СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 052000 СКУЛЬПТУРА. КВАЛИФИКАЦИЯ: ХУДОЖНИК-СКУЛЬПТОР (утв. Минобразованием РФ 31.03.2003)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
Л.С.ГРЕБНЕВ
31 марта 2003 года
Номер государственной
регистрации
579 иск/сп
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 052000 СКУЛЬПТУРА
КВАЛИФИКАЦИЯ: ХУДОЖНИК-СКУЛЬПТОР
1. Общая характеристика специальности 052000 Скульптура
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 24.01.2002 N 181.
1.2. Квалификация выпускников по специальности 052000 Скульптура при очной форме обучения: художник-скульптор - 6 лет.
Заочная форма обучения, а также экстернат по указанной специальности не предусматриваются.
1.3. Квалификационная характеристика выпускников.
Специальность обеспечивает через систему исторически сложившихся и значимых для культуры образовательных программ подготовку художников-скульпторов для профессиональной творческой деятельности в сфере станковой, монументальной скульптуры и пластики малых форм.
Объектами профессиональной деятельности являются:
авторские произведения искусства (их создание и последующее бытование в социальной среде через экспозиционную деятельность); окружающая пространственная (естественная, проектируемая, искусственно созданная) среда; социальная среда как объект воздействия на нее средствами искусства, система профессионального художественного образования.
Видами профессиональной деятельности являются:
профессиональная творческая деятельность, как авторская, так и исполнительская;
педагогическая деятельность в области художественного образования;
производственно-техническая и управленческая деятельность;
общественная деятельность в творческих союзах и объединениях.
1.4. Возможности продолжения образования выпускников художников-скульпторов, освоивших основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 052000 Скульптура.
Выпускники подготовлены для продолжения образования в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование, среднее профессиональное образование. Уровень специальной подготовки абитуриента по рисунку, скульптуре, композиции должен соответствовать объему программы среднего профессионального художественного образования.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном художественном образовании, или высшем профессиональном образовании.
2.3. При приеме на подготовку по специальности 052000 Скульптура проводятся профессиональные вступительные экзамены по рисунку, скульптуре и композиции, предшествующие государственным экзаменам по общеобразовательным дисциплинам.
3. Общие требования к основной образовательной программе
по направлению подготовки дипломированного специалиста
по специальности 052000 Скульптура
3.1. Основная образовательная программа подготовки художника-скульптора разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных, учебно-производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки художника-скульптора, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки художника-скульптора состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки художника-скульптора должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины;
цикл ДС - дисциплины специализации;
ФТД - факультативы;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины (по специальности 052000 Скульптура дисциплины данного цикла стандартом не предусматриваются. Отдельные курсы могут предлагаться студентам в разделе ФТД (факультативы). Необходимый для специалиста уровень знаний закладывается в курсе философии, а также, с учетом профиля подготовки специалиста, в циклах ОПД и СД).
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки художника-скульптора должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки выпускников
по специальности 052000 Скульптура
---------T------------------------------------------------T------¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего ¦
¦ ¦ ¦часов ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в ¦ ¦
¦ ¦изучаемом языке; основные особенности полного ¦ ¦
¦ ¦стиля произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологического ¦ ¦
¦ ¦характера. ¦ ¦
¦ ¦Понятие дифференциации лексики по сферам ¦ ¦
¦ ¦применения (бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и другая). ¦ ¦
¦ ¦Понятие о свободных и устойчивых ¦ ¦
¦ ¦словосочетаниях, фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об основных способах словообразования. ¦ ¦
¦ ¦Грамматические навыки, обеспечивающие ¦ ¦
¦ ¦коммуникацию общего характера без искажения ¦ ¦
¦ ¦смысла при письменном и устном общении; основные¦ ¦
¦ ¦грамматические явления, характерные для ¦ ¦
¦ ¦профессиональной речи. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об обиходно-литературном, официально- ¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы. Основные особенности научного стиля.¦ ¦
¦ ¦Культура и традиции стран изучаемого ¦ ¦
¦ ¦языка, правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦Говорение. Диалогическая и монологическая речь с¦ ¦
¦ ¦использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения. Основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦Аудирование. Понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦Чтение. Виды текстов: несложные прагматические ¦ ¦
¦ ¦тексты и тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности. ¦ ¦
¦ ¦Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, ¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. Законодательство Российской Федерации ¦ ¦
¦ ¦о физической культуре и спорте. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура личности. ¦ ¦
¦ ¦Основы здорового образа жизни студента. ¦ ¦
¦ ¦Особенности использования средств физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности. ¦ ¦
¦ ¦Общая физическая и специальная подготовка в ¦ ¦
¦ ¦системе физического воспитания. ¦ ¦
¦ ¦Спорт. Индивидуальный выбор вида спорта или ¦ ¦
¦ ¦систем физических упражнений. ¦ ¦
¦ ¦Профессионально-прикладная физическая подготовка¦ ¦
¦ ¦студентов. Основы методики самостоятельных ¦ ¦
¦ ¦занятий и самоконтроль за состоянием своего ¦ ¦
¦ ¦организма ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦Сущность, формы, функции исторического знания. ¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие и ¦ ¦
¦ ¦классификация исторического источника. ¦ ¦
¦ ¦Отечественная историография в прошлом и ¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и особенное. Методология и ¦ ¦
¦ ¦теория исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦Античное наследие в эпоху Великого переселения ¦ ¦
¦ ¦народов. Проблема этногенеза восточных славян. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления государственности. ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско- ¦ ¦
¦ ¦древнерусские связи. Особенности социального ¦ ¦
¦ ¦строя Древней Руси. Этнокультурные и социально- ¦ ¦
¦ ¦политические процессы становления русской ¦ ¦
¦ ¦государственности. Принятие христианства. ¦ ¦
¦ ¦Распространение ислама. Эволюция ¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в XI - ХII ¦ ¦
¦ ¦вв. Социально-политические изменения в русских ¦ ¦
¦ ¦землях в ХIII - ХV вв. Русь и Орда: проблемы ¦ ¦
¦ ¦взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого российского¦ ¦
¦ ¦государства. Возвышение Москвы. Формирование ¦ ¦
¦ ¦сословной системы организации общества. Реформы ¦ ¦
¦ ¦Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и ¦ ¦
¦ ¦особенности складывания российского абсолютизма.¦ ¦
¦ ¦Дискуссии о генезисе самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности на ¦ ¦
¦ ¦землю. Структура феодального землевладения. ¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное. Общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России XIX в. Реформы и ¦ ¦
¦ ¦реформаторы в России. Русская культура XIX века ¦ ¦
¦ ¦и ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦Роль XX столетия в мировой истории. ¦ ¦
¦ ¦Глобализация общественных процессов. Проблема ¦ ¦
¦ ¦экономического роста и модернизации. Революции ¦ ¦
¦ ¦и реформы. Социальная трансформация общества. ¦ ¦
¦ ¦Столкновение тенденций интернационализма и ¦ ¦
¦ ¦национализма, интеграции и сепаратизма, ¦ ¦
¦ ¦демократии и авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦Россия в начале XX века. Объективная потребность¦ ¦
¦ ¦индустриальной модернизации России. Российские ¦ ¦
¦ ¦реформы в контексте общемирового развития в ¦ ¦
¦ ¦начале века. Политические партии России: ¦ ¦
¦ ¦генезис, классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦Россия в условиях мировой войны и ¦ ¦
¦ ¦общенационального кризиса. Революция 1917 года. ¦ ¦
¦ ¦Гражданская война и интервенция, их результаты и¦ ¦
¦ ¦последствия. Российская эмиграция. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. ¦ ¦
¦ ¦Формирование однопартийного политического ¦ ¦
¦ ¦режима. ¦ ¦
¦ ¦Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е¦ ¦
¦ ¦гг. Внешняя политика. ¦ ¦
¦ ¦Курс на строительство социализма в одной стране ¦ ¦
¦ ¦и его последствия. Социально-экономические ¦ ¦
¦ ¦преобразования в 30-е годы. Усиление режима ¦ ¦
¦ ¦личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.¦ ¦
¦ ¦СССР накануне и в начальный период второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦Социально-экономическое развитие, общественно- ¦ ¦
¦ ¦политическая жизнь, культура, внешняя политика ¦ ¦
¦ ¦СССР в послевоенные годы. Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦Попытки осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ. ¦ ¦
¦ ¦НТР и ее влияние на ход общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦СССР в середине 60 - 80 гг.: нарастание ¦ ¦
¦ ¦кризисных явлений. Советский Союз в 1985 - 1991 ¦ ¦
¦ ¦гг. Перестройка. Попытка государственного ¦ ¦
¦ ¦переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. ¦ ¦
¦ ¦Беловежские соглашения. Октябрьские события ¦ ¦
¦ ¦1993 г. ¦ ¦
¦ ¦Становление новой российской государственности ¦ ¦
¦ ¦(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной ¦ ¦
¦ ¦социально-экономической модернизации. Культура ¦ ¦
¦ ¦современной России. Внешнеполитическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в условиях новой геополитической ¦ ¦
¦ ¦ситуации ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.04¦Философия ¦ ¦
¦ ¦Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура философского ¦ ¦
¦ ¦знания. ¦ ¦
¦ ¦Учение о бытии. Монистические и плюралистические¦ ¦
¦ ¦концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятие ¦ ¦
¦ ¦материального и идеального. Пространство, время.¦ ¦
¦ ¦Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и ¦ ¦
¦ ¦индетерминизм. Динамические и статистические ¦ ¦
¦ ¦закономерности. Научные, философские и ¦ ¦
¦ ¦религиозные картины мира. ¦ ¦
¦ ¦Человек, общество, культура. Человек и природа. ¦ ¦
¦ ¦Общество и его структура. Гражданское общество и¦ ¦
¦ ¦государство. Человек в системе социальных ¦ ¦
¦ ¦связей. Человек и исторический процесс; личность¦ ¦
¦ ¦и массы, свобода и необходимость. Формационная и¦ ¦
¦ ¦цивилизационная концепции общественного ¦ ¦
¦ ¦развития. ¦ ¦
¦ ¦Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. ¦ ¦
¦ ¦Свобода и ответственность. Мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представления о совершенном человеке в различных¦ ¦
¦ ¦культурах. Эстетические ценности и их роль в ¦ ¦
¦ ¦человеческой жизни. Религиозные ценности и ¦ ¦
¦ ¦свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦Сознание и познание. Сознание, самосознание и ¦ ¦
¦ ¦личность. Познание, творчество, практика. Вера и¦ ¦
¦ ¦знание. Понимание и объяснение. Рациональное и ¦ ¦
¦ ¦иррациональное в познавательной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Проблема истины. Действительность, мышление, ¦ ¦
¦ ¦логика и язык. Научное и вненаучное знание. ¦ ¦
¦ ¦Критерии научности. Структура научного познания,¦ ¦
¦ ¦его методы и формы. Рост научного знания. ¦ ¦
¦ ¦Научные революции и смены типов рациональности. ¦ ¦
¦ ¦Наука и техника. ¦ ¦
¦ ¦Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. ¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.05¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры, социология культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦история культуры. Теоретическая и прикладная ¦ ¦
¦ ¦культурология. ¦ ¦
¦ ¦Методы культурологических исследований. ¦ ¦
¦ ¦Основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации, ¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные ¦ ¦
¦ ¦традиции, культурная картина мира, социальные ¦ ¦
¦ ¦институты культуры, культурная самоидентичность,¦ ¦
¦ ¦культурная модернизация. ¦ ¦
¦ ¦Типология культур. Этническая и ¦ ¦
¦ ¦национальная, элитарная и массовая культуры. ¦ ¦
¦ ¦Восточные и западные типы культур. Место и роль ¦ ¦
¦ ¦России в мировой культуре. Тенденции культурной ¦ ¦
¦ ¦универсализации в мировом современном процессе. ¦ ¦
¦ ¦Культура и природа. Культура и общество. ¦ ¦
¦ ¦Культура и глобальные проблемы современности. ¦ ¦
¦ ¦Культура и личность. Инкультурация и ¦ ¦
¦ ¦социализация ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.06¦Политология ¦ ¦
¦ ¦Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. ¦ ¦
¦ ¦Политическая жизнь и властные отношения. Роль и ¦ ¦
¦ ¦место политики в жизни современных обществ. ¦ ¦
¦ ¦Социальные функции политики. ¦ ¦
¦ ¦История политических учений. Российская ¦ ¦
¦ ¦политическая традиция: истоки, социокультурные ¦ ¦
¦ ¦основания, историческая динамика. Современные ¦ ¦
¦ ¦политологические школы. ¦ ¦
¦ ¦Гражданское общество, его происхождение и ¦ ¦
¦ ¦особенности. Особенности становления ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества в России. ¦ ¦
¦ ¦Институциональные аспекты политики. Политическая¦ ¦
¦ ¦власть. Политическая система. Политические ¦ ¦
¦ ¦режимы, политические партии, электоральные ¦ ¦
¦ ¦системы. ¦ ¦
¦ ¦Политические отношения и процессы. Политические ¦ ¦
¦ ¦конфликты и способы их разрешения. Политические ¦ ¦
¦ ¦технологии. Политический менеджмент. ¦ ¦
¦ ¦Политическая модернизация. ¦ ¦
¦ ¦Политические организации и движения. ¦ ¦
¦ ¦Политические элиты. Политическое лидерство. ¦ ¦
¦ ¦Социокультурные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы. Россия в ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации. ¦ ¦
¦ ¦Методология познания политической реальности. ¦ ¦
¦ ¦Парадигмы политического знания. Экспертное ¦ ¦
¦ ¦политическое знание; политическая аналитика и ¦ ¦
¦ ¦прогностика ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.07¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦Государство и право. Их роль в жизни общества. ¦ ¦
¦ ¦Норма права и нормативно-правовые акты. ¦ ¦
¦ ¦Основные правовые системы современности. ¦ ¦
¦ ¦Международное право как особая система права. ¦ ¦
¦ ¦Источники российского права. ¦ ¦
¦ ¦Закон и подзаконные акты. ¦ ¦
¦ ¦Система российского права. Отрасли права. ¦ ¦
¦ ¦Правонарушение и юридическая ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Значение законности и правопорядка в современном¦ ¦
¦ ¦обществе. Правовое государство. Конституция ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации - основной закон ¦ ¦
¦ ¦государства. Особенности федеративного ¦ ¦
¦ ¦устройства России. Система органов ¦ ¦
¦ ¦государственной власти в Российской Федерации. ¦ ¦
¦ ¦Понятие гражданского правоотношения. Физические ¦ ¦
¦ ¦и юридические лица. Право собственности. ¦ ¦
¦ ¦Обязательства в гражданском праве и ответствен- ¦ ¦
¦ ¦ность за их нарушение. Наследственное право. ¦ ¦
¦ ¦Брачно-семейные отношения. Взаимные права и ¦ ¦
¦ ¦обязанности супругов, родителей и детей. ¦ ¦
¦ ¦Ответственность по семейному праву. ¦ ¦
¦ ¦Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина¦ ¦
¦ ¦и ответственность за ее нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Административные правонарушения и ¦ ¦
¦ ¦административная ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Понятие преступления. Уголовная ответственность ¦ ¦
¦ ¦за совершение преступлений. ¦ ¦
¦ ¦Экологическое право. ¦ ¦
¦ ¦Особенности правового регулирования будущей ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Правовые основы защиты государственной тайны. ¦ ¦
¦ ¦Законодательные и нормативно-правовые акты в ¦ ¦
¦ ¦области защиты информации и государственной ¦ ¦
¦ ¦тайны ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.08¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦Психология: предмет, объект и методы ¦ ¦
¦ ¦психологии. Место психологии в системе наук. ¦ ¦
¦ ¦История развития психологического знания и ¦ ¦
¦ ¦основные направления в психологии. Индивид, ¦ ¦
¦ ¦личность, субъект, индивидуальность. ¦ ¦
¦ ¦Психика и организм. Психика, поведение и ¦ ¦
¦ ¦деятельность. Основные функции психики. ¦ ¦
¦ ¦Развитие психики в процессе онтогенеза и ¦ ¦
¦ ¦филогенеза. Мозг и психика. ¦ ¦
¦ ¦Структура психики. Соотношение сознательного и ¦ ¦
¦ ¦бессознательного. Основные психические процессы.¦ ¦
¦ ¦Структура сознания. ¦ ¦
¦ ¦Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. ¦ ¦
¦ ¦Представление. Воображение. Мышление и ¦ ¦
¦ ¦интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические ¦ ¦
¦ ¦процессы. Эмоции и чувства. Психическая ¦ ¦
¦ ¦регуляция поведения и деятельности. Общение и ¦ ¦
¦ ¦речь. Психология личности. Межличностные ¦ ¦
¦ ¦отношения. ¦ ¦
¦ ¦Психология малых групп. Межгрупповые отношения ¦ ¦
¦ ¦и взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, ¦ ¦
¦ ¦методы педагогики. Основные категории ¦ ¦
¦ ¦педагогики: образование, воспитание, обучение, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая деятельность, педагогическое ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие, педагогическая технология, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая задача. ¦ ¦
¦ ¦Образование как общечеловеческая ценность. ¦ ¦
¦ ¦Образование как социокультурный феномен и ¦ ¦
¦ ¦педагогический процесс. Образовательная система ¦ ¦
¦ ¦России. Цели, содержание, структура ¦ ¦
¦ ¦непрерывного образования, единство образования ¦ ¦
¦ ¦и самообразования. ¦ ¦
¦ ¦Педагогический процесс. Образовательная, ¦ ¦
¦ ¦воспитательная и развивающая функции обучения. ¦ ¦
¦ ¦Воспитание и педагогический процесс. ¦ ¦
¦ ¦Общие формы организации учебной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Урок, лекция, семинарские, практические и ¦ ¦
¦ ¦лабораторные занятия, диспут, конференция, ¦ ¦
¦ ¦зачет, экзамен, факультативные занятия, ¦ ¦
¦ ¦консультация. ¦ ¦
¦ ¦Методы, приемы, средства организации и ¦ ¦
¦ ¦управления педагогическим процессом. ¦ ¦
¦ ¦Семья как субъект педагогического взаимодействия¦ ¦
¦ ¦и социокультурная среда воспитания и развития ¦ ¦
¦ ¦личности. ¦ ¦
¦ ¦Управление образовательными системами ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.09¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦Стили современного русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Языковая норма, ее роль в становлении и ¦ ¦
¦ ¦функционировании литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Речевое взаимодействие. Основные единицы ¦ ¦
¦ ¦общения. Устная и письменная разновидности ¦ ¦
¦ ¦литературного языка. Нормативные, ¦ ¦
¦ ¦коммуникативные, этические аспекты устной и ¦ ¦
¦ ¦письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦Научный стиль. Специфика использования ¦ ¦
¦ ¦элементов различных языковых уровней и научной ¦ ¦
¦ ¦речи. Речевые нормы учебной и научной речи. ¦ ¦
¦ ¦Речевые нормы учебной и научной сфер ¦ ¦
¦ ¦деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Официально-деловой стиль, сфера его ¦ ¦
¦ ¦функционирования, жанровое разнообразие. ¦ ¦
¦ ¦Языковые формулы официальных документов. Приемы ¦ ¦
¦ ¦унификации языка служебных документов. ¦ ¦
¦ ¦Интернациональные свойства русской официально- ¦ ¦
¦ ¦деловой письменной речи. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦распорядительных документов. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦коммерческой корреспонденции. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦инструктивно-методических документов. Реклама в ¦ ¦
¦ ¦деловой речи. Правила оформления документов. ¦ ¦
¦ ¦Речевой этикет в документе. ¦ ¦
¦ ¦Жанровая дифференциация и отбор языковых средств¦ ¦
¦ ¦в публицистическом стиле. Особенности устной ¦ ¦
¦ ¦публичной речи. Оратор и его аудитория, ¦ ¦
¦ ¦основные виды аргументов. Подготовка речи: ¦ ¦
¦ ¦выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, ¦ ¦
¦ ¦развертывание и завершение речи. Основные ¦ ¦
¦ ¦приемы поиска материала и виды вспомогательных ¦ ¦
¦ ¦материалов. Словесное оформление публичного ¦ ¦
¦ ¦выступления. Понятливость, информативность и ¦ ¦
¦ ¦выразительность публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦Разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Условия функционирования разговорной речи, роль ¦ ¦
¦ ¦внеязыковых факторов. ¦ ¦
¦ ¦Культура речи. Основные направления ¦ ¦
¦ ¦совершенствования навыков грамотного письма и ¦ ¦
¦ ¦говорения ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.10¦Социология ¦ ¦
¦ ¦Предыстория и социально-философские предпосылки ¦ ¦
¦ ¦социологии как науки. Социологический проект ¦ ¦
¦ ¦О. Конта. Классические социологические теории. ¦ ¦
¦ ¦Современные социологические теории. Русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль. ¦ ¦
¦ ¦Общество и социальные институты. Мировая система¦ ¦
¦ ¦и процессы глобализации. ¦ ¦
¦ ¦Социальные группы и общности. Виды общностей. ¦ ¦
¦ ¦Общность и личность. Малые группы и коллективы. ¦ ¦
¦ ¦Социальная организация. ¦ ¦
¦ ¦Социальные движения. Социальное неравенство, ¦ ¦
¦ ¦стратификация и социальная мобильность. Понятие ¦ ¦
¦ ¦социального статуса. ¦ ¦
¦ ¦Социальное взаимодействие и социальные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Общественное мнение как институт ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества. ¦ ¦
¦ ¦Культура как фактор социальных изменений. ¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие экономики, социальных отношений и¦ ¦
¦ ¦культуры. ¦ ¦
¦ ¦Личность как социальный тип. Социальный контроль¦ ¦
¦ ¦и девиация. Личность как деятельный субъект. ¦ ¦
¦ ¦Социальные изменения. Социальные революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы. Концепция социального прогресса. ¦ ¦
¦ ¦Формирование мировой системы. Место России в ¦ ¦
¦ ¦мировом сообществе. Методы социологического ¦ ¦
¦ ¦исследования ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Ф.11¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические системы. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы развития экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Методы экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект ¦ ¦
¦ ¦замещения. Эластичность. Предложение и его ¦ ¦
¦ ¦факторы. Закон убывающей предельной ¦ ¦
¦ ¦производительности. Эффект масштаба. Виды ¦ ¦
¦ ¦издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип ¦ ¦
¦ ¦максимизации прибыли. Предложение совершенно ¦ ¦
¦ ¦конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность ¦ ¦
¦ ¦конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия.¦ ¦
¦ ¦Монополистическая конкуренция. Олигополия. ¦ ¦
¦ ¦Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы ¦ ¦
¦ ¦производства. Рынок труда. Спрос и предложение ¦ ¦
¦ ¦труда. Заработная плата и занятость. Рынок ¦ ¦
¦ ¦капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок ¦ ¦
¦ ¦земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние.¦ ¦
¦ ¦Распределение доходов. Неравенство. Внешние ¦ ¦
¦ ¦эффекты и общественные блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение. Стабилизационная политика. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление и ¦ ¦
¦ ¦сбережения. Инвестиции. Государственные расходы ¦ ¦
¦ ¦и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно- ¦ ¦
¦ ¦налоговая политика. Деньги и их функции. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на денежном рынке. Денежный ¦ ¦
¦ ¦мультипликатор. Банковская система. Денежно- ¦ ¦
¦ ¦кредитная политика. Экономический рост и ¦ ¦
¦ ¦развитие. Международные экономические ¦ ¦
¦ ¦отношения. Внешняя торговля и торговая ¦ ¦
¦ ¦политика. Платежный баланс. Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. ¦ ¦
¦ ¦Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок ¦ ¦
¦ ¦труда. Распределение и доходы. Преобразования в ¦ ¦
¦ ¦социальной сфере. Структурные сдвиги в ¦ ¦
¦ ¦экономике. Формирование открытой экономики ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦270 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ГСЭ.В.00¦Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые ¦270 ¦
¦ ¦вузом ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.00 ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦1220 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1020 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.01¦История отечественного искусства и культуры ¦ ¦
¦ ¦Древнерусское искусство. Традиция национальной ¦ ¦
¦ ¦культуры в области скульптуры, архитектуры, ¦ ¦
¦ ¦декоративно-прикладного искусства, искусство ¦ ¦
¦ ¦книги. Искусство русских земель, история ¦ ¦
¦ ¦русского искусства и архитектуры с конца ХVII в.¦ ¦
¦ ¦до начала XX в.; история отечественного ¦ ¦
¦ ¦искусства XX в. и проблемы современной ¦ ¦
¦ ¦художественной культуры. Русское искусство в ¦ ¦
¦ ¦контексте исторического развития государства и ¦ ¦
¦ ¦взаимного влияния иных культурных традиций. ¦ ¦
¦ ¦История стилей, жанров, направлений и отдельных ¦ ¦
¦ ¦видов пластических искусств; синтез искусств. ¦ ¦
¦ ¦История художественного образования России и ¦ ¦
¦ ¦отдельных художественных школ. Место ¦ ¦
¦ ¦изобразительного искусства в отечественной ¦ ¦
¦ ¦культуре, его связь с литературой, музыкой и ¦ ¦
¦ ¦другими видами искусств ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.02¦История зарубежного искусства и культуры ¦ ¦
¦ ¦Происхождение искусства (исторически сложившиеся¦ ¦
¦ ¦концепции); история культуры Древнего мира ¦ ¦
¦ ¦(Египет, Мессопотамия, Индия и др.); культура ¦ ¦
¦ ¦античности (искусство эгейского мира, архаика и ¦ ¦
¦ ¦классика в Греции, эпоха эллинизма и ее ¦ ¦
¦ ¦наследие в мировой культуре, искусство древнего ¦ ¦
¦ ¦Рима), искусство "Стран Востока"; искусство ¦ ¦
¦ ¦Византии и европейское искусство эпохи ¦ ¦
¦ ¦варварских королевств; искусство Европы в ¦ ¦
¦ ¦Средние века (Ирландия, Северная Италия, ¦ ¦
¦ ¦Франция, Германия, Англия, Чехия и др.); эпоха ¦ ¦
¦ ¦Возрождения (Италия, Северная Европа); культура ¦ ¦
¦ ¦средневековья и культура Возрождения, новые ¦ ¦
¦ ¦концепции человека и творчества, место ¦ ¦
¦ ¦Возрождения в европейской культуре нового ¦ ¦
¦ ¦времени, европейское искусство XVII - XVIII ¦ ¦
¦ ¦вв., европейское искусство второй половины ХIХ ¦ ¦
¦ ¦в. и искусство ХХ в. История стилей и жанров, ¦ ¦
¦ ¦отдельных направлений; взаимопроникновение ¦ ¦
¦ ¦национальных культурных традиций, системы ¦ ¦
¦ ¦мироощущения и миропонимания и их отображение ¦ ¦
¦ ¦средствами изобразительных искусств. ¦ ¦
¦ ¦Взаимосвязь видов искусств ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.03¦Перспектива ¦ ¦
¦ ¦Способы обозначения и моделирования ¦ ¦
¦ ¦пространства на двухмерной плоскости. Системы ¦ ¦
¦ ¦отображения пространства в различных культурных ¦ ¦
¦ ¦традициях (Египет, Античность, Древнерусское ¦ ¦
¦ ¦искусство, пространственные представления эпохи ¦ ¦
¦ ¦Возрождения и др.); систематическое изложение и ¦ ¦
¦ ¦методическое обоснование законов построения ¦ ¦
¦ ¦пространства в прямой и линейной перспективе. ¦ ¦
¦ ¦Теория линейной перспективы и теория теней; ¦ ¦
¦ ¦теория отражений; анализ линейных и светотеневых¦ ¦
¦ ¦характеристик объектов в композиции картины. ¦ ¦
¦ ¦Анализ станковых картин и произведений ¦ ¦
¦ ¦монументальной скульптуры с точки зрения законов¦ ¦
¦ ¦построения в системе линейной перспективы; ¦ ¦
¦ ¦теория зрительной (перцептивной) перспективы; ¦ ¦
¦ ¦практическое освоение методов построения и ¦ ¦
¦ ¦анализа пространства в прямой перспективе ¦ ¦
¦ ¦(способ перспективных масштабов, способ угла ¦ ¦
¦ ¦четкого видения, способ архитектора, радиальная ¦ ¦
¦ ¦перспектива); пространственные аспекты теории ¦ ¦
¦ ¦освещения; для специализирующихся в области ¦ ¦
¦ ¦монументальной скульптуры - практическая работа ¦ ¦
¦ ¦над архитектурными проектами ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Ф.04¦Пластическая анатомия ¦ ¦
¦ ¦История пластической анатомии; методы изучения ¦ ¦
¦ ¦и преподавания пластической анатомии; ¦ ¦
¦ ¦пластическая анатомия костной основы (скелет), ¦ ¦
¦ ¦пластическая анатомия мышечной системы, ¦ ¦
¦ ¦наружные покровы; анатомическая терминология, ¦ ¦
¦ ¦топография; связь строения человеческого тела и ¦ ¦
¦ ¦его функций; учение о пропорциях человеческого ¦ ¦
¦ ¦тела, понятие о канонах и модулях. Современное ¦ ¦
¦ ¦состояние учения о пропорциях, возрастные, ¦ ¦
¦ ¦половые, типовые и индивидуальные особенности ¦ ¦
¦ ¦человеческого тела; симметрия-ассиметрия, ¦ ¦
¦ ¦архитектоника, пластика; пластические, ¦ ¦
¦ ¦пространственные характеристики человеческого ¦ ¦
¦ ¦тела, динамика, движения тела, мимические ¦ ¦
¦ ¦движения; конкретное использование законов ¦ ¦
¦ ¦пластической анатомии в искусстве (в ¦ ¦
¦ ¦историческом контексте и в системе практических ¦ ¦
¦ ¦занятий анатомическим рисунком, лепкой) ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦100 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ОПД.В.00¦Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые ¦100 ¦
¦ ¦вузом ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦СД.00 ¦Цикл специальных дисциплин ¦5140 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦СД.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦4900 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦СД.Ф.01 ¦Рисунок ¦1640 ¦
¦ ¦Освоение рисунка через систему последовательно ¦ ¦
¦ ¦усложняющихся заданий по рисованию с натуры ¦ ¦
¦ ¦(основной объект изучения - человек и окружающая¦ ¦
¦ ¦пространственная среда); конструктивно- ¦ ¦
¦ ¦пластические законы, выявление логики построения¦ ¦
¦ ¦формы; организация пространства средствами ¦ ¦
¦ ¦линеарного, светотеневого, тонального рисунка; ¦ ¦
¦ ¦организация пространства формата с учетом ¦ ¦
¦ ¦соотношения плоскости и объема, светлого и ¦ ¦
¦ ¦темного, ритма и движения, равновесия масс ¦ ¦
¦ ¦и т.д.; разнообразные техники и технологии ¦ ¦
¦ ¦рисунка, их изобразительно-выразительные ¦ ¦
¦ ¦возможности; разрешение средствами рисунка ¦ ¦
¦ ¦образных, психологических задач ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦СД.Ф.02 ¦Скульптура ¦2430 ¦
¦ ¦Обучение скульптуре через систему ¦ ¦
¦ ¦последовательных заданий, основанных на работе ¦ ¦
¦ ¦с натуры; изучение конструкции и пластики ¦ ¦
¦ ¦человека; изучение, имеющее целью через ¦ ¦
¦ ¦овладение конструктивно-пластическим языком ¦ ¦
¦ ¦разрешать задачи создания художественного ¦ ¦
¦ ¦образа; освоение различных форм скульптуры ¦ ¦
¦ ¦(круглая скульптура, рельеф, контррельеф и ¦ ¦
¦ ¦др.); станковая, монументальная, монументально- ¦ ¦
¦ ¦декоративная скульптура ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦СД.Ф.03 ¦Композиция ¦482 ¦
¦ ¦Общий курс и скульптурно-архитектурная ¦ ¦
¦ ¦композиция. Теория композиции; композиционные ¦ ¦
¦ ¦возможности изобразительных средств скульптуры; ¦ ¦
¦ ¦синтез скульптуры и архитектуры; изучение ¦ ¦
¦ ¦классических композиционных решений; ¦ ¦
¦ ¦последовательная работа над скульптурной ¦ ¦
¦ ¦композицией (от заданного или выбранного ¦ ¦
¦ ¦сюжета, пластической темы через сбор ¦ ¦
¦ ¦подготовительного материала и композиционный ¦ ¦
¦ ¦поиск к итоговой композиционной форме) ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦СД.Ф.04 ¦Техника скульптуры и технология скульптурных ¦ ¦
¦ ¦материалов ¦ ¦
¦ ¦Виды скульптурных материалов; теоретическое и ¦ ¦
¦ ¦практическое ознакомление с физико-химическими ¦ ¦
¦ ¦свойствами скульптурных материалов, их ¦ ¦
¦ ¦пластическими возможностями, долговечностью; ¦ ¦
¦ ¦причины разрушения и способы сохранения ¦ ¦
¦ ¦скульптурных произведений, выполненных в ¦ ¦
¦ ¦различных материалах; изучение техники ¦ ¦
¦ ¦выполнения скульптуры в зависимости от природы ¦ ¦
¦ ¦и структуры художественных материалов ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦СД.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦120 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦СД.В.00 ¦Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые ¦120 ¦
¦ ¦вузом ¦ ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ДС.00 ¦Дисциплина специализации ¦300 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ФТД.00 ¦Факультативы ¦450 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦ФТД.01 ¦В т.ч. Безопасность жизнедеятельности ¦100 ¦
+--------+------------------------------------------------+------+
¦Всего часов теоретического обучения ¦8910 ¦
L---------------------------------------------------------+-------
5. Сроки освоения основной образовательной программы
выпускника по специальности 052000 Скульптура
------------------------------------------------------------------

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа. 5.1.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки художника-скульптора при очной форме обучения составляет 312 недель, в том числе:
теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую работу студентов, практикумы, а также экзаменационные сессии, - 165 недель;
практики (учебно-творческая, ознакомительная, копийная, преддипломная) - не менее 55 недель;
итоговая государственная аттестация, включая подготовку и защиту (исполнение) выпускной квалификационной работы, - 37 недель;
каникулы, включая 8 недель последипломного отпуска, - 55 недель.
5.2. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы. Максимальный объем обязательных аудиторных занятий при очной форме обучения должен быть не более 44 часов в среднем за весь период теоретического обучения. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по дисциплине "Физическая культура" и занятия по факультативным дисциплинам. Самостоятельная работа по рисунку и скульптуре проводится аудиторно.
5.3. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
6. Требования к разработке и условиям реализации
основной образовательной программы подготовки выпускника
по специальности 052000 Скульптура
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки художника-скульптора
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу для подготовки выпускников по специальности 052000 Скульптура с присвоением квалификации, указанной в пункте 1.2, на основе настоящего государственного образовательного стандарта.
Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентами.
Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.
По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно" или "зачтено", "не зачтено").
Дисциплины специализации предполагают получение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях деятельности по профилю данной специальности.
6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:
- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, - в пределах 5%;
- формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который включает в качестве обязательных дисциплин "Иностранный язык" (в объеме не менее 340 часов), "Физическую культуру" (в объеме не менее 408 часов), "Отечественную историю", "Философию". Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания. Если дисциплина является частью общепрофессиональной или специальной подготовки, выделенные на ее изучение часы могут перераспределяться в рамках цикла. Содержание дисциплин цикла должно быть профессионально ориентировано с учетом профиля подготовки выпускников и содействовать реализации задач в их профессиональной деятельности;
- осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей;
- устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в цикл ГСЭ, в соответствии с профилем специальности;
- устанавливать перечень дисциплин специализаций, их объем и содержание, а также форму контроля их освоения студентом;
- реализовывать основную образовательную программу подготовки художника-скульптора в сокращенные сроки для студентов вуза, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование. Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и навыков студентов, полученных на предыдущем этапе профессионального образования. При этом продолжительность обучения должна составлять не менее трех лет. Обучение в сокращенные сроки допускается для лиц, уровень образования или способности которых являются для этого достаточным основанием.
6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса по специальности 052000 Скульптура с присвоением квалификаций, указанных в п. 1.2
6.2.1. Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной, научно-методической, творческой, творческо-методической деятельностью.
6.3. Требования к учебно-методическому и организационному обеспечению учебного процесса по специальности 052000 Скульптура с присвоением квалификации, указанной в пункте 1.2
6.3.1. Реализация основной образовательной программы подготовки выпускника по специальности 052000 Скульптура должна обеспечиваться наличием примерных учебных программ, а также авторскими программами, имеющими внешнюю рецензию УМО или кафедр ведущих художественных вузов.
6.3.2. Для реализации основной образовательной программы подготовки выпускника по специальности 052000 Скульптура обязательно наличие в вузе специализированных библиотечных, информационных фондов, содержащих необходимую литературу, пособия, мультимедийные, аудио- и видеоматериалы, обеспечивающие доступ к информации, необходимой для изучения дисциплин, установленных государственным образовательным стандартом. Информационное, учебно-методическое обеспечение учебного процесса должно соответствовать минимально необходимым лицензионным нормам.
6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса по специальности 052000 Скульптура с присвоением квалификации, указанной в пункте 1.2
6.4.1. Высшие учебные заведения, реализующие основную образовательную программу по специальности 052000 Скульптура, должны располагать материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов аудиторных занятий, предусмотренных учебными планами.
6.4.2. Вуз, реализующий основную образовательную программу по специальности 052000 Скульптура, должен располагать достаточным количеством учебных помещений - мастерских (не менее одного помещения на учебную группу) для занятий рисунком и скульптурой, специализированными мастерскими-лабораториями для занятий специальными дисциплинами и дисциплинами специализации, дипломными мастерскими, необходимым профессиональным оборудованием и расходными материалами.
6.4.3. При расчете количества студентов по специальности 052000 Скульптура вуз должен исходить из минимального количества площади, определяемого нормативными документами Минобразования России для одного студента в объеме площадью не менее 15 кв. м на одного обучающегося.
6.5. Требования к организации практик
6.5.1. Для реализации основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста по специальности 052000 Скульптура необходимо проведение следующих практик:
- учебно-творческая практика может проводиться в групповой форме и форме индивидуальных заданий, утвержденных кафедрами для каждого конкретного студента;
- копийная практика;
- учебно-производственная практика;
- ознакомительная практика, имеющая целью реальное ознакомление с культурным наследием, организуемая отдельно либо входящая составной частью в другие виды практик;
- преддипломная практика, проходящая по утвержденным кафедрами индивидуальным планам.
6.5.2. Формой контроля результатов проведения групповых и индивидуальных учебных практик являются экзаменационные просмотры выполненных заданий.
7. Требования к уровню подготовки выпускника
по специальности 052000 Скульптура
7.1. Требования к итоговой государственной аттестации выпускника
7.1.1. Итоговая государственная аттестация по специальности 052000 Скульптура включает выпускную квалификационную (дипломную) работу и государственный экзамен, позволяющий выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач.
7.1.2. Требования к выпускной квалификационной работе выпускника.
Выпускная квалификационная (дипломная) работа представляет собой законченное художественное произведение. Дипломная работа должна продемонстрировать уровень профессионального мастерства, композиционного мышления, способность к самостоятельной творческой деятельности. Состав и объем дипломной работы зависит от образовательной программы подготовки специалиста для получения соответствующей квалификации и разрабатывается выпускающей кафедрой вуза.
7.1.3. Требование к государственному экзамену.
Для выпускников, получающих квалификацию художник-скульптор, проводится междисциплинарный экзамен по истории мирового, отечественного искусства, культуры и эстетических теорий.
7.2. Требования к профессиональной подготовленности выпускника
7.2.1. Выпускник должен уметь профессионально решать задачи, соответствующие его квалификации, указанной в п. 1.2 настоящего государственного образовательного стандарта, а также квалификационным требованиям, изложенным в п. 1.3, и с учетом итоговой аттестации выпускника. В области гуманитарного и социально-экономического знания выпускник должен:
- обладать знаниями, полученными при изучении гуманитарных и социально-экономических дисциплин, а также уметь применять их в своей профессиональной деятельности.
По общепрофессиональным дисциплинам выпускник должен:
- ориентироваться в специальной литературе, как по профилю своего вида искусства, так и в смежных областях художественного творчества;
- обладать знаниями основных закономерностей развития искусства;
- понимать специфику выразительных средств различных видов искусства.
По специальным дисциплинам выпускник должен:
- профессионально владеть средствами рисунка, скульптуры и композиции для воплощения авторского творческого замысла;
- быть подготовлен к авторской творческой деятельности;
- обладать теоретическими знаниями и практическими умениями в соответствии с особенностями подготовки, необходимой для получения соответствующих квалификаций;
- иметь опыт производственной деятельности в соответствии с особенностями полученной квалификации.

ПИСЬМО Госстроя РФ от 31.03.2003 n НЗ-1890/10 О ЗАТРАТАХ НА СОДЕРЖАНИЕ СЛУЖБЫ ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА  »
Постановления и Указы »
Читайте также