ПИСЬМО Минобразования РФ от 17.11.2003 n 38-06-11 <О НАПРАВЛЕНИИ ТИПОВЫХ СТРУКТУР И НОРМАТИВОВ ЧИСЛЕННОСТИ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ И МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ИХ ПРИМЕНЕНИЮ>


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 ноября 2003 г. N 38-06-11
Повышение эффективности управления системой образования в Российской Федерации - проблема, имеющая особую значимость для всех уровней системы образования.
Принятая Государственным советом и утвержденная Правительством Российской Федерации Концепция модернизации российского образования требует обеспечить высокое качество, доступность и эффективность образования на всех уровнях, которые возможно осуществить только при наличии соответствующей этим задачам структуры управления образованием.
Между тем структуры органов управления образованием, сложившиеся в условиях 90-х годов, сегодня во многом оказываются неадекватными новым задачам, не имеют для их решения достаточного кадрового и управленческого потенциала.
Организация внедрения в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях методических рекомендаций по формированию органов местного самоуправления определена Правительством Российской Федерации одной из первоочередных мер в области государственной поддержки развития муниципальных образований (пункт 9 Перечня мероприятий в области государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления на 2003 - 2004 годы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2003 г. N 201).
Министерством образования Российской Федерации совместно с Центром нормативного обеспечения трудовых отношений Института труда Минтруда России разработана нормативная база, обеспечивающая функционирование и развитие системы образования, в том числе примерные структуры органов управления образованием и нормативы их численности, которые согласованы с Минтрудом России (письмо Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27.10.2003 N 1064-АП).
Министерство образования Российской Федерации рекомендует пересмотреть структуру и штаты органов управления образованием субъекта Российской Федерации с учетом прилагаемых рекомендаций Министерства образования Российской Федерации и Минтруда России.
Министр
В.М.ФИЛИППОВ



Согласовано
Министр труда и социального
развития Российской Федерации
А.П.ПОЧИНОК
27 октября 2003 г. N 1064-АП
ТИПОВЫЕ СТРУКТУРЫ
И НОРМАТИВЫ ЧИСЛЕННОСТИ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИХ ПРИМЕНЕНИЮ
ВВЕДЕНИЕ
В новых социально-экономических условиях кардинально изменяются требования к системе образования, характеру управленческих отношений в ней. Расширение самостоятельности образовательных учреждений, децентрализация управления образованием, регионализация системы образования, ориентация на развитие требуют изменения приоритетов деятельности, функций и структуры органов управления образованием всех уровней, нормативного обоснования численности государственных служащих, занятых в органах управления образованием.
Цель работы - подготовка методических материалов и рекомендаций для оптимизации организационных структур органов управления образованием и численности государственных служащих субъектов РФ.
В процессе работы был сделан анализ организационных структур органов управления образованием и численности государственных служащих субъектов РФ. Осуществлена систематизация присланных по запросу Центра нормативного обеспечения трудовых отношений Института труда материалов и статистических данных о структуре управлений образованием и численности государственных служащих, о влияющих на них факторах с учетом социально-экономической специфики территории.
На базе полученных данных разработаны проекты типовых структур управления с учетом рационального распределения функций и оптимальной специализации подразделений и проекты нормативов численности по функциям управления, а также разработаны методические рекомендации по их применению.
1. АНАЛИЗ И ПРОЕКТЫ ТИПОВЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНОВ
УПРАВЛЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЕМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В Конституции равноправные субъекты Федерации имеют два вида статуса:
- республики - государства;
- края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа - административно-территориальные образования.
В состав Российской Федерации входят 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов.
Одной из самых сложных проблем в работе федеральных органов исполнительной власти является взаимодействие с региональными и местными органами власти в условиях, когда федеративная система в России еще окончательно не сформировалась и многие региональные руководители стремятся получить как можно больше власти на своей территории и ограничить вмешательство центральной власти.
В регионах действуют органы исполнительной власти общей, отраслевой, межотраслевой компетенции. Например, в Новгородской области насчитывается 13 федеральных органов власти и 19 региональных, а в Тюменской области - федеральных органов 59 и региональных - 41.
Конституция РФ разрешает субъектам Федерации формировать свои системы государственной власти, которые не противоречили бы конституционному устройству российского государства. Поэтому во всех субъектах РФ созданы собственные системы государственного управления, отличающиеся большим разнообразием форм и их количественным составом. Их правовой основой являются в республиках - конституции, а в областях и краях - уставы и, кроме того, во многих субъектах приняты специальные законы о системе государственной власти и местном самоуправлении, несмотря на отсутствие федерального законодательства в этой сфере.
Анализ организационных структур органов управлений образованием (приложение 1) <*> выявил, что в ряде регионов имеет место дублирование одинаковых (направленных на достижение одного и того же результата) функций и задач разными органами управления. Так, например, в Тамбовской области начальное профессиональное образование выделено в отдельный комитет численностью восемь человек, при этом существует Управление образования и науки (18 чел.), которое вполне могло бы взять вопросы начального профессионального образования на себя, как сделано во многих других регионах (например: Департамент общего и профессионального образования (42 чел.) - Астраханская область).
------------------------------------
<*> Не приводится.
Кроме того, существенным фактором, затрудняющим оптимизацию структур органов управлений образованием, является незавершенность разграничения полномочий между Федерацией и регионами и, в частности, нерешенность многих имущественно-правовых и социально-экономических вопросов.
Что касается численности государственных служащих в органах управлений образованием субъектов РФ, то отсутствие нормативно-правовых документов для субъектов приводит к определенной неразберихе.
Как показывает анализ полученных материалов, некоторые регионы пользуются существующим Постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1995 г. N 1094 "О структуре центрального аппарата федеральных органов исполнительной власти", которое устанавливает штатную численность департамента не менее 35 единиц, управления - не менее 20, отдела - не менее 10, отдела в составе департамента (управления) - не менее 5 единиц.
Следует отметить, что пользование данным Постановлением субъектами РФ для установления численности в органах управлений образованием не совсем правомочно. Нормы численности департамента как федерального органа исполнительной власти и департамента как органа исполнительной власти субъекта РФ не могут быть одинаковыми.
В других регионах отсутствие четких нормативов численности, разработанных для органов управлений образованием субъектов РФ, привело к тому, что регионы, устанавливая численность государственных служащих самостоятельно и скорее стихийно, образуют департаменты и комитеты, а кое-где и министерства с численностью государственных служащих менее восьми человек.
Таким образом, анализ сложившейся ситуации в регионах показал, что:
1. Структура органов управлений образованием субъектов РФ слишком разнообразна, сложна и громоздка.
2. Наблюдается дублирование функций.
3. Отсутствуют четкие нормативы численности государственных служащих.
Все это говорит о существенной необходимости упорядочения структуры органов управлений образованием субъектов РФ, а также разработки нормативов численности государственных служащих.
Название органа управления образованием субъекта РФ в каждом конкретном случае будет выбираться в зависимости от численности государственных служащих и выполняемых функций.
Предлагается оставить название "министерство" для субъектов, имеющих статус республики, для остальных субъектов - автономных округов, краев, областей, городов федерального значения - использовать название "департамент".
Таким образом, для республик предлагается следующая структура:
Министерство - Комитет
/
/
Департамент (Управление)
¦
Отдел
Департамент (Управление) может быть как в составе министерства, так и как самостоятельный орган управления.
Для остальных субъектов (кроме республик):
Департамент (Управление) - Комитет
/
/
Отдел
¦
Сектор
В министерствах и ведомствах все работники делятся обычно на три группы:
- основной персонал (руководители и служащие);
- вспомогательный персонал (секретари, бухгалтеры и др.);
- обслуживающий персонал.
Проект типовых структур органов управлений образованием разработан на основе изучения действующих в настоящее время организационных структур, анализа особенностей структур управления в зависимости от объемов выполняемых работ и численности сотрудников.
На первом этапе работы проведен анализ фактических материалов о составе структурных подразделений органов управлений образованием и их численности (на основе представленных органами образования штатных расписаний), изучены существующие положения о подразделениях, определено их соответствие законодательным актам и нормативным документам, регламентирующим образовательную деятельность в Российской Федерации. В ходе анализа выявлена существенная разница в численном составе органов образования, который напрямую зависит от численности населения региона. Это позволило нам разделить все регионы (субъекты РФ) на три группы:
1-я группа - регионы с численностью населения свыше 2 млн. человек;
2-я группа - регионы с численностью населения от 1 до 2 млн. человек;
3-я группа - регионы с численностью населения до 1 млн. человек.
На основе анализа сложившегося к настоящему времени разделения функций управления и его соответствия требованиям рациональной организации труда подготовлены проекты типовых структур управления для трех групп органов управлений образованием субъектов РФ.
На основе данных, представленных органами управлений образованием, проведен анализ, и полученный систематизированный материал представлен в табличной форме в приложении 1. Такое многообразие структур и наименований подразделений нецелесообразно применять в одной системе, и это объективно позволяет нам упорядочить структуры управления для более удобного обмена информацией, связями, взаимоотношениями и пр. Также необходимо четкое разграничение функций между подразделениями для рациональной организации труда.
Типовая структура
управления органа управления образованием
(для регионов 1-й группы)
1. Руководитель (министр, председатель комитета, директор департамента, начальник управления).
2. Заместитель руководителя.
3. Главный бухгалтер.
4. Заместитель главного бухгалтера.
5. Помощник руководителя.
6. Управление (отдел) общего образования:
6.1. Отдел (сектор) развития общего образования.
6.2. Отдел (сектор) дошкольного образования.
6.3. Отдел (сектор) печатных изданий и учебно-методической литературы.
7. Управление (отдел) профессионального образования:
7.1. Отдел (сектор) начального профессионального образования.
7.2. Отдел (сектор) среднего профессионального образования.
7.3. Отдел (сектор) высшего профессионального образования и науки.
8. Управление (отдел) дополнительного и специального образования и воспитательной работы:
8.1. Отдел (сектор) дополнительного образования и воспитательной работы.
8.2. Отдел (сектор) реабилитационной работы и специальных учреждений.
8.3. Отдел (сектор) социальной защиты детства.
9. Отдел по работе с молодежью.
10. Отдел экономического анализа, планирования и финансирования.
11. Отдел бухгалтерского учета и контроля.
12. Отдел инспектирования и охраны труда.
13. Отдел информатизации.
14. Отдел капитального строительства и материально-технического обеспечения.
15. Отдел лицензирования, аттестации и аккредитации.
16. Отдел кадрового обеспечения:
16.1. Сектор по работе с педагогическими и руководящими кадрами.
17. Отдел (сектор) правового обеспечения.
18. Отдел (сектор) управления делами и организационной работы.
19. Общий отдел.
Типовая структура
управления органа управления образованием
(для регионов 2-й группы)
1. Руководитель (министр, председатель комитета, директор департамента, начальник управления).
2. Заместитель руководителя.
3. Главный бухгалтер.
4. Отдел общего образования:
4.1. Сектор развития общего образования.
4.2. Сектор дошкольного образования.
5. Отдел профессионального образования:
5.1. Сектор начального и среднего профессионального образования.
5.2. Сектор высшего профессионального образования и науки.
6. Отдел дополнительного и специального образования и воспитательной работы:
6.1. Сектор дополнительного образования и воспитательной работы.
6.2. Сектор реабилитационной работы, специальных учреждений и социальной защиты детства.
7. Отдел (сектор) по работе с молодежью.
8. Отдел экономического анализа, планирования и финансирования.
9. Отдел (сектор) бухгалтерского учета и контроля.
10. Отдел (сектор) инспектирования и охраны труда.
11. Отдел (сектор) информатизации.
12. Отдел (сектор) капитального строительства и материально-технического обеспечения.
13. Отдел (сектор) лицензирования, аттестации и аккредитации.
14. Отдел кадрового обеспечения.
15. Сектор правового обеспечения.
16. Сектор управления делами и организационной работы.
17. Общий отдел (хозяйственный сектор).
Типовая структура
управления органа управления образованием
(для регионов 3-й группы)
1. Руководитель (министр, председатель комитета, директор департамента, начальник управления).
2. Заместитель руководителя.
3. Главный бухгалтер.
4. Юрисконсульт.
5. Управляющий делами (секретарь).
6. Отдел общего образования (сектор общего и дошкольного образования).
6.1. Сектор развития общего образования.
7. Отдел начального, среднего, высшего профессионального образования и науки.
8. Отдел (сектор) дополнительного и специального образования и воспитательной работы.
8.1. Сектор реабилитационной работы, специальных учреждений и социальной защиты детства.
9. Сектор по работе с молодежью.
10. Отдел (сектор) экономического анализа, планирования и финансирования.
11. Сектор бухгалтерского учета и контроля.
12. Сектор инспектирования и охраны труда.
13. Сектор информатизации.
14. Сектор капитального строительства и материально-технического обеспечения.
15. Сектор лицензирования, аттестации и аккредитации.
16. Отдел (сектор) кадрового обеспечения.
17. Хозяйственный сектор.
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ТИПОВЫХ
СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЕМ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Настоящие методические рекомендации вводятся в целях совершенствования организационной структуры органов управлений образованием, отвечающей современным тенденциям развития образования, упорядочения количества структурных подразделений, их соответствия поставленным целям и формирования на основе типовых структур штатных расписаний.
Типовые структуры включают в себя максимальное количество структурных подразделений, которые могут быть созданы в органе образования. Органы управлений образованием в зависимости от объемов выполняемых работ, численности и перспектив развития формируют свою структуру, которая должна наиболее полно соответствовать эффективному управлению.
I. Типовая структура органов управлений образованием
Типовая структура включает следующие структурные подразделения:
1. Руководитель органа управления образованием (министр, председатель комитета, директор департамента, начальник управления).
2. Заместитель руководителя органа управления образованием (замминистра, зампредседателя комитета, замдиректора департамента, замначальника управления):
- по 1-й группе регионов - 3 единицы;
- по 2-й группе регионов - 2 единицы;
- по 3-й группе регионов - 1 единица.
3. Главный бухгалтер.
4. Заместитель главного бухгалтера - только по 1-й группе регионов.
5. Помощник руководителя органа управления образованием - только по 1-й группе регионов.
6. Аппарат общего образования.
6.1. Структура аппарата:
- до 3 ед. - сектор общего и дошкольного образования;
- от 4 до 6 ед. - отдел общего образования и 1 сектор;
- от 7 до 9 ед. - отдел общего образования и 2 сектора;
- от 10 ед. - управление общего образования и 3 отдела (сектора).
6.2. Наименование отделов (секторов):
- отдел (сектор) развития общего образования;
- отдел (сектор) дошкольного образования;
- отдел (сектор) печатных изданий и учебно-методической литературы.
7. Аппарат профессионального образования.
7.1. Структура аппарата:
- до 4 ед. - отдел начального, среднего, высшего профессионального образования и науки;
- от 5 до 6 ед. - отдел профессионального образования и 1 сектор;
- от 7 до 9 ед. - отдел профессионального образования и 2 сектора;
- от 10 ед. - управление профессионального образования и 3 отдела (сектора).
7.2. Наименование отделов (секторов):
- отдел (сектор) начального профессионального образования;
- отдел (сектор) среднего профессионального образования;
- отдел (сектор) высшего профессионального образования и науки.
8. Аппарат дополнительного и специального образования и воспитательной работы.
8.1. Структура аппарата:
- до 3 ед. - сектор дополнительного и специального образования и воспитательной работы;
- от 4 до 6 ед. - отдел дополнительного и специального образования и воспитательной работы и 1 сектор;
- от 7 до 9 ед. - отдел дополнительного и специального образования и воспитательной работы и 2 сектора;
- от 10 ед. - управление дополнительного и специального образования и воспитательной работы и 3 отдела (сектора).
8.2. Наименование отделов (секторов):
- отдел (сектор) дополнительного образования и воспитательной работы;
- отдел (сектор) реабилитационной работы и специальных учреждений;
- отдел (сектор) социальной защиты детства.
9. Аппарат по работе с молодежью.
Структура аппарата:
- до 2 ед. - сектор по работе с молодежью;
- от 3 ед. - отдел по работе с молодежью.
10. Аппарат экономического анализа, планирования и финансирования.
Структура аппарата:
- до 3 ед. - сектор экономического анализа, планирования и финансирования;
- от 4 ед. - отдел экономического анализа, планирования и финансирования.
11. Аппарат бухгалтерского учета и контроля.
Структура аппарата:
- до 3 ед. - сектор бухгалтерского учета и контроля;
- от 4 до 6 ед. - отдел бухгалтерского учета и контроля.
12. Аппарат инспектирования и охраны труда.
Структура аппарата:
- до 2 ед. - сектор инспектирования и охраны труда;
- от 3 ед. - отдел инспектирования и охраны труда.
13. Аппарат информатизации.
Структура аппарата:
- до 3 ед. - сектор информатизации;
- от 4 ед. - отдел информатизации.
14. Аппарат капитального строительства и материально-технического обеспечения.
Структура аппарата:
- до 3 ед. - сектор капитального строительства и материально-технического обеспечения;
- от 4 ед. - отдел капитального строительства и материально-технического обеспечения.
15. Аппарат лицензирования, аттестации и аккредитации.
Структура аппарата:
- до 3 ед. - сектор лицензирования, аттестации и аккредитации;
- от 4 ед. - отдел лицензирования, аттестации и аккредитации.
16. Аппарат кадрового обеспечения.
16.1. Структура аппарата:
- до 3 ед. - сектор кадрового обеспечения;
- от 4 до 6 ед. - отдел кадрового обеспечения;
- от 7 ед. - отдел кадрового обеспечения и 1 сектор.
16.2. Наименование секторов:
- сектор по работе с педагогическими и руководящими кадрами.
17. Аппарат правового обеспечения.
Структура аппарата:
- до 3 ед. - сектор правового обеспечения;
- от 4 ед. - отдел правового обеспечения.
18. Аппарат управления делами и организационной работы.
Структура аппарата:
- до 3 ед. - сектор управления делами и организационной работы;
- от 4 ед. - отдел управления делами и организационной работы.
19. Хозяйственный аппарат.
Структура аппарата:
- до 3 ед. - хозяйственный сектор;
- от 4 ед. - общий отдел.
При формировании организационной структуры все органы управлений образованием разделены на три группы, для каждой из которых определена своя типовая структура с учетом спектра и объемов выполняемых ими работ.
К 1-й группе отнесены органы управлений образованием с наибольшим количеством структурных подразделений, поскольку органы управлений образованием данной группы выполняют максимально широкий спектр работ, в наибольших объемах, что требует специализации их структурных подразделений.
Ко 2-й группе отнесены органы управлений образованием, отличающиеся главным образом средним диапазоном показателей. В данной группе не предусматривается создание управлений, а только отделов. Также не предусматриваются должности помощника руководителя и заместителя главного бухгалтера.
Проект типовой структуры органов управлений образованием, относящихся к 3-й группе, предусматривает создание минимального количества подразделений, вместе с тем охватывающих все основные направления деятельности в системе образования. При этом допускается совмещение схожих функций в одном подразделении: сектор по работе с молодежью в отделе начального, среднего, высшего профессионального образования и науки; сектор инспектирования и охраны труда в отделе общего образования; сектор капитального строительства и материально-технического обеспечения в хозяйственном секторе; сектор управления делами и организационной работы и сектор правового обеспечения не включены в структуру, а выделены отдельными должностями в представленной типовой структуре.
Также представляется целесообразным объединять отдельные структурные подразделения в органе управления образованием либо предусматривать замещение подразделений отдельными специалистами в целях обеспечения оптимальной загруженности сотрудников.
При составлении штатного расписания органа управления образованием следует руководствоваться настоящей типовой структурой, методическими указаниями и следующими требованиями:
1. В органе управления образованием со штатной численностью до 10 единиц должность освобожденного заместителя руководителя не устанавливается. Заместитель одновременно является начальником одного из основных отделов. При штатной численности свыше 11 единиц устанавливается одна единица освобожденного заместителя руководителя.
2. Создание отдела предусматривается при штатной численности от 4 и более единиц, при этом должность заместителя начальника отдела вводится, если штатная численность отдела составляет 6 и более работников.
3. При штатной численности структурного подразделения менее 4 единиц отдел не создается. В этом случае:
- аппарат включается в состав одного из отделов, близких по функциям;
- создается сектор, если штатная численность аппарата не менее 3 единиц. Сектор возглавляется руководителем сектора. Исключение составляют сектор по работе с молодежью и сектор инспектирования и охраны труда, которые могут создаваться при численности от 2 единиц.
4. При штатной численности каждого из аппаратов: правового обеспечения, управления делами и организационной работы, инспектирования и охраны труда в количестве 3 единиц создаются сектора, которые не включаются ни в какие структурные подразделения. В случае, когда по указанным направлениям работы в штатном расписании предусмотрены отдельные должности, они выделяются следующим образом: главный юрисконсульт, ведущий юрисконсульт, юрисконсульт; управляющий делами (секретарь); консультант; главный специалист, ведущий специалист, специалист по охране труда.
3. НОРМАТИВЫ ЧИСЛЕННОСТИ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЕМ
ПО ФУНКЦИЯМ УПРАВЛЕНИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Разработанные нормативы численности работников органов управлений образованием по основным функциям нацелены на обоснованное определение численности работников, способствующее рациональной организации работ, оптимизации структуры и уровня расходования средств на содержание аппарата управления. Дифференцированные нормативы численности по функциям позволяют повысить качество нормативной базы с учетом усреднения различий в функционально-технических условиях деятельности органов управлений образованием.
Методики расчета нормативной численности работников органов управлений образованием по основным функциям базируются на статистическом анализе фактически сложившейся численности работников и ее зависимости от факторов, объективно отражающих трудоемкость и условия (организационно-экономические, организационно-технические и др.) выполнения работ и функций.
Общность стоящих перед работниками органов управлений образованием целей и задач позволяет представить их основные функции в виде следующей системы:
Таблица 1
-------------T---------------------------------------------------¬
¦Шифр функции¦ Наименование функций ¦
+------------+---------------------------------------------------+
¦1 ¦Общее руководство деятельностью органа управления ¦
¦ ¦образованием ¦
+------------+---------------------------------------------------+
¦2 ¦Общее образование ¦
+------------+---------------------------------------------------+
¦3 ¦Профессиональное образование ¦
+------------+---------------------------------------------------+
¦4 ¦Дополнительное и специальное образование и ¦
¦ ¦воспитательная работа ¦
+------------+---------------------------------------------------+
¦5 ¦Работа с молодежью ¦
+------------+---------------------------------------------------+
¦6 ¦Экономический анализ, планирование и финансирование¦
+------------+---------------------------------------------------+
¦7 ¦Бухгалтерский учет и контроль ¦
+------------+---------------------------------------------------+
¦8 ¦Инспектирование и охрана труда ¦
+------------+---------------------------------------------------+
¦9 ¦Информатизация ¦
+------------+---------------------------------------------------+
¦10 ¦Капитальное строительство и материально-техническое¦
¦ ¦обеспечение ¦
+------------+---------------------------------------------------+
¦11 ¦Лицензирование, аттестация и аккредитация ¦
+------------+---------------------------------------------------+
¦12 ¦Кадровое обеспечение ¦
+------------+---------------------------------------------------+
¦13 ¦Правовое обеспечение ¦
+------------+---------------------------------------------------+
¦14 ¦Управление делами и организационная работа ¦
+------------+---------------------------------------------------+
¦15 ¦Хозяйственное обслуживание ¦
L------------+----------------------------------------------------
Методики расчета нормативной численности работников органов управлений образованием по основным функциям разрабатывались в несколько этапов. На I этапе был подготовлен инструментарий (перечень сведений) для сбора необходимой информации, на основе которого органы управлений образованием представили материалы для разработки методик расчета нормативной численности. На следующем этапе было осуществлено:
- определение перечня функций управления для органов управлений образованием, структурных подразделений и содержание выполняемых ими функций;
- выбор факторов, влияющих на объем и трудоемкость работ по функциям;
- сбор данных о численности работников по функциям и численных значениях факторов.
Методики расчета нормативной численности работников по основным функциям разработаны на основе косвенного измерения затрат труда, при котором численность работников по каждой функции определяется в зависимости от объемов и содержания выполняемых работ.
В основу разработки методик расчета нормативной численности по функциям положены данные органов управлений образованием о штатной и фактической численности работников, объемах и организационно-технических условиях, характеризующие факторы, влияющие на трудоемкость выполнения работ.
При разработке методик расчета нормативной численности органов управлений образованием содержание работ по функциям, выполняемым работниками, определено в соответствии с положениями о структурных подразделениях.
Величины факторов, влияющих на нормативную численность по каждой функции, определяют по планируемым показателям на год, в соответствии с которыми утверждается штатное расписание, другие показатели - по отчету за предыдущий год.
Норматив численности в целом по органу управления образованием определяют путем суммирования полученных нормативов по функциям, при этом производят округление до целого числа. При расчете общей численности работников органов управлений образованием следует иметь в виду, что численность заместителей руководителя может быть учтена в нормативной численности по соответствующим функциям. В этом случае в целях исключения повторного счета необходимо провести корректировку общей численности работников.
Методики расчета нормативной численности по функциям органов управлений образованием установлены как типовые для наиболее распространенных условий (материально-технической базы фондов, наличия помещений, транспортных средств, их технического состояния, уровня связи в регионе (районе) и т.д., а также уровня организации труда). Если фактическая численность работников органов управлений образованием меньше нормативной и при этом обеспечивается нормальная работа, то настоящие нормативы не являются основанием для увеличения фактической численности персонала. Обоснованием для увеличения численности персонала в таких случаях могут являться данные исследований, подтверждающие повышенную интенсивность и напряженность труда работников.
Следует принять во внимание обеспечение оптимальных рамок типизации для сохранения возможности использования прогрессивных и специфических решений при всестороннем учете конкретных условий и особенностей на местах. Исходя из этого, руководитель органа управления образованием в пределах общей нормативной численности работников может увеличивать (уменьшать) численность по одной функции за счет соответствующего уменьшения (увеличения) по другой.
На работы, не предусмотренные настоящими методиками расчета нормативной численности работников, устанавливаются местные нормативы методом технического нормирования.
Организация труда
Настоящие методики расчета нормативной численности работников по функциям органов управлений образованием разработаны на основе анализа и типизации фактической численности и отражают усредненный уровень квалификации персонала, организации труда и применения современной организационной и вычислительной техники.
Для определения численности работников конкретных подразделений следует учитывать, что нормативная численность по основным функциям соответствует типовому содержанию работ, закрепленных за той или иной функцией. Фактическое распределение работ между функциональными подразделениями и работниками может не совпадать с типовым. В таких случаях нормативную численность по функции можно перераспределить в соответствии с рациональным разделением работ между структурными подразделениями.
Основные условия рациональной организации труда:
- правильная расстановка работников по структурным подразделениям, выполняющим одноименные функции;
- обеспечение оптимальной кооперации работников, выполняющих смежные или родственные функции, в одном структурном подразделении, если нормативная численность работников меньше установленного минимума, необходимого для создания по каждой из них самостоятельного структурного подразделения;
- введение должностей ответственных исполнителей, если численность работников меньше установленного минимума, а функция не может быть совмещена с другими в одном структурном подразделении;
- рациональная организация рабочих мест персонала.
Деятельность руководителей, специалистов и технических исполнителей органов управлений образованием должна регламентироваться должностными инструкциями, утвержденными руководителем соответствующего органа управления образованием.
Все работники должны соблюдать режим труда и отдыха, исходя из установленного распорядка дня и регламентации всех обязательных работ, с выполнением наиболее трудоемких из них в первой половине дня, когда у работающих отмечается высокая, устойчивая работоспособность.
Для работников, регулярно ведущих прием посетителей, должен быть разработан специальный график приема.
НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ
I. Общее руководство деятельностью органа
управления образованием
Содержание работ. Организация и руководство деятельностью органа управления образованием в соответствии с утвержденным положением. Осуществление всех прав и обязанностей, вытекающих из возложенных на орган управления образованием задач. Осуществление федеральной политики в области дошкольного, общего, профессионального и педагогического профессионального образования. Разработка и реализация программ и других нормативных актов в пределах своей компетенции развития дошкольного, общего, дополнительного, начального, среднего и высшего профессионального образования, в том числе международных, с учетом национальных и региональных, социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей, поддержка педагогических инноваций. Формирование политики воспитательной работы. Формирование региональной политики, в том числе организация разработки и внедрения регионального образовательного стандарта. Обеспечение соблюдения законодательства РФ в области образования и контроль за исполнением государственных образовательных стандартов. Обеспечение взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, а также должностными лицами и гражданами по вопросам сохранения и развития единой образовательной системы. Осуществление международного сотрудничества по вопросам образования. Разработка перспективных планов развития деятельности органа управления образованием, подготовка предложений по повышению эффективности работы системы образования. Проведение экспертиз целевых программ по образованию. Осуществление контроля за рациональным использованием финансовых средств, направляемых на образование. Осуществление административно-распорядительной деятельности по управлению органом управления образованием. Организация учета и отчетности. Представление интересов органа управления образованием в учреждениях и организациях. Формирование штатов органа управления образованием, их укомплектование работниками требуемой квалификации; подбор, расстановка и рациональное использование кадров, их аттестация; организация работы по повышению квалификации сотрудников. Осуществление организационно-технического обеспечения работы органа управления образованием. Распоряжение имуществом и хозяйственной деятельностью органа управления образованием. Обеспечение всем работникам органа условий работы в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Функцию общего руководства органом управления образованием осуществляют: руководитель (министр, председатель комитета, директор департамента, начальник управления), заместитель руководителя (министра, председателя комитета, директора департамента, начальника управления), помощник руководителя (министра, председателя комитета, директора департамента, начальника управления).
Методика расчета нормативной численности работников
"Общее руководство деятельностью органа
управления образованием"
Методика расчета нормативной численности работников по "Общему руководству деятельностью органа управления образованием" (ЧI) определяется по формуле:
ЧI = 1 + Ну,
1 - руководитель органа управления образованием;
Ну - норма управляемости (означает количество заместителей руководителя), определяется:
- по 1-й группе регионов - 3 единицы;
- по 2-й группе регионов - 2 единицы;
- по 3-й группе регионов - 1 единица.
II. Аппарат общего образования
Содержание работ. Определение стратегических подходов к формированию региональной общеобразовательной политики, разработка концептуальных положений и содержания программ развития в области общего образования. Организация работ по анализу состояния и тенденций развития образовательной сферы. Осуществление разработки предложений по формированию и реализации федеральных, областных и региональных целевых и научно-технических программ и проектов в сфере образования и молодежной политики. Координация работы по созданию системы контроля за ходом реализации комплексных целевых программ развития в сфере образования, подготовка отчетов по их исполнению. Участие в формировании стратегии развития областной системы информационного обеспечения образовательной сферы, мониторинге ее функционирования. Разработка предложений по созданию и сопровождению региональных территориальных и отраслевых банков данных в сфере развития образования, координация их взаимодействия с другими информационными системами. Ведение областного реестра образовательных учреждений, участвующих в выполнении федеральных, региональных и областных целевых программ и проектов. Участие в разработке предложений по перепрофилированию и интеграции образовательных учреждений всех уровней с целью развития системы непрерывного образования. Организация системы информационного обеспечения учреждений образования, муниципальных органов управления образованием. Содействие созданию системы государственной и общественной экспертизы научных и научно-технических программ и проектов, обеспечение конкурсов на размещение государственных областных заказов на участие в федеральных целевых программах. Содействие развитию международной и межрегиональной деятельности в области развития образования. Организация проведения семинаров, совещаний, заседаний. Координация управленческой деятельности по проведению эксперимента по введению единого государственного экзамена. Организация разработки регионального компонента государственных стандартов общего образования и создает условия для их реализации. Разработка методик контроля за соблюдением государственных стандартов образования. Осуществление руководства и контроля за деятельностью муниципальных органов управления образованием по организации и проведению аттестации выпускников государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждений. Определение стратегии и направленности работы муниципальных органов управления образованием по профилактике отклоняющегося поведения у подростков. Контроль за организацией питания образовательных учреждений всех типов. Создание в образовательных учреждениях оптимального санитарно-гигиенического режима. Подготовка приказов по вопросам охраны и укрепления здоровья детей. Контроль за проведением Всероссийской диспансеризации детей. Организация летнего отдыха детей и подростков. Формирование среди детей и подростков здорового образа жизни и ответственного поведения в образовательной среде. Организация работы региональной системы учебного книгообеспечения. Подготовка сводного заказа на учебники общеобразовательных учреждений по Федеральному перечню. Формирование и утверждение регионального комплекта учебных изданий для образовательных учреждений и пр. Организация дошкольного образования детей. Осуществление контроля за деятельностью муниципальных органов управления образованием: по развитию содержания образовательной деятельности, внедрению инновационных программ в дошкольном обучении; созданию условий для максимального удовлетворения запросов родителей через развитие различных форм образовательных и воспитательных услуг; предупреждению травматизма, охране здоровья и жизни дошкольников. Координация работы в дошкольных образовательных учреждениях. Инспектирование и проведение тематических проверок. Формирование и руководство группой по фронтальному (тематическому) изучению деятельности муниципальных отделов. Подготовка годового плана работы, ежеквартального и годового аналитического отчетов об итогах работы.
Функцию аппарата общего образования осуществляют: начальник управления (отдела, сектора), заместитель начальника управления (отдела), главный специалист, ведущий специалист, специалисты 1-й и 2-й категории.
Методика расчета нормативной численности работников
"Аппарата общего образования"
Методика расчета нормативной численности работников "Аппарата общего образования" (ЧII) определяется по формуле:
ЧII = Чр x 1,47 + (Чдо + Чобщ x Кдоп) x Ктерр,
Чр - функциональная нормативная численность работников органа управления образованием, определяемая по таблице II.1, связанная с работой по развитию общего образования, чел.;
1,47 - коэффициент, учитывающий организацию семинаров, совещаний, заседаний и координацию деятельности по введению единого государственного экзамена;
Чдо - функциональная нормативная численность работников органа управления образованием, определяемая по таблице II.2, связанная с организацией дошкольного образования детей, чел.;
Чобщ - функциональная нормативная численность работников органа управления образованием, определяемая по таблице II.3, связанная с организацией общего образования, чел.;
Кдоп - дополнительный коэффициент, определяемый по таблице II.4, учитывающий организацию учебного книгообеспечения, питания, охрану и укрепление здоровья учащихся;
Ктерр - корректирующий коэффициент, определяемый по таблице II.5, учитывающий территориальную разобщенность обучающихся.
Таблица II.1
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ НОРМАТИВНАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ
РАБОТНИКОВ ОРГАНА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ, СВЯЗАННАЯ
С РАБОТОЙ ПО РАЗВИТИЮ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
------------------------------T----------------------------------¬
¦ Количество ¦ Нормативная численность ¦
¦ образовательных учреждений ¦ работников, Чр (чел.) ¦
+-----------------------------+----------------------------------+
¦до 150 ¦ 0,9 ¦
+-----------------------------+----------------------------------+
¦151 - 450 ¦ 1,2 ¦
+-----------------------------+----------------------------------+
¦451 - 750 ¦ 1,7 ¦
+-----------------------------+----------------------------------+
¦751 - 1050 ¦ 2,5 ¦
+-----------------------------+----------------------------------+
¦1051 - 1350 ¦ 3,0 ¦
+-----------------------------+----------------------------------+
¦1351 - 1650 ¦ 3,5 ¦
+-----------------------------+----------------------------------+
¦1651 - 1950 ¦ 4,0 ¦
+-----------------------------+----------------------------------+
¦1951 - 2250 ¦ 4,2 ¦
+-----------------------------+----------------------------------+
¦2251 - 2550 ¦ 4,5 ¦
+-----------------------------+----------------------------------+
¦2251 - 2550 ¦ 4,9 ¦
+-----------------------------+----------------------------------+
¦2551 - 2850 ¦ 5,1 ¦
+-----------------------------+----------------------------------+
¦2851 - 3150 ¦ 5,3 ¦
+-----------------------------+----------------------------------+
¦3151 - 3450 ¦ 5,5 ¦
+-----------------------------+----------------------------------+
¦свыше 3451 ¦ 5,8 ¦
L-----------------------------+-----------------------------------
Таблица II.2
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ НОРМАТИВНАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ
ОРГАНА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ, СВЯЗАННАЯ С ОРГАНИЗАЦИЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
------------T-----------------------------------------------------------¬
¦Количество ¦ Численность детей в них, тыс. чел. ¦
¦дошкольных +----T----T----T----T----T----T-----T-----T-----T-----T-----+
¦учреждений ¦до 5¦5,1 ¦25,1¦45,1¦65,1¦85,1¦105,1¦125,1¦145,1¦165,1¦185,1¦
¦ ¦ ¦- 25¦- 45¦- 65¦- 85¦ - ¦- 125¦- 145¦- 165¦- 185¦ и ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦105 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦свыше¦
+-----------+----+----+----+----+----+----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦до 50 ¦0,25¦0,37¦0,62¦0,87¦1,12¦1,37¦ 1,62¦ 1,87¦ 2,12¦ 2,37¦ 2,62¦
+-----------+----+----+----+----+----+----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦51 - 150 ¦0,37¦0,5 ¦0,75¦1,0 ¦1,25¦1,5 ¦ 1,75¦ 2,0 ¦ 2,25¦ 2,5 ¦ 2,75¦
+-----------+----+----+----+----+----+----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦151 - 250 ¦0,62¦0,75¦1,0 ¦1,25¦1,5 ¦1,75¦ 2,0 ¦ 2,25¦ 2,5 ¦ 2,75¦ 3,0 ¦
+-----------+----+----+----+----+----+----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦251 - 350 ¦0,87¦1,0 ¦1,25¦1,5 ¦1,75¦2,0 ¦ 2,25¦ 2,5 ¦ 2,75¦ 3,0 ¦ 3,25¦
+-----------+----+----+----+----+----+----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦351 - 450 ¦1,12¦1,25¦1,5 ¦1,75¦2,0 ¦2,25¦ 2,5 ¦ 2,75¦ 3,0 ¦ 3,25¦ 3,5 ¦
+-----------+----+----+----+----+----+----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦451 - 550 ¦1,25¦1,5 ¦1,75¦2,0 ¦2,25¦2,5 ¦ 2,75¦ 3,0 ¦ 3,25¦ 3,5 ¦ 3,75¦
+-----------+----+----+----+----+----+----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦551 - 650 ¦1,5 ¦1,75¦2,0 ¦2,25¦2,5 ¦2,75¦ 3,0 ¦ 3,25¦ 3,5 ¦ 3,75¦ 4,0 ¦
+-----------+----+----+----+----+----+----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦651 - 750 ¦1,75¦2,0 ¦2,25¦2,5 ¦2,75¦3,0 ¦ 3,25¦ 3,5 ¦ 3,75¦ 4,0 ¦ 4,25¦
+-----------+----+----+----+----+----+----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦751 - 850 ¦2,0 ¦2,25¦2,5 ¦2,75¦3,0 ¦3,25¦ 3,5 ¦ 3,75¦ 4,0 ¦ 4,25¦ 4,5 ¦
+-----------+----+----+----+----+----+----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦851 - 950 ¦2,25¦2,5 ¦2,75¦3,0 ¦3,25¦3,5 ¦ 3,75¦ 4,0 ¦ 4,25¦ 4,5 ¦ 4,75¦
+-----------+----+----+----+----+----+----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦951 - 1050 ¦2,5 ¦2,75¦3,0 ¦3,25¦3,5 ¦3,75¦ 4,0 ¦ 4,25¦ 4,5 ¦ 4,75¦ 5,0 ¦
+-----------+----+----+----+----+----+----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦1051 - 1250¦2,87¦3,0 ¦3,25¦3,5 ¦3,75¦4,0 ¦ 4,25¦ 4,5 ¦ 4,75¦ 5,0 ¦ 5,25¦
+-----------+----+----+----+----+----+----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦1251 - 1450¦3,12¦3,25¦3,5 ¦3,75¦4,0 ¦4,25¦ 4,5 ¦ 4,75¦ 5,0 ¦ 5,25¦ 5,5 ¦
+-----------+----+----+----+----+----+----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦1451 - 2000¦3,37¦3,5 ¦3,75¦4,0 ¦4,25¦4,5 ¦ 4,75¦ 5,0 ¦ 5,25¦ 5,5 ¦ 5,75¦
+-----------+----+----+----+----+----+----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦свыше 2001 ¦3,62¦3,75¦4,0 ¦4,25¦4,5 ¦4,75¦ 5,0 ¦ 5,25¦ 5,5 ¦ 5,75¦ 6,0 ¦
L-----------+----+----+----+----+----+----+-----+-----+-----+-----+------
Таблица II.3
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ НОРМАТИВНАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ
РАБОТНИКОВ ОРГАНА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ, СВЯЗАННАЯ
С ОРГАНИЗАЦИЕЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
----------------------T------------------------------------------¬
¦Количество учреждений¦ Численность обучающихся, тыс. чел. ¦
¦ общего образования +-------T----------T-------T-------T-------+
¦ ¦до 150 ¦ 150,1 - ¦450,1 -¦750,1 -¦1050,1 ¦
¦ ¦ ¦ 450 ¦ 750 ¦ 1050 ¦и свыше¦
+---------------------+-------+----------+-------+-------+-------+
¦до 150 ¦ 0,5 ¦ 0,75 ¦ 1,0 ¦ 1,25 ¦ 1,5 ¦
+---------------------+-------+----------+-------+-------+-------+
¦151 - 450 ¦ 0,75 ¦ 1,0 ¦ 1,25 ¦ 1,5 ¦ 1,75 ¦
+---------------------+-------+----------+-------+-------+-------+
¦451 - 750 ¦ 1,0 ¦ 1,25 ¦ 1,5 ¦ 1,75 ¦ 2,0 ¦
+---------------------+-------+----------+-------+-------+-------+
¦751 - 1050 ¦ 1,25 ¦ 1,5 ¦ 1,75 ¦ 2,0 ¦ 2,25 ¦
+---------------------+-------+----------+-------+-------+-------+
¦1051 - 1350 ¦ 1,5 ¦ 1,75 ¦ 2,0 ¦ 2,25 ¦ 2,5 ¦
+---------------------+-------+----------+-------+-------+-------+
¦1351 - 1650 ¦ 1,75 ¦ 2,0 ¦ 2,25 ¦ 2,5 ¦ 2,75 ¦
+---------------------+-------+----------+-------+-------+-------+
¦1651 - 1950 ¦ 2,0 ¦ 2,25 ¦ 2,5 ¦ 2,75 ¦ 3,0 ¦
+---------------------+-------+----------+-------+-------+-------+
¦1951 - 2250 ¦ 2,25 ¦ 2,5 ¦ 2,75 ¦ 3,0 ¦ 3,25 ¦
+---------------------+-------+----------+-------+-------+-------+
¦2251 - 2550 ¦ 2,5 ¦ 2,75 ¦ 3,0 ¦ 3,25 ¦ 3,5 ¦
+---------------------+-------+----------+-------+-------+-------+
¦2551 - 2850 ¦ 2,75 ¦ 3,0 ¦ 3,25 ¦ 3,5 ¦ 3,75 ¦
+---------------------+-------+----------+-------+-------+-------+
¦2851 - 3150 ¦ 3,0 ¦ 3,25 ¦ 3,5 ¦ 3,75 ¦ 4,0 ¦
+---------------------+-------+----------+-------+-------+-------+
¦3151 - 3450 ¦ 3,25 ¦ 3,5 ¦ 3,75 ¦ 4,0 ¦ 4,25 ¦
+---------------------+-------+----------+-------+-------+-------+
¦свыше 3451 ¦ 3,5 ¦ 3,75 ¦ 4,0 ¦ 4,25 ¦ 4,5 ¦
L---------------------+-------+----------+-------+-------+--------
Таблица II.4
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ,
УЧИТЫВАЮЩИЙ ОРГАНИЗАЦИЮ УЧЕБНОГО КНИГООБЕСПЕЧЕНИЯ,
ПИТАНИЯ, ОХРАНУ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ
-----------------------------------------T-----------------------¬
¦Количество учреждений общего образования¦ Кдоп ¦
+----------------------------------------+-----------------------+
¦до 150 ¦ 1,0 ¦
+----------------------------------------+-----------------------+
¦151 - 450 ¦ 1,1 ¦
+----------------------------------------+-----------------------+
¦451 - 750 ¦ 1,15 ¦
+----------------------------------------+-----------------------+
¦751 - 1050 ¦ 1,18 ¦
+----------------------------------------+-----------------------+
¦1051 - 1350 ¦ 1,2 ¦
+----------------------------------------+-----------------------+
¦1351 - 1650 ¦ 1,23 ¦
+----------------------------------------+-----------------------+
¦1651 - 1950 ¦ 1,25 ¦
+----------------------------------------+-----------------------+
¦1951 - 2250 ¦ 1,27 ¦
+----------------------------------------+-----------------------+
¦2251 - 2550 ¦ 1,29 ¦
+----------------------------------------+-----------------------+
¦2551 - 2850 ¦ 1,3 ¦
+----------------------------------------+-----------------------+
¦2851 - 3150 ¦ 1,31 ¦
+----------------------------------------+-----------------------+
¦3151 - 3450 ¦ 1,32 ¦
+----------------------------------------+-----------------------+
¦свыше 3451 ¦ 1,33 ¦
L----------------------------------------+------------------------
Таблица II.5
КОРРЕКТИРУЮЩИЙ КОЭФФИЦИЕНТ,
УЧИТЫВАЮЩИЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНУЮ РАЗОБЩЕННОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ
-----------------------------------------T-----------------------¬
¦ Плотность размещения обучающихся на ¦ Ктерр ¦
¦ территории региона (ед./тыс. кв. км) ¦ ¦
+----------------------------------------+-----------------------+
¦до 100 ¦ 1,25 ¦
+----------------------------------------+-----------------------+
¦101 - 200 ¦ 1,2 ¦
+----------------------------------------+-----------------------+
¦201 - 300 ¦ 1,16 ¦
+----------------------------------------+-----------------------+
¦301 - 500 ¦ 1,13 ¦
+----------------------------------------+-----------------------+
¦501 - 750 ¦ 1,11 ¦
+----------------------------------------+-----------------------+
¦751 - 1000 ¦ 1,1 ¦
+----------------------------------------+-----------------------+
¦свыше 1001 ¦ 1,09 ¦
L----------------------------------------+------------------------
III. Аппарат профессионального образования
Содержание работ. Осуществление комплексного анализа и мониторинга состояния, тенденций развития системы профессионального образования и науки; подготовка предложений по взаимодействию администрации региона с федеральными органами управления наукой и профессиональным образованием по определению перспектив и направлений развития науки и образовательной системы региона в сфере профессионального образования. Анализ и координация работы всех учреждений профессионального образования и науки по реализации научной и образовательной политики. Анализ затрат на содержание системы науки и профессионального образования региона. Разработка предложений по совершенствованию и изменению номенклатуры специальностей и специализаций в учреждениях профессионального образования всех типов, координация работы системы учреждений профессионального образования и других образовательных структур по переподготовке и повышению квалификации работников, специалистов и высвобождающегося населения. Реализация мер по организации адресной социальной поддержки учащихся, студентов, преподавателей и сотрудников профессиональной школы региона, сохранению и развитию социальной инфраструктуры профессионального образования. Реализация мер по сохранению и развитию научных школ, подготовке научной смены, повышению квалификации научных и педагогических кадров, взаимодействию высшей школы, фундаментальной и прикладной науки с общеобразовательной школой в целях повышения качества образовательного процесса. Осуществление сотрудничества с научными учреждениями, ведущими российскими учебными заведениями, государственными и общественными научными и образовательными фондами, банками данных и знаний, научными обществами и объединениями. Разработка и внесение предложений Министерству образования РФ и другим федеральным органам управления по совершенствованию сети профессиональных учебных заведений, изменению номенклатуры учебных направлений (специальностей), установлению форм обучения, уровней подготовки, переподготовки, предельного контингента обучающихся, изменению контрольных цифр приема обучающихся и выпуска квалифицированных рабочих кадров и специалистов в учреждениях профессионального образования. Развитие информационных систем в сфере науки, начального профессионального, среднего профессионального, высшего и послевузовского профессионального образования, осуществление координации взаимодействия с другими информационными системами. Ведение областного реестра учебных заведений, реализующих программы начального профессионального, среднего профессионального и соответствующего дополнительного образования; научных и научно-технических учреждений, участвующих в выполнении федеральных, региональных и областных научных и научно-технических программ и проектов. Организация проведения научно-практических конференций, симпозиумов, совещаний, выставок и конкурсов, в том числе международных, в сфере профессионального образования.
Функцию аппарата профессионального образования осуществляют: начальник управления (отдела, сектора), заместитель начальника управления (отдела), главный специалист, ведущий специалист, специалисты 1-й и 2-й категории.
Методика расчета нормативной численности работников
"Аппарата профессионального образования"
Методика расчета нормативной численности работников "Аппарата профессионального образования" (ЧIII) определяется по формуле:
ЧIII = (Чнач + Чсред + Чвыс x Кнауч) x Ктерр,
Чнач - функциональная нормативная численность работников органа управления образованием, определяемая по таблице III.1, связанная с организацией начального профессионального образования, чел.;
Чсред - функциональная нормативная численность работников органа управления образованием, определяемая по таблице III.2, связанная с организацией среднего профессионального образования, чел.;
Чвыс - функциональная нормативная численность работников органа управления образованием, определяемая по таблице III.3, связанная с организацией высшего образования, чел.;
Кнауч - дополнительный коэффициент, определяемый по таблице III.4, учитывающий организацию высшей школы и науки;
Ктерр - корректирующий коэффициент, определяемый по таблице III.5, учитывающий территориальную разобщенность обучающихся.
Таблица III.1
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ НОРМАТИВНАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ
РАБОТНИКОВ ОРГАНА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ, СВЯЗАННАЯ
С ОРГАНИЗАЦИЕЙ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
----------T------------------------------------------------------¬
¦Количе- ¦ Численность обучающихся в них, тыс. чел. ¦
¦ство уч- +----T----T----T----T----T----T----T----T----T----T----+
¦реждений ¦до 2¦2,1 ¦4,1 ¦8,1 ¦12,1¦16,1¦20,1¦24,1¦32,1¦40,1¦48,1¦
¦НПО ¦ ¦- 4 ¦- 8 ¦- 12¦- 16¦- 20¦- 24¦- 32¦- 40¦- 48¦и ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦свы-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ше ¦
+---------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦до 6 ¦0,5 ¦0,75¦1,0 ¦1,25¦1,5 ¦1,75¦2,0 ¦2,25¦2,5 ¦2,75¦3,0 ¦
+---------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦7 - 12 ¦0,75¦1,0 ¦1,25¦1,5 ¦1,75¦2,0 ¦2,25¦2,5 ¦2,75¦3,0 ¦3,25¦
+---------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦13 - 24 ¦1,0 ¦1,25¦1,5 ¦1,75¦2,0 ¦2,25¦2,5 ¦2,75¦3,0 ¦3,25¦3,5 ¦
+---------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦25 - 36 ¦1,25¦1,5 ¦1,75¦2,0 ¦2,25¦2,5 ¦2,75¦3,0 ¦3,25¦3,5 ¦3,75¦
+---------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦37 - 48 ¦1,5 ¦1,75¦2,0 ¦2,25¦2,5 ¦2,75¦3,0 ¦3,25¦3,5 ¦3,75¦4,0 ¦
+---------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦49 - 60 ¦1,75¦2,0 ¦2,25¦2,5 ¦2,75¦3,0 ¦3,25¦3,5 ¦3,75¦4,0 ¦4,25¦
+---------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦61 - 72 ¦2,0 ¦2,25¦2,5 ¦2,75¦3,0 ¦3,25¦3,5 ¦3,75¦4,0 ¦4,25¦4,5 ¦
+---------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦73 - 84 ¦2,25¦2,5 ¦2,75¦3,0 ¦3,25¦3,5 ¦3,75¦4,0 ¦4,25¦4,5 ¦4,75¦
+---------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦85 - 96 ¦2,5 ¦2,75¦3,0 ¦3,25¦3,5 ¦3,75¦4,0 ¦4,25¦4,5 ¦4,75¦5,0 ¦
+---------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦97 - 108 ¦2,75¦3,0 ¦3,25¦3,5 ¦3,75¦4,0 ¦4,25¦4,5 ¦4,75¦5,0 ¦5,25¦
+---------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦109 - 120¦3,0 ¦3,25¦3,5 ¦3,75¦4,0 ¦4,25¦4,5 ¦4,75¦5,0 ¦5,25¦5,5 ¦
+---------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦121 - 145¦3,25¦3,5 ¦3,75¦4,0 ¦4,25¦4,5 ¦4,75¦5,0 ¦5,25¦5,5 ¦5,75¦
+---------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦146 - 170¦3,5 ¦3,75¦4,0 ¦4,25¦4,5 ¦4,75¦5,0 ¦5,25¦5,5 ¦5,75¦6,0 ¦
+---------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦171 - 220¦3,75¦4,0 ¦4,25¦4,5 ¦4,75¦5,0 ¦5,25¦5,5 ¦5,75¦6,0 ¦6,25¦
+---------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
¦свыше 221¦4,0 ¦4,25¦4,5 ¦4,75¦5,0 ¦5,25¦5,5 ¦5,75¦6,0 ¦6,25¦6,5 ¦
L---------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+-----
Таблица III.2
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ НОРМАТИВНАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ
РАБОТНИКОВ ОРГАНА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ, СВЯЗАННАЯ
С ОРГАНИЗАЦИЕЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
--------T--------------------------------------------------------¬
¦Количе-¦ Численность обучающихся в них, тыс. чел. ¦
¦ство +----T----T----T----T----T----T----T----T----T-----T-----+
¦учреж- ¦до 5¦5,1 ¦10,1¦20,1¦30,1¦40,1¦50,1¦60,1¦80,1¦100,1¦120,1¦
¦дений ¦ ¦- 10¦- 20¦- 30¦- 40¦- 50¦- 60¦- 80¦ - ¦- 120¦ и ¦
¦СПО ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦100 ¦ ¦свыше¦
+-------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+-----+-----+
¦до 6 ¦0,5 ¦0,75¦1,0 ¦1,25¦1,5 ¦1,75¦2,0 ¦2,25¦2,5 ¦ 2,75¦ 3,0 ¦
+-------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+-----+-----+
¦7 - 12 ¦0,75¦1,0 ¦1,25¦1,5 ¦1,75¦2,0 ¦2,25¦2,5 ¦2,75¦ 3,0 ¦ 3,25¦
+-------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+-----+-----+
¦13 - 24¦1,0 ¦1,25¦1,5 ¦1,75¦2,0 ¦2,25¦2,5 ¦2,75¦3,0 ¦ 3,25¦ 3,5 ¦
+------

РАСПОРЯЖЕНИЕ Минтранса РФ от 17.11.2003 n ИС-1007-р О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПРИДОРОЖНОЙ ПОЛОСЕ ПРИ ЗИМНЕМ СОДЕРЖАНИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ  »
Постановления и Указы »
Читайте также