ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 06.06.2003 n 219-О ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЗАПРОСА АГИНСКОЙ БУРЯТСКОЙ ОКРУЖНОЙ ДУМЫ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТА 2 СТАТЬИ 121 СЕМЕЙНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 июня 2003 г. N 219-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ
ЗАПРОСА АГИНСКОЙ БУРЯТСКОЙ ОКРУЖНОЙ ДУМЫ О ПРОВЕРКЕ
КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТА 2 СТАТЬИ 121 СЕМЕЙНОГО
КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей М.В. Баглая, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, В.О. Лучина, Ю.Д. Рудкина, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи О.С. Хохряковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Агинской Бурятской окружной Думы,
установил:
1. В запросе Агинской Бурятской окружной Думы оспаривается конституционность пункта 2 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации, согласно которому органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления; вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются указанными органами на основании уставов муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, данным Кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации.
Как следует из представленных материалов, прокурор округа обратился в суд с заявлением, в котором просил признать противоречащим пункту 2 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации положение Закона Агинского Бурятского автономного округа от 15 августа 1997 года "О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 18 мая 2002 года), устанавливающее, что органами опеки и попечительства в округе являются не органы местного самоуправления, а органы образования, которые входят в систему государственных органов.
По мнению Агинской Бурятской окружной Думы, предусмотренный Законом Агинского Бурятского автономного округа "О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей" путь решения задач социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является наиболее оптимальным, исходит из специфики организации в округе местного самоуправления и основывается на положениях Конституции Российской Федерации и федеральных законов, устанавливающих основные гарантии прав ребенка, гарантии социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в то время как оспариваемая им норма Семейного кодекса Российской Федерации, как возлагающая опеку и попечительство над такими детьми на органы местного самоуправления, не согласуется со статьей 38 (часть 1) Конституции Российской Федерации, а также с закрепленными в статьях 130 (часть 1) и 132 (часть 2) Конституции Российской Федерации конституционно-правовыми основами местного самоуправления.
2. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения; органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти; органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (статья 12; статья 130, часть 1; статья 132); установление общих принципов организации местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "н" части 1); по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76, часть 2).
Федеральный закон от 28 августа 1995 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", закрепляющий общие для всех субъектов Российской Федерации принципы организации местного самоуправления, его правовые, экономические и финансовые основы, установил, что в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения (вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, данным Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации), а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления (статьи 1 и 6).
То обстоятельство, что данный Федеральный закон в перечень вопросов местного значения опеку и попечительство не включает, не означает, что они не могут быть отнесены к ведению муниципальных образований.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7, часть 2); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1). Из названных положений Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ее статьи 2, провозглашающей человека, его права и свободы высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защиту - обязанностью государства, и статьи 18, согласно которой права человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, вытекает, что забота о благополучии и развитии детей, защита их прав и интересов является обязанностью не только органов государственной власти на уровне Российской Федерации и ее субъектов, но и органов местного самоуправления.
В силу указанных конституционных требований федеральный законодатель, реализуя свои полномочия в сфере семейного законодательства, а именно по правовому регулированию отношений, связанных с защитой семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальной защитой (статья 72, пункты "ж" и "к" части 1, Конституции Российской Федерации), вправе вопросы опеки и попечительства над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, отнести к вопросам муниципального уровня, и с этой точки зрения пункт 2 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации сам по себе не может рассматриваться как противоречащий Конституции Российской Федерации.
3. Согласно Закону Российской Федерации от 6 июля 1991 года "О местном самоуправлении в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) полномочия органов местного самоуправления включают и полномочия в области социальной защиты населения, в том числе решение вопросов опеки и попечительства, обеспечения устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в детские дома, школы-интернаты, интернаты при школах и на воспитание в семьи граждан (пункты 7 и 9 статьи 53, пункты 6 и 7 статьи 64, пункты 6 и 7 статьи 75). Как следует из предписаний пунктов 1 и 2 статьи 56 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", определяющих применение отдельных положений Закона Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации", эти полномочия в части, не противоречащей указанному Федеральному закону, осуществляются соответствующими органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, образуемыми (избираемыми, назначаемыми) в соответствии с названным Федеральным законом.
Следовательно, Семейный кодекс Российской Федерации, закрепляющий в статье 121, что органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления, сохраняет ранее установленное регулирование.
4. Согласно части второй статьи 36 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" основанием к рассмотрению дела Конституционным Судом Российской Федерации является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о конституционности оспариваемой нормы; если же такая неопределенность отсутствует или является мнимой, соответствующее обращение не может быть признано допустимым по смыслу Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Поскольку неопределенность в вопросе о соответствии Конституции Российской Федерации пункта 2 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации отсутствует, запрос Агинской Бурятской окружной Думы не может быть принят Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
5. В своем запросе в Конституционный Суд Российской Федерации заявитель обращает внимание на то, что применительно к Агинскому Бурятскому автономному округу требование Семейного кодекса Российской Федерации об отнесении вопросов опеки и попечительства к полномочиям органов местного самоуправления трудновыполнимо, и более целесообразным является вариант, используемый в округе, - когда данные полномочия реализуются районными отделами народного образования. Однако решение вопроса о перераспределении указанных полномочий - с учетом многообразия условий в различных субъектах Российской Федерации - не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, а является прерогативой федерального законодателя.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Агинской Бурятской окружной Думы, поскольку он не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми обращение в Конституционный Суд Российской Федерации может быть признано допустимым, и поскольку разрешение поставленного заявителем вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционный Суд
Российской Федерации

ПРИКАЗ МВД РФ от 06.06.2003 n 393 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ МВД РОССИИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также