СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 051100 ДИРИЖИРОВАНИЕ (ПО ВИДАМ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ). ВИДЫ: 01 - ДИРИЖИРОВАНИЕ ОПЕРНО-СИМФОНИЧЕСКИМ ОРКЕСТРОМ, 02 - ДИРИЖИРОВАНИЕ АКАДЕМИЧЕСКИМ ХОРОМ, 03 - ДИРИЖИРОВАНИЕ НАРОДНЫМ ХОРОМ, 04 - ДИРИЖИРОВАНИЕ ВОЕННО-ДУХОВЫМ ОРКЕСТРОМ. КВАЛИФИКАЦИИ: 01 - ДИРИЖЕР ОПЕРНО-СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА, 02 - ДИРИЖЕР, ХОРМЕЙСТЕР АКАДЕМИЧЕСКОГО ХОРА, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, 03 - ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ НАРОДНО-ПЕВЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА, ХОРМЕЙСТЕР, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, 04 - ДИРИЖЕР ВОЕННО-ДУХОВОГО ОРКЕСТРА (утв. Минобразованием РФ 22.04.2003)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
Л.С.ГРЕБНЕВ
22 апреля 2003 года
Номер государственной
регистрации
594 иск/сп
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 051100 ДИРИЖИРОВАНИЕ
(ПО ВИДАМ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ)
ВИДЫ:
01 - ДИРИЖИРОВАНИЕ
ОПЕРНО-СИМФОНИЧЕСКИМ ОРКЕСТРОМ
02 - ДИРИЖИРОВАНИЕ АКАДЕМИЧЕСКИМ ХОРОМ
03 - ДИРИЖИРОВАНИЕ НАРОДНЫМ ХОРОМ
04 - ДИРИЖИРОВАНИЕ ВОЕННО-ДУХОВЫМ ОРКЕСТРОМ
КВАЛИФИКАЦИИ:
01 - ДИРИЖЕР ОПЕРНО-СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА
02 - ДИРИЖЕР, ХОРМЕЙСТЕР АКАДЕМИЧЕСКОГО ХОРА, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
03 - ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ НАРОДНО-ПЕВЧЕСКОГО
КОЛЛЕКТИВА, ХОРМЕЙСТЕР, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
04 - ДИРИЖЕР ВОЕННО-ДУХОВОГО ОРКЕСТРА
1. Общая характеристика специальности 051100 Дирижирование
(по видам исполнительских коллективов)
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации по высшему образованию от 24.01.2002 N 181.
1.2. Квалификации выпускников по специальности 051100 Дирижирование (по видам исполнительских коллективов):
01 - дирижирование оперно-симфоническим оркестром - дирижер оперно-симфонического оркестра; нормативный срок обучения - 5 лет при очной форме обучения;
02 - дирижирование академическим хором - дирижер, хормейстер академического хора, преподаватель; нормативный срок обучения - 5 лет при очной форме обучения;
03 - дирижирование народным хором - художественный руководитель народно-певческого коллектива, хормейстер, преподаватель; нормативный срок обучения - 5 лет при очной форме обучения;
04 - дирижирование военно-духовым оркестром - дирижер военно-духового оркестра; нормативный срок обучения - 5 лет при очной форме обучения.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Специалист должен быть подготовлен для творческой деятельности в сфере профессионального искусства как дирижер (руководитель) исполнительского коллектива (оперного, симфонического, военно-духового оркестров, академического хора, фольклорного ансамбля), а по видам 02 и 03 как преподаватель всего комплекса дисциплин специального цикла в профессиональных музыкальных учебных заведениях в рамках избранной специальности.
1.4. Возможности продолжения образования специалиста, освоившего основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 051100 Дирижирование (по видам исполнительских коллективов).
Выпускник подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее профессиональное музыкальное образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем профессиональном музыкальном образовании или высшем профессиональном образовании.
2.3. При приеме на подготовку по данной специальности высшее учебное заведение проводит вступительные испытания профессиональной направленности:
01 - дирижирование и коллоквиум, сольфеджио (письменно, устно), гармония (письменно, устно), фортепиано;
02 - дирижирование и работа с хором, сольфеджио (письменно, устно), гармония (письменно, устно), фортепиано;
03 - дирижирование и коллоквиум, сольфеджио (письменно, устно), гармония (письменно, устно), фортепиано;
04 - дирижирование, исполнение программы на инструменте военно-духового оркестра, сольфеджио (письменно, устно), гармония (письменно, устно).
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки выпускника по специальности 051100 Дирижирование
(по видам исполнительских коллективов)
3.1. Основная образовательная программа подготовки специалиста разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалиста, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки специалиста состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки специалиста должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины;
ФТД - факультативы;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины - стандартом не предусматривается. Отдельные курсы могут предлагаться студентам в разделе ФТД (факультативы). Необходимый для специалиста уровень знаний закладывается в цикле ОПД.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки специалиста должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки выпускников
по специальности 051100 Дирижирование (по видам
исполнительских коллективов)
---------T-----------------------------------------------T-------¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦ Всего ¦
¦ ¦ ¦ часов ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в изучае- ¦ ¦
¦ ¦мом языке; основные особенности полного стиля ¦ ¦
¦ ¦произношения, характерные для сферы профес- ¦ ¦
¦ ¦сиональной коммуникации; чтение транскрипции. ¦ ¦
¦ ¦Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологического ¦ ¦
¦ ¦характера. ¦ ¦
¦ ¦Понятие дифференциации лексики по сферам ¦ ¦
¦ ¦применения (бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и другая). ¦ ¦
¦ ¦Понятие о свободных и устойчивых слово- ¦ ¦
¦ ¦сочетаниях, фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об основных способах словообразования. ¦ ¦
¦ ¦Грамматические навыки, обеспечивающие ком- ¦ ¦
¦ ¦муникацию общего характера без искажения смысла¦ ¦
¦ ¦при письменном и устном общении; основные ¦ ¦
¦ ¦грамматические явления, характерные для ¦ ¦
¦ ¦профессиональной речи. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об обиходно-литературном, официально- ¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы. Основные особенности научного ¦ ¦
¦ ¦стиля. ¦ ¦
¦ ¦Культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦Разговорная речь. Диалогическая и монологичес- ¦ ¦
¦ ¦кая речь с использованием наиболее употребите- ¦ ¦
¦ ¦льных и относительно простых лексико-грам- ¦ ¦
¦ ¦матических средств в основных коммуникативных ¦ ¦
¦ ¦ситуациях неофициального и официального ¦ ¦
¦ ¦общения. Основы публичной речи (устное ¦ ¦
¦ ¦сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦Аудирование. Понимание диалогической ¦ ¦
¦ ¦и монологической речи в сфере бытовой ¦ ¦
¦ ¦и профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦Чтение. Виды текстов: несложные прагматические ¦ ¦
¦ ¦тексты и тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности. ¦ ¦
¦ ¦Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, ¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. Законодательство Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации о физической культуре и спорте. ¦ ¦
¦ ¦Физическая культура личности. ¦ ¦
¦ ¦Основы здорового образа жизни студента. ¦ ¦
¦ ¦Особенности использования средств физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности. ¦ ¦
¦ ¦Общая физическая и специальная подготовка в ¦ ¦
¦ ¦системе физического воспитания. ¦ ¦
¦ ¦Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или ¦ ¦
¦ ¦систем физических упражнений. Профессионально- ¦ ¦
¦ ¦прикладная физическая подготовка студентов. ¦ ¦
¦ ¦Основы методики самостоятельных занятий и ¦ ¦
¦ ¦самоконтроль за состоянием своего организма. ¦ ¦
¦ ¦Содержание данной дисциплины реализуется также ¦ ¦
¦ ¦в отдельных дисциплинах специального цикла ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦Сущность, формы, функции исторического знания. ¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие и ¦ ¦
¦ ¦классификация исторического источника. Отечест-¦ ¦
¦ ¦венная историография в прошлом и настоящем: ¦ ¦
¦ ¦общее и особенное. Методология и теория исто- ¦ ¦
¦ ¦рической науки. История России - неотъемлемая ¦ ¦
¦ ¦часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦Античное наследие в эпоху Великого переселения ¦ ¦
¦ ¦народов. Проблема этногенеза восточных славян. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления государственности. ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско-древне- ¦ ¦
¦ ¦русские связи. Особенности социального строя ¦ ¦
¦ ¦Древней Руси. Этнокультурные и социально- ¦ ¦
¦ ¦политические процессы становления русской ¦ ¦
¦ ¦государственности. Принятие христианства. ¦ ¦
¦ ¦Распространение ислама. Эволюция восточно- ¦ ¦
¦ ¦славянской государственности в XI - XII вв. ¦ ¦
¦ ¦Социально-политические изменения в русских ¦ ¦
¦ ¦землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: проблемы ¦ ¦
¦ ¦взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦Россия и средневековые государства Европы ¦ ¦
¦ ¦и Азии. Специфика формирования единого ¦ ¦
¦ ¦российского государства. Возвышение Москвы. ¦ ¦
¦ ¦Формирование сословной системы организации ¦ ¦
¦ ¦общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. ¦ ¦
¦ ¦Предпосылки и особенности складывания ¦ ¦
¦ ¦российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе ¦ ¦
¦ ¦самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности ¦ ¦
¦ ¦на землю. Структура феодального землевладения. ¦ ¦
¦ ¦Крепостное право России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное. Общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России XIX в. Реформы и ¦ ¦
¦ ¦реформаторы в России. Русская культура XIX в. ¦ ¦
¦ ¦и ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦Роль XX столетия в мировой истории. Глобализа- ¦ ¦
¦ ¦ция общественных процессов. Проблема эконо- ¦ ¦
¦ ¦мического роста и модернизации. Революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы. Социальная трансформация общества. ¦ ¦
¦ ¦Столкновение тенденций интернационализма и ¦ ¦
¦ ¦национализма, интеграции и сепаратизма, ¦ ¦
¦ ¦демократии и авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦Россия в начале XX в. Объективная потребность ¦ ¦
¦ ¦индустриальной модернизации России. Российские ¦ ¦
¦ ¦реформы в контексте общемирового развития в на-¦ ¦
¦ ¦чале века. Политические партии России: генезис,¦ ¦
¦ ¦классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦Россия в условиях мировой войны и общенациона- ¦ ¦
¦ ¦льного кризиса. Революция 1917 г. Гражданская ¦ ¦
¦ ¦война и интервенция, их результаты и последст- ¦ ¦
¦ ¦вия. Российская эмиграция. Социально-эконо- ¦ ¦
¦ ¦мическое развитие страны в 20-е годы. НЭП. ¦ ¦
¦ ¦Формирование однопартийного политического ¦ ¦
¦ ¦режима. Образование СССР. Культурная жизнь ¦ ¦
¦ ¦страны в 20-е годы. Внешняя политика. ¦ ¦
¦ ¦Курс на строительство социализма в одной стране¦ ¦
¦ ¦и его последствия. Социально-экономические ¦ ¦
¦ ¦преобразования в 30-е годы. Усиление режима ¦ ¦
¦ ¦личной власти Сталина. Сопротивление ¦ ¦
¦ ¦сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦СССР накануне и в начальный период второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦Социально-экономическое развитие, общественно- ¦ ¦
¦ ¦политическая жизнь, культура, внешняя политика ¦ ¦
¦ ¦СССР в послевоенные годы. Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦Попытки осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ. ¦ ¦
¦ ¦НТР и ее влияние на ход общественного ¦ ¦
¦ ¦развития. ¦ ¦
¦ ¦СССР в середине 60 - 80-х годов: нарастание ¦ ¦
¦ ¦кризисных явлений. Советский Союз в 1985 - ¦ ¦
¦ ¦1991 гг. Перестройка. Попытка государственного ¦ ¦
¦ ¦переворота в 1991 г. и ее провал. Распад СССР. ¦ ¦
¦ ¦Беловежские соглашения. Октябрьские события ¦ ¦
¦ ¦1993 г. ¦ ¦
¦ ¦Становление новой российской государственности ¦ ¦
¦ ¦(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной ¦ ¦
¦ ¦социально-экономической модернизации. Культура ¦ ¦
¦ ¦в современной России. Внешнеполитическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в условиях новой геополитической ¦ ¦
¦ ¦ситуации ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.04¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦Структура и состав современного культуроло- ¦ ¦
¦ ¦гического знания. Культурология и философия ¦ ¦
¦ ¦культуры, социология культуры, культурная ¦ ¦
¦ ¦антропология. Культурология и история культуры.¦ ¦
¦ ¦Теоретическая и прикладная культурология. ¦ ¦
¦ ¦Методы культурологических исследований. ¦ ¦
¦ ¦Основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации, ¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные ¦ ¦
¦ ¦традиции, культурная картина мира, социальные ¦ ¦
¦ ¦институты культуры, культурная самоидентич- ¦ ¦
¦ ¦ность, культурная модернизация. ¦ ¦
¦ ¦Типология культур. Этническая и национальная, ¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры. Восточные и за- ¦ ¦
¦ ¦падные типы культур. Специфические и "середин- ¦ ¦
¦ ¦ные" культуры. Локальные культуры. Место и ¦ ¦
¦ ¦роль России в мировой культуре. Тенденции ¦ ¦
¦ ¦культурной универсализации в мировом ¦ ¦
¦ ¦современном процессе. ¦ ¦
¦ ¦Культура и природа. Культура и общество. ¦ ¦
¦ ¦Культура и глобальные проблемы современности. ¦ ¦
¦ ¦Культура и личность. Инкультурация и ¦ ¦
¦ ¦социализация ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.05¦Политология ¦ ¦
¦ ¦Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. ¦ ¦
¦ ¦Политическая жизнь и властные отношения. Роль ¦ ¦
¦ ¦и место политики в жизни современных обществ. ¦ ¦
¦ ¦Социальные функции политики. ¦ ¦
¦ ¦История политических учений. Российская ¦ ¦
¦ ¦политическая традиция: истоки, социокультурные ¦ ¦
¦ ¦основания, историческая динамика. Современные ¦ ¦
¦ ¦политологические школы. ¦ ¦
¦ ¦Гражданское общество, его происхождение и осо- ¦ ¦
¦ ¦бенности. Особенности становления гражданского ¦ ¦
¦ ¦общества в России. ¦ ¦
¦ ¦Институциональные аспекты политики. Политичес- ¦ ¦
¦ ¦кая власть. Политическая система. Политические ¦ ¦
¦ ¦режимы, политические партии, электоральные ¦ ¦
¦ ¦системы. ¦ ¦
¦ ¦Политические отношения и процессы. Политические¦ ¦
¦ ¦конфликты и способы их разрешения. Политические¦ ¦
¦ ¦технологии. Политический менеджмент. ¦ ¦
¦ ¦Политическая модернизация. ¦ ¦
¦ ¦Политические организации и движения. ¦ ¦
¦ ¦Политические элиты. Политическое лидерство. ¦ ¦
¦ ¦Социокультурные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы России ¦ ¦
¦ ¦в новой геополитической ситуации. ¦ ¦
¦ ¦Методология познания политической реальности. ¦ ¦
¦ ¦Парадигмы политического знания. Экспертное ¦ ¦
¦ ¦политическое знание; политическая аналитика ¦ ¦
¦ ¦и прогностика ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.06¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦Государство и право. Их роль в жизни общества. ¦ ¦
¦ ¦Норма права и нормативно-правовые акты. ¦ ¦
¦ ¦Основные правовые системы современности. ¦ ¦
¦ ¦Международное право как особая система права. ¦ ¦
¦ ¦Источники российского права. ¦ ¦
¦ ¦Закон и подзаконные акты. ¦ ¦
¦ ¦Система российского права. Отрасли права. ¦ ¦
¦ ¦Правонарушение и юридическая ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Значение законности и правопорядка в современ- ¦ ¦
¦ ¦ном обществе. Правовое государство. ¦ ¦
¦ ¦Конституция Российской Федерации - основной ¦ ¦
¦ ¦закон государства. ¦ ¦
¦ ¦Особенности федеративного устройства России. ¦ ¦
¦ ¦Система органов государственной власти в ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации. ¦ ¦
¦ ¦Понятие гражданского правоотношения. ¦ ¦
¦ ¦Физические и юридические лица. Право ¦ ¦
¦ ¦собственности. ¦ ¦
¦ ¦Обязательства в гражданском праве и ответствен-¦ ¦
¦ ¦ность за их нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Наследственное право. ¦ ¦
¦ ¦Брачно-семейные отношения. Взаимные права ¦ ¦
¦ ¦и обязанности супругов, родителей и детей. ¦ ¦
¦ ¦Ответственность по семейному праву. ¦ ¦
¦ ¦Трудовой договор (контракт). Трудовая ¦ ¦
¦ ¦дисциплина и ответственность за ее нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Административные правонарушения и администра- ¦ ¦
¦ ¦тивная ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Понятие преступления. Уголовная ответственность¦ ¦
¦ ¦за совершение преступлений. ¦ ¦
¦ ¦Экологическое право. ¦ ¦
¦ ¦Особенности правового регулирования будущей ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Правовые основы защиты государственной тайны. ¦ ¦
¦ ¦Законодательные и нормативно-правовые акты в ¦ ¦
¦ ¦области защиты информации и государственной ¦ ¦
¦ ¦тайны ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.07¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦Психология: предмет, объект и методы ¦ ¦
¦ ¦психологии. ¦ ¦
¦ ¦Место психологии в системе наук. История ¦ ¦
¦ ¦развития психологического знания и основные ¦ ¦
¦ ¦направления в психологии. Индивид, личность, ¦ ¦
¦ ¦субъект, индивидуальность. ¦ ¦
¦ ¦Психика и организм. Психика, поведение и ¦ ¦
¦ ¦деятельность. Основные функции психики. ¦ ¦
¦ ¦Развитие психики в процессе онтогенеза и ¦ ¦
¦ ¦филогенеза. ¦ ¦
¦ ¦Мозг и психика. ¦ ¦
¦ ¦Структура психики. Соотношение сознания и бес- ¦ ¦
¦ ¦сознательного. Основные психические процессы. ¦ ¦
¦ ¦Структура сознания. ¦ ¦
¦ ¦Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. ¦ ¦
¦ ¦Представление. Воображение. Мышление и интел- ¦ ¦
¦ ¦лект. Творчество. Внимание. Мнемические ¦ ¦
¦ ¦процессы. ¦ ¦
¦ ¦Эмоции и чувства. ¦ ¦
¦ ¦Психическая регуляция поведения и ¦ ¦
¦ ¦деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Общение и речь. ¦ ¦
¦ ¦Психология личности. ¦ ¦
¦ ¦Межличностные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Психология малых групп. ¦ ¦
¦ ¦Межгрупповые отношения и взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, ¦ ¦
¦ ¦методы педагогики. Основные категории ¦ ¦
¦ ¦педагогики: образование, воспитание, обучение, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая деятельность, педагогическое ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие, педагогическая технология, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая задача. ¦ ¦
¦ ¦Образование как общечеловеческая ценность. ¦ ¦
¦ ¦Образование как социокультурный феномен и ¦ ¦
¦ ¦педагогический процесс. Образовательная система¦ ¦
¦ ¦России. Цели, содержание, структура непрерыв- ¦ ¦
¦ ¦ного образования, единство образования и ¦ ¦
¦ ¦самообразования. ¦ ¦
¦ ¦Педагогический процесс. Образовательная, ¦ ¦
¦ ¦воспитательная и развивающая функции обучения. ¦ ¦
¦ ¦Воспитание в педагогическом процессе. ¦ ¦
¦ ¦Общие формы организации учебной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Урок, лекция, семинарские, практические и ¦ ¦
¦ ¦лабораторные занятия, диспут, конференция, ¦ ¦
¦ ¦зачет, экзамен, факультативные занятия, ¦ ¦
¦ ¦консультация. ¦ ¦
¦ ¦Методы, приемы, средства организации и ¦ ¦
¦ ¦управления педагогическим процессом. Семья ¦ ¦
¦ ¦как субъект педагогического взаимодействия и ¦ ¦
¦ ¦социокультурная среда воспитания и развития ¦ ¦
¦ ¦личности. ¦ ¦
¦ ¦Управление образовательными системами ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.08¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦Стили современного русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Языковая форма, ее роль в становлении ¦ ¦
¦ ¦и функционировании литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Речевое взаимодействие. Основные единицы ¦ ¦
¦ ¦общения. Устная и письменная разновидности ¦ ¦
¦ ¦литературного языка. Нормативные, коммуника- ¦ ¦
¦ ¦тивные, этические аспекты устной и письменной ¦ ¦
¦ ¦речи. ¦ ¦
¦ ¦Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦Научный стиль. Специфика использования элемен- ¦ ¦
¦ ¦тов различных языковых уровней в научной речи. ¦ ¦
¦ ¦Речевые нормы учебной и научной сфер деятель- ¦ ¦
¦ ¦ности. Официально-деловой стиль, сфера его ¦ ¦
¦ ¦функционирования, жанровое разнообразие. ¦ ¦
¦ ¦Языковые формулы официальных документов. Приемы¦ ¦
¦ ¦унификации языка служебных документов. Интерна-¦ ¦
¦ ¦циональные свойства русской официально-деловой ¦ ¦
¦ ¦письменной речи. Язык и стиль распорядительных ¦ ¦
¦ ¦документов. Язык и стиль коммерческой ¦ ¦
¦ ¦корреспонденции. Язык и стиль инструктивно- ¦ ¦
¦ ¦методических документов. Реклама в деловой ¦ ¦
¦ ¦речи. Правила оформления документов. Речевой ¦ ¦
¦ ¦этикет в документах. ¦ ¦
¦ ¦Жанровая дифференциация и отбор языковых ¦ ¦
¦ ¦средств в публицистическом стиле. Особенности ¦ ¦
¦ ¦устной публичной речи. Оратор и его аудитория. ¦ ¦
¦ ¦Основные виды аргументов. Подготовка речи: вы- ¦ ¦
¦ ¦бор темы, цель речи, поиск материала, начало, ¦ ¦
¦ ¦развертывание и завершение речи. Основные ¦ ¦
¦ ¦приемы поиска материала и виды вспомогательных ¦ ¦
¦ ¦материалов. Словесное оформление публичного ¦ ¦
¦ ¦выступления. Понятливость, информативность ¦ ¦
¦ ¦и выразительность публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦Разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Условия функционирования разговорной речи, роль¦ ¦
¦ ¦внеязыковых факторов. Культура речи. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления совершенствования навыков ¦ ¦
¦ ¦грамотного письма и говорения ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.09¦Социология ¦ ¦
¦ ¦Предыстория и социально-философские предпосылки¦ ¦
¦ ¦социологии как науки. Социологический проект ¦ ¦
¦ ¦О. Конта. Классические социологические теории. ¦ ¦
¦ ¦Современные социологические теории. Русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль. ¦ ¦
¦ ¦Общество и социальные институты. Мировая ¦ ¦
¦ ¦система и процессы глобализации. ¦ ¦
¦ ¦Социальные группы и общности. Виды общностей. ¦ ¦
¦ ¦Общность и личность. Малые группы и коллективы.¦ ¦
¦ ¦Социальная организация. ¦ ¦
¦ ¦Социальные движения. ¦ ¦
¦ ¦Социальное неравенство, стратификация и ¦ ¦
¦ ¦социальная мобильность. Понятие социального ¦ ¦
¦ ¦статуса. ¦ ¦
¦ ¦Социальное взаимодействие и социальные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Общественное мнение как институт ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества. ¦ ¦
¦ ¦Культура как фактор социальных изменений. ¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие экономики, социальных отношений ¦ ¦
¦ ¦и культуры. ¦ ¦
¦ ¦Личность как социальный тип. Социальный ¦ ¦
¦ ¦контроль и девиация. Личность как деятельный ¦ ¦
¦ ¦субъект. ¦ ¦
¦ ¦Социальные изменения. Социальные революции ¦ ¦
¦ ¦и реформы. Концепция социального прогресса. ¦ ¦
¦ ¦Формирование мировой системы. Место России ¦ ¦
¦ ¦в мировом сообществе. ¦ ¦
¦ ¦Методы социологического исследования ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.10¦Философия ¦ ¦
¦ ¦Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура философского ¦ ¦
¦ ¦знания. ¦ ¦
¦ ¦Учение о бытии. Монистические и плюралистичес- ¦ ¦
¦ ¦кие концепции бытия, самоорганизация бытия. По-¦ ¦
¦ ¦нятие материального и идеального. Пространство.¦ ¦
¦ ¦Время. Движение и развитие, диалектика. ¦ ¦
¦ ¦Детерминизм и индетерминизм. Динамические ¦ ¦
¦ ¦и статистические закономерности. Научные, ¦ ¦
¦ ¦философские и религиозные картины мира. ¦ ¦
¦ ¦Человек, общество, культура. Человек и природа.¦ ¦
¦ ¦Общество и его структура. Гражданское общество ¦ ¦
¦ ¦и государство. Человек в системе социальных ¦ ¦
¦ ¦связей. Человек и исторический процесс; ¦ ¦
¦ ¦личность и массы; свобода и необходимость. ¦ ¦
¦ ¦Формационная и цивилизационная концепции ¦ ¦
¦ ¦общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие.¦ ¦
¦ ¦Свобода и ответственность. Мораль, справедли- ¦ ¦
¦ ¦вость, право. Нравственные ценности. Пред- ¦ ¦
¦ ¦ставления о совершенном человеке в различных ¦ ¦
¦ ¦культурах. Эстетические ценности и их роль в ¦ ¦
¦ ¦человеческой жизни. Религиозные ценности и ¦ ¦
¦ ¦свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦Сознание и познание. Сознание, самосознание и ¦ ¦
¦ ¦личность. Познание, творчеств и практика. Вера ¦ ¦
¦ ¦и знание. Понимание и объяснение. Рациональное ¦ ¦
¦ ¦и иррациональное в познавательной деятельности.¦ ¦
¦ ¦Проблема истины. Действительность, мышление, ¦ ¦
¦ ¦логика и язык. Научное и ненаучное знание. Кри-¦ ¦
¦ ¦терии научности. Структура научного познания, ¦ ¦
¦ ¦его методы и формы. Рост научного знания. ¦ ¦
¦ ¦Научные революции и смены типов рациональности.¦ ¦
¦ ¦Наука и техника. ¦ ¦
¦ ¦Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Взаимодействие цивилизаций ¦ ¦
¦ ¦и сценарии будущего ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.11¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические системы.¦ ¦
¦ ¦Основные этапы развития экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Методы экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Фактор спроса. Индивидуальный ¦ ¦
¦ ¦и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект ¦ ¦
¦ ¦замещения. Эластичность. Предложение и его ¦ ¦
¦ ¦факторы. Закон убывающей предельной произво- ¦ ¦
¦ ¦дительности. Эффект масштаба. Виды издержек. ¦ ¦
¦ ¦Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации ¦ ¦
¦ ¦прибыли. Предложение совершенно конкурентной ¦ ¦
¦ ¦фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных ¦ ¦
¦ ¦рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополис- ¦ ¦
¦ ¦тическая конкуренция. Олигополия. Антимонополь-¦ ¦
¦ ¦ное регулирование. Спрос на факторы производ- ¦ ¦
¦ ¦ства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. ¦ ¦
¦ ¦Заработная плата и занятость. Рынок капитала. ¦ ¦
¦ ¦Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. ¦ ¦
¦ ¦Рента. Общее равновесие и благосостояние. ¦ ¦
¦ ¦Распределение доходов. Неравенство. Внешние ¦ ¦
¦ ¦эффекты и общественные блага. Роль государства.¦ ¦
¦ ¦Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП ¦ ¦
¦ ¦и способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое равно- ¦ ¦
¦ ¦весие. Совокупный спрос и совокупное предложе- ¦ ¦
¦ ¦ние. Стабилизационная политика. Равновесие ¦ ¦
¦ ¦на товарном рынке. Потребление и сбережения. ¦ ¦
¦ ¦Инвестиции. Государственные расходы и налоги. ¦ ¦
¦ ¦Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая ¦ ¦
¦ ¦политика. Деньги и их функции. Равновесие ¦ ¦
¦ ¦на денежном рынке. Денежный мультипликатор. ¦ ¦
¦ ¦Банковская система. Денежно-кредитная политика.¦ ¦
¦ ¦Экономический рост и развитие. Международные ¦ ¦
¦ ¦экономические отношения. Внешняя торговля и ¦ ¦
¦ ¦торговая политика. Платежный баланс. Валютный ¦ ¦
¦ ¦курс. ¦ ¦
¦ ¦Особенности переходной экономики России. Прива-¦ ¦
¦ ¦тизация. Формы собственности. Предприниматель- ¦ ¦
¦ ¦ство. Теневая экономика. Рынок труда. Распреде-¦ ¦
¦ ¦ление и доходы. Преобразования в социальной ¦ ¦
¦ ¦сфере. ¦ ¦
¦ ¦Структурные сдвиги в экономике. Формирование ¦ ¦
¦ ¦открытой экономики ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦270 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦270 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
L--------+-----------------------------------------------+--------
---------T-----------------------------------------------T-------¬
¦ ¦Цикл общепрофессиональных дисциплин и цикл спе-¦ ¦
¦ ¦циальных дисциплин для вида 01 - дирижирование ¦ ¦
¦ ¦оперно-симфоническим оркестром ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.00 ¦Цикл общепрофессиональных дисциплин ¦2070 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1670 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.01¦Музыкальная информатика ¦ ¦
¦ ¦Изучение средств и методов специальной инфор- ¦ ¦
¦ ¦матики для музыкантов - современной техноло- ¦ ¦
¦ ¦гической базы для всех видов профессиональной ¦ ¦
¦ ¦музыкальной деятельности. Изучение основ MIDI- ¦ ¦
¦ ¦технологии как общепринятого стандарта и фор- ¦ ¦
¦ ¦мата музыкальных данных. Связь с традиционными ¦ ¦
¦ ¦дисциплинами - сольфеджио, гармонией, полифо- ¦ ¦
¦ ¦нией, инструментовкой, чтением партитур. Музы- ¦ ¦
¦ ¦кальные файлы в интернет-технологии. Освоение ¦ ¦
¦ ¦музыкально-интеллектуального инструментария: ¦ ¦
¦ ¦компьютерный нотный набор и редактирование, ¦ ¦
¦ ¦инструментовка и аранжировка с помощью програм-¦ ¦
¦ ¦мных секвенсоров, конвертирование файлов из ¦ ¦
¦ ¦секвенсора в нотный редактор и обратно ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.02¦Эстетика ¦ ¦
¦ ¦Сущность эстетического; основные категории ¦ ¦
¦ ¦эстетики, их роль в интеллектуально-практичес- ¦ ¦
¦ ¦кой деятельности людей; эстетическое сознание ¦ ¦
¦ ¦и его структура; основные сферы эстетической ¦ ¦
¦ ¦деятельности (бытовая, производственная, ¦ ¦
¦ ¦профессионально-художественная); эстетические ¦ ¦
¦ ¦основы искусства и его отдельных видов; ¦ ¦
¦ ¦художественный образ как интегральная структура¦ ¦
¦ ¦искусства; проблема художественного восприятия;¦ ¦
¦ ¦эстетическая культура общества и личности ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.03¦История искусства ¦ ¦
¦ ¦Искусство Древнего мира, средневековья, ¦ ¦
¦ ¦Ренессанса и Нового времени; мировое искусство ¦ ¦
¦ ¦XIX - XX веков: направления и стили. Основные ¦ ¦
¦ ¦этапы развития русского искусства. Тенденции и ¦ ¦
¦ ¦перспективы развития современной художественной¦ ¦
¦ ¦культуры. Охрана и использование памятников ¦ ¦
¦ ¦искусства ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.04¦Сольфеджио ¦ ¦
¦ ¦Всестороннее развитие слуха на основе освоения ¦ ¦
¦ ¦музыки различных стилей в устных и письменных ¦ ¦
¦ ¦формах работы: полифонии свободного письма, ¦ ¦
¦ ¦венского классицизма, западноевропейского ¦ ¦
¦ ¦романтизма, русской музыкальной классики XIX - ¦ ¦
¦ ¦начала XX веков, современных композиторов; ¦ ¦
¦ ¦освоение комплекса средств музыкальной вырази- ¦ ¦
¦ ¦тельности в их взаимосвязи: мелодика, гармония,¦ ¦
¦ ¦фактура, голосоведение; изучение сольной вока- ¦ ¦
¦ ¦льной и хоровой музыки различной звуковысотной ¦ ¦
¦ ¦организации и уровня метроритмической сложности¦ ¦
¦ ¦во всех формах работы по сольфеджио: слуховой ¦ ¦
¦ ¦анализ гармонических последовательностей, инто-¦ ¦
¦ ¦национные упражнения, диктант, сольфеджирование¦ ¦
¦ ¦(в том числе чтение с листа, в транспорте, ¦ ¦
¦ ¦в записи различными ключами) ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.05¦Гармония ¦ ¦
¦ ¦"Гармония" как категория эстетики и как ¦ ¦
¦ ¦музыкальный термин; принципы звуковысотной ¦ ¦
¦ ¦организации музыкальной ткани; взаимодействие ¦ ¦
¦ ¦временных и пространственных факторов в музыке:¦ ¦
¦ ¦гармония и ритм, гармония и форма; исторические¦ ¦
¦ ¦типы звуковысотной организации: модальность, ¦ ¦
¦ ¦тональность, полярность. Функциональная система¦ ¦
¦ ¦мажора и минора. Системы звуковысотной ¦ ¦
¦ ¦организации в музыке XX века. ¦ ¦
¦ ¦Анализ гармонии и специфики связей гармонии ¦ ¦
¦ ¦с метроритмом в музыкальных произведениях ¦ ¦
¦ ¦различных стилей и жанров. ¦ ¦
¦ ¦Практические упражнения на гармонизацию задан- ¦ ¦
¦ ¦ного голоса; сочинение аккомпанемента к мелодии¦ ¦
¦ ¦и самостоятельных периодов; построение на фор- ¦ ¦
¦ ¦тепиано всех изучаемых элементов гармонического¦ ¦
¦ ¦языка; игра на фортепиано построений с предпи- ¦ ¦
¦ ¦санным модуляционным планом. Творческие задания¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.06¦Анализ музыкальных произведений ¦ ¦
¦ ¦Знакомство с основами теории музыкального ¦ ¦
¦ ¦формообразования и главными этапами развития ¦ ¦
¦ ¦истории музыкальных форм; представления о ¦ ¦
¦ ¦закономерностях развития музыкального языка. ¦ ¦
¦ ¦Тема и принципы тематического развития; функции¦ ¦
¦ ¦частей в музыкальной форме. Классификация форм:¦ ¦
¦ ¦полифонические формы; гомофонные формы; цикли- ¦ ¦
¦ ¦ческие и оперные формы. Фонический, синтакси- ¦ ¦
¦ ¦ческий и композиционный уровни организации ¦ ¦
¦ ¦музыкальной формы. Жанровая система музыки. ¦ ¦
¦ ¦Синтетические и синкретические формы взаимо- ¦ ¦
¦ ¦действия музыки и слова: музыкальная и речевая ¦ ¦
¦ ¦интонация; музыка и поэтический текст. Изучение¦ ¦
¦ ¦типовых музыкальных форм XVIII - XIX веков. ¦ ¦
¦ ¦Новые принципы формообразования в музыке XX ¦ ¦
¦ ¦века. Анализ примеров из музыкальной литературы¦ ¦
¦ ¦в виде целостных произведений и их фрагментов ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.07¦Полифония ¦ ¦
¦ ¦Принципы полифонического письма в их историчес-¦ ¦
¦ ¦ком развитии от средневековья до современности.¦ ¦
¦ ¦Понятие "строгого" и "свободного" стиля в ¦ ¦
¦ ¦полифонии. Контрапунктическая техника. Система ¦ ¦
¦ ¦полифонических форм и жанров. Теория и этапы ¦ ¦
¦ ¦исторического развития фуги. Полифония как ¦ ¦
¦ ¦фактор развития в классических гомофонных ¦ ¦
¦ ¦формах. Новые формы полифонического письма в ¦ ¦
¦ ¦творчестве композиторов XX века (микрополифо- ¦ ¦
¦ ¦ния, сверхмногоголосие и др.). ¦ ¦
¦ ¦Анализ примеров из музыкальной литературы в ¦ ¦
¦ ¦виде целостных произведений или их фрагментов. ¦ ¦
¦ ¦Выполнение письменных заданий (проработка ¦ ¦
¦ ¦различных видов техники письма и сочинение ¦ ¦
¦ ¦отдельных полифонических форм) ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.08¦История музыки (зарубежной, отечественной) ¦ ¦
¦ ¦Комплексный подход к исторической типологии ¦ ¦
¦ ¦музыкальной деятельности: фольклор, популярная ¦ ¦
¦ ¦музыка, профессионализм устной традиции, ¦ ¦
¦ ¦опусная (композиторская) музыка, авангард и ¦ ¦
¦ ¦неоавангард как особый онтологический феномен ¦ ¦
¦ ¦в музыкальной культуре. ¦ ¦
¦ ¦Музыкальное искусство древности (Египет, Китай,¦ ¦
¦ ¦Греция); античность и музыка, музыкальный эпос.¦ ¦
¦ ¦Музыка средневековья (музыка и церковь, ¦ ¦
¦ ¦светские жанры, музыка и средневековый театр). ¦ ¦
¦ ¦Музыка в эпоху Возрождения, главные тенденции -¦ ¦
¦ ¦разнообразие в отражении мира, гармоничность ¦ ¦
¦ ¦элементов музыкальной речи, начало нотопечата- ¦ ¦
¦ ¦ния. Новое время и музыка - развитие музыкаль- ¦ ¦
¦ ¦ного театра, опера, концертная жизнь, творчес- ¦ ¦
¦ ¦кие школы. Музыка в эпоху Просвещения - фило- ¦ ¦
¦ ¦софские идеи и музыка, музыка и общественно- ¦ ¦
¦ ¦политические движения, музыкально-педагогичес- ¦ ¦
¦ ¦кие воззрения, теории, руководства, музыкальное¦ ¦
¦ ¦образование накануне французской революции. ¦ ¦
¦ ¦Западноевропейская музыка и музыкальная ¦ ¦
¦ ¦культура России XIX века, влияние французской ¦ ¦
¦ ¦революции на развитие музыкального искусства, ¦ ¦
¦ ¦стилевые особенности музыки XIX века. ¦ ¦
¦ ¦Противоречия эпохи и музыкальная культура XX ¦ ¦
¦ ¦века, роль музыки в общественном движении, ¦ ¦
¦ ¦проблемы и тенденции развития музыкального ¦ ¦
¦ ¦искусства, разнообразие музыкальных стилей XX ¦ ¦
¦ ¦века. Творчество композиторов России и Запада ¦ ¦
¦ ¦в области академической музыки со времен окон- ¦ ¦
¦ ¦чательного формирования музыкального авангар- ¦ ¦
¦ ¦дизма. Панорама музыки разных направлений: ¦ ¦
¦ ¦электронная музыка, постсерийность, полистилис-¦ ¦
¦ ¦тика, сонорика, минимализм, инструментальный ¦ ¦
¦ ¦театр и т.д. Знакомство с важнейшими трудами ¦ ¦
¦ ¦по истории музыки ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.09¦Фортепиано ¦ ¦
¦ ¦Развитие навыков игры на фортепиано; изучение ¦ ¦
¦ ¦инструктивной литературы, последовательное ¦ ¦
¦ ¦освоение учебного репертуара. Приобретение ¦ ¦
¦ ¦навыков грамотного разбора нотного текста, сво-¦ ¦
¦ ¦бодного чтения с листа, умения аккомпанировать,¦ ¦
¦ ¦умения использовать данные навыки для ознаком- ¦ ¦
¦ ¦ления с музыкальной литературой, а также для ¦ ¦
¦ ¦теоретического анализа музыкального ¦ ¦
¦ ¦произведения ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦200 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Р.01¦Безопасность жизнедеятельности ¦100 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦200 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
L--------+-----------------------------------------------+--------
---------T-----------------------------------------------T-------¬
¦СД.00 ¦Цикл специальных дисциплин ¦5130 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦СД.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦4430 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦СД.Ф.01 ¦Дирижирование ¦ ¦
¦ ¦Изучение и практическое освоение симфоническо- ¦ ¦
¦ ¦го, оперного, балетного, камерного репертуара, ¦ ¦
¦ ¦относящегося к различным национальным школам ¦ ¦
¦ ¦и периодам истории музыки. Изучение специальной¦ ¦
¦ ¦литературы по вопросам техники дирижирования ¦ ¦
¦ ¦и исполнительской интерпретации. Усвоение ¦ ¦
¦ ¦методики исполнительского анализа партитур, ¦ ¦
¦ ¦предшествующего репетиционной работе. Воспита- ¦ ¦
¦ ¦ние умения профессионально вести репетиционную ¦ ¦
¦ ¦работу с оркестром, хором, солистами и отдель- ¦ ¦
¦ ¦ными их группами. Формирование способности при ¦ ¦
¦ ¦помощи развитой мануальной техники добиваться ¦ ¦
¦ ¦высоких художественных результатов исполнения. ¦ ¦
¦ ¦Развитие навыков творческого сотрудничества ¦ ¦
¦ ¦дирижера с режиссером, балетмейстером, певцом, ¦ ¦
¦ ¦артистом оркестра, солистом-инструменталистом ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦СД.Ф.02 ¦Инструментоведение ¦ ¦
¦ ¦Углубленное изучение инструментов современного ¦ ¦
¦ ¦симфонического и оперного оркестра, тембровых ¦ ¦
¦ ¦качеств и технических возможностей различных ¦ ¦
¦ ¦музыкальных инструментов. Знакомство с особен- ¦ ¦
¦ ¦ностями исполнительской техники на струнных, ¦ ¦
¦ ¦духовых и ударных инструментах (штрихи, аппли- ¦ ¦
¦ ¦катура, особые приемы звукоизвлечения) ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦СД.Ф.03 ¦Инструментовка ¦ ¦
¦ ¦Формирование представлений об оркестровом ¦ ¦
¦ ¦мышлении как о важнейшей составляющей компози- ¦ ¦
¦ ¦торского стиля. Развитие навыков переложения ¦ ¦
¦ ¦музыки для различных составов оркестра (струн- ¦ ¦
¦ ¦ного, духового, малого и большого симфоничес- ¦ ¦
¦ ¦кого), свободного владения оркестровым голосо- ¦ ¦
¦ ¦ведением. Изучение особенностей оркестрового ¦ ¦
¦ ¦стиля композиторов-классиков, романтиков и ¦ ¦
¦ ¦современных мастеров оркестра. Знакомство с ¦ ¦
¦ ¦различными системами записи партитуры, свой- ¦ ¦
¦ ¦ственными музыке разных исторических периодов ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦СД.Ф.04 ¦Чтение симфонических партитур ¦ ¦
¦ ¦Формирование практических навыков свободно ¦ ¦
¦ ¦ориентироваться в партитурах любой степени ¦ ¦
¦ ¦сложности и оптимально редуцировать ¦ ¦
¦ ¦многоголосную оркестровую фактуру применительно¦ ¦
¦ ¦к возможностям фортепиано в процессе чтения с ¦ ¦
¦ ¦листа. Озвучивание партий транспонирующих инст-¦ ¦
¦ ¦рументов. Знакомство с системами расшифровки ¦ ¦
¦ ¦цифрованного баса ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦СД.Ф.05 ¦История оркестровых стилей ¦ ¦
¦ ¦Лекционный курс, призванный в совокупности с ¦ ¦
¦ ¦практическим курсом инструментовки выстроить ¦ ¦
¦ ¦общую картину исторического развития оркестро- ¦ ¦
¦ ¦вой музыки. Рассмотрение эстетической категории¦ ¦
¦ ¦"стиль" через призму оркестровой техники на ¦ ¦
¦ ¦уровнях: "стиль эпохи", "стиль национальной ¦ ¦
¦ ¦школы", "индивидуальный стиль композитора". ¦ ¦
¦ ¦Постижение особенностей оркестрового письма, ¦ ¦
¦ ¦связанных с развитием и усовершенствованием ¦ ¦
¦ ¦музыкальных инструментов ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦СД.Ф.06 ¦Техника игры на струнных и духовых инструментах¦ ¦
¦ ¦Практическое знакомство с основными инструмен- ¦ ¦
¦ ¦тами симфонического оркестра, целью которого ¦ ¦
¦ ¦является постижение природы инструмента, его ¦ ¦
¦ ¦выразительных возможностей. Основы штрихов ¦ ¦
¦ ¦и аппликатуры на струнных инструментах, ¦ ¦
¦ ¦амбушюрной техники и аппликатуры на духовых ¦ ¦
¦ ¦инструментах. Особые приемы звукоизвлечения ¦ ¦
¦ ¦на духовых и струнных инструментах ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦СД.Ф.07 ¦Методика репетиционной работы ¦ ¦
¦ ¦Основные положения методики работы с оперным ¦ ¦
¦ ¦и симфоническим оркестрами. Приемы работы над ¦ ¦
¦ ¦партитурой. Личность руководителя оркестра, ¦ ¦
¦ ¦психология отношений дирижера и музыкантов в ¦ ¦
¦ ¦оркестре, дирижера и солистов в музыкальном ¦ ¦
¦ ¦театре. Организационные вопросы внутренней ¦ ¦
¦ ¦жизни музыкального коллектива и его концертная ¦ ¦
¦ ¦деятельность. Принципы формирования репертуара ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦СД.Ф.08 ¦Работа над музыкальным спектаклем ¦ ¦
¦ ¦Подготовка студента-дирижера к работе над пос- ¦ ¦
¦ ¦тановкой оперного спектакля. Изучение специфики¦ ¦
¦ ¦вокального интонирования (сольного, ансамбле- ¦ ¦
¦ ¦вого, хорового). Знакомство с основами театра- ¦ ¦
¦ ¦льной режиссуры, техники сценического движения.¦ ¦
¦ ¦Практика репетиционной работы с солистами, ¦ ¦
¦ ¦хором, подготовка и проведение репетиций. ¦ ¦
¦ ¦Дирижерская редакция оперной партитуры ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦СД.Ф.09 ¦Работа с оркестром ¦ ¦
¦ ¦Завершающий этап работы по подготовке к ¦ ¦
¦ ¦исполнению музыкальных произведений. Достижение¦ ¦
¦ ¦звукового баланса в оркестре; осуществление ¦ ¦
¦ ¦корректировки звуковысотной интонации в ¦ ¦
¦ ¦оркестровых группах и фразировки в сольных ¦ ¦
¦ ¦эпизодах, выработка ауфтакта, отвечающего ¦ ¦
¦ ¦особенностям атаки различных инструментов ¦ ¦
¦ ¦оркестра, разметка штрихов в группе струнных ¦ ¦
¦ ¦инструментов. Конечной целью работы с оркестром¦ ¦
¦ ¦является художественно полноценное исполнение ¦ ¦
¦ ¦музыки, демонстрирующее зрелость и осмыслен- ¦ ¦
¦ ¦ность дирижерской интерпретации ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦СД.Ф.10 ¦Профессиональная подготовка ¦ ¦
¦ ¦Систематизация знаний в области истории ¦ ¦
¦ ¦оркестровых стилей, эволюции оперного жанра, ¦ ¦
¦ ¦теории и истории дирижерского искусства, ¦ ¦
¦ ¦методики анализа партитуры, обеспечивающих ¦ ¦
¦ ¦базис профессиональной работы оперно- ¦ ¦
¦ ¦симфонического дирижера ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦СД.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦500 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦СД.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦200 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ФТД.00 ¦Факультативы ¦450 ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ ¦Всего часов теоретического и практического ¦9450 ¦
¦ ¦обучения ¦часов ¦
L--------+-----------------------------------------------+--------
---------T-----------------------------------------------T-------¬
¦ ¦Цикл общепрофессиональных дисциплин и цикл спе-¦ ¦
¦ ¦циальных дисциплин для вида 02 - дирижирование ¦ ¦
¦ ¦академическим хором ¦ ¦
+--------+-----------------------------------------------+-------+
¦ОПД.00 ¦Цикл общепрофессиональных дисциплин ¦2020 ¦
+--------+

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 051000 ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО (ПО ВИДАМ ВОКАЛЬНОГО ИСКУССТВА). ВИДЫ: 01 - АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПЕНИЕ, 02 - НАРОДНОЕ ПЕНИЕ. КВАЛИФИКАЦИИ: 01 - ОПЕРНЫЙ ПЕВЕЦ, КОНЦЕРТНО-КАМЕРНЫЙ ПЕВЕЦ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, 02 - ИСПОЛНИТЕЛЬ НАРОДНЫХ ПЕСЕН, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ (утв. Минобразованием РФ 22.04.2003)  »
Постановления и Указы »
Читайте также