СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 054000 - ЭТНОМУЗЫКОЛОГИЯ. КВАЛИФИКАЦИИ - ЭТНОМУЗЫКОЛОГ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ (утв. Минобразованием РФ от 05.03.2003)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
Л.С.ГРЕБНЕВ
5 марта 2003 года
Номер государственной
регистрации
570 иск/сп
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 054000 - ЭТНОМУЗЫКОЛОГИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ - ЭТНОМУЗЫКОЛОГ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
1. Общая характеристика специальности
054000 - Этномузыкология
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации по высшему образованию от 24.01.2002 N 181.
1.2. Квалификации выпускника: этномузыколог, преподаватель; нормативный срок обучения - 5 лет при очной форме обучения.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Специалист подготовлен к различным видам деятельности, направленной на всестороннее изучение, сохранение, практическое освоение традиций народной музыкальной культуры (музыкального фольклора) и может применить на практике свои знания в качестве исследователя в области этномузыкологии (экспедиционная, научно-аналитическая, классификационная работа, изучение системных связей фактов фольклора); преподавателя всего комплекса специальных дисциплин в профессиональных музыкальных и других учебных заведениях; лектора; музыкального редактора; руководителя фольклорного ансамбля; методиста по фольклору и организатора художественно-творческой деятельности в различных видах учреждений образования и культуры.
1.4. Возможности продолжения образования специалиста, освоившего основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 054000 - Этномузыкология: выпускник подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее профессиональное музыкальное образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем профессиональном музыкальном образовании или о высшем профессиональном образовании.
2.3. При приеме на подготовку по данной специальности высшее учебное заведение проводит вступительные испытания профессиональной направленности: музыкальный фольклор (расшифровка и исполнение народной песни, коллоквиум); сольфеджио и гармония (письменно, устно); музыкальная литература.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки выпускников по специальности
054000 - Этномузыкология
3.1. Основная образовательная программа подготовки специалиста разрабатывается на основании настоящего Государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалиста, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим Государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки специалиста состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, устанавливаемых вузом (факультетом), а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки специалиста должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины;
цикл ДС - дисциплины специализации;
ФТД - факультативы.
Цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины - стандартом не предусматривается. Отдельные курсы могут предлагаться студентам в разделе ФТД (факультативы). Необходимый для специалиста уровень знаний закладывается в циклах ОПД.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки специалиста должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим Государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки выпускников
по специальности 054000 - Этномузыкология
---------T-------------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом ¦ ¦
¦ ¦языке; основные особенности полного стиля ¦ ¦
¦ ¦произношения, характерные для сферы профес- ¦ ¦
¦ ¦сиональной коммуникации; чтение транскрипции. ¦ ¦
¦ ¦Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологического ¦ ¦
¦ ¦характера. ¦ ¦
¦ ¦Понятие дифференциации лексики по сферам ¦ ¦
¦ ¦применения (бытовая, терминологическая, обще- ¦ ¦
¦ ¦научная, официальная и другая). ¦ ¦
¦ ¦Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях,¦ ¦
¦ ¦фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об основных способах словообразования. ¦ ¦
¦ ¦Грамматические навыки, обеспечивающие коммуни- ¦ ¦
¦ ¦кацию общего характера без искажения смысла при ¦ ¦
¦ ¦письменном и устном общении; основные граммати- ¦ ¦
¦ ¦ческие явления, характерные для профессиональной ¦ ¦
¦ ¦речи. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об обиходно-литературном, официально- ¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы. Основные особенности научного стиля. ¦ ¦
¦ ¦Культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦Говорение. Диалогическая и монологическая речь ¦ ¦
¦ ¦с использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения. Основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦Аудирование. Понимание диалогической и моноло- ¦ ¦
¦ ¦гической речи в сфере бытовой и профессиональной ¦ ¦
¦ ¦коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦Чтение. Виды текстов: несложные прагматические ¦ ¦
¦ ¦тексты и тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности. ¦ ¦
¦ ¦Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, ¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. Законодательство Российской Федерации ¦ ¦
¦ ¦о физической культуре и спорте. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура личности. ¦ ¦
¦ ¦Основы здорового образа жизни студента. ¦ ¦
¦ ¦Особенности использования средств физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности. ¦ ¦
¦ ¦Общая физическая и специальная подготовка в ¦ ¦
¦ ¦системе физического воспитания. ¦ ¦
¦ ¦Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или ¦ ¦
¦ ¦систем физических упражнений. ¦ ¦
¦ ¦Профессионально-прикладная физическая подготовка ¦ ¦
¦ ¦студентов. Основы методики самостоятельных ¦ ¦
¦ ¦занятий и самоконтроль за состоянием своего ¦ ¦
¦ ¦организма ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦Сущность, формы, функции исторического знания. ¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие и ¦ ¦
¦ ¦классификация исторического источника. ¦ ¦
¦ ¦Отечественная историография в прошлом и ¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и особенное. Методология и ¦ ¦
¦ ¦теория исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦Античное наследие в эпоху Великого переселения ¦ ¦
¦ ¦народов. Проблема этногенеза восточных славян. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления государственности. ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско- ¦ ¦
¦ ¦древнерусские связи. Особенности социального ¦ ¦
¦ ¦строя Древней Руси. Этнокультурные и социально- ¦ ¦
¦ ¦политические процессы становления русской ¦ ¦
¦ ¦государственности. Принятие христианства. ¦ ¦
¦ ¦Распространение ислама. Эволюция восточно- ¦ ¦
¦ ¦славянской государственности в XI - XII вв. ¦ ¦
¦ ¦Социально-политические изменения в русских ¦ ¦
¦ ¦землях в ХIII - XV вв. Русь и Орда: проблемы ¦ ¦
¦ ¦взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого российского ¦ ¦
¦ ¦государства. Возвышение Москвы. ¦ ¦
¦ ¦Формирование сословной системы организации ¦ ¦
¦ ¦общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. ¦ ¦
¦ ¦Предпосылки и особенности складывания ¦ ¦
¦ ¦российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе ¦ ¦
¦ ¦самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности на ¦ ¦
¦ ¦землю. Структура феодального землевладения. ¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное. Общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России XIX в. Реформы и ¦ ¦
¦ ¦реформаторы в России. Русская культура XIX в. и ¦ ¦
¦ ¦ее вклад в мировую культуру. Роль XX столетия в ¦ ¦
¦ ¦мировой истории. Глобализация общественных ¦ ¦
¦ ¦процессов. Проблема экономического роста и ¦ ¦
¦ ¦модернизации. Революции и реформы. Социальная ¦ ¦
¦ ¦трансформация общества. Столкновение тенденций ¦ ¦
¦ ¦интернационализма и национализма, интеграции и ¦ ¦
¦ ¦сепаратизма, демократии и авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦Россия в начале XX в. Объективная потребность ¦ ¦
¦ ¦индустриальной модернизации России. Российские ¦ ¦
¦ ¦реформы в контексте общемирового развития в ¦ ¦
¦ ¦начале века. Политические партии России: ¦ ¦
¦ ¦генезис, классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦Россия в условиях мировой войны и общенацио- ¦ ¦
¦ ¦нального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская ¦ ¦
¦ ¦война и интервенция, их результаты и последствия.¦ ¦
¦ ¦Российская эмиграция. Социально-экономическое ¦ ¦
¦ ¦развитие страны в 20-е годы. НЭП. ¦ ¦
¦ ¦Формирование однопартийного политического ¦ ¦
¦ ¦режима. Образование СССР. Культурная жизнь ¦ ¦
¦ ¦страны в 20-е годы. Внешняя политика. ¦ ¦
¦ ¦Курс на строительство социализма в одной стране ¦ ¦
¦ ¦и его последствия. Социально-экономические ¦ ¦
¦ ¦преобразования в 30-е годы. Усиление режима ¦ ¦
¦ ¦личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦СССР накануне и в начальный период Второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦Социально-экономическое развитие, общественно- ¦ ¦
¦ ¦политическая жизнь, культура, внешняя политика ¦ ¦
¦ ¦СССР в послевоенные годы. Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦Попытки осуществления политических и экономичес- ¦ ¦
¦ ¦ких реформ. ¦ ¦
¦ ¦НТР и ее влияние на ход общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦СССР в середине 60 - 80-х годов: нарастание ¦ ¦
¦ ¦кризисных явлений. Советский Союз в 1985 - 1991 ¦ ¦
¦ ¦гг. Перестройка. Попытка государственного ¦ ¦
¦ ¦переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. ¦ ¦
¦ ¦Беловежские соглашения. Октябрьские события ¦ ¦
¦ ¦1993 г. ¦ ¦
¦ ¦Становление новой российской государственности ¦ ¦
¦ ¦(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной ¦ ¦
¦ ¦социально-экономической модернизации. Культура ¦ ¦
¦ ¦в современной России. Внешнеполитическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в условиях новой геополитической ¦ ¦
¦ ¦ситуации ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.04¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦Структура и состав современного культурологиче- ¦ ¦
¦ ¦ского знания. Культурология и философия ¦ ¦
¦ ¦культуры, социология культуры, культурная ¦ ¦
¦ ¦антропология. Культурология и история культуры. ¦ ¦
¦ ¦Теоретическая и прикладная культурология. ¦ ¦
¦ ¦Методы культурологических исследований. ¦ ¦
¦ ¦Основные понятия культурологии: культура, ¦ ¦
¦ ¦цивилизация, морфология культуры, функции ¦ ¦
¦ ¦культуры, субъект культуры, культурогенез, ¦ ¦
¦ ¦динамика культуры, язык и символы культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурные коды, межкультурные коммуникации, ¦ ¦
¦ ¦культурные ценности и нормы, культурные ¦ ¦
¦ ¦традиции, культурная картина мира, социальные ¦ ¦
¦ ¦институты культуры, культурная самоидентичность, ¦ ¦
¦ ¦культурная модернизация. ¦ ¦
¦ ¦Типология культур. Этническая и национальная, ¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры. Восточные и ¦ ¦
¦ ¦западные типы культур. Специфические и ¦ ¦
¦ ¦"серединные" культуры. Локальные культуры. ¦ ¦
¦ ¦Место и роль России в мировой культуре. ¦ ¦
¦ ¦Тенденции культурной универсализации в мировом ¦ ¦
¦ ¦современном процессе. Культура и природа. ¦ ¦
¦ ¦Культура и общество. Культура и глобальные ¦ ¦
¦ ¦проблемы современности. ¦ ¦
¦ ¦Культура и личность. Инкультурация и социализация¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.05¦Политология ¦ ¦
¦ ¦Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. ¦ ¦
¦ ¦Политическая жизнь и властные отношения. Роль ¦ ¦
¦ ¦и место политики в жизни современных обществ. ¦ ¦
¦ ¦Социальные функции политики. ¦ ¦
¦ ¦История политических учений. Российская ¦ ¦
¦ ¦политическая традиция: истоки, социокультурные ¦ ¦
¦ ¦основания, историческая динамика. Современные ¦ ¦
¦ ¦политологические школы. ¦ ¦
¦ ¦Гражданское общество, его происхождение и ¦ ¦
¦ ¦особенности. Особенности становления гражданского¦ ¦
¦ ¦общества в России. ¦ ¦
¦ ¦Институциональные аспекты политики. Политическая ¦ ¦
¦ ¦власть. Политическая система. Политические ¦ ¦
¦ ¦режимы, политические партии, электоральные ¦ ¦
¦ ¦системы. ¦ ¦
¦ ¦Политические отношения и процессы. Политические ¦ ¦
¦ ¦конфликты и способы их разрешения. Политические ¦ ¦
¦ ¦технологии. Политический менеджмент. Политическая¦ ¦
¦ ¦модернизация. ¦ ¦
¦ ¦Политические организации и движения. Политические¦ ¦
¦ ¦элиты. Политическое лидерство. ¦ ¦
¦ ¦Социокультурные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы России в ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации. ¦ ¦
¦ ¦Методология познания политической реальности. ¦ ¦
¦ ¦Парадигмы политического знания. Экспертное ¦ ¦
¦ ¦политическое знание; политическая аналитика и ¦ ¦
¦ ¦прогностика ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.06¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦Государство и право. Их роль в жизни общества. ¦ ¦
¦ ¦Норма права и нормативно-правовые акты. Основные ¦ ¦
¦ ¦правовые системы современности. Международное ¦ ¦
¦ ¦право как особая система права. Источники ¦ ¦
¦ ¦российского права. Закон и подзаконные акты. ¦ ¦
¦ ¦Система российского права. Отрасли права. ¦ ¦
¦ ¦Правонарушение и юридическая ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Значение законности и правопорядка в современном ¦ ¦
¦ ¦обществе. Правовое государство. Конституция Рос- ¦ ¦
¦ ¦сийской Федерации - основной закон государства. ¦ ¦
¦ ¦Особенности федеративного устройства России. ¦ ¦
¦ ¦Система органов государственной власти в ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации. ¦ ¦
¦ ¦Понятие гражданского правоотношения. Физические ¦ ¦
¦ ¦и юридические лица. Право собственности. ¦ ¦
¦ ¦Обязательства в гражданском праве и ответствен- ¦ ¦
¦ ¦ность за их нарушение. Наследственное право. ¦ ¦
¦ ¦Брачно-семейные отношения. Взаимные права и ¦ ¦
¦ ¦обязанности супругов, родителей и детей. ¦ ¦
¦ ¦Ответственность по семейному праву. Трудовой ¦ ¦
¦ ¦договор (контракт). Трудовая дисциплина и ¦ ¦
¦ ¦ответственность за ее нарушение. Административные¦ ¦
¦ ¦правонарушения и административная ¦ ¦
¦ ¦ответственность. Понятие преступления. ¦ ¦
¦ ¦Уголовная ответственность за совершение ¦ ¦
¦ ¦преступлений. ¦ ¦
¦ ¦Экологическое право. Особенности правового ¦ ¦
¦ ¦регулирования будущей профессиональной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Правовые основы защиты госу- ¦ ¦
¦ ¦дарственной тайны. Законодательные и ¦ ¦
¦ ¦нормативно-правовые акты в области защиты ¦ ¦
¦ ¦информации и государственной тайны ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.07¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦Психология: предмет, объект и методы психологии. ¦ ¦
¦ ¦Место психологии в системе наук. История ¦ ¦
¦ ¦развития психологического знания и основные ¦ ¦
¦ ¦направления в психологии. Индивид, личность, ¦ ¦
¦ ¦субъект, индивидуальность. Психика и организм. ¦ ¦
¦ ¦Психика, поведение и деятельность. Основные ¦ ¦
¦ ¦функции психики. Развитие психики в процессе ¦ ¦
¦ ¦онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. ¦ ¦
¦ ¦Структура психики. Соотношение сознания и ¦ ¦
¦ ¦бессознательного. Основные психические ¦ ¦
¦ ¦процессы. Структура сознания. Познавательные ¦ ¦
¦ ¦процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. ¦ ¦
¦ ¦Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. ¦ ¦
¦ ¦Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и чувства.¦ ¦
¦ ¦Психическая регуляция поведения и деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Общение и речь. Психология личности. Межлич- ¦ ¦
¦ ¦ностные отношения. Психология малых групп. ¦ ¦
¦ ¦Межгрупповые отношения и взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, ¦ ¦
¦ ¦методы педагогики. Основные категории педагогики:¦ ¦
¦ ¦образование, воспитание, обучение, педагогическая¦ ¦
¦ ¦деятельность, педагогическое взаимодействие, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая технология, педагогическая задача.¦ ¦
¦ ¦Образование как общечеловеческая ценность. ¦ ¦
¦ ¦Образование как социокультурный феномен и ¦ ¦
¦ ¦педагогический процесс. Образовательная система ¦ ¦
¦ ¦России. Цели, содержание, структура непрерывного ¦ ¦
¦ ¦образования, единство образования и самообразо- ¦ ¦
¦ ¦вания. ¦ ¦
¦ ¦Педагогический процесс. Образовательная, ¦ ¦
¦ ¦воспитательная и развивающая функции обучения. ¦ ¦
¦ ¦Воспитание в педагогическом процессе. Общие ¦ ¦
¦ ¦формы организации учебной деятельности. Урок, ¦ ¦
¦ ¦лекция, семинарские, практические и лабораторные ¦ ¦
¦ ¦занятия, диспут, конференция, зачет, ¦ ¦
¦ ¦экзамен, факультативные занятия, консультация. ¦ ¦
¦ ¦Методы, приемы, средства организации и управления¦ ¦
¦ ¦педагогическим процессом. Семья как ¦ ¦
¦ ¦субъект педагогического взаимодействия и ¦ ¦
¦ ¦социокультурная среда воспитания и развития ¦ ¦
¦ ¦личности. Управление образовательными системами ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.08¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦Стили современного русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Языковая норма, ее роль в становлении и ¦ ¦
¦ ¦функционировании литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Речевое взаимодействие. Основные единицы общения.¦ ¦
¦ ¦Устная и письменная разновидности литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Нормативные, коммуникативные, этические ¦ ¦
¦ ¦аспекты устной и письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦Научный стиль. Специфика использования ¦ ¦
¦ ¦элементов различных языковых уровней в научной ¦ ¦
¦ ¦речи. Речевые нормы учебной и научной сфер ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Официально-деловой стиль, сфера ¦ ¦
¦ ¦его функционирования, жанровое разнообразие. ¦ ¦
¦ ¦Языковые формулы официальных документов. Приемы ¦ ¦
¦ ¦унификации языка служебных документов. Интер- ¦ ¦
¦ ¦национальные свойства русской официально- ¦ ¦
¦ ¦деловой письменной речи. Язык и стиль распоря- ¦ ¦
¦ ¦дительных документов. Язык и стиль коммерческой ¦ ¦
¦ ¦корреспонденции. Язык и стиль инструктивно- ¦ ¦
¦ ¦методических документов. Реклама в деловой ¦ ¦
¦ ¦речи. Правила оформления документов. Речевой ¦ ¦
¦ ¦этикет в документе. ¦ ¦
¦ ¦Жанровая дифференциация и отбор языковых ¦ ¦
¦ ¦средств в публицистическом стиле. Особенности ¦ ¦
¦ ¦устной публичной речи. Оратор и его аудитория. ¦ ¦
¦ ¦Основные виды аргументов. Подготовка речи: ¦ ¦
¦ ¦выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, ¦ ¦
¦ ¦развертывание и завершение речи. Основные ¦ ¦
¦ ¦приемы поиска материала и виды вспомогательных ¦ ¦
¦ ¦материалов. Словесное оформление публичного ¦ ¦
¦ ¦выступления. Понятливость, информативность и ¦ ¦
¦ ¦выразительность публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦Разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Условия функционирования разговорной речи, роль ¦ ¦
¦ ¦внеязыковых факторов. Культура речи. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления совершенствования навыков грамотного ¦ ¦
¦ ¦письма и говорения ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.09¦Социология ¦ ¦
¦ ¦Предыстория и социально-философские предпосылки ¦ ¦
¦ ¦социологии как науки. Социологический проект ¦ ¦
¦ ¦О. Конта. Классические социологические теории. ¦ ¦
¦ ¦Современные социологические теории. Русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль. ¦ ¦
¦ ¦Общество и социальные институты. Мировая ¦ ¦
¦ ¦система и процессы глобализации. Социальные ¦ ¦
¦ ¦группы и общности. Виды общностей. Общность и ¦ ¦
¦ ¦личность. Малые группы и коллективы. Социальная ¦ ¦
¦ ¦организация. Социальные движения. Социальное ¦ ¦
¦ ¦неравенство, стратификация и социальная ¦ ¦
¦ ¦мобильность. Понятие социального статуса. ¦ ¦
¦ ¦Социальное взаимодействие и социальные отношения.¦ ¦
¦ ¦Общественное мнение как институт гражданского ¦ ¦
¦ ¦общества. Культура как фактор социальных ¦ ¦
¦ ¦изменений. Взаимодействие экономики, социальных ¦ ¦
¦ ¦отношений и культуры. Личность как социальный ¦ ¦
¦ ¦тип. Социальный контроль и девиация. Личность ¦ ¦
¦ ¦как деятельный субъект. ¦ ¦
¦ ¦Социальные изменения. Социальные революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы. Концепция социального прогресса. ¦ ¦
¦ ¦Формирование мировой системы. Место России в ¦ ¦
¦ ¦мировом сообществе. ¦ ¦
¦ ¦Методы социологического исследования ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.10¦Философия ¦ ¦
¦ ¦Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее истори- ¦ ¦
¦ ¦ческого развития. Структура философского знания. ¦ ¦
¦ ¦Учение о бытии. Монистические и плюралистические ¦ ¦
¦ ¦концепции бытия, самоорганизация бытия. ¦ ¦
¦ ¦Понятия материального и идеального. Пространство,¦ ¦
¦ ¦время. Движение и развитие, диалектика. ¦ ¦
¦ ¦Детерминизм и индетерминизм. Динамические и ¦ ¦
¦ ¦статические закономерности. Научные, философские ¦ ¦
¦ ¦и религиозные картины мира. ¦ ¦
¦ ¦Человек, общество, культура. Человек и природа. ¦ ¦
¦ ¦Общество и его структура. Гражданское общество ¦ ¦
¦ ¦и государство. Человек в системе социальных ¦ ¦
¦ ¦связей. Человек и исторический процесс; личность ¦ ¦
¦ ¦и массы, свобода и необходимость. Формационная и ¦ ¦
¦ ¦цивилизационная концепции общественного развития.¦ ¦
¦ ¦Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. ¦ ¦
¦ ¦Свобода и ответственность. Мораль, справедли- ¦ ¦
¦ ¦вость, право. Нравственные ценности. Представ- ¦ ¦
¦ ¦ления о совершенном человеке в различных ¦ ¦
¦ ¦культурах. Эстетические ценности и их роль в ¦ ¦
¦ ¦человеческой жизни. Религиозные ценности и ¦ ¦
¦ ¦свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦Сознание и познание. Сознание, самосознание и ¦ ¦
¦ ¦личность. Познание, творчество, практика. Вера ¦ ¦
¦ ¦и знание. Понимание и объяснение. Рациональное ¦ ¦
¦ ¦и иррациональное в познавательной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Проблема истины. Действительность, мышление, ¦ ¦
¦ ¦логика и язык. Научное и вненаучное знание. ¦ ¦
¦ ¦Критерии научности. Структура научного познания, ¦ ¦
¦ ¦его методы и формы. Рост научного знания. ¦ ¦
¦ ¦Научные революции и смены типов рациональности. ¦ ¦
¦ ¦Наука и техника. Будущее человечества. Глобальные¦ ¦
¦ ¦проблемы современности. Взаимодействие ¦ ¦
¦ ¦цивилизаций и сценарии будущего ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.11¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦Введение в экономическую теорию. Блага. Потреб- ¦ ¦
¦ ¦ности, ресурсы. Экономический выбор. Экономи- ¦ ¦
¦ ¦ческие отношения. Экономические системы. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы развития экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Методы экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения.¦ ¦
¦ ¦Эластичность. Предложение и его факторы. ¦ ¦
¦ ¦Закон убывающей предельной производительности. ¦ ¦
¦ ¦Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка ¦ ¦
¦ ¦и прибыль. Принцип максимизации прибыли. ¦ ¦
¦ ¦Предложение совершенно конкурентной фирмы и ¦ ¦
¦ ¦отрасли. Эффективность конкурентных рынков. ¦ ¦
¦ ¦Рыночная власть. Монополия. Монополистическая ¦ ¦
¦ ¦конкуренция. Олигополия. Антимонопольное ¦ ¦
¦ ¦регулирование. Спрос на факторы производства. ¦ ¦
¦ ¦Рынок труда. Спрос и предложение труда. ¦ ¦
¦ ¦Заработная плата и занятость. Рынок капитала. ¦ ¦
¦ ¦Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. ¦ ¦
¦ ¦Рента. Общее равновесие и благосостояние. ¦ ¦
¦ ¦Распределение доходов. Неравенство. Внешние ¦ ¦
¦ ¦эффекты и общественные блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦Макроэкономика. Национальная экономика как целое.¦ ¦
¦ ¦Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы ¦ ¦
¦ ¦его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение. Стабилизационная политика. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление и ¦ ¦
¦ ¦сбережения. Инвестиции. Государственные расходы ¦ ¦
¦ ¦и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно- ¦ ¦
¦ ¦налоговая политика. Деньги и их функции. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на денежном рынке. Денежный ¦ ¦
¦ ¦мультипликатор. Банковская система. Денежно- ¦ ¦
¦ ¦кредитная политика. Экономический рост и ¦ ¦
¦ ¦развитие. Международные экономические отношения. ¦ ¦
¦ ¦Внешняя торговля и торговая политика. Платежный ¦ ¦
¦ ¦баланс. Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. ¦ ¦
¦ ¦Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок ¦ ¦
¦ ¦труда. Распределение и доходы. Преобразования в ¦ ¦
¦ ¦социальной сфере. ¦ ¦
¦ ¦Структурные сдвиги в экономике. Формирование ¦ ¦
¦ ¦открытой экономики ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦270 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦270 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.00 ¦Цикл общепрофессиональных дисциплин ¦2850 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.00¦Федеральный компонент ¦2450 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01¦Основы этномузыкологии ¦ ¦
¦ ¦История становления этномузыкологии как ¦ ¦
¦ ¦самостоятельной области научной деятельности и ¦ ¦
¦ ¦ее междисциплинарный характер; комплексный ¦ ¦
¦ ¦подход к явлениям народной художественной ¦ ¦
¦ ¦культуры; исследование закономерных связей ¦ ¦
¦ ¦художественной формы, отдельных ее элементов с ¦ ¦
¦ ¦другими сторонами и фактами традиционной ¦ ¦
¦ ¦культуры - материальной и духовной. ¦ ¦
¦ ¦Предмет этномузыкологии и сфера исследований - ¦ ¦
¦ ¦музыкальный фольклор в значении системного ¦ ¦
¦ ¦компонента народной традиционной культуры; ¦ ¦
¦ ¦художественные формы и средства музыкального ¦ ¦
¦ ¦языка, сложившиеся в естественно-историческом ¦ ¦
¦ ¦процессе возникновения и развития этнических ¦ ¦
¦ ¦сообществ как способ реализации жизненно ¦ ¦
¦ ¦важных, общественно значимых устремлений, ¦ ¦
¦ ¦намерений человека. ¦ ¦
¦ ¦Задачи этномузыкологии, основные ¦ ¦
¦ ¦исследовательские проблемы в области народной ¦ ¦
¦ ¦традиционной музыкальной культуры: природа, ¦ ¦
¦ ¦язык, содержание, формы, назначение, функции ¦ ¦
¦ ¦музыкального фольклора в контексте культурной ¦ ¦
¦ ¦традиции. Структурный, функциональный, жанрово- ¦ ¦
¦ ¦стилевой, ареальный, историко-типологический ¦ ¦
¦ ¦подходы и методы исследования в этномузыкологии. ¦ ¦
¦ ¦Научный, образовательный, воспитательный, ¦ ¦
¦ ¦социокультурный аспекты этномузыкологии, их ¦ ¦
¦ ¦значение в современном культурном процессе и в ¦ ¦
¦ ¦художественно-творческой практике ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02¦Этнология ¦ ¦
¦ ¦Предмет и задачи этнологии; основные понятия, ¦ ¦
¦ ¦концепции, научные школы и направления. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы развития науки. Соотношение ¦ ¦
¦ ¦эмпирического и теоретического аспектов в ¦ ¦
¦ ¦этнологических исследованиях. Место этнологии в ¦ ¦
¦ ¦системе наук. ¦ ¦
¦ ¦Основные проблемы этнологического исследования: ¦ ¦
¦ ¦этногенез, этническая история, этнокультурные и ¦ ¦
¦ ¦этносоциальные процессы. Понятие об этносе и ¦ ¦
¦ ¦иерархия этнических общностей. Система жизне- ¦ ¦
¦ ¦обеспечения этноса, этнокультурные традиции ¦ ¦
¦ ¦природопользования; антропогенные ландшафты. ¦ ¦
¦ ¦Этнический характер традиционной культуры. ¦ ¦
¦ ¦Взаимосвязь социокультурных и этнических ¦ ¦
¦ ¦(национальных) процессов. Этнопсихология. Роль ¦ ¦
¦ ¦этнологических исследований при разработке ¦ ¦
¦ ¦проблем межнациональных отношений и прогнози- ¦ ¦
¦ ¦ровании этнических и этнокультурных процессов. ¦ ¦
¦ ¦Классификации народов мира (антропологическая, ¦ ¦
¦ ¦лингвистическая, историко-этнографическая). ¦ ¦
¦ ¦Этнографическое описание народов мира (обзор). ¦ ¦
¦ ¦Методика этнологических исследований: основные ¦ ¦
¦ ¦принципы "полевых" исследований; проблема ¦ ¦
¦ ¦описания и интерпретации этнографической ¦ ¦
¦ ¦информации (понятие "этнографический ¦ ¦
¦ ¦источник"); комбинаторно-статистические методы; ¦ ¦
¦ ¦соотношение диахронного и синхронного подходов; ¦ ¦
¦ ¦методы моделирования и реконструкции; ¦ ¦
¦ ¦сравнительно-исторический и другие методы ¦ ¦
¦ ¦комплексного изучения этнокультурных традиций ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03¦История восточных славян ¦ ¦
¦ ¦Понятие об этнической истории. История и ¦ ¦
¦ ¦этнология. Источниковедение и историография ¦ ¦
¦ ¦восточных славян. ¦ ¦
¦ ¦Дославянское население Евразии. Проблемы ¦ ¦
¦ ¦этногенеза и общеславянский мир VI - VII вв. ¦ ¦
¦ ¦Образование трех ветвей славянства. Общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное в судьбах южных, западных и восточных ¦ ¦
¦ ¦славян. Возникновение славянской письменности. ¦ ¦
¦ ¦Восточные славяне в догосударственный период. ¦ ¦
¦ ¦Дохристианские верования восточных славян. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления государственности и ¦ ¦
¦ ¦образование древнерусской народности. Крещение ¦ ¦
¦ ¦Руси; феномен народного православия. ¦ ¦
¦ ¦Проблемы этнических и культурных контактов в ¦ ¦
¦ ¦истории восточного славянства. Процесс станов- ¦ ¦
¦ ¦ления великорусской, украинской и белорусской ¦ ¦
¦ ¦народностей. Происхождение казачества. ¦ ¦
¦ ¦Социально-экономические отношения в восточно- ¦ ¦
¦ ¦славянском мире на основных этапах истории; ¦ ¦
¦ ¦отношения государства и церкви. Народные ¦ ¦
¦ ¦религиозные и социальные движения. ¦ ¦
¦ ¦Образование Российской империи; историко- ¦ ¦
¦ ¦культурная эволюция народов, населяющих ¦ ¦
¦ ¦территорию России. ¦ ¦
¦ ¦Образование наций у восточнославянских народов. ¦ ¦
¦ ¦Образование СССР и противоречия национально- ¦ ¦
¦ ¦территориального федерализма. Становление новой ¦ ¦
¦ ¦государственности после распада СССР; проблемы ¦ ¦
¦ ¦глобализма и национального суверенитета ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.04¦Этнография восточных славян ¦ ¦
¦ ¦Понятие "традиционная культура" и методы ¦ ¦
¦ ¦целостного описания этнографических фактов; ¦ ¦
¦ ¦понятие этнокультурного пространства. ¦ ¦
¦ ¦Представления и верования восточных славян. ¦ ¦
¦ ¦Обряды календарного, жизненного и производст- ¦ ¦
¦ ¦венного циклов. Ритуалы как механизм регуляции ¦ ¦
¦ ¦отношений: "природа - человек", "человек - ¦ ¦
¦ ¦пространство - время", "человек - общество" в ¦ ¦
¦ ¦рамках адаптивной модели культуры. ¦ ¦
¦ ¦Соционормативная культура. Община, семья, ¦ ¦
¦ ¦традиционные нормы поведения и общения, этикет. ¦ ¦
¦ ¦Материальная культура и традиционные виды ¦ ¦
¦ ¦хозяйственной деятельности восточных славян. ¦ ¦
¦ ¦Разновидности и формы поселений, типы одежды, ¦ ¦
¦ ¦традиционная пища. Орнамент в этнокультурной ¦ ¦
¦ ¦традиции и проблема его семантической интер- ¦ ¦
¦ ¦претации. Полифункциональность объективированных ¦ ¦
¦ ¦форм культуры: этнодифференцирующие, социальные, ¦ ¦
¦ ¦обрядовые, эстетические и другие функции ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.05¦Этнолингвистика и диалектология ¦ ¦
¦ ¦Специфика этнолингвистического направления в ¦ ¦
¦ ¦языкознании. Язык и народная культура. Проблема ¦ ¦
¦ ¦зарождения и формирования языковой системы; ¦ ¦
¦ ¦взаимозависимость вербального и невербальных ¦ ¦
¦ ¦культурных кодов. Народная лексика и проблемы ¦ ¦
¦ ¦ее семантической интерпретации. Этимология. ¦ ¦
¦ ¦Философия слова. Народная фразеология. Синтак- ¦ ¦
¦ ¦сические основы народной устно-поэтической ¦ ¦
¦ ¦речи. Язык и этническая история. Механизмы и ¦ ¦
¦ ¦факторы эволюции языка. Этнолингвистика и ¦ ¦
¦ ¦ареология. Сравнительно-историческое изучение ¦ ¦
¦ ¦языков. Славянская этнолингвистика и проблема ¦ ¦
¦ ¦реконструкции древнеславянской духовной культуры.¦ ¦
¦ ¦Диалектология как наука. Предмет и задачи ¦ ¦
¦ ¦диалектологии. Основные понятия диалектологии ¦ ¦
¦ ¦(диалект, наречие, группа говоров, говор). ¦ ¦
¦ ¦Диалектные явления в области фонетики, морфо- ¦ ¦
¦ ¦логии и синтаксиса. Лексика русских говоров. ¦ ¦
¦ ¦Национальный язык, его структура, место в ней ¦ ¦
¦ ¦территориальных диалектов. Происхождение ¦ ¦
¦ ¦русских говоров. Основные наречия и говоры ¦ ¦
¦ ¦русского языка. Литературный язык и народные ¦ ¦
¦ ¦говоры, их различия и взаимоотношения. Язык ¦ ¦
¦ ¦фольклора и народные говоры ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.06¦История русской музыки ¦ ¦
¦ ¦Древнерусские певческие книги, типы нотации. ¦ ¦
¦ ¦Жанры и формы церковного пения XII - XVII вв. ¦ ¦
¦ ¦Внебогослужебные жанры: покаянные и духовные ¦ ¦
¦ ¦стихи, канты и псалмы. Система осмогласия ¦ ¦
¦ ¦средневекового типа в русском церковном певческом¦ ¦
¦ ¦искусстве; типы мелодики; строчное многоголосие. ¦ ¦
¦ ¦Формирование жанров светской профессиональной и ¦ ¦
¦ ¦бытовой музыки в России последней трети XVII - ¦ ¦
¦ ¦XVIII вв., становление музыкального театра, ¦ ¦
¦ ¦проблемы взаимосвязей западноевропейской и ¦ ¦
¦ ¦русской музыкальных культур. ¦ ¦
¦ ¦Основные тенденции в развитии русского ¦ ¦
¦ ¦музыкального искусства в XIX в.: утверждение ¦ ¦
¦ ¦национальной композиторской школы, развитие ¦ ¦
¦ ¦оперного искусства, симфонических жанров, ¦ ¦
¦ ¦романса, хорового искусства, расцвет исполни- ¦ ¦
¦ ¦тельского мастерства. Значение народной песни ¦ ¦
¦ ¦как важнейшего источника формирования характерных¦ ¦
¦ ¦стилевых особенностей русской профессиональной ¦ ¦
¦ ¦музыки. Инонациональные культуры ("Восток", ¦ ¦
¦ ¦"Испания" и др.) и русская музыкальная классика. ¦ ¦
¦ ¦Музыкальная культура России XX в. Важнейшие ¦ ¦
¦ ¦тенденции, направления, композиторские техники ¦ ¦
¦ ¦в музыкальном искусстве XX в.; претворение ¦ ¦
¦ ¦стилевых особенностей народной музыки в твор- ¦ ¦
¦ ¦честве композиторов ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.07¦История зарубежной музыки ¦ ¦
¦ ¦Музыкальное искусство древности, античная ¦ ¦
¦ ¦музыкальная культура. Музыка Западной Европы в ¦ ¦
¦ ¦эпоху Средневековья: церковная музыка, светская ¦ ¦
¦ ¦музыка. Музыка в эпоху Возрождения: широкое ¦ ¦
¦ ¦развитие бытового музицирования, возникновение ¦ ¦
¦ ¦разнообразных светских музыкальных жанров; ¦ ¦
¦ ¦развитие национальных музыкальных школ. ¦ ¦
¦ ¦Музыкальная культура XVII - начала XVIII вв. ¦ ¦
¦ ¦Возникновение оперы, развитие жанров оратории и ¦ ¦
¦ ¦кантаты, расцвет искусства сольного пения, ¦ ¦
¦ ¦развитие инструментальной музыки. Основные ¦ ¦
¦ ¦тенденции развития музыкального искусства в ¦ ¦
¦ ¦XVIII - первой половине XIX вв. Оперный театр. ¦ ¦
¦ ¦Становление классического симфонизма, развитие ¦ ¦
¦ ¦сонатно-симфонических и концертных жанров. ¦ ¦
¦ ¦Классический состав симфонического оркестра. ¦ ¦
¦ ¦Формирование венской классической школы. ¦ ¦
¦ ¦Музыкальный романтизм: эстетические принципы; ¦ ¦
¦ ¦роль миниатюры; новая трактовка циклов; ¦ ¦
¦ ¦обогащение выразительных средств; новые ¦ ¦
¦ ¦направления в музыкальном театре. Расцвет ¦ ¦
¦ ¦исполнительского искусства. Основные тенденции ¦ ¦
¦ ¦развития музыки во второй половине XIX в. Пути ¦ ¦
¦ ¦развития композиторского творчества в конце XIX -¦ ¦
¦ ¦начале XX вв. Музыкальный импрессионизм, ¦ ¦
¦ ¦веризм и другие течения в музыкальном искусстве. ¦ ¦
¦ ¦Развитие театральных и симфонических ¦ ¦
¦ ¦жанров. Взаимовлияние национальных школ. ¦ ¦
¦ ¦Народная песня в творчестве западноевропейских ¦ ¦
¦ ¦композиторов, значение музыкального фольклора в ¦ ¦
¦ ¦формировании национального музыкального стиля. ¦ ¦
¦ ¦XX век - противоречия эпохи и музыкальная ¦ ¦
¦ ¦культура, проблемы развития музыкального ¦ ¦
¦ ¦искусства. Важнейшие тенденции, направления, ¦ ¦
¦ ¦композиторские техники в музыке XX века: ¦ ¦
¦ ¦серийность и сериализм, модальная техника, ¦ ¦
¦ ¦конкретная и электронная музыка, алеаторика, ¦ ¦
¦ ¦сонористика и др. Знакомство с произведениями и ¦ ¦
¦ ¦композиторами современности, осмысление ¦ ¦
¦ ¦эстетики и выразительных средств новейшей музыки ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.08¦Сольфеджио ¦ ¦
¦ ¦Всестороннее развитие музыкального слуха на ¦ ¦
¦ ¦основе освоения музыки различных стилей ¦ ¦
¦ ¦посредством таких форм работы, как диктант ¦ ¦
¦ ¦(письменный и устный), слуховой анализ ¦ ¦
¦ ¦гармонических последовательностей, интонационные ¦ ¦
¦ ¦упражнения, сольфеджирование (в том числе чтение ¦ ¦
¦ ¦с листа, в транспорте, в записи различными ¦ ¦
¦ ¦ключами). Приобретение и закрепление навыков ¦ ¦
¦ ¦слухового восприятия и анализа образцов народной ¦ ¦
¦ ¦песенной речи и многоголосия во всех формах ¦ ¦
¦ ¦работы ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.09¦Гармония ¦ ¦
¦ ¦Гармония как категория эстетики и как музыкальный¦ ¦
¦ ¦термин; принципы звуковысотной организации ¦ ¦
¦ ¦музыкальной ткани; взаимодействие временных и ¦ ¦
¦ ¦пространственных факторов в музыке; исторические ¦ ¦
¦ ¦типы звуковысотной организации: ¦ ¦
¦ ¦модальность, тональность, полярность. Теория ¦ ¦
¦ ¦лада: разновидности звукорядов и ладов. ¦ ¦
¦ ¦Гармония как исторически развивающийся процесс ¦ ¦
¦ ¦организации многоголосия: фольклорная гетерофония¦ ¦
¦ ¦и средневековые лады органума, гимеля и ¦ ¦
¦ ¦фобурдона; становление гармонических отношений ¦ ¦
¦ ¦в эпохи раннего Средневековья и Возрождения; ¦ ¦
¦ ¦генерал-бас и современные виды условной записи ¦ ¦
¦ ¦аккордов; гармония И.С. Баха; венская класси- ¦ ¦
¦ ¦ческая гармония; стадии романтической гармонии; ¦ ¦
¦ ¦импрессионизм и экспрессионизм (атональность и ¦ ¦
¦ ¦додекафония); современные гармонические системы. ¦ ¦
¦ ¦Анализ гармонии в музыкальных произведениях ¦ ¦
¦ ¦различных стилей и жанров. Практические упраж- ¦ ¦
¦ ¦нения на гармонизацию данного голоса. Построение ¦ ¦
¦ ¦на фортепиано всех изучаемых элементов ¦ ¦
¦ ¦гармонического языка. Творческие задания ¦ ¦
¦ ¦(гармоническая обработка народного напева, ¦ ¦
¦ ¦стилизация народно-песенного многоголосия) ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.10¦Полифония ¦ ¦
¦ ¦Принципы полифонического письма в их историческом¦ ¦
¦ ¦развитии от Средневековья до современности. ¦ ¦
¦ ¦Понятие "строгого" и "свободного" стиля. ¦ ¦
¦ ¦Контрапунктическая техника. Система полифониче- ¦ ¦
¦ ¦ских форм и жанров. Теория и этапы исторического ¦ ¦
¦ ¦развития фуги. Полифония как фактор развития в ¦ ¦
¦ ¦классических гомофонных формах. ¦ ¦
¦ ¦Новые формы полифонического письма в творчестве ¦ ¦
¦ ¦композиторов XX века (микрополифония, сверх- ¦ ¦
¦ ¦многоголосие и др.). ¦ ¦
¦ ¦Анализ примеров из музыкальной литературы в ¦ ¦
¦ ¦виде целостных произведений или их фрагментов. ¦ ¦
¦ ¦Выполнение письменных заданий (проработка ¦ ¦
¦ ¦различных видов техники письма и сочинение ¦ ¦
¦ ¦отдельных полифонических форм) ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.11¦Анализ музыкальных произведений ¦ ¦
¦ ¦Знакомство с основами теории музыкального ¦ ¦
¦ ¦формообразования и главными этапами истории ¦ ¦
¦ ¦музыкальных форм; представления о закономерностях¦ ¦
¦ ¦развития музыкального языка. Фонический, ¦ ¦
¦ ¦синтаксический и композиционный уровни органи- ¦ ¦
¦ ¦зации музыкальной формы. Музыка и слово. Тема и ¦ ¦
¦ ¦принципы тематического развития; функции частей ¦ ¦
¦ ¦в музыкальной форме. Классификация вокальных и ¦ ¦
¦ ¦инструментальных форм в их историческом развитии ¦ ¦
¦ ¦и в контексте жанровой системы европейской ¦ ¦
¦ ¦музыки. ¦ ¦
¦ ¦Анализ примеров из музыкальной литературы в ¦ ¦
¦ ¦виде целостных произведений и их фрагментов ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.12¦Музыкально-теоретические системы ¦ ¦
¦ ¦Исторический путь развития научной мысли о ¦ ¦
¦ ¦музыке - закономерное чередование фундаментальных¦ ¦
¦ ¦парадигм, отражаемых в письменных источниках ¦ ¦
¦ ¦разного рода: старинных трактатах, руководствах ¦ ¦
¦ ¦по композиции, школах игры на музыкальных ¦ ¦
¦ ¦инструментах, учебниках по музыкально- ¦ ¦
¦ ¦теоретическим дисциплинам, специализированных ¦ ¦
¦ ¦исследованиях. Теоретические проблемы лада, ¦ ¦
¦ ¦интонации, ритма, формы. Важнейшие концепции ¦ ¦
¦ ¦отечественного и зарубежного музыкознания ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.13¦Фортепиано ¦ ¦
¦ ¦Развитие навыков игры на фортепиано; изучение ¦ ¦
¦ ¦инструктивной литературы, последовательное ¦ ¦
¦ ¦освоение учебного репертуара, ознакомление с ¦ ¦
¦ ¦различными стилями фортепианной музыки. ¦ ¦
¦ ¦Приобретение навыков грамотного разбора нотного ¦ ¦
¦ ¦текста, свободного чтения с листа, умения ¦ ¦
¦ ¦использовать данные навыки для ознакомления с ¦ ¦
¦ ¦музыкальной литературой, а также для теорети- ¦ ¦
¦ ¦ческого анализа музыкального произведения ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦200 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Р.01¦Охрана безопасности жизнедеятельности ¦100 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПДВ.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦200 ¦
¦ ¦устанавливаемые вузом ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.00 ¦Цикл специальных дисциплин ¦4050 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦3250 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.Ф.01 ¦Специальный класс ¦ ¦
¦ ¦Углубленная профессиональная подготовка специа- ¦ ¦
¦ ¦листа в области этномузыкологии в связи с ¦ ¦
¦ ¦избранной темой дипломной работы, направленной ¦ ¦
¦ ¦на изучение народной традиционной музыкальной ¦ ¦
¦ ¦культуры. Разработка основной проблематики ¦ ¦
¦ ¦исследования, постановка задач и определение ¦ ¦
¦ ¦методов их решения, уточнение структуры дипломной¦ ¦
¦ ¦работы. Подбор фольклорно-этнографического ¦ ¦
¦ ¦материала, расшифровка и нотация звукозаписей, ¦ ¦
¦ ¦анализ и систематизация музыкально-поэтических ¦ ¦
¦ ¦текстов. Оформление дипломной работы в соответ- ¦ ¦
¦ ¦ствии с существующими нормами и защита ее перед ¦ ¦
¦ ¦государственной комиссией на выпускном экзамене ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦СД.Ф.02 ¦История фольклористики и этномузыкологии ¦ ¦
¦ ¦Основания и принципы периодизации истории ¦ ¦
¦ ¦фольклористики и этномузыкологии. ¦ ¦
¦ ¦Фольклористика в XVIII - первой половине XIX ¦ ¦
¦ ¦вв. Общественная жизнь, наука и культура, ¦ ¦
¦ ¦художественно-эстетические тенденции в ¦ ¦
¦ ¦послепетровской России. Интерес к фактам ¦ ¦
¦ ¦народной художественной культуры и предпосылки ¦ ¦
¦ ¦формирования фольклористики. Первые издания ¦ ¦
¦ ¦текстов и напевов народных песен, становление ¦ ¦
¦ ¦форм народоведения. Опыты собирательской ¦ ¦
¦ ¦деятельности; идея публикации научного собрания ¦ ¦
¦ ¦русских песен. Основные теоретические концепции, ¦ ¦
¦ ¦сложившиеся на начальном этапе европейской ¦ ¦
¦ ¦и русской фольклористики, в свете идейно-эсте- ¦ ¦
¦ ¦тических течений того времени. ¦ ¦
¦ ¦Вторая половина XIX - начало XX вв.: осознание ¦ ¦
¦ ¦духовного наследия народа как предмета научного ¦ ¦
¦ ¦исследования; формирование научных школ и ¦ ¦
¦ ¦направлений ("историческая", "мифологическая", ¦ ¦
¦ ¦"антропологическая" школы, "школа заимствования";¦ ¦
¦ ¦немецкая школа сравнительного музыкознания). ¦ ¦
¦ ¦Развитие организационных форм фольклористики ¦ ¦
¦ ¦(деятельность Русского Географического ¦ ¦
¦ ¦Общества, Музыкально-этнографической комиссии и ¦ ¦
¦ ¦др.). Первые специальные экспедиционные ¦ ¦
¦ ¦поездки,

РЕШЕНИЕ Коллегии Минкультуры РФ от 05.03.2003 О ФОРМИРОВАНИИ И ДАЛЬНЕЙШЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БИБЛИОТЕЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  »
Постановления и Указы »
Читайте также