<ПИСЬМО> Роспотребнадзора от 24.11.2005 n 0100/10391-05-32 О САНИТАРНОМ СОСТОЯНИИ ТЕРРИТОРИЙ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 24 ноября 2005 г. N 0100/10391-05-32
О САНИТАРНОМ СОСТОЯНИИ ТЕРРИТОРИЙ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ
Проблема санитарной очистки является одной из важнейших в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации.
В России в настоящее время накоплено более 80 млрд. тонн отходов при ежегодном образовании около 30 млн. тонн твердых бытовых отходов и 120 млн. тонн промышленных отходов. В среднем на одного человека в год образуется около 1 тонны отходов: 200 кг ТБО (твердых бытовых отходов) и 800 кг промышленных отходов.
Огромные территории заняты под хранение и обезвреживание отходов. Общая площадь занятых отходами земель в целом по Российской Федерации превышает 2 тыс. кв. км.
Около 50 - 60% объема твердых бытовых отходов составляют полимерные упаковочные материалы.
Большие объемы и темпы накопления отходов вызваны высоким уровнем их образования и слабым развитием индустрии вторичной переработки. Отсутствует механизм экономической заинтересованности в переработке отходов и в замене первичного сырья вторичным, так как это требует привлечения дополнительных средств.
Система очистки населенных мест крайне несовершенна. Основными нерешенными вопросами в сфере санитарной очистки территории населенных мест являются:
- недостаточные мощности (или их отсутствие) по сортировке, переработке и уничтожению мусора и отходов;
- отсутствие системы селективного сбора, вывоза и переработки отходов;
- наличие несанкционированных свалок на территории городов и населенных пунктов, приводящих к загрязнению почвы, грунтовых вод, атмосферного воздуха и являющихся кормовой базой для мышевидных грызунов;
- возникновение стихийных свалок вокруг дачных поселков и садовых товариществ, при этом вместо вывоза практикуется сжигание отходов, приводящее к загрязнению окружающей среды стойкими органическими загрязнителями, в том числе диоксинами;
- нерациональное использование строительных отходов, которые лишь в небольших объемах подвергаются вторичному использованию и в большей части вывозятся на полигоны ТБО (твердых бытовых отходов);
- неудовлетворительная утилизация медицинских отходов.
Кроме того, серьезные проблемы с обращениями отходов имеют место в жилищно-коммунальном секторе: несвоевременный вывоз отходов с контейнерных площадок; неудовлетворительная организация сбора, хранения и вывоза крупногабаритных отходов; несоблюдение санитарных правил размещения контейнеров для сбора бытовых отходов вблизи жилых зданий.
Не соблюдаются требования СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", коэффициент заполнения многих полигонов около 100%.
В стране в настоящее время построено всего 15 мусороперерабатывающих и мусоросжигательных заводов, треть из них не работает, так как используются зарубежные технологии, рассчитанные на изначальный раздельный сбор отходов, практически не ведется строительство новых полигонов для складирования и захоронения промышленных и бытовых отходов.
Многими хозяйствующими субъектами не решается проблема утилизации и обезвреживания токсичных отходов, продолжается порочная практика вывоза их на несанкционированные свалки, что представляет наибольшую потенциальную опасность для здоровья населения.
Все это оказывает негативное влияние на почву, в ряде территорий в 2004 году доля проб, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям в селитебной зоне, значительно превышает средний показатель по Российской Федерации - 11,4% (Свердловская область - 54,2%, г. Санкт-Петербург - 50,2%, Красноярский край - 42,5%, г. Москва - 31,1%, др.).
Стабильно неблагополучной продолжает оставаться ситуация с превышением гигиенических нормативов по содержанию тяжелых металлов в почве в Дальневосточном федеральном округе.
Неудовлетворительная организация плановой санитарной очистки территорий населенных мест, особенно в неканализованном жилом секторе, нехватка специализированного автотранспорта, контейнеров, несвоевременный вывоз ТБО, отсутствие условий для мойки и дезинфекции автотранспорта, контейнеров для сбора бытовых и пищевых отходов приводит к высокому уровню микробного загрязнения почвы на территории жилой застройки.
Так, в Приморском крае 15 - 20% контейнеров в ветхом состоянии, требуют замены, износ специализированного транспорта 40 - 70%, на 80% территории частных домовладений г. Владивостока отсутствуют оборудованные площадки для сбора ТБО; в Тамбовской области согласованные проекты имеют только 50% свалок ТБО; в Рязанской области только за 4 месяца 2005 года поступили от населения 322 жалобы на несвоевременный вывоз бытовых отходов; в Воронежской области только 18% мест размещения ТБО (свалки, полигоны) санкционированы.
Доля пищевых продуктов в составе бытовых отходов составляет одну треть, что приводит к увеличению заселенности населенных мест грызунами, являющимися переносчиками таких инфекционных заболеваний, как псевдотуберкулез, иерсиниоз, лептоспироз. В последние годы заболеваемость этими зоонозами и число пострадавших от укусов крыс возросло, чему способствует и снижение объема дератизационных работ.
Обращает на себя внимание снижение мер административного воздействия, принимаемых территориальными управлениями Роспотребнадзора в 2004 году по сравнению с 2003 годом на 7% (Республики Карелия, Коми, Удмуртская, Мордовия; Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская области и др.).
Учитывая изложенное, Федеральная служба предлагает Территориальным управлениям Роспотребнадзора:
1. Выйти с предложениями в органы местного самоуправления:
- о принятии действенных мер по обеспечению эффективной системы плановой очистки территории населенных мест и ликвидации несанкционированных свалок промышленных и бытовых отходов;
- о разработке региональных целевых программ в области обращения отходов производства и потребления, строительстве современных полигонов для складирования и захоронения промышленных и бытовых отходов, благоустройстве свалок, строительстве мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводов, а также о создании условий для раздельного сбора, сортировки и переработки бытового мусора и промышленных отходов.
2. Ужесточить меры административного принуждения за загрязнение почвы и нарушение санитарного законодательства в области обращения с отходами.
3. Активизировать обучение работников жилищно-коммунального хозяйства вопросам обращения отходов производства и потребления, проводить с населением постоянную разъяснительную работу с привлечением средств массовой информации о необходимости селективного сбора и отходов.
4. Потребовать от индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по обращению отходов производства и потребления, строгого соблюдения требований санитарного законодательства, регламентирующих данный вид деятельности.
5. Предлагаю также при проведении надзора за обращением отходов производства и потребления учесть предложения нашего письма от 06.10.2003 N 2510/11148-03-32.
6. Материалы по состоянию очистки населенных мест представлять в Федеральную службу ежегодно во время сдачи годового отчета.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО

ПРИКАЗ Рособрнадзора от 24.11.2005 n 2210 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ РОСОБРНАДЗОРА ОТ 30.03.2005 n 722 О ПОВТОРНОМ ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ  »
Постановления и Указы »
Читайте также