ПРИКАЗ ГТК РФ от 22.10.2001 n 1005 (ред. от 12.05.2003) ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К СТРОИТЕЛЬСТВУ (РЕКОНСТРУКЦИИ), ОБУСТРОЙСТВУ И ТЕХНИЧЕСКОМУ ОСНАЩЕНИЮ ВОЗДУШНЫХ, МОРСКИХ (РЕЧНЫХ) И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУНКТОВ ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 22 октября 2001 г. N 1005
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ,
ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
К СТРОИТЕЛЬСТВУ (РЕКОНСТРУКЦИИ), ОБУСТРОЙСТВУ
И ТЕХНИЧЕСКОМУ ОСНАЩЕНИЮ ВОЗДУШНЫХ, МОРСКИХ
(РЕЧНЫХ) И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУНКТОВ ПРОПУСКА
ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Приказа ГТК РФ от 12.05.2003 N 490)
В целях совершенствования организации и повышения эффективности таможенного контроля и таможенного оформления в воздушных, морских (речных) и железнодорожных пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также совершенствования нормативной базы по таможенному делу приказываю:
1. Утвердить:
- Требования, предъявляемые таможенными органами Российской Федерации к строительству (реконструкции), обустройству и техническому оснащению воздушных пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации (Приложение 1);
- Требования, предъявляемые таможенными органами Российской Федерации к строительству (реконструкции), обустройству и техническому оснащению морских (речных) пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации (Приложение 2);
- Требования, предъявляемые таможенными органами Российской Федерации к строительству (реконструкции), обустройству и техническому оснащению железнодорожных пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации (Приложение 3).
2. Региональным таможенным управлениям и таможням, непосредственно подчиненным ГТК России, руководствоваться положениями требований, указанных в п. 1, при участии в разработке заданий на проектирование, при согласовании проектно - сметной документации на строительство (реконструкцию) воздушных, морских (речных) и железнодорожных пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и при приемке их в эксплуатацию.
3. Контроль за выполнением настоящего Приказа осуществлять первому заместителю председателя ГТК России В.И. Мещерякову.
Председатель Комитета,
генерал - полковник
таможенной службы
М.В.ВАНИН



Приложение 1
к Приказу ГТК России
от 22 октября 2001 г. N 1005
ТРЕБОВАНИЯ,
ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
К СТРОИТЕЛЬСТВУ (РЕКОНСТРУКЦИИ), ОБУСТРОЙСТВУ
И ТЕХНИЧЕСКОМУ ОСНАЩЕНИЮ ВОЗДУШНЫХ ПУНКТОВ
ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1. Настоящие Требования, предъявляемые таможенными органами Российской Федерации к строительству (реконструкции), обустройству и техническому оснащению воздушных пунктов пропуска (далее - Требования), разработаны с целью проведения единой политики по строительству (реконструкции), обустройству и техническому оснащению помещений и сооружений пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, устанавливаемых в аэропортах и на аэродромах, открытых для международного сообщения (далее - ВПП).
2. Требования предназначены для использования при подготовке заданий на проектирование новых и на реконструкцию действующих пунктов пропуска.
3. При проектировании ВПП необходимо руководствоваться отраслевыми руководящими документами, а также соответствующими СНиПами, государственными стандартами, эталонами, санитарными нормами, правилами пожарной безопасности, правилами и инструкциями по вопросам использования средств связи, технических средств таможенного контроля и другими нормативными актами, регламентирующими проектирование, строительство и эксплуатацию зданий и сооружений ВПП.
4. В процессе проектирования ВПП подрядчик уточняет площадь помещений, их число, конкретные места размещения средств связи, технических средств контроля, в том числе средств контроля за делящимися и радиоактивными материалами, теленаблюдения, охранно - пожарной сигнализации.
5. В Требованиях использованы следующие понятия:
а) служебные помещения - помещения для сотрудников таможенных органов, определяемые установленными нормами, оборудованные необходимыми материально - техническими средствами для осуществления ими должностных обязанностей;
б) специальные помещения - помещения, к обустройству и оснащению которых предъявляются специальные требования (установка окон, панелей и дверей повышенной прочности, оснащение охранной и пожарной сигнализацией, с определенным режимом работы (оружейные пирамиды, сейфы и шкафы для хранения валютных ценностей и конфискованных товаров и т.п.));
в) досмотровые помещения (площадки) - помещения (площадки), предназначенные для проведения таможенного досмотра товаров, грузов и транспортных средств, а также личного досмотра физических лиц и снабженные необходимым оборудованием и техническими средствами;
г) зал официальных лиц и делегаций - организуется в соответствии с Положением о залах официальных лиц и делегаций, организуемых в составе железнодорожных и автомобильных вокзалов (станций), морских и речных аэропортов (аэродромов), открытых для международных сообщений (международных полетов), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.96 N 1116, и является специализированной частью ВПП (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 40, ст. 4654; 1999, N 44, ст. 5319);
д) зона таможенного контроля - специально выделенная и обозначенная часть таможенной территории Российской Федерации, создаваемая для осуществления таможенного контроля и обеспечения соблюдения таможенного законодательства;
е) зал таможенного контроля - помещения (комнаты), предназначенные для проведения таможенного оформления и таможенного контроля лиц, товаров, грузов и транспортных средств и снабженные необходимым оборудованием и техническими средствами;
ж) транзитный зал - помещения (комнаты), предназначенные для временного пребывания пассажиров (лиц), следующих в третью страну назначения через ВПП транзитом без оформления и пересечения Государственной границы Российской Федерации;
з) сектор таможенного контроля - рабочие места сотрудников таможенных органов, оборудованные для производства таможенного оформления и таможенного контроля.
6. Служебные, специальные помещения, досмотровые помещения (площадки) предназначены для осуществления таможенного контроля и таможенного оформления воздушных судов, пересекающих Государственную границу Российской Федерации, товаров и транспортных средств, перемещаемых через Государственную границу Российской Федерации воздушным транспортом.
II. Архитектурно - планировочная часть
7. Проектирование служебных и специальных помещений в ВПП производится в соответствии со СНиП 2.09.02-85 "Производственные здания", 2.11.01-85 "Складские здания", 2.09.04-87 "Административные и бытовые здания", 2.08.02-89 "Общественные здания и сооружения". При этом должно быть предусмотрено наличие (Приложение 1):
- служебных помещений (комнат, кабинетов для размещения сотрудников подразделения таможенного органа);
- помещений для осуществления таможенного контроля и таможенного оформления физических лиц, пересекающих Государственную границу Российской Федерации;
- помещений и площадок для осуществления таможенного контроля и таможенного оформления товаров, транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации (стоянки воздушных судов, досмотровые площадки в местах хранения товаров);
- складских помещений и площадок;
- специальных помещений.
8. Все помещения для размещения сотрудников таможенного органа в ВПП должны быть выделены в единый блок с отдельным входом для сотрудников и посетителей и запасным выходом. Для исключения несанкционированного доступа в служебную зону и поддержания пропускного режима отдельный вход в нее должен быть оборудован местом пропуска сотрудников и посетителей.
9. Залы таможенного контроля должны быть предусмотрены в международном секторе аэропорта на прилете, вылете и транзите товаров физических лиц, пересекающих границу, в этом же секторе должен быть предусмотрен зал официальных лиц и делегаций.
10. Залы таможенного контроля должны исключать возможность контакта между физическими лицами, следующими в различных направлениях, проходящими контроль и встречающими (провожающими). Залы могут быть разделены перегородками или находиться в несмежных помещениях.
11. Зал таможенного контроля на прилет должен включать последовательно по направлению движения пассажиров:
- сектор накопления пассажиров;
- сектор обработки и получения багажа пассажиров;
- сектор ожидания, заполнения и оформления документов;
- сектор таможенного контроля.
12. В секторе таможенного контроля должны быть предусмотрены:
- рабочие места сотрудников таможенных органов (стол для досмотра товаров физических лиц, стойка для работы с таможенными документами);
- места опроса физических лиц;
- комнаты личного досмотра физических лиц, оборудованные в соответствии с санитарно - гигиеническими требованиями;
- комнаты старшего группы оформления;
- комнаты дежурной смены;
- технические средства таможенного контроля;
- технические средства радиационного контроля;
- средства связи.
13. В секторе ожидания, заполнения и оформления документов для оформления физическими лицами таможенных деклараций и иных документов должно быть предусмотрено наличие столов и стоек.
14. Зал таможенного контроля на вылет должен включать последовательно по направлению движения пассажиров:
- сектор ожидания и заполнения документов;
- сектор таможенного контроля;
- сектор регистрации и обработки багажа пассажиров;
- сектор накопления пассажиров.
Зал таможенного контроля должен исключать возможность контакта физических лиц, проходящих контроль, с посторонними лицами и доступа последних в него.
Обустройство сектора таможенного контроля то же, что в секторе таможенного контроля на прилет.
15. В зале официальных лиц и делегаций должны быть помещения, средства контроля и связи, необходимые для проведения таможенного оформления и таможенного контроля товаров официальных лиц.
16. В транзитном зале предусматривают наличие служебных помещений для оперативной работы сотрудников таможенного органа.
17. Площадки для таможенного контроля и таможенного оформления транспортных средств должны соответствовать условиям для создания полноценного таможенного контроля и таможенного оформления воздушных судов, выполняющих международные рейсы. Площадки включают в себя стоянки пассажирских и грузовых воздушных судов.
При наличии в ВПП участка переработки грузов, перевозимых автомобильным транспортом, в его пределах должны иметься площадки (стоянки) для:
- накопления партий товаров, таможенного оформления и таможенного контроля грузового автотранспорта при его убытии за границу;
- таможенного оформления и таможенного контроля грузового автотранспорта при его прибытии из-за границы;
- накопления партий товаров, таможенного оформления и таможенного контроля легкового автотранспорта при его убытии за границу;
- таможенного оформления и таможенного контроля легкового автотранспорта при его прибытии из-за границы;
- хранения изъятых товаров и транспортных средств.
Площадки при необходимости оборудуются боксами контроля - углубленного досмотра автотранспортных средств, а для контроля грузового автотранспорта - средствами малой механизации (число боксов определяется расчетами при проектировании в зависимости от грузопотока).
Зоны таможенного контроля в секторах прилета и вылета создаются в соответствии с требованиями Приказа ГТК России от 13.07.2000 N 594 "Об утверждении Положения о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля" (зарегистрирован Минюстом России 14.08.2000, рег. N 2354).
Зона таможенного контроля должна быть огорожена непрозрачными перегородками высотой не менее 2 м с расположенными (по ходу движения) дистанционно управляемыми калитками шириной прохода не менее 1,5 м. По возможности ставят перегородки с односторонней прозрачностью со стороны зоны таможенного контроля.
К зоне таможенного контроля товаров физических лиц должны предъявляться следующие требования:
- к площадке должен быть обеспечен подъезд грузового автотранспорта и погрузочной техники с шириной маршрута не менее 2,5 метра, уклоны на маршруте не должны превышать 5%;
- зона таможенного контроля на прилет должна иметь ограждение с проходами для физических лиц на входе в нее и на выходе из нее;
- в нерабочее время зоны таможенного контроля должны закрываться и ставиться под охрану, входные двери в зону должны быть раздвижными либо открывающимися наружу;
- рентгеновские аппараты должны устанавливаться парами так, чтобы операторы располагались лицом друг к другу, а проход для физических лиц находился посредине, его ширина - не менее 1,8 м, ширина прохода для пассажиров у одиночного рентгеновского аппарата - не менее 1,2 м, для производства технического обслуживания и ремонта с боковых сторон рентгеновского аппарата должен быть проход шириной 0,8 - 1 м;
- расстояние от перегородки со стороны входа до начала транспортера рентгеновского аппарата и от конца досмотрового стола до перегородки со стороны выхода - не менее 2 м, общая длина зоны таможенного оформления и таможенного контроля должна быть не менее 10 м;
- для обслуживания инвалидов необходимо предусмотреть маршруты их движения к месту таможенного контроля и таможенного оформления без лестничных маршей или отдельный вход, оборудованный подъемными приспособлениями;
- на маршруте следования физических лиц из зала таможенного контроля до борта воздушного судна и в обратном направлении должна быть исключена возможность их отклонения от маршрута следования и контакта с лицами, не участвующими в технологической схеме таможенного оформления и таможенного контроля.
18. Складские помещения и площадки в ВПП предназначены для хранения товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации и находящихся под таможенным контролем в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.
Складские помещения и площадки могут разделяться на предназначенные для хранения товаров, перемещаемых в процессе грузовых перевозок и перемещаемых в ручной клади физических лиц.
Складские помещения для хранения отдельно следующего багажа физических лиц и невостребованного багажа должны находиться в международном секторе, в непосредственной близости от залов таможенного контроля. Допускается хранение таких товаров на складе для товаров, перемещаемых грузовыми рейсами, в случае его нахождения в непосредственной близости от залов таможенного контроля.
Во всех складских помещениях должны быть оборудованы рабочие места сотрудников таможенного органа (мебель, оргтехника, средства связи, технические средства таможенного контроля и напольные весы).
На складах временного хранения товаров, перевозимых грузовыми рейсами, должны быть выделены служебные помещения и непосредственно в складских помещениях оборудованы рабочие места для сотрудников таможенного органа.
При проектировании складских помещений необходимо учитывать характер грузов, их вес, количество поступлений в день, время хранения, способ хранения и т.д.
Специальные помещения могут располагаться как в административном блоке подразделения таможенного органа, так и в залах таможенного контроля.
Состав специальных помещений следующий:
- аккумуляторная;
- лаборатория;
- фотолаборатория;
- комната хранения оружия и специальных средств защиты (располагается рядом с комнатой дежурного по подразделению таможенного органа);
- помещение для служебных собак;
- архив;
- комната специальной техники;
- комната хранения, ремонта технических средств контроля, средств связи;
- место для заряжания, разряжания и чистки оружия;
- касса;
- специальное помещение для хранения радиоизотопных приборов и источников ионизирующих излучений площадью не менее 10 кв. м, располагается так, чтобы дежурная служба обеспечивала его физическую защиту.
19. Площадь специальных помещений, а также их число и возможность совмещения уточняют на этапе проектирования в зависимости от увеличения пассажиро- и грузопотока на перспективу.
20. В ВПП должны быть предусмотрены специальные площадки для досмотра и хранения делящихся и радиоактивных материалов, расположенные в изолированных местах и удаленные от массового скопления людей.
21. Состав, тип и место установки применяемого оборудования определяют в процессе проектирования конкретного ВПП при разработке архитектурно - планировочного решения. При выборе типа систем (средств) и состава оборудования технических средств учитывают:
- требования, предъявляемые к работе ВПП заказывающим таможенным органом (далее - Заказчик);
- задание на проектирование;
- координаты места установки оборудования;
- объем, площадь и конфигурацию ВПП;
- реальные возможности проведения монтажных работ (обеспеченность специальными машинами и механизмами);
- природно - климатические условия окружающей среды;
- необходимость обеспечения электромагнитной совместимости аппаратных средств, а также обеспечения их защиты от вибрации и механических воздействий;
- необходимость обеспечения экологических, эргономических и медико - биологических условий для работы персонала.
В зависимости от назначения и особенностей объекта, а также характеристик контролируемых грузов (товаров) и воздушных судов, требований к таможенному контролю и технологии его проведения состав технических средств таможенного контроля ВПП определяется нормативными правовыми актами ГТК России и может дополняться новыми видами технических средств таможенного контроля.
Требования к помещениям и температурно - влажностному режиму в них определяются критичными параметрами размещаемых технических средств таможенного контроля и требований санитарных норм и правил в зависимости от оборудования и количества обслуживающего персонала.
22. Для содержания собак необходимы специальные помещения - павильоны, разделенные на кабины, к которым примыкают вольеры (Приложение 5).
Помещения для служебных собак должны отвечать зоогигиеническим требованиям, защищать собак от климатических особенностей зимнего и летнего погодных периодов, а также от доступа посторонних лиц и чрезмерного шума.
23. Помещение для собак необходимо строить на возвышенном сухом месте, удаленном от построек.
Территорию для содержания собак огораживают с учетом невозможности их визуального контакта с посторонними лицами.
На территории размещаются помещения кинологической службы:
- комната кинологов;
- кухня;
- кладовая для длительного хранения продуктов;
- комната для хранения инвентаря и спецсредств.
24. При проектировании ВПП наличие и необходимое количество собак определяется характером и объемом планируемого грузового и пассажирского потоков.
III. Требования к оснащению
информационно - техническими средствами
25. Технические средства и системы, необходимые для функционирования таможенного органа в ВПП, должны создаваться как комплекс технических средств и систем таможенного органа.
Состав, тип и место установки применяемого оборудования определяются в процессе проектирования ВПП, после проведения проектно - изыскательских работ и разработки архитектурно - планировочного решения. При выборе типа систем (средств) и состава оборудования учитывают:
- категорию ВПП, его месторасположение, степень уязвимости от вероятных действий нарушителей (групп, отдельных лиц), характер окружающей местности и принятую концепцию (способ) охраны;
- требования, предъявляемые таможенным органом к работе комплекса технических средств (далее по тексту - Заказчик);
- технические возможности комплекса технических средств, для реализации требований, предъявляемых Заказчиком;
- задание на проектирование;
- место установки оборудования;
- объем, площадь, протяженность и конфигурацию ВПП;
- освещенности объекта в различное время суток;
- реальные возможности проведения монтажных работ (обеспеченность специальными машинами и механизмами);
- климатические условия;
- необходимость обеспечения электромагнитной совместимости оборудования, входящего в состав комплекса технических средств, а также обеспечения защиты от действия вибрации, механических ударов;
- необходимость обеспечения экологических, эргономических и медико - биологических условий для работы персонала, эксплуатирующего комплекс технических средств.
26. Состав, количество и места установки технических средств устанавливаются по согласованию с Главным управлением организации таможенного контроля и Управлением спецтехники и автоматизации таможенных технологий ГТК России.
27. В комплекс технических средств таможенных органов должны входить:
- комплекс технических средств таможенного контроля;
- средства таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами;
- интегрированная структурированная кабельная система;
- локальная вычислительная сеть;
- система связи;
- комплексная система безопасности;
- система электроснабжения.
В задании на проектирование должны быть предусмотрены:
- вещательное телевидение;
- система речевого оповещения персонала о возникновении и (или) предпосылках возникновения аварийных и угрожающих ситуаций;
- система диспетчерской проводной связи;
- радиофикация (проводное вещание);
- часофикация.
28. Для повышения эффективности использования различных технических средств таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами, средств связи, систем таможенной охраны, пожарной сигнализации, теленаблюдения, локальных вычислительных сетей, систем электроснабжения и др. и сокращения затрат на строительные и монтажные работы должно быть предусмотрено их комплексирование (интеграция) в единую систему.
29. Комплекс технических средств таможенного контроля предназначен для обнаружения товаров, запрещенных (ограниченных) для перемещения через таможенную границу Российской Федерации, в том числе оружия, взрывчатых и наркотических веществ, культурных и исторических ценностей, а также для определения количественных и весовых характеристик товаров.
30. В комплекс технических средств таможенного контроля входят:
- досмотровая рентгенотехника;
- система обнаружения оружия.
Для углубленного досмотра и диагностики объектов таможенного контроля должны быть предусмотрены:
- средства поиска;
- технические (электронные) и химические средства идентификации;
- технические средства дознания и документирования по делам о контрабанде;
- приборы взвешивания;
- вспомогательные технические средства;
- оргтехника;
- лабораторное оборудование (в том числе в зависимости от характера перемещаемых грузов (товаров) средства для проведения экспресс - анализа).
Рентгеновский контроль должен осуществляться на базе конвейерных рентгенотелевизионных установок для досмотра багажа и ручной клади (число установок выбирают из расчета одна установка на 1000 пассажиров в сутки), переносных рентгеновских комплексов для углубленного досмотра отдельных предметов багажа, ручной клади пассажиров и отдельных конструктивных частей автотранспортных средств, а также рентгенотелевизионных установок для контроля легковых автомашин и микроавтобусов в ВПП.
31. На ВПП при больших объемах грузоперевозок в отдельном сооружении размещают специальную радиографическую или рентгеновскую технику: инспекционно - досмотровые комплексы для досмотра крупногабаритных грузов (автофургоны, морские и железнодорожные контейнеры), которые позволяют осуществлять контроль соответствия фактического содержимого объектов досмотра сведениям, заявленным в таможенной декларации, и одновременно выявлять незаконные вложения.
32. Конвейерные рентгенотелевизионные установки должны размещаться в залах таможенного контроля в секторах прилета и отлета. Установка для контроля легковых автомобилей и микроавтобусов размещается в специальном помещении (боксе), которое обеспечивает полную радиационную безопасность для обслуживающего персонала и окружающей природной среды.
33. При регулярном перемещении физическими лицами багажа и ручной клади, превышающих размеры досмотрового окна рентгеновского аппарата, должны использоваться рентгеновские аппараты для контроля содержимого средне- и крупногабаритных грузов. Дополнительно устанавливают стойку для работы с подконтрольными лицами высотой 90 - 100 см и размером столешницы примерно 50 x 50 см. В стойке должны быть не менее шести ячеек (ящиков), для хранения деклараций, банковских справок.
Требуемая площадь для размещения одной установки без учета накопителей и проходов составляет:
- 9 кв. м (4,5 x 2) - для контроля содержимого багажа и ручной клади;
- 15 кв. м (5 x 3) - для используемой при контроле средне- и крупногабаритных грузов;
- под установку для контроля легковых автомашин и микроавтобусов - спецбокс 38 x 17 м.
Электропитание установок должно осуществляться от сети переменного тока напряжением 220 В +/- 10%. Потребляемая мощность одной конвейерной установки - 1,5 кВт, установки для контроля легковых автомашин и микроавтобусов - 50 кВт.
34. Система обнаружения оружия предназначена для обнаружения металлических предметов произвольной формы и ориентации, скрытых в одежде, обуви или на теле физических лиц, пересекающих линию контроля. В качестве системы обнаружения металлических предметов могут использоваться стационарные металлодетекторы, которые устанавливают в залах таможенного контроля, а также портативные металлодетекторы.
35. Базовый (минимально необходимый) комплект технических средств для углубленного досмотра и диагностики объектов таможенного контроля включает:
- телевизионные досмотровые системы;
- комплекты досмотровых зеркал;
- досмотровые фонари;
- комплекты досмотровых щупов;
- комплекты досмотровых эндоскопов;
- ультрафиолетовые фонари;
- флуоресцентные фломастеры;
- детекторы обнаружения наркотических и взрывчатых веществ;
- детекторы контрабанды типа К-910 "Buster";
- комплекты досмотрового инструмента;
- оборудование и инструменты для отбора и хранения проб и образцов;
- средства идентификации драгоценных металлов;
- средства идентификации драгоценных камней;
- химические средства экспресс - анализа наркотических веществ;
- приборы для проверки и подсчета банкнот;
- приборы проверки подлинности таможенных документов;
- видеокомплекты;
- диктофоны;
- фотоаппараты;
- средства документирования и контроля аудио- и видеоинформации;
- весы электронные (предел взвешивания до 3 кг и до 300 кг);
- весы автомобильные (железнодорожные);
- копировально - множительные аппараты;
- универсальные зарядные устройства для зарядки аккумуляторов ТСТК.
36. Выбор технических средств таможенного контроля производится при разработке технического задания на оснащение ВПП комплексом технических средств с обязательным согласованием с Управлением спецтехники и автоматизации таможенных технологий ГТК России. Предпочтение должно отдаваться техническим системам отечественного производства. При отсутствии отечественных технических средств таможенного контроля с требуемыми эксплуатационно - техническими характеристиками может использоваться импортное оборудование.
В зависимости от видов основных грузов, перемещаемых через конкретный ВПП, состав технических средств может дополняться техническими средствами таможенного контроля для проведения их таможенного контроля и идентификации (приборы идентификации материалов, приборы подповерхностного зондирования, устройство для разбортирования и балансировки колес, электродрель со сменными насадками и автономным питанием (для отбора проб) и др.).
37. Необходимое количество каждого вида технических средств таможенного контроля определяют по следующим исходным данным:
- планируемый грузопоток;
- планируемый пассажиропоток;
- характер перемещаемых грузов;
- режим работы (сменность);
- планируемые (перспективные) технологии таможенного контроля;
- количество и состав досмотровых групп.
38. Для радиационного контроля товаров и транспортных средств используют специальную аппаратуру в соответствии с требованиями Приказа ГТК России от 19.03.1997 N 127 "Об организации работ по радиационному контролю" (в государственной регистрации не нуждается - письмо Минюста России от 03.04.98 N 2266-ПК).
39. Локальная вычислительная сеть ВПП состоит из средств вычислительной техники (сервер, рабочая станция), активного сетевого оборудования, средств управления активным сетевым оборудованием и кабельной сети для передачи информации, входящей в состав интегрированной структурированной кабельной системы.
40. К средствам вычислительной техники относятся рабочие станции (офисные, производительные, администратор локальной вычислительной сети) и серверы (приложений и баз данных). Выбор средств вычислительной техники осуществляют согласно отдельным техническим требованиям с учетом используемого в ВПП программного обеспечения. Оснащение ВПП средствами вычислительной техники может осуществляться как в рамках единого проекта локальной вычислительной сети, так и в виде отдельной поставки.
41. Структурированная кабельная система предназначена для передачи слаботочных сигналов между оборудованием пользовательских информационных систем - компьютерного оборудования различного назначения, телефонных аппаратов и т.д.
Структурированная кабельная система создается для обеспечения универсального физического коммутационного пространства пользовательских информационных систем различного назначения, в том числе для:
- построения и развития локальной вычислительной сети здания на основе современных и перспективных технологий (Ethernet, Fast Ethernet, Gigabit Ethernet, FDDI, ATM);
- построения и развития телефонной сети здания;
- построения и развития комплексной системы безопасности.
42. Структурированная кабельная система создается в соответствии со следующими нормативными документами:
ГОСТ "Информационная технология. Комплекс стандартов и руководящих документов на автоматизированные системы" (ГОСТ 34.201-89, ГОСТ 34.602-89);
ISO/IEC 11801 INFORMATION TECHNOLOGY - GENERIC CABLING FOR CUSTOMER PREMISES;
TIA/EIA-568-SET COMMERCIAL BUILBING TELECOMMUNICATIONS CABLING STANDARDS;
TIA/EIA-569 COMMERCIAL BUILDING STANDARD FOR TELECOMMUNICATIONS PATHWAYS AND SPACES;
TIA/EIA-570 RESIDENTIAL TELECOMMUNICATIONS CABLING STANDARD;
TIA/EIA-606 THE ADMINISTRATION STANDARD FOR THE TELECOMMUNICATIONS INFRASTRUCTURE OF COMMERCIAL BUILDINGS;
TIA/EIA-607 COMMERCIAL BUILDING GROUNDINGBONDINGREQUIREMENT STANDARD;
TIA/EIA TSB 72 CENTRALIZED OPTICAL FIBER CABLING GUIDELINES;
TIA/EIA TSB 75 ADDITIONAL HORIZONTAL CABLING PRACTICES FOR OPEN OFFICES;
Правила устройства электроустановок (ПУЭ), изд. 6-е, Главгосэнергонадзор России, 1998.
43. Структурированная кабельная система должна включать:
- горизонтальную кабельную разводку;
- промежуточные распределительные узлы;
- основную кабельную магистраль;
- основной распределительный узел.
44. Горизонтальная кабельная разводка должна охватывать оборудование одного этажа и начинаться там, где пользователь подключает компьютер, телефон или иное оконечное устройство, и оканчиваться в промежуточных распределительных узлах.
45. Промежуточный распределительный узел служит для связи горизонтальной кабельной системы с основной магистралью.
46. Основная кабельная магистраль обеспечивает соединение всех промежуточных распределительных узлов с основным распределительным узлом.
47. Основной распределительный узел является центром структурированной кабельной сети, содержит средства кроссового соединения горизонтальных кабелей с портами оборудования или магистральными каналами и обеспечивает администрирование, ремонт и модификацию всей кабельной сети.
48. Горизонтальная кабельная разводка, ограничители горизонтальных кабелей в промежуточных распределительных узлах, кроссовые соединения в промежуточных распределительных узлах и розетки для подключения оконечного оборудования составляют горизонтальную кабельную подсистему здания.
49. Горизонтальная кабельная подсистема должна обеспечивать передачу данных со скоростью 10/100 Мб/с между оконечным оборудованием и активным устройством при его установке в промежуточном распределительном узле.
На каждом рабочем месте должно быть обеспечено унифицированное подключение двух разнородных оконечных устройств.
50. Розетки и схема разделки кабеля должны обеспечить гарантированное подключение к структурированной кабельной системе локальной вычислительной и телефонной сетей, персональных компьютеров, сетевых принтеров, файловых серверов, серверов баз данных и другого компьютерного оборудования, имеющего стандартные интерфейсы для подключения к локальным вычислительным сетям, а также цифровых и аналоговых телефонных аппаратов.
51. Основная кабельная магистраль, кроссовые соединения в основном и промежуточных распределительных узлах составляют основную кабельную подсистему здания.
52. Основная кабельная магистраль должна обеспечить подключение нескольких активных сетевых устройств в каждом промежуточном распределительном узле (конкретное число определяется при проектировании). При этом должно быть предусмотрено двойное резервирование основной кабельной магистрали, предназначенное для развития и модернизации сети, а также на случай возможных отказов в основных кабельных соединениях.
53. Все компоненты структурированной кабельной системы должны быть унифицированы, легко сопрягаться друг с другом и обеспечивать простое подключение широкого спектра оборудования локальной вычислительной сети и телефонии.
54. Физическая конфигурация информационной сети должна определяться только коммутацией портов в распределительных узлах, при этом процесс коммутации должен быть прост и нагляден.
55. Структурированная кабельная система должна обеспечивать текущие и перспективные потребности пользовательских информационных систем, внедрение новых и развитие действующих информационных систем обеспечивается только путем изменения (дополнения) схемы коммутации в распределительных узлах и возможность интеграции в региональную информационно - телекоммуникационную систему.
56. Активное сетевое оборудование должно обеспечивать:
- производительность на системной шине не менее 1 Гбит/с при большом количестве подключаемых рабочих станций, файловых серверов, серверов баз данных и серверов приложений, а также периферийного оборудования с возможностью наращивания сети в перспективе;
- поддержку различных сетевых протоколов (IP, IPX, NetBIOS и др.) одновременно;
- использование стандартных протоколов для обмена информацией между устройствами сети с целью дальнейшего развития сети с использованием оборудования различных производителей;
- простоту подключения дополнительных или перемещаемых из одного помещения в другое рабочих станций и других технических средств сети;
- возможность экономичного наращивания пропускной способности сети;
- возможность подключения централизованных ресурсов непосредственно к высокоскоростной магистрали сети;
- круглосуточный режим работы сетевого оборудования, высокую надежность и отказоустойчивость;
- минимальное время на восстановление после отказов в сети;
- возможность самостоятельного диагностирования сетевого оборудования и простоту локализации неисправностей;
- возможность установления приоритетов трафика на уровне портов;
- поддержку протоколов резервирования основных компонентов, позволяющих обойтись без изменения конфигурации сетевых устройств, для обеспечения безотказной работы магистрали и межсетевого взаимодействия;
- диапазон рабочих температур оборудования от +5 до +40 град. C.
57. Для прокладки кабеля в помещениях используют скрытую проводку (внутри стен в ПВХ-трубах), в рабочих кабинетах прокладывают парапетные кабельные каналы со встроенными в них розетками на высоте крышки рабочего стола, кабели в общих помещениях (коридорах, холлах, пролетах) прокладывают над фальшь - потолком в металлических лотках.
Количество рабочих мест определяют с учетом планировки помещения (6 кв. м на одно рабочее место) плюс два рабочих места на каждое помещение.
Предусматривается прокладка по одному кабелю 4 x 2 x 0,5 в следующих технических помещениях:
- машинном отделении лифтов;
- электрощитовой;
- помещении для установки вентиляторов.
58. Длина любого кабельного соединения категории V в горизонтальной кабельной разводке не должна превышать 90 м. При этом между оконечными точками кабеля не должно быть никаких промежуточных соединений (спайка, скрутка и т.д.).
59. Кабели структурированной кабельной системы не должны проходить параллельно в непосредственной близости от сильноточной кабельной разводки. Минимальное расстояние между слаботочными и сильноточными кабелями при их параллельной прокладке определяется согласно стандарту EIA/TIA569A. Допускается пересечение слаботочных и сильноточных кабелей под прямым углом.
60. В рабочих помещениях все рабочие места оборудуют модульными блоками розеток. Каждый блок содержит две розетки RJ-45, каждая из которых своим кабелем соединяется с коммутационной панелью соответствующего распределительного пункта.
61. Все коммутационное оборудование распределительных пунктов размещается и монтируется в 19-дюймовых шкафах.
Доступ в помещения, где оборудуются распределительные пункты, должен быть ограничен.
62. Система связи ВПП должна обеспечивать внешнюю и внутреннюю связь, его непосредственный выход на вышестоящий таможенный орган. Для этих целей создают коммуникационный центр, организовывают линии привязки коммуникационного центра ВПП к ближайшему узлу связи для включения в сеть общего пользования и обеспечения аренды каналов связи или прокладывают собственные линии привязки к вышестоящему таможенному органу.
63. Система связи включает средства:
- телефонной связи, в том числе ведомственной, внутренней, оперативно - диспетчерской и общего пользования (городской, междугородной, международной);
- телеграфной связи (или электронной почты);
- факсимильной связи;
- конфиденциальной связи (согласно табелю положенности);
- УКВ-радиосвязи (стационарные, возимые, носимые);
- передачи данных.
64. Перечень необходимых строительно - монтажных работ разрабатывает проектная организация для каждого объекта в соответствии с настоящими Требованиями.
65. Основным документом при проектировании системы связи ВПП является схема ее организации, которую разрабатывает проектная организация в соответствии с техническим заданием на проектирование, исходными данными и техническими условиями на присоединение, выдаваемыми оператору присоединяемой сети (заказчику объекта) оператором сети общего пользования, региональным центром правительственной связи. Схема организации связи согласовывается по подчиненности с региональным таможенным управлением, с Управлением спецтехники и автоматизации таможенных технологий ГТК России, утверждается заказчиком ВПП.
66. Помещение узла связи размещают в административно - эксплуатационном здании. Должны быть предусмотрены помещения для ремонта средств связи, для хранения аппаратуры и запасных частей с принадлежностями, помещение документальной связи.
В узле связи размещают:
- учрежденческую АТС или телефонную систему;
- средства телеграфной связи (или электронной почты) и факсимильной связи;
- оборудование образования каналов и мультиплексирования;
- вводно - коммутационные устройства и линейное оборудование;
- кросс.
Для узла связи оборудуется независимое от других объектов рабочее заземление сопротивлением 4 Ом.
Емкость учрежденческой автоматизированной телефонной сети выбирают из расчета 50% состава сотрудников ВПП, имеющих рабочие места. В составе проектной документации должны быть разработаны данные для программирования автоматизированной телефонной сети. При штатной численности менее 20 человек устанавливается телефонная система емкостью до 10 номеров, менее 6 человек - абонентская установка с ведомственным телефонным номером вышестоящего таможенного органа.
При подсоединении ВПП к единой автоматизированной телефонной сети для всех служб абоненты таможенных органов должны иметь выход в ведомственную сеть связи ГТК России при невозможности выхода в нее других абонентов автоматизированной телефонной сети объекта.
Состав оборудования и канальная емкость систем передачи, линий привязки к сети общего пользования должны обеспечить выполнение технических условий предприятий связи (оператора связи) и следующий расчет каналов связи:
- до 15 соединительных линий с трехпроводным окончанием для включения учрежденческой автоматизированной телефонной сети емкостью 100 номеров в сеть общего пользования либо цифровой поток 2,048 Мбит/с (при емкости автоматизированной телефонной сети до 50 абонентских номеров организовывается до восьми двухпроводных абонентских линий);
- цифровой канал 64 кбит/с (в случае невозможности - два канала тональной чистоты с четырехпроводным окончанием) для включения автоматизированной телефонной сети в ведомственную сеть ГТК России и один цифровой канал до 128 кбит/с для обеспечения передачи данных с локальной вычислительной сети ВПП в Единую автоматизированную информационную систему ГТК России через таможню либо один интегральный канал 128 кбит/с и выше для подключения ВПП к Единой автоматизированной информационной системе ГТК России и Ведомственной интегрированной телекоммуникационной системе;
- два канала тональной чистоты для организации конфиденциальной связи ГТК России;
- пять абонентских линий с двухпроводным окончанием для включения абонентов таможенных органов в городскую телефонную сеть;
- два канала связи АТ-50 или электронной почты для включения в общегосударственную сеть;
- две - четыре абонентские линии с двухпроводным окончанием для включения таксофонов городской и междугородной сетей связи.
Вводно - коммутационное оборудование должно обеспечивать прием и раздачу всех внешних линий и каналов связи, контроль и коммутацию арендованных и принимаемых у предприятий связи каналов связи с учетом 25-процентного резерва.
67. Помещения таможенного органа оборудуются оперативно - диспетчерской телефонной связью.
Пульт диспетчерской телефонной связи таможенного органа устанавливают в помещении оперативного дежурного. Пульт должен быть включен абонентом в ведомственную сеть связи ГТК России.
Емкость пульта при проектировании определяют по перечням абонентов и местам установки оконечных аппаратов.
Порядок организации специальной засекреченной связи определяется техническими условиями регионального центра правительственной связи, в зону которого входит ВПП.
Аппараты факсимильной связи включают в абонентские номера ведомственной автоматизированной телефонной сети, имеющей выход в сеть общего пользования.
Абонентскую установку телеграфной связи или электронной почты включают в сеть АТ-50 или в другую сеть в соответствии с техническими условиями оператора связи.
Абонентская установка электронной почты или сети АТ-50 и факсимильные аппараты устанавливают в комнате документальной связи с учетом возможности наблюдения оперативным дежурным за поступлением информации на аппараты, работающие в автоматическом режиме, при отсутствии в помещении оператора связи.
Стационарную радиостанцию УКВ-связи устанавливают в помещении оперативного дежурного таможенного органа, антенну - на крыше административного здания аэропорта (в случае необходимости - на отдельной мачте) с соблюдением требования минимизации длины антенного фидера. Количество возимых и носимых радиостанций определяют согласно табелю положенности таможенных органов.
Средства образования каналов, документальной связи и автоматизированной телефонной сети должны быть обеспечены источниками бесперебойного питания.
В служебно - производственных помещениях предусматривают места для установки кабин с возможностью подключения таксофонов городской (междугородной, международной) телефонной связи.
IV. Комплексная система безопасности
68. Комплексная система безопасности ВПП предназначена для обеспечения:
- охраны помещений ВПП, имущества, оборудования и других материальных ценностей таможенного органа на ВПП;
- контрольно - пропускного и внутреннего режима объекта;
- безопасности работы подразделений на объекте;
- возможности обнаружения запрещенных для вноса на объект предметов;
- защиты информации, составляющей государственную или иную охраняемую законом тайну, от утечки по техническим каналам и от несанкционированного доступа.
69. В целях исключения противоправных акций, которые могут быть совершены как лицами, несанкционированно проникшими на территорию объекта, так и недобросовестным персоналом объекта, снижения влияния фактора внутреннего нарушителя в основу построения комплексной системы безопасности должен быть заложен принцип "тотального недоверия".
70. Комплексная система безопасности ВПП должна разрабатываться и создаваться как подсистема общей системы безопасности аэропорта в соответствии с требованиями Приказа ГТК России от 17.08.2001 N 812 "Об утверждении Типовых требований по оснащению пунктов пропуска и центров таможенного оформления информационно - техническими средствами".
В состав комплексной системы безопасности входят:
- автоматизированная система охраны;
- система оперативного телевидения;
- система защиты информации.
71. Технические средства безопасности государственных контрольных органов в ВПП и служб аэропорта, имеющие идентичные функции, должны быть едиными, обеспечивать комплексное решение задач и создаваться преимущественно на базе оборудования российского производства.
Оборудование должно соответствовать предъявляемым требованиям и быть сертифицировано. Состав и тип применяемого оборудования, места его установки определяются на этапе проектирования ВПП после выполнения проектно - изыскательских работ и разработки технического задания.
72. Общие требования к противопожарной защите помещений, зданий и других сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации регламентированы СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений". Противопожарные нормы и требования системы нормативных документов в строительстве должны основываться на требованиях указанного СНиПа. Наряду со СНиП 21-01-97 должны соблюдаться противопожарные требования, изложенные в других нормативных документах, утвержденных согласно установленному порядку.
При изменении функционального назначения помещений должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с их новым назначением.
Состав организационно - технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности содержится в ГОСТ 12.1.004-91 ССБТ "Пожарная безопасность. Общие требования":
- организация пожарной охраны;
- разработка и реализация норм и правил пожарной безопасности, инструкций;
- нормирование численности людей на объекте по условиям безопасности при пожаре;
- порядок хранения веществ, материалов;
- паспортизация веществ, материалов и изделий в соответствии с требованиями пожарной безопасности и т.д.
73. Противопожарный режим в зданиях, сооружениях и помещениях регламентируют правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-93) <*>, а также стандарты, строительные нормы и правила, нормы технологического проектирования, отраслевые и региональные правила пожарной безопасности и другие нормативные документы, утвержденные согласно установленному порядку и содержащие требования к пожарной безопасности.
--------------------------------
<*> Приказ МВД России от 14.12.1993 N 536 "О введении в действие правил пожарной безопасности в Российской Федерации" (зарегистрирован в Минюсте России 27.12.1993, рег. N 445).
74. Система пожарной сигнализации должна обеспечивать:
- обнаружение и фиксирование фактов появления очагов загорания, задымленности, повышения температуры;
- формирование сигналов для системы управления доступом;
- формирование сигналов для охранного телевидения по приоритетному включению телевизионных изображений зоны тревоги и прилегающих зон;
- формирование сигналов для аварийного освещения;
- формирование сигналов для устройств автоматического пожаротушения, дымоудаления и т.п.;
- фиксирование информации о всех принятых сигналах тревоги в базе данных с указанием даты, времени и адреса, ведение протокола работы.
75. Автоматизированная система охраны должна включать следующие взаимосвязанные системы:
- охранной сигнализации;
- пожарной сигнализации;
- управления доступом;
- охранного телевидения;
- охранного освещения;
- сбора и обработки информации.
76. Система охранной сигнализации должна обеспечивать:
- постановку на охрану и снятие с охраны помещений таможенной службы в зависимости от функционального назначения помещений (с периферийного пульта в помещении и пульта охраны);
- обнаружение и фиксирование фактов проникновения и передвижения нарушителей в помещениях, сданных под охрану;
- фиксирование срабатывания проводной и радиосигнализации при тревоге на территории ВПП;
- формирование сигналов для системы управления доступом;
- формирование сигналов для охранного телевидения по приоритетному включению телевизионных изображений зоны тревоги и прилегающих зон;
- формирование сигналов для охранного освещения;
- фиксирование информации обо всех принятых сигналах тревоги в базе данных с указанием даты, времени и адреса, ведение протокола работы.
77. Технические, складские и служебные помещения ВПП должны быть оснащены системой пожарной сигнализации, обеспечивающей обнаружение пожара в начальный период его развития и подачу звукового и светового сигнала о начале пожара на пульт сигнализации. Оснащение помещений должно вестись с учетом требований СНиП 2.04.09.84 "Пожарная автоматика зданий и сооружений". Пульт сигнализации должен быть установлен в помещении оперативного дежурного таможенного органа. В помещениях должны быть установлены углекислотные или бромэтиловые огнетушители.
78. При составлении проекта строительства или реконструкции зданий объекта систему пожарной сигнализации разрабатывают специализированные организации, имеющие лицензию Государственной противопожарной службы МВД России на выполнение работ (услуг) в области пожарной безопасности.
79. Состав и тип применяемого оборудования комплексной системы безопасности определяются в техническом задании на оснащение ВПП техническими средствами охраны на этапе проектирования после выполнения проектно - изыскательских работ и разработки архитектурно - планировочного решения объекта.
Подсистема должна включать в себя сигнализационные датчики и средства обнаружения, обеспечивающие охрану помещений, отдельных объектов (площадок) и территорий. Сигнализационные датчики и средства обнаружения устанавливаются:
- на дверях, окнах, перегородках охраняемых помещений, сейфах;
- на дверях кабин и павильонов паспортного контроля, в проходах между кабинами (лучевые датчики);
- на дверцах шкафов с аппаратурой радиационного контроля;
- на устройствах наведения телекамер;
- по периметру территории объекта.
Система охранной сигнализации периметра территории объекта должна создаваться на базе сигнализационного заградительного забора, устанавливаемого на расстоянии не менее 15 м от края дороги.
80. Подсистема управления доступом в автоматизированной системе охраны должна обеспечивать:
- приоритетное включение телевизионных изображений при сигнализации возникновения нештатных ситуаций (попытках взлома) в системе идентификации персонала и ранжированное управление доступом в зоны и помещения объекта;
- управление автоматическими пропускными устройствами с центрального пульта управления и с местного пульта у пропускного устройства;
- формирование сигналов для подсистемы охранной сигнализации при возникновении нештатных ситуаций (попытках взлома) в подсистеме управления доступом;
- формирование сигналов для охранного управления доступом;
- фиксирование информации обо всех событиях в базе данных с указанием даты, времени и адреса, ведение протокола работы.
81. Подсистема охранного телевидения должна обеспечивать:
- отображение и автоматическую запись видеоинформации по сигналам от подсистем охранной и пожарной сигнализации, подсистемы управления доступом;
- наблюдение за оперативной обстановкой на объекте;
- автоматическое включение и наведение телекамер по сигналам тревоги подсистемы охранной сигнализации;
- создание архива видеозаписей.
82. Телевизионные камеры следует устанавливать в досмотровых помещениях, секторах - накопителях, зонах досмотра транспорта, на контрольно - пропускном пункте, стоянках задержанного транспорта по периметру территории объекта. Управление телевизионными камерами должно осуществляться дистанционно. Место установки и количество телевизионных камер уточняются при проектировании объекта с учетом перечня помещений (Приложение 6).
83. Подсистема охранного освещения должна обеспечивать:
- уровень освещенности на объекте, достаточный для качественной работы системы охранного телевидения совместно с системами штатного и аварийного освещения;
- автоматическое включение подсветки по сигналам от систем охранной и пожарной сигнализации, системы управления доступом в местах возникновения тревожной ситуации и прилегающих зонах, а также по маршруту следования к ним.
84. Подсистема сбора и обработки информации должна обеспечивать:
- вывод на контрольные мониторы графического плана с отображением мест возникновения сигнала тревоги, маршрутов следования к ним, видеоизображений от соответствующих телекамер, а также инструкций по отработке тревожных ситуаций;
- объединение информации обо всех событиях, произошедших в автоматизированной системе охраны, в комплексную базу данных с возможностью создания архивов за требуемый промежуток времени;
- простоту и удобство использования подсистемы, а также однозначность трактовки отображаемых событий.
85. Система оперативного телевидения должна обеспечивать:
- дистанционное визуальное наблюдение за оперативной обстановкой в режимных зонах ВПП, на подступах к нему с целью контроля за технологическим процессом пропуска пассажиров, оформления и досмотра транспорта, своевременного выявления неправомерных действий и принятия оперативных мер по их пресечению, а также наблюдение за охраняемыми объектами в любое время суток;
- отображение и запись информации;
- создание архива видеозаписи.
86. Система защиты информации должна обеспечивать:
- защиту информации на объектах информатизации и в выделенных помещениях от утечки по техническим каналам;
- защиту информации в автоматизированных системах и локальных вычислительных сетях от несанкционированного доступа;
- защиту информационных ресурсов от воздействия вредоносных программ (программ - вирусов);
- конфиденциальность и целостность информации в телекоммуникационных сетях и сетях связи;
- радиоэлектронную безопасность ВПП.
V. Система электроснабжения
87. Электроснабжение зданий и сооружений выполняется в соответствии с техническими условиями, предъявляемыми электроснабжающей организацией, и должно удовлетворять требованиям II категории надежности электроснабжения согласно Правилам устройства электроустановок. В каждом здании должно быть установлено вводно - распределительное устройство, оснащенное автоматическими выключателями и приборами учета электроэнергии. Для электроснабжения потребителей I категории и I категории особой группы должна быть предусмотрена установка автономных источников питания: резервной дизельной электростанции и источника бесперебойного питания.
88. Мощность источника бесперебойного питания должна быть достаточной для электроснабжения:
- средств связи;
- локальной вычислительной сети;
- системы охранной и пожарной сигнализации;
- системы телевизионного наблюдения;
- системы оповещения;
- системы контролируемого доступа.
Для возможности производства ремонтных работ должна быть обеспечена полная гальваническая развязка с сетью, имеющая внешний переключатель. Емкость аккумуляторных батарей источника бесперебойного питания должна быть рассчитана на 30 минут работы. Контроль состояния источника бесперебойного питания должен обеспечиваться системой мониторинга.
89. Резервную дизельную электростанцию устанавливают для обеспечения работы при длительных перерывах в электроснабжении, которая служит для электропитания следующих потребителей в подборе источника бесперебойного питания, аварийного освещения, ответственных технологических потребителей пункта пропуска.
При условии выполнения схемы внешнего электроснабжения по I категории надежности согласно Правилам устройства электроустановок резервную дизельную электростанцию не устанавливают.
90. Структура системы бесперебойного электроснабжения должна быть централизованной - дизельная электростанция и источник бесперебойного питания, питающий все инженерные системы.
91. Внутренняя проводка выполняется в соответствии с Комплексом стандартов Международной электрической комиссии.
Провода и кабели должны быть проложены в земляных устройствах (металлических или в пластиковых трубах), а также в коробах. В пределах подшивных потолков или вторых полов допускается прокладка кабелей открыто по кабельным конструкциям или на скобах. Марка кабелей и проводов должна соответствовать условиям прокладки.
92. Потребители I категории особой группы и I категории согласно Правилам устройства электроустановок должны питаться по выделенной сети, состоящей из питающей и распределительной сети. Питающая сеть выполняется трехфазной пятипроводной, распределительная - однофазной трехпроводной. Штепсельные розетки для подключения потребителей должны быть трехполюсными (фаза, нейтраль, земля) и иметь специальную маркировку для исключения случаев подключения неответственных электроприемников.
93. ВПП должен быть защищен от прямых ударов молнии, вторичных проявлений молнии и заноса высокого потенциала через наземные (надземные) и подземные металлические коммуникации.
Молниезащита должна быть выполнена в соответствии с требованиями РД 34.21.122-87 "Инструкции по устройству молниезащиты зданий и сооружений" <*>.
--------------------------------
<*> Утверждена Главным техническим управлением Минэнерго СССР 12.10.87.
94. Выполнение молниезащитных мероприятий должно вестись одновременно с выполнением основных строительно - монтажных работ. При этом должны быть оформлены и переданы Заказчику скорректированная при строительстве и монтаже проектная документация по устройству молниезащиты (чертежи, пояснительная записка) и акты приемки устройств молниезащиты, в том числе акты на скрытые работы по присоединению заземлителей к токоотводам и токоотводов к молниеприемникам, за исключением случаев использования стального каркаса здания в качестве токоотводов и молниеприемников, а также результаты замеров сопротивления току промышленной частоты заземлителей отдельно стоящих молниеотводов.
95. При большой площади здания внутри него выполняют мероприятия по выравниванию потенциала путем создания непрерывной электрической связи между несущими конструкциями и железобетонными фундаментами, если последние могут быть использованы в качестве заземлителей. В противном случае внутри здания в земле на глубине не менее 0,5 м прокладываются протяженные горизонтальные электроды сечением не менее 100 мм не реже чем через 60 м по ширине здания, которые присоединяются по торцам здания с двух сторон к наружному контуру заземления.
В качестве заземлителей молниезащиты допускается использование всех рекомендуемых Правилами устройства электроустановок заземлителей электроустановок, за исключением нулевых проводов воздушных линий электропередачи напряжением до 1 кВ.
96. Для исключения заноса высокого потенциала в защищаемое здание (сооружение) по подземным металлическим коммуникациям (в том числе по электрическим кабелям любого назначения) заземлители защиты от прямых ударов молнии должны быть по возможности удалены от этих коммуникаций на максимальное расстояние, допустимое технологическими требованиями.
97. Для защиты от вторичных проявлений молнии должны быть предусмотрены следующие мероприятия:
- внутри зданий и сооружений между трубопроводами и другими протяженными металлическими конструкциями в местах их взаимного сближения на расстояние не менее 10 см через каждые 20 м следует приваривать или припаивать перемычки из стальной проволоки диаметром не менее 5 мм или стальной ленты сечением не менее 24 мм;
- перемычки для кабелей с металлическими оболочками или броней должны выполняться из гибкого медного проводника в соответствии с указаниями СНиП 3.05.06-85;
- в соединениях элементов трубопроводов друг с другом или другими протяженными металлическими предметами должны быть обеспечены переходные сопротивления не более 0,03 Ом на каждый контакт, и при невозможности обеспечения контакта с указанным переходным сопротивлением за счет болтовых соединений необходимо устройство стальных перемычек диаметром не менее 5 мм.
98. Защита от заноса высокого потенциала по подземным металлическим коммуникациям (трубопроводам, кабелям в наружных металлических оболочках или трубах) должна осуществляться путем их присоединения на вводе в здание или сооружение к арматуре его железобетонного фундамента, а при невозможности - к искусственному заземлителю.
99. Защита от заноса высокого потенциала по внешним наземным (надземным) металлическим коммуникациям должна осуществляться путем их заземления на вводе в здание (сооружение) и на двух ближайших к этому вводу опорах коммуникации. В качестве заземлителей следует использовать железобетонные фундаменты здания (сооружения) и каждой из опор, а при невозможности - искусственные заземлители.
100. Ввод в здания воздушных линий напряжением до 1 кВ, телефонных и радиосетей сигнализации должен осуществляться только кабелями длиной не менее 50 м с металлической броней или оболочкой либо проложенными в металлических трубах. На вводе в здание металлические трубы, броня и оболочки кабелей, в том числе с изоляционным покрытием, должны быть присоединены к железобетонному фундаменту здания либо к искусственному заземлителю. В месте перехода воздушной линии в кабель между каждой жилой кабеля и заземленными элементами должны быть обеспечены закрытые воздушные искровые промежутки длиной 2 - 3 мм или установлен низковольтный вентильный разрядник.
101. Все корпусы электрооборудования, нормально не находящиеся под напряжением в соответствии с главой 1.7 Правил устройства электроустановок, должны быть заземлены. В качестве заземляющих проводников используются металлические конструкции зданий и другие металлические конструкции производственного назначения, нулевые проводники сети, стальные трубы электропроводок, специально прокладываемая стальная полоса 4 x 40 мм. При значительном удалении от питающей подстанции выполняют повторное заземление нейтрали.
102. Не допускаются объединения заземления молниезащиты зданий с контуром повторного заземления электроустановок.
103. Заземление электроприемников выделенной сети (особой группы I категории) выполнятся в соответствии со стандартами Международной электрической комиссии по электромагнитной совместимости и Типовыми требованиями по оснащению таможенных о

ПРИКАЗ ГТК РФ от 22.10.2001 n 1005 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К СТРОИТЕЛЬСТВУ (РЕКОНСТРУКЦИИ), ОБУСТРОЙСТВУ И ТЕХНИЧЕСКОМУ ОСНАЩЕНИЮ ВОЗДУШНЫХ, МОРСКИХ (РЕЧНЫХ) И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУНКТОВ ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также