ДОКЛАД Уполномоченного по правам человека в РФ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О.О. МИРОНОВА В 2002 ГОДУ


ДОКЛАД
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО
ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О.О. МИРОНОВА В 2002 ГОДУ
Права и свободы человека и гражданина все еще не стали в Российской Федерации реальной ценностью.
Это обусловлено рядом обстоятельств. Бюрократизм государственных структур, формальный характер многих демократических институтов, неразвитость рыночных отношений создают трудности на пути формирования правового государства и гражданского общества в нашей стране.
Поступившие Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации в 1998 - 2002 гг. жалобы граждан на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих свидетельствуют о том, что в стране продолжается нарушение экономических, социальных, культурных, гражданских, политических и экологических прав. Безнаказанность такого рода нарушений не способствует формированию правовой культуры общества, подрывает веру в устойчивость демократических институтов государства.
Для преодоления сложившейся ситуации требуется как политическая воля и профессионализм всех государственных структур, так и активная борьба граждан за свои права и законные интересы.
Данный доклад подготовлен в соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" и направляется Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, в Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды Российской Федерации, Генеральному прокурору страны.
Это пятый ежегодный доклад Уполномоченного. В нем анализируются основные направления работы в 2002 году, обобщается опыт формирования и подводятся некоторые итоги деятельности института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за период, прошедший с тех пор, как 22 мая 1998 года Государственная Дума назначила Уполномоченного на должность.
Доклад содержит информацию о проблемах прав человека в Российской Федерации, о мерах, которые были приняты Уполномоченным и сотрудниками аппарата по восстановлению нарушенных прав граждан, по совершенствованию законодательства Российской Федерации в этой сфере, по развитию образования, просвещения и сотрудничества в области прав человека, форм и методов их защиты.
Оценки, предложения и рекомендации Уполномоченного основываются на обобщенном анализе поступивших жалоб и обращений граждан, сведений, полученных в результате посещений Уполномоченным и сотрудниками аппарата детских домов, воинских частей, лагерей беженцев и вынужденных переселенцев, учреждений здравоохранения, социальной защиты населения, принудительного содержания лиц и других организаций.
При подготовке доклада использованы документы уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, материалы неправительственных правозащитных организаций, государственных органов, научных и других учреждений, сообщения средств массовой информации, информационные ресурсы сети Интернет.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПОЛНОМОЧЕННОГО
ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ НАРУШЕННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН
Преступность, коррупция и нарушение прав человека
В течение последних лет в России сохраняется сложная криминальная ситуация. Неустойчивое состояние экономики, передел собственности, имущественное расслоение общества, вооруженные конфликты и неуправляемые миграционные процессы, утрата значительной частью населения жизненных ценностей и ориентиров ведут к дальнейшему росту преступности.
В последние четыре года количество преступлений, ежегодно официально регистрируемых в России, приближается к отметке 3 млн. В 70-х годах XX века такое количество преступлений в СССР фиксировалось за целое пятилетие. Реальный же уровень преступности сегодня значительно выше - примерно 9 - 12 млн. преступлений в год. За рамками уголовной статистики остается большой массив латентной (скрытой) преступности. Растет число тяжких и особо тяжких преступлений. Преступления совершаются с особой жестокостью и агрессией, велик причиняемый ими ущерб. Наращивает потенциал и усиливает свое влияние в обществе организованная преступность.
Как отметил в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации в 2002 году Президент Российской Федерации В.В. Путин, преступность является одним из факторов, который делает страну некомфортной для граждан и негостеприимной для иностранцев. ("Российская газета", 19 апреля 2002 года).
Выступая 11 февраля 2002 года на расширенной коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, В.В. Путин определил главную задачу - остановить криминал и беззаконие, отметив, что "мы не сможем решить наши социальные и экономические проблемы, если не объединимся в борьбе с преступностью".
За прошедший год коренных позитивных сдвигов в этом направлении в стране не произошло. Ситуация в настоящее время такова, что мало кто в стране чувствует себя в безопасности. Бездомного бродягу беспричинно убивает компания пьяных подростков. Рыночный торговец находится под гнетом бандитов и милицейского рэкета. Крупный бизнес, борясь с конкурентами, живет в постоянном страхе, создавая мощные частные охранные структуры. Однако и это не спасает - бизнесменов убивают уже систематически. В России, как нигде часто, конкурента побеждают с помощью пули. Растет число покушений и убийств крупных чиновников и политических деятелей как в центре, так и на местах. Простые люди живут в постоянной тревоге за своих близких, детей и сослуживцев.
Вопрос, может ли кто-то в стране гарантировать гражданам безопасность, с особой жесткостью встал после захвата вооруженными боевиками вечером 23 октября 2002 года около тысячи заложников в помещении Театрального центра на Дубровке в Москве прямо во время спектакля. Проникновение боевиков в здание, равно как и захват такого количества людей стали возможны, в частности, в результате потери бдительности и профессионализма правоохранительными органами.
Государство проигрывает войну с преступностью. В условиях разрастания криминальных структур и активизации их деятельности правоохранительные органы не проявляли должной решительности и наступательности в нейтрализации преступных элементов и устранении причин, способствующих их проявлению.
Население оценивает ситуацию следующим образом: правоохранительные органы либо бессильны, либо действуют с преступниками заодно. Степень доверия населения к милиции, судам и прокуратуре низка. По данным исследования Центра содействия правосудию при региональном общественном фонде "Информатика для демократии" (ИНДЕМ), 40 процентов людей, ставших жертвами преступных действий, вообще не сообщают о произошедшем в милицию. (Доклад "Улучшение взаимоотношений граждан и милиции". М.: ИНФРА-М, 2001). Это происходит потому, что граждане, с одной стороны, считают это бесполезным, сохраняя неверие в способность власти обеспечить защиту прав и законных интересов граждан, с другой - боятся расправы, поскольку известно, что преступность организованна и жестока.
В связи с этим повышается авторитет преступных кланов, к которым люди все чаще обращаются, дабы защитить себя и свою собственность. В результате роста преступности в России грубейшим образом нарушаются основные права человека - на жизнь, свободу, личную неприкосновенность.
Массовые и систематические нарушения прав личности по-прежнему имеют место в Чеченской Республике. До сих пор там погибает большое количество людей. Особую тревогу вызывает захват и зачастую исчезновение мирных жителей в ходе так называемых зачисток.
По свидетельству международной правозащитной организации "Хьюман Райтс Вотч", в Чечне "российские войска по-прежнему допускают серьезные нарушения прав человека". Так, в селе Старые Атаги в ходе "зачистки" с 6 по 11 марта 2002 года исчезли десять человек, обнаружены сгоревшие останки еще девяти человек. Имели место пытки и жестокое обращение. После массовой акции протеста в Грозном, состоявшейся 12 марта, прокуратура начала расследование по этому факту. (Русскоязычный сайт HRW, Нью-Йорк, 23 марта 2002 года, http://www.hrw.org/russian).
В свою очередь, бывший специальный представитель Президента Российской Федерации по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в Чеченской Республике В.А. Каламанов в интервью "Российской газете" подтвердил, что после каждой "войсковой операции в Чечне исчезают в никуда местные жители". Во время его пребывания в Чечне в качестве спецпредставителя Президента к нему обратились с просьбой найти пропавших родственников 834 человека. ("Российская газета", 7 февраля 2002 года).
В августе 2002 года федеральный Уполномоченный по правам человека во время совместной поездки с председателем Московской Хельсинкской группы Л.М. Алексеевой в Чечню были свидетелями того, как жители сел Веденского и Ножай-Юртовского районов требовали освободить своих близких - около 100 человек, задержанных 16 августа. Митинг проходил в Грозном возле здания правительства. К митингующим не вышел никто из представителей администрации, прокуратуры, МВД республики. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и председатель Московской Хельсинкской группы направили телеграмму на имя Президента Российской Федерации с просьбой дать указание разобраться в сложившейся ситуации. Незаконно задержанные люди были освобождены.
За последние десять лет в России жертвами убийц стали почти 300 тыс. человек. По числу умышленных убийств на 100 тыс. населения страна занимает второе место в мире. ("Парламентская газета", 15 марта 2002 года).
В 2002 году в России было совершено 32,3 тыс. умышленных убийств и 58,5 тыс. преступлений, связанных с причинением тяжкого вреда здоровью. Из них соответственно 7158 (23,1%) и 15,8 тыс. (28,9%) остались не раскрыты. Ежегодно остается не установленной судьба более 30 тыс. граждан, пропавших без вести, постоянно увеличивается число неопознанных тел.
Гражданка Ш. на протяжении 4 месяцев безуспешно пыталась добиться от Управления внутренних дел и прокуратуры г. Сургута возбуждения уголовного дела по факту исчезновения ее дочери. Обстоятельства исчезновения женщины говорили о том, что она могла стать жертвой преступления. Лишь после обращения Уполномоченного в прокуратуру Ханты-Мансийского автономного округа было возбуждено уголовное дело (вх. N Ш-447).
Муж гражданки О. пропал в декабре 2001 года. Все указывало на то, что было совершено преступление. В результате вмешательства Уполномоченного прокуратурой Юго-Восточного административного округа г. Москвы уголовное дело по данному факту было возбуждено лишь 26 марта 2002 года (вх. N О-37).
Процессуальные нарушения и волокита с возбуждением уголовных дел привели к тому, что в обоих случаях установить лиц, совершивших преступления, не удалось. Время было упущено. Дела приостановлены производством.
Всего в России в 2002 году остались нераскрытыми 924,2 тыс. преступлений из числа зарегистрированных, то есть практически каждое третье преступление. Раскрываемость тяжких и особо тяжких преступлений составила 47,9 процента. В стране сложилась ситуация, при которой число приостановленных уголовных дел достигло такого уровня, что у следственных органов, занятых расследованием текущих дел, нет сил и возможностей их расследовать.
Нарушены права и свободы граждан, потерпевших от наиболее тяжких и опасных преступлений против личности. Десятки тысяч преступников остаются безнаказанными, способными совершать новые преступления. Существуют реальная опасность и возможность еще большей жестокости и насилия с их стороны.
Кроме того, ежегодно прокуратура выявляет свыше 100 тыс. преступлений, скрытых милицией. ("Российская газета", 14 февраля 2002 года). Только в УВД Калининградской области в 2001 году за сокрытие правонарушений и преступлений были наказаны 152 сотрудника, в том числе 10 руководителей. ("Новые Известия", 29 марта 2002 года).
В жалобах, поступающих Уполномоченному, по-прежнему содержится критическая информация о нарушениях и незаконных действиях должностных лиц в уголовно-правовой сфере, дается негативная оценка деятельности структур власти, которые призваны обеспечить законность, правопорядок, защиту прав и интересов граждан.
Так, из жалобы гражданки Ф. следует, что группа из пяти вооруженных людей в масках расстреляла ее мужа. Были повреждены машины, на которых он приехал с друзьями на рыбалку. От полученных ранений мужчина скончался через два часа по пути в больницу. Заявительница Ф. пишет, что считает это убийство заказным - ее муж занимался частнопредпринимательской деятельностью. Однако уголовное дело было возбуждено по части 4 статьи 111 Уголовного кодекса Российской Федерации ("Деяние, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего"). Своевременно не были предприняты необходимые меры для установления владельца и номера машины, на которой приехали преступники. Баллистическая экспертиза по делу назначена через три месяца после совершения преступления. В результате проверки выяснилось, что заявление Ф. о том, что ей и главному бухгалтеру предприятия, которое возглавлял ее муж, угрожал некий гражданин Х., было направлено для рассмотрения в районное УВД, где без какого-либо разбирательства в возбуждении уголовного дела было отказано (вх. N Ф-16).
Нередко граждане страдают по причине нарушения их прав самими правоохранителями. В последние годы уровень преступности среди сотрудников органов внутренних дел повысился. Нередкими стали случаи совершения ими заказных убийств, создания банд, похищения людей с целью получения выкупа, участия в организованных преступных группах. Распространены факты злоупотребления должностными полномочиями в виде создания так называемых "крыш" коммерческим организациям. Например, по некоторым данным, в г. Санкт-Петербурге около 20 процентов "крыш" - милицейские. В свободное от работы время сотрудники органов внутренних дел за вознаграждение осуществляют охрану коммерческих предприятий, предпринимателей и даже "воров в законе". За взятки некоторые сотрудники разглашают сведения о местонахождении тех или иных лиц, интересующих преступников, ставят на учет угнанные автомашины или машины, не прошедшие таможенной регистрации, не вносят в компьютерный банк данных сведений об угнанных автомашинах. ("Российская юстиция", N 12, 2002 год).
Так, на скамье подсудимых Ростовского областного суда среди 13 подсудимых, обвиняемых в бандитизме, убийстве, разбоях и грабежах, оказались трое сотрудников милиции одного из районов Ростова. ("Коммерсантъ", 26 января 2002 года). В Воронеже начальник оперативно-поискового отдела областного ГУВД К. создал устойчивую преступную группу из 9 человек, большинство из которых - милицейские работники. ("Парламентская газета", 3 сентября 2002 года). За сбыт наркотиков и превышение служебных полномочий осужден к 12 годам лишения свободы заместитель начальника следственной части УВД г. Каменск-Уральский Свердловской области П. ("Российская газета", 14 января 2002 года).
25 августа 2002 г. пьяный сотрудник ГАИ в поселке Ярославский Приморского края расстрелял 15 посетителей бара. ("Коммерсантъ", 5 сентября 2002 года).
Почти четыре тысячи работников милиции привлечены в 2002 году к уголовной ответственности, из них около 500 сотрудников уличены во взятках и иных должностных преступлениях.
В условиях разгула преступности на первый план выступают проблемы ее предупреждения и неотвратимости юридической ответственности за совершенные преступления.
В документах X Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшегося в Вене 10 - 17 апреля 2000 года, подчеркивалось, что задача предупреждения преступности должна считаться первоочередной на национальном и глобальном уровнях. Любому расширению возможностей правонарушителей совершать преступления государства должны противопоставить расширение возможностей и способностей правоохранительных и иных органов. (Доклад Генерального секретаря ООН "Положение в мире в области преступности и уголовного правосудия". ООН, A/CONF., 187/5). Это обуславливает необходимость формирования системы предупреждения преступности, использующей положительный опыт прошлого в сочетании с новой, соответствующей современным требованиям концепцией предупреждения преступности.
Нуждается в корректировке и уголовная политика государства. Существующий ныне механизм противодействия криминалу сориентирован преимущественно на применение уголовно-репрессивных средств и методов. В стране длительное время ведутся дискуссии по вопросу об отмене смертной казни.
Многочисленные опросы населения свидетельствуют о том, что подавляющее большинство высказывается за ее сохранение. Вместе с тем практика показывает, что уровень преступности не определяется наличием или отсутствием в законодательстве такой меры наказания, как смертная казнь. В странах Западной Европы отмена смертной казни не привела к росту особо тяжких преступлений против личности, связанных с убийством.
Государства - участники Содружества Независимых Государств вводят мораторий на применение смертной казни.
Подписанный Россией Протокол N 6 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, касающийся отмены смертной казни, должен быть ратифицирован, а международные обязательства страны в связи с ее вхождением в Совет Европы выполнены.
Эффективность уголовного наказания определяется не столько его суровостью, сколько неотвратимостью. Наказание должно соответствовать тяжести содеянного. Длительные сроки лишения свободы зачастую не соответствуют тяжести совершенного преступления. Осужденные в силу этого не только не исправляются, но деградируют и озлобляются.
Вместе с тем в России в местах лишения свободы находятся люди, совершившие незначительные преступления.
Гражданин Ф. осужден к 5 годам лишения свободы за похищение 27 рублей у своего знакомого, которого он перед этим долго уговаривал приобрести спиртное на совместные деньги. Потерпевший показал, что он не хотел обращаться с заявлением в милицию, но его заставили сотрудники милиции, наблюдавшие за этой сценой около магазина из милицейской машины и задержавшие Ф. сразу же после того, как он завладел деньгами. Хотя 27 рублей были возвращены владельцу и последний просил не привлекать Ф. к уголовной ответственности, органы следствия и суд посчитали, что прежде судимый Ф. за содеянное должен быть наказан. По ходатайству Уполномоченного заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации принес протест на решение суда. Однако Президиум Верховного суда Республики Татарстан оставил приговор без изменения (вх. N Ф-41).
Новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях признал хищение чужого имущества в виде кражи, мошенничества, присвоения или растраты на сумму, не превышающую пяти минимальных размеров оплаты труда (сегодня это 2250 рублей), административным правонарушением. Мнение общественности было негативным, поскольку в современных условиях постоянно растет число краж личного имущества, в том числе с садовых участков и дач, в транспорте и на улицах. Это заставило законодателей внести изменения в Уголовный кодекс и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, установив уголовную ответственность за хищение чужого имущества, если стоимость похищенного превышает один установленный минимальный размер оплаты труда (450 рублей).
Вместе с тем недоумение общественности вызвал приговор Мещанского межмуниципального суда г. Москвы, вынесенный в июне 2002 года по делу А. Быкова, известного алюминиевого магната. Суд, признав доказанной его вину в совершении тяжких преступлений, в том числе покушение на убийство, определил ему условную меру наказания и тут же освободил из-под стражи.
"Скандальным" назвала пресса процесс по делу экс-вице-мэра Волгограда С. Нижегородова, обвинявшегося в убийстве 22-летнего Ф. Находясь в состоянии алкогольного опьянения, вечером 24 января 2002 года высокопоставленный чиновник Нижегородов застрелил на улице облаявшую его собаку. Затем выстрелил с небольшого расстояния дробью, смертельно ранив хозяина собаки. После этого поспешно скрылся, угрожая пытавшимся догнать его людям оружием. Следствие предъявило Нижегородову обвинение в убийстве из хулиганских побуждений, однако Волгоградский областной суд переквалифицировал действия подсудимого. И обвинение уже звучало как причинение смерти по неосторожности. Областной суд приговорил Нижегородова к трем годам лишения свободы условно с испытательным сроком один год. ("Независимая газета", 19 сентября 2002 года).
В то же время за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, в местах принудительного содержания находятся сотни тысяч заключенных (в женских колониях примерно одна третья часть, в мужских - одна пятая). Однако, как правило, отбывают срок обычные наркоманы, больные люди, уличенные в приобретении наркотиков и хранении их без цели сбыта. На это обстоятельство обратил внимание Председатель Верховного Суда Российской Федерации В.М. Лебедев на итоговом совещании председателей судов субъектов Федерации в январе 2002 года, отметив, что число осужденных за незаконный оборот наркотиков возросло на 19 процентов. Но милиция в основном задерживает наркозависимую молодежь, а вовсе не организаторов наркопритонов и продажи зелья. Председатели судов подтвердили, что в их регионах одни и те же лица могут фигурировать одновременно в десяти и более уголовных делах о незаконном обороте наркотиков, однако к ответственности они не привлекаются. ("Коммерсантъ", 29 января 2002 года).
Органы внутренних дел, руководствуясь застарелой установкой достижения показателей в борьбе с преступностью, продолжают оформлять дела в отношении наркоманов, совершенно не думая о сломанных человеческих судьбах. Между тем практически нет видимых положительных сдвигов на главном направлении - борьбе с организованными формами незаконного оборота наркотиков, хотя официальные показатели наркопреступности ниже ее реальных масштабов приблизительно в 10 раз. Ежегодно изымаемое правоохранительными органами количество наркотических средств, по оценке экспертов, составляет лишь десятую часть от незаконного оборота наркотиков. (Аналитический доклад НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации "Состояние законности в Российской Федерации". М., 2002).
Так, гражданка А. была привлечена к уголовной ответственности за сбыт 0,03 грамма героина, которые она купила у сбытчика по просьбе своей знакомой. Знакомая была задержана сотрудниками милиции за хранение наркотиков и согласилась выступить в качестве посредника. После передачи ею наркотика гражданке А. та была задержана, арестована и впоследствии осуждена Чертановским межмуниципальным судом г. Москвы к 7 годам лишения свободы. Поисками же фактического сбытчика никто не занимался. ("Московский комсомолец", 15 октября 2001 года).
Таких случаев в судебной практике много, и лишь единицам из числа осужденных к длительным срокам лишения свободы удается добиться смягчения приговора.
Гражданин Ф. по просьбе своего знакомого на его деньги приобрел 0,033 грамма героина, за что был осужден Нижнекамским городским судом как сбытчик наркотиков к 7 годам лишения свободы. Фактически же Ф. не преследовал цель сбыта, действовал лишь как посредник. В связи с этим Президиум Верховного суда Республики Татарстан переквалифицировал его действия и определил ему наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года 10 месяцев с отбыванием наказания в колонии-поселении. В результате вмешательства Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации по протесту прокурора Республики Татарстан приговор Нижнекамского городского суда в отношении Ф. был отменен (вх. N Ф-134).
Другой заявитель А., жалоба которого поступила Уполномоченному, осужден к 4 годам 6 месяцам лишения свободы за пособничество в изготовлении наркотиков. На протяжении длительного времени А. не может добиться пересмотра приговора. Согласно приговору Вязниковского городского суда Владимирской области его вина заключается в том, что он впустил самого изготовителя в квартиру своей сестры и разрешил ему для переработки маковой соломки воспользоваться плитой, а также дал ведро и тарелку. Сам изготовитель, а также еще один свидетель происходившего показали, что А. не видел количество принесенного наркотического сырья и на протяжении трех часов спал и был разбужен только вошедшими в квартиру милиционерами. Надзорные судебные инстанции считают приговор в отношении А. законным и обоснованным, оставляя без удовлетворения жалобы осужденного, его матери, а также ходатайства Уполномоченного по правам человека (вх. N А-316).
Представляется, что критерии определения объема находящихся в незаконном обороте наркотических средств как небольшой, крупный, особо крупный должны быть установлены законом исходя из их количества, свойств, степени воздействия на организм человека и других обстоятельств. С учетом этого следует определять и карательную политику государства в борьбе с наркоманией.
С преступностью в нашей стране, как и во всем мире, неразрывно связана коррупция, проникшая практически во все сферы власти и управления. Масштабы ее распространения сегодня представляют национальную угрозу.
За рубежом все чаще оценивают Россию как одну из неблагоприятных стран мира, а ее чиновный аппарат - как один из самых коррумпированных. Скандалы и разоблачения в высших эшелонах власти далеко не в полной мере отражают масштабы распространения коррупции в стране.
Организованная преступность в настоящее время контролирует значительную часть экономики страны, а борьба с коррупцией ведется крайне слабо. Оперативные структуры органов внутренних дел, располагая информацией о коррумпированности сановных особ, даже не пытаются ее реализовывать. Преследуют, в основном, мелких мздоимцев. Преступления, совершенные организованными группами, раскрываются крайне редко.
Масштабы нанесенного стране в связи с этим экономического, политического и морального ущерба не поддаются определению. Многие возможности упущены безвозвратно. Еще в январе 2000 года, утверждая новую редакцию Концепции национальной безопасности, Президент Российской Федерации В.В. Путин признал проблему коррупции не только правовой, но и политической бедой России. Коррумпированные чиновники, взяточники, сросшиеся почти воедино с государственными и коммерческими структурами, криминальные группировки могут стать той самой силой, которая способна взорвать государство изнутри.
Результаты исследования, проведенного Фондом ИНДЭМ, опубликованные в апреле 2002 года, показали, что коррупция является органической частью нашей жизни. Так считают почти половина населения и около 60 процентов предпринимателей. Минимальные затраты населения России на взятки составляют около 3 млрд. долларов в год, хотя на самом деле эти суммы в 3 - 5 раз выше. В коррупцию на бытовом уровне вовлечено не менее половины активного населения. Ассортимент поборов безграничен: так называемая бесплатная медицинская помощь, улаживание дел с автоинспекцией или милицией, получение и оформление жилья, освобождение от службы в армии и многое, многое другое. В значительной степени коррумпирована сфера образования, особенно высшие учебные заведения. Вузы выпускают на рынок труда все большее число молодых, энергичных, но все менее профессиональных, все менее талантливых и все более привычных к взятке как к норме людей. Это имеет место и в специальностях, связанных с обороной, безопасностью, правоохранительной деятельностью. От таких кадров государственный аппарат слабеет. Чем он слабее, тем менее стабильна жизнь в стране.
Трудно сегодня приходится начинающему бизнесмену и мелкому предпринимателю. Из контролирующих органов наиболее коррумпированы таможня, налоговая инспекция, пожарная инспекция, санэпидемслужба. Чиновники навязывают бизнесу свои условия. За услугу чиновник может потребовать не только деньги, но и попросить устроить на работу родственника, оформить на него квартиру, сделать крупный взнос в созданный им "благотворительный фонд". (Доклад "Диагностика российской коррупции: социологический анализ", http://www.anti-corr.ru.).
Между тем в 2002 году выявлено лишь 7311 случаев получения и дачи взятки должностными лицами (в 2001 г. - 7909). Причем, как правило, среди задержанных работники учебных и медицинских учреждений, муниципальные служащие. Ответственные должностные лица фигурируют крайне редко.
В отечественном законодательстве до сих пор отсутствует состав преступления, определяемый термином "коррупция". Поэтому борьба с ней ведется лишь на основании статей 290, 291, 304 УК РФ (получение взятки, дача взятки, провокация взятки).
Российское законодательство в этой сфере имеет значительные пробелы. Например, положения Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" запрещают государственным служащим получать подарки и вознаграждения, связанные с исполнением служебных обязанностей. В то же время нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (ст. 527) государственным служащим и служащим муниципальных образований разрешают получать подарки в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей. Существует лишь одно ограничение - стоимость подарка не должна превышать пяти минимальных размеров оплаты труда, однако не определено количество получаемых подарков в день, в год.
Таким образом, имеют место расхождения между положениями Уголовного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации", с одной стороны, и Гражданского кодекса - с другой.
Между тем еще в Российском Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года говорилось об уголовной ответственности чиновника или иного лица, состоящего на государственной службе, который "по делу или действию, касающемуся до обязанностей его по службе, примет, хотя и без всякого в чем-либо нарушения сих обязанностей, подарок, состоящий в деньгах, вещах или в чем бы то ни было ином". Такое деяние носило название "мздоимство".
В настоящее время не существует общепринятого понятия коррупции. Наиболее полное определение дано Междисциплинарной группой по коррупции Совета Европы: "Коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном или частном секторе, и которое ведет к нарушению обязанностей, возложенных на них по статусу государственного должностного лица, частного сотрудника, независимого агента или иного рода отношений и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя и других".
Руководство, подготовленное Секретариатом ООН на основе опыта разных стран, включает в понятие коррупции следующие признаки:
- кражу, хищение и присвоение государственной собственности должностными лицами;
- злоупотребления служебным положением для получения неоправданных личных выгод (льгот, преимуществ) в результате неофициального использования официального статуса;
- конфликт интересов между общественным долгом и личной корыстью.
В целях повышения доверия общества к государственным институтам, обеспечения условий для добросовестного и эффективного исполнения государственными служащими должностных обязанностей, исключения злоупотреблений на государственной службе Указом Президента Российской Федерации N 885 от 12 августа 2002 года утверждены общие принципы служебного поведения государственных служащих.
Кодекс поведения государственных служащих Российской Федерации, принимаемый российским парламентом, будет включать два вида правил. Первый вид - это правила общения государственного служащего с гражданами. Они определяются общепризнанными этическими нормами и личными моральными качествами, такими как честность, справедливость, корректность, внимательность и другими. Второй тип - это правила антикоррупционного поведения государственного служащего.
Принятый свод принципов служебного поведения потребует от чиновников серьезно изменить стиль поведения, воздерживаться от совершения действий, которые могли бы вызвать какие-либо сомнения в честном и объективном исполнении ими обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб репутации или авторитету государственного органа.
Например, в Краснодарском крае имели место случаи, когда граждане получали в долг крупные суммы денег под залог дорогих иномарок. Взыскивая долг путем установления права собственности истца на отданный ему в залог автомобиль, суды обязывали регистрационные отделы ГАИ-ГИБДД регистрировать спорный автомобиль на имя истца, не выясняя, прошла ли машина таможенное оформление, уплачены ли налоги государству. В соответствии же со ст. 131 Таможенного кодекса РФ автомобиль, за который не уплачены таможенные сборы, не может быть предметом гражданского оборота, и, соответственно, ответчик вообще был не вправе им распоряжаться. УВД г. Краснодара 27 апреля 2002 года направило в суд "Заключение о признании регистрации автомобилей недействительной". По инициативе ГАИ-ГИБДД отдельные судебные решения о регистрации сомнительных автомобилей были опротестованы в порядке надзора. Дела направлены на новое судебное рассмотрение в те же суды. Протесты не были удовлетворены, а автомобили остались в гражданском обороте. Таким образом, государство потеряло миллионы долларов, нанесен урон авторитету судебной власти. ("Парламентская газета", 27 ноября 2002 года).
Российская правоохранительная система не справляется с задачей эффективной борьбы с преступностью и коррупцией.
В сферу действия системы уголовной ответственности в первую очередь попадают бедные слои населения, у кого нет средств на помощь адвоката, кто не прикрыт депутатской неприкосновенностью, кто не смог внести залог, чтобы, находясь на свободе до суда, добыть или сфабриковать необходимые материалы для своего оправдания или просто откупиться.
Жестких, действенных мер по искоренению этих негативных явлений государство не предпринимает. До сих пор не приняты антикоррупционные программы в сырьевом и топливо-энергетическом секторах экономики, в финансово-кредитной, налоговой, таможенной сферах, в алкогольном бизнесе, в области приватизации государственной и муниципальной собственности.
Целесообразно разработать государственную целевую программу борьбы с коррупцией, предусматривающую комплексную систему политических, правовых, экономических, социальных, пропагандистских и иных мер по борьбе с коррупцией, включая ее профилактику. Нормативное закрепление перечня сфер приоритетного антикоррупционного реагирования позволит сконцентрировать ресурсы государства на стратегически важных направлениях.
Следует принять федеральный закон, регулирующий борьбу с коррупцией, в котором давалось бы общее определение коррупции, конкретизировался круг субъектов подкупа-продажности, формулировались основополагающие подходы к борьбе с коррупцией, специальные меры ее предупреждения и социального контроля. Необходимо также совершенствовать законодательство в сфере попыток легализации преступных доходов. Важным в борьбе с коррупцией является ратификация Конвенции Совета Европы "Об уголовной ответственности за коррупцию", подписанной Российской Федерацией 27 января 1999 года.
В целях эффективной борьбы с коррупцией важна реформа государственного аппарата с тем, чтобы до минимума сократить возможности чиновников способствовать лоббированию частных, коммерческих и иных запросов вопреки государственным и общественным интересам. Необходимо законодательно отрегулировать методы лоббистской деятельности, которая в цивилизованном виде является одной из форм осуществления права граждан на участие в управлении страной, и принять соответствующий закон. Проект такого закона существует с 1995 года. Хотелось бы надеяться, что он будет принят российским парламентом. Требуется разработать эффективные механизмы проверки и контроля за соблюдением ограничений, установленных законодательством для государственных служащих.
Целесообразно создание единого информационного пространства путем объединения информации правоохранительных и контролирующих органов для обеспечения эффективной профилактики коррупции в системе государственной службы и предупреждения проникновения в нее представителей организованной преступности.
Борьба против преступности и коррупции должна стать постоянной функцией государства и заботой всего общества.
Защита экономических и социальных прав граждан
Конституция Российской Федерации возлагает на государство обязанность создавать условия, обеспечивающие достойную жизнь и гармоничное развитие личности.
Однако экономические реформы, проводимые в стране с 1991 года, привели к радикальным переменам в социальной структуре общества, изменили условия жизни россиян далеко не в лучшую сторону. Падение производства, инфляция обусловили существенное снижение уровня жизни значительной части населения страны, рост безработицы. В ряде регионов страны возникли острые социальные конфликты. Хронический недостаток бюджетных средств ограничил возможности государства в проведении активной социальной политики.
Согласно официальной статистике уровень реальных денежных доходов населения в настоящее время снизился по сравнению с 1991 годом примерно на 50 процентов. Число граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, составляет около одной третьей части общей численности населения. Уровень заработной платы, пенсионного обеспечения миллионов людей, бюджетные затраты на образование и здравоохранение остаются крайне низкими. Ухудшается физическое здоровье, психологическое и нравственное состояние людей. Значительно увеличилось число нарушений экономических и социальных прав граждан.
Участились случаи незаконных увольнений работников, приняли массовый характер несвоевременная выплата заработной платы, направление работников в вынужденные неоплачиваемые отпуска. Во многих коммерческих организациях трудовые отношения не оформляются в установленном законом порядке.
Жалобы граждан о защите конституционных прав в сфере труда и занятости составляют примерно 10 процентов от всех обращений, поступивших Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации в 1998 - 2002 годах. Больше всего обращений поступает от тех, кто трудится в бюджетных организациях.
Установление минимального размера оплаты труда ниже прожиточного минимума привело к ситуации, когда огромная часть населения получает заработную плату, на которую невозможно прожить. Это является нарушением Конституции Российской Федерации и положений Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.
В частности, работники, занятые в бюджетных сферах, некоторые категории государственных и муниципальных служащих получают заработную плату ниже прожиточного уровня. Это сказывается на качестве их труда, влечет высокую текучесть кадров, сокращается количество работников-профессионалов, которые могут передать свой опыт начинающим работникам.
Коммерческие структуры фактически выплачивают два вида заработной платы: "белую" - в пределах установленного минимума и "черную" - по усмотрению работодателя. Соответственно, налоговые и иные выплаты производятся из минимальных сумм, что отрицательно сказывается на пополнении бюджета на всех уровнях. В этих условиях должным образом не удерживаются деньги по исполнительным документам (например, алименты, возмещение ущерба и другие). При такой системе оплаты труда люди, достигшие пенсионного возраста, получают право только на минимальную пенсию и вынуждены продолжать трудовую деятельность, чтобы обеспечить себе возможность выживания.
Одной из острых проблем остается несвоевременная выплата заработной платы. Согласно информации Госкомстата России суммарная задолженность по заработной плате по состоянию на 1 января 2003 года составила 30 млрд. 575 млн. рублей. Реальная цифра значительно выше, поскольку не все организации и предприятия, особенно среднего и малого бизнеса, официально сообщают о размерах и сроках образовавшейся задолженности. Из-за страха потерять работу люди вынуждены продолжать выполнять свои обязанности без соответствующего вознаграждения за труд, что, по сути, является принудительным трудом, запрещенным Конституцией Российской Федерации и международно-правовыми актами.
Новый Трудовой кодекс Российской Федерации предусматривает ответственность работодателя за несвоевременную выплату заработной платы. Вместе с тем в течение 2002 года продолжался рост задолженности по заработной плате, например работникам образования. Однако сведения о мерах, которые в связи с грубейшими нарушениями прав человека предпринимаются в отношении работодателей, отсутствуют. Подобное положение свидетельствует о том, что норма закона об ответственности за несвоевременную выплату заработной платы пока носит декларативный характер. К тому же до сих пор не определен механизм ее реализации. Штрафные санкции вряд ли могут остановить работодателя от использования не по назначению денег, предназначенных на выплату заработной платы.
Для разрешения критических ситуаций, связанных с задержками выплаты заработной платы, Уполномоченный в 1998 - 2002 годах обращался к Президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину, Президенту Российской Федерации В.В. Путину, Председателям Правительства Российской Федерации Е.М. Примакову, С.В. Степашину, М.М. Касьянову, главам субъектов Российской Федерации, депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Одним из эффективных способов защиты трудовых прав граждан стала работа выездных приемных Уполномоченного на местах, встречи с трудовыми коллективами, руководителями местных администраций, правоохранительных органов, контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации, представителями средств массовой информации.
На основании информации начальника Управления госэнергонадзора по Республике Коми Л. Елфимова о нарушении трудовых прав работников учреждений сферы энергетического надзора Уполномоченный обратился к Председателю Правительства Российской Федерации М.М. Касьянову с предложением подготовить нормативный акт, обеспечивающий соблюдение прав работников этой сферы (вх. N КП-663). По поручению Правительства Российской Федерации Минэнерго России подготовило новую редакцию проекта постановления Правительства Российской Федерации "О финансировании надзорной деятельности специализированных учреждений в области государственного энергетического надзора в субъектах Российской Федерации". Финансирование восстанавливается, сокращается задолженность по заработной плате и иным обязательным платежам.
Если на государственных предприятиях проблема с трудом, но решается, то на предприятиях других форм собственности люди оказались фактически беззащитными, брошенными на произвол судьбы.
Гражданка К. обратилась с жалобой на неисполнение решения Краснокамского городского суда Пермской области по ее иску к ликвидационной комиссии ОАО "Игрушки" о взыскании задолженности по заработной плате. Главный судебный пристав по Пермской области разъяснил, что решение суда исполнить невозможно, так как для этого недостаточно имущества должника (вх. N К-609).
Согласно законодательству государство не несет ответственности по долгам предприятий, признанных несостоятельными (банкротами). Таким образом, несмотря на нарушение конституционного права, оказать содействие в его восстановлении оказывается невозможным. Этот пробел в законодательстве необходимо восполнить исходя из статьи 7 Конституции Российской Федерации, в которой сказано, что наша страна - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Неисполнение судебных решений подрывает авторитет суда и государства в целом, порождает у граждан недоверие к органам власти.
В целях своевременной и полной выплаты заработной платы целесообразно:
- обеспечить усиление мер экономической, административной и уголовной ответственности должностных лиц, собственников либо их представителей, осуществляющих функции работодателя, за нарушение права трудящихся на полную, своевременную оплату выполненной работы;
- установить право работника требовать возмещения морального вреда, связанного с задержкой выдачи заработной платы;
- упростить порядок рассмотрения данных обращений граждан.
Необходимо совершенствовать законодательство, ориентируясь при этом на введение нормы о первоочередности платежей по заработной плате на основании положений Конвенции N 173 Международной организации труда.
Неудовлетворительным следует признать обеспечение надлежащих условий и охраны труда. В России более 40 процентов работников предприятий и организаций заняты на тяжелых и вредных работах, где устанавливаются различные льготы и компенсации. Ежегодно на производстве травмируется более 360 тыс. человек и около 8 тыс. человек погибает. Жизнь и здоровье людей на производстве подвергаются опасности. Стареют основные производственные фонды, растет количество аварий, крупных пожаров, вредных выбросов.
В стране не создана система охраны труда, соответствующая новым экономическим и трудовым отношениям, не обеспечено финансирование принятых федеральных, отраслевых и региональных программ улучшения условий и охраны труда, отсутствует правовая ответственность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за производственный травматизм.
Ряд требований Основ законодательства Российской Федерации об охране труда, вступивших в силу в 1993 году, не выполняются. До настоящего времени не созданы фонды охраны труда, медленно решаются вопросы создания в органах исполнительной власти субъектов Федерации подразделений государственного управления охраной труда.
Для обеспечения государственных гарантий в области охраны труда, а также поддержания необходимого уровня социальной защиты работников целесообразно:
- продолжить работу по пересмотру действующих и разработке новых норм и правил по охране труда, гигиенических нормативов, санитарных норм и правил;
- провести сертификацию производственных объектов на соответствие требованиям безопасности;
- пересмотреть и расширить списки производств, работ, профессий и должностей, на основании которых работники получают право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день в связи с вредными и опасными условиями труда;
- ратифицировать конвенции Международной организации труда, касающиеся вопросов охраны, гигиены и безопасности труда;
- упорядочить систему государственного и общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда;
- установить единую систему статистической отчетности в этой области.
Нынешняя ситуация на рынке труда значительно отличается от существовавшей в стране в начале рыночных реформ. Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" 1991 года и Федеральный закон 1996 года о внесении изменений и дополнений в данный Закон определяют основные направления политики Российской Федерации в сфере занятости. При этом акценты сделаны на обеспечение равных возможностей для всех граждан России. Независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений, отношения к религии они могут осуществлять свое право: на добровольный труд; на поддержку трудовой и предпринимательской инициативы в рамках закона; на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Ставится задача содействовать развитию способностей граждан к производительному, творческому труду.
Вместе с тем за последние пять лет численность занятого населения страны сократилась на 9 процентов. Так, в конце августа 2002 года 5,4 млн. человек, или 7,5 процента экономически активного населения, значились как безработные, в то время как в органах государственной службы занятости в качестве безработных было зарегистрировано только 1,2 млн. человек, или 1,7 процента экономически активного населения. Таким образом, официальные данные о количестве безработных не соответствуют реалиям, не учитывают скрытую безработицу. Многие граждане не становятся на учет в центры занятости, так как не рассчитывают получить помощь от государства.
Сложным остается положение, касающееся занятости женщин и молодежи. Право на защиту от безработицы, закрепленное в российском законодательстве, международно-правовых актах, в том числе Конвенции о содействии занятости и защите от безработицы, реализуется неудовлетворительно.
Новый Трудовой кодекс Российской Федерации значительно изменил положение работника и работодателя. Он более полно отвечает требованиям сегодняшнего дня и должен способствовать нормализации ситуации в сфере трудовых отношений.
Вместе с тем количество жалоб на незаконное увольнение с работы не уменьшается. В ходе их проверок установлены факты грубого нарушения прав граждан. В частности, были удовлетворены требования гражданки Ф., обратившейся к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации с жалобой на действия должностных лиц Управления исполнения наказания Минюста России, преследующих ее по личным мотивам (вх. N Ф-70). Гражданин Р. обратился с жалобой на действия должностных лиц Хасанского района Приморского края, грубо нарушающих его трудовые права (вх. N Р-73). На основании обращения Уполномоченного прокуратурой Приморского края была проведена проверка, в ходе которой факты нарушений подтвердились. В отношении главы муниципального образования Хасанского района Приморского края В. Кривулина возбуждено уголовное дело по факту превышения им должностных полномочий. Таких примеров множество. Но не всегда виновные привлекаются к ответственности.
В последние годы в российском обществе возросло понимание значения малого и среднего бизнеса как социальной основы рыночной экономики и фактора политической стабильности.
Общее количество занятых в сфере малого и среднего бизнеса составляет 11,6 млн. человек, или около 17 процентов всего экономически активного населения России. Совокупный вклад малых предприятий во внутренний валовой продукт (ВВП) составляет 10 процентов. Во многих случаях малые предприятия являются безальтернативной сферой трудоустройства граждан России.
Инициативы Президента Российской Федерации В.В. Путина, принятие Концепции государственной поддержки малого предпринимательства, ряд изменений, внесенных в федеральные законы и направленных на дебюрократизацию экономики, позволяют с оптимизмом оценивать будущее малого и среднего бизнеса.
Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации при поддержке Администрации Президента, Правительства Российской Федерации и Федерального Собрания Российской Федерации на базе Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации 11 июня 2002 года был проведен симпозиум "Защита прав и интересов малого и среднего бизнеса в Российской Федерации". Представители более двадцати регионов России, делегации из Италии, Малайзии и Китая, руководители малого и среднего бизнеса, правозащитных организаций приняли участие в разработке программы развития малого и среднего бизнеса в России. Ее реализацию было предложено начать на базе Московской области. Результатом работы симпозиума стало также создание секции по защите прав работников малого и среднего бизнеса при экспертном совете Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Необходимо создать благоприятные условия для развития этого сектора экономики, законодательно закрепить рамки его функционирования. Важно защитить права предпринимателей и стимулировать их работу. Целесообразно в связи с этим проанализировать проблемы каждого региона, отрасли, крупного предприятия, определить экономические возможности для малого и среднего бизнеса, те его формы и направления, которые актуальны и являются в настоящее время приоритетными для России.
Реализация социальных прав граждан - одна из наиболее сложных проблем современной России. Одна третья часть населения страны живет либо на грани, либо за чертой бедности. Одновременно углубляется расслоение общества.
Расширение сферы платных услуг в медицине и образовании ведет к коммерциализации государственных и муниципальных образовательных учреждений, больниц и лечебниц. Вместе с тем система медицинского страхования, которая призвана компенсировать больным людям расходы на лечение, действует неэффективно.
Размер государственных пособий гражданам, имеющим детей, недопустимо низок.
В сложившихся экономических условиях Президентом, Правительством Российской Федерации предпринимаются определенные меры, направленные на частичную финансовую компенсацию затрат наиболее нуждающимся группам населения. Однако социальные проблемы усугубляются. Количество людей с малым достатком не уменьшается. Нищета порождает чувство безысходности, разочарования в обещаниях властей.
По данным Госстроя России (исх. N 13-1/787 от 15.02.02), 80 процентов граждан страны нуждаются в улучшении жилищных условий. Во многих регионах строительство жилья вообще не ведется. Длительное время не выделяется жилье лицам, пользующимся правом на его первоочередное получение. Более 2,5 млн. человек проживают в ветхом и аварийном жилищном фонде. Подлежащий сносу ветхий и аварийный жилищный фонд (с износом более 70 процентов) составляет почти 90 млн. кв. метров, или 3,1 процента всего жилищного фонда.
В последние годы увеличилось количество обрушений ветхих и аварийных жилых домов, подчас сопровождающихся человеческими жертвами. В 2002 году обрушились дома в г. Санкт-Петербурге, в некоторых городах Республик Татарстан, Дагестан, в Астраханской, Кемеровской, Ростовской, Томской, Тульской областях и в других регионах. Тяжелое положение сложилось в ряде областных центров субъектов Российской Федерации, а также малых городах России, где крайне ограничено строительство нового жилья и почти не реконструируется старый жилищный фонд.
Нарушения прав граждан в сфере жилищного и градостроительного законодательства стали темой специальных докладов уполномоченных по правам человека Республики Башкортостан и в Саратовской области. Остроту проблемы обеспечения конституционного права на жилище отмечают в своих ежегодных докладах все уполномоченные по правам человека, действующие в субъектах Российской Федерации.
Важнейшие международно-правовые акты, такие как Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Европейская Социальная Хартия и другие, содержат комплексный подход к решению вопроса об обеспечении людей жильем. Наиболее полно эти принципы нашли отражение в Рекомендации Международной организации труда 1961 года о жилищном строительстве для трудящихся. В Рекомендации, в частности, отмечается, что цель государственной политики должна заключаться в том, "чтобы стоимость соответствующего и удовлетворительного жилища не превышала разумной части дохода трудящегося, выплачиваемой в виде квартирной платы, либо в виде платежей с целью покупки такого жилища... Государственные органы власти должны в той степени, в какой это необходимо и практически осуществимо, либо непосредственно обеспечивать граждан жилплощадью, либо поощрять обеспечение их сдаваемым в аренду или приобретаемым в собственность жилищем, ...оказывать специальную финансовую помощь гражданам, которые, имея недостаточные доходы или чрезвычайно высокие расходы, связанные с содержанием семьи, не в состоянии получить надлежащее жилище".
Государство не должно ослаблять свои позиции на рынке жилья. Необходима взвешенная и продуманная стратегия выполнения программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства, соответствующая интересам и реальным возможностям населения.
Следует предусмотреть возможности улучшения жилищных условий для семей со средним достатком путем внедрения в практику долгосрочных жилищных кредитов на приемлемых условиях, предоставления субсидий на строительство и приобретение жилья, оказания помощи в развитии индивидуального жилищного строительства и других мер государственной поддержки. Малоимущим гражданам, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, жилище должно предоставляться бесплатно или за доступную плату из государственного и муниципального жилищных фондов.
По мнению специалистов жилищно-коммунальной отрасли, если в ближайшие два-три года не будут предприняты кардинальные меры, в России неизбежны массовые нарушения жилищных прав граждан. А через пять лет страна войдет в глубокий жилищный кризис, поскольку износ жилищного фонда, особенно домов периода массовой панельной застройки шестидесятых годов, достиг критического уровня. В данном случае уже можно говорить не только о нарушении жилищных прав граждан, но и о нарушении права на жизнь. Дома, находящиеся в аварийном состоянии, готовые в любой момент рухнуть, и жилье, в котором температура зимой не поднимается выше +7 градусов, просто опасны для жизни.
Без реальной, эффективной и адресной помощи государства большинству населения с низкими доходами проблему содержания и ремонта своего жилья не решить. Изыскивать средства на реконструкцию жилья необходимо немедленно. Предусмотренных в бюджете на 2003 год средств на выполнение подпрограммы "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилого фонда", по оценкам специалистов, явно недостаточно.
Реформа жилищно-коммунального хозяйства в России жизненно необходима. Однако начало ее реализации в ряде субъектов Российской Федерации имело негативные социальные последствия. Поспешные и порой непродуманные административные решения привели к массовым нарушениям прав граждан.
Многочисленные обращения граждан, поступающие Уполномоченному, свидетельствуют о непосильном для них резком повышении тарифов на коммунальные услуги и квартирную плату. Положение усугубляется тем, что темпы роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги не соответствуют доходам населения.
При таких обстоятельствах попытки административным путем форсировать переход на полную оплату населением жилищно-коммунальных услуг приводят к резкому ухудшению материального положения малообеспеченных граждан, лишают их права на достойное существование.
К таковым следует отнести решение администрации г. Воронежа в одночасье перейти на стопроцентную оплату коммунальных услуг, что привело население к акциям протеста. При повышении тарифов на жилищно-коммунальные услуги следует учитывать уровень реальных доходов граждан, а также качество предоставляемых услуг, которое, несмотря на рост цен, не улучшается.
Особенно острым остается вопрос эксплуатации жилья в зимних условиях. Прежде всего это связано с недопоставками топлива. Наиболее часто из-за этого страдают жители Республик Карелия, Коми, Саха (Якутия), Тыва, Алтайского, Красноярского, Приморского и Хабаровского краев, Амурской, Архангельской, Иркутской, Калининградской, Камчатской, Курганской, Магаданской, Мурманской, Новгородской, Псковской, Сахалинской, Тверской и Ульяновской областей. (Права человека в регионах Российской Федерации. Сборник докладов о событиях 2001 года. Москва, Московская Хельсинкская Группа, 2002).
Например, в Ульяновске тарифы на коммунальные услуги с 1 мая 2002 года повысились в 1,5 раза, в том числе на горячую воду в 2 раза. Но даже высокий уровень тарифов не гарантирует подачу тепла в квартиры. В Тверской области население платит за коммунальные услуги в полном объеме, однако топлива для региона на зиму 2002/03 года было закуплено явно недостаточно.
Уже несколько лет температура в квартирах жителей микрорайона Бийского льнокомбината в зимнее время не поднимается выше +12 градусов, в то время как плата за отопление и горячее водоснабжение повысилась в 2 раза. После обращения Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации к главе администрации Алтайского края проблемы с теплоснабжением были устранены (вх. N КЛ-669).
Наряду с трудностями, которые испытывает население в связи с нарушением жилищных прав граждан, порой имеют место случаи беспрецедентного самоуправства со стороны чиновников. Так, в г. Кемерово работники жилищно-эксплуатационной конторы за неуплату жилищно-коммунальных услуг электрической сваркой заварили входную дверь жильца квартиры. Пытаясь выбраться через окно, 50-летний Сергей Плотников сорвался вниз и от полученных травм скончался в больнице.
В заявлении, сделанном в связи с этим трагическим случаем, и в обращении к прокурору Кемеровской области Уполномоченный потребовал привлечь к ответственности должностных лиц, допустивших произвол и самоуправство и посягнувших на конституционные права и свободы гражданина (исх. N ОМ 18892-22 от 06.08.02). В настоящее время виновные привлечены к уголовной ответственности.
В целях предупреждения массовых нарушений прав граждан Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации неоднократно обращался к главам администраций субъектов Российской Федерации с предложением не форсировать реформу жилищно-коммунального хозяйства, взять под личный контроль ее реализацию и предпринять необходимые меры по социальной поддержке населения, предоставлению адресной целевой помощи нуждающимся за счет средств местных бюджетов.
Необходимо совершенствовать и административные процедуры, не создавать дополнительные трудности гражданам при взаимоотношениях с коммунальными службами.
Так, в связи с жалобами жителей Москвы на неудобства при оплате жилищных, коммунальных платежей и услуг телефонной связи, связанные с необходимостью оплачивать отдельно каждую из предоставленных услуг, Уполномоченный в обращении к первому заместителю премьера правительства Москвы П. Аксенову предложил ввести оплату в рамках единого документа. В настоящее время введена форма единой расчетной квитанции по платежам на все предоставляемые услуги. Расширена сеть банков, осуществляющих прием платежей, включая и отделения Московского почтамта. Данные изменения затронули интересы более 8,5 миллиона жителей г. Москвы.
Другой пример. 18 января 2002 года акционерное общество "Мосэнерго" издало Приказ N 42 "О расчетах бытовых потребителей за поставленную электрическую и тепловую энергию". Им, в частности, планировалось изменить систему оплаты гражданами за оказываемые услуги. Они должны были платить за еще не использованную энергию авансом. На основании заключения Уполномоченного прокурор города Москвы принес протест на Приказ АО "Мосэнерго". Новая система расчетов введена не была. Удалось предотвратить ущемление прав свыше 15 миллионов жителей Москвы и Московской области.
Правительство Российской Федерации планирует выделить в 2003 году целевым назначением 17,5 млрд. рублей на финансирование льгот по оплате жилья и коммунальных услуг. Они будут адресованы всем социально уязвимым слоям населения, в том числе ветеранам труда. Руководителям администраций субъектов Российской Федерации необходимо взять под особый контроль расходование этих средств. Важно, чтобы денежные средства дошли до тех, кому они предназначены.
Недостаточное внимание государства к социальной молодежной политике, отсутствие ювенальной юстиции при широкомасштабном применении репрессивных мер по отношению к молодым правонарушителям, сверхвысокий уровень детской и подростковой безнадзорности и беспризорности делают невозможным обеспечение специальной защиты детей и молодежи от физической опасности и моральных травм, нарушают права детей на социальную и юридическую помощь.
Вопросы детства, защиты прав и законных интересов ребенка находятся в центре внимания работы института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и ее субъектах.
Еще в 1999 году в обращении Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации к Председателю Правительства Российской Федерации отмечалось, что проблема беспризорных детей приобрела в России характер гуманитарной катастрофы. (Защита прав человека. Сборник документов: 1998 - 2000. М.: Юридическая литература, 2001. С. 543).
Вопросам защиты прав и законных интересов детей посвящены разделы ежегодных докладов о деятельности Уполномоченного в 2000 и в 2001 году. Они также отражены в ежегодных докладах уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации.
В 2002 году с Российским детским фондом было подписано соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в деле защиты прав детей.
Уполномоченный и Председатель Российского детского фонда обратились к Президенту России В.В. Путину с просьбой принять необходимые меры по оказанию помощи в защите прав детей-сирот, взрослых, их воспитывающих, и организаций, защищающих права ребенка.
Проблемы семейного устройства детей-сирот, совершенствование работы по профилактике социального сиротства, безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и создание эффективной системы защиты семьи, детства и материнства являются общими для многих регионов Российской Федерации.
Внимание детским проблемам уделяет руководство страны. Немало сделано для преодоления кризисных тенденций на федеральном уровне в рамках целевы

РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 07.04.2003 n 437-р <О ПЕРЕДАЧЕ В МУНИЦИПАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ ДОМОДЕДОВСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЪЕКТОВ КОММУНАЛЬНО-БЫТОВОГО НАЗНАЧЕНИЯ>  »
Постановления и Указы »
Читайте также