НАПРАВЛЕНИЕ 530100 - МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА (утв. Минобразованием РФ 24.06.2003)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
Л.С.ГРЕБНЕВ
24 июня 2003 года
Номер государственной
регистрации
601 иск/маг
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 530100 - МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
1. Общая характеристика направления
530100 - Музыкальное искусство
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 24.01.2002 N 181.
1.2. Степень (квалификация) выпускника - магистр музыкального искусства.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра по направлению 530100 - Музыкальное искусство - 6 лет при очной форме обучения. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по соответствующему направлению (4 года) и специализированной подготовки магистра (2 года).
1.3. Магистр подготовлен к научно-исследовательской, творческой, педагогической, музыкально-исполнительской деятельности в соответствии со специализированной магистерской подготовкой.
1.4. Магистр подготовлен к обучению в аспирантуре преимущественно по научной специальности 170002 - Музыкальное искусство.
1.5. Аннотированный перечень магистерских программ (проблемное поле направления подготовки):
530100 Инструментальное исполнительство
История, теория и практика инструментального исполнительского искусства. Педагогические принципы разных исполнительских школ. Психология личности и психологические основы художественного творчества. Современные взгляды на методику и практику преподавания исполнительского искусства и смежных дисциплин. Проблемы интерпретации музыкальных произведений различных эпох, стилей и жанров. Расширение и обогащение концертного и педагогического репертуара. Педагогические принципы различных исполнительских школ. Психология личности и психологические основы художественного исполнительского творчества. Современные взгляды на методику и практику преподавания исполнительского искусства.
530100 Вокальное искусство
История, теория и практика исполнительского вокального искусства. Проблемы интерпретации музыкальных произведений различных эпох, стилей и жанров. Система развития вокальных, речевых, сценических навыков. Задачи создания художественного образа и работа над ролью в музыкальном спектакле. Расширение и обогащение оперного и концертно-камерного репертуара. Психологические основы работы в театральном коллективе. Особенности зрительской аудитории и специфика творческого общения с ней. Современные взгляды на методику и практику преподавания вокального исполнительского искусства и смежных дисциплин. Характерные особенности различных вокально-исполнительских стилей и школ. Психология личности и психологические основы художественного творчества.
530100 Дирижирование
История, теория и практика исполнительского дирижерского искусства. Проблемы интерпретации музыкальных произведений различных эпох, стилей и жанров. Современные принципы и методы организации художественного дирижерского процесса. Теоретические основы развития навыков руководства творческой деятельностью художественного коллектива. Специфика работы в концертном и театральном коллективах. Расширение и обогащение дирижерского исполнительского и педагогического репертуара. Исполнительские и педагогические принципы различных исполнительских и педагогических дирижерских школ. Психология личности и психологические основы художественного дирижерского процесса. Современные концепции методики и практики преподавания дирижерского исполнительского искусства и смежных дисциплин.
530100 Композиция
История, теория и практика композиторского творчества. Освоение выразительных средств и современных композиторских техник. Применение современных компьютерных технологий в композиторском творчестве. Углубление знаний в смежных областях художественного творчества. Творческие и педагогические принципы различных композиторских школ. Психология личности и психологические основы композиторского художественного процесса. Формы и методы преподавания композиции, инструментовки, других музыкально-теоретических дисциплин.
530100 Музыковедение
Методологические, философско-эстетические, историко-теоретические, культурологические аспекты изучения музыкальной культуры и искусства. Взаимодействие музыковедения и смежных областей научного знания. Основы музыкальной психологии и социологии. Проблемы современной педагогики, вопросы методики преподавания музыкально-теоретических и музыкально-исторических дисциплин. Изучение возможностей использования и практическое применение в научно-исследовательской и педагогической деятельности новых информационных технологий. Методы организации музыкально-просветительской работы.
Научно-исследовательская составляющая каждой из аннотированных магистерских программ по решению Ученого совета вуза реализуется через авторские магистерские программы (магистерские специализации), отражающие существующие в данном вузе научно-педагогические школы по конкретным разделам соответствующих наук.
2. Требования к уровню подготовки, необходимой для освоения
программы специализированной подготовки магистра,
и условия конкурсного отбора
2.1. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра, должны иметь высшее профессиональное образование определенной ступени, подтвержденное документом государственного образца.
2.2. Лица, имеющие диплом бакалавра по направлению 530100 - Музыкальное искусство, зачисляются на специализированную магистерскую подготовку на конкурсной основе. Условия конкурсного отбора определяются вузом на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по данному направлению.
2.3. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра по данному направлению и имеющие высшее профессиональное образование, профиль которого не указан в п. 2.2, допускаются к конкурсу по результатам сдачи экзаменов по дисциплинам, необходимым для освоения программы подготовки магистра и предусмотренным государственным образовательным стандартом подготовки бакалавра по данному направлению.
3. Общие требования к основной образовательной программе
магистра по направлению 530100 - Музыкальное искусство
3.1. Основная образовательная программа подготовки магистра разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных (научно-исследовательской и научно-педагогической) практик и программы научно-исследовательской работы.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки магистра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом. По направлению разрабатывается, как правило, несколько магистерских программ.
3.3. Основная образовательная программа подготовки магистра (далее - образовательная программа) состоит из основной образовательной программы подготовки бакалавра и программы специализированной подготовки, которая, в свою очередь, формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента и научно-исследовательской работы. Дисциплины по выбору студента в каждом цикле содержательно должны дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки магистра должна иметь следующую структуру:
- в соответствии с программой подготовки бакалавра:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
цикл СД - специальные дисциплины;
цикл ФТД - факультативные дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины - стандартом не предусматривается. Отдельные курсы могут предлагаться студентам в разделе ФТД (факультативы). Необходимый для специалиста уровень знаний закладывается в циклах ОПД;
ИГАБ - итоговая государственная аттестация бакалавра;
- в соответствии с программой специализированной подготовки:
цикл ДНМ - дисциплины направления специализированной подготовки;
цикл СДМ - специальные дисциплины магистерской подготовки;
НИРМ - научная (научно-исследовательская или научно-педагогическая) и творческая работа магистра;
ИГАМ - итоговая государственная аттестация магистра.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки магистра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки магистра
по направлению 530100 - Музыкальное искусство
--------T-------------------------------------------------T------¬
¦Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего ¦
¦ ¦ ¦часов ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ ¦Требования к обязательному минимуму содержания ¦7560 ¦
¦ ¦основной образовательной программы подготовки ¦ ¦
¦ ¦бакалавра по данному направлению определены в ¦ ¦
¦ ¦государственном стандарте высшего ¦ ¦
¦ ¦профессионального образования подготовки ¦ ¦
¦ ¦бакалавра по направлению 530100 - Музыкальное ¦ ¦
¦ ¦искусство ¦ ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ Требования к обязательному минимуму содержания ¦
¦ специализированной подготовки ¦
+-------T-------------------------------------------------T------+
¦ДНМ.00 ¦Дисциплины направления ¦1134 ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ ¦Федеральный компонент ¦700 ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ДНМ.01 ¦Современные проблемы музыкальной науки ¦ ¦
¦ ¦ Многообразие видов науки о музыке: история ¦ ¦
¦ ¦музыки, теория музыкальной композиции и ¦ ¦
¦ ¦музыкального исполнительства, музыкальная ¦ ¦
¦ ¦фольклористика и этнография, музыкальная ¦ ¦
¦ ¦психология и педагогика, музыкальная эстетика и ¦ ¦
¦ ¦философия музыки, музыкальная социология, ¦ ¦
¦ ¦акустика, информатика. Современные аспекты ¦ ¦
¦ ¦методологии музыкально-исторической науки: опора ¦ ¦
¦ ¦на опыт мировой музыкальной культуры, работа с ¦ ¦
¦ ¦подлинниками, изучение новейших сочинений. ¦ ¦
¦ ¦Методология современной музыкально-теоретической ¦ ¦
¦ ¦науки: контакты музыкознания с новейшими ¦ ¦
¦ ¦областями смежных гуманитарных и точных наук. ¦ ¦
¦ ¦Актуальные задачи музыкознания: разработка ¦ ¦
¦ ¦методов содержательно-смыслового анализа музыки ¦ ¦
¦ ¦как звучащего феномена, интеграция различных ¦ ¦
¦ ¦видов музыкально-теоретических учений ¦ ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ДНМ.02 ¦Актуальные проблемы музыкального искусства ¦ ¦
¦ ¦ Современное состояние мировой музыкальной ¦ ¦
¦ ¦культуры. Основные художественные направления, ¦ ¦
¦ ¦течения, эстетические установки и технические ¦ ¦
¦ ¦решения. Теоретические и практические проблемы ¦ ¦
¦ ¦музыкального стиля, исследования творческих ¦ ¦
¦ ¦достижений выдающихся отечественных и зарубежных ¦ ¦
¦ ¦композиторов и исполнителей, диалектика традиции ¦ ¦
¦ ¦и новаторства в современном музыкальном ¦ ¦
¦ ¦искусстве, особенности и взаимодействие ¦ ¦
¦ ¦национальных, региональных, индивидуальных школ и¦ ¦
¦ ¦направлений. Проблемы интерпретации музыкальных ¦ ¦
¦ ¦произведений: исполнительские задачи в связи с ¦ ¦
¦ ¦современными композиторскими техниками, ¦ ¦
¦ ¦аутентичное исполнение. Теория музыкального ¦ ¦
¦ ¦содержания ¦ ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ДНМ.03 ¦Профессиональное музыкальное образование: ¦ ¦
¦ ¦методология, теория, история ¦ ¦
¦ ¦ Музыкальное образование как предмет научного ¦ ¦
¦ ¦исследования. Теоретические концепции и ¦ ¦
¦ ¦современные исследовательские подходы в ¦ ¦
¦ ¦музыкальном образовании. Музыкальное образование,¦ ¦
¦ ¦педагогика и психология музыкальной деятельности.¦ ¦
¦ ¦Специфика профессионального и общего музыкального¦ ¦
¦ ¦образования. Цели, задачи, содержание, принципы ¦ ¦
¦ ¦организации образования. Отечественные и ¦ ¦
¦ ¦зарубежные концепции начального, среднего и ¦ ¦
¦ ¦высшего музыкального образования. ¦ ¦
¦ ¦ Развитие музыкального образования как историко- ¦ ¦
¦ ¦культурный процесс. Историко-культурные типы ¦ ¦
¦ ¦музыкальных учебных заведений. Реформы в области ¦ ¦
¦ ¦музыкального образования и основные этапы его ¦ ¦
¦ ¦развития, новации в музыкальном образовании ¦ ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ ¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦434 ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ДНМ.04 ¦Дисциплины, устанавливаемые вузом (факультетом) ¦ ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ДНМ.05 ¦Дисциплины по выбору студента ¦ ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦и т.д. ¦Остальные часы используются по усмотрению вуза ¦ ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦СДМ.00 ¦Специальные дисциплины ¦1760 ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦СДМ.01 ¦Состав и содержание специальных дисциплин ¦1500 ¦
¦и т.д. ¦определяются требованиями специализации магистра ¦ ¦
¦ ¦при реализации конкретной магистерской программы,¦ ¦
¦ ¦разрабатываемой вузом ¦ ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ДМВ.00 ¦Дисциплины по выбору студента ¦260 ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦НИРМ.00¦Научно-исследовательская и творческая работа ¦1034 ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦НИРМ.01¦Научно-исследовательская и учебно-методическая ¦220 ¦
¦ ¦работа в семестрах ¦ ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦НИРМ.02¦Творческая работа в семестрах ¦210 ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦НИРМ.03¦Научно-исследовательская и творческая практика ¦144 ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦НИРМ.04¦Педагогическая практика ¦180 ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦НИРМ.05¦Подготовка творческой работы или магистерской ¦280 ¦
¦ ¦диссертации ¦ ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ИГАМ ¦Итоговая государственная аттестация, в том числе ¦4 ¦
¦ ¦защита выпускной квалификационной работы ¦недели¦
¦ ¦(творческой работы или магистерской диссертации) ¦ ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ ¦Итого часов специализированной подготовки ¦4068 ¦
¦ ¦магистра ¦ ¦
+-------+-------------------------------------------------+------+
¦ ¦Всего ¦11628 ¦
L-------+-------------------------------------------------+-------
5. Срок реализации основной образовательной
программы подготовки магистра по направлению
530100 - Музыкальное искусство
5.1. Срок освоения основной программы подготовки магистра при очной форме обучения 312 недель, в том числе:
образовательная программа подготовки
бакалавра - 208 недель,
специализированная программа подготовки
магистра - 104 недели,
из них:
теоретическое обучение, включая научно-
исследовательскую и творческую работу
студентов, в том числе подготовку выпускной
квалификационной работы, а также
экзаменационные сессии - 80 недель,
научно-исследовательская, творческая
и педагогическая практика - 4 недели,
итоговая государственная аттестация,
включая защиту выпускной
квалификационной работы - 4 недели,
каникулы (включая 4 недели
последипломного отпуска) - 16 недель.
5.2. Срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения может увеличиваться на полтора года относительно нормативного срока, установленного п. 1.2 настоящего государственного образовательного стандарта, в том числе по программе бакалавра - на один год.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы.
5.4. Объем аудиторных занятий при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения по основной образовательной программе подготовки бакалавра 30 часов в неделю, за период специализированной подготовки магистра - 14 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. При очной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность аудиторных занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
6. Требования к разработке и условиям реализации
основной образовательной программы подготовки магистра
по направлению 530100 - Музыкальное искусство
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки магистра, включая ее научно-исследовательскую и творческую часть.
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу подготовки магистра, реализуемую вузом на основе настоящего государственного образовательного стандарта магистра.
Дисциплины по выбору являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентами.
Курсовые работы по дисциплине рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.
По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, не зачтено).
В период действия данного документа перечень магистерских программ может быть изменен и дополнен в установленном порядке.
Требования к научно-исследовательской части программы.
Научно-исследовательская, научно-методическая и творческая работа должна учитывать особенности специализированной подготовки магистранта. Научно-исследовательская, творческая и педагогическая практики проводятся в соответствии со специализированной подготовкой магистров.
6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:
- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, в пределах 5% при условии выполнения требований к содержанию, указанных в настоящем стандарте;
- предоставлять студентам-магистрантам возможность для занятий физической культурой в объеме 2 - 4 часов в неделю;
- осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику, при условии реализации содержания дисциплин, определяемых настоящим документом.
6.2. Требования к условиям реализации основной образовательной программы магистра, включая ее научно-исследовательскую и творческую составляющие.
6.2.1. Обучение в магистратуре осуществляется в соответствии с индивидуальным планом работы студента-магистранта, разработанным с участием научного руководителя магистранта и заведующего выпускающей кафедрой с учетом пожеланий магистранта. Индивидуальный учебный план магистранта утверждается деканом факультета.
6.2.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
Реализация основной образовательной программы подготовки магистра должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими базовое высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, систематически занимающимися научно-исследовательской, научно-методической, творческой, концертно-исполнительской деятельностью по профилю магистерской программы. Требования к образовательному цензу педагогических работников и укомплектованности штатов должны соответствовать условиям, изложенным в действующих нормативах.
6.2.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса.
Основная образовательная программа подготовки магистра должна иметь учебно-методическое обеспечение, необходимое для подготовки высококвалифицированных преподавателей и исследователей. Высшее учебное заведение должно располагать библиотечными фондами, включающими философскую, психолого-педагогическую, специальную, научную, учебную и нотную литературу, в том числе изданную в течение последних 5 лет. Необходимо наличие в высшем учебном заведении информационной базы данных о современных исследованиях в соответствующей научной области, а также возможности доступа к глобальным информационным сетям.
Все дисциплины учебного плана должны быть обеспечены учебно-методической документацией по всем видам учебных занятий и практик, а обеспеченность учебно-методической литературой должна быть не менее 0,5 экземпляра на 1 студента дневного отделения.
Каждому студенту-магистранту должен быть обеспечен доступ к библиотечным фондам, базам данных и информационным сетям, а также к аудио- и видеоматериалам.
6.2.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса.
Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки магистра, должно располагать материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов подготовки, научно-исследовательской, творческой, концертно-исполнительской работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом. Вуз должен располагать специализированными аудиториями, концертным залом (залами), музыкальными инструментами, библиотекой с читальным залом, отделом звукозаписи с необходимым звуковоспроизводящим оборудованием, фонотекой, видеотекой.
6.2.5. Требования к организации практик.
Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу магистра, должно иметь стабильные базы научно-исследовательской, творческой, концертно-исполнительской и педагогической практик, основанные на опыте сотрудничества с исследовательскими учреждениями, другими учебными заведениями, концертными и театральными организациями, профессиональными творческими исполнительскими коллективами, творческими союзами.
Научно-исследовательская практика может также осуществляться посредством участия студентов в выполнении отдельных тем по планам научной работы высшего учебного заведения и кафедр; творческая и концертно-исполнительская практика - в процессе участия студентов в музыкально-просветительской деятельности высшего учебного заведения, педагогическая практика - на базе учебных заведений профессионального музыкального образования.
7. Требования к уровню подготовки магистра
по направлению 530100 - Музыкальное искусство
7.1. Требования к профессиональной подготовленности магистра.
7.1.1. Общие требования к уровню подготовки магистра определяются содержанием аналогичного раздела требований к уровню подготовки бакалавра и требованиями, обусловленными специализированной подготовкой. Требования к уровню подготовки бакалавра изложены в п. 1.2 государственного образовательного стандарта высшего образования бакалавра по направлению 530100 - Музыкальное искусство.
7.1.2. Требования, обусловленные специализированной подготовкой магистра, включают:
владение навыками самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, требующими широкого образования в области музыкального искусства;
умения:
- формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской, творческой, музыкально-исполнительской, педагогической деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний;
- выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования;
- обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных;
- вести библиографическую работу с привлечением новых информационных технологий;
- представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.
Выпускник магистратуры должен быть широко эрудирован в основных областях знаний о человеке, культуре и искусстве, способен научно анализировать социально значимые процессы и явления, понимать сущность и социальную значимость своей профессии, уметь использовать полученные знания в различных видах профессиональной и социально-культурной деятельности, обладать культурой мышления, свободно ориентироваться в областях, смежных с музыкальным искусством и музыкознанием, быть в курсе новых течений в искусстве и педагогике, обладать современными информационными технологиями, методами получения, обработки и хранения научной и художественной информации, уметь организовать работу творческих коллективов, решать нестандартные творческие и педагогические проблемы.
7.1.3. Специальные требования.
Требования к подготовке магистранта по научно-исследовательской и творческой части программы специализированной подготовки определяются вузом.
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации магистра.
7.2.1. Итоговая государственная аттестация магистра включает защиту выпускной квалификационной работы (творческой работы или магистерской диссертации), а также государственные экзамены, устанавливаемые в зависимости от квалификационного профиля подготовки магистранта в соответствии с предложениями УМО. Уровень требований, предъявляемых на государственных экзаменах, должен соответствовать требованиям вступительных экзаменов в аспирантуру по соответствующим научным направлениям.
Высшее учебное заведение вправе дополнять перечень аттестационных испытаний, входящих в состав итоговой государственной аттестации выпускников.
При выборе итоговых государственных испытаний выпускников необходимо руководствоваться следующим:
- основным обязательным видом государственной итоговой аттестации выпускников является защита выпускной квалификационной работы (творческой работы или магистерской диссертации);
- программа и порядок проведения государственных аттестационных испытаний принимаются Ученым советом вуза на основе примерных программ, разработанных УМО, в соответствии с Положением о государственной итоговой аттестации.
7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе магистра.
Выпускная квалификационная работа магистра, являясь завершающим этапом высшего профессионального образования, должна обеспечивать не только закрепление академической культуры, но и необходимую совокупность методологических представлений и методических навыков в соответствии со специализацией магистра.
Вид выпускной квалификационной работы, ее объем и состав определяются вузом в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации и специализацией магистра.
При экспертизе выпускной квалификационной работы (творческой работы или магистерской диссертации) рекомендуется привлечение внешних рецензентов, экспертов.
7.2.3. Требования к государственным экзаменам и другим видам аттестационных испытаний выпускников.
Государственные экзамены, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускников, проводятся, как правило, по специальным дисциплинам и имеют своей целью выявление степени комплексной подготовки выпускников к профессиональной деятельности в сфере музыкального искусства и педагогики.
Высшее учебное заведение может по решению Ученого совета дополнять перечень аттестационных испытаний государственными экзаменами по дисциплинам гуманитарного цикла (философия, педагогика, иностранный язык и др.) и учитывать их результаты на вступительных экзаменах в аспирантуру.
При проведении государственных аттестационных испытаний рекомендуется привлечение в качестве председателей государственных аттестационных комиссий профессоров других высших учебных заведений соответствующего профиля, руководителей и ведущих специалистов творческих организаций.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСТАТОЧНЫХ КОЛИЧЕСТВ ИМАЗАПИРА В ДИКОРАСТУЩИХ ГРИБАХ И ЯГОДАХ МЕТОДАМИ ВЫСОКОЭФФЕКТИВНОЙ ЖИДКОСТНОЙ И ГАЗОЖИДКОСТНОЙ ХРОМАТОГРАФИИ. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ. МУК 4.1.1411-03 (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 24.06.2003)  »
Постановления и Указы »
Читайте также