Распоряжение правительства рф от 21.04.2003 n 494-р <об утверждении основ государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования>
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 21 апреля 2003
г. N 494-р
1. Утвердить прилагаемые Основы
государственной политики в области
использования минерального сырья и
недропользования.
2. МПР России
совместно с заинтересованными
федеральными органами исполнительной
власти организовать работу по реализации
Основ государственной политики в области
использования минерального сырья и
недропользования.
Председатель
Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ
Утверждены
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 21 апреля 2003 г. N
494-р
ОСНОВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
МИНЕРАЛЬНОГО
СЫРЬЯ И НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ
Россия
располагает крупнейшим
минерально-сырьевым потенциалом и является
одним из ведущих мировых производителей
минерального сырья. В то же время
минерально-сырьевая база страны обладает
относительно низкой инвестиционной
привлекательностью из-за неблагоприятного
географо-экономического размещения многих
месторождений полезных ископаемых и
относительно низкого качества
минерального сырья, его низкой
конкурентоспособности в современных
экономических условиях. Отсутствует
долгосрочная государственная стратегия в
области изучения недр, воспроизводства
минерально-сырьевой базы и технического
перевооружения предприятий по добыче и
первичной переработке полезных ископаемых.
Указанные негативные факторы в ближайшее
время могут привести к существенным
затруднениям в функционировании
минерально-сырьевого комплекса, замедлению
экономического развития и снижению уровня
обеспечения безопасности страны.
Проведение Россией эффективной политики в
сфере рационального использования
минерально-сырьевой базы требует учета
последствий глобализации мировой
экономики, прогнозируемого роста
потребления минерально-сырьевых ресурсов в
XXI веке и является важнейшим условием
обеспечения структурной перестройки и
модернизации экономики и
последовательного повышения
благосостояния населения.
Настоящий
документ определяет цели, принципы и задачи
государственного регулирования
соответствующих видов деятельности, а
также направления совершенствования
системы управления минерально-сырьевым
комплексом и государственным фондом недр
России. Для решения поставленных задач
разработан план мероприятий по реализации
Основ государственной политики в области
использования минерального сырья и
недропользования согласно Приложению.
1.
Цели и принципы государственной
политики
в области использования
минерального сырья
и
недропользования
Основными целями
государственной политики в области
использования минерального сырья и
недропользования являются:
обеспечение
воспроизводства и эффективного освоения
минерально-сырьевой базы Российской
Федерации в целях обеспечения устойчивого
экономического развития России, повышения
благосостояния ее граждан;
организация
рационального и комплексного
использования минерально-сырьевых
ресурсов в интересах нынешних и будущих
поколений граждан Российской Федерации;
защита геополитических интересов России, в
том числе на мировом рынке минерального
сырья.
Государственная политика в
области использования минерального сырья и
недропользования основывается на
следующих принципах:
сохранение
государственной собственности на недра и
содержащиеся в них минерально-сырьевые
ресурсы;
регулирование развития и
использования минерально-сырьевого
комплекса страны в соответствии с
долгосрочной государственной стратегией,
среднесрочными и краткосрочными
программами геологического изучения недр и
воспроизводства минерально-сырьевой базы,
разрабатываемыми на основе долгосрочного
(на перспективу до 25 - 50 лет) прогнозирования
уровней потребления основных видов
минерального сырья;
предоставление
прав пользования недрами на состязательной
(аукционной, конкурсной) основе;
формирование федерального фонда резервных
месторождений полезных ископаемых, в том
числе углеводородного сырья (фонда
минерально-сырьевых ресурсов для будущих
поколений);
совершенствование системы
налогов и платежей, связанных с
пользованием недрами, в целях обеспечения
справедливого распределения между
государством и недропользователями
доходов от использования ресурсов недр,
находящихся в государственной
собственности, создания благоприятных
экономических условий для
функционирования минерально-сырьевого
комплекса России, поддержания его
конкурентоспособности на мировом рынке;
установление четкого разграничения
полномочий между Российской Федерацией и
субъектами Российской Федерации в сфере
использования и охраны недр;
стимулирование перехода экономики
Российской Федерации на
ресурсосберегающие технологии,
рациональное и комплексное использование
минерального сырья при его добыче и
переработке;
совершенствование
практики реализации соглашений о разделе
продукции для освоения месторождений
полезных ископаемых, в том числе
расположенных на континентальном шельфе и
на территориях регионов с отсутствующей
производственной инфраструктурой,
применение таких соглашений в
исключительных случаях при отсутствии
претендентов на разработку участков недр
на условиях обычного налогового режима,
усиление государственного контроля за
исполнением указанных соглашений.
2.
Совершенствование нормативной правовой
базы
в области использования
минерального сырья
и
недропользования
Для реализации
государственной политики в области
использования минерального сырья и
недропользования необходимо обеспечить
совершенствование законодательства о
недрах, обратив особое внимание на правовое
регулирование следующих аспектов
деятельности в сфере недропользования:
предоставление в пользование участков недр
на основе административных и
гражданско-правовых механизмов, включая
договоры концессий и другие формы
договорных отношений;
четкое
распределение между Российской Федерацией
и субъектами Российской Федерации
полномочий в области управления
недропользованием;
закрепление в
лицензиях, лицензионных соглашениях и
договорах на пользование участками недр
обязательств недропользователя по этапам и
срокам освоения месторождений, выполнению
объемов и видов работ, связанных с
пользованием недрами;
применение
экономических и правовых санкций к
недропользователям, нарушающим условия
пользования недрами, в том числе санкций за
умышленную консервацию месторождений
полезных ископаемых;
признание работ по
разведке месторождений полезных
ископаемых самостоятельным видом
пользования недрами, финансируемого в том
числе из федерального бюджета;
стимулирование применения лучших
технологий разведки и добычи полезных
ископаемых, минимизации негативного
воздействия на окружающую среду при
проведении геологоразведочных и горных
работ;
развитие системы
государственного мониторинга
геологической среды;
создание
эффективной системы государственного
контроля за проведением
геологоразведочных и добычных работ, за
выполнением условий лицензий и договоров
на право пользования участками недр;
совершенствование государственной
экспертизы результатов геологоразведочных
работ и системы учета запасов полезных
ископаемых;
разработка новых и
корректировка действующих стандартов, норм
и правил в сфере недропользования и охраны
окружающей среды с учетом общепризнанных
принципов и норм международного права;
обязательность государственной экспертизы
проектной документации на разработку
месторождений полезных ископаемых;
обеспечение гарантий соблюдения интересов
государства и недропользователя.
3.
Совершенствование системы управления
государственным фондом недр
В целях
совершенствования системы управления
государственным фондом недр необходимо
четкое распределение полномочий между
федеральными органами исполнительной
власти и органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации путем:
закрепления за федеральными органами
исполнительной власти функции
стратегического планирования развития
минерально-сырьевого комплекса Российской
Федерации и основных регулирующих и
контрольных функций;
распределения
исполнительно-распорядительных функций
между федеральными органами
государственной власти и органами
государственной власти субъектов
Российской Федерации;
усиления системы
государственного контроля за
геологическим изучением и использованием
недр;
расширения практики проведения
открытых аукционов, связанных с
предоставлением прав пользования недрами
для геологического изучения, разведки и
добычи полезных ископаемых;
разработки
мер по повышению экономической
ответственности недропользователя за
невыполнение инвестиционных обязательств
и неэффективное использование
предоставленных в пользование участков
недр.
4. Организационные мероприятия в
области
использования и
воспроизводства запасов
минерального
сырья и обеспечения эффективной
работы
добывающей промышленности
Важной
составной частью реализации
государственной политики в области
использования минерального сырья и
недропользования являются федеральные
целевые программы геологического изучения
недр и развития минерально-сырьевой базы
страны, для выполнения которых необходимо
осуществление следующих мероприятий:
разработка политики в области
использования минерально-сырьевых
ресурсов на длительную перспективу (20, 30, 50
лет);
анализ и оценка перспектив
внутреннего потребления, экспорта, импорта
минерального сырья и разработка
предложений по покрытию дефицита
соответствующего вида минерального
сырья;
разработка мер по созданию
стратегических государственных запасов
минерального сырья, в том числе запасов
пресных подземных вод, по формированию
необходимых и достаточных объемов
складских запасов стратегических видов
минерального сырья;
своевременное и
регулярное финансирование из средств
федерального бюджета геологических
исследований, проводящихся в интересах
обороны и безопасности страны, в целях
прогнозирования, выявления и оценки
минерально-сырьевых ресурсов в
малоизученных районах, поиска и разведки
стратегических видов минерального сырья,
обеспечения потребностей отраслей
промышленности в геологической информации
о недрах, а также прогнозирования
геологических процессов, опасных для жизни
и здоровья населения;
контроль и оценка
состояния минерально-сырьевой базы;
стимулирование деятельности добывающих
компаний по проведению работ, направленных
на получение прироста запасов полезных
ископаемых, в том числе за счет бюджетных
средств.
В целях обеспечения
эффективной работы предприятий добывающей
промышленности необходимо осуществлять:
содействие формированию добывающих
компаний, имеющих высококонкурентную
способность на мировом рынке добычи и
переработки минерального сырья;
расширение участия предприятий малого и
среднего бизнеса в деятельности в области
использования минерального сырья и
недропользования;
использование
различных форм государственной поддержки и
защиты интересов российских добывающих
компаний при выходе их на мировой рынок, а
также российских добывающих компаний,
участвующих в реализации крупных
инвестиционных проектов, связанных с
освоением минерально-сырьевых ресурсов, в
том числе за пределами Российской
Федерации.
Приложение
к
Основам государственной
политики в
области
использования минерального
сырья и недропользования
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МИНЕРАЛЬНОГО
СЫРЬЯ И
НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ
----T-------------------------------------T--------------T-------¬
¦ ¦ ¦Ответственные
¦Сроки ¦
¦ ¦ ¦
исполнители ¦испол- ¦
¦ ¦
¦ ¦нения ¦
+---+-------------------------------------+--------------+-------+
¦
I. Совершенствование нормативной правовой
базы в ¦
¦ области использования
минерального сырья и недропользования
¦
+---T-------------------------------------T--------------T-------+
¦1.
¦Разработка новой редакции проекта Фе-¦МПР
России, ¦I полу-¦
¦ ¦дерального закона
"О недрах" ¦Минэкономраз- ¦годие ¦
¦
¦ ¦вития России, ¦2003
г.¦
¦ ¦ ¦Минэнерго
Рос-¦ ¦
¦ ¦ ¦сии,
¦ ¦
¦ ¦
¦Госгортехнад- ¦ ¦
¦ ¦
¦зор России, ¦ ¦
¦ ¦
¦Минпромнауки ¦ ¦
¦ ¦
¦России, ¦ ¦
¦ ¦
¦Минфин России ¦ ¦
¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦2.
¦Подготовка предложений по внесению
¦Минфин России,¦2003 - ¦
¦ ¦изменений и
дополнений в Налоговый ¦Минэкономраз- ¦2004
¦
¦ ¦кодекс Российской Федерации с
целью ¦вития России, ¦годы ¦
¦
¦совершенствования системы
налогообло-¦МПР России, ¦ ¦
¦
¦жения недропользователей ¦МНС
России, ¦ ¦
¦ ¦
¦Минэнерго Рос-¦ ¦
¦ ¦
¦сии, ¦ ¦
¦ ¦
¦Минпромнауки ¦ ¦
¦ ¦
¦России, ¦ ¦
¦ ¦
¦Госгортехнад- ¦ ¦
¦ ¦
¦зор России ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3. ¦Разработка и утверждение классифика-
¦МПР России, ¦II ¦
¦ ¦ций запасов
полезных ископаемых и ¦Минэнерго
Рос-¦квартал¦
¦ ¦прогнозных ресурсов,
соответствующих ¦сии, ¦2003 г.¦
¦
¦международным стандартам
¦Минпромнауки ¦ ¦
¦ ¦
¦России ¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦4. ¦Разработка
проектов нормативных пра- ¦МПР России, ¦2003
¦
¦ ¦вовых актов, регулирующих
организацию¦Минэкономраз- ¦год ¦
¦
¦единой системы государственной экс-
¦вития России, ¦ ¦
¦ ¦пертизы
запасов полезных ископаемых в¦Минэнерго
Рос-¦ ¦
¦ ¦целях обеспечения
количественной и ¦сии, ¦ ¦
¦
¦качественной оценки минерального
¦Минпромнауки ¦ ¦
¦ ¦сырья
¦России ¦ ¦
¦ ¦
¦