РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 21.04.2003 n 494-р <ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МИНЕРАЛЬНОГО СЫРЬЯ И НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ>


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 21 апреля 2003 г. N 494-р
1. Утвердить прилагаемые Основы государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования.
2. МПР России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти организовать работу по реализации Основ государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ



Утверждены
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 21 апреля 2003 г. N 494-р
ОСНОВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
МИНЕРАЛЬНОГО СЫРЬЯ И НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ
Россия располагает крупнейшим минерально-сырьевым потенциалом и является одним из ведущих мировых производителей минерального сырья. В то же время минерально-сырьевая база страны обладает относительно низкой инвестиционной привлекательностью из-за неблагоприятного географо-экономического размещения многих месторождений полезных ископаемых и относительно низкого качества минерального сырья, его низкой конкурентоспособности в современных экономических условиях. Отсутствует долгосрочная государственная стратегия в области изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и технического перевооружения предприятий по добыче и первичной переработке полезных ископаемых. Указанные негативные факторы в ближайшее время могут привести к существенным затруднениям в функционировании минерально-сырьевого комплекса, замедлению экономического развития и снижению уровня обеспечения безопасности страны.
Проведение Россией эффективной политики в сфере рационального использования минерально-сырьевой базы требует учета последствий глобализации мировой экономики, прогнозируемого роста потребления минерально-сырьевых ресурсов в XXI веке и является важнейшим условием обеспечения структурной перестройки и модернизации экономики и последовательного повышения благосостояния населения.
Настоящий документ определяет цели, принципы и задачи государственного регулирования соответствующих видов деятельности, а также направления совершенствования системы управления минерально-сырьевым комплексом и государственным фондом недр России. Для решения поставленных задач разработан план мероприятий по реализации Основ государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования согласно Приложению.
1. Цели и принципы государственной политики
в области использования минерального сырья
и недропользования
Основными целями государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования являются:
обеспечение воспроизводства и эффективного освоения минерально-сырьевой базы Российской Федерации в целях обеспечения устойчивого экономического развития России, повышения благосостояния ее граждан;
организация рационального и комплексного использования минерально-сырьевых ресурсов в интересах нынешних и будущих поколений граждан Российской Федерации;
защита геополитических интересов России, в том числе на мировом рынке минерального сырья.
Государственная политика в области использования минерального сырья и недропользования основывается на следующих принципах:
сохранение государственной собственности на недра и содержащиеся в них минерально-сырьевые ресурсы;
регулирование развития и использования минерально-сырьевого комплекса страны в соответствии с долгосрочной государственной стратегией, среднесрочными и краткосрочными программами геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы, разрабатываемыми на основе долгосрочного (на перспективу до 25 - 50 лет) прогнозирования уровней потребления основных видов минерального сырья;
предоставление прав пользования недрами на состязательной (аукционной, конкурсной) основе;
формирование федерального фонда резервных месторождений полезных ископаемых, в том числе углеводородного сырья (фонда минерально-сырьевых ресурсов для будущих поколений);
совершенствование системы налогов и платежей, связанных с пользованием недрами, в целях обеспечения справедливого распределения между государством и недропользователями доходов от использования ресурсов недр, находящихся в государственной собственности, создания благоприятных экономических условий для функционирования минерально-сырьевого комплекса России, поддержания его конкурентоспособности на мировом рынке;
установление четкого разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в сфере использования и охраны недр;
стимулирование перехода экономики Российской Федерации на ресурсосберегающие технологии, рациональное и комплексное использование минерального сырья при его добыче и переработке;
совершенствование практики реализации соглашений о разделе продукции для освоения месторождений полезных ископаемых, в том числе расположенных на континентальном шельфе и на территориях регионов с отсутствующей производственной инфраструктурой, применение таких соглашений в исключительных случаях при отсутствии претендентов на разработку участков недр на условиях обычного налогового режима, усиление государственного контроля за исполнением указанных соглашений.
2. Совершенствование нормативной правовой базы
в области использования минерального сырья
и недропользования
Для реализации государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования необходимо обеспечить совершенствование законодательства о недрах, обратив особое внимание на правовое регулирование следующих аспектов деятельности в сфере недропользования:
предоставление в пользование участков недр на основе административных и гражданско-правовых механизмов, включая договоры концессий и другие формы договорных отношений;
четкое распределение между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации полномочий в области управления недропользованием;
закрепление в лицензиях, лицензионных соглашениях и договорах на пользование участками недр обязательств недропользователя по этапам и срокам освоения месторождений, выполнению объемов и видов работ, связанных с пользованием недрами;
применение экономических и правовых санкций к недропользователям, нарушающим условия пользования недрами, в том числе санкций за умышленную консервацию месторождений полезных ископаемых;
признание работ по разведке месторождений полезных ископаемых самостоятельным видом пользования недрами, финансируемого в том числе из федерального бюджета;
стимулирование применения лучших технологий разведки и добычи полезных ископаемых, минимизации негативного воздействия на окружающую среду при проведении геологоразведочных и горных работ;
развитие системы государственного мониторинга геологической среды;
создание эффективной системы государственного контроля за проведением геологоразведочных и добычных работ, за выполнением условий лицензий и договоров на право пользования участками недр;
совершенствование государственной экспертизы результатов геологоразведочных работ и системы учета запасов полезных ископаемых;
разработка новых и корректировка действующих стандартов, норм и правил в сфере недропользования и охраны окружающей среды с учетом общепризнанных принципов и норм международного права;
обязательность государственной экспертизы проектной документации на разработку месторождений полезных ископаемых;
обеспечение гарантий соблюдения интересов государства и недропользователя.
3. Совершенствование системы управления
государственным фондом недр
В целях совершенствования системы управления государственным фондом недр необходимо четкое распределение полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации путем:
закрепления за федеральными органами исполнительной власти функции стратегического планирования развития минерально-сырьевого комплекса Российской Федерации и основных регулирующих и контрольных функций;
распределения исполнительно-распорядительных функций между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
усиления системы государственного контроля за геологическим изучением и использованием недр;
расширения практики проведения открытых аукционов, связанных с предоставлением прав пользования недрами для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых;
разработки мер по повышению экономической ответственности недропользователя за невыполнение инвестиционных обязательств и неэффективное использование предоставленных в пользование участков недр.
4. Организационные мероприятия в области
использования и воспроизводства запасов
минерального сырья и обеспечения эффективной
работы добывающей промышленности
Важной составной частью реализации государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования являются федеральные целевые программы геологического изучения недр и развития минерально-сырьевой базы страны, для выполнения которых необходимо осуществление следующих мероприятий:
разработка политики в области использования минерально-сырьевых ресурсов на длительную перспективу (20, 30, 50 лет);
анализ и оценка перспектив внутреннего потребления, экспорта, импорта минерального сырья и разработка предложений по покрытию дефицита соответствующего вида минерального сырья;
разработка мер по созданию стратегических государственных запасов минерального сырья, в том числе запасов пресных подземных вод, по формированию необходимых и достаточных объемов складских запасов стратегических видов минерального сырья;
своевременное и регулярное финансирование из средств федерального бюджета геологических исследований, проводящихся в интересах обороны и безопасности страны, в целях прогнозирования, выявления и оценки минерально-сырьевых ресурсов в малоизученных районах, поиска и разведки стратегических видов минерального сырья, обеспечения потребностей отраслей промышленности в геологической информации о недрах, а также прогнозирования геологических процессов, опасных для жизни и здоровья населения;
контроль и оценка состояния минерально-сырьевой базы;
стимулирование деятельности добывающих компаний по проведению работ, направленных на получение прироста запасов полезных ископаемых, в том числе за счет бюджетных средств.
В целях обеспечения эффективной работы предприятий добывающей промышленности необходимо осуществлять:
содействие формированию добывающих компаний, имеющих высококонкурентную способность на мировом рынке добычи и переработки минерального сырья;
расширение участия предприятий малого и среднего бизнеса в деятельности в области использования минерального сырья и недропользования;
использование различных форм государственной поддержки и защиты интересов российских добывающих компаний при выходе их на мировой рынок, а также российских добывающих компаний, участвующих в реализации крупных инвестиционных проектов, связанных с освоением минерально-сырьевых ресурсов, в том числе за пределами Российской Федерации.



Приложение
к Основам государственной
политики в области
использования минерального
сырья и недропользования
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МИНЕРАЛЬНОГО
СЫРЬЯ И НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ
----T-------------------------------------T--------------T-------¬
¦ ¦ ¦Ответственные ¦Сроки ¦
¦ ¦ ¦ исполнители ¦испол- ¦
¦ ¦ ¦ ¦нения ¦
+---+-------------------------------------+--------------+-------+
¦ I. Совершенствование нормативной правовой базы в ¦
¦ области использования минерального сырья и недропользования ¦
+---T-------------------------------------T--------------T-------+
¦1. ¦Разработка новой редакции проекта Фе-¦МПР России, ¦I полу-¦
¦ ¦дерального закона "О недрах" ¦Минэкономраз- ¦годие ¦
¦ ¦ ¦вития России, ¦2003 г.¦
¦ ¦ ¦Минэнерго Рос-¦ ¦
¦ ¦ ¦сии, ¦ ¦
¦ ¦ ¦Госгортехнад- ¦ ¦
¦ ¦ ¦зор России, ¦ ¦
¦ ¦ ¦Минпромнауки ¦ ¦
¦ ¦ ¦России, ¦ ¦
¦ ¦ ¦Минфин России ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2. ¦Подготовка предложений по внесению ¦Минфин России,¦2003 - ¦
¦ ¦изменений и дополнений в Налоговый ¦Минэкономраз- ¦2004 ¦
¦ ¦кодекс Российской Федерации с целью ¦вития России, ¦годы ¦
¦ ¦совершенствования системы налогообло-¦МПР России, ¦ ¦
¦ ¦жения недропользователей ¦МНС России, ¦ ¦
¦ ¦ ¦Минэнерго Рос-¦ ¦
¦ ¦ ¦сии, ¦ ¦
¦ ¦ ¦Минпромнауки ¦ ¦
¦ ¦ ¦России, ¦ ¦
¦ ¦ ¦Госгортехнад- ¦ ¦
¦ ¦ ¦зор России ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3. ¦Разработка и утверждение классифика- ¦МПР России, ¦II ¦
¦ ¦ций запасов полезных ископаемых и ¦Минэнерго Рос-¦квартал¦
¦ ¦прогнозных ресурсов, соответствующих ¦сии, ¦2003 г.¦
¦ ¦международным стандартам ¦Минпромнауки ¦ ¦
¦ ¦ ¦России ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4. ¦Разработка проектов нормативных пра- ¦МПР России, ¦2003 ¦
¦ ¦вовых актов, регулирующих организацию¦Минэкономраз- ¦год ¦
¦ ¦единой системы государственной экс- ¦вития России, ¦ ¦
¦ ¦пертизы запасов полезных ископаемых в¦Минэнерго Рос-¦ ¦
¦ ¦целях обеспечения количественной и ¦сии, ¦ ¦
¦ ¦качественной оценки минерального ¦Минпромнауки ¦ ¦
¦ ¦сырья ¦России ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦5. ¦Разработка экономических, правовых и ¦МПР России, ¦IV ¦
¦ ¦организационных мер, обеспечивающих ¦Минэнерго Рос-¦квартал¦
¦ ¦привлечение государственных и негосу-¦сии, ¦2003 г.¦
¦ ¦дарственных средств для финансирова- ¦Минэкономраз- ¦ ¦
¦ ¦ния поиска и разведки месторождений ¦вития России, ¦ ¦
¦ ¦полезных ископаемых ¦Минпромнауки ¦ ¦
¦ ¦ ¦России ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦6. ¦Разработка и утверждение в установ- ¦МПР России, ¦IV ¦
¦ ¦ленном порядке нормативных правовых ¦Минэнерго Рос-¦квартал¦
¦ ¦актов, регламентирующих порядок гео- ¦сии, ¦2003 г.¦
¦ ¦логического изучения недр ¦Минпромнауки ¦ ¦
¦ ¦ ¦России ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦7. ¦Разработка и утверждение в установ- ¦Минэнерго Рос-¦IV ¦
¦ ¦ленном порядке нормативных правовых ¦сии, ¦квартал¦
¦ ¦актов, регламентирующих порядок раз- ¦Минпромнауки ¦2003 г.¦
¦ ¦работки месторождений полезных иско- ¦России, ¦ ¦
¦ ¦паемых (включая вопросы обустройства)¦МПР России, ¦ ¦
¦ ¦ ¦Госгортехнад- ¦ ¦
¦ ¦ ¦зор России ¦ ¦
+---+-------------------------------------+--------------+-------+
¦ II. Совершенствование системы управления государственным ¦
¦ фондом недр ¦
+---T-------------------------------------T--------------T-------+
¦8. ¦Разработка долгосрочной государствен-¦МПР России, ¦II ¦
¦ ¦ной программы изучения недр и воспро-¦Минэнерго Рос-¦квартал¦
¦ ¦изводства минерально-сырьевой базы ¦сии, ¦2004 г.¦
¦ ¦России на основе баланса потребления ¦Минпромнауки ¦ ¦
¦ ¦и воспроизводства минерального сырья ¦России, ¦ ¦
¦ ¦в рамках Федеральной целевой ¦Минатом Рос- ¦ ¦
¦ ¦программы "Экология и природные ¦сии, ¦ ¦
¦ ¦ресурсы России (2002 - 2010 годы)" ¦Минэкономраз- ¦ ¦
¦ ¦ ¦вития России ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦9. ¦Создание современной научно-произ- ¦МПР России ¦2003 ¦
¦ ¦водственной структуры геологической ¦ ¦год ¦
¦ ¦службы для решения государственных ¦ ¦ ¦
¦ ¦задач по геологическому изучению недр¦ ¦ ¦
¦ ¦и воспроизводству минерально-сырьевой¦ ¦ ¦
¦ ¦базы ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦10.¦Разработка программ исследований по ¦МПР России ¦2003 ¦
¦ ¦прогнозу геологических опасных явле- ¦ ¦год ¦
¦ ¦ний ¦ ¦ ¦
L---+-------------------------------------+--------------+--------

РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 21.04.2003 n 495-р <О ПРОВЕДЕНИИ ПЕРЕГОВОРОВ О ПОДПИСАНИИ СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУ МИНИСТЕРСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ И МИНИСТЕРСТВОМ ОБОРОНЫ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН О СОТРУДНИЧЕСТВЕ В ОБЛАСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ПЕРЕОБОРУДОВАНИЯ И МОДЕРНИЗАЦИИ СРЕДСТВ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН>  »
Постановления и Указы »
Читайте также