РАСПОРЯЖЕНИЕ Минтранса РФ от 14.03.2003 n ОС-154-р О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ВРЕМЕННОГО РУКОВОДСТВА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ МОСТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ (вместе с ВРЕМЕННЫМ РУКОВОДСТВОМ... ОДН 218.0.032-2003)


МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 14 марта 2003 г. N ОС-154-р
О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ "ВРЕМЕННОГО РУКОВОДСТВА
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ МОСТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ
НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ"
В целях совершенствования методического обеспечения организаций, выполняющих работы по диагностике и обследованию мостовых сооружений, повышения эффективности направляемых на эти цели бюджетных ассигнований:
1. Ввести в действие и рекомендовать к опытному применению с 1 марта 2003 года "Временное руководство по определению грузоподъемности мостовых сооружений на автомобильных дорогах" (далее - Временное руководство).
2. Федеральным управлениям автомобильных дорог, управлениям автомобильных магистралей, дирекциям по строительству (реконструкции) федеральных автомобильных дорог организовать использование Временного руководства и осуществление комплекса необходимых мероприятий, направленных на его внедрение при осуществлении работ по диагностике и обследованию мостовых сооружений.
3. Территориальным органам управления дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации рекомендовать использование Временного руководства и осуществление комплекса необходимых мероприятий, направленных на его внедрение при осуществлении работ по диагностике и обследованию мостовых сооружений.
4. Департаменту эксплуатации и сохранности автомобильных дорог (Урманов И.А.) организовать использование Временного руководства при выполнении работ по диагностике и обследованию мостовых сооружений в 2003 году.
5. Управлению инноваций и технического нормирования в дорожном хозяйстве Росавтодора (Чванов В.В.) с участием Информавтодора (Мепуришвили Д.Г.) в установленном порядке обеспечить размещение Временного руководства на интернет-сайте Росавтодора.
6. Департаменту эксплуатации и сохранности автомобильных дорог (Урманов И.А.) по результатам опытного применения в 2003 году Временного руководства внести соответствующие коррективы и представить на утверждение документ для постоянного использования.
7. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на руководителя Департамента эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Урманова И.А.
Заместитель Министра
О.В.СКВОРЦОВ



ОТРАСЛЕВЫЕ ДОРОЖНЫЕ НОРМЫ
ВРЕМЕННОЕ РУКОВОДСТВО
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ МОСТОВЫХ
СООРУЖЕНИЙ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ
ОДН 218.0.032-2003
ПРЕДИСЛОВИЕ
1. Разработан Государственным предприятием "РОСДОРНИИ".
Научно-исследовательским центром "Мосты" ЦНИИС.
ЗАО "ЦНИИПСК им. Мельникова".
Внесен Управлением инноваций и технического нормирования в дорожном хозяйстве Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации.
2. Принят и введен в действие распоряжением Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации от 14.03.2003 N ОС-154-р.
3. Взамен:
ВСН 32-88. Инструкция по определению грузоподъемности железобетонных балочных пролетных строений эксплуатируемых мостов;
ВСН 36-84. Инструкция по определению грузоподъемности сталежелезобетонных балочных пролетных строений автодорожных мостов;
ВСН 12-73. Указания по определению грузоподъемности деревянных мостов с учетом их технического состояния.
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящее Временное руководство распространяется на железобетонные, сталежелезобетонные, металлические и деревянные мостовые сооружения, эксплуатируемые на федеральных автомобильных дорогах, и рекомендуется для применения на всей территории Российской Федерации мостовыми подразделениями органов управления автомобильными дорогами, а также мостоиспытательными станциями, мостовыми проектными и научно-исследовательскими организациями при обследовании и диагностике мостовых сооружений.
Предметом нормирования настоящих ОДН является система назначения классов грузоподъемности мостовых сооружений и методика определения грузоподъемности сооружений с учетом элементов конструкций.
2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ
МОСТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ
2.1. Основные понятия грузоподъемности
2.1.1. Грузоподъемность как характеристика мостового сооружения определяется максимальной полезной нагрузкой, которую может воспринять сооружение при расчетах по первому предельному состоянию.
Основным показателем грузоподъемности мостового сооружения является класс нагрузки. Грузоподъемность устанавливают по классу нагрузки для неконтролируемого и контролируемого режимов движения транспортных средств, а также по общей массе эталонных транспортных средств для неконтролируемого движения.
2.1.2. Для неконтролируемого пропуска (потока) транспортных средств класс нагрузки назначается в виде класса "К" по схеме загружения нагрузки "АК" (рис. 2.1а) <*> вдоль и по ширине ездового полотна для 1-го и 2-го случаев загружения, принятых в СНиП.
--------------------------------
<*> Здесь и далее рисунки не приводятся.
Нагрузка по схеме "АК" на пролетное строение принята в виде равномерно-распределенной нагрузки с интенсивностью "К" кН/м (или 0,1 Кт/м) и одной двухосной тележки с нагрузкой на ось 10К кН (или 1К тс) для каждой полосы движения. При этом тележка устанавливается в наиболее невыгодное положение по длине пролета.
Коэффициенты надежности, динамический, полосности и другие коэффициенты принимают согласно действующему СНиП.
2.1.3. Для пропуска одиночных нагрузок в контролируемом режиме грузоподъемность определяют по схеме загружения НК 80, 4-осного колесного транспортного средства, предусмотренного СНиП (рис. 2.1б). Коэффициент надежности по нагрузке принимают равным 1,1, а динамический коэффициент - 1,0.
2.1.4. Грузоподъемность по общей массе и осевой нагрузке, предназначенной для установки дорожных знаков на дороге, определяют для шести эталонных схем 2 - 7-осных транспортных средств. При расчете их устанавливают в колонну однотипных транспортных средств на расстоянии от 10 до 22 м друг от друга в зависимости от типа эталонной схемы (таблица 2.1), а по ширине ездового полотна как для нагрузки "АК".
Таблица 2.1
СХЕМЫ ЭТАЛОННЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (ТС)
-----------------T---------------------------T-------T-----------¬
¦ Наименование ¦ Схемы эталонных ¦ Общая ¦Расстояние ¦
¦ схемы ¦ транспортных средств ¦база, м¦между тс, м¦
+----------------+---------------------------+-------+-----------+
¦Схема 2-осных ¦0,6Р Р ¦ 4 ¦ 10 ¦
¦автомобилей ¦ ----¬ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ / / ¦ ¦ ¦
¦ ¦ 4 ¦ ¦ ¦
¦ ¦ +---+ ¦ ¦ ¦
+----------------+---------------------------+-------+-----------+
¦Схема 3-осных ¦0,6Р Р Р ¦ 5,4 ¦ 12 ¦
¦автомобилей ¦ -----T----¬ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ / / / ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ 4 ¦1,4 ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ +----+----+ ¦ ¦ ¦
+----------------+---------------------------+-------+-----------+
¦Схема 4-осных ¦0,6Р Р Р Р ¦ 10,4 ¦ 18 ¦
¦автотранспортных¦ -----T---T---¬ ¦ ¦ ¦
¦средств ¦ / / / / ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ 4 ¦ 5 ¦1,4¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ +----+---+---+ ¦ ¦ ¦
+----------------+---------------------------+-------+-----------+
¦Схема 5-осных ¦0,6Р Р Р Р Р ¦ 12,8 ¦ 22 ¦
¦автотранспортных¦ -----T-----T---T---¬ ¦ ¦ ¦
¦средств ¦ / / / / / ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ 4 ¦ 6 ¦1,4¦1,4¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ +----+-----+---+---+ ¦ ¦ ¦
+----------------+---------------------------+-------+-----------+
¦Схема 6-осных ¦0,6Р Р Р Р Р Р ¦ 14,2 ¦ 22 ¦
¦автотранспортных¦ -----T---T-----T---T---¬ ¦ ¦ ¦
¦средств ¦ / / / / / / ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ 4 ¦1,4¦ 6 ¦1,4¦1,4¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ +----+---+-----+---+---+ ¦ ¦ ¦
+----------------+---------------------------+-------+-----------+
¦Схема 7-осных ¦0,6Р Р Р Р Р Р Р ¦ 16,6 ¦ 22 ¦
¦автотранспортных¦-----T---T---T---T---T---¬ ¦ ¦ ¦
¦средств ¦/ / / / / / /¦ ¦ ¦
¦ ¦¦ 4 ¦1,4¦ 4 ¦1,4¦4,4¦1,4¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦+----+---+---+---+---+---+ ¦ ¦ ¦
L----------------+---------------------------+-------+------------
2.1.5. Допускаемая общая масса (грузоподъемность) каждого эталонного транспортного средства определяется путем сопоставления усилий, возникающих от эталонной нагрузки, с усилиями от нагрузки класса "АК", характеризующей грузоподъемность сооружения, путем загружения соответствующих линий (поверхностей) влияния усилий для элементов конструкции.
2.1.6. Для наиболее распространенных видов пролетных строений мостовых сооружений грузоподъемность их по общей массе эталонного транспортного средства определяют по формуле:
К К
ф ф
m = ---- x m = -- x m ,
М К А11 11 А11
А11
где:
m - грузоподъемность по общей массе эталонного транспортного
М
средства для моста;
К - класс нагрузки сооружения;
ф
К - класс нагрузки К = 11;
А11 А11
m - допустимая общая масса транспортного средства,
А11
соответствующая классу по грузоподъемности сооружению, равному А11
(по таблице 2.2).
Если при этом вычисленная величина m адекватна для конкретной
М
эталонной схемы осевой массы выше 12 тонн, определяемую величину
m снижают до значения, соответствующего осевой массе 12 тонн (см.
М
таблицу 2.3).
Таблица 2.2
ПРЕДЕЛЬНЫЕ МАССЫ ЭТАЛОННЫХ ТРАНСПОРТНЫХ
СРЕДСТВ (В ТОННАХ) ДЛЯ ПРОПУСКА ПО МОСТАМ,
ЗАПРОЕКТИРОВАННЫМ ПОД НАГРУЗКУ А11 (НЕКОНТРОЛИРУЕМЫЙ
РЕЖИМ ДВИЖЕНИЯ БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЯ НАГРУЗКИ НА ОСЬ)
-----------------T-----------------------------------------------¬
¦ Длина ¦ Количество осей в экипаже ¦
¦ загружения +-------T-------T-------T-------T-------T-------+
¦ ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦
+----------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ 3 м ¦ 19 ¦ 28 ¦ 39 ¦ 46 ¦ 55 ¦ 71 ¦
+----------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ 6 м ¦ 26 ¦ 28 ¦ 38 ¦ 37 ¦ 43 ¦ 69 ¦
+----------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ 9 м ¦ 30 ¦ 30 ¦ 42 ¦ 43 ¦ 52 ¦ 64 ¦
+----------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ 12 м ¦ 31 ¦ 31 ¦ 40 ¦ 42 ¦ 50 ¦ 57 ¦
+----------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ 15 м ¦ 30 ¦ 31 ¦ 39 ¦ 42 ¦ 46 ¦ 49 ¦
+----------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ 18 м ¦ 28 ¦ 31 ¦ 40 ¦ 41 ¦ 44 ¦ 45 ¦
+----------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ 21 м ¦ 25 ¦ 30 ¦ 39 ¦ 40 ¦ 42 ¦ 44 ¦
+----------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ 24 м ¦ 25 ¦ 30 ¦ 40 ¦ 42 ¦ 44 ¦ 45 ¦
+----------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ 33 м ¦ 22 ¦ 26 ¦ 38 ¦ 40 ¦ 42 ¦ 44 ¦
+----------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ 42 м ¦ 20 ¦ 24 ¦ 37 ¦ 42 ¦ 43 ¦ 44 ¦
+----------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ 63 м ¦ 19 ¦ 24 ¦ 34 ¦ 40 ¦ 42 ¦ 44 ¦
+----------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ 84 м ¦ 20 ¦ 24 ¦ 37 ¦ 41 ¦ 42 ¦ 50 ¦
+----------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ 105 м ¦ 18 ¦ 24 ¦ 37 ¦ 40 ¦ 42 ¦ 44 ¦
+----------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ 126 м ¦ 18 ¦ 24 ¦ 37 ¦ 41 ¦ 43 ¦ 46 ¦
+----------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ 150 м ¦ 18 ¦ 24 ¦ 37 ¦ 41 ¦ 43 ¦ 45 ¦
L----------------+-------+-------+-------+-------+-------+--------
Таблица 2.3
ПРЕДЕЛЬНЫЕ МАССЫ ЭТАЛОННЫХ ТРАНСПОРТНЫХ
СРЕДСТВ (В ТОННАХ) ДЛЯ ПРОПУСКА ПО МОСТАМ,
ЗАПРОЕКТИРОВАННЫМ ПОД НАГРУЗКУ А11 (НЕКОНТРОЛИРУЕМЫЙ
РЕЖИМ ДВИЖЕНИЯ ПРИ НАГРУЗКЕ НА ОСЬ P
МЕНЬШЕ/РАВНО 12 ТС)
-----------------T-----------------------------------------------¬
¦ Длина ¦ Количество осей в экипаже ¦
¦ загружения +-------T-------T-------T-------T-------T-------+
¦ ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦
+----------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ 3 м ¦ 18 ¦ 28 ¦ 39 ¦ 46 ¦ 55 ¦ 71 ¦
+----------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ 6 м ¦ 18 ¦ 28 ¦ 38 ¦ 37 ¦ 43 ¦ 69 ¦
+----------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ 9 м ¦ 18 ¦ 30 ¦ 42 ¦ 43 ¦ 52 ¦ 64 ¦
+----------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ 12 м ¦ 18 ¦ 31 ¦ 40 ¦ 42 ¦ 50 ¦ 57 ¦
+----------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ 15 м ¦ 18 ¦ 31 ¦ 39 ¦ 42 ¦ 46 ¦ 49 ¦
+----------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ 18 м ¦ 18 ¦ 31 ¦ 40 ¦ 41 ¦ 44 ¦ 45 ¦
+----------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ 21 м ¦ 18 ¦ 30 ¦ 39 ¦ 40 ¦ 42 ¦ 44 ¦
+----------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ 24 м ¦ 18 ¦ 30 ¦ 40 ¦ 42 ¦ 44 ¦ 45 ¦
+----------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ 33 м ¦ 18 ¦ 26 ¦ 38 ¦ 40 ¦ 42 ¦ 44 ¦
+----------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ 42 м ¦ 18 ¦ 24 ¦ 37 ¦ 42 ¦ 43 ¦ 44 ¦
+----------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ 63 м ¦ 18 ¦ 24 ¦ 34 ¦ 40 ¦ 42 ¦ 44 ¦
+----------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ 84 м ¦ 18 ¦ 24 ¦ 37 ¦ 41 ¦ 42 ¦ 50 ¦
+----------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ 105 м ¦ 18 ¦ 24 ¦ 37 ¦ 40 ¦ 42 ¦ 44 ¦
+----------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ 126 м ¦ 18 ¦ 24 ¦ 37 ¦ 41 ¦ 43 ¦ 46 ¦
+----------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦ 150 м ¦ 18 ¦ 24 ¦ 37 ¦ 41 ¦ 43 ¦ 45 ¦
L----------------+-------+-------+-------+-------+-------+--------
2.1.7. Возможность пропуска конкретных или тяжеловесных транспортных средств с массой или осевыми нагрузками, превышающими установленную для сооружения грузоподъемность по эталонной нагрузке, определяют соответствующим расчетом с учетом пропуска нагрузки в контролируемом режиме.
2.1.8. Регулирование движения в неконтролируемом режиме по мосту с установленной грузоподъемностью по эталонным нагрузкам осуществляют с помощью соответствующих дорожных знаков по ГОСТ 10807-78 и ГОСТ 23457-86:
ограничение массы (знак 3.11) при грузоподъемности ниже, чем по АК = 11;
ограничение скорости автомобиля (знак 3.24), если это необходимо из-за состояния покрытия, деформационных швов, узла сопряжения моста с насыпью для снижения динамического воздействия;
ограничение интервала (знак 3.16) между грузовыми транспортными средствами для определенной группы автопоездов или автомобилей.
Если мостовое сооружение соответствует классу нагрузки не ниже A11, то все виды транспортных средств по схемам (таблица 2.1) и параметрам (таблица 2.3) должны пропускаться по сооружению в неконтролируемом режиме. При сниженной грузоподъемности сооружения для каждого транспортного средства по схеме таблицы 2.1 определяют наибольшую величину его массы, при которой транспортное средство может пропускаться по мостовому сооружению в неконтролируемом режиме. Перед сооружением устанавливают два знака 3.11 "ограничение массы" для 2-х и 3-осных автомобилей и отдельно для автопоездов. При этом знаки грузоподъемности для автопоездов устанавливают с указанием числа осей и соответственно допустимой их массы. Следует также устанавливать стенд с информацией при въезде на данный участок дороги с мостом и дублирующие стенды за 3 - 5 км от сооружения (на стендах, знаках указывают количество осей и соответствующие значения массы).
2.1.9. Грузоподъемность сооружения определяется несущей способностью наиболее слабого элемента. Расчет несущей способности элементов мостового сооружения следует производить с учетом фактических геометрических размеров элементов, влияния дефектов и повреждений на распределение усилий от постоянных и временных нагрузок на несущую способность элементов, с учетом прочностных и деформативных свойств материалов (бетона, арматуры, стали, древесины и др.) на рассматриваемый период времени.
2.1.10. Во всех случаях решению этих задач должно предшествовать обследование мостового сооружения, включающее:
- ознакомление с технической документацией для установления данных по сооружению и характера изменения его состояния, а именно: устанавливают год проектирования или строительства пролетного строения, нормативную временную вертикальную нагрузку, под которую запроектировано сооружение; по проекту - полную геометрию пролетного строения, конструкцию проезжей части и тротуаров, а также коммуникаций на мосту; типовой проект, по которому было возведено пролетное строение, если конструкция типовая; данные по авариям, связанным с повреждениями несущих элементов пролетного строения; грузоподъемность пролетного строения по предыдущему обследованию и время его проведения;
- уточнение расчетной схемы сооружения (пролетных строений, опор и их элементов) при необходимости с проведением испытаний;
- определение геометрических характеристик элементов по результатам замеров сечений (площади сечения элементов и их размеров, моментов сопротивления сечения, статических моментов и др.); для железобетонных конструкций определяют также положение арматуры, класс, ее количество и площадь в расчетных сечениях по проекту и исполнительной документации или производят вскрытие или просвечивание арматуры конструкций;
- определение прочностных и деформативных характеристик материалов конструкции (прочности бетона на сжатие, марки стали и арматуры, вида древесины); установление расчетных сопротивлений материалов и модуля упругости, которые следует принимать при определении несущей способности сечения;
- определение (прямым или косвенным путем) соответствия фактических размеров несущих элементов конструкций конструктивным требованиям проекта или СНиПа (по толщине элементов, защитному слою, расположению арматуры и др.);
- выявление дефектов и повреждений конструкций, влияющих на снижение грузоподъемности элементов и сооружения в целом.
2.1.11. Класс бетона и арматуры, их состояние определяют по технической документации или результатам натурных исследований (см. п. п. 3.1.13 - 3.1.15). Дополнительно необходима проверка на карбонизацию бетона и содержание в нем хлоридов, что позволяет предвидеть вероятность роста коррозии арматуры без вскрытия и оценивать качество бетона и арматуры при определении грузоподъемности железобетонных конструкций на ближайшую перспективу.
2.1.12. Прочностные характеристики и параметры пластичности и свариваемости сталей следует оценивать по рабочим чертежам КМ и КМД, данным заводских сертификатов либо по результатам испытаний образцов. В результате оценки должны быть установлены: фактическая марка стали, фактические свойства стали и их соответствие требованиям стандарта на сталь этой марки, действовавшим в период изготовления конструкций. Если металлоконструкции обследуемого сварного пролетного строения изготовлены до 1968 г. и минимальная температура воздуха может быть ниже минус 25 °C, то необходима дополнительная проверка хладостойкости стали с отбором специальных образцов и проб.
В первую очередь необходимо использовать имеющиеся сертификаты на стальной прокат, которые хранятся в архивах завода металлоконструкций.
2.1.13. Лабораторные исследования и испытания образцов, которые готовят из проб, отобранных из элементов обследуемых конструкций, проводят при отсутствии сертификатов или при недостаточности (противоречивости) содержащихся в них сведений, а также при обнаружении в конструкциях повреждений, которые могли быть вызваны низким качеством стали. В необходимых случаях исследования проводят при изыскании дополнительных резервов фактической несущей способности конструкций. При лабораторных исследованиях стали производят химический анализ, испытание образцов на растяжение и на ударный изгиб, выявление распределения сернистых включений в металл и металлографическое исследование.
2.1.14. На деревянных мостах состояние древесины и элементов оценивают по результатам внешнего осмотра материалов конструкции. Вид использованной древесины и другие характеристики принимают по данным технической документации.
2.1.15. Выявление дефектов и повреждений в конструкциях, которые могут влиять на грузоподъемность мостовых сооружений, производят при внешнем осмотре всех несущих элементов и других деталей. Это плита проезжей части, пролетные строения (балки, фермы и т.д.) и связи между ними, элементы опор и фундаментов.
В сталежелезобетонных пролетных строениях для оценки грузоподъемности необходимо проверять состояние плиты и ее соединение со стальными главными балками, т.к. отсутствие или разрушение цементного раствора между плитой и верхним поясом балки приводит к расстройству соединений, а расстройство связи плиты с балкой, в виде жестких упоров, ведет к резкому падению грузоподъемности пролетного строения.
В железобетонных конструкциях общее их состояние оценивают по состоянию арматуры, бетона, узлов сопряжения и соединения. Особое внимание необходимо обращать на состояние предварительно напряженных элементов, т.к. коррозия арматуры и потеря предварительного напряжения в конструкции также сильно снижают ее грузоподъемность.
В металлических конструкциях необходимо обращать внимание на коррозию металла и качество заклепочного, болтового и сварного соединений. В деревянных мостах выявляют места загнивания древесины, а также расстройство узлов сопряжения и соединения деталей и элементов.
2.1.16. Работы по обследованию сооружения проводят в соответствии с требованиями нормативных документов.
2.2. Основные принципы расчета грузоподъемности
2.2.1. Для установления грузоподъемности сооружения следует определять с учетом имеющихся изменений в статической схеме и влияния дефектов:
предельные усилия для расчетных элементов конструкций по
предельному состоянию (несущая способность S );
пред
расч
усилия, возникающие от постоянной нагрузки (S ) и от
пост
расч
пешеходов (S );
тол
долю усилия в расчетном элементе конструкции, которую можно
допустить от временной нагрузки, определяемой грузоподъемность
расч
сооружения (S ).
вр
2.2.2. Грузоподъемность, устанавливаемую по схеме нагрузки АК,
НК 80 и эталонным транспортным средствам, определяют, вычисляя
усилия от этих нагрузок S и сопоставляя их со значением
вр
расч расч
расчетного усилия (S ), при соблюдении условия: S = (S ).
вр вр вр
Класс нагрузки "К" принимают с точностью до 0,1 величины.
Одиночную массу по схеме НК 80 и эталонной нагрузки - до 1 тонны,
а осевой - до 0,1 тн.
2.2.3. Если грузоподъемность элементов сооружения выражается
через нагрузки по схеме АК или эталонных транспортных средств, то
долю расчетных усилий от временных нагрузок вычисляют для первого
случая загружения по СНиП, предусматривающего размещение нагрузки
на проезжей части, в которую не входят полосы безопасности, по
формуле:
расч расч расч расч
[S] = S - S - S - S . (2.1)
вр пред пост тол прочие
Если движение по сооружению осуществляется временно (например,
при производстве ремонтных работ и т.д.) по полосам безопасности
(второй случай загружения по СНиП), нагрузку от пешеходов на
тротуаре в формуле 2.1 допускается не учитывать.
Если грузоподъемность сооружения выражается через одиночную
нагрузку по схеме НК 80 с загружением согласно СНиП, то
допускаемые значения расчетных усилий от временных нагрузок
вычисляются по формуле (2.1) без учета нагрузки от пешеходов,
т.е.:
расч расч расч
[S] = S - S - S . (2.2)
вр пред пост прочие
В формулах 2.1 и 2.2 S - предельное усилие, воспринимаемое
пред
элементом конструкции и рассчитываемое согласно указаниям разделов
расч
3 - 6; S - расчетное усилие в сечении от постоянной нагрузки и
пост
расч
S - усилие от толпы на тротуаре, определяемое по СНиП,
тол
расч
[S] - предельное значение расчетного усилия от временной
вр расч
нагрузки, воспринимаемой элементом, S - усилия от других
прочие
нагрузок и воздействий, учитываемых совместно с вертикальной
нагрузкой от транспортных средств, определяемой по СНиП.
2.2.4. Задача определения грузоподъемности может быть решена
как теоретически, так и экспериментально-теоретическими методами.
Теоретический метод следует применять в случаях достаточной
информационной базы (возможности вычисления действительной
жесткости элементов конструкции, имеющих дефекты, и возможности
выбора конкретной расчетной схемы при наличии дефектов отдельных
связей в пространственной системе пролетного строения и ее
расчета).
При теоретическом методе значения S от временной подвижной
вр
вертикальной нагрузки вычисляют по результатам загружения линий
(поверхностей) влияния усилий в рассчитываемых элементах с учетом
дефектов (и без них), применяя, в основном, расчетные программы,
разработанные многими учебными, научно-исследовательскими и
проектными институтами (МАДИ, ЦНИИС, Союздорпроект, ГипродорНИИ,
его филиалы и др.), позволяющие получать ординаты линий
(поверхностей) влияния усилий в балках и опорах.
Для построения ординат поперечных линий (поверхностей) влияния в пролетных строениях с дефектами могут быть также использованы соответствующие таблицы Приложений Б и В для железобетонных конструкций.
2.2.5. Экспериментально-теоретический метод используют в случаях, когда влияние дефектов конструкции не может быть определено теоретически.
При этом методе определяют экспериментально жесткостные характеристики (деформации) отдельных элементов в пространственной системе пролетного строения и ординаты для построения поперечных линий влияния усилий на главные балки пролетных строений. По этим данным определяют грузоподъемность как в теоретическом методе.
Для определения усилий в железобетонных главных балках используют экспериментально полученные по результатам испытания моста поперечные линии влияния прогибов, кривизны или относительные удлинения (в уровне центра тяжести растянутой арматуры). Результатом обработки этих данных являются ординаты линии влияния коэффициентов поперечного распределения усилий в середине пролета главных балок.
2.2.6. Необходимость проведения испытания сооружения устанавливает организация, проводящая обследование, в зависимости от характера обнаруженных дефектов и возможности теоретического учета их влияния, а также от полноты информации о сооружении и возможности выявления всех дефектов при обследовании.
Статистические испытания проводят для определения прогибов и других характерных деформаций в сечениях главных балок, необходимых для расчета усилий. Подбор испытательной нагрузки производят расчетным путем. Испытания организуют в соответствии со СНиП 3.06.07-86.
2.2.7. Грузоподъемность мостового сооружения принимают по минимальной грузоподъемности, определяемой несущей способностью заведомо слабых элементов по усилиям, возникающим в основных расчетных сечениях элементов или сечениях с дефектами, влияющими на несущую способность элемента и (или) сооружения в целом.
2.2.8. Перечень основных дефектов и характер их влияния на расчетную схему, геометрические характеристики элементов, прочностные и деформативные свойства материалов, несущую способность и распределение усилий между элементами приведены в соответствующих разделах по определению грузоподъемности для железобетонных, металлических, сталежелезобетонных и деревянных пролетных строений и соответствующих опор.
2.2.9. При определении грузоподъемности пролетных строений и
опор коэффициенты надежности гамма для временных подвижных
вертикальных нагрузок, сочетания нагрузок, динамические
коэффициенты 1 + мю и коэффициенты S , учитывающие воздействие
1
нагрузки с нескольких полос движения, принимают согласно
требованиям действующих СНиП, а также рекомендаций п. 2.2.10 -
2.2.13 и разделов 3 - 7 настоящего документа.
2.2.10. В случае разрушения покрытия проезжей части или наличия на нем неровностей, а также порожков около деформационных швов и в местах сопряжения с насыпью повышенные значения динамических коэффициентов устанавливают по результатам испытания сооружения на динамические нагрузки. При этом обязательно также проверяют грузоподъемность с динамическим коэффициентом по данным СНиП.
2.2.11. При разрушении покрытия на всей длине проезжей части с периодически повторяющимися выбоинами и наплывами и повышенными переломами продольного профиля над опорами значения динамических коэффициентов для железобетонных мостов следует принимать как временное до устранения дефекта согласно методике определения транспортно-эксплуатационных качеств мостовых сооружений.
2.2.12. Коэффициенты надежности и другие коэффициенты условия работ, используемые для вычисления от толпы на тротуарах, принимают по действующему СНиП.
2.2.13. Усилия от постоянных нагрузок для конструкций определяют по общим правилам строительной механики и принятой системы сбора нагрузок при проектировании пролетных строений и опор.
Постоянные нагрузки принимают по данным проектной и
исполнительной документации. В этих случаях коэффициенты
надежности и условий работ следует принимать в соответствии с
требованиями действующего СНиП. Если получены действительные
данные по собственному весу и размерам конструкции пролетного
строения, то в зависимости от точности и числа замеров этих данных
коэффициент надежности гамма по нагрузке от собственного веса
m
гамма принимают следующим:
m
от веса несущих элементов (балка, плита, стойки, стенки,
ригели и т.д.) при числе замеров 6 и более гамма = 1,05 (0,9),
m
а при числе замеров менее 6 гамма = 1,1 (0,9);
m
от веса слоев одежды мостового полотна (изоляция, защитный и
выравнивающий слой) при числе замеров 6 и более
гамма = 1,15 (0,95),
m
а при числе замеров менее 6 гамма = 1,2 (0,95).
m
Вес покрытия проезжей части и тротуаров гамма = 1,2.
m
Коэффициенты надежности, указанные в скобках и без скобок, принимают в соответствии с указаниями СНиП.
Во всех случаях принятая величина постоянной нагрузки должна быть не менее чем нормативная нагрузка по проекту.
3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ
ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ
3.1. Определение предельных усилий в элементах
3.1.1. Методика определения грузоподъемности в данном разделе распространяется, в основном, на балочные разрезные, балочно-неразрезные и другие типы балочных пролетных строений мостовых сооружений из предварительно-напряженного и обычного железобетона. Расчетные положения могут быть использованы для других типов конструкций (арок, сводов и др.).
3.1.2. Предельные усилия S в расчетных сечениях несущих
пред
элементов по условиям достижения предельного состояния при
известном армировании определяют по указаниям действующего СНиП с
учетом дефектов, снижающих несущую способность (обрывы, погнутость
и коррозия стержней арматуры, уменьшение площади сжатой зоны
бетона). Дефекты учитывают путем натурных измерений сечений или
введения коэффициентов условий работы по п. 3.1.16.
3.1.3. Расчетные сечения по прочности принимают в местах наибольших усилий в пролетных строениях, местах опасных дефектов, снижающих предельные усилия, а также в сечениях с резким изменением их размеров.
Так, в разрезных главных балках включают нормальное сечение в середине пролета, а в наклонных - сечения у опоры и в четверти пролета с учетом характера расположения арматуры и изменения размеров стенки.
В неразрезных балках при расчетах включают середину промежуточных пролетов и сечения на промежуточных опорах.
В крайних пролетах рассчитывают сечения, расположенные на расстоянии 0,4 длины пролета от крайней опоры. Наклонные сечения проверяют у промежуточных и крайних опор.
В плите проезжей части проверяют середину пролета и опорные сечения каждого расчетного направления плиты.
В арочных пролетных строениях проверяют сечения в арках в местах наибольших усилий, стойках и плите надарочного строения с учетом особенности их работы (совместно с элементами арки или при иной форме соединения с аркой).
3.1.4. В элементах пролетных строений из обычного железобетона, запроектированных до введения в действие СНиП II-Д.7-62, предельные по прочности изгибающие моменты в расчетном сечении при отсутствии данных об армировании (кроме типа арматуры) определяют по формуле:
R
1 а
М = М -------- m m , (3.1)
пред из [сигма ] ф ар
а
где:
М - расчетный изгибающий момент в сечении по нормам года
из
проектирования;
R - расчетное сопротивление арматуры по п. 3.1.11;
а
[сигма ] - допускаемое напряжение и растяжение для арматуры по
а
нормам года проектирования (таблица 3.1);
m - коэффициент, учитывающий дефекты по п. 3.1.16.; при их
ф
отсутствии m = 1,0;
ф
m - коэффициент, учитывающий арочный эффект по п. 3.1.17.
ар
Таблица 3.1
ДОПУСКАЕМЫЕ НАПРЯЖЕНИЯ
----------------T-----------------------T------------------------¬
¦ Годы ¦Допускаемые напряжения ¦ Марка бетона пролетных ¦
¦проектирования ¦для арматуры [сигма ], ¦строений R , кгс/кв. см¦
¦ ¦ а ¦ 28 ¦
¦ ¦ кгс/кв. см ¦ ¦
¦ +----------------T------+-----------T------------+
¦ ¦основные стержни¦хомуты¦монолитных ¦ монолитных ¦
¦ +--------T-------+------+с пролетами¦с пролетами ¦
¦ ¦ Ст. 2, ¦ Ст. 5 ¦Ст. 2,¦ до 20 м ¦более 20 м и¦
¦ ¦ Ст. 3 ¦ ¦Ст. 3 ¦ ¦ сборных ¦
+---------------+--------+-------+------+-----------+------------+
¦ 1929 - 1930 ¦ 1100 ¦ - ¦ 900 ¦ 130 ¦ 130 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 1931 - 1937 ¦ 1250 ¦ - ¦ 1250 ¦ 170 ¦ 200 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 1938 - 1961 ¦ 1250 ¦ 1500 ¦ 1250 ¦ 170 ¦ 300 ¦
L---------------+--------+-------+------+-----------+-------------
Примечание. Для других типов стали [сигма ] = 0,5 [сигма ].
а т
3.1.5. В опорных сечениях изгибаемых элементов пролетных
строений из обычного железобетона, запроектированных до введения в
действие СНиП II-Д.7-62, предельную по прочности поперечную силу
определяют по формуле:
R Q
расч а от
Q = m --------- x -------- x c x sin альфа +
аД [сигма ] _
от 0,8h /2
R Q
а ч
+ m ---------- x ---- c + Q , (3.2)
аД [сигма ] 0,8h в
хом
где:
[сигма ], [сигма ] - допускаемые напряжения на отгибы и
от хом
хомуты по нормам года проектирования для арматуры соответствующего
типа;
h - высота поперечного сечения элемента;
альфа - угол, рад., принимаемый соответственно для балок пи/4
и плит пи/6;
c = гамма h - длина проекции критического наклонного сечения
(принимают не более 2h);
_ R
/В a sin альфа
гамма = / -; А = 1,25 [--------- m --------- Q +
А [сигма ] аД _ от
от /2
R
а
+ ---------- m Q ];
[сигма ] аД б
хом
Q = В x h / c - поперечная сила, передаваемая на бетон;
б
В = 1,6R b h;
bt
Q , Q - поперечная сила, передаваемая на отгибы и хомуты,
от х
определяемая по таблице 3.2;
m - коэффициент, учитывающий дефекты по п. 3.1.16;
аД
R , R - по действующему СНиП.
bt а
Таблица 3.2
РАСЧЕТНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ПОПЕРЕЧНОЙ СИЛЫ
---------------------T-------------------------------------------¬
¦Расчетная поперечная¦ Год проектирования пролетного строения ¦
¦ сила +-------------T-------------T---------------+
¦ ¦ 1931 - 1937 ¦ 1938 - 1961 ¦ 1926 - 1930 ¦
¦ ¦ ¦ (l < 12 м) ¦ 1938 - 1961 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ (l > 12 м) ¦
+--------------------+-------------+-------------+---------------+
¦Q (на отгибы) ¦ -0,55Q ¦ 0,42Q ¦ 0,70Q ¦
¦ от ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+-------------+-------------+---------------+
¦Q (на хомуты) ¦ 0,20Q ¦ 0,18Q ¦ 0,30Q ¦
¦ х ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+-------------+-------------+---------------+
¦Q (на бетон) ¦ 0,25Q ¦ 0,40Q ¦ 0 ¦
¦ б ¦ ¦ ¦ ¦
L--------------------+-------------+-------------+----------------
Примечание. Q - полная поперечная сила в расчетном сечении по нормам года проектирования.
3.1.6. Изгибающий момент М и поперечную силу Q,
из
соответствующие нормам года проектирования, определяют как
максимальные расчетные усилия от всех основных сочетаний
вертикальных постоянных и временных нагрузок, принятых по нормам
года проектирования. Усилия, определяемые от сочетаний, в которых
учитывается гусеничная или колесная нагрузка по нормам 1931 - 1953
гг., следует уменьшить в 1,3 раза.
3.1.7. Нагрузку от собственного веса бетонных и железобетонных элементов вычисляют с учетом данных по плотности бетона и железобетона в кг/куб. м (таблица 3.3).
Таблица 3.3
ПЛОТНОСТЬ БЕТОНА
-----------------T-----------------------------------------------¬
¦ Материал ¦ Плотность бетона и железобетона, кг/куб. см, ¦
¦ ¦ для пролетных строений проектировок ¦
¦ +------------------------T----------------------+
¦ ¦ 1906 - 1937 гг. ¦ 1938 - 1961 гг. ¦
+----------------+------------------------+----------------------+
¦Бетон ¦ 2200 ¦ 2400 ¦
+----------------+------------------------+----------------------+
¦Железобетон ¦ 2400 ¦ 2600 ¦
L----------------+------------------------+-----------------------
3.1.8. Схемы и параметры временных подвижных вертикальных нагрузок, а также правила их установки, коэффициенты полосности и динамический принимают по нормам соответствующего года проектирования. Сведения о действовавших нормах проектирования приведены в Приложении А.
3.1.9. При отсутствии данных о проектных нагрузках, допустимых
напряжениях и времени проектирования из архивных и других
источников устанавливают год окончания строительства. Для
установления года проектирования от года окончания строительства
отнимают: для малых мостов 2 - 3 года, средних мостов 3 - 4 года,
больших мостов 4 - 5 лет. Если год проектирования совпадает с
годом замены норм, в расчет принимают данные, определяющие меньшее
значение усилий (М , Q).
из
3.1.10. Если в нормах приведены два класса временных нагрузок (например, Н-8 и Н-10, НГ-30 и НГ-60), а сведения о действительно заложенной в проекте нагрузке отсутствуют, при расчете несущей способности следует принимать из двух более легкую нагрузку. Для мостов постройки 1948 г. применение нагрузки Н-13 должно быть обосновано документальными данными. При отсутствии их в расчет вводят нагрузку Н-10.
3.1.11. Расчетные сопротивления стержневой и высокопрочной арматуры растяжению и сжатию принимают по действующему СНиП для предельных состояний первой и второй групп. Если для стержневой арматуры на момент строительства по соответствующему стандарту браковочный минимум предела текучести был принят ниже, чем по СНиП (как правило, по стандартам до 1961 г.), то расчетные сопротивления этой арматуры растяжению определяют для предельных состояний первой и второй групп по формуле:
R = R / гамма , (3.3)
а sn s
где:
R - нормативное сопротивление арматуры, принимаемое по
sn
указаниям п. 3.1.12;
гамма - коэффициент надежности по арматуре, принимаемый для
s
предельных состояний по первой группе; для класса арматуры АI,
АII, АIII (при диаметре 6 - 8 мм) - 1,16; для класса арматуры
AIII (при диаметре 10 - 40 мм) - 1,13; для класса арматуры АIV и
АтIV - 1,26; для предельных состояний по второй группе - 1,0.
3.1.12. За нормативные сопротивления R стержневой арматуры,
sn
высокопрочной проволоки и арматурных канатов принимают минимальные
гарантируемые (с надежностью 0,95) значения предела текучести
(физического или условного, равного значению напряжений,
соответствующих остаточному относительному удлинению 0,2%).
Указанные минимальные гарантируемые значения предела текучести
определяют по стандартам, приведенным в технической документации,
а при отсутствии ее - по стандартам, соответствующим году
проектирования, в соответствии с отмененными ГОСТ 5781-51,
ГОСТ 5781-53 и ГОСТ 45781-58. Арматурная сталь периодического
профиля марки Ст. 5 (в настоящее время класс АII) имеет
браковочный минимум предела текучести R = 274 МПа (2800 кгс/кв.
sn
см), а с 1961 г. - 294 МПа (3000 кгс/кв. см).
Значения допускаемого напряжения или расчетного сопротивления арматуры определяют также по нормам, соответствующим году проектирования (см. таблицу 3.2).
3.1.13. Количество, расположение и класс арматуры в несущих элементах определяют по технической документации. Если документация отсутствует, то по геометрическим параметрам пролетного строения определяют его принадлежность к тому или иному типовому проекту. Если одни и те же геометрические параметры пролетного строения отвечают нескольким типовым проектам или нескольким вариантам армирования в одном типовом проекте, вскрывают арматуру или необходимые данные устанавливают методами интроскопии.
3.1.14. Класс бетона определяют по технической документации; если документация отсутствует, то по соответствующим типовым проектам или нормам, соответствующим году проектирования (см. таблицу 3.2). При отсутствии проектных и других данных по бетону его расчетные сопротивления определяют на основании изучения прочностных свойств неразрушающими методами (молотка Шмидта, Кашкарова, методом вырыва и др.) по стандартам, действующим на период обследования. Класс бетона по прочности, коэффициент надежности принимают по СНиП для действительной марки бетона.
3.1.15. Степень поражения арматуры коррозией устанавливают:
при ширине раскрытия трещин 0,5 мм и более прямым измерением со вскрытием защитного слоя выборочно в местах расчетных сечений;
при ширине раскрытия трещин менее 0,5 мм косвенным методом по графику (рис. 3.1) с экстраполяцией в необходимых случаях, принимая при этом за момент образования трещины год постройки моста.
3.1.16. Все расчетные характеристики бетона и арматуры, а также основные расчетные положения принимаются согласно действующему СНиПу с учетом указаний раздела 2 настоящего ОДН.
Перечень основных дефектов приведен в таблице 3.4. В таблице приводится характер влияния дефекта на элемент и методы его учета. Дефекты элемента учитывают либо прямым изменением его размера, либо с помощью введения коэффициентов в расчетные формулы.
Таблица 3.4
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ДЕФЕКТОВ
----T-------------------T--------------------T-------------------¬
¦ N ¦ Вид дефекта ¦ Характер влияния ¦ Форма учета ¦
¦п/п¦ ¦ на элемент ¦ ¦
+---+-------------------+--------------------+-------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+---+-------------------+--------------------+-------------------+
¦1. ¦Коррозия рабочей ¦Ослабление сечения ¦Учитывать фактичес-¦
¦ ¦арматуры в растяну-¦растянутой арматуры,¦кие размеры площади¦
¦ ¦той зоне (глубина ¦снижение несущей ¦арматуры по резуль-¦
¦ ¦поражения дельта >=¦способности балок на¦татам замера ¦
¦ ¦0,025d) ¦изгиб и жесткости ¦ ¦
+---+-------------------+--------------------+-------------------+
¦2. ¦Разрыв отдельных ¦То же ¦То же ¦
¦ ¦стержней рабочей ¦ ¦ ¦
¦ ¦арматуры или прово-¦ ¦ ¦
¦ ¦лок пучков в растя-¦ ¦ ¦
¦ ¦нутой зоне ¦ ¦ ¦
+---+-------------------+--------------------+-------------------+
¦3. ¦Искривление (смя- ¦- " - ¦Согласно п. 2.1.16 ¦
¦ ¦тие) стержней рабо-¦ ¦ ¦
¦ ¦чей арматуры растя-¦ ¦ ¦
¦ ¦нутой зоны ¦ ¦ ¦
+---+-------------------+--------------------+-------------------+
¦4. ¦Коррозия арматуры ¦Снижение несущей ¦Согласно п. 2.1.16 ¦
¦ ¦хомутов и отогнутых¦способности балок на¦ ¦
¦ ¦стержней или их ¦поперечную силу ¦ ¦
¦ ¦разрыв ¦ ¦ ¦
+---+-------------------+--------------------+-------------------+
¦5. ¦Повреждение бетона ¦ ¦ ¦
¦ ¦сжатой зоны балок: ¦ ¦ ¦
¦ ¦раковины, сколы ¦Ослабление сечения ¦Учитывать фактичес-¦
¦ ¦ ¦сжатой зоны балок ¦кие размеры сечения¦
¦ ¦ ¦ ¦по результатам за- ¦
¦ ¦ ¦ ¦мера ¦
¦ ¦разрыхление бетона ¦Снижение прочности ¦Учет фактической ¦
¦ ¦ ¦бетона сжатой зоны ¦прочности (см. п. ¦
¦ ¦ ¦ ¦2.1.14) ¦
¦ ¦продольные трещины ¦Разрушение сжатой ¦Выключение из рабо-¦
¦ ¦(вдоль действия ¦зоны бетона (полное ¦ты этих балок или ¦
¦ ¦сил) ¦или частичное) ¦учет их в работе по¦
¦ ¦ ¦ ¦результатам испыта-¦
¦ ¦ ¦ ¦ния ¦
+---+-------------------+--------------------+-------------------+
¦6. ¦Повреждение бетона ¦ ¦ ¦
¦ ¦в зоне главных нап-¦ ¦ ¦
¦ ¦ряжений балок (при-¦ ¦ ¦
¦ ¦опорное сечение): ¦ ¦ ¦
¦ ¦раковины, сколы ¦Снижение прочности ¦Учет фактических ¦
¦ ¦ ¦балок за счет ¦размеров сечения ¦
¦ ¦ ¦уменьшения сечения ¦путем замера с на- ¦
¦ ¦ ¦ ¦туры ¦
¦ ¦разрыхление бетона ¦снижения прочности ¦Учет фактической ¦
¦ ¦ ¦ ¦прочности бетона ¦
¦ ¦ ¦ ¦(см. п. 2.1.14) ¦
+---+-------------------+--------------------+-------------------+
¦7. ¦Сквозные вертикаль-¦Снижение жесткости и¦Учет фактического ¦
¦ ¦ные трещины в сред-¦изменение распреде- ¦распределения по ¦
¦ ¦ней части балок в ¦ления усилий между ¦результатам испыта-¦
¦ ¦растянутой зоне: ¦балками ¦ний ¦
¦ ¦раскрытие более 0,3¦значительное ¦снижение прочности ¦
¦ ¦ ¦ ¦сечений балок на 5%¦
¦ ¦до 0,5 мм ¦очень значительное ¦то же на 20% ¦
¦ ¦раскрытие 1 мм в ¦ ¦ ¦
¦ ¦результате потери ¦ ¦ ¦
¦ ¦связи арматуры и ¦ ¦ ¦
¦ ¦бетона ¦ ¦ ¦
¦ ¦раскрытие более 1,0¦разрушение балки ¦Выключение балки из¦
¦ ¦мм вследствие теку-¦ ¦работы на временную¦
¦ ¦чести арматуры ¦ ¦нагрузку ¦
+---+-------------------+--------------------+-------------------+
¦8. ¦Трещины по контуру ¦Снижение жесткости и¦Учет фактического ¦
¦ ¦ребра балок с пли- ¦прочности ¦распределения уси- ¦
¦ ¦той ¦ ¦лий между балками ¦
¦ ¦ ¦ ¦по результатам ис- ¦
¦ ¦ ¦ ¦пытаний ¦
+---+-------------------+--------------------+-------------------+
¦9. ¦Нарушение объедине-¦Нарушение схемы ¦Учет фактического ¦
¦ ¦ния сборных балок ¦пространственной ра-¦распределения уси- ¦
¦ ¦на сварных соедине-¦боты пролетного ¦лий между балками ¦
¦ ¦ниях полудиафрагм: ¦строения и попереч- ¦по результатам ис- ¦
¦ ¦срез (отсутствие) ¦ного распределения ¦пытаний ¦
¦ ¦сварных накладок в ¦усилий ¦ ¦
¦ ¦отдельных местах; ¦ ¦ ¦
¦ ¦разрушение анкеров-¦ ¦ ¦
¦ ¦ки закладных дета- ¦ ¦ ¦
¦ ¦лей; ¦ ¦ ¦
¦ ¦косые трещины в по-¦ ¦ ¦
¦ ¦лудиафрагмах ¦ ¦ ¦
+---+-------------------+--------------------+-------------------+
¦10.¦Нарушение объедине-¦Нарушение схемы ¦Учет фактического ¦
¦ ¦ния балок по моно- ¦пространственной ¦распределения уси- ¦
¦ ¦литным диафрагмам ¦работы и поперечного¦лий между балками ¦
¦ ¦(железобетонным ¦распределения усилий¦по результатам ис- ¦
¦ ¦стыкам): ¦ ¦пытаний ¦
¦ ¦вертикальные или ¦ ¦ ¦
¦ ¦наклонные трещины ¦ ¦ ¦
¦ ¦на всю высоту диаф-¦ ¦ ¦
¦ ¦рагм; ¦ ¦ ¦
¦ ¦повреждение основ- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ной арматуры (кор- ¦ ¦ ¦
¦ ¦розия, разрыв, из- ¦ ¦ ¦
¦ ¦гиб); ¦ ¦ ¦
¦ ¦повреждение бетона ¦ ¦ ¦
¦ ¦(сколы, растрески- ¦ ¦ ¦
¦ ¦вание) ¦ ¦ ¦
+---+-------------------+--------------------+-------------------+
¦11.¦Повреждения плиты ¦Снижение несущей ¦ ¦
¦ ¦проезжей части: ¦способности плиты: ¦ ¦
¦ ¦пробоины ¦местное ¦Учет фактической ¦
¦ ¦ ¦ ¦площади сечения ¦
¦ ¦трещиноватый бетон ¦общее ¦Учет фактической ¦
¦ ¦(частая сетка) или ¦ ¦прочности бетона ¦
¦ ¦выщелачивание бето-¦ ¦(см. п. 2.1.14) ¦
¦ ¦на ¦ ¦ ¦
¦ ¦сколы бетона по ¦в панелях ¦Учет только армату-¦
¦ ¦нижней грани плиты ¦ ¦ры (без бетона) ¦
¦ ¦коррозия рабочей ¦общее ¦Учет фактической ¦
¦ ¦арматуры или меха- ¦ ¦площади арматуры ¦
¦ ¦нические поврежде- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ния ¦ ¦ ¦
¦ ¦обрушение консоли ¦в панелях обрушения ¦Выключение из рабо-¦
¦ ¦плиты ¦ ¦ты ¦
+---+-------------------+--------------------+-------------------+
¦12.¦Зависание балок над¦Изменение распреде- ¦Выключение из ¦
¦ ¦опорной частью в ¦ления усилий между ¦работы этих балок ¦
¦ ¦одиночном или груп-¦балками ¦ ¦
¦ ¦повом случае ¦ ¦ ¦
+---+-------------------+--------------------+-------------------+
¦13.¦Трещины в зоне ан- ¦Потеря предваритель-¦Учитывать при опре-¦
¦ ¦керовки преднапря- ¦ного напряжения в ¦делении трещино- ¦
¦ ¦женной арматуры ба-¦арматуре, возможно ¦стойкости по ре- ¦
¦ ¦лок ¦изменение распреде- ¦зультатам испытания¦
¦ ¦ ¦ления усилий между ¦ ¦
¦ ¦ ¦балками ¦ ¦
+---+-------------------+--------------------+-------------------+
¦14.¦Вертикальные трещи-¦ ¦ ¦
¦ ¦ны от постоянных ¦ ¦ ¦
¦ ¦нагрузок в ребрах ¦ ¦ ¦
¦ ¦преднапряженных ба-¦ ¦ ¦
¦ ¦лок в растянутых ¦ ¦ ¦
¦ ¦участках: ¦ ¦ ¦
¦ ¦одиночные волосные ¦ ¦Не учитывать ¦
¦ ¦с раскрытием 0,1 мм¦Снижение жесткости ¦Учитывать фактичес-¦
¦ ¦и более ¦(строительного ¦кое распределение ¦
¦ ¦ ¦подъема) ¦усилий по результа-¦
¦ ¦ ¦ ¦там испытаний ¦
+---+-------------------+--------------------+-------------------+
¦15.¦Продольные трещины ¦Возможно ослабление ¦Учет фактической ¦
¦ ¦вдоль преднапряже- ¦площади рабочей ар- ¦площади арматуры ¦
¦ ¦ний арматуры балок ¦матуры ¦ ¦
¦ ¦со следами корро- ¦ ¦ ¦
¦ ¦зии: ¦ ¦ ¦
¦ ¦отдельные прерывис-¦ ¦ ¦
¦ ¦тые ¦ ¦ ¦
¦ ¦сплошные ¦ ¦ ¦
+---+-------------------+--------------------+-------------------+
¦16.¦Трещины в опорных ¦Изменение напряжен- ¦Учет фактического ¦
¦ ¦зонах неразрезных ¦ного состояния из-за¦перераспределения ¦
¦ ¦балок (как правило,¦осадки опор ¦усилий по длине ¦
¦ ¦в верхних участках ¦ ¦балки ¦
¦ ¦с выходом на плиту)¦ ¦ ¦
+---+-------------------+--------------------+-------------------+
¦17.¦Неровности покры- ¦Повышение динами- ¦Учет повышенного ¦
¦ ¦тия, выколы покры- ¦ческого воздействия ¦динамического коэф-¦
¦ ¦тия ¦временной нагрузки ¦фициента (см. раз. ¦
¦ ¦ ¦на несущие конст- ¦2). ¦
¦ ¦ ¦рукции ¦ ¦
+---+-------------------+--------------------+-------------------+
¦18.¦Просадки на подхо- ¦То же ¦То же ¦
¦ ¦дах, разрушение де-¦ ¦ ¦
¦ ¦формационных швов ¦ ¦ ¦
L---+-------------------+--------------------+--------------------
Коэффициенты, учитывающие дефекты, определяют по формуле:
m = m x m .
ф аД bД
дельта
m = (1 - 4 x ------) - при учете коррозии арматуры;
аД d
n
обр
m = (1 - ----) - при учете обрыва стержней;
аД n
n
гн 0,0625d 2
m = [1 - --- x (1 - -------) ] - при учете погнутости
аД n 2 стержней;
l
z
1
m = -- - при учете дефектов сжатой зоны бетона,
bД z
где:
d - диаметр арматуры;
n - число стержней арматуры;
n , n - число оборванных и погнутых стержней;
обр гн
l - стрелка выгиба арматуры;
z , z - при учете дефектов сжатой зоны бетона и без их учета;
1
дельта - глубина коррозии стержня.
3.1.17. В монолитных мостах к предельным изгибающим моментам в
расчетных сечениях элементов, таких как плита, продольные и
поперечные балки, вводят повышающий коэффициент условий работы m
ар
(учитывающий арочный эффект), значения которого следующие:
Для плиты проезжей части при соотношении сторон а/b
больше-равно 2/3, но меньше 3/2 1,25
То же, при отношении короткой стороны к длинной
а/b меньше 2/3 1,10
Для средних пролетов многопролетных поперечных
и продольных вспомогательных балок 1,2
Для однопролетных поперечных балок и крайних
пролетов многопролетных поперечных и продольных
вспомогательных балок 1,1
3.2. Определение усилий от временных нагрузок
в пролетных строениях
3.2.1. Величину усилий M, Q от временных нагрузок в расчетных сечениях элементов конструкций (балки) определяют согласно формул

ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ ОБОРУДОВАНИЯ ТЯГОВЫХ ПОДСТАНЦИЙ ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ (утв. МПС РФ 14.03.2003 n ЦЭ-936)  »
Постановления и Указы »
Читайте также