ПИСЬМО Минобразования РФ от 28.02.2003 n 27/2643-6 <О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ>


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 февраля 2003 г. N 27/2643-6
В настоящее время в Российской Федерации на дому обучаются 30824 ребенка-инвалида. Обучение ребенка на дому нередко приводит к его изоляции от детского коллектива, депривации, формированию у ребенка патологической замкнутости, нежелания и боязни общения с другими детьми. С целью преодоления этих явлений органы управления образованием некоторых субъектов Российской Федерации пошли на создание экспериментальной модели образовательного учреждения - школы надомного обучения. Таких школ в настоящее время 22, в них обучаются 3439 детей.
Поддерживая опыт создания таких учреждений, министерство направляет для использования в работе Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения, разработанные Управлением специального образования на основе опыта работы школы надомного обучения "Цветик-Семицветик" г. Великого Новгорода.
Начальник Управления
специального образования
Минобразования России
Т.В.ВОЛОСОВЕЦ



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ
В настоящее время обучение детей с тяжелыми формами хронических соматических заболеваний и детей-инвалидов регламентируется письмом Министерства народного образования РСФСР от 14.11.87 N 17-253-6 "Об индивидуальном обучении больных детей на дому" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.96 N 861 "Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях". Существующая практика организации надомного обучения показывает, что оно не может в полной мере обеспечить качественное образование и оптимальную интеграцию в общество ребенка с недостатками здоровья: ребенок лишается естественной социальной среды, каковой является школьный коллектив; из воспитывающего и образовательного пространства чаще всего исключаются образовательные учреждения дополнительного образования.
Ставя перед собой гуманные цели обеспечения достижения больными детьми образовательного стандарта, обеспечения их оптимальной социальной интеграции, сохранения и укрепления здоровья больных детей, многие субъекты Российской Федерации пошли на создание новой модели образовательного учреждения - школы надомного обучения.
Имеющийся опыт работы таких учреждений показывает, что организация образовательного процесса в них имеет свои особенности. Это, во-первых, разные сроки освоения образовательных программ, которые могут быть увеличены по сравнению с общеобразовательной школой, а для обучающихся с отклонениями в развитии - по сравнению со сроками их освоения в специальном (коррекционном) образовательном учреждении соответствующего вида.
Во-вторых, это вариативность организации занятий с обучающимися. Занятия в школе надомного обучения могут проводиться в учреждении, на дому и комбинированно: часть занятий проводится в учреждении, а часть на дому.
Занятия в учреждении могут проводиться индивидуально, в классе и комбинированно: часть занятий проводится индивидуально, часть занятий проводится в классе.
Выбор вариантов проведения занятий зависит от особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, сложности структуры их дефекта, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания, рекомендаций лечебно-профилактического учреждения, психолого-медико-педагогической комиссии, государственной службы медико-социальной экспертизы, возможностей доставки обучающегося в учреждение и отсутствия противопоказаний для занятий в классе (группе).
Например, обучающиеся с нарушениями зрения на предметах, где преобладают устные формы работы, обучаются в классе, а на предметах, где преобладают письменные виды работ, индивидуально.
В-третьих, это гибкость моделирования учебного плана, который разрабатывается на основе базисного учебного плана. При этом вариативная часть его позволяет учитывать интересы обучающихся, их потребности и возможности. Выбор учебного плана осуществляется на основании психолого-медико-педагогических рекомендаций совместно с родителями. Кроме этого, следует помнить, что возможно изменение учебного плана как в сторону уменьшения количества недельных часов, так и в сторону их увеличения, что связано с особенностями развития обучающихся, характером протекания заболевания. Предлагаем вариант базисного учебного плана для школы надомного обучения.
БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ШКОЛЫ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ
-------------------T---------------------------------------------¬
¦ Образовательные ¦ Классы ¦
¦ области +--T--T--T--T----T--T--T--T----T----T----T----+
¦ ¦ 1¦ 2¦ 3¦ 4¦ 5 ¦ 6¦ 7¦ 8¦ 9 ¦ 10 ¦ 11 ¦ 12 ¦
+------------------+--+--+--+--+----+--+--+--+----+----+----+----+
¦Языки и литература¦ 5¦ 5¦ 5¦ 5¦ 3,5¦ 5¦ 4¦ 5¦ 3,5¦ 4 ¦ 4 ¦ 3,5¦
+------------------+--+--+--+--+----+--+--+--+----+----+----+----+
¦Общественные дис- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1 ¦ 1¦ 1¦ 1¦ 1 ¦ 1,5¦ 1,5¦ 1,5¦
¦циплины ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+--+--+--+--+----+--+--+--+----+----+----+----+
¦Естественные науки¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1 ¦ 1¦ 3¦ 4¦ 4 ¦ 3 ¦ 3,5¦ 3 ¦
+------------------+--+--+--+--+----+--+--+--+----+----+----+----+
¦Математика ¦ 3¦ 3¦ 3¦ 3¦ 2,5¦ 2¦ 2¦ 2¦ 1,5¦ 2 ¦ 3 ¦ 3 ¦
+------------------+--+--+--+--+----+--+--+--+----+----+----+----+
¦Технология ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 0,5¦ ¦ ¦
+------------------+--+--+--+--+----+--+--+--+----+----+----+----+
¦Всего ¦ 8¦ 8¦ 8¦ 8¦ 8 ¦ 9¦10¦10¦10 ¦11 ¦12 ¦11 ¦
+------------------+--+--+--+--+----+--+--+--+----+----+----+----+
¦Обязательные кор- ¦ 2¦ 2¦ 2¦ 2¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦рекционные занятия¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+--+--+--+--+----+--+--+--+----+----+----+----+
¦Обязательная на- ¦10¦10¦10¦10¦ 8 ¦ 9¦10¦10¦10 ¦11 ¦12 ¦11 ¦
¦грузка обучающихся¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+--+--+--+--+----+--+--+--+----+----+----+----+
¦Занятия по выбору ¦ 9¦ 9¦ 9¦ 9¦12 ¦11¦10¦11¦13 ¦13 ¦12 ¦13 ¦
+------------------+--+--+--+--+----+--+--+--+----+----+----+----+
¦Итоговая нагрузка ¦19¦19¦19¦19¦20 ¦20¦20¦21¦23 ¦24 ¦24 ¦24 ¦
L------------------+--+--+--+--+----+--+--+--+----+----+----+-----
Еще одной особенностью организации образовательного процесса в школе надомного обучения является обязательное включение в их деятельность родителей обучающихся. Эта особенность реализуется через согласование с родителями индивидуального образовательного маршрута и единой программы воспитания, формирование у родителей адекватной оценки возможностей ребенка, проведение лектория для родителей, создание системы индивидуального консультирования родителей.
Для решения задач школы надомного обучения следует организовать полноценное кадровое обеспечение ее. Кроме должностей, включаемых обычно в штатное расписание образовательного учреждения, в штатное расписание школы надомного обучения следует включать такие должности, как: педиатр, медицинская сестра, реабилитолог, психотерапевт, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, педагог-психолог с квалификацией "социальный психолог".
Деятельность школ надомного обучения в настоящее время постоянно совершенствуется, ведется поиск наиболее оптимально организованных моделей такого образовательного учреждения.
Управление специального образования, направляя данные Рекомендации, надеется на сотрудничество с органами управления образованием субъектов Российской Федерации, образовательными учреждениями надомного обучения по вопросу совершенствования их деятельности и просит направлять в адрес управления (101990, Москва, Чистопрудный бульвар, 6) свои замечания и предложения.

ПРИКАЗ Минсельхоза РФ от 28.02.2003 n 218 ОБ ОТМЕНЕ ПРИКАЗОВ МИНСЕЛЬХОЗА РОССИИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также