СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 050900 ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО (ПО ВИДАМ ИНСТРУМЕНТОВ). ВИДЫ: 01 - ФОРТЕПИАНО, ОРГАН, 02 - ОРКЕСТРОВЫЕ СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, 03 - ОРКЕСТРОВЫЕ ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, 04 - ОРКЕСТРОВЫЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ. КВАЛИФИКАЦИИ: 01 - КОНЦЕРТНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ, АРТИСТ КАМЕРНОГО АНСАМБЛЯ, КОНЦЕРТМЕЙСТЕР, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, 02 - КОНЦЕРТНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ, АРТИСТ ОРКЕСТРА, АРТИСТ АНСАМБЛЯ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, 03 - КОНЦЕРТНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ, АРТИСТ ОРКЕСТРА, АРТИСТ АНСАМБЛЯ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, 04 - КОНЦЕРТНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ, АРТИСТ ОРКЕСТРА, АРТИСТ АНСАМБЛЯ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ (утв. Минобразованием РФ 22.04.2003)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
Л.С.ГРЕБНЕВ
22 апреля 2003 года
Номер государственной
регистрации
592 иск/сп
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 050900
ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
(ПО ВИДАМ ИНСТРУМЕНТОВ)
ВИДЫ:
01 - ФОРТЕПИАНО, ОРГАН
02 - ОРКЕСТРОВЫЕ СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
03 - ОРКЕСТРОВЫЕ ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
04 - ОРКЕСТРОВЫЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
КВАЛИФИКАЦИИ:
01 - КОНЦЕРТНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ, АРТИСТ КАМЕРНОГО
АНСАМБЛЯ, КОНЦЕРТМЕЙСТЕР, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
02 - КОНЦЕРТНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ, АРТИСТ ОРКЕСТРА,
АРТИСТ АНСАМБЛЯ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
03 - КОНЦЕРТНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ, АРТИСТ ОРКЕСТРА,
АРТИСТ АНСАМБЛЯ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
04 - КОНЦЕРТНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ, АРТИСТ ОРКЕСТРА,
АРТИСТ АНСАМБЛЯ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
1. Общая характеристика специальности
050900 Инструментальное исполнительство
(по видам инструментов)
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации по высшему образованию от 24.01.2002 N 181.
1.2. Квалификации выпускников по специальности 050900 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов):
01 - фортепиано, орган - концертный исполнитель, артист камерного ансамбля, концертмейстер, преподаватель; нормативный срок обучения - 5 лет при очной форме обучения
02 - оркестровые струнные инструменты - концертный исполнитель, артист оркестра, артист ансамбля, преподаватель; нормативный срок обучения - 5 лет при очной форме обучения
03 - оркестровые духовые и ударные инструменты - концертный исполнитель, артист оркестра, артист ансамбля, преподаватель; нормативный срок обучения - 5 лет при очной форме обучения
04 - оркестровые народные инструменты - концертный исполнитель, артист оркестра, артист ансамбля, преподаватель; нормативный срок обучения - 5 лет при очной форме обучения.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Специалист подготовлен к различным видам деятельности в области инструментального исполнительства и может применить на практике свои знания и умения в качестве солиста-инструменталиста, исполнителя концертных программ на избранном музыкальном инструменте, артиста, выступающего в составе различного типа ансамблей, оркестранта, преподавателя всего комплекса дисциплин специального цикла в профессиональных музыкальных учебных заведениях в рамках избранной специальности.
1.4. Возможности продолжения образования специалиста, освоившего основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 050900 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов).
Выпускник подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее профессиональное музыкальное образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем профессиональном музыкальном образовании или высшем профессиональном образовании.
2.3. При приеме на подготовку по данной специальности высшее учебное заведение проводит вступительные испытания профессиональной направленности:
01 - исполнение программы (фортепиано или орган), коллоквиум, сольфеджио (письменно, устно), гармония (письменно, устно);
02, 03, 04 - исполнение программы, коллоквиум, сольфеджио (письменно, устно), гармония (письменно, устно).
3. Общие требования
к основной образовательной программе подготовки
выпускника по специальности 050900 Инструментальное
исполнительство (по видам инструментов)
3.1. Основная образовательная программа подготовки специалиста разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалиста, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки специалиста состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки специалиста должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины;
цикл ДС - дисциплины специализации;
ФТД - факультативы;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины - стандартом не предусматривается. Отдельные курсы могут предлагаться студентам в разделе ФТД (факультативы). Необходимый для специалиста уровень знаний закладывается в цикле ОПД.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки специалиста должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму
содержания основной образовательной программы подготовки
выпускников по специальности 050900 Инструментальное
исполнительство (по видам инструментов)
---------T-------------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.00 ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом ¦ ¦
¦ ¦языке; основные особенности полного стиля произ- ¦ ¦
¦ ¦ношения, характерные для сферы профессиональной ¦ ¦
¦ ¦коммуникации; чтение транскрипции. ¦ ¦
¦ ¦Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологического ¦ ¦
¦ ¦характера. ¦ ¦
¦ ¦Понятие дифференциации лексики по сферам ¦ ¦
¦ ¦применения (бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и другая). ¦ ¦
¦ ¦Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях,¦ ¦
¦ ¦фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об основных способах словообразования. ¦ ¦
¦ ¦Грамматические навыки, обеспечивающие коммуни- ¦ ¦
¦ ¦кацию общего характера без искажения смысла при ¦ ¦
¦ ¦письменном и устном общении; основные граммати- ¦ ¦
¦ ¦ческие явления, характерные для профессиональной ¦ ¦
¦ ¦речи. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об обиходно-литературном, официально- ¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы. Основные особенности научного стиля. ¦ ¦
¦ ¦Культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦Разговорная речь. Диалогическая и монологическая ¦ ¦
¦ ¦речь с использованием наиболее употребительных ¦ ¦
¦ ¦и относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения. ¦ ¦
¦ ¦Основы публичной речи (устное сообщение, доклад).¦ ¦
¦ ¦Аудирование. Понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦Чтение. Виды текстов: несложные прагматические ¦ ¦
¦ ¦тексты и тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности. ¦ ¦
¦ ¦Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, ¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦Физическая культура в общекультурной и профес- ¦ ¦
¦ ¦сиональной подготовке студентов. Ее социально- ¦ ¦
¦ ¦биологические основы. Физическая культура и ¦ ¦
¦ ¦спорт как социальные феномены общества. Законо- ¦ ¦
¦ ¦дательство Российской Федерации о физической ¦ ¦
¦ ¦культуре и спорте. Физическая культура ¦ ¦
¦ ¦личности. ¦ ¦
¦ ¦Основы здорового образа жизни студента. ¦ ¦
¦ ¦Особенности использования средств физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности. ¦ ¦
¦ ¦Общая физическая и специальная подготовка в ¦ ¦
¦ ¦системе физического воспитания. ¦ ¦
¦ ¦Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или ¦ ¦
¦ ¦систем физических упражнений. ¦ ¦
¦ ¦Профессионально-прикладная физическая подготовка ¦ ¦
¦ ¦студентов. Основы методики самостоятельных ¦ ¦
¦ ¦занятий и самоконтроль за состоянием своего ¦ ¦
¦ ¦организма. ¦ ¦
¦ ¦Содержание данной дисциплины реализуется также ¦ ¦
¦ ¦в отдельных дисциплинах специального цикла ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦Сущность, формы, функции исторического знания. ¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие ¦ ¦
¦ ¦и классификация исторического источника. ¦ ¦
¦ ¦Отечественная историография в прошлом и ¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и особенное. Методология и ¦ ¦
¦ ¦теория исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦Античное наследие в эпоху Великого переселения ¦ ¦
¦ ¦народов. Проблема этногенеза восточных славян. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления государственности. ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско-древне- ¦ ¦
¦ ¦русские связи. Особенности социального строя ¦ ¦
¦ ¦Древней Руси. Этнокультурные и социально- ¦ ¦
¦ ¦политические процессы становления русской ¦ ¦
¦ ¦государственности. Принятие христианства. ¦ ¦
¦ ¦Распространение ислама. Эволюция восточно- ¦ ¦
¦ ¦славянской государственности в XI - XII вв. ¦ ¦
¦ ¦Социально-политические изменения в русских ¦ ¦
¦ ¦землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: проблемы ¦ ¦
¦ ¦взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦Россия и средневековые государства Европы ¦ ¦
¦ ¦и Азии. Специфика формирования единого ¦ ¦
¦ ¦российского государства. Возвышение Москвы. ¦ ¦
¦ ¦Формирование сословной системы организации ¦ ¦
¦ ¦общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. ¦ ¦
¦ ¦Предпосылки и особенности складывания ¦ ¦
¦ ¦российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе ¦ ¦
¦ ¦самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности ¦ ¦
¦ ¦на землю. Структура феодального землевладения. ¦ ¦
¦ ¦Крепостное право России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное. Общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России XIX в. Реформы ¦ ¦
¦ ¦и реформаторы в России. Русская культура XIX в. ¦ ¦
¦ ¦и ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация ¦ ¦
¦ ¦общественных процессов. Проблема экономического ¦ ¦
¦ ¦роста и модернизации. Революции и реформы. ¦ ¦
¦ ¦Социальная трансформация общества. Столкновение ¦ ¦
¦ ¦тенденций интернационализма и национализма, ¦ ¦
¦ ¦интеграции и сепаратизма, демократии и ¦ ¦
¦ ¦авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦Россия в начале XX в. Объективная потребность ¦ ¦
¦ ¦индустриальной модернизации России. Российские ¦ ¦
¦ ¦реформы в контексте общемирового развития в ¦ ¦
¦ ¦начале века. Политические партии России: генезис,¦ ¦
¦ ¦классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦Россия в условиях мировой войны и общенациональ- ¦ ¦
¦ ¦ного кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война¦ ¦
¦ ¦и интервенция, их результаты и последствия. ¦ ¦
¦ ¦Российская эмиграция. Социально-экономическое ¦ ¦
¦ ¦развитие страны в 20-е годы. НЭП. Формирование ¦ ¦
¦ ¦однопартийного политического режима. Образование ¦ ¦
¦ ¦СССР. Культурная жизнь страны в 20-е годы. ¦ ¦
¦ ¦Внешняя политика. ¦ ¦
¦ ¦Курс на строительство социализма в одной стране ¦ ¦
¦ ¦и его последствия. Социально-экономические ¦ ¦
¦ ¦преобразования в 30-е годы. Усиление режима ¦ ¦
¦ ¦личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦СССР накануне и в начальный период второй мировой¦ ¦
¦ ¦войны. Великая Отечественная война. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономическое развитие, общественно-политическая ¦ ¦
¦ ¦жизнь, культура, внешняя политика СССР в ¦ ¦
¦ ¦послевоенные годы. Холодная война. Попытки ¦ ¦
¦ ¦осуществления политических и экономических ¦ ¦
¦ ¦реформ. ¦ ¦
¦ ¦НТР и ее влияние на ход общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦СССР в середине 60 - 80-х годов: нарастание ¦ ¦
¦ ¦кризисных явлений. Советский Союз в 1985 - ¦ ¦
¦ ¦1991 гг. Перестройка. Попытка государственного ¦ ¦
¦ ¦переворота в 1991 г. и ее провал. Распад СССР. ¦ ¦
¦ ¦Беловежские соглашения. Октябрьские события ¦ ¦
¦ ¦1993 г. ¦ ¦
¦ ¦Становление новой российской государственности ¦ ¦
¦ ¦(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной ¦ ¦
¦ ¦социально-экономической модернизации. Культура ¦ ¦
¦ ¦в современной России. Внешнеполитическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в условиях новой геополитической ¦ ¦
¦ ¦ситуации ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.04¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦Структура и состав современного культуро- ¦ ¦
¦ ¦логического знания. Культурология и философия ¦ ¦
¦ ¦культуры, социология культуры, культурная ¦ ¦
¦ ¦антропология. Культурология и история культуры. ¦ ¦
¦ ¦Теоретическая и прикладная культурология. ¦ ¦
¦ ¦Методы культурологических исследований. ¦ ¦
¦ ¦Основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации, ¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные традиции,¦ ¦
¦ ¦культурная картина мира, социальные институты ¦ ¦
¦ ¦культуры, культурная самоидентичность, культурная¦ ¦
¦ ¦модернизация. ¦ ¦
¦ ¦Типология культур. Этническая и национальная, ¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры. Восточные и ¦ ¦
¦ ¦западные типы культур. Специфические и ¦ ¦
¦ ¦"серединные" культуры. Локальные культуры. ¦ ¦
¦ ¦Место и роль России в мировой культуре. ¦ ¦
¦ ¦Тенденции культурной универсализации в мировом ¦ ¦
¦ ¦современном процессе. ¦ ¦
¦ ¦Культура и природа. Культура и общество. ¦ ¦
¦ ¦Культура и глобальные проблемы современности. ¦ ¦
¦ ¦Культура и личность. Инкультурация и социализация¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.05¦Политология ¦ ¦
¦ ¦Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. ¦ ¦
¦ ¦Политическая жизнь и властные отношения. Роль ¦ ¦
¦ ¦и место политики в жизни современных обществ. ¦ ¦
¦ ¦Социальные функции политики. ¦ ¦
¦ ¦История политических учений. Российская ¦ ¦
¦ ¦политическая традиция: истоки, социокультурные ¦ ¦
¦ ¦основания, историческая динамика. Современные ¦ ¦
¦ ¦политологические школы. ¦ ¦
¦ ¦Гражданское общество, его происхождение и осо- ¦ ¦
¦ ¦бенности. Особенности становления гражданского ¦ ¦
¦ ¦общества в России. ¦ ¦
¦ ¦Институциональные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Политическая власть. Политическая система. ¦ ¦
¦ ¦Политические режимы, политические партии, ¦ ¦
¦ ¦электоральные системы. ¦ ¦
¦ ¦Политические отношения и процессы. Политические ¦ ¦
¦ ¦конфликты и способы их разрешения. Политические ¦ ¦
¦ ¦технологии. Политический менеджмент. ¦ ¦
¦ ¦Политическая модернизация. ¦ ¦
¦ ¦Политические организации и движения. ¦ ¦
¦ ¦Политические элиты. Политическое лидерство. ¦ ¦
¦ ¦Социокультурные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы России в ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации. ¦ ¦
¦ ¦Методология познания политической реальности. ¦ ¦
¦ ¦Парадигмы политического знания. Экспертное ¦ ¦
¦ ¦политическое знание; политическая аналитика ¦ ¦
¦ ¦и прогностика ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.06¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦Государство и право. Их роль в жизни общества. ¦ ¦
¦ ¦Норма права и нормативно-правовые акты. ¦ ¦
¦ ¦Основные правовые системы современности. ¦ ¦
¦ ¦Международное право как особая система права. ¦ ¦
¦ ¦Источники российского права. ¦ ¦
¦ ¦Закон и подзаконные акты. ¦ ¦
¦ ¦Система российского права. Отрасли права. ¦ ¦
¦ ¦Правонарушение и юридическая ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Значение законности и правопорядка в современном ¦ ¦
¦ ¦обществе. Правовое государство. Конституция ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации - основной закон ¦ ¦
¦ ¦государства. ¦ ¦
¦ ¦Особенности федеративного устройства России. ¦ ¦
¦ ¦Система органов государственной власти в ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации. ¦ ¦
¦ ¦Понятие гражданского правоотношения. Физические ¦ ¦
¦ ¦и юридические лица. Право собственности. ¦ ¦
¦ ¦Обязательства в гражданском праве и ответствен- ¦ ¦
¦ ¦ность за их нарушение. Наследственное право. ¦ ¦
¦ ¦Брачно-семейные отношения. Взаимные права и ¦ ¦
¦ ¦обязанности супругов, родителей и детей. ¦ ¦
¦ ¦Ответственность по семейному праву. ¦ ¦
¦ ¦Трудовой договор (контракт). Трудовая ¦ ¦
¦ ¦дисциплина и ответственность за ее нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Административные правонарушения и ¦ ¦
¦ ¦административная ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Понятие преступления. Уголовная ответственность ¦ ¦
¦ ¦за совершение преступлений. ¦ ¦
¦ ¦Экологическое право. ¦ ¦
¦ ¦Особенности правового регулирования будущей ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Правовые основы защиты государственной тайны. ¦ ¦
¦ ¦Законодательные и нормативно-правовые акты в ¦ ¦
¦ ¦области защиты информации и государственной тайны¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.07¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦Психология: предмет, объект и методы ¦ ¦
¦ ¦психологии. ¦ ¦
¦ ¦Место психологии в системе наук. История развития¦ ¦
¦ ¦психологического знания и основные направления в ¦ ¦
¦ ¦психологии. Индивид, личность, субъект, ¦ ¦
¦ ¦индивидуальность. ¦ ¦
¦ ¦Психика и организм. Психика, поведение и ¦ ¦
¦ ¦деятельность. Основные функции психики. Развитие ¦ ¦
¦ ¦психики в процессе онтогенеза и филогенеза. ¦ ¦
¦ ¦Мозг и психика. ¦ ¦
¦ ¦Структура психики. Соотношение сознания и бес- ¦ ¦
¦ ¦сознательного. Основные психические процессы. ¦ ¦
¦ ¦Структура сознания. ¦ ¦
¦ ¦Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. ¦ ¦
¦ ¦Представление. Воображение. Мышление и интеллект.¦ ¦
¦ ¦Творчество. Внимание. Мнемические процессы. ¦ ¦
¦ ¦Эмоции и чувства. ¦ ¦
¦ ¦Психическая регуляция поведения и деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Общение и речь. ¦ ¦
¦ ¦Психология личности. ¦ ¦
¦ ¦Межличностные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Психология малых групп. ¦ ¦
¦ ¦Межгрупповые отношения и взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, ¦ ¦
¦ ¦методы педагогики. Основные категории ¦ ¦
¦ ¦педагогики: образование, воспитание, обучение, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая деятельность, педагогическое ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие, педагогическая технология, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая задача. ¦ ¦
¦ ¦Образование как общечеловеческая ценность. ¦ ¦
¦ ¦Образование как социокультурный феномен и ¦ ¦
¦ ¦педагогический процесс. Образовательная система ¦ ¦
¦ ¦России. Цели, содержание, структура непрерывного ¦ ¦
¦ ¦образования, единство образования и ¦ ¦
¦ ¦самообразования. ¦ ¦
¦ ¦Педагогический процесс. Образовательная, ¦ ¦
¦ ¦воспитательная и развивающая функции обучения. ¦ ¦
¦ ¦Воспитание в педагогическом процессе. ¦ ¦
¦ ¦Общие формы организации учебной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Урок, лекция, семинарские, практические и ¦ ¦
¦ ¦лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет,¦ ¦
¦ ¦экзамен, факультативные занятия, консультация. ¦ ¦
¦ ¦Методы, приемы, средства организации и управления¦ ¦
¦ ¦педагогическим процессом. ¦ ¦
¦ ¦Семья как субъект педагогического взаимодействия ¦ ¦
¦ ¦и социокультурная среда воспитания и развития ¦ ¦
¦ ¦личности. ¦ ¦
¦ ¦Управление образовательными системами ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.08¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦Стили современного русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Языковая форма, ее роль в становлении и ¦ ¦
¦ ¦функционировании литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Речевое взаимодействие. Основные единицы общения.¦ ¦
¦ ¦Устная и письменная разновидности литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Нормативные, коммуникативные, этические ¦ ¦
¦ ¦аспекты устной и письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦Функциональные стили современного русского языка.¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие функциональных стилей. Научный ¦ ¦
¦ ¦стиль. Специфика использования элементов различ- ¦ ¦
¦ ¦ных языковых уровней в научной речи. Речевые ¦ ¦
¦ ¦нормы учебной и научной сфер деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Официально-деловой стиль, сфера его функциониро- ¦ ¦
¦ ¦вания, жанровое разнообразие. Языковые формулы ¦ ¦
¦ ¦официальных документов. Приемы унификации языка ¦ ¦
¦ ¦служебных документов. Интернациональные свойства ¦ ¦
¦ ¦русской официально-деловой письменной речи. Язык ¦ ¦
¦ ¦и стиль распорядительных документов. Язык и стиль¦ ¦
¦ ¦коммерческой корреспонденции. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦инструктивно-методических документов. Реклама в ¦ ¦
¦ ¦деловой речи. Правила оформления документов. ¦ ¦
¦ ¦Речевой этикет в документах. ¦ ¦
¦ ¦Жанровая дифференциация и отбор языковых ¦ ¦
¦ ¦средств в публицистическом стиле. Особенности ¦ ¦
¦ ¦устной публичной речи. Оратор и его аудитория. ¦ ¦
¦ ¦Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор ¦ ¦
¦ ¦темы, цель речи, поиск материала, начало, ¦ ¦
¦ ¦развертывание и завершение речи. Основные приемы ¦ ¦
¦ ¦поиска материала и виды вспомогательных ¦ ¦
¦ ¦материалов. Словесное оформление публичного ¦ ¦
¦ ¦выступления. Понятливость, информативность ¦ ¦
¦ ¦и выразительность публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦Разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Условия функционирования разговорной речи, роль ¦ ¦
¦ ¦внеязыковых факторов. Культура речи. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления совершенствования навыков грамотного ¦ ¦
¦ ¦письма и говорения ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.09¦Социология ¦ ¦
¦ ¦Предыстория и социально-философские предпосылки ¦ ¦
¦ ¦социологии как науки. Социологический проект ¦ ¦
¦ ¦О. Конта. Классические социологические теории. ¦ ¦
¦ ¦Современные социологические теории. Русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль. ¦ ¦
¦ ¦Общество и социальные институты. Мировая ¦ ¦
¦ ¦система и процессы глобализации. ¦ ¦
¦ ¦Социальные группы и общности. Виды общностей. ¦ ¦
¦ ¦Общность и личность. Малые группы и коллективы. ¦ ¦
¦ ¦Социальная организация. ¦ ¦
¦ ¦Социальные движения. ¦ ¦
¦ ¦Социальное неравенство, стратификация и ¦ ¦
¦ ¦социальная мобильность. Понятие социального ¦ ¦
¦ ¦статуса. ¦ ¦
¦ ¦Социальное взаимодействие и социальные отношения.¦ ¦
¦ ¦Общественное мнение как институт гражданского ¦ ¦
¦ ¦общества. ¦ ¦
¦ ¦Культура как фактор социальных изменений. ¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие экономики, социальных отношений ¦ ¦
¦ ¦и культуры. ¦ ¦
¦ ¦Личность как социальный тип. Социальный контроль ¦ ¦
¦ ¦и девиация. Личность как деятельный субъект. ¦ ¦
¦ ¦Социальные изменения. Социальные революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы. Концепция социального прогресса. ¦ ¦
¦ ¦Формирование мировой системы. Место России в ¦ ¦
¦ ¦мировом сообществе. ¦ ¦
¦ ¦Методы социологического исследования ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.10¦Философия ¦ ¦
¦ ¦Предмет философии. Место и роль философии ¦ ¦
¦ ¦в культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура философского ¦ ¦
¦ ¦знания. ¦ ¦
¦ ¦Учение о бытии. Монистические и плюралистические ¦ ¦
¦ ¦концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятие ¦ ¦
¦ ¦материального и идеального. Пространство. Время. ¦ ¦
¦ ¦Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и ¦ ¦
¦ ¦индетерминизм. Динамические и статистические за- ¦ ¦
¦ ¦кономерности. Научные, философские и религиозные ¦ ¦
¦ ¦картины мира. ¦ ¦
¦ ¦Человек, общество, культура. Человек и природа. ¦ ¦
¦ ¦Общество и его структура. Гражданское общество ¦ ¦
¦ ¦и государство. Человек в системе социальных ¦ ¦
¦ ¦связей. Человек и исторический процесс; личность ¦ ¦
¦ ¦и массы; свобода и необходимость. ¦ ¦
¦ ¦Формационная и цивилизационная концепции ¦ ¦
¦ ¦общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. ¦ ¦
¦ ¦Свобода и ответственность. Мораль, справедли- ¦ ¦
¦ ¦вость, право. Нравственные ценности. Пред- ¦ ¦
¦ ¦ставления о совершенном человеке в различных ¦ ¦
¦ ¦культурах. Эстетические ценности и их роль в ¦ ¦
¦ ¦человеческой жизни. Религиозные ценности и ¦ ¦
¦ ¦свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦Сознание и познание. Сознание, самосознание и ¦ ¦
¦ ¦личность. Познание, творчество и практика. Вера ¦ ¦
¦ ¦и знание. Понимание и объяснение. Рациональное ¦ ¦
¦ ¦и иррациональное в познавательной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Проблема истины. Действительность, мышление, ¦ ¦
¦ ¦логика и язык. Научное и ненаучное знание. ¦ ¦
¦ ¦Критерии научности. Структура научного познания, ¦ ¦
¦ ¦его методы и формы. Рост научного знания. Научные¦ ¦
¦ ¦революции и смены типов рациональности. Наука ¦ ¦
¦ ¦и техника. ¦ ¦
¦ ¦Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Взаимодействие цивилизаций ¦ ¦
¦ ¦и сценарии будущего ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.11¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические системы. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы развития экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Методы экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Фактор спроса. Индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения.¦ ¦
¦ ¦Эластичность. Предложение и его факторы. ¦ ¦
¦ ¦Закон убывающей предельной производительности. ¦ ¦
¦ ¦Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка ¦ ¦
¦ ¦и прибыль. Принцип максимизации прибыли. ¦ ¦
¦ ¦Предложение совершенно конкурентной фирмы и ¦ ¦
¦ ¦отрасли. Эффективность конкурентных рынков. ¦ ¦
¦ ¦Рыночная власть. Монополия. Монополистическая ¦ ¦
¦ ¦конкуренция. Олигополия. Антимонопольное ¦ ¦
¦ ¦регулирование. Спрос на факторы производства. ¦ ¦
¦ ¦Рынок труда. Спрос и предложение труда. ¦ ¦
¦ ¦Заработная плата и занятость. Рынок капитала. ¦ ¦
¦ ¦Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. ¦ ¦
¦ ¦Рента. Общее равновесие и благосостояние. ¦ ¦
¦ ¦Распределение доходов. Неравенство. Внешние ¦ ¦
¦ ¦эффекты и общественные блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение. Стабилизационная политика. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление и ¦ ¦
¦ ¦сбережения. Инвестиции. Государственные расходы ¦ ¦
¦ ¦и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно- ¦ ¦
¦ ¦налоговая политика. Деньги и их функции. Равно- ¦ ¦
¦ ¦весие на денежном рынке. Денежный мультипликатор.¦ ¦
¦ ¦Банковская система. Денежно-кредитная политика. ¦ ¦
¦ ¦Экономический рост и развитие. Международные ¦ ¦
¦ ¦экономические отношения. Внешняя торговля и ¦ ¦
¦ ¦торговая политика. Платежный баланс. Валютный ¦ ¦
¦ ¦курс. ¦ ¦
¦ ¦Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. ¦ ¦
¦ ¦Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок ¦ ¦
¦ ¦труда. Распределение и доходы. Преобразования ¦ ¦
¦ ¦в социальной сфере. ¦ ¦
¦ ¦Структурные сдвиги в экономике. Формирование ¦ ¦
¦ ¦открытой экономики ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) ¦270 ¦
¦ ¦компонент ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦270 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
L--------+-------------------------------------------------+------
---------T-------------------------------------------------T-----¬
¦ ¦Цикл общепрофессиональных дисциплин и цикл ¦ ¦
¦ ¦специальных дисциплин для вида ¦ ¦
¦ ¦01 - фортепиано, орган ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.00 ¦Цикл общепрофессиональных дисциплин ¦2440 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1940 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01¦Музыкальная информатика ¦ ¦
¦ ¦Изучение средств и методов специальной ¦ ¦
¦ ¦информатики для музыкантов - современной ¦ ¦
¦ ¦технологической базы для всех видов профес- ¦ ¦
¦ ¦сиональной музыкальной деятельности. Изучение ¦ ¦
¦ ¦основ MIDI-технологии как общепринятого стандарта¦ ¦
¦ ¦и формата музыкальных данных. Связь музыкальной ¦ ¦
¦ ¦информатики с традиционными дисциплинами - соль- ¦ ¦
¦ ¦феджио, гармонией, полифонией, инструментовкой, ¦ ¦
¦ ¦чтением партитур. Освоение музыкально- ¦ ¦
¦ ¦интеллектуального инструментария: компьютерный ¦ ¦
¦ ¦нотный набор и редактирование, инструментовка ¦ ¦
¦ ¦и аранжировка с помощью программных секвенсоров, ¦ ¦
¦ ¦конвертирование файлов из секвенсора в нотный ¦ ¦
¦ ¦редактор и обратно. Музыкальные файлы в сети ¦ ¦
¦ ¦Интернет ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02¦Эстетика ¦ ¦
¦ ¦Сущность эстетического; основные категории ¦ ¦
¦ ¦эстетики, их роль в интеллектуально-практической ¦ ¦
¦ ¦деятельности людей; эстетическое сознание и ¦ ¦
¦ ¦его структура; основные сферы эстетической ¦ ¦
¦ ¦деятельности (бытовая, производственная, ¦ ¦
¦ ¦профессионально-художественная); эстетические ¦ ¦
¦ ¦основы искусства и его отдельных видов; ¦ ¦
¦ ¦художественный образ как интегральная структура ¦ ¦
¦ ¦искусства; проблема художественного восприятия; ¦ ¦
¦ ¦эстетическая культура общества и личности ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03¦История искусства ¦ ¦
¦ ¦Искусство Древнего мира, средневековья, ¦ ¦
¦ ¦Ренессанса и Нового времени; мировое искусство ¦ ¦
¦ ¦XIX - XX веков: направления и стили; тенденции и ¦ ¦
¦ ¦перспективы развития современной художественной ¦ ¦
¦ ¦культуры ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.04¦Музыкальная психология ¦ ¦
¦ ¦Психологические проблемы профессиональной ¦ ¦
¦ ¦музыкальной деятельности: основы психологии ¦ ¦
¦ ¦музыкального слуха и особенности слуха ¦ ¦
¦ ¦музыканта; психологические факторы развития ¦ ¦
¦ ¦музыкальной памяти, воображения и мышления; ¦ ¦
¦ ¦психология музыкального творчества и восприятия ¦ ¦
¦ ¦музыки; основы психологии индивидуальности и ¦ ¦
¦ ¦личности; эмоциональный мир человека и эмоцио- ¦ ¦
¦ ¦нальное воздействие музыки; психологические ¦ ¦
¦ ¦факторы профессионального общения и обучения; ¦ ¦
¦ ¦психологические особенности возрастного, личного ¦ ¦
¦ ¦и профессионального развития и др. ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.05¦Гармония ¦ ¦
¦ ¦"Гармония" как категория эстетики и как ¦ ¦
¦ ¦музыкальный термин; принципы звуковысотной ¦ ¦
¦ ¦организации музыкальной ткани; взаимодействие ¦ ¦
¦ ¦временных и пространственных факторов в музыке: ¦ ¦
¦ ¦гармония и ритм, гармония и форма; исторические ¦ ¦
¦ ¦типы звуковысотной организации: модальность, ¦ ¦
¦ ¦тональность, полярность. Функциональная система ¦ ¦
¦ ¦мажора и минора. Системы звуковысотной ¦ ¦
¦ ¦организации в музыке XX века. ¦ ¦
¦ ¦Анализ гармонии и специфики связей гармонии ¦ ¦
¦ ¦с метроритмом в музыкальных произведениях ¦ ¦
¦ ¦различных стилей и жанров. ¦ ¦
¦ ¦Практические упражнения на гармонизацию ¦ ¦
¦ ¦заданного голоса; сочинение аккомпанемента к ¦ ¦
¦ ¦мелодии и самостоятельных периодов; построение ¦ ¦
¦ ¦на фортепиано всех изучаемых элементов гармо- ¦ ¦
¦ ¦нического языка; игра на фортепиано построений ¦ ¦
¦ ¦с предписанным модуляционным планом. ¦ ¦
¦ ¦Творческие задания ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.06¦Анализ музыкальных произведений ¦ ¦
¦ ¦Знакомство с основами теории музыкального ¦ ¦
¦ ¦формообразования и главными этапами развития ¦ ¦
¦ ¦истории музыкальных форм; представления о ¦ ¦
¦ ¦закономерностях развития музыкального языка. ¦ ¦
¦ ¦Тема и принципы тематического развития; функции ¦ ¦
¦ ¦частей в музыкальной форме. Классификация форм: ¦ ¦
¦ ¦полифонические формы; гомофонные формы; ¦ ¦
¦ ¦циклические и оперные формы. Фонический, ¦ ¦
¦ ¦синтаксический и композиционный уровни ¦ ¦
¦ ¦организации музыкальной формы. Жанровая система ¦ ¦
¦ ¦музыки. Синтетические и синкретические формы ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия музыки и слова: музыкальная и ¦ ¦
¦ ¦речевая интонация; музыка и поэтический текст. ¦ ¦
¦ ¦Изучение типовых музыкальных форм XVIII - XIX ¦ ¦
¦ ¦веков. Новые принципы формообразования в музыке ¦ ¦
¦ ¦XX века. Анализ примеров из музыкальной ¦ ¦
¦ ¦литературы в виде целостных произведений ¦ ¦
¦ ¦и их фрагментов ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.07¦Полифония ¦ ¦
¦ ¦Принципы полифонического письма в их историчес- ¦ ¦
¦ ¦ком развитии от средневековья до современности. ¦ ¦
¦ ¦Понятие "строгого" и "свободного" стиля в ¦ ¦
¦ ¦полифонии. Контрапунктическая техника. Система ¦ ¦
¦ ¦полифонических форм и жанров. Теория и этапы ¦ ¦
¦ ¦исторического развития фуги. Полифония как фак- ¦ ¦
¦ ¦тор развития в классических гомофонных формах. ¦ ¦
¦ ¦Новые формы полифонического письма в творчестве ¦ ¦
¦ ¦композиторов XX века (микрополифония, сверх- ¦ ¦
¦ ¦многоголосие и др.). ¦ ¦
¦ ¦Анализ примеров из музыкальной литературы в ¦ ¦
¦ ¦виде целостных произведений или их фрагментов. ¦ ¦
¦ ¦Выполнение письменных заданий (проработка ¦ ¦
¦ ¦различных видов техники письма и сочинение ¦ ¦
¦ ¦отдельных полифонических форм) ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.08¦История музыки (зарубежной, отечественной) ¦ ¦
¦ ¦Народное музыкальное творчество и его истори- ¦ ¦
¦ ¦ческое развитие: фольклор как сфера духовной ¦ ¦
¦ ¦культуры народа, музыкальный фольклор и ¦ ¦
¦ ¦национальные традиции. ¦ ¦
¦ ¦История отечественной и зарубежной музыки: ¦ ¦
¦ ¦музыкальное искусство древности (Египет, Китай, ¦ ¦
¦ ¦Греция); античность и музыка, музыкальный эпос, ¦ ¦
¦ ¦борьба идей в музыке и вокруг нее; музыка ¦ ¦
¦ ¦средневековья (музыка и церковь, светские ¦ ¦
¦ ¦жанры, музыка и средневековый театр); музыка ¦ ¦
¦ ¦в эпоху Возрождения, главные тенденции - разно- ¦ ¦
¦ ¦образие в отражении мира, гармоничность элементов¦ ¦
¦ ¦музыкальной речи, начало нотопечатания; Новое ¦ ¦
¦ ¦время и музыка (XVII - первая половина XVIII ¦ ¦
¦ ¦вв.) - развитие музыкального театра, опера, ¦ ¦
¦ ¦музыкально-педагогические воззрения, концертная ¦ ¦
¦ ¦жизнь, музыкальные школы и музыкальное ¦ ¦
¦ ¦просвещение; музыка в эпоху Просвещения - ¦ ¦
¦ ¦философские идеи и музыка, музыка и общественно- ¦ ¦
¦ ¦политическое движение, музыкально-педагогические ¦ ¦
¦ ¦воззрения, теории, руководства, музыкальное ¦ ¦
¦ ¦образование накануне французской революции; ¦ ¦
¦ ¦XIX век - западноевропейская музыка и музыкальная¦ ¦
¦ ¦культура России, влияние французской революции на¦ ¦
¦ ¦развитие музыкальной культуры, стилевые особен- ¦ ¦
¦ ¦ности музыки XIX века; XX век - противоречия ¦ ¦
¦ ¦эпохи и музыкальная культура, роль музыки в ¦ ¦
¦ ¦общественном движении, проблемы и тенденции ¦ ¦
¦ ¦развития музыкального искусства. Разнообразие ¦ ¦
¦ ¦музыкальных стилей XX века. Изучение творчества ¦ ¦
¦ ¦композиторов России и Запада в области академи- ¦ ¦
¦ ¦ческой музыки второй половины XX века со времени ¦ ¦
¦ ¦окончательного формирования "музыкального" ¦ ¦
¦ ¦авангардизма (на Западе - с 50-х, в России - с ¦ ¦
¦ ¦середины 60-х годов). Задачи курса - представить ¦ ¦
¦ ¦панораму музыки разных направлений: электронная ¦ ¦
¦ ¦музыка, постсерийность, полистилистика, сонорика,¦ ¦
¦ ¦минимализм, инструментальный театр, неоромантизм ¦ ¦
¦ ¦и т.д. ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦300 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Р.01¦Безопасность жизнедеятельности ¦100 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦200 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.00 ¦Цикл специальных дисциплин ¦3760 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦3360 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.Ф.01 ¦Специальный инструмент ¦ ¦
¦ ¦Изучение и подготовка к концертному исполнению ¦ ¦
¦ ¦произведений разных стилей, жанров, включая ¦ ¦
¦ ¦сочинения композиторов-классиков, романтиков, ¦ ¦
¦ ¦современных авторов. ¦ ¦
¦ ¦В классе специального инструмента развивается и ¦ ¦
¦ ¦совершенствуется весь комплекс профессиональных ¦ ¦
¦ ¦навыков молодого музыканта, происходит формиро- ¦ ¦
¦ ¦вание его творческой личности, художественных, ¦ ¦
¦ ¦исполнительских и педагогических принципов, ¦ ¦
¦ ¦самостоятельности мышления ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.Ф.02 ¦Камерный ансамбль ¦ ¦
¦ ¦Исполнение сочинений разных стилей для различных ¦ ¦
¦ ¦составов, включающих фортепиано (со струнными, ¦ ¦
¦ ¦духовыми, ударными инструментами) от дуэтов до ¦ ¦
¦ ¦ансамблей с любым количеством исполнителей. В ¦ ¦
¦ ¦результате изучения данной дисциплины студент ¦ ¦
¦ ¦должен ознакомиться с историей развития камерного¦ ¦
¦ ¦жанра, знать методику работы с ансамблями, ¦ ¦
¦ ¦освоить и исполнить ряд произведений (трио, квар-¦ ¦
¦ ¦тетов и квинтетов) различных музыкально-истори- ¦ ¦
¦ ¦ческих эпох, включая и сочинения современных ¦ ¦
¦ ¦отечественных и зарубежных композиторов. Задача ¦ ¦
¦ ¦камерного ансамбля - научить студентов слышать ¦ ¦
¦ ¦в ансамбле все исполняемые партии, согласовывать ¦ ¦
¦ ¦исполнительские намерения и находить совместные ¦ ¦
¦ ¦исполнительские решения ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.Ф.03 ¦Фортепианный ансамбль ¦ ¦
¦ ¦Изучение и исполнение оригинальных произведений ¦ ¦
¦ ¦для фортепианных ансамблей и переложений ¦ ¦
¦ ¦симфонических, ансамблевых, органных и других ¦ ¦
¦ ¦произведений ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.Ф.04 ¦Концертмейстерский класс ¦ ¦
¦ ¦Приобретение навыков работы в качестве концерт- ¦ ¦
¦ ¦мейстера в процессе подготовки к исполнению ¦ ¦
¦ ¦большого количества разнообразных произведений с ¦ ¦
¦ ¦привлечением к репетициям и концертным выступле- ¦ ¦
¦ ¦ниям иллюстраторов разных специальностей. Приоб- ¦ ¦
¦ ¦ретение навыков: репетиционной работы с вокалис- ¦ ¦
¦ ¦тами, инструменталистами; подготовки к исполнению¦ ¦
¦ ¦их сольных программ в сопровождении фортепиано; ¦ ¦
¦ ¦изучения и накопления репертуара, включающего ¦ ¦
¦ ¦оперные сцены и арии, романсы и другую вокальную ¦ ¦
¦ ¦литературу, аккомпанементы инструментальных ¦ ¦
¦ ¦произведений, сочинения для хора с сопровождением¦ ¦
¦ ¦и др.; чтения с листа, транспонирования ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.Ф.05 ¦История фортепианного искусства ¦ ¦
¦ ¦Возникновение, становление, преобразование ¦ ¦
¦ ¦инструмента. Выявление закономерностей развития ¦ ¦
¦ ¦выразительных и технических возможностей ¦ ¦
¦ ¦инструмента. Творческие принципы выдающихся ¦ ¦
¦ ¦исполнителей и педагогов. Педагогические школы. ¦ ¦
¦ ¦Этапные изменения художественных задач исполни- ¦ ¦
¦ ¦тельства, технических средств, функционирования ¦ ¦
¦ ¦искусства в обществе. Творчество выдающихся ком- ¦ ¦
¦ ¦позиторов. Периодизация истории исполнительства, ¦ ¦
¦ ¦связь с историей культуры. Анализ исполнительских¦ ¦
¦ ¦концепций ведущих мастеров, сравнение исполнений ¦ ¦
¦ ¦разными музыкантами одного произведения. Вопросы ¦ ¦
¦ ¦психологии исполнительства, проблемы связи ком- ¦ ¦
¦ ¦позитор - исполнитель - слушатель. Современные ¦ ¦
¦ ¦мастера-инструменталисты. Специальная литература ¦ ¦
¦ ¦для инструмента, теоретическая и методическая ¦ ¦
¦ ¦литература ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.Ф.06 ¦Методика обучения игре на фортепиано ¦ ¦
¦ ¦Педагогические принципы различных школ обучения ¦ ¦
¦ ¦игре на специальном инструменте в историческом ¦ ¦
¦ ¦аспекте. Формирование отечественной педагогичес- ¦ ¦
¦ ¦кой школы. Изучение опыта выдающихся педагогов. ¦ ¦
¦ ¦Роль педагога в воспитании молодого музыканта. ¦ ¦
¦ ¦Приемы педагогической работы. Важнейшие предпо- ¦ ¦
¦ ¦сылки становления музыканта-исполнителя. Способы ¦ ¦
¦ ¦оценки и развития природных данных: музыкального ¦ ¦
¦ ¦слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, испол- ¦ ¦
¦ ¦нительского внимания, художественного воображе- ¦ ¦
¦ ¦ния, технического аппарата. Организация и плани- ¦ ¦
¦ ¦рование учебного процесса в музыкальной школе и ¦ ¦
¦ ¦училище. Методика проведения урока. Проведение ¦ ¦
¦ ¦контрольных мероприятий. Обучение на разных ¦ ¦
¦ ¦этапах подготовки учащихся (специфические особен-¦ ¦
¦ ¦ности). Исполнение произведений разных стилей и ¦ ¦
¦ ¦жанров - приемы работы. Работа над техникой, на- ¦ ¦
¦ ¦выки звукоизвлечения, принципы подбора аппликату-¦ ¦
¦ ¦ры, владение динамическими градациями, штрихами. ¦ ¦
¦ ¦Культура работы с авторским текстом, грамотность,¦ ¦
¦ ¦осмысленность фразировки, артикуляции и др. ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.Ф.07 ¦Педагогическая практика ¦ ¦
¦ ¦Педагогическая практика осуществляется под ¦ ¦
¦ ¦руководством опытного педагога-консультанта. ¦ ¦
¦ ¦В активных и пассивных формах. По всем видам ¦ ¦
¦ ¦практики вводится отчетность. Важнейшим фактором ¦ ¦
¦ ¦является взаимосвязь методики (теоретический ¦ ¦
¦ ¦курс) и педагогической практики, в которой должны¦ ¦
¦ ¦находить применение знания, полученные в курсе ¦ ¦
¦ ¦лекций по методике ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.Ф.08 ¦Музыкальное исполнительство и педагогика ¦ ¦
¦ ¦Систематизация знаний в области теории и истории ¦ ¦
¦ ¦фортепианного исполнительства и методики ¦ ¦
¦ ¦преподавания игры на фортепиано. ¦ ¦
¦ ¦Подготовка теоретической работы (реферата), ¦ ¦
¦ ¦включающей вопросы исполнительства, педагогики, ¦ ¦
¦ ¦знание специальной литературы в соответствии с ¦ ¦
¦ ¦профилем подготовки ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦200 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦200 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ДС.00 ¦Дисциплины специализации ¦400 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ФТД.00 ¦Факультативы ¦450 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦Всего часов теоретического и практического обучения, ¦8850 ¦
¦включая практику ¦часов¦
+----------------------------------------------------------+-----+
¦Практика ¦12,5 ¦
¦ ¦не- ¦
¦ ¦дель ¦
L----------------------------------------------------------+------
---------T-------------------------------------------------T-----¬
¦ ¦Цикл общепрофессиональных дисциплин и цикл ¦ ¦
¦ ¦специальных дисциплин для вида ¦ ¦
¦ ¦02 - оркестровые струнные инструменты ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.00 ¦Цикл общепрофессиональных дисциплин ¦2080 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1680 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01¦Музыкальная информатика ¦ ¦
¦ ¦Изучение средств и методов специальной информа- ¦ ¦
¦ ¦тики для музыкантов - современной технологической¦ ¦
¦ ¦базы для всех видов профессиональной музыкальной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Изучение основ MIDI-технологии как ¦ ¦
¦ ¦общепринятого стандарта и формата музыкальных ¦ ¦
¦ ¦данных. Связь с традиционными дисциплинами - ¦ ¦
¦ ¦сольфеджио, гармонией, полифонией, инструмен- ¦ ¦
¦ ¦товкой, чтением партитур. Музыкальные файлы в ¦ ¦
¦ ¦интернет-технологии. Освоение музыкально-интел- ¦ ¦
¦ ¦лектуального инструментария: компьютерный нотный ¦ ¦
¦ ¦набор и редактирование, инструментовка и аранжи- ¦ ¦
¦ ¦ровка с помощью программных секвенсоров, конвер- ¦ ¦
¦ ¦тирование файлов из секвенсора в нотный редактор ¦ ¦
¦ ¦и обратно ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02¦Эстетика ¦ ¦
¦ ¦Сущность эстетического; основные категории ¦ ¦
¦ ¦эстетики, их роль в интеллектуально

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 051100 ДИРИЖИРОВАНИЕ (ПО ВИДАМ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ). ВИДЫ: 01 - ДИРИЖИРОВАНИЕ ОПЕРНО-СИМФОНИЧЕСКИМ ОРКЕСТРОМ, 02 - ДИРИЖИРОВАНИЕ АКАДЕМИЧЕСКИМ ХОРОМ, 03 - ДИРИЖИРОВАНИЕ НАРОДНЫМ ХОРОМ, 04 - ДИРИЖИРОВАНИЕ ВОЕННО-ДУХОВЫМ ОРКЕСТРОМ. КВАЛИФИКАЦИИ: 01 - ДИРИЖЕР ОПЕРНО-СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА, 02 - ДИРИЖЕР, ХОРМЕЙСТЕР АКАДЕМИЧЕСКОГО ХОРА, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, 03 - ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ НАРОДНО-ПЕВЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА, ХОРМЕЙСТЕР, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, 04 - ДИРИЖЕР ВОЕННО-ДУХОВОГО ОРКЕСТРА (утв. Минобразованием РФ 22.04.2003)  »
Постановления и Указы »
Читайте также