ПИСЬМО ГТК РФ от 09.10.1996 n 06-10/17969 (ред. от 12.05.2003) О НАПРАВЛЕНИИ МАТЕРИАЛОВ (вместе с РЕШЕНИЕМ Коллегии Северо-Западного таможенного управления от 11.07.1996 n 4 п.1)


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 октября 1996 г. N 06-10/17969
О НАПРАВЛЕНИИ МАТЕРИАЛОВ
(в ред. Приказа ГТК РФ от 12.05.2003 N 490)
Направляю решение Коллегии Северо-Западного таможенного управления от 11.07.96 N 4 п.1 и доклад начальника юридического отдела СЗТУ М.Я. Криволапа на Коллегии СЗТУ по теме: "О практике применения таможенного законодательства в таможенных органах региона".
Прошу учесть, что возникающие при осуществлении судебно-правовой защиты государственных интересов таможенными органами вопросы применения ч. 1 ст. 124 Таможенного кодекса Российской Федерации отражены в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.06.96 N 5 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением таможенного законодательства" (доведено до сведения таможенных органов указанием ГТК России от 23.07.96 N 01-14/804), а к проблеме применения ст. 273 ТК России непосредственное отношение имеют Указ Президента Российской Федерации от 18.08.96 N 1209 "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок" и письма ГТК России от 04.09.96 N 01-15/16076 и N 06-09/16092.
Руководителей юридических служб таможенных органов прошу провести соответствующую работу.
Начальник Правового
управления ГТК России
В.А.ГАЛДИН



ДОКЛАД
НАЧАЛЬНИКА ЮРИДИЧЕСКОГО ОТДЕЛА СЗТУ РОССИИ
М.Я. КРИВОЛАПА НА КОЛЛЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПО ТЕМЕ:
"О ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РЕГИОНА"
(в ред. Приказа ГТК РФ от 12.05.2003 N 490)
Процесс формирования юридической службы таможенных органов Северо-Западного региона начался в 1992 году. В апреле 1992 года был принят на работу главный юрисконсульт управления. В феврале 1993 года вышел Приказ ГТК России N 44, которым образован правовой отдел Северо-Западного управления, переименованный впоследствии в юридический.
Осознавая важность правового обеспечения деятельности таможенных органов, начальник СЗТУ Приказом от 28 апреля 1993 г. N 70 ввел должности главных юрисконсультов в таможнях региона.
В целях совершенствования правового обеспечения деятельности таможенных органов Приказом ГТК России от 22 ноября 1993 года были даны методические рекомендации по формированию структуры и определению характера деятельности юридических служб таможенных органов Российской Федерации.
Во исполнение названного Приказа был издан Приказ ГТК N 189 от 11 мая 1994 года "О создании юридических служб таможенных органов Российской Федерации", утвердивший штатную численность юротделов.
В дальнейшем Приказом ГТК России от 23.09.94 N 485 было утверждено Общее положение о юридическом отделе, юридической группе, юрисконсульте таможенного органа, в котором определены задачи и функции юридической службы по правовому обеспечению деятельности таможенных органов.
На основании этих документов, а также изданных в соответствии с ними указаний и разъяснений ГТК России, в таможенных органах Северо-Западного региона к середине 1995 года были сформированы юридические отделы. В настоящее время они действуют в 20 таможнях и региональном таможенном управлении (сведения о кадровом составе и штатной численности юротделов прилагаются).
В период формирования юридических служб таможенных органов региона юридический отдел СЗТУ принимал активные меры по координации этого процесса. Проведены сборы начальников юротделов, где поставлены конкретные задачи по организации и функционированию юридических служб.
Основными задачами, стоящими перед юридическими отделами, являются правовое обеспечение деятельности и защита интересов таможенных органов, контроль за правильным применением действующего законодательства, обобщение практики его применения.
Юридический отдел СЗТУ России в настоящее время состоит из 10 сотрудников, имеющих высшее и незаконченное высшее юридическое образование. Работа организована по предметно-территориальному принципу. За каждым из сотрудников отдела закреплены направления правовой деятельности, по которым они специализируются в своей непосредственной работе, как-то: применение таможенных режимов, таможенное оформление, информирование и консультирование заинтересованных лиц по таможенным вопросам, вопросы судебно-арбитражной практики, хозяйственно-договорная работа, юридическая экспертиза поступающих в отдел проектов документов, трудовое законодательство. Также за всеми сотрудниками закреплены таможни региона, в которых они осуществляют контроль за деятельностью юридических отделов. В целом предметно-территориальный принцип позволяет поддерживать необходимый уровень квалификации сотрудников и контролировать состояние правовой работы в таможнях региона.
За период 1995 - 1996 года юротделом СЗТУ России рассмотрено 493 жалобы, обращения и заявления физических и юридических лиц (из них: 368 - в 1995 году и 125 - в 1996 году), 22 протеста и представления прокуроров (16 - в 1995 году и 6 - в 1996 году).
С начала 1996 года юристами дано более 40 разъяснений отделам и должностным лицам управления по вопросам трудового, жилищного, финансового права. Более 60 консультаций подобного рода предоставлено отделом по запросам таможен.
Юротдел СЗТУ участвует совместно с другими подразделениями в подготовке и заключении хозяйственных договоров, а также осуществляет контроль за их исполнением. За 1995 год отделом дана правовая оценка 87 проектам договоров на общую сумму 6 млрд. 477 млн. 25 тыс. руб. и 533639 долл. США; с начала 1996 года проанализировано 39 проектов договоров на общую сумму 14 млрд. 602 млн. рублей и 196 тыс. 290 долларов США.
Юротделом систематически проверяются на соответствие действующему законодательству и визируются проекты приказов и иных издаваемых в СЗТУ нормативных документов.
Во исполнение Приказа ГТК России от 15 мая 1995 г. N 318, на основании Приказа начальника СЗТУ России от 23 ноября 1995 г. N 170 в Северо-Западном управлении силами сотрудников юридического отдела организована работа по информированию и консультированию заинтересованных лиц по таможенным вопросам. За период осуществления этой деятельности оказано 88 консультаций на общую сумму 7 млн. 765 тыс. 812 руб. В целом по региону доход от деятельности таможен по информированию и консультированию составил 207 млн. 148 тыс. 54 руб.
Ежемесячно и ежеквартально в Правовое управление ГТК России юридическим отделом направляется отчетная информация, в которой дается общий правовой анализ функционирования таможенной системы по всем ее направлениям.
Юридический отдел СЗТУ проводит работу в области совершенствования таможенного законодательства. Отделом постоянно вносятся предложения по изменению и дополнению нормативных актов ГТК России (за последнее время подготовлено 23 документа по этому вопросу). Также в ГТК России были направлены предложения по 5 законопроектам по таможенному делу.
Юридический отдел СЗТУ был одним из организаторов проходившего в Санкт-Петербурге летом прошлого года международного семинара по таможенному праву.
Одной из основных задач юридического отдела регионального таможенного управления является методическое руководство правовой работой в нижестоящих таможенных органах.
Во исполнение этой задачи систематически проводятся проверки деятельности юротделов таможен, в ходе которых оказывается практическая помощь в решении конкретных вопросов организационного и правового характера.
Регулярно (2 раза в год) юридический отдел управления организует и проводит целевые семинары для руководителей и специалистов юридических отделов таможен региона, на которых обсуждаются проблемные вопросы правоприменительной практики. Так, например, были проведены семинары на темы: "Применение трудового законодательства", "Организация работы по информированию и консультированию", "Вопросы судебно-арбитражной практики" и др.
Одной из действенных форм обучения и приобретения практических навыков в работе является проведение стажировок должностных лиц юридических подразделений таможен в юридическом отделе СЗТУ. За период 1995 - 1996 гг. в юротделе управления прошли стажировку 13 таких сотрудников (10 чел. в 1995 году и 4 чел. в 1996 году). Однако разработанный СЗТУ план прохождения стажировок на практике выполняется не в полном объеме, несмотря на то, что в январе 1996 года в таможни региона было направлено письмо N 06-18/27 о необходимости обеспечения своевременного прибытия специалистов юротделов для прохождения стажировок. Главной причиной невыполнения плана является отсутствие в таможнях денежных средств для направления своих сотрудников в командировки в СЗТУ (данные о прохождении стажировок в I полугодии 1996 года прилагаются).
В целях повышения эффективности правовой работы нижестоящих таможенных органов юридический отдел СЗТУ России систематически разрабатывает и направляет в таможни методические рекомендации и разъяснения по различным вопросам организационного и правоприменительного характера. За период 1995 - 1996 гг. в таможни региона направлено 35 рекомендаций и писем (20 - в 1995 году и 15 - в 1996 году). Среди них - разъяснения о порядке обращения взыскания на имущество, о практике применения таможенного законодательства при производстве по делам о НТП, о судебных решениях по вопросам применения таможенного режима временного ввоза и таможенного режима экспорта, о порядке ввоза транспортных средств физическими лицами с территории Республики Беларусь и др.
В работе по оказанию помощи нижестоящим таможенным органам и осуществлению контроля за их деятельностью не все обстоит так, как хотелось бы.
Юридический отдел СЗТУ укомплектован достаточно подготовленными специалистами, заинтересованно осваивающими таможенное законодательство и осознающими возложенную на них ответственность за состояние правовой работы в таможенных органах Северо-Западного региона. Вместе с тем, в нашей работе имеются недостатки, в частности:
- недостаточно глубоко и своевременно анализируется состояние применения таможенного законодательства в закрепленных таможнях региона;
- недостаточная "обратная связь" с юридическими отделами таможен;
- запоздалое реагирование на ошибки, допущенные при рассмотрении дел в судах;
- недооценка своей роли в организации правового обеспечения юридическими отделами деятельности таможен.
Эти недостатки в своей деятельности мы стремимся изжить.
В связи с этим первостепенная задача отдела - добиться осознанного (не механического) исполнения каждым сотрудником своих обязанностей на основе понимания роли юридической службы в укреплении таможенного дела.
Не последнее место при решении этой задачи занимает материальное обеспечение должностных лиц юридических подразделений, которое в настоящее время значительно отстает от оплаты труда специалистов данной профессии в других структурах и государственных органах. Правовое управление ГТК России с учетом высокого уровня интенсивности труда юристов предлагает на нынешнем этапе решать эту проблему установлением для работников юридических отделов повышенных процентных надбавок к заработной плате, присвоением более высоких специальных званий, применением различных видов поощрений.
Следует отметить, что данная проблема находит должное понимание со стороны начальника Северо-Западного таможенного управления, который поддерживает многие начинания и предложения юротдела по усовершенствованию его деятельности во всех областях.
В процессе тесного взаимодействия юридического отдела управления с нижестоящими таможенными органами, а также в процессе рассмотрения поступающих жалоб, заявлений и обращений физических и юридических лиц, участия в судебном разрешении споров по защите интересов таможенных органов, осуществлении консультационной работы и других видов правовой деятельности выявляются те ключевые проблемы применения таможенного законодательства, которые требуют координации и решения как на высшем законодательном уровне, так и силами юридических отделов таможенных органов на местах.
Одной из основных задач юридических служб таможен региона и управления является анализ практики применения таможенного законодательства и обеспечение его применения в строгом соответствии с законом, актами Правительства и ГТК России.
Анализ результатов судебно-арбитражного разрешения споров, затрагивающих интересы таможенных органов, равно как и анализ рассмотрения жалоб на решения и постановления таможенных органов, проведенный по региону, свидетельствует, что практика применения таможенного законодательства не в полной мере отвечает предъявляемым требованиям.
Анализ рассмотрения поступающих в СЗТУ жалоб на решения и постановления таможенных органов свидетельствует, что за период 1995 года из 1248 жалоб отклонено 997 (80%); в 1996 году из 650 жалоб отклонено 359 (55%). По остальным жалобам приняты решения о полном или частичном удовлетворении требований заявителей, что позволяет сделать вывод о низком качестве производства по делам о НТП и контроля за этой деятельностью в таможнях региона.
По данным ГТК России в 1995 году 24% судебных и арбитражных дел, участниками которых выступали таможенные органы Северо-Западного региона, рассмотрено не в пользу таможенных органов. По 52% дел решения вынесены в пользу таможен. Следует отметить, что такое соотношение является сравнительно благополучным, особенно с учетом того, что за прошлый год в Северо-Западном регионе с участием таможенных органов было рассмотрено 510 судебных споров - намного больше, чем в других региональных управлениях (например, в Западно-Сибирском управлении за год было рассмотрено 160 споров, в Дальневосточном - 85, в Татарском и Дагестанском управлениях - по 8 дел). Эти данные свидетельствуют о высокой интенсивности деятельности таможенных органов Северо-Западного региона по судебно-правовой защите своих интересов.
По стоимостной оценке за 1995 год таможенными органами региона проиграно судебных дел на общую сумму 29 млрд. 304 млн. 424 тыс. 238 руб., что составляет 36% от стоимостной оценки всех рассмотренных дел. Данный показатель объясняется прежде всего одной из наиболее высоких среди других регионов общей стоимостной оценкой рассмотренных в судебных органах дел. СЗТУ занимает здесь второе место после Западного таможенного управления; общая стоимостная оценка дел, рассмотренных в нашем регионе с участием таможенных органов, составила в прошлом году 80 млрд. 459 млн. 57 тыс. 912 руб. При этом стоимостной показатель сам по себе не является объективным отражением качественного состояния судебно-арбитражной практики и не может рассматриваться в отрыве от общего количества предъявленных исков.
Проведенный ГТК России за 1995 год выборочный анализ судебных решений, принятых не в пользу таможенных органов, свидетельствует о том, что 75% дел, составляющих контрольную выборку, проиграны в Северо-Западном регионе по вине таможенных органов. Такое положение дел свидетельствует о необходимости организационного подкрепления системы судебно-правовой защиты таможенных органов, принятия мер по повышению ее эффективности.
В связи с этим юридическим отделом СЗТУ России по результатам судебно-арбитражной практики за 1995 год была проведена тщательная правовая оценка причин принятия решений по большому количеству дел не в пользу таможенных органов.
Наиболее характерными причинами, повлекшими принятие таких решений, являются:
- неправильная квалификация действий нарушителя таможенных правил;
- необоснованные требования таможенных органов;
- нарушение процессуальных сроков;
- халатность должностных лиц при производстве таможенных расследований (в делах о НТП часто отсутствуют необходимые документы, подписи привлекаемых к ответственности лиц и т.п.; постановления выносятся без достаточных оснований при недостатке собранных по делу доказательств - например, в марте 1996 года СЗТУ отменены постановления Печорской таможни по делам о НТП N 146/96 и 372/96 по причине неустановления в ходе производства по делу субъекта правонарушения);
- отсутствие аргументированной позиции представителей таможен в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.
Изложенное свидетельствует о необходимости привлечения сотрудников юридических отделов к контролю за соблюдением законности уже на стадии принятия таможней решения, а не в процессе судебного разбирательства по неправильно принятым решениям.
Одновременно необходимо повышать правовую грамотность должностных лиц подразделений административных расследований, которые непосредственно осуществляют производство по делам о нарушении таможенных правил.
(в ред. Приказа ГТК РФ от 12.05.2003 N 490)
Нельзя не принять во внимание также тот фактор, что каждый участник внешнеэкономической деятельности в процессе судебного разрешения возникших споров стремится изложить и донести до суда свое понимание таможенного законодательства, которое очень часто расходится с его истинным смыслом и официальным толкованием. Многие судьи еще не освоили молодое таможенное законодательство и прислушиваются к участникам ВЭД с целью понимания норм Таможенного кодекса. В этой ситуации задачей должностных лиц юротделов таможен является проведение разъяснительной работы с судьями, формирование у них правильного понимания норм таможенного права. Важным аспектом защиты интересов таможенных органов в судебных инстанциях является необходимость представления суду и другим участникам процесса аргументированной и грамотной с правовой точки зрения позиции таможенного органа по существу спора. Такой подход вызван прежде всего сложностью и многообразием норм таможенного законодательства.
В связи с этим юридическим отделом СЗТУ России направлено письмо от 17.05.96 N 06-18/2376 руководителям таможенных органов на местах, в котором определены мероприятия по повышению качества производства по делам о нарушении таможенных правил и подготовки к осуществлению защиты интересов таможенных органов в судах. Письмом, в частности, предусмотрено, что в случае сомнения о полноте производства по делу или при наличии обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела по существу, такое дело передается для изучения и подготовки соответствующего заключения в юридический отдел таможенного органа. Для обеспечения квалифицированной защиты интересов таможенных органов в судах в случаях обжалования постановлений по делам о НТП руководителям таможен предложено создать за счет внутренних возможностей в юридических отделах специальные группы по изучению дел о НТП и судебно-правовой защите интересов таможен, тем самым расширить и укрепить это направление деятельности. В настоящее время уже начался процесс создания таких групп при юридических отделах таможен. На сегодняшний день группы созданы в Кингисеппской, Выборгской, Себежской, Костомукшской, Архангельской, Печорской таможнях. Неоправданно затягивается создание групп в Санкт-Петербургской, Новгородской, Кандалакшской, Мурманской таможнях, в связи с чем руководителям этих таможенных органов необходимо указать на повышение исполнительской дисциплины.
Проведенная юротделом управления работа по улучшению практики применения таможенного законодательства в регионе дала свои положительные результаты, о чем свидетельствуют данные судебно-арбитражной практики за I полугодие 1996 года.
С начала 1996 года с участием таможенных органов рассмотрено 394 судебных и арбитражных спора на общую сумму 264 млрд. 991 млн. 417 тыс. руб.
Из них в 265 случаях решения приняты в пользу таможенных органов на общую сумму 189 млрд. 99 млн. 251 тыс. руб.
Таким образом, с начала текущего года 67% дел рассмотрено судами в пользу таможенных органов, по сравнению с 52% за весь 1995 год. Лишь в двух таможнях региона - Мурманской и Великолукской - процент проигранных дел превышает процент дел, по которым решения вынесены в пользу таможни. Руководителям названных таможен необходимо принять действенные меры по повышению эффективности правоприменительной деятельности, результативности работы отделов административных расследований и юридических отделов.
(в ред. Приказа ГТК РФ от 12.05.2003 N 490)
В целом по региону работа по повышению качества судебно-арбитражной защиты интересов таможенных органов будет и в дальнейшем оставаться одним из приоритетных направлений в деятельности юридических подразделений.
Однако проблемы правоприменительной практики, которые нагляднее всего выявляются в процессе судебно-правовой защиты интересов таможенных органов, не ограничиваются только лишь теми или иными недостатками в деятельности самих таможенных органов. Вопрос этот следует рассматривать гораздо шире и потому оценивать деятельность таможенного органа в целом и его юридического отдела в частности только по результатам судебно-арбитражного разрешения споров было бы в корне неправильно.
Современная правовая основа судебно-арбитражной практики за последние годы претерпела принципиальные изменения, связанные с реформированием экономических и политических основ нашего общества. Базируясь на положениях таможенного законодательства, во многом определившего развитие других отраслей права, практика правоприменительной деятельности таможенных органов зачастую сталкивается с устаревшими или наоборот еще неустоявшимися нормами налогового, административного, гражданского и других отраслей законодательства. Несоответствие некоторых правовых норм конституционным нормам, пробелы в законодательстве нередко ставят таможенные органы в трудное положение.
Применение в деятельности таможенных органов приказов и других нормативных актов Государственного таможенного комитета, не прошедших в установленном порядке регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, не дает права представителям таможенных органов ссылаться на эти документы в обоснование своей позиции при судебном разрешении споров. Таким образом, складывается ситуация, при которой, выдвигая требования, установленные ГТК России, таможенные органы в то же время ничем не могут подкрепить обоснованность таких требований. И как следствие - признание судом требований таможни не соответствующими законодательству и вынесение решения не в пользу таможни. В частности, это касается споров о правомерности применения порядка внутреннего таможенного транзита, установленного не зарегистрированным в Минюсте Приказом ГТК России от 16.04.93 N 136 (например, подобный спор возник при рассмотрении Дзержинским нарсудом дела по жалобе АО "КИТ-ПРИНТ" на действия должностных лиц Выборгской таможни).
То же самое можно сказать и о ряде разъяснений ГТК России по вопросам перемещения товаров и транспортных средств через российско-белорусскую границу. Указанные разъяснения, которыми руководствуются таможенные органы, но которые нельзя считать нормативными актами, вызвали длительную дискуссию в ходе рассмотрения Дзержинским райнарсудом г. Санкт-Петербурга в январе 1996 года дела по жалобе гр-н Колос и Красавина на постановления Кингисеппской таможни по делам о НТП N 15700-591/95 и 15700-624/95. Суть спора заключалась в правомерности привлечения к ответственности по ст. ст. 280, 281 ТК РФ лиц, ввезших в 1994 году с территории Белоруссии в льготном порядке транспортное средство в Российскую Федерацию и эксплуатирующих его на территории России, в связи с изданием Указа Президента РФ от 25.05.95 об отмене таможенного контроля и таможенного оформления на российско-белорусской границе. В данном случае представителям юридических отделов Кингисеппской таможни и СЗТУ удалось отстоять свою позицию и жалобы гр-н Колос и Красавина судом были отклонены.
Следует отметить, что по всем вопросам о противоречивости нормативных актов и имеющихся несоответствиях направляются соответствующие запросы и информации в ГТК России.
Основная категория дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции, это обжалование физическими лицами постановлений таможенных органов о привлечении к ответственности по ст. ст. 280, 281 ТК РФ. Основной проблемой здесь по мнению юридических отделов таможен и управления является то, что в ст. 280 ТК РФ заужен перечень действий, подпадающих под нарушение таможенных правил. Отсутствие в данном составе правонарушения понятия "пользование транспортным средством" является серьезным пробелом, который используют заявители, предъявляя свои требования, и суды, вынося решения об отмене постановлений таможенных органов и тем самым пытаясь закрепить свою "праведную" роль.
Соответствующие предложения также направлены юротделом в Правовое управление ГТК России (исх. N 06-17/2000 от 29.04.96, 06-17/2510 от 24.05.96, 06-17/3127 от 28.06.96 и др.).
Еще одна важная проблема, возникающая при рассмотрении дел судами общей юрисдикции, состоит в неправомерном применении судами при вынесении решений статьи 239 Таможенного кодекса Российской Федерации. Указанная статья наделяет должностное лицо таможенного органа, рассматривающее дело о НТП, правом назначения нарушителю более мягкой меры наказания, чем предусматривает санкция соответствующей статьи Таможенного кодекса. При этом ни суды, ни какие-либо иные лица таким правом не наделены. Вместе с тем, в практике Дзержинского райнарсуда имеют место случаи снижения судом ниже низшего предела размера взыскания, наложенного постановлением таможенного органа по делу о НТП (это относится, например, к решениям Дзержинского нарсуда по жалобам гр-н Балашова, Цветаева, Колос, Красавина). В этих случаях юротделом в установленном порядке направляются заявления об отмене принятого судом решения в прокуратуру и вышестоящий судебный орган.
Анализ арбитражной практики в деятельности таможен показывает, что споры, рассматриваемые с участием таможенного органа, касаются, главным образом, вопросов:
- о праве таможенных органов на бесспорное списание таможенных платежей;
- об обжаловании постановлений по делам о нарушении таможенных правил;
- о статусе декларантов на договорной основе, их ответственности за сведения, представляемые в таможенный орган, и за уплату таможенных платежей.
Наиболее часто обжалуются постановления таможенных органов, принятые по ст. ст. 254 (недоставление в таможенный орган товаров), 273 (нарушение таможенного режима экспорта в части неперечисления валютной выручки), 279 (недекларирование или недостоверное декларирование) ТК РФ.
Основные сложности возникают при отстаивании интересов таможенных органов по применению ст. 273 ТК РФ в части непоступления валютной выручки от экспорта товаров. Наиболее характерными примерами здесь могут служить иски АО "КОМИ-НЕФТЬ" к Сыктывкарской таможне на сумму 60 млрд. 821 млн. 789 тыс. 163 руб., АОЗТ ФПК "Северо-Запад лес" к Вологодской таможне на сумму 87 млн. 663 тыс. 488 руб. и др.
В своих исковых заявлениях о признании недействительными постановлений таможен по указанной категории дел истцы приводят в свою пользу следующие аргументы:
- ст. ст. 97 - 99 ТК РФ дают исчерпывающее определение условий таможенного режима экспорта, среди которых репатриация валютной выручки не значится. Следовательно непоступление валютной выручки от экспорта товаров не может служить основанием для привлечения лица к ответственности по ст. 273 ТК РФ, а может рассматриваться только как нарушение валютного законодательства по ч. 2 ст. 201 ТК РФ;
- таможенные органы не наделены правом привлечения к ответственности за непоступление валютной выручки, так как в соответствии с Законом Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" за невыполнение требований этого закона (каковым является и требование о перечислении валютной выручки от экспорта) штрафные санкции могут налагаться только органами валютного контроля, а таможенные органы таковыми не являются;
- согласно официального разъяснения Государственно-правового управления Президента Российской Федерации от 4 ноября 1993 года факт незачисления валютной выручки на счета в уполномоченных банках при отсутствии целей сокрытия, т.е. умышленного незачисления, не может служить основанием для применения санкций;
- при наложении штрафных санкций таможенные органы руководствуются Инструкцией Центробанка РФ N 19 и ГТК России N 01-20/10283 от 12.10.93, которая не имеет юридической силы, поскольку не зарегистрирована в Минюсте РФ.
По этим основаниям арбитражными судами отменяется подавляющее большинство дел по ст. 273 ТК РФ. Это еще один пример пробелов и несоответствий действующего законодательства, решить которые можно только на высшем законодательном уровне.
Затрудняет судебно-правовую защиту интересов таможенных органов в арбитражных судах также такие факторы, как:
- невведение до настоящего времени в действие ч. 1 ст. 124 Таможенного кодекса Российской Федерации о наделении таможенных органов правом бесспорного списания таможенных платежей;
- непризнание судами рекомендаций ГТК России о применении ст. 13 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в качестве обоснования наличия у таможенных органов права на бесспорное списание таможенных платежей. На практике суды отвергают возможность распространения названной статьи Закона на таможенные органы, поскольку законодательством таможенные органы напрямую не отнесены к разряду налоговых органов, а Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 18.06.93 "О введении в действие Таможенного кодекса Российской Федерации" четко определяет условия наделения таможенных органов правом на бесспорное списание таможенных платежей. Таким условием является внесение изменений в налоговое законодательство Российской Федерации, а это условие до настоящего времени не выполнено.
Таким образом, во всех случаях отказа судебных органов в удовлетворении требований таможен о бесспорном списании таможенных платежей мы вынуждены признать, что законодательство в данном случае не отвечает интересам государства в лице таможенных органов. Однако позиции арбитражных судов в данном случае формально отвечают требованиям действующего в настоящее время законодательства. В связи с этим вопросы взыскания таможенных платежей в настоящее время необходимо решать в судебном порядке.
Таковы лишь некоторые основные проблемы применения таможенного законодательства на нынешнем этапе его формирования и развития.
В настоящее время юридическим отделом СЗТУ России осуществляется еженедельный сбор информации в таможенных органах региона о состоянии судебно-арбитражной практики, количестве и стоимостной оценке рассматриваемых споров, возникающих при разрешении этих споров проблемах. Такой подход позволяет не только систематически анализировать состояние дел в этом вопросе в целом по региону, но и также при необходимости незамедлительно оказывать юротделам таможен практическую и методическую помощь в целях наиболее эффективной защиты интересов таможенных органов.
Ежеквартально в Правовое управление ГТК России юротделом направляется анализ судебно-арбитражной практики в регионе, с обязательным указанием в том числе и на те вопросы, которые требуют разрешения на законодательном уровне. Определилась необходимость данный анализ направлять в таможни для учета в работе.
В заключении хотелось бы кратко остановиться на вопросе взаимодействия юридических отделов с другими структурными подразделениями таможенного органа.
Как уже отмечалось, основной задачей юридического отдела является правовое обеспечение деятельности таможенного органа. Вместе с тем, не следует понимать, что тем самым с других отделов и подразделений таможенного органа снимается ответственность за соблюдение законодательства и принятие законных и обоснованных решений. В таможенных органах нет вопросов "не юридических". Все принимаемые здесь решения так или иначе затрагивают права и интересы граждан, предприятий, организаций. Юридические отделы при этом не могут и не должны подменять функции других отделов. Они призваны давать только правовую оценку совершаемым действиям и принимаемым решениям.
Особое внимание хотелось бы обратить на взаимодействие отделов и служб при обобщении практики применения законодательства. Юридические подразделения региона повсеместно сталкиваются с непониманием всей важности этой деятельности со стороны других отделов, специализирующихся по конкретным вопросам таможенного дела. Вместе с тем, Письмом ГТК России от 05.09.95 N 06-10/12689 установлено, что обобщение практики применения таможенного законодательства и составление по этому вопросу ежемесячных отчетных информаций, направляемых в ГТК России для последующего обобщения на общефедеральном уровне, должно проводиться юридическими отделами с привлечением других подразделений таможенного органа.
Со стороны структурных подразделений СЗТУ юротдел иногда не находит в этом отношении необходимого понимания. Не до конца понимая всю важность этого вопроса, отделы (отдел таможенных платежей, отдел таможенных режимов, отдел таможенной стоимости и валютного контроля и др.) подходят формально к предложениям юротдела о предоставлении необходимой информации по той или иной тематике отчетной информации. Вместо анализа проблемы в юротдел направляются "отписки". Так, например, отдел таможенной стоимости и валютного контроля в ответ на обращение юридического отдела о предоставлении анализа состояния дел в регионе по теме "Таможенная стоимость, происхождение товаров" ограничился указанием лишь на неполный перечень нормативных актов, регулирующих данный вопрос (копии документов прилагаются).
В то же время ГТК России требует в представляемых таможенными органами целевых ежемесячных информациях детального анализа того или иного института таможенного дела и практики его применения.
Подводя итог, можно отметить, что юридические отделы, несмотря на свою "юность", выполняют большую работу по правовому обеспечению деятельности таможенных органов Северо-Западного региона. Вместе с тем, на сегодняшний день еще не все задачи, стоящие перед юридическими службами таможенных органов региона, решаются на должном уровне. Поэтому процесс укрепления юридических подразделений и повышения эффективности их деятельности продолжается и юротдел СЗТУ видит свою задачу в том, чтобы поднять правовую работу в таможенных органах региона на качественно новый уровень. Однако дальнейшего улучшения практики применения таможенного законодательства нельзя ожидать:
- без решения вопросов о дальнейшем укреплении юридических служб, их окончательном укомплектовании квалифицированными специалистами, повышении их статуса, улучшении материально-технического оснащения юротделов;
- без надлежащей юридической подготовки сотрудников таможен, осуществляющих применение таможенного законодательства;
- без осознания каждым сотрудником таможенных органов региона места и роли таможенного дела в государстве и роли каждого должностного лица таможни в осуществлении правоприменительной практики.
Место и роль юридического отдела таможенного органа в настоящее время еще не до конца понята другими службами и отдельными должностными лицами. Однако, следует учесть, что юридические отделы созданы и действуют не для того, чтобы ставить препятствия на пути выполнения таможенными органами возложенных на них функций: регулирования порядка перемещения товаров, взыскания таможенных платежей, привлечения к ответственности за нарушения таможенных правил и пр. Задача у всех у нас одна - защита экономических интересов России. А юристы таможенных органов призваны обеспечивать выполнение этой задачи всеми службами и должностными лицами в строгом соответствии с нормами закона. И чем эффективнее юридические отделы будут работать в этом направлении, тем выше будет статус и место таможенных органов в системе государственных органов Российской Федерации.
Вынесение вопроса о применении таможенного законодательства на рассмотрение Коллегии свидетельствует об озабоченности руководства СЗТУ России данной проблемой. Юридические отделы примут все меры к тому, чтобы достичь надлежащего правового обеспечения деятельности таможенных органов региона.



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОЛЛЕГИЯ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ТАМОЖЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
РЕШЕНИЕ
от 11 июля 1996 г. N 4 п.1
О ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РЕГИОНА
Обсудив состояние работы по применению таможенного законодательства в таможенных органах Северо-Западного региона, Коллегия СЗТУ отмечает, что в 1995 - 1996 гг. таможенными органами региона проведена работа по освоению таможенного законодательства и его практическому применению.
Проделанная работа по сбору и анализу информации о состоянии правоприменительной деятельности в таможенных органах региона может быть признана как начальный этап исправления негативных явлений, имеющихся в практике применения таможенного законодательства.
В настоящее время существует необходимость перехода к координации усилий юридических служб таможен региона в сфере реализации таможенного законодательства и оказания им практической помощи.
В условиях возрастающего числа случаев оспаривания действий таможенных органов в Северо-Западном регионе очень острой стала проблема адекватного понимания судами, арбитражными судами и органами прокуратуры таможенного законодательства России и нормативных актов ГТК России.
Анализ состояния правоприменительной деятельности свидетельствует, что наиболее результативно работа проводится в Пыталовской, Себежской, Выборгской, Кингисеппской таможнях. Низкая эффективность правоприменительной практики отмечается в Великолукской, Мурманской, Санкт-Петербургской таможнях.
В целом в I полугодии 1996 года таможенными органами региона проиграно 33% судебных дел на общую сумму 65 млрд. 142 млн. руб.
Уровень профессиональной подготовки таможенников не в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к таможенной службе.
Не удалось добиться кардинальных сдвигов в строгом соблюдении правовых норм должностными лицами, осуществляющими применение таможенного законодательства.
Таможенное законодательство и нормативные акты во многих случаях практической деятельности воспринимаются как общее руководство к действию, а не как нормы, требующие неукоснительного и строгого их соблюдения.
Имеются существенные организационные недостатки, которые негативно сказываются на практике применения таможенного законодательства, а также проблема обеспечения кадров юридических отделов и отсутствие должного внимания к их работе.
В целях устранения имеющихся недостатков и обеспечения дальнейшего поступательного движения в деле правового обеспечения деятельности таможенных органов региона Коллегия СЗТУ России решила:
1. Считать одним из приоритетных направлений деятельности и показателем результативности таможен в этой деятельности полное и строгое соблюдение таможенного законодательства и нормативных актов ГТК России.
2. Усилить взаимодействие регионального таможенного управления с нижестоящими таможенными органами по вопросам применения таможенного законодательства и защите интересов таможенных органов.
Отв. Криволап М.Я., начальники таможен
3. Разработать долгосрочную программу обучения руководителей и специалистов таможенных органов региона на базе Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии и отдельных таможен по вопросам правоприменительной деятельности.
Срок: декабрь 1996 года
Отв.: Криволап М.Я., Мячин А.Н.
4. В целях правильного применения норм таможенного права разработать план проведения совместных совещаний и семинаров по проблемам таможенного законодательства с участием специалистов таможенных органов и судей народных и арбитражных судов.
Срок: сентябрь 1996 года
Отв.: Криволап М.Я., начальники таможен
5. Юридическому отделу СЗТУ России ежеквартально направлять в таможни анализ правоприменительной практики в таможенных органах региона с целью определения места и роли каждого таможенного органа в защите экономических интересов и распространения положительного опыта в применении таможенного законодательства.
Срок: ежеквартально
Отв.: Криволап М.Я.
6. Юридическому отделу СЗТУ России усилить взаимодействие с ГТК России по разрешению направленных в Правовое управление запросов и предложений по применению норм таможенного законодательства.
Отв.: Криволап М.Я.
7. Признать целесообразным формирование в таможнях специализированных групп по судебно-правовой защите интересов таможенных органов.
Срок: 1 сентября 1996 года
Отв.: начальники таможен, начальники юридических отделов
8. Указать начальникам Великолукской, Мурманской, Санкт-Петербургской таможен на необходимость повышения уровня правоприменительной практики.
Руководителям таможен обеспечить реализацию всех ранее принятых решений в отношении юридических служб, а также принять самостоятельные меры, направленные на обеспечение более эффективной работы юридических отделов.
9. Считать необходимым осуществление комплекса мер по укреплению юридических отделов таможенных органов региона и повышению их ответственности, в том числе:
- усилению контрольных функций юридических отделов за исполнением таможенного законодательства;
- обязательному учету интенсивности труда сотрудников юридических отделов при установлении им надбавок к окладам и применении мер поощрения;
- безотлагательному и полному обеспечению в соответствии с Табелем оснащенности, утвержденным Приказом ГТК России от 23.09.94 N 485, а также юридической литературы.
Срок: 01.10.96
Отв.: начальники таможен, начальники юридических отделов таможен
10. Рекомендовать начальникам таможен направлять до 50% средств, получаемых от деятельности по информированию и консультированию, на улучшение условий оплаты труда сотрудников юридических отделов, а также их технического и бытового оснащения.
11. Контроль за данным решением осуществлять члену Коллегии СЗТУ России Козлову А.В. О результатах доложить в I квартале 1997 года.
Начальник Северо-Западного
таможенного управления
ГТК России
В.А.ШАМАКОВ

ПИСЬМО ГТК РФ от 09.10.1996 n 06-10/17969 О НАПРАВЛЕНИИ МАТЕРИАЛОВ (вместе с РЕШЕНИЕМ Коллегии Северо-Западного таможенного управления от 11.07.1996 n 4 п.1)  »
Постановления и Указы »
Читайте также