РАСПОРЯЖЕНИЕ Минтранса РФ от 19.11.2003 n ОС-1018-р О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО НАНЕСЕНИЮ ДОРОЖНОЙ РАЗМЕТКИ НА ЦЕМЕНТОБЕТОННЫЕ ПОКРЫТИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ


МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 19 ноября 2003 г. N ОС-1018-р
О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ "МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО НАНЕСЕНИЮ ДОРОЖНОЙ РАЗМЕТКИ НА ЦЕМЕНТОБЕТОННЫЕ
ПОКРЫТИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ"
В целях повышения качества выполнения работ по нанесению горизонтальной дорожной разметки на цементобетонных покрытиях автомобильных дорог, а также повышения уровня безопасности дорожного движения:
1. Ввести в действие и рекомендовать к применению с 1 января 2004 года "Методические рекомендации по нанесению дорожной разметки на цементобетонные покрытия автомобильных дорог" (далее - Методические рекомендации).
2. Федеральным управлениям автомобильных дорог, управлениям автомобильных магистралей, межрегиональным дирекциям по дорожному строительству, дирекциям по строительству (реконструкции) федеральных автомобильных дорог организовать использование Методических рекомендаций и осуществление комплекса необходимых мероприятий, направленных на их внедрение и практическое применение на автомобильных дорогах общего пользования.
3. Территориальным органам управления дорожным хозяйством Министерства транспорта Российской Федерации рекомендовать использование Методических рекомендаций и осуществление комплекса необходимых мероприятий, направленных на их внедрение и практическое применение на автомобильных дорогах общего пользования.
4. Управлению инноваций и технического нормирования в дорожном хозяйстве (Чванов В.В.) с участием Информавтодора (Мепуришвили Д.Г.) в установленном порядке обеспечить издание Методических рекомендаций, упомянутых в п. 2 и п. 3 настоящего распоряжения.
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.
Заместитель Министра
О.В.СКВОРЦОВ



Утверждены
распоряжением Росавтодора
от 19 ноября 2003 г. N ОС-1018-р
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО НАНЕСЕНИЮ ДОРОЖНОЙ РАЗМЕТКИ НА ЦЕМЕНТОБЕТОННЫЕ
ПОКРЫТИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Предисловие
Для устройства покрытий жестких дорожных одежд используются два вида материалов: асфальтобетон и цементобетон. Опыт проведения контрольно-полевых испытаний материалов для разметки дорог одновременно на асфальтобетонном и цементобетонном покрытиях и эксплуатация разметки показали, что долговечность красок на цементобетонном покрытии на 25 - 30% меньше, чем на асфальтобетонном.
Однако имеющаяся научно-техническая документация в области разметки не учитывает влияние типа покрытия на долговечность разметки. В ней отсутствуют также технологические требования к материалам в зависимости от условий эксплуатации и методы их оценки.
Работа Союздорнии с производителями и контрольно-полевые испытания, проводимые Росавтодором, позволили создать банк данных новых отечественных материалов для разметки дорог, в том числе пригодных для разметки на цементобетонных покрытиях. К ним относятся высококачественные органорастворимые краски, содержащие в качестве связующих акриловые и кремнийорганические полимеры, которые можно наносить с подгрунтовкой и без нее, и холодные пластики и спрейпластики.
Объемы работ по разметке с каждым годом увеличиваются, поэтому правильный выбор материала позволит увеличить срок службы разметки и уменьшить расходы на ее выполнение.
Настоящие Методические рекомендации разработаны на основании результатов исследований и эксплуатационных испытаний, проведенных ФГУП "Союздорнии", МАДИ (ТУ) и РОСДОРКОНТРОЛЕМ Росавтодора. В Рекомендациях использованы данные зарубежных и отечественных разработок.
1. Общие положения
1.1. Разметка автомобильных дорог устанавливает определенные режимы и порядок движения транспортных средств и пешеходов, является средством визуального ориентирования водителей и применяется как самостоятельно, так и в сочетании с другими средствами с целью повышения безопасности дорожного движения, увеличения скорости движения автомобилей и пропускной способности дороги.
1.2. Нанесение разметки на цементобетонные покрытия автомобильных дорог и элементы дорожных сооружений осуществляют на основе проектной документации, разработанной в соответствии с требованиями ГОСТ 23457-86 [3] и ГОСТ Р 51256-99 [2] и согласованной с органами ГАИ.
Качество разметки и применяемых материалов должно отвечать требованиям ГОСТ Р 51256-99.
1.3. Разметка эффективна, если она обладает следующими свойствами:
а) хорошей видимостью в дневное и ночное время, в дождливую и пасмурную погоду;
б) устойчивостью к изменениям температуры, химическим и метеорологическим воздействиям;
в) обеспечивает необходимое для безопасного движения сцепление колеса с дорогой;
г) быстро формируется после нанесения, не задерживая движение автотранспорта;
д) обладает долговечностью, т.е. имеет необходимый срок эксплуатации.
1.4. Долговечность разметки зависит от качества маркировочного материала, типа дорожного покрытия и величины эксплуатационной нагрузки. Величина эксплуатационной нагрузки на линии горизонтальной разметки зависит от интенсивности движения на автодороге (категорийности дороги), ширины проезжей части, назначения линий разметки (т.е. положения линий или рисунков разметки по ширине дороги), искривлений и разворотов на дороге, качества дорожного покрытия, а также от климатических условий.
Однако не в меньшей степени долговечность разметки зависит от соблюдения рекомендуемой технологии ее нанесения.
1.5. Разметку автомобильных дорог с цементобетонным покрытием рекомендуется выполнять специальными высококачественными красками (эмалями), холодным пластиком и спрейпластиком, световозвращателями.
Настоящие Рекомендации определяют требования к материалам и технологии нанесения разметки на цементобетонные покрытия автомобильных дорог для красок (эмалей) и холодных пластиков и спрейпластиков.
1.6. На неосвещенных автомобильных дорогах разметка должна быть световозвращающей. Для придания разметке световозвращающих свойств, а также повышения ее видимости в ночное время, дождливую и пасмурную погоду используют специальные рефлектирующие материалы - стеклянные микрошарики (СМШ).
Настоящие Рекомендации определяют требования и условия применения для разметки стеклянных микрошариков.
2. Выбор материала и срок службы разметки <*>
------------------------------------
<*> При разработке этого раздела использованы идеи Австрийского стандарта ONORM B 2440 [5].
2.1. Выбор разметочного материала определяется категорией участка, предназначенного для нанесения разметки.
2.2. Расчет категории участка производится с использованием системы баллов по следующей схеме:
2.2.1. Интенсивность движения
------------------------------------------T----------------------¬
¦Интенсивность движения, общее количество ¦ Количество баллов ¦
¦ автомобилей в сутки ¦ ¦
+-----------------------------------------+----------------------+
¦Менее 5000 ¦1 ¦
+-----------------------------------------+----------------------+
¦От 5000 до 10000 ¦2 ¦
+-----------------------------------------+----------------------+
¦От 10000 до 20000 ¦4 ¦
+-----------------------------------------+----------------------+
¦Более 20000 ¦6 ¦
L-----------------------------------------+-----------------------
2.2.2. Ширина проезжей части
-------------------------T----------------------T----------------¬
¦Ширина проезжей части, м¦ Ширина полосы ¦ Количество ¦
¦ ¦ движения, м ¦ баллов ¦
+------------------------+----------------------+----------------+
¦До 6 ¦До 3 ¦3 ¦
+------------------------+----------------------+----------------+
¦От 6 до 7,5 ¦От 3 до 3,75 ¦1 ¦
+------------------------+----------------------+----------------+
¦Более 7,5 ¦Более 3,75 ¦0 ¦
L------------------------+----------------------+-----------------
2.2.3. Назначение разметки и место ее нанесения
-------------------------------------------------T---------------¬
¦ Вид наносимой разметки ¦ Количество ¦
¦ ¦ баллов ¦
+------------------------------------------------+---------------+
¦Краевые линии ¦0 ¦
+------------------------------------------------+---------------+
¦Разметка мест парковки ¦2 ¦
+------------------------------------------------+---------------+
¦Разметка в местах спуска или подъема ¦2 ¦
+------------------------------------------------+---------------+
¦Все осевые линии, окантовка участков, въезд на ¦4 ¦
¦которые запрещается ¦ ¦
+------------------------------------------------+---------------+
¦Разделительные линии полос вне городской черты, ¦5 ¦
¦линии поперечной разметки, проезд по которым ¦ ¦
¦осуществляется не постоянно ¦ ¦
+------------------------------------------------+---------------+
¦Линии поперечной разметки, проезд по которым ¦10 ¦
¦осуществляется постоянно ¦ ¦
L------------------------------------------------+----------------
2.2.4. Тип и качество дорожного покрытия
--------------------------------------------------T--------------¬
¦ Характеристика дорожного покрытия ¦ Количество ¦
¦ ¦ баллов ¦
+-------------------------------------------------+--------------+
¦Ровное цементобетонное дорожное покрытие без ¦2 ¦
¦видимых разрушений с гладкой поверхностью ¦ ¦
+-------------------------------------------------+--------------+
¦Ровное цементобетонное дорожное покрытие без ¦3 ¦
¦видимых разрушений с шероховатой поверхностью ¦ ¦
+-------------------------------------------------+--------------+
¦Дорожное покрытие с дефектами разрушения, ¦4 ¦
¦занимающими менее 15% от размечаемой поверхности ¦ ¦
+-------------------------------------------------+--------------+
¦Дорожное покрытие с дефектами разрушения, ¦6 ¦
¦занимающими (15 - 40)% от размечаемой поверхности¦ ¦
+-------------------------------------------------+--------------+
¦Дорожное покрытие с дефектами разрушения, ¦10 ¦
¦занимающими более 40% от размечаемой поверхности ¦ ¦
L-------------------------------------------------+---------------
2.2.5. Сезонные факторы эксплуатации
-------------------------------------------------T---------------¬
¦ Сезонные факторы эксплуатации ¦ Количество ¦
¦ ¦ баллов ¦
+------------------------------------------------+---------------+
¦Использование противогололедных смесей ¦1 ¦
+------------------------------------------------+---------------+
¦Использование механических средств для ¦2 ¦
¦уборки дорог ¦ ¦
+------------------------------------------------+---------------+
¦Переход температуры воздуха через 0 ¦3 ¦
L------------------------------------------------+----------------
2.2.6. Дополнительные факторы, баллы по которым прибавляются к баллам п. 2.2.3
-------------------------------------------------T---------------¬
¦ Вид наносимой разметки ¦ Количество ¦
¦ ¦ баллов ¦
+------------------------------------------------+---------------+
¦Разметка на перекрестках и пересечении дорог ¦3 ¦
+------------------------------------------------+---------------+
¦Разметка на искривлениях радиусом до 70 м ¦4 ¦
+------------------------------------------------+---------------+
¦Разделительные линии полос в черте города, ¦10 ¦
¦проезд по которым осуществляется постоянно ¦ ¦
L------------------------------------------------+----------------
2.2.7. Категория участка определяется путем нахождения суммы баллов, соответствующих условиям эксплуатации данного участка, по п. п. 2.2.1 - 2.2.6 из следующей таблицы:
---------------------------------T-------------------------------¬
¦ Категория участка ¦ Сумма баллов ¦
+--------------------------------+-------------------------------+
¦1 ¦1 - 5 ¦
+--------------------------------+-------------------------------+
¦2 ¦6 - 10 ¦
+--------------------------------+-------------------------------+
¦3 ¦11 - 15 ¦
+--------------------------------+-------------------------------+
¦4 ¦15 - 20 ¦
+--------------------------------+-------------------------------+
¦5 ¦Более 20 ¦
L--------------------------------+--------------------------------
Используемый для разметки материал должен соответствовать категории размечаемого участка, обладать оптимальными свойствами, обеспечивающими долговечность нанесенной разметки в течение необходимого срока.
2.3. Срок службы временной разметки ограничивается продолжительностью событий, потребовавших ее введения.
2.4. Срок службы постоянной разметки красками (эмалями) на цементобетонных покрытиях автомобильных дорог до обнажения покрытия на 50% должен быть не менее 6 месяцев;
холодными пластиками до обнажения покрытия автодороги на 25% - не менее 12 месяцев.
2.5. Выбор оптимального маркировочного материала в зависимости от условий его эксплуатации осуществляется в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1
ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОГО МАРКИРОВОЧНОГО МАТЕРИАЛА
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УСЛОВИЙ ЕГО ЭКСПЛУАТАЦИИ
-----------------------------T------------------T----------------¬
¦ Маркировочный материал ¦Категория участка ¦ Срок службы ¦
¦ ¦ автодороги ¦разметки, мес., ¦
¦ ¦ ¦ не менее ¦
+----------------------------+------------------+----------------+
¦Краска ¦Временная разметка¦Не нормируется ¦
¦ ¦1 ¦18 ¦
¦ ¦2 ¦12 ¦
¦ ¦3 ¦6 ¦
+----------------------------+------------------+----------------+
¦Холодный пластик (толщина ¦3 ¦24 ¦
¦слоя 2 - 3 мм) ¦4 ¦18 ¦
¦ ¦5 ¦12 ¦
+----------------------------+------------------+----------------+
¦Холодный спрейпластик ¦2 ¦24 ¦
¦(толщина слоя 0,8 мм) ¦3 ¦18 ¦
¦ ¦4 ¦12 ¦
L----------------------------+------------------+-----------------
3. Маркировочные материалы, общие технические требования
3.1. Для нанесения разметки на цементобетонные покрытия автомобильных дорог используют краски (эмали) органорастворимые и воднодисперсионные и холодные пластики.
Краска представляет собой суспензию пигментов, минеральных наполнителей, технологических и функциональных добавок в растворе полимерного связующего.
Холодные пластики поставляются в виде двух компонентов А и Б.
В состав компонента А входят: раствор смолы в мономере, пластификатор, пигмент, наполнитель, технологические и функциональные добавки.
Компонент Б является отвердителем.
3.2. Технические требования к краскам (эмалям) органорастворимым и воднодисперсионным и условия их нанесения приведены в таблице 2.
Таблица 2
ТРЕБОВАНИЯ К ПОКАЗАТЕЛЯМ КАЧЕСТВА КРАСОК
(ЭМАЛЕЙ) ДЛЯ РАЗМЕТКИ ДОРОГ И УСЛОВИЯ ИХ НАНЕСЕНИЯ
---------------------------------------T-------------------------¬
¦ Наименование показателей ¦ Технические требования ¦
+--------------------------------------+-------------------------+
¦Цвет ¦Белый, желтый, оранжевый ¦
+--------------------------------------+-------------------------+
¦Коэффициент яркости ¦ ¦
¦белой краски, не менее ¦0,8 ¦
¦желтой краски, не менее ¦0,5 ¦
¦оранжевой краски, не менее ¦0,4 ¦
+--------------------------------------+-------------------------+
¦Плотность, г/куб. см ¦Не менее 1,5 ¦
+--------------------------------------+-------------------------+
¦Содержание нелетучих веществ, % ¦Не менее 70 ¦
+--------------------------------------+-------------------------+
¦Вязкость при применении, по ВЗ-246(4) ¦60 - 140 ¦
¦при 20 °C, с ¦ ¦
+--------------------------------------+-------------------------+
¦Степень перетира, мкм, не более ¦70 ¦
+--------------------------------------+-------------------------+
¦Адгезия к стеклу или цементобетону, ¦1 - 2 ¦
¦усл. балл ¦ ¦
+--------------------------------------+-------------------------+
¦Устойчивость пленки краски на ¦48 ¦
¦цементобетоне к действию воды, ¦ ¦
¦насыщенного раствора NaCl и 10%-го ¦ ¦
¦раствора NaOH <*>, ч ¦ ¦
+--------------------------------------+-------------------------+
¦Время высыхания до ст. 3 при темп. ¦30 ¦
¦(20 +/- 2) °C и влажности не более 75%¦ ¦
¦при толщине жидкой пленки не менее ¦ ¦
¦0,3 мм, мин., не более ¦ ¦
+--------------------------------------+-------------------------+
¦Гарантийный срок хранения, мес., ¦3 ¦
¦не менее ¦ ¦
+--------------------------------------+-------------------------+
¦Износостойкость, % <*>, не менее ¦75 ¦
+--------------------------------------+-------------------------+
¦Износостойкость на цементобетонном ¦20000 ¦
¦покрытии, число проходов колеса до ¦ ¦
¦износа лакокрасочного покрытия 50% ¦ ¦
¦<*>, не менее ¦ ¦
+--------------------------------------+-------------------------+
¦Срок эксплуатации, мес., не менее ¦6 ¦
+--------------------------------------+-------------------------+
¦ Условия нанесения разметки ¦
+--------------------------------------T-------------------------+
¦Температура воздуха и покрытия ¦5 - 35 ¦
¦автодороги, °C ¦ ¦
+--------------------------------------+-------------------------+
¦Влажность (максимальная), %, не более ¦75 ¦
L--------------------------------------+--------------------------
------------------------------------
<*> Показатели определяются факультативно для набора статистических данных.
Краски (эмали), удовлетворяющие этим требованиям, и их технические характеристики представлены в таблице 1 Приложения 1. Методы их испытаний даны в Приложении 2.
3.3. Технические требования к холодным пластикам и спрейпластикам для разметки дорог и условия их нанесения приведены в таблице 3.
Таблица 3
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОКАЗАТЕЛЯМ КАЧЕСТВА
ХОЛОДНЫХ ПЛАСТИКОВ И СПРЕЙПЛАСТИКОВ ДЛЯ РАЗМЕТКИ ДОРОГ
И УСЛОВИЯ ИХ НАНЕСЕНИЯ
-------------------------------------------------T---------------¬
¦ Наименование показателей ¦ Технические ¦
¦ ¦ требования ¦
+------------------------------------------------+---------------+
¦1. Цвет ¦Белый, желтый ¦
+------------------------------------------------+---------------+
¦2. Остаток сухого вещества, % ¦Не менее 97 ¦
+------------------------------------------------+---------------+
¦3. Плотность неотвержденной суспензии, г/куб. см¦Не менее 1,5 ¦
+------------------------------------------------+---------------+
¦4. Толщина слоя при нанесении разметки, мм ¦ ¦
¦холодным пластиком ¦2,0 - 3,0 ¦
¦спрейпластиком ¦0,8 ¦
+------------------------------------------------+---------------+
¦5. Время отверждения при 20 °C, мин., не более ¦20 ¦
+------------------------------------------------+---------------+
¦6. Водопоглощение, %, не более ¦0,01 ¦
+------------------------------------------------+---------------+
¦7. Коэффициент яркости, не менее ¦0,8 ¦
+------------------------------------------------+---------------+
¦8. Блеск, ед. блеска, не более ¦10 ¦
+------------------------------------------------+---------------+
¦9. Коэффициент сцепления, не менее ¦0,3 ¦
+------------------------------------------------+---------------+
¦10. Срок эксплуатации, мес., не менее ¦12 ¦
+------------------------------------------------+---------------+
¦ Условия нанесения разметки ¦
+------------------------------------------------T---------------+
¦Температура, °C ¦5 - 40 ¦
+------------------------------------------------+---------------+
¦Влажность (максимальная), %, не более ¦85 ¦
L------------------------------------------------+----------------
Холодные пластики, удовлетворяющие этим требованиям, представлены в таблице 2 Приложения 1.
Методы их испытаний даны в Приложении 3.
4. Рефлектирующие материалы, общие технические требования
4.1. Стеклянные микрошарики (далее - "стеклошарики") не применяются самостоятельно в качестве маркировочного материала, а только в сочетании с ним для повышения видимости разметки ночью, в дождливую и пасмурную погоду.
Стеклошарики представляют собой гранулы из прозрачного стекла (не полые!) сферической формы.
4.2. Технические требования к стеклошарикам для разметки дорог приведены в таблице 4.
Таблица 4
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СТЕКЛОШАРИКАМ ДЛЯ РАЗМЕТКИ ДОРОГ
---------------------------------------T-------------------------¬
¦ Наименование показателей ¦ Технические требования ¦
+--------------------------------------+-------------------------+
¦1. Внешний вид ¦Прозрачные шаровидные ¦
¦ ¦частицы, содержащие не ¦
¦ ¦более 5% газовых ¦
¦ ¦включений и не слипшиеся ¦
¦ ¦друг с другом ¦
+--------------------------------------+-------------------------+
¦2. Гранулометрия: ¦ ¦
¦- содержание технологических ¦5 ¦
¦остатков в виде осколков, %, не более ¦ ¦
¦- содержание несферических частиц, %, ¦20 ¦
¦не более ¦ ¦
¦- содержание основных фракций, %, ¦75 ¦
¦не менее ¦ ¦
¦- минимальный размер, мкм ¦40 ¦
¦- максимальный размер, мкм ¦1200 ¦
+--------------------------------------+-------------------------+
¦3. Коэффициент преломления ¦1,5 - 1,65 ¦
+--------------------------------------+-------------------------+
¦4. Плотность, г/куб. см ¦2,4 - 2,6 ¦
+--------------------------------------+-------------------------+
¦5. Обработка поверхности ¦Поверхность СМШ должна ¦
¦ ¦быть гидрофобной ¦
L--------------------------------------+--------------------------
Фирмы, предлагающие стеклошарики на рынок России, представлены в таблице 3 Приложения 1.
Методы испытаний стеклошариков даны в Приложении 4.
5. Горизонтальная дорожная разметка цементобетонных
покрытий, общие технические требования
5.1. Горизонтальная дорожная разметка цементобетонных покрытий должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 51256-99.
5.2. Для повышения контрастности и видимости разметки белого цвета на цементобетонном покрытии для автодорог I категории и магистральных улиц непрерывного движения коэффициент яркости разметки должен быть не менее 0,8.
5.3. Коэффициент яркости разметки при диффузном освещении (Qd), определяющий дневную видимость разметки, должен соответствовать значениям, указанным в таблице 5.
Таблица 5
---------------T----------------------T--------------------------¬
¦Цвет разметки ¦ Класс разметки по ¦ Коэффициент яркости при ¦
¦ ¦ коэффициенту яркости ¦ диффузном освещении для ¦
¦ ¦ при диффузном ¦ дорожной разметки (Qd) в ¦
¦ ¦ освещении ¦сухом состоянии, не менее,¦
¦ ¦ ¦ мкд/(лк x кв. м) ¦
+--------------+----------------------+--------------------------+
¦Белый ¦Qо ¦Не нормируется ¦
¦ +----------------------+--------------------------+
¦ ¦Q3 ¦130 ¦
¦ +----------------------+--------------------------+
¦ ¦Q4 ¦160 ¦
+--------------+----------------------+--------------------------+
¦Желтый ¦Q1 ¦Не нормируется ¦
¦ +----------------------+--------------------------+
¦ ¦Q2 ¦80 ¦
¦ +----------------------+--------------------------+
¦ ¦Q3 ¦100 ¦
+--------------+----------------------+--------------------------+
¦Оранжевый ¦Qo ¦Не нормируется ¦
¦ +----------------------+--------------------------+
¦ ¦Q1 ¦80 ¦
¦ +----------------------+--------------------------+
¦ ¦Q2 ¦100 ¦
L--------------+----------------------+---------------------------
5.4. Для автомобильных дорог I категории (магистральных улиц непрерывного движения) с цементобетонным покрытием рекомендуется использовать материалы, обеспечивающие следующие классы горизонтальной дорожной разметки по коэффициенту яркости при диффузном освещении:
Q4 - для белого цвета;
Q3 - для желтого цвета;
Q2 - для оранжевого цвета.
Для автомобильных дорог II и III категорий (магистральных улиц и улиц местного движения) с цементобетонным покрытием рекомендуется использовать материалы, обеспечивающие следующие классы горизонтальной дорожной разметки по коэффициенту яркости при диффузном освещении:
Q3 - для белого цвета;
Q2 - для желтого цвета;
Q1 - для оранжевого цвета.
Для автомобильных дорог IV категории (местных проездов) с цементобетонным покрытием рекомендуется использовать материалы, обеспечивающие следующие классы горизонтальной дорожной разметки по коэффициенту яркости при диффузном освещении:
Qo - для белого, желтого и оранжевого цвета.
Указанные в п. п. 5.2 - 5.4 требования должны сохраняться:
- для разметки, выполненной красками (эмалями), - в течение первых трех месяцев эксплуатации;
- для разметки, выполненной холодным пластиком, - в течение первых шести месяцев эксплуатации.
При дальнейшей эксплуатации дорожной разметки допускается снижение значений коэффициентов яркости, приведенных в п. п. 5.2 - 5.4, не более чем на 25%. При дальнейшем снижении коэффициента яркости разметку необходимо возобновить.
5.5. Коэффициент сцепления горизонтальной дорожной разметки, выполненной холодным пластиком, должен быть не менее 0,3.
6. Упаковка, маркировка, хранение маркировочных материалов
6.1. Краска (эмаль), компоненты холодного пластика должны быть герметично упакованы в соответствии с требованиями ГОСТ 9980.3 в металлические или пластмассовые бочки, ведра или другую тару по согласованию с потребителем.
6.2. Маркировка транспортной тары производится в соответствии с требованиями ГОСТ 9980.4 и ГОСТ 19433-88.
На каждой единице транспортной тары должны быть нанесены следующие сведения:
- наименование или товарный знак предприятия-изготовителя;
- наименование продукции;
- обозначение нормативно-технической документации на продукцию;
- номер партии;
- масса нетто, кг;
- дата изготовления;
- гарантийный срок хранения;
- знак опасности: класс 3;
- серийный номер ООН;
- классификационный шифр,
а также манипуляционные знаки по ГОСТ 14192: "Легковоспламеняющаяся жидкость", "Герметичная упаковка", "Верх".
6.3. Маркировочные материалы (за исключением воднодисперсионных красок) хранят в неотапливаемом закрытом складском помещении, предохраняя от прямого солнечного света и влаги, при температуре от -40 °C до +40 °C.
Воднодисперсионные краски хранят при температуре выше 0 °C, но не более 40 °C.
7. Подготовка и нанесение разметки
7.1. Маркировочный материал, предназначенный для нанесения разметки, должен сопровождаться техническим паспортом предприятия-изготовителя и инструкцией по применению. Перед использованием он также должен быть испытан на соответствие требованиям таблиц 2 - 3 в специализированной исследовательской лаборатории.
7.2. Перед использованием:
- краска (эмаль) должна быть тщательно перемешана до однородного состояния, если при визуальном осмотре обнаружен осадок или отслоение растворителя; краска должна быть готова к применению, если вязкость краски превышает требуемую норму, она может быть разбавлена растворителем, рекомендованным в инструкции, но не более чем на 10%;
- холодный (двухкомпонентный) пластик и спрейпластик должны сопровождаться инструкцией по применению, содержащей сведения о нормируемых соотношениях компонентов. Перед нанесением холодного пластика на поверхность покрытия автодороги два компонента его должны быть смешаны до однородного состояния смеси в соответствии с прилагаемой инструкцией.
7.3. Технологический процесс нанесения дорожной разметки включает следующие виды работ:
- подготовка поверхности дорожного покрытия;
- нанесение предварительной разметки;
- нанесение подгрунтовки, если требуется изготовителем;
- нанесение разметочных материалов, в том числе и микрошариков.
7.4. Перед выполнением работ по разметке автодорога должна быть подготовлена к ее нанесению. При необходимости должны быть проведены демаркировка старой разметки, текущий ремонт покрытия, заливка трещин, покрытие должно быть очищено, отмыто и высушено.
Демаркировку линий старой разметки проводят в соответствии с требованиями раздела 8 настоящих Рекомендаций.
7.5. Нанесение предварительной разметки производят вручную или с помощью специального кронштейна-маркера, установленного на маркировочной машине.
Технология работ по нанесению предварительной разметки включает определение контрольных точек, натяжение шнура и нанесение точек, фиксирующих проектное положение линий и символов дорожной разметки.
Нанесение предварительной разметки необходимо начинать с осевых линий, а затем наносить параллельные им линии, разделяющие полосы движения.
7.6. Климатические условия при нанесении разметки должны соответствовать указанным в таблицах 2 или 3 или быть указаны производителем материала в техническом паспорте или инструкции по применению разметочного материала.
7.7. В качестве подгрунтовки можно использовать разметочную краску, разбавленную до вязкости 20 - 40 с по ВЗ-4, или подгрунтовку, специально рекомендованную производителем в инструкции по применению. Нанесение ее можно осуществлять с помощью маркировочных машин для нанесения краски. Подгрунтовка наносится слоем 50 - 100 мкм. После технологического перерыва для высыхания слоя подгрунтовки в течение 10 - 15 минут наносят разметку краской или холодным пластиком.
Подгрунтовка для холодного пластика или спрейпластика должна быть подобрана и поставлена производителем материала.
7.8. Разметку красками (эмалями) наносят с помощью специальных маркировочных машин путем пневматического (аэрозольного) или гидравлического (безвоздушного) распыления (Приложение 6) в соответствии с регламентом и инструкцией по эксплуатации машины или вручную (по трафарету) краскораспылителем, кистью или валиком. При нанесении краски валиком микрошарики не применяются.
Перед началом работ по нанесению разметки и после их окончания емкости и другое оборудование, в котором находится краска, должны быть освобождены от использовавшейся ранее краски и тщательно промыты растворителем, рекомендованным в качестве разбавителя краски.
Технологический процесс механизированного способа нанесения разметки красками состоит из следующих стадий:
- подготовка краски;
- загрузка краски в емкость разметочной машины;
- подготовка машины к работе;
- нанесение подгрунтовки, если требуется изготовителем;
- нанесение разметки (краски и микрошариков) на покрытие автодороги;
- технологический перерыв для высыхания краски.
Технологический процесс ручного способа нанесения разметки красками включает стадии:
- подготовка краски;
- наложение трафарета или окантовка линий и символов разметки липкой лентой (скотчем);
- нанесение подгрунтовки, если требуется изготовителем;
- нанесение разметки (т.е. краски и не позднее чем через 10 секунд - микрошариков) на покрытие автодороги;
- технологический перерыв для высыхания краски.
7.9. Разметку холодным пластиком наносят с помощью специальных маркировочных машин в соответствии с регламентом и инструкцией по эксплуатации машины, волочильным ящиком - пластомаркером в соответствии с прилагаемой инструкцией или вручную по трафарету мастерком или шпателем. При нанесении холодного пластика пластомаркером или вручную микрошарики также наносятся вручную не позднее 30 секунд после нанесения разметки.
При механизированном способе нанесения холодного пластика производят:
- подготовку и загрузку компонентов А и Б в разные специальные емкости разметочной машины;
- подготовку машины к нанесению разметки;
- нанесение подгрунтовки, если требуется изготовителем;
- нанесение холодного пластика и микрошариков на покрытие автодороги;
- технологический перерыв для формирования холодного пластика.
При нанесении разметки холодным пластиком с помощью пластомаркера производят:
- нанесение подгрунтовки, если требуется изготовителем;
- смешивание компонентов А и Б в определенном соотношении;
- загрузку смеси в пластомаркер;
- нанесение холодного пластика;
- нанесение стеклошариков не позднее 30 секунд после нанесения пластика;
- технологический перерыв для формирования холодного пластика.
Технология ручного способа нанесения разметки холодным пластиком включает:
- наложение трафарета или окантовку линий и символов липкой лентой;
- нанесение подгрунтовки, если требуется изготовителем;
- смешивание компонентов А и Б в определенном соотношении;
- розлив смеси внутри трафарета или окантовки и распределение, выравнивание ее мастерком или шпателем;
- нанесение стеклошариков не позднее 30 секунд после нанесения пластика;
- снятие трафарета или ленты;
- технологический перерыв для формирования холодного пластика.
Категорически запрещается останавливать работы по разметке до полного использования холодного пластика, смешанного с отвердителем.
Все оборудование, в котором находился холодный пластик с отвердителем, сразу после окончания работ должно быть освобождено от остатков материала, тщательно отмыто растворителем, указанным в инструкции, во избежание потерь оборудования из-за загрязнения отвердевшим пластиком.
Утилизация растворителей промывки и остатков материалов производится по п. 9.5.
7.10. Для достижения наибольшего эффекта световозвращения и наилучшего удерживания в слое разметки подбор стеклошариков осуществляется исходя из следующих условий:
- поверхность стеклошариков должна быть свободна от маркировочного материала;
- стеклошарик должен быть утоплен в слой разметки наполовину. Для достижения этого размер микрошариков должен быть соизмерим с толщиной слоя разметки, поскольку для эффективного и длительного их действия шарики должны лежать хотя бы в два-три слоя;
- наилучшими в отношении долговечности и световозвращения разметки краской являются стеклошарики размером 100 - 600 мкм, так как они должны выступать из сырой пленки, толщина которой составляет 400 - 600 мкм, наполовину;
- для холодных пластиков, толщина слоя разметки которых составляет 2 - 3 мм, используют микрошарики размером 600 - 1200 мкм;
- в дождливую погоду, когда шарик покрыт пленкой воды, условия для световозвращения больших шариков лучше, чем малых;
- при нанесении стеклошариков на слой разметки, выполненной холодными пластиками и красками на органических растворителях, поверхность стеклошариков должна быть обработана специальными составами для придания им гидрофобных свойств, а еще лучше - силанизирована.
7.11. Стеклошарики наносят тремя способами:
- введением в объем маркировочного материала в количестве (20 - 30)%;
- посыпанием на поверхность свеженанесенной разметки в количестве 200 - 300 г/кв. м;
- сочетанием этих двух способов вместе.
Нанесение стеклошариков на поверхность дорожной разметки производят в автоматизированном режиме специальным пневматическим распределителем, входящим в комплект разметочных машин. Перед началом работ стеклошарики загружают в специальную емкость разметочной машины, откуда под давлением через специальную форсунку подаются на поверхность свеженанесенной, несформировавшейся разметки.
При ручном нанесении дорожной разметки стеклошарики также наносят вручную.
8. Демаркировка линий дорожной разметки
8.1. Решение о проведении демаркировки линий дорожной разметки принимает заказчик на основании результатов обследования состояния линий старой разметки на участке, предназначенном для нанесения разметки, совместно со специализированной компетентной организацией. Обследование заключается в оценке степени износа линий, устанавливаемой ГОСТ Р 51256-99.
8.2. Комплекс работ по демаркировке включает следующие операции:
- определение зоны производства работ в соответствии со схемой демаркировки;
- подготовка необходимых машин, механизмов, приведение их в рабочее состояние;
- демаркировка линий разметки;
- очистка поверхности дорожного покрытия с использованием уборочных и поливомоечных машин.
8.3. Демаркировку линий разметки производят следующими способами:
- механическим удалением линий дорожной разметки специальными машинами-демаркировщиками или дорожными фрезами, обеспечивающими требуемое качество работ;
- удалением линий дорожной разметки с использованием газовых или инжекторных газовоздушных горелок, обеспечивающих выгорание разметочного материала на дорожном покрытии; метод выжигания следует применять при средней толщине линии разметки до 3,0 мм;
- удалением линий дорожной разметки гидравлическим способом;
- закрашиванием линий дорожной разметки красками, совпадающими по цвету с дорожным покрытием (временная демаркировка); при этом коэффициент сцепления закрашенных линий должен соответствовать ГОСТ Р 51256-99;
- сочетанием вышеприведенных способов.
8.4. Требования к производству работ по демаркировке.
8.4.1. Сроки проведения работ и последовательность демаркировки линий разметки должны быть согласованы со сроками нанесения новой разметки и определяться с участием органов ГИБДД.
8.4.2. При демаркировке линий дорожной разметки допускается срезка покрытия автодороги на глубину не более 2 мм.
8.4.3. Оставшиеся после демаркировки элементы дорожной разметки не должны влиять на безопасность движения.
8.4.4. Обязательным требованием при выполнении работ по демаркировке является удаление отходов демаркировки в специально отведенные места для утилизации.
9. Техника безопасности и экологическая
безопасность при работе с маркировочными материалами,
проведении работ по нанесению дорожной
разметки и демаркировке
9.1. Требования безопасности и охраны окружающей среды при применении маркировочных материалов должны быть изложены в нормативно-технической документации (технические условия или ГОСТ) на материал.
9.2. Маркировочные материалы при применении являются токсичными, пожароопасными продуктами. По степени воздействия на организм человека в соответствии с ГОСТ 12.1.007 относятся к 3 классу опасности - вещества умеренно опасные.
Холодный пластик, благодаря наличию дибензоилпероксида, является взрывоопасным веществом.
9.3. Лабораторные помещения, в которых проводятся работы с маркировочными материалами, должны быть оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией, содержание вредных веществ (растворителей, пластификаторов, пигментов, наполнителей) в воздухе рабочей зоны не должно превышать ПДК, нормированных ГОСТ 12.1.005.
9.4. Оборудование и трубопроводы должны быть заземлены, запрещается использование открытого огня.
При производстве работ по нанесению разметки, при замывке машин и оборудования категорически запрещается курить.
9.5. Замывка машин и оборудования должна производиться вдали от жилых и производственных зданий и сооружений и мест скопления людей. При замывке маркировочных машин и оборудования в процессе работ с органорастворимыми красками и холодными пластиками появляется большое количество грязного растворителя, который должен быть собран в специальные емкости, предназначенные для сжигания. Сжигание грязного растворителя должно производиться в специально отведенных для этого местах, согласованных с органами СЭС.
Вода, образующаяся при замывке машин при использовании воднодисперсионных красок, также должна быть собрана в специальные емкости и вывезена для утилизации в специально отведенных местах.
9.6. Пожаро-, взрывобезопасность при применении маркировочных материалов должна обеспечиваться системами защиты, предотвращения пожара и организационно-техническими мероприятиями в соответствии с ГОСТ 12.1.004, ГОСТ 12.1.010, ГОСТ 12.1.018.
9.7. Средства пожаротушения маркировочных материалов: пена химическая и воздушно-механическая, углекислый газ, огнетушители ОП-5, ОУВ-7, ОУ-5, песок, асбестовое полотно, кошма.
9.8. К самостоятельной работе с маркировочными материалами допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, курс обучения, инструктаж (общий и на рабочем месте) и проверку знаний правил техники безопасности, пожарной безопасности и личной гигиены.
9.9. Работающие с маркировочными материалами должны быть обеспечены спецодеждой, спецобувью, средствами индивидуальной защиты рук в соответствии с ГОСТ 12.4.011, респираторами и защитными очками в соответствии с ГОСТ 12.4.103, ГОСТ 12.4.041, ГОСТ 12.4.013, выданными согласно действующим отраслевым нормам.
На рабочем участке должна быть аптечка с медикаментами.
В случае попадания краски или холодного пластика на незащищенную поверхность кожи необходимо удалить их ватой, ветошью, а затем промыть водой с мылом.
9.10. К работе по нанесению и демаркировке линий дорожной разметки допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие специальный инструктаж с регистрацией в журнале по технике безопасности.
9.11. Лица, обслуживающие топочно-газовое оборудование, должны дополнительно иметь допуск к указанным работам.
9.12. При производстве работ необходимо использовать защитные средства, обеспечивающие безопасность проведения работ в соответствии со СНиП 12-03-99 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования". Лица, находящиеся на проезжей части, обязаны пользоваться сигнальными жилетами со световозвращающими элементами.
9.13. При подготовке поверхности дорожного покрытия, в случае выхода дорожных рабочих для проведения работ на встречную полосу, необходимо заблаговременно выставлять двух регулировщиков с красными нарукавными повязками и жезлами, которые закрывают движение транспорта на время работ.
9.14. Дорожную разметку осуществляют, как правило, без перерыва движения на автодорогах. Поэтому место производства работ необходимо оградить переносными барьерами, стойками, вехами или конусами, а также установить переносные дорожные знаки "Ремонтные работы".
На автодорогах с интенсивным движением нанесение разметки осуществляется в соответствии с согласованными с ГАИ схемами организации движения и ограждения в местах нанесения разметки с участием сотрудников ГАИ, которые оказывают помощь в организации движения в зоне производства работ. Вызов сотрудников ГАИ должен осуществляться производителем работ до их начала. : примечание
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа. 9.16. Дорожные машины, участвующие в выполнении работ, должны быть окрашены габаритными белыми и красными полосами, снабжены красными флажками или сигнальными фонарями и оборудованы проблесковыми маячками желтого цвета.
Для разметки в ночное время барьеры, стойки, конусы и габаритные полосы должны быть снабжены красными сигнальными фонарями или окрашены рефлектирующими красками.
9.17. Машинисты дорожно-маркировочных машин должны иметь удостоверение, подтверждающее право на управление соответствующей машиной. Закрепление машины за машинистом должно быть оформлено приказом.
9.18. На машинах не должно быть посторонних предметов, а в зоне работ - посторонних лиц.
10. Контроль качества дорожной разметки
10.1. Контроль качества дорожной разметки проводят в соответствии с требованиями и методами ГОСТ Р 51256-99. Он состоит из входного, операционного, приемочного и эксплуатационного контроля.
10.2. При приемке партии разметочного материала от поставщика (завода-изготовителя) подрядчик должен провести входной контроль его качества на соответствие требованиям ГОСТ Р 51256-99 и таблиц 2 - 4 по методикам Приложений 2 - 4 настоящих Рекомендаций.
10.2.1. Отбор проб материала производится по ГОСТ 9980.2-86. Суммарный объем проб составляет 1 л для краски и спрейпластика, 2 кг для холодного пластика и 0,5 кг для стеклошариков от каждой партии материала.
10.2.2. При получении в результате испытаний неудовлетворительного результата проводятся повторные испытания, результаты которых являются окончательными.
10.2.3. По результатам входного контроля составляют протокол испытаний.
10.3. Операционный контроль при нанесении разметки включает измерение следующих параметров:
- состояние поверхности дорожного покрытия;
- температура воздуха и покрытия;
- относительная влажность воздуха;
- толщина жидкого слоя для красок или затвердевшего слоя для пластиков;
- время высыхания (твердения);
- геометрические параметры линий разметки;
- соответствие положения линий схеме нанесения;
- равномерность нанесения подгрунтовки;
- фотографирование линий разметки.
В случае наличия в технической документации производителя дополнительных требований к разметочным материалам или условиям их нанесения данные параметры подлежат проверке при операционном контроле.
10.4. Приемочный контроль качества нанесенной разметки включает измерение следующих параметров:
- соответствие положения линий разметки проектной документации (схеме нанесения);
- соответствие геометрических параметров линий разметки и расстояния между ними нормативной документации;
- высота линий над уровнем проезжей части для холодного пластика;
- наличие следов старой разметки;
- коэффициент сцепления покрытия автодороги и разметки;
- светотехнические характеристики - цвет, коэффициент яркости, коэффициент яркости при диффузном освещении, коэффициент световозвращения, блеск.
10.4.1. Приемочный контроль включает в себя полный комплекс испытаний на каждые 2 км магистралей и улиц с четырьмя и более полосами движения и на 5 км дороги с двумя полосами движения, но не менее одного комплекса испытаний на каждый титульный объект.
10.5. Контроль качества разметки в процессе эксплуатации включает измерение следующих параметров:
- соответствие геометрических параметров линий разметки и расстояния между ними нормативной документации;
- высота линий над уровнем проезжей части для холодного пластика;
- коэффициент сцепления покрытия автодороги и разметки;
- светотехнические характеристики - цвет, коэффициент яркости, коэффициент яркости при диффузном освещении, коэффициент световозвращения, блеск;
- оценка износа (разрушения) линий разметки по площади (т.е. обнажения покрытия автодороги в %, визуально или фотографически).
10.6. Для выполнения работ по оценке параметров дорожной разметки на всех этапах контроля могут быть привлечены специализированные организации.
10.7. По результатам всех видов контроля дорожной разметки составляются акты контроля с оценкой качества выполненных работ.
Заключение
Настоящие Рекомендации определяют условия выбора и применения красок (эмалей) и холодных пластиков и спрейпластиков для разметки цементобетонных покрытий автомобильных дорог.
Увеличение количества материалов и производителей материалов одного типа приводит к повышению их качества и снижению стоимости. Важную роль при этом может играть сертификация продукции в органах, аккредитованных для сертификации строительных и дорожно-строительных материалов. Хотя сертификация маркировочных материалов является добровольной, потребитель вправе требовать от поставщика проведения сертификационных испытаний специализированной лаборатории как гарантии качества предлагаемой продукции.
Исследования, направленные на повышение эффективности работы разметки, привели к появлению новых ее типов. Так, в последние годы появились профильная (состоящая из участков разной толщины) и структурная (состоящая из отдельных капель, в перспективе сливающихся в одну полосу) разметки, которые эффективно работают в дождливую погоду, так как обеспечивают отток воды с линий разметки. Для них могут использоваться холодные пластики, приведенные в этих Рекомендациях, но нанесение разметки требует новых технологий, новых маркировочных машин и изменения требований к разметке.
Возможность использования термопластиков для разметки цементобетонных покрытий автомобильных дорог пока научно не проработана, а имеющийся опыт такого использования - отрицателен.
Маркировочные ленты в России пока не выпускаются. Положительных опытов использования этих материалов в России пока также нет. Нет и систематических наблюдений их поведения в условиях эксплуатации.
Поэтому эти материалы отсутствуют в перечне рекомендуемых здесь материалов для разметки. При получении положительных экспериментальных и статистических данных по этим материалам в Рекомендации могут быть внесены соответствующие изменения.
Генеральный директор
ФГУП "Союздорнии"
В.М.ЮМАШЕВ



Приложение 1
Таблица 1
КРАСКИ (ЭМАЛИ) ДЛЯ ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ РАЗМЕТКИ
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И ИХ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
--------------T------------T--------T------T--------T-----T------¬
¦ Фирма - ¦Марка краски¦Рабочая ¦Плот- ¦Содержа-¦Время¦Коэфф.¦
¦изготовитель ¦ ¦вязкость¦ность,¦ние не- ¦высы-¦яр- ¦
¦или поставщик¦ ¦по ВЗ-4,¦г/куб.¦летучих ¦ха- ¦кости ¦
¦ ¦ ¦ с ¦см ¦веществ,¦ния, ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦% ¦мин. ¦ ¦
+-------------+------------+--------+------+--------+-----+------+
¦ООО ¦КО-525 ¦45 - 120¦1,4 ¦Не ¦Не ¦0,84 ¦
¦"Союз LTD", ¦автодорожная¦ ¦ ¦менее 65¦более¦ ¦
¦г. Казань ¦ ¦ ¦ ¦ ¦20 ¦ ¦
+-------------+------------+--------+------+--------+-----+------+
¦ОАО "Усолье ¦КО-51 ¦70 - 130¦Не ¦75 +/- 5¦-"- ¦0,83 ¦
¦Сибирский ¦ ¦ ¦менее ¦ ¦ ¦ ¦
¦селикон" ¦ ¦ ¦1,5 ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------+------------+--------+------+--------+-----+------+
¦ООО "Айлес- ¦АК-109 ЛОКО ¦80 - 180¦Не ¦Не ¦-"- ¦0,86 ¦
¦бари Кемикл",¦ШТРИХ ¦ ¦менее ¦менее 70¦ ¦ ¦
¦г. Санкт- ¦ ¦ ¦1,5 ¦ ¦ ¦ ¦
¦Петербург ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------+------------+--------+------+--------+-----+------+
¦ОАО "Дарус", ¦АК-505 ¦80 - 120¦1,6 ¦Не ¦-"- ¦0,88 ¦
¦г. Ростов-на-¦ ¦ ¦ ¦менее 75¦ ¦ ¦
¦Дону ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------+------------+--------+------+--------+-----+------+
¦ГУДП "Техно- ¦Техноколор ¦60 - 160¦Не ¦-"- ¦-"- ¦0,82 ¦
¦пласт", г. ¦ ¦ ¦менее ¦ ¦ ¦ ¦
¦Дзержинский ¦ ¦ ¦1,5 ¦ ¦ ¦ ¦
¦Московской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦обл. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------+------------+--------+------+--------+-----+------+
¦"СТиМ", ¦АК-11 ¦40 - 100¦1,50 -¦Не ¦-"- ¦0,88 ¦
¦Беларусь ¦"Спринтер" ¦ ¦1,61 ¦менее 70¦ ¦ ¦
+-------------+------------+--------+------+--------+-----+------+
¦"Полифарб", ¦АСП-4 ¦70 - 160¦1,50 -¦75 +/- 2¦-"- ¦0,90 ¦
¦Польша ¦ ¦ ¦1,55 ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------+------------+--------+------+--------+-----+------+
¦"Штоллреф- ¦Штоллрефлекс¦80 - 160¦1,56 -¦75 - 80 ¦-"- ¦0,85 ¦
¦лекс", ¦Д-1163 ¦ ¦1,58 ¦ ¦ ¦ ¦
¦Австрия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------+------------+--------+------+--------+-----+------+
¦"C.A.P.", ¦Синолак-Леш ¦70 - 120¦1,50 -¦Не ¦-"- ¦0,83 ¦
¦Франция ¦2А ¦ ¦1,62 ¦менее 75¦ ¦ ¦
+-------------+------------+--------+------+--------+-----+------+
¦"Сварко- ¦Лимбороуд HR¦120 - ¦1,59 -¦-"- ¦-"- ¦0,82 ¦
¦Холдинг", ¦с подгрун- ¦160 ¦1,64 ¦ ¦ ¦ ¦
¦Австрия ¦товкой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-------------+------------+--------+------+--------+-----+-------
Таблица 2
ХОЛОДНЫЕ ПЛАСТИКИ ДЛЯ РАЗМЕТКИ ДОРОГ
-------------------------------T---------------------------------¬
¦ Фирма, страна ¦ Марка материала ¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦ Российские холодные пластики ¦
+------------------------------T---------------------------------+
¦ООО "Эльф-2000", г. Москва ¦Холодный пластик "Максидур", ¦
¦ ¦ТУ 5772-003-45022134-97 ¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦Интердорпласт, г. Краснодар ¦ДПК АК-515 ¦
+------------------------------+---------------------------------+
¦ Зарубежные холодные пластики ¦
+------------------------------T---------------------------------+
¦"Сварко-Холдинг", Австрия ¦Штоллрефлекс Д-1249, ¦
¦ ¦Холодный пластик Д-230 ¦
L------------------------------+----------------------------------
Таблица 3
РЕФЛЕКТИРУЮЩИЕ СТЕКЛЯННЫЕ МИКРОШАРИКИ
---------------------T-------------------------------------------¬
¦ Название фирмы, ¦ Марка материала, характеристика ¦
¦ страна ¦ ¦
+--------------------+-------------------------------------------+
¦АОЗТ "Русстек", ОАО ¦ТУ 5951-015-00204949-97. Шарики стеклянные ¦
¦"Судогодское стекло-¦оплавленные марок ШСО-30, ШСО-50, ШСО-125, ¦
¦волокно", Россия ¦ШСО-150, ШСО-250 ¦
+--------------------+-------------------------------------------+
¦ООО "Меготекс", ¦ТУ 5951-001-54611645-01. Стеклянные ¦
¦ООО "Дорстекло", ¦микрошарики для разметки дорог 100 - 600, ¦
¦Россия ¦100 - 800, 400 - 850 мкм ¦
+--------------------+-------------------------------------------+
¦АО "Спецхиммонтаж", ¦Стеклянные микрошарики 100 - 300, 300 - ¦
¦Россия ¦500, 100 - 500 мкм ¦
+--------------------+-------------------------------------------+
¦"Потерс Баллотини" ¦Стеклянные микрошарики "Балотина" ¦
¦(Potters Ballotini ¦(Balotina). Дорожные смеси BMX-40, BMX-60, ¦
¦Ltd), Англия ¦фракции 70 - 110, 100 - 200, 150 - 300, ¦
¦ ¦325 - 430, 430 - 570, 570 - 700, 700 - 850 ¦
+--------------------+-------------------------------------------+
¦"Сварко-Холдинг", ¦Светоотражающие стеклянные шарики: ¦
¦Австрия ¦Сваркофлекс 1 - 850 мкм, ¦
¦ ¦Сварколюкс 1 - 1300 мкм, ¦
¦ ¦Мегалюкс 600 - 800 мкм ¦
+--------------------+-------------------------------------------+
¦"Sovitec", Бельгия ¦Стеклянные микрошарики разных типов, ¦
¦ ¦размеры 125 - 850 мкм ¦
L--------------------+--------------------------------------------



Приложение 2
МЕТОДЫ
ИСПЫТАНИЙ КРАСОК (ЭМАЛЕЙ) ДЛЯ РАЗМЕТКИ ДОРОГ
При лабораторных испытаниях красок (эмалей) контролируют: цвет, внешний вид краски и ее пленки, седиментационную устойчивость, плотность, условную вязкость, содержание нелетучих веществ, степень перетира, адгезию к стеклу, время высыхания, водо- и солестойкость, коэффициент яркости, блеск.
Внешний вид краски (эмали) оценивается после тщательного перемешивания визуально при естественном рассеянном свете в стаканах любого типа вместимостью 100 - 1000 мл по ГОСТ 25336-82, ГОСТ 23932-90.
Цвет пленки краски определяют визуально при рассеянном дневном свете или искусственном дневном освещении по ГОСТ 29319-92. Сравниваемые образцы должны находиться в одной плоскости на расстоянии 30 - 50 см от глаз наблюдателя, под углом зрения, исключающем блеск поверхности.
Седиментационную устойчивость, т.е. устойчивость краски к образованию осадка, определяют в цилиндре емкостью 100 мл, в котором оставляют краску на две недели. Цилиндр должен быть герметично закрыт и помещен в прохладное место для предотвращения испарения растворителя. Через две недели оценивают наличие осадка, его объем, способность размешиваться и равномерно распределяться по объему краски.
Критерием седиментационной устойчивости краски является отсутствие осадка или наличие легко размешиваемого осадка.
Плотность определяют взвешиванием 100 мл краски в предварительно взвешенном цилиндре или мерном стакане на технических весах с погрешностью 0,1 г. Плотность (P, г/куб. см) рассчитывают по формуле:
М - м
P = -----,
100
где:
М - масса краски с тарой;
м - масса тары.
Содержание нелетучих веществ определяют по ГОСТ 17537-72 взвешиванием навески краски массой не более 1 г с последующим высушиванием ее и повторным взвешиванием до постоянного веса на аналитических весах с погрешностью измерения 0,0001 г.
Условную вязкость определяют по ГОСТ 8420-74 на вискозиметре ВЗ-246 с диаметром сопла 4 или 6.
Время высыхания до ст. 3 определяют по ГОСТ 19007-73.
Адгезию к стеклу или цементобетону определяют по ГОСТ 15140-78 методом решетчатых надрезов (метод 2). Адгезия оценивается в условных баллах. Оценка "1" соответствует наибольшей адгезии.
Устойчивость пленки краски к действию воды, насыщенного раствора соли или 10%-го раствора щелочи определяют по ГОСТ 9.403-80 (метод А) на образцах из цементобетона, используя гидроокись натрия по ГОСТ 4328-77.
Степень перетира определяют по ГОСТ 6589-74 прибором "Клин" (гриндометром).
Коэффициент яркости и блеск определяют по ГОСТ Р 51256-99 на приборе БФ-5 при геометрии углов 45/0/45 в соответствии с инструкцией к прибору.
Толщину жидкого слоя краски определяют гребенчатым микрометром, отградуированным с точностью до 25 или 50 мкм, погружая его в краску и отмечая закрашивание зубцов.



Приложение 3
МЕТОДЫ
ИСПЫТАНИЙ ХОЛОДНЫХ ПЛАСТИКОВ ДЛЯ РАЗМЕТКИ ДОРОГ
Цвет, внешний вид холодного пластика оценивается визуально при естественном рассеянном свете. Цвет сравнивается с контрольным образцом цвета. Сравниваемые образцы должны находиться на расстоянии 30 - 50 с

<ПИСЬМО> МВД РФ от 19.11.2003 n 13/4-153 ОБ ОТМЕНЕ УКАЗАНИЙ  »
Постановления и Указы »
Читайте также