ПИСЬМО ГТК РФ от 14.04.1997 n 14-15/6839 (ред. от 12.05.2003) О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 апреля 1997 г. N 14-15/6839
О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ
(в ред. Приказов ГТК РФ от 28.06.2002 N 675, от 12.05.2003 N 490)
Направляем аналитические материалы к вопросу "О результатах и перспективах дальнейшего развития технологий таможенно-банковского валютного контроля", подготовленные Управлением валютного контроля ГТК России, для использования в работе.
Заместитель Начальника
Управления валютного
контроля
В.А.ТИХОМИРОВ



АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
К ВОПРОСУ О РЕЗУЛЬТАТАХ И ПЕРСПЕКТИВАХ ДАЛЬНЕЙШЕГО
РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ТАМОЖЕННО-БАНКОВСКОГО
ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ
(в ред. Приказов ГТК РФ от 28.06.2002 N 675, от 12.05.2003 N 490)
Представляемый материал охватывает наиболее значительную часть задач таможенных органов при осуществлении ими валютного контроля, реализуемого в соответствии с требованиями действующего законодательства. Материал подготовлен исходя из необходимости планирования дальнейшего развития одного из направлений деятельности таможенных органов, оценки возможных перспектив участия таможенной службы в осуществлении валютного контроля (а значит и технологий таможенно-банковского валютного контроля), опираясь на задачи, поставленные Федеральной целевой программой развития таможенной службы Российской Федерации на 1996 - 1997 годы и на период до 2000 года. При этом неизбежно описание текущего состояния данной реализуемой таможенными органами функции, а также проблем методологического, организационного и кадрового обеспечения, возникающих при ее выполнении.
Важнейшей задачей таможенных органов при осуществлении валютного контроля в пределах компетенции, определенной статьей 198 Таможенного кодекса, является контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу (экспорт, импорт). В настоящий момент именно эта сфера контроля методически и технологически организована как таможенно-банковский валютный контроль (ТБВК).
ТБВК представляет из себя совокупность операций, осуществляемых таможенными органами и уполномоченными банками с одной стороны при таможенном контроле и с другой - при выполнении международных расчетов в иностранной валюте. Технологически контроль основан на сопоставлении и анализе данных о перемещении товаров через таможенную границу и связанным с этим движением средств на счетах участников ВЭД.
Таможенно-банковский валютный контроль как единая система, имеющая определенную структуру, технологию, информационные связи, существует в Российской Федерации с 1994 года, когда было положено начало формирования системы организацией контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров. В дальнейшем (1995 год) система получила функцию контроля обоснованности платежей в иностранной валюте за импортируемые товары. С ноября 1996 года на существующей технологической основе обработки информационных потоков с целью осуществления мер государственного регулирования начат контроль исполнения внешнеторговых бартерных сделок.
Любая технология - это совокупность операций и условий их выполнения. Поэтому определение перспектив развития технологий необходимо и возможно лишь в связи с задачами, для решения которых они предназначены и с учетом инфраструктуры, в которой они реализуются.
Характеристика достигнутого уровня развития системы ТБВК может быть определена по основным составляющим, таким как:
- нормативно-правовая база;
- исполнители в таможенных органах;
- содержание технологий;
- распределение функций и компетенции таможенных органов в соответствии с этапами контроля;
- количественные показатели ТБВК и анализ результатов действия системы.
В целях реализации ТБВК в 1993 - 1996 годах проводилась работа по формированию правовых основ для осуществления данного вида контроля. ГТК России принял участие в работе по подготовке двух указов Президента Российской Федерации, ряда постановлений Правительства Российской Федерации и межведомственных документов о порядке осуществления контроля, в целях реализации которых были подготовлены необходимые внутренние нормативные документы (сведения об основных правовых и нормативных актах, регламентирующих осуществление таможенно-банковского валютного контроля и контроля исполнения внешнеторговых бартерных сделок, приведены в Приложении 1).
Непосредственная реализация процедур валютного контроля в таможенных органах возложена на Управление валютного контроля, группы валютного контроля, входящей в состав отделов таможенной стоимости и валютного контроля (ОТСиВК) таможенных органов, и должностные лица отделов таможенного оформления, в обязанности которых входит осуществление валютного контроля при таможенном оформлении.
Кроме того, в связи с высокой степенью автоматизации ТБВК, в целях поддержания информационных технологий в структуре ГНИВЦ ГТК России создана специальная группа валютного контроля.
Отделы валютного контроля как самостоятельные структурные подразделения были образованы Приказом ГТК России от 27.05.93 N 199, при этом выделенная численность составила 1183 штатных единицы.
Указанием ГТК России от 01.02.95 N 01-12/130 отделы валютного контроля были преобразованы в отделы таможенной стоимости и валютного контроля (ОТСиВК). В связи с возложением на подразделения дополнительных функций по контролю таможенной стоимости Приказом ГТК России от 22.02.95 N 117 их численность была увеличена на 738 единиц, и с учетом ОТСиВК вновь создаваемых таможенных органов была доведена до 1952 сотрудников.
В составе указанных подразделений таможенным органам предписывалось образовать три группы:
- валютного контроля;
- таможенной стоимости;
- проверок участников ВЭД.
Следует отметить, что с середины 1995 года штатная численность ОТСиВК не только не увеличивалась, но и, напротив, до настоящего времени постоянно уменьшалась в связи с передачей в другие подразделения таможенных органов, сокращением штатов, в результате чего общая штатная численность ОТСиВК снизилась по состоянию на январь 1996 года на 469 единиц, что составляет более 24% от ранее установленной численности ОТСиВК. При этом процессы сокращения штатной численности ОТСиВК происходили на фоне стабильного расширения сферы действия валютного контроля, роста объемов работы, выполняемой указанными подразделениями.
Выполнение функций по осуществлению валютного контроля, в том числе и в рамках ТБВК, регламентировано Приказом ГТК России от 29.12.95 N 796 "О распределении компетенции по контролю таможенной стоимости и валютному контролю". Введение разграничения полномочий между таможенными органами позволило повысить управляемость структурных подразделений, четко определить пределы их ответственности как при выполнении операций, связанных с обеспечением функционирования технологий таможенно-банковского контроля, так и при принятии решений о применении к нарушителям установленных мер воздействия (Приложение 5).
В целях проведения текущего контроля эффективности работы таможенных органов по валютному контролю Управлением валютного контроля была разработана система показателей, регулярно получаемых от РТУ и таможен, непосредственно подчиненных ГТК России. Анализ эффективности работы таможенных органов по осуществлению валютного контроля на основе данных показателей приведен в Приложении 6.
Система ТБВК до настоящего времени находится в развитии, в связи с увеличением объемов контролируемых внешнеторговых и банковских операций, расширением сферы действия. Динамика этих процессов иллюстрируется следующими данными:
-----------------------------------T---------T---------T---------¬
¦ Показатель ¦ 1994 год¦ 1995 год¦ 1996 год¦
+----------------------------------+---------+---------+---------+
¦Количество уполномоченных банков, ¦ ¦ ¦ ¦
¦включая филиалы, в системе ¦ 3400 ¦ 6248 ¦ 8625 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Контролируемый объем экспорта, ¦ ¦ ¦ ¦
¦млрд. долл. США ¦ 36,3 ¦ 57,1 ¦за 11 ме-¦
¦ ¦ ¦ ¦сяцев ¦
¦ ¦ ¦ ¦ 56,3 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Контролируемый объем платежей ¦ ¦ ¦ ¦
¦по импорту, млрд. долл. США ¦ - ¦ - ¦за 11 ме-¦
¦ ¦ ¦ ¦сяцев ¦
¦ ¦ ¦ ¦ 20,2 ¦
L----------------------------------+---------+---------+----------
Технологические операции ТБВК разделяются на этапы:
- банковского контроля внешнеторговых договоров и иных документов;
- контроля в процессе таможенного оформления;
- автоматизированного контроля за поступлением валютной выручки (при экспорте), товаров (при импорте и контроле бартерных сделок);
- организации и проведения целевых проверок участников ВЭД;
- применения к нарушителям мер воздействия (при экспорте).
Наиболее отработанным организационно и методологически в настоящий момент является ТБВК за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров (Приложение 2), введенный в действие с 01.01.94, основные показатели которого по состоянию на декабрь 1996 года представлены в Приложении 7.
Ниже приводятся данные, отражающие динамику развития показателей данного направления ТБВК.
------------------------------T----------------------------------¬
¦ Наименование показателя ¦ Значение показателя, ¦
¦ ¦ млрд. долл. США ¦
¦ +-----------T-----------T----------+
¦ ¦ 1994 год ¦ 1995 год ¦ 1996 год ¦
+-----------------------------+-----------+-----------+----------+
¦ ¦ ¦ ¦ (11 мес.)¦
¦Экспортные операции, охвачен-¦ 36,3 ¦ 57,1 ¦ 56,3 ¦
¦ные системой валютного конт- ¦ ¦ ¦ ¦
¦роля ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Поступление валютных средств ¦ 34,8 ¦ 51,8 ¦ 33,3 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Сумма валютной выручки по от-¦ 36,1 ¦ 56,8 ¦ 32,8 ¦
¦правкам данного года, которая¦ ¦ ¦ ¦
¦должна быть получена в соот- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ветствии с требованиями ва- ¦ ¦ ¦ ¦
¦лютного законодательства ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Сумма, не поступившая в пре- ¦ 1,3 ¦ 5,0 ¦ 1,7 ¦
¦дусмотренные валютным зако- ¦ ¦ ¦ ¦
¦нодательством сроки ¦ ¦ ¦ ¦
¦(180 дней) ¦ ¦ ¦ ¦
L-----------------------------+-----------+-----------+-----------
Технологию ТБВК удалось применить к значительной части экспортных отправок товаров.
За период с января 1994 года по июнь 1996 года по данным таможенной статистики общий объем вывоза товаров составил 181,0 млрд. долл. США. Из них валютным контролем охвачено 125,6 млрд. долл. США, что составляет 70%. Рост по годам этого показателя выглядит следующим образом: 1994 год - 57,4%; 1995 год - 73%; 1996 год - 81,7%. Неохваченный валютным контролем объем вывоза определяется таможенными режимами и условиями контрактов, на которые в настоящий момент не распространяется действие технологии.
Анализ полученных данных позволяет судить о том, что основная часть экспортных поставок включается в систему ТБВК. При этом наблюдается рост абсолютных объемов охваченных валютным контролем поставок товаров, контролируемой доли в общем объеме поставок.
С 01.01.96 введена в действие система валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары (Приложение 3). Данные о произведенных платежах по импортным контрактам и ходе погашения их товарными поставками за время действия контроля (по состоянию на декабрь 1996 года) приведены в таблице.
------------------------------------------T----------------------¬
¦ Наименование показателя ¦ Значение показателя, ¦
¦ ¦ млрд. долл. США ¦
+-----------------------------------------+----------------------+
¦Общая сумма осуществленных платежей, ¦ 20,2 ¦
¦ ¦ ¦
¦в т.ч. авансовых ¦ 13,6 ¦
¦ ¦ ¦
¦Общая сумма платежей, которые должны быть¦ 5,6 ¦
¦погашены поставками товаров в установлен-¦ ¦
¦ные сроки (180 дней) ¦ ¦
¦(платежи за январь - май 1996 года) ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦из них платежи, не погашенные в установ- ¦ 1,2 ¦
¦ленные сроки ¦ ¦
L-----------------------------------------+-----------------------
Доля контролируемых операций (14,5 млрд. долл. США) за 6 месяцев в общем объеме поставок товаров из-за рубежа с учетом данных таможенной статистики (23,1 млрд. долл. США) составляет 62,7%.
Остальной объем ввоза товаров определяется таможенными режимами, на которые не распространяется технология валютного контроля, а также поставками в счет погашения государственных кредитов, по предоставленным займам международных финансовых организаций, из стран СНГ, по контрактам с расчетами в рублях и др.
Учитывая небольшой срок, в течение которого применяется технология валютного контроля за обоснованностью платежей за импортируемые товары, оценка динамики показателей такого контроля и его эффективности преждевременна.
Принципиальная схема организации контроля исполнения мер государственного регулирования внешнеторговых бартерных сделок, позволяющего повысить эффективность валютного контроля и осуществляемого на аналогичных с ТБВК методических принципах и единой технической базе представлены в Приложении 4.
Как было отмечено выше, завершением ТБВК является проведение окончательной проверки данных автоматизированного этапа контроля о возможных нарушениях законодательства. В настоящий момент проведение таких проверок таможенными органами и применение мер воздействия в соответствии с ТК реализовано только в рамках ТБВК при экспорте товаров.
При осуществлении валютного контроля за обоснованностью валютных платежей при импорте товаров указанный этап ТБВК в соответствии с действующей нормативно-правовой базой отнесен к компетенции ВЭК России.
Таможенные органы осуществляют целевые проверки участников внешнеторговой деятельности на основе информации, полученной в результате функционирования системы таможенно-банковского контроля и регулярно передаваемой ГТК России, а также иной информации о возможных нарушениях валютного законодательства, имеющейся в их распоряжении.
В 1995, 1996 годах ГТК России были переданы в таможенные органы около 170 тыс. сообщений о предполагаемых фактах незачисления валютной выручки от экспорта товаров. Сводные статистические данные об информационном обмене ГТК России с таможенными органами по вопросу организации целевых проверок участников ВЭД представлены в Приложении 8.
За время действия системы ТБВК за полнотой поступления валютной выручки от экспорта товаров (с января 1994 года) таможенными органами Российской Федерации организовано более 21 тысячи проверок информации о незачислении в установленном порядке на счета в уполномоченных банках экспортной валютной выручки.
В ходе проведенных проверок выявлено более 43 тысяч случаев нарушения установленного порядка зачисления экспортной валютной выручки на сумму более 1,8 млрд. долл. США.
В ходе указанных проверок выявляются и прочие правонарушения. Нарушений таможенных правил, не являющихся нарушением валютного законодательства, выявлено на сумму 121,3 млн. долл. США. Информация о правонарушениях на сумму 15,6 млн. долл. США передана таможнями в иные контролирующие и правоохранительные органы.
За время действия системы таможенно-банковского валютного контроля в результате совместной работы подразделений валютного контроля и отделов административных расследований возбуждено 8799 дел о НТП, выразившихся в несоблюдении требования таможенного режима экспорта о зачислении в установленном порядке на счета в уполномоченных банках валютной выручки от экспорта товаров, на сумму 1,6 млрд. долл. США.
(в ред. Приказов ГТК РФ от 28.06.2002 N 675, от 12.05.2003 N 490)
За незачисление в установленном порядке валютной выручки от экспорта товаров на участников ВЭД наложено штрафных санкций на сумму 927,5 млрд. рублей.
Из общей суммы наложенных штрафных санкций за нерепатриацию валютной выручки от экспорта товаров на сегодняшний день взыскано 10,8%, или 99,5 млрд. рублей, в т.ч. за 11 месяцев 1996 года - 73,0 млрд. рублей.
Доведенное до таможенных органов задание ГТК России по перечислению штрафов за незачисление валютной выручки в Фонд развития таможенной системы Российской Федерации в 1996 году в совокупности составляет 300 млрд. рублей и выполнено на 24%. При этом необходимо отметить, что указанное задание составляет 1/3 от плана по всем штрафным санкциям, что вряд ли может быть признано обоснованным.
При этом следует отметить, что если в 1995 году было взыскано всего 6,8% штрафов, наложенных за незачисление валютной выручки, то в 1996 году - уже 13,5%, т.е. просматривается стабильная тенденция роста данного показателя (динамика взыскания штрафов за 1996 год показана на прилагаемом графике).
В изложенном УВК видит серьезные предпосылки усиления работы таможенных органов по привлечению участников ВЭД к ответственности за незачисление валютной выручки от экспорта товаров, в перспективе возможно значительное увеличение сумм взыскиваемых за данные правонарушения штрафных санкций, которые при сохранении и развитии положительной динамики могут составить в 1997 году порядка 200 млрд. рублей.
Указом Президента Российской Федерации от 18.08.96 N 1209 на таможенные органы возложены функции контроля установленных требований при совершении бартерных сделок, предусматривающих экспорт товаров.
По предварительным данным на основе учета доли поставок по бартерным договорам и полученных процентных соотношений показателей работы по привлечению к ответственности за НТП можно сделать вывод о возможности дополнительного ежегодного взыскания штрафов по данной категории дел в сумме около 10 млрд. руб.
Следует отметить, что при осуществлении валютного контроля за обоснованностью валютных платежей при импорте товаров таможенные органы в настоящий момент лишены возможности завершения ТБВК применением к нарушителям соответствующих мер воздействия. В целях расширения функций таможенных органов в данном направлении необходимо внесение соответствующих изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации, что по предварительным оценкам может увеличить взыскание таможенными органами штрафных санкций на сумму порядка 50 млрд. руб. ежегодно.
Сводные данные о результатах работы по проверке участников ВЭД в целом по системе таможенных органов и с разбивкой по РТУ приведены в Приложениях 9 - 11.
Статистический материал, полученный в результате действия ТБВК, позволил использовать имеющуюся информацию не только для текущих технологических целей, но и для формирования некоторых общих оценок действия системы. Это сделано на основе применения математической обработки к ежемесячным значениям важнейших показателей системы:
- относительной величине (в % к декларированной фактурной стоимости) непоступления валютной выручки в привязке к дате декларирования;
- сумме штрафов за невозврат валютной выручки, взыскиваемых в течение месяца.
Аналитическая обработка выполнена с целью установления закономерности и выявления положительной тенденции на основании практических, подверженных случайным изменениям данных. В качестве исходных данных использованы: выборка данных о фактурных стоимостях и непоступлениях валюты из базы данных ГНИВЦ, а также оперативная информация региональных таможенных управлений о взысканиях штрафов за непоступление валютной выручки. К указанным данным как функциям времени применен метод линейной аппроксимации по критерию минимума суммы квадратичных значений отклонения от реальных величин.
Результаты анализа графически в виде расчетных временных зависимостей совместно с фактическими данными приведены в приложениях 12 и 13 <*>.
--------------------------------
<*> Не приводятся.
Важно отметить, что установлены тенденции в действии системы, которые в настоящий момент являются положительными:
- происходит ежемесячное снижение процента непоступления валютной выручки на величину 0,2%, что говорит об относительном снижении сумм нарушений;
- сумма взыскиваемых за месяц штрафов в среднем увеличивается ежемесячно на 0,6 млрд. руб.
Действие одновременно двух указанных тенденций говорит о росте эффективности ТБВК как в профилактике нарушений, так и в реализации штрафных санкций.
Помимо чисто количественного описания показателей ТБВК существуют и качественные наблюдения и замечания об осуществлении контроля и его результатах.
По сообщениям уполномоченных банков (например, ОНЭКСИМ банка), улучшаются показатели поступления выручки от экспорта, происходит переход на общепринятые в мировой практике формы расчетов, банковские гарантии и т.д., повышение активности клиентов в части принятия всех возможных мер по возврату неполученной валютной выручки.
По данным Инкомбанка, с введением ТБВК клиенты банка стали пользоваться более надежными формами расчетов, в 1995 году количество экспортных аккредитивов увеличилось по отношению к 1994 году на 16,1%, в 1996 году рост составил 12,5%. Особенно активно стали развиваться гарантийные операции по внешнеторговым контрактам - их рост в 1996 году по отношению к 1995 году составил 63,3%. По информации банка указанные показатели сопровождались сокращением непоступления валютной выручки в среднем на 20%, сокращением сроков оплаты экспортированного товара (1994 год - средний срок зачисления выручки 62 дня, конец 1996 года - 43 дня).
Наметились положительные тенденции и в сроках поставки товара против авансовых платежей - за период 1996 года указанные сроки по наблюдениям банка сократились в среднем с 75 до 45 дней против аванса.
Начинает складываться взаимодействие ГТК России с другими ведомствами, органами государственного управления, контрольными органами в связи с решением вопросов, требующих привлечения информации, получаемой таможенными органами в процессе валютного контроля:
- ГТК России регулярно использует данные ТБВК для подготовки материалов в Правительство Российской Федерации, министерства и ведомства;
- происходит активное взаимодействие с Банком России по вопросу формирования платежного баланса Российской Федерации, данные для которого в значительной мере основаны на показателях ТБВК;
- определяется место ФСНП России в использовании данных ТБВК;
- данные ТБВК периодически запрашиваются судебными, правоохранительными органами.
Однако следует отметить и некоторые негативные моменты, существенно влияющие на эффективность применения системы ТБВК.
Технологические:
- наличие значительного количества ошибок при формировании в таможенных органах информации для целей ТБВК, вследствие чего соответствующая доля операций оказывается вне контроля либо контроль реализуется с задержками во времени;
Так, например, уполномоченными банками были самостоятельно сформированы учетные карточки: относительно импортных операций 180,5 тыс. УКи на сумму около 3,5 млрд. долл. США; относительно экспортных операций (за 1996 год) - 30 тыс. УК на сумму около 8 млрд. долл. США. Это говорит о том, что в 1996 году в связи с нечеткой работой со стороны таможенных органов в систему валютного контроля не включены операции на сумму около 11,5 млрд. долл. США, что пришлось исправлять уполномоченным банкам.
Обнаруженные уполномоченными банками и ГНИВЦем некорректные записи данных, используемых в ТБВК, и требующие повторного обращения к процедуре их формирования (экспорт и импорт), в 1995, 1996 годах составляют массив на общую фактурную стоимость около 6,0 млрд. долл. США. Соответствующие операции проходят контроль с теми или иными отклонениями от предусмотренного временного регламента:
- наличие фактов неисполнения обязанностей по информационному взаимодействию со стороны уполномоченных банков.
Так, например, банками не идентифицировано поступление валютной выручки от поставок товаров на экспорт в 1995, 1996 годах на общую фактурную стоимость 1,5 млрд. долл. США. Этим соответствующие экспортные операции выведены из нормального технологического цикла валютного контроля.
- наличие в реализации ТБВК некоторых "узких мест", которые приводят к снижению оперативности обмена информацией с банками, и в конечном итоге влияют на достоверность информации о возможных нарушениях на дату завершения срока текущих валютных операций (контрольные сроки возврата учетных карточек, порядок корректировки данных).
Организационные и методологические:
- недостаточно активная роль РТУ в организации и осуществлении ТБВК;
- критическое состояние с кадровым обеспечением подразделений таможенных органов, осуществляющих функции валютного контроля;
- неполный охват системой ТБВК внешнеторговых операций в связи с особенностями вида и происхождения товара, контракта и т.д. (например: товары происходящие и ввозимые из стран СНГ при импорте, контракты в счет погашения и предоставления государственных кредитов, товары, декларируемые путем представления деклараций, заполненных в упрощенном порядке и др.);
- отсутствие унифицированных механизмов валютного контроля в рамках Таможенного союза, что создает предпосылки для неконтролируемой утечки капиталов;
- незавершенность регламентации информационного взаимодействия при осуществлении ТБВК между ГТК России и Банком России, а также с ВЭК России и МВЭС России;
- недостаточная эффективность завершающего этапа ТБВК проведение проверок участников ВЭД и применение мер воздействия к нарушителям;
- недостаточное использование информации ТБВК в других технологиях, реализуемых таможенными органами.
Нормативно - правовые:
- отставание нормативно-правовой базы, не позволяющее реализовать технологию ТБВК на ряде направлений (операции нерезидентов, контроль сделок с расчетами в валюте Российской Федерации);
- отсутствие правовой основы для применения таможенными органами санкций за необоснованные платежи в иностранной валюте при импорте товаров, выявленные в процессе ТБВК;
- необходимость доработки правовых актов, регламентирующих контроль исполнения внешнеторговых бартерных сделок.
Исходя из изложенного современного состояния и результатов ТБВК, можно было бы предложить ряд мер, направленных на дальнейшее развитие технологий контроля, определение перспектив ТБВК на период до 2000 года и на более длительный срок, при этом программным документом, определяющим в целом направление развития ТБВК на ближайший период должна являться Федеральная целевая программа развития таможенной службы Российской Федерации на 1996 - 1997 годы и на период до 2000 года.
Ключом к реализации потенциальных возможностей ТБВК в первую очередь служит дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, определяющей принципы валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности государственных органов, осуществляющих такой контроль.
Работа в данном направлении ведется, в стадии проработки находятся предложения по внесению изменений в Таможенный кодекс, Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" (Приложения 14, 15), ГТК России участвует в подготовке проектов ряда других актов законодательства, затрагивающих проблемы валютного контроля.
В настоящее время с учетом прогнозируемых перспектив развития ТБВК ГТК России сформулированы конкретные предложения, реализация которых позволила бы значительно повысить эффективность действия валютного контроля.
Указанные предложения, в частности, предусматривают:
- сокращение сроков осуществления текущих валютных операций до 90 дней, введение финансовой ответственности перед государством уполномоченных банков за непоступление оплаченного товара (гарантия валютного контроля);
- расширение сферы действия валютного контроля на валютные операции нерезидентов при осуществлении ими производственной и иной деятельности (в том числе и внешнеторговой) на территории Российской Федерации;
- установление предельных сроков (по аналогии с текущими валютными операциями), в течение которых должны быть осуществлены расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации;
- расширение сферы действия ТБВК за счет охвата неконтролируемых в настоящее время операций, распространение технологии ТБВК на сделки с расчетами в валюте Российской Федерации;
- совершенствование ТБВК в случаях открытия лицами на основании лицензий Банка России валютных счетов за рубежом;
- реализация возможности применения таможенного законодательства по фактам авансовых платежей, не подтвержденных своевременными поставками товаров.
Создание и расширение Таможенного союза, а также процессы экономической интеграции в рамках СНГ выдвигают задачу организации эффективного валютного контроля в связи с перемещением товаров через границы с этими государствами.
Окончательное решение проблем валютного контроля в торговых отношениях со странами СНГ возможно только на основе унификации валютного, налогового и таможенного законодательств стран Содружества. В целях реализации положений Основ таможенных законодательств государств - участников СНГ подготовлен проект межправительственного Соглашения "О единых принципах осуществления таможенно-банковского валютного контроля".
Целью Соглашения является объединение усилий таможенных служб и национальных банков в деле предотвращения и пресечения нелегальной утечки капиталов из государств Содружества. В документе предусмотрены технологии ТБВК, основанные на сопоставлении информации таможенных органов о движении товаров с информацией банков о движении денежных средств, а также решение вопросов унификации банковских и таможенных документов, которые являются основанием для перемещения валютных ценностей через таможенные границы.
Проект Соглашения рассмотрен на заседании руководителей таможенных служб государств - участников СНГ (15 февраля 1996 года) и на совместном заседании Межгосударственного валютного комитета и Совета Межгосударственного банка 16 октября 1996 года, одобрен коллегией Межгосударственного экономического комитета (15 декабря 1996 года) и в настоящее время вынесен на Президиум МЭК.
В случае унификации законодательств и принятия Соглашения будут снижены возможности для совершения нарушений "на стыке" законодательств и одновременно повышена эффективность работы по предотвращению и пресечению нарушений на основе использования единых технологий и информационного обеспечения этой работы.
Значительные перспективы повышения эффективности ТБВК имеются и в направлении совершенствования взаимодействия с государственными контролирующими органами, включая органы валютного контроля, другими заинтересованными ведомствами. Планируется заключение соответствующих соглашений с Банком России, МВЭС России, развитие действующего соглашения с ВЭК России, прорабатываются предложения по взаимодействию с ФСНП России в части использования информации, полученной при осуществлении ТБВК для привлечения к уголовной ответственности лиц, виновных в сокрытии валютных средств.
Развитие этого направления деятельности в дальнейшем, при наличии законодательной базы, должно обеспечить объединение усилий по предотвращению экономических правонарушений, в том числе "отмыванию грязных денег", с привлечением информации, получаемой в рамках ТБВК.
В качестве примера возможного использования уже в настоящее время данных ТБВК для организации борьбы с "отмыванием" денег можно привести практику работы спецслужб США, осуществляемую на основании недавно внесенных изменений в американское законодательство, значительно расширяющих понятие "отмывание денег", возбудивших уголовные дела в отношении граждан США, мошеннически получивших от российских лиц авансовые платежи без выполнения своих встречных обязательств по поставкам товаров.
В ближайшей перспективе, при сохранении интереса американской стороны к такого рода информации, планируется регулярное направление в США данных ТБВК о нарушениях контрактных обязательств американских фирм - партнеров российских лиц.
Одним из направлений развития ТБВК как технологии, влияющей на соответствующий этап таможенного оформления, является упрощение процедуры контроля для ускорения прохождения товаров и транспортных средств через таможенную границу. При этом в целях избежания информационных потерь, что может негативно сказаться на осуществлении валютного контроля, решение данной актуальной задачи необходимо при условии сохранения действующих в рамках ТБВК процедур и объемов информационного контроля, за счет детальной формализации операций контроля.
Формализация процедуры валютного контроля при таможенном оформлении с одновременным ужесточением требований к исполнению этих функций со стороны должностных лиц таможенных органов позволит также снизить количество некорректных данных, вносимых в информационную систему ТБВК.
Данное направление этой реализуется Временным положением о распределении компетенции по валютному контролю между таможенными органами различных уровней, работа по совершенствованию которого продолжается в настоящее время.
Помимо задач на период до 2000 года в настоящее время прорабатываются и вопросы развития валютного контроля на более далекую перспективу. Однако серьезный недостаток данной работы заключается в отсутствии общегосударственной концепции развития валютного контроля.
В то же время, исходя из мировой практики применения мер валютного контроля, его трансформации и условий отмены, можно сформулировать основные положения концепции (или принципы долговременного развития) валютного контроля, осуществляемого таможенными органами.
Общей направленностью развития и поэтапного реформирования при этом будет постепенное снижение роли валютного контроля, как меры административного воздействия на участников ВЭД, и возрастание информационной роли валютного контроля и ТБВК, в частности. С точки зрения технологии ТБВК это должно реализоваться в переходе от жесткого тотального контроля каждой операции по перемещению товара и каждого платежа к выборочному контролю и формированию обобщенных информационных массивов, пригодных для принятия управленческих решений. Возрастание информационной роли ТБВК видится также на основе взаимодействия с другими ведомствами в совместном противодействии и пресечении различных экономических правонарушений с использованием объединенного информационного обеспечения.
Критерии перехода между этапами развития технологий контроля при этом могут базироваться на данных таможенной статистики и статистики валютного контроля. Формирование характеристики этапов развития, состава и количественного описания критериев может претендовать на содержание соответствующей научно-исследовательской работы.
В случае реализации изложенных выше предложений, технологических усовершенствований и доработки действующей нормативно-правовой базы, по мнению УВК, возможно:
- увеличить охват ТБВК: - при экспорте - до 90 - 95%;
- при импорте - до 85 - 90%;
- повысить достоверность информации, используемой в ТБВК (снизить долю некорректных данных и операций контроля до уровня 5 - 7% от общего контролируемого объема в стоимостном выражении);
- обеспечить увлечение взыскиваемых ежегодно сумм штрафов по делам о нарушении валютного законодательства до 250 млрд. руб.;
- поддержать тенденцию к снижению нарушений законодательства и выйти по непоступлению валютной выручки на стабильный уровень 3 - 4% от суммы средств, подлежащих возврату в Российскую Федерацию;
- избежать потерь, связанных с дальнейшей либерализацией ВЭД и интеграционными процессами;
- обеспечить готовность системы ТБВК к потребностям завтрашнего дня и преемственность в технологическом плане.



Приложение 1
ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ,
РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ТАМОЖЕННО-БАНКОВСКОГО
ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ
----T-----------T-------------------------T------------T---------¬
¦ N ¦ Документ ¦ Наименование ¦ Номер ¦ Дата ¦
¦п/п¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------+-------------------------+------------+---------+
¦1 ¦Закон РФ ¦"О валютном регулировании¦3615-1 ¦09.10.92 ¦
¦ ¦ ¦и валютном контроле" ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2 ¦Кодекс РФ ¦"Таможенный кодекс ¦5221-1 ¦18.06.93 ¦
¦ ¦ ¦Российской Федерации" ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3 ¦Указ Прези-¦"О частичном изменении ¦629 ¦14.06.92 ¦
¦ ¦дента РФ ¦порядка обязательной ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦продажи части валютной ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦выручки и взимания ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦экспортных пошлин" ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4 ¦Указ Пре- ¦"О первоочередных мерах ¦1163 ¦21.11.95 ¦
¦ ¦зидента РФ ¦по усилению системы ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦валютного контроля в ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Российской Федерации" ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦5 ¦Указ Пре- ¦"О государственном регу- ¦1209 ¦18.08.96 ¦
¦ ¦зидента РФ ¦лировании внешнеторговых ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦бартерных сделок" ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦6 ¦Постанов- ¦"О мерах по ¦1300 ¦31.10.96 ¦
¦ ¦ление Пра- ¦государственному ¦ ¦ ¦
¦ ¦вительства ¦регулированию ¦ ¦ ¦
¦ ¦РФ ¦внешнеторговых бартерных ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦сделок" ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦7 ¦Приказ ГТК ¦"О порядке осуществления ¦449 ¦03.11.93 ¦
¦ ¦России ¦валютного контроля за ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦поступлением в Российскую¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Федерацию валютной ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦выручки от экспорта ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦товаров" ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Приложение:¦"О порядке осуществления ¦01-20/10283 ¦12.10.93 ¦
¦ ¦- Инструк- ¦валютного контроля за ¦ ¦ ¦
¦ ¦ция ¦поступлением в Российскую¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Федерацию валютной ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦выручки от экспорта ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦товаров" ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦8 ¦Приказ ¦"О порядке применения ¦391дсп ¦02.08.94 ¦
¦ ¦ГТК России ¦положений Таможенного ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦кодекса Российской ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Федерации при нарушениях ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦участниками ВЭД ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦законодательства РФ в ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦части зачисления валютной¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦выручки от экспорта ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦товаров" ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦9 ¦Указание ¦"О порядке реализации ¦01-12/575 ¦11.04.95 ¦
¦ ¦ГТК России ¦положений Приказа ГТК ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦России от 02.08.94 ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦N 391дсп" ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦10 ¦Указание ¦"Об уточнении порядка ¦01-14/843 ¦29.07.96 ¦
¦ ¦ГТК России ¦информационного обмена в ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦целях валютного контроля"¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦11 ¦Приказ ¦"О порядке применения ¦467 ¦24.07.95 ¦
¦ ¦ГТК России ¦нормы права, ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦установленной ст. 273 ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Таможенного кодекса ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Российской Федерации" ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦12 ¦Приказ ¦"Об осуществлении ¦684 ¦14.11.95 ¦
¦ ¦ГТК России ¦валютного контроля при ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ввозе товаров на ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦таможенную территорию ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Российской Федерации" ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Приложение:¦"О порядке осуществления ¦01-20/10538 ¦26.07.95 ¦
¦ ¦- Инструк- ¦валютного контроля за ¦ ¦ ¦
¦ ¦ция ¦обоснованностью платежей ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦в иностранной валюте за ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦импортируемые товары" ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦13 ¦Положение ¦"Об изменении порядка ¦39 ¦24.04.96 ¦
¦ ¦ЦБ РФ ¦проведения в Российской ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Федерации некоторых ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦видов валютных операций" ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦14 ¦Приказ ¦"Об особенностях ¦680 ¦10.11.96 ¦
¦ ¦ГТК России ¦осуществления таможенного¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦контроля и таможенного ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦оформления товаров, ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦перемещаемых через ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦таможенную границу ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Российской Федерации в ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦счет исполнения ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦внешнеторговых бартерных ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦сделок" ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦15 ¦Порядок, ¦"Порядок оформления, ¦01-23/19217 ¦29.10.96 ¦
¦ ¦утвержден- ¦учета паспортов бартерной¦(ГТК России)¦ ¦
¦ ¦ный Минфи- ¦сделки и обмена ¦ ¦ ¦
¦ ¦ном России,¦информацией в целях ¦ ¦ ¦
¦ ¦ГТК России,¦контроля внешнеторговых ¦ ¦ ¦
¦ ¦МВЭС России¦бартерных сделок" ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦16 ¦Приказ ¦"О распределении ¦796 ¦29.12.95 ¦
¦ ¦ГТК России ¦компетенции по контролю ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦таможенной стоимости и ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦валютному контролю" ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦17 ¦Указание ¦"О критериях оценки ¦01-12/1047 ¦21.08.95 ¦
¦ ¦ГТК России ¦эффективности работы ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦таможенных органов по ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦контролю таможенной ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦стоимости и валютному ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦контролю" ¦ ¦ ¦
L---+-----------+-------------------------+------------+----------



Приложение 2
СХЕМА
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ЗА ПОСТУПЛЕНИЕМ
ВАЛЮТНОЙ ВЫРУЧКИ ОТ ЭКСПОРТА ТОВАРОВ
--------------------------------------------------¬
¦ ГТК России ¦
-------------------¬ ПС ¦ -------------------¬ --------------¬ ¦
¦ Уполномоченный +----------------+-->+Автоматизированный+--->+Формирование ¦ ¦ Отчеты
¦ банк ¦УК (стоим. тов.)¦ ¦ учет поступления ¦ ¦отчетных дан-+-------+ >
валютная ¦ Валютный счет, +<---------------+---+выручки за партию ¦ ¦ных по валют-+-------+-->
-------->+ Досье, Контракт. ¦УК (стоим. тов.,¦ ¦ товара +¬-->+ному контролю¦ ¦
выручка ¦Проверка контракта+----------------+-->+------T------------¦¦ L------T------- ¦
L----T-------------- платежи) ¦ / ¦ ¦¦ / ¦
¦ / ¦--------- ¦ ¦¦ L-----¬ ¦
¦ ¦ / ¦¦---------- v¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦¦¦ ---------------++--------¬ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦¦¦ ¦Выявление возможных НТП,¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦¦¦---- >+ поручения на проверку, ¦ ¦ ¦
Заверенная ¦ ¦ ¦ ¦¦¦¦ --+ учет +<-¬ ¦ ¦
копия ПС -----+ ¦ ¦ ¦¦¦¦ ¦ L------------------------- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦¦¦¦ v ¦ ¦ ¦
¦ ¦ +--- Копия ГТД ¦¦¦¦ --+------------¬ ------------+¬ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦¦¦¦ ¦Распределение ¦ ¦Организация ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦¦¦¦ ¦по компетенции+--->+проверок УВК¦ ¦ ¦
¦ +--+---- Контракт ¦¦¦¦ L-------T------- L------------- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ Проект ПС L+++---------+---------------------------+---------
¦ ¦ ¦ ¦¦¦ L---------------¬ ¦
¦ ¦ ¦ ¦¦L----------------------¬ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦L------------¬ ¦ ¦------------
¦ ¦ ¦ ¦ БД ВК, БД¦ПС ¦КУ¦¦4А-ТМ
¦ ¦ ¦ ¦ (регион.)v ¦ v¦
¦ ¦ ¦ ¦4-ТМ --+--¬ -+--++¬
¦ ¦ ¦ L--¬ ¦РТУ ¦ ¦РТУ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ LT-T-- LT--T--
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ / ¦КУ/
¦ ¦ ¦ ¦ v ¦ v ¦ В право-
¦ ¦ ¦ ---+-¬ -+-+---¬ -+--+--¬ охрани-
¦ ¦ ¦ ¦Т ¦... ¦Т ¦... ¦Т +--> тельные
¦ ¦ ¦ ¦ОТО ¦ ¦ОТСиВК¦ ¦ОТСиВК¦ органы о
¦ ¦ ¦ LT-T-- L------- L--T-T-- фактах
¦ ¦ ¦ / ¦ / ¦ сокрытия
v ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ выручки
-----+--+--+-------¬Контракт, ПС, ГТД ¦ ¦ ¦ ¦ более 50
Партия ¦ Участник ВЭД +------------------- ¦ ¦ ¦ тыс. долл.
<--------+ ¦ ¦ ¦ ¦
товаров ¦ Контракт +<-------------------- ¦ ¦
L----T--T----------- Копия ГТД ¦ ¦
/ ¦ Документы для проверки¦ ¦
¦ L-------------------------------------------------------- ¦
L-------------------------------------------------------------
Акт, протокол, Постановление



Приложение 3
СХЕМА
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ЗА ОБОСНОВАННОСТЬЮ
ПЛАТЕЖЕЙ В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ
ЗА ИМПОРТИРУЕМЫЕ ТОВАРЫ
--------------------------------------------------¬
¦ ГТК России ¦
-------------------¬ ПСи ¦ -------------------¬ --------------¬ ¦
¦ Уполномоченный +-----------------+-->+Автоматизированный+--->+Формирование ¦ ¦
¦ банк ¦УКи (стоим. тов.)¦ ¦ учет поступления ¦ ¦отчетных дан-+-------+> Отчеты
Платежи ¦ Валютный счет, +<----------------+---+ товаров в счет ¦ ¦ных по валют-+-------+-->
<--------+ Досье, Контракт. ¦УКи, КП ¦ ¦ платежей +¬-->+ному контролю¦ ¦
¦Проверка контракта+-----------------+-->+----T-T------------¦¦ L-------------- ¦
L----T--T--T-------- ¦ / ¦ ¦¦ ¦
¦ / / ¦--------- ¦ ¦¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦¦---------- v¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦¦¦ ---------------++--------¬ ¦
¦ ¦ ¦ ¦¦¦ ¦ Выявление возможных ¦ ¦ Передача
¦ ¦ ¦ ¦¦¦ ¦ нарушений +---------------+---> данных
Заверенная ¦ ¦ ¦ ¦¦¦ L------------------------- ¦ в ВЭК РФ
копия ПСи ----+ ¦ ¦ ¦¦¦ ¦
¦ ¦ ¦ L++------------------------------------------------
¦ ¦ +--- Копия ГТД ¦¦
¦ ¦ ¦ ¦¦
¦ ¦ ¦ ¦L------------¬
¦ +--+---- Контракт ¦ БД ВК, БД¦ПС
¦ ¦ ¦ Проект ПСи ¦ (регион.)v
¦ ¦ ¦ ¦4-ТМ --+--¬ ------¬
¦ ¦ ¦ L--¬ ¦РТУ ¦ ¦РТУ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ LT-T-- LT--T--
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ / ¦ /
¦ ¦ ¦ ¦ v ¦ v ¦
¦ ¦ ¦ ---+-¬ -+-+---¬ -+--+--¬
¦ ¦ ¦ ¦Т ¦... ¦Т ¦... ¦Т ¦
¦ ¦ ¦ ¦ОТО ¦ ¦ОТСиВК¦ ¦ОТСиВК¦
¦ ¦ ¦ LT-T-- L------- L-------
¦ ¦ ¦ / ¦
v ¦ ¦ ¦ ¦
-----+--+--+-------¬Контракт, ПСи, ГТД ¦ ¦
Партия ¦ Участник ВЭД +-------------------- ¦
-------->+ ¦ ¦
товаров ¦ Контракт +<---------------------
L------------------- Копия ГТД



Приложение 4
СХЕМА
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ
БАРТЕРНЫХ СДЕЛОК
-------------------¬ --------------------------------------------------¬
¦ МВЭС России +----¬ ¦ ГТК России ¦
¦ +<-¬ ¦ ПСб ¦ -------------------¬ ---------------¬ ¦
L----T-------------- ¦ L-----------+-->+Автоматизированный+--->+Формирование ¦ ¦
ПСб / ¦ ¦ ¦учет обмена экви- ¦ ¦отчетных дан- +------+> Отчеты
-----+-------------¬ ¦ ¦ ¦валентными по сто-¦ ¦ных о резуль- +------+-->
¦ Уполномоченный ¦ ¦ ¦ ¦ имости товарами +¬-->+татах контроля+------+-¬
¦ МВЭС по региону ¦ ¦ ¦ L----T--------------¦¦ L------T-------- ¦ v
¦ Досье, Контракт. ¦ ¦ ¦ / ¦¦ / ¦-+---------¬
¦Проверка контракта¦ ¦ ¦--------- ¦¦ L=====¬ ¦¦В ВЭК дан-¦
L----T--T----------- ¦ ¦¦ v¦ ¦ ¦¦ные об им-¦
¦ / ¦ ¦¦ г==============¦¦========¬ ¦ ¦¦пор. това-¦
¦ ¦ L-------------++------>¦Выявление возможных на- ¦ ¦ ¦¦рах в счет¦
¦ ¦ ¦¦ г====>¦рушен. поручения на про-¦------+--¬ ¦¦эксп. ра- ¦
Заверенная ¦ ¦ ¦¦ ¦ --¦ верку, учет ¦<-¬ ¦ ¦ ¦¦бот, услуг¦
копия ПС -----+ ¦ ¦¦ ¦ ¦ L========================- ¦ ¦ ¦ ¦L-----------
¦ ¦ ¦¦ ¦ v ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦¦ ¦ г=¦============¬ г===========¦¬ ¦ L-----+-¬
¦ ¦ ¦¦ ¦ ¦Распределение ¦ ¦Организация ¦ ¦ ¦ v
¦ ¦ ¦¦ ¦ ¦по компетенции¦--->¦проверок УВК¦ ¦ ¦-+-------¬
¦ +--------Контракт ¦¦ ¦ L========T=====- L============- ¦ ¦¦Передача¦
¦ ¦ Проект ПСб L+-+----------+--------------------------+---------¦ данных ¦
¦ ¦ ¦ ¦ L==============¬ ¦ ¦ в ВЭК ¦
¦ ¦ ¦ L======================¬ ¦ ¦ L---------
¦ ¦ ¦ ¦ ¦г==========-
¦ ¦ ¦ ¦КУ¦¦4А-ТМ
¦ ¦ ¦ ¦ v¦
¦ ¦ ¦4-ТМ -----¬ -¦--¦¦¬
¦ ¦ L--¬ ¦РТУ ¦ ¦РТУ ¦
¦ ¦ ¦ LT-T-- LT--T--
¦ ¦ ¦ ¦ / ¦КУ/
¦ ¦ ¦ v ¦ v ¦
¦ ¦ ---+-¬ -+-+---¬ -+--+--¬
¦ ¦ ¦Т ¦... ¦Т ¦... ¦Т ¦
¦ ¦ ¦ОТО ¦ ¦ ¦ ¦ОТСиВК¦
¦ ¦ L-TT-- L------- L--T-T--
¦ ¦ /¦ / ¦
v ¦ ¦¦ ¦ ¦
-----+--+----------¬Контракт, ПСб, ГТД ¦¦ ¦ ¦
Партия ¦ Участник ВЭД +--------------------¦ ¦ ¦
<--------+ ¦ ¦ ¦ ¦
-------->+ Контракт +<-------------------- ¦ ¦
товаров ¦ (экспорт/импорт) ¦ ¦ ¦
L----T--T----------- ¦ ¦
/ ¦ Документы для проверки¦ ¦
¦ L=======================================================- ¦
L============================================================-
Акт, протокол, Постановление



Приложение 5
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РАЗЛИЧНОГО
УРОВНЯ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ТАМОЖЕННО - БАНКОВСКОГО
ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ
ЭТАПЫ ТАМОЖЕННО-БАНКОВСКОГО ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ
-----------¬ -----------¬ -----------------¬ -------------------¬
¦Банковский¦ ¦Таможенное¦ ¦Автоматизирован-¦ ¦Организация и про-¦
ТАМОЖЕННЫЕ ¦контроль ¦ ¦оформление¦ ¦ный контроль за ¦ ¦ведение целевых ¦
ОРГАНЫ +----------+ +----------+ ¦поступлением ва-¦ ¦проверок соблюде- ¦
¦ люты, товаров ¦ ¦ния валютного за- ¦
+----------------+ ¦конодательства ¦
¦участниками ВЭД ¦
+------------------+
-
¦- Консуль- - Принятие - Корректировка - Распределение по
-----------¬ ¦тационная решений о записей цент- РТУ информации о
¦ГТК России+-+работа с таможенном ральной базы возможных НТП;
¦ (УВК) ¦ ¦уполномо- оформлении данных;
L----------- ¦ченными без ПС, ПСи, - Проведение про-
¦банками ПСб - Методическая верок при возможном
¦ работа по под- НТП на сумму более
¦ держанию функ- 500 тыс. долл. США
¦ ционирования (экспорт);
¦ ТБСВК
¦ - Разработка отче-
¦ тно - аналитических
¦ материалов о ре-
¦ зультатах проверок
¦ - <**>
L
-
-----------¬ ¦- Консуль- - Рассмотре- - Ведение НСИ по - Распределение по
¦РТУ и ТЦП ¦ ¦тационная ние вопро- региону таможням информации
¦(ОТСиВК) +-+работа с сов, находя- о возможных НТП;
L----------- ¦уполномо- щихся вне - Подготовка и
¦ченными компетенции передача в УВК - Проведение прове-
¦банками ОТС и ВК та- ГТК России отче- рок при возможном
¦- <*> можни; тов по вопросам НТП на сумму более
¦ валютного конт- 100 тыс. долл. США
¦ - Рассмотре- роля (экспорт);
¦ ние обраще-
¦ ний лиц по - Проведение прове-
¦ вопросам ва- рок по поручению
¦ лютного УВК ГТК России;
¦ контроля
¦ - <*> - Подготовка опе-
¦ ративных отчетов о
¦ результатах прове-
¦ рок;
¦
¦ - Информирование УВК
¦ о возможных НТП,
¦ превышающих компе-
¦ тенцию РТУ;
¦
¦ - Передача в подраз-
¦ деления правоохрани-
¦ тельного блока доку-
¦ ментов по НТП;
L - <**>
-
-----------¬ ¦- Консуль- - Разъясне- - Контроль за - Проведение прове-
¦ Таможня ¦ ¦тационная ние лицам обеспечением пе- рок при возможном
¦ (ОТСиВК) +-+работа с требований редачи данных НТП на сумму не
L----------- ¦уполномо- валютного для осуществле- более 100 тыс. долл.
¦ченными законода- ния валютного США (экспорт);
¦банками тельства контроля в цент-
¦- <*> ральную базу - Проведение прове-
¦ - Рассмотре- данных; рок по поручению РТУ
¦ ние вопро- и УВК ГТК России;
¦ сов, находя- - Ведение НСИ,
¦ щихся вне базы данных ва- - Подготовка матери-
¦ компетенции лютного контроля алов оперативной от-
¦ ОТО таможен- четности о результа-
¦ ного поста тах п

ПИСЬМО ГТК РФ от 14.04.1997 n 14-15/6839 О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также