СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 052200 МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО. КВАЛИФИКАЦИИ: 01. ХУДОЖНИК МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА (ЖИВОПИСЬ), 02. ХУДОЖНИК МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА (СКУЛЬПТУРА) (утв. Минобразованием РФ 14.03.2003)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
Л.С.ГРЕБНЕВ
14 марта 2003 года
Номер государственной
регистрации
573 иск/сп
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 052200 МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО
КВАЛИФИКАЦИИ: 01. ХУДОЖНИК
МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА (ЖИВОПИСЬ)
02. ХУДОЖНИК МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА
(СКУЛЬПТУРА)
1. Общая характеристика специальности 052200
Монументально-декоративное искусство
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 24.01.2002 N 181.
1.2. Квалификации выпускников по специальности 052200 Монументально-декоративное искусство в зависимости от реализуемого вузом блока специальных дисциплин с указанием нормативного срока освоения основной образовательной программы при очной форме обучения:
01. Художник монументально-декоративного искусства (живопись) - 6 лет;
02. Художник монументально-декоративного искусства (скульптура) - 6 лет.
Заочная форма обучения, а также экстернат по указанной специальности не предусматриваются.
1.3. Квалификационные характеристики выпускников.
Выпускники по специальности 052200 Монументально-декоративное искусство должны быть подготовлены к творческой деятельности, направленной на создание произведений искусства в области монументально-декоративной живописи, архитектурно-декоративной пластики, а также воссозданию утраченных произведений монументально-декоративного искусства.
Объектами профессиональной деятельности художников-монументалистов являются монументальная живопись и декоративная пластика в архитектурной среде.
В соответствии с подготовкой выпускники по специальности 052200 Монументально-декоративное искусство могут выполнять аналитическую, проектную, экспериментально-исследовательскую, производственно-управленческую, педагогическую и другие виды профессиональной деятельности.
1.4. Возможности продолжения образования выпускников с квалификациями 01. Художник монументально-декоративного искусства (живопись), 02. Художник монументально-декоративного искусства (скульптура), освоивших основные образовательные программы высшего профессионального образования по специальности 052200 Монументально-декоративное искусство.
Выпускники подготовлены для продолжения образования в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование, а также владение профессиональными знаниями и навыками по рисунку, живописи и композиции, определяемое в ходе предварительного собеседования и просмотра профессиональной направленности.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или высшем профессиональном образовании.
2.3. При приеме на подготовку по специальности 052200 Монументально-декоративное искусство проводятся профессиональные вступительные экзамены по рисунку, живописи и композиции, предшествующие государственным экзаменам по общеобразовательным дисциплинам.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки выпускников по специальности 052200
Монументально-декоративное искусство
3.1. Основная образовательная программа подготовки выпускников с квалификациями 01. Художник монументально-декоративного искусства (живопись), 02. Художник монументально-декоративного искусства (скульптура) разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки выпускников с квалификациями 01. Художник монументально-декоративного искусства (живопись), 02. Художник монументально-декоративного искусства (скульптура), к условиям ее реализации и срокам освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки выпускников с квалификациями 01. Художник монументально-декоративного искусства (живопись), 02. Художник монументально-декоративного искусства (скульптура) состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин.
Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки выпускников с квалификациями 01. Художник монументально-декоративного искусства (живопись), 02. Художник монументально-декоративного искусства (скульптура) должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины для получения соответствующих квалификаций;
цикл ДС - дисциплины специализаций;
ФТД - факультативы;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины (по специальностям культуры и искусства дисциплины данного цикла стандартом специальности не предусматриваются. Отдельные курсы могут предлагаться студентам в разделе ФТД (факультативы). Необходимый для специалиста уровень знаний закладывается в курсах философии, а также с учетом профиля подготовки специалиста в циклах ОПД и СД).
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки выпускников с квалификациями 01. Художник монументально-декоративного искусства (живопись), 02. Художник монументально-декоративного искусства (скульптура) должно обеспечивать подготовку выпускников в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки выпускников
по специальности 052200 Монументально-декоративная живопись
-----------T---------------------------------------------T-------¬
¦ Индекс ¦Наименование дисциплин и их основные разделы ¦ Всего ¦
¦ ¦ ¦ часов ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.01 ¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦Специфика артикуляции звуков, интонации, ак- ¦ ¦
¦ ¦центуации и ритма нейтральной речи в изучае- ¦ ¦
¦ ¦мом языке; основные особенности полного стиля¦ ¦
¦ ¦произношения, характерные для сферы професси-¦ ¦
¦ ¦ональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологическо-¦ ¦
¦ ¦го характера. ¦ ¦
¦ ¦Понятие дифференциации лексики по сферам при-¦ ¦
¦ ¦менения (бытовая, терминологическая, общена- ¦ ¦
¦ ¦учная, официальная и другая). ¦ ¦
¦ ¦Понятие о свободных и устойчивых словосочета-¦ ¦
¦ ¦ниях, фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об основных способах словообразова- ¦ ¦
¦ ¦ния. Грамматические навыки, обеспечивающие ¦ ¦
¦ ¦коммуникацию общего характера без искажения ¦ ¦
¦ ¦смысла при письменном и устном общении; ос- ¦ ¦
¦ ¦новные грамматические явления, характерные ¦ ¦
¦ ¦для профессиональной речи. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об обиходно-литературном, официаль- ¦ ¦
¦ ¦но-деловом, научном стилях, стиле художест- ¦ ¦
¦ ¦венной литературы. Основные особенности науч-¦ ¦
¦ ¦ного стиля. ¦ ¦
¦ ¦Культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦Говорение. Диалогическая и монологическая ¦ ¦
¦ ¦речь с использованием наиболее употребитель- ¦ ¦
¦ ¦ных и относительно простых лексико-граммати- ¦ ¦
¦ ¦ческих средств в основных коммуникативных си-¦ ¦
¦ ¦туациях неофициального и официального обще- ¦ ¦
¦ ¦ния. Основы публичной речи (устное сообщение,¦ ¦
¦ ¦доклад). ¦ ¦
¦ ¦Аудирование. Понимание диалогической и моно- ¦ ¦
¦ ¦логической речи в сфере бытовой и профессио- ¦ ¦
¦ ¦нальной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦Чтение. Виды текстов: несложные прагматичес- ¦ ¦
¦ ¦кие тексты и тексты по широкому и узкому про-¦ ¦
¦ ¦филю специальности. ¦ ¦
¦ ¦Письмо. Виды речевых произведений: аннотация,¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.02 ¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦Физическая культура в общекультурной и про- ¦ ¦
¦ ¦фессиональной подготовке студентов. Ее соци- ¦ ¦
¦ ¦ально-биологические основы. Физическая куль- ¦ ¦
¦ ¦тура и спорт как социальные феномены общест- ¦ ¦
¦ ¦ва. Законодательство Российской Федерации о ¦ ¦
¦ ¦физической культуре и спорте. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура личности. ¦ ¦
¦ ¦Основы здорового образа жизни студента. Осо- ¦ ¦
¦ ¦бенности использования средств физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности. ¦ ¦
¦ ¦Общая физическая и специальная подготовка в ¦ ¦
¦ ¦системе физического воспитания. ¦ ¦
¦ ¦Спорт. Индивидуальный выбор вида спорта или ¦ ¦
¦ ¦систем физических упражнений. ¦ ¦
¦ ¦Профессионально-прикладная физическая подго- ¦ ¦
¦ ¦товка студентов. Основы методики самостоя- ¦ ¦
¦ ¦тельных занятий и самоконтроль за состоянием ¦ ¦
¦ ¦своего организма ¦ ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.03 ¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦Сущность, формы, функции исторического зна- ¦ ¦
¦ ¦ния. Методы и источники изучения истории. По-¦ ¦
¦ ¦нятие и классификация исторического источни- ¦ ¦
¦ ¦ка. Отечественная историография в прошлом и ¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и особенное. Методология и ¦ ¦
¦ ¦теория исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦Античное наследие в эпоху Великого переселе- ¦ ¦
¦ ¦ния народов. Проблема этногенеза восточных ¦ ¦
¦ ¦славян. Основные этапы становления государс- ¦ ¦
¦ ¦твенности. Древняя Русь и кочевники. Визан- ¦ ¦
¦ ¦тийско-древнерусские связи. Особенности соци-¦ ¦
¦ ¦ального строя Древней Руси. Этнокультурные и ¦ ¦
¦ ¦социально-политические процессы становления ¦ ¦
¦ ¦русской государственности. Принятие христиан-¦ ¦
¦ ¦ства. Распространение ислама. Эволюция вос- ¦ ¦
¦ ¦точнославянской государственности в XI - XII ¦ ¦
¦ ¦вв. Социально-политические изменения в рус- ¦ ¦
¦ ¦ских землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: ¦ ¦
¦ ¦проблемы взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого российс-¦ ¦
¦ ¦кого государства. Возвышение Москвы. Формиро-¦ ¦
¦ ¦вание сословной системы организации общества.¦ ¦
¦ ¦Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и¦ ¦
¦ ¦особенности складывания российского абсолю- ¦ ¦
¦ ¦тизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности ¦ ¦
¦ ¦на землю. Структура феодального землевладе- ¦ ¦
¦ ¦ния. Крепостное право в России. Мануфактур- ¦ ¦
¦ ¦но-промышленное производство. Становление ин-¦ ¦
¦ ¦дустриального общества в России: общее и осо-¦ ¦
¦ ¦бенное. Общественная мысль и особенности об- ¦ ¦
¦ ¦щественного движения России XIX в. Реформы и ¦ ¦
¦ ¦реформаторы в России. Русская культура XIX ¦ ¦
¦ ¦века и ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦Роль XX столетия в мировой истории. Глобали- ¦ ¦
¦ ¦зация общественных процессов. Проблема эконо-¦ ¦
¦ ¦мического роста и модернизации. Революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы. Социальная трансформация общества. ¦ ¦
¦ ¦Столкновение тенденций интернационализма и ¦ ¦
¦ ¦национализма, интеграции и сепаратизма, де- ¦ ¦
¦ ¦мократии и авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦Россия в начале XX века. Объективная потреб- ¦ ¦
¦ ¦ность индустриальной модернизации России. ¦ ¦
¦ ¦Российские реформы в контексте общемирового ¦ ¦
¦ ¦развития в начале века. Политические партии ¦ ¦
¦ ¦России: генезис, классификация, программы, ¦ ¦
¦ ¦тактика. ¦ ¦
¦ ¦Россия в условиях мировой войны и общенацио- ¦ ¦
¦ ¦нального кризиса. Революция 1917 года. Граж- ¦ ¦
¦ ¦данская война и интервенция, их результаты и ¦ ¦
¦ ¦последствия. Российская эмиграция. Социаль- ¦ ¦
¦ ¦но-экономическое развитие страны в 20-е гг. ¦ ¦
¦ ¦НЭП. Формирование однопартийного политическо-¦ ¦
¦ ¦го режима. ¦ ¦
¦ ¦Образование СССР. Культурная жизнь страны в ¦ ¦
¦ ¦20-е гг. Внешняя политика. ¦ ¦
¦ ¦Курс на строительство социализма в одной ¦ ¦
¦ ¦стране и его последствия. Социально-экономи- ¦ ¦
¦ ¦ческие преобразования в 30-е годы. Усиление ¦ ¦
¦ ¦режима личной власти Сталина. Сопротивление ¦ ¦
¦ ¦сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦СССР накануне и в начальный период второй ми-¦ ¦
¦ ¦ровой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦Социально-экономическое развитие, обществен- ¦ ¦
¦ ¦но-политическая жизнь, культура, внешняя по- ¦ ¦
¦ ¦литика СССР в послевоенные годы. Холодная ¦ ¦
¦ ¦война. ¦ ¦
¦ ¦Попытки осуществления политических и экономи-¦ ¦
¦ ¦ческих реформ. ¦ ¦
¦ ¦НТР и ее влияние на ход общественного разви- ¦ ¦
¦ ¦тия. ¦ ¦
¦ ¦СССР в середине 60 - 80 гг.: нарастание кри- ¦ ¦
¦ ¦зисных явлений. Советский Союз в 1985 - 1991 ¦ ¦
¦ ¦гг. Перестройка. Попытка государственного пе-¦ ¦
¦ ¦реворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. ¦ ¦
¦ ¦Беловежские соглашения. Октябрьские события ¦ ¦
¦ ¦1993 г. ¦ ¦
¦ ¦Становление новой российской государственнос-¦ ¦
¦ ¦ти (1993 - 1999 гг.). Россия на пути ради- ¦ ¦
¦ ¦кальной социально-экономической модернизации.¦ ¦
¦ ¦Культура современной России. Внешнеполитичес-¦ ¦
¦ ¦кая деятельность в условиях новой геополити- ¦ ¦
¦ ¦ческой ситуации ¦ ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.04 ¦Философия ¦ ¦
¦ ¦Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее исто-¦ ¦
¦ ¦рического развития. Структура философского ¦ ¦
¦ ¦знания. ¦ ¦
¦ ¦Учение о бытии. Монистические и плюралисти- ¦ ¦
¦ ¦ческие концепции бытия, самоорганизация бы- ¦ ¦
¦ ¦тия. Понятие материального и идеального. ¦ ¦
¦ ¦Пространство, время. Движение и развитие, ди-¦ ¦
¦ ¦алектика. Детерминизм и индетерминизм. Дина- ¦ ¦
¦ ¦мические и статистические закономерности. На-¦ ¦
¦ ¦учные, философские и религиозные картины ми- ¦ ¦
¦ ¦ра. ¦ ¦
¦ ¦Человек, общество, культура. Человек и приро-¦ ¦
¦ ¦да. Общество и его структура. Гражданское об-¦ ¦
¦ ¦щество и государство. Человек в системе соци-¦ ¦
¦ ¦альных связей. Человек и исторический про- ¦ ¦
¦ ¦цесс; личность и массы, свобода и необходи- ¦ ¦
¦ ¦мость. Формационная и цивилизационная концеп-¦ ¦
¦ ¦ции общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦Смысл человеческого бытия. Насилие и ненаси- ¦ ¦
¦ ¦лие. Свобода и ответственность. Мораль, спра-¦ ¦
¦ ¦ведливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представления о совершенном человеке в раз- ¦ ¦
¦ ¦личных культурах. Эстетические ценности и их ¦ ¦
¦ ¦роль в человеческой жизни. Религиозные цен- ¦ ¦
¦ ¦ности и свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦Сознание и познание. Сознание, самосознание и¦ ¦
¦ ¦личность. Познание, творчество, практика. Ве-¦ ¦
¦ ¦ра и знание. Понимание и объяснение. Рацио- ¦ ¦
¦ ¦нальное и иррациональное в познавательной де-¦ ¦
¦ ¦ятельности. Проблема истины. Действитель- ¦ ¦
¦ ¦ность, мышление, логика и язык. Научное и ¦ ¦
¦ ¦вненаучное знание. Критерии научности. Струк-¦ ¦
¦ ¦тура научного познания, его методы и формы. ¦ ¦
¦ ¦Рост научного знания. Научные революции и ¦ ¦
¦ ¦смены типов рациональности. Наука и техника. ¦ ¦
¦ ¦Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. ¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие цивилизаций и сценарии будуще-¦ ¦
¦ ¦го ¦ ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.05 ¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦Структура и состав современного культурологи-¦ ¦
¦ ¦ческого знания. Культурология и философия ¦ ¦
¦ ¦культуры, социология культуры, культурная ¦ ¦
¦ ¦антропология. Культурология и история культу-¦ ¦
¦ ¦ры. Теоретическая и прикладная культурология.¦ ¦
¦ ¦Методы культурологических исследований. ¦ ¦
¦ ¦Основные понятия культурологии: культура, ци-¦ ¦
¦ ¦вилизация, морфология культуры, функции куль-¦ ¦
¦ ¦туры, субъект культуры, культурогенез, дина- ¦ ¦
¦ ¦мика культуры, язык и символы культуры, куль-¦ ¦
¦ ¦турные коды, межкультурные коммуникации, ¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные тра- ¦ ¦
¦ ¦диции, культурная картина мира, социальные ¦ ¦
¦ ¦институты культуры, культурная самоидентич- ¦ ¦
¦ ¦ность, культурная модернизация. ¦ ¦
¦ ¦Типология культур. Этническая и национальная,¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры. Восточные и ¦ ¦
¦ ¦западные типы культур. Место и роль России в ¦ ¦
¦ ¦мировой культуре. Тенденции культурной уни- ¦ ¦
¦ ¦версализации в мировом современном процессе. ¦ ¦
¦ ¦Культура и природа. Культура и общество. ¦ ¦
¦ ¦Культура и глобальные проблемы современности.¦ ¦
¦ ¦Культура и личность. Инкультурация и социали-¦ ¦
¦ ¦зация ¦ ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.06 ¦Политология ¦ ¦
¦ ¦Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. ¦ ¦
¦ ¦Политическая жизнь и властные отношения. Роль¦ ¦
¦ ¦и место политики в жизни современных обществ.¦ ¦
¦ ¦Социальные функции политики. ¦ ¦
¦ ¦История политических учений. Российская поли-¦ ¦
¦ ¦тическая традиция: истоки, социокультурные ¦ ¦
¦ ¦основания, историческая динамика. Современные¦ ¦
¦ ¦политологические школы. ¦ ¦
¦ ¦Гражданское общество, его происхождение и ¦ ¦
¦ ¦особенности. Особенности становления граж- ¦ ¦
¦ ¦данского общества в России. ¦ ¦
¦ ¦Институциональные аспекты политики. Полити- ¦ ¦
¦ ¦ческая власть. Политическая система. Полити- ¦ ¦
¦ ¦ческие режимы, политические партии, электо- ¦ ¦
¦ ¦ральные системы. ¦ ¦
¦ ¦Политические отношения и процессы. Политичес-¦ ¦
¦ ¦кие конфликты и способы их разрешения. Поли- ¦ ¦
¦ ¦тические технологии. Политический менеджмент.¦ ¦
¦ ¦Политическая модернизация. ¦ ¦
¦ ¦Политические организации и движения. Полити- ¦ ¦
¦ ¦ческие элиты. Политическое лидерство. ¦ ¦
¦ ¦Социокультурные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы. Россия ¦ ¦
¦ ¦в новой геополитической ситуации. ¦ ¦
¦ ¦Методология познания политической реальности.¦ ¦
¦ ¦Парадигмы политического знания. Экспертное ¦ ¦
¦ ¦политическое знание; политическая аналитика и¦ ¦
¦ ¦прогностика ¦ ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.07 ¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦Государство и право. Их роль в жизни ¦ ¦
¦ ¦общества. ¦ ¦
¦ ¦Норма права и нормативно-правовые акты. Ос- ¦ ¦
¦ ¦новные правовые системы современности. Между-¦ ¦
¦ ¦народное право как особая система права. Ис- ¦ ¦
¦ ¦точники российского права. ¦ ¦
¦ ¦Закон и подзаконные акты. ¦ ¦
¦ ¦Система российского права. Отрасли права. ¦ ¦
¦ ¦Правонарушение и юридическая ответственность.¦ ¦
¦ ¦Значение законности и правопорядка в совре- ¦ ¦
¦ ¦менном обществе. Правовое государство. ¦ ¦
¦ ¦Конституция Российской Федерации - основной ¦ ¦
¦ ¦закон государства. Особенности федеративного ¦ ¦
¦ ¦устройства России. Система органов государс- ¦ ¦
¦ ¦твенной власти в Российской Федерации. Поня- ¦ ¦
¦ ¦тие гражданского правоотношения. Физические и¦ ¦
¦ ¦юридические лица. Право собственности. Обяза-¦ ¦
¦ ¦тельства в гражданском праве и ответствен- ¦ ¦
¦ ¦ность за их нарушение. Наследственное право. ¦ ¦
¦ ¦Брачно-семейные отношения. Взаимные права и ¦ ¦
¦ ¦обязанности супругов, родителей и детей. От- ¦ ¦
¦ ¦ветственность по семейному праву. ¦ ¦
¦ ¦Трудовой договор (контракт). Трудовая дисцип-¦ ¦
¦ ¦лина и ответственность за ее нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Административные правонарушения и администра-¦ ¦
¦ ¦тивная ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Понятие преступления. Уголовная ответствен- ¦ ¦
¦ ¦ность за совершение преступлений. ¦ ¦
¦ ¦Экологическое право. ¦ ¦
¦ ¦Особенности правового регулирования будущей ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Правовые основы защиты государственной тайны.¦ ¦
¦ ¦Законодательные и нормативно-правовые акты в ¦ ¦
¦ ¦области защиты информации и государственной ¦ ¦
¦ ¦тайны ¦ ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.08 ¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦Психология: предмет, объект и методы психоло-¦ ¦
¦ ¦гии. Место психологии в системе наук. История¦ ¦
¦ ¦развития психологического знания и основные ¦ ¦
¦ ¦направления в психологии. Индивид, личность, ¦ ¦
¦ ¦субъект, индивидуальность. ¦ ¦
¦ ¦Психика и организм. Психика, поведение и дея-¦ ¦
¦ ¦тельность. Основные функции психики. ¦ ¦
¦ ¦Развитие психики в процессе онтогенеза и фи- ¦ ¦
¦ ¦логенеза. Мозг и психика. ¦ ¦
¦ ¦Структура психики. Соотношение сознательного ¦ ¦
¦ ¦и бессознательного. Основные психические про-¦ ¦
¦ ¦цессы. Структура сознания. ¦ ¦
¦ ¦Познавательные процессы. Ощущение. Восприя- ¦ ¦
¦ ¦тие. Представление. Воображение. Мышление и ¦ ¦
¦ ¦интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические ¦ ¦
¦ ¦процессы. Эмоции и чувства. Психическая регу-¦ ¦
¦ ¦ляция поведения и деятельности. Общение и ¦ ¦
¦ ¦речь. Психология личности. Межличностные от- ¦ ¦
¦ ¦ношения. ¦ ¦
¦ ¦Психология малых групп. Межгрупповые отноше- ¦ ¦
¦ ¦ния и взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦Педагогика: объект, предмет, задачи, функции,¦ ¦
¦ ¦методы педагогики. Основные категории педаго-¦ ¦
¦ ¦гики: образование, воспитание, обучение, пе- ¦ ¦
¦ ¦дагогическая деятельность, педагогическое ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие, педагогическая технология, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая задача. ¦ ¦
¦ ¦Образование как общечеловеческая ценность. ¦ ¦
¦ ¦Образование как социокультурный феномен и пе-¦ ¦
¦ ¦дагогический процесс. Образовательная система¦ ¦
¦ ¦России. Цели, содержание, структура непрерыв-¦ ¦
¦ ¦ного образования, единство образования и са- ¦ ¦
¦ ¦мообразования. ¦ ¦
¦ ¦Педагогический процесс. Образовательная, вос-¦ ¦
¦ ¦питательная и развивающая функции обучения. ¦ ¦
¦ ¦Воспитание и педагогический процесс. ¦ ¦
¦ ¦Общие формы организации учебной деятельности.¦ ¦
¦ ¦Урок, лекция, семинарские, практические и ла-¦ ¦
¦ ¦бораторные занятия, диспут, конференция, за- ¦ ¦
¦ ¦чет, экзамен, факультативные занятия, кон- ¦ ¦
¦ ¦сультация. ¦ ¦
¦ ¦Методы, приемы, средства организации и управ-¦ ¦
¦ ¦ления педагогическим процессом. ¦ ¦
¦ ¦Семья как субъект педагогического взаимодейс-¦ ¦
¦ ¦твия и социокультурная среда воспитания и ¦ ¦
¦ ¦развития личности. ¦ ¦
¦ ¦Управление образовательными системами ¦ ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.09 ¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦Стили современного русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. ¦ ¦
¦ ¦Языковая норма, ее роль в становлении и ¦ ¦
¦ ¦функционировании литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Речевое взаимодействие. Основные единицы об- ¦ ¦
¦ ¦щения. Устная и письменная разновидности ли- ¦ ¦
¦ ¦тературного языка. Нормативные, коммуникатив-¦ ¦
¦ ¦ные, этические аспекты устной и письменной ¦ ¦
¦ ¦речи. ¦ ¦
¦ ¦Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦Научный стиль. Специфика использования эле- ¦ ¦
¦ ¦ментов различных языковых уровней в научной ¦ ¦
¦ ¦речи. Речевые нормы учебной и научной речи. ¦ ¦
¦ ¦Речевые нормы учебной и научной сфер деятель-¦ ¦
¦ ¦ности. ¦ ¦
¦ ¦Официально-деловой стиль, сфера его функцио- ¦ ¦
¦ ¦нирования, жанровое разнообразие. Языковые ¦ ¦
¦ ¦формулы официальных документов. Приемы унифи-¦ ¦
¦ ¦кации языка служебных документов. Интернацио-¦ ¦
¦ ¦нальные свойства русской официально-деловой ¦ ¦
¦ ¦письменной речи. Язык и стиль распорядитель- ¦ ¦
¦ ¦ных документов. Язык и стиль коммерческой ¦ ¦
¦ ¦корреспонденции. Язык и стиль инструктив- ¦ ¦
¦ ¦но-методических документов. Реклама в деловой¦ ¦
¦ ¦речи. Правила оформления документов. Речевой ¦ ¦
¦ ¦этикет в документе. ¦ ¦
¦ ¦Жанровая дифференциация и отбор языковых ¦ ¦
¦ ¦средств в публицистическом стиле. Особенности¦ ¦
¦ ¦устной публичной речи. Оратор и его аудито- ¦ ¦
¦ ¦рия, основные виды аргументов. Подготовка ре-¦ ¦
¦ ¦чи: выбор темы, цель речи, поиск материала, ¦ ¦
¦ ¦начало, развертывание и завершение речи. Ос- ¦ ¦
¦ ¦новные приемы поиска материала и виды вспомо-¦ ¦
¦ ¦гательных материалов. Словесное оформление ¦ ¦
¦ ¦публичного выступления. Понятливость, инфор- ¦ ¦
¦ ¦мативность и выразительность публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦Разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Условия функционирования разговорной речи, ¦ ¦
¦ ¦роль внеязыковых факторов. ¦ ¦
¦ ¦Культура речи. Основные направления совер- ¦ ¦
¦ ¦шенствования навыков грамотного письма и го- ¦ ¦
¦ ¦ворения ¦ ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.10 ¦Социология ¦ ¦
¦ ¦Предыстория и социально-философские предпо- ¦ ¦
¦ ¦сылки социологии как науки. Социологический ¦ ¦
¦ ¦проект О. Конта. Классические социологические¦ ¦
¦ ¦теории. Современные социологические теории. ¦ ¦
¦ ¦Русская социологическая мысль. ¦ ¦
¦ ¦Общество и социальные институты. Мировая сис-¦ ¦
¦ ¦тема и процессы глобализации. ¦ ¦
¦ ¦Социальные группы и общности. Виды общностей.¦ ¦
¦ ¦Общность и личность. Малые группы и коллекти-¦ ¦
¦ ¦вы. Социальная организация. ¦ ¦
¦ ¦Социальные движения. Социальное неравенство, ¦ ¦
¦ ¦стратификация и социальная мобильность. Поня-¦ ¦
¦ ¦тие социального статуса. ¦ ¦
¦ ¦Социальное взаимодействие и социальные отно- ¦ ¦
¦ ¦шения. Общественное мнение как институт граж-¦ ¦
¦ ¦данского общества. ¦ ¦
¦ ¦Культура как фактор социальных изменений. ¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие экономики, социальных отноше- ¦ ¦
¦ ¦ний и культуры. ¦ ¦
¦ ¦Личность как социальный тип. Социальный конт-¦ ¦
¦ ¦роль и девиация. Личность как деятельный ¦ ¦
¦ ¦субъект. ¦ ¦
¦ ¦Социальные изменения. Социальные революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы. Концепция социального прогресса. ¦ ¦
¦ ¦Формирование мировой системы. Место России в ¦ ¦
¦ ¦мировом сообществе. Методы социологического ¦ ¦
¦ ¦исследования ¦ ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Ф.11 ¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦Введение в экономическую теорию. Блага. Пот- ¦ ¦
¦ ¦ребности, ресурсы. Экономический выбор. Эко- ¦ ¦
¦ ¦номические отношения. Экономические системы. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы развития экономической теории.¦ ¦
¦ ¦Методы экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная по-¦ ¦
¦ ¦лезность. Факторы спроса. Индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект заме- ¦ ¦
¦ ¦щения. Эластичность. Предложение и его факто-¦ ¦
¦ ¦ры. Закон убывающей предельной производитель-¦ ¦
¦ ¦ности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма.¦ ¦
¦ ¦Выручка и прибыль. Принцип максимизации при- ¦ ¦
¦ ¦были. Предложение совершенно конкурентной ¦ ¦
¦ ¦фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных ¦ ¦
¦ ¦рынков. Рыночная власть. Монополия. Монопо- ¦ ¦
¦ ¦листическая конкуренция. Олигополия. Антимо- ¦ ¦
¦ ¦нопольное регулирование. Спрос на факторы ¦ ¦
¦ ¦производства. Рынок труда. Спрос и предложе- ¦ ¦
¦ ¦ние труда. Заработная плата и занятость. Ры- ¦ ¦
¦ ¦нок капитала. Процентная ставка и инвестиции.¦ ¦
¦ ¦Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благо-¦ ¦
¦ ¦состояние. Распределение доходов. Неравенс- ¦ ¦
¦ ¦тво. Внешние эффекты и общественные блага. ¦ ¦
¦ ¦Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и¦ ¦
¦ ¦способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. Без-¦ ¦
¦ ¦работица и ее формы. Инфляция и ее виды. Эко-¦ ¦
¦ ¦номические циклы. Макроэкономическое равнове-¦ ¦
¦ ¦сие. Совокупный спрос и совокупное предложе- ¦ ¦
¦ ¦ние. Стабилизационная политика. Равновесие на¦ ¦
¦ ¦товарном рынке. Потребление и сбережения. Ин-¦ ¦
¦ ¦вестиции. Государственные расходы и налоги. ¦ ¦
¦ ¦Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая ¦ ¦
¦ ¦политика. Деньги и их функции. Равновесие на ¦ ¦
¦ ¦денежном рынке. Денежный мультипликатор. Бан-¦ ¦
¦ ¦ковская система. Денежно-кредитная политика. ¦ ¦
¦ ¦Экономический рост и развитие. Международные ¦ ¦
¦ ¦экономические отношения. Внешняя торговля и ¦ ¦
¦ ¦торговая политика. Платежный баланс. Валютный¦ ¦
¦ ¦курс. ¦ ¦
¦ ¦Особенности переходной экономики России. При-¦ ¦
¦ ¦ватизация. Формы собственности. Предпринима- ¦ ¦
¦ ¦тельство. Теневая экономика. Рынок труда. ¦ ¦
¦ ¦Распределение и доходы. Преобразования в со- ¦ ¦
¦ ¦циальной сфере. Структурные сдвиги в экономи-¦ ¦
¦ ¦ке. Формирование открытой экономики ¦ ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) ¦270 ¦
¦ ¦компонент ¦ ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦ГСЭ.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦270 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом (факультетом) ¦ ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦2416 ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦2216 ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.01 ¦История культуры и искусств ¦ ¦
¦ ¦Культура первобытного общества; история пред-¦ ¦
¦ ¦метного мира Древнего Египта, Античной Греции¦ ¦
¦ ¦и Рима; предметная культура Востока (Китай, ¦ ¦
¦ ¦Индия и др.). ¦ ¦
¦ ¦Предметный мир средневековья и эпохи Возрож- ¦ ¦
¦ ¦дения. Новое время; становление научно-техни-¦ ¦
¦ ¦ческого прогресса; предметный мир и промыш- ¦ ¦
¦ ¦ленное производство; новые технологии и мате-¦ ¦
¦ ¦риалы; Европа и Америка, всемирные промышлен-¦ ¦
¦ ¦ные выставки и их влияние на формирование ¦ ¦
¦ ¦предметного мира. ¦ ¦
¦ ¦XX век. Влияние научно-технических достижений¦ ¦
¦ ¦на развитие предметного мира. Культура второй¦ ¦
¦ ¦половины XX века и перспективы развития пред-¦ ¦
¦ ¦метного мира. ¦ ¦
¦ ¦Классификация видов искусств. Специфика и ¦ ¦
¦ ¦сущность различных видов искусств, место ис- ¦ ¦
¦ ¦кусства в жизни. Взаимосвязь всемирной исто- ¦ ¦
¦ ¦рии и истории искусств. История и развитие ¦ ¦
¦ ¦искусства от древности до наших дней. Общие и¦ ¦
¦ ¦уникальные для каждого региона и страны исто-¦ ¦
¦ ¦рико-художественные, социальные и националь- ¦ ¦
¦ ¦ные свойства искусства. Уровень развития ху- ¦ ¦
¦ ¦дожественной жизни различных регионов мира, ¦ ¦
¦ ¦взаимосвязь и совпадение отдельных эпох исто-¦ ¦
¦ ¦рии искусств с эпохами всемирной истории; ис-¦ ¦
¦ ¦тория больших художественных стилей, эпохи их¦ ¦
¦ ¦зарождения, расцвета и упадка от античности ¦ ¦
¦ ¦до начала XX века. ¦ ¦
¦ ¦Западноевропейское искусство; изучение архи- ¦ ¦
¦ ¦тектуры, станкового и декоративно-прикладного¦ ¦
¦ ¦искусства средневековья, Ренессанса, Барокко,¦ ¦
¦ ¦Рококо, эпохи Великой французской революции и¦ ¦
¦ ¦Империи, романтизм и модерн. Знакомство с ¦ ¦
¦ ¦творчеством великих мастеров прошлого. ¦ ¦
¦ ¦Искусство Востока, особенности развития ис- ¦ ¦
¦ ¦кусства в Америке и Африке. Особенности раз- ¦ ¦
¦ ¦вития искусства в различных регионах мира. ¦ ¦
¦ ¦Искусство Древней Руси; русское искусство ¦ ¦
¦ ¦XVIII - XIX вв.; искусство XX века в России; ¦ ¦
¦ ¦самобытность русского искусства и его связь с¦ ¦
¦ ¦развитием Российского государства. История ¦ ¦
¦ ¦Византии как основа формирования русского ис-¦ ¦
¦ ¦кусства. Влияние западноевропейских тенден- ¦ ¦
¦ ¦ций на архитектуру, станковые и прикладные ¦ ¦
¦ ¦виды искусства в XVII - XIX вв. ¦ ¦
¦ ¦Мировое искусство в конце XIX и начале XX вв.¦ ¦
¦ ¦и факторы, повлиявшие на его формирование. ¦ ¦
¦ ¦Тенденции развития современного мирового ис- ¦ ¦
¦ ¦кусства - реализм, модернизм, постмодерн, ¦ ¦
¦ ¦масс-культура; особенности развития культуры ¦ ¦
¦ ¦и искусства во второй половине XX века. ¦ ¦
¦ ¦Направления и теории в истории искусств. Шко-¦ ¦
¦ ¦лы современного искусства ¦ ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.02 ¦Академический рисунок ¦1320 ¦
¦ ¦Овладение методами изобразительного языка ¦(заня- ¦
¦ ¦академического рисунка на примере гипсовых ¦тия ¦
¦ ¦слепков, живой натуры, объектов предметной и ¦ауди- ¦
¦ ¦пространственной среды. ¦торные ¦
¦ ¦Приобретение навыков изображения человеческой¦с пре- ¦
¦ ¦фигуры; изучение пластической анатомии и ¦пода- ¦
¦ ¦конструктивного рисунка. ¦вате- ¦
¦ ¦Приобретение умения работать в различных гра-¦лем) ¦
¦ ¦фических техниках ¦ ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.03 ¦Технический рисунок ¦ ¦
¦ ¦Изучение основ начертательной геометрии и те-¦ ¦
¦ ¦ории теней; построение геометрических предме-¦ ¦
¦ ¦тов в ракурсах; построений сечений, тел вра- ¦ ¦
¦ ¦щения. Воссоздание формы предмета по чертежу ¦ ¦
¦ ¦(в трех проекциях) изображения ее в рисунке. ¦ ¦
¦ ¦Перспектива и тени в перспективе ¦ ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Ф.04 ¦Теория цвета ¦ ¦
¦ ¦Предмет цветоведения. Основные представители ¦ ¦
¦ ¦органических красителей и неорганических пиг-¦ ¦
¦ ¦ментов. Их классификация, свойства; основные ¦ ¦
¦ ¦свойства цветов; основы колориметрии; цвето- ¦ ¦
¦ ¦вые явления; определение характеристик цветов¦ ¦
¦ ¦при помощи ЭВМ; цветовые ряды; спектральный ¦ ¦
¦ ¦состав излучения и его связь с цветом; физио-¦ ¦
¦ ¦логия восприятия цвета; строение и работа ¦ ¦
¦ ¦глаза; закономерности аддитивного и субстрак-¦ ¦
¦ ¦тивного синтеза цветов; смешение цветов; эмо-¦ ¦
¦ ¦циональное и физиологическое воздействие цве-¦ ¦
¦ ¦тов на человека; цветовая символика; дополни-¦ ¦
¦ ¦тельные цвета; виды цветового контраста ¦ ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦ОПД.Р.05 ¦Национально-региональный (вузовский) ¦100 ¦
¦ ¦компонент ¦ ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦ОПД.В.06 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦100 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом (факультетом) ¦ ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦СД.00 ¦Цикл специальных дисциплин ¦5808 ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦СД.01.00 ¦01 - Художник монументально-декоративного ¦ ¦
¦ ¦искусства (живопись) ¦ ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦СД.Ф.01.00¦Федеральный компонент ¦5608 ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦СД.Ф.01-01¦Академическая живопись ¦1320 ¦
¦ ¦Овладение методами академической живописи, ¦(заня- ¦
¦ ¦знаниями цветоведения и колористики. ¦тия ¦
¦ ¦Создание средствами живописи с использованием¦ауди- ¦
¦ ¦различных техник живописных композиций раз- ¦торные ¦
¦ ¦личной степени сложности ¦с пре- ¦
¦ ¦ ¦пода- ¦
¦ ¦ ¦вате- ¦
¦ ¦ ¦лем) ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦СД.Ф.01-02¦Основы композиции в монументально- ¦ ¦
¦ ¦декоративной живописи (пропедевтика) ¦ ¦
¦ ¦Теория композиции (пропедевтика): единство, ¦ ¦
¦ ¦целостность, статичность, динамичность, тек- ¦ ¦
¦ ¦тоничность, пропорциональность, масштабность.¦ ¦
¦ ¦Основные формы произведений монументально-де-¦ ¦
¦ ¦коративной живописи: декоративная вставка, ¦ ¦
¦ ¦декоративное клеймо свободной конфигурации, ¦ ¦
¦ ¦фриз, панно, плафон, пол. Особенности компо- ¦ ¦
¦ ¦зиции изобразительных форм, их цветового и ¦ ¦
¦ ¦объемно-пространственного решения. ¦ ¦
¦ ¦Основные профессиональные понятия в монумен- ¦ ¦
¦ ¦тально-декоративной живописи. Введение в ¦ ¦
¦ ¦проблемы архитектурного ансамбля как синтеза ¦ ¦
¦ ¦произведений монументально-декоративных ис- ¦ ¦
¦ ¦кусств ¦ ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦СД.Ф.01-03¦История монументально-декоративной живописи ¦ ¦
¦ ¦Зарождение искусства стенописи. История сте- ¦ ¦
¦ ¦нописи Древнего мира: Древний Египет, эгейс- ¦ ¦
¦ ¦кая культура; античность; стенопись Древней ¦ ¦
¦ ¦Греции, этруссков и Древнего Рима; стенопись ¦ ¦
¦ ¦средневековой Европы и Руси; стенопись эпохи ¦ ¦
¦ ¦Возрождения и XVII - XVIII вв.; стенопись ¦ ¦
¦ ¦эпохи классицизма; стенопись зарубежных стран¦ ¦
¦ ¦в XIX - XX веках и Советского Союза ¦ ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦СД.Ф.01-04¦Спецрисунок ¦ ¦
¦ ¦Изучение объектов окружающего мира (главным ¦ ¦
¦ ¦образом, фигуры человека) с целью рисования ¦ ¦
¦ ¦их в различных техниках (карандаш, уголь, ¦ ¦
¦ ¦сангина, соус) по воображению (по памяти), с ¦ ¦
¦ ¦целью приобретения навыков рисования картонов¦ ¦
¦ ¦(рисунков в натуральную величину) ¦ ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦СД.Ф.01-05¦Спецживопись ¦ ¦
¦ ¦Изучение объектов окружающей среды (главным ¦ ¦
¦ ¦образом, фигуры человека), в их цветотональ- ¦ ¦
¦ ¦ной и пространственной взаимосвязи. Создание ¦ ¦
¦ ¦плоскостных и объемно-пространственных произ-¦ ¦
¦ ¦ведений в монументально-декоративной живопи- ¦ ¦
¦ ¦си. ¦ ¦
¦ ¦Практическое применение профессионального ¦ ¦
¦ ¦мастерства для создания произведения монумен-¦ ¦
¦ ¦тально-декоративной живописи художником-мону-¦ ¦
¦ ¦менталистом. ¦ ¦
¦ ¦Развитие творческого мышления, способности ¦ ¦
¦ ¦образного и декоративного решения заданной ¦ ¦
¦ ¦темы. Взаимосвязь проектируемого произведения¦ ¦
¦ ¦с другими компонентами архитектурного ан- ¦ ¦
¦ ¦самбля ¦ ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦СД.Ф.01-06¦Основы художественного производства ¦ ¦
¦ ¦Изучение материалов и техник стенописи прош- ¦ ¦
¦ ¦лых художественных эпох и современности с ¦ ¦
¦ ¦целью овладения их возможностями для выполне-¦ ¦
¦ ¦ния произведений стенописи в натуре (в архи- ¦ ¦
¦ ¦тектуре) ¦ ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦СД.Ф.01-07¦Проектирование (композиция) ¦1700 ¦
¦ ¦Проектирование - создание эскиза произведения¦(заня- ¦
¦ ¦монументально-декоративной живописи в архи- ¦тия ¦
¦ ¦тектурном объекте и выполнение его в натуре в¦ауди- ¦
¦ ¦различных техниках ¦торные ¦
¦ ¦ ¦с пре- ¦
¦ ¦ ¦подава-¦
¦ ¦ ¦телем) ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦СД.Р.08 ¦Национально-региональный (вузовский) ¦100 ¦
¦ ¦компонент ¦ ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦СД.В.09 ¦Курсы по выбору студентов, устанавливаемые ¦100 ¦
¦ ¦вузом (факультетом) ¦ ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦СД.02.00 ¦02 - Художник монументально-декоративного ¦ ¦
¦ ¦искусства (скульптура) ¦ ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦СД.Ф.02.00¦Федеральный компонент ¦ ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦СД.Ф.02-01¦Академическая скульптура и пластическое ¦1320 ¦
¦ ¦моделирование ¦(заня- ¦
¦ ¦Овладение основами академической скульптуры ¦тия ¦
¦ ¦на примере образцов классической культуры и ¦ауди- ¦
¦ ¦живой природы. ¦торные ¦
¦ ¦Овладение техникой круглой скульптуры и рель-¦с пре- ¦
¦ ¦ефа. Приобретение умения работать в различных¦подава-¦
¦ ¦пластических материалах с учетом их специфики¦телем) ¦
¦ ¦для создания пространственных композиций раз-¦ ¦
¦ ¦личной степени сложности ¦ ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦СД.Ф.02-02¦Основы композиции в монументально- ¦ ¦
¦ ¦декоративной скульптуре (пропедевтика) ¦ ¦
¦ ¦Основные закономерности композиции: гармонич-¦ ¦
¦ ¦ное единство; взаимосвязь главного и второс- ¦ ¦
¦ ¦тепенного; единство целого в сочетании с мно-¦ ¦
¦ ¦гообразием частей его; закономерности единс- ¦ ¦
¦ ¦тва противоположностей. Средства гармониза- ¦ ¦
¦ ¦ции: симметрия; тектоника; метр и ритм; конт-¦ ¦
¦ ¦раст; нюанс; пропорции; масштаб и масштаб- ¦ ¦
¦ ¦ность; монументальность; цвет; свет и тень; ¦ ¦
¦ ¦фактура. ¦ ¦
¦ ¦Основные профессиональные понятия в монумен- ¦ ¦
¦ ¦тально-декоративной скульптуре. Введение в ¦ ¦
¦ ¦проблемы архитектурного ансамбля как синтеза ¦ ¦
¦ ¦произведений монументально-декоративных ис- ¦ ¦
¦ ¦кусств ¦ ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦СД.Ф.02-03¦История монументально-декоративной ¦ ¦
¦ ¦скульптуры ¦ ¦
¦ ¦Формирование пластического мышления в перво- ¦ ¦
¦ ¦бытную эпоху. Монументально-декоративная ¦ ¦
¦ ¦скульптура Древнего мира (Древний Египет; Ме-¦ ¦
¦ ¦сопотамия, античность, Эгейский мир, Древняя ¦ ¦
¦ ¦Греция, Этрусия, Древний Рим). Средневековая ¦ ¦
¦ ¦скульптура западной Европы (романская, готи- ¦ ¦
¦ ¦ческая). Возрождение. Барокко. Европейский ¦ ¦
¦ ¦классицизм. Скульптура Древней Руси. Монумен-¦ ¦
¦ ¦тально-декоративная скульптура Нового и Но- ¦ ¦
¦ ¦вейшего времени. Современная монументально- ¦ ¦
¦ ¦декоративная скульптура зарубежных стран и ¦ ¦
¦ ¦России. Место и роль скульптуры в архитектур-¦ ¦
¦ ¦ном и садово-парковом ансамбле ¦ ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦СД.Ф.02-04¦Спец. скульптура ¦ ¦
¦ ¦Практическое применение знаний по академичес-¦ ¦
¦ ¦кой скульптуре для реализации композиционных ¦ ¦
¦ ¦задач в монументально-декоративной пластике. ¦ ¦
¦ ¦Объемно-пространственная пластическая компо- ¦ ¦
¦ ¦зиция с использованием средств гармонизации в¦ ¦
¦ ¦компоновке рельефа, круглой скульптуры; порт-¦ ¦
¦ ¦ретной характеристики; образной обобщенности.¦ ¦
¦ ¦Связь скульптуры с архитектурной средой. ¦ ¦
¦ ¦Понятие декоративности в скульптуре ¦ ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦СД.Ф.02-05¦Основы художественного производства ¦ ¦
¦ ¦Изучение свойств основных материалов, употре-¦ ¦
¦ ¦бляемых в монументально-декоративной скульп- ¦ ¦
¦ ¦туре, теоретически и в процессе практических ¦ ¦
¦ ¦занятий. Выполнение технологической части ¦ ¦
¦ ¦проекта. ¦ ¦
¦ ¦Моделирование заданной архитектурно-простран-¦ ¦
¦ ¦ственной ситуации в рабочем месте. Знакомство¦ ¦
¦ ¦с макетированием в разных материалах: гипс, ¦ ¦
¦ ¦бумага, картон, пенопласт. Выполнение макета ¦ ¦
¦ ¦как части проекта монументально-декоративной ¦ ¦
¦ ¦скульптуры ¦ ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦СД.Ф.02-06¦Проектирование (композиция) в монументально- ¦1700 ¦
¦ ¦декоративной скульптуре ¦(заня- ¦
¦ ¦Проектирование - создание эскиза произведения¦тия ¦
¦ ¦монументально-декоративной скульптуры в архи-¦ауди- ¦
¦ ¦тектурном объекте и выполнение его в натуре в¦торные ¦
¦ ¦различных техниках ¦с пре- ¦
¦ ¦ ¦подава-¦
¦ ¦ ¦телем) ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦СД.Р.02-08¦Национально-региональный (вузовский) ¦100 ¦
¦ ¦компонент ¦ ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦СД.В.02-09¦Курсы по выбору студентов, устанавливаемые ¦100 ¦
¦ ¦вузом (факультетом) ¦ ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦ДС.00 ¦Дисциплины специализаций ¦300 ¦
¦ ¦УМО рекомендует вузам, ведущим образователь- ¦ ¦
¦ ¦ную деятельность по данной специальности, ¦ ¦
¦ ¦включать в учебный план следующие дисциплины:¦ ¦
¦ ¦для квалификации 01 - Художник монументально-¦ ¦
¦ ¦декоративного искусства (живопись) - дисцип- ¦ ¦
¦ ¦лину "Академическая скульптура и пластическое¦ ¦
¦ ¦моделирование"; для квалификации 02 - Худож- ¦ ¦
¦ ¦ник монументально-декоративного искусства ¦ ¦
¦ ¦(скульптура) - дисциплину "Академическая жи- ¦ ¦
¦ ¦вопись" ¦ ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦ФТД.00 ¦Факультативы ¦450 ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦ФТД.01 ¦В том числе "Военная подготовка" ¦450 ¦
¦ ¦либо "БЖД" ¦100 ¦
+----------+---------------------------------------------+-------+
¦Всего часов теоретического обучения ¦10774 ¦
L--------------------------------------------------------+--------
5. Сроки освоения основной образовательной
программы подготовки выпускников по специальности
052200 Монументально-декоративное искусство
5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки выпускников с квалификациями 01. Художник монументально-декоративного искусства (живопись) и 02. Художник монументально-декоративного искусства (скульптура) при очной форме обучения составляет 311 недель, в том числе:
1) теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую и творческую работу студентов, практ

ПРИКАЗ МАП РФ от 14.03.2003 n 63 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА СОСТАВЛЕНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ СМЕТ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ПО СРЕДСТВАМ, ПОЛУЧАЕМЫМ ОТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИНОЙ ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также