инициативные решения по подготовке тех или иных нормативных правовых актов), до представления на подпись Министру (другим руководителям Министерства) подлежат согласованию с ГПУ МВД России.
IV. Подготовка проектов нормативных правовых актов
23. Подготовка проекта нормативного правового акта возлагается на подразделение МВД России, к компетенции которого относится организация и осуществление регулируемой деятельности, а равно организационно-методическое руководство ею.
В поручении на подготовку проекта нормативного акта определяются ответственный исполнитель (исполнители) и другие должностные лица, ответственные за подготовку проекта нормативного правового акта, и срок его подготовки.
Если проект нормативного правового акта поручается подготовить нескольким подразделениям МВД России, работу по его подготовке организует подразделение, которое в поручении (плане) указано первым либо которому отдельно дано соответствующее поручение.
24. Срок подготовки проекта нормативного правового акта во исполнение Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств Российской Федерации в соответствии с международными договорами, федерального конституционного закона, федерального закона, указа и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, как правило, не должен превышать одного месяца, если иное не установлено указанными актами (поручениями).
25. При подготовке наиболее важных, сложных и значительных по объему проектов нормативных правовых актов, а также актов, издаваемых совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, решением Министра или первого заместителя (заместителя) Министра <*> могут создаваться рабочие группы (комиссии) <**> из числа наиболее опытных сотрудников, военнослужащих, федеральных государственных служащих и работников <***>, которые на период подготовки проектов в составе рабочей группы могут освобождаться от выполнения своих должностных обязанностей.
------------------------------------
<*> Далее - "руководители (руководитель) Министерства".
<**> Далее - "рабочая группа".
<***> Далее - "сотрудники и военнослужащие".
26. Для обеспечения соответствия разрабатываемого проекта нормативного правового акта Конституции Российской Федерации, законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, а также обязательствам Российской Федерации в соответствии с международными договорами в состав рабочей группы по согласованию с начальниками ГПУ МВД России и Управления международного сотрудничества Министерства внутренних дел Российской Федерации <*> или статс-секретарем - заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации <**> могут входить специалисты ГПУ МВД России и УМС МВД России.
------------------------------------
<*> Далее - "УМС МВД России".
<**> Далее - "статс-секретарь - заместитель Министра".
В иных случаях специалисты указанных подразделений МВД России оказывают сотрудникам и военнослужащим, входящим в состав рабочей группы, консультативную помощь.
27. Решение о создании рабочей группы оформляется распоряжением руководителя Министерства, к полномочиям которого отнесено решение вопросов, являющихся предметом правового регулирования разрабатываемого проекта нормативного правового акта, или распоряжением руководителя соответствующего подразделения Министерства.
При разработке проекта комплексного нормативного правового акта, затрагивающего компетенцию нескольких служб или подразделений Министерства или нескольких федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, решение о создании рабочей группы и его персональном составе принимает Министр или статс-секретарь - заместитель Министра.
28. Рабочей группой, в состав которой по согласованию могут входить представители других федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, осуществляется, как правило, подготовка проектов межведомственных нормативных правовых актов.
29. К работе по подготовке проектов нормативных правовых актов могут также привлекаться (в том числе и на основе договоров с оплатой за счет средств МВД России) научно-исследовательские и образовательные учреждения, временные творческие коллективы, отдельные научные работники и другие специалисты.
30. В распоряжении руководителя Министерства о создании рабочей группы отражается:
цель создания рабочей группы;
вид разрабатываемого нормативного правового акта;
наименование проекта нормативного правового акта;
руководитель рабочей группы и его заместитель (заместители);
персональный состав рабочей группы с указанием занимаемой должности, фамилии, имени и отчества, специального (воинского) звания членов рабочей группы;
сроки представления проекта нормативного правового акта для обсуждения (согласования).
В решении руководителя Министерства по созданию рабочей группы могут отражаться и другие вопросы, необходимые для организации ее деятельности.
31. Решение руководства Министерства о создании рабочей группы по подготовке проекта нормативного правового акта с привлечением специалистов других федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций подлежит предварительному согласованию с руководителями данных федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций.
32. Специалисты других федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций включаются в состав рабочей группы на основании писем руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций.
33. Письма с предложениями о включении в состав рабочей группы специалистов других федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций готовятся подразделением МВД России, являющимся головным исполнителем по разработке проекта нормативного правового акта.
34. Письма направляются в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы и организации за подписью соответствующего руководителя Министерства.
35. Деятельность рабочей группы по подготовке проекта нормативного правового акта в соответствии с настоящими Правилами организует руководитель подразделения Министерства, указанного в распоряжении о создании рабочей группы в качестве головного разработчика.
36. Разработке проекта нормативного правового акта предшествует изучение информации, относящейся к предмету правового регулирования проекта нормативного правового акта, которая содержится в:
международных договорах Российской Федерации;
законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации;
договорах о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
принятых судебных решениях;
ранее изданных ведомственных нормативных правовых актах;
решениях коллегии МВД России и оперативных совещаний при Министре и его заместителях;
докладах и выступлениях руководителей МВД России, подразделений Министерства;
инициативных предложениях начальников главных управлений МВД России по федеральным округам, министров внутренних дел, начальников главных управлений (управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации, управлений внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте <*>, управлений внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах <**>, образовательных и научно-исследовательских учреждений МВД России, руководителей оперативно-территориальных объединений (округов, региональных командований, региональных управлений и других видов оперативно-территориальных объединений), командиров соединений и воинских частей, начальников военных образовательных учреждений высшего профессионального образования внутренних войск МВД России <***>;
------------------------------------
<*> Далее - "УВДТ".
<**> Далее - "УВДРО".
<***> Далее - "органы, соединения и воинские части внутренних войск".
актах инспектирования и контрольных проверок главных управлений МВД России по федеральным округам, министерств (главных управлений, управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВДРО, образовательных и научно-исследовательских учреждений МВД России;
справках о результатах выездов сотрудников и военнослужащих в служебные командировки;
обобщениях практики применения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, межведомственных и ведомственных нормативных правовых актов в практической деятельности органов внутренних дел и внутренних войск;
научной литературе и материалах периодических печатных изданий;
данных криминологических и социологических исследований;
официальных статистических данных;
иных документах и материалах, характеризующих состояние организации и деятельности органов внутренних дел и внутренних войск.
37. Подготовке сложного нормативного правового акта и комплексного нормативного правового акта, как правило, предшествует разработка его концепции, которая включает:
определение предмета и цели нормативного правового акта;
обоснование его основных положений;
предполагаемые последствия применения;
криминологические прогнозы;
финансово-экономическое обоснование;
оценку возможных правовых альтернатив и методов правового регулирования в соответствующей сфере;
выявление недостатков действующего правового регулирования и определение путей их устранения посредством издания нового нормативного правового акта;
определение заинтересованных подразделений МВД России для последующего сбора их предложений.
38. Концепция разрабатываемого проекта нормативного правового акта подлежит согласованию с ГПУ МВД России.
39. После разработки концепции проекта нормативного правового акта подразделением МВД России, ответственным за разработку проекта нормативного правового акта (рабочей группой), разрабатываются план-проспект и календарный план-график подготовки проекта нормативного правового акта.
40. В плане-проспекте определяется предполагаемая структура проекта нормативного правового акта и раскрывается основное содержание его принципиальных положений.
41. В календарном плане-графике обозначаются основные этапы работы по подготовке проекта нормативного правового акта и его согласования с заинтересованными подразделениями МВД России, указываются сроки их завершения, определяются ответственный исполнитель и другие должностные лица (подразделения), ответственные за результаты работы по подготовке проекта нормативного правового акта.
42. При подготовке проекта нормативного правового акта подразделением Министерства, ответственным за разработку проекта нормативного правового акта (рабочей группой), устанавливается отношение предмета его правового регулирования к компетенции МВД России. При этом учитывается, что нормативным регулированием допускается решение правовых вопросов в пределах, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
43. Не допускается издание ведомственных нормативных правовых актов для объявления законодательных или иных нормативных правовых актов Российской Федерации, являющихся нормативными правовыми актами прямого действия.
При необходимости подготавливается нормативный правовой акт, предусматривающий меры по реализации содержащихся в законодательных или иных нормативных правовых актах Российской Федерации предписаний, касающихся деятельности органов внутренних дел и внутренних войск. При этом к разрабатываемому ведомственному нормативному правовому акту могут прилагаться копии законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
44. Проект нормативного правового акта рассматривается руководителем подразделения МВД России, являющегося головным исполнителем, и дорабатывается с учетом его замечаний и предложений.
При доработке проекта нормативного правового акта учитываются также замечания и предложения подразделений МВД России, других федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, представители которых входили в состав рабочей группы.
45. Согласованный (завизированный) руководителем подразделения МВД России, являющегося головным исполнителем, проект нормативного правового акта направляется на согласование в заинтересованные подразделения Министерства, а при необходимости также в главные управления МВД России по федеральным округам, МВД, ГУВД, УВД, органы управления, соединения и воинские части внутренних войск.
46. При необходимости по проекту нормативного правового акта выясняются мнения других федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций.
47. В целях выяснения общественного мнения по решению руководства Министерства проект нормативного правового акта может быть опубликован в печатных средствах массовой информации либо по отдельным его положениям может быть проведен соответствующий опрос населения.
48. В целях более глубокой и качественной проработки проекта нормативного правового акта вопросы, относящиеся к предмету его правового регулирования, или проект нормативного правового акта в целом решением статс-секретаря - заместителя Министра может быть вынесен для обсуждения на заседание Экспертного совета Министерства внутренних дел Российской Федерации по вопросам нормотворческой работы <*>.
------------------------------------
<*> Далее - "Экспертный совет МВД России".
Проект нормативного правового акта может быть вынесен также на обсуждение на заседаниях ученых советов, научно-практических секций Научного совета МВД России, научно-практических конференциях, "круглых столах" и семинарах.
49. К доработке проекта с учетом мнения заинтересованных подразделений МВД России, других федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, главных управлений МВД России по федеральным округам, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВДРО, образовательных и научно-исследовательских учреждений МВД России <*>, органов, соединений и воинских частей внутренних войск, членов Экспертного совета МВД России, а также с учетом результатов социологических исследований и изучения общественного мнения могут привлекаться созданные в Министерстве, в образовательных и научно-исследовательских учреждениях МВД России рабочие группы, а также научно-практические секции и научно-методические советы.
------------------------------------
<*> Далее - "МВД, ГУВД, УВД".
50. В целях исключения неопределенности правовых норм, регламентирующих деятельность системы МВД России, ее структурных подразделений, сотрудников и военнослужащих, обеспечения соответствия нормативных предписаний проекта нормативного правового акта требованиям Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, обязательствам Российской Федерации в соответствии с международными договорами, положениям федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, ранее изданным ведомственным нормативным правовым актам по решению руководства Министерства осуществляется экспертиза проекта нормативного правового акта, включающая исследование правовых, научно-юридических, международно-правовых, криминологических, финансово-экономических, лингвистических и других аспектов проекта.
51. Проекты нормативных правовых актов по особо важным вопросам оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел и служебно-боевой деятельности внутренних войск выносятся в установленном порядке на рассмотрение Коллегии МВД России или оперативного совещания при Министре (заместителях Министра).
V. Требования, предъявляемые к структуре
и содержанию проектов нормативных правовых актов
52. Структура нормативного правового акта должна обеспечивать логическое развитие вопроса, являющегося предметом его правового регулирования.
53. Содержание проекта нормативного правового акта должно с наибольшей полнотой отражать предмет его правового регулирования, обеспечивать согласованность и не допускать противоречий с другими нормативными правовыми актами, действующими в данной области, облегчать его правильное понимание и дальнейшую реализацию.
54. Текст проекта нормативного правого акта, издаваемого в виде приказа МВД России, как правило, состоит из вступительной части (преамбулы) <*> и распорядительной (приказной) части <**>.
------------------------------------
<*> Далее - "вступительная часть".
<**> Далее - "распорядительная часть".
55. Во вступительной части излагаются цели, мотивы и основания издания приказа МВД России. Положения нормативного характера во вступительную часть не включаются. В случае, если предписания нормативного правового акта в обосновании не нуждаются, вступительная часть может отсутствовать.
56. При наличии вступительной части проекта приказа МВД России распорядительная часть должна начинаться словом "приказываю", напечатанным по центру текстовой части листа прописными буквами вразрядку (с двумя машинописными интервалами).
57. Распорядительная часть проекта приказа МВД России излагается в повелительной (императивной) форме. Каждый пункт распорядительной части проекта приказа МВД России должен начинаться, как правило, с глагола.
58. При наличии в тексте распорядительной части проекта приказа МВД России поручений руководителям подразделений МВД России глагол помещается непосредственно после указания соответствующего подразделения МВД России, инициалов имени, отчества и фамилии руководителя данного подразделения МВД России. При этом инициалы имени, отчества и фамилия руководителя подразделения МВД России указываются в дательном падеже без указания специального (воинского) звания и помещаются в круглые скобки (например, "КРУ МВД России (И.И. Иванову)").
59. В распорядительной части приказа МВД России нормативные предписания излагаются в последовательности, обеспечивающей правильное их понимание и применение нормативного правового акта.
60. Как правило, пункты распорядительной части приказа МВД России располагаются в следующей последовательности:
пункты об утверждении нормативных правовых актов других видов (уставов, положений, наставлений, инструкций, правил и иных нормативных правовых актов);
пункты, устанавливающие нормы права;
пункты, содержащие поручения подразделениям центрального аппарата МВД России;
пункты, содержащие поручения другим подразделениям и организациям МВД России;
пункты, содержащие поручения МВД, ГУВД, УВД и другим органам внутренних дел, органам, соединениям и воинским частям внутренних войск;
пункты, изменяющие ранее установленные правовые нормы;
пункты, отменяющие ранее установленные нормы права;
пункты, возлагающие контроль за выполнением данного приказа МВД России.
61. Текст проекта нормативного правового акта МВД России может подразделяться на составные части:
в приказе и директиве - на пункты, подпункты и абзацы;
в уставе, положении, наставлении, инструкции, правилах и иных нормативных правовых актах - на главы, пункты, подпункты, абзацы.
62. Каждая составная часть, исключая абзацы, должна иметь соответствующий номер. Нумерация глав производится римскими цифрами с точкой, а пунктов и подпунктов - арабскими цифрами с точкой. Допускается буквенная нумерация подпунктов. Номер главы и пункта должен состоять из одного числа, например: I; X; 3; 12. Нумерация пунктов по тексту проекта является сквозной (сплошной) без учета разделения текста проекта на главы. Номер подпункта включает в себя номер соответствующего пункта и номер собственно подпункта, разделенные точкой. Например: 1.1; 2.17; 1.4.2. При более мелком делении подпунктов допускается буквенное обозначение абзацев, отделенных от текста абзацев круглой скобкой без точки. Например: "а)", "б)", "в)".
Использование дефисов (символов "-") или иных специальных символов при более мелком делении подпунктов не допускается.
63. Главы должны иметь соответствующие заголовки, отражающие в краткой форме их содержательную часть. Заголовки глав оформляются полужирным шрифтом и выравниваются по левой границе текстового поля листа с учетом абзацного отступа. Точка в конце заголовка главы не ставится.
64. Пункт проекта нормативного правового акта должен содержать одно нормативное предписание. Несколько нормативных предписаний помещаются в один пункт в исключительных случаях, когда это необходимо для их правильного понимания и применения. В иных случаях такие предписания рекомендуется излагать в подпунктах.
65. Каждое предписание проекта нормативного правового акта формулируется так, чтобы исключалась возможность неоднозначного его толкования.
66. В пункты проекта нормативного правового акта, содержащие нормативные предписания, действие которых не ограничивается определенным сроком, не включаются предписания, имеющие временное значение. Нормативное предписание, рассчитанное на определенный период времени, включается в отдельный пункт проекта нормативного правового акта.
67. Текст проекта нормативного правового акта излагается с соблюдением правил русского языка, доступно и просто, по возможности короткими фразами.
В проект нормативного правового акта не подлежат включению различного рода рекомендации, советы, цитаты из книг или другие подобные тексты.
В целях исключения неоднозначного понимания норм и предписаний в тексте проекта не допускается употребление многозначных слов и выражений, образных сравнений, эпитетов, метафор и так далее.
68. Текст проекта нормативного правового акта не должен содержать общие, абстрактные формулировки типа: "повысить внимание", "решительно улучшить" и тому подобные. Не допускается также использование в проекте нормативного правового акта таких сокращенных выражений как, например, "и т.д.", "и т.п.", "и др.".
69. Термины, используемые в проекте нормативного правового акта, должны употребляться в проекте только в одном значении и в соответствии с терминологией, принятой в законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, когда самим проектом нормативного правового акта предусматривается изменение ранее принятой терминологии.
В данном случае в виде сноски или примечания следует указывать правовое содержание используемого в проекте нормативного правового акта термина. Например:
"<1> Под ... в настоящей Инструкции понимается ..."
или
"Примечание. Под ... в настоящей Инструкции понимается ...".
70. В случае необходимости использования в проекте нормативного правового акта малоизвестных юридических, технических и других специальных терминов в тексте документа дается их развернутое определение. Толкование данных терминов может быть осуществлено в отдельном пункте проекта нормативного правового акта или в виде сноски к конкретному специальному термину.
При необходимости дать определение (толкование) пяти и более специальным терминам допускается их оформление в виде отдельного приложения к проекту нормативного правового акта.
71. Наименование федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных государственных органов и организаций и их структурных подразделений, а также должностей соответствующих должностных лиц воспроизводится в проекте нормативного правового акта в точном соответствии с их официальным наименованием (полным, сокращенным или условным), предусмотренным положением (уставом или иным официальным документом).
В проекте нормативного правового акта МВД России допускается использование как полного, так и сокращенного наименования подразделения Министерства, установленного статусным (учредительным) документом данного подразделения МВД России (положением или уставом).
Порядок написания действительных наименований подразделений МВД России, имеющих условные наименования, определяется специальными нормативными правовыми актами МВД России.
72. В проекте нормативного правового акта четко излагается содержание вводимых нормативных предписаний, определяется круг подразделений МВД России, органов и подразделений внутренних дел, органов, соединений и воинских частей внутренних войск, иных государственных органов и организаций, должностных лиц, на которых распространяются эти предписания.
73. В необходимых случаях в проекте нормативного правового акта могут быть предусмотрены необходимые меры ответственности, пределы которых определяются компетенцией должностного лица, издавшего соответствующий нормативный правовой акт.
74. В нормативных предписаниях, содержащихся в проекте нормативного правового акта, указываются конкретные сроки их реализации с указанием числа месяца, месяца, квартала, года. Например, "до 15 ноября 2001 года", "в I квартале 2002 года".
При необходимости допускается устанавливать срок, указывая на наступление конкретного события или совершение определенного действия, либо ограничиваться указанием периода (отрезка) времени (например: "в двухмесячный срок", "в десятидневный срок").
75. Нормативные предписания формулируются с целью совершенствования всех ранее изданных нормативных правовых актов по данному предмету правового регулирования, взаимной их увязки и устранения множественности нормативных правовых актов по одному и тому же предмету правового регулирования. Для этого при внесении изменений и дополнений в ранее изданные нормативные правовые акты в проекте разрабатываемого нормативного правового акта:
нормативные предписания располагаются в логической последовательности, унифицируется используемая в нем терминология и стиль изложения;
заменяются все устаревшие и утратившие значение термины, названия и другие выражения;
объединяются в один пункт (подпункт) все однородные, повторяющиеся, конкретизирующие и дополняющие друг друга нормативные предписания;
дается новая редакция пунктов (подпунктов);
исключаются нормы, противоречащие изданным нормативным правовым актам, практически утратившие значение, временные нормы, срок действия которых истек, а также нормативные предписания индивидуального характера.
76. Нормативные предписания порученческого характера, предназначенные одному исполнителю (одним исполнителям), в тексте проекта нормативного правового акта группируются в один пункт.
Аналогичным образом группируются и нормативные предписания, объединенные одним определяющим словом. Например: "Утвердить", "Установить, что", "Считать утратившими силу" и тому подобными.
77. В проектах нормативных правовых актов, не имеющих соответствующего грифа секретности или грифа ограничения доступа, запрещается использовать нормативные предписания, содержащие сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также сведения конфиденциального характера.
78. Гриф секретности ("особой важности", "совершенно секретно", "секретно") или пометка "Для служебного пользования" проставляются без кавычек в верхнем правом углу первого листа проекта нормативного правового акта.
В установленных случаях гриф секретности может дополняться установленными литерами.
Оформление грифа секретности осуществляется в соответствии с правилами секретного делопроизводства.
79. В проекте приказа МВД России может быть установлен срок вступления в силу данного нормативного правового акта или отдельного его нормативного предписания. При этом могут быть применены следующие юридико-технические формы:
"Установить, что исчисление потребности органов внутренних дел Российской Федерации в горюче-смазочных материалах в соответствии с Нормами, утвержденными настоящим приказом, осуществляется с 1 января 2004 года.";
или
"Утвердить и ввести в действие с 1 января 2004 года прилагаемую Инструкцию о ...".
80. В последнем пункте проекта приказа МВД России, как правило, устанавливается, на кого возлагается контроль за выполнением нормативных предписаний, содержащихся в данном нормативном правовом акте.
VI. Общие требования, предъявляемые
к оформлению проектов нормативных правовых актов
81. Проект нормативного правового акта оформляется, как правило, на установленных бланках и стандартных листах бумаги формата А4 (210 x 297 мм). Текст проекта нормативного правового акта печатается на одной стороне листа.
82. Проекты нормативных правовых актов, изготавливаемые с использованием печатающих устройств средств вычислительной техники, печатаются в текстовом редакторе Microsoft Word, шрифтом Times New Roman размером N 14, через 1 - 1,5 интервала.
Табличные документы могут быть изготовлены также с использованием редактора Microsoft Excel и шрифта Arial. Размер шрифта разработчиком проекта выбирается самостоятельно, но не может быть менее N 10.
Для выделения части текста документа, заголовка, примечания могут использоваться шрифты других типов и размеров, начертание, курсив, измененный (увеличенный или уменьшенный) интервал между строками, смещение относительно границ основного текста.
83. При размещении текста документа на листе оставляются верхние и нижние поля в размере 20 мм, левое - 30 мм, правое - 20 мм от края листа.
Текст печатается от левой границы текстового поля документа и выравнивается по левой и правой границам текстового поля документа (выравнивание по ширине). Первая строка абзаца начинается с абзацного отступа на расстоянии 1,25 - 1,5 см от левой границы текстового поля документа.
В случае необходимости документ может иметь верхний и нижний колонтитулы, находящиеся на расстоянии 10 мм от края листа.
84. Проект нормативного правового акта должен иметь: заголовок, дату, порядковый номер и другие необходимые реквизиты, предусмотренные Типовой инструкцией по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти <*>.
------------------------------------
<*> Утверждена Приказом Федеральной архивной службы России от 27 ноября 2000 г. N 68 (зарегистрирована в Министерстве юстиции Российской Федерации 26 декабря 2000 года, регистрационный N 2508).
85. Проекты приказа МВД России и директивы МВД России, а также проекты межведомственных нормативных правовых актов, издаваемые федеральными органами исполнительной власти, должны иметь изображение Государственного герба Российской Федерации размером 17 x 17 мм <*>.
------------------------------------
<*> Первый лист приказа МВД России оформляется на бланке установленного образца, содержащем изображение Государственного герба Российской Федерации.
86. Заголовок проекта нормативного правового акта должен быть предельно кратким и отражать содержание документа.
Заголовок проекта приказа МВД России помещается внутри ограничительных рамок соответствующих бланков установленного образца. Заголовок проекта нормативного правового акта, издаваемого в виде устава, положения, наставления, инструкции, правил и иных нормативных правовых актов, оформляется по центру листа с одинаковыми интервалами от левой и правой границ текста в 2 - 3 интервалах перед текстом проекта (Приложение N 2).
В отдельных случаях разрешается оформление заголовков проектов нормативных правовых актов, издаваемых в виде уставов, положений, наставлений, инструкций, правил и иных нормативных правовых актов, посредством оформления титульных листов проектов нормативных правовых актов данных видов. В этом случае заголовок оформляется по центру титульного листа с одинаковыми интервалами от левой и правой границ текста и на удалении 100 мм от нижней границы углового реквизита приложения (Приложение N 3).
Точка в конце заголовка не ставится.
87. Датой издания ведомственного нормативного правового акта является дата его регистрации в Управлении делами МВД России <*> после подписания уполномоченным на то должностным лицом.
------------------------------------
<*> Далее - "УД МВД России".
Дата издания нормативного правового акта оформляется словесно-цифровым способом в местах, установленных для реквизитов даты. Например: 4 апреля 2002 г.
В угловых реквизитах приложений дата издания нормативного правового акта оформляется цифровым способом - арабскими цифрами в следующей последовательности: день месяца, месяц, год. День месяца и месяц оформляются двумя парами цифр, разделенных точкой, год - четырьмя цифрами. Например, дата 4 апреля 2002 года в угловых реквизитах приложений оформляется следующим образом: 04.04.2002.
88. При написании даты в реквизитах нормативных правовых актов с применением словесно-цифрового способа после написания цифр соответствующего года используется обозначение "г.", с использованием цифрового способа данное обозначение не применяется. При написании даты вне реквизитов нормативного правового акта используется словесно-цифровой способ с отображением после написания цифр обозначения соответствующего года слова "года".
89. Нормативный правовой акт, изданный совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, должен иметь соответствующий номер и единую дату.
Номер нормативного правового акта, изданного совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, состоит из регистрационных номеров, присвоенных данному нормативному правовому акту каждым федеральным органом исполнительной власти (иным государственным органом, организацией). При этом регистрационные номера распределяются в порядке указания федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, издавших совместный нормативный правовой акт, и разделяются косой чертой. Например: 025/014/362с.
Единая дата нормативного правового акта, изданного совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, соответствует дате последней регистрации данного нормативного правового акта.
90. При изготовлении документов на двух и более листах вторая и последующие страницы должны быть пронумерованы. Номера страниц проставляются в верхнем колонтитуле листа посредине текстового поля документа. При этом на первом листе проекта нормативного правового акта номер листа не ставится.
Проект нормативного правового акта и все входящие в его состав приложения должны иметь сквозную (сплошную) нумерацию листов.
91. Текст проекта нормативного правового акта излагается с соблюдением правил русского языка, доступно и просто, по возможности короткими фразами.
В проект нормативного правового акта не подлежат включению различного рода рекомендации, советы, цитаты из книг или другие подобные тексты.
В целях исключения неоднозначного понимания норм и предписаний в тексте проекта не допускается употребление многозначных слов и выражений, образных сравнений, эпитетов, метафор и так далее.
VII. Требования, предъявляемые к оформлению сносок
и примечаний в проектах нормативных правовых актов
92. Для объяснения тех или иных особенностей, которые не могут быть отражены непосредственно в нормативном предписании проекта нормативного правового акта, а также в целях уточнения отдельных нормативных предписаний проекта к отдельным его частям (пунктам, подпунктам, абзацам, отдельным словосочетаниям или словам) может быть сделана сноска, обозначаемая арабскими цифрами, прописанными с применением верхнего индекса. Например: "1", "2" и так далее.
В проектах нормативных правовых актов используются сноски, помещаемые в конце каждой страницы проекта. Нумерация сносок должна начинаться отдельно на каждом листе проекта.
Использование для обозначения сносок специальных символов (например: "*"), сплошной нумерации сносок по всему тексту проекта нормативного правового акта, а также использование концевых сносок (сносок, помещаемых в конце документа) не допускается.
В проекте нормативного правового акта для оформления текста сноски используется шрифт, размер которого должен быть меньше размера шрифта основного текста (например, размером N 10 или N 12).
Применяемые в проекте нормативных правовых актов тексты сносок не должны содержать нормативных предписаний.
93. При необходимости для полноты изложения вопроса в проектах нормативных правовых актов могут воспроизводиться отдельные положения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. При этом в проекте должны указываться ссылки на эти акты и на источник их официального опубликования <*>.
------------------------------------
<*> Источники официального опубликования нормативных правовых актов определены Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 22, ст. 2663; 1997, N 20, ст. 2242; 1998, N 33, ст. 3967).
В случае ссылки на акты законодательства Российской Федерации без воспроизведения их отдельных положений указание на источник их официального опубликования также является необходимым. При повторной ссылке на законодательный и иной нормативный правовой акт Российской Федерации указание на источник его официального опубликования не производится.
94. При воспроизведении в проекте нормативного правового акта отдельных положений нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, прошедших в установленном порядке государственную регистрацию, либо ссылки на них необходимо указывать полное наименование федерального органа исполнительной власти (иного государственного органа, организации), издавшего данные нормативные правовые акты, дату их издания (принятия), регистрационные номера, их наименования, а также дату государственной регистрации и регистрационные номера, присвоенные Министерством юстиции Российской Федерации <*> при их государственной регистрации, а также источники их официального опубликования <**>.
------------------------------------
<*> Далее - "Минюст России".
<**> Источники официального опубликования ведомственных нормативных правовых актов, прошедших государственную регистрацию в Минюсте России, определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации".
95. Ссылка в проекте нормативного правового акта, подлежащего в последующем направлению на государственную регистрацию, на нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти (иного государственного органа, организации), не прошедший государственную регистрацию в Минюсте России, не допускается.
96. Указание на источник официального опубликования нормативного правового акта оформляется в проекте разрабатываемого нормативного правового акта, как правило, посредством использования сносок.
97. В проекте нормативного правового акта допускается использование примечаний. Примечания используются в случаях, когда нормативное предписание не представляется возможным изложить в соответствующем пункте текста. В случае использования нескольких примечаний они обозначаются порядковыми номерами, оформленными арабскими цифрами.
Примечания могут оформляться как в конце пункта (подпункта) проекта нормативного правового акта, так и в конце документа.
Примечания к отдельным пунктам (подпунктам) проекта нормативного правового акта (нормативному правовому акту в целом) могут выделяться посредством использования шрифта меньшего размера, чем размер шрифта основного текста (например, размером N 10 или N 12), и (или) курсивного шрифта.
VIII. Требования, предъявляемые к оформлению приложений
к проектам нормативных правовых актов
98. К проекту приказа МВД России прилагаются утверждаемые им нормативные правовые акты (уставы, положения, наставления, инструкции, правила и тому подобные), а также другие материалы в виде перечней, таблиц, образцов документов, графиков, схем, бланков и иных документов.
В этих случаях в предписания проекта приказа МВД России включаются указания на данные приложения (например: "Утвердить прилагаемую Инструкцию...", "...внести изменения в ... согласно Перечню (приложение N 1)" и так далее).
99. Если дата издания нормативного правового акта не совпадает с датой введения в действие утверждаемого им другого нормативного правового акта в основном акте делается соответствующая запись, с использованием юридико-технической формы, установленной пунктом 79 настоящих Правил.
100. Нормативные правовые акты, являющиеся приложениями к основному нормативному правовому акту, также могут иметь приложения.
101. Каждое приложение к приказу МВД России (иным нормативным правовым актам) имеет свой порядковый номер (с написанием символа номера). Например: "Приложение N 1", "Приложение N 2". В пункте проекта приказа МВД России (иного нормативного правового акта) при этом делается отсылка к соответствующему приложению. Например: "согласно приложению N 2", "по форме согласно приложению N 3".
Единственное приложение к проекту нормативного правового акта не нумеруется.
102. Нормативный правовой акт, утверждаемый приказом МВД России и оформленный в качестве приложения к нему, подготавливается и оформляется в соответствии с требованиями, установленными настоящими Правилами.
103. На прилагаемом документе указывается заголовок, который должен быть идентичен его названию в соответствующем пункте проекта основного нормативного правового акта.
104. В верхнем правом углу на первой странице приложения указываются его реквизиты, указывающие на номер приложения, вид основного нормативного правового акта, к которому данный документ является приложением, и его регистрационные реквизиты (дата регистрации и регистрационный номер). Например:
"Приложение N 2
к приказу МВД России
от 27.06.2003 N 484".
105. Если приказ МВД России содержит лишь одно указание на утверждение другого нормативного акта, а данный нормативный правовой акт, соответственно, является единственным приложением к приказу МВД России, угловые реквизиты документа оформляются следующим образом:
"Приложение
к приказу МВД России
от 27.06.2003 N 484".
106. При утверждении документа приказом МВД России реквизит утверждения располагается в правом верхнем углу документа и может состоять из слова "УТВЕРЖДЕН" ("УТВЕРЖДЕНА", "УТВЕРЖДЕНЫ" или "УТВЕРЖДЕНО"), прописанного без кавычек, наименования утверждающего документа в творительном падеже, даты его регистрации и регистрационного номера. Например:
"УТВЕРЖДЕНО
приказом МВД России
от 27.06.2003 N 484".
107. В реквизитах приложения к нормативному правовому акту, изданному в виде устава, положения, наставления, инструкции и правил, необходимо указывать полное и точное наименование основного (базового) документа. Например:
"Приложение
к Инструкции о порядке учета материальных средств в органах внутренних дел Российской Федерации"
или:
"Приложение N 3
к Инструкции о порядке учета материальных средств в органах внутренних дел Российской Федерации".
108. Приложение к проекту нормативного правового акта может быть оформлено в виде таблицы. Графы и строки таблицы должны иметь заголовки, выраженные именем существительным в именительном падеже. Подзаголовки граф и строк грамматически должны быть согласованы с заголовками.
109. Если таблица печатается более чем на одном листе, заголовочная часть таблицы (наименование граф) повторяется на каждой странице.
Допускается также сквозная нумерация всех граф таблицы арабскими цифрами. При этом при переносе таблицы на вторую и последующие страницы в начальной строке перенесенной части таблицы указывается строка с нумерацией граф.
IX. Оформление проектов
нормативных правовых актов по внесению
изменений и дополнений в ранее изданные нормативные
правовые акты, признанию нормативных правовых актов
утратившими силу (неприменяемыми)
110. Если ранее изданный нормативный правовой акт в основном сохраняет свое значение и требуется лишь изменить отдельные его нормативные предписания либо дополнить его новыми нормами, в проекте разрабатываемого нормативного правового акта приводится новая редакция изменяемых пунктов (подпунктов, абзацев) или излагаются новые пункты (подпункты, абзацы), которыми он должен быть дополнен. При этом применяются следующие юридико-технические формы:
"Абзац второй пункта 3 приказа МВД России от 1 июня 2002 г. N 000 изложить в следующей редакции:...";
"пункт 2 Наставления ... дополнить абзацем вторым следующего содержания: ...";
"Устав ..., утвержденный приказом МВД России от 9 июня 2000 г. N 000, дополнить новым пунктом 15 следующего содержания:
"15. ... .".
Пункты 15, 16 и 17 считать соответственно пунктами 16, 17 и 18." <*>.
------------------------------------
<*> Данная юридико-техническая форма может быть применена при отсутствии ссылок на изменяемые пункты в других нормативных правовых актах.
"Правила ..., утвержденные приказом МВД России от 9 июня 2000 г. N 000, дополнить новыми пунктами 15.1 и 15.2 следующего содержания:
"15.1. ... .
15.2. ... ." <*>.
------------------------------------
<*> Изменение нумерации последующих пунктов нормативного правового акта в данном случае не производится. Данная юридико-техническая форма используется при наличии в изданных в последующем нормативных правовых актах ссылок на отдельные нормативные предписания изменяемого нормативного правового акта или на изменяемый нормативный правовой акт в целом.
111. В случае, если изменяемые пункты (подпункты, абзацы) нет необходимости излагать в новой редакции, их текст достаточно дополнить, сократить или заменить, используя формулировки: "В пункте 1 приказа МВД России от 1 июня 2002 г. N 000 слова "..." исключить", "Абзац второй пункта 2 приказа МВД России от 1 июня 2002 г. N 000 после слов "..." дополнить словами "...", "В пункте 3 приказа МВД России от 1 июня 2002 г. N 000 слова "..." заменить словами "...".
112. При внесении в ранее изданный нормативный правовой акт изменений и дополнений недопустимо вместо внесения конкретного изменения (дополнения) в тексте изменяемого нормативного правового акта использовать юридико-технические формы: "во изменение", "в дополнение" и тому подобные.
113. Недопустимо при изменении ранее изданных нормативных правовых актов применять неопределенные нормативные предписания (например, "Считать утратившей силу Инструкцию ..., утвержденную приказом МВД России от 5 мая 2003 г. N 000, в части ..."). Изменения и дополнения, вносимые в действующий приказ МВД России, должны быть конкретными (например, "Считать утратившим силу пункт 5 Правил, утвержденных приказом МВД России от 5 мая 2003 г. N 000").
114. Изменения и дополнения, вносимые в ранее изданный нормативный правовой акт, оформляются, как правило, нормативным правовым актом того же вида, в каком издан изменяемый нормативный правовой акт. Например, изменения и дополнения, вносимые в нормативный правовой акт, изданный Министром в виде приказа МВД России, могут быть внесены только приказом МВД России, подписанным Министром.
115. Изменения и дополнения, вносимые в инструкции, наставления и иные нормативные правовые акты, утвержденные приказами МВД России, вносятся посредством издания соответствующего приказа МВД России.
116. При необходимости внесения в ранее изданный нормативный правовой акт значительного количества изменений и дополнений, а также если требуется изменить нормативный правовой акт в целом, подготавливается его новая редакция.
117. Если при подготовке нормативного правового акта выявились необходимость внесения существенных изменений и дополнений в несколько ранее изданных нормативных правовых актов или наличие по одному и тому же предмету правового регулирования нескольких ранее изданных нормативных правовых актов, в целях их упорядочения разрабатывается новый единый нормативный правовой акт. При этом в проект такого нормативного правового акта включаются как новые, так и сохраняющие свою силу нормативные предписания, содержащиеся в ранее изданных нормативных правовых актах.
118. Нормативные предписания о внесении изменений и дополнений в ранее изданные нормативные правовые акты, о признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России, а также о неприменении нормативных правовых актов МВД СССР структурно помещаются в конце проекта нормативного правового акта перед пунктом об установлении ответственности за выполнение предписаний данного нормативного правового акта.
119. При значительном (пять и более) числе нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, изменению и (или) дополнению, а равно при значительном количестве вносимых изменений и (или) дополнений их перечни оформляются в качестве отдельного приложения к проекту нормативного правового акта.
120. Если подготовка данного перечня требует длительного времени, а издание разрабатываемого проекта нормативного правового акта не терпит отлагательства, либо когда для разработки нового нормативного правового акта установлен срок, недостаточный для подготовки данного перечня, в проекте нормативного правового акта может быть предусмотрено соответствующее поручение о приведении ранее изданных нормативных правовых актов в соответствие с разрабатываемым нормативным правовым актом.
121. Работа над перечнем нормативных правовых актов, в которые вносятся изменения и (или) дополнения, нормативных правовых актов или отдельных их предписаний (глав, пунктов, подпунктов, абзацев), которые признаются утратившими силу, а также нормативных правовых актов МВД СССР, которые признаются неприменяемыми в органах внутренних дел, во внутренних войсках или в системе МВД России в целом, в связи с изданием подготавливаемого нормативного правового акта, начинается с учета и изучения ранее изданных нормативных правовых актов или отдельных их предписаний, содержание которых затрагивается разрабатываемым проектом нормативного правового акта.
В этих целях предварительно определяется круг вопросов, по которым надлежит отбор ранее изданных нормативных правовых актов для включения их в данный перечень, устанавливаются подразделения МВД России, интересы которых затрагивает разрабатываемый нормативный правовой акт.
122. В качестве основного источника для выявления ранее изданных нормативных правовых актов, подлежащих включению в перечень, используются учетные карточки, находящиеся в систематизированной картотеке нормативных правовых актов, а также соответствующие электронные базы данных.
Наличие отметок в текстах отобранных нормативных правовых актов об их изменении, дополнении, распространении действия данного акта проверяется по их контрольным экземплярам. Изучаются также нормативные правовые акты, к которым имеются отсылки в тексте отобранного для включения в перечень нормативного правового акта.
123. В перечень нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, включается как основной нормативный правовой акт, так и нормативные правовые акты (или отдельные их нормативные предписания), которыми в его текст ранее были внесены изменения и (или) дополнения.
124. Если представляется необходимым внести изменения и дополнения в пункт (подпункт, абзац) или признать утратившим силу пункт (подпункт, абзац) ранее изданного нормативного правового акта, в который в последующем после его издания были внесены те или иные изменения и дополнения, то в перечень изменяемых (признаваемых утратившими силу) нормативных предписаний включается названный пункт (подпункт, абзац) нормативного правового акта с указанием редакции того нормативного правового акта, которым были предусмотрены соответствующие изменения и дополнения (например, "Пункт 46 Правил ..., утвержденных приказом МВД России от 1 января 2002 г. N 24 (в редакции приказа МВД России от 27 июня 2003 г. N 484)").
125. В перечень нормативных правовых актов или их отдельных предписаний, признаваемых утратившими силу, подлежат включению в том числе и нормативные правовые акты или их отдельные предписания ограниченного срока действия, если срок их действия истек, а также нормативные правовые акты или их отдельные предписания, фактически утратившие юридическую силу.
126. В тех случаях, когда действие нормативного правового акта или отдельного его нормативного предписания ограниченного срока действия было продлено на неопределенный срок либо распространено в виде постоянно действующей нормы, в перечень нормативных правовых актов или отдельных их предписаний (гла

<ПИСЬМО> Госстроя РФ от 18.12.2003 n НЗ-8304/10 <О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМ СИЛУ ПИСЬМА ГОССТРОЯ РОССИИ ОТ 13.03.2003 n НЗ-1538/10>  »
Постановления и Указы »
Читайте также