СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 051300 МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ЭСТРАДЫ (ПО ВИДАМ ЭСТРАДНОГО ИСКУССТВА). ВИДЫ: 01 - ИНСТРУМЕНТЫ ЭСТРАДНОГО ОРКЕСТРА, 02 - ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВОЕ ПЕНИЕ. КВАЛИФИКАЦИИ: 01 (ИНСТРУМЕНТЫ ЭСТРАДНОГО ОРКЕСТРА) - КОНЦЕРТНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ, АРТИСТ ОРКЕСТРА, АРТИСТ АНСАМБЛЯ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, 02 (ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВОЕ ПЕНИЕ) - КОНЦЕРТНЫЙ ПЕВЕЦ, СОЛИСТ АНСАМБЛЯ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ (утв. Минобразованием РФ 26.05.2003)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
Л.С.ГРЕБНЕВ
26 мая 2003 года
Номер государственной
регистрации
596 иск/сп
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 051300 МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ЭСТРАДЫ
(ПО ВИДАМ ЭСТРАДНОГО ИСКУССТВА)
ВИДЫ:
01 - ИНСТРУМЕНТЫ ЭСТРАДНОГО ОРКЕСТРА
02 - ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВОЕ ПЕНИЕ
КВАЛИФИКАЦИИ:
01 (ИНСТРУМЕНТЫ ЭСТРАДНОГО ОРКЕСТРА) -
КОНЦЕРТНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ, АРТИСТ ОРКЕСТРА, АРТИСТ
АНСАМБЛЯ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
02 (ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВОЕ ПЕНИЕ) - КОНЦЕРТНЫЙ ПЕВЕЦ,
СОЛИСТ АНСАМБЛЯ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
1. Общая характеристика специальности 051300 Музыкальное
искусство эстрады (по видам эстрадного искусства)
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации по высшему образованию от 24.01.2002 N 181.
1.2. Квалификации выпускников по специальности 051300 Музыкальное искусство эстрады (по видам эстрадного искусства):
01 (инструменты эстрадного оркестра) - концертный исполнитель, артист оркестра, артист ансамбля, преподаватель; нормативный срок обучения - 5 лет при очной форме обучения;
02 (эстрадно-джазовое пение) - концертный певец, солист ансамбля, преподаватель; нормативный срок обучения - 5 лет при очной форме обучения.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Специалист подготовлен к различным видам деятельности в области музыкального искусства эстрады и джаза и может применить на практике свои знания и умения в качестве солиста-импровизатора, концертного исполнителя, артиста, выступающего в составе различных эстрадно-джазовых ансамблей (оркестров), умеющего работать с вокалистами, вокально-инструментальными группами (01); концертного певца, солиста ансамбля (02); преподавателя.
1.4. Возможности продолжения образования специалиста, освоившего основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 051300 Музыкальное искусство эстрады (по видам эстрадного искусства).
Выпускник подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента: среднее профессиональное музыкальное образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем профессиональном музыкальном образовании или высшем профессиональном образовании.
2.3. При приеме на подготовку по данной специальности высшее учебное заведение проводит вступительные испытания профессиональной направленности: исполнение программы и коллоквиум, сольфеджио (письменно, устно), гармония (письменно, устно).
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки выпускника по специальности 051300 Музыкальное
искусство эстрады (по видам эстрадного искусства)
3.1. Основная образовательная программа подготовки специалиста разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалиста, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки специалиста состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки специалиста должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины;
цикл ДС - дисциплины специализации;
ФТД - факультативы;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины стандартом не предусматривается. Отдельные курсы могут предлагаться студентам в разделе ФТД (факультативы). Необходимый для специалиста уровень знаний закладывается в цикле ОПД.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки специалиста должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки выпускников
по специальности 051300 Музыкальное искусство эстрады
(по видам эстрадного искусства)
---------T------------------------------------------------T------¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего ¦
¦ ¦ ¦часов ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в ¦ ¦
¦ ¦изучаемом языке; основные особенности полного ¦ ¦
¦ ¦стиля произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение ¦ ¦
¦ ¦транскрипции. Лексический минимум в объеме 4000 ¦ ¦
¦ ¦учебных лексических единиц общего и ¦ ¦
¦ ¦терминологического характера. Понятие ¦ ¦
¦ ¦дифференциации лексики по сферам применения ¦ ¦
¦ ¦(бытовая, терминологическая, общенаучная, ¦ ¦
¦ ¦официальная и другая). Понятие о свободных и ¦ ¦
¦ ¦устойчивых словосочетаниях, фразеологических ¦ ¦
¦ ¦единицах. Понятие об основных способах ¦ ¦
¦ ¦словообразования. Грамматические навыки, ¦ ¦
¦ ¦обеспечивающие коммуникацию общего характера ¦ ¦
¦ ¦без искажения смысла при письменном и устном ¦ ¦
¦ ¦общении; основные грамматические явления, ¦ ¦
¦ ¦характерные для профессиональной речи. Понятие ¦ ¦
¦ ¦об обиходно-литературном, официально-деловом, ¦ ¦
¦ ¦научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы. Основные особенности научного ¦ ¦
¦ ¦стиля. Культура и традиции стран изучаемого ¦ ¦
¦ ¦языка, правила речевого этикета. Разговорная ¦ ¦
¦ ¦речь. Диалогическая и монологическая речь с ¦ ¦
¦ ¦использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения. Основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦Аудирование. Понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации. Чтение. Виды ¦ ¦
¦ ¦текстов: несложные прагматические тексты и ¦ ¦
¦ ¦тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности. Письмо. Виды речевых ¦ ¦
¦ ¦произведений: аннотация, реферат, тезисы, ¦ ¦
¦ ¦сообщения, частное письмо, деловое письмо, ¦ ¦
¦ ¦биография ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. Законодательство Российской Федерации ¦ ¦
¦ ¦о физической культуре и спорте. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура личности. Основы здорового образа ¦ ¦
¦ ¦жизни студента. Особенности использования ¦ ¦
¦ ¦средств физической культуры для оптимизации ¦ ¦
¦ ¦работоспособности. Общая физическая и ¦ ¦
¦ ¦специальная подготовка в системе физического ¦ ¦
¦ ¦воспитания. ¦ ¦
¦ ¦Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или ¦ ¦
¦ ¦систем физических упражнений. Профессионально- ¦ ¦
¦ ¦прикладная физическая подготовка студентов. ¦ ¦
¦ ¦Основы методики самостоятельных занятий и ¦ ¦
¦ ¦самоконтроль за состоянием своего организма. ¦ ¦
¦ ¦Содержание данной дисциплины реализуется также ¦ ¦
¦ ¦в отдельных дисциплинах специального цикла ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦Сущность, формы, функции исторического знания. ¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие и ¦ ¦
¦ ¦классификация исторического источника. ¦ ¦
¦ ¦Отечественная историография в прошлом и ¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и особенное. Методология и ¦ ¦
¦ ¦теория исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. Античное ¦ ¦
¦ ¦наследие в эпоху Великого переселения народов. ¦ ¦
¦ ¦Проблема этногенеза восточных славян. Основные ¦ ¦
¦ ¦этапы становления государственности. Древняя ¦ ¦
¦ ¦Русь и кочевники. Византийско-древнерусские ¦ ¦
¦ ¦связи. Особенности социального строя Древней ¦ ¦
¦ ¦Руси. Этнокультурные и социально-политические ¦ ¦
¦ ¦процессы становления русской государственности. ¦ ¦
¦ ¦Принятие христианства. Распространение ислама. ¦ ¦
¦ ¦Эволюция восточнославянской государственности в ¦ ¦
¦ ¦XI - XII вв. Социально-политические изменения в ¦ ¦
¦ ¦русских землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: ¦ ¦
¦ ¦проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые ¦ ¦
¦ ¦государства Европы и Азии. Специфика ¦ ¦
¦ ¦формирования единого российского государства. ¦ ¦
¦ ¦Возвышение Москвы. Формирование сословной ¦ ¦
¦ ¦системы организации общества. Реформы Петра I. ¦ ¦
¦ ¦Век Екатерины. Предпосылки и особенности ¦ ¦
¦ ¦складывания российского абсолютизма. Дискуссии ¦ ¦
¦ ¦о генезисе самодержавия. Особенности и основные ¦ ¦
¦ ¦этапы экономического развития России. Эволюция ¦ ¦
¦ ¦форм собственности на землю. Структура ¦ ¦
¦ ¦феодального землевладения. Крепостное право ¦ ¦
¦ ¦России. Мануфактурно-промышленное производство. ¦ ¦
¦ ¦Становление индустриального общества в России: ¦ ¦
¦ ¦общее и особенное. Общественная мысль и ¦ ¦
¦ ¦особенности общественного движения России XIX ¦ ¦
¦ ¦в. Реформы и реформаторы в России. Русская ¦ ¦
¦ ¦культура XIX в. и ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦Роль XX столетия в мировой истории. ¦ ¦
¦ ¦Глобализация общественных процессов. Проблема ¦ ¦
¦ ¦экономического роста и модернизации. Революции ¦ ¦
¦ ¦и реформы. Социальная трансформация общества. ¦ ¦
¦ ¦Столкновение тенденций интернационализма и ¦ ¦
¦ ¦национализма, интеграции и сепаратизма, ¦ ¦
¦ ¦демократии и авторитаризма. Россия в начале XX ¦ ¦
¦ ¦в. Объективная потребность индустриальной ¦ ¦
¦ ¦модернизации России. Российские реформы в ¦ ¦
¦ ¦контексте общемирового развития в начале века. ¦ ¦
¦ ¦Политические партии России: генезис, ¦ ¦
¦ ¦классификация, программы, тактика. Россия в ¦ ¦
¦ ¦условиях мировой войны и общенационального ¦ ¦
¦ ¦кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и ¦ ¦
¦ ¦интервенция, их результаты и последствия. ¦ ¦
¦ ¦Российская эмиграция. Социально-экономическое ¦ ¦
¦ ¦развитие страны в 20-е годы. НЭП. Формирование ¦ ¦
¦ ¦однопартийного политического режима. ¦ ¦
¦ ¦Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е¦ ¦
¦ ¦годы. Внешняя политика. Курс на строительство ¦ ¦
¦ ¦социализма в одной стране и его последствиях. ¦ ¦
¦ ¦Социально-экономические преобразования в 30-е ¦ ¦
¦ ¦годы. Усиление режима личной власти Сталина. ¦ ¦
¦ ¦Сопротивление сталинизму. СССР накануне и в ¦ ¦
¦ ¦начальный период второй мировой войны. Великая ¦ ¦
¦ ¦Отечественная война. Социально-экономическое ¦ ¦
¦ ¦развитие, общественно-политическая жизнь, ¦ ¦
¦ ¦культура, внешняя политика СССР в послевоенные ¦ ¦
¦ ¦годы. Холодная война. Попытки осуществления ¦ ¦
¦ ¦политических и экономических реформ. НТР и ее ¦ ¦
¦ ¦влияние на ход общественного развития. СССР в ¦ ¦
¦ ¦середине 60 - 80-х годов: нарастание кризисных ¦ ¦
¦ ¦явлений. Советский Союз в 1985 - 1991 гг. ¦ ¦
¦ ¦Перестройка. Попытка государственного ¦ ¦
¦ ¦переворота в 1991 г. и ее провал. Распад СССР. ¦ ¦
¦ ¦Беловежские соглашения. Октябрьские события ¦ ¦
¦ ¦1993 г. Становление новой российской ¦ ¦
¦ ¦государственности (1993 - 1999 гг.). Россия на ¦ ¦
¦ ¦пути радикальной социально-экономической ¦ ¦
¦ ¦модернизации. Культура в современной России. ¦ ¦
¦ ¦Внешнеполитическая деятельность в условиях ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.04¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры, социология культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦история культуры. Теоретическая и прикладная ¦ ¦
¦ ¦культурология. Методы культурологических ¦ ¦
¦ ¦исследований. Основные понятия культурологии: ¦ ¦
¦ ¦культура, цивилизация, морфология культуры, ¦ ¦
¦ ¦функции культуры, субъект культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурогенез, динамика культуры, язык и ¦ ¦
¦ ¦символы культуры, культурные коды, ¦ ¦
¦ ¦межкультурные коммуникации, культурные ценности ¦ ¦
¦ ¦и нормы, культурные традиции, культурная ¦ ¦
¦ ¦картина мира, социальные институты культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная самоидентичность, культурная ¦ ¦
¦ ¦модернизация. Типология культур. Этническая и ¦ ¦
¦ ¦национальная, элитарная и массовая культуры. ¦ ¦
¦ ¦Восточные и западные типы культур. ¦ ¦
¦ ¦Специфические и "серединные" культуры. ¦ ¦
¦ ¦Локальные культуры. Место и роль России в ¦ ¦
¦ ¦мировой культуре. Тенденции культурной ¦ ¦
¦ ¦универсализации в мировом современном процессе. ¦ ¦
¦ ¦Культура и природа. Культура и общество. ¦ ¦
¦ ¦Культура и глобальные проблемы современности. ¦ ¦
¦ ¦Культура и личность. Инкультурация и ¦ ¦
¦ ¦социализация ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.05¦Политология ¦ ¦
¦ ¦Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. Политическая жизнь и ¦ ¦
¦ ¦властные отношения. Роль и место политики в ¦ ¦
¦ ¦жизни современных обществ. Социальные функции ¦ ¦
¦ ¦политики. История политических учений. ¦ ¦
¦ ¦Российская политическая традиция: истоки, ¦ ¦
¦ ¦социокультурные основания, историческая ¦ ¦
¦ ¦динамика. Современные политологические школы. ¦ ¦
¦ ¦Гражданское общество, его происхождение и ¦ ¦
¦ ¦особенности. Особенности становления ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества в России. ¦ ¦
¦ ¦Институциональные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Политическая власть. Политическая система. ¦ ¦
¦ ¦Политические режимы, политические партии, ¦ ¦
¦ ¦электоральные системы. Политические отношения и ¦ ¦
¦ ¦процессы. Политические конфликты и способы их ¦ ¦
¦ ¦разрешения. Политические технологии. ¦ ¦
¦ ¦Политический менеджмент. Политическая ¦ ¦
¦ ¦модернизация. Политические организации и ¦ ¦
¦ ¦движения. Политические элиты. Политическое ¦ ¦
¦ ¦лидерство. Социокультурные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы России в ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации. Методология ¦ ¦
¦ ¦познания политической реальности. Парадигмы ¦ ¦
¦ ¦политического знания. Экспертное политическое ¦ ¦
¦ ¦знание; политическая аналитика и прогностика ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.06¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦Государство и право. Их роль в жизни общества. ¦ ¦
¦ ¦Норма права и нормативно-правовые акты. ¦ ¦
¦ ¦Основные правовые системы современности. ¦ ¦
¦ ¦Международное право как особая система права. ¦ ¦
¦ ¦Источники российского права. Закон и ¦ ¦
¦ ¦подзаконные акты. Система российского права. ¦ ¦
¦ ¦Отрасли права. Правонарушение и юридическая ¦ ¦
¦ ¦ответственность. Значение законности и ¦ ¦
¦ ¦правопорядка в современном обществе. Правовое ¦ ¦
¦ ¦государство. Конституция Российской Федерации - ¦ ¦
¦ ¦основной закон государства. Особенности ¦ ¦
¦ ¦федеративного устройства России. Система ¦ ¦
¦ ¦органов государственной власти в Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации. Понятие гражданского правоотношения. ¦ ¦
¦ ¦Физические и юридические лица. Право ¦ ¦
¦ ¦собственности. Обязательства в гражданском ¦ ¦
¦ ¦праве и ответственность за их нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Наследственное право. Брачно-семейные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Взаимные права и обязанности ¦ ¦
¦ ¦супругов, родителей и детей. Ответственность по ¦ ¦
¦ ¦семейному праву. Трудовой договор (контракт). ¦ ¦
¦ ¦Трудовая дисциплина и ответственность за ее ¦ ¦
¦ ¦нарушение. Административные правонарушения и ¦ ¦
¦ ¦административная ответственность. Понятие ¦ ¦
¦ ¦преступления. Уголовная ответственность за ¦ ¦
¦ ¦совершение преступлений. Экологическое право. ¦ ¦
¦ ¦Особенности правового регулирования будущей ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности. Правовые основы ¦ ¦
¦ ¦защиты государственной тайны. Законодательные и ¦ ¦
¦ ¦нормативно-правовые акты в области защиты ¦ ¦
¦ ¦информации и государственной тайны ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.07¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦Психология: предмет, объект и методы ¦ ¦
¦ ¦психологии. Место психологии в системе наук. ¦ ¦
¦ ¦История развития психологического знания и ¦ ¦
¦ ¦основные направления в психологии. Индивид, ¦ ¦
¦ ¦личность, субъект, индивидуальность. Психика и ¦ ¦
¦ ¦организм. Психика, поведение и деятельность. ¦ ¦
¦ ¦Основные функции психики. Развитие психики в ¦ ¦
¦ ¦процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и ¦ ¦
¦ ¦психика. Структура психики. Соотношение ¦ ¦
¦ ¦сознания и бессознательного. Основные ¦ ¦
¦ ¦психические процессы. Структура сознания. ¦ ¦
¦ ¦Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. ¦ ¦
¦ ¦Представление. Воображение. Мышление и ¦ ¦
¦ ¦интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические ¦ ¦
¦ ¦процессы. Эмоции и чувства. Психическая ¦ ¦
¦ ¦регуляция поведения и деятельности. Общение и ¦ ¦
¦ ¦речь. Психология личности. Межличностные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Психология малых групп. Межгрупповые ¦ ¦
¦ ¦отношения и взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, ¦ ¦
¦ ¦методы педагогики. Основные категории ¦ ¦
¦ ¦педагогики: образование, воспитание, обучение, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая деятельность, педагогическое ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие, педагогическая технология, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая задача. ¦ ¦
¦ ¦Образование как общечеловеческая ценность. ¦ ¦
¦ ¦Образование как социокультурный феномен и ¦ ¦
¦ ¦педагогический процесс. Образовательная система ¦ ¦
¦ ¦России. Цели, содержание, структура непрерывного¦ ¦
¦ ¦образования, единство образования и ¦ ¦
¦ ¦самообразования. ¦ ¦
¦ ¦Педагогический процесс. Образовательная, ¦ ¦
¦ ¦воспитательная и развивающая функции обучения. ¦ ¦
¦ ¦Воспитание в педагогическом процессе. Общие ¦ ¦
¦ ¦формы организации учебной деятельности. Урок, ¦ ¦
¦ ¦лекция, семинарские, практические и ¦ ¦
¦ ¦лабораторные занятия, диспут, конференция, ¦ ¦
¦ ¦зачет, экзамен, факультативные занятия, ¦ ¦
¦ ¦консультация. Методы, приемы, средства ¦ ¦
¦ ¦организации и управления педагогическим ¦ ¦
¦ ¦процессом. Семья как субъект педагогического ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия и социокультурная среда ¦ ¦
¦ ¦воспитания и развития личности. Управление ¦ ¦
¦ ¦образовательными системами ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.08¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦Стили современного русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Языковая форма, ее роль в становлении и ¦ ¦
¦ ¦функционировании литературного языка. Речевое ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие. Основные единицы общения. ¦ ¦
¦ ¦Устная и письменная разновидности литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Нормативные, коммуникативные, этические ¦ ¦
¦ ¦аспекты устной и письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦Научный стиль. Специфика использования ¦ ¦
¦ ¦элементов различных языковых уровней в научной ¦ ¦
¦ ¦речи. Речевые нормы учебной и научной сфер ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Официально-деловой стиль, сфера ¦ ¦
¦ ¦его функционирования, жанровое разнообразие. ¦ ¦
¦ ¦Языковые формулы официальных документов. Приемы ¦ ¦
¦ ¦унификации языка служебных документов. ¦ ¦
¦ ¦Интернациональные свойства русской официально- ¦ ¦
¦ ¦деловой письменной речи. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦распорядительных документов. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦коммерческой корреспонденции. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦инструктивно-методических документов. Реклама в ¦ ¦
¦ ¦деловой речи. Правила оформления документов. ¦ ¦
¦ ¦Речевой этикет в документах. Жанровая ¦ ¦
¦ ¦дифференциация и отбор языковых средств в ¦ ¦
¦ ¦публицистическом стиле. Особенности устной ¦ ¦
¦ ¦публичной речи. Оратор и его аудитория. ¦ ¦
¦ ¦Основные виды аргументов. Подготовка речи: ¦ ¦
¦ ¦выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, ¦ ¦
¦ ¦развертывание и завершение речи. Основные ¦ ¦
¦ ¦приемы поиска материала и виды вспомогательных ¦ ¦
¦ ¦материалов. Словесное оформление публичного ¦ ¦
¦ ¦выступления. Понятливость, информативность и ¦ ¦
¦ ¦выразительность публичной речи. Разговорная ¦ ¦
¦ ¦речь в системе функциональных разновидностей ¦ ¦
¦ ¦русского литературного языка. Условия ¦ ¦
¦ ¦функционирования разговорной речи, роль ¦ ¦
¦ ¦внеязыковых факторов. Культура речи. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления совершенствования навыков ¦ ¦
¦ ¦грамотного письма и говорения ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.09¦Социология ¦ ¦
¦ ¦Предыстория и социально-философские предпосылки ¦ ¦
¦ ¦социологии как науки. Социологический проект ¦ ¦
¦ ¦О. Конта. Классические социологические теории. ¦ ¦
¦ ¦Современные социологические теории. Русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль. Общество и социальные ¦ ¦
¦ ¦институты. Мировая система и процессы ¦ ¦
¦ ¦глобализации. Социальные группы и общности. ¦ ¦
¦ ¦Виды общностей. Общность и личность. Малые ¦ ¦
¦ ¦группы и коллективы. Социальная организация. ¦ ¦
¦ ¦Социальные движения. Социальное неравенство, ¦ ¦
¦ ¦стратификация и социальная мобильность. Понятие ¦ ¦
¦ ¦социального статуса. Социальное взаимодействие ¦ ¦
¦ ¦и социальные отношения. Общественное мнение как ¦ ¦
¦ ¦институт гражданского общества. Культура как ¦ ¦
¦ ¦фактор социальных изменений. Взаимодействие ¦ ¦
¦ ¦экономики, социальных отношений и культуры. ¦ ¦
¦ ¦Личность как социальный тип. Социальный ¦ ¦
¦ ¦контроль и девиация. Личность как деятельный ¦ ¦
¦ ¦субъект. Социальные изменения. Социальные ¦ ¦
¦ ¦революции и реформы. Концепция социального ¦ ¦
¦ ¦прогресса. Формирование мировой системы. Место ¦ ¦
¦ ¦России в мировом сообществе. Методы ¦ ¦
¦ ¦социологического исследования ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.10¦Философия ¦ ¦
¦ ¦Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура философского ¦ ¦
¦ ¦знания. Учение о бытии. Монистические и ¦ ¦
¦ ¦плюралистические концепции бытия, ¦ ¦
¦ ¦самоорганизация бытия. Понятие материального и ¦ ¦
¦ ¦идеального. Пространство. Время. Движение и ¦ ¦
¦ ¦развитие, диалектика. Детерминизм и ¦ ¦
¦ ¦индетерминизм. Динамические и статистические ¦ ¦
¦ ¦закономерности. Научные, философские и ¦ ¦
¦ ¦религиозные картины мира. Человек, общество, ¦ ¦
¦ ¦культура. Человек и природа. Общество и его ¦ ¦
¦ ¦структура. Гражданское общество и государство. ¦ ¦
¦ ¦Человек в системе социальных связей. Человек и ¦ ¦
¦ ¦исторический процесс; личность и массы; свобода ¦ ¦
¦ ¦и необходимость. Формационная и цивилизационная ¦ ¦
¦ ¦концепции общественного развития. Смысл ¦ ¦
¦ ¦человеческого бытия. Насилие и ненасилие. ¦ ¦
¦ ¦Свобода и ответственность. Мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представления о совершенном человеке в ¦ ¦
¦ ¦различных культурах. Эстетические ценности и их ¦ ¦
¦ ¦роль в человеческой жизни. Религиозные ценности ¦ ¦
¦ ¦и свобода совести. Сознание и познание. ¦ ¦
¦ ¦Сознание, самосознание и личность. Познание, ¦ ¦
¦ ¦творчество и практика. Вера и знание. Понимание ¦ ¦
¦ ¦и объяснение. Рациональное и иррациональное в ¦ ¦
¦ ¦познавательной деятельности. Проблема истины. ¦ ¦
¦ ¦Действительность, мышление, логика и язык. ¦ ¦
¦ ¦Научное и ненаучное знание. Критерии научности. ¦ ¦
¦ ¦Структура научного познания, его методы и ¦ ¦
¦ ¦формы. Рост научного знания. Научные революции ¦ ¦
¦ ¦и смены типов рациональности. Наука и техника. ¦ ¦
¦ ¦Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Взаимодействие цивилизаций и ¦ ¦
¦ ¦сценарии будущего ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.11¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические системы. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы развития экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Методы экономической теории. Микроэкономика. ¦ ¦
¦ ¦Рынок. Спрос и предложение. Потребительские ¦ ¦
¦ ¦предпочтения и предельная полезность. Фактор ¦ ¦
¦ ¦спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект ¦ ¦
¦ ¦дохода и эффект замещения. Эластичность. ¦ ¦
¦ ¦Предложение и его факторы. Закон убывающей ¦ ¦
¦ ¦предельной производительности. Эффект масштаба. ¦ ¦
¦ ¦Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. ¦ ¦
¦ ¦Принцип максимизации прибыли. Предложение ¦ ¦
¦ ¦совершенно конкурентной фирмы и отрасли. ¦ ¦
¦ ¦Эффективность конкурентных рынков. Рыночная ¦ ¦
¦ ¦власть. Монополия. Монополистическая ¦ ¦
¦ ¦конкуренция. Олигополия. Антимонопольное ¦ ¦
¦ ¦регулирование. Спрос на факторы производства. ¦ ¦
¦ ¦Рынок труда. Спрос и предложение труда. ¦ ¦
¦ ¦Заработная плата и занятость. Рынок капитала. ¦ ¦
¦ ¦Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. ¦ ¦
¦ ¦Рента. Общее равновесие и благосостояние. ¦ ¦
¦ ¦Распределение доходов. Неравенство. Внешние ¦ ¦
¦ ¦эффекты и общественные блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение. Стабилизационная политика. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление и ¦ ¦
¦ ¦сбережения. Инвестиции. Государственные расходы ¦ ¦
¦ ¦и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно- ¦ ¦
¦ ¦налоговая политика. Деньги и их функции. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на денежном рынке. Денежный ¦ ¦
¦ ¦мультипликатор. Банковская система. Денежно- ¦ ¦
¦ ¦кредитная политика. Экономический рост и ¦ ¦
¦ ¦развитие. Международные экономические ¦ ¦
¦ ¦отношения. Внешняя торговля и торговая ¦ ¦
¦ ¦политика. Платежный баланс. Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. ¦ ¦
¦ ¦Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок ¦ ¦
¦ ¦труда. Распределение и доходы. Преобразования в ¦ ¦
¦ ¦социальной сфере. Структурные сдвиги в ¦ ¦
¦ ¦экономике. Формирование открытой экономики ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦270 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦270 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ ¦Цикл общепрофессиональных и цикл специальных ¦ ¦
¦ ¦дисциплин для вида 01 - Инструменты эстрадного ¦ ¦
¦ ¦оркестра ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД ¦Цикл общепрофессиональных дисциплин, ¦2380 ¦
¦ ¦необходимых для получения квалификации 01 ¦ ¦
¦ ¦(инструменты эстрадного оркестра) - концертный ¦ ¦
¦ ¦исполнитель, артист оркестра, артист ансамбля, ¦ ¦
¦ ¦преподаватель ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1980 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.01 ¦Музыкальная информатика ¦ ¦
¦ ¦Изучение средств и методов специальной ¦ ¦
¦ ¦информатики для музыкантов - современной ¦ ¦
¦ ¦технологической базы для всех видов ¦ ¦
¦ ¦профессиональной музыкальной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Изучение основ MIDI-технологии как ¦ ¦
¦ ¦общепринятого стандарта и формата музыкальных ¦ ¦
¦ ¦данных. Связь с традиционными дисциплинами - ¦ ¦
¦ ¦сольфеджио, гармонией, полифонией, ¦ ¦
¦ ¦инструментовкой, чтением партитур. Музыкальные ¦ ¦
¦ ¦файлы в интернет-технологии. Освоение ¦ ¦
¦ ¦музыкально-интеллектуального инструментария: ¦ ¦
¦ ¦компьютерный нотный набор и редактирование, ¦ ¦
¦ ¦инструментовка и аранжировка с помощью ¦ ¦
¦ ¦программных секвенсоров, конвертирование файлов ¦ ¦
¦ ¦из секвенсора в нотный редактор и обратно ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.02 ¦Эстетика ¦ ¦
¦ ¦Сущность эстетического; основные категории ¦ ¦
¦ ¦эстетики, их роль в интеллектуально- ¦ ¦
¦ ¦практической деятельности людей; эстетическое ¦ ¦
¦ ¦сознание и его структура; основные сферы ¦ ¦
¦ ¦эстетической деятельности (бытовая, ¦ ¦
¦ ¦производственная, профессионально- ¦ ¦
¦ ¦художественная); эстетические основы искусства ¦ ¦
¦ ¦и его отдельных видов; художественный образ как ¦ ¦
¦ ¦интегральная структура искусства; проблема ¦ ¦
¦ ¦художественного восприятия; эстетическая ¦ ¦
¦ ¦культура общества и личности ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.03 ¦История искусства ¦ ¦
¦ ¦Искусство Древнего мира, средневековья, ¦ ¦
¦ ¦Ренессанса и Нового времени; мировое искусство ¦ ¦
¦ ¦XIX - XX веков: направления и стили. Основные ¦ ¦
¦ ¦этапы развития русского искусства. Тенденции и ¦ ¦
¦ ¦перспективы развития современной художественной ¦ ¦
¦ ¦культуры. Охрана и использование памятников ¦ ¦
¦ ¦искусства ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.04 ¦Музыкальная психология ¦ ¦
¦ ¦Психологические проблемы профессиональной ¦ ¦
¦ ¦музыкальной деятельности: основы психологии ¦ ¦
¦ ¦музыкального слуха и особенности слуха ¦ ¦
¦ ¦музыканта; психологические факторы развития ¦ ¦
¦ ¦музыкальной памяти, воображения и мышления; ¦ ¦
¦ ¦психология музыкального творчества и восприятия ¦ ¦
¦ ¦музыки; основы психологии индивидуальности и ¦ ¦
¦ ¦личности; эмоциональный мир человека и ¦ ¦
¦ ¦эмоциональное воздействие музыки; ¦ ¦
¦ ¦психологические факторы профессионального ¦ ¦
¦ ¦общения и обучения; психологические особенности ¦ ¦
¦ ¦возрастного, личного и профессионального ¦ ¦
¦ ¦развития и др. ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.05 ¦Сольфеджио ¦ ¦
¦ ¦Всестороннее развитие слуха на основе освоения ¦ ¦
¦ ¦музыки различных стилей в устных и письменных ¦ ¦
¦ ¦формах работы: полифонии свободного письма, ¦ ¦
¦ ¦венского классицизма, западноевропейского ¦ ¦
¦ ¦романтизма, русской музыкальной классики XIX - ¦ ¦
¦ ¦начала XX веков, современных композиторов. ¦ ¦
¦ ¦Освоение комплекса средств музыкальной ¦ ¦
¦ ¦выразительности в их взаимосвязи: мелодика, ¦ ¦
¦ ¦гармония, фактура, голосоведение; освоение ¦ ¦
¦ ¦музыки различной звуковысотной организации и ¦ ¦
¦ ¦уровня метроритмической сложности, в том числе ¦ ¦
¦ ¦эстрадно-джазовой музыки, во всех формах работы ¦ ¦
¦ ¦по сольфеджио: слуховой анализ, интонационные ¦ ¦
¦ ¦упражнения, диктант, сольфеджирование, чтение с ¦ ¦
¦ ¦листа ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.06 ¦Гармония ¦ ¦
¦ ¦Гармония как категория эстетики и как ¦ ¦
¦ ¦музыкальный термин; принципы звуковысотной ¦ ¦
¦ ¦организации музыкальной ткани; взаимодействие ¦ ¦
¦ ¦временных и пространственных факторов в музыке: ¦ ¦
¦ ¦гармония и ритм, гармония и форма; ¦ ¦
¦ ¦функциональная система мажоро-минора и особых ¦ ¦
¦ ¦диатонических ладов. Практические упражнения на ¦ ¦
¦ ¦гармонизацию заданного голоса; сочинение ¦ ¦
¦ ¦аккомпанемента к мелодии и самостоятельных ¦ ¦
¦ ¦периодов; построение на фортепиано всех ¦ ¦
¦ ¦изучаемых элементов гармонического языка; игра ¦ ¦
¦ ¦на фортепиано построений с предписанным ¦ ¦
¦ ¦модуляционным планом. Анализ гармонии и ¦ ¦
¦ ¦специфики связей гармонии с метроритмом в ¦ ¦
¦ ¦музыкальных произведениях различных стилей и ¦ ¦
¦ ¦жанров; исторические типы звуковысотной ¦ ¦
¦ ¦организации: модальность, тональность, ¦ ¦
¦ ¦полярность. Творческие задания. ¦ ¦
¦ ¦Воспитание ладового гармонического мышления в ¦ ¦
¦ ¦целях свободного владения гармоническим языком ¦ ¦
¦ ¦джаза и современной поп-музыки; умение быстро ¦ ¦
¦ ¦находить оптимальные гармонические решения при ¦ ¦
¦ ¦гармонизации незнакомой мелодии; приобретение ¦ ¦
¦ ¦навыков исполнения на фортепиано собственных ¦ ¦
¦ ¦клавирных обработок, гармонизации мелодии по ¦ ¦
¦ ¦заданным буквенно-цифровым обозначениям; ¦ ¦
¦ ¦подробный анализ (гармонический, структурный, ¦ ¦
¦ ¦фактурный, стилистический) любого произведения ¦ ¦
¦ ¦данного жанра; овладение навыками ¦ ¦
¦ ¦профессиональной записи клавирного варианта ¦ ¦
¦ ¦гармонизованной мелодии. Гармония в джазе. ¦ ¦
¦ ¦Нотация, особенности лада, аккордика, ¦ ¦
¦ ¦мелодические фигурации ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.07 ¦Анализ музыкальных произведений ¦ ¦
¦ ¦Знакомство с основами теории музыкального ¦ ¦
¦ ¦формообразования. Тема и принципы тематического ¦ ¦
¦ ¦развития; функции частей в музыкальной форме. ¦ ¦
¦ ¦Классификация форм: полифонические формы; ¦ ¦
¦ ¦сонатная форма; циклические и оперные формы. ¦ ¦
¦ ¦Синтетические и синкретические формы ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия музыки и слова: музыкальная и ¦ ¦
¦ ¦речевая интонация; музыка и поэтический текст. ¦ ¦
¦ ¦Исследование музыкального языка, формы, ¦ ¦
¦ ¦музыкальных стилей, историко-стилистических и ¦ ¦
¦ ¦жанровых предпосылок и связей музыкальных ¦ ¦
¦ ¦произведений. Специфические формы джазовой ¦ ¦
¦ ¦музыки (блюз, баллада, стандарт, развернутые ¦ ¦
¦ ¦джазовые композиции). Практические упражнения ¦ ¦
¦ ¦на гармонизацию заданного голоса; сочинение ¦ ¦
¦ ¦аккомпанемента к мелодии и самостоятельных ¦ ¦
¦ ¦периодов; построение на фортепиано всех ¦ ¦
¦ ¦изучаемых элементов гармонического языка; игра ¦ ¦
¦ ¦на фортепиано построений с предписанным ¦ ¦
¦ ¦модуляционным планом. Творческие задания ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.08 ¦Полифония ¦ ¦
¦ ¦Основы теории и истории полифонии; строение ¦ ¦
¦ ¦полифонических форм, анализ полифонических ¦ ¦
¦ ¦произведений различных жанров; изучение техники ¦ ¦
¦ ¦полифонического письма; сочинение фрагментов и ¦ ¦
¦ ¦целых пьес на собственные или заданные ¦ ¦
¦ ¦музыкальные темы ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.09 ¦История музыки (зарубежной, отечественной) ¦ ¦
¦ ¦Народное музыкальное творчество и его ¦ ¦
¦ ¦историческое развитие: фольклор как сфера ¦ ¦
¦ ¦духовной культуры народа, музыкальный фольклор ¦ ¦
¦ ¦и национальные традиции. История отечественной ¦ ¦
¦ ¦и зарубежной музыки: музыкальное искусство ¦ ¦
¦ ¦древности (Египет, Китай, Греция); античность и ¦ ¦
¦ ¦музыка, музыкальный эпос, борьба идей в музыке ¦ ¦
¦ ¦и вокруг нее; музыка средневековья (музыка и ¦ ¦
¦ ¦церковь, светские жанры, музыка и средневековый ¦ ¦
¦ ¦театр); музыка в эпоху Возрождения, главные ¦ ¦
¦ ¦тенденции - разнообразие в отражении мира, ¦ ¦
¦ ¦гармоничность элементов музыкальной речи, ¦ ¦
¦ ¦начало нотопечатания; Новое время и музыка ¦ ¦
¦ ¦(XVII - первая половина XVIII вв.) - развитие ¦ ¦
¦ ¦музыкального театра, опера, музыкально- ¦ ¦
¦ ¦педагогические воззрения, концертная жизнь, ¦ ¦
¦ ¦музыкальные школы и музыкальное просвещение; ¦ ¦
¦ ¦музыка в эпоху Просвещения - философские идеи и ¦ ¦
¦ ¦музыка, музыка и общественно-политическое ¦ ¦
¦ ¦движение, музыкально-педагогические воззрения, ¦ ¦
¦ ¦теории, руководства, музыкальное образование ¦ ¦
¦ ¦накануне французской революции; XIX век - ¦ ¦
¦ ¦западноевропейская музыка и музыкальная ¦ ¦
¦ ¦культура России, влияние французской революции ¦ ¦
¦ ¦на развитие музыкальной культуры, стилевые ¦ ¦
¦ ¦особенности музыки XIX века; XX век - ¦ ¦
¦ ¦противоречия эпохи и музыкальная культура, роль ¦ ¦
¦ ¦музыки в общественном движении, проблемы и ¦ ¦
¦ ¦тенденции развития музыкального искусства. ¦ ¦
¦ ¦Разнообразие музыкальных стилей XX века. ¦ ¦
¦ ¦Изучение творчества композиторов России и ¦ ¦
¦ ¦Запада в области академической музыки второй ¦ ¦
¦ ¦половины XX века со времени окончательного ¦ ¦
¦ ¦формирования "музыкального" авангардизма (на ¦ ¦
¦ ¦Западе - с 50-х, в России - с середины 60-х ¦ ¦
¦ ¦годов). Панорама музыки разных направлений: ¦ ¦
¦ ¦электронная музыка, постсерийность, ¦ ¦
¦ ¦полистилистика, сонорика, минимализм, ¦ ¦
¦ ¦инструментальный театр, неоромантизм и т.д. ¦ ¦
¦ ¦Знакомство с важнейшими трудами по истории ¦ ¦
¦ ¦музыки ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.10 ¦История эстрадно-джазовой музыки (зарубежной, ¦ ¦
¦ ¦отечественной) ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления и развития джаза в ¦ ¦
¦ ¦контексте социально-экономических, национально- ¦ ¦
¦ ¦этнических, художественно-эстетических явлений. ¦ ¦
¦ ¦Специфические джазовые приемы ¦ ¦
¦ ¦(импровизационность, метроритмические ¦ ¦
¦ ¦особенности, свинг, артикуляция, звуковой ¦ ¦
¦ ¦идеал). Основные стилистические разновидности ¦ ¦
¦ ¦джаза, возникавшие в процессе его развития как ¦ ¦
¦ ¦в США, так и в странах Европы. Особенности ¦ ¦
¦ ¦развития и стилистики отечественного джаза, ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие с другими видами музыкального ¦ ¦
¦ ¦искусства ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.11 ¦Фортепиано ¦ ¦
¦ ¦Развитие навыков игры на фортепиано; изучение ¦ ¦
¦ ¦инструктивной литературы, последовательное ¦ ¦
¦ ¦освоение учебного репертуара. Применение ¦ ¦
¦ ¦фортепиано в работе над произведениями по ¦ ¦
¦ ¦избранной специализации: приобретение навыков ¦ ¦
¦ ¦грамотного разбора нотного текста, свободного ¦ ¦
¦ ¦чтения с листа, умения аккомпанировать, умения ¦ ¦
¦ ¦использовать данные навыки для ознакомления с ¦ ¦
¦ ¦музыкальной литературой, а также для ¦ ¦
¦ ¦теоретического анализа музыкального ¦ ¦
¦ ¦произведения. Приобретение основных навыков ¦ ¦
¦ ¦игры на фортепиано в разных стилях джазовой ¦ ¦
¦ ¦музыки; развитие игрового аппарата, изучение ¦ ¦
¦ ¦нотной джазовой литературы; использование ¦ ¦
¦ ¦фортепиано в работе над джазовыми ¦ ¦
¦ ¦произведениями для избранного инструмента и ¦ ¦
¦ ¦ознакомления с джазовой музыкальной ¦ ¦
¦ ¦литературой, для гармонического анализа; ¦ ¦
¦ ¦развитие навыков грамотного разбора джазовых ¦ ¦
¦ ¦произведений, джазового аккомпанемента ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦200 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Р.01¦Безопасность жизнедеятельности ¦100 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦200 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦СД.00 ¦Цикл специальных дисциплин, необходимых для ¦4120 ¦
¦ ¦получения квалификации 01 (инструменты ¦ ¦
¦ ¦эстрадного оркестра) - концертный исполнитель, ¦ ¦
¦ ¦артист оркестра, артист ансамбля, преподаватель ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦СД.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦3930 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦СД.01 ¦Специальный инструмент ¦ ¦
¦ ¦Закрепление навыков инструментального ¦ ¦
¦ ¦исполнительства, полученных ранее; изучение ¦ ¦
¦ ¦классического репертуара (произведений крупной ¦ ¦
¦ ¦формы, пьес разных стилей и жанров); изучение и ¦ ¦
¦ ¦исполнение импровизаций известных мастеров ¦ ¦
¦ ¦джаза; изучение этюдов (классических и ¦ ¦
¦ ¦джазовых); практическое претворение теории ¦ ¦
¦ ¦джазовой импровизации в работе над собственным ¦ ¦
¦ ¦соло на заданные темы; изучение джазовых ¦ ¦
¦ ¦"стандартов" (в том числе игры при помощи ¦ ¦
¦ ¦учебно-методического пособия "-1"); изучение ¦ ¦
¦ ¦исполнительских штрихов, специфических для ¦ ¦
¦ ¦джазовой музыки; приобретение опыта подготовки ¦ ¦
¦ ¦произведений к концертному исполнению ¦ ¦
¦ ¦(сценическое поведение, психологическая ¦ ¦
¦ ¦подготовка, управление процессом исполнения) ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦СД.02 ¦Родственный инструмент ¦ ¦
¦ ¦Изучение выразительных и технических ¦ ¦
¦ ¦возможностей родственных инструментов, их роли ¦ ¦
¦ ¦в ансамблях и биг-бэнде; освоение технических ¦ ¦
¦ ¦приемов игры, изучение ансамблевых и ¦ ¦
¦ ¦оркестровых партий и исполнение художественных ¦ ¦
¦ ¦музыкальных произведений, специально написанных ¦ ¦
¦ ¦или переложенных для данного инструмента ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦СД.03 ¦Оркестровый класс ¦ ¦
¦ ¦Изучение и исполнение аранжировок для биг-бэнда ¦ ¦
¦ ¦в различных традиционных и современных джазовых ¦ ¦
¦ ¦стилях, навыки профессионального подхода к игре ¦ ¦
¦ ¦в оркестровых группах ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦СД.04 ¦Чтение партитур ¦ ¦
¦ ¦Умение свободно ориентироваться в партитурах ¦ ¦
¦ ¦разной степени сложности. Навыки чтения с ¦ ¦
¦ ¦листа, приобретенные на занятиях по курсу ¦ ¦
¦ ¦фортепиано, дополняются здесь практикой ¦ ¦
¦ ¦оптимального редуцирования многоголосной ¦ ¦
¦ ¦оркестровой фактуры применительно к ¦ ¦
¦ ¦возможностям фортепиано, озвучиванием партий ¦ ¦
¦ ¦транспонирующих инструментов ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦СД.05 ¦Инструментовка, аранжировка ¦ ¦
¦ ¦Приобретение навыков аранжировки мелодии, ¦ ¦
¦ ¦данной одноголосно или в клавире, для любого ¦ ¦
¦ ¦состава, характерного для джаза или эстрады. ¦ ¦
¦ ¦Приобретение необходимой суммы знаний в области ¦ ¦
¦ ¦инструментоведения: изучение технических ¦ ¦
¦ ¦возможностей инструментов, способов ¦ ¦
¦ ¦транспонирования; приобретение навыков ¦ ¦
¦ ¦сочинения контрапункта, построения формы, ¦ ¦
¦ ¦слушания эстрадно-джазовой музыки разных ¦ ¦
¦ ¦жанров; овладение средствами современной ¦ ¦
¦ ¦оркестровки для эстрадно-джазовых составов. ¦ ¦
¦ ¦Приобретение навыков создания полной партитуры ¦ ¦
¦ ¦для биг-бэнда или симфоджаза и ее ¦ ¦
¦ ¦непосредственной реализации ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦СД.06 ¦Ансамбль ¦ ¦
¦ ¦Изучение аранжировок для ансамбля разных ¦ ¦
¦ ¦составов; изучение джазовых стилей ¦ ¦
¦ ¦(классический, традиционный и современный джаз) ¦ ¦
¦ ¦и джаз-рока; чтение с листа; работа над соло в ¦ ¦
¦ ¦собственной интерпретации; изучение штрихов ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦СД.07 ¦Импровизация ¦ ¦
¦ ¦Основные теоретические принципы джазовой ¦ ¦
¦ ¦гармонии, применяемые в импровизации; анализ ¦ ¦
¦ ¦основных аккордов гармонической прогрессии в ¦ ¦
¦ ¦традиционных и современных джазовых стандартах; ¦ ¦
¦ ¦изучение техники регармонизации функций, ¦ ¦
¦ ¦моделей аккордов, звукорядов, полиаккордов, ¦ ¦
¦ ¦ладовых замен. Теоретические основы блюза. ¦ ¦
¦ ¦Гармонические и ритмические закономерности в ¦ ¦
¦ ¦современных джазовых темах и формах. ¦ ¦
¦ ¦Пентатоника в современной джазовой ¦ ¦
¦ ¦импровизации. Анализ форм и стилей. Анализ ¦ ¦
¦ ¦импровизационных соло выдающихся джазовых ¦ ¦
¦ ¦исполнителей. Исполнительские интерпретации ¦ ¦
¦ ¦джазовых стандартов. Анализ традиционной и ¦ ¦
¦ ¦современной джазовой гармонии как основы для ¦ ¦
¦ ¦импровизации. Анализ современных джазовых ¦ ¦
¦ ¦композиций с использованием характерных тонов, ¦ ¦
¦ ¦аккордов, политональных и полиладовых ¦ ¦
¦ ¦сочетаний. Анализ специфических гармонических ¦ ¦
¦ ¦идиом и относящихся к ним импровизационных ¦ ¦
¦ ¦стилей. Практическое освоение различных ¦ ¦
¦ ¦музыкальных элементов в джазовой музыке: мотив; ¦ ¦
¦ ¦мотивное развитие; секвенцирование; лады; ¦ ¦
¦ ¦арпеджио; вспомогательные и проходящие звуки; ¦ ¦
¦ ¦система вводных тонов; ритм; ритмические ¦ ¦
¦ ¦построения; шестиступенные лады; пентатоника; ¦ ¦
¦ ¦гармоническое обогащение сетки; тритоновая ¦ ¦
¦ ¦замена ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦СД.08 ¦Основы композиции ¦ ¦
¦ ¦Поэтапное практическое освоение различных ¦ ¦
¦ ¦областей композиторского творчества ¦ ¦
¦ ¦(инструментальная, вокальная, оркестровая, ¦ ¦
¦ ¦хоровая, электронная музыка, музыка для театра ¦ ¦
¦ ¦и т.д.); овладение многообразными средствами ¦ ¦
¦ ¦звуковыражения современности ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦СД.09 ¦Методика преподавания специальных дисциплин ¦ ¦
¦ ¦Изучение специфики эстрадно-джазового ¦ ¦
¦ ¦исполнительства: особенности нотной записи; ¦ ¦
¦ ¦синкопирование, дробление долей; ¦ ¦
¦ ¦акцентирование, штрихи, артикуляция; функции и ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие оркестровых групп. Изучение ¦ ¦
¦ ¦особенностей коллективного музыкального ¦ ¦
¦ ¦творчества, характерного для этого жанра: ¦ ¦
¦ ¦переменность функций участников ансамбля; поиск ¦ ¦
¦ ¦общей исполнительской манеры; громкостная ¦ ¦
¦ ¦динамика как важное средство музыкальной ¦ ¦
¦ ¦выразительности; импровизация, подготовка ¦ ¦
¦ ¦с

ПРИКАЗ Госкомспорта РФ от 26.05.2003 n 345 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТАБЕЛЯ ОСНАЩЕНИЯ СПОРТИВНЫХ СООРУЖЕНИЙ МАССОВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ СПОРТИВНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ И ИНВЕНТАРЕМ  »
Постановления и Указы »
Читайте также