СВОД ПРАВИЛ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ. МЕХАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА. ЭКСПЛУАТАЦИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН В ЗИМНИЙ ПЕРИОД. СП 12-104-2002 (одобрен Постановлением Госстроя РФ от 27.02.2003 n 25)


Одобрен
и рекомендован к применению
Постановлением Госстроя России
от 27 февраля 2003 г. N 25
СВОД ПРАВИЛ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ
МЕХАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН В ЗИМНИЙ ПЕРИОД
MECHANISATION OF CONSTRUCTION.
WINTER OPERATION OF CONSTRUCTION MACHINES
СП 12-104-2002
ПРЕДИСЛОВИЕ
1. Разработан в рамках технического комитета по стандартизации ТК 376 "Эксплуатация строительно-дорожных машин и оборудования" Военным инженерно-техническим университетом (ВИТУ), Санкт-Петербург, при участии Управления государственной строительной политики Госстроя России.
Внесен Управлением государственной строительной политики Госстроя России.
2. Одобрен и рекомендован к применению Постановлением Госстроя России от 27 февраля 2003 г. N 25.
3. Согласован с Госстроем Украины в соответствии с Соглашением между Госстроем России и Госстроем Украины о согласовании и участии в совместной разработке нормативных документов в области эксплуатации и ремонта строительных машин.
ВВЕДЕНИЕ
Настоящий нормативный документ разработан с целью установления рекомендуемых требований и положений (в развитие и дополнение к обязательным требованиям нормативных документов в области механизации строительства), способствующих снижению издержек при эксплуатации строительных машин в зимний период.
Настоящий нормативный документ разработан в рамках технического комитета по стандартизации ТК 376 "Эксплуатация строительно-дорожных машин и оборудования" Военным инженерно-техническим университетом (ВИТУ), Санкт-Петербург (канд. техн. наук доцент Шаволов А.С. - отв. исполнитель, канд. техн. наук ст. науч. сотр. Шульгин В.В. (научный руководитель), канд. техн. наук проф. Алексеенко П.Д., д-р техн. наук проф. Ложкин В.Н., канд. техн. наук доцент Смирнов Л.М., канд. техн. наук доцент Никифоров Г.И., д-р техн. наук проф. Федоров В.К., инж. Иванов В.А.), под методическим руководством Управления государственной строительной политики Госстроя России (Голушкин А.А., Молоткова Л.Н., Симонов С.Н., Городилов А.А.).
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий Свод правил распространяется на строительные машины в исполнении У для макроклиматических районов с умеренным климатом по ГОСТ 15150, смонтированные на базе тракторов, самоходных шасси и автомобилей, имеющих дизельный двигатель.
Документ устанавливает основные положения, регламентирующие особенности эксплуатации строительных машин в зимний период при температуре окружающего воздуха до минус 40 °С.
2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем документе использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 12.1.003-83 ССБТ. Шум. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.2.011-75 ССБТ. Машины строительные и дорожные. Общие
требования безопасности
ГОСТ 12.3.033-84 ССБТ. Строительные машины. Общие требования
безопасности при эксплуатации
ГОСТ 17.2.1.02-76 Охрана природы. Атмосфера. Термины и
определения выбросов двигателей
автомобилей, тракторов, самоходных
сельскохозяйственных и строительно-дорожных
машин
ГОСТ 305-82 Топливо дизельное. Технические условия
ГОСТ 2084-77 Бензины автомобильные. Технические условия
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические
изделия. Исполнения для различных
климатических районов. Категории, условия
эксплуатации, хранения и транспортирования
в части воздействия климатических факторов
внешней среды
ГОСТ 17479.1-85 Масла моторные. Классификация и обозначение
ГОСТ 17479.2-85 Масла трансмиссионные. Классификация и
обозначение
ГОСТ 17479.3-85 Масла гидравлические. Классификация и
обозначение
ГОСТ 20000-88 Дизели тракторные и комбайновые. Общие
технические условия
ГОСТ 21393-75 Автомобили с дизелями. Дымность
отработавших газов. Нормы и методы
измерений. Требования безопасности
ГОСТ 25646-95 Эксплуатация строительных машин. Общие
требования
ГОСТ 27436-87 Внешний шум автотранспортных средств.
Допустимые уровни и методы измерений
ОСТ 37.001.052-87 Требования к пусковым качествам
автомобильных двигателей
МДС 12-8.2000 Рекомендации по организации технического
обслуживания и ремонта строительных машин
МДС 12-10.2000 Типовые нормы периодичности, трудоемкости и
продолжительности технического обслуживания
и ремонта грузоподъемных кранов.
3. ОПРЕДЕЛЕНИЯ
3.1. Обогрев дизеля (агрегата, системы) строительной машины - процесс передачи ему тепловой энергии от теплоносителя для достижения (разогрев) или поддержания (подогрев) его заданного теплового состояния в условиях низких температур окружающего воздуха. При этом разогрев непосредственно предшествует пуску, а подогрев начинается после окончания очередной смены работы строительной машины и продолжается до начала следующей смены.
3.2. Средства облегчения пуска дизеля - устройства, облегчающие воспламенение и сгорание топлива в дизеле при пуске при температуре окружающего воздуха до минус 25 °С.
3.3. Средства тепловой подготовки дизеля к пуску - устройства, обеспечивающие разогрев дизеля перед пуском; при этом продолжительность разогрева и пуска должна составлять не более 30 мин. при температуре окружающего воздуха минус 40 °С (ГОСТ 20000).
3.4. Средства поддержания заданного теплового состояния в межсменный период - устройства, поддерживающие в межсменный период заданное тепловое состояние (обеспечивающие подогрев) неработающего дизеля, необходимое для его пуска в течение не более 5 мин. при температуре окружающего воздуха минус 40 °С.
3.5. Тепловой аккумулятор - теплообменный аппарат, накапливающий отходящую теплоту отработавших газов или (и) охлаждающей жидкости дизеля во время его работы, сохраняющий ее в межсменный период и отдающий эту теплоту потребителю (двигателю, агрегату трансмиссии и др.).
4. ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ СТРОИТЕЛЬНЫХ
МАШИН В ЗИМНИЙ ПЕРИОД
4.1. Основными факторами, усложняющими эксплуатацию строительных машин (далее - машин) в зимний период, являются:
низкая температура окружающего воздуха и ее резкие колебания;
наличие снежного покрова;
сильные ветры и метели.
4.2. Факторы, указанные в п. 4.1, приводят к снижению производительности, увеличению расхода энергоносителей и общей стоимости эксплуатации машин в результате действия следующих особенностей зимней эксплуатации:
повышения сопротивлений разрушению и копанию мерзлых грунтов и смерзшихся сыпучих материалов, отрыва примерзших к грунту грузов, строительных изделий и конструкций;
снижения прочности металлоконструкций, канатов, а также пневматических шин и других деталей из неметаллических материалов;
ухудшения дорожных условий передвижения машин;
затруднения пуска дизелей и поддержания их нормального теплового режима;
увеличения внутренних сопротивлений в гидроприводах и механических трансмиссиях, снижения в связи с этим тяговых усилий и рабочих скоростей;
накопления и замерзания конденсата воды в гидравлических и пневматических системах, снижающих надежность систем управления машинами;
ухудшения физического состояния и работоспособности людей, обслуживающих машины;
увеличения выбросов вредных (загрязняющих) веществ.
Более подробно некоторые механизмы влияния зимней эксплуатации на техническое состояние строительных машин и физиологическое состояние персонала, занятого обслуживанием и управлением машинами, приведены в Приложении А.
5. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗИМНЕЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ МАШИН
5.1. Эксплуатация машин в зимний период осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТ 25646, настоящего Свода правил, нормативных документов и конструкторской (эксплуатационной) документации на машины конкретных моделей.
5.2. Эксплуатацию машин при температуре окружающего воздуха от минус 20 до минус 30 °С рекомендуется осуществлять со снижением рабочих нагрузок (транспортных скоростей, степени заполнения ковшей экскаваторов и погрузчиков, грузоподъемности подъемно-транспортного оборудования и т.п.) на 25% по отношению к паспортным, а при температуре от минус 30 до минус 40 °С - на 50%.
5.3. В зимний период на скользкой дороге трогаться с места следует плавно, на малых частотах вращения коленчатого вала дизеля. Сцепление и механизмы поворота следует включать тоже плавно, без рывков.
Для повышения проходимости машин они могут быть оборудованы специальными приспособлениями: цепями противоскольжения, съемными грунтозацепами, противобуксаторами, самовытаскивателями и другими устройствами.
5.4. Для достижения высокого технического уровня эксплуатации машин в зимний период рекомендуется проводить их подготовку, учитывающую особенности зимней эксплуатации.
6. ПОДГОТОВКА МАШИН К ЗИМНЕЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
6.1. Организационно-технические мероприятия по подготовке строительных машин к зимней эксплуатации направлены на достижение высокого уровня надежности машин, снижение стоимости эксплуатации, обеспечение безопасных условий труда персонала, занятого их управлением и обслуживанием, выполнение нормативных экологических требований.
6.2. Объем работ по подготовке машин к зимней эксплуатации определяется двумя факторами: температурой окружающего воздуха и приспособленностью конструкций машин к работе в данных температурных условиях.
6.3. Подготовка машин и эксплуатационной базы к зимней эксплуатации должна осуществляться в плановом порядке.
В плане подготовки рекомендуется предусматривать следующие мероприятия:
обеспечение необходимыми для выполнения плана финансовыми и материальными средствами;
проведение инструктажей с инженерно-техническими работниками и персоналом, занятым обслуживанием и управлением строительными машинами, об особенностях их зимней эксплуатации. При необходимости организуются занятия по подготовке персонала к зимней эксплуатации машин;
распределение персонала, занятого обслуживанием машин, по объектам выполнения подготовительных работ;
проведение сезонных технических обслуживаний машин;
укомплектование машин дополнительными инструментами, приспособлениями и материалами, предназначенными для их обслуживания зимой;
оборудование машин средствами обеспечения работоспособности в зимний период;
приведение в работоспособное состояние групповых средств тепловой подготовки дизеля к пуску и групповых средств поддержания заданного теплового состояния в межсменный период.
6.4. План подготовки машин и эксплуатационной базы должен быть составлен, утвержден и реализован с таким расчетом, чтобы проведение указанных в п. 6.3 мероприятий было закончено своевременно, до начала зимнего периода. Контроль за соблюдением выполнения данного плана возлагается на руководителя организации (предприятия).
6.5. Рекомендуется производственные подразделения (участки) базы механизации оборудовать средствами наглядной информации, иллюстрирующими положительный производственный опыт и перспективные научные разработки в области зимней эксплуатации машин.
6.6. Подготовительные работы проводятся при выполнении сезонного технического обслуживания, которое может быть совмещено с очередным периодическим техническим обслуживанием или плановым ремонтом.
Особенности выполнения операций сезонного обслуживания агрегатов, систем и механизмов машин при подготовке их к зимней эксплуатации представлены в Приложении Б.
6.7. Сезонное обслуживание машин рекомендуется выполнять централизованно в условиях стационарной эксплуатационной базы силами персонала, занятого обслуживанием и управлением машин.
Допускается в порядке исключения выполнение сезонного обслуживания машин в полевых условиях, если по производственным, организационным, погодно-климатическим и другим причинам перебазировать машины на базу механизации невозможно.
6.8. Для зимнего периода действующие нормативы периодичности и состава работ периодических технических обслуживаний (ТО-1, ТО-2, ТО-3), установленные МДС 12-8 и МДС 12-10, при необходимости могут быть скорректированы с учетом конкретных условий эксплуатации машин.
7. СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ
МАШИН В ЗИМНИЙ ПЕРИОД
7.1. Общие положения
Средствами обеспечения работоспособности строительных машин в зимний период являются:
зимние эксплуатационные материалы;
средства облегчения пуска машин;
средства утепления;
специальное сменное рабочее оборудование.
7.2. Зимние эксплуатационные материалы
7.2.1. К зимним эксплуатационным материалам относятся топлива; моторные, трансмиссионные и гидравлические масла, пластичные смазочные материалы и специальные жидкости определенных марок (сортов), которые обеспечивают эксплуатацию машин в зимний период в соответствии с требованиями ГОСТ 25646.
7.2.2. Зимние эксплуатационные материалы, характеристики которых приведены в Приложении В, применяют в соответствии с требованиями эксплуатационной документации на машины конкретных моделей.
7.3. Средства облегчения пуска машин в зимний период
7.3.1. К средствам облегчения пуска машин в зимний период относятся системы и устройства:
обеспечения пуска дизелей;
подготовки к работе трансмиссий;
отопления кабин.
Классификация средств облегчения пуска машин в зимний период приведена в таблице 1.
Таблица 1
КЛАССИФИКАЦИЯ
СРЕДСТВ ОБЛЕГЧЕНИЯ ПУСКА МАШИН В ЗИМНИЙ ПЕРИОД
----------------------------------------------------------------T-------------------T-------------------------¬
¦ 1. Средства обеспечения пуска дизелей ¦2. Средства подго- ¦ 3. Средства отопления ¦
¦ ¦товки к работе ¦ кабин ¦
¦ ¦трансмиссий ¦ ¦
+-----------------------T-------------------T-------------------+---------T---------+-------------T-----------+
¦1.1. Средства облегче- ¦1.2. Средства теп- ¦1.3. Средства под- ¦2.1. Ин- ¦2.2. ¦3.1. Зависи- ¦3.2. Авто- ¦
¦ния пуска ¦ловой подготовки ¦держания заданного ¦дивиду- ¦Групповые¦мые от работы¦номные ¦
¦ ¦дизеля к пуску ¦теплового состояния¦альные ¦ ¦дизеля ¦ ¦
¦ ¦ ¦в межсменный период¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------T---------+---------T---------+---------T---------+ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.1.1. Сред- ¦1.1.2. ¦1.2.1. ¦1.2.2. ¦1.3.1. ¦1.3.2. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ства, позво- ¦Пусковые ¦Индиви- ¦Групповые¦Индиви- ¦Групповые¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ляющие сни- ¦устройст-¦дуальные ¦ ¦дуальные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦зить мини- ¦ва повы- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦мальную пус- ¦шенной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ковую частоту¦мощности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦вращения ко- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ленчатого ва-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ла дизеля ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+-------------+-----------+
¦средства ¦пусковые ¦средства,¦средства ¦средства,¦средства ¦системы с¦средства ¦радиаторы- ¦системы, ¦
¦подогрева ¦двигате- ¦источни- ¦водообо- ¦источни- ¦водообо- ¦жидкост- ¦водообо- ¦отопители и ¦источником ¦
¦воздуха на ¦ли; ¦ком теп- ¦грева; ¦ком теп- ¦грева; ¦ными по- ¦грева; ¦трубные теп- ¦тепловой ¦
¦впуске (свечи¦устройст-¦ловой ¦средства ¦ловой ¦средства ¦догрева- ¦средства ¦лообменники, ¦энергии ко-¦
¦подогрева ¦ва для ¦энергии ¦парообо- ¦энергии ¦парообо- ¦телями; ¦парообо- ¦устанавливае-¦торых явля-¦
¦впускного во-¦подачи ¦которых ¦грева; ¦которых ¦грева; ¦системы с¦грева; ¦мые в кабине ¦ется отопи-¦
¦здуха, элект-¦сжатого ¦является ¦средства ¦является ¦средства ¦воздушны-¦средства ¦и подключае- ¦тельная или¦
¦рофакельные ¦воздуха в¦подогре- ¦воздухо- ¦подогре- ¦воздухо- ¦ми подо- ¦воздухо- ¦мые соответ-¦вентиляци- ¦
¦подогревате- ¦цилиндры;¦ватель, ¦обогрева;¦ватель, ¦обогрева;¦гревате- ¦обогрева;¦ственно к ¦онно-отопи-¦
¦ли); средства¦пиропат- ¦работаю- ¦средства ¦работаю- ¦средства ¦лями; ¦средства ¦системам ох- ¦тельная ¦
¦калоризатор- ¦роны; ¦щий за ¦электро- ¦щий за ¦электро- ¦системы с¦электро- ¦лаждения и ¦установка; ¦
¦ного воспла- ¦молеку- ¦счет сжи-¦обогрева;¦счет сжи-¦обогрева;¦отопи- ¦обогрева;¦выпуска отра-¦системы, ¦
¦менения топ- ¦лярные ¦гания ¦средства ¦гания ¦средства ¦тельной ¦средства ¦ботавших га- ¦источником ¦
¦лива (свечи ¦накопите-¦жидкого ¦обогрева ¦жидкого ¦обогрева ¦установ- ¦обогрева ¦зов дизеля; ¦тепловой ¦
¦накаливания);¦ли энер- ¦топлива; ¦газовоз- ¦топлива; ¦газовоз- ¦кой, сов-¦газовоз- ¦штатные ради-¦энергии ко-¦
¦пусковые при-¦гии; ¦средства,¦душной ¦средства,¦душной ¦мещенной ¦душной ¦аторы системы¦торых явля-¦
¦способления ¦электро- ¦источни- ¦смесью; ¦источни- ¦смесью; ¦или ана- ¦смесью; ¦охлаждения ¦ется жид- ¦
¦для впрыски- ¦стартеры ¦ком теп- ¦средства ¦ком теп- ¦средства ¦логичной ¦средства ¦дизеля, ¦костный по-¦
¦вания легко- ¦повышен- ¦ловой ¦инфра- ¦ловой ¦инфра- ¦применяе-¦инфра- ¦расположенные¦догрева- ¦
¦воспламеняю- ¦ной мощ- ¦энергии ¦красного ¦энергии ¦красного ¦мым в ¦красного ¦в моторном ¦тель; ¦
¦щихся пуско- ¦ности; ¦которых ¦газового ¦которых ¦газового ¦системах ¦газового ¦отсеке, с ¦системы, ¦
¦вых жидкос- ¦внешние ¦является ¦обогрева ¦является ¦обогрева ¦отопления¦обогрева ¦устройствами ¦источником ¦
¦тей; средства¦источники¦тепловой ¦ ¦тепловой ¦ ¦кабин; ¦ ¦подвода теп- ¦тепловой ¦
¦улучшения ¦электро- ¦аккумуля-¦ ¦аккумуля-¦ ¦факельные¦ ¦лого воздуха ¦энергии ко-¦
¦пусковых ка- ¦энергии ¦тор ¦ ¦тор ¦ ¦подогре- ¦ ¦в кабину; ¦торых явля-¦
¦честв дизеля ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ватели; ¦ ¦различные по ¦ется воз- ¦
¦(декомпрес- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦системы с¦ ¦конструкции ¦душный по- ¦
¦сионный меха-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦тепловым ¦ ¦электрические¦догрева- ¦
¦низм; устрой-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦аккумуля-¦ ¦нагреватели ¦тель; ¦
¦ства, изменя-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦тором ¦ ¦(электрокало-¦системы, ¦
¦ющие степень ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦риферы, элек-¦источником ¦
¦сжатия, фазы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦тропечи и па-¦тепловой ¦
¦газораспреде-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦нельно-лучис-¦энергии ко-¦
¦ления и угол ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦тые обогрева-¦торых явля-¦
¦опережения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦тели), уста- ¦ется тепло-¦
¦подачи топли-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦навливаемые ¦вой аккуму-¦
¦ва при пуске)¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦преимущест- ¦лятор ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦венно в каби-¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦нах машин с ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦электрическим¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦или дизель- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦электрическим¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦приводом ¦ ¦
L-------------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+-------------+------------
Средства должны обеспечивать пуск машины в работу при использовании зимних эксплуатационных материалов. Кроме того, они не должны вызывать больших износов деталей дизеля и агрегатов трансмиссии при пуске, соответствовать действующим нормативным документам в области экологии и безопасности.
При выборе той или иной системы или устройства необходимо учитывать состав и величину парка строительных машин, особенности его использования, климатические условия района, соблюдение правил охраны труда и техники безопасности, выполнение нормативных требований по охране окружающей среды и технико-экономическую эффективность их применения.
7.3.2. К системам и устройствам обеспечения пуска дизелей относятся средства облегчения пуска, средства тепловой подготовки дизеля к пуску и средства поддержания заданного теплового состояния в межсменный период.
Они должны обеспечивать высокую эффективность пуска дизеля, которая характеризуется:
предельным значением температуры, при которой возможно осуществление пуска дизеля;
минимальным временем, затрачиваемым на пуск дизеля;
небольшой величиной минимальной пусковой частоты вращения коленчатого вала дизеля, необходимой для обеспечения его пуска.
7.3.2.1. Средства облегчения пуска дизеля обеспечивают пуск холодного дизеля.
Данными средствами являются:
средства подогрева воздуха на впуске (свечи подогрева впускного воздуха, электрофакельные подогреватели);
средства калоризаторного воспламенения топлива (свечи накаливания);
пусковые приспособления для впрыскивания легковоспламеняющихся пусковых жидкостей;
средства улучшения пусковых качеств дизеля (декомпрессионный механизм; устройства, изменяющие степень сжатия, фазы газораспределения и угол опережения подачи топлива при пуске);
пусковые устройства повышенной мощности (пусковые двигатели, устройства для подачи сжатого воздуха в цилиндры, пиропатроны, молекулярные накопители энергии, электростартеры повышенной мощности и внешние источники электроэнергии).
Основные сведения по наиболее распространенным средствам облегчения пуска приведены в Приложении Г.
7.3.2.2. Средства тепловой подготовки дизеля к пуску и средства поддержания заданного теплового состояния в межсменный период следует применять при температуре окружающего воздуха до минус 40 °С. Они должны обеспечивать обогрев (или сохранение теплового состояния) наиболее важных с точки зрения пуска деталей, их сопряжений и сред дизеля, а именно:
деталей, образующих камеру сгорания;
подшипников коленчатого вала;
сопряжений цилиндр-поршень;
топливного и масляного фильтров;
впускного коллектора;
охлаждающей жидкости, находящейся в зарубашечном пространстве (для дизеля с жидкостной системой охлаждения);
моторного масла, дизельного топлива и воздуха, потребляемых в период пуска дизеля.
7.3.2.3. В случае оборудования дизеля карбюраторным пусковым двигателем одновременно с обогревом (или сохранением теплового состояния) основного дизеля должен осуществляться и обогрев (или сохранение теплового состояния) пускового двигателя.
7.3.2.4. Средства тепловой подготовки дизеля к пуску и средства поддержания заданного теплового состояния в межсменный период могут быть индивидуальными и групповыми.
7.3.2.5. К индивидуальным средствам тепловой подготовки дизеля к пуску относятся устанавливаемые на машине системы и устройства, обеспечивающие автономный разогрев дизеля от индивидуального источника тепловой энергии.
К индивидуальным средствам поддержания заданного теплового состояния неработающего дизеля в межсменный период, а также в период внутрисменного простоя машин относятся устанавливаемые на машине системы и устройства, обеспечивающие автономный подогрев дизеля от индивидуального источника тепловой энергии, и средства утепления.
Наиболее распространенным индивидуальным источником тепловой энергии является подогреватель, работающий за счет сжигания жидкого топлива. Перспективным индивидуальным источником тепловой энергии следует признать тепловой аккумулятор.
Краткая характеристика систем обогрева дизелей с подогревателями приведена в Приложении Д.
7.3.2.6. К групповым средствам тепловой подготовки дизеля к пуску и групповым средствам поддержания заданного теплового состояния в межсменный период относятся стационарные или передвижные системы и устройства, обеспечивающие обогрев дизелей группы машин. Такие системы и устройства имеют разнообразную конструкцию и реализуют следующие способы обогрева дизеля: водо-, паро-, воздухо- и электрообогрев, обогрев газовоздушной смесью и инфракрасный газовый обогрев.
Краткая характеристика групповых средств обогрева дизелей представлена в Приложении Е.
7.3.2.7. Индивидуальные средства тепловой подготовки дизеля к пуску и индивидуальные средства поддержания заданного теплового состояния в межсменный период позволяют эксплуатировать машины в отрыве от постоянных баз механизации и при отсутствии внешних источников энергии. Групповые средства необходимо применять только в условиях постоянных баз механизации или при большой численности одновременно работающих на объекте машин, расположенных на небольших расстояниях одна от другой; при этом предполагается наличие внешних источников энергии, обеспечивающих работу этих средств.
7.3.3. Системы и устройства подготовки к работе трансмиссий машин должны обеспечивать быструю подготовку к работе трансмиссии машины с целью возможности принятия нагрузки в минимально короткие промежутки времени.
Они должны осуществлять обогрев (или сохранение теплового состояния) агрегатов механической и гидравлической трансмиссий, заправленных соответственно трансмиссионными и гидравлическими маслами.
В механических трансмиссиях такими агрегатами являются коробки передач и отбора мощности, раздаточные коробки, главная и конечная передачи; редукторы механизмов, осуществляющих функционирование рабочего оборудования, а в гидравлических трансмиссиях - гидробаки, гидронасосы, гидродвигатели, гидрораспределители, клапаны различного назначения.
7.3.3.1. Системы и устройства подготовки к работе трансмиссий машин могут быть индивидуальными и групповыми.
7.3.3.2. В качестве индивидуальных систем и устройств, предназначенных для обогрева агрегатов механической и гидравлической трансмиссий, рекомендуется применять системы с жидкостными и воздушными подогревателями (Приложение Д), отопительной установкой, совмещенной или аналогичной применяемым в системах отопления кабин, и факельные подогреватели.
После пуска дизеля разогрев рабочей жидкости гидравлической трансмиссии может быть осуществлен прокачиванием ее гидронасосом на слив через дроссель или другое гидравлическое сопротивление.
Перспективным индивидуальным источником тепловой энергии для обогрева агрегатов механической и гидравлической трансмиссий является тепловой аккумулятор.
Сохранение теплового состояния агрегатов достигается широким применением различных средств утепления.
7.3.3.3. Для группового обогрева агрегатов механической и гидравлической трансмиссий возможно использование тех же систем и устройств, которые применяются для группового обогрева дизелей строительных машин (Приложение Е). При этом групповой обогрев агрегатов должен осуществляться одновременно с групповым обогревом дизелей.
7.3.4. Системы и устройства отопления кабин машин (далее - СУОК) должны обеспечивать необходимое тепловое состояние в кабине строительной машины как при работающем, так и при неработающем дизеле с целью создания комфортных условий для машиниста.
В соответствии с требованиями ГОСТ 12.2.011 они должны поддерживать температуру воздуха внутри кабин не ниже плюс 14 °С. Они могут быть зависимыми от работы дизеля, если их функционирование осуществляется только при работающем дизеле, и независимыми от его работы (автономными), если их функционирование осуществляется как при работающем, так и при неработающем дизеле.
7.3.4.1. В качестве зависимых СУОК рекомендуется применять:
радиаторы-отопители и трубные теплообменники, устанавливаемые в кабине и подключаемые соответственно к системам охлаждения и выпуска отработавших газов дизеля;
штатные радиаторы системы охлаждения дизеля, расположенные в моторном отсеке, с устройствами подвода теплого воздуха в кабину;
различные по конструкции электрические нагреватели (электрокалориферы, электропечи и панельно-лучистые обогреватели), устанавливаемые преимущественно в кабинах машин с электрическим или дизель-электрическим приводом.
7.3.4.2. В качестве независимых (автономных) СУОК следует применять такие системы, источником тепловой энергии в которых является отопительная или вентиляционно-отопительная установка, а также жидкостные и воздушные подогреватели, используемые в системах обогрева дизелей (Приложение Д).
Перспективным источником тепловой энергии автономной системы отопления является тепловой аккумулятор.
Краткая характеристика СУОК приведена в Приложении Ж.
7.4. Средства утепления
7.4.1. Средства утепления предназначены для сохранения теплового состояния дизеля, агрегатов механической и гидравлической трансмиссий и кабины.
7.4.2. Эффективность средств утепления зависит от:
температуры окружающего воздуха;
времени, в течение которого осуществляется процесс сохранения теплового состояния агрегатов и узлов;
величины термического сопротивления, которое они оказывают рассеиваемому тепловому потоку.
Краткая характеристика индивидуальных средств утепления приведена в Приложении И.
7.5. Специальное сменное рабочее оборудование
7.5.1. Специальное сменное рабочее оборудование машин предназначено для разработки мерзлых грунтов. Данное оборудование включает рабочий орган (или несколько рабочих органов), оснащенный рабочими инструментами (зубьями, резцами и т.п.) и снабженный специальной подвеской (стрелой, рамой и т.п.) для крепления к базовой машине. При этом рабочий процесс может осуществляться при перемещении базовой машины (непрерывный процесс) или без этого (циклический процесс).
Основные сведения по сменному рабочему оборудованию представлены в Приложении К.
8. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ПУСКУ ДВИГАТЕЛЕЙ МАШИН В УСЛОВИЯХ
НИЗКИХ ТЕМПЕРАТУР И ПОДГОТОВКА ИХ К РАБОТЕ
8.1. Основные требования по пуску дизельных двигателей машин на базе тракторов и самоходных шасси - по ГОСТ 20000.
8.2. Основные требования по пуску двигателей машин на базе автомобилей - по ОСТ 37.001.052.
8.3. Пуск карбюраторного пускового двигателя и основного дизельного двигателя в условиях низких температур окружающего воздуха следует производить в соответствии с Инструкцией по эксплуатации машины. При использовании средств облегчения пуска, средств тепловой подготовки дизеля к пуску и средств поддержания заданного теплового состояния в межсменный период следует соблюдать требования к пуску дизеля, изложенные в соответствующих инструкциях по применению данных средств.
8.4. Пуск двигателей машин без применения средств тепловой подготовки дизеля к пуску или средств поддержания заданного теплового состояния в межсменный период, в соответствии с требованиями ГОСТ 20000, рекомендуется осуществлять:
при температуре окружающего воздуха до минус 10 °С - с использованием в системе смазки дизеля зимнего масла класса вязкости 8 по ГОСТ 17479.1;
при температуре окружающего воздуха до минус 20 °С - с
использованием в системе смазки дизеля загущенного масла класса
вязкости 4 /8 по ГОСТ 17479.1.
3
8.5. Средства облегчения пуска дизеля следует применять при температуре окружающего воздуха до минус 25 °С.
В случае применения этих средств при температурах окружающего воздуха от минус 15 до плюс 25 °С дизель рекомендуется заправлять загущенными или синтетическими моторными маслами (Приложение В).
8.6. Средства тепловой подготовки дизеля к пуску и средства поддержания заданного теплового состояния в межсменный период следует применять при температуре окружающего воздуха до минус 40 °С.
Не рекомендуется поддерживать заданное тепловое состояние дизеля в межсменный период в режиме холостого хода, так как это приводит к ускоренному отложению смолистых и окисляющих веществ, появлению нагара на поршнях, кольцах и головке цилиндров; непроизводительному расходованию его моторесурса, дизельного топлива и моторного масла, а также увеличению выбросов токсичных веществ с отработавшими газами в атмосферу.
8.7. Оптимальным уровнем комплексной тепловой подготовки дизеля к пуску является температура всех его систем и узлов, равная плюс 10 °С. При этом тепловое воздействие должно обеспечивать равномерность прогрева систем дизеля при отклонении от установленной температуры не более 5 °С.
8.8. После пуска дизеля перед его загрузкой необходимо в течение 3 - 5 мин. обеспечить работу дизеля на холостом ходу с целью поступления моторного масла к рабочим поверхностям трения.
9. ЭКСПЛУАТАЦИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ МАШИН В ЗИМНИЙ ПЕРИОД
9.1. Системы управления машин по типу энергоносителя подразделяются на пневматические, гидравлические, электрические и комбинированные, причем каждая из них может включать в свою конструкцию элементы автоматики, рычажно-шарнирных и других механических связей.
9.2. Наилучшей адаптацией к зимним условиям эксплуатации обладает электрическая система управления. Входящие в нее электрические аппараты значительно менее чувствительны к воздействию низких температур окружающего воздуха по сравнению с элементами пневматической, гидравлической и комбинированной систем управления.
9.2.1. При электрической системе управления необходимо, чтобы кислотные аккумуляторы сохраняли плотность электролита, поэтому в зимний период эту плотность следует повышать; в противном случае срок службы аккумуляторов будет существенно сокращаться.
9.3. При зимней эксплуатации пневматической системы управления рекомендуется ежедневно спускать конденсат из ресиверов, а при температуре окружающего воздуха ниже минус 25 °С эту операцию следует проводить 2 - 3 раза в смену.
9.4. Гидравлическая система в зимний период должна заправляться рабочей жидкостью с низкой температурой замерзания, обладать повышенной герметичностью, эластичностью и морозоустойчивостью резинотканевых трубопроводов и их соединений.
10. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЗИМНЕЙ
ЭКСПЛУАТАЦИИ МАШИН
10.1. Общие требования безопасности при эксплуатации машин - по ГОСТ 12.2.011, ГОСТ 12.3.033.
10.2. Основные специфические требования безопасности при зимней эксплуатации машин:
запрещается эксплуатировать машины с неисправными системами и устройствами отопления кабин;
правильный выбор рабочей одежды, которая должна быть просторной, сшитой из натуральной ткани и обеспечивать хорошую циркуляцию воздуха в пространстве между ней и телом человека;
калорийность пищи, употребляемой человеком, занятым обслуживанием и управлением машиной, должна составлять не менее 15 - 21 кДж в сутки;
все трудоемкие работы, связанные с техническим обслуживанием и ремонтом машин, рекомендуется проводить в условиях постоянной эксплуатационной базы;
запрещается трогать влажными руками металлические поверхности, охлажденные до температуры минус 20 °С и ниже;
прогрев дизеля машины в закрытом помещении не должен превышать 5 мин.;
на стоянках в местах производства работ строительные машины следует располагать таким образом, чтобы отработавшие газы их двигателей не задувались ветром в кабины машин;
при использовании средств облегчения пуска машин иметь наготове исправный огнетушитель, сухой песок и другие средства пожаротушения;
категорически запрещается пользоваться открытым пламенем паяльных ламп и факелов для разогрева агрегатов и узлов машин, а также неисправными средствами облегчения пуска машин.
10.3. В случаях отравления человека эксплуатационными материалами и отработавшими газами, обморожения, поражения электрическим током, паром и получения им ожогов следует немедленно оказать пострадавшему первую медицинскую помощь и отправить его в ближайшее медицинское учреждение.
11. ТРЕБОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ ЗИМНЕЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ МАШИН
11.1. Общие требования экологической безопасности - по ГОСТ 21393, ГОСТ 17.2.1.02, ГОСТ 27436, ГОСТ 12.1.003.
11.2. Основные специфические требования экологической безопасности при зимней эксплуатации машин:
расчет концентраций в атмосферном воздухе вредных (загрязняющих) веществ, выбрасываемых с отработавшими и картерными газами дизелей, следует производить с учетом общего количества одновременно работающих в условиях низких температур окружающего воздуха и в пределах одного объекта машин, количество которых по сравнению с летним периодом эксплуатации, как правило, уменьшается;
при расчете концентраций в атмосферном воздухе вредных (загрязняющих) веществ, содержащихся в суммарных выбросах постоянных баз механизации, необходимо учитывать наличие дополнительных источников загрязнений, указанных в п. 9.2 Приложения А;
с целью уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ с отработавшими и картерными газами дизелей машин необходимо обеспечивать оптимальный тепловой режим при работе их под нагрузкой и на холостом ходу за счет применения различных индивидуальных средств утепления дизеля (Приложение И), а также сокращение общей продолжительности работы дизелей на холостом ходу и осуществление их пуска после тепловой подготовки;
в качестве дополнительных технических средств, уменьшающих выбросы вредных (загрязняющих) веществ с отработавшими и картерными газами, целесообразно применять каталитические нейтрализаторы, сажевые регенерируемые фильтры и системы регенерации топливных испарений.



Приложение А
(справочное)
НЕКОТОРЫЕ МЕХАНИЗМЫ ВЛИЯНИЯ ЗИМНЕЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
НА ТЕХНИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ МАШИН И ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ
СОСТОЯНИЕ ПЕРСОНАЛА, ЗАНЯТОГО ОБСЛУЖИВАНИЕМ
И УПРАВЛЕНИЕМ МАШИНАМИ
1. Хрупкому разрушению в условиях низких температур подвержены детали из пластмасс и резины. Замороженные пневматические шины могут разрушиться при наезде на препятствие. В случае примерзания к грунту в момент начала движения может произойти вырывание участка шины в зоне контакта.
2. По причине хладноломкости, а также из-за ухудшения условий смазки значительно снижается долговечность стальных канатов обычного исполнения.
3. В зимних условиях на работоспособность машин большое влияние оказывают дорожные условия: глубина снежного покрова, структура и плотность снега, коэффициент сцепления колес (гусениц) с грунтом, наличие на пути перемещения обледенелых участков и скрытых под снегом препятствий, а также некоторые конструктивные параметры машины (удельное давление на грунт, величина дорожного просвета, тип шин, рисунок протектора шин и др.).
Управление вождением машин в зимнее время по обледенелым дорогам из-за ухудшения сцепления колес (гусениц) сопряжено с опасностью буксования колес (гусениц), заносом машины и возможным ее опрокидыванием.
4. Затруднения при пуске дизелей машин возникают из-за сложности создания пусковой частоты вращения коленчатого вала, а также из-за ухудшения условий смесеобразования и самовоспламенения смеси дизельного топлива с воздухом.
4.1. Основной причиной ухудшенного смесеобразования и низкой самовоспламеняемости смеси является плохая испаряемость дизельного топлива, в особенности его тяжелых фракций.
Испаряемость ухудшается вследствие плохого распыла топлива форсунками из-за его повышенной вязкости. Кроме того, холодные стенки деталей, образующих камеру сгорания, интенсивно отводят теплоту от смеси, из-за чего замедляется процесс нагревания смеси до температуры самовоспламенения.
4.2. Пониженный тепловой режим работающего дизеля является причиной интенсивного образования смолистых и других отложений на деталях цилиндропоршневой группы, что также оказывает отрицательное влияние на его надежность.
5. Температура окружающего воздуха является основным фактором, определяющим качество функционирования и надежность гидропривода машин.
5.1. Влияние низких температур выражается, прежде всего, в увеличении вязкости рабочей жидкости, что приводит к росту внутренних гидравлических сопротивлений и, следовательно, к снижению коэффициента полезного действия гидропривода. При определенном уровне повышения вязкости рабочей жидкости работа гидропривода становится невозможной.
Увеличение вязкости рабочей жидкости снижает быстродействие гидроаппаратуры, приводит к росту усилий на рукоятках и педалях управления, что повышает утомляемость оператора.
5.2. Низкие температуры окружающего воздуха влияют на надежность резиновых уплотнительных деталей, обеспечивающих герметизацию узлов гидропривода, и, прежде всего, гидроцилиндров. Причины отказа уплотнителей заключаются в снижении эластичности материала, в его усадке, связанной с высоким значением коэффициента линейного расширения эластомеров, а также в разрушающем воздействии наледи, образующейся на штоках гидроцилиндров.
5.3. Повышенная вязкость рабочей жидкости способствует разрыву потока и возникновению кавитации во всасывающей линии, что сопровождается шумом, вибрацией трубопроводов и интенсивным эрозионным износом насоса. В свою очередь кавитация приводит к пенообразованию в рабочей жидкости.
5.4. Повышенная вязкость трансмиссионных масел приводит к потере до 50% мощности на преодоление внутренних сопротивлений в силовых передачах, вызывает перегрузку и повышенный износ зубчатых колес, подшипников, фрикционных муфт.
6. В условиях низких температур наибольшие сложности возникают с эксплуатацией наиболее удаленных от оператора элементов системы управления, которые непосредственно взаимодействуют с рабочими органами машины.
7. Накопление и замерзание конденсата воды в гидравлических и пневматических системах снижает надежность систем управления машинами.
7.1. Накопление воды в гидроприводе связано с выделением конденсата из воздуха внутри гидробака. Замерзание воды приводит к засорению фильтроэлементов плавающими кристаллами льда, заклиниванию аппаратуры управления, а в отдельных случаях - к полному перекрытию льдом каналов и трубопроводов.
7.2. При эксплуатации пневматических систем управления основные трудности связаны с замерзанием воды, выделившейся из воздуха в виде конденсата. При этом образуются ледяные пробки в каналах, трубопроводах, фильтрах, перекрывающие их сечения; заклиниваются вентили, краны, распределители и другие аппараты управления. Для обеспечения работоспособности пневматических систем при низких температурах окружающего воздуха следует принимать специальные меры для сушки воздуха, удаления конденсата, подогрева воздуха или снижения его температуры замерзания.
8. Зимний период эксплуатации является наиболее тяжелым для обеспечения безопасности труда персонала, занятого обслуживанием и управлением строительными машинами. Низкая температура окружающего воздуха, продолжительные и сильные ветры, повышенная физическая и эмоциональная нагрузка на организм человека, а также интенсивная теплоотдача оказывают негативное влияние на его работоспособность и физиологическое состояние.
9. В зимний период эксплуатации машин увеличиваются выбросы вредных (загрязняющих) веществ, содержащихся в отработавших и картерных газах их двигателей внутреннего сгорания. Основными причинами увеличенных выбросов вредных веществ являются:
пониженное тепловое состояние систем, узлов и деталей дизеля во время его работы;
увеличенная продолжительность работы дизеля в режиме холостого хода;
пуск холодного дизеля.
9.1. Пониженное тепловое состояние систем, узлов и деталей дизеля во время его работы приводит к ухудшению процесса сгорания в нем топлива. В результате этого в отработавших и картерных газах увеличивается общее количество окиси углерода, углеводородов, в том числе бензо(альфа)пирена как наиболее опасной разновидности углеводородов, а также сажи, формальдегида и других вредных веществ.
Увеличенная продолжительность работы дизеля в режиме холостого хода и пуск холодного дизеля тоже приводят к ухудшению процессов сгорания топлива и увеличению выбросов вышеперечисленных веществ в 8 - 10 раз.
9.2. В зимний период эксплуатации машин увеличивается дополнительное количество источников загрязнений за счет необходимости применения средств облегчения пуска машин. Такими источниками являются системы обогрева дизелей с подогревателями (Приложение Д) и некоторые групповые средства обогрева дизелей (Приложение Е), работа которых связана с необходимостью сжигания топлива (установки водо-, паро-, воздухообогрева, обогрева газовоздушной смесью и инфракрасного газового обогрева).



Приложение Б
(справочное)
ОСОБЕННОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ
СЕЗОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АГРЕГАТОВ, СИСТЕМ И МЕХАНИЗМОВ
МАШИН ПРИ ПОДГОТОВКЕ ИХ К ЗИМНЕЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
Дизельный двигатель
Для дизельного двигателя наиболее важными с точки зрения зимней эксплуатации являются системы охлаждения, смазки и питания.
Опасность размораживания дизеля устраняется применением специальных низкозамерзающих охлаждающих жидкостей - антифризов на основе этиленгликоля (Приложение В). Использование для этой цели дизельного топлива или маловязких масел не допускается, так как создает повышенную пожароопасность и вызывает преждевременный отказ резиновых деталей системы охлаждения из-за несовместимости материала этих деталей с нефтепродуктами.
Перед заменой охлаждающей воды на антифриз следует промыть систему охлаждения. Промывка производится с целью улучшения теплопередачи. В процессе промывки из системы охлаждения должны быть удалены накипь, илистые отложения, шлам и продукты коррозии. Промывка производится специальными растворами. Наиболее эффективными средствами удаления накипи являются растворы гексаметафосфата натрия и хромпика.
Оптимальный тепловой режим дизеля в зимнее время должен поддерживаться за счет уменьшения теплоотдачи в окружающую среду. Уменьшение теплоотдачи от блока дизеля достигается применением индивидуальных средств утепления. Рекомендуется также утеплять патрубки радиатора (Приложение И).
Сокращение времени выхода дизеля на оптимальный тепловой режим достигается применением штатного термостата, предусмотренного его конструкцией, но при температуре окружающего воздуха ниже минус 30 °С за счет термостата, как правило, не обеспечивается требуемая скорость прогрева дизеля. В этом случае требуется уменьшение скорости потока воздуха через радиатор или скорости циркуляции охлаждающей жидкости.
Регулирование скорости потока воздуха в некоторых конструкциях дизельных двигателей обеспечивается системой автоматического отключения и включения вентилятора. При отсутствии такой системы воздушный поток следует регулировать с помощью индивидуальных средств утепления, устанавливаемых на радиаторе (Приложение И). Возможно также сокращение количества лопастей на вентиляторе или уменьшение угла их наклона по отношению к плоскости вращения.
При выполнении сезонного обслуживания необходимо осуществлять проверку исправности всех элементов системы охлаждения: термостата, ременной передачи привода вентилятора, дистанционного термометра и др. Особого внимания требует проверка герметичности системы охлаждения, так как утечка охлаждающей жидкости не только влияет на тепловой режим двигателя и приводит к потере антифриза, но при попадании ее в моторное масло резко увеличивается интенсивность изнашивания дизеля.
Основными подготовительными мероприятиями по системе смазки дизельного двигателя являются промывка системы, замена летнего моторного масла на зимнее и проверка исправности элементов.
Промывка системы смазки требуется для удаления загрязняющих примесей в виде взвешенных частиц, осадков и смолистых отложений. Наиболее эффективно применение специальных моющих синтетических средств. В этом случае по окончании промывки требуется тщательное удаление моющего раствора сжатым воздухом, так как при простом сливе в системе остается до 20% промывочной жидкости, которая, смешиваясь со свежим маслом, резко ухудшает его качественные характеристики. Промывке подвергаются также сетчатые фильтры, центрифуги и масляные радиаторы.
Рекомендуемые зимние сорта моторных масел приведены в Приложении В.
При сезонном обслуживании, кроме операций, перечисленных выше, требуется выполнять проверку герметичности системы смазки, исправности системы вентиляции картера, перепускных клапанов фильтров и контрольного манометра. Для зимнего периода, как правило, требуется отключение масляного радиатора.
При температуре окружающего воздуха ниже минус 25 °С требуется дополнительное утепление картера и масляных фильтров.
Подготовка системы питания дизеля выполняется с целью предотвращения образования ледяных пробок, перекрывающих подачу топлива; перевода топливной системы с летних сортов топлив и масел на зимние; настройки топливной системы на увеличенную подачу топлива, соответствующую зимнему сезону; подключения приспособлений, обеспечивающих обогрев воздуха и топлива, а также устройства теплоизоляции и обогрева топливного бака и топливопроводов.
Основным местом скопления воды в системе питания является топливный бак. Для удаления воды и загрязняющих осадков при сезонном обслуживании требуется слить отстой из бака, фильтра, отстойника; в необходимых случаях - промыть.
Для перевода системы на зимние сорта топлива и масла необходимо не только полное удаление летнего топлива, но также и замена масла в топливном насосе, регуляторе и воздушном фильтре.
Настройка топливной системы на увеличенную подачу топлива требует соответствующей регулировки топливного насоса высокого давления. Одновременно должна производиться проверка работы топливоподкачивающего насоса и форсунок.
Улучшение испаряемости топлива и обеспечение его бесперебойной подачи достигаются за счет обогрева воздуха и топлива, осуществляемого путем использования излучаемой стенками двигателя теплоты. Для этого заслонка впускного воздуховода должна быть переключена в положение "Зима". При наличии на дизеле штатной системы обогрева топлива она также должна быть переведена на зимний режим.
При низких температурах окружающего воздуха следует применять специальное утепление топливного бака, насоса, фильтров и трубопроводов, а при необходимости организовать их непрерывный обогрев с помощью отработавших газов или жидкости из системы охлаждения работающего дизеля.
Электрооборудование
При подготовке электрооборудования машин с приводом от дизеля требуется выполнить проверку исправности электропроводки и контрольно-измерительных приборов, технического состояния аккумуляторных батарей; настройку системы зажигания пускового карбюраторного двигателя на зимний режим работы, повышение плотности электролита и утепление.
В системе электрооборудования основное внимание следует обращать на состояние проводов и их соединений. Нарушение изоляции, особенно в линиях высокого напряжения, вызывает утечку тока или короткое замыкание, которое может быть причиной пожара. У машин, оснащенных силовым электроприводом, это создает опасность поражения людей током. Разрушение изоляции при температуре окружающего воздуха ниже минус 30 °С может произойти в результате замораживания изоляционного материала и перехода его в хрупкое состояние. Поэтому для таких условий должны использоваться провода с морозостойкой изоляцией.
Неплотное присоединение проводов вызывает искрение, обгорание контактов и разрыв электрической цепи. Причиной этих неисправностей часто является коррозия, особенно в сырое и холодное время года. Для предотвращения коррозии на места соединений следует нанести специальный защитный материал (Мовиль, Тектил), консервационную пластичную смазку (ПВК, Торсиол), пластилин или герметизирующую замазку.
Особое внимание следует обращать на те элементы электрооборудования, от которых зависит надежность пуска дизеля при низких температурах, -аккумуляторная батарея, стартер, генератор, свечи зажигания и магнето пускового карбюраторного двигателя.
При подготовке аккумуляторной батареи должны быть проверены фактическая емкость, плотность электролита и его уровень, степень заряженности батареи. Точное определение фактической емкости аккумуляторной батареи обеспечивается проведением зарядно-разрядного (контрольно-тренировочного) цикла. Нормальная плотность электролита полностью заряженной батареи должна соответствовать требованиям инструкции по ее эксплуатации. Степень заряженности определяется по фактической плотности электролита в каждом аккумуляторе или по электрическому напряжению.
Следует учитывать, что по мере понижения температуры окружающего воздуха работоспособность аккумуляторной батареи снижается в связи с замедлением химических реакций взаимодействия электролита со свинцом пластин. Поэтому при низких температурах необходимы утепление и обогрев батареи (Приложение И).
У машин с электроприводом в процессе подготовки требуется замена трансмиссионных масел в редукторах и пластичных смазок в подшипниках, узлах электродвигателей на зимние сорта (Приложение В). При замене нужно обращать внимание на совместимость смазок. У грузоподъемных машин особого внимания требуют приборы и устройства, обеспечивающие безопасность людей, - указатели грузоподъемности, силы ветра, противоугонные захваты, заземляющие приспособления и др.
Механическая трансмиссия
Подготовка механической трансмиссии заключается в замене летних сортов смазочных масел на зимние с промывкой картеров закрытых передач, а также в проверке и регулировке фрикционных муфт сцепления. После слива летнего масла требуется промывка системы дизельным топливом или керосином. Заполненный промывочной жидкостью агрегат приводится в движение на малой скорости холостого хода в течение нескольких минут, после чего жидкость удаляется. Промывке также подлежат сапуны редукторов.
В открытых зубчатых и цепных передачах следует заменить пластичные смазки летних сортов на зимние (Приложение В).
Муфты сцепления проверяют и регулируют с учетом повышенных рабочих нагрузок, которые имеют место в зимнее время.
Гидравлическая система
Подготовка гидравлических систем выполняется с целью обеспечения вязкости рабочей жидкости не выше допустимой в период пуска гидросистемы, поддержания ее вязкости на требуемом уровне во время работы машины и уменьшения времени прогрева рабочей жидкости до рабочей вязкости.
Кроме того, нужно создать условия, предотвращающие накопление воды в гидросистеме и заклинивание органов управления по причине замерзания воды.
У машин обычного исполнения применение специальных гидравлических масел, например ВМГЗ, позволяет обеспечить работоспособность гидропривода при температуре окружающего воздуха до минус 30 °С. При более низкой температуре дополнительно требуется применение специальных средств предпускового обогрева агрегатов гидросистемы, а также утепление и обогрев гидробака и гидрораспределителей во время работы машины.
Повысить установившуюся температуру и время прогрева рабочей жидкости при работе машины можно за счет отключения теплообменника, применения гидробака уменьшенной вместимости, утепления гидробака и гидроаппаратуры с помощью теплоизоляционных материалов, непрерывного обогрева гидробака отработавшими газами дизеля или электронагревательными элементами.
При сезонном обслуживании, кроме выполнения указанных выше подготовительных работ, требуется проверить герметичность соединений, исправность узлов и контрольно-измерительных приборов.
В гидроприводах сцепления и особенно тормозов машин на базе автомобилей особого внимания требует исключение причин попадания воздуха в систему, наличие которого в тормозной жидкости может привести к внезапному отказу тормозов и созданию аварийной ситуации.
Пневматическая система
Подготовка пневмосистем имеет целью предотвращение замерзания конденсата воды и обеспечение герметичности системы. Скопление конденсата в приборах и трубопроводах может привести к образованию ледяных пробок и отказу пневмопривода.
При сезонном обслуживании требуется проверить техническое состояние масловлагоотделителя и других аппаратов, обеспечивающих сушку воздуха, сбор конденсата и снижение температуры его застывания. Кроме того, проверке подлежат производительность компрессора, состояние предохранительных устройств и приборов управления.
Особого внимания требуют пневмоприводы тормозов и других систем, от которых зависит безопасность работы и транспортного перемещения самоходных машин.
Герметичность пневмопривода определяют по расходу утечки воздуха или скорости падения давления в запертой системе.
Ходовое оборудование
Подготовка к зимней эксплуатации ходового оборудования пневмоколесных машин выполняется с целью исключения опасности повреждения шин, связанной с их замораживанием; улучшения проходимости машины по снежному покрову и мерзлому обледенелому грунту; обеспечения устойчивого прямолинейного движения машины без увода и заносов в этих дорожных условиях.
Опасность повреждения шин обычного исполнения возникает уже при температуре ниже минус 10 °С, когда резина некоторых сортов начинает становиться хрупкой, а при минус 15 °С полностью теряет эластичность. У шин из морозостойких резин температура замерзания находится на уровне минус 50 - 60 °С и ниже. Поэтому при низких температурах применение шин из морозостойких резин является обязательным.
Проходимость пневмоколесных машин улучшается прежде всего за счет повышения коэффициента сцепления, для чего они оборудуются цепями противоскольжения. Применение таких цепей на шинах с регулируемым давлением не допускается.
В зимнее время не допускается использование шин с сильно изношенным протектором.
Для обеспечения прямолинейного движения пневмоколесных машин важно, чтобы шины имели одинаковый износ протектора и равное давление на левой и правой сторонах машины. Большое значение имеет также точность геометрических параметров установки передних колес, прежде всего - углов схождения и развала, которые должны быть проверены при сезонном обслуживании.
У гусеничных тракторов причинами увода от прямолинейного движения могут быть пробуксовывание бортовых фрикционов и деформация рамы гусеничной тележки.
При сезонном обслуживании гусеничных машин нужно принять меры к тому, чтобы в ходовом оборудовании не возникали повышенные внутренние сопротивления из-за загустевания смазочного материала. Эти сопротивления не только снижают коэффициент полезного действия оборудования и уменьшают тяговые усилия машины, но и приводят к стопорению опорных и поддерживающих катков, вызывают односторонний износ их рабочих поверхностей. Такие явления имеют место также из-за попадания воды и грязи в подшипники катков и их замерзания, особенно если конструкцией предусмотрены подшипники качения. Поэтому должно быть проверено состояние подшипников и уплотнителей катков и произведена замена летнего смазочного материала на зимний.



Приложение В
(справочное)
ЗИМНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Бензины
Все отечественные автомобильные бензины, кроме АИ-98 и АИ-95, выпускаются в летнем и зимнем исполнениях. Зимние бензины в соответствии с ГОСТ 2084 имеют улучшенную испаряемость, обеспечивающую облегчение пуска двигателя при низких температурах окружающего воздуха и более устойчивую работу двигателя при пониженном тепловом режиме в период прогрева. Фракционный состав зимних бензинов характеризуется повышенным содержанием углеводородов, имеющих низкую температуру кипения. Конечная температура кипения зимних бензинов составляет 185 °С, что на 10 °С ниже, чем у летних.
Остальные качественные показатели зимних бензинов практически не отличаются от показателей летних.
Дизельные топлива
Для дизелей машин при низких температурах окружающего воздуха следует использовать топлива с пониженной температурой застывания. В соответствии с ГОСТ 305 для этих условий должны применяться следующие виды топлива:
дизельное топливо марки З (зимнее) при температуре окружающего воздуха до минус 20 - 30 °С;
дизельное топливо марки А (арктическое) при температуре окружающего воздуха до минус 45 °С и ниже.
При необходимости снижение температуры застывания дизельного топлива достигается путем добавления к нему керосина или топлива для авиационных двигателей (Т-1, ТС-1). Требуемое количество керосина определяется из расчета, что его добавление в объеме 25% снижает температуру застывания смеси на 8 - 2 °С. Использование такого способа должно быть ограничено в связи с увеличением жесткости работы дизеля и износа его деталей.
Моторные масла
Снижение температуры окружающего воздуха приводит к увеличению вязкости всех нефтепродуктов, в том числе моторных масел. При этом у холодного двигателя возрастает сопротивление вращению коленчатого вала, снижаются скорость проворачивания коленчатого вала пусковыми устройствами и надежность пуска, растут пусковые износы деталей. В связи с этим зимние виды моторных масел по сравнению с летними должны иметь пониженную вязкость при низких температурах.
В этих условиях следует применять следующие виды моторных масел:
масла минеральные (нефтяные), хорошо очищенные (депарафинизированные);
масла на нефтяной основе, загущенные вязкостными присадками;
масла на основе синтетических продуктов.
У незагущенных нефтяных масел уменьшение пусковой вязкости по сравнению с номинальной приводит соответственно к значительному снижению вязкости при рабочей температуре, принятой условно за 100 °С. В связи с этим при использовании незагущенных зимних масел требуется их сезонная замена на масла, имеющие более высокую рабочую вязкость, - летние.
К зимним сортам незагущенных моторных масел относятся следующие:
М-8-Б , М-8-В , М-8-Г , М-8-Г - для карбюраторных
1 1 1 1(И)
двигателей;
М-6-Г , М-8-Г , М-8-Г - для дизелей;
2 2 2(К)
М-8-В - для карбюраторных и дизельных двигателей.
Эти масла имеют температуру застывания минус 25 - 30 °С, что
позволяет применять их при температуре окружающего воздуха до
минус 15 °С (М-6-Г и М-8-Г - до минус 20 °С).
2 2(К)
Загущенные нефтяные масла в меньшей степени увеличивают вязкость при снижении температуры; они являются всесезонными:
М-6 /10В - универсальное масло для карбюраторных и дизельных
3
двигателей, применяется при температуре окружающего воздуха до
минус 15 °С;
М-5 /10Г - для карбюраторных двигателей до минус 35 °С;
3 1
М-6 /12Г - для карбюраторных двигателей до минус 25 °С;
3 1
М-6

<ПИСЬМО> МНС РФ от 27.02.2003 n 22-1-15/453-3133 О ЕДИНОМ НАЛОГЕ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также