ПОСТАНОВЛЕНИЕ Центризбиркома РФ от 25.08.2003 n 21/150-4 ОБ ИНСТРУКЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЕДИНОГО ПОРЯДКА УСТАНОВЛЕНИЯ ИТОГОВ ГОЛОСОВАНИЯ, СОСТАВЛЕНИЯ ПРОТОКОЛОВ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ, ПОЛУЧЕНИЯ, ПЕРЕДАЧИ И ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЫБОРЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЧЕТВЕРТОГО СОЗЫВА


ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 августа 2003 г. N 21/150-4
ОБ ИНСТРУКЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
ЕДИНОГО ПОРЯДКА УСТАНОВЛЕНИЯ ИТОГОВ
ГОЛОСОВАНИЯ, СОСТАВЛЕНИЯ ПРОТОКОЛОВ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ
КОМИССИЙ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ, ПОЛУЧЕНИЯ,
ПЕРЕДАЧИ И ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ "ВЫБОРЫ" ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЧЕТВЕРТОГО СОЗЫВА
В соответствии со статьей 26 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить Инструкцию по организации единого порядка установления итогов голосования, составления протоколов избирательных комиссий, определения результатов выборов, получения, передачи и обработки информации с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва.
2. Опубликовать настоящее Постановление в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".
Председатель Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
А.А.ВЕШНЯКОВ
Секретарь Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
О.К.ЗАСТРОЖНАЯ



Утверждена
Постановлением
Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации
от 25 августа 2003 г. N 21/150-4
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЕДИНОГО ПОРЯДКА УСТАНОВЛЕНИЯ
ИТОГОВ ГОЛОСОВАНИЯ, СОСТАВЛЕНИЯ ПРОТОКОЛОВ
ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
ВЫБОРОВ, ПОЛУЧЕНИЯ, ПЕРЕДАЧИ И ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ
СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ВЫБОРЫ" ПРИ ПРОВЕДЕНИИ
ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО
СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЧЕТВЕРТОГО СОЗЫВА
1. Общие положения
1.1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с пунктом 13 статьи 21 и статьей 68 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пунктами 5 и 7 статьи 26, пунктом 29 статьи 81, статьей 90 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", а также подпунктами 1, 2 и 4 пункта 2 статьи 6, пунктом 5 статьи 13 и статьей 23 Федерального закона "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы".
1.2. Нормативно-правовой основой использования Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" (далее - ГАС "Выборы") при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации являются Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федеральные законы "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы", нормативные акты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
1.3. В соответствии с пунктом 6 статьи 90 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" с момента начала голосования и до момента подписания протоколов N 1 и N 2 соответствующая избирательная комиссия использует ГАС "Выборы" для наблюдения за ходом голосования и подведения итогов голосования путем передачи данных от нижестоящих избирательных комиссий вышестоящим избирательным комиссиям.
В соответствии с пунктом 7 статьи 90 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" данные о ходе голосования и его результаты, полученные через государственную автоматизированную информационную систему, являются предварительной, не имеющей юридического значения информацией, за исключением случаев использования технических средств подсчета голосов в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
1.4. В соответствии со статьей 23 Федерального закона "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" и статьей 90 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" при использовании ГАС "Выборы" соответствующая избирательная комиссия образует группу контроля из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса и правом совещательного голоса для контроля за использованием ГАС "Выборы". Члены группы контроля избирают из своего состава руководителя группы контроля, который должен быть членом избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Группы контроля должны быть сформированы на основании соответствующих решений избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, окружных и территориальных избирательных комиссий не позднее чем за две недели до дня голосования.
Группа контроля проверяет готовность комплекса средств автоматизации к работе, контролирует правильность ввода данных из протоколов избирательных комиссий и правильность повторного ввода или корректировки введенных данных, если об этом было принято соответствующее решение избирательной комиссии, следит за соблюдением требований Федеральных законов "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы", инструкций и других нормативных документов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по использованию ГАС "Выборы", в том числе технических средств подсчета голосов избирателей, а также за обязательным документированием фактов выполнения действий, предусмотренных регламентами и планами работ соответствующих избирательных комиссий (записи в журнале, акты, компьютерные распечатки, заверенные подписями членов группы контроля).
1.5. Выводимые из ГАС "Выборы" данные протокола об итогах голосования, протокола о результатах выборов сразу после подписания протокола и передачи в электронном виде по техническим каналам связи в вышестоящую избирательную комиссию передаются секретарем соответствующей избирательной комиссии в виде компьютерных распечаток для ознакомления всем членам избирательной комиссии, уполномоченным представителям, доверенным лицам кандидатов, политических партий, избирательных блоков, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям и представителям средств массовой информации.
1.6. С момента начала голосования ГАС "Выборы" используется для автоматизации следующих основных процессов:
- учет движения избирательных бюллетеней и открепительных удостоверений;
- обработка (ввод и суммирование) и представление в вышестоящие избирательные комиссии данных об открытии помещений для голосования и сведений об участии избирателей в выборах;
- ручной ввод данных об итогах голосования из протоколов избирательных комиссий, суммирование данных, их передача в вышестоящие избирательные комиссии. При этом обеспечивается проверка правильности суммирования данных соответствующих протоколов и их хранение в защищенном от искажений виде;
- подготовка информационных материалов в виде таблиц, пригодных для вывода на бумажный носитель и удобных для просмотра на средствах отображения, таких как табло, экраны, а также для публикации в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования Интернет. Таблицы включают в себя данные об открытии помещений для голосования избирательных участков, участии избирателей в выборах, данные протоколов соответствующих избирательных комиссий и суммарные данные протоколов.
ГАС "Выборы" при обработке данных протоколов избирательных комиссий об итогах голосования препятствует предумышленному или непредумышленному искажению данных, вводимых из протоколов. При этом ведется автоматическая запись (протокол) работы с комплексом ГАС "Выборы", включая фиксирование времени исправления ошибок и опечаток при вводе данных протокола. Протокол, содержащий запись работы с комплексом, доступен для просмотра и анализа.
1.7. Подготовка и настройка программного обеспечения комплекса средств автоматизации ГАС "Выборы" производится системным администратором в соответствии с эксплуатационной документацией, утвержденной Федеральным центром автоматизации при ЦИК России.
1.8. Если одновременно проводятся выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и выборы в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, выборы в органы местного самоуправления, в территориальных избирательных комиссиях при вводе данных протоколов участковых избирательных комиссий в первую очередь вводятся данные протоколов N 1 и N 2 об итогах голосования по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации соответственно по одномандатному и федеральному избирательным округам.
1.9. В настоящей Инструкции используются следующие основные термины:
Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Выборы" (ГАС "Выборы") - автоматизированная информационная система, реализующая информационные процессы при подготовке и проведении выборов и референдума;
комплексы средств автоматизации ГАС "Выборы" (далее - комплексы средств автоматизации) - совокупность взаимосвязанных программно-технических средств, предназначенных для сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и передачи информации;
компьютерная форма протокола - сокращенное описание позиций протокола, используемых ГАС "Выборы" для ввода данных протоколов;
компьютерный протокол - таблица, формируемая на экране монитора или выводимая на принтер и содержащая результат суммирования посредством ГАС "Выборы" данных, введенных из протоколов участковых комиссий или принятых по системе телекоммуникаций ГАС "Выборы" от территориальных избирательных комиссий, окружных избирательных комиссий;
компьютерная сводная таблица - таблица, формируемая на экране монитора или выводимая на принтер из базы данных ГАС "Выборы" и содержащая данные протоколов соответствующих нижестоящих избирательных комиссий;
группа контроля - группа, образованная в соответствии с положениями пункта 3 статьи 90 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и статьей 23 Федерального закона "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса и совещательного голоса для контроля за использованием ГАС "Выборы";
системный администратор - специалист, обеспечивающий эксплуатацию комплекса средств автоматизации в соответствующей избирательной комиссии;
оператор базы данных ГАС "Выборы" - работник аппарата территориальной избирательной комиссии, осуществляющий под руководством системного администратора клавиатурный ввод данных из протоколов участковых избирательных комиссий в том случае, когда ввод данных организован более чем на одном автоматизированном рабочем месте;
оперативные итоги - информация, содержащая данные протоколов, введенные в ГАС "Выборы" и суммированные на произвольный момент времени до того, как были введены данные протоколов всех избирательных комиссий;
предварительные итоги - информация, содержащая данные всех протоколов, которые должны быть введены в ГАС "Выборы" на данном комплексе средств автоматизации.
2. Работа участковой избирательной комиссии
2.1. Организация работы участковой избирательной комиссии в день голосования
2.1.1. После начала работы участковой избирательной комиссии, но до открытия помещения для голосования члены участковой избирательной комиссии подсчитывают и погашают, отрезая левый верхний угол, неиспользованные открепительные удостоверения (при этом не допускается повреждение печати участковой избирательной комиссии, размещенной в левом нижнем углу открепительного удостоверения, номера открепительного удостоверения, наименования и номера одномандатного избирательного округа), о чем составляется соответствующий акт.
2.1.2. Незамедлительно после открытия помещения для голосования участковая избирательная комиссия передает соответствующую информацию в территориальную избирательную комиссию по телефону; в течение дня голосования в соответствии с установленными ЦИК России сроками передачи данных информирует территориальную избирательную комиссию об участии избирателей в выборах.
2.1.3. Участковая избирательная комиссия обеспечивает проведение голосования в помещении для голосования и вне помещения для голосования.
2.1.4. В пределах своих полномочий участковая избирательная комиссия рассматривает поступившие в день голосования жалобы (заявления) на нарушения Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения.
2.1.5. Участковая избирательная комиссия осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
2.2. Протоколы участковой избирательной комиссии об итогах голосования
2.2.1. Участковая избирательная комиссия составляет два протокола об итогах голосования на соответствующем избирательном участке: протокол N 1 об итогах голосования по одномандатному избирательному округу и протокол N 2 об итогах голосования по федеральному избирательному округу.
2.2.2. Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования составляется на двух сторонах одного листа формата А3. Протокол должен быть подписан всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса с проставлением печати участковой избирательной комиссии и указанием даты и времени (часы, минуты) составления протокола. В исключительных случаях протокол может быть составлен более чем на одном листе, при этом каждый лист должен быть пронумерован и подписан всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса с проставлением печати участковой избирательной комиссии. Каждый протокол участковой избирательной комиссии составляется в двух экземплярах. Номер экземпляра должен указываться в специально отведенной для этого строке - вверху слева на первой странице протокола. Время составления протокола в этих экземплярах должно быть одинаковым.
2.2.3. Каждый из протоколов об итогах голосования участковой избирательной комиссии содержит следующие данные:
а) номер экземпляра;
б) название выборов, дату голосования, наименование избирательного округа. Протокол N 1 содержит также номер одномандатного избирательного округа;
в) слово "Протокол";
г) наименование избирательной комиссии с указанием номера избирательного участка, адреса помещения для голосования;
д) строки протокола:
строка 1. Число избирателей, включенных в список избирателей на момент окончания голосования и обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе;
строка 2. Число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией;
строка 3. Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно;
строка 4. Число избирательных бюллетеней, выданных участковой избирательной комиссией избирателям в помещении для голосования в день голосования;
строка 5. Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования;
строка 6. Число погашенных избирательных бюллетеней;
строка 7. Число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования;
строка 8. Число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования;
строка 9. Число недействительных избирательных бюллетеней;
строка 10. Число действительных избирательных бюллетеней;
строка 11. Число открепительных удостоверений, полученных участковой избирательной комиссией;
строка 12. Число открепительных удостоверений, выданных участковой избирательной комиссией избирателям на избирательном участке до дня голосования;
строка 13. Число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке;
строка 14. Число погашенных на избирательном участке открепительных удостоверений;
строка 15. Число открепительных удостоверений, выданных избирателям территориальной избирательной комиссией;
строка 16. Число утраченных избирательных бюллетеней;
строка 17. Число не учтенных при получении избирательных бюллетеней.
2.2.4. В строку 18 и последующие строки протокола N 1 об итогах голосования по одномандатному избирательному округу дополнительно вносятся:
в алфавитном порядке фамилии, имена и отчества, а при их совпадении (по решению окружной избирательной комиссии) - иные данные о внесенных в избирательный бюллетень зарегистрированных кандидатах и число голосов избирателей, поданных за каждого зарегистрированного кандидата;
число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.
2.2.5. В строку 18 и последующие строки протокола N 2 об итогах голосования по федеральному избирательному округу дополнительно вносятся:
наименования политических партий, избирательных блоков, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, в порядке их размещения в избирательном бюллетене и число голосов избирателей, поданных за каждый федеральный список кандидатов;
число голосов избирателей, поданных против всех федеральных списков кандидатов.
2.2.6. Протокол N 1 и протокол N 2 должны содержать:
а) сведения о количестве поступивших в участковую избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу;
б) сведения о количестве составленных участковой избирательной комиссией в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей актов и иных документов, прилагаемых к протоколу;
в) фамилии и инициалы председателя, заместителя председателя, секретаря и других членов избирательной комиссии и их подписи;
г) дата и время (часы и минуты) подписания протокола;
д) печать избирательной комиссии.
2.2.7. Числа по всем строкам заносятся в протоколы об итогах голосования цифрами и прописью. Цифры вносятся в предназначенные для этих целей клетки, которые подлежат обязательному заполнению. Если при заполнении протокола количество цифр в строке окажется менее четырех, то в свободных клетках, стоящих в начале ряда, проставляются нули. Например:
--------T------T------T------¬ -------T------T------T------¬
¦ 0 ¦ 8 ¦ 7 ¦ 4 ¦ или ¦ 0 ¦ 0 ¦ 3 ¦ 6 ¦
L-------+------+------+------- L------+------+------+-------
В случае если в строку должна быть внесена цифра "0", то нули проставляются во всех четырех клетках, а справа от них записывается слово "ноль".
В соответствии с пунктом 6 статьи 14 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" при образовании избирательных участков для проведения голосования и подсчета голосов избирателей, находящихся в день голосования на территориях иностранных государств, требование о предельном числе избирателей (3 тысячи), зарегистрированных на территории избирательного участка, может не применяться. При этом, если количество цифр в строке окажется более четырех, цифра, обозначающая значение "десятки тысяч", пишется слева от четырех клеток.
2.3. Подготовка к непосредственному подсчету голосов избирателей
2.3.1. Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно, с оглашением и соответствующим внесением в увеличенную форму протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету избирательных бюллетеней и голосов избирателей членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
2.3.2. В соответствии с положениями пунктов 1 и 5 статьи 31 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" на заседаниях участковой избирательной комиссии, а также при осуществлении ею работы со списком избирателей, с избирательными бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования вправе присутствовать члены и представители вышестоящих избирательных комиссий, кандидат, зарегистрированный окружной либо вышестоящей избирательной комиссией, или его доверенное лицо, или его уполномоченный представитель по финансовым вопросам, уполномоченный представитель или доверенное лицо политической партии, избирательного блока, федеральный список кандидатов которых зарегистрирован, или кандидат из указанного списка.
Для присутствия на заседаниях и при осуществлении участковой избирательной комиссией работы с перечисленными избирательными документами указанным лицам не требуется дополнительное разрешение избирательной комиссии.
Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и в помещения, в которых ведется подсчет голосов и осуществляется работа с перечисленными избирательными документами. На заседаниях избирательной комиссии и при осуществлении участковой избирательной комиссией работы с перечисленными избирательными документами, при подсчете голосов избирателей вправе присутствовать представители средств массовой информации.
С момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протоколов об итогах голосования, при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках вправе также присутствовать наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели.
2.3.3. По истечении времени голосования (в 20 часов по местному времени) председатель участковой избирательной комиссии объявляет, что получить избирательные бюллетени и проголосовать могут только избиратели, уже находящиеся в помещении для голосования. После того как проголосовали все избиратели, находившиеся в помещении для голосования при объявлении председателем участковой избирательной комиссии об истечении времени голосования, председатель, заместитель председателя либо секретарь участковой избирательной комиссии доводит до сведения находящихся в помещении для голосования, в котором будет производиться подсчет голосов избирателей, перечень лиц, перечисленных в подпункте 2.3.2 настоящей Инструкции, которые имеют право присутствовать при подсчете голосов. После этого двери помещения для голосования закрываются.
2.3.4. Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, которые должны быть доведены до сведения всех членов участковой избирательной комиссии и лиц, присутствующих при подсчете голосов.
2.3.5. Наблюдатели и иные лица, которые в соответствии с нормами Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" имеют право присутствовать при подсчете голосов, занимают места, позволяющие им наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней, за подсчетом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в избирательных бюллетенях отметок избирателей; визуально знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением участковой избирательной комиссией протоколов об итогах голосования и иных документов, вести фото- и видеосъемку процесса голосования, процедуры подсчета голосов избирателей, не допуская при этом нарушений тайны голосования.
2.3.6. В помещении, где проводится подсчет голосов избирателей, вывешиваются увеличенные формы протоколов N 1 и N 2 участковой избирательной комиссии. В увеличенных формах протоколов подписи членов участковой избирательной комиссии не воспроизводятся. Увеличенные формы протоколов должны быть расположены в помещении для голосования таким образом, чтобы лица, перечисленные в подпункте 2.3.2 настоящей Инструкции, которые в соответствии с положениями Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" вправе присутствовать при подсчете голосов избирателей, могли прочитать в них данные об итогах голосования.
Увеличенная форма протокола об итогах голосования не заменяет собой протокол участковой избирательной комиссии, а данные, занесенные в нее, не имеют юридического значения.
2.4. Объявление последовательности и порядка действий членов участковой избирательной комиссии
Председатель участковой избирательной комиссии объявляет присутствующим при подсчете голосов избирателей общую последовательность дальнейших действий членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса:
1) подсчет и погашение неиспользованных избирательных бюллетеней;
2) работа со списком избирателей;
3) осуществление подсчета избирательных бюллетеней установленной формы в переносных ящиках для голосования (поочередно по каждому переносному ящику) отдельно по одномандатному и федеральному избирательным округам;
4) вскрытие стационарных ящиков для голосования, сортировка избирательных бюллетеней по одномандатному и федеральному избирательным округам;
5) подсчет голосов избирателей по избирательным бюллетеням для голосования по одномандатному избирательному округу и проверка контрольных соотношений;
6) подсчет голосов избирателей по избирательным бюллетеням для голосования по федеральному избирательному округу и проверка контрольных соотношений;
7) проведение контрольной проверки в соответствии с пунктом 2.18 настоящей Инструкции;
8) составление протоколов N 1 и N 2 в двух экземплярах;
9) проведение итогового заседания участковой избирательной комиссии, рассмотрение жалоб (заявлений), поступивших в ходе подсчета голосов избирателей, принятие решения об итогах голосования, подписание протоколов N 1 и N 2.
2.5. Проверка готовности к подсчету голосов
Председатель участковой избирательной комиссии перед подсчетом голосов обязан проверить наличие всех составленных в день голосования либо ранее (при проведении досрочного голосования) избирательных документов и готовых для заполнения бланков следующих документов:
1) реестр учета жалоб (заявлений), обращений на нарушение Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", поступивших в участковую избирательную комиссию;
2) акт о передаче территориальной избирательной комиссией избирательных бюллетеней соответствующей участковой избирательной комиссии;
3) решения территориальной избирательной комиссии об определении количества открепительных удостоверений, а также избирательных бюллетеней для избирательных участков, расположенных на соответствующей территории;
4) заявления избирателей о выдаче им открепительных удостоверений, если они поступили;
5) доверенности на получение открепительного удостоверения, если они предъявлялись;
6) акты о предъявлении и опечатывании пустых переносных ящиков для досрочного голосования, если проводилось досрочное голосование;
7) акты о проведении досрочного голосования, если проводилось досрочное голосование;
8) акт о погашении неиспользованных открепительных удостоверений;
9) ведомость выдачи избирательных бюллетеней членам комиссии для выдачи их избирателям в помещении для голосования;
10) акт о передаче территориальной избирательной комиссией соответствующей участковой избирательной комиссии списка избирателей;
11) акты о погашении испорченных избирательных бюллетеней, если такие факты имели место;
12) реестр регистрации поданных заявлений (обращений) избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования;
13) письменные заявления избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования, если такие заявления поступили;
14) ведомость выдачи избирательных бюллетеней членам участковой избирательной комиссии для выдачи их избирателям для голосования вне помещения для голосования;
15) акт о проведении голосования вне помещения для голосования, если оно проводилось;
16) список лиц, присутствовавших при проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении протоколов об итогах голосования (заполняется с момента открытия помещения для голосования);
17) образец акта о признании недействительными избирательных бюллетеней, находившихся в переносном ящике для голосования;
18) образец акта о признании избирательных бюллетеней бюллетенями неустановленной формы;
19) незаполненная ведомость регистрации выдачи заверенных копий протоколов участковой избирательной комиссии об итогах голосования на избирательном участке и других документов;
20) протоколы об административных правонарушениях, если они имели место;
21) бланки решения участковой избирательной комиссии;
22) бланки письма участковой избирательной комиссии.
Председатель участковой избирательной комиссии, убедившись в том, что все готово к подсчету голосов, приглашает членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса приступить к процедуре подсчета голосов.
2.6. Процедура погашения неиспользованных избирательных бюллетеней, работа с погашенными избирательными бюллетенями и открепительными удостоверениями
2.6.1. В ходе работы по подсчету и погашению неиспользованных избирательных бюллетеней председатель участковой избирательной комиссии поэтапно разъясняет присутствующим при подсчете голосов избирателей требования Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и последовательность действий членов участковой избирательной комиссии.
2.6.2. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса прежде всего подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные избирательные бюллетени (при этом не допускается повреждение квадратов, размещенных на бюллетене справа от сведений о зарегистрированных кандидатах, наименований политических партий, избирательных блоков и от строк "Против всех кандидатов", "Против всех федеральных списков кандидатов"), а затем оглашают и заносят в строки 6 протоколов об итогах голосования и их увеличенных форм число погашенных избирательных бюллетеней, которое определяется как сумма числа неиспользованных избирательных бюллетеней и числа избирательных бюллетеней, испорченных избирателями при проведении голосования.
2.6.3. В увеличенные формы протоколов участковой избирательной комиссии данные об итогах голосования по мере их поступления вправе заносить председатель, заместитель председателя, секретарь либо член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, организующий подсчет голосов избирателей.
2.6.4. Далее члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса оглашают из соответствующего акта число погашенных открепительных удостоверений и заносят его в строки 14 протоколов об итогах голосования и их увеличенных форм.
2.6.5. Члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели вправе под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса визуально ознакомиться с погашенными избирательными бюллетенями и открепительными удостоверениями.
2.7. Заполнение строки 2 протоколов N 1 и N 2 об итогах голосования
2.7.1. Председатель участковой избирательной комиссии (заместитель председателя либо секретарь) оглашает число избирательных бюллетеней (отдельно по одномандатному и федеральному избирательным округам), поступивших в участковую избирательную комиссию из территориальной избирательной комиссии, и предъявляет присутствующим соответствующий акт. Эти данные заносятся в строку 2 протоколов N 1 и N 2 участковой избирательной комиссии об итогах голосования и их увеличенные формы.
2.7.2. В случае, если в участковую избирательную комиссию в силу исключительных обстоятельств поступило по соответствующему акту дополнительное количество избирательных бюллетеней, председатель участковой избирательной комиссии оглашает их суммарное число.
2.8. Работа со списком избирателей
2.8.1. В ходе работы со списком избирателей председатель участковой избирательной комиссии поэтапно разъясняет присутствующим при подсчете голосов избирателей требования Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и последовательность действий членов участковой избирательной комиссии.
2.8.2. Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса вносят на каждую страницу списка избирателей следующие суммарные данные по этой странице отдельно по федеральному и одномандатному избирательным округам:
1) число избирателей, внесенных в список на момент окончания голосования (без учета избирателей, которым выданы открепительные удостоверения в территориальной и участковой избирательных комиссиях, а также избирателей, выбывших по другим причинам). При установлении числа избирателей, включенных в список избирателей по одномандатному избирательному округу, не учитываются избиратели, включенные в список избирателей на основании открепительных удостоверений, если они имели право получить избирательные бюллетени только по федеральному избирательному округу;
2) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей);
3) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу отметок "Голосовал вне помещения для голосования" в списке избирателей);
4) число избирателей, проголосовавших досрочно (устанавливается по числу отметок "Голосовал досрочно" в списке избирателей);
5) число открепительных удостоверений, выданных участковой избирательной комиссией избирателям на избирательном участке до дня голосования (устанавливается по числу отметок "Выдано открепительное удостоверение в УИК N __" в списке избирателей);
6) число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке (устанавливается по числу отметок "Голосовал по открепительному удостоверению N __" в списке избирателей). Если избиратель данного избирательного участка, который в связи с получением открепительного удостоверения был исключен из списка избирателей, в день голосования изъявил желание принять участие в голосовании на этом же избирательном участке, он по предъявлении паспорта и открепительного удостоверения дополнительно включается в список избирателей, в котором напротив его данных также проставляется отметка "Голосовал по открепительному удостоверению N __";
7) число открепительных удостоверений, выданных избирателям в территориальной избирательной комиссии (устанавливается по числу отметок "Выдано открепительное удостоверение в ТИК" в списке избирателей и может быть проверено по заверенной выписке из реестра выдачи открепительных удостоверений, представленной территориальной избирательной комиссией).
2.8.3. После внесения указанных данных каждая страница списка избирателей подписывается внесшим эти данные членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, который затем их суммирует по подписанным им страницам списка избирателей, сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю участковой избирательной комиссии и лицам, присутствующим при подсчете голосов, при этом оглашая наименование каждой из позиций, указанных в подпункте 2.8.2 настоящей Инструкции, и суммарные данные по каждой из них. После установления итоговых данных, определяемых как сумма вышеуказанных данных, установленных по всем страницам списка избирателей, председатель, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии вносит итоговые данные в последний лист (на последнюю страницу) списка избирателей, подтверждает их своей подписью, заверяет печатью участковой избирательной комиссии и оглашает наименование позиций и соответствующие суммарные данные.
Для удобства подсчета итогов по всем страницам списка избирателей возможно использование заранее расчерченных листов для внесения в них суммарных данных с каждой страницы списка избирателей. Однако в этом случае перед суммированием необходимо убедиться в идентичности записей по каждой странице списка избирателей и записей, внесенных на расчерченные листы для суммирования.
Если список избирателей состоит из нескольких книг, на последней странице каждой книги записываются суммарные данные по соответствующей книге списка избирателей. При этом суммарные данные по всем страницам списка избирателей вносятся на последний лист последней книги списка избирателей.
2.8.4. Дальнейшая работа участковой избирательной комиссии должна быть организована следующим образом: председатель участковой избирательной комиссии оглашает данные, заместитель председателя участковой избирательной комиссии заносит их в увеличенные формы протоколов N 1 и N 2 об итогах голосования (в случае его отсутствия данная работа организуется в соответствии с п. 2.6.3 настоящей Инструкции), а секретарь участковой избирательной комиссии - непосредственно в протоколы N 1 и N 2 об итогах голосования:
1) в строки 1 - число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования и обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе;
2) в строки 3 - число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно в соответствии с пунктом 2 статьи 78 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации";
3) в строки 4 - число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования;
4) в строки 5 - число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования;
5) в строки 11 - число открепительных удостоверений, полученных участковой избирательной комиссией в соответствии с актом передачи территориальной избирательной комиссией открепительных удостоверений;
6) в строки 12 - число открепительных удостоверений, выданных участковой избирательной комиссией избирателям на избирательном участке до дня голосования;
7) в строки 13 - число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке;
8) в строки 15 - число открепительных удостоверений, выданных избирателям территориальной избирательной комиссией.
2.8.5. После внесения указанных данных в протоколы и их увеличенные формы со списком избирателей вправе ознакомиться лица, перечисленные в подпункте 2.3.2 настоящей Инструкции, а члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности произведенного подсчета.
2.8.6. Дальнейшая работа со списком избирателей не может проводиться до проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протоколы об итогах голосования. Список избирателей на это время помещается в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место. Хранение списка избирателей, исключающее доступ к нему лиц, находящихся в помещении для голосования, обеспечивается председателем или секретарем участковой избирательной комиссии.
2.9. Непосредственный подсчет голосов избирателей
2.9.1. Перед началом непосредственного подсчета голосов избирателей председатель участковой избирательной комиссии разъясняет присутствующим требования Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", предъявляемые к порядку подсчета голосов, а также проверяет отсутствие письменных принадлежностей у членов участковой избирательной комиссии.
2.9.2. Непосредственный подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса по находящимся в ящиках для голосования избирательным бюллетеням.
2.9.3. Непосредственный подсчет голосов избирателей производится в помещении для голосования в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов участковой избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой избирательной комиссии.
Членам участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, за исключением председателя (заместителя председателя) и секретаря участковой избирательной комиссии, запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями, за исключением случая, предусмотренного пунктом 15 статьи 81 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", когда на оборотной стороне вызвавшего сомнение избирательного бюллетеня необходимо произвести запись о признании его действительным либо недействительным и заверить подписями двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
2.9.4. При непосредственном подсчете голосов в ходе сортировки избирательных бюллетеней участковая избирательная комиссия отделяет избирательные бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально либо не заверенные избирательной комиссией. Указанные избирательные бюллетени при непосредственном подсчете голосов не учитываются. Данные бюллетени упаковываются отдельно и опечатываются. В случае обнаружения участковой избирательной комиссией в переносных или стационарных ящиках для голосования избирательных бюллетеней неустановленной формы участковая избирательная комиссия составляет соответствующий акт, в котором указывается количество таких избирательных бюллетеней, избирательный округ, для голосования по которому они предназначались, причина (причины), по которой считаются бюллетенями неустановленной формы. Акт с первым экземпляром соответствующего протокола участковой избирательной комиссии направляется в территориальную избирательную комиссию.
2.10. Подсчет числа избирательных бюллетеней в переносных ящиках для голосования
2.10.1. В ходе подсчета числа избирательных бюллетеней в переносных ящиках для голосования председатель участковой избирательной комиссии разъясняет присутствующим при подсчете голосов очередность действий членов участковой избирательной комиссии и порядок заполнения строки 7 протоколов об итогах голосования.
2.10.2. В первую очередь производится подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования: сначала - с избирательными бюллетенями, оставленными досрочно проголосовавшими избирателями, затем - с избирательными бюллетенями, оставленными избирателями, проголосовавшими вне помещения для голосования в день голосования.
2.10.3. Вскрытию каждого переносного ящика для голосования предшествует объявление числа избирателей, проголосовавших с использованием данного переносного ящика для голосования (в соответствии с пунктом 14 статьи 79 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" по окончании проведения голосования вне помещения для голосования с использованием переносного ящика для голосования участковой избирательной комиссией составляется соответствующий акт; в соответствии с пунктом 8 статьи 78 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" участковой избирательной комиссией составляется соответствующий акт о проведении досрочного голосования).
2.10.4. Затем проводится проверка целостности печатей (пломб) на переносных ящиках, в чем председатель участковой избирательной комиссии предлагает удостовериться членам комиссии и иным присутствующим при подсчете голосов лицам.
2.10.5. Подсчет избирательных бюллетеней, отдельно по одномандатному и федеральному избирательным округам, ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования, при этом отделяются избирательные бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально либо не заверенные избирательной комиссией. Избирательные бюллетени неустановленной формы при непосредственном подсчете голосов не учитываются. Они упаковываются отдельно и опечатываются.
Число извлеченных из переносных ящиков для голосования избирательных бюллетеней установленной формы оглашается и вносится в строки 7 увеличенных форм соответствующих протоколов об итогах голосования (непосредственно в строки 7 протоколов вносятся только суммарные данные по всем переносным ящикам для голосования). Если в данном переносном ящике для голосования число обнаруженных избирательных бюллетеней установленной формы по каждому избирательному округу не превышает предварительно объявленного числа избирателей, проголосовавших с использованием данного переносного ящика для голосования, участковая избирательная комиссия приступает к вскрытию следующего переносного ящика для голосования.
2.10.6. Если после оглашения и внесения данных в строки 7 увеличенных форм протоколов об итогах голосования будет установлено, что число обнаруженных в соответствующем переносном ящике для голосования избирательных бюллетеней установленной формы по одномандатному избирательному округу превышает число отметок в списке избирателей о том, что избиратель проголосовал досрочно, либо число заявлений избирателей, содержащих отметку о получении избирательного бюллетеня по одномандатному избирательному округу, все избирательные бюллетени установленной формы по одномандатному избирательному округу, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой избирательной комиссии признаются недействительными, о чем составляется отдельный акт, который прилагается к протоколу N 1 участковой избирательной комиссии об итогах голосования и в котором указываются фамилии и инициалы членов участковой избирательной комиссии, проводивших досрочное голосование либо голосование вне помещения для голосования с использованием данного переносного ящика для голосования. Число признанных в этом случае недействительными избирательных бюллетеней оглашается, вносится в указанный акт, а также в строку 9 увеличенной формы протокола N 1 участковой избирательной комиссии об итогах голосования (в строку 9 протокола N 1 вносится общее число недействительных избирательных бюллетеней). На лицевой стороне каждого из этих бюллетеней на квадратах, расположенных справа от данных зарегистрированных кандидатов, вносится запись о причине признания бюллетеней недействительными, которая подтверждается подписями двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой избирательной комиссии. Данные избирательные бюллетени упаковываются отдельно и опечатываются.
2.10.7. Если число обнаруженных в соответствующем переносном ящике для голосования избирательных бюллетеней установленной формы по федеральному избирательному округу превышает число отметок в списке избирателей о том, что избиратель проголосовал досрочно, либо число заявлений избирателей, содержащих отметку о получении бюллетеня по федеральному избирательному округу, все избирательные бюллетени установленной формы по федеральному избирательному округу, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой избирательной комиссии признаются недействительными, о чем составляется отдельный акт, который прилагается к протоколу N 2 участковой избирательной комиссии об итогах голосования и в котором указываются фамилии и инициалы членов участковой избирательной комиссии, проводивших досрочное голосование либо голосование вне помещения для голосования с использованием данного переносного ящика для голосования. Число признанных в этом случае недействительными избирательных бюллетеней оглашается, вносится в указанный акт, а также в строку 9 увеличенной формы протокола N 2 участковой избирательной комиссии об итогах голосования (в строку 9 протокола N 2 вносится общее число недействительных избирательных бюллетеней). На лицевой стороне каждого из этих бюллетеней на квадратах, расположенных справа от наименований политических партий, избирательных блоков, вносится запись о причине признания бюллетеней недействительными, которая подтверждается подписями двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой избирательной комиссии. Данные избирательные бюллетени упаковываются отдельно и опечатываются.
2.10.8. После вскрытия всех переносных ящиков для голосования участковая избирательная комиссия суммирует данные о числе избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования по всем переносным ящикам для голосования, оглашает и заполняет строки 7 протоколов N 1 и N 2 участковой избирательной комиссии об итогах голосования и их увеличенных форм. Затем участковая избирательная комиссия приступает к вскрытию стационарных ящиков для голосования.
2.11. Вскрытие стационарных ящиков для голосования, сортировка избирательных бюллетеней
2.11.1. Перед вскрытием стационарных ящиков для голосования председатель участковой избирательной комиссии разъясняет присутствующим при подсчете голосов требования Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", порядок дальнейшей работы членов участковой избирательной комиссии с избирательными бюллетенями.
2.11.2. Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них.
2.11.3. После вскрытия стационарных ящиков для голосования извлеченные из них избирательные бюллетени смешиваются с избирательными бюллетенями, извлеченными из переносных ящиков для голосования, и сортируются в пачки по одномандатному и федеральному избирательным округам членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Если одновременно с выборами депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва проводятся выборы органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, избирательные бюллетени по данным выборам также сортируются в отдельные пачки. При этом участковая избирательная комиссия обязана предпринять меры для обеспечения сохранности бюллетеней после их сортировки по отдельным пачкам, в том числе при раздельном хранении указанных пачек. В этом случае в первую очередь ведется подсчет голосов избирателей по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва, и только после составления и подписания протоколов N 1 и N 2 участковая избирательная комиссия вправе приступать к составлению протоколов об итогах голосования по выборам органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления. Одновременный подсчет голосов избирателей по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва и по выборам органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления не допускается.
2.11.4. Затем обрабатываются избирательные бюллетени по одномандатному избирательному округу, образованному для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва. Прежде чем приступить к их обработке, членам участковой избирательной комиссии необходимо убедиться, что после проведенной сортировки в пачке с избирательными бюллетенями по федеральному избирательному округу (а также в пачках с избирательными бюллетенями по выборам органов государственной власти субъекта Российской Федерации либо органов местного самоуправления) не содержатся избирательные бюллетени по данному одномандатному избирательному округу.
2.12. Подсчет числа голосов избирателей и составление протокола N 1 об итогах голосования
2.12.1. Перед началом сортировки избирательных бюллетеней для голосования по одномандатному избирательному округу председатель участковой избирательной комиссии разъясняет присутствующим при подсчете голосов порядок действий членов участковой избирательной комиссии и требования Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", касающихся работы с недействительными избирательными бюллетенями.
2.12.2. Для удобства сортировки избирательных бюллетеней для голосования по одномандатному избирательному округу возможно использование табличек с фамилиями зарегистрированных кандидатов (при проведении сортировки избирательных бюллетеней для голосования по федеральному избирательному округу - с наименованиями политических партий, избирательных блоков).
2.12.3. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса сортируют, раскладывая в отдельные пачки, избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из зарегистрированных кандидатов, против всех кандидатов, одновременно отделяя бюллетени неустановленной формы и недействительные избирательные бюллетени по одномандатному избирательному округу.
2.12.4. В случае возникновения сомнений в определении волеизъявления избирателя избирательный бюллетень откладывается в отдельную пачку. По окончании сортировки участковая избирательная комиссия решает вопрос о действительности каждого из вызвавших сомнение избирательных бюллетеней путем голосования, при этом на оборотной стороне бюллетеня указываются причины его признания действительным или недействительным. Эта запись подтверждается подписями двух или более членов комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью комиссии. Бюллетень, признанный действительным или недействительным, присоединяется к соответствующей пачке бюллетеней.
2.12.5. При сортировке избирательных бюллетеней члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в избирательном бюллетене отметки избирателя и представляют бюллетени для визуального контроля всем присутствующим. Сортировка избирательных бюллетеней может проводиться не более чем двумя группами членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, однако при этом одновременное оглашение содержания двух избирательных бюллетеней не допускается.
2.12.6. После сортировки избирательных бюллетеней производится подсчет голосов избирателей по избирательным бюллетеням установленной формы. Не менее чем два члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчитывают избирательные бюллетени отдельно по голосам, поданным за каждого из зарегистрированных кандидатов, и по голосам, поданным против всех кандидатов. При этом бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку избирателя в каждом бюллетене. Полученные данные после оглашения заносятся в строку 18 и в последующие строки протокола N 1 об итогах голосования, а также его увеличенной формы.
2.12.7. Недействительные избирательные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Общее число недействительных избирательных бюллетеней, включая избирательные бюллетени, признанные недействительными на основании пункта 12 статьи 81 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (то есть избирательные бюллетени по одномандатному избирательному округу, которые были извлечены из переносного ящика для голосования и признаны недействительными по той причине, что их количество превысило число отметок в списке избирателей о том, что избиратель проголосовал досрочно, либо число заявлений избирателей, содержащих отметку о получении избирательного бюллетеня по одномандатному избирательному округу), оглашается и заносится в строку 9 протокола N 1 об итогах голосования и его увеличенной формы. В соответствии с пунктом 15 статьи 81 указанного Федерального закона недействительными считаются избирательные бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, расположенных справа от данных зарегистрированных кандидатов, наименований политических партий, избирательных блоков, позиций "Против всех кандидатов", "Против всех федеральных списков кандидатов", или в которых знак (знаки) проставлен (проставлены) более чем в одном квадрате.
2.13. Учет участковой избирательной комиссией голосов избирателей, поданных за зарегистрированного кандидата, выбывшего после либо в период досрочного голосования
2.13.1. Если на избирательном участке проводилось досрочное голосование отдельных групп избирателей и после начала досрочного голосования один или несколько зарегистрированных кандидатов выбыли, председатель участковой избирательной комиссии разъясняет присутствующим при подсчете голосов порядок обработки избирательных бюллетеней, в которых избиратели поставили отметки в квадратах справа от фамилии зарегистрированного кандидата, выбывшего после либо в период досрочного голосования.
2.13.2. В случае, если зарегистрированный кандидат выбыл после либо в период проведения досрочного голосования и на избирательном участке среди отдельных групп избирателей было проведено досрочное голосование в соответствии с пунктом 2 статьи 78 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", при установлении итогов голосования участковая избирательная комиссия после сортировки избирательных бюллетеней по голосам, в том числе поданным за указанного зарегистрированного кандидата, принимает решение о признании этих избирательных бюллетеней недействительными (Приложение N 1), которое прилагается к протоколу N 1 об итогах голосования по одномандатному избирательному округу.
Общее количество избирательных бюллетеней, признанных недействительными по указанным основаниям, суммируется с количеством других недействительных бюллетеней и вносится в строку 9 этого протокола.
2.13.3. Если на избирательном участке по указанным основаниям выбыло два и более зарегистрированных кандидата, количество признанных недействительными избирательных бюллетеней, в которых голоса избирателей поданы за указанных зарегистрированных кандидатов, суммируется.
2.13.4. Избирательные бюллетени, признанные недействительными по указанным основаниям, упаковываются в отдельные пачки по зарегистрированным кандидатам и опечатываются по правилам, предусмотренным пунктом 21 статьи 81 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
2.14. Заполнение строк 8 и 9 протокола N 1 об итогах голосования, ознакомление с рассортированными избирательными бюллетенями
2.14.1. Перед заполнением строк 8 и 9 протокола N 1 об итогах голосования председатель участковой избирательной комиссии разъясняет присутствующим требования Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" к их заполнению.
2.14.2. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса суммируют данные строки 18 и последующих строк протокола N 1 об итогах голосования, оглашают число действительных избирательных бюллетеней и заносят его в строку 10 протокола N 1 об итогах голосования и его увеличенной формы.
2.14.3. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса определяют число бюллетеней установленной формы по одномандатному избирательному округу, находившихся в стационарных ящиках для голосования, путем вычитания данных строки 7 из суммы данных строк 9 и 10, оглашают его и заносят в строку 8 протокола N 1 об итогах голосования и его увеличенной формы.
2.14.4. Члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели вправе визуально ознакомиться с рассортированными избирательными бюллетенями под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
2.15. Проверка контрольных соотношений
2.15.1. В ходе проверки контрольных соотношений председатель участковой избирательной комиссии разъясняет присутствующим при подсчете голосов порядок проверки.
2.15.2. После подсчета избирательных бюллетеней производится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол N 1 об итогах голосования (цифрами обозначены строки протокола, пронумерованные в соответствии со статьей 80 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"):
1 больше или равно 3 + 4 + 5;
2 равно 3 + 4 + 5 + 6;
7 + 8 равно 9 + 10;
10 равно 18 + все последующие строки протокола.
В связи с тем, что несоответствие записей данных цифрами и прописью является наиболее распространенной ошибкой, перед проведением проверки контрольных соотношений проверяется соответствие записей данных в строках протокола, выполненных цифрами и прописью.
2.15.3. Если контрольные соотношения выполняются, в строках 16 и 17 проставляется цифра "0".
2.15.4. В случае, если контрольные соотношения не совпали, участковая избирательная комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или по отдельным строкам протокола об итогах голосования, включая дополнительный подсчет избирательных бюллетеней и данных по листам списка избирателей. Также проверяется достоверность акта о получении тиража избирательных бюллетеней по одномандатному избирательному округу от территориальной избирательной комиссии.
В случае, если в результате дополнительного подсчета необходимо внести изменения в протокол об итогах голосования, заполняется новый бланк протокола, а в его увеличенную форму вносятся соответствующие исправления. При этом на каждой странице старого бланка протокола делается отметка "Ошибочный".
2.15.5. Если в результате дополнительного подсчета по строкам 2, 3, 4, 5, 6 протокола об итогах голосования контрольные соотношения не выполняются снова, участковая избирательная комиссия составляет соответствующий акт, прилагаемый к протоколу об итогах голосования, и вносит данные о расхождении в специальные строки протокола об итогах голосования - строку 16 "Число утраченных избирательных бюллетеней" и строку 17 "Число не учтенных при получении избирательных бюллетеней". Если число, указанное в строке 2 протокола об итогах голосования, больше суммы чисел, указанных в строках 3, 4, 5 и 6 этого протокола, разность между числом, указанным в строке 2, и суммой чисел, указанных в строках 3, 4, 5 и 6, вносится в строку 16, при этом в строке 17 проставляется цифра "0". Если сумма чисел, указанных в строках 3, 4, 5 и 6 протокола об итогах голосования, больше числа, указанного в строке 2 этого протокола, разность между суммой чисел, указанных в строках 3, 4, 5 и 6, и числом, указанным в строке 2, вносится в строку 17, при этом в строке 16 проставляется цифра "0".
2.15.6. Если в ходе указанной проверки участковая избирательная комиссия пришла к выводу, что имело место хищение (утрата) избирательных бюллетеней, не выданных избирателям, то избирательные бюллетени, ранее признанные бюллетенями неустановленной формы, проверяются вторично, а также проверяется достоверность акта о получении тиража избирательных бюллетеней по одномандатному избирательному округу от территориальной избирательной комиссии. Если после произведенной проверки этот предварительный вывод участковой избирательной комиссии подтвердился, участковая избирательная комиссия вправе направить соответствующее заявление в правоохранительные органы.
2.15.7. После проверки протокола об итогах голосования на соблюдение вышеуказанных контрольных соотношений участковая избирательная комиссия должна проверить выполнение следующих соотношений:
а) [11] >= [12];
[11] = [12] + [14].
Проверка этих соотношений позволяет оценить работу участковой избирательной комиссии с открепительными удостоверениями. При неисполнении этих соотношений участковая избирательная комиссия должна удостовериться в правильности занесения данных в указанные строки протокола. В случае, если ошибка в заполнении строк не выявлена, участковая изб

ПРИКАЗ Госкомрыболовства РФ от 25.08.2003 n 294 О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЛИЦЕНЗИЙ НА ОСУЩЕСТВЛЯЕМУЮ В МОРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРИЕМКЕ И ТРАНСПОРТИРОВКЕ УЛОВОВ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ, ВКЛЮЧАЯ РЫБ, А ТАКЖЕ ДРУГИХ ВОДНЫХ ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ  »
Постановления и Указы »
Читайте также