СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 051500 МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗВУКОРЕЖИССУРА. КВАЛИФИКАЦИЯ: ЗВУКОРЕЖИССЕР (утв. Минобразованием РФ 02.06.2003)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
Л.С.ГРЕБНЕВ
2 июня 2003 года
Номер государственной
регистрации
598 иск/сп
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ:
051500 МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗВУКОРЕЖИССУРА
КВАЛИФИКАЦИЯ: ЗВУКОРЕЖИССЕР
1. Общая характеристика специальности 051500
Музыкальная звукорежиссура
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации по высшему образованию от 24.01.2002 N 181.
1.2. Квалификация выпускника: звукорежиссер; нормативный срок обучения - 5 лет при очной форме обучения.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Специалист должен быть подготовлен для деятельности в качестве звукорежиссера, звукооператора и оператора-монтажера в области любых видов аудиовизуальных искусств и театрально-концертной практики.
1.4. Возможности продолжения образования специалиста, освоившего основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 051500 Музыкальная звукорежиссура.
Выпускник подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее профессиональное музыкальное образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем профессиональном музыкальном образовании или высшем профессиональном образовании.
2.3. При приеме на подготовку по данной специальности высшее учебное заведение проводит вступительные испытания профессиональной направленности: звукорежиссура (письменно, устно) и коллоквиум, сольфеджио (письменно, устно), гармония (письменно, устно), фортепиано.
3. Общие требования
к основной образовательной программе подготовки выпускника
по специальности 051500 Звукорежиссура
3.1. Основная образовательная программа подготовки специалиста разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалиста, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки специалиста состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки специалиста должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины;
цикл ДС - дисциплины специализации;
ФТД - факультативы;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины - стандартом не предусматривается.
Отдельные курсы могут предлагаться студентам в разделе ФТД (факультативы). Необходимый для специалиста уровень знаний закладывается в цикле ОПД.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки специалиста должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму
содержания основной образовательной программы подготовки
выпускников по специальности 051500
Музыкальная звукорежиссура
---------T------------------------------------------------T------¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего ¦
¦ ¦ ¦часов ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в ¦ ¦
¦ ¦изучаемом языке; основные особенности полного ¦ ¦
¦ ¦стиля произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение ¦ ¦
¦ ¦транскрипции. Лексический минимум в объеме 4000 ¦ ¦
¦ ¦учебных лексических единиц общего и ¦ ¦
¦ ¦терминологического характера. Понятие ¦ ¦
¦ ¦дифференциации лексики по сферам применения ¦ ¦
¦ ¦(бытовая, терминологическая, общенаучная, ¦ ¦
¦ ¦официальная и другая). Понятие о свободных и ¦ ¦
¦ ¦устойчивых словосочетаниях, фразеологических ¦ ¦
¦ ¦единицах. Понятие об основных способах ¦ ¦
¦ ¦словообразования. Грамматические навыки, ¦ ¦
¦ ¦обеспечивающие коммуникацию общего характера ¦ ¦
¦ ¦без искажения смысла при письменном и устном ¦ ¦
¦ ¦общении; основные грамматические явления, ¦ ¦
¦ ¦характерные для профессиональной речи. Понятие ¦ ¦
¦ ¦об обиходно-литературном, официально-деловом, ¦ ¦
¦ ¦научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы. Основные особенности научного ¦ ¦
¦ ¦стиля. Культура и традиции стран изучаемого ¦ ¦
¦ ¦языка, правила речевого этикета. Разговорная ¦ ¦
¦ ¦речь. Диалогическая и монологическая речь с ¦ ¦
¦ ¦использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения. Основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦Аудирование. Понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦Чтение. Виды текстов: несложные прагматические ¦ ¦
¦ ¦тексты и тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности. ¦ ¦
¦ ¦Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, ¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. Законодательство Российской Федерации ¦ ¦
¦ ¦о физической культуре и спорте. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура личности. Основы здорового образа ¦ ¦
¦ ¦жизни студента. Особенности использования ¦ ¦
¦ ¦средств физической культуры для оптимизации ¦ ¦
¦ ¦работоспособности. Общая физическая и ¦ ¦
¦ ¦специальная подготовка в системе физического ¦ ¦
¦ ¦воспитания. ¦ ¦
¦ ¦Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или ¦ ¦
¦ ¦систем физических упражнений. ¦ ¦
¦ ¦Профессионально-прикладная физическая ¦ ¦
¦ ¦подготовка студентов. Основы методики ¦ ¦
¦ ¦самостоятельных занятий и самоконтроль за ¦ ¦
¦ ¦состоянием своего организма. Содержание данной ¦ ¦
¦ ¦дисциплины реализуется также в отдельных ¦ ¦
¦ ¦дисциплинах специального цикла ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦Сущность, формы, функции исторического знания. ¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие и ¦ ¦
¦ ¦классификация исторического источника. ¦ ¦
¦ ¦Отечественная историография в прошлом и ¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и особенное. Методология и ¦ ¦
¦ ¦теория исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. Античное ¦ ¦
¦ ¦наследие в эпоху Великого переселения народов. ¦ ¦
¦ ¦Проблема этногенеза восточных славян. Основные ¦ ¦
¦ ¦этапы становления государственности. Древняя ¦ ¦
¦ ¦Русь и кочевники. Византийско-древнерусские ¦ ¦
¦ ¦связи. Особенности социального строя Древней ¦ ¦
¦ ¦Руси. Этнокультурные и социально-политические ¦ ¦
¦ ¦процессы становления русской государственности. ¦ ¦
¦ ¦Принятие христианства. Распространение ислама. ¦ ¦
¦ ¦Эволюция восточнославянской государственности в ¦ ¦
¦ ¦XI - XII вв. Социально-политические изменения в ¦ ¦
¦ ¦русских землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: ¦ ¦
¦ ¦проблемы взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого российского¦ ¦
¦ ¦государства. Возвышение Москвы. Формирование ¦ ¦
¦ ¦сословной системы организации общества. Реформы ¦ ¦
¦ ¦Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и ¦ ¦
¦ ¦особенности складывания российского абсолютизма.¦ ¦
¦ ¦Дискуссии о генезисе самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности на ¦ ¦
¦ ¦землю. Структура феодального землевладения. ¦ ¦
¦ ¦Крепостное право России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное. Общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России XIX в. Реформы и ¦ ¦
¦ ¦реформаторы в России. Русская культура XIX в. и ¦ ¦
¦ ¦ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация¦ ¦
¦ ¦общественных процессов. Проблема экономического ¦ ¦
¦ ¦роста и модернизации. Революции и реформы. ¦ ¦
¦ ¦Социальная трансформация общества. Столкновение ¦ ¦
¦ ¦тенденций интернационализма и национализма, ¦ ¦
¦ ¦интеграции и сепаратизма, демократии и ¦ ¦
¦ ¦авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦Россия в начале XX в. Объективная потребность ¦ ¦
¦ ¦индустриальной модернизации России. Российские ¦ ¦
¦ ¦реформы в контексте общемирового развития в ¦ ¦
¦ ¦начале века. Политические партии России: ¦ ¦
¦ ¦генезис, классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦Россия в условиях мировой войны и ¦ ¦
¦ ¦общенационального кризиса. Революция 1917 г. ¦ ¦
¦ ¦Гражданская война и интервенция, их результаты ¦ ¦
¦ ¦и последствия. Российская эмиграция. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономическое развитие страны в 20-е годы. НЭП. ¦ ¦
¦ ¦Формирование однопартийного политического ¦ ¦
¦ ¦режима. Образование СССР. Культурная жизнь ¦ ¦
¦ ¦страны в 20-е годы. Внешняя политика. Курс на ¦ ¦
¦ ¦строительство социализма в одной стране и его ¦ ¦
¦ ¦последствия. Социально-экономические ¦ ¦
¦ ¦преобразования в 30-е годы. Усиление режима ¦ ¦
¦ ¦личной власти Сталина. Сопротивление ¦ ¦
¦ ¦сталинизму. СССР накануне и в начальный период ¦ ¦
¦ ¦Второй мировой войны. Великая Отечественная ¦ ¦
¦ ¦война. Социально-экономическое развитие, ¦ ¦
¦ ¦общественно-политическая жизнь, культура, ¦ ¦
¦ ¦внешняя политика СССР в послевоенные годы. ¦ ¦
¦ ¦Холодная война. Попытки осуществления ¦ ¦
¦ ¦политических и экономических реформ. НТР и ее ¦ ¦
¦ ¦влияние на ход общественного развития. СССР в ¦ ¦
¦ ¦середине 60 - 80-х годов: нарастание кризисных ¦ ¦
¦ ¦явлений. Советский Союз в 1985 - 1991 гг. ¦ ¦
¦ ¦Перестройка. Попытка государственного ¦ ¦
¦ ¦переворота в 1991 г. и ее провал. Распад СССР. ¦ ¦
¦ ¦Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993¦ ¦
¦ ¦г. Становление новой российской ¦ ¦
¦ ¦государственности (1993 - 1999 гг.). Россия на ¦ ¦
¦ ¦пути радикальной социально-экономической ¦ ¦
¦ ¦модернизации. Культура в современной России. ¦ ¦
¦ ¦Внешнеполитическая деятельность в условиях ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.04¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры, социология культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦история культуры. Теоретическая и прикладная ¦ ¦
¦ ¦культурология. Методы культурологических ¦ ¦
¦ ¦исследований. ¦ ¦
¦ ¦Основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации, ¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные ¦ ¦
¦ ¦традиции, культурная картина мира, социальные ¦ ¦
¦ ¦институты культуры, культурная самоидентичность,¦ ¦
¦ ¦культурная модернизация. ¦ ¦
¦ ¦Типология культур. Этническая и национальная, ¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры. Восточные и ¦ ¦
¦ ¦западные типы культур. Специфические и ¦ ¦
¦ ¦"серединные" культуры. Локальные культуры. ¦ ¦
¦ ¦Место и роль России в мировой культуре. ¦ ¦
¦ ¦Тенденции культурной универсализации в мировом ¦ ¦
¦ ¦современном процессе. ¦ ¦
¦ ¦Культура и природа. Культура и общество. ¦ ¦
¦ ¦Культура и глобальные проблемы современности. ¦ ¦
¦ ¦Культура и личность. Инкультурация и ¦ ¦
¦ ¦социализация ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.05¦Политология ¦ ¦
¦ ¦Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. Политическая жизнь и ¦ ¦
¦ ¦властные отношения. Роль и место политики в ¦ ¦
¦ ¦жизни современных обществ. Социальные функции ¦ ¦
¦ ¦политики. История политических учений. ¦ ¦
¦ ¦Российская политическая традиция: истоки, ¦ ¦
¦ ¦социокультурные основания, историческая ¦ ¦
¦ ¦динамика. Современные политологические школы. ¦ ¦
¦ ¦Гражданское общество, его происхождение и ¦ ¦
¦ ¦особенности. Особенности становления ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества в России. ¦ ¦
¦ ¦Институциональные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Политическая власть. Политическая система. ¦ ¦
¦ ¦Политические режимы, политические партии, ¦ ¦
¦ ¦электоральные системы. ¦ ¦
¦ ¦Политические отношения и процессы. Политические ¦ ¦
¦ ¦конфликты и способы их разрешения. Политические ¦ ¦
¦ ¦технологии. Политический менеджмент. ¦ ¦
¦ ¦Политическая модернизация. Политические ¦ ¦
¦ ¦организации и движения. Политические элиты. ¦ ¦
¦ ¦Политическое лидерство. Социокультурные аспекты ¦ ¦
¦ ¦политики. ¦ ¦
¦ ¦Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы России в ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации. ¦ ¦
¦ ¦Методология познания политической реальности. ¦ ¦
¦ ¦Парадигмы политического знания. Экспертное ¦ ¦
¦ ¦политическое знание; политическая аналитика и ¦ ¦
¦ ¦прогностика ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.06¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦Государство и право. Их роль в жизни общества. ¦ ¦
¦ ¦Норма права и нормативно-правовые акты. ¦ ¦
¦ ¦Основные правовые системы современности. ¦ ¦
¦ ¦Международное право как особая система права. ¦ ¦
¦ ¦Источники российского права. Закон и ¦ ¦
¦ ¦подзаконные акты. Система российского права. ¦ ¦
¦ ¦Отрасли права. Правонарушение и юридическая ¦ ¦
¦ ¦ответственность. Значение законности и ¦ ¦
¦ ¦правопорядка в современном обществе. Правовое ¦ ¦
¦ ¦государство. Конституция Российской Федерации - ¦ ¦
¦ ¦основной закон государства. Особенности ¦ ¦
¦ ¦федеративного устройства России. Система ¦ ¦
¦ ¦органов государственной власти в Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации. Понятие гражданского правоотношения. ¦ ¦
¦ ¦Физические и юридические лица. Право ¦ ¦
¦ ¦собственности. Обязательства в гражданском ¦ ¦
¦ ¦праве и ответственность за их нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Наследственное право. Брачно-семейные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Взаимные права и обязанности ¦ ¦
¦ ¦супругов, родителей и детей. Ответственность по ¦ ¦
¦ ¦семейному праву. Трудовой договор (контракт). ¦ ¦
¦ ¦Трудовая дисциплина и ответственность за ее ¦ ¦
¦ ¦нарушение. Административные правонарушения и ¦ ¦
¦ ¦административная ответственность. Понятие ¦ ¦
¦ ¦преступления. Уголовная ответственность за ¦ ¦
¦ ¦совершение преступлений. Экологическое право. ¦ ¦
¦ ¦Особенности правового регулирования будущей ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности. Правовые основы ¦ ¦
¦ ¦защиты государственной тайны. Законодательные и ¦ ¦
¦ ¦нормативно-правовые акты в области защиты ¦ ¦
¦ ¦информации и государственной тайны ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.07¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦Психология: предмет, объект и методы ¦ ¦
¦ ¦психологии. Место психологии в системе наук. ¦ ¦
¦ ¦История развития психологического знания и ¦ ¦
¦ ¦основные направления в психологии. Индивид, ¦ ¦
¦ ¦личность, субъект, индивидуальность. Психика и ¦ ¦
¦ ¦организм. Психика, поведение и деятельность. ¦ ¦
¦ ¦Основные функции психики. Развитие психики в ¦ ¦
¦ ¦процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и ¦ ¦
¦ ¦психика. Структура психики. Соотношение ¦ ¦
¦ ¦сознания и бессознательного. Основные ¦ ¦
¦ ¦психические процессы. Структура сознания. ¦ ¦
¦ ¦Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. ¦ ¦
¦ ¦Представление. Воображение. Мышление и ¦ ¦
¦ ¦интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические ¦ ¦
¦ ¦процессы. Эмоции и чувства. Психическая ¦ ¦
¦ ¦регуляция поведения и деятельности. Общение и ¦ ¦
¦ ¦речь. Психология личности. Межличностные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Психология малых групп. Межгрупповые ¦ ¦
¦ ¦отношения и взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, ¦ ¦
¦ ¦методы педагогики. Основные категории ¦ ¦
¦ ¦педагогики: образование, воспитание, обучение, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая деятельность, педагогическое ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие, педагогическая технология, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая задача. Образование как ¦ ¦
¦ ¦общечеловеческая ценность. Образование как ¦ ¦
¦ ¦социокультурный феномен и педагогический ¦ ¦
¦ ¦процесс. Образовательная система России. Цели, ¦ ¦
¦ ¦содержание, структура непрерывного образования, ¦ ¦
¦ ¦единство образования и самообразования. ¦ ¦
¦ ¦Педагогический процесс. Образовательная, ¦ ¦
¦ ¦воспитательная и развивающая функции обучения. ¦ ¦
¦ ¦Воспитание в педагогическом процессе. Общие ¦ ¦
¦ ¦формы организации учебной деятельности. Урок, ¦ ¦
¦ ¦лекция, семинарские, практические и ¦ ¦
¦ ¦лабораторные занятия, диспут, конференция, ¦ ¦
¦ ¦зачет, экзамен, факультативные занятия, ¦ ¦
¦ ¦консультация. Методы, приемы, средства ¦ ¦
¦ ¦организации и управления педагогическим ¦ ¦
¦ ¦процессом. Семья как субъект педагогического ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия и социокультурная среда ¦ ¦
¦ ¦воспитания и развития личности. Управление ¦ ¦
¦ ¦образовательными системами ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.08¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦Стили современного русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Языковая форма, ее роль в становлении и ¦ ¦
¦ ¦функционировании литературного языка. Речевое ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие. Основные единицы общения. ¦ ¦
¦ ¦Устная и письменная разновидности литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Нормативные, коммуникативные, этические ¦ ¦
¦ ¦аспекты устной и письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦Научный стиль. Специфика использования ¦ ¦
¦ ¦элементов различных языковых уровней в научной ¦ ¦
¦ ¦речи. Речевые нормы учебной и научной сфер ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Официально-деловой стиль, сфера ¦ ¦
¦ ¦его функционирования, жанровое разнообразие. ¦ ¦
¦ ¦Языковые формулы официальных документов. Приемы ¦ ¦
¦ ¦унификации языка служебных документов. ¦ ¦
¦ ¦Интернациональные свойства русской официально- ¦ ¦
¦ ¦деловой письменной речи. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦распорядительных документов. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦коммерческой корреспонденции. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦инструктивно-методических документов. Реклама в ¦ ¦
¦ ¦деловой речи. Правила оформления документов. ¦ ¦
¦ ¦Речевой этикет в документах. Жанровая ¦ ¦
¦ ¦дифференциация и отбор языковых средств в ¦ ¦
¦ ¦публицистическом стиле. Особенности устной ¦ ¦
¦ ¦публичной речи. Оратор и его аудитория. ¦ ¦
¦ ¦Основные виды аргументов. Подготовка речи: ¦ ¦
¦ ¦выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, ¦ ¦
¦ ¦развертывание и завершение речи. Основные ¦ ¦
¦ ¦приемы поиска материала и виды вспомогательных ¦ ¦
¦ ¦материалов. Словесное оформление публичного ¦ ¦
¦ ¦выступления. Понятливость, информативность и ¦ ¦
¦ ¦выразительность публичной речи. Разговорная ¦ ¦
¦ ¦речь в системе функциональных разновидностей ¦ ¦
¦ ¦русского литературного языка. Условия ¦ ¦
¦ ¦функционирования разговорной речи, роль ¦ ¦
¦ ¦внеязыковых факторов. Культура речи. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления совершенствования навыков ¦ ¦
¦ ¦грамотного письма и говорения ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.09¦Социология ¦ ¦
¦ ¦Предыстория и социально-философские предпосылки ¦ ¦
¦ ¦социологии как науки. Социологический проект О. ¦ ¦
¦ ¦Конта. Классические социологические теории. ¦ ¦
¦ ¦Современные социологические теории. Русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль. Общество и социальные ¦ ¦
¦ ¦институты. Мировая система и процессы ¦ ¦
¦ ¦глобализации. Социальные группы и общности. ¦ ¦
¦ ¦Виды общностей. Общность и личность. Малые ¦ ¦
¦ ¦группы и коллективы. Социальная организация. ¦ ¦
¦ ¦Социальные движения. Социальное неравенство, ¦ ¦
¦ ¦стратификация и социальная мобильность. Понятие ¦ ¦
¦ ¦социального статуса. Социальное взаимодействие ¦ ¦
¦ ¦и социальные отношения. Общественное мнение как ¦ ¦
¦ ¦институт гражданского общества. Культура как ¦ ¦
¦ ¦фактор социальных изменений. Взаимодействие ¦ ¦
¦ ¦экономики, социальных отношений и культуры. ¦ ¦
¦ ¦Личность как социальный тип. Социальный ¦ ¦
¦ ¦контроль и девиация. Личность как деятельный ¦ ¦
¦ ¦субъект. Социальные изменения. Социальные ¦ ¦
¦ ¦революции и реформы. Концепция социального ¦ ¦
¦ ¦прогресса. Формирование мировой системы. Место ¦ ¦
¦ ¦России в мировом сообществе. Методы ¦ ¦
¦ ¦социологического исследования ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.10¦Философия ¦ ¦
¦ ¦Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура философского ¦ ¦
¦ ¦знания. Учение о бытии. Монистические и ¦ ¦
¦ ¦плюралистические концепции бытия, ¦ ¦
¦ ¦самоорганизация бытия. Понятие материального и ¦ ¦
¦ ¦идеального. Пространство. Время. Движение и ¦ ¦
¦ ¦развитие, диалектика. Детерминизм и ¦ ¦
¦ ¦индетерминизм. Динамические и статистические ¦ ¦
¦ ¦закономерности. Научные, философские и ¦ ¦
¦ ¦религиозные картины мира. Человек, общество, ¦ ¦
¦ ¦культура. Человек и природа. Общество и его ¦ ¦
¦ ¦структура. Гражданское общество и государство. ¦ ¦
¦ ¦Человек в системе социальных связей. Человек и ¦ ¦
¦ ¦исторический процесс; личность и массы; свобода ¦ ¦
¦ ¦и необходимость. Формационная и цивилизационная ¦ ¦
¦ ¦концепции общественного развития. Смысл ¦ ¦
¦ ¦человеческого бытия. Насилие и ненасилие. ¦ ¦
¦ ¦Свобода и ответственность. Мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представления о совершенном человеке в ¦ ¦
¦ ¦различных культурах. Эстетические ценности и их ¦ ¦
¦ ¦роль в человеческой жизни. Религиозные ценности ¦ ¦
¦ ¦и свобода совести. Сознание и познание. ¦ ¦
¦ ¦Сознание, самосознание и личность. Познание, ¦ ¦
¦ ¦творчество и практика. Вера и знание. Понимание ¦ ¦
¦ ¦и объяснение. Рациональное и иррациональное в ¦ ¦
¦ ¦познавательной деятельности. Проблема истины. ¦ ¦
¦ ¦Действительность, мышление, логика и язык. ¦ ¦
¦ ¦Научное и ненаучное знание. Критерии научности. ¦ ¦
¦ ¦Структура научного познания, его методы и ¦ ¦
¦ ¦формы. Рост научного знания. Научные революции ¦ ¦
¦ ¦и смены типов рациональности. Наука и техника. ¦ ¦
¦ ¦Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Взаимодействие цивилизаций и ¦ ¦
¦ ¦сценарии будущего ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.11¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические системы. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы развития экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Методы экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Фактор спроса. Индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект ¦ ¦
¦ ¦замещения. Эластичность. Предложение и его ¦ ¦
¦ ¦факторы. Закон убывающей предельной ¦ ¦
¦ ¦производительности. Эффект масштаба. Виды ¦ ¦
¦ ¦издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип ¦ ¦
¦ ¦максимизации прибыли. Предложение совершенно ¦ ¦
¦ ¦конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность ¦ ¦
¦ ¦конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия.¦ ¦
¦ ¦Монополистическая конкуренция. Олигополия. ¦ ¦
¦ ¦Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы ¦ ¦
¦ ¦производства. Рынок труда. Спрос и предложение ¦ ¦
¦ ¦труда. Заработная плата и занятость. Рынок ¦ ¦
¦ ¦капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок ¦ ¦
¦ ¦земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние.¦ ¦
¦ ¦Распределение доходов. Неравенство. Внешние ¦ ¦
¦ ¦эффекты и общественные блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение. Стабилизационная политика. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление и ¦ ¦
¦ ¦сбережения. Инвестиции. Государственные расходы ¦ ¦
¦ ¦и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно- ¦ ¦
¦ ¦налоговая политика. Деньги и их функции. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на денежном рынке. Денежный ¦ ¦
¦ ¦мультипликатор. Банковская система. Денежно- ¦ ¦
¦ ¦кредитная политика. Экономический рост и ¦ ¦
¦ ¦развитие. Международные экономические ¦ ¦
¦ ¦отношения. Внешняя торговля и торговая ¦ ¦
¦ ¦политика. Платежный баланс. Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. ¦ ¦
¦ ¦Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок ¦ ¦
¦ ¦труда. Распределение и доходы. Преобразования в ¦ ¦
¦ ¦социальной сфере. Структурные сдвиги в ¦ ¦
¦ ¦экономике. Формирование открытой экономики ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦270 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦270 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.00 ¦Цикл общепрофессиональных дисциплин ¦2700 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.00¦Федеральный компонент ¦2300 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.01 ¦Музыкальная информатика ¦ ¦
¦ ¦Изучение средств и методов специальной ¦ ¦
¦ ¦информатики для музыкантов - современной ¦ ¦
¦ ¦технологической базы для всех видов музыкальной ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности. Изучение основ ¦ ¦
¦ ¦MIDI-технологии как стандарта передачи и ¦ ¦
¦ ¦использования музыкальных данных. Связь с ¦ ¦
¦ ¦традиционными дисциплинами - сольфеджио, ¦ ¦
¦ ¦гармонией, полифонией, инструментовкой, чтением ¦ ¦
¦ ¦партитур. Музыкальные файлы, интернет- ¦ ¦
¦ ¦технологии. Освоение музыкально-компьютерных ¦ ¦
¦ ¦технологий: компьютерный нотный набор и ¦ ¦
¦ ¦редактирование, инструментовка и аранжировка с ¦ ¦
¦ ¦помощью программных секвенсоров, ¦ ¦
¦ ¦конвертирование файлов из секвенсера в нотный ¦ ¦
¦ ¦редактор и обратно ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.02 ¦Эстетика ¦ ¦
¦ ¦Сущность эстетического; основные категории ¦ ¦
¦ ¦эстетики, их роль в интеллектуально- ¦ ¦
¦ ¦практической деятельности людей; эстетическое ¦ ¦
¦ ¦сознание и его структура; основные сферы ¦ ¦
¦ ¦эстетической деятельности (бытовая, ¦ ¦
¦ ¦производственная, профессионально- ¦ ¦
¦ ¦художественная); эстетические основы искусства ¦ ¦
¦ ¦и его отдельных видов; художественный образ как ¦ ¦
¦ ¦интегральная структура искусства; проблема ¦ ¦
¦ ¦художественного восприятия; эстетическая ¦ ¦
¦ ¦культура общества и личности. Звукозапись как ¦ ¦
¦ ¦эстетический компонент произведения ¦ ¦
¦ ¦музыкального искусства ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.03 ¦История искусства ¦ ¦
¦ ¦История мировой культуры; история культуры ¦ ¦
¦ ¦России; охрана и использование культурного ¦ ¦
¦ ¦наследия. Искусство Древнего мира, ¦ ¦
¦ ¦Средневековья, Ренессанса и Нового времени; ¦ ¦
¦ ¦мировое искусство XIX - XX века: направления и ¦ ¦
¦ ¦стили; тенденции и перспективы развития ¦ ¦
¦ ¦современной художественной культуры ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.04 ¦Музыкальная психология ¦ ¦
¦ ¦Психологические проблемы профессиональной ¦ ¦
¦ ¦музыкальной деятельности: основы психологии ¦ ¦
¦ ¦музыкального слуха и особенности слуха ¦ ¦
¦ ¦музыканта; психологические факторы развития ¦ ¦
¦ ¦музыкальной памяти, воображения и мышления; ¦ ¦
¦ ¦психология музыкального творчества и восприятия ¦ ¦
¦ ¦музыки; основы психологии индивидуальности и ¦ ¦
¦ ¦личности; эмоциональный мир человека и ¦ ¦
¦ ¦эмоциональное воздействие музыки; ¦ ¦
¦ ¦психологические факторы профессионального ¦ ¦
¦ ¦общения и обучения; психологические особенности ¦ ¦
¦ ¦возрастного, личного и профессионального ¦ ¦
¦ ¦развития и др. Психология личности. ¦ ¦
¦ ¦Межличностные отношения. Психология малых ¦ ¦
¦ ¦групп. Особенности общения участников ¦ ¦
¦ ¦творческого процесса ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.05 ¦Гармония ¦ ¦
¦ ¦Выразительные возможности гармонии; ладово- ¦ ¦
¦ ¦функциональные качества звучаний и ¦ ¦
¦ ¦гармонический колорит; участие гармонии в ¦ ¦
¦ ¦создании музыкальной формы; взаимосвязь ¦ ¦
¦ ¦гармонии и других компонентов музыкального ¦ ¦
¦ ¦языка; гармония и музыкальный стиль; этапы ¦ ¦
¦ ¦исторического развития гармонии ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.06 ¦Анализ музыкальных произведений ¦ ¦
¦ ¦Исследование музыкального языка, формы, ¦ ¦
¦ ¦музыкальных стилей, историко-стилистических и ¦ ¦
¦ ¦жанровых предпосылок и связей музыкальных ¦ ¦
¦ ¦произведений ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.07 ¦Сольфеджио ¦ ¦
¦ ¦Всестороннее развитие музыкального слуха ¦ ¦
¦ ¦посредством таких форм работы, как диктант ¦ ¦
¦ ¦(письменный и устный), слуховой анализ ¦ ¦
¦ ¦развернутых гармонических последовательностей и ¦ ¦
¦ ¦пение по цифровке, сольфеджирование сложных ¦ ¦
¦ ¦интонационно и ритмически мелодий (как ¦ ¦
¦ ¦конструктивных образцов, так и фрагментов из ¦ ¦
¦ ¦музыкальных произведений разного стиля). ¦ ¦
¦ ¦Развитие навыков сольфеджирования с листа ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.08 ¦Полифония ¦ ¦
¦ ¦Основы теории и истории полифонии; строение ¦ ¦
¦ ¦полифонических форм, анализ полифонических ¦ ¦
¦ ¦произведений различных жанров; изучение техники ¦ ¦
¦ ¦полифонического письма; сочинение фрагментов и ¦ ¦
¦ ¦целых пьес на собственные или заданные ¦ ¦
¦ ¦музыкальные темы ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.09 ¦История музыки (зарубежной, отечественной) ¦ ¦
¦ ¦Народное музыкальное творчество и его ¦ ¦
¦ ¦историческое развитие: фольклор как сфера ¦ ¦
¦ ¦духовной культуры народа, музыкальный фольклор ¦ ¦
¦ ¦и национальные традиции. История отечественной ¦ ¦
¦ ¦и зарубежной музыки: музыкальное искусство ¦ ¦
¦ ¦древности (Египет, Китай, Греция); античность и ¦ ¦
¦ ¦музыка, музыкальный эпос, борьба идей в музыке ¦ ¦
¦ ¦и вокруг нее; музыка Средневековья (музыка и ¦ ¦
¦ ¦церковь, светские жанры, музыка и средневековый ¦ ¦
¦ ¦театр); музыка в эпоху Возрождения, главные ¦ ¦
¦ ¦тенденции - разнообразие в отражении мира, ¦ ¦
¦ ¦гармоничность элементов музыкальной речи, ¦ ¦
¦ ¦начало нотопечатания; Новое время и музыка ¦ ¦
¦ ¦(XVII - первая половина XVIII вв.) - развитие ¦ ¦
¦ ¦музыкального театра, опера, музыкально- ¦ ¦
¦ ¦педагогические воззрения, концертная жизнь, ¦ ¦
¦ ¦музыкальные школы и музыкальное просвещение; ¦ ¦
¦ ¦музыка в эпоху Просвещения - философские идеи и ¦ ¦
¦ ¦музыка, музыка и общественно-политическое ¦ ¦
¦ ¦движение, музыкально-педагогические воззрения, ¦ ¦
¦ ¦теории, руководства, музыкальное образование ¦ ¦
¦ ¦накануне французской революции; XIX век - ¦ ¦
¦ ¦Западноевропейская музыка и музыкальная ¦ ¦
¦ ¦культура России, влияние французской революции ¦ ¦
¦ ¦на развитие музыкальной культуры, стилевые ¦ ¦
¦ ¦особенности музыки XIX века; XX век - ¦ ¦
¦ ¦противоречия эпохи и музыкальная культура, роль ¦ ¦
¦ ¦музыки в общественном движении, проблемы и ¦ ¦
¦ ¦тенденции развития музыкального искусства. ¦ ¦
¦ ¦Разнообразие музыкальных стилей XX века. ¦ ¦
¦ ¦Изучение творчества композиторов России и ¦ ¦
¦ ¦Запада области академической музыки второй ¦ ¦
¦ ¦половины XX века со времени окончательного ¦ ¦
¦ ¦формирования "музыкального" авангардизма (на ¦ ¦
¦ ¦Западе - с 50-х, в России - с середины 60-х ¦ ¦
¦ ¦годов). Панорама музыки разных направлений: ¦ ¦
¦ ¦электронная музыка, постсерийность, ¦ ¦
¦ ¦полистилистика, сонорика, минимализм, ¦ ¦
¦ ¦инструментальный театр, неоромантизм и т.д. ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.10 ¦Фортепиано ¦ ¦
¦ ¦Приобретение основных навыков игры на ¦ ¦
¦ ¦фортепиано. Развитие игрового аппарата, ¦ ¦
¦ ¦изучение инструктивной литературы, ¦ ¦
¦ ¦последовательное освоение учебного репертуара. ¦ ¦
¦ ¦Приобретение навыков грамотного разбора нотного ¦ ¦
¦ ¦текста, чтения с листа, умения аккомпанировать, ¦ ¦
¦ ¦умения использовать фортепиано для ознакомления ¦ ¦
¦ ¦с музыкальной литературой, а также для ¦ ¦
¦ ¦теоретического анализа музыкального произведения¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.11 ¦Инструментоведение ¦ ¦
¦ ¦Углубленное изучение инструментов ¦ ¦
¦ ¦симфонического, народного и эстрадного ¦ ¦
¦ ¦оркестров, тембровых качеств и технических ¦ ¦
¦ ¦возможностей различных музыкальных ¦ ¦
¦ ¦инструментов. Знакомство с особенностями ¦ ¦
¦ ¦исполнительской техники на струнных, духовых и ¦ ¦
¦ ¦ударных инструментах (штрихи, аппликатура, ¦ ¦
¦ ¦особые приемы звукоизвлечения) ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.12 ¦Инструментовка ¦ ¦
¦ ¦Практический курс, направленный на формирование ¦ ¦
¦ ¦представлений об оркестровом мышлении как о ¦ ¦
¦ ¦важнейшей составляющей композиторского стиля. ¦ ¦
¦ ¦Развитие навыков переложения музыки для ¦ ¦
¦ ¦различных составов оркестра (струнного, ¦ ¦
¦ ¦духового, малого и большого симфонического). ¦ ¦
¦ ¦Знакомство с различными системами записи ¦ ¦
¦ ¦партитуры, свойственными музыке разных ¦ ¦
¦ ¦исторических периодов. Навыки аранжировки для ¦ ¦
¦ ¦джазовых оркестров, поп- и рок-ансамблей ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.13 ¦Чтение симфонических партитур ¦ ¦
¦ ¦Умение свободно ориентироваться в партитуре ¦ ¦
¦ ¦любой степени сложности; навыки чтения с листа, ¦ ¦
¦ ¦приобретенные на занятиях по курсу фортепиано, ¦ ¦
¦ ¦дополняются здесь практикой оптимального ¦ ¦
¦ ¦редуцирования многоголосной оркестровой фактуры ¦ ¦
¦ ¦применительно к возможностям фортепиано; ¦ ¦
¦ ¦расшифровкой записи цифрованного баса, ¦ ¦
¦ ¦озвучиванием партий транспонирующих инструментов¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.14 ¦История оркестровых стилей ¦ ¦
¦ ¦Лекционный курс, призванный в совокупности с ¦ ¦
¦ ¦практическим курсом инструментовки выстроить ¦ ¦
¦ ¦общую картину исторического развития ¦ ¦
¦ ¦оркестровой музыки. Рассмотрение эстетической ¦ ¦
¦ ¦категории "стиль" через призму оркестровой ¦ ¦
¦ ¦техники производится на разных уровнях: стиль ¦ ¦
¦ ¦эпохи, стиль национальной школы, индивидуальный ¦ ¦
¦ ¦стиль композитора ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.15 ¦Массовая музыкальная культура ¦ ¦
¦ ¦Понятие, типология массовой музыкальной ¦ ¦
¦ ¦культуры. Обзор литературы и прессы. Проблемы ¦ ¦
¦ ¦музыкальной педагогики в области массовой ¦ ¦
¦ ¦музыкальной культуры. Виды неакадемической ¦ ¦
¦ ¦музыки (бытовая, популярная музыка, джаз, рок- ¦ ¦
¦ ¦музыка, этнические культуры). Изучение истории, ¦ ¦
¦ ¦особенностей развития, стилистики, жанров. ¦ ¦
¦ ¦Синтетические (смешанные) виды музыки, ¦ ¦
¦ ¦возникшие под влиянием нонартифициальной ¦ ¦
¦ ¦культуры; музыка "третьего течения". Методика ¦ ¦
¦ ¦тестирования экспертных способностей студентов ¦ ¦
¦ ¦в области массовой культуры ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.16 ¦Электронная и компьютерная музыка ¦ ¦
¦ ¦Изучение основных этапов становления ¦ ¦
¦ ¦электронной музыки в России и за рубежом. ¦ ¦
¦ ¦Исследования в области компьютерной музыки. ¦ ¦
¦ ¦Научные достижения и художественные результаты. ¦ ¦
¦ ¦Наиболее крупные композиторы и деятели в этой ¦ ¦
¦ ¦области. Художественно-выразительные средства ¦ ¦
¦ ¦компьютерной музыки: темброинтонация и ¦ ¦
¦ ¦тембровая модуляция. Локализация звука в ¦ ¦
¦ ¦пространстве. Алгоритмическая композиция и ¦ ¦
¦ ¦цифровой синтез. Художественный синтез звука. ¦ ¦
¦ ¦Изучение электронных музыкальных инструментов и ¦ ¦
¦ ¦аппаратной части студии компьютерной музыки. ¦ ¦
¦ ¦Практическое освоение методов и программно- ¦ ¦
¦ ¦аппаратных средств компьютерной музыки, ¦ ¦
¦ ¦синтеза, семплирования и преобразования звука. ¦ ¦
¦ ¦Изучение основ интерактивного музицирования. ¦ ¦
¦ ¦Компьютерная музыкальная композиция с ¦ ¦
¦ ¦использованием всех основных средств цифровой ¦ ¦
¦ ¦аудиотехнологии ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.17 ¦Основы прикладной математики ¦ ¦
¦ ¦Основы математического анализа; элементарные ¦ ¦
¦ ¦функции, логарифмы, степени, арифметические ¦ ¦
¦ ¦корни; предел функции, производная функции, ¦ ¦
¦ ¦исследование функций с помощью производных; ¦ ¦
¦ ¦определенное интегрирование; неопределенное ¦ ¦
¦ ¦интегрирование; числовые ряды; функциональные ¦ ¦
¦ ¦ряды: ряды Тейлора, Фурье; разложение функций в ¦ ¦
¦ ¦ряды ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.18 ¦Основы физики и электроники ¦ ¦
¦ ¦Колебания и волны; явления интерференции, ¦ ¦
¦ ¦дифракции; спектры; механические колебания; ¦ ¦
¦ ¦звуковые колебания; магнитное поле; постоянный ¦ ¦
¦ ¦электрический ток; полупроводники; магнитное ¦ ¦
¦ ¦поле; магнитная индукция; переменный ток; ¦ ¦
¦ ¦расчет цепей переменного тока. Теоретические ¦ ¦
¦ ¦основы электротехники, основы схемотехники, ¦ ¦
¦ ¦теория электропитающих сетей. Техника ¦ ¦
¦ ¦безопасности при работе с электроприборами ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦200 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Р.01¦Безопасность жизнедеятельности ¦100 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦200 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦СД.00 ¦Цикл специальных дисциплин ¦3960 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦СД.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦3560 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦СД.01 ¦Звукорежиссура ¦ ¦
¦ ¦Место звукорежиссуры в современной музыкальной ¦ ¦
¦ ¦культуре. Из истории развития звукозаписи. ¦ ¦
¦ ¦Запись и трансляция звука. Музыкальный монтаж, ¦ ¦
¦ ¦его цели и задачи. Работа с готовыми записями. ¦ ¦
¦ ¦Звукоусиление в залах. Обзор современных ¦ ¦
¦ ¦средств звукозаписи. Профессиональная оценка ¦ ¦
¦ ¦качества фонограмм, знакомство с оценочным ¦ ¦
¦ ¦протоколом OIRT. Профессиональная терминология. ¦ ¦
¦ ¦Работа с исполнителем. Художественные ¦ ¦
¦ ¦особенности записи музыки различных стилей и ¦ ¦
¦ ¦эпох. Принципы традиционной звукорежиссуры; ¦ ¦
¦ ¦принципы звукозаписи с использованием много- ¦ ¦
¦ ¦дорожечной техники. Приемы работы с микшерным ¦ ¦
¦ ¦пультом, микрофонами, приборами обработки ¦ ¦
¦ ¦звука. Применение различных стереофонических ¦ ¦
¦ ¦систем. Особенности записи музыкальных ¦ ¦
¦ ¦инструментов: струнные, деревянные духовые, ¦ ¦
¦ ¦медные духовые, ударные, фортепиано, орган, ¦ ¦
¦ ¦клавесин, арфа. Запись речи и пения. Запись ¦ ¦
¦ ¦инструментальных ансамблей, хоров, ¦ ¦
¦ ¦симфонического оркестра, оперы, кантат и ¦ ¦
¦ ¦ораторий. Технологии создания эстрадных ¦ ¦
¦ ¦фонограмм. Запись биг-бенда, джаз-, поп- и рок- ¦ ¦
¦ ¦ансамблей. Техника музыкального монтажа и ¦ ¦
¦ ¦реставрации фонограмм. Технология озвучивания ¦ ¦
¦ ¦концертных залов и открытых площадок. ¦ ¦
¦ ¦Звукорежиссура в кинематографе, на телевидении ¦ ¦
¦ ¦и в театре. Современные приемы звукозаписи и ¦ ¦
¦ ¦форматы окончательного продукта ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦СД.02 ¦Слуховой анализ звукозаписи ¦ ¦
¦ ¦Ознакомление с основными параметрами ¦ ¦
¦ ¦художественной, художественно-технической и ¦ ¦
¦ ¦технической оценок качества звукозаписи. ¦ ¦
¦ ¦Оценочный протокол: пространственное ¦ ¦
¦ ¦впечатление, прозрачность, музыкальный баланс, ¦ ¦
¦ ¦тембр, характеристика исполнения, технические ¦ ¦
¦ ¦замечания, эстетическая оценка звукозаписи. ¦ ¦
¦ ¦Навыки определения частоты тонального сигнала и ¦ ¦
¦ ¦превалирующей частоты в реальном сигнале и ¦ ¦
¦ ¦шуме. Умение определить изменение высоты ¦ ¦
¦ ¦сигнала в центах. Выявление разностного тона и ¦ ¦
¦ ¦его частоты. Выявление и определение характера ¦ ¦
¦ ¦искажений звукового сигнала. Определение на ¦ ¦
¦ ¦слух типов и параметров звуковых эффектов. ¦ ¦
¦ ¦Формирование практических навыков слухового ¦ ¦
¦ ¦анализа различных звукозаписей, их субъективной ¦ ¦
¦ ¦оценки по художественным, эстетическим, ¦ ¦
¦ ¦художественно-техническим, техническим ¦ ¦
¦ ¦параметрам на основе оценочного протокола. ¦ ¦
¦ ¦Развитие восприимчивости к передаваемым музыкой ¦ ¦
¦ ¦чувствам, их эстетической организованности и ¦ ¦
¦ ¦роли в этом звукорежиссера - автора записи. ¦ ¦
¦ ¦Формирование навыков критического слушания ¦ ¦
¦ ¦записей для определения причин тех или иных ¦ ¦
¦ ¦недостатков, знание методов их устранения, в ¦ ¦
¦ ¦том числе в процессе реставрации ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦СД.03 ¦Акустические основы звукорежиссуры ¦ ¦
¦ ¦Роль и значение дисциплины в развитии ¦ ¦
¦ ¦современных систем аудиокоммуникаций ¦ ¦
¦ ¦(звукозаписи; телевидения; радиовещания; ¦ ¦
¦ ¦компьютерных сетей мультимедиа и др.). Виды ¦ ¦
¦ ¦звуковых полей. Основные термины и определения: ¦ ¦
¦ ¦звуковое давление, интенсивность, импеданс, ¦ ¦
¦ ¦уровни. Шкала децибел. Стандартные единицы. ¦ ¦
¦ ¦Динамический диапазон. Пик-фактор. Динамические ¦ ¦
¦ ¦диапазоны натуральных и вещательных сигналов. ¦ ¦
¦ ¦Электроакустические преобразователи. ¦ ¦
¦ ¦Классификация. Основные виды ¦ ¦
¦ ¦электроакустических преобразователей и область ¦ ¦
¦ ¦их применения. Громкоговорители. Микрофоны. ¦ ¦
¦ ¦Акустические системы. Стереотелефоны. ¦ ¦
¦ ¦Электроакустические измерения. Методы ¦ ¦
¦ ¦измерений. Нормы отечественных и международных ¦ ¦
¦ ¦стандартов. Организация субъективной оценки ¦ ¦
¦ ¦качества звучания акустической аппаратуры. ¦ ¦
¦ ¦Акустика помещений. Основы архитектурной ¦ ¦
¦ ¦акустики. Акустика студий звукозаписи, ¦ ¦
¦ ¦аппаратных, концертных залов и помещений ¦ ¦
¦ ¦прослушивания музыкальных и речевых программ. ¦ ¦
¦ ¦Озвучивание и звукоусиление в закрытых ¦ ¦
¦ ¦помещениях и открытых пространствах. Управление ¦ ¦
¦ ¦акустическими характеристиками помещения. ¦ ¦
¦ ¦Цифровые процессоры управления акустическими ¦ ¦
¦ ¦характеристиками звукового поля в помещении. ¦ ¦
¦ ¦Методы компьютерного моделирования акустических ¦ ¦
¦ ¦процессов в помещении. Адаптивные цифровые ¦ ¦
¦ ¦процессоры. Системы пространственного ¦ ¦
¦ ¦звуковоспроизведения. Классификация систем ¦ ¦
¦ ¦звукопередачи. Монофонические системы ¦ ¦
¦ ¦звукопередачи. Стереофонические системы ¦ ¦
¦ ¦звукопередачи. Пространственные системы ¦ ¦
¦ ¦звукопередачи: Surround Sound, бинауральные ¦ ¦
¦ ¦системы. Звуковые системы в средствах ¦ ¦
¦ ¦мультимедиа. Виртуальное звуковое пространство. ¦ ¦
¦ ¦Перспективы развития современной аудиотехники ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦СД.04 ¦Музыкальная акустика ¦ ¦
¦ ¦Исторический обзор учений о звуке. Физика ¦ ¦
¦ ¦звука. Звуковые колебания и волны. Простые и ¦ ¦
¦ ¦сложные колебания, амплитуда, фаза, частота, ¦ ¦
¦ ¦периодические и непериодические, гармонические, ¦ ¦
¦ ¦затухающие и незатухающие колебания. Формы ¦ ¦
¦ ¦спектров звуковых сигналов. Основные ¦ ¦
¦ ¦характеристики звукового поля. Структура ¦ ¦
¦ ¦слуховой системы. Психоакустические методы ¦ ¦
¦ ¦измерений. Пороги слышимости. Критические ¦ ¦

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 051200 КОМПОЗИЦИЯ. КВАЛИФИКАЦИИ: КОМПОЗИТОР, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ (утв. Минобразованием РФ 02.06.2003)  »
Постановления и Указы »
Читайте также