СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 054100 - ЗОДЧЕСТВО. КВАЛИФИКАЦИЯ - ХУДОЖНИК-АРХИТЕКТОР (утв. Минобразованием РФ 14.03.2003)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
Л.С.ГРЕБНЕВ
14 марта 2003 года
Номер государственной
регистрации
иск/сп
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 054100 - ЗОДЧЕСТВО
КВАЛИФИКАЦИЯ - ХУДОЖНИК-АРХИТЕКТОР
1. Общая характеристика специальности 054100 - Зодчество
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации N 181 от 24.01.2002.
1.2. Квалификация выпускника по специальности 054100 - Зодчество с указанием нормативного срока освоения основной образовательной программы при очной форме обучения:
художник-архитектор, срок обучения - 6 лет.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Зодчество - творческая деятельность в области архитектуры, градостроительства и ландшафтного искусства, основанная на взаимодействии искусств в архитектуре, включающая в себя элементы как материальной, так и духовной культуры и синтезирующая результаты и средства искусства, культуры, науки, техники, производства и потребления для создания гармоничной, художественно значимой и эстетически осмысленной искусственной материально-пространственной среды обитания человека.
Объектом профессиональной деятельности выпускника по специальности 054100 - Зодчество является вновь создаваемая, реконструируемая или реставрируемая искусственная материально-пространственная среда (интерьер, здание, группа зданий, квартал, населенный пункт, город, агломерация, в т.ч. и входящие в их состав предметно-пространственные комплексы жилого, общественного и производственного назначения), создаваемая по законам целесообразности и красоты, а также цифровые, вербальные, графические, объемные и другие модели этих элементов.
Выпускник по специальности 054100 - Зодчество в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
- композиционно-художественную;
- научно-исследовательскую;
- исследовательско-проектную;
- педагогическую;
- организационно-управленческую;
- экспертную.
1.4. Возможности продолжения образования выпускников.
Выпускник, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 054100 - Зодчество, подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование, а также владение профессиональными знаниями и навыками по рисунку, живописи и композиции, определяемые в ходе предварительного собеседования и просмотра профессиональной направленности.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или высшем профессиональном образовании.
2.3. При приеме на подготовку по специальности 054100 - Зодчество проводятся профессиональные вступительные экзамены по рисунку, живописи и композиции, предшествующие государственным экзаменам по общеобразовательным дисциплинам.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки выпускников по специальности 054100 - Зодчество
3.1. Основная образовательная программа подготовки художника-архитектора разрабатывается на основании настоящего Государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки выпускника, к условиям ее реализации и срокам освоения определяются настоящим Государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки выпускника состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки выпускника должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины для получения соответствующих квалификаций;
цикл ДС - дисциплины специализаций;
ФТД - факультативы;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины (по специальностям культуры и искусства дисциплины данного цикла стандартом специальности не предусматриваются. Отдельные курсы могут предлагаться студентам в разделе ФТД (факультативы). Необходимый для специалиста уровень знаний закладывается в курсах философии, а также с учетом профиля подготовки специалиста в циклах ОПД и СД).
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки художника-архитектора должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим Государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки выпускника
по специальности 054100 - Зодчество
---------T-------------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦ Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом ¦ ¦
¦ ¦языке; основные особенности полного стиля ¦ ¦
¦ ¦произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦ Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологического ¦ ¦
¦ ¦характера. ¦ ¦
¦ ¦Понятие дифференциации лексики по сферам ¦ ¦
¦ ¦применения (бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и другая). ¦ ¦
¦ ¦ Понятие о свободных и устойчивых ¦ ¦
¦ ¦словосочетаниях, фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об основных способах словообразования. ¦ ¦
¦ ¦Грамматические навыки, обеспечивающие ¦ ¦
¦ ¦коммуникацию общего характера без искажения ¦ ¦
¦ ¦смысла при письменном и устном общении; ¦ ¦
¦ ¦основные грамматические явления, характерные ¦ ¦
¦ ¦для профессиональной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие об обиходно-литературном, официально- ¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы. Основные особенности научного ¦ ¦
¦ ¦стиля. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦ Говорение. Диалогическая и монологическая речь ¦ ¦
¦ ¦с использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения. Основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦ Аудирование. Понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦ Чтение. Виды текстов: несложные прагматические ¦ ¦
¦ ¦тексты и тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности. ¦ ¦
¦ ¦ Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, ¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦ Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. Законодательство Российской Федерации ¦ ¦
¦ ¦о физической культуре и спорте. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура личности. ¦ ¦
¦ ¦ Основы здорового образа жизни студента. ¦ ¦
¦ ¦Особенности использования средств физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности. ¦ ¦
¦ ¦ Общая физическая и специальная подготовка в ¦ ¦
¦ ¦системе физического воспитания. ¦ ¦
¦ ¦ Спорт. Индивидуальный выбор вида спорта или ¦ ¦
¦ ¦систем физических упражнений. ¦ ¦
¦ ¦ Профессионально-прикладная физическая ¦ ¦
¦ ¦подготовка студентов. Основы методики ¦ ¦
¦ ¦самостоятельных занятий и самоконтроль за ¦ ¦
¦ ¦состоянием своего организма ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦ Сущность, формы, функции исторического знания. ¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие и ¦ ¦
¦ ¦классификация исторического источника. ¦ ¦
¦ ¦Отечественная историография в прошлом и ¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и особенное. Методология и ¦ ¦
¦ ¦теория исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦ Античное наследие в эпоху Великого переселения ¦ ¦
¦ ¦народов. Проблема этногенеза восточных славян. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления государственности. ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско- ¦ ¦
¦ ¦древнерусские связи. Особенности социального ¦ ¦
¦ ¦строя Древней Руси. Этнокультурные и социально- ¦ ¦
¦ ¦политические процессы становления русской ¦ ¦
¦ ¦государственности. Принятие христианства. ¦ ¦
¦ ¦Распространение ислама. Эволюция ¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в XI - ХII ¦ ¦
¦ ¦вв. Социально-политические изменения в русских ¦ ¦
¦ ¦землях в ХIII - ХV вв. Русь и Орда: проблемы ¦ ¦
¦ ¦взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦ Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого ¦ ¦
¦ ¦российского государства. Возвышение Москвы. ¦ ¦
¦ ¦Формирование сословной системы организации ¦ ¦
¦ ¦общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. ¦ ¦
¦ ¦Предпосылки и особенности складывания ¦ ¦
¦ ¦российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе ¦ ¦
¦ ¦самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности на ¦ ¦
¦ ¦землю. Структура феодального землевладения. ¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное. Общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России XIX в. Реформы и ¦ ¦
¦ ¦реформаторы в России. Русская культура XIX века ¦ ¦
¦ ¦и ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦ Роль XX столетия в мировой истории. ¦ ¦
¦ ¦Глобализация общественных процессов. Проблема ¦ ¦
¦ ¦экономического роста и модернизации. Революции ¦ ¦
¦ ¦и реформы. Социальная трансформация общества. ¦ ¦
¦ ¦Столкновение тенденций интернационализма и ¦ ¦
¦ ¦национализма, интеграции и сепаратизма, ¦ ¦
¦ ¦демократии и авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в начале XX века. Объективная ¦ ¦
¦ ¦потребность индустриальной модернизации России. ¦ ¦
¦ ¦Российские реформы в контексте общемирового ¦ ¦
¦ ¦развития в начале века. Политические партии ¦ ¦
¦ ¦России: генезис, классификация, программы, ¦ ¦
¦ ¦тактика. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в условиях мировой войны и ¦ ¦
¦ ¦общенационального кризиса. Революция 1917 года. ¦ ¦
¦ ¦Гражданская война и интервенция, их результаты ¦ ¦
¦ ¦и последствия. Российская эмиграция. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. ¦ ¦
¦ ¦Формирование однопартийного политического ¦ ¦
¦ ¦режима. ¦ ¦
¦ ¦ Образование СССР. Культурная жизнь страны в ¦ ¦
¦ ¦20-е гг. Внешняя политика. ¦ ¦
¦ ¦ Курс на строительство социализма в одной ¦ ¦
¦ ¦стране и его последствия. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономические преобразования в 30-е годы. ¦ ¦
¦ ¦Усиление режима личной власти Сталина. ¦ ¦
¦ ¦Сопротивление сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦ СССР накануне и в начальный период второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦ Социально-экономическое развитие, общественно- ¦ ¦
¦ ¦политическая жизнь, культура, внешняя политика ¦ ¦
¦ ¦СССР в послевоенные годы. Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦ Попытки осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ. ¦ ¦
¦ ¦ НТР и ее влияние на ход общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦ СССР в середине 60 - 80 гг.: нарастание ¦ ¦
¦ ¦кризисных явлений. Советский Союз в 1985 - 1991 ¦ ¦
¦ ¦гг. Перестройка. Попытка государственного ¦ ¦
¦ ¦переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. ¦ ¦
¦ ¦Беловежские соглашения. Октябрьские события ¦ ¦
¦ ¦1993 г. ¦ ¦
¦ ¦ Становление новой российской государственности ¦ ¦
¦ ¦(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной ¦ ¦
¦ ¦социально-экономической модернизации. Культура ¦ ¦
¦ ¦современной России. Внешнеполитическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в условиях новой геополитической ¦ ¦
¦ ¦ситуации ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.04¦Философия ¦ ¦
¦ ¦ Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура философского ¦ ¦
¦ ¦знания. ¦ ¦
¦ ¦ Учение о бытии. Монистические и ¦ ¦
¦ ¦плюралистические концепции бытия, ¦ ¦
¦ ¦самоорганизация бытия. Понятие материального и ¦ ¦
¦ ¦идеального. Пространство, время. Движение и ¦ ¦
¦ ¦развитие, диалектика. Детерминизм и ¦ ¦
¦ ¦индетерминизм. Динамические и статистические ¦ ¦
¦ ¦закономерности. Научные, философские и ¦ ¦
¦ ¦религиозные картины мира. ¦ ¦
¦ ¦ Человек, общество, культура. Человек и ¦ ¦
¦ ¦природа. Общество и его структура. Гражданское ¦ ¦
¦ ¦общество и государство. Человек в системе ¦ ¦
¦ ¦социальных связей. Человек и исторический ¦ ¦
¦ ¦процесс; личность и массы, свобода и ¦ ¦
¦ ¦необходимость. Формационная и цивилизационная ¦ ¦
¦ ¦концепции общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦ Смысл человеческого бытия. Насилие и ¦ ¦
¦ ¦ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представления о совершенном человеке в ¦ ¦
¦ ¦различных культурах. Эстетические ценности и их ¦ ¦
¦ ¦роль в человеческой жизни. Религиозные ценности ¦ ¦
¦ ¦и свобода совести. Сознание и познание. ¦ ¦
¦ ¦ Сознание, самосознание и личность. Познание, ¦ ¦
¦ ¦творчество, практика. Вера и знание. Понимание ¦ ¦
¦ ¦и объяснение. Рациональное и иррациональное в ¦ ¦
¦ ¦познавательной деятельности. Проблема истины. ¦ ¦
¦ ¦Действительность, мышление, логика и язык. ¦ ¦
¦ ¦Научное и вненаучное знание. Критерии ¦ ¦
¦ ¦научности. Структура научного познания, его ¦ ¦
¦ ¦методы и формы. Рост научного знания. Научные ¦ ¦
¦ ¦революции и смены типов рациональности. Наука и ¦ ¦
¦ ¦техника. ¦ ¦
¦ ¦ Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. ¦ ¦
¦ ¦ Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.05¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦ Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры, социология культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦история культуры. Теоретическая и прикладная ¦ ¦
¦ ¦культурология. ¦ ¦
¦ ¦ Методы культурологических исследований. ¦ ¦
¦ ¦ Основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации, ¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные ¦ ¦
¦ ¦традиции, культурная картина мира, социальные ¦ ¦
¦ ¦институты культуры, культурная самоидентичность, ¦ ¦
¦ ¦культурная модернизация. ¦ ¦
¦ ¦ Типология культур. Этническая и национальная, ¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры. Восточные и ¦ ¦
¦ ¦западные типы культур. Место и роль России в ¦ ¦
¦ ¦мировой культуре. Тенденции культурной ¦ ¦
¦ ¦универсализации в мировом современном процессе. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и природа. Культура и общество. ¦ ¦
¦ ¦Культура и глобальные проблемы современности. ¦ ¦
¦ ¦ Культура и личность. Инкультурация и ¦ ¦
¦ ¦социализация ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.06¦Политология ¦ ¦
¦ ¦ Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. ¦ ¦
¦ ¦ Политическая жизнь и властные отношения. Роль ¦ ¦
¦ ¦и место политики в жизни современных обществ. ¦ ¦
¦ ¦Социальные функции политики. ¦ ¦
¦ ¦ История политических учений. Российская ¦ ¦
¦ ¦политическая традиция: истоки, социокультурные ¦ ¦
¦ ¦основания, историческая динамика. Современные ¦ ¦
¦ ¦политологические школы. ¦ ¦
¦ ¦ Гражданское общество, его происхождение и ¦ ¦
¦ ¦особенности. Особенности становления ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества в России. ¦ ¦
¦ ¦ Институциональные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Политическая власть. Политическая система. ¦ ¦
¦ ¦Политические режимы, политические партии, ¦ ¦
¦ ¦электоральные системы. ¦ ¦
¦ ¦ Политические отношения и процессы. ¦ ¦
¦ ¦Политические конфликты и способы их разрешения. ¦ ¦
¦ ¦Политические технологии. Политический ¦ ¦
¦ ¦менеджмент. Политическая модернизация. ¦ ¦
¦ ¦ Политические организации и движения. ¦ ¦
¦ ¦Политические элиты. Политическое лидерство. ¦ ¦
¦ ¦ Социокультурные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦ Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы. Россия в ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации. ¦ ¦
¦ ¦ Методология познания политической реальности. ¦ ¦
¦ ¦Парадигмы политического знания. Экспертное ¦ ¦
¦ ¦политическое знание; политическая аналитика и ¦ ¦
¦ ¦прогностика ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.07¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦ Государство и право. Их роль в жизни общества. ¦ ¦
¦ ¦Норма права и нормативно-правовые акты. ¦ ¦
¦ ¦Основные правовые системы современности. ¦ ¦
¦ ¦Международное право как особая система права. ¦ ¦
¦ ¦Источники российского права. Закон и ¦ ¦
¦ ¦подзаконные акты. ¦ ¦
¦ ¦ Система российского права. Отрасли права. ¦ ¦
¦ ¦ Правонарушение и юридическая ответственность. ¦ ¦
¦ ¦ Значение законности и правопорядка в ¦ ¦
¦ ¦современном обществе. Правовое государство. ¦ ¦
¦ ¦ Конституция Российской Федерации - основной ¦ ¦
¦ ¦закон государства. Особенности федеративного ¦ ¦
¦ ¦устройства России. Система органов ¦ ¦
¦ ¦государственной власти в Российской Федерации. ¦ ¦
¦ ¦Понятие гражданского правоотношения. Физические ¦ ¦
¦ ¦и юридические лица. Право собственности. ¦ ¦
¦ ¦Обязательства в гражданском праве и ¦ ¦
¦ ¦ответственность за их нарушение. Наследственное ¦ ¦
¦ ¦право. ¦ ¦
¦ ¦ Брачно-семейные отношения. Взаимные права и ¦ ¦
¦ ¦обязанности супругов, родителей и детей. ¦ ¦
¦ ¦Ответственность по семейному праву. ¦ ¦
¦ ¦ Трудовой договор (контракт). Трудовая ¦ ¦
¦ ¦дисциплина и ответственность за ее нарушение. ¦ ¦
¦ ¦ Административные правонарушения и ¦ ¦
¦ ¦административная ответственность. ¦ ¦
¦ ¦ Понятие преступления. Уголовная ¦ ¦
¦ ¦ответственность за совершение преступлений. ¦ ¦
¦ ¦ Экологическое право. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности правового регулирования будущей ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Правовые основы защиты государственной тайны. ¦ ¦
¦ ¦Законодательные и нормативно-правовые акты в ¦ ¦
¦ ¦области защиты информации и государственной тайны¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.08¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦ Психология: предмет, объект и методы ¦ ¦
¦ ¦психологии. Место психологии в системе наук. ¦ ¦
¦ ¦История развития психологического знания и ¦ ¦
¦ ¦основные направления в психологии. Индивид, ¦ ¦
¦ ¦личность, субъект, индивидуальность. ¦ ¦
¦ ¦ Психика и организм. Психика, поведение и ¦ ¦
¦ ¦деятельность. Основные функции психики. ¦ ¦
¦ ¦ Развитие психики в процессе онтогенеза и ¦ ¦
¦ ¦филогенеза. Мозг и психика. ¦ ¦
¦ ¦ Структура психики. Соотношение сознательного и ¦ ¦
¦ ¦бессознательного. Основные психические ¦ ¦
¦ ¦процессы. Структура сознания. ¦ ¦
¦ ¦ Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. ¦ ¦
¦ ¦Представление. Воображение. Мышление и ¦ ¦
¦ ¦интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические ¦ ¦
¦ ¦процессы. Эмоции и чувства. Психическая ¦ ¦
¦ ¦регуляция поведения и деятельности. Общение и ¦ ¦
¦ ¦речь. Психология личности. Межличностные ¦ ¦
¦ ¦отношения. ¦ ¦
¦ ¦ Психология малых групп. Межгрупповые отношения ¦ ¦
¦ ¦и взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, ¦ ¦
¦ ¦методы педагогики. Основные категории ¦ ¦
¦ ¦педагогики: образование, воспитание, обучение, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая деятельность, педагогическое ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие, педагогическая технология, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая задача. ¦ ¦
¦ ¦ Образование как общечеловеческая ценность. ¦ ¦
¦ ¦Образование как социокультурный феномен и ¦ ¦
¦ ¦педагогический процесс. Образовательная система ¦ ¦
¦ ¦России. Цели, содержание, структура ¦ ¦
¦ ¦непрерывного образования, единство образования ¦ ¦
¦ ¦и самообразования. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогический процесс. Образовательная, ¦ ¦
¦ ¦воспитательная и развивающая функции обучения. ¦ ¦
¦ ¦ Воспитание и педагогический процесс. ¦ ¦
¦ ¦ Общие формы организации учебной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Урок, лекция, семинарские, практические и ¦ ¦
¦ ¦лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет,¦ ¦
¦ ¦экзамен, факультативные занятия, консультация. ¦ ¦
¦ ¦ Методы, приемы, средства организации и ¦ ¦
¦ ¦управления педагогическим процессом. ¦ ¦
¦ ¦ Семья как субъект педагогического ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия и социокультурная среда воспитания¦ ¦
¦ ¦и развития личности. ¦ ¦
¦ ¦ Управление образовательными системами ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.09¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦ Стили современного русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Языковая норма, ее роль в становлении и ¦ ¦
¦ ¦функционировании литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦ Речевое взаимодействие. Основные единицы ¦ ¦
¦ ¦общения. Устная и письменная разновидности ¦ ¦
¦ ¦литературного языка. Нормативные, ¦ ¦
¦ ¦коммуникативные, этические аспекты устной и ¦ ¦
¦ ¦письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦ Научный стиль. Специфика использования ¦ ¦
¦ ¦элементов различных языковых уровней и научной ¦ ¦
¦ ¦речи. Речевые нормы учебной и научной речи. ¦ ¦
¦ ¦Речевые нормы учебной и научной сфер ¦ ¦
¦ ¦деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Официально-деловой стиль, сфера его ¦ ¦
¦ ¦функционирования, жанровое разнообразие. ¦ ¦
¦ ¦Языковые формулы официальных документов. Приемы ¦ ¦
¦ ¦унификации языка служебных документов. ¦ ¦
¦ ¦Интернациональные свойства русской официально- ¦ ¦
¦ ¦деловой письменной речи. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦распорядительных документов. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦коммерческой корреспонденции. Язык и стиль ¦ ¦
¦ ¦инструктивно-методических документов. Реклама в ¦ ¦
¦ ¦деловой речи. Правила оформления документов. ¦ ¦
¦ ¦Речевой этикет в документе. ¦ ¦
¦ ¦ Жанровая дифференциация и отбор языковых ¦ ¦
¦ ¦средств в публицистическом стиле. Особенности ¦ ¦
¦ ¦устной публичной речи. Оратор и его аудитория, ¦ ¦
¦ ¦основные виды аргументов. Подготовка речи: ¦ ¦
¦ ¦выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, ¦ ¦
¦ ¦развертывание и завершение речи. Основные ¦ ¦
¦ ¦приемы поиска материала и виды вспомогательных ¦ ¦
¦ ¦материалов. Словесное оформление публичного ¦ ¦
¦ ¦выступления. Понятливость, информативность и ¦ ¦
¦ ¦выразительность публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦ Разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Условия функционирования разговорной речи, роль ¦ ¦
¦ ¦внеязыковых факторов. ¦ ¦
¦ ¦ Культура речи. Основные направления ¦ ¦
¦ ¦совершенствования навыков грамотного письма и ¦ ¦
¦ ¦говорения ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.10¦Социология ¦ ¦
¦ ¦ Предыстория и социально-философские ¦ ¦
¦ ¦предпосылки социологии как науки. ¦ ¦
¦ ¦Социологический проект О. Конта. Классические ¦ ¦
¦ ¦социологические теории. Современные ¦ ¦
¦ ¦социологические теории. Русская социологическая ¦ ¦
¦ ¦мысль. ¦ ¦
¦ ¦ Общество и социальные институты. Мировая ¦ ¦
¦ ¦система и процессы глобализации. ¦ ¦
¦ ¦ Социальные группы и общности. Виды общностей. ¦ ¦
¦ ¦Общность и личность. Малые группы и коллективы. ¦ ¦
¦ ¦Социальная организация. ¦ ¦
¦ ¦ Социальные движения. Социальное неравенство, ¦ ¦
¦ ¦стратификация и социальная мобильность. Понятие ¦ ¦
¦ ¦социального статуса. ¦ ¦
¦ ¦ Социальное взаимодействие и социальные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Общественное мнение как институт ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества. ¦ ¦
¦ ¦ Культура как фактор социальных изменений. ¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие экономики, социальных отношений ¦ ¦
¦ ¦и культуры. ¦ ¦
¦ ¦ Личность как социальный тип. Социальный ¦ ¦
¦ ¦контроль и девиация. Личность как деятельный ¦ ¦
¦ ¦субъект. ¦ ¦
¦ ¦ Социальные изменения. Социальные революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы. Концепция социального прогресса. ¦ ¦
¦ ¦Формирование мировой системы. Место России в ¦ ¦
¦ ¦мировом сообществе. Методы социологического ¦ ¦
¦ ¦исследования ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.11¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦ Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические системы. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы развития экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Методы экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦ Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект ¦ ¦
¦ ¦замещения. Эластичность. Предложение и его ¦ ¦
¦ ¦факторы. Закон убывающей предельной ¦ ¦
¦ ¦производительности. Эффект масштаба. Виды ¦ ¦
¦ ¦издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип ¦ ¦
¦ ¦максимизации прибыли. Предложение совершенно ¦ ¦
¦ ¦конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность ¦ ¦
¦ ¦конкурентных рынков. Рыночная власть. ¦ ¦
¦ ¦Монополия. Монополистическая конкуренция. ¦ ¦
¦ ¦Олигополия. Антимонопольное регулирование. ¦ ¦
¦ ¦Спрос на факторы производства. Рынок труда. ¦ ¦
¦ ¦Спрос и предложение труда. Заработная плата и ¦ ¦
¦ ¦занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и ¦ ¦
¦ ¦инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие ¦ ¦
¦ ¦и благосостояние. Распределение доходов. ¦ ¦
¦ ¦Неравенство. Внешние эффекты и общественные ¦ ¦
¦ ¦блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦ Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение. Стабилизационная политика. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление и ¦ ¦
¦ ¦сбережения. Инвестиции. Государственные расходы ¦ ¦
¦ ¦и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно- ¦ ¦
¦ ¦налоговая политика. Деньги и их функции. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на денежном рынке. Денежный ¦ ¦
¦ ¦мультипликатор. Банковская система. Денежно- ¦ ¦
¦ ¦кредитная политика. Экономический рост и ¦ ¦
¦ ¦развитие. Международные экономические отношения. ¦ ¦
¦ ¦Внешняя торговля и торговая политика. Платежный ¦ ¦
¦ ¦баланс. Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. ¦ ¦
¦ ¦Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок ¦ ¦
¦ ¦труда. Распределение и доходы. Преобразования в ¦ ¦
¦ ¦социальной сфере. Структурные сдвиги в ¦ ¦
¦ ¦экономике. Формирование открытой экономики ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦270 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦270 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом (факультетом) ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦4060 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.00¦Федеральный компонент ¦3510 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01¦Математика ¦ ¦
¦ ¦ Основы математического анализа: дифференциальное¦ ¦
¦ ¦и интегральное исчисление функций одной и ¦ ¦
¦ ¦нескольких переменных, основы дифференциальных ¦ ¦
¦ ¦уравнений; основы линейной алгебры и ¦ ¦
¦ ¦аналитической геометрии; основы теории матриц; ¦ ¦
¦ ¦методы решения систем линейных уравнений, основы ¦ ¦
¦ ¦векторной алгебры, линии и поверхности первого ¦ ¦
¦ ¦и второго порядков; основные этапы истории ¦ ¦
¦ ¦математики и ее место в культурном развитии ¦ ¦
¦ ¦общества ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02¦Информатика и основы компьютерных технологий ¦ ¦
¦ ¦ Роль и место компьютерных технологий в ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности архитектора. ¦ ¦
¦ ¦Технические средства реализации компьютерных ¦ ¦
¦ ¦технологий. Основные характеристики и возможности¦ ¦
¦ ¦современных компьютеров. Основные виды ¦ ¦
¦ ¦программного обеспечения (ПО): прикладное ¦ ¦
¦ ¦и системное ПО, операционные системы, офисные и ¦ ¦
¦ ¦профессиональные программы, компьютерная графика.¦ ¦
¦ ¦Информация и информационные технологии. Виды ¦ ¦
¦ ¦информации, формы ее представления, принципы ¦ ¦
¦ ¦и основные этапы обработки. Концепция банков ¦ ¦
¦ ¦данных, основные понятия и определения - базы ¦ ¦
¦ ¦данных, базы знаний, экспертные системы, ¦ ¦
¦ ¦искусственный интеллект. Всемирная компьютерная ¦ ¦
¦ ¦сеть Интернет. Структура и принципы размещения ¦ ¦
¦ ¦информации в сети. Система адресации. Протоколы ¦ ¦
¦ ¦обмена. Форматы файлов. Программы для работы в ¦ ¦
¦ ¦сети Интернет. Поиск информации в сети, ¦ ¦
¦ ¦телеконференции, электронная почта. ¦ ¦
¦ ¦Проектирование как процесс обработки информации. ¦ ¦
¦ ¦Системы и технологии автоматизированного ¦ ¦
¦ ¦проектирования. Создание и обработка компьютерной¦ ¦
¦ ¦геометрической модели проектируемого объекта. ¦ ¦
¦ ¦Основные понятия: примитив, атрибут, блок, слой, ¦ ¦
¦ ¦чертеж, объектная привязка, пространство модели и¦ ¦
¦ ¦пространство листа. Системы компьютерной графики ¦ ¦
¦ ¦и анимации. Возможности создания и редактирования¦ ¦
¦ ¦компьютерных изображений. Дигитализация ¦ ¦
¦ ¦(оцифровывание) чертежей. Сканирование печатных ¦ ¦
¦ ¦изображений. Форматы графических файлов. ¦ ¦
¦ ¦Растровая и векторная графика. Компьютерные ¦ ¦
¦ ¦методы визуализации проектируемых объектов ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03¦Теоретическая механика ¦ ¦
¦ ¦ Общие положения, основные понятия и аксиомы ¦ ¦
¦ ¦статики, система сходных сил, простейшие ¦ ¦
¦ ¦плоские системы параллельных сил; произвольная ¦ ¦
¦ ¦плоская система сил; фермы; пространственная ¦ ¦
¦ ¦система сходящих сил; теория пар в пространстве; ¦ ¦
¦ ¦центр параллельных сил и центр тяжести; основы ¦ ¦
¦ ¦кинематики и динамики; сопротивление материалов: ¦ ¦
¦ ¦основные понятия; растяжение-сжатие; расчет на ¦ ¦
¦ ¦прочность при растяжении-сжатии; напряженное ¦ ¦
¦ ¦состояние; геометрические характеристики плоских ¦ ¦
¦ ¦сечений; изгиб, напряжения на изгибе; деформации ¦ ¦
¦ ¦при изгибе; статически неопределимые балки; ¦ ¦
¦ ¦кручение, сложное сопротивление: устойчивость ¦ ¦
¦ ¦прямолинейных стержней; статика сооружений: общие¦ ¦
¦ ¦сведения, кинематический анализ сооружений; ¦ ¦
¦ ¦понятие о расчете статически определимых систем; ¦ ¦
¦ ¦статически определимые многопролетные балки; ¦ ¦
¦ ¦трехшарнирные арки и рамы; статически определимые¦ ¦
¦ ¦фермы; общие теоремы строительной механики ¦ ¦
¦ ¦упругих систем, определение перемещений; понятие ¦ ¦
¦ ¦о расчете статически неопределимых систем методом¦ ¦
¦ ¦сил и методом перемещений; приближенные методы ¦ ¦
¦ ¦расчета статически неопределимых рам; определение¦ ¦
¦ ¦перемещений в статически неопределимых системах; ¦ ¦
¦ ¦понятие о численных методах расчета статически ¦ ¦
¦ ¦неопределимых систем; понятие о расчете ¦ ¦
¦ ¦статически неопределимых арок, пространственных ¦ ¦
¦ ¦систем; понятие о расчете зданий и сооружений на ¦ ¦
¦ ¦горизонтальные воздействия; понятие о расчете ¦ ¦
¦ ¦подпорных стен ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.04¦Начертательная геометрия и черчение ¦ ¦
¦ ¦ Начертательная геометрия: ортогональные ¦ ¦
¦ ¦проекции: точка, прямая, плоскость; ¦ ¦
¦ ¦преобразование проекций; многогранники; кривые ¦ ¦
¦ ¦линии и поверхности; пересечение поверхностей; ¦ ¦
¦ ¦развертка поверхностей; геометрические ¦ ¦
¦ ¦преобразования кривых линий и поверхностей; ¦ ¦
¦ ¦тени в ортогональных проекциях: общие сведения; ¦ ¦
¦ ¦основные способы построения теней; тени ¦ ¦
¦ ¦архитектурных деталей и фрагментов сложной ¦ ¦
¦ ¦формы; построение линий разной освещенности; ¦ ¦
¦ ¦аксонометрия: общие положения; основные теоремы ¦ ¦
¦ ¦аксонометрии; стандартные виды аксонометрии; ¦ ¦
¦ ¦построение аксонометрии геометрических фигур и ¦ ¦
¦ ¦архитектурных форм; тени в аксонометрии; ¦ ¦
¦ ¦перспектива: основные положения; основные ¦ ¦
¦ ¦способы построения перспективы; перспектива ¦ ¦
¦ ¦окружности, плоских фигур, геометрических тел, ¦ ¦
¦ ¦архитектурных деталей и фрагментов; фронтальная ¦ ¦
¦ ¦и угловая перспективы интерьера; построение ¦ ¦
¦ ¦теней и отражений в перспективе; реконструкция ¦ ¦
¦ ¦перспективы; проекции с числовыми отметками: ¦ ¦
¦ ¦основные положения и понятия; пересечение двух ¦ ¦
¦ ¦плоскостей; пересечение прямой с плоскостью; ¦ ¦
¦ ¦проекции поверхностей; пересечение прямой и ¦ ¦
¦ ¦плоскости с топографической поверхностью; ¦ ¦
¦ ¦определение границ земляных работ, элементы ¦ ¦
¦ ¦вертикальной планировки; основные принципы ¦ ¦
¦ ¦построения теней. ¦ ¦
¦ ¦ Черчение: общие сведения об архитектурной ¦ ¦
¦ ¦графике: история возникновения архитектурной ¦ ¦
¦ ¦графики; виды архитектурной графики: рабочие ¦ ¦
¦ ¦чертежи, обмерочные чертежи, демонстрационные ¦ ¦
¦ ¦чертежи, архитектурный рисунок, эскизы, ¦ ¦
¦ ¦клаузуры, проектные экспозиции; архитектурно- ¦ ¦
¦ ¦строительное черчение: виды чертежей, ¦ ¦
¦ ¦государственные стандарты; рекомендации по ¦ ¦
¦ ¦технике выполнения чертежей, правила оформления ¦ ¦
¦ ¦архитектурно-строительных чертежей: форматы и ¦ ¦
¦ ¦масштабы, штампы, линии и шрифты; надписи на ¦ ¦
¦ ¦чертежах: основные, выносные, маркировочные и ¦ ¦
¦ ¦др.; нанесение размеров; обозначение материалов; ¦ ¦
¦ ¦изображение на чертеже: виды, их расположение на ¦ ¦
¦ ¦чертеже и названия, разрезы, сечения и их ¦ ¦
¦ ¦маркировка; типы аксонометрии; использование ¦ ¦
¦ ¦теней на чертеже; чертежи зданий и сооружений: ¦ ¦
¦ ¦планы зданий, условные обозначения элементов ¦ ¦
¦ ¦зданий; цепочки размеров, высотные отметки; ¦ ¦
¦ ¦экспликации; стены, заполнение проемов; полы и ¦ ¦
¦ ¦покрытия; лифты и лестницы; условные разрывы; ¦ ¦
¦ ¦фасады, разрезы; правила оформления; генеральные ¦ ¦
¦ ¦планы, состав чертежей; условные обозначения; ¦ ¦
¦ ¦разбивочные чертежи; схемы благоустройства и ¦ ¦
¦ ¦озеленения; назначение и средства изображения ¦ ¦
¦ ¦архитектурной графики: линейная графика, ¦ ¦
¦ ¦тональная графика, цветная графика - приемы ¦ ¦
¦ ¦исполнения, инструменты и приспособления, ¦ ¦
¦ ¦рекомендации по работе; архитектурный рисунок ¦ ¦
¦ ¦как средство оформления чертежа: антураж и ¦ ¦
¦ ¦стаффаж; требования к архитектурному рисунку, ¦ ¦
¦ ¦композиция архитектурного рисунка, рекомендации ¦ ¦
¦ ¦по работе ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.05¦Физика (строительная) ¦ ¦
¦ ¦ Природно-климатические условия, формирование ¦ ¦
¦ ¦светового, теплового и акустического климата и ¦ ¦
¦ ¦микроклимата; санитарно-гигиенические требования ¦ ¦
¦ ¦как основа нормирования тепловой среды; основы ¦ ¦
¦ ¦учения о светоцветовой среде; основы формирования¦ ¦
¦ ¦и проектирования естественного и искусственного ¦ ¦
¦ ¦освещения, инсоляции, солнцезащиты и цветового ¦ ¦
¦ ¦решения, основы проектирования комфортной ¦ ¦
¦ ¦звуковой среды; методы расчета звукоизоляции, ¦ ¦
¦ ¦снижения шума в застройке и акустики залов ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.06¦Конструкции гражданских зданий ¦ ¦
¦ ¦ Здания, общие сведения; общие принципы ¦ ¦
¦ ¦проектирования несущих остовов зданий, ¦ ¦
¦ ¦ограждающих конструкций; основания и фундаменты; ¦ ¦
¦ ¦сведения о грунтах; конструкции малоэтажных ¦ ¦
¦ ¦жилых зданий; несущие остовы и элементы; ¦ ¦
¦ ¦конструкции одноэтажных производственных и ¦ ¦
¦ ¦гражданских зданий; классификация систем несущих ¦ ¦
¦ ¦остовов; покрытия: плоскостные, пространственные ¦ ¦
¦ ¦конструкции, принципы их статической работы и ¦ ¦
¦ ¦расчета, их применение в архитектуре; ограждающие¦ ¦
¦ ¦конструкции одноэтажных зданий; элементы зданий; ¦ ¦
¦ ¦световые и аэрационные фонари; подвесные потолки,¦ ¦
¦ ¦перегородки, ворота, полы промышленных зданий и ¦ ¦
¦ ¦т.п.; конструкции многоэтажных зданий; несущие ¦ ¦
¦ ¦остовы и условия их применения; перекрытия, ¦ ¦
¦ ¦покрытия, скатные крыши; первые этажи; лестнично-¦ ¦
¦ ¦лифтовые блоки; конструктивные элементы - ¦ ¦
¦ ¦балконы, лоджии, эркеры и т.п.; краткие сведения ¦ ¦
¦ ¦о надземных инженерных сооружениях; краткие ¦ ¦
¦ ¦сведения о проектировании строительства в особых ¦ ¦
¦ ¦(природных) условиях ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.07¦Архитектурное материаловедение ¦ ¦
¦ ¦ Роль строительных материалов на стадиях ¦ ¦
¦ ¦проектирования, строительства и эксплуатации ¦ ¦
¦ ¦сооружений, взаимосвязи строительного материала, ¦ ¦
¦ ¦конструкции и архитектурной формы; классификация,¦ ¦
¦ ¦свойства и оценка качества строительных ¦ ¦
¦ ¦материалов, взаимосвязь их свойств и областей ¦ ¦
¦ ¦их применения; основы производства, номенклатура,¦ ¦
¦ ¦свойства и области применения строительных ¦ ¦
¦ ¦материалов из древесины, природного камня, ¦ ¦
¦ ¦керамических, из стекла и минеральных расплавов, ¦ ¦
¦ ¦металлических строительных материалов и ¦ ¦
¦ ¦материалов на основе минеральных вяжущих веществ;¦ ¦
¦ ¦взаимосвязь архитектуры и строительных ¦ ¦
¦ ¦материалов, методические основы их рационального ¦ ¦
¦ ¦выбора, опыт применения для несущих и ограждающих¦ ¦
¦ ¦конструкций, наружной и внутренней отделки зданий¦ ¦
¦ ¦и сооружений ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.08¦Основы геодезии, инженерного благоустройства ¦ ¦
¦ ¦территорий и транспорт ¦ ¦
¦ ¦ Топографические карты и планы, системы ¦ ¦
¦ ¦координат, ориентирование линий; наземные ¦ ¦
¦ ¦съемки местности, производство геофизических и ¦ ¦
¦ ¦фотограмметрических обмеров; геодезические ¦ ¦
¦ ¦разбивочные планы; подготовка данных для выноса ¦ ¦
¦ ¦проекта сооружений на местности; природные ¦ ¦
¦ ¦условия и их влияние на выбор территорий для ¦ ¦
¦ ¦строительства; вертикальная планировка ¦ ¦
¦ ¦территорий; организация поверхностного ¦ ¦
¦ ¦водоотвода; особые случаи инженерной подготовки ¦ ¦
¦ ¦городских территорий; основы инженерного ¦ ¦
¦ ¦благоустройства; санитарное благоустройство ¦ ¦
¦ ¦городов; городской пассажирский и грузовой ¦ ¦
¦ ¦транспорт, городские пути сообщения, их ¦ ¦
¦ ¦классификация; пересечения в одном и разных ¦ ¦
¦ ¦уровнях, их классификация и технические ¦ ¦
¦ ¦параметры; транспортное обслуживание ¦ ¦
¦ ¦планировочных структурных элементов; внешний и ¦ ¦
¦ ¦пригородный транспорт ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.09¦Инженерное оборудование зданий ¦ ¦
¦ ¦ Тепловая характеристика здания, тепловой ¦ ¦
¦ ¦баланс; вентиляция и кондиционирование воздуха; ¦ ¦
¦ ¦отопление зданий и сооружений; основы ¦ ¦
¦ ¦энергоснабжения зданий; альтернативные ¦ ¦
¦ ¦источники теплоснабжения зданий; водоснабжение ¦ ¦
¦ ¦населенных мест и промышленных предприятий; ¦ ¦
¦ ¦канализация населенных мест промышленных ¦ ¦
¦ ¦предприятий; санитарная очистка населенных мест; ¦ ¦
¦ ¦водоснабжение, канализация, санитарная очистка ¦ ¦
¦ ¦и водостоки зданий; вертикальный транспорт и ¦ ¦
¦ ¦автоматизированные системы управления инженерным ¦ ¦
¦ ¦оборудованием зданий и сооружений ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.10¦Основы строительного производства ¦ ¦
¦ ¦ Строительное производство - средство реализации ¦ ¦
¦ ¦архитектурных замыслов. Прогрессивные методы ¦ ¦
¦ ¦организации строительства, современные ¦ ¦
¦ ¦строительные технологии. Основные виды ¦ ¦
¦ ¦строительных работ ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.11¦Безопасность жизнедеятельности ¦ ¦
¦ ¦ Правовые вопросы охраны труда, производственная ¦ ¦
¦ ¦санитария и гигиена труда; классификация ¦ ¦
¦ ¦производственных вредностей, их воздействие на ¦ ¦
¦ ¦организм человека; метеорологические параметры ¦ ¦
¦ ¦производственной среды; естественное и ¦ ¦
¦ ¦искусственное освещение; шум и вибрация; методы ¦ ¦
¦ ¦защиты; техника безопасности; решение вопросов ¦ ¦
¦ ¦охраны труда в проектной документации; пожарная ¦ ¦
¦ ¦безопасность; чрезвычайные ситуации мирного и ¦ ¦
¦ ¦военного времени; защита населения в ЧС ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.12¦Экономика и организация архитектурного ¦ ¦
¦ ¦проектирования и строительства ¦ ¦
¦ ¦ Экономика архитектурных решений: основы ¦ ¦
¦ ¦современной экономической теории, основы ¦ ¦
¦ ¦экономической организации общества и его ¦ ¦
¦ ¦отдельных экономических субъектов, особенности ¦ ¦
¦ ¦рыночной экономики и факторы, определяющие ¦ ¦
¦ ¦эффективность производственной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Экономика архитектурных решений - определяющий ¦ ¦
¦ ¦фактор экономики градостроительства, экономики ¦ ¦
¦ ¦строительства и эксплуатации зданий и сооружений ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.13¦Рисунок ¦ ¦
¦ ¦ Основные закономерности восприятия и ¦ ¦
¦ ¦построения формы предметов и применение их в ¦ ¦
¦ ¦рисовании; рисование гипсовых слепков, предметов ¦ ¦
¦ ¦быта, труда, культуры; рисование и изучение ¦ ¦
¦ ¦человека, форм живого мира; рисование форм ¦ ¦
¦ ¦архитектурных сооружений и окружающей среды; ¦ ¦
¦ ¦рисование по воображению ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.14¦Живопись ¦ ¦
¦ ¦ Закономерности формирования живописного ¦ ¦
¦ ¦изображения и основы колорита; основы цветовой ¦ ¦
¦ ¦композиции; законы изображения и выразительные ¦ ¦
¦ ¦средства живописи; методика работы над живописной¦ ¦
¦ ¦и колористической композицией на основе заданий ¦ ¦
¦ ¦"натюрморт", "архитектурный пейзаж", "интерьер" ¦ ¦
¦ ¦и др. ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.15¦Скульптура ¦ ¦
¦ ¦ Понятие о взаимосвязи скульптурной и ¦ ¦
¦ ¦архитектурной формы; виды пластического выражения¦ ¦
¦ ¦и объемно-пространственного решения архитектурно-¦ ¦
¦ ¦скульптурной среды; методические основы ¦ ¦
¦ ¦рационального выбора скульптурной формы в ¦ ¦
¦ ¦сложившейся и проектируемой архитектурной среде ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.16¦История искусств ¦ ¦
¦ ¦ История мирового искусства: основные эпохи в ¦ ¦
¦ ¦истории мирового искусства, понятие о ¦ ¦
¦ ¦художественном стиле; историческое развитие в ¦ ¦
¦ ¦искусстве, характеристика видов и жанров ¦ ¦
¦ ¦искусства, хронология развития мирового ¦ ¦
¦ ¦искусства; основные мастера живописи и ¦ ¦
¦ ¦скульптуры; взаимосвязь изобразительного ¦ ¦
¦ ¦искусства и архитектуры; история русского ¦ ¦
¦ ¦искусства - происхождение русского искусства, ¦ ¦
¦ ¦его национальные особенности, история изучения; ¦ ¦
¦ ¦основные эпохи в истории русского искусства, ¦ ¦
¦ ¦средневековое искусство в России; новое русское ¦ ¦
¦ ¦искусство послепетровской эпохи; мастера XVIII ¦ ¦
¦ ¦в.; барокко и классицизм в русской живописи и ¦ ¦
¦ ¦скульптуре; реалистическое искусство в России ¦ ¦
¦ ¦XIX в.; модерн и авангард в русском искусстве XX ¦ ¦
¦ ¦в.; основные мастера и направления в искусстве ¦ ¦
¦ ¦нового и новейшего времени; тенденции в развитии ¦ ¦
¦ ¦современного искусства, новые технологии и формы ¦ ¦
¦ ¦художественного творчества ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.17¦История архитектуры, градостроительства и ¦ ¦
¦ ¦ландшафтного искусства ¦ ¦
¦ ¦ Особенности архитектуры как искусства и ее ¦ ¦
¦ ¦историческое развитие; понятие об архитектурном ¦ ¦
¦ ¦стиле, концепция творческого метода; основные ¦ ¦
¦ ¦эпохи в развитии зодчества; первобытное общество ¦ ¦
¦ ¦и зарождение архитектуры; Древний Восток и его ¦ ¦
¦ ¦архитектура; Е

ПРИКАЗ МПР РФ от 14.03.2003 n 190 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТРУКТУРУ ЦЕНТРАЛЬНОГО АППАРАТА МПР РОССИИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также