ПРИКАЗ МВД РФ от 29.07.1996 n 412 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАСТАВЛЕНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (вместе с НАСТАВЛЕНИЕМ... НФП-96)


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 29 июля 1996 г. N 412
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАСТАВЛЕНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ
СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
В целях дальнейшего повышения качества физической подготовки сотрудников МВД России приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Наставление по физической подготовке (НФП-96) сотрудников органов внутренних дел.
2. Министрам внутренних дел, начальникам главных управлений, управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации, начальникам УВДТ, УВД (ОВД), непосредственно подчиненных Главному управлению режимных объектов МВД России, УЛИТУ, ОУМТиВС, образовательных и научно-исследовательских учреждений МВД России:
2.1. Обеспечить физическую готовность личного состава к выполнению им своих служебных обязанностей, в том числе и в экстремальных условиях. Создать необходимые условия для отработки личным составом программ по физической подготовке в полном объеме.
2.2. Организовать изучение основных положений НФП-96 со всем личным составом и неукоснительное их выполнение.
3. ГУК МВД России (Калашникову В.В.):
3.1. Организовать на базе Нижегородского юридического института МВД России постоянно действующие курсы повышения квалификации специалистов физической подготовки и спорта органов внутренних дел и преподавателей образовательных учреждений МВД России.
3.2. Переработать во втором полугодии 1996 года программы по физической подготовке для рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и личного состава образовательных учреждений МВД России в соответствии с требованиями НФП-96.
4. ГУМТиВС МВД России (Коваленко В.И.) совместно с ГУК и ФЭУ МВД России во втором полугодии 1996 года разработать нормы положенности спортивного имущества и инвентаря для занятий физической подготовкой и спортом в органах внутренних дел и образовательных учреждениях МВД России.
Министр,
генерал армии
А.КУЛИКОВ


Приложение
к Приказу МВД России
от 29 июля 1996 г. N 412
НАСТАВЛЕНИЕ
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ (НФП-96) СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ
ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
1. Общие положения
1.1. Наставление по физической подготовке (НФП-96) сотрудников органов внутренних дел <*> определяет систему физической подготовки личного состава органов внутренних дел. Наставление распространяется также на главные управления, управления МВД России, образовательные и научно-исследовательские учреждения МВД России <**>, учебные центры МВД, ГУВД, УВД, УВДТ <***>.
--------------------------------
<*> Далее - сотрудники.
<**> Далее - учебные заведения.
<***> Далее - учебные центры.
1.2. Физическая подготовка сотрудников направлена на приобретение умений и навыков, физических и психических качеств, способствующих успешному выполнению оперативно-служебных задач, сохранение высокой работоспособности и включает в себя общефизические упражнения (на силу, быстроту, выносливость) и служебно-прикладные упражнения (боевые приемы борьбы, преодоление полосы препятствий).
1.3. Руководители органов внутренних дел несут ответственность за уровень физической подготовленности сотрудников, регулярность и качество проводимых занятий, их посещаемость рядовым и начальствующим составом органов внутренних дел, своевременную сдачу ими установленных нормативов.
1.4. Решение задач по развитию физической подготовки и служебно-прикладных видов спорта, в том числе и их планирование, возлагается на управления (отделы, отделения) специальной, боевой, физической подготовки и спорта органов внутренних дел, а также сотрудников, назначаемых приказами из числа лиц начальствующего состава, в учебных заведениях и учебных центрах - на соответствующие кафедры и циклы.
2. Общие и специальные задачи физической подготовки
2.1. Общими задачами физической подготовки сотрудников являются:
- развитие и постоянное совершенствование физических качеств: быстроты, силы, ловкости и выносливости;
- воспитание уверенности в своих силах и повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов служебно-боевой деятельности;
- вовлечение сотрудников в регулярные занятия физической подготовкой, повышение их мастерства в служебно-прикладных видах спорта;
- активное внедрение разнообразных форм занятий физическими упражнениями в режиме работы, учебы и отдыха;
- овладение теоретическими знаниями и практическими навыками самоконтроля за состоянием здоровья в процессе групповых и самостоятельных занятий физическими упражнениями.
2.2. Специальными задачами физической подготовки сотрудников являются:
- овладение и совершенствование навыков выполнения боевых приемов борьбы, в т.ч. после значительных физических нагрузок и психических напряжений в условиях, максимально приближенных к реальным;
- преодоление различных препятствий;
- преодоление полос препятствий и подъем по штурмовой лестнице (преимущественно сотрудникам подразделений военизированной пожарной охраны);
- развитие общей и скоростной выносливости, ловкости, пространственной ориентации;
- воспитание смелости и настойчивости при действиях в сложных ситуациях;
- воспитание решительности и находчивости, в т.ч. при действиях на воде (преимущественно сотрудникам органов внутренних дел на водном транспорте).
2.3. Физическая подготовка подразделений специального назначения органов внутренних дел (ОМОН, СОБР и т.д.) организуется и проводится в соответствии с программными документами специальной направленности.
2.4. Содержание физической подготовки составляют физические упражнения, теоретические знания, методические умения и навыки.
Основным средством физической подготовки являются физические упражнения, применение которых должно сочетаться с соблюдением гигиенических требований.
2.5. Физическая подготовка организуется и приводится в следующих формах: учебные занятия, утренняя физическая зарядка, физическая тренировка в процессе служебной деятельности, спортивно-массовые мероприятия, самостоятельные занятия.
2.6. Специальная направленность физической подготовки обеспечивается:
- на учебных занятиях - включением в содержание занятий соответствующих разделов (тем) физической подготовки, рациональным распределением учебного времени для отработки их содержания, преимущественным использованием физических упражнений, обеспечивающих развитие наиболее важных прикладных навыков, физических, специальных и психических качеств;
- на утренней физической зарядке - применением преимущественно специальных упражнений, направленных на развитие наиболее важных качеств и навыков;
- в процессе служебной деятельности - использованием физических упражнений, наиболее характерных для данной специальности, а также отбором комплексов упражнений и соответствующих методических приемов;
- в спортивно-массовой работе - использованием служебно-прикладных видов спорта и упражнений;
- при самостоятельных занятиях - отработкой, наряду с общеразвивающими упражнениями, специальных и имитационных упражнений, освоенных ранее на учебных занятиях.
2.7. Развитие и совершенствование физических и психических качеств сотрудников достигаются использованием специально подобранных упражнений для:
общей выносливости - путем выполнения упражнений преимущественно в умеренном и среднем темпах с длительной работой больших мышечных групп, с активной деятельностью всех систем организма: продолжительный бег, кроссы, марш-броски, передвижение на лыжах, плавание, преодоление полос препятствий, гребля, спортивные игры;
силы и силовой выносливости - путем выполнения упражнений, требующих значительного напряжения мышц: поднимание и переноска тяжести, силовые упражнения на гимнастических снарядах, выполняемые на количество раз, различные виды единоборств;
скоростной выносливости - путем выполнения продолжительных скоростных упражнений: бег с ускорениями, преодоление препятствий, плавание и передвижение на лыжах на короткие дистанции с небольшими перерывами;
быстроты в действиях и быстроты двигательных реакций - путем выполнения упражнений, требующих быстрой реакции на команды и сигналы, максимальной частоты отдельных движений, скоростных и скоростно-силовых действий: бег на дистанцию до 100 м, прыжки, преодоление отдельных препятствий, выполнения боевых приемов борьбы и спортивные игры;
ловкости, пространственной ориентировки и двигательной координации - путем выполнения упражнений, связанных со сложной координацией движений, быстрым переключением от одних точно согласованных действий к другим и решением внезапных двигательных задач: упражнения на гимнастических и специальных снарядах, прыжки, акробатические упражнения, прыжки в воду, спуски и повороты на лыжах, спортивные игры, приемы единоборств;
психической устойчивости - путем выполнения упражнений в острых эмоциональных ситуациях, в условиях нервно-психического напряжения, при наличии опасности: преодоление водных преград; прыжки в воду; выполнение различных упражнений, имеющих элементы риска, на металлической конструкции; боевых приемов борьбы; преодоление полосы препятствий в усложненных условиях;
смелости и решительности - путем выполнения упражнений, содержащих элементы новизны, риска и опасности при изменении и усложнении условий их выполнения: передвижение на значительной высоте по узкой опоре; прыжки в воду; прыжки с высоты в глубину, через разнообразные препятствия; соскоки с гимнастических снарядов, опорные прыжки, акробатические упражнения; спуски с крутых склонов и прыжки на лыжах; упражнения на специальных снарядах; приемы единоборства;
инициативы и находчивости - путем выполнения упражнений, требующих принятия самостоятельных решений: спортивные игры, различные виды единоборств, выполнение приемов и действий по внезапно подаваемым командам и сигналам;
настойчивости и упорства - путем выполнения упражнений, связанных с большими и продолжительными физическими нагрузками и нервно-психическими напряжениями, особенно в условиях состязаний: бег на средние и длинные дистанции, поднимание тяжестей и силовые упражнения на максимальное количество раз;
выдержки и самообладания - путем выполнения упражнений, связанных с необходимостью действовать точно и сноровисто в условиях физических нагрузок и нервно-психических напряжений: преодоление сложных препятствий, плавание в обмундировании с оружием, ныряние, действия на воде и под водой, метание гранат по целям;
эмоциональной устойчивости - путем выполнения достаточно трудных упражнений, содержащих элементы риска, воспитание привычки самоконтроля за своим состоянием, формирование навыков преодоления скованности, произвольного расслабления мышц и произвольной регуляции дыхания в условиях сильного эмоционального напряжения;
устойчивости внимания и способности его переключения - путем выполнения специальных упражнений и дополнительных заданий, требующих отработки сигналов и команд в быстро меняющейся обстановке: спортивные и подвижные игры, различные виды единоборств.
2.8. В процессе физической подготовки одновременно решаются задачи воспитания организованности, дисциплины, коллективизма и взаимопомощи, формирования строевой выправки и подтянутости.
3. Организационно-методические указания
3.1. В целях повышения уровня физической подготовленности и успешного выполнения оперативно-служебных задач каждый сотрудник обязан регулярно посещать занятия по физической подготовке, активно участвовать в спортивных тренировках и соревнованиях, в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, систематически выполнять утреннюю физическую зарядку, а при длительном пребывании в командировках заниматься физической подготовкой самостоятельно.
3.2. Для занятий по физической подготовке и сдачи нормативов сотрудники обязаны ежегодно проводить медицинское освидетельствование и в соответствии с их возрастом распределяются на следующие возрастные группы:
-----------T----------------------------T------------------------¬
¦Возрастная¦ Мужчины ¦ Женщины ¦
¦ группа ¦ ¦ ¦
+----------+----------------------------+------------------------+
¦ 1 ¦до 30 лет ¦до 25 лет ¦
¦ 2 ¦от 30 до 35 лет ¦от 25 до 30 лет ¦
¦ 3 ¦от 35 до 40 лет ¦от 30 до 35 лет ¦
¦ 4 ¦от 40 до 45 лет ¦от 35 до 40 лет ¦
¦ 5 ¦от 45 до 50 лет ¦от 40 до 45 лет ¦
¦ 6 ¦от 50 лет и старше ¦от 45 лет и старше ¦
L----------+----------------------------+-------------------------
3.3. Сотрудники, которые по состоянию здоровья не могут быть допущены к занятиям по физической подготовке, временно занимаются лечебной физической культурой (ЛФК) по назначению врача и под руководством специалистов ЛФК, медицинских работников подразделения или сотрудников, подготовленных на специальных курсах.
3.4. Занятия по физической подготовке организуются и проводятся в служебное время в течение года по месту службы.
Общее количество времени, отведенное на занятия и сдачу контрольных нормативов для рядового и начальствующего состава (включая постоянный состав учебных заведений), составляет не менее 100 часов в год.
3.5. Занятия по физической подготовке проводятся в спортивной или форменной одежде, в зависимости от темы занятий, места проведения и погодных условий (Приложение 3).
3.6. Форма одежды устанавливается: на занятиях - преподавателем (инструктором), проводящим занятия, на проверках - лицом, организующим проверку; при проведении спортивных соревнований - главным судьей соревнований в зависимости от вида спорта и действующих правил.
3.7. Лица, проводящие занятия по физической подготовке с личным составом, специалисты медицинской службы, физической подготовки и спорта обязаны принимать все необходимые меры по предупреждению травматизма в процессе физической подготовки.
3.8. Предупреждение травматизма обеспечивается:
- тщательной подгонкой обмундирования, спортивной одежды и обуви, проверкой исправности и безопасности спортивных сооружений, мест выполнения упражнений, инвентаря и оборудования;
- правильной организацией и методикой проведения всех форм физической подготовки, поддержанием в процессе занятий и соревнований высокой дисциплины;
- строгим соблюдением правил проведения спортивных соревнований;
- заблаговременной подготовкой и применением средств страховки и оказанием помощи при выполнении упражнений (приемов), связанных с риском и опасностью, особенно при выполнении заданий по боевым приемам борьбы и плаванию;
- учетом состояния здоровья и физической подготовленности сотрудников, особенно имеющих отклонения в состоянии здоровья или перенесших заболевания;
- постоянным наблюдением за внешними признаками утомления личного состава;
- разъяснительной работой среди личного состава о мерах предупреждения травматизма;
- соблюдением мер, исключающих возможность обморожений, теплового и солнечного ударов, других обморочных состояний.
4. Планирование физической подготовки. Учет и отчетность
4.1. Планирование должно обеспечить выполнение поставленных задач и программы физической подготовки, соответствовать условиям служебной деятельности сотрудников и реальным возможностям совершенствования физических способностей личного состава.
4.2. Вопросы физической подготовки отражаются в планах работы органов внутренних дел, управлений (отделов, отделений) специальной, боевой, физической подготовки и спорта.
4.3. В планах работы предусматривается:
- проведение сборов подготовки и повышения квалификации инструкторов физической подготовки, учебно-тренировочных сборов команд, проведение соревнований по служебно-прикладным видам спорта;
- мероприятия по контролю за состоянием физической подготовки и оказанию практической помощи органам внутренних дел для совершенствования этой работы;
- мероприятия по созданию и совершенствованию материальной базы для занятий физической подготовкой и спортом;
- расходы на проведение мероприятий по физической подготовке и спорту;
- заслушивание руководителей органов внутренних дел на соответствующих коллегиях, оперативных совещаниях;
- агитация и пропаганда физической культуры и спорта.
4.4. В органах внутренних дел ведется следующая документация по учету физической подготовки:
учебный план по физической подготовке на год - где предусматриваются разделы физической подготовки и общее количество часов, отводимое на их отработку (Приложение 1).
Количество часов по месяцам и неделям, выделяемое на обучение сотрудников, и сроки сдачи ими нормативов определяются с учетом местных климатических условий и других особенностей;
расписание занятий - где указываются: дата, время и место их проведения, наименование раздела физической подготовки и темы, фамилия и инициалы руководителя занятий;
поурочные планы - предусматривающие наименование подразделения и категорию обучаемых, задачи и время, отводимое на проведение занятия в целом и отдельных его частей, место проведения занятий и форму одежды обучаемых, материальное обеспечение занятий, наименование основных и подготовительных упражнений, время, отводимое на их разучивание и тренировку, организационные и методические указания по обучению занимающихся;
планы массовых физкультурно-спортивных мероприятий - предусматривающие конкретные мероприятия, исполнителей, сроки и места их проведения;
протоколы соревнований;
сводные протоколы сдачи нормативов по физической подготовке (Приложение 2);
журналы учета занятий и их посещаемости сотрудниками, в которых отражается тематика учебного материала (форма устанавливается МВД России).
4.5. Дополнительно в органах внутренних дел учитываются:
- проведенные учебно-методические сборы, методические и показные занятия со штатными инспекторами и нештатными инструкторами физической подготовки и спорта, сборы и соревнования по служебно-прикладным видам спорта;
- количество инструкторов (тренеров), спортсменов-разрядников и судей по спорту, а также результаты участия в конкурсе физической и стрелковой подготовки, в соревнованиях по служебно-прикладным видам спорта, спортивные рекорды и достижения органа внутренних дел;
- наличие и состояние спортивных сооружений, мест занятий по физической подготовке и спорту, в том числе арендуемых.
4.6. По итогам проделанной работы за год подразделения специальной, боевой, физической подготовки и спорта отчитываются перед руководителями органов внутренних дел по следующим основным вопросам:
- организационные мероприятия;
- учебно-методическая работа;
- материально-техническое обеспечение;
- контроль, проверка исполнения, оказание практической помощи органам внутренних дел;
- состояние работы по физической подготовке, служебно-прикладным видам спорта;
- выводы и предложения по совершенствованию физической подготовки личного состава.
4.7. Итоги работы по физической подготовке представляются ежегодно отдельным разделом совместно со сведениями по специальной, боевой, первоначальной подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров по утвержденной руководством МВД России форме к установленному сроку.
5. Формы физической подготовки в органах внутренних дел
5.1. Физическая подготовка сотрудников осуществляется в форме физических упражнений в режиме дня (утренняя физическая зарядка, физкультурная пауза), учебных занятий, самостоятельных занятий физическими упражнениями, массовых физкультурно-спортивных мероприятий, секционных занятий по видам спорта.
5.2. Утренняя физическая зарядка направлена на укрепление здоровья и закаливание организма, сохранение физической и умственной работоспособности, повышение физической тренированности сотрудников.
5.3. Утренней физической зарядкой рядовой и начальствующий состав органов внутренних дел, начальствующий (постоянный) состав учебных заведений и учебных центров занимается самостоятельно, а в период обучения - в составе учебных групп под руководством командира или лица, назначенного из числа наиболее подготовленных сотрудников (курсантов, слушателей).
В течение служебного времени с личным составом, где позволяют условия службы (учебы), выполняются комплексы физических упражнений продолжительностью до 30 мин. Время, место и периодичность их выполнения устанавливаются соответствующими начальниками.
5.4. Учебные занятия являются основной формой физической подготовки и организуются в виде теоретических, практических, методических и показных занятий.
5.5. Теоретические занятия в органах внутренних дел проводятся специалистами физической подготовки и медицинской службы. В содержании теоретических занятий предусматривается следующая примерная тематика:
"Физическая подготовка - средство повышения уровня профессиональной подготовленности сотрудников органов внутренних дел";
"Основы организации и методики проведения занятий по физической подготовке. Формы и содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями";
"Теоретические основы боевых приемов борьбы. Правомерность применения боевых приемов борьбы сотрудниками органов внутренних дел";
"Тактика применения боевых приемов борьбы" и др.
5.6. Практические занятия проводятся в составе группы численностью до 15 человек по разделам физической подготовки и комплексно. Практические занятия должны иметь учебно-тренировочную направленность, обеспечивать освоение программного материала и проводиться по следующему примерному плану:
ПЛАН-КОНСПЕКТ
ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ
-----T-----------------------T-----------------------------------¬
¦ N ¦ Задачи ¦ Содержание ¦
¦п/п ¦ ¦ ¦
+----+-----------------------+-----------------------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+----+-----------------------+-----------------------------------+
¦ ¦ 1. Подготовительная часть - 7 - 10 мин. (10 - 25 мин.) ¦
¦ ¦ ¦
¦1.1.¦Организация ¦Построение, проверка, краткое ¦
¦ ¦занимающихся ¦объяснение задач и содержания ¦
¦ ¦ ¦занятия ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦1.2.¦Общее укрепление ¦Строевые упражнения. Ходьба и бег ¦
¦ ¦организма и подготовка ¦различными способами. Упражнения ¦
¦ ¦к более напряженной ¦на координацию, внимание и быстроту¦
¦ ¦работе в основной ¦реакции. Общеразвивающие и ¦
¦ ¦части занятия ¦специальные (подготовительные) ¦
¦ ¦ ¦упражнения к приемам и действиям, ¦
¦ ¦ ¦изучаемым в основной части занятия ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ 2. Основная часть - 35 - 45 мин. (75 - 85 мин.) ¦
¦ ¦ ¦
¦2.1.¦Овладение основными ¦Упражнения, предусмотренные ¦
¦ ¦двигательными и ¦программой. Контрольные упражнения ¦
¦ ¦прикладными навыками ¦и эстафета. Комплексная тренировка ¦
¦ ¦и их совершенствование ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦2.2.¦Развитие физических и ¦ ¦
¦ ¦морально-волевых ¦ ¦
¦ ¦качеств ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦2.3.¦Воспитание способности ¦ ¦
¦ ¦применять усвоенные ¦ ¦
¦ ¦навыки в сложной ¦ ¦
¦ ¦обстановке, возникающей¦ ¦
¦ ¦в процессе служебной ¦ ¦
¦ ¦деятельности ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ 3. Заключительная - часть 3 - 5 мин. (5 - 10 мин.) ¦
¦ ¦ ¦
¦3.1.¦Приведение организма ¦Ходьба и медленный бег. Упражнения ¦
¦ ¦в относительно ¦на расслабление мышц в сочетании ¦
¦ ¦спокойное состояние ¦с глубоким дыханием ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦3.2.¦Подведение итогов ¦Приведение в порядок мест занятий ¦
¦ ¦занятия ¦и инвентаря ¦
¦ ¦
¦ Примечание: в скобках указан расчет времени для 2-часового¦
¦занятия. ¦
L-----------------------------------------------------------------
5.7. Комплексные занятия проводятся с целью общей и специальной физической тренировки личного состава. Они включают упражнения, приемы и действия из различных разделов физической подготовки и проводятся по следующему примерному плану:
ПЛАН-КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ
-----T---------------------T------T------------------------------¬
¦ N ¦ Содержание ¦Время ¦ Организационно-методические ¦
¦п/п ¦ ¦(мин.)¦ указания ¦
+----+---------------------+------+------------------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+----+---------------------+------+------------------------------+
¦ ¦ 1. Подготовительная часть - 5 мин. ¦
¦ ¦ ¦
¦1.1.¦Построение, проверка,¦ 1 ¦Проводить в составе учебной ¦
¦ ¦краткое объяснение ¦ ¦группы в одношереножном ¦
¦ ¦задач и содержания ¦ ¦строю ¦
¦ ¦занятий ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.2.¦Строевые упражнения. ¦ 1 ¦Проводить в составе учебной ¦
¦ ¦Ходьба и бег ¦ ¦группы. Обратить внимание на ¦
¦ ¦различными способами.¦ ¦четкость и слаженность ¦
¦ ¦Упражнения на ¦ ¦выполнения строевых ¦
¦ ¦внимание и быстроту ¦ ¦упражнений. Ходьба и бег с ¦
¦ ¦реакции ¦ ¦переменой направления, с ¦
¦ ¦ ¦ ¦ускорением, с заданием - по ¦
¦ ¦ ¦ ¦сигналу (хлопок, свисток) ¦
¦ ¦ ¦ ¦повернуться кругом, присесть ¦
¦ ¦ ¦ ¦или подпрыгнуть и т.д. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.3.¦Общеразвивающие и ¦ 3 ¦Выполнять с учетом развития ¦
¦ ¦специальные ¦ ¦у занимающихся силы, ¦
¦ ¦(подготовительные) ¦ ¦выносливости, гибкости, ¦
¦ ¦упражнения ¦ ¦быстроты, а также более успеш-¦
¦ ¦ ¦ ¦ного усвоения ими упражнений ¦
¦ ¦ ¦ ¦(приемов, действий), изучаемых¦
¦ ¦ ¦ ¦в основой части занятий ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ 2. Основная часть - 37 мин. ¦
¦ ¦ ¦
¦2.1.¦Челночный бег 4 x 20 ¦ 10 ¦Выполнять одновременно по ¦
¦ ¦м. Старт, пробегание ¦ ¦2 - 3 человека с ¦
¦ ¦отрезков 10 - 15 м, ¦ ¦использованием ¦
¦ ¦поворот, финиш. ¦ ¦соревновательного метода ¦
¦ ¦Челночный бег ¦ ¦ ¦
¦ ¦4 x 20 м ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2.2.¦Упражнение на ¦ 10 ¦Выполнять одновременно по 2 ¦
¦ ¦перекладине ¦ ¦человека на снаряде ¦
¦ ¦(подтягивание) ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2.3.¦Боевые приемы борьбы:¦ 10 ¦Выполнять в парах с ¦
¦ ¦удары рукой, ногой и ¦ ¦последующей заменой ролями. ¦
¦ ¦защита от них; ¦ ¦Отработку ударов проводить на ¦
¦ ¦задержание загибом ¦ ¦специальных снарядах в полную ¦
¦ ¦руки за спин "нырком"¦ ¦силу ¦
¦ ¦и сопровождение ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2.4.¦Бег на 1000 - 1500 ¦ 7 ¦Проводить в составе учебной ¦
¦ ¦м в среднем темпе ¦ ¦группы ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ 3. Заключительная часть - 3 мин. ¦
¦ ¦ ¦
¦3.1.¦Упражнения на ¦ 1 ¦Проводится в составе учебной ¦
¦ ¦расслабление мышц и ¦ ¦группы ¦
¦ ¦глубокое дыхание ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3.2.¦Подведение итогов ¦ 2 ¦Отметить успехи и недостатки ¦
¦ ¦занятия ¦ ¦занимающихся. Дать задание для¦
¦ ¦ ¦ ¦индивидуальной работы ¦
L----+---------------------+------+-------------------------------
5.8. Практические занятия проводятся с высокой плотностью и достаточной физической нагрузкой, которые достигаются:
- сокращением времени на построение, перестроение и различные передвижения, четкостью подачи команд и их выполнения;
- краткостью и ясностью объяснений;
- увеличением времени непрерывного выполнения упражнений;
- сокращением перерывов между выполнением отдельных упражнений;
- выполнением упражнений всеми занимающимися одновременно или потоком;
- применением комплексной тренировки и соревновательного метода;
- наиболее целесообразным использованием оборудования и инвентаря.
5.9. Занятия с подготовленными сотрудниками носят преимущественно тренировочный характер и проводятся в следующей последовательности:
- тренировка с большой нагрузкой с целью развития выносливости и скорости;
- тренировка со средней нагрузкой, во время которой основное внимание уделяется совершенствованию в технике выполнения упражнений;
- тренировка в форме консольных состязаний, спаррингов и т.д.
5.10. Сотрудники, которые из-за особенностей службы (нахождение вне места дислокации органа внутренних дел, работа по сменам) не могут принимать участие в учебно-тренировочных занятиях, к сдаче контрольных нормативов готовятся самостоятельно с учетом рекомендаций специалистов по физической подготовке.
5.11. В качестве дополнительной формы физической подготовки используются тренажи перед заступлением на службу. Они организуются для нарядов патрульно-постовой службы милиции, дорожно-патрульной службы ГАИ и других категорий сотрудников в приспособленных для занятий местах, под руководством штатных специалистов физической подготовки.
Продолжительность тренажа - 10 - 15 минут.
Цель - закрепление навыков проведения боевых приемов борьбы, владения резиновой палкой, быстрой изготовкой к стрельбе.
5.12. Методические занятия организуются в целях повышения уровня методической подготовки руководителей занятий. Количество методических занятий и их содержание определяется в зависимости от уровня практической и методической подготовленности руководителей занятий. На данных занятиях отрабатываются следующие основные вопросы:
- подача команд при проведении занятия по физической подготовке;
- показ, объяснение и обучение технике выполнения упражнений, приемов и действий;
- оказание помощи и страховка при выполнении физических упражнений;
- составление поурочных планов занятий по физической подготовке;
- проверка и оценка физической подготовленности сотрудников и физической подготовки подразделения;
- проведение всех форм физической подготовки с сотрудниками в составе учебной группы.
5.13. Показные занятия проводятся для наглядной демонстрации рациональной методики организации обучения физическим упражнениям, приемам и действиям. Они включаются в расписания занятий и планы работы. Учебно-методические сборы по подготовке инструкторов (тренеров) проводятся, как правило, для повышения их методического уровня и перед прохождением новых тем.
6. Физкультурно-спортивная работа
6.1. Физкультурно-спортивная работа проводится в целях вовлечения сотрудников в регулярные занятия физическими упражнениями, повышения уровня физической подготовленности, спортивного мастерства и организации досуга.
В процессе занятий физическими упражнениями и спортом, участия в соревнованиях укрепляется и закаливается организм занимающихся, совершенствуются профессионально-прикладные навыки, физические и морально-психологические качества сотрудников.
6.2. Физкультурно-спортивная работа с личным составом проводится в свободное от службы и учебы время, в выходные и праздничные дни. Основу ее содержания составляют физкультурно-оздоровительные мероприятия, занятия в спортивных командах и секциях по видам спорта и упражнения преимущественно служебно-прикладного характера.
6.3. Для проведения занятий в спортивных командах, секциях органов внутренних дел назначаются инструкторы (тренеры) по видам спорта.
Они обязаны:
- планировать и проводить учебно-тренировочные занятия и воспитательную работу;
- принимать участие в оформлении материалов на присвоение спортсменам спортивных званий и разрядов;
- вести учет работы спортивной команды, секции.
6.4. Для подготовки к соревнованиям в органах внутренних дел организуются и проводятся учебно-тренировочные занятия.
6.5. Учебно-тренировочные занятия проводятся:
- в сборных командах органов внутренних дел с наиболее подготовленными спортсменами;
- в спортивных секциях (командах) - с сотрудниками, желающими повысить свое спортивное мастерство по культивируемым в органах внутренних дел видам спорта;
- в структурных подразделениях органов внутренних дел - со всеми сотрудниками по упражнениям программы физической подготовки и служебно-прикладным видам спорта.
6.6. Спортивные состязания в органах внутренних дел и структурных подразделениях проводятся по планам и положениям, утвержденным соответствующими начальниками.
Результаты соревнований фиксируются в протоколах.
6.7. Командирование сотрудников на личные и командные соревнования, проводимые МВД, ГУВД, УВД, другими физкультурными и спортивными организациями осуществляется в установленном МВД России порядке.
6.8. Сотрудникам запрещается выступать за команды спортивных обществ других министерств и иных органов исполнительной власти.
7. Прикладная гимнастика
7.1. Цели и задачи
7.1.1. Занятия по прикладной гимнастике проводятся с целью формирования двигательных навыков и умений служебно-прикладной направленности, физических и психических качеств, обеспечивающих успешное выполнение служебных обязанностей.
7.1.2. На занятиях по прикладной гимнастике решаются следующие задачи:
- развитие способностей к быстрым и точно согласованным движениям;
- развитие силы, ловкости, гибкости и выносливости к силовым действиям;
- воспитание смелости, решительности и уверенности в своих силах;
- содействие формированию правильной осанки и выработка привычки к строевой подтянутости.
7.2. Указания по проведению занятий
7.2.1. Занятия по прикладной гимнастике организуются в гимнастических городках, на площадках, в спортивных залах, на местности или приспособленных для этих целей служебных помещениях. Проводятся они на трех (пяти) учебных местах круговым методом, поточно или одновременно со всеми обучаемыми и состоят из подготовительной, основной и заключительной частей.
В подготовительную часть занятий (7 - 10 мин.) включаются: строевые приемы, ходьба, бег, общеразвивающие упражнения, упражнения в парах, упражнения на гимнастической стенке или скамейке.
В основной части (35 - 40 мин.) разучиваются упражнения в соответствии с темой занятий и проводится тренировка в их выполнении. Смена видов упражнений производится через 10 - 12 минут.
В конце основной части (4 - 10 мин.) проводится комплексная тренировка в выполнении изученных упражнений или бег, игры и эстафеты.
В заключительной части (3 - 4 мин.) проводятся медленная ходьба, упражнения в глубоком дыхании.
7.2.2. Подготовительная и заключительная части занятий по гимнастике проводятся в составе учебной группы руководителем занятий; основная часть - по учебным отделениям под руководством наиболее подготовленных сотрудников, а на местности - по учебным отделениям <*> или в составе учебной группы <**>.
--------------------------------
<*> Далее - отделение.
<**> Далее - группа.
7.2.3. В каждом занятии применяются упражнения на внезапность, быстроту действий. Например, при передвижении шагом или бегом по заранее обусловленному сигналу занимающиеся должны быстро лечь (прямо, с поворотом налево, направо, кругом), укрыться (в траншее, канаве, яме, воронке) и т.д.
В основную часть занятий периодически включаются игры, требующие быстроты ориентировки и реакции, а также скоростных действий.
7.2.4. Правильная организация занятий по прикладной гимнастике должна исключить возможность несчастных случаев и травм, для этого необходимо проверять исправность гимнастических снарядов, наличие и исправность матов и ям для приземления после прыжков, соскоков со снарядов и акробатических упражнений, обеспечивать страховку и помощь при выполнении упражнений.
7.2.5. Подготовительная часть занятий начинается с ходьбы и бега. Упражнения в ходьбе и беге проводятся в колонне по одному или по два.
7.2.6. Для движения по границам площадки или зала подается команда "Группа, в обход площадки (зала), шагом - МАРШ" (на ходу -"МАРШ"). По этой команде группа движется по границам площадки (зала), производя захождения правым плечом без дополнительной команды.
7.2.7. В движении для начала выполнения упражнения руками, ногами, туловищем и головой подается соответствующая команда, например: "Высокое понимание колен - упражнение начи-НАЙ", для окончания упражнения подается команда "Закончить упражнение". По этой команде группа прекращает выполнение упражнения, продолжая движение шагом (бегом).
7.2.8. Вольные упражнения и упражнения в парах выполняются в разомкнутом строю (дистанции и интервалы между занимающимися 2 - 3 шага или на вытянутые в стороны руки).
Перестроения и размыкания производятся согласно Строевому уставу Вооруженных Сил России, а в движении - по команде "Налево по три (по четыре) через середину - МАРШ". По этой команде первая тройка (четверка) занимающихся поворачивается налево и движется через середину площадки (зала). Последующие тройки (четверки) поворачиваются налево без дополнительной команды.
Для размыкания на ходу подаются команды: "Взять дистанцию два (три) шага"; "Группа, на вытянутые в сторону руки, разом-КНИСЬ".
7.2.9. При объяснении и показе упражнений руководителем обучаемые могут находиться в положении гимнастической стойки. По команде "Гимнастическую стойку - ПРИНЯТЬ" отставить правую ногу на полшага в сторону, руки соединить сзади, тяжесть тела равномерно распределить на обе ноги, плечи отвести назад, голову держать прямо (рис. 1 - здесь и далее рисунки не приводятся). Для принятия строевой стойки правую ногу приставить к левой.
7.2.10. В подготовительной части применяются вольные упражнения на 2 и 4 счета, которые подбираются с учетом воздействия на различные группы мышц. Комплексы упражнений на 16 счетов повторяются несколько раз подряд.
7.2.11. Показ вольных упражнений в зависимости от их характера производится стоя лицом или боком к обучаемым.
Показ упражнений в положении стоя лицом к строю производится "зеркально". Например: при изучении выпада левой ногой влево руководитель показывает выпад правой ногой вправо; при изучении наклона влево показывает наклон вправо и т.д.
7.2.12. Выполнение упражнения начинается с исходного положения, которое принимается (кроме строевой стойки) по команде "Исходное положение - ПРИНЯТЬ".
При выполнении упражнений по разделениям подается команда "По разделениям, упражнение делай - РАЗ, делай - ДВА" и т.д. В начале разучивания упражнений в предварительной команде называется движение, например: "Руки вверх, делай - РАЗ, руки к плечам, делай - ДВА" и т.д.
Упражнение в целом (без разделений) выполняется по команде "Упражнение начи-НАЙ".
Для окончания выполнения упражнения вместо последнего счета подается команда "СТОЙ". По этой команде принимается строевая стойка.
7.2.13. По окончании подготовительной части занятий группа выстраивается в двухшереножный строй или в колонну по три (по четыре). Указав отделениям места занятий, руководитель занятия подает команду "Группа, к местам занятий (снарядам) шагом (бегом) - МАРШ". По этой команде отделения двигаются к местам занятий (снарядам) кратчайшим путем и, подойдя к ним так, чтобы место занятий (снаряд) находилось слева, обозначают шаг на месте до общей команды "Группа - СТОЙ". После остановки руководитель занятия подает команду "Группа, нале-ВО" и затем "К выполнению упражнений - ПРИСТУПИТЬ". Руководители отделений выходят из строя и, повернувшись лицом к отделению, подают команду "Отделение, гимнастическую стойку - ПРИНЯТЬ", после чего приступают к выполнению упражнений.
7.2.14. Выход из строя для выполнения упражнения производится по команде (примерно) "Рядовой Воробьев, на исходное положение шагом - МАРШ". По этой команде обучаемый строевым шагом с поворотами под прямым углом выходит на исходное положение (в 3 - 4 шагах от снаряда) и, повернувшись лицом к снаряду, принимает гимнастическую стойку.
7.2.15. По команде "К СНАРЯДУ" обучаемый принимает строевую стойку и строевым шагом подходит к снаряду для выполнения упражнения. Одновременно очередной обучаемый, находящийся в строю, приняв строевую стойку, выходит на исходное положение, а выполнивший упражнение строевым шагом с поворотами под прямым углом возвращается в строй.
7.2.16. Места вышедших из строя для выполнения упражнений не заполняются. На инспекторских проверках после команды "К СНАРЯДУ" проверяемый перед подходом к снаряду называет звание и фамилию.
7.2.17. Для поточного выполнения упражнения на снаряде подается команда "Отделение (группа), потоком - К СНАРЯДУ". По этой команде обучаемые выполняют упражнение один за другим и без дополнительной команды возвращаются в строй.
7.2.18. Прыжки выполняются по команде "ВПЕРЕД". Для проведения прыжков потоком подается команда "Отделение (группа), потоком по одному (по два), дистанция пять (десять) шагов - ВПЕРЕД".
7.2.19. Для наскока на снаряд нужно с движением рук назад в стороны сделать полуприсед (колени врозь - рис. 2), со взмахом рук вперед вверх подпрыгнуть и принять исходное положение на снаряде (рис. 3) - ноги вместе, носки вытянуты, спина прогнута, голова прямо. В случае, когда упражнение начинается с размахивания, исходное положение на снаряде может не фиксироваться.
7.2.20. После соскока со снаряда принять положение полуприседа на носках, пятки вместе, колени врозь, руки вперед в стороны (рис. 4), затем принять строевую стойку. После этого сделать три шага вперед или в сторону и повернуться лицом к руководителю. При выполнении отдельных упражнений на брусьях после соскока придерживаться за жердь одной или двумя руками.
7.2.21. Для смены мест занятий руководитель подает команду "Закончить упражнения". По этой команде руководители отделений останавливают выполнение упражнений и выстраивают свои отделения.
Смена мест занятий производится по командам: "Группа - СМИРНО"; "напра-ВО"; "Для смены мест занятий (снарядов) шагом (бегом) - МАРШ".
7.2.22. С целью закрепления двигательных навыков, приобретенных в процессе занятий, в конце основной части проводится комплексная тренировка, бег или игры и эстафеты. Для сбора группы и проведения этих упражнений руководитель подает команду "Группа - КО МНЕ".
7.2.23. Во время комплексной тренировки выполняются в различных сочетаниях упражнения в беге, прыжках через различные препятствия, в лазании и перелезании, переползании, переноске тяжестей, простейшие упражнения на перекладине, брусьях, лестнице, бревне и т.п.
7.2.24. Бег проводится в чередовании с ходьбой, с изменением скорости и направления движения, с преодолением по пути различных препятствий. По мера втягивания в бег время, отводимое на ходьбу, сокращается, а на бег - увеличивается с одновременным повышением скорости движения.
7.2.25. Игры и эстафеты подразделяются на игры с сопротивлением, игры с бегом и прыжками, эстафеты с бегом, переноской тяжестей и преодолением препятствий.
7.2.26. При проведении игр или эстафет руководитель должен повторять их по нескольку раз и добиваться активного участия всех занимающихся.
7.2.27. Заключительная часть занятий проводится с целью постепенного снижения физической нагрузки и приведения организма обучаемых в относительно спокойное состояние.
7.3. Упражнения для подготовительной части занятий
7.3.1. Строевые приемы включают: построения и перестроения, передвижения, повороты на месте и в движении, размыкания и смыкания, которые выполняются согласно Строевому уставу Вооруженных Сил Российской Федерации.
7.3.2. Ходьба и бег выполняются:
- ходьба походным или обычным шагом, на носках, на пятках, на внутренней и наружной стороне стопы, ходьба с опорой руками о колени, пригнувшись, ходьба с высоким подниманием бедра, в полуприседе и приседе, ходьба выпадами, приставным и переменным шагом, скрестным шагом вперед и в сторону, сочетанием ходьбы с прыжками;
- бег обычный, с высоким подниманием бедра, со сгибанием ног назад, с подниманием прямых ног вперед или назад, бег скрестным шагом вперед и в сторону, с поворотами, остановками, бросанием и ловлей предметов, с прыжками через препятствие, с передвижением по препятствиям.
7.3.3. Общеразвивающие упражнения включают:
- упражнения для мышц рук и плечевого пояса - поднимание прямых рук вперед, вверх, в стороны, назад, одновременно, поочередно, последовательно; то же - с гантелями, палкой, набивными мячами, гирями, штангой; то же - преодолевая сопротивление партнера. Медленное и быстрое сгибание и разгибание рук стоя, сидя, лежа. Сгибание и разгибание рук с гантелями, набивными мячами, штангой. Круговые и рывковые движения руками, с гантелями;
- упражнения для мышц туловища и шеи - наклоны головы и туловища вперед, назад, в сторону. Круговые движения головой и туловищем вправо и влево, круговые движения туловищем с набивным мячом или гантелями, поднятыми вверх;
- упражнения для мышц ног - сгибание и разгибание ног, выпады, выпрыгивания из упора присев, пружинящие движения в приседе, прыжки на месте и с продвижением вперед на одной или двух ногах, то же с отягощением (набивные мячи, гантели, гири);
- упражнения для мышц всего тела - движения руками с одновременным наклоном туловища вперед (назад, в сторону), круговые движения туловищем с подниманием рук вверх, упоры присев и лежа, различные повороты, мост из положения стоя спиной к гимнастической стенке, с помощью партнера и самостоятельно, поднимание и опускание гимнастической скамейки с поочередным наклоном туловища вперед и назад в составе группы 5 - 8 человек, комплексы вольных упражнений.
7.3.4. Примерные комплексы вольных упражнений на 16 счетов <*>.
--------------------------------
<*> В комплексы вольных упражнений могут включаться элементы боевых приемов борьбы.
Упражнение 1. Комплекс первый (рис. 5).
Исходное положение - строевая стойка.
"Раз-два" - поднимаясь на носки, медленно поднять руки вперед и затем вверх, пальцы сжать в кулак, ладони внутрь, смотреть вверх, потянуться.
"Три" - опускаясь на обе ступни, с силой согнуть руки, прижав их к телу, кулаки к плечам, смотреть прямо.
"Четыре" - разогнуть руки вверх, прогнуться, смотреть вверх.
"Пять" - соединяя носки ног, присесть до отказа на всей ступне, ладони на бедрах, локти в стороны.
"Шесть" - встать, поднимая руки вперед и отводя их в стороны и назад до отказа (с рывком в конце движения), пальцы сжаты в кулак.
"Семь" - присесть до отказа на обе ступни, ладони на бедрах, локти в стороны.
"Восемь" - прыжком встать, ноги врозь на широкий шаг, руки на пояс.
"Девять" - разгибая левую руку и отводя ее в сторону до отказа назад (пальцы сжаты в кулак), одновременно повернуть туловище налево, ноги с места не сдвигать, смотреть на кисть левой руки.
"Десять" - повернуть туловище прямо, левую руку на пояс.
"Одиннадцать" - разгибая правую руку и отводя ее в сторону и назад до отказа (пальцы сжаты в кулак), одновременно повернуть туловище направо, ноги с места не сдвигать, смотреть на кисть правой руки.
"Двенадцать" - повернуть туловище прямо, правую руку на пояс.
"Тринадцать" - резко наклониться вперед до касания земли руками, ноги прямые.
"Четырнадцать" - выпрямляясь, поднять руки вперед и, отводя их в стороны и назад, прогнуться.
"Пятнадцать" - резко наклониться вперед до касания земли руками, ноги прямые.
"Шестнадцать" - выпрямляясь, прыжком соединить ноги и принять строевую стойку.
Упражнение 2. Комплекс второй (рис. 6).
Исходное положение - строевая стойка.
"Раз-два" - с силой отвести плечи и руки до отказа назад, повернуть кисти, сжатые в кулаки, ладонями вперед и, поднимаясь на носки, движением в стороны медленно поднять прямые руки вверх, кулаки разжать, потянуться.
"Три" - опускаясь на обе ступни, с силой согнуть руки, прижав их к телу, кулаки к плечам, лопатки сблизить, смотреть прямо.
"Четыре" - сделать широкий выпад влево с резким разгибанием рук в стороны и поворотом головы налево, пальцы разжать, ладони книзу.
"Пять" - толчком приставить левую ногу к правой и с силой согнуть руки, прижав их к телу, кулаки к плечам, лопатки сблизить, смотреть прямо.
"Шесть" - сделать широкий выпад вправо с резким разгибанием рук в стороны и поворотом головы направо, пальцы разжать, ладони книзу.
"Семь" - толчком приставить правую ногу к левой и с силой согнуть руки, прижав их к телу, кулаки к плечам, лопатки сблизить, смотреть прямо.
"Восемь" - прыжком поставить ноги врозь на широкий шаг, руки вверх, ладони с хлопком соединить над головой, а туловище отклонить назад.
"Девять" - резко наклониться вперед, руки между ног, ноги не сгибать.
"Десять" - выпрямиться, поднимая руки вперед на высоту плеч, повернуть туловище налево и резким движением развести руки в стороны до отказа, пальцы сжать в кулак, ладони вперед, ступни с места не сдвигать.
"Одиннадцать" - не останавливаясь, повернуть туловище направо и повторить наклон вперед, руки между ног.
"Двенадцать" - не останавливаясь, выпрямиться и повторить то же движение, что и на счет "десять", только с поворотом туловища направо.
"Тринадцать" - не останавливаясь, повернуть туловище налево и повторить наклон вперед, руки между ног.
"Четырнадцать" - выпрямляясь, прыжком свести ноги на ширину плеч (ступни поставить параллельно) и присесть до отказа, руки вперед ладонями книзу, пальцы разжать.
"Пятнадцать" - прыжком поставить ноги врозь на широкий шаг, руки вверх в стороны ладонями внутрь.
"Шестнадцать" - прыжком соединить ноги, опустить руки и принять строевую стойку.
Упражнение 3. Комплекс третий (рис. 7).
Исходное положение - строевая стойка.
"Раз-два" - поднимаясь на носки, движением вперед медленно поднять прямые руки вверх в стороны ладонями внутрь, потянуться.
"Три" - опуская руки вперед, упор присев, колени и носки вместе.
"Четыре" - выпрямляя (выбрасывая) ноги назад, упор лежа.
"Пять" - сгибая руки, высоко поднять левую ногу, голову повернуть налево.
"Шесть" - выпрямляя руки, опустить ногу, голову держать прямо.
"Семь" - сгибая руки, высоко поднять правую ногу, голову повернуть направо.
"Восемь" - выпрямляя руки, опустить ногу, голову держать прямо.
"Девять" - толчком ног упор присев.
"Десять" - выпрямляясь, подпрыгнуть как можно выше вверх и встать в положение ноги врозь, руки за голову, пальцы сжать в кулаки, локти отвести до отказа назад.
"Одиннадцать" - наклонить туловище влево, ноги прямые.
"Двенадцать" - наклонить туловище вправо, ноги прямые.
"Тринадцать" - выпрямиться и отклонить туловище до отказа назад, руки разогнуть в стороны, ноги прямые.
"Четырнадцать" - наклонить туловище вперед до касания руками земли, ноги прямые.
"Пятнадцать" - выпрямляясь, подпрыгнуть вверх, приземляясь на носки с быстрым переходом на обе ступни, принять положение полуприседа, руки вперед в стороны ладонями внутрь, колени врозь.
"Шестнадцать" - вставая, опустить руки и принять строевую стойку.
7.4. Упражнения для основной части занятий
7.4.1. В основной части занятий отрабатываются: упражнения на перекладине, на полу (ковре), на брусьях, в лазании по канату, шесту, с бревном (металлической балкой), в поднимании и переноске занимающихся.
7.4.2. Упражнения на перекладине.
Упражнение 1. Подтягивание.
Выполняется из виса хватом сверху, каждый раз из неподвижного положения в висе на прямых руках (пауза 1 - 2 сек.) без рывков и маховых движений ногами; подбородок выше уровня перекладины (рис. 8).
Упражнение 2. Подъем переворотом.
Выполняется из виса хватом сверху без рывков и маховых движений, подтягиваясь, поднять ноги к перекладине и, переворачиваясь вокруг перекладины, выйти в упор на прямые руки; положения виса и упора фиксируются на прямых руках 1 сек. Опускание в вис выполняется произвольным способом (рис. 9).
Упражнение 3. Поднимание ног к перекладине.
Из виса на прямых руках поднять прямые и сомкнутые ноги к перекладине, коснуться ее (рис. 10) и опустить ноги вниз. Каждый раз перед началом выполнения упражнений фиксируется неподвижный вис на выпрямленных руках в течение 1 сек. Маховые движения и рывки при выполнении упражнения не разрешаются.
7.4.3. Упражнения на полу (ковре).
Упражнение 4. Поднимание и опускание туловища лежа на спине. Выполняется из положения лежа на спине, руки за голову, ноги закреплены, наклоняя туловище вперед, принять положение сидя. Сгибание ног при выполнении упражнения не допускается.
Упражнение 5. Кувырок вперед.
Выполняется из положения приседа, руки поставить перед собой ладонями на ковер, подбородок прижать к груди. Оттолкнуться ногами и сделать перекат на спине вперед. В момент касания лопатками ковра согнуть ноги, колени развести и, обхватив руками голени ног, прийти в упор присев (рис. 11).
Упражнение 6. Кувырок назад.
Выполняется из положения приседа, подбородок прижать к груди. Оттолкнуться руками и ногами от ковра и сделать перекат назад на спине. В момент касания лопатками ковра поставить руки за голову пальцами вперед и перейти в упор присев (рис. 12).
7.4.4. Упражнения на брусьях:
Упражнение 7. Сгибание и разгибание рук в упоре.
Выполняется из положения упора, руки выпрямлены, ноги прямые и сомкнуты; опускание производить до полного сгибания рук, а разгибание до полного их выпрямления. Положение упора (руки выпрямлены) фиксируется 1 - 2 сек. (рис. 13).
Упражнение 8. Угол в упоре.
Выполняется из положения упора. Подняв прямые ноги в положение "угол", удерживать их над жердями; время выполнения упражнения определяется с момента фиксирования положения "угол" и до тех пор, пока пятки ног не опустятся ниже жердей (рис. 14).
7.4.5. Упражнения на гимнастической скамейке.
Упражнение 9. Сидя на скамейке, взявшись руками за ее передний край, ноги вытянуть вперед. Слегка отклонив туловище назад, поднять прямые ноги на высоту головы: опустить ноги, наклонить туловище вперед до касания лбом коленей, руки кистями к носкам ног; затем вернуться в исходное положение (рис. 15).
Упражнение 10. Исполняющий упражнение лежит лицом вниз, опираясь о скамейку бедрами; согнутые руки на полу, кисти одна на другой, голова опущена на кисти рук; партнер придерживает ноги исполняющего. Поднимание туловища возможно выше, руки вверх (или за голову), вернуться в исходное положение (рис. 16).
7.4.6. Упражнения на канате.
Упражнение 11. Лазанье по вертикальному канату с помощью ног на быстроту.
Взяться руками за нижнюю отметку на канате, расположенную на высоте 2 м от пола (земли), поднять ноги и захватить канат стопами и коленями так, чтобы он был зажат всей длиной голени. Выпрямляя ноги, подтянуться на руках и перехватить руки вверх. Подняться по канату на 4 м, коснуться до верхней отметки одной рукой и опуститься произвольным способом в исходное положение (рис. 17).
7.4.7. Выполнение упражнений на перекладине и брусьях начинается с наскока на снаряд. Для этого необходимо встать под перекладину (подойти к концам жердей) и движением рук назад - в стороны сделать полуприсед, колени врозь, не задерживаясь, со взмахом рук вперед-вверх подпрыгнуть и захватить гриф перекладины хватом рук сверху (выйти в упор на брусьях) так, чтобы ноги были вместе, носки вытянуты, спина прогнута, голова удерживалась прямо.
7.4.8. После выполнения упражнения на перекладине, брусьях, в лазанье по канату, приземлиться на носки с быстрым переходом на всю ступню в положение полуприседа так, чтобы пятки были вместе, носки и колени врозь, руки вперед - в стороны, ладони внутрь. После этого энергично принять строевую стойку, сойти с гимнастического мата (выйти из ямы с опилками) и повернуться лицом к руководителю занятий.
7.4.9. Упражнения с бревном (металлической балкой).
Упражнение 12. Поднимание бревна. Поднимание бревна вверх с одного плеча и опускание бревна на другое плечо (рис. 18).
Упражнение 13. Наклоны с бревном вправо и влево (рис. 19).
Упражнение 14. Приседание с бревном. Приседание с подниманием бревна вверх с одного плеча и вставание с опусканием бревна на другое плечо (рис. 20).
7.4.10. Упражнения в поднимании и переноске занимающихся.
Упражнение 15. Переноска сидящего на руках. Двое становятся рядом лицом в направлении движения, берут ближайшими руками за запястья. Переносимый садится на сцепленные руки и держится за шею или за плечи партнеров (рис. 21).
Упражнение 16. Переноска сидящего на руках с опорой спиной. Переносящие встают друг против друга на одно колено и соединяют ближайшие к переносимому руки, а дальние от него руки кладут на плечи друг другу. Переносимый садится на сцепленные руки и опирается спиной на руки, положенные на плечи (рис. 22).
Упражнение 17. Переноска с поддержкой под руки и колени. Переносящие становятся в затылок друг другу и берут лежащего на спине товарища - один под руки, другой под колени (рис. 23).
Упражнение 18. Переноска сидящего на взаимно сцепленных руках. Переносящие встают друг против друга, и каждый из них одной рукой берет себя за запястье другой руки хватом сверху, свободной кистью берется за свободное запястье руки партнера (захваты должны быть одноименные у обоих) (рис. 24). Переносимый садится на руки и держится за плечи переносящих.
Упражнение 19. Переноска с поддержкой под ноги и спину. Переносящие встают с одной стороны лежащего на спине партнера и, опускаясь на колени (один из них берет лежащего под ноги, другой - под спину), поднимают переносимого, который обхватывает за шею партнера, стоящего ближе к его голове (рис. 25).
Этим же способом можно переносить товарища втроем и вчетвером. В последнем случае переносящие по два становятся лицом друг к другу, поднимают лежащего и, взявшись за руки, переносят его. Переносить одного двумя и большим количеством занимающихся можно с помощью предметов (на палках, небольших лестницах, плащ-палатках и т.п.).
Упражнение 20. Переноска сидящего верхом на спине. Переносимый становится сзади товарища в стойку ноги врозь и обхватывает его за плечи ближе к шее. Переносящий, слегка наклоняясь вперед и приседая, обхватывает ноги переносимого немного выше коленей (под бедра), выпрямляется (рис. 26) и начинает движение.
Упражнение 21. Переноска на плечах. Переносимый встает спиной к товарищу в стойку ноги врозь. Переносящий становится на одно колено, наклоняется вперед и сажает переносимого на плечи. Переносимый упирается носками в спину товарища, который поднимается и начинает движение (рис. 27).
Упражнение 22. Переноска с поддержкой двумя руками. Переносимый лежит на спине, переносящий становится на одно колено или приседает, подсовывает одну руку под спину, другую под колени переносимого (который одной рукой обхватывает товарища за шею), поднимается (рис. 28) и начинает движение.
Упражнение 23. Переноска с поддержкой одной рукой. Переносимый лежит лицом вниз, а товарищ, стоя боком к нему, наклоняется, поднимает его, обхватывает одной рукой за поясницу (рис. 29) и начинает движение, прижимая переносимого к себе.
Упражнение 24. Переноска лежащего на одном плече. Переносящий берет стоящего партнера левой рукой за правое запястье, а правой рукой обхватывает его ноги под коленями, наклоняясь вперед, переносящий кладет партнера животом на правое плечо, затем выпрямляется и захватывает правой рукой правое запястье, освобождая левую руку (рис. 30).
7.4.11. Упражнения в поднимании и переноске человека способствуют развитию силы, выносливости, ловкости, а также воспитывают умение экономно расходовать свои силы. Эти упражнения оказывают большое влияние на органы дыхания и кровообращения, поэтому к ним следует подходить с большой осторожностью.
7.5. Упражнения для заключительной части занятия
7.5.1. В заключительную часть занятий включаются медленная ходьба и упражнения в глубоком дыхании.
Упражнение 1. Встать на носки, одновременно поднять руки в стороны и дальше вверх - вдох; опуститься на всю ступню, руки вниз - выдох.
Упражнение 2. Встать на носки, одновременно поднять руки в стороны ладонями вверх - вдох; опуститься на всю ступню с наклоном туловища вперед, расслабленные руки скрестить перед грудью - выдох.
7.5.2. Оба упражнения выполняются на месте и в движении.
8. Легкая атлетика
8.1. Цели и задачи
8.1.1. Занятия по легкой атлетике проводятся с целью разностороннего физического развития и выработки прикладных навыков в беге, прыжках и метании.
8.1.2. На занятиях по легкой атлетике решаются следующие задачи:
- обучение наиболее эффективным и экономным способам ходьбы, бега, прыжков и метаний;
- развитие выносливости, скорости, ловкости и силы; воспитание воли, настойчивости и решительности;
- укрепление и закаливание организма.
8.2. Указания по проведению занятий
8.2.1. Занятия по легкой атлетике проводятся на стадионе или на площадке, имеющей беговую дорожку, ямы для прыжков и места для метания. Кроссы проводятся на местности.
8.2.2. Учебные занятия по легкой атлетике проводятся в течение двух часов и состоят из подготовительной, основной и заключительной частей.
В подготовительную часть (10 - 20 мин.) включаются ускоренная ходьба, медленный бег и вольные упражнения

ПРИКАЗ МВД РФ от 15.05.2001 n 510 (ред. от 20.05.2003) О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В НАСТАВЛЕНИЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, УТВЕРЖДЕННОЕ ПРИКАЗОМ МВД РОССИИ ОТ 29 ИЮЛЯ 1996 Г. n 412  »
Постановления и Указы »
Читайте также