ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 14.10.2003 n 4441-iii ГД О ЗАЯВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ГРУБЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ПРАВ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 октября 2003 г. N 4441-III ГД
О ЗАЯВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"В СВЯЗИ С ГРУБЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ПРАВ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять Заявление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "В связи с грубыми нарушениями в Латвийской Республике прав человека и прав национальных меньшинств".
2. Направить настоящее Постановление и указанное Заявление Президенту Российской Федерации В.В. Путину, в Правительство Российской Федерации, Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций, в парламенты государств - членов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Парламентскую ассамблею Совета Европы, Европейский парламент, председателю Совета государств Балтийского моря, в Сейм Латвийской Республики.
3. Направить настоящее Постановление и указанное Заявление в "Парламентскую газету" для официального опубликования.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАЯВЛЕНИЕ
от 14 октября 2003 года
В СВЯЗИ С ГРУБЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ПРАВ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации выражает глубокую обеспокоенность в связи с продолжающейся дискриминационной политикой руководства Латвийской Республики по отношению к проживающим там национальным меньшинствам.
Несмотря на многочисленные рекомендации таких авторитетных международных органов и организаций, как Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Совет Европы, Совет государств Балтийского моря, о необходимости обеспечения Латвией всего объема прав национальных меньшинств и интеграции латвийского общества, около полумиллиона жителей государства по-прежнему не имеют гражданства Латвийской Республики. Они ограничены в праве на труд, охрану здоровья, образование, свободу передвижения, полноценное социальное обеспечение. После принятия в 1999 году Закона Латвийской Республики "О государственном языке" родной для 36 процентов населения Латвии русский язык стал для них иностранным. Заверения латвийского руководства о намерении действовать в строгом соответствии с международными стандартами в области соблюдения прав человека и прав национальных меньшинств идут вразрез с его практическими шагами. Так называемая правительственная программа "Интеграция общества в Латвии" фактически направлена на насильственную ассимиляцию национальных меньшинств. По-прежнему игнорируется призыв Парламентской ассамблеи Совета Европы ратифицировать Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств, подписанную Латвией еще в 1995 году.
Вопиющим примером попрания демократии в современной Европе является то, что так называемые неграждане Латвии, составляющие почти треть ее населения, лишены права на участие в выборах органов власти всех уровней.
Депутаты Государственной Думы убеждены, что избранный в таких условиях в октябре 2002 года Сейм Латвийской Республики и сформированное после этого Правительство Латвийской Республики едва ли могут считаться в полной мере легитимными и выражающими интересы всего населения Латвии. В ответ на данную российскими парламентариями объективную и принципиальную оценку происходящим в Латвии событиям из Министерства иностранных дел Латвийской Республики звучат недвусмысленные и по сути провокационные угрозы ухудшить двусторонние отношения.
Указанные дискриминационные меры осуществляются на фоне попустительства руководства Латвии попыткам латвийских реваншистских кругов пересмотреть итоги Второй мировой войны, обелить местных фашистских пособников, представить освобождение Латвии Красной Армией как начало "второй оккупации". Латвийское руководство не только не препятствует проведению мероприятий по восхвалению латышских фашистов, но и принимает в них личное участие. Так, 27 сентября 2002 года в "церемонии открытия и освящения" под Ригой мемориального кладбища латышских легионеров, воевавших в составе "Ваффен СС", участвовали министр культуры Латвийской Республики И. Рибене и исполнительный секретарь Министерства обороны Латвийской Республики по вопросам интеграции в НАТО Р. Граубе. По мнению депутатов Государственной Думы, тем самым эти государственные деятели поставили себя в один ряд с оголтелыми реваншистами, публично глумящимися над памятью жертв фашизма.
Одновременно латвийские органы правосудия устраивают судилища над теми, кто сражался против гитлеровских войск и предателей своего народа. Последним возмутительным фактом такого рода стало решение Земгальского окружного суда приговорить к пяти годам лишения свободы 82-летнего ветерана Великой Отечественной войны Н.А. Ларионова по обвинению в геноциде. При этом имеет место грубейшее нарушение прав человека в виде придания обратной силы принимаемым в Латвии законам, определение геноцида в которых не соответствует международно-правовой квалификации геноцида.
Депутаты Государственной Думы выражают недоумение в связи с тем, что все эти происходящие в Латвии процессы остаются вне поля зрения высокопоставленных представителей Комиссии Европейских сообществ, курирующих вступление Латвии в Европейский союз. Подобная близорукость свидетельствует об их готовности расширять Европейский союз любой ценой, в ущерб его высокой репутации, за счет принятия в его члены государства, политика которого явно не соответствует нормам и стандартам в области соблюдения прав человека и прав национальных меньшинств. Депутаты Государственной Думы заявляют, что при рассмотрении вносимых в Государственную Думу на ратификацию документов о присоединении Латвии к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве, учреждающему партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, Государственная Дума будет определять целесообразность такой ратификации в зависимости от выполнения Латвией обязательств по обеспечению прав человека и прав национальных меньшинств. В этом же контексте следует рассматривать возможность заключения между Российской Федерацией и Латвией любых международных договоров о государственной границе.
Депутаты Государственной Думы, отмечая последовательные усилия Министерства иностранных дел Российской Федерации по защите российских соотечественников в Латвии, вместе с тем считают, что работа федеральных органов исполнительной власти на этом направлении должна осуществляться с использованием всех имеющихся возможностей, предусмотренных международным правом и законодательством Российской Федерации, в том числе Федеральным законом "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом".
Депутаты Государственной Думы считают целесообразным во исполнение Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 апреля 2000 г. N 225-III ГД и Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 апреля 2000 г. N 226-III ГД поручить Комитету Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками подготовить к процедуре второго чтения проект Федерального закона "О мерах Российской Федерации по предотвращению нарушения основных прав и свобод граждан Российской Федерации и российских соотечественников в Латвийской Республике" и проект Федерального закона "О мерах по оказанию гуманитарной помощи гражданам Российской Федерации и российским соотечественникам, постоянно проживающим в Латвии, в связи с массовым нарушением прав человека и прав русского народа в Латвийской Республике".
Депутаты Государственной Думы, приветствуя принятое 9 октября 2003 года Европейским судом по правам человека в Страсбурге решение в пользу Т. Сливенко и других по жалобе N 48321/99 против Латвийской Республики, выражают надежду на то, что данное решение суда будет выполнено и созданный прецедент в дальнейшем приведет к неукоснительному соблюдению Латвией положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод, запрещающих дискриминацию по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или по любым иным признакам.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 14.10.2003 n 4439-iii ГД О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА n 362986-3 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)  »
Постановления и Указы »
Читайте также