ПРИКАЗ МВД РФ от 03.10.1997 n 642 О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 13 АВГУСТА 1997 Г. n 1009 (вместе с ПРАВИЛАМИ ПОДГОТОВКИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В ЦЕНТРАЛЬНОМ АППАРАТЕ МВД РОССИИ, ИНСТРУКЦИЕЙ О ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ СИСТЕМАТИЗИРОВАННОГО УЧЕТА НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, КЛАССИФИКАТОРОМ СИСТЕМАТИЗИРОВАННОЙ КАРТОТЕКИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ, ТИПОВЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ ОБ ОТДЕЛЕ (ОТДЕЛЕНИИ, ГРУППЕ) ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ШТАБА МВД, ГУВД, УВД СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УВД НА ТРАНСПОРТЕ И НА РЕЖИМНЫХ ОБЪЕКТАХ, ГОРРАЙЛИНОРГАНА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ)


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 3 октября 1997 г. N 642
О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 13 АВГУСТА 1997 Г. N 1009
В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" приказываю:
1. Утвердить:
1.1. Правила подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России (Приложение 1).
1.2. Перечень образцов нормативных правовых актов МВД России (Приложение 2).
1.3. Инструкцию о порядке ведения систематизированного учета нормативных правовых актов в органах внутренних дел Российской Федерации (Приложение 3).
1.4. Классификатор систематизированной картотеки нормативных правовых актов в системе МВД России (Приложение 4).
1.5. Типовое положение об отделе (отделении, группе) правового обеспечения и международного сотрудничества штаба МВД, ГУВД, УВД субъекта Российской Федерации, УВД на транспорте и на режимных объектах, горрайлиноргана внутренних дел (Приложение 5).
2. Начальникам главных управлений, управлений МВД России:
2.1. Обеспечить изучение и выполнение подчиненными сотрудниками утвержденных настоящим Приказом документов (Приложения 1 - 4).
2.2. Повысить требовательность к подчиненным за качество подготовки проектов нормативных правовых актов, ежеквартально рассматривать состояние этой работы на оперативных совещаниях.
2.3. Возложить ответственность за координацию нормотворческой работы на одного из своих заместителей.
2.4. При необходимости внести предложения о введении в штатные расписания главных управлений, управлений и непосредственно подчиненных подразделений должностей юрисконсультов за счет имеющейся численности.
2.5. Активизировать работу по пересмотру действующих ведомственных нормативных правовых актов на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации, федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации.
2.6. Завершить в течение 1998 года работу по пересмотру и отмене (признании утратившими силу, неприменении в системе МВД России) ведомственных нормативных правовых актов, принятых до 1991 года.
3. Учесть, что начальники подразделений Министерства имеют право издавать нормативные правовые акты только в случаях, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
4. Аппарату Министра (Калатанову Ю.Н.) обеспечить:
проведение проверки нормативных правовых актов, разрабатываемых МВД России, на соответствие правилам русского языка;
участие группы по связям с Федеральным Собранием Российской Федерации в мероприятиях по сопровождению законопроектов, подготовленных по инициативе МВД России, в палатах парламента Российской Федерации.
5. Главному штабу МВД России (Черникову В.В.):
5.1. Совместно с ВНИИ и Академией управления МВД России разработать в трехмесячный срок проект концепции правового обеспечения деятельности органов внутренних дел и внутренних войск.
5.2. Совместно с аппаратом Министра:
проработать вопрос об организационно - штатном обеспечении лингвистической экспертизы проектов нормативных правовых актов;
проанализировать практику доведения до сотрудников изданных нормативных правовых актов МВД России и доложить предложения по ее совершенствованию.
5.3. Совместно с ГУК, образовательными и научно - исследовательскими учреждениями МВД России обеспечить регулярное издание тематических сборников нормативных правовых актов по направлениям деятельности органов внутренних дел.
6. Министрам внутренних дел, начальникам ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) 8 ГУ МВД России:
6.1. Возложить ответственность за организацию нормотворческой работы непосредственно на первого заместителя (заместителя) - начальника штаба.
6.2. Принять меры к укреплению юридических подразделений с учетом увеличения объема регионально - нормотворческой, претензионно - исковой и экспертно - правовой работы.
6.3. Разработать и утвердить правила подготовки правовых актов в аппаратах МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) 8 ГУ МВД России.
6.4. Привести положения об отделе (отделении, группе) правового обеспечения и международного сотрудничества в соответствие с Типовым положением (Приложение 5).
6.5. Обеспечить подписку на необходимое количество официальных источников нормативных правовых актов Российской Федерации.
7. Признать утратившим силу пункт 7 Приказа (с приложениями) МВД России от 23 сентября 1992 г. N 340.
8. Ответственность за организацию исполнения настоящего Приказа возложить на первого заместителя Министра - начальника Главного штаба МВД России, генерал - полковника внутренней службы Маслова П.Т.
Министр,
генерал армии
А.КУЛИКОВ



Приложение 1
к Приказу МВД России
от 3 октября 1997 г. N 642
ПРАВИЛА
ПОДГОТОВКИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В ЦЕНТРАЛЬНОМ
АППАРАТЕ МВД РОССИИ
I. Общие положения
1. Настоящие Правила определяют единый порядок организации и ведения работы по подготовке проектов нормативных правовых актов в центральном аппарате Министерства внутренних дел Российской Федерации <*> в соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 1996 г. N 1039, и Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации".
--------------------------------
<*> Далее - "МВД России" или "Министерство".
2. Нормативный правовой акт - это письменный документ, изданный в соответствии с установленными требованиями правомочным на то должностным лицом Министерства, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы, рассчитанные на многократное применение и относительно неопределенный круг лиц.
Нормативный правовой акт может быть также издан совместно или по согласованию с иными федеральными органами исполнительной власти.
3. Министерством внутренних дел Российской Федерации издаются нормативные правовые акты в виде директив, приказов, положений, наставлений, инструкций, правил и уставов <*>.
--------------------------------
<*> Далее - "ведомственные нормативные акты".
Директива содержит нормативные предписания ориентирующего характера, определяющие перспективы развития системы Министерства, а также основные направления ее деятельности.
Приказ издается по наиболее важным вопросам функционирования системы Министерства, включая создание, реорганизацию, ликвидацию органов и учреждений, входящих в систему органов внутренних дел <*>, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации <**>, а также структурных подразделений МВД России, определение их задач и функций, правовое регулирование различных направлений служебной деятельности, прохождения службы.
--------------------------------
<*> Далее - "органы внутренних дел" или "органы и учреждения".
<**> Далее - "внутренние войска".
Положения и наставления регламентируют деятельность конкретных подсистем органов внутренних дел или внутренних войск. В положении систематизированно определяются порядок образования, полномочия, организация работы и порядок действий органов и учреждений, их структурных подразделений. В наставлении излагаются нормы о порядке действия конкретных подсистем (органов) в той или иной ситуации.
Инструкции, правила и уставы регулируют основные виды (формы) оперативно - служебной деятельности и работу конкретных категорий сотрудников. Инструкция содержит нормы, устанавливающие: кем, в каком порядке и какими способами и методами должен осуществляться тот или иной вид деятельности. Правила устанавливают порядок осуществления отдельного вида деятельности. Устав является кодифицированным нормативным правовым актом (сводом правил), содержащим систематизированное изложение норм, регламентирующих тот или иной вид деятельности либо правовой статус хозяйствующих субъектов, относящихся к системе Министерства.
4. Должностные лица Министерства в пределах своих полномочий издают нормативные правовые акты в виде приказа. Издаваемые нормативные правовые акты в виде положения, наставления, инструкции, правил, устава утверждаются приказами. Запрещается издавать нормативные правовые акты или документы, содержащие правовые предписания, в виде писем, указаний, распоряжений, телетайпограмм, телеграмм и т.п.
5. Правом издания нормативных правовых актов в центральном аппарате Министерства обладают Министр внутренних дел Российской Федерации <*> и его заместители.
--------------------------------
<*> Далее - "Министр".
Начальники главных управлений, управлений МВД России, иных самостоятельных подразделений, непосредственно подчиненных МВД России <*>, наделяются указанным правом в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
--------------------------------
<*> Далее - "подразделения Министерства".
6. Министр вправе издавать нормативные правовые акты по всем вопросам, входящим в компетенцию МВД России.
Только приказом Министра могут быть урегулированы:
вопросы, отнесенные к исключительной компетенции Министра;
отношения органов внутренних дел и внутренних войск с гражданами, предприятиями, организациями, учреждениями, государственными органами, общественными объединениями в пределах прав, предоставленных Министерству;
взаимоотношения двух и более подразделений Министерства, деятельность которых курируется разными заместителями Министра.
Нормативные правовые акты, издаваемые Министерством совместно или по согласованию с иными федеральными органами исполнительной власти, утверждаются (подписываются) только Министром или лицом, временно исполняющим его обязанности.
7. Заместители Министра издают нормативные правовые акты по направлениям деятельности курируемых подразделений Министерства. Издаваемые ими нормативные правовые акты не должны противоречить нормативным правовым актам, изданным Министром.
8. В случаях, когда в проекте нормативного правового акта предусматриваются отмена, признание утратившими силу, изменение или дополнение ранее изданных нормативных правовых актов, подписанных Министром, такой документ должен быть подписан только Министром или лицом, временно исполняющим его обязанности.
9. Министр вправе делегировать часть своих полномочий по изданию нормативных правовых актов своим заместителям. В случае, когда Министр делегирует свои полномочия, в соответствующем ведомственном нормативном правовом акте указывается, какое конкретно полномочие, кому из заместителей Министра делегируется и на какой срок. Заместитель Министра, которому делегировано то или иное полномочие, не вправе делегировать его другому должностному лицу Министерства.
10. Начальники подразделений Министерства издают нормативные правовые акты по направлениям деятельности только своих подразделений в пределах, предусмотренных законодательными, президентскими и правительственными нормативными правовыми актами.
11. Основаниями для подготовки и издания ведомственных нормативных правовых актов являются:
11.1. Предписания, содержащиеся в федеральных законах.
11.2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации.
11.3. Распоряжения и поручения руководства Министерства.
11.4. Решения коллегии Министерства, оперативных совещаний при руководителях Министерства.
11.5. Утвержденные в установленном порядке планы работы МВД России или подразделения Министерства.
11.6. Инициатива руководителей подразделений Министерства.
12. Правоподготовительные работы осуществляются на плановой основе (в виде самостоятельных разделов планирующих документов МВД России и подразделений Министерства либо в виде отдельных планов). Все планирующие документы, содержащие положения о правоподготовительных работах (либо инициативные решения по подготовке тех или иных нормативных правовых актов), до представления на подпись руководству Министерства в обязательном порядке согласовываются с Правовым управлением Главного штаба МВД России <*>.
--------------------------------
<*> Далее - "Правовое управление".
13. В планирующих документах определяются основные направления развития нормотворчества, мероприятия по упорядочению нормативной правовой базы, намечается подготовка сборников систематизированных нормативных правовых актов либо их переиздание с учетом изменения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В планирующих документах предусматривается также подготовка проектов законодательных, президентских, правительственных актов и международных договоров, разработка которых поручена МВД России или которые оно намерено подготовить по собственной инициативе.
14. В проектах планирующих документов, касающихся правоподготовительной деятельности, учитываются предложения подразделений Министерства, органов и учреждений системы МВД России, членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, государственных органов и общественных объединений, научно - исследовательских и образовательных учреждений, а также предложения, высказанные в средствах массовой информации или в письмах, заявлениях и обращениях граждан и юридических лиц.
15. Планирование подготовки нормативных правовых актов осуществляется с учетом следующих положений:
сосредоточение усилий на разработке комплексных нормативных правовых актов, сведение до минимума количества локальных, частных нормативных правовых актов;
приоритетность нормативного урегулирования основных сторон деятельности органов внутренних дел и внутренних войск законодательными, президентскими, правительственными нормативными правовыми актами;
устранение пробелов, имеющихся в правовом регулировании организации и деятельности органов внутренних дел и внутренних войск;
приведение нормативных правовых актов в соответствие с нормами международного права, стандартами Совета Европы, а также обязательствами, вытекающими из международных договоров Российской Федерации в области охраны прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступностью.
16. Организация, координация и контроль за обеспечением нормотворческого процесса в центральном аппарате Министерства возлагаются на Правовое управление.
В целях осуществления скоординированной правоподготовительной деятельности подразделения Министерства представляют в Правовое управление копии планирующих документов (выписки из указанных документов).
17. Ответственность за качество подготовки нормативных правовых актов несут начальники подразделений Министерства, а за состояние нормотворческой работы по закрепленным направлениям деятельности МВД России - соответствующие первые заместители и заместители Министра.
II. Подготовка нормативных правовых актов
18. Подготовка проекта нормативного правового акта возлагается на подразделение Министерства, к компетенции которого относится организация регулируемой деятельности. Если проект поручается подготовить нескольким подразделениям, работу по его подготовке организует и осуществляет подразделение, которое указано в поручении (плане) первым. При этом определяются ответственный исполнитель и другие должностные лица, ответственные за подготовку указанного проекта, и срок его подготовки.
Срок подготовки проекта и издания нормативного правового акта во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, как правило, не должен превышать одного месяца, если не установлен другой срок.
По поручению руководства Министерства могут разрабатываться альтернативные варианты проекта нормативного правового акта.
19. При подготовке наиболее важных, сложных и больших по объему проектов нормативных правовых актов, а также актов, издаваемых совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти, решением руководства Министерства могут создаваться рабочие группы (комиссии) из числа наиболее опытных сотрудников, которые при необходимости на период деятельности в составе рабочей группы освобождаются от выполнения своих должностных обязанностей.
Для обеспечения соответствия разрабатываемого проекта нормативного правового акта Конституции, законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, нормам международного права, стандартам Совета Европы, а также обязательствам, вытекающим из международных договоров Российской Федерации, в состав рабочей группы могут входить соответствующие специалисты Правового управления по согласованию с начальником Главного штаба МВД России, его заместителем, курирующим Правовое управление, или начальником Правового управления.
При подготовке проектов межведомственных нормативных правовых актов в состав рабочей группы по согласованию могут входить представители других федеральных органов исполнительной власти и общественных объединений.
Запрос на выделение специалистов других федеральных органов исполнительной власти и общественных объединений в состав рабочей группы готовится подразделением Министерства, являющимся головным исполнителем разрабатываемого проекта, и направляется в соответствующие федеральные органы исполнительной власти и общественные объединения за подписью руководства Министерства.
20. В процессе работы над проектом нормативного правового акта осуществляются сбор и изучение информации, относящейся к теме проекта. Такая информация может содержаться: в законодательных актах, указах Президента и постановлениях Правительства, договорах о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, ведомственных нормативных правовых актах, материалах коллегий и совещаний при Министре, его первых заместителях и заместителях, докладах и выступлениях руководителей МВД России, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) 8 ГУ МВД России <*>, актах инспекторских проверок и справках о результатах выездов в служебные командировки, в обобщениях практики применения законодательства Российской Федерации и ведомственных нормативных правовых актов, научной литературе и материалах периодической печати, а также в данных криминологических и социологических исследований, статистических и иных сведениях, характеризующих состояние организации и деятельности органов внутренних дел и внутренних войск.
--------------------------------
<*> Далее - "МВД, ГУВД, УВД".
21. Подготовке сложного проекта нормативного правового акта предшествует разработка его концепции, включающая определение предмета и цели нормативного правового акта, обоснование его основных положений и предполагаемых последствий применения, оценку возможных правовых альтернатив и методов правового регулирования в соответствующей сфере, выявление недостатков действующего правового регулирования и определение путей их устранения посредством издания нового акта.
После этого разрабатываются план - проспект и календарный план - график подготовки проекта нормативного правового акта. В плане - проспекте определяется предполагаемая структура нормативного правового акта и раскрывается основное содержание его принципиальных положений. В календарном плане - графике обозначаются основные этапы работы по подготовке проекта, указываются сроки их завершения, определяются ответственный исполнитель и другие должностные лица (подразделения), ответственные за результаты работы.
22. При подготовке проекта ведомственного нормативного правового акта следует убедиться, что предмет его правового регулирования относится к компетенции Министерства, органов внутренних дел и внутренних войск. При этом следует учитывать, что нормативным регулированием допускается решение правовых вопросов строго в тех пределах, которые установлены законодательными, президентскими и правительственными нормативными правовыми актами. По предметам, относящимся к ведению подчиненных (подведомственных) органов и учреждений, в проекте могут предусматриваться предписания в тех случаях, когда по регулируемым направлениям деятельности необходимо единое решение для всей системы МВД России.
23. В проект нормативного правового акта не подлежат включению различного рода рекомендации, советы, цитаты из книг или другие подобные тексты. Не допускается издание нормативных правовых актов для объявления законодательных или иных нормативных правовых актов Российской Федерации, являющихся нормативными правовыми актами прямого действия. При необходимости подготавливается нормативный правовой акт о мерах по выполнению содержащихся в них предписаний, касающихся деятельности органов внутренних дел и внутренних войск.
24. Проект нормативного правового акта рассматривается руководителем подразделения, являющегося головным исполнителем, и дорабатывается с учетом его замечаний. Подписанный (завизированный) руководителем подразделения, являющегося головным исполнителем, проект нормативного правового акта может направляться на рецензирование в заинтересованные главные управления, управления МВД России, а при необходимости также в МВД, ГУВД, УВД, научно - исследовательские и образовательные учреждения МВД России.
Возможно выяснение по проекту мнения других министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, общественных объединений, а также общественного мнения (путем проведения соответствующих опросов). В целях более глубокой и качественной проработки проекта нормативного правового акта вопросы, относящиеся к предмету его правового регулирования, могут быть вынесены для обсуждения на научно - практических конференциях, "круглых столах" и семинарах.
К доработке проекта с учетом мнения других федеральных органов исполнительной власти, общественных объединений, а также с учетом результатов социологических исследований могут привлекаться созданные в Министерстве, научно - исследовательских и образовательных учреждениях МВД России экспертные группы и комиссии.
В случаях, когда в результате доработки первоначальный вариант проекта нормативного правового акта существенно изменен и дополнен, он может быть направлен на повторное рецензирование.
25. В необходимых случаях по решению руководства Министерства проводится криминологическая экспертиза проектов нормативных правовых актов.
26. Научно - юридическая экспертиза наиболее сложных и значимых проектов нормативных правовых актов проводится по решению руководства Министерства Экспертным советом МВД России по вопросам нормотворческой деятельности.
27. Проекты нормативных правовых актов по особо важным вопросам вносятся в установленном порядке на рассмотрение коллегии Министерства, оперативного совещания при руководстве Министерства.
III. Оформление нормативных правовых актов
28. Проект нормативного правового акта оформляется, как правило, на листах формата A4. При размещении текста документа на листе оставляются верхние и нижние поля в размере 20 мм, левое - 30 мм, правое - 20 мм от края листа. В случае необходимости документ может иметь верхний и нижний колонтитулы, находящиеся на расстоянии 10 мм от края листа.
Содержание проекта нормативного правового акта должно с наибольшей полнотой отражать предмет его правового регулирования, обеспечивать согласованность с другими нормативными правовыми актами в данной области, облегчать его правильное понимание и дальнейшую реализацию.
Согласно Государственным стандартам организационно - распорядительной документации (ГОСТ 6.38-90) проект нормативного правового акта должен иметь заголовок, дату, порядковый номер и другие необходимые реквизиты, а проект приказа или директивы - также изображение Государственного герба Российской Федерации.
Заголовок проекта нормативного правового акта должен быть предельно кратким и точно отражающим содержание документа. Заголовок проекта приказа МВД России и директивы МВД России помещается внутри ограничительных рамок соответствующих бланков установленного образца. Заголовок проекта нормативного правового акта, издаваемого в виде положения, наставления, инструкции, правил или устава, оформляется по центру листа с одинаковыми интервалами от левой и правой границ текста размером в 30 мм непосредственно перед текстом проекта нормативного документа. В отдельных случаях разрешается оформление титульных листов проектов положений, наставлений, инструкций, правил, уставов. В этом случае заголовок оформляется по центру титульного листа с одинаковыми интервалами от левой и правой границ текста размером в 30 мм и на удалении 100 мм от нижней границы реквизита приложения.
Дата нормативного правового акта указывает число, месяц и год его издания (регистрации). Примерный формат написания даты: 1 марта 1998 г.; 20 июля 1998 г.
29. Структура нормативного правового акта должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования.
Текст приказа, как правило, состоит из двух частей: вступительной (преамбулы) и распорядительной (приказной).
Во вступительной части излагаются цели и основания издания приказа. Положения нормативного характера во вступительную часть не включаются. Вступительная часть может отсутствовать, если предписания приказа не нуждаются в обосновании.
При наличии вступительной части проекта приказа распорядительная часть должна начинаться словом "приказываю", напечатанным в средней части листа прописными буквами с двумя машинописными интервалами. Распорядительная часть приказа излагается в повелительной (императивной) форме. В ней излагаются нормативные предписания в последовательности, обеспечивающей правильное понимание и применение акта.
Образцы оформления документов указаны в Приложениях 1 - 3 к настоящим Правилам.
30. Текст проекта ведомственного нормативного правового акта может подразделяться на составные части: в приказе - на пункты, подпункты и абзацы; в положении, наставлении, инструкции, правилах, уставе, директиве - на главы, пункты, подпункты, абзацы. Каждая составная часть, исключая абзацы, должна иметь номер. Нумерация глав производится римскими цифрами, а пунктов и подпунктов - арабскими цифрами с точкой. Номер главы и пункта должен состоять из одного числа, например: I; X; 3; 12. Нумерация пунктов по тексту проекта является сквозной (сплошной). Номер подпункта включает в себя номер соответствующего пункта и номер собственно подпункта, разделенные точкой, например: 1.1; 2.17; 1.4.2. При более мелком делении допускается буквенное обозначение абзацев, отделенных от текста абзацев круглой скобкой, например: "а)", "б)", "в)". Главы должны иметь соответствующие заголовки, отражающие в краткой форме их содержательную часть.
Пункт распорядительной (приказной) части приказа должен начинаться, как правило, с глагола.
31. Пункт проекта нормативного правового акта должен содержать одно нормативное предписание. Несколько нормативных предписаний помещаются в один пункт в исключительных случаях, когда это необходимо для их правильного понимания и применения.
32. Каждое предписание проекта формулируется так, чтобы исключалась возможность неоднозначного его толкования. В пункты проекта, содержащие нормы, действие которых не ограничивается определенным сроком, не включаются предписания, имеющие временное значение. Нормативное предписание, рассчитанное на определенный период времени, включается в отдельный пункт проекта.
33. Для объяснения тех или иных особенностей, которые не могут быть отражены непосредственно в норме, к отдельным частям проекта (главам, пунктам, подпунктам, абзацам и словам) может быть сделана сноска, обозначаемая условным знаком: буквой "X", цифрами "1", "2" или специальным символом "*".
В проектах нормативных правовых актов используются сноски, помещаемые в конце листа проекта с левой стороны. Использование концевых сносок (сносок, помещаемых в конце документа) не допускается.
34. Для полноты изложения вопроса в проекте могут воспроизводиться отдельные положения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Такие положения обязательно сопровождаются ссылкой на соответствующий нормативный правовой акт, например: "...в соответствии с постановлением...", "...учесть, что Указом...", "...принять к сведению и руководству, что постановлением...". В случае необходимости отражения взаимной связи норм и предписаний и избежания их повторения в проекте нормативного правового акта допускаются ссылки на другие пункты проекта, а также на ранее изданные нормативные правовые акты. При первом упоминании ранее изданного акта указываются орган, издавший акт, дата, номер и точный заголовок акта, а также источник его опубликования. При повторной ссылке на этот акт его заголовок не указывается. При ссылке на нормативный правовой акт обязательно приводится тот пункт (пункты) или другая его часть, которые имеются в виду.
35. В проекте нормативного правового акта допускается примечание, когда предписание не представляется возможным изложить в соответствующем пункте. Примечания, если их несколько, обозначаются порядковыми номерами арабских цифр.
Примечания могут оформляться как в конце пункта (подпункта) проекта, так и в конце документа.
36. К проекту приказа прилагаются утверждаемые им ведомственные нормативные правовые акты (положения, наставления, инструкции, правила, уставы), а также материалы в виде перечней, таблиц, образцов документов, графиков, схем, бланков и иных документов.
В этих случаях в предписаниях указывается: "Утвердить и ввести в действие с 1 ноября 1997 г. прилагаемую Инструкцию", "...внести изменения в... согласно Перечню (приложение 1)", "...считать утратившими силу... согласно прилагаемому Перечню" и т.п. Соответствующие приложения могут иметь также положения, наставления, инструкции, правила, уставы. Каждое приложение должно иметь свой порядковый номер (без написания символа номера): "приложение 1", "приложение 2". В пункте проекта нормативного правового акта делается отсылка к соответствующему приложению, например: "согласно приложению 2", "по форме согласно приложению 3".
Проект нормативного правового акта и все входящие в его состав приложения должны иметь сквозную (сплошную) нумерацию листов.
37. Нормативный правовой акт в качестве приложения подготавливается и оформляется в соответствии с настоящими Правилами. На прилагаемых документах указывается заголовок. В верхнем правом углу на первой странице приложения указываются его реквизиты, например: "Приложение 2 к приказу МВД России от 28 ноября 1997 г. N 35", "Приложение 3 к Инструкции о порядке обеспечения...". В реквизитах приложения к нормативному правовому акту, изданному в виде положения, наставления, инструкции, правил, устава, допускается указание конкретных пунктов (подпунктов), содержание которых конкретизируется (дополняется) данным приложением. Например:
Приложение
к пункту 10 Инструкции о порядке...
или:
Приложение
к подпунктам 1.2, 1.6 и 2.7 Инструкции о порядке...
В случае, если приложение имеет отношение более чем к трем пунктам (подпунктам) положения, наставления, инструкции, правил, устава, ссылка на соответствующие пункты не допускается.
Если приложение одно, то его номер не указывается.
38. Текст проекта нормативного правового акта излагается простым и ясным языком, по возможности короткими фразами. В целях исключения неоднозначного понимания норм и предписаний в тексте проекта нормативного правового акта не допускается употребление многозначных слов и выражений, образных сравнений, эпитетов, метафор.
39. Термины могут употребляться в проекте только в одном значении в соответствии с терминологией, принятой в законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, когда проектом нормативного правового акта предусматривается изменение ранее принятой терминологии.
В случае необходимого использования в проекте нормативного правового акта малоизвестных юридических, технических и других специальных терминов в тексте документа дается их развернутое определение. Толкование терминов может быть осуществлено в отдельной статье (пункте) проекта или в виде сноски к конкретному специальному термину. При необходимости дать определение (толкование) пяти и более специальным терминам, допускается их оформление в виде отдельного приложения.
40. Наименование государственных органов и их структурных подразделений, предприятий, учреждений и организаций, а также должностей воспроизводится в проекте в точном соответствии с их официальным наименованием (полным, сокращенным или условным), предусмотренным положением (уставом) или другими нормативными правовыми актами. В проектах ведомственных нормативных актов допускается использование сокращенных наименований государственных органов и их подразделений, предприятий, учреждений и организаций. Порядок написания действительных наименований подразделений Министерства, имеющих условные наименования, определяется специальными нормативными актами.
41. В проекте четко излагается содержание намеченных предписаний, определяется круг органов, структурных подразделений, должностных лиц, на которых распространяются эти предписания. В необходимых случаях предусматриваются и меры ответственности.
42. В предписаниях сроки устанавливаются с обязательным указанием числа месяца, квартала, года. При необходимости допускается устанавливать срок, указывая на наступление конкретного события или совершение определенного действия, либо ограничиваться указанием периода (отрезка) времени. Например: "в двухмесячный срок", "до 15 ноября 1997 года", "в I квартале 1998 года".
43. В проект нормативного правового акта не должны включаться общие, абстрактные формулировки типа: "повысить внимание", "решительно улучшить", а также выражения в конце фразы типа: "и т.д.", "и т.п.", "и др.".
44. В последних пунктах проекта приказа (или в приложении к нему) перечисляются ранее изданные нормативные правовые акты, в которые вносятся изменения или дополнения, нормативные правовые акты или их части (разделы, пункты, подпункты), которые признаются утратившими силу, а также нормативные правовые акты МВД СССР, которые признаются неприменяемыми в Российской Федерации (в органах внутренних дел, во внутренних войсках, в системе МВД России) в связи с изданием подготавливаемого акта.
45. Нормативные предписания формулируются с целью совершенствования всех актов по данному предмету правового регулирования, взаимной их увязки и устранения множественности ранее принятых актов. Для этого нормы располагаются в логической последовательности, унифицируются терминология и стиль изложения, заменяются все устаревшие и утратившие значение термины, названия и другие выражения; объединяются в один пункт все однородные, повторяющиеся, конкретизирующие и дополняющие друг друга нормативные положения; дается новая редакция пунктов, если они фактически изменены или частично отменены; исключаются нормы, противоречащие изданным актам, практически утратившие значение, временные нормы, срок действия которых истек, индивидуальные предписания.
46. В нормативных правовых актах, не имеющих грифа ограниченного пользования, запрещается включать сведения закрытого характера.
47. Если ранее изданный нормативный правовой акт в основном сохраняет свое значение и требуется лишь изменить его отдельные нормы либо дополнить его новыми нормами, в проекте приводится новая редакция изменяемых пунктов или излагаются новые пункты, которыми он должен быть дополнен. Например: "Абзац второй пункта 3 приказа... изложить в следующей редакции: ...", "пункт 2 Наставления... дополнить абзацем следующего содержания: ...". Изменяемые пункты (абзацы) нет необходимости излагать в новой редакции, их текст достаточно дополнить, сократить или заменить, указав: "Исключить в пункте 1 приказа... слова "...", "Абзац второй пункта 2 приказа... после слов "..." дополнить словами "...", "В пункте 3 приказа... слова "..." заменить словами "...".
Недопустимо вместо внесения конкретного изменения в текст ранее изданного нормативного правового акта предусматривать в проекте новое предписание по формуле: "во изменение" или "в дополнение".
48. При необходимости внесения в ранее изданный нормативный правовой акт значительного количества изменений и дополнений, а также если требуется изменить нормативный правовой акт в целом, подготавливается его новая редакция.
Если при подготовке нормативного правового акта выявились необходимость внесения существенных изменений и дополнений в ранее изданные нормативные правовые акты или наличие по одному и тому же вопросу нескольких актов, то в целях их упорядочения разрабатывается единый новый акт. В проект такого нормативного правового акта включаются новые, а также сохраняющие свою силу нормативные предписания, содержащиеся в ранее изданных актах.
Все изданные по данному вопросу нормативные правовые акты, а также акты, которыми в них были внесены изменения и дополнения, подлежат признанию утратившими силу.
49. При значительном числе нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, изменению или дополнению, а равно при значительном количестве вносимых изменений и дополнений их перечни даются в приложении к проекту нормативного правового акта. Если подготовка перечней требует длительного времени, а представление проекта не терпит отлагательства либо когда установлен срок, недостаточный для подготовки перечня, в проекте нормативного правового акта может предусматриваться поручение о составлении такого перечня.
50. Работа над перечнем начинается с учета и изучения нормативных правовых актов и их частей, содержание которых затрагивается проектом, определяется круг вопросов, по которым надлежит отбор актов для включения их в перечень, устанавливаются подразделения Министерства (других министерств и иных федеральных органов исполнительной власти), интересы которых затрагивает разрабатываемый нормативный правовой акт. При этом в качестве основного источника для выявления нормативных правовых актов, подлежащих включению в перечень, обязательно используются учетные карточки, находящиеся в систематизированной картотеке, а также электронные базы данных. Наличие отметок в текстах отобранных нормативных правовых актов проверяется по их контрольным экземплярам (об изменении, дополнении, распространении действия данного акта); изучаются акты, к которым имеются отсылки в тексте отобранного для включения в перечень нормативного правового акта.
51. В перечень нормативных правовых актов, утративших силу, включается как основной акт, так и акты, которыми в его текст были внесены изменения и дополнения. В случае неоднократного изменения редакции акта, признанного полностью утратившим силу, в перечень включаются все акты, на основании которых такие изменения вносились.
52. Если признанию утратившими силу подлежат пункт, подпункт, абзац, которые были дополнительно внесены в акт после его издания, то в перечень включается названный пункт, подпункт и абзац акта с указанием, что они приводятся в редакции того акта, которым были предусмотрены дополнения. Таким же образом в перечень включаются и акты (пункты, подпункты, абзацы), в текст которых были внесены изменения или дополнения, если они подлежат признанию утратившими силу.
53. Нормативные правовые акты и части актов временного значения, срок действия которых истек, в перечень не включаются.
В тех случаях, когда действие нормативного правового акта (или его части) временного значения было продлено на неопределенный срок либо распространено в виде постоянно действующей нормы, в перечень включается как базовый акт, так и акт о продлении или распространении его действия. В перечень включаются также нормативные правовые акты, которые практически утратили свое значение ранее, до издания нового акта, но не были признаны утратившими силу.
54. Если в перечень нормативных правовых актов, признаваемых утратившими силу, вносится пункт, содержащий указание на приложение, то в перечень вносится как сам пункт, так и упомянутое приложение. Если нормативный правовой акт в целом признается утратившим силу, то это распространяется на приложения к данному акту. Если прилагаемый документ не может быть признан утратившим силу полностью, то в перечень включаются только отдельные части документа, являющегося приложением к акту.
55. В случае необходимости внести изменения в несколько нормативных правовых актов, которые противоречат разрабатываемому проекту, то составляется соответствующий перечень изменений в качестве приложения к этому проекту нормативного правового акта. Если одни пункты, подпункты, абзацы того или иного акта должны быть признаны утратившими силу, а другие части этого же акта должны быть изложены в новой редакции, то такой акт включается в перечень изменений в следующей редакции:
"1. В приказе МВД России от 14 июля 1997 г. N 25 "О__________":
1.1. Пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. ...".
1.2. В пункте 5 исключить слова "...".
1.3. Абзац первый пункта 2 считать утратившим силу".
56. Все нормативные правовые акты в перечнях располагаются в хронологическом порядке по дате их издания. В пределах одной и той же даты нормативные правовые акты указываются в порядке возрастания их регистрационных номеров. Перечни должны содержать порядковую нумерацию включенных в них актов.
57. Нормативные правовые акты бывшего МВД СССР, если они противоречат новому акту Российской Федерации, признаются не подлежащими применению в органах внутренних дел, во внутренних войсках либо в системе МВД России. При значительном (более трех) количестве таких актов их перечень дается в виде самостоятельного приложения к проекту нормативного правового акта.
Если отдельные части (главы, пункты, подпункты) нормативного правового акта бывшего МВД СССР противоречат новому акту Российской Федерации, то такой нормативный правовой акт включается в перечень в следующей редакции:
"1. Установить, что пункт 3 приказа МВД СССР... в системе МВД России не применяется".
58. В проекте приказа, как правило, устанавливается срок вступления в силу данного приказа или его отдельного пункта, в том числе касающегося утверждаемого приказом иного нормативного правового акта.
59. В последнем пункте проекта приказа устанавливается, на кого возлагается ответственность за организацию исполнения данного приказа.
60. Ответственный исполнитель обязан считать текст проекта нормативного правового акта, проверить правильность ссылок на нормативные правовые акты (их наименований и заголовков, номеров и дат) и заверить его своей подписью.
61. Заверение проекта нормативного правового акта ответственным исполнителем производится путем его личной подписи на обороте последнего листа второго экземпляра проекта нормативного правового акта. При направлении проекта нормативного правового акта на согласование в федеральные органы исполнительной власти, другие органы, организации и учреждения подпись исполнителя производится на обороте последнего листа третьего экземпляра проекта.
62. Осуществление контроля и ответственность за правильное оформление и печатание проекта и приложений к нему возлагаются на руководителя подразделения Министерства, являющегося головным исполнителем.
63. Аппаратом Министра проводится проверка соответствия нормативных правовых актов правилам русского языка.
IV. Согласование нормативных правовых актов
64. Проект нормативного правового акта должен быть согласован с заинтересованными подразделениями Министерства.
При согласовании проекта нормативного правового акта в заинтересованных подразделениях МВД России должно быть установлено: достаточно ли обоснована практическая необходимость издания данного акта; соответствуют ли содержащиеся в нем положения Конституции и законодательству Российской Федерации, нормативным правовым акта Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормам международного права, стандартам Совета Европы, а также обязательствам, вытекающим из международных договоров Российской Федерации; правильно ли сделаны в нем отсылки к другим нормативным правовым актам; не имеется ли ранее принятого нормативного правового акта по этому вопросу; обоснованы ли меры, предусмотренные проектом; правильно ли выбран вид документа; предусмотрено ли в связи с изданием нового акта изменение или признание утратившими силу ранее принятых по этому вопросу нормативных правовых актов.
65. После ознакомления с представленным на согласование проектом он визируется начальником подразделения Министерства или лицом, исполняющим его обязанности. Визы проставляются в нижней части обратной стороны последнего листа подлинника проекта путем написания личной подписи (с ее расшифровкой) и даты. При необходимости получения более трех виз визирование производится на отдельном листе согласования (Приложение 4). Первым в листе визирования указывается первый заместитель Министра - начальник Главного штаба МВД России, затем первый заместитель или заместитель Министра, курирующий подразделение Министерства, являющееся головным исполнителем, другие первые заместители и заместители Министра, далее - руководитель подразделения, являющегося головным исполнителем, руководители подразделений, являющихся соисполнителями, и руководители иных заинтересованных подразделений Министерства. Перечень подразделений Министерства, с которыми согласовывается проект нормативного акта, определяется головным исполнителем проекта нормативного правового акта. Обязательному согласованию (визированию) проект подлежит в подразделениях:
указанных в поручении по разработке проекта нормативного правового акта;
представители которых участвовали в рабочей группе по разработке проекта нормативного правового акта;
которым в проекте нормативного правового акта даются поручения;
к компетенции которых отнесена организация деятельности, регламентируемой проектом нормативного правового акта.
Проект нормативного правового акта подлежит согласованию с первыми заместителями и заместителями Министра, компетенции которых касаются вопросы, относящиеся к предмету правового регулирования проекта нормативного правового акта.
66. Если у визирующих лиц имеются принципиальные замечания по представленному проекту нормативного правового акта, они визируют его с пометкой о наличии замечаний. При этом замечания и предложения, оформленные в виде таблицы (Приложение 5), прилагаются к проекту акта. Подразделение Министерства, являющееся головным исполнителем проекта (рабочая группа), обязано учитывать поступившие в процессе согласования замечания и предложения. В случае учета поступивших замечаний и предложений проект нормативного правового акта подлежит повторному визированию у данных лиц. Если подразделение Министерства, являющееся головным исполнителем проекта (рабочая группа), не согласно с поступившими замечаниями и предложениями, им готовится таблица разногласий (Приложение 6) с указанием соответствующих мотивированных возражений. Таблица разногласий подписывается руководителем подразделения Министерства, являющегося головным исполнителем проекта (рабочей группы).
67. Проект нормативного правового акта согласуется в обязательном порядке с иными федеральными органами исполнительной власти, другими органами, организациями и учреждениями в случаях:
наличия прямого поручения вышестоящего органа о данном согласовании, указания на это в актах законодательства Российской Федерации;
обязательности предписаний проекта нормативного правового акта для иных федеральных органов исполнительной власти, других органов, организаций и учреждений либо граждан;
затрагиваемых проектом нормативного правового акта вопросов, решение которых входит в компетенцию федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных органов, организаций и учреждений.
Проект нормативного правового акта направляется на согласование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, иные органы, организации и учреждения лишь после завершения его визирования в Министерстве.
Перечень органов, организаций и учреждений определяется структурным подразделением Министерства, являющимся головным исполнителем проекта, исходя из отнесения предмета нормативного регулирования к ведению соответствующих органов, организаций и учреждений, а также с учетом поручений Президента Российской Федерации (Правительства Российской Федерации) по разработке проекта нормативного правового акта.
Проект нормативного правового акта направляется на согласование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, другие органы, организации и учреждения с сопроводительным письмом за подписью первого заместителя (заместителя) Министра, курирующего деятельность подразделения Министерства, являющегося головным исполнителем проекта нормативного правового акта.
68. Согласование проекта нормативного правового акта с иными федеральными органами исполнительной власти, другими органами, организациями и учреждениями оформляется визами. Виза включает в себя наименование должности руководителя органа, организации, учреждения или его заместителя и личную подпись визирующего, расшифровку подписи и дату.
Визы проставляются в нижней части оборотной стороны последнего листа подлинника проекта нормативного правового акта.
В случае отсутствия прямых указаний на необходимость согласования проекта нормативного правового акта с федеральными органами исполнительной власти, другими органами, организациями и учреждениями отметки о согласовании могут быть помещены также на отдельном листе.
По завершении согласования (визирования) проекта подразделение Министерства, являющееся головным исполнителем (рабочая группа), готовит пояснительную записку (Приложение 7), в которой указываются:
во исполнение какого поручения осуществлена разработка проекта нормативного правового акта;
чем обусловлена необходимость разработки нормативного правового акта;
основное содержание проекта;
согласование проекта в Министерстве, с федеральными органами исполнительной власти, другими органами, организациями и учреждениями (здесь же указывается о наличии замечаний в случае, если разработчикам не удалось их устранить в процессе согласования проекта нормативного правового акта);
последствия издания данного нормативного правового акта, связанные с необходимостью формирования новых подразделений, увеличения численности существующих, а также их дополнительного финансирования и материально - технического обеспечения;
необходимость внесения изменений и дополнений в ранее изданные нормативные правовые акты.
В случае необходимости создания новых подразделений, увеличения численности существующих, а также, если издание акта влечет за собой дополнительные финансирование и материально - техническое обеспечение, подразделением Министерства, являющимся головным исполнителем проекта (рабочей группой), готовятся необходимые расчеты и обоснования.
V. Рассмотрение проектов нормативных правовых актов
в Правовом управлении
69. Все проекты нормативных правовых актов в целях проверки их соответствия Конституции, законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, ведомственным нормативным актам, нормам международного права, стандартам Совета Европы, а также обязательствам, вытекающим из международных договоров Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению и визированию в Правовом управлении. Участие представителей Правового управления в составе рабочей группы по подготовке проекта нормативного правового акта не освобождает разработчиков проекта от его рассмотрения в Правовом управлении.
70. Проект нормативного правового акта, завизированный всеми заинтересованными лицами, с приложением к нему всех необходимых документов направляется на рассмотрение в Правовое управление:
перед направлением проекта на рассмотрение коллегии Министерства, оперативного совещания при руководстве Министерства;
перед направлением проекта на согласование с федеральными органами исполнительной власти, другими органами, организациями и учреждениями;
перед представлением проекта нормативного правового акта на подпись руководителю Министерства, к компетенции которого относится издание нормативного правового акта.
71. При направлении в Правовое управление проекта нормативного правового акта (в машинописном виде и на магнитном носителе) подразделение Министерства, являющееся головным исполнителем (рабочая группа), прикладывает к проекту нормативные правовые акты Российской Федерации и ведомственные нормативные правовые акты, на основании которых осуществлена разработка проекта, а также нормативные правовые акты, в которые в соответствии с проектом вносятся соответствующие изменения и дополнения, пояснительную записку, необходимые расчеты и обоснования.
72. Если представленный в Правовое управление проект нормативного правового акта должным образом не оформлен, не согласован и необходимые визы на нем отсутствуют, а также к нему не приложены необходимые документы, Правовое управление по формальному признаку (без рассмотрения) возвращает проект головному исполнителю с указанием причин, послуживших основанием для возвращения проекта.
Правовое управление имеет право определять, с кем должен быть дополнительно согласован представленный проект нормативного правового акта в соответствии с пунктами 65 и 67 настоящих Правил.
73. Рассмотрение проекта нормативного правового акта в Правовом управлении включает в себя:
определение соответствия проекта Конституции, законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, действующим ведомственным нормативным правовым актам;
определение соответствия проекта нормам международного права, стандартам Совета Европы, а также обязательствам, вытекающим из международных договоров Российской Федерации;
визирование проекта руководством Правового управления.
74. В случае несоответствия проекта Конституции, законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, нормам международного права, стандартам Совета Европы, а также обязательствам, вытекающим из международных договоров Российской Федерации, или его неправильного оформления, Правовое управление возвращает проект для доработки.
По согласованию с руководителем подразделения, являющегося головным исполнителем, замечания и предложения Правового управления могут быть изложены непосредственно по тексту проекта.
75. Если при доработке проекта нормативного правового акта в процессе его согласования в Правовом управлении подразделение Министерства, являющееся головным исполнителем (рабочая группа), не согласилось с высказанными замечаниями и предложениями, то Правовое управление готовит мотивированное заключение по существу рассматриваемого вопроса. Данное заключение вместе с проектом нормативного правового акта и другими сопроводительными документами должно быть представлено на доклад руководителю Министерства, к компетенции которого относится издание нормативного правового акта.
76. После проведения правовой экспертизы проекта и устранения всех замечаний и предложений каждый лист проекта нормативного правового акта проштамповывается специальным штампом "Правовая экспертиза" (Приложение 8) и передается руководству Правового управления на визирование.
Закрепление специальных штампов за руководящим составом Правового управления осуществляется руководством Главного штаба МВД России.
77. Установленные настоящими Правилами штампы Правового управления проставляются на первом экземпляре проекта нормативного правового акта. При направлении проекта нормативного правового акта на согласование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, другие органы, организации и учреждения штампы Правового управления проставляются на втором экземпляре проекта нормативного правового акта.
VI. Представление проектов нормативных правовых актов
на подпись. Вступление ведомственных нормативных
правовых актов в силу. Контроль исполнения
78. Представление проекта на подпись руководству Министерства осуществляет начальник подразделения, являющегося головным исполнителем проекта, или начальник аппарата Министра.
79. Подразделение, являющееся головным исполнителем, представляет утвержденный (подписанный) нормативный правовой акт (в машинописном виде и на магнитном носителе) на регистрацию в аппарат Министра.
После регистрации аппарат Министра в течение суток направляет соответствующие копии в Правовое управление.
На утвержденный (подписанный) нормативный правовой акт подразделение, являвшееся головным исполнителем проекта, составляет разверстку (с обязательным включением в нее справочно - информационного фонда Правового управления), согласно которой аппарат Министра в течение установленного времени организует размножение и рассылку документов.
80. Нормативный правовой акт в машинописном виде подлежит включению в справочно - информационный фонд Правового управления, а на магнитном носителе - внесению в электронную базу данных для постановки на компьютерный учет в Правовом управлении.
81. Ведомственные нормативные правовые акты, за исключением указанных в пункте 84 настоящих Правил, вступают в силу с момента их официальной регистрации в аппарате Министра, если в самом акте не указан иной срок.
82. Контроль за исполнением нормативных правовых актов возлагается на указанных в них должностных лиц либо осуществляется в общем порядке.
83. После издания нормативного правового акта подразделение Министерства, являющееся головным исполнителем, Правовое управление и другие подразделения Министерства в соответствии со своей компетенцией обеспечивают: изучение практики применения нового нормативного правового акта; организацию разъяснительной работы по проблемам, относящимся к предмету правового регулирования данного акта, а также по вопросам, возникшим в практике применения нового нормативного правового акта; накопление и систематизацию информации о ходе его исполнения, а также предложений о внесении в него изменений или дополнений. На основе обобщения предложений в установленном порядке принимается решение о внесении в нормативный правовой акт соответствующих изменений и дополнений.
VII. Государственная регистрация ведомственных
нормативных правовых актов
84. Нормативные правовые акты Министерства, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации.
Министерство также представляет на государственную регистрацию нормативные правовые акты, изданные совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти, если Министерство указано первым в числе федеральных органов исполнительной власти, утвердивших (подписавших) акт.
85. Подлежащие государственной регистрации нормативные правовые акты не позднее 5 дней со дня их утверждения (подписания) представляются головным исполнителем в четырех экземплярах (подлинник и 3 копии) в Министерство юстиции Российской Федерации.
86. К подлежащему государственной регистрации нормативному правовому акту исполнителем прилагается справка, содержащая:
основания для издания нормативного правового акта (компетенция Министерства, решение вышестоящего органа, иные обстоятельства, послужившие основанием для издания акта);
сведения о всех действующих нормативных правовых актах по данному вопросу, информацию о сроках их приведения в соответствие с принятым актом и подготовке предложений об их изменении или признании утратившими силу в связи с принятием акта, представленного на государственную регистрацию;
сведения о согласовании акта с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и другими федеральными органами, если такое согласование является обязательным.
Представленный на государственную регистрацию нормативный правовой акт должен быть завизирован, а прилагаемая справка подписана начальником Правового управления.
87. В соответствии с установленным порядком государственная регистрация нормативных правовых актов производится Министерством юстиции Российской Федерации в срок до 15 дней с даты получения акта. В случае необходимости срок регистрации может быть продлен Министерством юстиции Российской Федерации, но не более чем на 10 дней.
88. В государственной регистрации нормативного правового акта может быть отказано в случае, если при проведении юридической экспертизы будет установлено несоответствие этого акта законодательству Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, в государственной регистрации которых отказано, возвращаются Министерством юстиции Российской Федерации в МВД России с указанием причин отказа.
89. В течение суток после государственной регистрации подлинник нормативного правового акта с присвоенным ему регистрационным номером направляется Министерством юстиции Российской Федерации в МВД России.
90. Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат официальному опубликованию в установленном порядке, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 16 мая 1997 г. N 490 "О внесении дополнения в Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти") данные акты подлежат официальному опубликованию в газете "Российские вести" в течение десяти дней после дня их государственной регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации. Официальным также является указанный Бюллетень, распространяемый в машиночитаемом виде научно - техническим центром правовой информации "Система".
Копии актов, подлежащих официальному опубликованию, передаются Министерством юстиции Российской Федерации в редакцию газеты "Российские вести", а также в издательство "Юридическая литература" в течение суток после государственной регистрации.
При опубликовании и рассылке нормативного правового акта указание на номер и дату государственной регистрации является обязательным.
Нормативный правовой акт может быть возвращен Министерством юстиции Российской Федерации в МВД России по просьбе Министерства, а также если нарушены установленный порядок представления акта на государственную регистрацию или соответствующие правила.
91. Контроль за правильностью и своевременностью опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации.
92. Министерство направляет для исполнения нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации, только после их регистрации и официального опубликования.
При нарушении указанных требований нормативные правовые акты, как не вступившие в законную силу, применяться не могут.
93. Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, согласно Указу Президента Российской Федерации о

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 13.08.2003 n 494 О ПОДПИСАНИИ СОГЛАШЕНИЯ О ВОЗОБНОВЛЕНИИ ДЕЙСТВИЯ СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕВРОПЕЙСКИМ СООБЩЕСТВОМ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ В ОБЛАСТИ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ ОТ 16 НОЯБРЯ 2000 Г.  »
Постановления и Указы »
Читайте также